Родители ярослава мудрого

Блгв. вел. кн. Ярослав Мудрый. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.
Блгв. вел. кн. Ярослав Мудрый. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.

Ярослав I, крещении Георгий (Юрий), Владимирович, Мудрый [1] (ок. 978-989 — 1054), благоверный великий князь [2] Киевский

Память 20 февраля в день кончины и в Соборе Киевских святых

По разным данным родился между 978 и 989 годами, вторым сыном равноапостольного Владимира от полоцкой княжны Рогнеды. По некоторым сведениям, в детстве он страдал от паралича ног, который прошёл в 988 году, но осталась хромота [3].

Княжение при жизни святого Владимира

Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, святой Владимир посадил девятилетнего Ярослава в Ростове. В 1011 году, когда Ярослав крестил Волгу, языческие жители урочища Медвежий угол выпустили против него «Святую Медведицу», но князь, вооруженный секирой, одолел зверя.


В 1012 году, по смерти старшего сына Вышеслава, святой Владимир перевел Ярослава на княжение в Новгород, миновав старшего Святополка, который был тогда под гневом отца. Став князем Новгородским, Ярослав хотел порвать зависимость от Киева и стать независимым государем обширной Новгородской области. Он отказался в 1014 году платить отцу ежегодную дань в 2000 гривен, как делали все посадники новгородские. Его желание совпадало и со стремлением новгородцев, которые тяготились налагаемой на них данью. Ярослав был недоволен еще и тем, что отец оказывал предпочтение младшему его брату, Борису. Разгневавшись на Ярослава, Владимир готовился лично идти против него, но вскоре заболел и умер. Ярослав же, тем временем, нанял дружину варягов для предстоящей борьбы.

Междоусобные войны

Великокняжеским столом завладел старший в роде Святополк Окаянный, который, желая сделаться единодержавным правителем всей Руси, умертвил через наемных убийц трех братьев — страстотерпцев Бориса и Глеба, а также Святослава. Такая же опасность грозила и Ярославу, но он, предупрежденный сестрой Предславой, сам пошел на Киев [4]. Прежде этого Ярослав был в ссоре с новгородцами за то что часто поддерживал варяжскую дружину в ее кровавых стычках с населением города, но теперь новгородцы легко согласились идти вместе с ним против брата.


брав тысяч 40 новгородцев и несколько тысяч варяжских наемников [5], Ярослав двинулся против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Ярослав одолел Святополка в яростной сече под Любечем, вступил в Киев, и занял великокняжеский стол в 1016 году, после чего щедро наградил новгородцев и отпустил их домой. Бежавший Святополк возвратился с полками своего тестя, Польского короля Болеслава Храброго, а также с дружинами немцев, венгров и печенегов. В 1017 или 1018 году Ярослав был разбит на берегах Буга и бежал в Новгород. Он готов был отплыть в Скандинавию, но новгородцы порубили княжеские ладьи и склонили Ярослава продолжить борьбу. С новым большим войском он разбил наголову Святополка и его союзников-печенегов, на реке Альте в 1019 году, на том же месте, где был предательски убит его брат святой Борис. Святополк бежал в Польшу и по дороге умер, а Ярослав в том же году стал великим князем Киевским. Теперь он прочно утвердился в Киеве и, по выражению летописца, «утер пота со своею дружиной».

В 1021 году племянник Ярослава, князь Брячислав Изяславич Полоцкий, объявил притязания на часть Новгородских областей. Получив отказ, он напал на Новгород, взял и разграбил его. Услышав о приближении Ярослава, Брячислав ушел из Новгорода со множеством пленников и заложников. Ярослав нагнал его в Псковской области, на реке Судоме, разбил его и освободил пленных новгородцев.


сле этой победы Ярослав заключил с Брячиславом мир, уступив ему Витебскую волость с городами Витебск и Усвят. Едва окончив эту войну, Ярослав должен был начать более трудную борьбу со своим младшим братом Мстиславом Тмутараканским, который требовал от него раздела русских земель поровну и подошел с войском к Киеву в 1024. Ярослав в то время был в Новгороде и на севере, в Суздальской земле, где был голод и сильный мятеж, вызванный волхвами. В Новгороде Ярослав собрал против Мстислава большое войско и призвал наемных варягов, под начальством знатного витязя Якуна Слепого. Войско Ярослава встретилось с ратью Мстислава у местечка Листвена, близ Чернигова, и в жестокой сече было разбито. Ярослав снова удалился в свой верный Новгород. Мстислав послал ему сказать, что признает его старшинство и не добивается Киева, но Ярослав не доверял брату и воротился лишь собрав на севере сильную рать. Тогда, в 1025 году, он заключил с братом мир у Городца (вероятно близ Киева), по которому земля Русская была разделена на две части по Днепру: области по восточную сторону Днепра отошли к Мстиславу, а по западную — к Ярославу.

В 1035 году Мстислав умер и Ярослав стал единовластно править Русской землей — «был самовластцем», по выражению летописца. В том же году Я. посадил в «поруб» (темницу) брата своего, князя Судислава Псковского, оклеветанного, по словам летописей, перед старшим братом. В руках Ярослава были соединены теперь все Русские области, за исключением Полоцкого княжества.


Внешние отношения

Ярославу пришлось еще совершать много походов против внешних врагов – почти все его княжение наполнено войнами. В 1017 году он успешно отразил нападение печенегов на Киев и затем боролся с ними, как с союзниками Святополка Окаянного. В 1036 году летописи отмечают осаду Киева печенегами, в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Получив об этом известие, он поспешил на помощь и наголову разбил печенегов под самыми стенами Киева. После этого поражения нападения печенегов на Русь прекратились. Известны походы Ярослава на север, против финнов. В 1030 году он ходил на Чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера, где построил город и назвал его Юрьевым, в честь своего святого покровителя. В 1042 году Ярослав отправил сына Владимира в поход на ямь. Поход был удачен, но дружина Владимира вернулась почти без коней, вследствие падежа. Есть известие о походе русских при Ярославе к Уральскому хребту, под предводительством Улеба в 1032 году. На западных границах Ярослав вел войны с Литвой и ятвягами, для прекращения их набегов, и с Польшей. В 1022 году Ярослав ходил осаждать Брест; в 1030 году он взял Бельз (в северо-восточной Галиции; в следующем году с братом Мстиславом возвратил в состав Руси Червенские города и привел много польских пленников, которых расселил по реке Роси в городках для защиты земель от степных кочевников. Он наконец отвоевал Брест в 1044 году.


