Какие земли присоединил василий 3

Вел. кн. Василий Иоаннович. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.
Вел. кн. Василий Иоаннович. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.

Василий III Иоаннович, в крещении Гавриил, в монашестве Варлаам (1479 — 1533), великий князь Московский (1505-1533).

Сын Иоанна III Васильевича Великого и византийской царевны Софьи Фоминишны Палеолог.

Родился 25 марта [1] 1479 года, при крещении получил имя Гавриил.

Наследником престола должен был стать старший сын от первого брака Иоанна III с тверской княжной Марией Борисовной (+ 1476) Иван Иванович Молодой. Но в 1490 году Иван Молодой умер.

Большинство бояр выступило за назначение наследником престола его сына Дмитрия (+ 1509).

Софью Палеолог, желавшую возвести на престол сына Василия, в Москве не любили.


Ближайшее окружение стало советовать Василию Иоанновичу выехать из Москвы, захватить казну в Вологде и на Белоозере и погубить Дмитрия. Заговор был открыт в 1497 году. Иван III велел держать сына на его же дворе под стражей, а приверженцев казнить.

4 февраля 1498 году Иван III устроил в Успенском соборе торжественное венчание Дмитрия, таким образом признав его своим наследником.

Вскоре последовала опала на влиятельных сторонников Дмитрия (князья Патрикеевы, Ряполовские), восторжествовали Софья Палеолог и ее партия. В 1505 году Василий III Иоаннович взошел на престол. Митрополит Симон, ранее благословивший на великое княжение Дмитрия, теперь благословил Василия. Сам Дмитрий Иванович же через три с половиной года скончался в заточении.

Василий III унаследовал властолюбие отца, но не имел талантов. Его деятельность была продолжением того, что делал его отец [2]. Как и его отец, Василий был физически крепким и активным. Он много путешествовал, либо по делам, либо с целью паломничества, посещая различные монастыри. Его страстью была охота. Известно, что ему нравился древнерусский язык и он владел искусством изъяснения на нем.

Великий князь Василий III Иванович на охоте
Великий князь Василий III Иванович на охоте

Сыновья и жены

4 сентября 1506 года женился на Соломонии Сабуровой (+ 1542), выбранной из 1500 девиц, представленных для этого ко двору. Отец Соломонии, Юрий, не был даже боярином.

К несчастью, великая княгиня Соломония была бесплодной. Тщетно употребляла она все средства, которые приписывались ей знахарями и знахарками того времени, — детей не было, исчезла и любовь мужа. Василий с плачем говорил боярам: «Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям передать? Но они и своих уделов устроить не умеют«.

На этот вопрос послышался ответ между боярами: «Государь, князь великий! Неплодную смоковницу посекают и изметают из винограда«.

Так думали бояре, но первый голос принадлежал митрополиту Даниилу, который одобрил развод.

В ноябре 1525 года был объявлен развод великого князя с Соломонией, которую постригли под именем Софии в Рождественском девичьем монастыре, а потом отослали в Суздальский Покровский монастырь.

В январе следующего 1526 года Василий женился на Елене (+ 1538), дочери князя Василия Львовича Глинского, родной племяннице князя Михаила. Новая супруга Василия во многом отличалась от тогдашних русских женщин. Елена усвоила от отца и дяди иноземные понятия и обычаи и, вероятно, пленила великого князя. Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий III даже обрил для нее свою бороду, что, по тогдашним понятиям, было несовместимо не только с народными обычаями, но и с православием.


В 1528 году великий князь с молодой женой приезжали в Кирилло-Белозерский монастырь вымаливать у Бога и святых угодников Белозерских наследника. 25 августа 1530 года Елена родила первенца Ивана, а через год и несколько месяцев — другого сына, Юрия.

Великий князь Василий III. Рисунок XIX в.
Великий князь Василий III. Рисунок XIX в.

Отношения с боярами

При Василие III исчезают простые удельные отношения подданных к государю.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн, германский посол, бывший в ту пору в Москве, замечает, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх, и затем добавляет, что когда спрашивают москвичей о неизвестном им деле, они говорят, равняя князя с Богом: «Мы этого не знаем, знает Бог да государь«.

На лицевой стороне печати великого князя имелась надпись: «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси». На оборотной стороне значилось: «Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской и Тверской, и Югорьской, и Пермской, и многих земель Государь».


Уверенность в собственной исключительности была внушена Василию как его дальновидным отцом, так и хитрой византийской царевной, его матерью. Византийскую дипломатичность, действительно, можно почувствовать во всей политике Василия, особенно в международных делах. Подавляя сопротивление его власти, он использовал жесткую силу, или хитрость, или и то другое. Следует отметить, что он редко прибегал к смертной казни, чтобы расправиться со своими противниками, хотя многие из них по его приказу были заключены в тюрьму или изгнаны. Это резко контрастирует с той волной террора, которая захлестнул Русь во время царствования его сына, царя Ивана IV.

Василий III правил посредством дьяков и людей, не выдававшихся знатностью и древностью рода. По отзывам бояр, Иван III еще советовался с ними и позволял себе противоречить, но Василий не допускал противоречий и решал дела без бояр со своими приближенными — дворецким Шигоной Поджогиным, да пятью дьяками.

