Смутное время интересные факты

На рубеже 16-17 веков Россия политический и социально-экономический кризис переживала. Ливонская война и татарское нашествие, а также опричнина Ивана грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.
Смутное время интересные факты
Первый период смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя — Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.

Смута началась с появлением в Польше лжедмитрия (в действительности Григорий отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана грозного. Он на свою сторону значительную часть русского населения переманил. В 1605 г. лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он законным царем стал. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17. Мая 1606 г. был убит лжедмитрий I и на престол вступил в. и. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением лжедмитрия I (1605 — 1606 гг. ).
Второй период смуты. В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал и. и. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они поражение потерпели. В итоге Болотников был казнен.
Но недовольство продолжалось властью. И вскоре появляется лжедмитрий II. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и речь посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II в Калугу бежал.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие — семибоярщина (совет из 7-и бояр. Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.
Итак, второй этап был отмечен восстанием и. и. Болотникова (1606 — 1607 гг. ), царствование Василия Шуйского (1606 — 1610 гг. ), появлением лжедмитрия II, а также семибоярщиной (1610 г..
Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война национальный характер приобрела. В августе 1612 г. ополчение к. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

21 февраля 1613 г. земский собор назначил царем Михаила Романова.
Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

Источник: interesnyefakty.com

А сейчас мы с вами продемонстрируем силу дедуктивного метода в области истории. Методология прежде всего! — Как? Скажете вы, история — это область фактов, — причём здесь дедукция? — Притом, что если бы мы жили не в Зазеркалье, тогда да, — тогда можно было бы оперировать с фактами как таковыми. Но, поскольку мы живём в Зазеркалье, где даже если факты известны, и то, под них подводятся фальшивые причины, а большей частью вы не знаете даже самих фактов, и вы можете обнаружить их только дедуктивно.
Смотрите: если есть последовательность: а, в, г, д, то это значит, что и "б" тут где-то завалялось. То есть если мы знаем логическую схему и в ней выпадает звено, то оно — это звено должно быть, даже если это кем-то яросто отрицается или замалчивается. Понятна метода?

Посмотрим метод дедукции в действии на примере всем, якобы, хорошо известной русской истории и сАмого её, якобы, смутного периода — официально и названного — "Смутное время". Мы увидим, что это пресловутое "Смутное время" для дедуктивного историка не смутнее всего остального; просто, кто-то заведомо хочет сделать его "смутным" — замутить. Значит, есть такие факты, которых кто-то не хочет видеть в ясном свете.

Что нам предлагает официальная историография о "Смутном времени"? — Борис Годунов, Василий Шуйский, 3 Лжедмитрия, на худой конец — Марина Мнишек и более ничего. А что, если эти фигуры не могут пролить свет на это смутное время, то можеть быть стоит поискать другую историческую фигуру, которая целенаправленно выводится из обозрения, чтобы не прояснилась настоящая грустная картина?

— Я не буду "тянуть кота за хвост", теми более, что эта историческая фигура сама вываливается из закулис. Достаточно задаться вопросом — в пользу кого всё это "смутное время" вылилось? — Эта ключевая фигура для понимания всего Смутного времени, в результате чего оно если не перестаёт быть "смутным", то во всяком случае перестаёт быть мутным.
Смутное время интересные факты Это папа первого Романова — боярин Фёдор Никитич Романов-Юрьев, одна из самых пагубных личностей для русской истории, более известная под именем "Филарет". Годы жизни 1554-55-1633. его [url=[url=http://www.hronos.km.ru/biograf/filaret.html]биография[/url]

Вот Филарет и знак алиенам показывает, что он свой: пароль: как и митрополит Илларион Суздальскийв то же, где-то, время:

Филарет — это настолько диверсионная личность, что мы не будем собирать по мелочам, а приведём только крупные факты. За антигосударственную деятельность при Борисе Годунове в 1601 году боярин Фёдор Романов-Юрьев был абсолютно гуманно пострижен в монахи под именем "Филарет", а не посажен на кол, как следовало бы по составу преступлений. И польский ЛжеДмитрий Первый за какие-то особые заслуги производит "Филарета" из монахов в митрополиты, а патриархом Филарета, и это при живом патриархе Гермогене, назначает Филарета ЛжеДмитрий Второй — "Тушинский вор"! Но если "Тушинский вор" ЛжеДмитрий даёт звание, то значит и "Филарет" на самом деле ЛжеПатриарх? Да, "Филарет" юридически незаконен — и как митрополит незаконен, и как патриарх, тем более что он никак не относился к чёрному духовенству и имел семью и детей.

Строго говоря, отюда, незаконен и Михаил Романов и вся романовская династия! Но Филарет и вся династия Романовых законны фактически — де факто. Ну уж тут как получилось, так получилось. Более того, в Московском царстве был законный патриарх — Гермоген, который отказался сотрудничать с полякам, вот что говорит Вики: "Патриарх Гермоген, также Ермоге́н (ок.1530 —- 17 февраля 1612) — второй (фактически третий, считая Игнатия) Патриарх Московский и всея Руси (1606—1612, в заточении с 1 мая 1611), Отказался признать русским царём Владислава Сигизмундовича и благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Заточён в 1611 поляками в Чудовом монастыре и умер от голода". То есть Филарет был назначен патриархом Лжедмитрием ещё при живом Гермогене, что является со стороны Филарета предательством при особо отягчаяющих обстоятельствах. То есть основателем династии Романовых является предатель родины, сотрудничавший с оккупантами. Вики говорит зазеркально: "Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 играл роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца".

Что же помешало, в то время незаконному ставленнику обоих ЛжеДмитриев Филарету избежать их печальной участи и быть посаженну на кол? — Избежать этого Филарету удалось только лишь благодаря тому прискорбному факту в российской истории, что в 1610 году прервалась государственность русская. Собственно тут стыдится-то нечего, — мало ли чего с кем не случалось. Германия, например, большую часть своей истории существовала раздробленной Евреоналом в виде 350 княжеств. А какой кошмар сейчас случился с СССР в Беловежской Пуще… . Предателей русский народ канонизирует, поэтому они существуют и процветают и зло остаётся.

В 1610 году уже давно канули в Лету времена Великой Киевской Руси, уже развалилась Золотая Орда, государственной частью, которой была русская территория, а "России" никой ещё и в помин не было — это только через 100 лет с Петром Россия появится. Была лесная ненаселёнка на задворках Европы, называемая "Московским царством", или, как её называли на западе "Московия". Сейчас мы посмотрим карту этой части Европы в 1600 году, то есть в интесующее нас время. Вот карта:
Изображение

Это чтобы вы себе правильно представляли расстановку сил. Вы видите, что самые большие гоосударства в Европе — это Речь Посполитая и Московское царство, которые простираются от Балтийского до Чёрного моря.
А вот на этой картесоотношение между речью Посполитой и Московией даны для лучшего понимания в терминах современных государств. Это картаотражающая соотношение между Речью Посполитой и Московией 1618 года.