сколько раз Ярослав ходил в Польшу на помощь королю Казимиру для усмирения восставшей Мазовии; последний поход был в 1047 году. Княжение Ярослава также ознаменовалось последним враждебным столкновением Руси с греками. Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими после чего, не получая удовлетворения за обиду, Ярослав послал к Византии большой флот в 1043 году, под начальством старшего сына Владимира Новгородского и воеводы Вышаты. Буря рассеяла русские корабли. Владимир истребил посланный для его преследования греческий флот, но Вышата был окружен и взят в плен при Варне. В 1046 году был заключен мир; пленные с обеих сторон возвращены, и дружественные отношения скреплены браком любимого сына Ярослава, Всеволода, с Византийской царевной.

Хотя ему приходилось почти постоянно вести войну, по словам летописца воевать он не любил. Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию и взаимовыгодные отношения, чем на оружие. Его время было эпохой деятельных сношений с государствами Запада. Ярослав был в родственных связях с норманнами: сам он с 1018 года был женат на шведской принцессе святой Ингигерде, в крещении Ирине, а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку его дочери Елизаветы. Четверо сыновей Ярослава, среди них Всеволод, Святослав и Изяслав, также были женаты на иностранных принцессах. Иноземные князья, такие как Олаф Святой, Магнус Добрый, Гаральд Смелый, английские принцы Эдмунд Этелинг и Эдуард Изгнанник, и знатные норманны находили приют и защиту у Ярсослава, а варяжские торговцы пользуются его особым покровительством. Сестра Ярослава Доброгрева-Мария была замужем за Казимиром Польским, вторая дочь его Анна — за Генрихом I Французским, третья, Анастасия — за Андреем I Венгерским.


Внутреннее управление

Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом на его трудах по внутреннему устройству земли Русской. Ярослав был князем-«нарядником» земли, ее благоустроителем. Подобно отцу, он заселял степные пространства, построил новые города как Юрьев (ныне Тарту) и Ярославль, продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Он огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 году начал ставить здесь города – Юрьев (ныне Белая Церковь), Торческ, Корсунь, Треполь и другие.

Столица Ярослава, Киев, западным иностранцам казалась соперником Константинополя; ее оживленность, вызванная интенсивной для того времени торговой дятельностю, изумляла писателей-иностранцев XI века – показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Украшая Киев многими новыми постройками, он обвел его и новыми каменными стенами («город Ярослава»), устроив в них знаменитые Золотые ворота, а над ними — церковь в честь Благовещения. Ярослав основал в Киеве, на месте своей победы над печенегами, храм святой Софии, великолепно украсив его фресками и мозаикой, а также построил тут монастырь святого Георгия и монастырь святой Ирины (в честь ангела своей супруги).


ообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима. Завершение строительства совпало с созданием великого памятника древнерусской литературы, «Слова о Законе и Благодати», которое было произнесено будущим святителем Иларионом 25 марта 1038 года. Тогда же была написана первая русская летопись – т. н. «Древнейший свод».

Стержнем внутренней деятельности святого князя было содействие распространению Христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовки священнослужителей из русских. Как в Киеве, так и в других городах, Ярослав не щадил средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. При Ярославе приехали на Русь из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному пению. Летописец Нестор отметил, что при Ярославе христианская вера стала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться и монастыри появляться». Когда в конце его княжения надо было поставить нового митрополита на Киевскую митрополию, Ярослав в 1051 году велел собору русских епископов поставить митрополитом святителя Илариона, первого архипастыря Русской митрополии родом из русских.

Чтобы привить в народ начала Христианской веры, Ярослав велел переводить рукописные книги с греческого на славянский и много сам их покупал. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Все эти рукописи Ярослав положил в библиотеку построенного им при Софийском соборе для общего пользования. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, по позднейшим летописным данным, устроил училище на 300 мальчиков.


Наконец, наиболее знаменитым Ярослав остался как законодатель. Уже в Новгороде, когда он был назначен туда наместником, его называли Правосуд – именно там и началась разработка писаных законов Руси. Ярославу приписывается древнейший русский памятник права — «Русская Правда» (также именуемый «Устав» или «Суд Ярославль»), являющийся сборником действовавших законов и обычаев, устном «Законе русском», который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Русская Правда была дана Новгороду в 1016 году и явилась первым письменным кодексом законов – уголовным, гражданским и административным. Касался он прежде всего вопросов охраны общественного порядка. При Ярославе появился и Церковный Устав или Кормчая книга составленная на основе византийского Номоканона. В нем впервые были разграничены понятия греха и преступления: всякое преступление есть грех, но не всякий грех – преступление.

Бюст Ярослава Мудрого. Реконструкия М. М. Герасимова
Бюст Ярослава Мудрого. Реконструкия М. М. Герасимова

Характер и кончина

По отзыву летописи, великий князь «был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр». Описывая его характер, летописец говорит об уме, благоразумии, сострадании к неимущим, храбрости. Нрав Ярослава был строгим, а жизнь скромной, в отличие от его отца, любившего веселые пиры. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». Благоверного князя отличало усердие в вере. По одному из преданий, он велел вырыть кости князей Ярополка и Олега и, окрестив их, похоронил в Киевской церкви Успения Пресвятой Богородицы, надеясь этим избавить души их от вечной муки и погибели.

Скончался благоверный великий князь Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде, под Киевом. Похоронили его в мраморном гробу в заложенном им Киевском Софийском соборе. Один из подданных князя процарапал на стене храма надпись: «В лето 6562 месяца февраля 20-го успение царя нашего…». Разделив по себе земли между сыновьями и передав киевский престол старшему сыну Изяславу , он оставил им такое завещание:

Блгв. вел. кн. Ярослав Мудрый. Икона
Блгв. вел. кн. Ярослав Мудрый. Икона

Память, оценки и почитание

Княжение Ярослава ознаменовалось расцветом стольного града Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Это была эпоха высшего процветания Киевской Руси. Своей деятельностью Ярослав так возвысился, что со временем за ним закрепилось прозвание «Мудрого».

Имя благоверного великого князя Ярослава было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II 8 декабря 2005 года.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [7].

