Какой город основал ярослав мудрый

Выше мы уже говорили, что Ярослав, будучи князем Ростовской земли, основал город Ярославль. В Новгороде Великом выстроил княжеский дворец. Став великим князем, основал город Юрьев (современный Тарту) и построил ряд крепостей на южной границе государства. Но больше всего строил он в Киеве.

На новом месте, рядом с градом своего отца, отмечает летописец, «заложи Ярослав город велики Киев, у него же града суть Златая врата». Ярослав возводит свой город, превосходящий по площади «отний». Территория нового города в семь раз превышала кремль Владимира и составляла более 70 га. Вокруг нового города насыпается оборонительный вал протяженностью 3,5 км. Высота вала достигала 11 (вместе с деревянными заборолами до 16 м), а ширина 25 м. Перед валом, там, где он проходил по относительно ровной поверхности, вырыли глубокий ров, а вал дополняла мощная стена из дубовых деревьев. В новый город можно было войти через Золотые, Лядские и Жидовские ворота. Центральным, парадным въездом в Киев, его символом стали Золотые ворота.


енно через эти ворота стремились войти все завоеватели Киева. О красоте и величии этих ворот мы находим упоминания у позднейших авторов. Посетивший в 1596 г. Киев польский дипломат Гейденштейн записал: «Остались, однако, [в Киеве] памятники прежнего величия: стена кругом города, а в ней ворота старинной структуры, все позлащенные и так высоки, что две повозки, поставленные одна на другую, не достигают их вершины». Посланник немецкого императора Рудольфа Э. Лясота замечает: «Кроме того, можно было видеть развалины красивых ворот. Одни говорят, что назывались они золотыми, по словам же других назывались железными воротами. Это было красивое и величавое здание, как можно заключить по уцелевшим остаткам». Петр Алепский, сопровождавший в 1653 г. в поездке по России Антиохийского патриарха, отмечал: «В Киеве имеются развалины высоких ворот с каменной башней, которые называются святыми воротами; они некогда были обложены золотом, но сожжены татарами». (В настоящее время Золотые ворота восстановлены, что позволяет нам увидеть их величие и красоту.) Лядские ворота являлись юго-восточным, а Жидовские ворота – северо-западным въездом в город Ярослава.

Ярослав также ознаменовал свое правление строительством многих храмов. Важнейший из них – храм Святой Софии. Ярослав, разгромив в 1036 г. под стенами Киева печенегов, «возблагодаря Бога, на том месте заложил церковь святой премудрости Божьей и поле то присоединил к городу, веля всему войску обнести его стеною».


роительство храма символизировало рождение нового православного государства, ведь такое же название – Софийский собор – имел и главный храм Константинополя. Храм Святой Софии являлся копией Софийского собора в Константинополе, но имел меньшие размеры. Строительство собора продолжалось более 10 лет. Для постройки храма Ярослав пригласил мастеров из Византии и Руси. Подсобные работы выполняли смерды. В своем первоначальном виде (собор перестраивался в 1685–1707 гг.) он представлял собой огромное пятинефное крестово-купольное здание, окруженное с севера, запада и юга открытой одноэтажной галереей. Позднее, в конце XI или начале XII столетия, на галерее был надстроен второй этаж. Вокруг храма по северной, западной и южной сторонам пристроили новую одноэтажную галерею. Первоначально наружная, а теперь надстроечная, галерея оказалась внутренней. Двенадцать крестообразных в плане столбов делили храм на пять продольных нефов. Центральный неф был вдвое шире других. Все пять нефов на востоке заканчивались апсидами, причем центральная апсида имела пятигранную форму. В центральной апсиде помещался алтарь. В северной – жертвенник (место хранения вина и хлеба для причащения). В южной – диаконник (место хранения сосудов, риз и церковных принадлежностей). Между первым и вторым (от апсид) рядами крестообразных столбов расстояние было вдвое больше, чем между другими. Оно равнялось ширине центрального нефа, и пересечение их создавало основное центрально-купольное пространство храма.

внутренние каменные столбы опиралась целая система арок, сводов и куполов, устремленная к центральной части и создавшая внутреннюю и внешнюю ступенчато-пирамидальную композицию храма. 13 параболических куполов, покрытых свинцом, венчали храм. Около центрального, на уступ ниже, располагались 4 купола меньшего размера, остальные 8 – группами по 3 в юго-западной части и по одному – около боковых апсид. Софийский собор имел позакомарное покрытие. Закомары представляли собой полукруглое завершение верхней части стены церкви, соответствующее внутренней форме свода. Кровля при закомарном покрытии укладывалась непосредственно на своды.

Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые над полом хоры. Наличие хоров во многих храмах древнерусского государства было характерным явлением. Они предназначались для князя, его семьи и знати. Хоры как бы отделяли их от общей массы, возвышали над подданными, приближая к Богу.

София сооружалась из камня и кирпича – «плинфы». Фундамент наружных стен делался из крупных камней на растворе, внутренние стены покоились на каменном фундаменте, сложенном насухо, без раствора. Стены выкладывались из чередующихся рядов камня и плинфы, причем строители применяли здесь метод так называемой «утопленной плинфы», когда ряды кирпича были несколько углублены в стену, а образовавшиеся промежутки заполнены цемянкой, т. е. раствором извести, песка и толченого кирпича. Серый гранит и красный кварцит в сочетании с оранжево-розовым цветом плинфы и розоватым оттенком цемянки придавали фасаду нарядный вид.