То есть Речь Посполитая — это: Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина и ещё часть бывшей Австро-Венгрии — это всё была огромная империя, для конспирации я буду так коверкать, "жыдоффской" Речи Посполитой. "Жыдоффской" — потому что классом и идеологией правящего класса Речи Посполитой были евреи и иудаизм, а идеологией гойских рабов было христианство. Таким образом, если бы сейчас Польша предъявила бы территориальные претензии на выше указанные сейчас отдельные государства, то имела бы на это полное историческое право. Во всяком случае, гораздо более обоснованнное и свежее, чем у Израиля право на Палестину. Другое дело, что теперь Польша пока не котирируется у Евреонала, а там … — как знать. Вот ещё хорошая административная карта Речи Посполитой. Как вы видитесправа от Речи Посполитой даже не Московия а Царство Рязанское:

Речь Посполитая была развитым экономически и заселённым государством с самой сильной армией в Европе. Значение речи Посполитой в 1600 году было такое же как и в современном мире значение США — это была военная машина Евреонала. Всё, — хорошее или плохое, тогда шло в Московию через Речь Посполитую: водка, книгопечатание, порох и т.п. По английски Речь Посполитая, как государственное установление, так и называется, — как только удостоились чести назваться еврейские империи Британской империи и США — Commonwealth — "Коммонвелс" (Polish-Lithuanian Commonwealth) что можно превести как "Польско-Литовское Благосостояние ". Это герб Речи Посполитойс огромной Короной Торы. а это герб польской шляхты- рабовладельческого класса — синий с огромным золотым магендавидом и иудейским полумесяцем. Герб называется ЛЕЛИВА: — это чтобы у вас не было сомнений чья эта голубая кровь. А это хасидский памятникна пирсе Бруклина с иудейским горизонтальным полумесяцем, что бы у вас не было сомнений, чья этот "полумесяц" символика:

Московия же в 1600 году была в полном смысле этого слова малозаселённой тундрой без экономики и армии. Как и всегда по истории, Московию грабили заморские ибрейские купцы, и родственное им по крови боярско-олигархическое правящее сословие Московского царства, как и в современной России, было в полном взаимопонимании и контакте с заморскими "бизнесменами", а гойский народ жил как неадертальцы. Эта ситуация вам всем сейчас хорошо понятна, поскольку сейчас всё обратно к этому и идёт.

Естественно, что когда Речь Посполитая в пике своего могущества захотела расширить свои границы, то по причине того, что на Запад двигаться было некуда, а на юге были турки, а на севере шведы, то "лебенсраум" расширять можно было только на восток за счёт Московии. Хорошая карта:, куда и устремились лучшие в Европе польские гусары Стефана Батория ещё при Иване Грозном. Посполиты уже давно и раньше наперегонки со шведами успешно громили Московию. Чтобы вы представляли до какого рубежа дошли посполиты то, вспомните мифического костромского героя Ивана Иосифовича Сусанина , то есть посполиты на восток взяли всё дальше линии: Кострома, Ярославль, Владимир, Гороховец, Муром, Рязань,Зарайск, Брянск; а Вологда присягнула Лжедмитрию Второму! Заметим ещё, что Армия Лжедмитрия Второго и Посполитая Армия были разными и действовашими как независимо, так и в кооперации друг с другом.

В 1610 году посполитый полководец Александр Иосифович Лисовскийвзял Псков, а Новгород взяли шведы. Единственно, что, якобы, выдержало осаду Яна Петровича Сапеги — это Троице-Сергиевская лавра под Москвой, если конечно, учитывая особую склонность к дипломатии священных сановников, они не договорилсь на дипломатическом уровне; а чтобы красиво выглядеть перед народом, распустили о себе слухи, что их, якобы, поляки "осаждали" и они, якобы, "яростно сопротивлялись". То есть посполиты взяли всю Русь до Волги и кое где и Волгу перешли. Оставался Нижний Новгород — и конец.

Один "Троцкистко — Сергиевский "лаврозаврий" почему-то посполитый магнат Ян Сапега оставил нетронутым! Меня лично этот в высшей степени интересный факт настораживает, потому что возникает вопрос о сговоре с врагом. Лисовский, Ходкевич и Жолкевский вязли всё до Нижнего Новгорода, а "Троцкистско-Сергиевскую лавру" Сапега почему-то не взял! А там брать-то нечего. Троице-Сергиевская лавра по сравнению с Московским Кремлём и рядом не стоит. Это вы можете все сравнить-
Изображение
Не взяли, или не хотели брать? Или это таже правослабная дипломатия, которая и с "хазаро-монголами" тоже дружила? Напомним, что на тот момент на Руси было два патриарха: патриот Гермоген и предатель Филарет. Какому из них подчинялась "Троцкистко-Сергиевская лавра? Вот в чём вопрос!!! Меня бы также интересовал бы вопрос: платило ли православное духовенство налоги полякам?

Вики: "4 июля 1610 года в битве под Клушино (Kłuszyn), элитная посполитая кавалерия под командованием гетмана Stanisław Żółkiewski численностью всего в 5 тысяч гусар порубила "в капусту" русское войско в 35-40 тысяч человек, подкреплённых шведами. Это ошеломляющая и неожиданная сокрушительная победа произвела шок на всю Московию и знаменовала собой новую фазу оккупации". Гетман Станислав Жолкевский взявший Москву: как видите, внешность у него явно не славянская.

Вики: "2 июня 1611 года пал Смоленск после 20 месяцев осады русские в Смоленске истощились. Предатель Андрей Дедишин, убежавший из города, указал слабые места города и 13 июня 1611 года мальтийский рыцарь Бартоломей Новодворский (Cavalier of Malta Bartłomiej Nowodworski — вот откуда ещё происходят Новодворские, "поедающие Россию" — не битьём, так катанием) подложил мину в канализацию. После взрыва в стене образовалась брешь и Яков Потоцкий (Jakub Potocki) был первым на стенах. Смоленск пал в этот же день".

Так что же помешало Речи Посполитой добить неорганизованно сопротивляющееся? — Только начавшаяся в 1618 году ужасная и фактически, по тем меркам, Мировая Тридцатилетняя Война в Европе и приказ Евреонала перебросить войска речи Посполитой на запад, поскольку с бывшими московскими территорями было официально всё покончено, так как в 1610 году московские бояре подписали капитуляцию, подали петицию и избрали сына короля Сигизмунда Третьего Империи Речи Посполитой королевича Владислава русским государем. — По собственной инициативе и предвосхищая Сигизмунда избрали сами! Всё! Точка в русской истории!
Русское государство в 1610 году юридически перестало существовать, и это именно тот факт, который в последующем пытались скрыть имперские российские историки, а заодно и скрыть деятельность чрезвычайно шустрого лжедмитриевского патриарха Филарета. Вот информативная статья в Вики "Polish-Muscovite War (1605–1618)" — В середине этой статьи вы увидите хорошую диаграмму Смутного времени,
Изображение
Так вот между Василием Шуйским и Михаилом Романовым в качестве русского государя "железно" стоит Владислав Четвёртый и здесь же чётко говорится, что, цитирую: " 31 января 1610 года король Сигизмунд Третий Ваза принял делегацию московских бояр (не поленились доехать на перекладных из Москвы до Варшавы) не поддержавших Василия Шуйского и дал им согласную грамоту". При этом приводятся имена московских бояр, составляших победившую пропольскую фракцию. Как вы понимете, это те бояре, которые сам имели польско-литовское, то есть "жыдоффское" происхождение. Я вклею прямо из Вики: Fyodor Mstislavsky (Фёдор Мстиславский) , Vasily Galitzine (Василий Голицын) , Fyodor Sheremetev (Фёдор Шереметьев) , Daniil Mezetsky (Данил Мезецкий) и дьяки Vasily Telepnyov (дьяк Василий Телепнёв) и Tomiło Łagowski (дьяк Томило Лаговский) и другие.

— Всё! О чём спорить и бить кулаками в грудь? Но только для водочных патриотовэто унижение такое, что они не могут этого пережить и предпочитают отравиться алкоголем . Мы же будем разматывать ниточку дальше, чтобы сделать из этого уроки на будущее. Потому что с этой тёмной силой способен бороться только тот, кто знает их финты и диверсионные операции.

