Междоусобица между сыновьями святослава



Ваш комментарий о книге

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА IV. УСОБИЦЫ МЕЖДУ СЫНОВЬЯМИ СВЯТОСЛАВА И КНЯЖЕНИЕ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА


До сих пор было по одному князю на Руси; теперь, как скоро стало их
трое — Ярополк, Олег и Владимир, — то и начинаются между ними усобицы.
Ярополк пошел на Олега, и тот погиб в битве с братом; земля древлянская
была присоединена к Киеву. Услыхав об этом, Владимир Святославич, князь
новгородский, испугался и ушел за море к варягам, а Ярополк присоединил и
Новгород к своим владениям, но Владимир возвратился с варягами, занял
опять Новгород, Полоцк и пошел на Ярополка. Владимир был в это время еще
молод, и потому сильное влияние на него имел дядя с материной стороны,
Добрыня; при Ярополке главным советником был воевода Блуд, который
передался на сторону Владимира, напугал своего князя и присоветовал ему
отдаться в руки младшему брату, но Владимир велел убить Ярополка. Таким
образом, опять на Руси остался один князь.
Владимир, живя с малолетства на севере, был мало знаком с христианством
и когда по смерти Ярополка утвердился в Киеве, то показал себя ревностным
приверженцем языческой религии, поставил изукрашенные идолы на холме, куда
собирался народ для жертвоприношений; однажды вздумали даже принести
человека в жертву, кинули жребий, жребий пал на христианского мальчика,
варяга, но отец его не выдал сына и погиб вместе с ним от разъяренной
толпы язычников.
Будучи сначала ревностным язычником, Владимир следовал и языческим
обычаям, вел жизнь невоздержную, имел много жен.


мало-помалу языческая
ревность остыла, и Владимир начал думать о перемене религии; с разных
сторон приходили к нему предложения на этот счет, потому что Русь была
окружена разноверными народами — жидами у козар, магометанами (в Болгарии
Волжской), христианами. Владимир должен был склониться на сторону
христианства; бояре, которых он посылал в разные стороны разузнать о
разных верах, какая лучше, говорили ему: "Мы не можем забыть той красоты,
которую видели в Константинополе: всякий человек, как отведает раз
сладкого, уже не будет больше принимать горького; так и мы здесь, в Киеве,
больше не останемся"; другие говорили ему: "Если бы дурен был закон
греческий, то бабка твоя Ольга не приняла бы его; она была мудрее всех
людей".
Началась война с греками. Владимир пошел на греческий город в Крыму
Корсунь (или Херсонес, бывший подле нынешнего Севастополя) и, когда город
долго не сдавался, дал обет, что если возьмет город, то примет
христианство; город сдался, и Владимир послал к греческим императорам
Василию и Константину требовать себе в супружество сестру их, царевну
Анну, с угрозою, что если не пришлют сестры, то он возьмет и
Константинополь, как взял Корсунь. Императоры отвечали, что не могут
вы.

себя противником князя; все крестились. После крещения киевлян духовенство
ходило крестить народ на севере до Новгорода и Ростова. Но на севере
христианство принялось не так скоро, как на юге, где оно было уже давно
известно; язычество долго было еще сильно в Ростове и странах окрестных,
населенных финскими племенами; из славянских племен вятичи, жившие в
стороне от главной речной дороги днепровской, как были после всех
покорены, так после всех приняли и христианство.
На западе, в стране Волынской, христианство было распространено при
участии самого Владимира, который ходил туда с духовенством. Тотчас после
крещения народа в Киеве начали отбирать детей у лучших людей и отдавать
духовенству для научения грамоте, для утверждения в вере.
Кроме похода на Корсунь Владимир предпринимал и другие походы: подчинил
окончательно те славянские племена, которые по отдалению своему от
главного водного пути днепровского пользовались всяким случаем, чтобы
отказываться от платежа дани; были войны и с чужими народами, ятвягами и
болгарами, но важнее всех были оборонительные войны с печенегами, которые
часто приходили опустошать землю, бить, уводить в плен людей.