Такого характера кладка была и у стен киевской Десятинной церкви, так делали стены и большинства других храмов в Древней Руси.

Софийский собор производил исключительное впечатление. Расположенный на высоком берегу Днепра, блестя свинцовыми куполами, он как бы господствовал над окрестностями. Открытые арки галерей связывали храм с окружающей природой, а декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и другие украшения в сочетании с цветовой гаммой стен и общим обликом здания оставляли след в памяти и сердце человека. Не менее великолепным и богатым был храм внутри.

Благодаря умелой внутренней композиции храма внимание вошедшего приковывалось, прежде всего, к алтарной части и пространству под центральным куполом, в центре которого было помещено изображение Христа-Вседержителя. Мозаика покрывала всю центральную часть храма. Даже сейчас, когда сохранилось далеко не все, мозаики покрывают и все подкупольное пространство, предалтарные столбы и алтарную часть. Стены храма, своды и столбы сверху донизу были расписаны фресками.

Одной из самых впечатляющих в храме является мозаичная фигура Божьей Матери – Марии-Оранты, помещенная на «конхе» – внутренней, сферической поверхности апсиды. В молитвенной позе, с поднятыми вверх руками, Мария обращается к Христу. Стоит она на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. Ее синие одежды с черными складками выделяются на фоне золотой смальты.


В технике мозаики выполнены изображения Христа-Вседержителя на купольной части, двенадцати апостолов в простенках между окнами центрального барабана и другие сюжеты. Богатейшее сочетание цветов, несомненно, очень сильно воздействует на зрителя. В мозаичной палитре мастеров киевской Софии было найдено около 130 оттенков (25 – зеленого, 23 – коричневого, 19 – синего и золотого и т. д.). Чтобы придать большую выразительность мозаике, художники использовали еще один прием. Кусочки смальты, вдавливаемые в сырую штукатурку, ставились под различными углами. Свет, падавший на них, отражался по-разному, и создавалось искрящееся, хорошо видимое с любого места в соборе мозаичное изображение.

Много места в соборе занимают фрески. Техника фрески давала возможность на длительное время сохранять роспись, однако она требовала от художника большого мастерства и четкости в работе. Фрески писались водяными красками, хорошо впитывавшимися в сырую поверхность грунтовки. И хотя в них не было той яркости, блеска и разнообразия, как в мозаике, фресковая живопись Софии Киевской достигла большой выразительности.

Наряду с чисто церковными сюжетами среди фресок Софии удалось обнаружить два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. На одном сохранились фрагменты изображения двух младших сыновей Ярослава, однако остальные изображения, в том числе и самого Ярослава, погибли. Но общий вид этой фрески нам известен благодаря зарисовке, сделанной художником Вестерфельдом в 1651 г. На ней Ярослав изображен идущим со своими сыновьями, с моделью храма в руках.


Значительно лучше сохранились фрески с изображением женщин из семьи Ярослава. Здесь мы видим четыре фигуры в рост, в разнообразных одеждах, с индивидуальными чертами лиц.

На стенах башен художник, отступив от религиозных сюжетов, запечатлел светскую жизнь. В одной из башен изображена императорская ложа, в которой сидит император в нимбе, придворные, процессия с охраной и др. Фрески с изображением императора, придворных и т. п. могли быть навеяны жизнью византийского двора.

Но особенно интересны многочисленные очень реалистические изображения бытовых сценок, близкие к нравам киевского княжеского дома. В северо-западной башне изображена охота на медведя, на другом рисунке – фигура сидящего музыканта со смычковым инструментом. Ряд фресок: «Человек ведет на поводу верблюда», «Борьба ряженых», «Стреляющий из лука», «Скоморохи», «Кулачный бой», «Акробаты». Здесь же и уже упоминавшееся изображение борьбы Ярослава с медведем. Фрески знакомят нас со многими сторонами жизни киевского общества.

Вслед за киевской Софией на берегах Волхова в Новгороде тоже строится Софийский собор.

Новгородскую Софию строили быстрее киевской (1045–1050 гг.). В композиционном плане это огромное пятинефное крестово-купольное сооружение, хоры, занимающие боковые нефы и западную стену, двухэтажные закрытые боковые галереи с арками.


Однако новгородская София имеет и свои особенности. Вместо многокупольной пирамидальной громады киевской Софии здесь 5 куполов, сгруппированных в центре. Мощные наружные лопатки на гладких стенах из плинфа, цемянки и камня подчеркивают внутреннюю, конструктивную часть собора. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм как бы еще выше, монолитнее. Три апсиды в алтарной части заканчиваются купольным перекрытием. Двускатные перекрытия чередуются с цилиндрическими сводами, выступают по краям фасада в виде фронтончиков. На восточной стороне цилиндрические четвертные своды сделаны в виде полузакомар.

Законченный лаконичный архитектурный образ новгородской Софии послужил образцом для последующих новгородских построек.

В отличие от киевской Софии в новгородском храме нет богатейших мозаик, мрамора, шифера. Внутреннее убранство соответствует простым, строгим формам объема.

Фресковая роспись собора создавалась не сразу, а постепенно. Законченный в 1050 г., собор стал расписываться только в начале следующего столетия.

Можно предположить, что Ярослав и его супруга Ингигерд (Ирина) часто посещали Новгород и следили за строительством храма. Следует заметить, что новгородская София, в отличие от киевской, не подвергалась перестройке и сохранила свой первозданный вид.

Построили Софийский собор и в Полоцке. Это произошло при детях Ярослава. Это пятинефный храм с тремя апсидами и семью куполами, в основном повторявший архитектурные особенности Софии Киевской.