А как же Лжедмитрии? — Лжедмитрии это было создание чисто еврейских финасовых олигархов Речи Посполитой, как их уже тогда называли — "магнатов", типа Сапегов: Лев Сапиега:Ян Пётр Сапиега — активные участники польской оккупации Московии — . Дворец Сапеговв Вильнюсе: Дворец Сапеговв Варшаве:

У этих Лжедмитриев была своя частная армия, профинансированная "жыдоффскими" олигархами Речи Посполитой. Таким образом еврейские олигархи хотели обойти на "кривой козе" даже своего номинального государя Сигизмунда, который на самом деле был ими же избранной креатурой, просто, по длительности царствования, немного "бонапартизировавшегося". Королевские армии Лисовского, Жолковского, Ходкевича к Лжедмитриям не относились. Это особенно видно по взятии Москвы. Вики: "Вскоре после того как московские бояре сами убрали Василия Шуйского, к Москве подошли две армии: Жолковского и Лжедмитрия Второго. Однако московские бояре пустили в Москву только армию Жолковского и сами попросили его защитить их от анархии. Московский Кремль охранялся гарнизоном Александра Госиевского (Aleksander Gosiewski). 27 июля 1610 года бояре подписали с Жолковским договор, которым московским боярам ( и видимо и духовеству) и при польской власти были оставлены те же привилегии, которые были и при царской власти!" — Замечательно! Патриотично, в высшей степени. И после этого, раскажите мне, что русский народ и бояре одной крови.

После этого договора у Лжедмитрия с Жолковским пошёл разлад. Видимо еврейские олигархи в Варшаве не смогли договориться с Сигизмундом. Тем временем московские бояре предложили Владиславу, чьи интересы представлял Жолковский, московский престол, как минимум два раза. Бояре таки официально выбрали царём Владислава, и Лжедмитрий бежализ Тушино в Калугу, где он и был убит в декабре 1610 года . Его жена Марина Мнишек была отправлена в Коломну, где до сих пор показывают "Маринкину башню", а её маленького совсем сына от Лжедмитрия зверски убили.

Итак, в статье Вики про Владислава Четвёртого Вазу написано, что в том же 1610 году московские бояре избрали 15-летнего Владислава Четвёртого, наследника посполитого престола царём русским. Вот такой он тогда был Владислав — царь русскийи титул русского царя, а вернее переводится, как "Великого Князя Московии", Владислав свой носил до 1634 года, то есть четверь века, а это немалый срок, именно Владислав Четвёртый юридически был русским государем, хотя этот факт всегда пытались замять.

Для того чтобы у вас не осталось иллюзий в юридической стороне этого дела, я вам зачту на латинском и русском полный титул Владислава Четвёртого. "Royal titles in Latin: Vladislaus Quartus Dei gratia rex Poloniae, magnus dux Lithuaniae, Russiae, Prussiae, Masoviae, Samogitiae, Livoniaeque, necnon Suecorum, Gothorum Vandalorumque haereditarius rex, electus magnus dux Moschoviae".

"Владислав Четвёртый божьей милостью король Польши, Великий князь Литвы, Рутении, Пруссии, Мазовии, Самогитии, Ливонии, а таже наследник престола Швеции, Готов и Вандалов, и выбранный Великий Князь Московский.

А царя русского Василия Шуйского московские бояре отправили, возможно, и в кандалах, в Речь Посполитую, где сведения о нём тут же теряются, то есть Шуйского там убили. Так вот вместе с Василием Шуйским в Варшаву поехал и наш антигерой — лжедмитриевский патриарх Филарет. Во всяком случае факт, что и Филарет и Шуйский оказались в Варшаве в одно и тоже время в 1610 году, но на разных основаниях. Вполне логично, что именно Филарет привёз Шуйского в кандалах Сигизмунду в качестве свидетельства своей лояльности, — тогда так вообще было принято, — и в обмен на что и получил при дворе Сигизмунда легальную должность патриарха нового Польско Литовско-Московского государства. Вот статья в Викио таком государственном образовании: Более того, тогда кто-то увёз (не Филарет ли?) настоящую шапку Мономаха в Речь Посполитую и король Сигизмунд благословил сына Владислава на московское царство шапкой Мономаха.

Так что король Владислав, возможно, последний Великий царь Московский с настоящей шапкой Мономаха, поскольку это не факт, что поляки вернули ту корону, хотя обе стороны утверждают, что всё "абгемахт". Тут как говорится, одни не хотят возвращать сокровища, а другие не хотят признавать,что государственные символы у них отняли. Надо бы сделать спектральный анализ шапки Мономаха, находящейся в Алмазном фонде на предмет возраста, — тут могут быть самые неожиданные открытия. Приведу вам пример.

Прошедшим летом я был в Рязанском "Кремле". Нет там никакого Кремля и Рязань эта не та. Вы думаете, что я шучу? Но древняя Рязань, чтобы вы знали, 50 км в сторону, там сейчас чахлая деревня и никаких следов древней Рязани. Вики: "Первоначально Рязанью назывался центр Рязанского княжества, находившийся в 50 км к югу-востоку от современной Рязани (нынешнее городище Рязань Старая). Город был разрушен монголо-татарами в 1237 году. В середине XIV века центр княжества был перенесён в Переяславль-Рязанский (впервые упомянут в летописи под 1300 (1301) годом, есть источники, указывающие на 1095 и 1208 как годы основания города), который только в 1521 при Василии Третьем году вошёл в состав Московского княжеста".
Так вот в Музее "рязанского кремля", где нет построек раньше 17-ого столетия; за стеклом стоит деревянный "посох Пересвета" — героя куликовской битвы. Я по простоте душевной спрашиваю экскурсовода, а каким образом было индентифицировано, то, что посох принадлежал именно Пересвету? Инициалы? Надпись: типа "Не брать -убью. Пересвет"? Экскурсовод, воровато обернувшись, и увидев, что все уже отошли, сказала мне по секрету, что по анализам дерева, этому "посоху Пересвета", — дерево не раньше 18-ого столетия, тогда как куликовская битва — это 14-ое столетие. Вот вам, и настоящая цена официальной истории — как этому "посоху Пересвета" — грош.

А такую чушь, как "новгородские берестяные грамоты" я вообще отказываюсь осуждать всерьёз, пока им не сделают спектральный анализ на предмет возраста, а до этого и обсуждать нечего. Я летом был в Великом Новгороде и там эти, в полном смысле этого, слова липовые "берестяные грамоты" с царапинами продаются лоточниками прямо в велико-новгородском Кремле; там это целый бизнес; я купил несколько, они у меня уже дома лежачи потемнели в качестве книжных закладок. Это какие то аферисты в 1950- х годах, во время пресловутой "оттепели", сообразили на них афёру сделать, якобы, через 1000 лет, начали их пачками отрывать из сырой земли, эти "берестяные грамоты", и, надо же, кто-то им верит!

В официальной историографии существует официальная ложь, что, якобы, Филарет поехал с неким "посольством", неким, дескать, "параментарием" в Речь Посполитую и "задержался" там аж на 9 лет; и чтобы объяснить задержку, говорят, что, дескать, Сигизмунд взял Филарета "пленником". Зачем полякам было брать Филарета пленником, когда поляки и сделали его и митрополитом и патриархом, а настоящего патриарха Гермогена уморили? Это Гермогена надо было держать пленником в Варшаве! Логично?