Семья

  • Отец: св. равноап. Владимир Святославич (ок. 960-1015), вел. кн. Киевский.
  • Мать: Рогнеда Рогволодовна, в крещении Анастасия, кн. Полоцкая.
  • Жена: прп. Ингигерда Олафовна, в крещении Ирина, в иночестве Анна, блгв. принцесса Шведская.
  • Дети:
    • Илья (+ 1020), кн. Новгородский 1015 – 1020.
    • св. блгв. Владимир (1020 – 1052), кн. Новгородский 1043 – 1052.
    • Изяслав (1024 – 1078).
    • Святослав (1027 – 1076), кн. Черниговский.
    • Всеволод (1030 – 1093).
    • Вячеслав (1036 – 1057), кн. Смоленский.
    • Игорь (1036 – 1060), кн. Владимиро-Волынский.
    • Анна, королева Французская, жена Генриха I Капета.
    • Анастасия, королева Венгерская, жена Андрея I.
    • Елизавета, королева Норвежская, жена Гаральда Смелого.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль бы́л еси́,/ благове́рне кня́же Яросла́ве,/ до́бре во благоче́стии пожи́в,/ ве́ру непоро́чну соблю́л еси́,/ и хра́м пречу́ден Прему́дрости Бо́жия в сто́льнем гра́де Ки́еве устро́ив,/ ны́не на Небесе́х предстои́ши Престо́лу Святы́я Тро́ицы,// моли́ся низпосла́ти на́м ве́лию и бога́тую ми́лость.

Кондак, глас 4

Измла́да яви́лся еси́, богому́дре Яросла́ве,/ Боже́ственный сосу́д избра́н Бо́гови,/ во благоче́стии жи́тельствовавши,/ мно́гия святы́я це́ркви устро́ил еси́;/ те́мже похваля́ем тя́, кня́же на́ш,/ я́ко наро́ду твоему́ ты́ еси́ удобре́ние,// Ки́еву сла́ва и все́й Ру́сстей земли́ утвержде́ние.

Молитва

О святы́й благове́рный вели́кий кня́же Яросла́ве, все́х с любо́вию чту́щих тя́ благода́тный засту́пниче и покрови́телю! Вознеси́ сие́ ма́лое моле́ние недосто́йных ра́б твои́х Влады́це Христу́, да утверди́т во Святе́й Свое́й Це́ркви живы́й ду́х Правосла́вныя ве́ры, любо́вь, благоче́стие, в до́брых де́лех преуспе́яние; да да́рует па́стырям ре́вность попече́ния о спасе́нии люде́й, я́ко неве́рущия просвети́ти, заблу́дшия наста́вити и отпа́дшия обрати́ти; изря́днее же, да вся́ ча́да Це́ркви Правосла́вныя чи́сты сохрани́т от мирски́х искуше́ний, суему́дрия, суеве́рий и наважде́ний вра́жиих. Е́й, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри на́с, моля́щихся тебе́, но помози́ на́м ско́рым предста́тельством твои́м, да вся́ких бе́д, напа́стей и скорбе́й в се́й жи́зни вре́менней избежа́вше, кончи́ну непосты́дну обрете́м и, та́ко благоуго́дно на земли́ пожи́вше, жи́зни ра́йския на небеси́ сподо́бимся, иде́же вку́пе с тобо́ю просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Литература

  • Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси: Лекции по русской истории. Киевская Русь. — М., 1993.

Использованные материалы

  • Статья энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:
    • http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict…htm
  • Григорьев, Александр, «Исторические мифы. Ярослав Мудрый: книжник на посту правителя», Вильна, Октябрь 2000:
    • http://www.pravoslavie.ru/analit/rusideo/yaroslav.htm
  • Страница проекта «ХРОНОС» с данными из: Рыжов, Константин, Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний, Москва, 1999; Шикман, А. П., Деятели отечественной истории. Биографический справочник, Москва, 1997; сайта «От Руси древней до империи Российской»; статьи Рапова, О. М.:
    • http://www.hrono.info/biograf/yaroslav.html
  • Страница календаря на портале Православие.Ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/ABC/mq.htm
  • Cтраница сайта Ярославского Крестобогородского храма:
    • http://krestobogorodsky.ru/?p=1879
  • Страница официального сайта Херсонской епархии:
    • http://pravoslavie.ks.ua/rubric/akafisty/article/akafist-svy…omu

Источник: drevo-info.ru

Рождение

Князь Ярослав Владимирович, известный в истории как Ярослав Мудрый, родился в семье крестителя Руси, князя новгородского и киевского Владимира Святославовича и предположительно полоцкой княжны Рогнеды в 979 году. Он из рода Рюриковичей. Год рождения, как и мать князя, достоверно не установлены. Известным историком Н. Костомаровым высказывалось сомнение по поводу Рогнеды, как матери Ярослава.

Историк из Франции Арриньон был уверен, что матерью Ярослава была византийская царевна Анна. Его уверенность подтверждается вмешательством Ярослава Владимировича во внутриполитические дела Византии в 1043 году. Официальной считается версия, по которой именно Рогнеда была матерью Владимира, так большинство источников указывают на это. Именно ее придерживаются большинство российских и мировых историков.

Если сомнения по поводу матери можно объяснить отсутствием надлежащей информации, чередой определенных событий, которые исследователям необходимо каким-либо образом объяснить, то спор о дате рождения подтверждает предположение историков о том, что борьба за великое княжение киевское была нелегкой и братоубийственной.

Следует напомнить, что правление Киевом давало звание Великого князя. В лествинничной форме этот титул считался главным, и его передавали старшим сыновьям. Именно Киеву платилась дань всеми остальными городами. Поэтому нередко в борьбе за старшинство использовались всевозможные уловки, в том числе изменение даты рождения.

Год рождения

Историками на основе летописей было установлено, что Ярослав Владимирович был третьим сыном Рогнеды, после Изяслава, Мстислава. После него шел Всеволод. Это подтверждается в летописи «Повесть временных лет». Самым старшим сыном, предполагается, был Вышеслав, матерью которого считается первая жена Владимира, варяжка Олова.

Между Мстиславом и Ярославом шел еще один сын князя Владимира, Святополк, рожденный от гречанки, вдовы его брата, киевского князя Ярополка Святославовича. Он погиб в борьбе с князем Владимиром за киевский престол, а его жена взята последним в наложницы. Отцовство было спорным, но князь Владимир считал его за родного сына.

На сегодня точно установлено, что Святополк был старше Ярослава Владимировича, его год рождения приходился на 979 г. Это подтверждает и ряд летописей. Было установлено, что бракосочетание князя Владимира и Рогнеды было в 979 году. Принимая во внимание, что он является третьим сыном Рогнеды, можно предположить, что дата рождения установлена не верно.

Многие ученые, в том числе и С. Соловьев, считают, что Ярослав Владимирович не мог родиться в 979 или 978 годах. Это подтверждают и исследования костных останков в XX веке, они свидетельствуют о том, что предположительно останки принадлежали человеку в возрасте от 50 до 60 лет.

Еще историк Соловьев высказывал сомнения относительно продолжительности жизни Ярослава — 76 лет. Исходя из этого, можно сделать вывод о неправильно установленной дате рождения. Это сделано с целью показать, что Ярослав был старше Святополка, чем и обосновать его право на киевское правление. По некоторым данным, дата рождения Ярослава должна соответствовать 988 или 989 годам.

