Княгиня ольга и святослав

Княжение Ольги и Святослава

Княжение Ольги и Святослава: внутриполитические реформы и внешняя политика

После смерти Игоря власть перешла в руки его жены Ольги (945— 964 гг.), поскольку сын покойного Святослав ещё не достиг совершенноле­тия. Ольга оказалась чрезвычайно волевой и властолюбивой особой, поэто­му а течение долгого времени после достижения Святославом совершенно­летия продолжала управлять огромным государством.

Ольга впервые в истории Киевского государства в 946 г. прибегла, собственно говоря, к ликвидации местного княжения — было упраздне­но правление династии Мала, а Древлянскую землю подчинили непосред­ственно власти княгини. Это усмирило знать других княжеств.

Княгиня реформировала систему сбора дани. Были точно установлены нормы дани, налогов, повинностей — “уставы”, “уроки”, “оброки”. В об­щем эти меры княгини Ольги стали решающими в продолжительном процессе преобразования племенных княжении в государственную территорию Руси. Они положили начало и качественно новым принципам сбора в стране налогов.


Княжение Ольги заметно повлияло и на характер отношений Руси с другими странами, прежде всего с Византией. Так, она лично возглавила большое посольство (свыше 100 чел.) в Константинополе. Во время перего­воров Ольга пыталась установить династические связи, женив Святослава на византийской принцессе, но потерпела неудачу.

Княгиня Ольга намеревалась ввести христианство. Среди учёных су­ществует мнение, что крещение самой Ольги состоялось не в столице Визан­тии, а на Руси ещё до её поездки в Константинополь в 957 г.

В 20-тияетний период пребывания Ольги при власти наметились качественно новые подходы в проведении внешней политики, да­вавшие преимущество мирным средствам перед военными.

Князь Святослав занял великокняжеский стол в 964 г. Главную цель своей деятельности он усматривал в укреплении Киевского государства, обес­печении свободной торговли со странами Востока (Персией и арабскими странами), странами Подунавья (Болгарией и Византией), ликвидации внеш­ней угрозы на границах государства со стороны хазар, печенегов, булгар.

Святослав покорил вятичей и этим завершил объединение восточно­славянских племён вокруг Киева. Потом присоединил к Киеву Тьмутаракань и Прикубанье, разгромив ясов и касогов, совершив удачные походы против волжских булгар. В 965 г. он разгромил Хазарский каганат и овладел важ­ным путём по р. Волге.


Добившись победы на востоке, Святослав перенёс военные действия на Балканы, стремясь овладеть Болгарией, которая находилась под властью Византии. В 967 г. он разгромил болгарское войско и овладел восточной частью первого Болгарского царства. Лишь нападение подкупленных Визан­тией печенегов вынудило его прервать поход и быстро возвращаться на родину, чтобы отогнать врагов, осадивших Киев.

В следующем году Святослав вновь отправился на Балканы. Его войско успешно продвигалось вперёд, угрожая Константинополю. Но после Дорос-тольской обороны 971 г. Святослав вынужден был заключить мирный дого­вор с императором. После заключения мира Святослав отправился на роди­ну. Его дружину у Днепровских порогов подстерегли печенеги. В той жесто­кой сечи полегли все русичи до единого. Погиб и князь Святослав. Произош­ло это в 972 г.

Деятельность Святослава способствовала росту могущества Киевского государства, единению восточнославянских племён и кня­жеств, укреплению его границ. Как и его предшественники, киевский князь Святослав закрепил позиции Руси на важных торговых путях, создал сильное войско, добыл своему государству международный авторитет. Свя­тослав укрепил власть великого князя. Именно он положил начало преобра­зованиям в управлении государством, направленным на сосредоточение всей полноты власти в руках единой династии. Свидетельством этого стало назна­чение им летом 969 г. на киевский престол старшего сына Ярополка, в Древ­лянскую землю — Олега, в Новгородскую — Владимира.


Источник: www.uhistory.ru

Княжение Олега

 

После захвата Киева в 882 г. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей, хорватов, тиверцев. Успешно воевал Олег с хазарами. В 907 г. он осадил столицу Византии Константинополь, а в 911 г. заключил с ней выгодный торговый договор.

 

Княжение Игоря

 

После смерти Олега великим князем киевским стал сын Рюрика Игорь. Он подчинил восточных славян, живших между Днестром и Дунаем, воевал с Константинополем, первым из русских князей столкнулся с печенегами. В 945 г. он был убит в земле древлян при попытке вторично собрать с них дань.

 

Княгиня Ольга, княжение Святослава

 

Вдова Игоря Ольга жестоко подавила восстание древлян. Но при этом она определила фиксированный размер дани, организовала места для сбора дани — становища и погосты.


к была установлена новая форма сбора дани — так называемый «повоз». Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство. Она правила в период малолетства своего сына Святослава.
В 964 г. в правление Русью вступает достигший совершеннолетия Святослав. При нем до 969 г. государством в значительной мере правила сама княгиня Ольга, так как ее сын почти всю жизнь провел в походах. В 964-966 гг. Святослав освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву, разгромил Волжскую Булгарию, Хазарский каганат и взял столицу каганата город Итиль. В 967 г. он вторгся в Болгарию и
обосновался в устье Дуная, в Переяславце, а в 971 г. в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией. Война была неудачной для него, и он был вынужден заключить мир с византийским императором. На обратном пути в Киев Святослав Игоревич у днепровских порогов погиб в бою с печенегами, предупрежденными византийцами о его возвращении.