т почему
эти войны Владимира, которые он вел против печенегов для защиты от них
земли, очень занимали народ и об них сохранялась память в украшенных
воображением преданиях.
Надобно вспомнить, что до основания русского государства страны эти
были всегдашнею и беззащитною жертвою степных варваров, подобных печенегам.
Чтоб загородить дорогу варварам на Русь, Владимир строил городки по
границе, или украйне, населял их лучшими, храбрейшими людьми из
подчиненных ему племен: так ясны были и на первых порах выгоды соединения
племен в одно государство, которое располагало общими силами для защиты
страны.
Владимир умер 15 июля 1015 года. Церковь причла его к лику святых как
равноапостольного; в народе осталась о нем память как о государе
чрезвычайно добром, милостивом.

Источник: www.gumer.info

Причины распри Святославичей

Борьба Ярополка с Олегом и Владимиром, имевшая обманчивый вид исключительно внутреннего междоусобия, находилась в непосредственной связи с обострением русско-чешских отношений.

В 972 г. произошло событие, замеченное всей Европой. После десятилетних дипломатических усилий, перемежавшихся с военным нажимом, Оттон I добился от Византии признания его титула «императора августа Священной Римской империи германской нации».


говор был скреплен женитьбой его старшего сына, соправителя и наследника Оттона II, на византийской принцессе Феофано, племяннице василевса Иоанна Цимисхия. В следующем году, на Пасхальной неделе, победитель пышно отметил свое торжество на имперском съезде в Кведлинбурге. В продолжение празднеств в императорскую резиденцию одно за другим прибывали посольства из соседних стран с поздравлениями новому цезарю.
Среди тех, кто «явился с большими дарами», саксонский хронист 70-х гг. XI в. Ламперт Херсфельдский отметил и послов «от Руси» (Ruscorum). С какой целью прибыли они в Кведлинбург? Вероятно, не только затем, чтобы чествовать Оттона I. Буквально только что, за год или два перед Кведлинбургским съездом, чешский князь Болеслав II оторвал от Русской земли изрядный кусок Северо-Восточного Прикарпатья и Подолии вместе с Червенскими городами. К тому же 973 г. был годом учреждения Пражско-Моравской епископии, и этот вопрос, по всей видимости, обсуждался на съезде в Кведлинбурге, поскольку Болеслав II явился туда лично. Восточные границы нового диоцеза не могли не интересовать и посланцев Ярополка. Мы не знаем, вынашивались ли в Киеве планы возврата в обозримом будущем карпатских земель, или там стремились только не допустить дальнейшего продвижения чешских дружин на восток. Однако ясно, что в том и другом случае Ярополку было важно заручиться поддержкой Оттона I против Болеслава II, являвшегося вассалом германского императора.


Неизвестно, как откликнулся Оттон I на предложения Киева. В том же 973 г. он умер. Но обстоятельства сложились так, что в самом скором времени германская сторона сама должна была проявить живейшую заинтересованность в союзе с Русской землей, направленном против Чехии. Едва Оттон II успел освоиться с положением самодержавного «императора римлян», как в июне 974 г. баварский герцог Генрих II Сварливый поднял против него мятеж. Болеслав II и польский князь Мешко (Мечислав) I присоединились к непокорному вассалу императора. В этой ситуации Оттон II безусловно испытывал острую нужду в союзниках, и его обращение к Ярополку с предложением создания античешской коалиции выглядит с точки зрения сложившейся расстановки сил вполне естественным и закономерным.
Опасность быть зажатым между двух огней побудила Болеслава II, в свою очередь, начать поиск союзников. И он скоро нашел их. Ими стали братья Ярополка — Олег и Владимир, в чьих биографиях прослеживаются более или менее прочные связи с Чехией.
Таким образом, направленному против него киевско-немецкому союзу Болеслав II противопоставил чешско-древлянско-новгородский альянс. Создание подобных коалиций было вполне в духе дипломатии Болеслава. Так, он неоднократно заключал соглашение с язычниками-лютичами для войны против христианской Польши и самой Священной Римской империи.