Патриарх Филарет находился в это время при дворе короля в Варшаве как законопослушный слуга своему государю; находился там, где ему и было положено находиться — в столице своего, заметьте СВОЕГО государства Польско-Литовского-Московского! Патриарх Филарет находился при дворе, отнюдь не чужого, а СВОЕГО государя в Варшаве, и не в никаком не "плену", а при исполнении свои патриарших обязанностей. В 1610 году никто, даже Филарет, ещё не мог знать, что через 8 лет в 1618 году в Европе начнётся страшная 30-летняя война, в результате которой Великая "Жыдоффская" империя Речи Посполитой окажется в разбитом состоянии. Поэтому лжедмитриевский "патри-арк" Филарет в 1610 году и уехал в Варшаву ко двору своего государя навсегда, а не как он потом задним числом изобразил, дескать, "парламентарием". Вернётся лжедмитриевский патриарх Филарет в Москву только в 1619 году, когда ему в Варшаве, как придворному деятелю, станет понятно, что Речь Посполитая завязла на западном фронте и он может спокойно занятся Москвой. Естественно, что в 1619 году патариарх Филарет не отправился из Варшавы в Москву, сказав своему государю Сигизмунду, что поехал царствовать царством его сына Владислава и отбирать у Владислава титул Великого Князя Московского, — иначе бы Филарета живым из Варшавы не выпустили бы. Ясно, что Филарет из Варшавы оказался в Москве под каким -то легальным предлогом, а уже оказавашись в Москве, и воспользовавшись занятостью посполитов на западном фронте, стал лидером, как сейчас бы сказали, — сепаратистов. Интересно, что Филарету помогал устраиваться в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан IV, по такому случаю приперевшийся аж из самого Иерусалима. Видимо были большие трудности возвращения предателя.

И хотя русские и вели партизанскую войну всё время польской оккупации, началась серьёзная борьба русского народа за освобождение от Польского ига только в 1632 году. В истории она называется скромно. Польско-Московская война1632-1634 года, или Смоленская война — в курсах руской истории вообще не проходится, потому что согласно официальной версии Русь в от польского ига освободили Минин и Пожарский в 1611 году. В тот время как в 1611 году просто произошёл спонтанный взрыв народного возмущения тем, что "Жыды и бояре" в очередной раз "продали Расею" и жители Москвы в очередной раз и "под свою ответственность" вырезали польский гарнизон и в этом им просто помогло ополчение князя Пожарского и нижегородского финансиста Минина, пришедшее из Нижнего Новгорода с дубьём и топорами против лучшей армии Европы. Собственно воевал только князь Пожарский, Минин только деньги считал и их тут разные заслуги, и в один памятник их врячивать можно только обладая ну очень большой творческой фантазией.

Конечно, поляков, с дубьём и топором никто победить не мог, просто их обложили тучей и польский гарнизон передох с голоду. Вики: "после 19 месяцев осады. (Пишет историк Паркер): "сначала поляки ели траву и сено, затем они ели друг друга, и наконец сдались. Кремль пал 6 ноября 1612 года… и москвичи перебили ещё половину сдавшихся". — И почему бы сейчас москвичам тоже не перебить "американский гарнизон"? Время-то смутное!

Сейчас я вам покажу очень наглядную карту польского города Москвы того времени, что вы себе представляли отчётливо, что такое была Москва в 1610 году — деревня с частоколом и каменным Кремлём.
http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Poli … w_1610.PNG
Изображение

Как и в случае куликовской битвы, эта изолированная победа в Москве ничего не дала ни русскому народу, ни России, кроме легенды. Освобожением Москвии в 1611 году ещё и не пахло. Царём Москвии был Владислав Четвёртый. Минин и Пожарский после этой осады Москвы кончили жизни забвением, можете сами проверить. И я это слышал от эксурсоводов на Большом Золотом Кольце. Их могил даже никто потом не мог найти, когда бросились искать в 19-ом веке, и ничего никто о них не знал вообще. Всё что известно о Минине и Пожарском придумано в 19-ом веке. Вот вы сами прикиньте, если нас с вами через 200 лет кто-то вспомнит и захочет канонизировать, ничего же не будет уже давно, и придётся всё выдумывать, так оно и было с Пожарскими и Мининым. В качестве героев их канонизировали задним числом только в 19 веке. Единственно, что нашли о Пожарском в архивах — это записку. "А в монастыре Николы Зарайского обретена записка о дне кончины Пожарского в следующих словах: «ЗРН, апреля К, преставися бояринъ князь Дмитрий Михайловичъ Пожарский, въ среду, вторыя недели по пасце»[2]. И ещё о Пожарском: "Дмитрий Пожарский не получил при жизни должного признания со стороны царя. Некоторые официальные историки XIX века восторженно рассказывали о царских милостях, будто бы посыпавшихся на Пожарского, — звание боярина, земли, богатые подарки. Сельцо под Рязанью, данное Пожарскому, по его собственным словам, "за кровь и за очищение московское" — какой же ничтожной малостью смотрится оно рядом с целыми областями, подаренными другим боярам! Подарки – они и вовсе выглядели скупыми: шуба, серебряный кубок, пуговицы серебряно-золоченые… Утверждение исследователей XIX века, будто умер князь в Москве в своем доме и присутствовал на его погребении сам (!) Михаил Романов, не имеет никаких доказательств. Это легенда, скрывающая горькую правду… Нет, Михаил Романов и не подумал проститься с полководцем. Князь Дмитрий Пожарский умер 30 апреля ( по нынешнему исчислению) 1642 года. Долгое время место его захоронения было неизвестно. Только в 1852 году известный ученый А.С. Уваров обнаружил его могилу в Суздале в Спасо-Евфимиевом монастыре".- Как вы понимаете, Уотсон, в 1852 году никто не делал анализы ДНК, поэтому Уваров через 200 лет найти ни какую могилу Пожарского не мог. Просто тогда решили Пожарского и Минина канонизировать и сразу всё, якобы, "нашлось".

Тоже самое, и очень скромные дары царя князю Пожарскому, — совсем не подобающие дары для "Освободителя Земли Русской". Даров подобающих не было, потому что освободилась русская земля только на 20 лет позже, в освободительной войне 1632-1634 года и Минин и Пожарский к этому уже отношения не имели. Минин вообще рано умер. А вся эта история, дескать, Московию освободило ополчение Минина и Пожарского — это миф, сочинённый в 19-ом столетии. Москву освободили сами москвичи. А страна ещё 20 лет была оккупирована поляками и должна была платить налоги Речи Посполитой и официальный царь был Владислав.

Официальные историки не раскапывают историю и не анализируют — им не за это деньги платят — они как цепные псы охраняют удобные догмы. Сейчас на Инете появляются многие честные исторические самостоятельные исследования, и я призываю всех, кто имеет позыв и возможности, начать независимые и честные исторические иследования. Мы их будем потихонечку суммировать. Чем раньше мы вычислим механизм фукнционирования тёмной силы и Зазеркалья "анализом в зеркалах", тем больше у нас шансов выжить. Примите за отправую точку, что большинство исторических событий и деятелей вообще не отражены в истории, а то что есть, имеет ложные причины, и вы никогда не ошибётесь в правильности этого подхода.

С Мининым таже история, концы его теряются и когда он умер и где похоронен это ничего на самом деле никому не известно. Когда я этим же летом был на Золотом Кольце в Нижнем Новгороде, то экскурсовод -научный сторудник музея признал, что церковь на территории Кремля, в которой, якобы, был прах Минина сгорала несколько раз, так что физически никакого праха Минина давно уже нет, даже если он в этой нижегородской кремлёвской церкви когда то и был. Могила Пожарского в спасо-ефимьевском монастыре в Суздале тоже фальшивая, но ничего — людям показывают, люди всё проглотят. Памятников зато много развелось — легенды требуют визуальных символов.

