Ярослав мудрый чей сын

Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый

Ярослав Владимирович, в историографической традиции Ярослав Мудрый. Родился ок. 978 года — умер 20 февраля 1054 года в Вышгороде. Князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034), князь киевский (1016—1018, 1019—1054).

Ярослав Мудрый родился около 978 года. Сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны.

При крещении был наречён Георгием.

Ярослав впервые упоминается в Повести временных лет в статье 6488 (980) года, в которой рассказано о женитьбе его отца, Владимира Святославича, и Рогнеды, а после перечисляются 4 сына, родившихся от этого брака: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод.

Год рождения Ярослава Мудрого

В статье 6562 (1054) года, где рассказывается о смерти Ярослава, говорится, что прожил он 76 лет (по древнерусскому счету лет, то есть прожил 75 лет и умер на 76-том году жизни). Соответственно, согласно летописным известиям, родился Ярослав в 978 или 979 году. Эта дата является наиболее употребительной в литературе.


Однако существует мнение, что данный год является ошибочным. В летописной статье под 1016 (6524) годом говорится о вокняжении Ярослава в Киеве. Если верить этому известию, то Ярослав должен был родиться в 988 или 989 году. Объясняется это по-разному. Татищев считает, что имела место ошибка и должно быть не 28, а 38 лет. В несохранившихся до нашего времени летописях, бывших у него в распоряжении (Раскольничья, Голицынская и Хрущёвская летописи), было 3 варианта — 23, 28 и 34 года, а согласно Оренбургскому манускрипту дату рождения Ярослава следовало отнести к 972 году.

При этом в некоторых поздних летописях читается не 28 лет, а 18 (Софийская первая летопись, Архангелогородский летописец, Ипатьевский список Ипатьевской летописи). А в Лаврентьевской летописи было указано, что «И бы тогда Ярослав Новегороде лет 28», что дало основание С. М. Соловьёву предположить, что известие относится к продолжительности новгородского княжения Ярослава: если принять правильным 18 лет — то с 998 года, а если 28 лет — то совокупное правление в Ростове и Новгороде с 988 года. Соловьёв также сомневался в правильности известий о том, что Ярославу в год смерти было 76 лет.

С учётом того, что брак между Владимиром и Рогнедой по устоявшемуся сейчас мнению был заключён в 978 году, а также того, что Ярослав был третьим сыном Рогнеды, он не мог родиться в 978 году.


мнению историков датировка в 76 лет появилась для того, чтобы представить Ярослава старше Святополка. Однако есть свидетельства о том, что именно Святополк был старшим из сыновей на момент смерти Владимира. Косвенным свидетельством этому могут служить слова Бориса, которые он сказал своей дружине, не желая занимать Киев, поскольку именно Святополк является старшим: «Онъ же рѣче · Не буди мнѣ възнѧти рук на брата старъшаго · аще и отецъ ми умре · то сь ми буди въ отца мъсто».

В настоящий момент факт старшинства Святополка считается доказанным, а указание возраста считается свидетельством того, что летописец пытался представить старшим именно Ярослава, обосновав, таким образом, его право на великое княжение.

Если же принимать традиционную дату рождения и старшинство Святополка, то это ведёт к пересмотру летописного рассказа о борьбе Владимира и Ярополка за киевский престол, и отнесению захвата Полоцка и женитьбы Владимира на Рогнеде к 976 или к началу 977 года, до его ухода за море.

Дополнительные сведения о возрасте Ярослава на момент смерти представляют данные исследования костных останков Ярослава, проведённые в 1939—1940 годах. Д.Г. Рохлин указывает, что Ярославу в момент смерти было больше 50 лет и указывает в качестве вероятного года рождения 986, а В.В. Гинзбург — 60—70 лет. Основываясь на этих данных предполагается, что Ярослав мог родиться в период между 983 и 986 годами.


Кроме того, некоторые историки вслед за Н.И. Костомаровым высказывали сомнения в том, что Ярослав является сыном Рогнеды. Однако это противоречит известиям летописей, в которых Ярослав неоднократно называется её сыном. Существует также гипотеза французского историка Арриньона, согласно которой Ярослав был сыном византийской царевны Анны и именно этим объясняется вмешательство в 1043 году Ярослава во внутривизантийские дела. Однако эта гипотеза также противоречит всем другим источникам.

Ярослав Мудрый (документальный фильм)

Ярослав в Ростове

В «Повести временных лет» за 6496 (988) год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 год, достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 года.

В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала.

Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 году «кормилец и воевода именем Буды (или Будый)». Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения.


Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль.

Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1877 году. Согласно исследованиям историка и археолога Н. Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII—XIX веке, однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М. А. Ленивцевым в 1827 году.

Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города.


В 1958—1959 годах ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 года. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля.

Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. «Повесть временных лет» дату смерти Вышеслава не сообщает.

В «Степенной книге» (XVI век) сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» (1000 год). Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой.

