Ярослав и святослав

Святослав Ярославич (в крещении Никола) был третьим сыном Ярослава Мудрого и шведской принцессы Ингегерды. При жизни отца владел Владимиро-Волынской землей.

После смерти младших братьев, Игоря и Вячеслава, старшие братья Ярославичи поделили их уделы между собой. Святославу досталась обширная территория, куда вошли земли северян, вятичей, Чернигов, Муром, Тмутаракань, Рязань.

С 1054 г. Святослав – князь Черниговский, с 1073 г. – великий князь Киевский. Из всех братьев Ярославичей он был самым энергичным и обладал наибольшими способностями. Именно при нем в Чернигове велось активное строительство, а черниговский епископ принял статус митрополита.

В 1054-1073 гг. Святослав входил в «триумвират Ярославичей» вместе с братьями Изяславом и Всеволодом. Это был период мира и тесного сотрудничества. В 1060 г. они вместе победили торков. В 1067 г. братья Ярославичи совершили поход против Полоцкого князя Всеслава Брячиславича, в результате чего тот был схвачен и посажен в тюрьму.


В 1068 г. на Переяславское княжество напали половцы, в битве с ними на р. Альте Ярославичи потерпели поражение и бежали. Но в том же году князь Святослав Ярославич разбил войско половцев, вторгшихся в Черниговскую область, что подняло его авторитет.

Великий князь Киевский Изяслав Ярославич не смог справиться с нашествием половцев, и был изгнан из Киева, к чему Святослав отнесся равнодушно. В 1069 г. Изяслав вернулся в Киев с войском при поддержке польского короля. За время его отсутствия Святослав Ярославич успел посадить в Новгороде одного из своих сыновей, Глеба, и задумал завладеть Киевом.

В 1073 г. Святослав Ярославич вступил в заговор с братом Всеволодом и сверг Изяслава, который снова был вынужден бежать в Европу. Перед этим событием Черниговское княжество вело активную внешнюю политику, целью которой была международная изоляция Изяслава. В период скитания Изяслав Ярославич не получил поддержку и помощь иностранных правителей и все его попытки вернуть власть были тщетными.

Правление Святослава II Ярославича продолжалось до самой его смерти (1076 г.). Умер он в результате неудачной хирургической операции по вырезанию опухоли. Похоронен Святослав в Чернигове.

Святослав II Ярославич осознавал влияние церкви и сумел привлечь ее на свою сторону. Он покровительствовал святому Феодосию и Антонию, щедро одаривал Киево-Печерский монастырь, заложил здесь Успенскую церковь, построил Ильинский и Елецкий монастыри в Чернигове.

Летописец отмечает любовь Святослава Ярославича к книгам, по его заказу было издано два «Изборника Святослава» (1073 и 1076 гг.), в первом из которых изображена миниатюра князя с семейством. У Святослава была большая библиотека, для него переводилось много славяно-болгарских рукописей.


Князь Святослав Ярославич был женат дважды. Первая жена, Килликия (или Кикилия, Цецилия), от которой у него было 4 сына:

Глеб – князь Тмутараканский, Новгородский, Переяславский;

Роман Красный – князь Тмутараканский;

Давыд – князь Переяславский, Муромский, Смоленский, Новгородский, Черниговский;

Олег – князь Тмутараканский, Черниговский.

От второго брака с Одой Штаденской, родственницей папы Льва IX и императора Генриха III, у Святослава был один сын, Ярослав (князь Черниговский), и, возможно, дочь, выданная замуж в Византию. Существует гипотеза, что именно ее дочь, внучка Святослава, попала в плен к сельджукам и стала матерью султана Кылыч-Арслана II.

Источник: historykratko.com

Триумвират Ярославичей

Ярослав Мудрый, умирая, поручил киевский престол Изяславу, завещая остальным сыновьям слушаться его как себя, Святославу дал Чернигов, Всеволоду — Переяславль, Игорю — Владимир, а Вячеславу — Смоленск.