Также и факт некого "Земского собора", якобы, в 1613 году выбравшего "пятнадцатилетнего капитана" — Михаила "Филаретыча" Романова царём Московского царства не подкрепляется никаким тогдашними документами кроме "документов" позднейших, несовременных, и устного предания "историков". Современникам факт Земского собора в 1613 году и избрание Михаила Романова на царство был неизвестен и того времени документов этому никаких нет. Не известно где этот "собор", был, кто на нём присутствовал и что совершенно подозрительно, что никаких вопросов, типа, вроде как бы оккупация в стране, — вроде бы первый вопрос собора должен был бы быть "О вооружённой борьбе", — но ничего кроме, якобы, избрания, при этом отсутствующего, 15-летнего пацана на царство на оккупированной поляками территории, уже имеющей законным государем Владислава Четвёртого, — других вопросов на этом мифическом Земском соборе почему то не рассматривалось. Такое впечатление, что у бояр, как у девушек, внезапно произошла полная перемена желаний, и они, только год назад съездив в Варшаву за Сигизмундовым согласием, теперь занялись педофилией — собрались где-то на неизвестной явочной квартире в Москве, или в партизанском лесу; и избрали простым поднятием рук неприсутствовавшего мальчика Михаила Романова на трон, который уже был занят, и конечно оригинальных документов этому никаких нет. — Это вся такая красивая сказка, что её даже критиковать не требуется — её просто вот рассказать своими словами и сразу видна вся её выдуманность.

Нет никакого сомнения, что легальная база под появление своего сына Михаила на русском престоле была подведена патриархом Филаретом и его аппаратом задним числом. Лжедмитриевский варшавский патриарх Филарет не имел, и не мог иметь в России того времени никакого реального авторитета и никакой реальной власти, кроме как делегированной ему в 1619 году королём Сигизмундом и только в его, Сигизмундовом, свете и власти. Юридически, даже по возвращению в Москву с 1619 года по 1633 год — своей смерти, патриарх Филарет функционировал только как польский легат, и когда в 1632 году Сигизмунд умер и Польша завязла в Европе, Филарет поставил своего сына царём и задним числом придумал всё это официальное алиби и начал войну против Речи Посполитой. То есть Филарет стал на глазах "бонапартизироваться" после смерти Сигизмунда. А до этого он был полностью их человек.

Современники ложь не знали, она, как и Холокост, была придумана поколениями позже, а потом она стала многим выгодна и её оставили. Видимо, "Земский Собор 1613 года" это такая же фальсификация как и подобные же: "Завещание Ленина", "Дар Константина", "Булла об экскомуникации константинопольского патриарха в 1054 году" и прочие известные фальшивки. Этот "собор" он никак не укладыватся в события, ничего не менял в 1613 году, и ни какими реальными современными тому времени документами не сопровождается. А всякие там позднейшие "документы" — это всё, сами знаете… . Вообще всем документы надо сразу делать спектральный анализ и определять время, и не спорить о написанном пока не подтверждено время, а то как с "посохом Пересвета" можно промахнуться на 400 лет. Может хватит уже липовые документы принимать всерьёз, а то дело дойдёт уже до откровенной хохмы, как в случае с липовыми "новгородскими берестяными грамотами".

Какие официальные даты посполито-московской войны? — "Polish-Muscovite War (1605–1618)! — Роковой 1618 год польско-московская война кончается! — Год начала катастрофической для белой расы Тридцатилетней войныв Европе, в которой было перерезано от половины до 2/3 всего белой расы Европы. ХитрО она была задумана, не проще чем сегодняшняя мировая "антитеррористическая война".
После этой 30-летней войны в Европе она уже превратилась в ЕврЕопу. 1618 год — это год переброски польской кавалерии на Запад "рубать" своих же католиков, как это делал ещё один агент Евреонала — французский кардинал Ришелье.Отвечайте, быстро — что за расовый тип? А это король Франции Луи 13 — босс французских мушкетёров — отвечайте, что за расовый тип?
— Между "фИговыми католиками" — поляками и французами была в то время такая "нерушимая дружба", что в "Речи Посполитой" до этого Сигизмуда был даже французский король — Герих Третий Валуа — прошу любить и жаловать — король Речи Посполитой, избран в 1573 году, при, соответствено, Иване Грозном:

— Евреонал всегда тасовал колоду как он хотел, а тузов вытаскивал из рукава. Липовых католиков: Францию и Польшу Евреонал вместе с протестантами послал бить других католиков. Кроме этого Евреонал никогда не снимал с Речи Посполитой обязанности сражаться с турками, защищая давно еврейскую Южную Европу. Посмотрите хорошую карту 1648 года, тогда вам будет ясно, что Польское-Литовское государство воевало на 360 градусов: — поэтому и надорвалось. Тут-то польско-литовско-московский лжедмитриевский варшавский патри-арк Филарет и не упустил своего исторического шанса.

Да, до самой своей смерти в 1633 году патриарх Филарет юридически был патриархом отнюдь не московским, а именно Польско-Литовско-Московским и только как таковой он имел силу и власть. От польского короля Сигизмунда имел варшавский патриарх Филарет своё влияние и власть, чтобы, когда поляки ослабли, тут же поставить своего сына на российский престол, выдумать натянутое алиби, и задним числом переписать историю.

Интересно, что в 1632 году умер и босс Филарета — король Сигизмунд, более того в 1632 году убили и шведского короля-агрессора Густафа-Адольфа. Гляньте на нос: — Швеция тоже полностью завязла в кровопролитной тридцатилетней войне на территории теперешней Германии и только ТОГДА — только в 1632 году, Московия получила возможность борьбы за независимость, а в 1648 году против польских "жыдофф" поднялись казакские гои Богдана Хмельницкого. Весь 17 ый век Московия будет сражаться за свою независимость от польско-литовского "жыдоффского ига". В 1654 году снова начнётся война с Речью Посполитой и только в 1654 году московиты возьмут Смоленск, который до этого с 1395 года, только с перерывом в 100 лет, — с 1514 по 1611 год, — был крупным литовским городом и образовывал Смоленское воеводство внутри речи Посполитой:

Без всякой натяжки, своим существованием русское государство обязано Тридцатилетней войне. Пока Евреонал кончал в Европе своего заклятого врага — Священную Римскую Империю, на востоке родился будущий заклятый враг Евреонала — Российская империя.

Так что же получается, роль варшавского Филарета, — личного патриарха тушинского вора и Сигизмунда, положительная в истории России? На самом деле это настолько омерзительный и тёмный тип, что о нём предочитают помалкивать даже его радетели. Кто убил Бориса Годунова, Василия Шуйского, и более чем вероятно, настоящего царевича Дмитрия, да может быть и самого царя Ивана Васильевича и его всех наследников и жён? Или, по крайне мере, принимал в этом участие? Кто попался на "мокрых делах" несколько раз, на того очень большое подозрение.

Итак, война — настоящая война, а не партизанская, за освобождение Московии от посполитого "жыдоффского" ига началась в 1632 ом году в связи со смертью Великого Госудяря Польско-Литовско-Московского государства Сигизмунда Третьего Вазы, в результате чего его сын в 1634 году вынужден был отказаться от московского престола. Цитата из Вики: "на этот раз война была спровоцирована московитами, которые постарались воспользоваться смертью Сигизмунда, однако они не смогли взять Смоленск и в 1634 году подписали мир в Поляновке. Русские должны были выплатить "жы/дам" контрибуцию в 20 тысяч рублей тогдашними деньгами, но Владислав отказывался от московского трона".