Другую версию привёл в «Истории Российской» В. Н. Татищев. На основании какой-то не дошедшей до нашего времени летописи (вероятно новгородского происхождения) он помещает сведения о смерти Вышеслава в статье за 6518 (1010/1011) год. Эта дата в настоящее время принята большинством историков. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав.

Ярослав в Новгороде

После смерти Вышеслава старшим сыном Владимира Святославовича считался Святополк. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен Владимиром в темницу по обвинению в измене. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование — для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава.


Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Однако новгородский князь всё равно имел подчинённое положение к великому князю, выплачивая ежегодно дань в 2000 гривен (2/3 собранной в Новгороде и подчинённых ему землях). Однако 1/3 (1000 гривен) оставалась на содержание князя и его дружины, размер которой уступал только размеру дружины киевского князя.

Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года.

До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома, размещавшемся к югу от Новгорода.

Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава. Имя его первой жены неизвестно, предположительно, её звали Анна.

Во время раскопок в Новгороде археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной её стороне изображены святой воин Георгий с копьем и щитом и его имя, на второй — человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский». По-видимому, на печати помещен довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным ученым — археологом и скульптором Михаилом Герасимовым.


Выступление Ярослава против отца

В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение (он пробыл там до смерти отца). И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца.

Для того чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.


В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи: «начали варяги насилие творить на мужатых жёнах».

В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними. Произошло это в июле — августе 1015 года.

Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами. Он также пообещал заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.

Ярослав Мудрый 2

Ярослав в Киеве

15 июля 1015 года в Берестове умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.


В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей: «И отпусти их всех домой, — и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите».

Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 году польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху Ярослава и, вместо того чтобы передать город («стол») мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море».

Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал. Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет?», — на что Ярослав дал своё согласие: «Ничего этого я не сделаю: ни настраивать никого не стану к (личному, грудь на грудь) сражению с Конунгом Бурислейфом, ни порицать кого-либо, если он будет убит».


В 1019 году Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга — Ингигерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестят созвучным именем — Ирина. В качестве приданого от отца Ингигерда получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды).

В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме, разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 году согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск.

В 1023 году брат Ярослава — тмутараканский князь Мстислав — напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра, а в 1024 году Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна под Лиственом (возле Чернигова). Мстислав перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предложил разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны: «Садись в своем Киеве, ты — старший брат, а мне пусть будет эта сторона».

В 1025 году сын Болеслава Храброго Мешко II стал королём Польши, а два его брата, Безприм и Отто, были изгнаны из страны и нашли убежище у Ярослава.

В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделили земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года (года смерти Мстислава).

В 1028 году норвежский король Олаф (впоследствии прозванный Святым), был вынужден бежать в Новгород. Он прибыл туда вместе с пятилетним сыном Магнусом, оставив в Швеции его мать Астрид. В Новгороде Ингигерда, сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа, настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения короля в Норвегию в 1030 году, где тот и погиб в битве за норвежский престол.

В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев (ныне Тарту, Эстония). В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов, попов и бояр.

В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Незадолго до этого в том же 1031 году Харальд III Суровый, король Норвегии, сводный брат Олафа Святого, бежал к Ярославу Мудрому и служил в его дружине. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету.

В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей — псковского князя Судислава — в темницу (поруб). Только после этих событий Ярослав решается переехать со двором из Новгорода в Киев.

В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.

В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич.

В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию.

В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038—1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник.

Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде, в знак союза с Польшей.

В 1043 году, Ярослав, за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе, послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году.

В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву.

В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного.

В 1047 году произошёл разрыв Ярославом Мудрым союза с Польшей.

В 1048 году в Киев прибыли послы Генриха I Французского — просить руки дочери Ярослава Анны.

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.

Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде точно в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года старшего сына Владимира.

В надписи (граффити) на центральном нефе Софийского собора под ктиторской фреской самого Ярослава Мудрого, датированной 1054 годом, говорится о смерти «царя нашего»: «В 6562 мца феврари 20 успен(и)е ц(а)ря наш(е)го в в(оскресенье) в (н)еде(лю) (му)ч Феодора».

В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету — с полуночи, в быту — с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, — уже воскресенье. Историк А. Карпов считает, что князь мог умереть 19 (по летописи), а похоронили его 20-го.

Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. В. К. Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года.

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования.

Внешность Ярослава Мудрого

По результатам вскрытия января 1939 года антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя.

Рост Ярослава Мудрого был 175 сантиметров. Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот (практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко), резко выступающий подбородок.

Известно также, что он был хромым (из-за чего плохо ходил): по одной из версий — от рождения, по другой — в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.

По сообщению журнала Newsweek, при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата).

Исчезновение останков Ярослава Мудрого

В XX веке Саркофаг Ярослава Мудрого вскрывался три раза: в 1936, 1939 и в 1964 годах.

В 2009 году гробница в Софийском соборе вновь была вскрыта, а останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом.

Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причём составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет времён Древней Руси, а второй на тысячу лет древнее, то есть времён скифских поселений.