Из двух младших Святославичей Болеслав II, разумеется, больше всего рассчитывал на Олега.


мо географическое положение Древлянской земли делало ее естественным буфером между карпатскими провинциями Чешского княжества и Киевом. Вот почему, вместо того чтобы оказать военную поддержку Оттону II, Ярополк вынужден был совершить поход на Овруч, закончившийся смертью Олега, а Владимир, узнав о гибели брата-союзника, «убоявся бежа за море» — поступок ничем не мотивированный в летописи и находящий объяснение только в свете международной обстановки 70-х гг. Х в.

Источник: otvet.mail.ru

Первая междоусобица на Руси

Первая семейная междоусобица разразилась после смерти Святослава, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег — на территории древлян, а Владимир — в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались конфликты за территорию.

В 975 (976) г. по приказу князя Олега на территории древлян, где правил Владимир, был убит сын одного из воевод Ярополка. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет.

В 977 г. Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был не подготовлен, вынужден был вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян — г. Овруч. В результате паники во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих воинов. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам.


В 980 г. Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка. Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в г. Родна, опасаясь покушения. Однако советник оказывается предателем, вступившим в сговор с Владимиром, и Ярополк, умирая от голода в Любече, вынужден идти на переговоры с Владимиром. Добравшись до брата, он погибает от мечей двух варяг, так и не заключив перемирия.

Так заканчивается междоусобица сыновей Святослава. В конце 980 г. Владимир становится князем в Киеве, где и правит вплоть до своей смерти.

Первая феодальная междоусобица положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века.

Вторая междоусобица на Руси

В 1015 г. умирает Владимир и начинается новая вражда — междоусобица сыновей Владимира. У Владимира осталось 12 сыновей, каждый из которых хотел стать киевским князем и получить практически неограниченную власть. Однако основная борьба велась между Святополком и Ярославом.

Первым Киевским князем становится Святополк, так как он имел поддержку дружинников Владимира и был ближе всех к Киеву. Он убивает братьев Бориса и Глеба и становится во главе престола.


В 1016 г. начинается кровавая борьба за право управлять Киевом между Святополком и Ярославом.

Ярослав, правивший в Новгороде, собирает войско, в состав которого входят не только новгородцы, но и варяги, и отправляется с ним на Киев. После битвы с войском Святослава близ Любеча Ярослав захватывает Киев и вынуждает брата бежать. Однако уже спустя некоторое время Святослав возвращается с польскими воинами и снова отвоевывает город, вытесняя Ярослава обратно в Новгород. Но и на этом борьба не заканчивается. Ярослав снова идет на Киев и на этот раз ему удается завоевать окончательную победу.

1016 г. – Ярослав Мудрый становится князем в Киеве, где правит до самой смерти.

Третья междоусобица на Руси

Третья вражда началась после смерти Ярослава Мудрого, который еще при жизни очень боялся, что его смерть повлечет семейную междоусобицу и поэтому постарался заранее разделить власть между детьми. Хотя Ярослав оставил четкие указания для своих сыновей и установил, кто где будет княжить, желание захватить власть в Киеве снова спровоцировало междоусобицу между Ярославичами и окунуло Русь в очередную войну.

Согласно завету Ярослава, Киев получал его старший сын Изяслав, Святославу доставался Чернигов, Всеволоду — Переяславль, Вячеславу — Смоленск, а Игорю — Владимир.

В 1054 г. умирает Ярослав, однако сыновья не стремятся отвоевывать территории друг у друга, напротив, они сплоченно сражаются с иноземными захватчиками. Однако, когда внешняя угроза была побеждена, начинается война за власть на Руси.