Выразителем боярских отношений был в то время И.Н. Берсень-Беклемишев — человек очень умный и начитанный. Когда Берсень позволил себе противоречить великому князю, последний прогнал его, сказав: :»Ступай, смерд, прочь, не надобен ты мне«. Позже за речи против великого князя Берсень-Беклемишеву отрезали язык.

Внутрицерковные отношения


На место святителя Симона в 1511 году митрополитом был поставлен архимандрит Симонова монастыря Варлаам. По-видимому, избрание происходило даже без соборного участия, по собственному усмотрению князя Василия III. По крайней мере, летописи ничего не говорят об избрании, а только о посвящении.

Однако, в условиях полемики между церковными течениями нестяжателей и иосифлян, митрополит Варлаам симпатизировал первым, поддерживал противников великого князя в полемике о монастырских имуществах. Ожесточенную борьбу с иосифлянами вел монах Вассиан Косой (прежде — князь Патрикеев). Вассиан нашел себе единомышленника в лице преподобного Максима Грека, приехавшего в Москву при митрополите Варлааме с целью исправления старых переводов церковных книг и создания новых.

Против этой церковной оппозиции Василий III находил опору во влиятельном духовном вожде своего времени, преподобном Иосифе Волоцком, и в возглавленном им течении иосифлян. Центр иосифлянства, Волоколамский монастырь, уже с 1507 года перешёл под ктиторство великого князя. Великий князь принимал обвинения против Иосифа как личные — когда Новгородский святитель Серапион подверг Иосифа запрещению за самоволие, Василий созвал Собор осудивший Серапиона и приговоривший его к заточению.

Нароставшая напряженность вскрылась когда стали ясны намерения великого князя развестись с неплодной супругой Соломонией Собуровой. Это дело вызвало сильное негодование в народе, особенно среди уже недовольных великим князем деятелей Церкви.


одной из редакций Псковской летописи второй брак Василия назван прелюбодеянием. Восточные патриархи осудили поступок великого князя. За отказ признать развод митрополит Варлаам в декабре 1521 года был смещён, сослан в монастырь, и впервые в русской истории лишён сана. Против встали князь-инок Вассиан (Патрикеев) и преподобный Максим Грек, которые тоже были сосланы — последний был осужден церковными соборами 1525 и 1531 годов и заточен в монастырь.

В 1522 году в сан митрополита был посвящен ученик Иосифа Волоцкого Даниил, который позволил развод, и с этих пор иосифлянство прочно утвердилось в своем влиянии на Церковь и русское государство.

Василий III Иванович. худ. Б. Чориков
Василий III Иванович. худ. Б. Чориков

Присоединение Пскова, Рязани, северских княжеств

Русь находилась в окружении враждебно настроенных государств особенное беспокойство вызывали южные и юго-восточные границы, и это убеждало Василия в необходимости централизации управления страной.

В Пскове граждане беспрестанно ссорились с наместниками великокняжескими по очень простой причине: наместники хотели поступать по московскому обычаю; псковичи московского обычая не знали и жаловались на притеснения.


В конце 1509 года Василий III сказал псковичам:

Псковичи проплакали весь этот день и всю ночь, а на рассвете другого дня собрали в последний раз вече и сказали посланнику великокняжескому:

13 января 1510 года сняли вечевой колокол у Троицкого собора во Пскове и повезли к великому князю в Новгород; триста семейств лучших людей выведено было из Пскова в Москву, на их место приехали триста же купеческих семейств из десяти московских городов.

Василий III присоединил Рязань в 1517 году, предварительно арестовав рязанского князя Ивана Ивановича. Как и в Пскове, рязанцев толпами вывозили в московские волости, а на их место селили москвичей.

Северные земли были присоединены к Москве в 1523 году.

Таким образом так называемые «уделы» были упразднены и в Московском государстве остались только простые служилые и князья.

Вел. князь Василий III. Гравюра из кн. Павла Иовия, Elogia virorum... illustrium, 1575.
Вел. князь Василий III. Гравюра из кн. Павла Иовия, Elogia virorum… illustrium, 1575.

Война с Литвой

Война с литовским князем Сигизмундом Казимировичем вспыхнула в марте 1507 года в связи с претензиями литовцев на утраченные ими по перемирию 1503 года земли. Шла без особых успехов для обеих сторон. 8 октября 1507 года был заключен «вечный мир». Россия вернула Великому княжеству Литовскому те самые города, вокруг которых шел спор: Руду, Ветлицы, Щучью, а также Вержавы и Буйгород. При этом Великое княжество согласилось с утратой Северских и Верховских земель, потерянных в ходе войн 1487-1494 и 1500-1503 годов.


К 1512 году русско-литовские отношения оставались напряженными: границы все еще не были урегулированы, Василий III постоянно (и небезосновательно) подозревал Сигизмунда в намерении заключить военный союз с Крымом против Москвы. Кроме того, он отказался выдавать Литве перебежавшего на сторону Москвы в 1508 году князя Михаила Глинского.

Формальным поводом к новой войне послужил арест сетры Василия III, вдовы Александра Ягеллончика, великой княгини Елены, которая была схвачена во время поездки из Вильно в браславское имение и обвинена в подготовке бегства в Москву. Княгиня умерла (возможно, была убита) между 29 января и 26 февраля 1513 года.

