Движущие силы восстания степана разина

XVII столетие вошло в историю как «бунташное время», период резкого обострения классовой борьбы. Причины роста народных выступлений. Усиление крепостного гнёта, рост повинностей. Введение бессрочного сыска беглых крестьян. Рост налогов на нужды армии из-за многочисленных войн. Злоупотребления власти, алчность чиновников.

Конфликт «белых» и «чёрных» слобод. В городах существовали «чёрные» слободы, жители которых несли государственное тягло, и «белые» слободы, принадлежавшие местным феодалам, не несшие государственного тягла. Многие тяглецы из «чёрных слобод» уходили в «белые» слободы, а их доля налогов распределялась среди оставшихся. «Белые» слободы были ликвидированы Соборным Уложением 1649 г. Всё население стало тяглым.

«Соляной бунт» 1648 г. Глава правительства боярин Б.И. Морозов решил пополнить пустующую государственную казну заменой прямых налогов (очень разорительных) косвенными. В 1646 г. правительство обложило дополнительной пошлиной соль, увеличив её цену в 7 раз.


1648 г. в Москве вспыхнул бунт. Народ пытался подать царю Алексею Михайловичу челобитную, но стрельцы разогнали толпу. Народ растерзал наиболее ненавистных чиновников – главу Земского приказа Л. Плещеева, главу Пушкарского приказа П. Траханиотова, автора соляного налога дьяка Н. Чистóго и купца В. Шорина. Восставшие потребовали выдать на расправу 0%780-B%%0Морозова"Б. Морозова, но царь «отмолил» своего воспитателя и отправил его в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Бунт привёл к экстренному созыву Земского собора.

«Хлебные бунты» вспыхнули в 1650 г. в г. Устюге Великом, Пскове, Новгороде, Курске из-за резкого подорожания хлеба. Причина: русские хлебные запасы были вывезены в Швецию в счёт уплаты долгов.

«Медный бунт» 1662 г. В XVII в. выросли налоги на нужды армии из-за войн со Швецией и с Польшей. Стремясь выйти из финансового кризиса, правительство с 1654 г.увеличило выпуск медных денег. Доверием медные деньги не пользовались, их часто подделывали. Серебряные деньги исчезли, а государство налоги принимало только ими. Началась инфляция, медные деньги обесценились. В 1662г. вспыхнул «Медный бунт». Вызванные царём стрельцы погнали толпу к реке. Свыше 100 человек утонули, многие были изрублены. Мятежников, виновных в «заговоре и скопе», четвертовали и повесили. В отличие от Соляного, Медный бунт был жестоко подавлен, так как правительству удалось использовать стрельцов против народа. Чеканку медных денег прекратили.


Церковная реформа 1653 г. Раскол Русской Православной Церкви.

Причины реформы: 1. В богослужебных книгах за века накопились разночтения. Требовалась их унификация (единообразие).

• Разногласия в церковных обрядах также требовали унификации.

• Низкий уровень грамотности и не слишком высоконравственное поведение церковнослужителей, что стало предметом сатиры XVII в.

Соборное Уложение 1649 г. ограничило рост церковного землевладения и урезало иммунитетные права монастырей.

В 40-е гг. XVII в. в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия» во главе с царским духовником Стефаном Вонифáтьевым. Члены кружка Никон, Иван Неронов, Фёдор Ртищев, Аввакýм Петров и др. стремились поднять нравственность священников, противодействовать проникновению светских начал в духовную жизнь. Их поддержал царь Алексей Михайлович. Однако разногласия возникли при выборе образцов, по которым надлежало производить исправления церковных книг. Аввакум считал, что за основу нужно взять древнерусские книги. Никон был за греческие (византийские) оригиналы, что соответствовало концепции «Москва – третий Рим».

Никон (в миру мордвин Никита Ми́нов) (1605–1681) прославился аскетизмом и подвижничеством, жил в скиту на Белом море. Никон, обладая непреклонным характером, имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, который называл его своим «собинным (особенным) другом». Став в 1652 г. патриархом, Никон с 1653 г. приступил к реформе.