 

Князь Владимир Святославович

 

После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за правление в Киеве. Победителем из нее вышел Владимир Святославович. Походами на вятичей, литовцев, радимичей, болгар Владимир укрепил владения Киевской Руси. Для организации обороны от печенегов он установил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей.
Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Однако эта попытка оказалась неудачной, и он обратился к христианству. Эта религия была объявлена единственной общерусской религией. Сам Владимир принял христианство из Византии. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы древней Руси.


 

Ярослав Мудрый

 

После смерти Владимира Святославовича между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть, завершившаяся победой в 1019 г. Ярослава Владимировича. При нем Русь стала одним из сильнейших государств Европы. В 1036 г. русские войска нанесли крупное поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились.
При Ярославе Владимировиче, прозванном Мудрым, начал оформляться единый для всей Руси судебный кодекс — «Русская Правда». Это был первый документ, регулирующий взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями городов, порядок разрешения различных споров и возмещения ущерба.
Важные реформы при Ярославе Мудром были проведены в церковной организации. В Киеве, Новгороде, Полоцке были построены величественные соборы святой Софии, что должно было показать церковную самостоятельность Руси. В 1051 г. киевский митрополит был избран не в Константинополе, как прежде, а в Киеве собором русских епископов. Была определена церковная десятина. Появляются первые монастыри. Канонизированы первые святые — братья князья Борис и Глеб.
Киевская Русь при Ярославе Мудром достигла своего наивысшего могущества. Поддержки, дружбы и родства с ней искали многие крупнейшие государства Европы.


 

Итоги деятельности Петра I

 

Благодаря энергичной деятельности Петра I в экономике, уровне и формах развития производительных сил, в политическом строе России, в структуре и функциях органов власти, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в быту и культуре народов произошли огромные изменения. Средневековая московская Русь превратилась в Российскую империю. Коренным образом изменилось место России и ее роль в международных делах.
Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра I в осуществлении реформ. С одной стороны, эти реформы имели огромный исторический смысл, так как шли навстречу общенациональным интересам и потребностям страны, способствовали ее прогрессивному развитию, будучи нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны — реформы осуществлялись теми же крепостническими методами и способствовали тем самым укреплению господства крепостников.
Прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию ее отсталости в полной мере.


ъективно эти реформы носили буржуазный характер, субъективно же — их реализация привела к усилению крепостничества, укреплению феодализма. Другими они быть не могли — капиталистический уклад в России этого времени был еще очень слаб.
Следует отметить и те культурные перемены в российском обществе, которые произошли в петровские времена: возникновение школ первой ступени, училищ по специальностям, Российской Академии наук. В стране возникла сеть типографий для печатания отечественных и переводных изданий. Начала выходить первая в стране газета, возник первый музей. Значительные изменения произошли в быту.

Дворцовые перевороты XVIII века

После смерти императора Петра I в России начался период, когда верховная власть достаточно быстро переходила из рук в руки, причем занимавшие престол не всегда имели на то законные права. Началось это сразу после кончины Петра I в 1725 г. Новая аристократия, сформировавшаяся в период правления императора-реформатора, опасаясь потерять свое благополучие и могущество, способствовала восхождению на престол Екатерины I, вдовы Петра. Это позволило учредить в 1726 г. Верховный Тайный Совет при императрице, который фактически захватил власть.
Наибольшую выгоду от этого извлек первый фаворит Петра I — светлейший князь А.Д.Меншиков. Его влияние было настолько велико, что даже после кончины Екатерины I он смог подчинить себе нового российского императора — Петра II.


нако другая группировка придворных, недовольная действиями Меншикова, лишила его власти, и вскоре он был сослан в Сибирь.
Эти политические перемены не изменили сложившегося порядка. После неожиданной смерти Петра II в 1730 г. наиболее влиятельная группировка приближенных покойного императора, т.н. «верховники», решила пригласить на престол племянницу Петра I — курляндскую герцогиню Анну Ивановну, оговорив ее воцарение условиями («Кондициями»): не выходить замуж, не назначать преемника, не объявлять войну, не вводить новые налоги и др. Принятие таких условий делало Анну послушной игрушкой в руках высшей аристократии. Однако по требованию дворянской депутации при вступлении на престол Анна Ивановна отвергла условия «верховников».
Опасаясь козней со стороны аристократии, Анна Ивановна окружила себя иностранцами, от которых полностью стала зависеть. Государственными делами императрица почти не интересовалась. Это подтолкнуло иностранцев из царского окружения к многим злоупотреблениям, расхищению казны и к оскорблению национального достоинства русского народа.
Незадолго до смерти Анна Ивановна своим наследником назначила внука своей старшей сестры младенца Ивана Антоновича. В 1740 году он в трехмесячном возрасте был провозглашен императором Иваном VI. Его регентом стал герцог курляндский Бирон, пользовавшийся огромным влиянием еще при Анне Ивановне. Это вызвало крайнее недовольство не только среди русского дворянства, но также и в ближайшем окружении покойной императрицы.