Вот , для лучшего понимания
Генеалогическое дерево Рюриковичей
Изображение

Генеалогическое дерево Романовых
Изображение

Источник: uznai-pravdu.com

Многие авторы, особенно либерального толка, любят поговорить о «вине» Ивана Грозного в Смуте начала 17 столетия. Но почему она не началась сразу после его смерти или при нём!? Раз все её предпосылки были созданы, а страна разорена? После Ивана Грозного правили ещё два правителя – Федор Иванович, Борис Годунов, и при них Смуты не было, хотя они были намного слабее Ивана Васильевича, как управленцы. Логично было бы предположить, если при Иване Грозном страна была «доведена до ручки», взрыв должен был произойти уже в ближайшие годы после его смерти.

А. Кившенко. «Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь»

При Фёдоре Ивановиче (правил в 1584-1598 годы) Россия не только не ослабла, хоть царь и был человеком слабого ума. Так, Ватикан, через Богдана Бельского («управление» шло через поляков и Бориса Годунова), организовали заговор против Ивана Грозного – во двор ввели врача Иоганна Эйлофа, связанного с иезуитами и Поссевино. Скорее всего, так Грозного и добили, здоровье у него уже было подорвано тяжелой жизнью. Но католизации России при Федоре не вышло: Б. Годунов устранил соперника – Б. Бельского враждебные ему бояре и народ осадили в Кремле, вынудили сдаться и сослали. Федор был ревностным поборником Православия, и через него Ватикан не мог воплощать свои планы. В ходе успешной русско-шведской войны 1590 – 1593 годов русская армия вернула потерянные во время Ливонской кампании города Ям, Копорье, Ивангород, Орешек, Корела. Успешно сдерживали набеги Крымского ханства, укреплялись южные оборонительные линии, были построены грады-крепости: Валуйки, Воронеж, Белгород, Курск, Самара, Саратов, Царицын и другие. Окончательно была присоединена Западная Сибирь. В 1589 году Москва получила разрешение константинопольского патриарха на создание полностью независимого Московского патриархата. В 1586 – 1593 годы в Москве построили ещё одну мощную оборонительную линию — Белый город. В Смоленске начали строить мощные оборонительные сооружения, под руководством Федора Коня. Осваивались земли на юге, бывшее «Дикое поле», в Поволжье. Росла роль России на Северном Кавказе и Закавказье. Понятно, что роль самого царя в этом небольшая – не мешал. Вектор развития был заложен Иваном Грозным, да и его предшественниками.

Царь Федор Иоаннович и царь Иоанн Васильевич Грозный.
Василий Осипов (Кондаков?). 1689 год.
Фрагмент фрески Спасо-Преображенского собора
Новоспасского монастыря в Москве.

В этот период в Ватикане задумали план создания польско-литовско-шведской сверхдежавы для сокрушения России и покорения Востока папскому престолу. Короля Речи Посполитой Стефана Батория извели ядом, на польский престол возвели шведского принца Сигизмунда III. В Малой Руси, Белой Руси и Литве резко усилили давление на православие, в 1596 году удалось организовать Брестский собор — к Римско-католической церкви присоединился ряд епископов и епархий православной Киевской митрополии во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой. Но создать объединение из Речи Посполитой и Швеции не вышло, шведские протестанты не захотели короля ярого католика и лишили его престола.

В правление Федора шли и пока незаметные глазу негативные процессы, через Бориса Годунова, который фактически был правителем державы, в силу слабости ума царя. Был устранен, в силу бездетности Федора, наследник престола – царевич Дмитрий, произошло фактическое введение начала крепостной зависимости крестьян и некоторых других категорий населения России (указы 1586, 1592-1593, 1597 годов), так, в положение кабальных холопов (фактически собственности хозяина) были переведены «вольные холопы», то есть свободные люди, которые заключали ряд-договор о приёме на положение холопа, но на время. После смерти Федора, с которой также нечисто — при исследовании останков Федора в его костях найден мышьяк, — некоторые исследователи считают, что его устранил Б. Годунов, которому уже мало было быть неофициальным правителем России.

7 января 1598 года Федор Иванович умер, и мужская линия династии Рюриковичей прервалась, единственной законной наследницей царского престола осталась Мария, дочь двоюродного брата Ивана Грозного Владимира Андреевича. Мария Старицкая возвратилась в Россию ещё при жизни Федора, но ее сразу же насильно постригли в монахини, а её дочь Евдокия была вскоре отравлена.

То есть была заложена важнейшая предпосылка к Смуте – устранена «законная» царская власть, священная, идущая от Бога (или богов, если учесть, что первые Рюриковичи были язычниками), и Годунов этом принял самое деятельное участие. В России же устранение, пусть слабой, но «законной» власти приводит к хаосу, Годунов не воспринимался «законным» царем ни аристократией, ни народом.

А.Васнецов. Семиверхая башня Белого города (на месте современного храма Христа Спасителя)

Борис Годунов (с 17 февраля 1598 – по 13 апреля 1605)

Первый царь, не из Рюриковичей. Продолжил репрессивную политику в отношении аристократии, боялся того, что там есть претенденты на трон. Проводил реформы на европейский лад, ещё более закрепостил крестьянство. Кроме того, в ходе восстаний холопов, крестьян, казаков были казнены тысячи людей. В народе это отметили: террор Ивана Грозного был направлен на узкую группу «элитариев», поэтому народ вспоминал Грозного царя с уважением, Годунов же обрушил гнев на простой народ. В итоге правительство Годунова и он сам утратили доверие большей части народа. Портился и характер самого Годунова: прежде деятельный и энергичный, он все более удалялся от дел, стал намного более подозрителен, прежде щедрый к народу, помогавший найти суд на «сильных», всё реже показывался на глаза народу, челобитчиков отгоняли палками.

Все больше заражался «магией», прям как Николай II, его окружили всевозможные гадалки, ворожеи, прорицатели, астрологи, юродивые. С появлением слухов о том, что царевич Дмитрий «жив», и сам стал иногда впадать в сомнения.

Задолго до Петра Первого Годунов пошел его путём западнизации России: хотел открыть в Москве школу с иностранными учителями, из-за сопротивления духовенства не удалось; посылал юношей учиться в Англию, Францию, Австрию, Германию, правда, никто не вернулся, все там и остались; покровительствовал иностранным купцам, приглашал из Любека врачей, рудознатцев, суконников и разных мастеров, на царскую службу, назначая щедрое жалованье, давая поместья; из иностранцев, в основном ливонских немцев, был создан отряд царской гвардии; некоторые русские даже начали брить бороды. Иностранцев освобождали от налогов.

Важнейшей предпосылкой Смуты стали стихийные бедствия, они в России, да и в Китае, всегда приходятся на начало колоссальных социально-политических сдвигов. Летом 1601 года шли сильные дожди, а потом ударили ранние морозы, урожай погиб, в 1602 году ситуация повторилась. В итоге начался страшный голод, он продолжался три года. Только в Москве погибло более 120 тыс. человек. Начались народные восстания, пошли слухи о «чудесно спасшемся» царевиче Дмитрии. Первые восстания смогли подавить, но успокоить страну уже не смогли.