Софийский храм в Киеве, как только был закончен, стал митрополичим кафедральным собором. Митрополит Илларион, который видел этот храм, писал: «Он [Ярослав] неоконченное тобою [Владимиром] окончил, как Соломон предприятия Давидовы, создал дом Божий, великий и святой, в честь Его Премудрости на освящение твоему граду и украсил его всякими украшениями: золотом, серебром, драгоценными камнями, дорогими сосудами, так что церковь сия заслужила удивление и славу у всех окружных народов и не найдется подобной ей во всей полуношной стране от востока до запада». На протяжении нескольких веков София Киевская являлась центром общерусской митрополии, средоточием политической и культурной жизни страны. Здесь «ставили» на великое княжение и принимали послов, происходили соборы русских епископов, правили молебны в честь блистательных побед русских дружин над половцами и приносили присягу верности. Нередко София оказывалась в центре острой социальной борьбы; на ее дворе собирались веча, выливавшиеся в народные восстания против князей и бояр. При Софийском соборе был построен митрополичий дом, в котором постоянно проживали русские митрополиты. Резиденция киевских митрополитов была ограждена мощной каменной стеной. В этой стене находились ворота, через которые можно было проехать к центральному, западному, входу в Софию Киевскую. Площадь митрополичьего двора достигала 3,5 га. О значительных его размерах говорит, например, летопись под 1147 г., сообщая, что во дворе Софии собралось вече, в котором участвовало множество киевлян.


Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг каменную церковь на Золотых воротах, находившихся на запад от собора. Эта церковь поставлена была на главных городских воротах в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Илларион в своем «Слове о законе и благодати», говоря о Ярославе, сообщает следующее: «Он и славный город твой [Владимира] Киев обложил величием, как венцем, и предал народ твой и город святой всеславной скорой Помощнице христиан Богородице, которой создал и церковь на великих вратах в честь первого праздника Господня – святого Благовещения, так что приветствие архангела Деве можно приложить и к сему городу Деве сказано было: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою». А граду можно сказать: “Радуйся, благоверный граде, Господь с тобою”».

В последующие годы, уже после сооружения Софии Киевской и церкви на Золотых воротах, Ярослав в Киеве строит еще две каменные церкви. Одна строится на запад от Софийского собора по направлению к Золотым воротам, это храм святого Георгия Победоносца. Древние сказания открывают интересные сведения о строительстве церкви Святого Георгия. «Когда ее начали строить, то немного было делателей. Увидев это, Ярослав призвал тиуна и спросил: «Почему мало трудящихся у церкви?» Тиун отвечал: «Так как дело властельское (т. е.


оружается на средства князя), то люди боятся, чтобы за труд они не были лишены платы». Тогда князь сказал: «Если так, я сотворю вот что», – и повелел возить куны (деньги) на телегах под своды Золотых ворот и объявить на торгу людям, чтобы каждый брал себе за труд по ногате (примерно по 12 копеек серебром) на день. И явилось множество делателей, и церковь вскоре была окончена. Освещение ее совершено в 26-й день ноября митрополитом Илларионом. И сотворил в ней великий князь настолование новопоставляемым епископам, а день освещения ее заповедал во всей Руси праздновать ежегодно в честь святого великомученика Георгия Победоносца». Другая церковь сооружалась южнее Софии и носила имя святой Ирины, покровительницы жены Ярослава (при церквях Св. Георгия и Св. Ирины были основаны и монастыри). Не перечисляя других церквей, построенных во время правления Ярослава, летописец замечает: «И ины церкви ставляше по градом и по местам… и радовашеся Ярослав, видя множество церквей…»

Киев в Древней Руси по количеству построек занимал одно из ведущих мест. Великокняжеский двор, дворы князей и бояр, построенные в основном из дерева, поражали своим величием и красотой. Уже Титмар Мерзебургский называет Киев «большим городом», в котором «находится более 400 церквей и 8 рынков», а Адам Бременский именует его «соперником константинопольского скипетра, одним из великолепнейших украшений Греции (т. е. Руси). По сообщению северо-восточной летописи, в 1124 г. в Киеве одних церквей сгорело около шестисот. М. С. Грушевский считал это значительным преувеличением. По его подсчетам, в это время в Киеве и его окрестностях имелось около 30 церквей и один рынок на Подоле. Но как бы там ни было, мы не можем отрицать, что Киев во времена Ярослава превращается в огромный город большой державы. Здесь можно было встретить поляков и венгров, чехов и немцев, греков и хазар, евреев и армян, англосаксов и шведов, норвежцев и датчан.

У подножия горы над Днепром раскинулось Подолье (Подол), торговая и промышленная часть города. Открытая с севера, она была защищена палисадом – «столпьем», которое шло от гор до Днепра. С верхним городом Подолье сообщалось Боричевым узвозом и другим более отлогим спуском под горою Уздыхальницею. На Подоле проживало основное посадское население города. Жили простые люди в полуземляночных или срубных домах. В жилище устанавливалась топившаяся по-черному куполообразная глинобитная печь. Деревянные, срубные жилища преобладали в Киеве, Новгороде и других городах.