Останки древнерусского периода, по утверждению учёных-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжёлым физическим трудом, — явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных скелетов написал ещё М. М. Герасимов в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди.

На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями УГКЦ, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943 года. Икона была обнаружена в Свято-Троицком храме (Бруклин, Нью-Йорк, США) в 1973 году.

По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.

Ярослав Мудрый — Памятник «1000-летие России»

Ярослав Мудрый Памятник 1000-летие России

Личная жизнь Ярослава Мудрого:

Первая жена (до 1019) — предположительно, норвежка по имени Анна. Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу.

Вторая жена (с 1019) — Ингегерда (в крещении Ирина, в иночестве, возможно, Анна); дочь короля Швеции Олафа Шётконунга. Их дети разъехались по всей Европе.

Сыновья Ярослава Мудрого:

Илья (до 1018 -?) — возможный сын Ярослава Мудрого от первой жены, увезённой в Польшу. Гипотетический князь Новгорода.

Владимир (1020—1052) — князь новгородский.

Изяслав (Дмитрий) (1025—1078) — женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде.

Святослав (Николай) (1027—1076) — князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда.

Всеволод (Андрей) (1030—1093) — женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах.

Вячеслав (1033—1057) — князь смоленский.

Игорь (1036—1060) — князь волынский. Некоторые историки отводят Игорю пятое место среди сыновей Ярослава, в частности, опираясь на порядок перечисления сыновей в известии о завещании Ярослава Мудрого и известие о том, что по смерти Вячеслава в Смоленске Игорь был выведен из Владимира («Повесть временных лет»).

Дочери Ярослава Мудрого:

Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового.

Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I. В городе Тихонь, на берегу озера Балатон, в честь них названа церковь и установлен памятник.

Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как Анна Русская или Анна Киевская. Во Франции, в г. Санлис Анне установлен памятник.

Святые родственники Ярослава Мудрого:

Будущий православный святой благоверный князь Ярослав (конунг Ярицлейв) был свояком общехристианского будущего святого, норвежского конунга Олафа Святого — они были женаты на сёстрах: Ярослав на старшей сестре, будущей православной святой Ингигерд, Олаф на младшей сестре — Астрид.

До того у обоих святых была одна невеста — принцесса Ингигерд Шведская (на Руси благоверная княгиня Ирина), которая весной 1018 года дала согласие выйти замуж за Олафа Норвежского и собственноручно вышила плащ с золотой застёжкой своему жениху, а осенью того же года по требованию отца дала согласие выйти замуж за Ярослава (свадьба состоялась в 1019).

Романтические отношения Олафа и Ингигерд с 1018 по 1030 год описываются в трёх скандинавских сагах: «Саге об Олафе Святом», «Пряди об Эймунде» и т. н. «Гнилой коже».

В 1029 году Олаф, будучи в изгнании в Новгороде, написал вису (стихотворение) об Ингигерд; часть его дошла до настоящего времени. Согласно сагам, Олаф в Новгороде зимой 1029/1030 явил два чуда исцеления: в частности, излечил тяжело больного девятилетнего сына Ярослава и Ингигерд, будущего православного святого Владимира (Вальдемара). После гибели и прославления Олафа в Новгороде, б. стольном граде Ярослава, была возведена церковь Олафа Святого, прозванная в народе «варяжской».

Малолетний сын будущего святого Олафа Магнус Добрый был после гибели отца усыновлён будущим святым Ярославом Мудрым, воспитывался в его семье и по достижении совершеннолетия при помощи приемного отца получил обратно престол Норвегии, а затем и Дании.

Также Ярослав Мудрый — брат православных, первых прославленных на Руси святых — князей Бориса и Глеба, отец православных святых Владимира и Святослава Ярославичей, дед местночтимого православного святого Владимира Мономаха и католического Гуго Великого, графа Вермандуа.

Ярослав был похоронен в Софии Киевской в бывшей шеститонной проконесского мрамора гробнице святого римского папы Климента, которую его отец Владимир Святославич вывез из завоёванного им византийского Херсонеса. Гробница цела до сих пор.

Существует также точка зрения, что у Ярослава Мудрого была ещё одна дочь по имени Агата, которая стала женой Эдуарда Изгнанника, наследника престола Англии. Некоторыми исследователями ставится под сомнение факт, что Ярослав был сыном Рогнеды, а также существует гипотеза, что у него была жена — Анна, которая умерла около 1018. Возможно, Анна была норвежкой, а в 1018 году она была пленена Болеславом Храбрым во время захвата Киева. Там же выдвигается гипотеза о том, что некий Илья — «сын короля Руси» Ярослава Мудрого.

Происхождение жены одного из сыновей — германской принцессы Оды, дочери Леопольда, — является спорным фактом в части принадлежности к роду Штаденов (правителям Северной марки) или к Бабенбергам (правителям Австрии до Габсбургов). Спорным является и то, чьей женой была Ода — Владимира, Святослава или Вячеслава. Сегодня господствующей является точка зрения, что Ода Леопольдовна была женой Святослава и происходила из рода Бабенбергов.