Против «никониан» выступили Аввакум Петров (1621/1622–1682 гг.), Иван Неронов (1591–1670 гг.), боярыня 0%090—6A%%0Морозова"Феодосия Морозова и её сестра княгиня Евдокия Урусова. Они были сосланы и умерли в земляной тюрьме в г. Боровске. На церковных соборах 1654, 1656, 1658 гг. противники реформы были обвинены в расколе, отлучены от церкви и преданы проклятию. Церковный собор 1666–1667 гг. обязал сжигать «раскольников». И. Неронов на этом соборе раскаялся и был прощён. Лидер раскола протопóп Аввакýм Петров (Петрович), бывший старший священник г. Юрьевец-Повольский (ныне в Ивановской обл.), талантливый публицист и проповедник, 15 лет провёл в ссылке в земляной тюрьме в г. Пустозёрске, где создал своё знаменитое «Житие». Аввакум в 1682 г. написал резкое письмо царю Фёдору Алексеевичу и был сожжён

Обряды никониан и старообрядцев

Старообрядцы Никониане (новообрядцы)
• 1.Крещение двумя пальцами. • 2.Земные поклоны. • 3.Двукратное пение «аллилуйя». • 4.Написание имени Спасителя – Исус. • 5.Служение литургии на 5 просфорах. • 6.Движение вокруг аналоя «посолонь» (по солнцу). • 7.Исправление книг по древнерусским образцам. • 1.Крещение тремя пальцами. • 2.Поясные поклоны. • 3.Троекратное пение «аллилуйя». • 4.Написание имени Спасителя – Иисус. • 5.Служение литургии на 7 просфорах. • 6.Движение вокруг аналоя «против солнца». • 7.Исправление книг по греческим образцам.

Соловецкое восстание («сидение») 1668–1676 гг. В Соловецком монастыре отбывали ссылку более 100 противников никоновской реформы, а также сподвижники Степана Разина, крестьяне, посадские люди. Они захватили власть в монастыре. Карательное войско (1 тыс. чел.) во главе со стрелецким сотником Чадуевым осадило монастырь. Оборону монастыря возглавил Фадейка-сапожник. Движение приняло не только религиозную, но и социальную окраску. Защищая старую веру, народ выражал протест и против социальной эксплуатации. После 8 лет осады монах-перебежчик Феоктист указал стрельцам тайный проход в стене. Монастырь был взят, его защитники перебиты. Из 500 человек в живых осталось 60.

Конфликт церкви и светской власти. Падение Никона.Патриарх Никон подчёркивал превосходство духовной власти над светской: «священство выше царства», поскольку патриарх представляет Бога, а светская власть – от Бога. Это привело к конфликту. В 1658 г. царь потребовал, чтобы Никон не именовался впредь великим государем. Никон заявил, что не желает быть патриархом в Москве, и уехал в Новоиерусалимский монастырь. Он рассчитывал, что царь уступит, но ошибся. Церковный собор 1666–1667 г. поддержал царя и лишил Никона патриаршего сана. Никона сослали вначале в Ферапонтов, а затем – в Кирилло-Белозерский монастырь. Церковная власть подчинилась царю.


Восстание Степана Разина (1670–1671 гг.). Причины: -закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г.; -избыток на Дону беглых крестьян;недовольство народов Поволжья государственным гнётом.
Движущие силы восстания: казачество, крестьяне, холопы, посадские люди, стрельцы, народы Поволжья.

Крымское ханство перегородило р. Дон цепями, донские казаки лишились выхода в Азовское море, «походы за зипунами» в этом направлении прекратились. В 1666 г. казачий атаман Василий Ус с отрядом направился на Москву, грабя вотчины и поместья. Ус дошёл до Тулы, но отступил на Дон перед царской армией.

Казачий атаман, уроженец станицы Зимовейской Степан Разин (ок. 1630–1671) в 1667–1669гг. совершил дерзкий поход «за зипунами» в Персию, опустошил побережье Каспийского моря, разбил персидские армию и флот. Затем Разин захватил Яицкий городок, разграбил караван судов царя, патриарха и купца В. Шорина. Весной 1670 г. Разин напал на русские земли. К нему примкнул Василий Ус. Разин рассылал «прелестные письма» (агитационные послания) с призывом к походу на бояр и дворян. Для привлечения народа Разин распустил ложный слух о том, что в его войске находятся царевич «Алексей Алексеевич» (сын царя, уже умерший в 1670 г.) и опальный патриарх 0%-A-C-F9%Никон. Главной целью похода была Москва, маршрутом – Волга. Повстанцы взяли Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, осадили Симбирск. Уничтожая бояр и дворян, они вводили казацкое самоуправление.