В 1060 году состоялся объединенный поход дружин четырех князей: Святослава, Всеволода, Изяслава и Всеслава Полоцкого на торков. По свидетельству летописца:

«… торки убоялись и обратились в бегство до сего дня и перемерли, бегаючи».


Впоследствии осколки торков и печенегов расселились на границах Руси.

Битва на реке Немиге в 1065

Миниатюра из Радзивилловской летописи
Миниатюра из Радзивилловской летописи

Войска сошлись на берегах реки Немиги и 7 дней стояли друг против друга в глубоком снегу. Наконец Всеслав Полоцкий в полнолуние начал атаку, но потерпел поражение и бежал. Ярославичи не преследовали его, но через 4 месяца после битвы Ярославичи позвали Всеслава на переговоры, целовали крест и обещали безопасность, однако нарушили своё обещание — схватили вместе с двумя сыновьями, отвезли в Киев и заключили в земляную тюрьму.

Битва описана в «Слове о полку Игореве» и является одной из крупнейших и наиболее кровавых междоусобных битв на Руси.

Битва на Альте в 1068 году

В 1068 году половцы вторглись на Русь во главе с ханом Шаруканом по левому берегу Днепра, Ярославичи вывели войска навстречу и были разбиты.

Изяслав и Всеволод бежали в Киев, где их нежелание организовать новый поход против половцев, грабивших окрестности Киева, вызвало восстание и киевляне освободили князя Всеслава Полоцкого, державшегося братьями-Ярославичами под стражей. Всеслава посадили на киевский престол в надежде, что он сможет остановить половцев.


Битва на реке Сновь

После поражения княжеского триумвирата в битве на реке Альте половцы начали грабить территорию Киевского, Переяславского и Черниговского княжеств. Когда они начали жечь села возле самого Чернигова, Святослав Ярославич, собрав дружину и черниговское ополчение, отправился навстречу врагу.

Как свидетельствует летописец, князь Святослав перед началом боя произнес речь перед своими воинами, сказав:

«Потягнем, уже нам не лзе камо ся дети!»

Русское войско атаковало первым. Мощная атака тяжелой русской конницы рассеяла половецких всадников, большинство из которых погибли или утонули в реке Снове во время отступления. В плен попал хан Шарукан.

В результате победы войска Святослава Ярославича, половецкая угроза, возникшая после альтинского разгрома, исчезла. Остатки половецких отрядов покинули территорию Киевской Руси. Кроме того, Сновская битва является первой известной победой русского войска над половцами.

После бегства Изяслава в Польшу, а Всеслава, ненадолго в результате восстания занявшего киевский престол, — в Полоцк, Святослав приехал с братом Всеволодом в Киев и выступил в 1069 году посредником между киевлянами и Изяславом, приближающимся с польскими войсками.


Правда Ярославичей

В «Правде Ярославичей» регламентировалось устройство и порядок управления вотчиной осуществлял княжеский дворецкий – огнищанин (от слова «огнище» – дом), сбором налогов занимался княжеский подъездной.

Источник: xn--80apmdfm0a.xn--p1acf

Святослав Ярославич, в крещении Николай (1027 — 27 декабря 1076 ) — третий сын Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской,

С 1054 г. Святослав – князь Черниговский, с 1073 г. – великий князь Киевский. В 1054-1073 гг. входил в так называемый «триумвират Ярославичей» и вместе со старшим братом Изяславом и младшим Всеволодом правил Киевской Русью. Из всех братьев Ярославичей он был самым энергичным и обладал наибольшими способностями, отбирал уделы у князей-изгоев, ходил в военные походы. Вплоть до своей смерти он благополучно управлял Русью, несмотря на все попытки Изяслава через иноземных государей и папу вернуть себе власть.