результате придворного заговора Бирон был свергнут, и права регентства были переданы матери императора Анне Леопольдовне. Таким образом, засилье иностранцев при дворе сохранилось.
Среди русских дворян и офицеров гвардии возник заговор в пользу дочери Петра I, в результате которого в 1741 г. на российский престол вступила Елизавета Петровна. В ее правление, которое длилось до 1761 г., произошло возвращение к петровским порядкам. Высшим органом государственной власти стал Сенат. Кабинет министров был упразднен, права российского дворянства значительно расширились. Все изменения в управлении государством были в первую очередь направлены на укрепление самодержавия. Однако, в отличие от петровских времен, главную роль в принятии решений стала играть придворно-бюрократическая верхушка. Императрица Елизавета Петровна также, как и ее предшественница, государственными делами интересовалась очень мало.
Своим наследником Елизавета Петровна назначила сына старшей дочери Петра I Карла-Петра-Ульриха, герцога Голштинского, который в православии принял имя Петра Федоровича. Он взошел на престол в 1761 г. под именем Петра III (1761-1762 гг.). Высшим органом власти стал Императорский совет, но новый император был совершенно не готов к управлению государством. Единственное крупное мероприятие, которое он осуществил, был «Манифест о даровании вольнос-ти и свободы всему российскому дворянству», уничтожавший обязательность для дворян как гражданской, так и военной службы.
Преклонение Петра III перед прусским королем Фридрихом II и осуществление политики, противоречившей интересам России, привело к недовольству его правлением и способствовало росту популярности его жены Софьи-Августы Фредерики, принцессы Анхальт-Цербстской, в православии Екатерины Алексеевны.

атерина, в отличие от своего мужа, с уважением относилась к русским обычаям, традициям, православию, а главное — к русскому дворянству и армии. Заговор против Петра III в 1762 г. возвел Екатерину на императорский престол.

Правление Екатерины Великой

Екатерина II, правившая страной более тридцати лет, была образованной, умной, деловой, энергичной, честолюбивой женщиной. Находясь на престоле, она неоднократно заявляла, что является преемницей Петра I. Ей удалось сосредоточить в своих руках всю законодательную и большую часть исполнительной власти. Первой ее реформой стала реформа Сената, которая ограничила его функции в управлении государством. Она провела изъятие церковных земель, чем лишила церковь экономического могущества. Колоссальное количество монастырских крестьян были переданы государству, благодаря чему пополнилась казна России.
Правление Екатерины II оставило заметный след в российской истории. Как и во многих других государствах Европы, для России в период правления Екатерины II была характерна политика «просвещенного абсолютизма», которая предполагала правителя мудрого, покровительствовавшего искусству, благодетеля всей науки. Екатерина старалась соответствовать этому образцу и даже состояла в переписке с французскими просветителями, отдавая предпочтение Вольтеру и Дидро. Однако это не мешало ей проводить политику усиления крепостного гнета.
И все же проявлением политики «просвещенного абсолютизма» было создание и деятельность комиссии по составлению нового законодательного свода России вместо отжившего Соборного Уложения 1649 г. В работе этой комиссии были заняты представители различных слоев населения: дворяне, горожане, казачество и государственные крестьяне. В документах комиссии закреплялись сословные права и привилегии различных слоев населения России. Однако вскоре комиссия была распущена. Императрица выяснила умонастроения сословных групп и сделала ставку на дворянство. Цель была одна — укрепление государственной власти на местах.
С начала 80-х годов начался период реформ. Основными направлениями были следующие положения: децентрализация управления и повышение роли местного дворянства, увеличение числа губерний почти в два раза, жесткое соподчинение всех структур власти на местах и др. Реформировалась также и система правоохранительных органов. Политические функции пере-давались избираемому дворянским собранием земскому суду во главе с земским исправником, а в уездных городах — городничим. В уездах и губерниях возникла целая система судов, зависящая от администрации. Была введена и частичная избираемость чиновников в губерниях и уездах силами дворянства. Эти реформы создали достаточно совершенную систему местного управления и укрепили связь дворянства и самодержавия.
Положение дворянства еще более укрепилось после появления «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного дворянства» , подписанной в 1785 г. В соответствии с этим документом дворяне освобождались от обязательной службы, телесных наказаний, а также могли лишиться своих прав и имущества только по приговору дворянского суда, утвержденному императрицей.
Одновременно с Жалованной грамотой дворянству появилась и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». В соответствии с ней горожане были поделены на разряды с различными правами и обязанностями. Формировалась городская дума, занимавшаяся вопросами городского хозяйства, но под контролем администрации. Все эти акты еще больше закрепили сословно-корпоративное деление общества и укрепили самодержавную власть.