Ярослав Мудрый в культуре

Ярослав — традиционный персонаж литературных произведений агиографического жанра — Житие Бориса и Глеба. Сам факт убиения служит для древних летописцев излюбленной темой для отдельных сказаний. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках, из которых старейшие и наиболее полные приписываются преподобному Нестору и черноризцу Иакову Мниху.

Там говорится, например, что после смерти Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя — Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве — Борису и Глебу. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса… И вот опечаленный скорбью князь Глеб плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». А сестра Ярослава Предслава предупреждает, что их брат Святополк собирается устранить и его.

Также Ярослав упомянут в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона и в «Памяти и Похвале князю Русскому Владимиру» Иакова Мниха.

Поскольку Ярослав был женат на Ингегерде — дочери шведского короля Олафа Шётконунга и устраивал династические браки своих дочерей, в том числе Елизаветы (Эллисив) — с королём Норвегии Харальдом Суровым, он сам и его имя неоднократно упоминаются в скандинавских сагах, где он фигурирует под именем «Ярислейва Конунга Хольмгарда», то есть Новгорода.

В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде», обнаруживает там, что варяг Эймунд вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом (Борисом), причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Затем некоторые исследователи на основании саги про Эймунда поддержали гипотезу, что смерть Бориса — «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, учитывая то что по летописям Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве.

Однако, гипотеза Сенковского, основанная исключительно на данных «Саги об Эймунде», активным сторонником которой в настоящее время является историк-источниковед И. Н. Данилевский, доказывает возможную «причастность» Ярослава только к убийству Бориса («Бурицлейва»), но никак не Глеба, который в саге не упоминается вовсе.

В то же время, известно, что после смерти князя Владимира лишь два брата — Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего» и для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как своих сторонников, так и противников.

Также историки, начиная с С. М. Соловьёва предполагают, что повесть о смерти Бориса и Глеба явно вставлена в «Повесть временных лет» позже, иначе летописец не стал бы снова повторять о начале княжения Святополка в Киеве.

Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии — премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.

Древнейший из портретов киевского князя был выполнен при его жизни на известной фреске в соборе святой Софьи. К сожалению, часть фрески с портретами Ярослава и его жены Ингегерды утрачена. Сохранилась лишь копия А. ван Вестерфельда, придворного живописца литовского гетмана А. Радзивила, сделанная в 1651 году с ещё целой фрески.

Известный скульптор и антрополог Михаил Герасимов осуществил реконструкцию лица Ярослава по его черепу. Скульптурный образ Ярослава был создан М. О. Микешиным и И. Н. Шредером в памятнике «Тысячелетие России» в 1862 году в Новгороде.

В художественной литературе: является второстепенным героем исторических романов Валентина Иванова «Русь Великая» (1961), Антонина Ладинского «Анна Ярославна — королева Франции» (1973), в исторической повести Елизаветы Дворецкой «Сокровище Харальда», а также в повести Бориса Акунина «Огненный перст» (2014).

В кинематографе:

— «Ярославна, королева Франции» (1978; СССР) режиссёр Игорь Масленников, в роли князя Ярослава Кирилл Лавров;
— «Ярослав Мудрый» (1981; СССР) режиссёр Григорий Кохан, в роли Ярослава Юрий Муравицкий, Ярослав в детстве Марк Гресь;
— «Ярослав. Тысячу лет назад» (2010; Россия) режиссёр Дмитрий Коробкин, в роли Ярослава Александр Ивашкевич.

Источник: stuki-druki.com

Память, оценки и почитание

Княжение Ярослава ознаменовалось расцветом стольного града Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Это была эпоха высшего процветания Киевской Руси. Своей деятельностью Ярослав так возвысился, что со временем за ним закрепилось прозвание «Мудрого».

Имя благоверного великого князя Ярослава было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II 8 декабря 2005 года.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [7].

Семья

  • Отец: св. равноап. Владимир Святославич (ок. 960-1015), вел. кн. Киевский.
  • Мать: Рогнеда Рогволодовна, в крещении Анастасия, кн. Полоцкая.
  • Жена: прп. Ингигерда Олафовна, в крещении Ирина, в иночестве Анна, блгв. принцесса Шведская.
  • Дети:
    • Илья (+ 1020), кн. Новгородский 1015 – 1020.
    • св. блгв. Владимир (1020 – 1052), кн. Новгородский 1043 – 1052.
    • Изяслав (1024 – 1078).
    • Святослав (1027 – 1076), кн. Черниговский.
    • Всеволод (1030 – 1093).
    • Вячеслав (1036 – 1057), кн. Смоленский.
    • Игорь (1036 – 1060), кн. Владимиро-Волынский.
    • Анна, королева Французская, жена Генриха I Капета.
    • Анастасия, королева Венгерская, жена Андрея I.
    • Елизавета, королева Норвежская, жена Гаральда Смелого.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль бы́л еси́,/ благове́рне кня́же Яросла́ве,/ до́бре во благоче́стии пожи́в,/ ве́ру непоро́чну соблю́л еси́,/ и хра́м пречу́ден Прему́дрости Бо́жия в сто́льнем гра́де Ки́еве устро́ив,/ ны́не на Небесе́х предстои́ши Престо́лу Святы́я Тро́ицы,// моли́ся низпосла́ти на́м ве́лию и бога́тую ми́лость.