До 26 октября 1512 года Василий III еще вел переписку с Сигизмундом I, требуя отпустить Елену. 14 ноября русская конница выступила в направлении Смоленска. 19 декабря года в поход выступила государева армия во главе с самим Василием III. Государь впервые выполнял роль главнокомандующего в столь серьезном походе.


В январе 1513 года началась началась осада Смоленска. Осада длилась шесть недель, но окончилась неудачно. Как комментирует поход русская летопись, Василий III «граду Смоленску многие скорби и убытки поделал и земли Литовской много пленив, возвратился«. [3]

Сигизмунд 14 марта писал в Рим и просил организовать против русских крестовый поход силами христианского мира.

17 марта 1513 года Василий III принял решение о повторном походе.

Кампания началась 14 июня. Армия под началом Василия III двинулась в направлении Смоленска через Боровск. Осада длилась четыре недели, сопровождалась интенсивным артиллерийским обстрелом города (было привлечено нескоько итальянских специалистов по осаде крепостей). Однако Смоленск вновь выстоял: осада была снята 1 ноября.

В феврале 1514 года Василий III отдал распоряжение готовиться к третьему походу. Осада началась в июле. Город был буквально расстрелян ураганным артиллерийским огнем. В городе начались пожары. Горожане набивались в храмы, молили Господа о спасении от московских варваров. Была написана специальныя служба покровителю города Меркурию Смоленскому. Город был сдан 30 или 31 июля.

Торжество взятия Смоленска было омрачено сильным поражением у Орши. Однако все попытки литовцев отвоевать Смоленск окончились неудачей.

В 1522 году было заключено перемирие с уступкой Смоленска Москве до «вечного мира» или «докончания». В 1524 году, по данному им 9 лет назад обету, великий князь основал близ Москвы Новодевичий монастырь в благодарность за взятие Смоленска.

Василий III Иванович. худ. Б. Чориков
Василий III Иванович. худ. Б. Чориков

Войны с Крымом и Казанью

Во время литовской войны Василий III был в союзе с Альбрехтом, курфюрстом бранденбургским и великим магистром Тевтонского ордена, которому помогал деньгами для войны с Польшей; князь Сигизмунд со своей стороны не щадил денег, чтобы поднимать на Москву крымских татар.

Поскольку теперь крымские татары вынуждены были воздерживаться от набегов на украинские земли, принадлежащие великому князю литовскому, они направили свои алчные взоры в сторону Северской земли и приграничных областей Великого княжества Московского. Это стало началом затяжной войны между Русью и крымскими татарами, в которой на стороне последних позднее приняли участие оттоманские турки.

Василий III пытался сдержать крымцев, стараясь заключить союз с султаном турецким, который как верховный повелитель мог запретить крымскому хану вторгаться на Русь. Но у Руси с Турцией не было никаких общих выгод и султан отклонял предложение союза и отвечал прямым требованием, чтобы великий князь не трогал Казани. Разумеется, великий князь не мог выполнить этого требования.

Летом 1521 г. сыну и наследнику Менгли-Гирея, хану Мухаммед-Гирею удалось добраться до окраин самой Москвы. Наместник Черкасс, Евстафий Дашкевич, во главе войска украинских казаков, находившихся у него на службе, совершил набег на Северскую землю. Когда Василий III получил известия о вторжении татар, он, чтобы собрать побольше войск, отступил в Волок, оставив Москву на православного татарского князя Петра, мужа сестры Василия Евдокии (+ 1513). Муххамед-Гирей упустил удобное время и не занял Москву, лишь опустошив окрестности. Слухи о враждебных замыслах астраханцев и движении московского войска заставили хана удалиться на юг, захватив с собой огромный полон.

Казанский хан Мухаммед-Эмин выступил против Москвы вскоре после смерти Ивана III. Весной 1506 г. Василий III послал на Казань русские войска, но поход не удался — русские потерпели два серьезных поражения. Однако два года спустя Муххаммед-Эмин вернул Москве пленников и подписал с Василием дружественный договор.После смерти Мухаммед-Эмина Василий III направил в Казань касимовского царевича Шаха-Али. Казанцы сначала приняли его как своего хана, но вскоре, под влиянием крымских агентов, восстали и пригласили на казанский трон Сахиб-Гирея, брата крымского хана (1521 г.). Шаху-Али было позволено со всеми его женами и имуществом возвратиться в Москву.Как только Сахиб-Гирей воссел в Казани, он приказал часть русских, проживающих в Казани, уничтожить, других обратить в рабство.

Строительство

Правление Василия III отмечено в Москве размахом каменного строительства.

  • Были построены стены и башни Кремля со стороны р. Неглинной.
  • В 1508 году освящены Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.
  • Весной 1514 года в Москве были заложены каменные церкви Благовещения в Воронцове, Благовещения на Старом Хлынове, Владимира в Садех (Старосадский переулок), Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, Варвары против Панского двора и др.

Строились по указу царя храмы и в иных частях русской земли. В Тихвине в 1507 году для чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери по указу великого князя была заложена каменная Успенская церковь по образу Московского Успенского собора в кремле — впоследствии соборный храм Тихвинского Успенского монастыря. Там же в 1515 году великий князь велел также построить деревянный храм и основать Николо-Беседный монастырь на месте месте чудесного явления Божией Матери и святителя Николая. В Переславле-Залесском по великокняжескому приказу в 1528 году был построен новый каменный собор Никитского монастыря.