Именно при нем в Чернигове велось активное строительство, а черниговский епископ принял статус митрополита. Святослав II Ярославич осознавал влияние церкви и сумел привлечь ее на свою сторону. Он покровительствовал святому Феодосию и Антонию, щедро одаривал Киево-Печерский монастырь, заложил здесь Успенскую церковь, построил Ильинский и Елецкий монастыри в Чернигове.Летописец отмечает любовь Святослава Ярославича к книгам, по его заказу было издано два «Изборника Святослава» (1073 и 1076 гг.), в первом из которых изображена миниатюра князя с семейством. У Святослава была большая библиотека, для него переводилось много славяно-болгарских рукописей.


В 1067 году Святослав вместе с братьями совершил поход против Всеслава Полоцкого, войска которого были разбиты, а сам он посажен в тюрьму в городе Киеве. В союзе с Всеволодом и Изяславом князь Святослав вел борьбу с торками, восточными кочевниками, силу которых они смогли сломить, а также половцами, борьба с которыми оказалась неудачной.

После того, как в 1068 году на Переяславское княжество напали половцы, братья выступили против них, но получили поражение на реке Альте и бежали. Святослав быстро оценил сложившуюся ситуацию и нанес половцам, вторгнувшимся в Черниговскую область, сильное поражение у Сновска. Этот поступок значительно повысил авторитет Святослава на Руси. В то же время Изяслав не сумел справиться с половецким нашествием и был за это прогнан из Киева.

Князь Святослав равнодушно отнесся к изгнанию брата. Когда Изяслав явился в Киев с польскими войсками, братья Святослав и Всеволод ходатайствовали перед ним за киевлян. За это время Святослав успел посадить в Новгороде Глеба, одного из своих сыновей. У него появилась мысль овладеть Киевом. Святослав заверил брата Всеволода, что Изяслав замышляет лишить их принадлежащим им уделов.

Ешё 20 мая 1072 г. вместе с братьями, митр. Георгием и другими архиереями Святослав Ярославич в сопровождении прибывших из Переяславля епископа Петра и игумена Николая участвовал в торжественном перенесении мощей святых Бориса и Глеба в новую церковь в Вышгороде под Киевом. По всей вероятности, именно тогда произошла и кодификация корпуса дополнительных статей к Русской Правде, который носит подзаголовок «Правда Ярославичей».


И В 1073 году, Святослав, вступив в заговор с братом Всеволодом, сверг Изяслава, который был вынужден бежать в Европу. По некоторым источникам, этому событию предшествовали активные действия Черниговского княжества, которые преследовали единственную цель — международную изоляцию князя Изяслава (он не получил польской поддержки, на которую рассчитывал). Все попытки князя Изяслава вернуть себе киевский престол были тщетными до смерти Святослава.

27 декабря 1076 г. Святослав Ярославич умер на 50-м году жизни, став 1-й известной на Руси жертвой неудачно проведенной хирургической операции. Князь умер от разрезания опухоли («резания желве»). После этого Киевский престол был занят Всеволодом, который практически тут же вернул его брату Изяславу.

Женат Святослав был дважды: 1-й раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), женщине неизвестного происхождения. В этом браке рождены дети:

Глеб (ум. 1078г.) — князь Тмутараканский (1064 и 1066—1068гг.), Новгородский (1068—1073гг. и 1077—1078гг.), Переяславский (1073—1077гг.).
Роман Красный (ум. 1079г.) — князь Тмутараканский с 1069года.
Давид (ум. 1123г.) — князь переяславский (1073—1076гг.), князь муромский (1076—1093гг.), князь смоленский в 1093—1095гг. и 1096—1097гг., князь новгородский в 1094—1095гг., князь черниговский (1097—1123гг.).
Олег (ум. 1115г.) — князь тмутараканский.