 

Восстание Е.И. Пугачева

 

Ужесточение эксплуатации и крепостного права в России в период царствования Екатерины II привело к тому, что в 60-70-е годы по стране прокатилась волна антифеодальных выступлений крестьян, казаков, приписного и работного люда. Наибольшего размаха они приобрели в 70-е годы, а самое мощное из них вошло в историю России под названием крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева.
В1771 г. волнения охватили земли яицких казаков, живших по реке Яик (совр. Урал). Правительство стало вводить армейские порядки в казацких полках и ограничивать казацкое самоуправление. Волнения казаков были подавлены, однако в их среде зрела ненависть, которая выплеснулась в январе 1772 г. в результате деятельности следственной комиссии, разбиравшей жа-лобы. Этот взрывоопасный регион и выбрал Пугачев для организации и похода против властей.
В 1773 г. Пугачев совершил побег из казанской тюрьмы и направился на восток, на реку Яик, где и провозгласил себя якобы спасшимся от смерти императором Петром III. «Манифест» Петра III, в котором Пугачев жаловал казакам земли, сенокосы, деньги, привлек к нему значительную часть недовольного казачества. С этого момента начался первый этап войны. После не-удачи под Яицким городком с небольшим отрядом уцелевших сторонников он двинулся к Оренбургу. Город был осажден восставшими. Правительство подтянуло к Оренбургу войска, которые нанесли бунтовщикам сильное поражение. Отступивший к Самаре Пугачев вскоре вновь потерпел поражение и с небольшим отрядом скрылся на Урале.
На апрель-июнь 1774 г, пришелся второй этап крестьянской войны. После ряда боев отряды восставших двинулись на Казань. В начале июля пугачевцы овладели Казанью, однако они не смогли противостоять подошедшей регулярной армии. Пугачев с небольшим отрядом переправился на правый берег Волги и начал отступление на юг.
Именно с этого момента война достигла наивысшего размаха и приобрела ярко выраженный антикрепостнический характер. Она охватила все Поволжье и грозила перекинуться в центральные районы страны. Против Пугачева были выдвинуты отборные армейские части. Стихийность и локальность, характерные для крестьянских войн, облегчили борьбу с восставшими. Под ударами правительственных войск Пугачев отходил на юг, стремясь прорвать л в казачьи
районы Дона и Яика. Под Царицыном его отряды были разбиты, а на пути к Яику сам Пугачев был захвачен и выдан властям зажиточными казаками. В 1775 г. он был казнен в Москве.
Причинами поражения крестьянской войны были ее царистский характер и наивный монархизм, стихийность, локальность, плохое воору-‘ жение, разобщенность. К тому же в этом движении участвовали различные категории населения, каждая из которых стремилась добиться исключительно своих целей.

 

Движение декабристов

 

Первая четверть XIX века в истории России стала периодом становления революционного движения и его идеологии. После заграничных походов русской армии передовые идеи стали проникать и в Российскую империю. Появились первые тайные революционные организации дворян. Большинство из них составили военные — офицеры гвардии.
Первое тайное политическое общество было основано в 1816 году в Петербурге под названием «Союз спасения», переименованное в следующем году в «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его членами были будущие декаб-ристы А.И.Муравьев, М.И.Муравьев-Апостол, П.И.Пестель, С.П.Трубецкой и др. Цель, которую они ставили перед собой, — конституция, представительство, ликвидация крепостного права. Однако это общество было пока малочисленно и не могло реализовать задачи, которое оно ставило перед собой.
В 1818 году на основе этого самоликвидировавшегося общества было создано новое — «Союз благоденствия». Это была уже более многочисленная тайная организация, насчитывавшая более 200 человек. Организаторами ее стали Ф.Н.Глинка, Ф.П.Толстой, М.И.Муравьев-Апостол. Организация имела разветвленный характер: ее ячейки были созданы в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Тамбове, на юге страны. Цели общества оставались прежними — введение представительного правления, ликвидация самодержавия и крепостного права. Пути достижения своей цели члены Союза видели в пропаганде своих взглядов и предложений, направляемых правительству. Однако отклика они так и не услышали.
Все это подтолкнуло радикально настроенных членов общества к созданию двух новых тайных организаций, учрежденных в марте 1825 г. Одна была основана в Петербурге и получила название «Северного общества». Его создателями были Н.М.Муравьев и Н.И.Тургенев. Другая возникла на Украине. Этим «Южным обществом» руководил П.И.Пестель. Оба общества были взаимосвязаны и являлись фактически единой организацией. Каждое общество имело свой программный документ, Северное — «Конституцию» Н.М.Муравьева, а Южное — «Русскую правду», написанную П.И.Пестелем.
Эти документы выражали единую цель — уничтожение самодержавия и крепостного права. Однако «Конституция» выражала либеральный характер преобразований — с конституционной монархией, ограничением избирательных прав и сохранением помещичьего землевладения, а «Русская правда» — радикальный, республиканский. Она провозглашала президентскую республику, конфискацию помещичьих земель и сочетание частной и общественной форм собственности.
Свой переворот заговорщики планировали совершить летом 1826 г. во время армейских учений. Но неожиданно 19 ноября 1825 г. умер Александр I, и это событие подтолкнуло заговорщиков к активным действиям раньше намеченного срока.
Российским императором после смерти Александра I должен был стать его брат Константин Павлович, однако еще при жизни Александра I он отрекся от престола в пользу младшего брата Николая. Это не было официально объявлено, поэтому первоначально и государственный аппарат, и армия присягнули Константину. Но вскоре был обнародован отказ Константина от престола и назначена переприсяга. Поэтому
члены «Северного общества» решили выступить 14 декабря 1825 г. с требованиями, заложенными в своей программе, для чего предполагали провести демонстрацию военной силы у здания Сената. Важной задачей было не допустить присягу сенаторов Николаю Павловичу. Руководителем восстания был провозглашен князь С.П.Трубецкой.
14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь пришел первым Московский полк, возглавляемый членами «Северного общества» братьями Бестужевыми и Щепиным-Ростовским. Однако полк в течение долгого времени простоял в одиночестве, заговорщики бездействовали. Убийство выехавшего к восставшим генерал-губернатора Петербурга М.А.Милорадовича стало роковым — восстание уже не могло завершиться мирным путем. К середине дня к восставшим все же присоединился гвардейский морской экипаж и рота лейб-гренадерского полка.
Руководители по-прежнему медлили с началом активных действий. К тому же оказалось, что сенаторы уже присягнули Николаю I и покинули Сенат. Поэтому «Манифест» было предъявлять некому, а князь Трубецкой на площадь так и не явился. Тем временем верные правительству войска начали обстрел восставших. Восстание было подавлено, начались аресты. Члены «Южного общества» попытались осуществить восстание в первых числах января 1826 г. (восстание Черниговского полка), но и оно было жестоко подавлено властями. Пять руководителей восстания — П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин и П.Г.Каховский — были казнены, остальные его участники сосланы на каторгу в Сибирь.
Восстание декабристов было первым открытым протестом в России, ставившим своей задачей коренное переустройство общества.

