Место крещения владимира святого

Назад

Этот вопрос мы задали Сергею Алексеевичу Беляеву, возглавлявшему с 1972 по 1984 год Херсонесскую экспедицию Академии наук СССР. Именно ему принадлежит научное открытие, связанное с определением той самой купели, в которой крестился святой равноапостольный князь Владимир

Считается, что Крещение Руси происходило на берегах Днепра в Киеве. Так ли это?

– То, что произошло в Киеве в августе 988 года, является уже следствием принятия христианства самим князем Владимиром, но в другом месте и чуть раньше. Произошло это на Пасху 988 года в Херсонесе, и ни в каком другом месте произойти не могло. «Повесть временных лет» свидетельствует о том, что князь Владимир принял крещение в Корсуни (так по-славянски назывался Херсонес). Этот византийский город уже в IV веке, при императоре Константине Великом, был главным центром христианства во всей Восточной Европе.


Разве не мог князь Владимир креститься в другом месте?

– Не мог. Князь собирался жениться на византийской принцессе Анне. До нее у князя были две законных жены, одна из них – дочь чешского князя. Были и наложницы, порядка 300. Взять в жены порфирородную византийскую принцессу было самым почетным, и к этому стремились многие в Европе. Руки Анны долго добивался германский император Оттон, но ему было отказано. А князь Владимир сумел добиться ее руки! И что интересно, до этого все ездили в Константинополь, чтобы обвенчаться или креститься. Так было и с великой княгиней Ольгой. А тут уникальный случай в истории Византийской империи, когда принцессу, порфирородную, привезли из Константинополя к князю Владимиру (не он туда поехал, а ему привезли) и крестили его не в Константинополе, а в Корсуни.

Почему все происходило именно так?

– Тут, конечно, Промысл Божий. Дело в том, что Византия на протяжении многих веков приводила в лоно Православной Церкви различные варварские племена и их вождей – и на Западе, и на Востоке. Это и готы, и болгары, и многие другие. Кроме того, Византия хотела сохранить мир на своих границах, а они были очень длинные, и всюду изначально жили враждебные племена.

Что касается принцессы Анны, то Византийский император и патриарх не могли выпустить за пределы своей империи женщину такого высокого ранга, не обвенчанную по канонам Церкви законным христианским браком. Иначе она стала бы считаться очередной наложницей князя. Вот почему ни в каком другом месте князь Владимир не мог креститься и обвенчаться с Анной, а должен был сделать это только на территории Византийской империи, частью которой был Херсонес.


Надо отметить, что к тому времени Владимир готов был уже креститься. Еще в 986 году, согласно летописи, он задался вопросом, какую веру выбрать. К нему приезжали послы от волжских булгар, предлагавшие перейти в ислам, немецкие миссионеры из Ватикана, хазарские евреи, предлагавшие иудаизм. Всем он отказал. Потом приехал византиец, рассказавший о христианской вере. Чтобы испытать, как на деле осуществляется вера, князь Владимир отправил своих послов на богослужения к мусульманам, немцам и грекам. И в конце концов выбрал христианство.

А почему все-таки Херсонес, а не какое-то другое место Византийской империи?

– Начиняя с IV века Херсонес был главным оплотом Византии во всей Восточной Европе. И как центр политической и торговой власти, и как крупнейший центр церковной жизни. Только здесь был епископ, власть которого распространялась на все племена, которые жили на прилегающих землях. А в то время Таинство Крещения мог совершать только епископ.


Отмечу, что кафедра в Херсонесе была основана Иерусалимской Церковью при епископе Иерусалимском Ермоне около 300 года. Херсонесская Церковь была автокефальной. В 451 году на Халкидонском соборе Константинопольский патриарх постарался все самостоятельные Церкви включить в сферу попечения Константинопольской Патриархии, но до конца XII – нач. XIII веков Херсонесская Церковь имела статус автокефальной архиепископии.

Вы были последним ученым, кто завершал раскопки купели князя Владимира в Херсонесе. Как она выглядела?

– Первоначально купель выглядела так, как изображена на картине Васнецова во Владимирском соборе Киева. В Херсонесе она вырублена в скале, ее глубина на данный момент составляет 74 сантиметра. Когда ее раскрыли в 1879–1881 годах, там все углубление было выложено мрамором. И крест на дне тоже был выложен мрамором. Потом либо благочестивые паломники, либо варвары-экскурсанты все растащили, и сейчас это голая скала светло-коричневого цвета. К сожалению, крест тоже не сохранился. В те годы крещальня была воспринята как обычный храм. В 90-е годы XIX века выдающийся русский инженер Александр Львович Бартье высказал предположение, что это крещальня князя. Впоследствии наша научная экспедиция занималась исследованием памятника во всей его совокупности – с точки зрения археологической, исторической, литургической и канонической. Теперь обоснованно доказано, что это место является местом крещения князя Владимира. Я объехал всю Европу с докладом на эту тему, и везде в научном сообществе это было принято.


А как появилась беседка на этом месте?

– Дело в том, что через крещальню, которая никак не огорожена, проходит тропа самого хорошего в Херсонесе пляжа, и люди заходят сюда. Но это еще ничего, хуже, когда они заходят с собаками, которые над этой купелью поднимают лапку и справляют нужду. И ничего нельзя было сделать, сколько я ни бился. Но потом наступила перестройка, началось возрождение Церкви. Благочинным тогда в Херсонесе был отец Георгий Поляков, хороший русский человек, энергичный. Он хотел что-то делать для Церкви и в частности для тех памятников, которые сохранились в Херсонесе. Отец Георгий собирался отметить место крещения князя Владимира и придумал установить здесь беседку. Когда она была сделана и речь зашла об установке, это не нашло поддержки у руководства музея того времени – дело происходило в середине 1990-х годов. В этой ситуации отец Георгий избрал самый удобный и прогрессивный метод – он договорился со специалистами, которые на вертолете подлетели с беседкой к купели и точно опустили ее, надежно прикрепив к скале. Так было обозначено подлинное место крещения князя Владимира.