Давид и Олег – родоначальники 2-х знаменитых в XII веке ветвей черниговских князей, Ольговичей и Давыдовичей. Из Ольговичей происходил святой Михаил Черниговский, от которого пошли многие княжеские роды России. Ныне существующий род князей Горчаковых является потомком Святослава Ярославича по прямой мужской линии.

От 2-го брака, с Одой, графиней Штаденской, племянницей маркграфа Саксонской северной марки, родственницей императора Генриха III и папы Льва IX , Святослав имел одного сына — Ярослава, который впоследствии стал черниговским князем (на миниатюре рядом с матерью изображён маленький Ярослав). Из немецких источников известно, что после смерти отца Ярослав воспитывался в Германии, а после вернулся на Русь, где нашёл сокровища, зарытые его матерью. Ярослав стал предком династии рязанских и муромских и князей (впоследствии — великих князей Рязанских), которая пресеклась в начале XVI в.

1140_1_1416329511_337

Святослав II Ярославич

200px-izbornik-2

Святослав (крайний справа) с семьёй. Миниатюра из Изборника (1073)


1-300x199-300x199

Перенесение мощей св. Бориса князьями Ярославичами с духовенством. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 106 об.)

250px-Izbornik_page

Изборник. 1073г. Исторический музей, Москва

98484_600-2-225x300

Рябушкин А. П «Вольга (Вольх) Всеславьевич». Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий.

pic0005-212x300

Русская одежда в XI столетии, КНЯЖЕСКАЯ ОДЕЖДА. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. [Висковатов].

Лит.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.Полное
Карамзин, «История Государства Российского», т. II, гл. IV.
Соловьев, «История России», СПб., изд. «Общественной Пользы», т. II, гл. II.
Д. Иловайский, «История России», ч. І, Москва, 1876 г. — Бестужев-Рюмин, «Русская история», т. І.


Источник: deduhova.ru

Святослав Ярославич, в крещении Николай (1027 — 27 декабря 1076 ) — третий сын Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской,

С 1054 г. Святослав – князь Черниговский, с 1073 г. – великий князь Киевский. В 1054-1073 гг. входил в так называемый «триумвират Ярославичей» и вместе со старшим братом Изяславом и младшим Всеволодом правил Киевской Русью. Из всех братьев Ярославичей он был самым энергичным и обладал наибольшими способностями, отбирал уделы у князей-изгоев, ходил в военные походы. Вплоть до своей смерти он благополучно управлял Русью, несмотря на все попытки Изяслава через иноземных государей и папу вернуть себе власть.

Именно при нем в Чернигове велось активное строительство, а черниговский епископ принял статус митрополита. Святослав II Ярославич осознавал влияние церкви и сумел привлечь ее на свою сторону. Он покровительствовал святому Феодосию и Антонию, щедро одаривал Киево-Печерский монастырь, заложил здесь Успенскую церковь, построил Ильинский и Елецкий монастыри в Чернигове.Летописец отмечает любовь Святослава Ярославича к книгам, по его заказу было издано два «Изборника Святослава» (1073 и 1076 гг.), в первом из которых изображена миниатюра князя с семейством. У Святослава была большая библиотека, для него переводилось много славяно-болгарских рукописей.

В 1067 году Святослав вместе с братьями совершил поход против Всеслава Полоцкого, войска которого были разбиты, а сам он посажен в тюрьму в городе Киеве. В союзе с Всеволодом и Изяславом князь Святослав вел борьбу с торками, восточными кочевниками, силу которых они смогли сломить, а также половцами, борьба с которыми оказалась неудачной.

После того, как в 1068 году на Переяславское княжество напали половцы, братья выступили против них, но получили поражение на реке Альте и бежали. Святослав быстро оценил сложившуюся ситуацию и нанес половцам, вторгнувшимся в Черниговскую область, сильное поражение у Сновска. Этот поступок значительно повысил авторитет Святослава на Руси. В то же время Изяслав не сумел справиться с половецким нашествием и был за это прогнан из Киева.