Третий Рим

Во время правления Василия III Русь готовилась к тому, чтобы стать православным царством, наследницей отпавшего в римо-католицизм Рима и захваченного мусульманами Константинополя.

Одной из важных сторон этой подготовки было принятие попечения о Православной Церкви за пределами Руси. Так, продолжая традицию поддержки русского Пантелеимоновского монастыря на Святой Горе Афон, великий князь с 1507 года и до кончины был его ктитором. В 1509 году он принял прошение преподобной Сербской владычицы Ангелины и помог ей устроить Крушедольский монастырь. Понятие о Москве как третьем Риме было впервые чётко выражено игуменом Елеазаровским Филофеем в его письме к Василию III в 1510 году.

Деталь иконы "Святой Василий Великий и великий князь Василий III, в иночестве Варлаам, в молении" 1650-е гг. Москва
Деталь иконы «Святой Василий Великий и великий князь Василий III, в иночестве Варлаам, в молении» 1650-е гг. Москва

Кончина

21 сентября 1533 года Василий III вместе со своей супругой двумя детьми отправился паломником в Сергиево-Троицкий монастырь. Оттуда Василий поехал в Волок на охоту, но вскоре заболел. Его болезнь началась с нарыва на левом бедре, который стал вскоре угрожающе расти и вызвал воспаление. Сначала Василий требовал, чтобы его болезнь и заражение крови держали в секрете. Он вызвал в Волок лишь своих врачей и нескольких бояр. Когда прибыл врач Николай Булев, Василий сказал ему: «Брат Николай! Ты знаешь о моей большой милости к тебе. Не можешь! ты сделать что-нибудь, применить какое-нибудь лекарство, чтобы облегчить мою болезнь?»

Врач ответил: «Государь, я знаю о твоей милости ко мне. Если бы это было возможно, я бы искалечил с собственное тело, чтобы помочь тебе, но я не знаю никаких лекарств для тебя, кроме Господней помощи«.

Василий говорил тем, кто был вокруг него: «Брат Николай был прав, когда он назвал мою болезнь неизлечимой. Теперь мне нужно думать о том, как спасти свою душу«.

Перед смертью Василий III хотел закрепить трон за сыном Иваном и принять монашеский постриг. Он был перевезен в Москву, где в великокняжеском дворце собрались его жена с детьми, его братья, митрополит Даниил и многие бояре. Даниил и высшие бояре были единодушны в признании Ивана наследником трона и обязались провозгласить его новым великим князем, как только Василий III умрет. Однако желание Василия III стать перед смертью монахом вызвало у многих протест. Эту запутанную ситуацию разрешил митрополит Даниил, и находящийся в полубессознательном состоянии Василий был пострижен монахи с именем Варлаам.

Скончался 3 декабря 1533 года, погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Использованные материалы

  • Вернадский, Г. В., Россия в средние века, V. Правление Василия III:
    • http://www.spsl.nsc.ru/history/vernad/vol4/vgv451.htm
  • Карташев, А. В., История Русской Церкви, 2010.
  • Материалы сайта Хронос:
    • http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vasili3iv.php
  • Платонов, С. Ф., Полный курс лекций по русской истории, ч. 1:
    • http://www.spsl.nsc.ru/history/platon/var2/chart1-4.html
    • http://www.spsl.nsc.ru/history/vernad/vol4/vgv452.htm
  • Соловьев, С. М., Учебная книга по Русской истории, гл. XXVI. Княжение Василия Ивановича:
    • http://www.spsl.nsc.ru/history/solov/ucheb/glava25-26.html#gl26
  • Портрет из книги Павла Иовия, Elogia virorum… illustrium, 1575:
    • http://www.booksite.ru/enciklopedia/strate/index.htm
  • Филюшкин А.И. Василий III, М., 2010

Источник: drevo-info.ru

27 октября 1505 г. на княжеский престол вступил сын Ивана III Великого и Византийской царевны Софии Палеолог Василий III Иванович.

Василий Иванович родился в 1479 г. После смерти в 1490 г. наследника престола — Ивана Молодого, сына Ивана III от первого брака, произошла борьба за престолонаследие, из которой победителем вышел Василий III. Он был назначен сначала великим князем Новгорода и Пскова, а потом и соправителем Ивана III, после смерти которого беспрепятственно вступил на престол.

Василия III называли «последним собирателем Русской земли», поскольку, продолжая политику своего отца по укреплению и централизации Русского государства, он настойчиво и неуклонно подчинял российские земли власти Московского князя, ведя упорную политическую борьбу с феодальной оппозицией. В итоге именно Василий III окончательно ликвидировал систему удельных княжеств. В последние годы его правления Русь представляла собой единое государство. При Василии III к Москве были присоединены Псков (1510 г.), Волоцкий удел (1513 г.), Рязанское (1521 г.) и Новгород-Северское (1522 г.) княжества.

Последователем отца Василий III выступал и по отношению к Литве и Польше. Конечной целью этой политики было присоединение к Москве всех западнорусских областей, а очередными задачами — присоединение отдельных городов и областей, подчинение пограничных мелких князей, отстаиванье интересов православия в Литовском государстве. В 1514 г. в ходе русско-литовской войны (1512-1522 гг.) был взят Смоленск.