На Подоле находилась главная пристань Киева. Сюда, как и в Новгород, приходили корабли с иноземными товарами. Здесь можно было встретить купцов из различных стран Европы и Азии. Русские долбленые ладьи (выдолбленные из бревна, они могли поднимать десятки людей и много груза) везли товары – лес, пеньку, меха, продукты земледелия, мед, воск – из различных районов Руси. Небольшие струги с их небольшой осадкой могли отлично перевозить людей и грузы по мелководью через отмели и перекаты. (На наличие разнообразных судов на Руси указывает и «Русская правда».) Иностранцы привозили ткани, пряности, вина, изделия ремесленников.

На рынках шла бойкая торговля, происходил обмен товарами. Возможно, в этот период основным эквивалентом обмена на Руси становятся металлические, золотые и серебряные монеты. Первоначальной формой денег в Древней Руси были скот и меха. Скот (кожаные деньги), куны (мех куницы) и более мелкие единицы в виде «резаны», «ногаты», «белки» и др. являлись основными измерителями ценности в древней торговле. Но летописи и «Русская правда» уже говорят о скоте и о кунах как о металлических деньгах, лишь сохранивших старое название меховых денег, на которые идет счет при товарообмене, которыми платится дань, взимаются штрафы.

Металлическое денежное обращение сначала распространяется в виде пользования слитками (по весу). В этот период серебро как металлические весовые деньги в слитках конкурирует с кунами как меховыми деньгами. Попытки начать чеканить металлические деньги впервые предпринимаются еще при Владимире, когда стали чеканиться по арабской системе серебряные и золотые монеты. Это продолжалось и при Ярославе. Однако отсутствие на территории Руси того времени разведанных залежей серебра и золота заставляло для этой цели использовать иностранные деньги. Это было невыгодно и неудобно. Поэтому металлическая денежная единица в то время не получила широкого распространения во внутреннем обороте.

Русские купцы активно занимались и внешней торговлей. Первые сведения об этом относятся еще ко времени варяжских князей. Их договоры с греками свидетельствуют, что в X в. в Царьграде жило много русских, которые продавали там невольников и покупали различные ткани. Охота и пчеловодство Руси давали множество воска, меда и драгоценных мехов, бывших, вместе с невольниками, главным предметом торговли русских купцов. Константин Багрянородный пишет, что в Хазарию и на Русь шли тогда из Царьграда пурпур, богатые одежды, сукна, сафьян, перец. К этим товарам, по сообщению Нестора, можно прибавить вино и плоды. Ежегодное путешествие русских купцов в Грецию император описывает следующим образом: «Суда их приходят в Царьград из Новагорода, Смоленска, Любеча, Чернигова, Киева и Вышгорода. Подвластные россам славяне, кривичи, лучане и другие зимою рубят лес на горах своих и строят лодки, называемые однодеревки, ибо они делаются из одного дерева. По вскрытии Днепра славяне приплывают в Киев и продают оные русским, которые делают уключины и весла из старых лодок. В апреле месяце собирается весь русский флот в городе Вышичеве, откуда идет уже к порогам. Дошедши до четвертого и самого опасного, то есть Неясытя, купцы выгружают товары и ведут скованных невольников около 6000 шагов берегом. Печенеги ожидают их обыкновенно за порогами, близ так называемого Крарийского перевоза (где херсонцы, возвращаясь из Руси, переправляются через Днепр). Отразив этих разбойников (печенегов) и доплыв до острова Св. Григория, русские приносят богам своим жертву благодарности и до самой реки Селины, которая есть рукав Дуная, не встречают уже никакой опасности, но там, ежели ветром прибьет суда их к берегу, они снова должны сражаться с печенегами, и, наконец, миновав Конопу, Константию, также устье болгарских рек, Варны и Дицины, достигают Месимврии, первого греческого города». Торговля с Византией, без сомнения, была выгодна Киевской Руси, раз из-за нее наши предки отваживались на столько опасностей, и именно она была предметом всех мирных договоров с Византийской империей. Русские купцы ходили на судах не только в Болгарию, Грецию, Хазарию или Тавриду, но, если верить Константину, и в отдаленную Сирию, недаром Черное море было названо Русским. Русские купцы торговали и с печенегами, когда не находились с ними в состоянии войны. Печенегам они везли традиционные предметы русского экспорта, а закупали множество азиатских коней, овец и быков.

Волжские болгары, по свидетельству Эбн-Гаукаля, арабского географа X века, доставляли из Руси шкуры черных куниц или скифских соболей; но сами на Русь не ездили, потому что там якобы убивали всех иноземцев.

Скандинавские саги и немецкие летописи сообщают и о торговле русских с северными народами. Вся торговля с северными и балтийскими странами велась через Новгород. На новгородском рынке, куда съезжались тысячи купцов, скандинавы покупали драгоценные ткани, домашнюю утварь, богатые одежды, шитые золотом, и меха. Вероятно, что эти богатые одежды и ткани доставлялись купцами в Новгород из Царьграда, по древнему торговому пути «из варяг в греки». Если верить Нестору, то этим торговым путем пользовались новгородцы еще во времена Олега.

Вполне вероятно, что великие князья, следуя примеру скандинавских властителей, сами участвовали в торговых операциях для умножения своих доходов, ведь государственную подать в IX и X веках на Руси собирали в основном натурой. Из разных областей Руси шли в столицу обозы с медом и шкурами, это был княжеский оброк.