Князь Святослав равнодушно отнесся к изгнанию брата. Когда Изяслав явился в Киев с польскими войсками, братья Святослав и Всеволод ходатайствовали перед ним за киевлян. За это время Святослав успел посадить в Новгороде Глеба, одного из своих сыновей. У него появилась мысль овладеть Киевом. Святослав заверил брата Всеволода, что Изяслав замышляет лишить их принадлежащим им уделов.

Ешё 20 мая 1072 г. вместе с братьями, митр. Георгием и другими архиереями Святослав Ярославич в сопровождении прибывших из Переяславля епископа Петра и игумена Николая участвовал в торжественном перенесении мощей святых Бориса и Глеба в новую церковь в Вышгороде под Киевом. По всей вероятности, именно тогда произошла и кодификация корпуса дополнительных статей к Русской Правде, который носит подзаголовок «Правда Ярославичей».

И В 1073 году, Святослав, вступив в заговор с братом Всеволодом, сверг Изяслава, который был вынужден бежать в Европу. По некоторым источникам, этому событию предшествовали активные действия Черниговского княжества, которые преследовали единственную цель — международную изоляцию князя Изяслава (он не получил польской поддержки, на которую рассчитывал). Все попытки князя Изяслава вернуть себе киевский престол были тщетными до смерти Святослава.

27 декабря 1076 г. Святослав Ярославич умер на 50-м году жизни, став 1-й известной на Руси жертвой неудачно проведенной хирургической операции. Князь умер от разрезания опухоли («резания желве»). После этого Киевский престол был занят Всеволодом, который практически тут же вернул его брату Изяславу.

Женат Святослав был дважды: 1-й раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), женщине неизвестного происхождения. В этом браке рождены дети:

Глеб (ум. 1078г.) — князь Тмутараканский (1064 и 1066—1068гг.), Новгородский (1068—1073гг. и 1077—1078гг.), Переяславский (1073—1077гг.).
Роман Красный (ум. 1079г.) — князь Тмутараканский с 1069года.
Давид (ум. 1123г.) — князь переяславский (1073—1076гг.), князь муромский (1076—1093гг.), князь смоленский в 1093—1095гг. и 1096—1097гг., князь новгородский в 1094—1095гг., князь черниговский (1097—1123гг.).
Олег (ум. 1115г.) — князь тмутараканский.

Давид и Олег – родоначальники 2-х знаменитых в XII веке ветвей черниговских князей, Ольговичей и Давыдовичей. Из Ольговичей происходил святой Михаил Черниговский, от которого пошли многие княжеские роды России. Ныне существующий род князей Горчаковых является потомком Святослава Ярославича по прямой мужской линии.

От 2-го брака, с Одой, графиней Штаденской, племянницей маркграфа Саксонской северной марки, родственницей императора Генриха III и папы Льва IX , Святослав имел одного сына — Ярослава, который впоследствии стал черниговским князем (на миниатюре рядом с матерью изображён маленький Ярослав). Из немецких источников известно, что после смерти отца Ярослав воспитывался в Германии, а после вернулся на Русь, где нашёл сокровища, зарытые его матерью. Ярослав стал предком династии рязанских и муромских и князей (впоследствии — великих князей Рязанских), которая пресеклась в начале XVI в.

1140_1_1416329511_337

Святослав II Ярославич

200px-izbornik-2

Святослав (крайний справа) с семьёй. Миниатюра из Изборника (1073)

1-300x199-300x199

Перенесение мощей св. Бориса князьями Ярославичами с духовенством. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 106 об.)

250px-Izbornik_page

Изборник. 1073г. Исторический музей, Москва

98484_600-2-225x300

Рябушкин А. П «Вольга (Вольх) Всеславьевич». Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий.

pic0005-212x300

Русская одежда в XI столетии, КНЯЖЕСКАЯ ОДЕЖДА. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. [Висковатов].