Кондак, глас 4

Измла́да яви́лся еси́, богому́дре Яросла́ве,/ Боже́ственный сосу́д избра́н Бо́гови,/ во благоче́стии жи́тельствовавши,/ мно́гия святы́я це́ркви устро́ил еси́;/ те́мже похваля́ем тя́, кня́же на́ш,/ я́ко наро́ду твоему́ ты́ еси́ удобре́ние,// Ки́еву сла́ва и все́й Ру́сстей земли́ утвержде́ние.

Молитва

О святы́й благове́рный вели́кий кня́же Яросла́ве, все́х с любо́вию чту́щих тя́ благода́тный засту́пниче и покрови́телю! Вознеси́ сие́ ма́лое моле́ние недосто́йных ра́б твои́х Влады́це Христу́, да утверди́т во Святе́й Свое́й Це́ркви живы́й ду́х Правосла́вныя ве́ры, любо́вь, благоче́стие, в до́брых де́лех преуспе́яние; да да́рует па́стырям ре́вность попече́ния о спасе́нии люде́й, я́ко неве́рущия просвети́ти, заблу́дшия наста́вити и отпа́дшия обрати́ти; изря́днее же, да вся́ ча́да Це́ркви Правосла́вныя чи́сты сохрани́т от мирски́х искуше́ний, суему́дрия, суеве́рий и наважде́ний вра́жиих. Е́й, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри на́с, моля́щихся тебе́, но помози́ на́м ско́рым предста́тельством твои́м, да вся́ких бе́д, напа́стей и скорбе́й в се́й жи́зни вре́менней избежа́вше, кончи́ну непосты́дну обрете́м и, та́ко благоуго́дно на земли́ пожи́вше, жи́зни ра́йския на небеси́ сподо́бимся, иде́же вку́пе с тобо́ю просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Литература

  • Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси: Лекции по русской истории. Киевская Русь. — М., 1993.

Использованные материалы

  • Статья энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:
    • http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict…htm
  • Григорьев, Александр, «Исторические мифы. Ярослав Мудрый: книжник на посту правителя», Вильна, Октябрь 2000:
    • http://www.pravoslavie.ru/analit/rusideo/yaroslav.htm
  • Страница проекта «ХРОНОС» с данными из: Рыжов, Константин, Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний, Москва, 1999; Шикман, А. П., Деятели отечественной истории. Биографический справочник, Москва, 1997; сайта «От Руси древней до империи Российской»; статьи Рапова, О. М.:
    • http://www.hrono.info/biograf/yaroslav.html
  • Страница календаря на портале Православие.Ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/ABC/mq.htm
  • Cтраница сайта Ярославского Крестобогородского храма:
    • http://krestobogorodsky.ru/?p=1879
  • Страница официального сайта Херсонской епархии:
    • http://pravoslavie.ks.ua/rubric/akafisty/article/akafist-svy…omu

Источник: drevo-info.ru

Начало правления

Так князь Ярослав Мудрый начал свое правление, которое продолжалось 35 лет. Это время без сомнения можно назвать золотым временем в истории Киевской Руси. Но изначально все не было так гладко. Княжение Ярослава, даже после смерти Святополка, не было безоговорочным. Мстислав Удалой, занимавший в то время княжеский пост в городе Тмутаракани, отказался признавать брата единоличным правителем Киевской Руси. Мстислав собрал войско и пошел войной на Киев. Ключевое сражение этого противостояния произошло на реке Руда в 1023 году. В этой битве Ярослав был разбит и отправился в Новгород собирать новое войско. Следует отметить тот факт, что Мстислав проявил редкое великодушие и решил не оспаривать княжение брата. Он предложил Ярославу править всеми землями по правую сторону Дона, оставив за собой левую часть. Ярослав отказался.

Раздел и объединение страны

Однако, после возвращения в Новгород князь Ярослав Мудрый собрал новое войско и отправился на встречу с братом, которая произошла под Киевом. Браться договорились о заключении союза и разделили земли Киевской Руси между собой. Мстислав взял под свой контроль все восточные земли, Ярослав – западные. Единственной границей между владениями братьев был Днепр. Это событие было воистину ключевым для Руси. Впервые страна, до этого постоянно терзаемая внутренними и внешними врагами, обрела спокойствие. Согласие князей было полным и они не смели нарушать условия подписанного мира. Продолжалось это до 1036 года, когда Мстислав умер. После смерти брата князь Ярослав Мудрый стал полноправным властителем. Теперь под его контролем была вся Киевская Русь: ее западная и восточная части.