Детство и юность

Князь Владимир даровал в правление сыновьям различные города. Князю Ярославу Владимировичу достался Ростов. На это время ему было только 9 лет, поэтому к нему был прикреплен так называемый кормилец, который был воеводой и назывался Будый или Буда. О ростовском периоде практически ничего не известно, так как для правления князь был достаточно молодым. После гибели в 1010 году князя новгородского Вышеслава, правителем Новгорода назначается ростовский князь Ярослав, которому на тот период было 18-22 года. Это еще раз подтверждает, что время его рождения в летописи временных лет указано неправильно.

Основание Ярославля

С историей возникновения Ярославля связана легенда, согласно которой князь Ярослав Владимирович Мудрый основал город во время своего путешествия из Ростова в Новгород по реке Волге. Во время стоянки князь со своей свитой отправился на большой утес, вдруг из чащи леса на него выскочил медведь. Ярослав, при помощи секиры и подбежавших слуг, убил его. На этом месте была построена небольшая крепость, из которой впоследствии вырос город, названный Ярославлем. Может это просто красивая легенда, но, тем не менее, дату своего рождения Ярославль считает от 1010 года.

Князь Новгородский

После гибели Вышеслава встал вопрос о правлении в Новгородском княжестве. Так как Новгород был вторым по значимости городом после Киева, где княжил Владимир, то управление должно было перейти по наследству к старшему сыну, Изяславу, который был в опале у отца, да и к моменту назначения правителя Новгорода скончался.

После Изяслава шел Святополк, но он сидел в темнице по обвинению в измене против отца. Следующим сыном по старшинству был князь Ярослав Владимирович Мудрый, которого князь Владимир поставил княжить в Новгороде. Этот город должен был выплачивать Киеву дань, которая составляла размер, равный 2/3 от всех собираемых налогов, остальных денег хватало только на то, чтобы содержать дружину и князя. Это вызывало недовольство новгородцев, которые ждали повода, чтобы восстать против Киева.

В краткой биографии Ярослава Владимировича Мудрого период Новгородского правления не достаточно известен. Все поколения Рюриков, правящие в Новгороде, проживали в Городище, расположенном недалеко от населенного пункта. Но Ярослав поселился в самом городе в торговом месте «Ярославово дворище». К этому периоду относят историки и женитьбу Ярослава. Его первую жену, по некоторым источникам, звали Анна (дословно не установлено). Она по происхождению была норвежкой.

Восстание против Киева

Под конец жизни Великий князь Владимир приблизил к себе своего младшего сына Бориса, которому передал управление войском и собирался оставить ему киевский престол, вопреки правилам наследования старшими сыновьями. Против него и выступил Святополк, на то время старший брат, которого Владимир бросил в тюрьму.

Ярослав решается идти войной против отца за отмену дани Киеву. Не имея достаточного войска, он нанимает варягов, которые прибыли в Новгород. Узнав это, Владимир собрался идти походом против восставшего Новгорода, но сильно приболел. Кроме того, в середине лета 1015 года на киевскую Русь вторглись печенеги. Вместо того, чтобы идти против Новгорода, Борис был вынужден сражаться против кочевников-степняков, которые разбежались под натиском армии Руси.

В это время в Новгороде варяги, изнывающие от безделья, занялись грабежом и насилием, что подняло против них местных жителей, которые перебили их. Ярослав был в своем загородном селе Ракоме. Узнав о случившемся, Ярослав приказал доставить к нему зачинщиков побоища, пообещав простить их. Но едва они появились, приказал схватить их и казнить. Чем навлек на себя гнев большей части Новгорода.

К этому моменту он получает письмо от своей сестры, которая сообщила ему о смерти Владимира. Понимая, что нельзя оставлять неразрешенные проблемы, Ярослав просит мира у новгородцев, пообещав выдать за каждого убитого определенный денежный размер виры (откупа).

Борьба со Святополком за престол в Киеве

Князь Владимир умирает в городе Берестове 15 июня 1015 года. Правление принял на себя старший из братьев Святополк, которого народ прозвал Окаянным. Чтобы обезопасить себя, он убивает своих младших братьев: любимого киевлянами Бориса, Глеба и Святослава. Та же участь ждала Ярослава Владимировича, время новгородского правления укрепило его как политика, и он представлял опасность для Святополка.

Поэтому Ярослав при поддержке новгородцев и призванных варягов в 1016 году разбил под Любичем войско Святополка и вступил в Киев. Окаянный несколько раз подступал к городу в союзе с печенегами. В 1018 г. ему на помощь подоспел король Польши Болеслав Храбрый – тесть Святополка, который вошел в Киев, захватил там жену Ярослава Анну, его сестер и мачеху. Но вместо того, чтобы передать престол Святополку, решил его захватить сам.

Опечаленный Ярослав вернулся в Новгород и решил бежать за границу, но горожане не отпустили его, объявив, что сами пойдут против поляков. Так же снова были призваны варяги. В 1019 году войска двинулись к Киеву, где местные жители, поднялись на битву с поляками. На реке Альте Святополк был разгромлен, ранен, но сумел убежать. Ярослав Владимирович – великий князь киевский воцарился на престоле.

Личная жизнь Ярослава

Историки так же расходятся во мнении, сколько у Ярослава было жен. Большинство склонно считать, что у князя была одна жена Ингигерда – дочь короля Швеции Олафа Шетконунга, на которой он женился в 1019 году. Но часть историков предполагает, что у него было две жены. Первая — норвежка Анна, от которой у него был сын Илья. Они, якобы, с сестрами и мачехой Великого Ярослава Владимировича были взяты королем Болеславом в полон, и увезены в Польские земли, где бесследно пропали.

Есть и третья версия, согласно которой, Анна – это имя Ингигерды в иночестве. В 1439 году инокиня Анна причислена к лику святых и является покровительницей Новгорода. Ингигерде отцом в дар были дарованы земли, которые прилегали к городу Ладога. Они позднее были названы Ингерманландия, где Петром I был построен Санкт-Петербург. У Ингигерды и князя Ярослава было 9 детей: 3 дочери и 6 сыновей.

Киевское правление

Годы правления Ярослава Владимировича были полны военных противостояний. В 1020 году родной племянник князя Брячислав вторгся в Новгород, взяв в нем много пленных и добычи. Дружина Ярослава настигла его на реке Судоме недалеко от Пскова, где он потерпел поражение от князя, бросив пленных и добычу, бежал. В 1021 году Ярослав отдает ему в удел города Витебск и Усвят.