Царствование Николая I

В истории России правление императора Николая I определяется как апогей российского самодержавия. Революционные потрясения, сопровождавшие восшествие на престол этого российского императора, наложили свой отпечаток на всю его деятельность. В глазах своих современников он воспринимался как душитель свободы, вольномыслия, как неограниченный правитель-деспот. Император верил в пагубность человеческой свободы и самостоятельности общества. По его мнению, благоденствие страны могло быть обеспечено исключительно через жесткий порядок, неукоснительным выполнением каждым подданным Российской империи своих обязанностей, контролем и регламентацией общественной жизни.
Считая, что решить вопрос благоденствия можно только сверху, Николай I образовал «Комитет 6 декабря 1826 года». В задачи комитета входила подготовка законопроектов преобразований. На 1826 г. приходится и превращение «Собственной его императорского величества канцелярии» в важнейший орган государственной власти и управления. Наиболее важные задачи ставились перед ее II и III отделениями. II отделение должно было заниматься кодификацией законов, а III — занималось делами высшей политики. Для решения задач оно получило в подчинение корпус жандармов и, таким образом, контроль над всеми сторонами общественной жизни. Во главе III отделения был поставлен близкий к императору всесильный граф А.Х.Бенкендорф.
Однако сверхцентрализация власти не привела к положительным результатам. Верховные инстанции утонули в море бумаг и потеряли контроль за ходом дел на местах, что вело к волоките и злоупотреблениям.
Для решения крестьянского вопроса были созданы десять сменявших друг друга секретных комитетов. Однако итог их деятельности был незначительным. Наиболее важным мероприятием в крестьянском вопросе можно считать реформу государственной деревни 1837 г. Государственным крестьянам давалось самоуправление, приводилось в порядок и управление ими. Было пересмотрено обложение податями и наделение землей. В 1842 г. вышел указ об обязанных крестьянах, в соответствии с которым помещик получал право отпускать крестьян на волю с предоставлением им земли, но не в собст-венность, а в пользование. 1844 год изменил положение крестьян в западных районах страны. Но это было сделано не с целью улучшения положения крестьян, а в интересах власти, стремив-
шейся ограничить влияние местного, оппозиционно настроенного нерусского дворянства.
С проникновением в экономическую жизнь страны капиталистических отношений и постепенным размыванием сословной системы были связаны изменения и в общественном устройстве — повышены чины, дающие дворянство, а для крепнущих торгово-промышленных слоев вводилось новое сословное состояние — почетное гражданство.
Контроль за общественной жизнью привел и к переменам в области образования. В 1828 г. была проведена реформа низших и средних учебных заведений. Образование носило сословный характер, т.е. ступени школы были оторваны друг от друга: начальные и приходские — для крестьян, уездные — для городских обывателей, гимназии — для дворян. В 1835 г. увидел свет новый университетский устав, сокративший автономию высших учебных заведений.
Волна европейских буржуазных революций в Европе 1848-1849 гг., ужаснувшая Николая I, привела к т.н. «мрачному семилетию», когда до предела был ужесточен цензурный контроль, свирепствовала тайная полиция. Перед наиболее прогрессивно настроенными людьми замаячила тень безысходности. Этот последний этап царствования Николая I по сути был уже агонией той системы, которую он создал.

 

Крымская война

 