Ярослав и его деяния

1036 год знаменуется не только воссоединением западных и восточных земель Руси. Именно в этом году под Киевом состоялось сражение с половцами. Русская армия одержала великолепную победу, наголову разбив противника. Отныне они не представляли такой грозной силы. Теперь князь мог сосредоточиться на решение других насущных проблем.

Завершение правления

В историю князь Ярослав вошел под именем Мудрый. Так его назвал народ Киевский, ведь именно при нем в стране были открыты первые образовательные учреждения, а также составлен первый письменный свод законов – «Русская правда».

Последние годы своей жизни этот правитель направил на борьбу с возможной после его кончины междоусобной войной. Для этого он сам решил разделить страну между своими сыновьями. Так, Изяславу, старшему сыну, завещался в управление город Киев, Святослав становился правителем Чернигова, Всеволод наследовал Переяслав, Игорь становился князем во Владимиро-Волынской земле, Вячеслав же становился правителем Смоленска.

Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, оставив своим сыновьям великую страну, которая после продолжительного периода спокойствия, заявила о себе, как о сильной державе.

Популярные статьи:


Полтавская битва

Путь из варяг в греки

Император Павел 1

Присоединение Украины

 

Последние добавления:

Источник: istoriarusi.ru

Рождение

Князь Ярослав Владимирович, известный в истории как Ярослав Мудрый, родился в семье крестителя Руси, князя новгородского и киевского Владимира Святославовича и предположительно полоцкой княжны Рогнеды в 979 году. Он из рода Рюриковичей. Год рождения, как и мать князя, достоверно не установлены. Известным историком Н. Костомаровым высказывалось сомнение по поводу Рогнеды, как матери Ярослава.

Историк из Франции Арриньон был уверен, что матерью Ярослава была византийская царевна Анна. Его уверенность подтверждается вмешательством Ярослава Владимировича во внутриполитические дела Византии в 1043 году. Официальной считается версия, по которой именно Рогнеда была матерью Владимира, так большинство источников указывают на это. Именно ее придерживаются большинство российских и мировых историков.

Если сомнения по поводу матери можно объяснить отсутствием надлежащей информации, чередой определенных событий, которые исследователям необходимо каким-либо образом объяснить, то спор о дате рождения подтверждает предположение историков о том, что борьба за великое княжение киевское была нелегкой и братоубийственной.

Следует напомнить, что правление Киевом давало звание Великого князя. В лествинничной форме этот титул считался главным, и его передавали старшим сыновьям. Именно Киеву платилась дань всеми остальными городами. Поэтому нередко в борьбе за старшинство использовались всевозможные уловки, в том числе изменение даты рождения.

Год рождения

Историками на основе летописей было установлено, что Ярослав Владимирович был третьим сыном Рогнеды, после Изяслава, Мстислава. После него шел Всеволод. Это подтверждается в летописи «Повесть временных лет». Самым старшим сыном, предполагается, был Вышеслав, матерью которого считается первая жена Владимира, варяжка Олова.

Между Мстиславом и Ярославом шел еще один сын князя Владимира, Святополк, рожденный от гречанки, вдовы его брата, киевского князя Ярополка Святославовича. Он погиб в борьбе с князем Владимиром за киевский престол, а его жена взята последним в наложницы. Отцовство было спорным, но князь Владимир считал его за родного сына.

На сегодня точно установлено, что Святополк был старше Ярослава Владимировича, его год рождения приходился на 979 г. Это подтверждает и ряд летописей. Было установлено, что бракосочетание князя Владимира и Рогнеды было в 979 году. Принимая во внимание, что он является третьим сыном Рогнеды, можно предположить, что дата рождения установлена не верно.

Многие ученые, в том числе и С. Соловьев, считают, что Ярослав Владимирович не мог родиться в 979 или 978 годах. Это подтверждают и исследования костных останков в XX веке, они свидетельствуют о том, что предположительно останки принадлежали человеку в возрасте от 50 до 60 лет.

Еще историк Соловьев высказывал сомнения относительно продолжительности жизни Ярослава — 76 лет. Исходя из этого, можно сделать вывод о неправильно установленной дате рождения. Это сделано с целью показать, что Ярослав был старше Святополка, чем и обосновать его право на киевское правление. По некоторым данным, дата рождения Ярослава должна соответствовать 988 или 989 годам.

Детство и юность

Князь Владимир даровал в правление сыновьям различные города. Князю Ярославу Владимировичу достался Ростов. На это время ему было только 9 лет, поэтому к нему был прикреплен так называемый кормилец, который был воеводой и назывался Будый или Буда. О ростовском периоде практически ничего не известно, так как для правления князь был достаточно молодым. После гибели в 1010 году князя новгородского Вышеслава, правителем Новгорода назначается ростовский князь Ярослав, которому на тот период было 18-22 года. Это еще раз подтверждает, что время его рождения в летописи временных лет указано неправильно.