16 октября 1604 года Лжедмитрий, бежавший в 1602 году в Польшу дворянин Григорий Отрепьев, со своим отрядом двинулся на Москву. В январе 1605 года царские войска его разбили, тот бежал в Путивль, к нему начинают стекаться казаки, дворяне, крестьяне со всей России, люди поверили, что это «законный царь». То есть силой сбросить Годунова не выходило. 13 апреля 1605 года Борис Годунов был весел и здоров, с аппетитом поел, затем почувствовал себя плохо, затем ещё хуже — из ушей и носа пошла кровь, и в итоге умер. Царем провозгласили его сына Федора — юношу умного и образованного, но вскоре вспыхнул мятеж, его и мать убили. Интересен факт того, что мятеж возглавил уже знакомый Богдан Бельской.

Борис Годунов

Григорий Отрепьев

Был фигурой, «созданной» папским престолом с помощью Юрия Мнишека, в его свиту входила спецгруппа иезуитов, замаскированных под православных священников и свободно говоривших на русском языке. Как только отряд самозванца вступил в пределы России, в Италии сразу издали сочинение о «чудесном спасении царевича Дмитрия». Эту книгу сразу перевели на немецкий, французский, испанский, латинский языки. Распространили хорошими тиражами по всей Европе, её автором был знаменитый Антонио Посевино – это он «уламывал» Ивана Грозного принять унию с католицизмом. То есть информационная поддержка самозванцу была устроена на самом высшем уровне – Рим тогда был мощнейшим Центром управления Западной цивилизации. Со стороны «постели» Григория также «укрепили» — через Марию Мнишек.

Антонио Поссевино, фрагмент картины «Стефан Баторий под Псковом»

В итоге Москва оказалась под контролем самозванца, за которым стоял Рим. Смута входила в стадию апогея: Россию заполонили всевозможные авантюристы, самозванцы, иностранцы, началась интервенция, восстания вспыхивали одно за другим, рухнули структуры государственной власти.

Казалось, что Россия погибла, но враги рано праздновали. Русский народ взял Дело сопротивления в свои руки, высокую жизнеспособность показала система земского самоуправления, созданная Иваном Грозным, она смогла создать параллельные структуры власти. Были сформированы народные рати, выявились военные лидеры – самый знаменитый Дмитрий Пожарский, хозяйственники и администраторы – Кузьма Минин. В итоге Москву освободили, интервентов выбили. Россия начала новое восхождение ввысь.

Итоги: важнейшими причинами Смуты стали не действия Ивана Грозного, а внешнее воздействие Ватикана и управленческие ошибки, действия Бориса Годунова. Предпосылками к облегчению возникновения Смутного времени стали пресечение династии Рюриковичей, природные стихийные бедствия.

Источники:
Зимин А.А. В канун грозных потрясений. М., 1986.
Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1978.
Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1990.
http://www.hrono.ru/libris/lib_p/chart2-2.php
http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/godunov_bf.php
http://www.hrono.ru/dokum/1600dok/1664kotoshih.php
http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/lzhedm1.php

Источник: topwar.ru

БОГАТАЯ КРЕПОСТЬ

Во второй половине 1608 года гражданская война на Руси вступила в новую фазу, которой предшествовал ряд важных событий.

В апреле этого года отряды Лжедмитрия II подошли к городу Болхову. Навстречу «вору» царь Василий Шуйский послал рать под командованием своего тщеславного и бездарного брата Дмитрия и столь же спесивого и бесталанного воеводы Василия Голицына. 29–30 апреля 1608 года в двухдневном сражении под Болховом царское войско было разбито. В начале июля воинство самозванца, в котором насчитывалось около десяти тысяч поляков, семь тысяч казаков и шесть тысяч русских, стало лагерем в селе Тушино под Москвой. По месту расположения этой «армии» Лжедмитрий II и получил прозвище Тушинский вор.

На подступах к столице между Василием Шуйским и Лжедмитрием II началась многомесячная позиционная война. У самозванца не было сил выбить царя из столицы, а у Василия Ивановича – изгнать «вора» из Тушина.

Воспользовавшись двоевластием, многие бояре, дворяне, приказные люди и купцы, целовавшие крест в Москве Шуйскому, уходили в Тушино, целовали там крест самозванцу… И, получив у него жалованье, возвращались назад в Москву. Шуйский принимал таких «переметчиков» милостиво, поскольку раскаявшийся изменник был для него дорог, ибо подобным действом он показывал другим невыгодность службы у тушинского царя. Вернувшийся получал награду и от Василия Ивановича, но вскоре отправлялся опять в Тушино требовать жалованье у Лжедмитрия.

Нередко происходило следующее. Собирались родные и знакомые за одним столом, вместе обедали, а после обеда одни поспешали ко двору Шуйского, а другие ехали прямиком в Тушино. Оставшиеся в Москве были спокойны: если одолеет Тушинский вор, думали они, то у них есть родные и друзья, служившие Лжедмитрию II, которые их защитят; если же верх возьмет царь Василий, то они за свою родню заступятся.

Лжедмитрий и поляки решили взять столицу измором и попытались захватить крепости и укрепленные монастыри, контролировавшие дороги на севере и северо-востоке от города. Соответственно, правительство царя Василия Шуйского делало все, чтобы отстоять эти стратегические пункты, через которые шло снабжение Москвы. В частности, еще в конце лета 1608 года в Троицу был направлен отряд царских войск под началом воевод Григория Долгорукова-Рощи и Алексея Голохвостова.

Вот почему, когда поляки подошли к монастырю, там имелся гарнизон, насчитывающий около 2500 человек. Помимо царских ратников в Троице находились стрельцы и дворяне из ближайших окрестностей. Кроме того, за оружие взялась и часть монахов.

Еще в середине XVI века монастырь превратился в мощную цитадель. Именно тогда каменные стены высотой 5,5–6 м и толщиной 3,5 м сменили прежние, деревянные. Крепость имела 12 круглых и квадратных башен. Все фортификационные сооружения покоились на фундаменте глубиной 2 м, усиленном дубовыми сваями. В стенах было два боевых яруса – нижний для ведения подошвенного боя и верхний.

В монастыре имелось около ста артиллерийских орудий. Любопытно, что, по крайней мере, железные пушки и затынные (крупнокалиберные крепостные) пищали изготавливались и в самой Троице, в специальной мастерской. Запасы пороха превышали 600 пудов. Дело в том, что монастырь к началу Смуты был одним из богатейших феодальных владетелей России, ему принадлежало около 1000 сел и деревень. Троица уже два с лишним века являлась «царской обителью» и получала богатые пожертвования. Несметные богатства монастыря, как магнит, притягивали поляков и воровских казаков.

ОСАДА

Петр Сапега и Александр Лисовский имели, по разным сведениями, от 10 до 30 тысяч воинов при 63 орудиях. Однако большая часть подвезенной артиллерии приходилась на легкие полевые пушки, больших стенобитных орудий у осаждающих поначалу не было.

Тем не менее Сапега и Лисовский приказали возвести два больших укрепленных острожка и ряд малых так, чтобы полностью блокировать монастырь.

Палицын писал: «Месяца октября в 3 день начали бить из-за всех туров, и били по городу шесть недель беспрестанно изо всех орудий, и из верховых, и раскаленными железными ядрами. Обитель же пресвятой и живоначальной Троицы покрыта была десницею вышнего Бога, и нигде ничего не загорелось. Ибо огненные ядра падали на пустые места, в пруды и ямы выгребные, а раскаленные железные ядра из деревянных домов не успевшими вреда причинить извлекали. А какие застрявшие в стенах и не замстят, те сами остывали».

Дам два маленьких пояснения современному читателю: ядра перед заряжанием неприятель раскалял докрасна в специальных печах, а «верховые» орудия – это мортиры, стрелявшие разрывными ядрами (бомбами).