Лит.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.Полное
Карамзин, «История Государства Российского», т. II, гл. IV.
Соловьев, «История России», СПб., изд. «Общественной Пользы», т. II, гл. II.
Д. Иловайский, «История России», ч. І, Москва, 1876 г. — Бестужев-Рюмин, «Русская история», т. І.

Источник: deduhova.ru

ЯРОСЛАВИЧИ – ИЗЯСЛАВ, СВЯТОСЛАВ, ВСЕВОЛОД. (правили 1054-1093 гг.)

Ярослав и святослав

В XI в. Русь стала одним из самых обширных по территории государств Европы. Крещение Руси, открывшее двери византийскому влиянию, совпало со временем недолгого возрождения военной мощи Византии. Натиск печенежских орд и турков-сельджуков положили конец успехам византийцев. Распад империи франков привел к тому, что политическая гегемония в Европе X в. перешла к Германии. Италия оказалась разделена между Византией и Германией. Заняв Рим и подчинив большую часть Италии, германские короли провозгласили создание Священной Римской империи и приняли императорский титул. Папа римский должен был подчиняться империи, что значительно укрепило власть германского императора.

Много лет наследником Ярослава Мудрого являлся князь Владимир Новгородский. Но он скончался раньше отца. Ярослав Мудрый умер в 1054 г. перед смертью он разделил Русь между тремя старшими сыновьями. Изяслав получил Киев и Новгород, бывшие владения князя Мстислава были разделены между двумя другими Ярославичами. Святослав получил Чернигов, а Всеволод — Переяславль. Взявшись за устроение земли, Ярослав использовал опыт собственной жизни. Десять лет киевский князь управлял страной вместе с братом Мстиславом. Пока дружины князя-богатыря Мстислава обороняли Чернигов и Переяславль, подступы к Киеву с востока были надежно прикрыты, и Ярослав мог не беспокоиться о безопасности своей столицы. Следуя военным соображениям, Ярослав разделил собственно Русь (Киев, Чернигов и Переяславль) между старшими сыновьями. Отныне трое сильнейших князей поневоле должны были объединить силы для защиты столицы Руси от кочевников. Заботы Ярослава были не напрасны. Русь стояла на пороге опустошительного вторжения половецких орд.

Ярослав поделил «отчину» между всеми сыновьями. Его, бесспорно, занимала мысль, как разделить государство, сохранив при этом его единство. Ранее князья достигали этой цели примитивным способом: наиболее удачливый из претендентов на княжеский престол варварски уничтожал братьев. При наличии многоженства истреблению подвергались преимущественно сводные братья. Единобрачие и христианское семейное право смягчили нравы, чему способствовала также канонизация князей Бориса и Глеба, павших от руки брата.

Ярослав и святослав

Трое Ярославичей образовали своего рода триумвират и совместно управляли Русью в течение почти двух десятилетий. В своем завещании Ярослав старался внушить детям, что они сыны «единого отца и матери». Старшего, Изяслава, он благословлял княжеским столом — Киевом. Изяслав получил киевский стол как «старейший сын» Ярослава. Каждый член княжеской семьи на равных правах участвовал в разделе «волостей» и прочего имущества. Единство государства гарантировалось единством княжеской семьи, братским согласием князей, признанием ими старшинства киевского князя. Ярослав был опытным политиком и постарался подкрепить принцип старейшинства таким разделом земли, который исключал возможность сопротивления младших братьев. Изяслав получил больше городов и волостей, чем Святослав и Всеволод вместе взятые. Изяславу достались кроме Киева обширная и богатая Новгородская земля, Деревская земля и Туровское княжество. Позднее он установил контроль над Смоленском и Волынью. Святослав и Всеволод получили в дополнение к Чернигову и Переяславлю Ростов, Белозеро и Тмутаракань. «Старейший брат» заботился о мире в семье и неприкосновенности отчин, выделенных младшим братьям. Вопрос о последующих семейных разделах «отчин» не затрагивался. Ярославичи положили начало практике княжеских съездов. На одном из своих съездов они составили кодекс законов — Правду Ярославичей. Когда Всеволод Полоцкий захватил Новгород, Ярославичи разгромили его, а затем заманили в Киев и посадили в «поруб», а Полоцк передали Изяславу Киевскому. Трое братьев отобрали Владимир Волынский у местного князя, которого перевели в Смоленск. После смерти смоленского князя они поделили между собой доходы от его княжества. Ярославичи старательно поддерживали культ первых русских святых Бориса и Глеба. Они совместно решили судьбу дядьки Судислава.