Последние годы царствования Николая I прошли на фоне осложнения внешнеполитического положения России, связанного с обострением восточного вопроса. Причиной конфликта стали проблемы, связанные с торговлей на Ближнем Востоке, за которую боролись Россия, Франция и Англия. Турция, в свою очередь, рассчитывала на реванш за поражение в войнах с Россией. Не хотела упускать своего шанса и Австрия, желавшая расширить сферу своего влияния на турецкие владения на Балканах.
Прямым поводом к войне стал старый конфликт между католической и православной церковью за право контроля над святыми для христиан местами в Палестине. Поддерживаемая Францией, Турция отказалась удовлетворить притязания России на приоритет православной церкви в этом вопросе. В июне 1853 г. Россия разорвала дипломатические отношения с Турцией и оккупировала Дунайские княжества. В ответ на это турецкий султан 4 октября 1853 г. объявил войну России.
Турция делала ставку на незатихающую войну на Северном Кавказе и оказывала восставшим против России горцам всяческую помощь, в том числе и осуществляла десанты своего флота на кавказском побережье. В ответ на это 18 ноября 1853 г. русская флотилия под командованием адмирала П.С.Нахимова полностью разгромила турецкий флот на рейде Синопской бухты. Это морское сражение стало предлогом для вступления в войну Франции и Англии. В декабре 1853 г. объединенная английская и французская эскадра вошла в Черное море, а в марте 1854 г. последовало объявление войны.
Пришедшая на юг России война показала полную отсталость России, слабость ее промышленного потенциала и неподготовленность военного командования к войне в новых условиях. Русская армия уступала практически по всем показателям — количеству паровых судов, нарезного оружия, артиллерии. Из-за отсутствия железных дорог плохо обстояло дело и со снабжением русской армии снаряжением, боеприпасами и продовольствием.
В период летней кампании 1854 г. России удалось успешно противостоять противнику. В нескольких сражениях были разгромлены турецкие войска. Английский и французский флоты пытались совершить нападения на позиции русских на Балтике, Черном, Белом морях и на Дальнем Востоке, однако безрезультатно. В июле 1854 г. России пришлось принять австрийский ультиматум и оставить Дунайские княжества. А с сентября 1854 г. развернулись основные боевые действия в Крыму.
Ошибки русского командования позволили десанту союзников успешно провести высадку в Крыму, а 8 сентября 1854 г. нанести поражение российским войскам у реки Альмы и осадить Севастополь. Оборона Севастополя под руководством адмиралов В.А.Корнилова, П.С.Нахимова и В.И.Истомина продолжалась 349 дней. Попытки русской армии под командованием князя А.С.Меншикова оттянуть на себя часть сил осаждавших оказались неудачны.
27 августа 1855 г. французские войска штурмом овладели южной частью Севастополя и захватили господствующую над городом высоту — Малахов курган. Русские войска были вынуждены оставить город. Так как силы сражавшихся сторон были истощены, 18 марта 1856 г. в Париже был подписан мирный договор, по условиям которого Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился к минимуму и уничтожались крепостные сооружения. Аналогичные требования были выставлены и Турции. Однако, так как выход из Черного моря находился в руках Турции, такое решение серьезно угрожало безопасности России. Кроме того, Россия лишалась устья Дуная и южной части Бессарабии, а также теряла право покровительствовать Сербии, Молдавии и Валахии. Таким образом, Россия уступила свои позиции на Ближнем Востоке Франции и Англии. Ее престиж на международной арене был сильно подорван.

Буржуазные реформы в России 60-х — 70-х годов

Развитие капиталистических отношений в дореформенной России приходило во все большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Поражение в Крымской войне обнажило гнилость и бессилие крепостной России. Наступил кризис политики господствующего феодального класса, который уже не мог ее проводить прежними, крепостническими методами. Необходимы были неотложные экономические, социальные и политические реформы для того, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране. В повестку дня страны стали мероприятия, необходимые для того, чтобы не только сохранить, но и укрепить социальную и экономическую базу самодержавия.
Все это прекрасно сознавал новый российский император Александр II, вступивший на престол 19 февраля 1855 г. Он понимал и необходимость уступок, а также компромисса в интересах государственной жизни. После своего восшествия на престол молодой император ввел в кабинет министров своего брата Константина, который был убежденным либералом. Следующие шаги императора также носили прогрессивный характер — разрешался свободный выезд за границу, были амнистированы декабристы, частично снята цензура на публикации, проведены другие либеральные мероприятия.
С большой серьезностью отнесся Александр II и к проблеме отмены крепостного права. Начиная с конца 1857 г. в России был создан ряд комитетов и комиссий, основной задачей которых являлось решение вопроса освобождения крестьянства от крепостной зависимости. В начале 1859 г. для суммирования и обработки проектов комитетов создаются Редакционные комиссии. Выработанный ими проект был передан в правительство.
19 февраля 1861 г. Александр II издал манифест об освобождении крестьян, а также « Положение», регламентирующее их новое состояние. По этим документам российские крестьяне получали личную свободу и большинство общегражданских прав, вводилось крестьянское самоуправление, в обязанности которого входил сбор податей и некоторые судебные полномочия. При этом сохранялась крестьянская община и общинное землевладение. Крестьяне по-прежнему должны были платить подушную подать и нести рекрутскую повинность. Как и раньше, по отношению к крестьянам применялись телесные наказания.
Правительство считало, что нормальное развитие аграрного сектора даст возможность сосуществовать двум типам хозяйств: крупному помещичьему и мелкому крестьянскому. Однако крестьянам доставалось земли под наделы на 20% меньше тех участков, которыми они пользовались до освобождения. Это сильно осложнило развитие крестьянского хозяйства, а в ряде случаев и свело его на нет. За полученную землю крестьяне должны были выплатить землевладельцам выкуп, превышавший ее стоимость в полтора раза. Но это было нереально, поэтому 80% стоимости земли помещикам выплачивало государство. Таким образом, крестьяне стали должниками государства и обязаны были вернуть эту сумму в течение 50-ти лет с процентами. Как бы то ни было, реформа создала значительные возможности для аграрного развития России, хотя и сохранила ряд пережитков в виде сословной обособленности крестьянства и общин.
Крестьянская реформа повлекла за собой и преобразования многих сторон общественной и государственной жизни страны. 1864 год стал годом рождения земств — органов местного самоуправления. Сфера компетенции земств была достаточно широка: они имели право собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственными вопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также вопросами благотворительности.
Коснулись реформы и городской жизни. С 1870 г. органы самоуправления стали формироваться и в городах. Они ведали в основном хозяйственной жизнью. Орган самоуправления получил название городской думы, которая формировала управу. Во главе думы и исполнительного органа стоял городской голова. Сама же дума избиралась городскими избирателями, состав которых формировался в соответствии с социальным и имущественным цензом.
Однако наиболее радикальной стала судебная реформа, проведенная в 1864 г. Прежний сословный и закрытый суд был отменен. Теперь приговор в реформированном суде выносили присяжные заседатели, являвшиеся представителями общественности. Сам процесс стал публичным, устным и состязательным. От имени государства на суде выступал обвинитель-прокурор, а защиту обвиняемого осуществлял адвокат — присяжный поверенный.
Не были обойдены вниманием средства массовой информации и учебные заведения. В 1863 и 1864 гг. вводятся новые университетские уставы, возвратившие им автономию. Было принято новое положение о школьных учреждениях, по которому заботу о них брали на себя государство, земства и городские думы, а также церковь. Образование провозглашалось доступным для всех сословий и конфессий. В 1865 г. была снята предварительная цензура на публикации и ответственность за уже вышедшие статьи возлагалась на издателей.
Серьезные реформы были проведены и в армии. Россия была разделена на пятнадцать военных округов. Видоизменялись военные учебные заведения и военно-полевой суд. Вместо рекрутского набора с 1874 г. вводилась всеобщая воинская обязанность. Преобразования затронули также и сферу финансов, православного духовенства и церковных учебных заведений.
Все эти реформы, получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями второй половины XIX века, мобилизовали всех представителей общества на решение общенациональных задач. Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданского общества. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