Ежегодно приходили и в Киев купеческие флоты из Константинополя. Такие караваны привозили богатые и важные для князя и бояр товары. Князья, ожидая их, даже из самых отдаленных мест присылали войско к Каневу для обороны судов от печенегов, а затем половцев. Днепр в его течении от Киева до моря назывался путем греческим. Им издавна пользовались и русичи. Они привозили в богатый и цветущий Судак горностаевые и другие драгоценные меха, а в Тавриде покупали соль. Здесь же русские купцы приобретали у восточных купцов бумажные и шелковые ткани, различные пряные коренья. В Киеве, как мы упоминали выше, жили греки, евреи, армяне, немцы, а также представители других народов. Сюда их привлекали выгодная торговля и обмен товарами. Немалое значение имело и гостеприимство русских, которые дозволяли христианам латинской церкви свободно отправлять свое богослужение, но запрещали им спорить о вере. По утверждению одного из польских историков, «боясь, чтобы сии проповедники не доказали, сколь вера греческая далека от истины».

Подобно Черному морю и Днепру, Каспийское море и Волга служили другим важным путем для торговли. Болгары, в случае неурожая на Руси, поставляли хлеб в Суздальский край, могли доставлять и ремесленные изделия Востока.

Удачные войны, получение выкупов, торговля русских купцов вели к обогащению высших слоев русского общества. Узнав о пышности константинопольского двора, великие князья, а вслед за ними и бояре, хотели подражать ему. За ними следовали их жены и дети, родственники.

Но не только богатства Византии привлекали русских князей. Владимир Великий, а за ним и Ярослав многое сделали для того, чтобы на Руси прижилась и книжная (то есть имевшая письменность) византийская культура.

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru

Начало правления

Так князь Ярослав Мудрый начал свое правление, которое продолжалось 35 лет. Это время без сомнения можно назвать золотым временем в истории Киевской Руси. Но изначально все не было так гладко. Княжение Ярослава, даже после смерти Святополка, не было безоговорочным. Мстислав Удалой, занимавший в то время княжеский пост в городе Тмутаракани, отказался признавать брата единоличным правителем Киевской Руси. Мстислав собрал войско и пошел войной на Киев. Ключевое сражение этого противостояния произошло на реке Руда в 1023 году. В этой битве Ярослав был разбит и отправился в Новгород собирать новое войско. Следует отметить тот факт, что Мстислав проявил редкое великодушие и решил не оспаривать княжение брата. Он предложил Ярославу править всеми землями по правую сторону Дона, оставив за собой левую часть. Ярослав отказался.

Раздел и объединение страны

Однако, после возвращения в Новгород князь Ярослав Мудрый собрал новое войско и отправился на встречу с братом, которая произошла под Киевом. Браться договорились о заключении союза и разделили земли Киевской Руси между собой. Мстислав взял под свой контроль все восточные земли, Ярослав – западные. Единственной границей между владениями братьев был Днепр. Это событие было воистину ключевым для Руси. Впервые страна, до этого постоянно терзаемая внутренними и внешними врагами, обрела спокойствие. Согласие князей было полным и они не смели нарушать условия подписанного мира. Продолжалось это до 1036 года, когда Мстислав умер. После смерти брата князь Ярослав Мудрый стал полноправным властителем. Теперь под его контролем была вся Киевская Русь: ее западная и восточная части.

Ярослав и его деяния

1036 год знаменуется не только воссоединением западных и восточных земель Руси. Именно в этом году под Киевом состоялось сражение с половцами. Русская армия одержала великолепную победу, наголову разбив противника. Отныне они не представляли такой грозной силы. Теперь князь мог сосредоточиться на решение других насущных проблем.

Завершение правления

В историю князь Ярослав вошел под именем Мудрый. Так его назвал народ Киевский, ведь именно при нем в стране были открыты первые образовательные учреждения, а также составлен первый письменный свод законов – «Русская правда».

Последние годы своей жизни этот правитель направил на борьбу с возможной после его кончины междоусобной войной. Для этого он сам решил разделить страну между своими сыновьями. Так, Изяславу, старшему сыну, завещался в управление город Киев, Святослав становился правителем Чернигова, Всеволод наследовал Переяслав, Игорь становился князем во Владимиро-Волынской земле, Вячеслав же становился правителем Смоленска.

Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, оставив своим сыновьям великую страну, которая после продолжительного периода спокойствия, заявила о себе, как о сильной державе.

Популярные статьи:


Полтавская битва

Путь из варяг в греки

Император Павел 1

Присоединение Украины

 

Последние добавления:

Источник: istoriarusi.ru

1035 лет назад родился Ярослав Мудрый, четвёртый сын великого Киевского князя Владимира, прозванного в народе «Красно Солнышко», и полоцкой княжны Рогнеды. Детство Ярослава было трудным – у него болели ноги, он позже других детей научился ходить. Мальчик выучился грамоте, очень любил читать книги.

На шестом году жизни совершили над Ярославом обряд пострижения: отрезали прядь волос – в знак того, что повзрослел княжич и будет отныне не матерью воспитан, а наставником. Становился он с каждым годом в присутствии великого князя Ярослава» всё сильнее и мудрее. Да только от прежней болезни хромота осталась, за что и получил княжич прозвание – хромец.

А в 11 лет был отправлен отцом княжить в город Ростов, а потом и в Новгород. И платил Ярослав отцу, князю Киевскому, ежегодную дань в 2 тысячи гривен серебра. В 1014 году он перестал подчиняться отцу, а через 5 лет сам стал великим князем Киевским.

За время своего правления он объединил почти все русские земли. Успешно воевал с Польшей, победил племена ятвягов, литовцев, мозовшан, разгромил печенегов.