В 1518-1522 гг. московский князь вёл борьбу с крымскими и казанскими татарами, которые совершала набеги на русские земли. Потерпев поражение под Казанью, Василий III создал вблизи неё крепость Васильсурск, которая стала опорой в борьбе с Казанским ханством.

Великий князь Василий Иванович был дважды женат. Первый брак с Соломонией Юрьевной Сабуровой был бездетным, и в 1526 г. Василий III женился на княжне Елене Васильевне Глинской. В 1530 г. у них родился сын — будущий царь Иван IV.

Великий князь Московский Василий III Иванович умер в Москве 4 декабря 1533 г. и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Лит.: Артамонов В. И. Василий III. М., 1995; Зимин A. A. События 1499 г. и борьба политических группировок при дворе Ивана III // Новое о прошлом нашей страны. М., 1967; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960; Пресняков А. Е. Завещание Василия III // Сб. статей по русской истории, посвящённый С. Ф. Платонову. М., 1922; Скрынников Р. Г. Третий Рим. СПб., 1994. Гл. 3: Русское государство при Василии III; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.rummuseum.ru/lib_s/skrynn03.php; Смирнов И. И. Восточная политика Василия III // Исторические записки. 1948. Т. 27; Шишов А. В. Василий III: последний собиратель земли Русской. М., 2007.

См. также в Президентской библиотеке:

Полевой Н. А. История русского народа. Т. 6. От образования политической самобытности Русского государства, или кончины великого князя Иоанна III-го до прекращения династий древних русских князей, или вошествия на престол русский Бориса Годунова (с 1505-го по 1598 год). М., 1833;

Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 2. Т. 7. СПб., 1842;

Соловьёв С. М. История отношений между русскими князьями Рюрикова дома. М., 1847. С. 575.

Источник: www.prlib.ru

Войны с Литвой и Ливонским орденом

Русское многонациональное государство. Возросшая сила Руси позволила ее политикам поставить на повестку дня возвращение русских земель, утерянных в бурях иноземных нашествий и ордынского владычества. Уже с конца 1480-х гг. начинаются «наезды» русских отрядов на пограничье Литвы — земли бывших Смоленского, Черниговского, Полоцкого и других княжеств. На службу к Москве переходят князья воротынские, белевские и иные из так называемых Верховских княжеств (в верховьях Оки), находившихся в зависимости от великого князя литовского. По договору 1494 г. к России отошла Вязьма. А во время русско-литовской войны 1500—1503 гг. московские войска освободили многие города по реке Десне. Полки князя Даниила Щени, выдающегося русского полководца той поры, наголову разгромили на реке Ведроши войска литовского гетмана (главнокомандующего) князя Константина Острожского (14 июля 1500 г.).

На стороне великого князя литовского Александра Казимировича, зятя Ивана III (он был женат на его дочери Елене, но это не предотвратило войны), выступил Ливонский орден. Но тот же Щеня одержал и здесь блестящую победу — разбил ливонцев при Гельмете под Дерптом в 1501 г.

По договору с Литвой 1503 г. к России перешли земли по Десне и Сожу, в верховьях Дрепра и Западной Двины, с Черниговом, Новгородом-Северским, Стародубом, Гомелем, Брянском и т. д. Несколько лет спустя Александр Казимирович начал новую войну (1507—1508) против Москвы в союзе с Ливонией и Крымом. Но он не добился успеха и вынужден был признать прежние приобретения России.

Нападения союзника Литвы крымского хана на русские земли стали предлогом для новых походов Василия III на запад (1512— 1514). В результате их московские полки овладели Смоленском.

Русские люди могли гордиться тем, что было сделано в славные десятилетия конца XV и начала XVI столетия. Автор XVI в. так отразил чувства своих современников: «Наша великая Русская земля освободилась от ига… и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире».

Процесс объединения земель, образование единого государства способствовали консолидации русских людей, началу складывания великорусской народности. Ее территориальной базой были земли Владимиро-Суздальского княжества, населенные некогда вятичами и кривичами, и Новгородско-Псковская земля, где жили новгородские словене и кривичи. Рост экономических и политических связей, общие задачи в борьбе за национальную независимость с Ордой, Литвой и другими противниками, исторические традиции, идущие из времен домонгольской Руси, стремление к единству стали движущими факторами их объединения в рамках одной народности — великорусской. В то же время начинается отделение от нее других частей бывшей единой древнерусской народности. На западе и юго-западе в результате ордынских нашествий и захватов литовских, польских, венгерских правителей идет формирование украинской (малороссийской) и белорусской народностей.

В составе России с момента ее зарождения, помимо русских, Жили и другие народности. Некоторые из них входили еще в состав Древней Руси. Таковы угрофинские племена (меря, мещора, корелы, чудь, ижора и др.). На крайнем севере обитали комизыряне, коми-пермяки, ненцы («самоеды») и иные.