А где происходило венчание князя Владимира с принцессой Анной?

– Крещальня, хотя это и отдельное здание, является неотъемлемой частью ансамбля кафедрального храма во имя апостола Петра, который вместе с расположенным рядом епископским дворцом составляют епископский квартал, один из самых главных в городе. Этот храм был раскопан в 1853 году графом А.С. Уваровым и получил название Уваровская базилика. Он был построен при императоре Константине Великом в IV веке с участием императорских финансов. Потом базилика немного расширялась и, по моим предположениям, при императоре Феодосии приняла тот вид, который археологи и нашли.

Тогда некрещеные не могли находиться в храме и участвовать в богослужении, до сих пор во время Литургии перед Херувимской песней мы слышим: «Изыдите, оглашенные». Начиная с III века Таинство Крещения мог совершать только епископ, и оно всегда совершалось в отдельном здании при епископском кафедральном храме. В настоящее время по всему Средиземноморью раскопаны и открыты примерно 1200 кафедральных храмов вместе с крещальнями – от Кавказа до Гибралтар. Это столько было кафедр, столько епископов.

Итак, князь Владимир крестился в купели, потом по дорожке отправился в храм апостола Петра (ступеньки храма сохранились), где принял участие в Литургии и здесь же обвенчался с Анной.


Говорят, князь Владимир после венчания построил в Херсонесе храм?

– Да, в память о своем крещении. Постройкой этой церкви он первым ввел на Руси благочестивый обычай ознаменовывать подобным образом крупные события в жизни человека и истории государства.

Я эту церковь раскопал. Она расположена на противоположной стороне от Уваровской базилики, рядом с тем участком оборонительной стены, где князь Владимир стоял с посадом. Это была полуразрушенная византийская церковь, которую князь Владимир воссоздал сразу после крещения до ухода из Корсуни

С Сергеем Беляевым беседовала Галина Дигтяренко

Источник: journalpp.ru

Место крещения владимира святогоНакануне дня крещения святого равноапостольного князя Владимира благочинный Севастопольского округа Украинской Православной Церкви протоиерей Сергей Халюта ответил на вопросы проекта «УНИАН-Религии».

Отец Сергий, согласно с церковным преданием, святой равноапостольный князь Владимир принял крещение в древнем Херсонесе 27 апреля. Почему именно 27 апреля, откуда взята эта дата?

Точная дата крещения святого Владимира базируется на основе предания, согласно с которым, князь крестился в 988 году в Великую Субботу. Великая Суббота в 988 году выпадала на 27 апреля (по новому стилю. — Авт.). Великая Суббота каждый год бывает в разные даты, так как неразрывна с Пасхой Христовой. Но дата крещения князя Владимира непереходящая. Это как дата рождения. По преданию князь Владимир принял крещение в 988 году — в Великую Субботу, либо на Пасху.


Место крещения владимира святого

В. Васнецов. Крещение князя Владимира

Справка «УНИАН-Религии». Владимир I Святославич (Володимеръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.Православная Церковь празднует память святого равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 15 (по новому стилю 28) июля.

Давайте вспомним обстоятельства крещения князя Владимира.

Обстоятельства крещения князя Владимира очень важны. Накануне крещения князь Владимир услышал слова Священного Писания «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мар.16:16).

Но я хочу напомнить, что греческий город Корсунь  (византийцы называли древний Херсонес — Херсоном, славяне – Корсунем – Авт.) князь Владимир осаждал более полугода. За это время он полностью потерял зрение, был физически слеп. Когда город ему покорился и он вошел в Херсонес, встречая князя, его будущая супруга царица Анна – тогда жена императора Василия, сказала: «Крестись и прозреешь не только очами телесными, но и очами духовными». Войдя в купель, князь Владимир действительно прозрел – и очами телесными, и духовными. В Херсонесе было совершено чудо. Потому что из Херсонеса ушел совершенно другой князь, совершенно другой человек, которого впоследствии называли Владимир Красное Солнышко.


Место крещения владимира святого

Владимирский собор на территории заповедника «Херсонес Таврический»

Приняв крещение, в духовном восторге князь Владимир воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились.

Хочу напомнить, что, когда князь Владимир крестился в Херсонесе, ему было всего 26 лет. Это был молодой, сильный человек. Князь всем сердцем принял веру Христову. Не по каким-то политическим мотивам, для строительства государства, или потому, что православная вера ему понравилась больше других. А потому что он всем сердцем принял Христа. Поэтому он крестился сам и крестил Русь. Поэтому Православие на Руси процветает до этого дня.

Место крещения владимира святого

Древняя мозаика и части стен храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владимирском Соборе


Преподобный Нестор Летописец: «После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе.

Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне.

Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные.

Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы…»

Место крещения владимира святого

Уваровская базилика

По одной из версий, место крещения князя Владимира находится на территории нынешнего Херсонеса. Где именно?

Согласно с «Повестью временных лет» преподобного Нестора Летописца, князь Владимир крестился в Херсонесе «посреди града, где собираются корсунцы на торг». Сейчас на этом месте находится Владимирский собор. В древности это место называлось базарной площадью и там действительно вели торг. На месте этого торга был основан храм в честь Рожества Пресвятой Богородицы. Именно там, по преданию, крестился святой равноапостольный князь Владимир. Руины этого храма, останки стен, до сегодняшнего дня находятся внутри Владимирского собора.