Практически весь 1068 г. на престоле Киева оказываются разные дети Ярослава Мудрого, однако в 1069 г. власть снова возвращается к Изяславу, как и завещал Ярослав. С 1069 г. Изяслав правит Русью.

Источник: historynotes.ru

         После смерти Владимира началась кровавая междоусобица его сыновей. Недостаток, братской любви между ними частично можно объяснить тем, что они были только сводными братьями. До своего крещения великий князь имел много жен, и в отношениях между разными семьями, вне всякого сомнения, существовало большое напряжение. Из его многочисленного потомства Ярослав, Мстислав и Изяслав считаются сыновьями Рогнеды. Святополк – сомнительного происхождения, сын вдовы Ярополка, на которой Владимир женился, когда она уже была беременной, если верить летописцу. Мать Святослава – чешская жена Владимира, Борис и Глеб – сыновья болгарской женщины, согласно «Повести временных лет». Однако, как описывается в «Сказании» о страданиях последних двух, впоследствии причисленных к лику святых, Глеб в момент убийства был совсем дитя (1015 г.). Если так, то он должен был быть сыном первой христианской жены князя, византийской княжны Анны.[1]
Судя по всему, Владимир намеревался передать свое государство Борису, одному из самых младших сыновей, которому во время своей последней болезни он доверил командование войсками, посланными против печенегов. Борис уже возвращался из похода и как раз достиг берегов реки Альты, когда получил известие о смерти отца и захвате Киевского трона Святополком. Дружина убеждала Бориса выступить против последнего, предупреждая, что в обратном случае Святополк убьет его. Позиция Бориса была типичной для той тонкой верхней прослойки русских людей, которые приняли христианство со всей серьезностью. Он не хотел противиться злу насилием, ему была ненавистна мысль о войне со старшим братом, поэтому он распустил дружинников и спокойно дожидался убийц. Его убили, но самой своей смертью Борис остался навсегда живым в памяти народа как символ братской любви. Борис и его брат Глеб, тоже убитый наемниками Святополка, стали первыми русскими, канонизированными Церковью. Другой брат, Святослав из Древлянской земли, бежал на запад, но был перехвачен посланниками Святополка на пути в Венгрию. Изяслав Полоцкий оставался нейтральным и ему не досаждали, Мстислав Тмутараканский тоже не видел для себя угрозы со стороны Святополка. Можно предположить, что между ними было какое‑то соглашение, возможно договор о ненападении. В любом случае, Мстислав был занят расширением своих владений в Азовском регионе. В 1016 г. с помощью византийских войск он воевал с остатками хазар в Крыму.[2]
[Единственным братом, который отважился подняться против Святополка, был Ярослав Новгородский]
Единственным братом, который отважился подняться против Святополка, был Ярослав Новгородский, причину чего новгородцы видели в своем недовольстве Киевским верховенством над ними. Война между этими двумя людьми была скорее борьбой между Новгородом и Киевом, чем просто личной враждой братьев. Она длилась четыре года (1015‑1019 гг.), и оба противника использовали наемные войска из других стран. Ярослав нанял варяжские отряды, а Святополк печенегов. После первого поражения Святополк бежал в Польшу и заключил союз с королем Болеславом I. Вместе они смогли отвоевать Киев у Ярослава (1018 г.), который, в свою очередь, бежал в Новгород. Решив, что опасность миновала, Святополк поссорился со своим польским союзником, и Болеслав возвратился домой, взяв с собой двух сестер Ярослава и бояр, симпатизировавших Ярославу, судя по всему, в качестве заложников. Он также воссоединил с Польшей червенские города.[3] Триумф Святополка, однако, оказался кратким, потому что Ярослав через некоторое время атаковал его снова. Святополк опять нанял отряды печенегов и опять проиграл. Это поражение стало окончательным, он умер (1019 г.), вероятно где‑то в Галиции, так как бежал на запад. Теперь у Ярослава появился новый противник – его брат Мстислав. К этому времени тот твердо закрепился в восточном Крыму и Тмутаракани. В 1022 г. косоги (черкесы) признали его своим сюзереном, после того как он убил в схватке их князя Редедю. Этот эпизод, видимо, описан в былине, на основании которой он и записан в «Повести временных лет».