В XIV—XV вв. все северные народы стали подданными Москвы, и туда устремились ее купцы, промышленные люди. Добытые ими меха расходились по Руси и по окрестным странам. В Перми проповедовал среди коми учение Христа Стефан Пермский, осевший в Усть-Выми. Она стала центром Пермской епархии, которую он и возглавил (1383). Стефан создал для коми специальную азбуку. Епархия была своего рода полунезависимым вассалом Москвы. Ее владыки заняли богатые и обширные земли по Вычегде.

Во время похода 1483 г. воеводы Ивана III пришли в «Югру на Обь великую реку». Они разбили на реке Пелыме местного князя Асыку, затем князей югорских на Оби. Поход 1499—1500 гг. воеводы князя Семена Курбского привел к присоединению Югры, расположенной в Западной Сибири, к России.

Источник: hiztory.ru

После смерти в 1505 г. великого князя Ивана III великокняжеский престол занял Василий III. Он родился в 1479 г. в Москве и был вторым сыном Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Василий стал наследником престола после смерти своего старшего брата Ивана в 1490 г. Иван III хотел передать престол своему внуку Дмитрию Ивановичу, но незадолго до своей кончины отказался от этого намерения. Василий III в 1505 г. женился на Соломонии Сабуровой, происходившей из старомосковского боярского рода.

Василий III (1505-1533 гг.) продолжил политику своего отца по созданию единого Русского государства и расширению его границ. Во время его правления были присоединены последние русские княжества, формально сохранявшие до этого самостоятельность: в 1510 г. — земли Псковской республики, в 1521 г. — Рязанское княжество, фактически давно находившееся в полной зависимости от Москвы.

Василий III последовательно проводил политику ликвидации удельных княжеств. Он не выполнил обещаний предоставить уделы знатным выходцам из Литвы (князьям Бельским и Глинским), а в 1521 г. ликвидировал Новгород-Северское княжество — удел князя Василия Ивановича, внука Шемяки. Все остальные удельные княжества либо исчезли в результате смерти их правителей (например, Стародубское), либо были ликвидированы в обмен на предоставление бывшим удельным князьям высоких мест при дворе Василия III (Воротынское, Белевское, Одоевское, Масальское). В результате к концу правления Василия III сохранились лишь уделы, принадлежавшие братьям великого князя — Юрию (Дмитров) и Андрею (Старица), а также Касимовское княжество, где правили претенденты на казанский престол из династии Чингизидов, но с весьма ограниченными правами князей (им было запрещено чеканить свои монеты, была ограничена судебная власть и т. д.).

Продолжалось развитие поместной системы, общее количество служилых людей — помещиков составляло уже около 30 тысяч.

Василий III поддерживал расширение политической роли церкви. На его личные средства было построено много храмов, в том числе кремлевский Благовещенский Собор. При этом Василий III полностью контролировал церковь. Об этом свидетельствуют, в частности, назначения им митрополитов Варлаама (1511 г.) и Даниила (1522 г.) без созыва Поместного собора, то есть с нарушением норм церковного права. Это произошло впервые в истории Руси. И в прежние времена князья играли важную роль в назначении митрополитов, архиепископов и епископов, но при этом церковные каноны обязательно соблюдались.

Восшествие летом 1511 г. на митрополичий престол Варлаама привело к усилению позиций нестяжателей среди высших церковных иерархов. К началу 20-х годов Василий III охладел к нестяжателям и утратил надежду лишить церковь ее земельных владений. Он полагал, что гораздо больше выгод можно извлечь из союза с иосифлянами, которые, хотя и крепко держались за церковные владения, но зато были готовы на любые компромиссы с Великим князем. Тщетно Василий III просил митрополита Варлаама, нестяжателя по своим убеждениям, помочь ему обманным путем завлечь в Москву последнего новгород-северского князя Василия Шемячича, который без охранной грамоты митрополита решительно отказывался появиться в столице. Варлаам не пошел на сделку с Великим князем и по настоянию Василия III вынужден был покинуть митрополичью кафедру. 27 февраля 1522 г. на его место был поставлен более сговорчивый игумен Валаамского монастыря иосифлянин Даниил, ставший послушным исполнителем воли великого князя. Даниил выдал «охранную митрополичью грамоту» Василию Шемячичу, который по въезде в апреле 1523 г. в Москву был схвачен и посажен в тюрьму, где и окончил свои дни. Вся эта история произвела бурю негодования в русском обществе.

Современникам Василий III запомнился как человек властный, не терпевший возражений, единолично принимавший важнейшие решения. Он жестоко расправлялся с неугодными. Еще в начале его княжения подверглись опале многие сторонники князя Дмитрия Ивановича (внука Ивана III), в 1525 г. — противники развода и второго брака великого князя, среди них были тогдашний лидер нестяжателей Вассиан (Патрикеев), видный деятель церкви, писатель и переводчик Максим Грек (ныне канонизирован), видный государственный деятель и дипломат П.Н.Берсень-Беклемишев (он был подвергнут жестокой казни). Фактически в изоляции находились братья Василия и их удельные дворы.

Вместе с тем Василий III стремился обосновать якобы божественное происхождение великокняжеской власти, опираясь при этом на авторитет Иосифа Волоцкого, который в своих произведениях выступал как идеолог сильной государственной власти и «древляго благочестия» (канонизирован русской православной церковью), а также на идеи «Сказания о князьях Владимирских» и др. Этому способствовал и возросший авторитет великого князя в Западной Европе. В договоре (1514 г.) с императором «Священной Римской империи» Максимилианом Василий III был даже назван царем.