Но существует и другая версия, согласно с которой князь Владимир крестился в базилике апостола Петра, так называемой Уваровской базилике. Она была названа по фамилии известного мецената графа Уварова, который открыл эту базилику в XIX веке. В Уваровской базилике был найден баптистерий, и ученые, по одной из версий, считали, что князь Владимир крестился именно там. Но, не столь важно в каком месте он крестился, а важно, что он принял Православную веру.

Место крещения владимира святого

День крещения князя Владимира сегодня широко отмечается только в Севастополе. Как давно существует эта традиция?

Действительно, последние пять лет этот день мы особенно выделяем и чтим. Потому что в Херсонесе был открыт нашему народу и забил родник веры Христовой. И мы знаем место этого родника, откуда благодатные реки Православия проистекли на народы Святой Руси.

До революции на месте крещения князя Владимира находился мраморный аналой с великой святыней — частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира. Святыня была передана в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге — в Херсонес. После возведения Владимирского собора мощи святого поместили в Нижнем храме, рядом с историческими руинами древней базилики.

После революции и разграбления святыня была утрачена и до сегодняшнего дня мы не смогли ее найти.

Место крещения владимира святого

Какие торжества запланированы в Севастополе на 27 апреля — день крещения князя Владимира?

Для православного христианина главным торжеством является богослужение. День крещения князя Владимира совпадает с Лазаревой Субботой. Во всех храмах Севастополя будут совершены Божественные литургии. 27 апреля в 11.00 духовенство и миряне соберутся у памятника святому равноапостольному князю Владимиру и совершат крестный ход к Владимирскому собору в Херсонесе. Там будет отслужен благодарственный молебен, после которого будет разгружен гигантский колокол, который привезен в Херсонес ко дню крещения князя Владимира. Колокол будет установлен на территории Свято-Владимирского собора.

Колокол весит 13,5 тонн. Он был отлит на донецком металлургическом заводе «Донецксталь» и является даром Президента Украины Виктора Януковича Херсонесскому собору. Он представляет собой точную копию большого колокола, находившегося в дореволюционные времена на территории Свято-Владимирского собора.

Освящение колокола и водружение его на колокольню состоится 28 июля, в день празднования 1025-летия Крещения Руси, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Это необычный колокол – это колокол-памятник, на нем высечены слова: «От благодарных потомков – святому равноапостольному князю Владимиру». Принято решение торжественно провезти колокол в день крещения князя Владимира по Севастополю, для того, чтобы его могли увидеть максимальное количество людей.

Автомобиль с колоколом будут сопровождать православные байкеры из клуба «Ночные волки».

Отмечу, что православные байкеры участвуют не только в пробеге, но и в жизни храмов Севастопольського благочиния. Сегодня «Ночные волки» проводят православный субботник — ремонтируют ограждение вокруг стопы апостола Андрея Первозванного в Херсонесе.

Место крещения владимира святого

Какие мероприятия запланированы к юбилею Крещения Руси в Севастопольском благочинии?

2013 год – юбилейный, все события приурочены 1025-летию Крещения Руси. В Севастополе с марта по сентябрь пройдут более ста мероприятий. В настоящее время в школах города проходят уроки нравственности. Это открытые конкурсные уроки, на которых будут определены победители по знаниям основ православной культуры. Также проходит выставка школьных рисунков на тему Крещения Руси.

Завтра открывается выставка «Севастополь. Климент Римский» — в честь 1025-летия Крещения Руси. Запланированы выставки в Доме Москвы, в городских библиотеках, в художественной галерее. С 25 июля откроется Международная конференция «Владимировские чтения» на базе заповедника «Херсонес Таврический», совместно с Национальным заповедником «София Киевская» и Крымской епархией УПЦ.

В сентябре состоится еще одна международная конференция, в которой примут участие ученые из 12 стран мира.

В сам день праздника, 28 июня, в Севастополе состоится Божественная литургия, большой крестный ход — от Усыпальницы адмиралов — до Владимирского собора в Херсонесе и праздничный концерт.

Место крещения владимира святого

Анна Хрусталева, «УНИАН-Религии».
 

Источник: religions.unian.net

В пределах города Севастополя на территории Херсонесского археологического заповедника возвышается величественный храм Святого Владимира, воздвигнутый на месте, где произошло крещение Руси и откуда христианская вера начала своё распространение в качестве государственной религии.

Согласно «Летописи временных лет» и церковным записям именно на главной площади Херсонеса стояла церковь и находилась купель, в которой в 988 году и принял христианство князь Владимир.

По мнению историков правящий в то время на Руси Владимир, желая укрепить позиции государства, заключил договор с византийскими правителями. Согласно этой договорённости взамен на военную помощь братья Константин и Василий, находившиеся на византийском престоле, соглашались породниться с Владимиром, отдав ему в жёны свою сестру Анну.

Условием заключения брачного союза кроме предоставления русского войска было и принятие Владимиром христианства. Русский князь, отправив своё войско в Византию, считал, что выполнил основное требование договора и настаивал на отправке к нему Анны и только потом он был намерен принять новую веру. Возникла непростая ситуация: Анна не желала становиться женой язычника, а у князя Владимира росло недовольство невыполнением заключённого договора.

Решив надавить на правителей Византии и решить вопрос силой, Владимир осадил Херсонес – тогдашнее византийское владение. После нескольких месяцев осады город сдался и Византия, не желая продолжения военного противостояния, прислала Анну к занявшему город князю.

По преданию Владимир практически потерял зрение во время осады. Будущая супруга Анна убедила его, что, приняв новую веру, он излечится. Так и произошло. Владимир прозрел и под влиянием этого чуда он глубоко уверовал, что принятая вера истинна. Таким образом, из язычника молодой князь переродился в пламенного апостола христианской религии.