Ярослав и святослав

Раздел Южной Руси обеспечил оборону Киева от кочевников. Пока Ярославичам удавалось противостоять степи, их власть оставалась прочной и непоколебимой. Военные неудачи разрушили союз братьев. В середине XI г. в Причерноморье вторглись половецкие орды, вытеснившие печенегов. Ярославичи недооценили мощь нового противника. В 1068 г. они получили известие о нападении половцев на Переяславль. Собрав дружины и городские ополчения, князья выступили навстречу орде. Битва на реке Альте (1068 г.) закончилась разгромом русской рати. Когда Изяслав с остатками войска вернулся в Киев, народ собрался на вече и решил продолжить войну. Киевляне потребовали, чтобы князь роздал им оружие и коней. Дружина не оправилась от разгрома, и Изяслав отказался подчиниться постановлению веча. Тогда толпа разграбила княжий двор. Изяслав был свергнут, и бежал в Польшу. Народ избрал на киевский престол полоцкого князя Всеслава, освобожденного из киевской тюрьмы.

Призвав на помощь войска польского короля, Изяслав двинулся на Русь. Киевляне выступили навстречу, изготовившись к битве. Но Всеслав не собирался защищать чужую отчину. Он бежал в Полоцк. Тогда киевляне обратились к Святославу и Всеволоду, прося у них помощи против ляхов. Если князья не придут на помощь Киеву, заявляли они, «то нам неволя: зажегши град свой, уйдем в греческую землю». Их слова показали, что Киев сохранял значение торгового города, существовавшего благодаря оживленной торговле с Византией и стоявшего над местным славянским миром. Победа кочевников означала военное разорение, но что еще опаснее — невозможность торговать на византийских рынках. И ныне Святослав и Всеволод не оказали помощи восставшим против их брата киевлянам, но постарались примирить их с Изяславом. Посредничество младших братьев достигло цели. Население открыло ворота перед Изяславом.

Киевский князь беспощадно расправился с участниками мятежа. 70 киевлян были казнены, некоторые из мятежников ослеплены. Вторично заняв престол, Изяслав не вернул себе былой популярности среди столичного населения. После сражения на Альте хан Шарукан с двенадцатитысячным войском напал на Чернигов, но был разбит Святославом и захвачен Черниговцами в плен. Победа князя вернула Чернигову значение, каким он пользовался при князе Мстиславе. Киев же утратил свое военное превосходство над Черниговским княжеством. Когда Святослав Черниговский решил изгнать старшего брата Изяслава из его киевской отчины, киевское вече не оказало помощи своему князю. Младший брат, переяславский князь Всеволод выступил на стороне Святослава, и в 1073 г. последний занял Киев. Изяслав должен был во второй раз покинуть свою столицу. Княжеские усобицы обнаружили, сколь значительное влияние оказывал на ход политической борьбы институт веча, восходивший к родоплеменному строю. Значение народного собрания — веча упрочилось после того, как на Руси появились богатые города и относительно многочисленное городское население. Роль городов возросла, когда сформировались городские ополчения, именовавшиеся «тысячей». Во главе ополчения стояли тысяцкие.