Враги попытались захватить монастырь, сделав подкоп под Пятницкой башней и заложив туда мощный фугас. Однако из допросов пленных защитники Троицы узнали о замысле противника и в результате ряда предпринятых контрмер спасли крепость.

Кстати, порой в отечественной исторической литературе осаждающих называют поляками, что, разумеется, неверно. Среди них действительно было много польских шляхтичей со своими наемными отрядами – «частными армиями», но подступили к стенам Троицы вместе с иноземцами и русские дворяне.

Вдобавок под монастырем собрался целый казачий «интернационал». В него входили запорожские, малороссийские реестровые, донские, волжские, северские, астраханские казаки. Палицын писал и о городецких казаках в войске противника. На самом деле это были татары из Касимовского царства (существовало в составе Русского государства с середины XV века до 1681 года). Их владыка (царь или хан) Ураз Махмет примкнул к Тушинскому вору. Позже он был убит Лжедмитрием II по ложному доносу.

Палицын писал о действиях Лисовского и его казаков в ноябре 1608 года под стенами монастыря: «Беззаконный же Лисовский совался и туда и сюда, где бы какое зло сотворить. И повернул окаянный от того места вдоль по горе Красной к Косому Глиняному оврагу на засадных троицких людей. Бывшие там с монастырским слугою Пименом Тененевым люди стали крепко против врагов на пригорке у рва, бьясь с литовцами и казаками. Увидев же, что троицкого воинства мало, злонравный лютеранин Лисовский бросился свирепо на них, и смешались все люди вместе, и литовские, и троицкие, и был бой великий близ оврага Глиняного. Враги же, боясь засады, начали отбегать. А троицкое воинство, понемногу отходя от литовских людей, скрылось в Косой Глиняный овраг.

Александр же Лисовский хотел при отходе живым взять слугу Пимена Тененева, но Пимен обернулся к Александру и выстрелил ему из лука в лицо, в левую щеку. Свирепый Александр свалился со своего коня. Воины его полка подхватили его и отвезли в Сапегин полк. Троицкое же воинство ударило из множества орудий по ним, и тут побили много литовцев и казаков. Литовцы же, увидев это, быстро обратились в бегство врозь по Клементьевскому полю».

Меньше всего мне хочется, подобно многим отечественным историкам, на основании каких-то отдельных фактов клеить ярлыки тем или иным сословиям. Вот, мол, казаки плохие, а православное духовенство – хорошее: все как один встали против иноземных захватчиков и их приспешников.

Увы, все гораздо сложнее, и монахам Троицы приходилось защищать стены обители не только от ядер и подкопов, но и от посланий тушинского патриарха.

О ЧЕМ НЕ ПРИНЯТО ВСПОМИНАТЬ

11 октября 1608 года тушинцы взяли приступом Ростов. Он был предан огню и мечу. Все сокровища, в нем найденные, – золото, серебро, жемчуг, драгоценные каменья – достались победителям. Свирепые воины не щадили икон, они даже разрубили серебряный гроб святого Леонтия, а изображение угодника, вылитое из золота, в 200 фунтов весом, присвоили себе. Митрополит Ростовский Филарет (в миру Федор Никитич Романов) взят был в плен и отправлен в подмосковный лагерь, где самозванец принял его как дорогого гостя и возвел в достоинство патриарха. Тот же в знак признательности вынул из своего жезла восточный яхонт ценою в полбочки золота и подарил его Лжедмитрию.

Отец будущего русского монарха Михаила Федоровича принялся вершить богослужения в Тушине и рассылать по всей России грамоты с призывами покориться «царю Димитрию», а под своими декларациями подписывался: «Великий Господин, преосвященный Филарет, митрополит ростовский и ярославский, нареченный патриарх московский и всея Руси».

Замечу, что и многие монастыри перешли на сторону Лжедмитрия II. Так, царю Василию требовались деньги для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором, и он имел неосторожность обратиться с просьбой о вспомоществовании в Ипатьевский монастырь. Результат не заставил себя ждать: в конце октября 1608 года архимандрит сей обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II.

Понятно, что теперь Ипатьевская обитель оказалась в полном подчинении у Тушинского патриарха. Следует заметить, что Филарет и Феодосий отлично ладили, и монастырь стал надежным оплотом тушинцев в Костромском крае.

В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять ее сразу не удалось – она представляла из себя сильную крепость, окруженную мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек.

В конце апреля 1609 года к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. Любопытно, что мангазейский воевода Жеребцов только в 1608 году прибыл с отрядом с далекого севера.

В мае 1609 года пан Лисовский, сняв часть войска из-под Троицы, попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Тем не менее монахи и местные тушинцы дрались насмерть. Эта костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года. Понятно, что о «героической обороне» Ипатьевского монастыря наши церковные и светские историки до сих пор предпочитают помалкивать.

ВРАГИ «ПОБЕЖАЛИ»

Защитники же Троицы по-прежнему отражали атаки неприятеля. Ратники, монахи не только не поддавались «прелестным» грамотам Филарета, но и вели активную контрпропаганду. Прямым или косвенным следствием ее стал чудесный сон, приснившийся одному из донских казаков, находившемуся в рядах осаждающих. Сам святой Сергий поведал ему: «Не даст вам Бог жезла на жребий свой». Казак рассказал об этом своим товарищам, и донцы призадумались, доложили о видении атаману Епифанцу.

В ту же ночь сели казаки на коней и пошли от стен Троицы на юг – к себе на Дон. Для перехвата ушедших бросили литовскую конницу. На реке Клязьме у деревни Вохны погоня настигла казаков. Произошла стычка, но донцы отбились и спокойно вернулись домой, в Смагин юрт.

Осажденные постоянно производили вылазки из монастыря, разрушали осадные батареи, брали пленных. Тушинцам не удалось полностью блокировать Троицу, и периодически туда прорывались царские войска и местные жители с продовольствием и боеприпасами. Вопреки всему Троица держалась.

Летом 1609 года из Новгорода на помощь Москве выступила большая армия под командованием племянника царя Василия Михаила Скопина-Шуйского. В ее составе было несколько шведских отрядов под командованием Делагарди.

Узнав о приближении русской рати, Сапега предпринял две отчаянных попытки овладеть монастырем. Однако оба штурма (28 июня и 31 июля 1609 года) были отбиты с большими потерями для тушинцев.

После взятия Ипатьева монастыря воевода Давыд Жеребцов с 900 ратниками 19 октября прошел в Троицу. Именно прошел, поскольку тушинцы просто проспали русских. 4 января 1610 года в крепость прорвался воевода Григорий Валуев с 500 стрельцами.

«И января в 12 день (1610 года. – А.Ш.) гетман Сапега и пан Лисовский со всеми польскими и литовскими людьми и с русскими изменниками побежали к Дмитрову, никем не гонимые, только десницей божьей. В таком ужасе они бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали» – так Палицын закончил рассказ об осаде Троицы.

«Троицкое сидение» сыграло существенную роль в защите Москвы от Тушинского вора. Крайне важна была и нравственная победа законной власти над Лжедмитрием и Филаретом.

Увы, гражданская война после освобождения Троицы не только не стихла, но и разгорелась еще больше. В 1611 году руководство монастыря сыграло важную роль в организации Второго ополчения, которое возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Но уже во второй половине 1612 года троицкие старцы начали «играть свои игры» против князя Пожарского.

В 1622 году Палицын капитально переписал свое «Сказание┘» о защите Троицы с учетом новой конъюнктуры. Разумеется, там о патриархе Филарете и «Ипатьевской обороне» не было ни слова.

Источник: nvo.ng.ru

You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.