Следом за князем приняла христианство и его воинская дружина. По возвращении же на Русь князь начал активное распространение новой религии по своему государству. Он повсеместно заменял славянских идолов христианскими храмами. Сам князь стал следовать заповедям, отказался от многожёнства. Под сенью новой религии он объединил славянские племена. В течение своей жизни Владимир способствовал просвещению своего народа, обучению его грамоте и слову Божиему. За дела его князя Владимира прозвали «Красное солнышко» и церковь причислила его к лику святых.

Земля, на которой находилась отправная точка распространения христианства на Руси, долгое время была оторвана от владений русских правителей. Неоднократно предпринимались попытки завоевать Крым, а с ним и вернуть Херсонес – священное для славян место. Окончательно Россия утвердилась в Крыму в конце 18 века при правлении Екатерины Ⅱ.

Преемники императрицы на Российском престоле всячески способствовали созданию на месте крещения князя Владимира памятника, призванного увековечить это священное для христиан событие.

Начало в этом деле положил император Александр Ⅰ Благословенный. С самого начала своего царствования он повелел оградить от разрушения все древности, находящиеся на полуострове, в том числе и Херсонес. В 1822 году заботу о сохранении древних развалин поручили Таврическому губернатору.

Незадолго перед своей кончиной в 1825 году Государь Александр Ⅰ посещает Севастополь и осматривает развалины Корсуня (славянское название Херсонеса). Император одобрил предложенную генерал-губернатором Грейгом идею по сооружению памятника на месте крещения Владимира и дал задание Академии Художеств разработать проект. Предполагалось построить церковь и при ней богадельню.

В 1827 году в Херсонесе по инициативе Грейга произвели археологические изыскания. Были раскопаны несколько храмов, в том числе и на главной площади крестообразная церковь, которая, по мнению учёных, и являлась местом крещения князя Владимира.

Проект предполагаемого к сооружению в этом месте памятника подали на рассмотрение в 1829 году новому императору Николаю Ⅰ. Однако тот повелел для начала установить обелиск, для чего одобрил один из чертежей академика Беретти. Начали сбор пожертвований по Таврической губернии. К 1832 году было собрано 528 рублей. К сожалению, идея установки обелиска не была реализована. Вероятно, было решено построить что-либо более грандиозное.

Во время своего пребывания в Севастополе император Николай Павлович изволил перенести место построения храма-памятника из древнего Херсонеса в Севастополь.

В апреле 1845 году учредили комитет для постройки храма Святого Владимира, а в феврале 1848 года вновь начали сбор пожертвований, продлившийся до 1859 года. Средства на храм собирали по всей стране.

Параллельно сбору средств велись подготовительные работы: заготовляли строительный материал, расчищали место под фундамент, писали иконы. Был одобрен и новый проект храма, выполненный академиком Тоном. В Херсонесе тем временем в 1850 году основали Свято-Владимирскую обитель (монастырь).

Свою роль в истории создании храма-памятника сыграла и Крымская кампания 1854-1855 годов. После тяжёлой обороны город лежал в руинах и взошедший на престол Александр Ⅱ решил, что храма имени Святого Владимира будет два. Один над могилами погибших в обороне Севастополя адмиралов. Второй на священном для христиан месте в Херсонесе.

На открытой ранее главной площади Херсонеса стараниями графа А.С. Уварова была расчищена базилика соборного храма Рождества Божией матери и купель там же. О них, по всей видимости, и упоминалось в летописях в связи с крещением тут князя Владимира. Эти древние строения и стали основанием для нового храма-памятника Святому Владимиру.

В 1859 году утвердили новый проект храма, представленный архитектором Гриммом. 1860 год прошёл в проведении подготовительных работ на месте строительства. За возведением здания храма поставили следить городского архитектора Вяткина.

Материал для строительства частично брали из заготовленного до войны и хранимого в Николаеве, а частично добывали на месте (камень и гранит с разрушенных доков и казарм, в местных каменоломнях).

23 августа 1861 года в фундамент будущего храма заложил первый камень сам император Александр Ⅱ, прибывший по этому поводу в Херсонесский монастырь. Во время строительства приходилось считаться с финансовыми затруднениями. Собранных пожертвований и ассигнаций из казны было недостаточно. Сооружение храма приостанавливалось почти на три года и в 1865 году возобновилось по новой смете. В расчёте на имеющиеся средства предполагалось построить нижний этаж и покрыть его крышей, законсервировав дальнейшее строительство до появления требуемой для продолжения возведения и отделки здания храма суммы.

Нижняя церковь была окончена к ноябрю 1867 году. Постройка второго этажа (верхнего храма) началась в 1870 году на вновь ассигнованные из казны средства и уже новым архитектором Тарасовым. С 1873 года снова сменили главных строителей вследствие неудовлетворительного качества работ. Достраивал храм новый подрядчик под руководством архитектора Арнольда.

Осенью 1876 года возведение здания завершили, предстояли отделочные работы. На внутреннюю отделку в течение 3-х лет с 1888 года по 1891 год ежегодно выделялось из казны по 100 тысяч рублей. Руководил этими работами академик Чагин.

В 1888 году к 900 – летию Крещения Руси освятили нижнюю церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Верхний храм освятили в октябре 1891 года.

Возведённый храм Святого Владимира стал одним из наиболее грандиозных храмов  в России. Построен он был в византийском стиле и выполнен в виде трёхнефной базилики, с сохранением обнажённых археологами остатков стоявшей на этом месте церкви. Иконы и иконостасы верхней и нижней церквей выполнены в мастерских известнейших отечественных мастеров того времени. Мраморные работы доверили итальянским резчикам.