При Ярославе Мудром появились на славянской земле первые письменные законы. По повелению князя были собраны и записаны те обычаи, по которым судили на Руси. Ярослав хорошо знал церковные и гражданские уставы, действовавшие в русских княжествах. Так в 1020 г. написан первый сборник законов «Русская правда». Это был перечень наказаний и штрафов за те или иные проступки, провинности и преступления.

Князь был очень образован. Он основал первую государственную библиотеку на Руси. Она была не только хранилищем книг, но и книгописной мастерской: здесь трудились переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры.

Ярослав заботился об образовании детей. Для распространения грамоты он велел духовенству обучать детей и устроить в Новгороде школу для 300 мальчиков.

Князь основал города Ярославль, Юрьев (сейчас г. Тарту), украсил Киев многими постройками, построил новые каменные стены, устроив в них знаменитые Золотые ворота.

Ярослав занимал почётное место среди европейских государей. При нём о Руси знали во всех концах земли. Правители первых стран мира искали дружбы русского князя и считали за честь с ним породниться. Дочь князя Анастасия стала королевой Венгерии, Елизавета – Норвегии, а Анна – Франции, сын Изяслав женился на польской принцессе, Всеволод – на византийской.

За ум и начитанность, за построение городов и храмов, за мудрость в управлении землями русскими князя назвали «Мудрым». Ярослав Владимирович правил Киевской Русью 37 лет – до 1054 – года и сделал свою страну одной из самых больших, сильных и культурных государств Европы.

Похоронен Ярослав в мраморной гробнице в Киевском Софийском соборе.

Материал подготовлен Центральной детской библиотекой им. Ярослава Мудрого, г. Ярославль

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем

Источник: www.filipoc.ru

Ярослав Мудрый: биография

Один из самых почитаемых древнерусских князей – князь Ярослав Мудрый, сын великого Владимира Святославовича (Крестителя). Прозвище Мудрый он получил за любовь к просвещению и создание первого известного на Руси свода законов, позже названного «Русской правдой».

Князь Ярослав Мудрый
Князь Ярослав Мудрый

А ещё он – отец, дядя и дед многих европейских правителей. При крещении Ярослав получил имя Георгий (или Юрий). Русская православная церковь почитает его как благоверного и даже внесла в святцы день его памяти. В високосный год это 4 марта, а в обычный – 5-ое.

Детство и юность

О дате рождения Ярослава Владимировича и сегодня спорят. Но большинство историков и учёных склоняются к тому, что князь появился на свет в 978 году, хотя полной уверенности в этом нет ни у кого. День его рождения тем более неизвестен.

Его родителями стали Владимир Святославович, который принадлежал к роду Рюриковичей, и полоцкая княжна Рогнеда Рогволодовна. Хотя и тут согласия нет. Например, известнейший историк Николай Костомаров сомневался, что именно Рогнеда была матерью Ярослава. А его французский коллега Арриньон и вовсе считал, что князя родила византийская царевна Анна. Якобы именно это обстоятельство объясняет его вмешательство во внутривизантийские дела в 1043 году.

Владимир Святославович и Рогнеда Рогволодовна. Художник А. П. Лосенко
Владимир Святославович и Рогнеда Рогволодовна. Художник А. П. Лосенко

Но ради справедливости стоит отметить, что остальная масса историков склонна считать именно Рогнеду женщиной, которая дала жизнь известнейшему из древнерусских князей.

Всех четырёх отпрысков, рождённых в браке с Рогнедой, Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, великий князь Владимир отправил княжить в разные города. Ярославу достался Ростов. Но так как мальчику едва исполнилось 9 лет от роду, к нему был приставлен кормилец и воевода Будый (в других источниках Буды). Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника.

Правление

Этот период носит характер преданий и легенд. Время князя Ярослава Мудрого, как и саму личность, одни историки склонны идеализировать, другие – демонизировать. Правда, как водится, где-то посредине.

Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый

Княжение Новгородом имело более высокий статус, чем управление Ростовом. И всё же новгородский властитель имел подчинённый статус по отношению к киевскому, то есть Владимиру. Поэтому князь Ярослав Мудрый в обязательном порядке каждый год выплачивал отцу 2/3 собранной из Новгородских земель дани. Это была сумма 2 тысячи гривен. 1 тысяча оставалась на содержание самого вельможи и его дружины. Надо сказать, что её размер лишь немного уступал дружине Владимира.

Наверное, именно это обстоятельство подтолкнуло сына взбунтоваться и в 1014 году отказаться платить огромную дань отцу. Новгородцы поддержали своего посадника, о чём есть сведения в сохранившихся летописях. Владимир разгневался и начал готовить поход для усмирения бунтарей. Но на тот момент он был в преклонных летах. Вскоре заболел и скоропостижно умер, так и не наказав сына.

Святополк Окаянный
Святополк Окаянный

Место отца занял старший сын – Святополк Окаянный. Чтобы обезопасить себя и удержать власть в руках, он уничтожил троих братьев: Бориса, которого особенно любили киевляне, Глеба и Святослава. Такая же судьба ждала и новгородского посадника. Но тот сумел победить Святополка в кровавой битве под Любечем и в 1016 году вошёл в Киев.

Хрупкое перемирие между братьями, поделившими Киев по Днепру, время от времени переходило в «горячую» стадию. Но в 1019-ом Святополка не стало, и Ярослав Мудрый начал безраздельное правление киевским престолом.

Огромной заслугой князя Ярослава Мудрого стала победа над печенегами. Это случилось в 1036 году. Как говорят летописи, город был осажен кочевниками в тот период, когда правитель отлучился в Новгород, где принял участие в закладке храма. Но получив известие об опасности, он быстро вернулся и разбил печенегов. С этого момента их опустошительные и кровавые набеги на Русь ненадолго прекратились.