Укрепив свое окружение хазарами, косогами и, возможно, яссами, Мстислав выступил на север и занял земли северян, бесспорно, договорившись с населением, так как они давали ему воинов. Когда он достиг Чернигова, Ярослав еще раз возвратился в Новгород и снова обратился за помощью к варягам. Хакон Слепой ответил, приведя в Новгород сильное варяжское войско.[4]

Решающая битва произошла при Листвене (недалеко от Чернигова), победа досталась Мстиславу (1024 г.). Ярослав решил пойти на компромисс, и братья договорились поделить Русь на две части по руслу Днепра. Хотя Киев при этом отошел к Ярославу, он предпочел остаться в Новгороде. Мстислав же сделал своей столицей Чернигов (1026 г.). Следует отметить, что одна из русских земель к северу от водораздела Днепра – Полоцкая – не затрагивалась договором. С этого момента она оказалась, в определенной степени, самостоятельной.

Ярослав и Мстислав поддерживали тесный союз, и в 1031 г., используя смерть короля Болеслава и последовавшие за ней беды Польши, они отбили червенские города и разграбили польские земли. Согласно «Повести временных лет», они также захватили в плен много поляков и разослали их в разные места. Ярослав расселил своих пленников по реке Рось.[5] Интересно отметить, что в период сотрудничества между братьями‑князьями Киев временно утратил свое господствующее положение в русской политике. Теперь в качестве ведущих политических центров выступали Новгород и Чернигов. За этой политической переменой можно предположить изменение направления главных торговых путей. Новгород, как и прежде, контролировал северную часть водного пути товаров из Балтики на юг, но из Чернигова товары теперь отправлялись по степным рекам и волокам в Азовский регион, а не по нижнему течению Днепра в Черное море и Константинополь. Возможно это произошло потому, что низовья Днепра в то время преграждались печенегами. Но сдвиг южного торгового пути мог также быть результатом сознательной политики Мстислава, представляющего, в таком случае, интересы купцов Тмутаракани. Азовский регион лежал на перекрестке нескольких торговых путей: в Туркестан, в Закавказье и – через Крым – в Константинополь.

Без сомнения, именно чтобы установить полный контроль над Азовским регионом, Мстислав предпринял поход на яссов, которые жили в низовьях Дона к северу от Азовского моря. Они признали его власть в 1029 г.[6]

Летописец описывает Мстислава как «тучного и краснолицего, с большими глазами, храброго в битвах, милосердного и любившего свою дружину, не жалевшего для нее ни денег, ни еды, ни питья». [7] Как правитель Тмутаракани, Мстислав, видимо, носил титул кагана. Интересно отметить, что в «Слове о полку Игореве» черниговского князя Олега, который тоже какое‑то время управлял Тмутараканью, также называют каганом. Таким образом, правление Мстислава – это, в определенном смысле, попытка заменить господство на Руси Киева господством Тмутаракани и возродить древнерусский каганат докиевских времен. В тот период, судя по всему, Тмутаракань являлась своего рода духовной столицей Руси.

Мстислав был увлеченным строителем. Во время схватки с Редедей он дал обет в случае победы построить в Тмутаракани церковь, посвященную Богоматери, и сдержал свое обещание. Когда он перенес столицу в Чернигов, то заложил величественный храм в честь Христа Спасителя. Летописец отмечает, что к моменту смерти Мстислава церковь была «выше, чем всадник, сидя на лошади, мог достать рукой». [8] Знаменательно, что по своему архитектурному стилю церкви Мстислава следовали канону восточно‑византийского искусства (Закавказья и Анатолии). В этом случае, как и во многих других, художественные влияния распространялись по путям торговых связей.