В нижней церкви поместили мощи князя Владимира, переданные сюда из домовой церкви Зимнего Дворца. Помимо этого в храме хранились частички мощей ещё 115 святых.

К сожалению, вскоре этот величественный памятник был разорён и на долгое время забыт, а позже и разрушен. После Октябрьской революции из храма были изъяты все ценные вещи, книги, безвозвратно пропали святыни. В 1925 году полностью прекратились богослужения, и здание перешло к дирекции Херсонесского музея в качестве памятника архитектуры и истории. Как культовое сооружение храм перестал существовать на долгие годы.

При второй обороне города в Великую Отечественную войну в здание храма угодила авиабомба, а перед освобождением города в 1944 году немецкие сапёры заминировали остатки здания. В результате храм был значительно разрушен, утрачены многие структурные и декоративные элементы.

Вновь богослужения возобновились в 1992 году, когда храм Святого Владимира передали церкви. Реставрацию начали в 1998 году и уже в 2002 году восстановительные работы подошли к концу. Освятили алтарь обновлённого храма 3 апреля 2004 года.

Грандиозный храм Святого Владимира вновь предстал в первоначальном своём обличии и ныне возвышается над Херсонесским городищем во всём своём величии.

Далее небольшой видеоряд с видами храма-памятника и Херсонеса.

Источник: gorget.ru

Почему не в Киеве?

С 1972 по 1984 гг. проходила Херсонесская экспедиция, организованная Академией наук СССР. Ее возглавлял археолог и историк Сергей Алексеевич Беляев. Именно он автор научного открытия, связанного с обнаружением купели, в которой и был крещен князь Владимир. По поводу мнения о том, что это великое событие прошло в Киеве, на берегу Днепра, ученый говорит следующее.

То, что случилось в Киеве в 988 году, в августе, было уже следствием принятия христианской веры Владимиром, которое состоялось немного раньше и в другом месте. По мнению Беляева, принял крещение князь Владимир в городе Херсонесе, и нигде больше произойти этого не могло. Об этом, в частности, свидетельствует «Повесть временных лет». В ней говорится о крещении в Корсуни – так Херсонес назывался у славян.

Уже в 4 веке, во время правления императора Константина Великого, этот византийский город являлся главным христианским центром всей Восточной Европы.

Почему не в другом месте?

По мнению Беляева, в другом месте этого произойти не могло по следующим причинам. В планах у князя была женитьба на Анне, византийской принцессе. До этого у него было две жены законных и около 300 наложниц. Сделать своей супругой византийскую принцессу было делом весьма почетным. Судите сами. В этом было отказано самому германскому императору Оттону. А князю Владимиру это удалось! И принцессу привезли из Константинополя к Владимиру в Херсонес.

На протяжении нескольких веков Византия привлекала в лоно христианской церкви варварские племена. Кроме этого, она стремилась к сохранению мира на собственных границах. Поэтому Владимир был вполне подходящей партией.

Но ни византийский император, ни патриарх не могли допустить того, чтобы женщина такого высокого ранга отправилась за пределы империи просто так. То есть не будучи венчанной законным христианским браком по всем церковным канонам. Отсюда следует, что вопрос о том, где принимать крещение князю Владимиру и где венчаться, мог решиться лишь однозначно – только на территории Византии, частью которой и являлся Херсонес.

Как Владимир принимал решение?

Ко времени женитьбы на принцессе Анне Владимир уже был готов к крещению. Согласно летописи, он еще в 986 году поставил вопрос о том, какую именно веру выбрать. Он принимал послов из Волжской Булгарии, предлагавших принять ислам, хазарских евреев, приглашавших в иудаизм, миссионеров из Ватикана. Но им всем было отказано. После них прибыл византиец, который поведал о христианской вере.

Чтобы узнать, каким образом осуществляются обряды и какие у каждой религии законы, князь направил послов на богослужение к немцам, грекам и мусульманам. В конечном счете он выбрал христианство.

Почему Херсонес, а не другое место в Византии?

Уже с 4 века Херсонес являлся важнейшим оплотом Византийской империи на всей территории Восточной Европы. Он был и центром политической, торговой власти, и крупнейшим средоточием жизни церковной.

Только здесь находился епископ, который распространял свою власть на племена, проживающие на соседних землях. А в те времена таинство Крещения могло совершаться исключительно самим епископом.

Как выглядела купель?

Разбираясь в вопросе о том, где принимал крещение князь Владимир, интересно будет узнать, как это происходило. Предполагается, что первоначально купель, в которой осуществлялось таинство, была именно такой, какой ее изобразил художник Васнецов на картине во Владимирском соборе в Киеве.

В Херсонесе ее вырубили в скале, на данный момент ее глубина – 74 сантиметра. Когда в 80-х годах 19 века ее раскрыли, обнаружилось, что все углубление выложено мрамором. Находящийся на дне крест также был выложен мрамором. К сожалению, с течением времени все это великолепие растащили, и сегодня здесь находится голая скала, имеющая светло-коричневый цвет. Крест также не сохранился.

В то время крещальню восприняли как обыкновенный храм. В 90-е годы 19 века предположение о том, что вырубленная в скале мраморная купель — именно то место, где крестился князь Владимир, было высказано Александром Львовичем Бартье, выдающимся русским инженером. В советские годы экспедиция Беляева исследовала памятник во всей полноте. И с исторической, и с археологической, и с канонической, и с литургической точек зрения.

Сейчас считается доказанным, что именно на месте бывшего храма (крещальни), в найденной купели, и было осуществлено крещение Владимира в Херсонесе. После того как С. А. Беляев объехал с докладом на эту тему всю Европу, научное сообщество приняло эти доказательства.