Основание Ярославля

С историей возникновения Ярославля связана легенда, согласно которой князь Ярослав Владимирович Мудрый основал город во время своего путешествия из Ростова в Новгород по реке Волге. Во время стоянки князь со своей свитой отправился на большой утес, вдруг из чащи леса на него выскочил медведь. Ярослав, при помощи секиры и подбежавших слуг, убил его. На этом месте была построена небольшая крепость, из которой впоследствии вырос город, названный Ярославлем. Может это просто красивая легенда, но, тем не менее, дату своего рождения Ярославль считает от 1010 года.

Князь Новгородский

После гибели Вышеслава встал вопрос о правлении в Новгородском княжестве. Так как Новгород был вторым по значимости городом после Киева, где княжил Владимир, то управление должно было перейти по наследству к старшему сыну, Изяславу, который был в опале у отца, да и к моменту назначения правителя Новгорода скончался.

После Изяслава шел Святополк, но он сидел в темнице по обвинению в измене против отца. Следующим сыном по старшинству был князь Ярослав Владимирович Мудрый, которого князь Владимир поставил княжить в Новгороде. Этот город должен был выплачивать Киеву дань, которая составляла размер, равный 2/3 от всех собираемых налогов, остальных денег хватало только на то, чтобы содержать дружину и князя. Это вызывало недовольство новгородцев, которые ждали повода, чтобы восстать против Киева.

В краткой биографии Ярослава Владимировича Мудрого период Новгородского правления не достаточно известен. Все поколения Рюриков, правящие в Новгороде, проживали в Городище, расположенном недалеко от населенного пункта. Но Ярослав поселился в самом городе в торговом месте «Ярославово дворище». К этому периоду относят историки и женитьбу Ярослава. Его первую жену, по некоторым источникам, звали Анна (дословно не установлено). Она по происхождению была норвежкой.

Восстание против Киева

Под конец жизни Великий князь Владимир приблизил к себе своего младшего сына Бориса, которому передал управление войском и собирался оставить ему киевский престол, вопреки правилам наследования старшими сыновьями. Против него и выступил Святополк, на то время старший брат, которого Владимир бросил в тюрьму.

Ярослав решается идти войной против отца за отмену дани Киеву. Не имея достаточного войска, он нанимает варягов, которые прибыли в Новгород. Узнав это, Владимир собрался идти походом против восставшего Новгорода, но сильно приболел. Кроме того, в середине лета 1015 года на киевскую Русь вторглись печенеги. Вместо того, чтобы идти против Новгорода, Борис был вынужден сражаться против кочевников-степняков, которые разбежались под натиском армии Руси.

В это время в Новгороде варяги, изнывающие от безделья, занялись грабежом и насилием, что подняло против них местных жителей, которые перебили их. Ярослав был в своем загородном селе Ракоме. Узнав о случившемся, Ярослав приказал доставить к нему зачинщиков побоища, пообещав простить их. Но едва они появились, приказал схватить их и казнить. Чем навлек на себя гнев большей части Новгорода.

К этому моменту он получает письмо от своей сестры, которая сообщила ему о смерти Владимира. Понимая, что нельзя оставлять неразрешенные проблемы, Ярослав просит мира у новгородцев, пообещав выдать за каждого убитого определенный денежный размер виры (откупа).

Борьба со Святополком за престол в Киеве

Князь Владимир умирает в городе Берестове 15 июня 1015 года. Правление принял на себя старший из братьев Святополк, которого народ прозвал Окаянным. Чтобы обезопасить себя, он убивает своих младших братьев: любимого киевлянами Бориса, Глеба и Святослава. Та же участь ждала Ярослава Владимировича, время новгородского правления укрепило его как политика, и он представлял опасность для Святополка.

Поэтому Ярослав при поддержке новгородцев и призванных варягов в 1016 году разбил под Любичем войско Святополка и вступил в Киев. Окаянный несколько раз подступал к городу в союзе с печенегами. В 1018 г. ему на помощь подоспел король Польши Болеслав Храбрый – тесть Святополка, который вошел в Киев, захватил там жену Ярослава Анну, его сестер и мачеху. Но вместо того, чтобы передать престол Святополку, решил его захватить сам.

Опечаленный Ярослав вернулся в Новгород и решил бежать за границу, но горожане не отпустили его, объявив, что сами пойдут против поляков. Так же снова были призваны варяги. В 1019 году войска двинулись к Киеву, где местные жители, поднялись на битву с поляками. На реке Альте Святополк был разгромлен, ранен, но сумел убежать. Ярослав Владимирович – великий князь киевский воцарился на престоле.

Личная жизнь Ярослава

Историки так же расходятся во мнении, сколько у Ярослава было жен. Большинство склонно считать, что у князя была одна жена Ингигерда – дочь короля Швеции Олафа Шетконунга, на которой он женился в 1019 году. Но часть историков предполагает, что у него было две жены. Первая — норвежка Анна, от которой у него был сын Илья. Они, якобы, с сестрами и мачехой Великого Ярослава Владимировича были взяты королем Болеславом в полон, и увезены в Польские земли, где бесследно пропали.