Можно предположить, что существовала миграция населения между Тмутараканью и северными областями. Мстислав привел в Чернигов большой отряд косожских воинов. Некоторые из них, возможно, осели в той части земли северян, которая позднее стала известна как Переяславльская. Хотя об этом не упоминается в летописях, само название реки в этой области, Псол, является тому косвенным подтверждением, поскольку оно косожского происхождения: на языке черкесов псол означает «вода». Река Псол впадает в Днепр с востока. Недалеко от этого места, на западном берегу Днепра, находится город с названием Черкассы, что по‑древнерусски значит «черкесы». Это название не встречается, однако, в источниках киевского периода и впервые упоминается в XVI веке. В то время не только косогов по‑русски называли черкесами, но также и украинских козаков; это говорит о том, что, в сознании русских Московского периода, существовала определенная связь между косогами и козаками. И действительно, украинские ученые XVII века считали, что слово «козак» произошло от слова «косог». С другой точки зрения, козак (теперь обычно по‑русски пишется «казак») произошло от тюркского «казак», что означает «свободный житель пограничной земли». Одним словом, вопрос непростой, и мы не можем здесь уделить ему необходимого внимания.[9] Достаточно лишь сказать, что косоги Мстислава, возможно, поселились там, где через пять веков появились запорожские казаки как сильная военная община.

Возвращаясь теперь к политике Ярослава как правителя Новгорода, мы, прежде всего, должны упомянуть привилегии, дарованные им северной столице по законам 1016 и 1019 гг., дабы вознаградить новгородцев за поддержку в гражданской войне. К сожалению, не сохранились ни оригиналы, ни копии этих законов. В некоторых списках новгородских летописей их тексты заменены на текст «Русской Правды». Несомненно, что само составление так называемой «Правды» Ярослава как‑то связано с выходом этих законов. Во вступительной статье к «Правде» провозглашается равенство виры[138] новгородцев и киевлян. По‑видимому, это являлось важным пунктом новгородских требований.

Поход Ярослава на чудь в Эстонии тоже, очевидно, был продиктован интересами новгородцев. Этот поход представлял собой попытку распространить в западном направлении контроль новгородцев над южными берегами Финского залива и прилегающими территориями. На завоеванной территории в 1030 г. Ярослав основал город, названный Юрьевым в честь его святого покровителя (Юрий – старая русская форма имени Георгий). После германского завоевания балтийских провинций в XIII веке город стал называться Дерпт (теперь Тарту).

——
[1] Княжна Анна умерла в 1011 году. Согласно Баумгартену Владимир после ее смерти женился еще раз (Baumgarten, «Généalogies», p. 7‑8).

[2] Хазарский поход не упоминается в русских источниках, но кратко описывается византийским историком Иоанном Скилица. См. Kedrenus, Historiarum Compеndium, II, 464. Кедрин называет русского князя Сфенгусом и считает его братом Владимира. Ясно, что это ошибка, поскольку Мстислав (сын Владимира) в то время был единственным русским князем, который мог воевать с хазарами.

[3] О польской интервенции, кроме русской литературы, см. S. Zakrewski, Boleslaw Chrobry Wielki (Lwow, Warszawa, and Krakow, 1925), p. 297‑311.

[4] Cross, p. 224: В русском оригинале Лаврентьеве кого списка имя записано как Иякун, в Ипатьевском списке – Акун, в древнескандинавском – Хакун. См. Thomsen, р. 131‑132.

[5] Там же, с. 225.

[6] В летописи Никона (Полное собрание русских летописей, IX, 79) говорится, что яссы были покорены Ярославом в 1029 году. Упоминание имени Ярослава в этом случае – результат ошибки переписчика. Ссылка, явно, на Мстислава.

[7] Cross, p. 225.

[8] Cross, p. 225.