В 1023 г. на земли Киевской Руси вторгся тмутараканский князь Мстислав, младший брат Ярослава. Он под Лиственным разбил войско Ярослава, захватив все левобережье. В 1026 году, собрав войско, Ярослав возвращается в Киев, где заключает с братом договор, о том, что будет править на правобережье, а левобережье будет принадлежать Мстиславу.

В 1029 году вместе с Мстиславом совершили поход в Тмутаракань, где разгромили и изгнали ясов. В 1030 году, покорил чудь на Балтике и заложил город Юрьев (Тарту). В этом же году он ходил на город Белз в Галиции и покорил его.

В 1031 году к Ярославу бежит король Норвегии Харальд III Суровый, который в последствие станет его зятем, женившись на дочери Елизавете.

В 1034 году Ярослав ставит Новгородским князем своего любимого сына Владимира. В 1036 год принес ему печальное известие – внезапно умер Мстислав. Обеспокоенный возможностью оспорить киевские владения последним из братьев — Судиславом, он заключает князя Пскова по наговору в темницу.

Значение правления Ярослава

Великий князь Ярослав Владимирович Мудрый правил данными в управление землями как рачительный хозяин. Он постоянно приумножал территории; укреплял границы, расселяя по степным просторам южных пределов пленных поляков, которые защищали Русь от степных кочевников; укрепил западные рубежи; прекратил навсегда набеги печенегов; строил крепости и города. За время его правления не прекращались военные походы, которые позволили сохранить государство от врагов и расширить его территории.

Но значение правления заключалось не только в этом. Время его правления – высший расцвет государства, эпоха процветания Киевской Руси. Прежде всего, он помогал распространению православия на Руси. Строил храмы, содействовал просвещению в этой сфере и подготовке священников. При нем были открыты первые монастыри. Его заслуга и в освобождении русской церкви от греческой и византийской зависимости.

В месте окончательной победы над печенегами он построил собор святой Софии, разукрашенный фресками и мозаикой. Там же были построены два монастыря: святого Георгия, в честь своего покровителя Георгия Победоносца и святой Ирины, во имя ангела жены. Киевский храм святой Софии был построен по подобию цареградского, это можно увидеть на фото. Ярослав Владимирович Мудрый способствовал возведению соборов Киевско-Печерской лавры и устройству монастыря.

Весь Киев был обнесен каменной стеной, в которой устроены Золотые ворота. Ярослав, будучи человеком просвещенным, приказал приобретать книги, и переводить их с греческого и других языков. Он сам много покупал. Все они собирались при Софийском соборе и были доступны для общего пользования. Он приказывал священникам обучать людей, при нем были образованы училища в Новгороде и Киеве.

Почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым?

Особое значение историки придают составленным при Ярославле сборникам законов, которые действовали в Киевской Руси. Свод законов «Русская правда» был первым правовым документом, положившим основу законодательству Российского государства. Кроме того ее дополняли и разрабатывали в позднее время. Это говорит о том, что законами пользовались в обыденной жизни.

Был составлен церковный устав, он переведен с византийского языка. Ярослав заботился о распространении христианства, делал все, чтобы церкви сияли благолепием, а простые христиане были обучены основным православным законам. Он заботился о процветании городов и спокойствии людей, населяющих земли Киевской Руси. Именно за эти дела было дано Ярославу Владимировичу прозвище Мудрый.

Во времена Киевской Руси династические браки играли важное значение. Именно они помогали налаживать внешнеполитические связи. Он породнился со многими знатными родами Европы, что позволило ему решать многие дела без кровопролития. Его политика позволила наладить добрые отношения с братом Мстиславом и вместе с ним участвовать в новых походах.

Умер князь Ярослав Мудрый, как принято считать, 20.02.1054 года на руках Всеволода, своего сына. Им был дан завет своим детям: жить в мире, никогда не воевать друг с другом. Многие известные историки не согласны с датой смерти, но, тем не менее, это общепринятая дата. Похоронен в соборе святой Софии в Киеве. В XX веке склеп трижды вскрывали, в 1964 году при вскрытии его останки не были обнаружены. Считается, что их вывезли в 1943 году украинские приспешники фашистов. Останки, якобы, находятся в США.

Источник: fb.ru

Ярослав Мудрый – сын Владимира I, стал киевским князем, после княжения в Ростове и Новгороде в результате очередной междоусобицы.
Ярослав мудрый ещё ребёнком княжил в городе Ростове.
Как-то он путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города Ярославль.
Его брат Святополк Окаянный убил братьев святых Бориса и Глеба, а в 1019 году Ярослав Мудрый изгнал его из Руси и сам стал княжить вместо него. Он княжил с 1019 по 1054. Надо сказать, что когда Ярослав княжил в Новгороде, у него были очень трудные отношения с отцом святым князем Владимиром. Так Ярослав отказался своему отцу Киевскому князю платить  налоги. А после смерти отца  он из Новгорода пошёл войной на Киев, где правил его родной брат Святополк "Окоянный", тот самый, который убил братьев Бориса и Глеба. Ярослав изгнал Святополка и овладел городом своего отца, Киевом.

Надо заметить, что Ярослав Мудрый основал не только город Ярославль, но он является и основателем Эстонского города Тарту. Этот город в современной Эстонии заложил Ярослав Мудрый и первоначально он назывался Юрьев. Ведь латинское имя Юрий , это славянское Георгий, а как уже писал выше, в крещении князь Ярослав был Георгием и город в Эстонии он назвал своим именем, Юрьев.

Родители ярослава мудрого

Ярослав Мудрый известен прежде всего как законодатель. При нем был создан первый русский свод законов «Русская правда».

Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов — Русскую Правду. Свод касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых на Руси было так много в эти смутные времена. Русская Правда Ярослава Мудрого строго наказывала за умышленное убийство. Причем допускалась еще кровная месть. За убийство можно было мстить убийце и даже убить его. Но это могли сделать только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя), а дальним родственникам кровная месть запрещалась. Так ограничивался этот обычай племенного строя. Если близкой родни не было, то убийца платил штраф в 40 гривен. На Руси его называли вирой. Большими денежными штрафами наказывались побои, увечья.
Однако не все статьи этого сборника принадлежат Ярославу, законы в «Русскую правду» добавлялись его потомками.

Родители ярослава мудрого

Также Ярослав Мудрый прославился созданием «лествичного» порядка наследования. Согласно этому порядку, княжеский престол переходил к старшему рюриковичу в роду. Также Ярослав Мудрый разделил свои земли на пять уделов и дал своим сыновьям по одному.