Василий III проводил активную внешнюю политику, хотя далеко не всегда успешную. В 1507-1508 гг. он вел войну с Литовским княжеством, причем русские войска потерпели ряд серьезных поражений в полевых сражениях, а итогом было сохранение status quo. Добиться успеха в литовских делах Василию III удалось благодаря событиям, развернувшимся на подвластных Литве землях.

При дворе великого князя Литовского Александра Казимировича огромным влиянием пользовались князья Глинские, ведущие свой род от Мамая и владевшие обширными землями на Украине (Полтава, Глинск). Сменивший Александра Сигизмунд лишил Михаила Львовича Глинского всех его постов. Последний вместе с братьями Иваном и Василием поднял мятеж, который был с трудом подавлен. Глинские бежали в Москву. Михаил Глинский имел обширные связи при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана (это была обширнейшая империя того времени, включавшая почти половину Европы). Благодаря посредничеству Глинского Василий III установил союзнические отношения с Максимилианом, который выступил против Польши и Литвы. Важнейшим успехом военных действий Василия III стало взятие после двух неудачных штурмов Смоленска. Война продолжалась до 1522 г., когда при посредничестве представителей Священной Римской империи было заключено перемирие. Хотя Литва и не признавала утраты Смоленска, город вошел в состав Русского государства (1514).

Довольно сложно складывалась восточная политика Василия III, где центральным фактором являлись отношения Русского государства с Казанским ханством. До 1521 г. при ханах Мухаммед Эдине и Шах-Али Казань находилась в вассальной зависимости от Москвы. Однако в 1521 г. Казанская знать изгнала ставленника Василия III касимовского хана Шах-Али и пригласила на престол крымского царевича Сахиб-Гирея. Отношения между Москвой и Казанью резко обострились. Казанское ханство по существу вышло из повиновения Русскому государству. И с той, и с другой стороны началось применение военной силы. Возобновились казанские набеги, то есть военные походы на русские земли, организованные верхушкой Казанского ханства для захвата добычи и пленных, а также открытой демонстрации силы. В 1521 г. казанские военачальники приняли участие в большом крымском походе на Москву, казанские отряды совершили 5 набегов на восточные области Русского государства (Мещера, Нижний Новгород, Тотьма, Унэка). Казанские набеги были предприняты также в 1522 г. (два) и в 1523 г. Для обороны восточной границы в 1523 г. была построена на Волге в устье Суры русская крепость Васильсурск. Однако и Москва не оставляла попыток восстановить свой контроль над Казанским ханством, вернуть на казанский престол послушного ей хана Шах-Али. С этой целью был совершен ряд походов на Казань (в 1524, 1530 и 1532 гг.), однако, они не увенчались успехом. Правда в 1532 г. Москве все же удалось посадить на казанский престол хана Джан-Али (Еналея), брата Шах-Али, но в 1536 г. он в результате очередного дворцового заговора был убит, и новым правителем Казанского ханства стал Сафа-Гирей — представитель Крымской династии, враждебной Русскому государству.

Обострились отношения и с Крымским ханством. Союзник Москвы хан Менгли-Гирей умер в 1515 г., но еще при его жизни сыновья фактически вышли из-под контроля отца и самостоятельно совершали набеги на русские земли. В 1521 г. хан Магмет-Гирей нанес серьезное поражение русскому войску, осадил Москву (Василий III даже вынужден был бежать из города), позже была осаждена Рязань,и лишь умелые действия рязанского воеводы Хабара Симского (успешно применившего артиллерию) заставили хана уйти обратно в Крым. С этого времени отношения с Крымом на столетия стали одной из острейших проблем внешней политики России.

Правление Василия III едва не ознаменовалось династическим кризисом. Брак Василия с Соломонией Сабуровой более 20 лет был бездетным. Династия московских князей могла прерваться, тем более что Василий III запрещал жениться своим братьям Юрию и Андрею. В 1526 г. он насильственно постриг Соломонию в монастырь и на следующий год женился на княжне Елене Васильевне Глинской, которая была вдвое моложе мужа. В 1530 г. у пятидесятилетнего великого князя родился сын Иван, будущий царь Иван IV.

Источник: StudFiles.net

Правление Василия III

Скончался Великий Князь Василий III ИоанновичВасилий III (25.3.1479–3.12.1533), Великий Князь Московский с 1505 г., старший сын Иоанна III и Софьи Палеолог – племянницы последнего византийского Императора. Продолжая политику своего отца по укреплению и централизации русских земель, Василий III включил в состав Московского государства последние полусамостоятельные русские княжества. В 1510 г. он упразднил вече в Пскове и вывез в Москву 300 семей псковичей вместе с вечевым колоколом, а в Псков прислал столько же жителей других городов. В 1514 г. отвоевал у Литвы древний Смоленск. В 1517 г. к Москве была присоединена Рязань, в 1522 г. – Новгород-Северская земля, также после побед над литовско-польским войском.