[9] Cм. W. E. D. Allen, «The Ukraine», pp. 68‑70.

Источник: plebas.livejournal.com

Междоусобица – внутренний раздор, война между людьми, живущими на одной территории.

Киевская Русь с 9 по 11 век довольно часто сталкивалась с междоусобными войнами; причиной княжеских междоусобиц была борьба за власть.

Самые крупные княжеские междоусобицы на Руси

Всего можно насчитать три крупные междоусобные войны:

  • Первая междоусобица князей (конец 10 – начало 11 века). Вражда сыновей князя Святослава, вызванная их желанием добиться независимости от власти Киева.
  • Вторая междоусобица (начало 11 века). Вражда сыновей князя Владимира за власть.
  • Третья междоусобица (вторая половина 11 века). Вражда между сыновьями князя Ярослава Мудрого за власть.

Первая междоусобица на Руси

Древнерусские князья имели традицию заводить большое количество детей, что и являлось причиной последующих споров за право наследования, так как правила наследования от отца к старшему сыну тогда не существовало. После смерти князя Святослава в 972 году, у него осталось три сына, которые имели право на наследство.

  • Ярополк Святославич – он получил власть в Киеве.
  • Олег Святославич – получил власть на территории Древлян
  • Владимир Святославич – получил власть в Новгороде, а позднее и в Киеве.

После смерти Святослава, его сыновья получили единоличную власть в своих землях и теперь могли управлять ими по своему разумению. Владимир и Олег хотели получить полную независимость для своих княжеств от воли Киева, поэтому ими были предприняты первые походы друг против друга.

Первым выступил Олег, по его приказу в землях древлян, где правил Владимир, был убит сын воеводы Ярополка – Сеневельд. Узнав об этом, Сеневельд решил отомстить и заставил Ярополка, на которого имел большое влияние, пойти со своим войском на брата Олега.

977 г. — было положено начало междоусобице сыновей Святослава. Ярополк напал на Олега, который не был подготовлен, и древляне, вместе со своим князем, вынуждены были отступать с границ в столицу — город Овруч. В результате по время отступления князь Олег погиб – был задавлен копытами одной из лошадей. Древляне стали подчиняться Киеву. Князь Владимир, узнав о гибели брата и начавшейся семейной междоусобице, бежит к варягам.

980 г. – Владимир возвращается на Русь вместе с войском варяг. В результате сражений с войсками Ярополка, Владимиру удалось отбить Новгород, Полоцк и двинуться в сторону Киева.

Ярополк, узнав о победах брата, созывает советников. Один из них уговаривает князя уехать из Киева и спрятаться в городе Родне, однако позже становится ясно, что советник является изменником – он вступил в сговор с Владимиром и отправил Ярополка в умирающий от голода город. В результате, Ярополк вынужден вступить в переговоры с Владимиром. Он едет на встречу, однако, по прибытии погибает от руки двух варяжских воинов.

Владимир становится князем в Киеве и правит там вплоть до своей смерти.

Вторая междоусобица на Руси

В 1015 году умирает князь Владимир, имевший 12 сыновей. Началась новая война за власть между сыновьями Владимира.

1015 г. – князем в Киеве становится Святополк, убивший собственных братьев Бориса и Глеба.

1016 г. – начинается борьба между Святополком и Ярославом Мудрым.

Ярослав, княживший в Новгороде, собрал отряд из варяг и новгородцев и двинулся на Киев. После кровавой битвы близ города Любеча, Киев был захвачен и Ярослав вынужден был отступить. Однако на этом вражда не закончилась. В этом же году Ярослав собрал войско, пользуясь поддержкой польского князя, и отвоевал Киев, прогнав Ярослава обратно в Новгород. Спустя несколько месяцев, Святополк снова был изгнан из Киева Ярославом, собравшим новое войско. На этот раз Ярослав навсегда стал князем в Киеве.

Источник: historykratko.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.