Как появилась беседка?

Раньше через крещальню, которая не была огорожена, проходила тропа на пляж, и люди заходили сюда. Как известно, в годы перестройка отношение к церкви у властей поменялось, началось возрождение храмов и церквей. У тогдашнего благочинного местного округа отца Георгия Полякова возникла идея об установлении здесь беседки, чтобы каким-то образом увековечить то место, где принимал крещение князь Владимир. Когда она была изготовлена, и ее нужно было устанавливать, поддержки у руководства музея не было найдено. Дело было в конце 90-х прошлого века.

Тогда отец Георгий нашел оригинальный выход. Специалисты, с которыми он договорился, доставили беседку к купели на вертолете. Она была опущена максимально точно, а затем прикреплена к скале самым надежным способом. Так и было отмечено место, где принимал крещение князь Владимир.

Где происходило венчание?

Предполагается, что после крещения в купели Владимир по дорожке пошел в храм апостола Петра. Нужно отметить, что его ступеньки сохранились по сей день. Там он стал участником литургии и был повенчан с Багрянородной Анной. Хотя крещальня и представляет собой отдельное здание, это все-таки часть ансамбля храма апостола Петра. Его раскопали в 1853 году, а построен он был при Константине Великом в 4 веке.

Сегодня близ этого места построен собор Святого Владимира в Херсонесе. Автор его проекта – Давид Гримм, академик архитектуры. Стиль этого сооружения – неовизантийский. Строительство вели за счет пожертвований в продолжение 30 лет, с 1861 по 1892 год. Этот собор – второй по величине на Крымском полуострове, его высота – 26 метров.

Строил ли храм князь Владимир?

По сообщению С. А. Беляева, им была раскопана церковь, находившаяся недалеко от храма апостола Петра. Это рядом с участком оборонительной стены, в месте, где Владимир стоял с посадом. Данный объект представлял собой полуразрушенную византийскую церковь, воссозданную князем сразу же после крещения и до отъезда из Корсуни.

Восстановление было осуществлено великим князем в память о великом таинстве. Тем самым он впервые на Руси ввел обычай подобным образом ознаменовывать значительные события в истории государства и в человеческой жизни. В заключение стоит отметить, что 988-й – это год крещения князя Владимира, который считается официальной датой. Но кроме этого, как оказалось, имеется ряд иных версий. Впрочем, это тема совсем другой статьи…

Источник: fb.ru

v3
Богословские труды вып. 29 (1989 г.)
«ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА» МНИХА ИАКОВА И «КОРСУНСКАЯ ЛЕГЕНДА»

ДВЕ ВЕРСИИ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА СВЯТЫМ РАВНОАПОСТОЛЬНЫМ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ В ПАМЯТНИКАХ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ XI—XIV ВЕКОВ

Среди памятников древнерусской литературы, сохранивших свидетельство о начальной поре Русской Церкви, «Память и похвала» Мниха (монаха) Иакова известна, скорее, специалистам-историкам, чем широкому кругу православных христиан. Подлинность этого свидетельства некоторое время вызывала сомнение исследователей, так как версия принятия христианства князем Владимиром, изложенная в «Памяти», как и некоторые моменты его биографии, противоречит принятой в летописи. Изучение текста «Памяти и похвалы», сравнение его с другими источниками позволило установить принадлежность его к древнейшему периоду русской письменности (70-е годы XI века)1, а следовательно, и то, что в древности не существовало единого представления о личности князя Владимира до принятия Крещения и о самом Крещении как историческом событии.

Чем же концепция «Памяти» отличается от летописной и о каких еще текстах в этой связи может идти речь? Противоречивы, прежде всего, представления о характере Владимира-язычника: был ли он, как утверждает летопись, типичным примером правителя-варвара, лишенного вовсе нравственной готовности принять христианство, или же его характер и душевный настрой естественным путем привели его к Крещению, как считают писатели XI века: митрополит Иларион, преподобный Нестор и автор «Памяти»? Оба мнения в равной степени гипотетичны с точки зрения исторической достоверности и оба имеют подтверждение в истории христианства, ибо разными путями Господь приводит человека к христианской вере. Летописный образ князя Владимира до Крещения напоминает личность апостола Павла, в язычестве — ярого гонителя христиан; долетописный образ его явно ориентирован на житие преподобного Евстафия Плакиды, которого Господь помиловал именно за его доброту.

Более принципиальный характер имеют различные представления летописи и «Памяти» о времени, месте и обстоятельствах Крещения князя Владимира. Самая известная русская летопись, «Повесть временных лет», под 988 годом приводит подробный рассказ о том, как князь Владимир отправился в греческий город Корсунь и после продолжительной осады взял его, воспользовавшись предательством корсунянина по имени Анастас; угрожая опустошить таким же образом Царьград, русский князь потребовал себе в жены византийскую царевну, на что цари Василий и Константин согласились с условием: Владимир должен креститься. Этот известный рассказ, как и сама летопись, появился не ранее последней четверти XI века, то есть через столетие после описываемых событий. В более древних свидетельствах подобной версии нет. В них сказано, что князь Владимир крестился дома (в Киеве или Василеве), а через два года после Крещения решил обратить в христианскую веру весь народ и отправился в Корсунь, чтобы, взяв греческий город силой, потребовать, уже в качестве победителя, наставников в правой вере: себе — жену-христианку, а народу — священнослужителей2.