Александр III и его контрреформы

Источник: lektsia.com

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора».

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату её рождения к концу IX века. Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12В км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода.

Основатель древнерусской княжеской династии Рюрик умер в 879 году. Он оставил на попечение своего родственника Олега малолетнего сына Игоря. Некоторые летописи передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга». Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Игорь Рюрикович начал самостоятельно править с 912 года. Самые ранние древнерусские летописцы оставляют сообщение о женитьбе Игоря на Ольге недатированным, то есть они не имели сведений о дате свадьбы. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз в русско-византийском договоре 944 года.

Даты смерти Олега и, соответственно, начала правления Игоря, условны. В 914 году Игорь завоевал древлян и возложил на них дань больше Олеговой. Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Собрав положенную дань, Игорь с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было тех мало.

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 стала Ольга. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав. Но и после его совершеннолетия она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Святослав Игоревич – великий князь киевский с 945 по 972 год – прославился как полководец. Русский историк Н.М. Карамзин назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории». По словам советского историка академика Б.А. Рыбакова, походы Святослава 965–968 годов «представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии».

Эти военные победные походы были бы невозможны, не будь у Святослава крепкого, защищенного тыла в Киеве, где государством правила его мать. Мать и сын как правители представляли собой две стороны медали: он завоевывал новые земли, она наводила экономический и правовой порядок на них.

Ольга еще в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего сразу вернулась к сыну Святославу в Киев.

Ольга установила систему «погостов» – центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева – городской дворец и загородный терем Ольги).

В 945 году Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством – установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») – «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»).

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года. В политических летописях христианского времени Ольгу называли предвозвестницей православной земли. Она первой в русской земле вступила в Царство Небесное. Православная церковь впоследствии признала Ольгу святой. Она почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 24 июля по новому стилю.

В 968 году печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве.

Осаждённые страдали от жажды и голода. Войска во главе с воеводой Претичем собрались на левом берегу Днепра.

Доведённая до крайности, мать Святослава княгиня Ольга, которая находилась в городе со всеми сыновьями Святослава, решила передать Претичу, что сдаст город наутро, если Претич не отгонит печенегов, и начала искать способы связаться с ним. Наконец, молодой киевлянин, свободно говоривший по-печенежски, вызвался выбраться из города и добраться до Претича. Притворяясь печенегом, разыскивающим свою лошадь, он пробежал через их лагерь. Когда он бросился в Днепр и поплыл к другому берегу, печенеги поняли его обман и начали стрелять по нему из луков, но не попали.

Когда юноша добрался до Претича и сообщил ему об отчаянном положении киевлян, воевода решил внезапно переправиться через реку и вывезти семью Святослава.

Рано утром Претич и его дружина сели на свои корабли и высадились на правом берегу Днепра, трубя в трубы. Думая, что это армия Святослава вернулась, печенеги сняли осаду. Ольга с внуками вышла из города к реке.

Между тем печенеги возобновили осаду, так что нельзя было коня напоить на реке Лыбеди. Киевляне послали Святославу гонца с известием о том, что его семью едва не пленили печенеги и опасность Киеву по-прежнему сохраняется. Святослав быстро вернулся домой в Киев и прогнал «печенегов в поле».