File:Ярослав Мудрый и Ингигерд Транковского.jpg

Сам князь был женат на шведской принцессе Ингигерде. Она родила князю шесть сыновей и три дочери. Дети князя Ярослава Мудрого:

Владимир (князь Новгородский), ныне святой князь Владимир Ярославович. Именно он в Новгороде построил Софийский собор, который стоит по сегодняшний день.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/51/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_2_%D0%B3.%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4.JPG/640px-%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_2_%D0%B3.%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4.JPG?uselang=ru

Анастасия, вышедшая замуж за Венгерского герцега.
Изяслав в крещении Димитрий, князь Туровский.
Елизавета, Королева Норвегии.
Святослав, князь Черниговский и Киевский, ныне святой Православной Церкви.
Всеволод в крещении Андрей, князь Киевский и Всея Руси. Он же отец Владимира Маномаха.
Игорь, в крещении Григорий, князь  Смоленский. Погребён в Чернигове.
Вячеслав, Великий князь Киевский. (отец польской королевы Вышеславы).
Анна, Королева Франции .

Таким образом, к концу жизни Ярослава Мудрого все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии, Византии, а дочери выданы замуж за правителей разных стран.   Анна — за французского короля Генриха I. Анастасия стала женой венгерского короля Андрея. А младшая Елизавета сначала была женой норвежского короля Гарольда, а после его гибели на войне стала женой датского короля.

Надо отметить, что супруга князя Ярослава, шведская принцесса Ингигерда, приняла православное крещение с именем Ирина, а позже она и приняла монашество с именем Анна и сейчас известна нам больше, как прославленная в лике святых, святая княгиня Анна Новгородская.

Родители ярослава мудрогоРодители ярослава мудрого
Святые княгиня Анна Новгородская и князь  Владимир Ярославович Новгородский. Супруга и старший  сын Ярослава Мудрого.

Во время правления Ярослава Мудрого Киев стал великим городом наравне с Константинополем. Также возрос международный авторитет Руси. Ярослав Мудрый породнился со многими монархами того времени.

Ярослав Мудрый впервые на Руси сам, без согласия константинопольского патриарха, назначил Иллариона на должность митрополита русской церкви. Также в его время активно переводились религиозные книги на древнеславянский язык.

Наконец, заслугой Ярослава Мудрого была борьба с кочевниками. К примеру, в 1036 году он побил печенегов. А через год в честь этой победы был построен Софийский собор в Киеве.

http://www.vandrovka.ru/upload/iblock/1fa/24-10-12-sofiiskii-sobor.jpg
a4WIQlHSZnE

Также во времена Ярослава была построены Золотые ворота в Киеве.

http://www.brave-on-ege.ru/images/Zolotvr.jpg

ФОТО: В часовне над Золотыми воротами, я в роли "мудрого"))

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде и прожил 75 лет.

Умер Ярослав Мудрый 20 февраля (5 марта) 1054 года в Вышгороде, в ночь с субботы на воскресенье точно в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерд и на два года старшего сына Владимира.

После правления Ярослава Мудрого еще больше усилилась междоусобная борьба князей из-за разделения земель на части, несмотря на наставления Ярослава своим детям и новый порядок наследования княжеского престола сыновья его прожили в мире только 15 лет.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e6/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%B3_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE.jpg/639px-%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%B3_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE.jpg?uselang=ru

Саркофаг (гроб) Ярослава Мудрого

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Этот гроб из белого мрамора в Киев привёз отец Ярослава, святой Князь Владимир, как святыню, в которой в Крымском городе Херсонес, а ныне Севостополь, покоялись мощи святого священномученика Климента Папы Римского. В гроб святого Климента и был положен святой князь Ярослав.

http://travel-in-ukraine.org.ua/images/sofiyskiy%20sobor%20vnutri.jpg
Софийский собор внутри

Гроб князя Ярослава открывали трижды в Советское время в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. По результатам вскрытия января 1939 года антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя. Рост князя был 175 см. Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот (практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко), резко выступающий подбородок.  Известно также, что он был хромым (из-за чего плохо ходил): по одной из версий — от рождения, по другой — в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.

По сообщению журнала Newsweek, при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года, учёными Украины, Швеции, Англии и США было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата).

http://yaroslavl.mejdu.ru/foto/pamyatnik-yaroslavu-mudromu-101150.jpg http://julia-forum.at.ua/_ph/1/2/563027195.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-rxMvIaFy8o0/UHMnlWABXDI/AAAAAAAABWQ/H_E4Kgwugxs/s400/Yaroslaw.jpghttp://dmitrysh.gorod.tomsk.ru/uploads/44742/1289572428/muzhikstortomkiev.jpg
Памятники Ярославу Мудрому в городах Украины и России

Результатом деятельности Ярослава Мудрого можно считать и возвышение Киева как города и Руси как государства. Также он оставил после себя сборник законов, что я считаю важным, так как прежде на Руси разрешали конфликты только согласно обычаям и традициям. Во время правления Ярослава русская церковь проявила независимость от византийской.

Почему же князя Ярослава прозвали МУДРЫМ?

Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии — премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.

Ярослав Мудрый объединил славянский мир и предупреждал, чтобы не было на земле русской ни распрей, ни ненависти. Это был человек великого ума, прекрасный администратор, имевший обширную библиотеку. В летописях сказано, что он считал книги «реками, способными напоить мудростью». Стержнем внутренней деятельности святого князя было содействие распространению Христианства на Руси.

Конечно же, самые большие торжества в день памяти святого князя Ярослава проходят 5 марта в Ярославле, в городе носящем имя Князя.

Ярослав Мудрый изображён как на Российских, так и на Украинских денежных банкнотах.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/db/Banknote_1000_rubles_2004_front.jpg/640px-Banknote_1000_rubles_2004_front.jpg?uselang=ru

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d2/Ukraine-2005-Bill-2-Obverse.jpg/640px-Ukraine-2005-Bill-2-Obverse.jpg?uselang=ru

Князь Ярослав Мудрый начал почитаться на Руси Святым сразу после смерти. Первое упоминание об этом есть в источнике XI века. Однако Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви; 9 марта 2004 года в связи с 950-й годовщиной смерти, был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля (5 марта) было внесено в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Киевский Патриархат так же князя Ярослава прославил в лике святых в 2008 году.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e5/Jaros%C5%82aw_M%C4%85dry.jpg/283px-Jaros%C5%82aw_M%C4%85dry.jpg?uselang=ru

Молитва

О святый благоверный, великий княже Ярославе, всех с любовию чтущих тя благодатный заступниче и покровителю! Вознеси сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Своей Церкви живый дух Православныя веры, любовь, благочестие, в добрых делех преуспеяние; да дарует пастырям ревность попечения о спасении людей, яко неверущия просветити, заблудшия наставити и отпадшия обратити; изряднее же, да вся чада Церкви Православныя чисты сохранит от мирских искушений, суемудрия, суеверий и наваждений вражиих. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам скорым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем и, тако благоугодно на земли поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, благоверне княже Ярославе, добре во благочестии пожив, веру непорочну соблюл еси, и храм пречуден Премудрости Божия в стольном граде Киеве устроив, ныне на Небесех предстоиши Престолу Святыя Троицы, молися ниспослати нам велию и богатую милость.