Для подавления восстания царь направил 60-тысячное войско воевод Ю. Долгорукого и 0%20-47%0%22javascript:Nav_ShowResource(0,%20%22BFDCD2BB-0A01000A-0059-DA4BE7AA84BB%22,%20%22ResWindow%22,%20self)%22Барятинск"Ю. HYPERLINK "22ResWindow%22,%20self)%22Ю.%A0HYPERLINK%20%22javascript:Nav_ShowResource(0,%20%22BFDCD2BB-0A01-000A-0059-DA4BE7AA84BB%22,%20%22ResWindow%22,%20self)%22Барятинск"Барятинского. Они сурово карали восставших, повсюду стояли виселицы с повешенными. В октябре 1670 г. под Симбирском разинцы потерпели поражение. Раненый атаман бежал на Дон, в Кагальницкий городок. Однако домовитые казаки во главе с атаманом Корнилой Яковлевым, опасаясь царского гнева, выдали Разина. После жестоких пыток летом 1671 г. его четвертовали в Москве. Фрол Разин, увидев муки брата, в ужасе выкрикнул «Слово и дело государево!». Его увели из-под топора палача, пытали, выясняя, где спрятаны награбленные сокровища, и казнили пять лет спустя в 1676 г.

Причины поражения Степана Разина:

-царистский характер восстания. Крестьяне верили в возможность улучшения жизни при новом «добром царе» (наивный монархизм);-стихийность, разрозненность и локальность движения; -слабое вооружение и плохая организованность повстанцев.


Таким образом, народные движения XVII в., с одной стороны, играли роль ограничителя эксплуатации феодалов. Но, с другой стороны, подавление этих восстаний приводило к укреплению государственного аппарата, ужесточению законодательства.Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа Степана Разина неизбежно привела бы к большим жертвам и нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию государства

_____________________________________________

Источник: studopedia.ru

Причины:

1. Основной причиной, как и во всех движениях XVII века, была экономическая неудовлетворенность населения, отличием «разинщины» был ее размах.

2. Кроме экономических причин наблюдается недовольство политическим строем в целом, т.е. существующему строю разинцы противопоставили свой казачий. Это было столкновение двух коренных укладов российской жизни: единодержавного и удельно вечевого;

3. С присоединением малороссии приток беженцев на Дон увеличился, эта территория не могла прокормить всех желающих (Дона выдачи нет). С другой стороны запрещены походы за зипунами (грабеж повозок с товаром)

Движущие силы:

Основной движущей силой стало казачество. Тогда как раньше это было городское население. К казачеству присоединились и другие этносы.


КазАки – в отличие от крестьян и тяглых не платят никаких налогов ни государству, ни помещикам, получают зарплату за охрану границ, имеют собственные внешнеполитические связи, принимают беглых, совершают набеги на соседние страны (походы за зипунами)

Ход:

В мае 1667г. Разин во главе отряда из тысячи человек прорвался на Волгу, остановил царский караван и ограбил его. Затем по реке Яик подошел к Яицкому городку. Степан Разин хитростью захватил яицкий городок.

Перезимовав в яицком городке, Разин с отрядом в 2000 человек отправился на западный берег Каспия (Иран). Летом, разгромив Иранский флот, он возвращается в Астрахань. Он высаживается в Астрахани, его встречают как национального героя, но для властей он преступник. С 1670 г. движение начинает носить антифеодальный характер.

13 апреля 1670г. отряд Разина подошел к Царицыну (Волгоград) и без боя овладел им.

22 июня 1670г. также овладел Астраханью.

К населению Поволжья Разин обратился с «прелестными письмами». При этом Степан Разин использует самозванство и мистификаторство. Самара и Саратов сдаются без боя. Напуганное правительство объявляет мобилизацию и 60-тысячное войско наносит поражение Разину под стенами Симбирска.

3 октября 1670г. – Разин бежал на Дон, где и был выдан властям

4 июня 1671г. – Разина четвертовали

Итоги:

1. Разин стал легендой.