Ярослав и святослав

Северная Русь развивалась тем же путем, что и Южная. В Новгороде княжеская власть не меньше зависела от веча, чем в Киеве. Когда вече свергло киевского князя Изяслава, князь Святослав посадил в Новгороде сына Глеба. Не позднее 1078 г. новгородцы «выгнаша Глеба из града». Князь бежал за Волок, где был убит чудью.

По смерти Святослава на киевский престол вернулся Изяслав, а затем младший из членов триумвирата Всеволод (1078-1093). Гибель новгородского войска на Балканах и раздел собственно Руси между тремя старшими сыновьями Ярослава имели важные последствия. Южная Русь стала средоточием политической жизни государства, главной опорой киевской династии, тогда как Северная Русь отступила в тень. В такой ситуации Всеволод посадил старших сыновей в Чернигове и Переяславле, а Новгородское княжество отдал внуку Мстиславу.

Распри между Ярославичами сопровождались церковной смутой. Будучи изгнан из Киева в 1068 г., Изяслав пренебрег посредничеством православного духовенства и обратился за помощью к Западу. Он побывал при дворе германского императора, а затем послал сына к папе римскому. Последний особой грамотой признал законность его прав на русский престол. Католический польский король помог Изяславу вернуть Киев.

Раскол мировой христианской церкви в XI в. углубился. Католики и православные усердно предавали друг друга анафеме. Константинополь с тревогой наблюдал за проникновением «латинства» в православные епархии.

Князья Изяслав и Святослав были женаты на католичках. Всеволод — на греческой царевне. Неудивительно, что Царьград оказывал особое покровительство младшему из братьев, детей Ярослава. Сохранилось письмо византийского императора к Всеволоду с предложением во имя торжества Православия заключить с ним особый союз, не привлекая к нему других князей, «кто не имеет одного с нами благочестия», с кем нет «согласия в божественном обряде». Под другими князьями император подразумевал, видимо, старших Ярославичей. Не только раздел Руси между Ярославичами, но и наметившиеся расхождения по вопросу об отношении к «латинству» стали причиной реформы высшей церковной иерархии. Рядом с киевской митрополией на Руси стали функционировать еще две митрополичьих кафедры — в Чернигове и Переяславле. Византийский перечень митрополий XII в. отводил 72-е место митрополии в «Черном городе и Новой Руси». Черниговская митрополия была образована между 1059 и 1071 гг. Переяславская кафедра возникла в 1070-х гг. Старому киевскому митрополиту Георгию пришлось покинуть Русь и уехать в Константинополь. Приверженность Православию помогла Всеволоду и его потомкам одержать верх в борьбе за власть. Митрополичьи кафедры за пределами Киева существовали очень недолго.

Ярослав и святослав

Киевские князья безуспешно пытались подчинить Полоцкое княжество, населенное кривичами. Смоленские кривичи остались под властью киевских князей, двинские — в составе Полоцкого княжества. Подобно кривичам, племя ледзян было также рассечено на части княжескими границами. Лендзяне были единственным восточнославянским племенем, сопротивлявшимся киевской варяжской династии в течение столетия. Русы сравнительно легко подчинили малочисленные финские и славянские племена в Ростовской земле. Однако даже в XI в. киевские князья избегали прямой дороги через вятичские леса и ехали в Ростов и Муром кружным путем через Смоленск и верховья Волги. Киевский летописец допускал некоторые преувеличения, когда писал, что Всеволод «переима власть Руськую всю». При всех успехах «самовластцу» Руси не удалось сделать Киев отчиной своей семьи. Камнем преткновения для Всеволода и его наследников стали взаимоотношения с киевским вечем и боярами. Сосредоточив в своих руках большую власть, Всеволод перестал считаться с мнением старшей дружины, приблизил «уных» (младшую дружину) и «совет творяше с ними». «Унии» стали грабить народ, «людий продавати», а в результате «княжья правда» перестала доходить до народа.

Источник: xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.