Кондак, глас 4

Измлада явился еси, богомудре Ярославе, Божественный сосуд избран Богови, во благочестии жительствовавши, многия святыя церкви устроил еси; темже похваляем тя, княже наш, яко народу твоему ты еси удобрение, Киеву – слава и всей Русстей земли – утверждение.

Источник: filaretuos.livejournal.com

  1. ПСРЛ, т. 1. Лаврентиевская летопись. — Изд. 2. — Л., 1926. — 543 стб. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
  2. ПСРЛ, т. 2. Ипатьевская лЂтопись. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія М. А. Александрова, 1908. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
  3. ПСРЛ, т. 3. I, II, III Новгородские летописи. — СПб., 1841. — 856 с.
  4. ПСРЛ, т. 4. IV Новгородская летопись. I Псковская летопись. — СПб., 1901. — 688 с.
  5. ПСРЛ, т. 5. II Псковская летопись. Часть I Софийской летописи. — СПб., 1848. — 656 с.
  6. ПСРЛ, т. 7. Воскресенская летопись. — СПб., 1856. — 544 с.
  7. ПСРЛ, т. 9. Патриаршая, или Никоновская летопись. Ч. 1. — СПб., 1862. — 256 с.
  8. Азбелев С. Н. Ярослав Мудрый в летописях // Новгородская земля в эпоху Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2010. — С. 5—81.
  9. Брюсова В. Г. К вопросу о происхождении Владимира Мономаха // ВВ.-Т. 28. 1968. — С. 127—135.
  10. Брюсова В. Г. Русско-византийские отношения середины XI в. // Вопросы Истории [ВИ]. − 1972. — № 3. — С. 51—62.
  11. Висоцький С. О. Про що розповіли давні стіни. — К., 1978. — С. 75—78.
  12. Головко А. Б. Древння Русь и Польша в политических взаимоотношениях X — первой трети XIII вв. — К., 1988. − 135 с.
  13. Грушевський М. С. Історія України-Руси. — Т. 2. — К., 1992. — 633 с.
  14. Ефименко П. П., Богусевич В. А. Кріпость Ярослава Мудрого в Києві // Вісн. АН УРСР. — Ч. 12. — 1952. — С. 34—39.
  15. Жданов И. Н. Слово о законе и благодати и Похвала кагану Владимиру // Соч. И. Н. Жданова. — Т. 1. — СПб., 1904. — С. 1—30.
  16. Зиборов В. К. Киевские граффити и датиа смерти Ярослава Мудрого (источниковедческий анализ) // Генезис и развитие феодализма в России. — Л., 1988. — С. 80—93.
  17. Каргер М. К. Портреты Ярослава Мудрого и его семьи в Киевской Софии // Уч. зап. Ленинградского ун-та. — № 160. — Вып. 20. — 1954. — С. 175—178.
  18. Корж І. Д. Золоті воротав Києві // Архітектурні пам’ятники. — К., 1950. — С. 61—72.
  19. Коструба Т. Заграничні зносини Ярослава Мудрого // Коструба Т. Нариси церковної історії X—XIII ст. — Львів, 1933. — С. 73—79.
  20. Котляр Н. Ф. Ярослав Владимирович Мудрый // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — 2-е изд. — М.: Ладомир, 2017. — С. 919—921.
  21. Кравчук П. П. Становлення інституту позбавлення волі в Давньоруській державі : іст.-прав. нарис / Павло Кравчук. — Запоріжжя, 2009. — 28 с.
  22. Литаврин Г. Г. Пселл о причинах последнего похода русских под Константинополь в 1043 г. // ВВ. — Т. 27. — 1967. — С. 71—84.
  23. Литаврин Г. Г. Война Руси против Византии в 1043 г. // Исследования по истории славян и балканских народов. — М., 1972. — С. 178—222.
  24. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. — М.Л., 1947. — 326 с.
  25. М. З. Ярослав I Владимирович (Мудрый) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  26. Мавродин В. В. Очерки по истории феодальной Руси. — Л., 1949. — 280 с.
  27. Матузова В. И. Англо-нормандские повествовательные источники XII—XIII вв. о Руси // Древнейшие государства на территории СССР. Мат. исслед. − 1975. — М., 1976. — С. 130—140.
  28. Мошин В. А. Николай, епископ Тмутараканский // SK. — Т. 5. — Praha, 1932. — С. 47—62.
  29. Мошин В. А. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в XI—XII вв. // Byzslav. − 9. — 1947—48. — S. 55—85.
  30. Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. — К., 1984. — 239 с.
  31. Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X—XI вв.). — СПб., 1906. — 390 с.
  32. Панус О. Ю. Кто Каин, кто Авель? — М., 2014. — ISBN 978-5-9973-3040-8
  33. Перхавко В. Б., Сухарев Ю. В. Воители Руси IX-XIII вв.. — М.: Вече, 2006. — 464 с. — ISBN 5-9533-1256-3.
  34. Полонська-Василенко Н. Митрополит Київський Іларіон // Бюллетень Богословсько-Педагогічної Академії УАПЦ. — В. 3. -Мюнхен, 1946. — С. 25—31.
  35. Повстенко O.I. Катедра св. Софії у Києві. — Нью-Йорк, 1954. − 147 с.
  36. Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. — СПб., 1913. — 470 с.
  37. Приселков М. Д. Летописание Западной Украины и Белоруссии // Уч. зап. ЛГУ Сер. истор. — Вып. 7. — № 67. — 1941. — С. 11—21.
  38. Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М.: Русский издательский центр, 2012. — С. 70—83.
  39. Шахматов A. A. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. — СПб., 1908. — 686 с.
  40. Щапов Я. Н. Устав князя Ярослава и вопрос об отношениях к византийскому наследию на Руси в середине XI века // ВВ. — Т. 31. — 1971. — С. 70—78.
  41. Янин В. Л., Литаврин Г. Г. Новые материалы о происхождении Владимира Мономаха // Историко-археологический сб. Артемию Владимировичу Арциховскому… — М., 1962. — С. 204—221.
  42. Poppe A. Państwo i kościół na Rusi w XI wieku. — Warsz., 1968. — 258 s.
  43. Soloviev A. V. Marie, fille de Constantin IX Monomaque // Byzantion 33. (1963). — S. 141—248.
  44. Назаренко А. В.. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки, культурных, торговых, политических отношений IX—XII веков. — М.: Языки Русской Культуры, 2001. — 784 с. — (Studia Historica). — 1000 экз. — ISBN 5-7859-0085-8.
  45. Войтович Л. В. Династія Рюриковичів // Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.): склад, суспільна і політична роль. Історико-генеалогічне дослідження. — Львів: Інститут українознавства ім. І.Крип’якевича, 2000. — 649 с. — ISBN 966-02-1683-1. (укр.)
  46. Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. — 3-е изд.. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 592 с. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 1210 (1410)). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03311-5.
  47. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М.: Молодая гвардия, 1997. — 446 с. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 738). — 10 000 экз. — ISBN 5-235-02274-2.
  48. Древняя Русь в свете зарубежных источников : Учеб. пособие для студентов вузов / М. Б. Бибиков, Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон и др. Под ред. Е. А. Мельниковой. — М.: Логос, 1999. — 608 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-88439-088-2.
  49. Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 2, 3. История Российская. Ч. 2: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994. — 688 с.
  50. Толочко П. Володимир Святий. Ярослав Мудрий. — К., 1996.