Эти разногласия в древнерусских памятниках тесно связаны с предыдущими: там, где проводится «корсунская» линия Крещения, языческий образ князя Владимира отмечен знаком Савла, а где личное Крещение князя и корсунский поход разделяют два года — он сравнивается с Евстафием Плакидой. Нетрудно заметить, что в источнике, которым воспользовался летописец, образ князя Владимира снижен и даже несколько осмеян (поехал добывать невесту — и крестился). Авторами другого направления руководит любовь и чувство сопричастности к его описанию истории своего народа, которые и определяют «авторское» отношение к «герою» и выбор средств. И дело здесь не в том, что «Повесть временных лет» — произведение светской литературы, а «Слово о Законе и Благодати», «Память и похвала», «Чтение о Борисе и Глебе» написаны людь-

ми духовного звания. Напротив, вся проложная литература о святом князе Владимире находилась в прямой зависимости от летописи, а некоторые жития превзошли летопись в изобретении циничных подробностей биографии великого крестителя Руси.

Идейный смысл этих противоречий нужно искать в характере взаимоотношений между Русской и Греческой Церквами при Ярославе Мудром — в напряжении, которое было вызвано желанием Киевской Руси видеть свою Церковь более независимой, чем хотелось бы Константинополю. В начале 40-х годов XI века это напряжение охватило все уровни церковной и гражданской жизни Киева, оно было тесно связано с подъемом национального самосознания и, наконец, в 1043 году разрешилось прямым вызовом Константинополю (война 1043—1046 годов)3: дипломатические отношения с Византией на время были прерваны, и во главе Русской Церкви был поставлен русский митрополит. В «Слове о Законе и Благодати» (приблизительно 1049 год) митрополит Иларион в иносказательной форме обосновал право «нового народа» самостоятельно решать проблемы своей Церкви и в форме «Похвалы» изложил программу канонизации князя Владимира, которой в числе прочих дел, прославляющих Русскую Церковь, добивался Ярослав Мудрый. Одним из источников «Повести временных лет» академик Д. С. Лихачев считает «Сказание о распространении христианства на Руси». Оно написано примерно в то же время, идейно и стилистически связано со «Словом» митрополита Илариона. Оба произведения имеют единую установку: «прославить благочестие русских людей» и «опровергнуть греческую точку зрения на Русь»4, не увлекаясь «передачей самих событий», а обращая внимание, главным образом, на их «сокровенный» смысл. (Эти черты литературы «эпохи противостояния» восприняли писатели следующего поколения, Иаков и Нестор, которые, скорее всего, жили уже в атмосфере идеологического давления Греческой Церкви и писали, как говорится, «в стол»).

В последний год жизни Ярослава Мудрого, и особенно после его смерти († 1054), это напряжение разрыва с Церковью-Матерью (а с другой стороны — свободного творческого горения) постепенно ослабело: Русское государство пошло на уступки, вассальная зависимость Русской Церкви была восстановлена (кафедру Киевской митрополии занял грек Ефрем — 1055 год). Следующим этапом была ликвидация последствий независимого существования Русской Церкви в период княжения Ярослава Мудрого — свободного национального творчества в Церкви. Сделать это было нетрудно, так как книжная культура (особое значение здесь имеет, конечно, летописание) постепенно переходит к грекам или находится под сильным влиянием греческих церковно-исторических установок. После занятий киевской митрополии греческим митрополитом проводником «русской идеи» и центром летописания становится Киево-Печерский монастырь, воспитавший автора «Памяти» и преподобного Нестора. Однако в начале 90-х годов греческий ставленник-митрополит изымает летопись из монастыря и в дальнейшем осуществляет контроль над летописанием. Последним звеном в процессе нейтрализации национального элемента в церковном самосознании было составление так называемой «Корсунской легенды» (80—90-е годы)5, которая внесла окончательную редакцию в летописное повествование о Крещении Руси и обрисовала черты канонического жития святого князя Владимира.

Как установил академик А. А. Шахматов, к Корсунской легенде восходят и сама идея соединения Крещения князя Владимира с походом его на Корсунь, и наиболее неприглядные моменты его «биографии»: рассказ о блудной жизни Владимира-язычника, разбойничьи цели корсунского похода (мотив добывания невесты), варварское обращение с гражданами покоренного города и др. Составителями легенды, как считал ученый, были потомки корсунского духовенства или люди близкого круга, так как именно им было выгодно подчеркнуть значение родного города в истории Русской Церкви: «Взятие Корсуня» (…) совпадает с началом просветительской деятельности корсунского духовенства на Руси. Приурочение Крещения Владимира ко времени этого взятия было для корсунцев логически необходимым, а между тем, как мы уже знаем, Владимир крестился в Киеве и крестился за два года до своего похода на Корсунь. Итак, исторические факты — осада и взятие Корсуня, а затем женитьба Владимира на Анне — должны были подвергнуться своеобразному освещению и, так сказать, принудительному толкованию со стороны корсунцев, прежде всего со стороны корсунского духовенства 6.

Основные моменты Корсунской легенды вошли в Начальный летописный свод (приблизительно 1093 год) — главный источник «Повести временных лет». Но автор «Повести», помимо Начального свода, использовал и другие, более ранние тексты, которые были авторитетными и для митрополита Илариона, и для монаха Иакова — писателей «русской» ориентации. Одним из них академик Д. С. Лихачев считал «Сказание о распространении христианства на Руси». «Сказание» возникло во второй половине 40-х годов при храме во имя святой Софии, основанном Ярославом Мудрым, и должно было осветить события церковной истории Руси правильно, то есть с русской, а не с византийской точки зрения. «Мысль о праве Руси на культурную и церковную самостоятельность, — пишет ученый, — пронизывает собою «Сказание». Его автор прославляет благочестие русских людей, подводит мысль о свободном, а не подневольном принятии Русью христианства и о равенстве всех народов»7. Таким образом, в «Повести временных лет»

как бы уравновесились две противоположные концепции Крещения — «корсунская» и «русская», — и резкий, пренебрежительный тон Корсунской легенды был нейтрализован патриотическим пафосом «Сказания о распространении христианства на Руси».