Войны с Литвой и Ливонским орденом, поляками и татарами в те времена были постоянными.  В 1503 г. было заключено перемирие между Иоанном III и Великим князем Литовским, признавшим за Москвой право на владение Черниговом, Брянском, Путивлем, Гомелем и большей частью смоленских и витебских земель. Но перемирие было непрочным, ибо оставался еще под Литвою Смоленск. Военные действия возобновились в 1507–1508 гг., затем в 1512 г., когда в союзе Польшей и Литвой выступили крымские татары, против них было выставлено 100-тысячное русское войско с первыми отрядами «пищальников», вооружённых огнестрельным оружием. При осаде Смоленска в 1514 г. русские умело применили артиллерию, которая сыграла решающую роль при взятии крепости и города; в 1522 г. Литва признала его принадлежность к Москве.

В 1518–1522 гг. возобновилась оборонительная борьба с крымскими татарами и добавилась война с казанскими – из-за их постоянных набегов с уводом русских пленников. Потерпев поражение под Казанью, Василий III создал вблизи нее крепость Васильсурск, ставшую опорой в борьбе с Казанским ханством. В 1531 г. там при поддержке Василия III был посажен хан, лояльный Москве.

В царствование Василия III великокняжеская власть еще более приблизилась к  значению царской, многие удельные княжества упразднялись, князья становились служилыми и, кроме своего титула, ничем не отличались от прочего боярства; принимались меры по ограничению привилегий княжеско-боярской аристократии. К концу княжения Василия III остались лишь два удела его младших братьев Юрия (Дмитров и Звенигород) и Андрея (Старица в Тверской земле и Верея на юго-западе). Прп. Иосиф Волоцкий называл Василия III «всея Русской земли государем». Именно в это время старец Филофей писал о преемственности Московской Руси от Византии как Третьего Рима и напоминал Василию III: «Един ты во всей поднебесной христианом Царь. Подобает тебе, Царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают».

При Василии III усилились экономические и политические связи со странами Европы, которые видели в Московской Руси растущее могучее государство, с которым лучше не ссориться. Значительное развитие получила общерусская культура. По приглашению Василия III публицист, писатель и переводчик прп. Максим Грек покидает Афон и переезжает в Москву, чтобы привести в порядок греческие рукописные книги и проверить переводы литургических текстов с греческого языка на старославянский. Максим Грек выучил руский язык и внес большой вклад в русскую культуру как богослов и писатель. Сохранились его труды: нравственно-обличительные (“Стязание о известном иноческом жительстве”, “Беседа ума с душой”), поучительные (“Главы поучительные начальствующим правоверно”), полемические (против католиков, иудеев, язычников, магометан, лютеран, астрологов), философские и богословские трактаты, послания и переводы. Однако этот подвижник, причисленный впоследствии к лику святых, впал в немилость из-за критики одного некрасивого поступка Великого Князя.

Это была очень трудная проблема, омрачавшая царствование Василия III. Первый его 20-летний брак с боярыней Соломонией Сабуровой оказался бездетным, и остро встал вопрос о наследнике престола. С разрешения митрополита Даниила царскую жену постригли в монахини и отправили в ссылку в Покровский женский монастырь в Суздале, после чего Царь женился на Елене Васильевне Глинской и имел от нее двух сыновей: Иоанна и Юрия.

Умер Василий III неожиданно в возрасте 54 лет вследствие царапины во время охоты, которая привела к заражению крови. Умирая, он благословил на великое княжение трехлетнего сына Ивана IV Васильевича (Грозного), при котором первые годы правила его мать – Великая Княгиня Елена Глинская.

Известие о кончине в 1533 г. Василия Иоанновича произвело чрезвычайно глубокое впечатление: люди всех званий шли во дворец с великим плачем проститься с усопшим. Когда же вынесли его тело в Архангельский собор для погребения, то народный вопль заглушил звон кремлевских колоколов. «Дети хоронили своего отца, – говорит летописец, – называя его добрым, ласковым Государем».

«Василий имел наружность благородную, стан величественный, лицо миловидное, взор проницательный, но не строгий, казался и был действительно более мягкосердечен, нежели суров, по тогдашнему времени… Снискав любовь народа, он, по словам историка Иовия, не имел воинской стражи во дворце, ибо граждане служили ему телохранителями», – описывает Великого князя Н.М. Карамзин.

«В управлении государством Василий шел во всем по стопам своего великого отца, был верен заветам предков, и к концу его княжения было создано обширное Московское государство, обитатели коего верили, что оно является Третьим Римом, который, по пророческим словам старца Елизарова монастыря Филофея, не прейдет во веки и соберет под властью своих государей все остальные державы. И вера эта укреплялась сознанием, что русские люди строят свое государство на незыблемых основаниях. Они строили его на самодержавной власти своих государей, почитаемых ими превыше всего на земле, на горячей приверженности заветам отцов, «чтобы не перестала память родителей наших и наша и свеча бы не угасла», на своей крови, безпрерывно проливаемой ими за Родину, и на непоколебимой преданности Православию и любви к Богу, которому они возносили обильные и слезные молитвы в сооружаемых ими храмах, возводимых в ХV и ХVI веке преимущественно во имя Архистратига Михаила, дающего победу над врагами, и во имя Царицы Небесной – утешительницы всех тех, кому приходилось в многочисленных бранных делах того времени терять близких себе людей», – такую характеристику царствования Василия III дает историк А. Нечволодов.

Источник: rusidea.org


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.