Источник: wikiredia.ru

Детство и юность

Ярослав Мудрый: биография, достижения

Биографию Ярослава Мудрого следует начать с 978 года, примерно тогда он родился, если верить летописи «Повесть временных лет». Его родителями были Владимир Святославович и княжна Рогнеда.

Сам он позже женится на дочери шведского конунга по имени Ингигерда. Практически всю свою первую половину жизни он посвятил борьбе за киевский престол.

В биографии Ярослава Мудрого важную роль сыграл его отец. Когда его сыновья входили в зрелый возраст, он давал им править каким-то городом. Ярослав сначала получил Ростов, а в 1013 году стал новгородским князем.

Конфликт с Киевом

Ярослав Мудрый: биография, достижения

В краткой биографии Ярослава Мудрого нужно уделить внимание его противостоянию с Киевом, которое началось уже через год после того, как он занял престол. Ярослав отказался платить дань киевскому князю, чем сильно разгневал своего отца, на Новгород были отправлены войска.

Но завершить поход им не удалось, в 1015 году Владимир Святославович скончался, после чего между его сыновьями началась настоящая борьба за власть.

Святополк у власти

Если верить древнерусским источникам, первым киевский престол захватил Святополк, позже получивший прозвище Окаянный за убийство своих братьев Бориса и Глеба. Святополк был туровским князем и приходился Ярославу сводным братом. По этой причине, в отличие от остальных сыновей Владимира, он не имел никаких шансов занять киевский престол. Тогда он и решил планомерно устранять своих противников. Сначала убил Бориса, который пользовался поддержкой в народе и среди дружины, а затем Глеба, с которым тот был особенно близок.

Святополк намеревался убить и Ярослава, но того вовремя предупредила о надвигающейся опасности сестра Предслава.

Согласно другим источникам, которые рассказывают краткую биографию Ярослава Мудрого, в смерти своих братьев был виноват сам Ярослав, но это подвергается сомнениям.

В 1015 году под Любечем состоялось сражение между Святополком и Ярославом, в котором герой нашей статьи одержал убедительную победу и занял Киев. Таково краткое содержание биографии Ярослава Мудрого до воцарения в Киеве.

На киевском престоле

Ярослав Мудрый: биография, достижения

Став киевским князем, Ярослав окончательно не избавился от Святополка, который через несколько лет принял решение отомстить брату. Он пошел на Русь с походом вместе с польским королем Болеславом, который приходился ему тестем.

Одержав победу при Буге, ему удалось вновь занять Киев. В биографии князя Ярослава Мудрого содержится упоминание, что после этого поражения он удалился в Новгород, откуда даже планировал бежать в Скандинавию. Но новгородцы ему этого не позволили, вынудив продолжать сопротивление. Ярослав их послушался, отправился в Киев, сумел вернуть себе престол, победив в сражении на Альте.

Противостояние с Мстиславом

Ярослав Мудрый: биография, достижения

Биография князя Ярослава Мудрого вся наполнена противостояниями. Одолев Святополка, ему пришлось бороться с Мстиславом, который тоже претендовал на киевский престол.

Между ними в 1024 году состоялась битва, в которой герой нашей статьи потерпел поражение. При этом Мстислав позволил ему остаться править в Киеве. Тот отказался, снова отправившись в Новгород, а в Киеве оставив своих представителей.

В 1025 году между братьями был заключен мирный договор, согласно которому Ярослав получил земли к западу от Днепра, а Мстислав — Чернигов и всю восточную часть Руси от Днепра. Спустя десять лет Мстислав скончался, тогда и стал единоличным правителем Руси князь Ярослав Мудрый. Краткая биография, приведенная в этой статье, поможет вам теперь досконально узнать о его судьбе.

Утомившись в продолжительных боях и сражениях, Ярослав, укрепив свою единоличную власть, решил заниматься просвещением и христианизацией Руси. Свою роль в этом сыграли и многочисленные травмы, полученные им в боях.

В 1036 году он строит прочные крепости, так появляются храм святой Софии, Золотые ворота, церкви Георгия и Ирины. Таким способом правитель демонстрировал, что именно Киев является центром православного мира.

«Русская правда»

Ярослав Мудрый: биография, достижения

В биографии Ярослава Мудрого важную роль играет древнейший на Руси свод законов «Русская правда» и Слово о законе и благодати, в составлении которых князь сам принимал непосредственное участие.

Из летописей известно, что Ярослав содействовал также переводу на русский язык с греческого большого количество книг, которые затем размещались в библиотеке, расположенной при храме Святой Софии.

Историки высоко оценивают достижения Ярослава Мудрого во внешней политике, он всеми путями стремился добиться признания авторитета и важности русского государства. Именно Ярослав был главным инициатором похода новгородского князя Владимира Ярославовича на Византию. Правда, военная кампания завершилась неудачей.

В 1050 году на Руси был назначен первый митрополит — Илларион, что поставило государство в один ряд с крупнейшими христианскими государствами. Большинство детей Ярослава связали себя узами брака с представителями различных европейских династий, что способствовало налаживанию внешних связей в Европе.

Точная дата смерти Ярослава Мудрого неизвестна. По самой распространенной версии, он скончался зимой 1054 года. Перед своей смертью он оставил на киевском престоле старшего сына Изяслава. Благодаря грамотной внешней политике Ярослав на долгие годы сумел обезопасить южные и западные границы Руси.

Источник: www.nastroy.net


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.