Софийский собор, Киев
Софийский собор, Киев

Началось «золотое» время Ярослава Мудрого. После одержанных побед вельможа взялся за грандиозное строительство. На месте блистательной победы над кочевниками был заложен Софийский собор. Он во многом был копией собора в Царьграде. Украшенный великолепными фресками и мозаикой, храм поражал красотой современников и радует глаз сегодня.

Вельможа не жалел средств на церковное благолепие и приглашал для отделки собора лучших греческих мастеров. А ещё в городе появились знаменитые Золотые ворота, повторившиеся такие же в Царьграде. Над ними выросла церковь Благовещения.

Внутренняя и внешняя политика

Правитель приложил немалые усилия, чтобы прервать зависимость русской православной церкви от довлевшей над ней Византией. Поэтому в 1054 году впервые в истории Руси её церковь возглавил русский, а не греческий митрополит. Звали его Илларион.

Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый

Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности народа и искоренение остатков языческой веры. Христианская вера прививалась с новой силой. В этом сын продолжил дело своего великого отца, Владимира Крестителя.

Сын велел переводить греческие рукописные книги на славянский язык. Он сам любил читать и старался привить любовь к чтению и просвещению своим подчинённым. Духовенство начало обучать детей грамоте. В Новгороде появилось училище для мальчиков, которое приняло 300 первых учеников.

Количество книг быстро росло и книжная премудрость возводилась в своего рода моду того времени. Быть просвещённым становилось престижно.

Библиотека Ярослава Мудрого
Библиотека Ярослава Мудрого

В Повести временных лет говорится о некоем собрании книг и документов, которое принято называть Библиотека Ярослава Мудрого. Учёные говорят о разном количестве: от 500 до 950 томов. По некоторым данным, библиотека была передана князем (по иным сведениям – его правнуком) Софийскому собору.

Так как древние книги, которым тысяча лет, не найдены, то существует множество гипотез, где они могут храниться. Одни утверждают, что это могут быть подземелья Софийского собора, другие говорят о катакомбах Киево-Печерской лавры, третьи – о Выдубицком монастыре. Но есть и скептики, считающие, что бесценные фолианты не могли уцелеть после опустошительных половецких набегов и пожаров.

Ещё одна версия, имеющая право на существование, – Библиотека Ярослава Мудрого стала частью не менее легендарной Библиотеки Ивана Грозного.

Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавра

Князь Ярослав Мудрый стоял у истоков появления первых русских монастырей, в числе которых главный – Киево-Печерский. Монастырь не только внёс огромную лепту в продвижение и популяризацию христианства и православия, но и сыграл огромную роль в просвещении. Ведь здесь составлялись летописи и переводились книги.

А ещё в это замечательное время появилась «Русская правда» Ярослава Мудрого. Это первый свод законов Руси, который последователи дописывали и приумножали.

Историки высоко оценивают и внешнюю политику вельможи, в которой он тоже добился огромных успехов. Кажется, он первым из русских князей сделал упор на дипломатию, а не силу оружия.

Ярослав Мудрый и его свод законов «Русская правда»
Ярослав Мудрый и его свод законов «Русская правда»

В то время главным способом наладить отношения с другими государствами считались династические браки. А так как Киевская Русь за время правления Мудрого превратилась в просвещённое и сильное государство, то «породниться» с ней изъявили желание многие правители европейских стран.

Женой Ярослава Мудрого стала дочь короля Швеции Олафа – Ингигерда, получившая после крещения имя Ирина. От отца ей досталось богатое приданое – город Альдейгаборг (позже Ладога). Прилегающие к нему земли получили название Ингерманландия (что переводится как земли Ингигерды).

Ярослав-законодатель
Ярослав-законодатель

Сын князя – Всеволод – женился на греческой царевне. Ещё двое отпрысков – на немецких княжнах. Сын Изяслав взял в жены сестру польского князя Казимира, а сам Казимир женился на сестре Мудрого – Доброгневе.

Такие же династические браки были у дочерей киевского вельможи. Елизавета была выдана замуж за норвежского короля Гаральда, Анастасия – за венгерского правителя Андрея. Но наиболее известной и почитаемой оказалась дочь Анна Ярославна, ставшая супругой французского короля Генриха I. В результате такой внешней политики князь Ярослав Мудрый оказался связан узами родства со множеством сильных соседей, ближних и дальних.

Основание городов

Князь Ярослав Мудрый основал Юрьев. Это случилось в 1030 году, когда он ходил походом на Чудь. Новый город, названный в честь своего ангела, появился на берегу Чудского озера. Сейчас он называется Тарту и является вторым по величине эстонским городом после Таллина.

Город Юрьев (сейчас - Тарту, Эстония)
Город Юрьев (сейчас — Тарту, Эстония)

Ещё один город Ярослава Мудрого – Ярославль, хотя некоторые историки считают факт его основания князем не бесспорным.

Есть ещё один Юрьев, который был основан князем. Этот город оказался одновременно и крепостью, которая входила в Поросскую оборонительную линию. Он был возведён для защиты Киева от кочевников. В 1240 году татаро-монголы его уничтожили, оставив лишь руины церкви. Вокруг неё и возродился город, получив название Белая Церковь. Он и сегодня так называется.