Есть и третья версия, согласно которой, Анна – это имя Ингигерды в иночестве. В 1439 году инокиня Анна причислена к лику святых и является покровительницей Новгорода. Ингигерде отцом в дар были дарованы земли, которые прилегали к городу Ладога. Они позднее были названы Ингерманландия, где Петром I был построен Санкт-Петербург. У Ингигерды и князя Ярослава было 9 детей: 3 дочери и 6 сыновей.

Киевское правление

Годы правления Ярослава Владимировича были полны военных противостояний. В 1020 году родной племянник князя Брячислав вторгся в Новгород, взяв в нем много пленных и добычи. Дружина Ярослава настигла его на реке Судоме недалеко от Пскова, где он потерпел поражение от князя, бросив пленных и добычу, бежал. В 1021 году Ярослав отдает ему в удел города Витебск и Усвят.

В 1023 г. на земли Киевской Руси вторгся тмутараканский князь Мстислав, младший брат Ярослава. Он под Лиственным разбил войско Ярослава, захватив все левобережье. В 1026 году, собрав войско, Ярослав возвращается в Киев, где заключает с братом договор, о том, что будет править на правобережье, а левобережье будет принадлежать Мстиславу.

В 1029 году вместе с Мстиславом совершили поход в Тмутаракань, где разгромили и изгнали ясов. В 1030 году, покорил чудь на Балтике и заложил город Юрьев (Тарту). В этом же году он ходил на город Белз в Галиции и покорил его.

В 1031 году к Ярославу бежит король Норвегии Харальд III Суровый, который в последствие станет его зятем, женившись на дочери Елизавете.

В 1034 году Ярослав ставит Новгородским князем своего любимого сына Владимира. В 1036 год принес ему печальное известие – внезапно умер Мстислав. Обеспокоенный возможностью оспорить киевские владения последним из братьев — Судиславом, он заключает князя Пскова по наговору в темницу.

Значение правления Ярослава

Великий князь Ярослав Владимирович Мудрый правил данными в управление землями как рачительный хозяин. Он постоянно приумножал территории; укреплял границы, расселяя по степным просторам южных пределов пленных поляков, которые защищали Русь от степных кочевников; укрепил западные рубежи; прекратил навсегда набеги печенегов; строил крепости и города. За время его правления не прекращались военные походы, которые позволили сохранить государство от врагов и расширить его территории.

Но значение правления заключалось не только в этом. Время его правления – высший расцвет государства, эпоха процветания Киевской Руси. Прежде всего, он помогал распространению православия на Руси. Строил храмы, содействовал просвещению в этой сфере и подготовке священников. При нем были открыты первые монастыри. Его заслуга и в освобождении русской церкви от греческой и византийской зависимости.

В месте окончательной победы над печенегами он построил собор святой Софии, разукрашенный фресками и мозаикой. Там же были построены два монастыря: святого Георгия, в честь своего покровителя Георгия Победоносца и святой Ирины, во имя ангела жены. Киевский храм святой Софии был построен по подобию цареградского, это можно увидеть на фото. Ярослав Владимирович Мудрый способствовал возведению соборов Киевско-Печерской лавры и устройству монастыря.

Весь Киев был обнесен каменной стеной, в которой устроены Золотые ворота. Ярослав, будучи человеком просвещенным, приказал приобретать книги, и переводить их с греческого и других языков. Он сам много покупал. Все они собирались при Софийском соборе и были доступны для общего пользования. Он приказывал священникам обучать людей, при нем были образованы училища в Новгороде и Киеве.

Почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым?

Особое значение историки придают составленным при Ярославле сборникам законов, которые действовали в Киевской Руси. Свод законов «Русская правда» был первым правовым документом, положившим основу законодательству Российского государства. Кроме того ее дополняли и разрабатывали в позднее время. Это говорит о том, что законами пользовались в обыденной жизни.

Был составлен церковный устав, он переведен с византийского языка. Ярослав заботился о распространении христианства, делал все, чтобы церкви сияли благолепием, а простые христиане были обучены основным православным законам. Он заботился о процветании городов и спокойствии людей, населяющих земли Киевской Руси. Именно за эти дела было дано Ярославу Владимировичу прозвище Мудрый.

Во времена Киевской Руси династические браки играли важное значение. Именно они помогали налаживать внешнеполитические связи. Он породнился со многими знатными родами Европы, что позволило ему решать многие дела без кровопролития. Его политика позволила наладить добрые отношения с братом Мстиславом и вместе с ним участвовать в новых походах.

Умер князь Ярослав Мудрый, как принято считать, 20.02.1054 года на руках Всеволода, своего сына. Им был дан завет своим детям: жить в мире, никогда не воевать друг с другом. Многие известные историки не согласны с датой смерти, но, тем не менее, это общепринятая дата. Похоронен в соборе святой Софии в Киеве. В XX веке склеп трижды вскрывали, в 1964 году при вскрытии его останки не были обнаружены. Считается, что их вывезли в 1943 году украинские приспешники фашистов. Останки, якобы, находятся в США.

Источник: fb.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.