2. Движение носило царистский характер, имея направленность на дворцовый переворот.

3. Движение было слабо организованным. Отсутствовала четкая программа и регулярная армия

4. Наносило урон хозяйству и вело к колоссальным человеческим жертвам

5. Расшатывало моральные устои общества, нарушая одну из основных заповедей: «Не убий».

Российская империя в XVIII веке

Эпоха Петра

План:

1. Внутренняя политика Петра

a. Экономические реформы

b. Социальные реформы

c. Реформы государственного управления

2. Внешняя политика Петра

a. Азовские и Прутский поход

b. Северная война

Особенности:

1. У Петра не заранее спланированной программы реформирования;

2. Он реформировал страну в самые неудачные периоды ее истории;

3. Основная задача реформ Петра – построение государственного абсолютизма.

К моменту правления Петра Россия стояла перед угрозой превратиться в сырьевой придаток Швеции.

В экономической подготовке к войне первой стала городская реформа,по которой были созданы ратуши и земские избы (бурмистерские избы). Ратуши занимались делами купцов, избы занимались сбором налогов. Была изменена система налогообложения, перешли на подушную подать. Было введено более 40 косвенных налогов.Одной и важнейших экономических реформ Петра было создание Уральского промышленного региона.


Почему Урал:

1. Удаленность от границ;

2. Наличие топливной базы (древесный уголь);

3. Наличие гидроресурсов;

4. Наличие богатых полезных ископаемых.

В период с 1701 по 1704гг было построено 4 крупных металлургических завода, эти заводы помогли нам полностью отказаться от импорта оружия.

1715г. – указ, заставляющий вдвое увеличить посевные площадильна и конопли.

1699г. – начинаются рекрутские наборы, т.е. меняется принцип комплектования армии. Армия становится регулярной. Численность армии увеличилась с 40 до 120 тыс. человек, это была однородная по вооружению и национальному составу армия.

Социальные реформы:

1714г. – указ о единонаследии, по которому отец мог передать поместье только одному сыну/дочери.

1722г. – табель о рангах,вся служба была разделена на 14 ступеней, с 8 ступени давалось дворянство. Служба была 3 видов: военная, гражданская и придворная. Эти виды службы были взаимозаменяемые. Таким образом человек продвигался по служебной лестнице не по происхождению, а благодаря способностям.

Церковная реформапосле смерти патриарха, нового Петр выбирать не стал, а назначил местоблюстителя, а затем сам стал патриархом. Это привело к полному политическому подчинению церкви. Все церковные владения были разделены на 2 части: определенные (доходы с которых шли самой церкви) и заопределенные (доходы шли госудаству)

1701г. – учрежден монастырский приказ,священникам запрещено держать чернила и бумагу в кельях, переходить из одного монастыря в другой, также в 1721г. Феофаном Прокоповичем создан духовный регламент. Таким образом священники стали чиновниками в рясах.

Источник: helpiks.org

Предпосылки и движущие силы освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.

Одним из условий Люблинской унии 1569 г. — одного из ключевых событий истории Восточной Европы XVI-XVII вв. было присоединение украинских земель непосредственно к Польше. На плодородные земли Украины хлынули польские феодалы, как грибы стали расти фольварки — барские имения. Неуклонно развивался процесс закрепощения крестьянства, постепенно приобретавший на территории Украины особенно изощренные и жесткие формы. Землевладельцы получили право судить и карать крестьян, вплоть до лишения жизни, а крестьянина, фактически, лишили даже права жаловаться на своего пана. Видавшие виды иностранные путешественники не переставали изумляться тяжести положения и бесправности украинского «хлопства». Положение крестьянства отягощалось и религиозным гнетом. После унии 1569 г. усилился натиск католической церкви, которая сама получала обширные земельные владения на Украине. В землях Украины и Белоруссии появляются представители ордена иезуитов, способствовавшие распространению католичества. Внедрению католичества способствовала и униатская церковь — созданная на соборе в г.Бресте в октябре 1596 г. Все это создавало весьма своеобразную ситуацию: паны, принадлежали к одной вере, а «хлопы» к другой. Излишне говорить о том, сколь тяжелые последствия это имело для последних. Ясно, что «хлопство» могло стать одной из движущих сил будущей освободительной войны против польских панов.