Личная жизнь

Многие историки сходятся во мнении, что жена Ингигерда, после крещения ставшая Ириной, имела огромное влияние на мужа и оставила заметный след в истории Руси. На полученных ею от отца в наследство землях в 1703 году Петром Первым был построен Санкт-Петербург.

В Киеве благодаря княгине Ирине появился первый женский монастырь. Он был сооружен при церкви Святой Ирины. Одна из его колонн «дожила» до середины ХХ столетия. Сейчас о существовании храма напоминает лишь тихая Ирининская улица.

Ярослав Мудрый и его жена Ингигерда
Ярослав Мудрый и его жена Ингигерда

Как сложилась личная жизнь Ярослава Мудрого и Ингигерды-Ирины – сегодня сложно сказать. Известно лишь то, что в браке с ней родились 6 сыновей и 3 дочери. Супруга разделяла взгляды своего мужа и перешла в его веру, немало сделав для её продвижения.

Красавцем великий вельможа, кажется, не был. Сильно выступающий нос и такой же подбородок, резко очерченный рот и крупные глаза не добавляли привлекательности. А ещё он был хромым из-за разной длины ног. По одной версии – из-за поврежденных в бою тазобедренного и коленного суставов, а по другой – из-за наследственной болезни Пертеса.

Дочери Ярослава Мудрого
Дочери Ярослава Мудрого

Существует историческая загадка-головоломка, на которую у разных историков существует своё мнение. Некоторые из них утверждают, что князь Ярослав Мудрый был женат дважды.

Его первой женой якобы была норвежка Анна. В этом браке даже родился сын Илья. Но в 1018 году он вместе с матерью был пленён польским королём Болеславом Храбрым и навсегда увезён в Польшу. Эта версия якобы подтверждается тем, что имя Анны встречается в некоторых летописях.

Икона Ярослава Мудрого
Икона Ярослава Мудрого

Но есть и противники этой спорной версии. Они утверждают, что всё гораздо проще. Анна – это иноческое имя Ингигерды-Ирины. Якобы она в конце жизни постриглась в монахини, взяв себе это имя. В 1439 году архиепископ Евфимий причислил Анну к лику святых. Она считается небесной покровительницей Новгорода.

Примечательно, что сам князь Ярослав Мудрый был причислен к святым лишь в XXI веке.

Смерть

Последние годы жизни князь Ярослав Мудрый провёл в Вышгороде. Он скончался в праздник Торжества Православия на руках одного из своих сыновей – Всеволода, пережив на 4 года жену и на 2 старшего из сыновей, Владимира.

Памятник Ярославу Мудрому
Памятник Ярославу Мудрому

Датой смерти князя считают 20 февраля 1054 года. Его похоронили в Софийском соборе в Киеве, в 6-тонном мраморном саркофаге. К сожалению, останки великого правителя исчезли. Известно, что саркофаг в ХХ столетии вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах. И делали это не всегда квалифицированно и добросовестно.

После вскрытия в 1939 году останки Ярослава Мудрого отправили в Ленинград, где учёные Института антропологии впервые подтвердили, что один из 3 скелетов (мужской, женский и детский) из вскрытого захоронения действительно принадлежит князю. По найденному черепу антрополог Михаил Герасимов сумел восстановить облик правителя.

Восстановленный облик Ярослава Мудрого
Восстановленный облик Ярослава Мудрого

Останки вернули в Киев. Но в 2009 году гробницу снова вскрыли и обнаружили, что останков древнейшего из Рюриковичей нет. На месте нашли два женских скелета – один времён Киевской Руси, второй ещё более давний – скифского периода. А ещё в гробнице обнаружили газеты «Известия» и «Правда» 1964 года.

Многие историки и исследователи склоняются к версии, что останки следует искать в США. Якобы туда они были вывезены в 1943-м, когда отступали немецкие войска.

Источник: 24smi.org

Основные события Киевского периода правления Ярослава Мудрого.

 

1036 год – победа над печенегами и заложение в честь этого события Собора Святой Софии в Киеве.

1038 год – поход в Восточную Пруссию.

1040 год – поход на Литву.

1041 год – поход в Мазовию (район современной Варшавы).

1042 год – помощь Казимиру I в борьбе за польский трон.

1043-1044 года – два похода на Византию (с переменным успехом), завершившиеся подписанием мирного договора.

1045 год – князь Ярослав и княгиня Ирина отправились в Новгород, где заложили каменный Собор святой Софии.

1047 год – разрыв договора с Польшей.

 

Ярослав Мудрый правил 37 лет и умер 20 февраля 1054 года в Вышгороде. Похоронен он был в Софийском соборе Киева. Останки князя, возможно в 1943 году, были вывезены немцами при отступлении из Киева, а может быть в другое время, в любом случае генетическая экспертиза 2009 года показала, что в саркофаге останки двух скелетов (женских) — из разных эпох, а местонахождение праха Ярослава не известно.

После своей смерти Ярослав Мудрый оставил 6 сыновей и 3 дочери. А также – первый свод русских законов (нормативно-правовой акт) под названием «Русская правда».

Русская правда Ярослава Мудрого представляла собой основы правовой системы из уголовного права (с описанием штрафов, наказаний и видов «виры» — выплат пострадавшим), частное право (где подробно описывались ростовщические операции и нормы наследственного права) и процессуальное право (где впервые были описаны понятия досудебного расследования, заявления, вещественных доказательств, свидетелей, княжьего суда, взыскания долга и т.д.), торгового права.

Украинская православная церковь Киевского патриархата в 2008 году канонизировала Ярослава Владимировича как святого благоверного.

Источник: www.calc.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.