Этого нельзя сказать о житиях, авторы которых полностью доверились вымыслам Корсунской легенды. Меньше всего от Корсунской легенды отклонилось в интерпретации событий так называемое Житие особого состава (из рукописного сборника XVII века купца Плигина8), возникшего, по мнению А. А. Шахматова, в глубокой древности (не позднее XII века). Автор этого жития с такой широтой повествует о блудной жизни князя Владимира до крещения, что приписывает желание «творить беззаконие» стоящему перед святой купелью. В отличие от «Повести временных лет», автор которой все же пытается согласовать вымысел легенды с логикой (князь Владимир так легко соглашается с условием женитьбы на византийской царевне потому, что еще раньше сам надумал креститься), Плигинское житие изображает Крещение Владимира как случайное следствие его «беззаконных помыслов».

* * *

Мы проследили пути возникновения двух столь различных версий о принятии христианства святым равноапостольным князем Владимиром — «русской» и «греческой». Напомним главные моменты расхождений. В произведениях «русской» ориентации9 утверждается, что князь Владимир принял Крещение на родине, и это было актом свободного выбора, которому предшествовало соответствующее воспитание и внутреннее расположение; через два года он пошел на Корсунь, чтобы потребовать от лица победителя священников, которые «научили бы народ закону христианскому», и закрепить брачным соглашением вступление своего государства в семью христианских народов. Корсунская легенда и зависимые от нее памятники10 отрицают самостоятельность выбора, изображают характер Владимира-язычника, не щадя чувства национальной гордости русского народа, и приурочивают Крещение к Корсунскому походу, считая это событие делом случая, которым воспользовалось греческое духовенство.

Точка зрения на интересующие нас события наиболее подробно развита в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» — произведении монаха Киево-Печерского монастыря Иакова11 Риторическое по жанру и довольно безыскусное по стилю, это произведение не оставляет сомнения в том, что его автор поставил перед собой цель высветить самые спорные, больные моменты начального периода христианства на Руси и дать им правильное, то есть с русской точки зрения, толкование. Особую ценность придает «Памяти» включенный сюда текст так называемого «Древнего жития князя Владимира». Неизвестно, сам ли автор включил этот памятник в повествование или позже это сделал один из редакторов «Памяти», но произошло это, по-видимому, не случайно. Древнее житие (далее — ДЖ) князя Владимира, которое начинается словами «Блаженный же князь Владимир внукъ Ольгинъ», — самое древнее из сохранившихся житийных сказаний о крестителе Руси (последняя четверть XI века). Проведенная в ДЖ хронология событий, относящихся к Крещению святого Владимира, противоречит принятой в «Повести временных лет», но подтверждает свидетельски митрополита Илариона о том, что самостоятельное решение принять христианскую веру никак не связано с походом князя Владимира на Корсунь и проповедью греков. Таким образом, позиция автора «Памяти», выраженная, как и в «Слове о Законе и Благодати», в форме риторического убеждения, была подкреплена указанием точных дат личного Крещения князя Владимира (987) и корсунского похода (989)12.

Публикуя материал к 1000-летию Русской Церкви, мы хотим напомнить читателю о существовании в древнерусской церковной письменности двух версий о принятии Крещения святым Владимиром, поэтому следом за «Памятью и похвалой» предлагается перевод другого жития, которое целиком отражает концепцию «Повести временных лет», хотя долгое время его автором ошибочно считали Иакова. Перевод и примечание сделаны А. Белицкой по изданию: Срезневский В. И. «Память и похвала» князю Владимиру и его житие по списку 1494 г » — СПб., 1897.

Диакон Александр Мумриков,

А. Белицкая

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См труды: Макарий, митрополит. История Русской Церкви. Т. I, II. СПб., 1857. Голубинский Е.Е., профессор. История Русской Церкви. Т. I. М., 1880. Шахматов А. А. Корсунскя легенда о крещении князя Владимира. СПб., 1898. Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915 и др.

2 Кажущееся противоречие в действиях князя Голубинский Е. Е. (История Русской Церкви. Т. I, 1-й полутом, с. 139) объясняет его желанием вступить в сношения с греками на равных, а это возможно было только с позиции силы, с позиции победителя, диктующего свои условия: «греки были не папа (римский. — Ред.), однако и у них была сильная наклонность смотреть на народы, принимавшие их веру и становящиеся в церковную от них зависимость как на народы себе подручные, и в отношении политическом как на своих вассалов».

3 Как известно, одной из причин похода 1043—1046 годов было желание князя Ярослава добиться от Греческой Церкви права свободно решать вопросы внутренней церковной жизни.

4 Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.—Л., 1947, с. 72. .

5  Исследование этого памятника принадлежит академику Шахматову А. А. См. его кн.: Корсунская легенда о крещении князя Владимира. СПб., 1905.

6 Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении князя Владимира. — СПб., 1906, с. 59.

7 Лихачев Д. С., академик. Указ. соч., с. 71.

8 Издано М. Г. Халанским в его книге: «Экскурсы в область древних рукописей и старопечатных изданий». — Харьков, 1902.

9 «Древнейшим летописном своде», «Сказании о распространении христианства на Руси», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» Иакова, «Чтении о св. Борисе и Глебе» преподобного Нестора.

10 Начальный летописный свод, «Повесть временных лет» и жития святого Владимира XII—XIV веков.

11 См. прим. 1 к переводу памятника.

12 См. подробнее о ДЖ в прим. 22 к публикуемому переводу.

Источник: eto-fake.livejournal.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.