В весьма тяжелом положении оказались и жители городов — мещане. С середины XVI в. наблюдается определенный подъем городской жизни, развиваются старые города, появляются новые. Бурно развивалось ремесло, приобретавшее цеховые формы. Преградой на пути городской жизни становились польские феодалы. В землях Украины и Белоруссии существовало явление, неизвестное Московскому государству: наряду с государственными городами, которые являлись административными центрами и чаще всего управлялись на основе магдебургского права, было много городов, которые принадлежали магнатам. Но развитию городов препятствовало не только это, но и наличие многочисленных «юридик» — земельных владений светских и духовных феодалов на территории королевских городов. Они не подчинялись городским судам и администрации, вносили разброд и сумятицу в жизнь городов. Горожане начинают борьбу с засилием польских «можновладцев», объединяются вокруг православных соборов, создают «братства» — объединения православного населения. Первоначально эти организации ставили перед собой просветительские задачи, стремились сохранить и поддержать православие.

Было много поводов для недовольства и у православной шляхты, той, которая не ополячилась и не приняла католичество. Поляки оттесняли ее от занятия «урядов» (государственных чинов), подвергали гонениям за православие.

В аналогичном положении оказалось и православное духовенство. Православные священники изгонялись из храмов, им запрещалось вести службу на родном языке. Не случайно именно из рядов духовенства вышло много руководителей борьбы с поляками.

Все слои населения Украины готовы были сплотиться в борьбе за свою свободу. Была и сила, способная возглавить движение в военном отношении. Такой силой стало казачество. С давних времен в необозримых плавнях устьев рек Днепра, Днестра и Буга бродил какой-то люд, включавший в себя разноэтничные элементы, испытывавший на себе мощное влияние соседней тюркоязычной степи (не случайно и само название «казак» произошло из тюркского языка). По мере развития социальных антагонизмов, усиления иноземного гнета количество таких людей постоянно увеличивалось. В конце XV в. на зиму они группировались вокруг южных городов: Винницы, Черкасс и др., а летом отправлялись на свой «промысел». За знаменитыми днепровскими порогами казаки создают свои укрепления — со временем возникает Запорожская Сечь — казацкая республика, унаследовавшая демократические традиции еще времен Киевской Руси. Главным органом власти здесь был казачий круг — рада, избиравшая старшину во главе с кошевым атаманом. Положение казачьей республики, ее отношения с Польшей были весьма своеобразными. Польское правительство не без оснований видело в Сечи угрозу, но нуждалось в казаках, поскольку они заслоняли от крымских татар, за спиной которых маячила могущественная Османская империя. Вот почему довольно рано польское правительство пыталось переманить к себе на службу часть казачества, включить его в так называемый реестр (то есть список). Занесенные в список казаки получали жалованье и таким образом приобретали как бы официальный статус. Но значительно увеличивать количество реестровых правительство опасалось.

Именно казачество и вело своего рода военную подготовку освободительной войны середины XVII в. Конец XVI — начало XVII столетий ознамензвались многочисленными казацкими восстаниями. Из среды казачества выдвигались талантливые вожди (Криштоф Косинский, Северин Наливайко). Восстания продолжались и в 20-30-х годах. Павел Бут, Тетеря — вот имена казацких вождей этого времени. Казачество, правда, в это время выдвигало «экономические» требования: увеличение жалованья, включение в реестр значительно большего количества казаков и т.д. Но важно отметить, что в ходе восстаний налаживались связи запорожского казачества с правительством Русского государства и казаки все больше начинали видеть в нем опору для себя в борьбе.

Связи с русским правительством со временем начинают устанавливать и «братства». Следует различать сознание украинским и белорусским населением единства судеб своих земель с Великороссией и непосредственные политические контакты с русским правительством, которые начинают устанавливаться лишь в первой четверти XVII столетия. «Братства» ведут своего рода идеологическую подготовку освободительной войны. Из среды братских авторов выходит так называемая «полемическая» литература, которая была направлена против католиков-иезуитов, где просвещенные авторы обращались к истории и культуре восточнославянских народов, доказывали общность их судеб, необходимость совместной борьбы с завоевателями.

Источник: StudFiles.net


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.