У княгини Ольги было трое внуков от ее сына великого князя Святослава Игоревича: Ярополк Святославич, князь киевский, Олег Святославич, князь древлянский, Владимир Святославич, киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Владимир родился от ключницы Малуши. Разгневанная княгиня Ольга сослала Мал ушу. Будучи раздатчицей милостыни (занятие христианки), Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», и именно это вызвало гнев Ольги. Малолетний Владимир находился под присмотром княгини Ольги. В немалой степени его великое дело крещения Руси было основано на воспитании бабкой-христианкой.

После победы над печенегами в 968 году Святослав не пожелал оставаться в Киеве надолго, так как считал центром своей земли город Переяславец. Когда на следующий год он собирался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его: «Видишь – я больна; куда хочешь уйти от меня?» – ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня,В – отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте. Ольга была похоронена в земле в 969 году по христианскому обряду. Её внук, князь Владимир Святославич Креститель, перенес в 1007 году мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве.

Ольга осталась в исторической памяти как женщина, правившая на Руси в X веке. Она рано потеряла мужа, оставшись одна с малолетним сыном, и вследствие именно этих обстоятельств воспитала в себе на всю жизнь сильный и волевой характер.

Источник: indbooks.in

Житие святой равноапостольной княгини Ольги

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга утверждает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату ее рождения к концу IX века. Приблизительную дату ее рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который уточняет, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого много ученых высчитали дату ее рождения — 893 год. Проложное житие княгини утверждает, что нам момент смерти ей было  75 лет. Таким образом, Ольга родилась в 894 году. Но эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (ок. 938-943 гг.), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется маловероятным. Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси Б.А. Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайней поздней точкой рождения Ольги 927-928 год. А. Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» утверждает, что княгиня родилась около 920 года. Следовательно, вернее выглядит дата около 925, нежели 890 год, так как и сама Ольга в летописях за 946-955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает в 942 году. Имя будущей просветительницы Руси и ее родину «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря:

И привели ему жену из Пскова, именем Ольга.

Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты недалеко от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился на Псковской земле и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Ольга оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя:

Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил Ольгу и послал за ней князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

В 942 году в семье князя Игоря родился сын Святослав. В 945 году Игорь был убит древлянами после неоднократного взимания с них дани. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом (ум. 946 г.). Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью она заманила в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, устанавливая дани и оброки, отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. Житие так повествует о трудах Ольги:

И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна,  своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения.

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику, как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой. Но Ольга понимала, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа. «Степенная книга» пишет:

Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания.

Преподобный Нестор Летописец (ок. 1056-1114 гг.) повествует:

Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг  Христа.

Великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житие святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (917-956 гг.), а восприемником был император Константин Багрянородный (905-959 гг.), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний (ум. 1232 г.): «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос». Патриарх благословил новокрещеную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись:

Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. Княгиня Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески:

Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем.

На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова. 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии Премудрости Божией. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при Крещении в Константинополе. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано:

Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне.

После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна. В то время язычники с надеждой взирали на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом:

Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним … Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают.

Он, не слушая матери, жил по языческим обычаям. В 959 году немецкий хронист писал: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре умер. На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности», — так повествуют летописи о миссии Адальберта. Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ей церкви. Княгине Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось княгине Ольге.

Святослав разгромил давнего врага Русского государства — Хазарский каганат. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии — восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском:

Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!.

Пребывая в Киеве, княгиня Ольга учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Княгиня Ольга с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Княгиня Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню». «Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшем исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела и как праведная была принята руками Божиими». Датой преставления княгини Ольги является 11 июля 969 года. Княгиня Ольга была похоронена по христианскому обычаю. В 1007 году ее внук князь Владимир Святославичоколо (960-1015 гг.) перенес мощи святых, включая Ольги, в основанную им церковь  Богородицы в Киеве.
 

Почитание святой равноапостольной княгини Ольги

Вероятно, в период княжения Ярополка (972-978 гг.) княгиня Ольга стала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля (ст. ст). При великом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие болящие исцелялись. Сбылось пророчество святой княгини Ольги о кончине сына Святослава. Он, как сообщает летопись, был убит печенежским князем Курей (Х в.), который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира — Крещение Руси. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной.

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.  Согласно Иоакимовской летописи, первоначальное имя Ольги — Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968-971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жен. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги. Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677 год) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940 год) последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги. О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием (значит, племянник или двоюродный брат), упомянул Константин Багрянородный в перечислении ее свиты во время визита в 957 году в Константинополь.
 

Тропарь и кондак святой равноапостольной княгине Ольги

Тропарь, глас 1

Крилома богоразумия вперивши свой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскающи Бога и Творца всяческим. И Того обретши, паки порожение крещением прияла еси. И древа животнаго креста Христова наслаждьшися, нетленна во веки пребываеши, ОЛьго присно славная.

Кондак, глас 4

Воспоем днесь Благодателя всех Бога, прославльшаго в Руси Ольгу богомудрую. И молитвами ея Христе, подаждь душам нашим грехов оставление.

————————

Библиотека Русской веры
Канон святой равноапостольной княгине Ольге →

Читать онлайн
————-

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Иконы

На иконах святая равноапостольная княгиня Ольга изображается в рост или по пояс. Она облачена в царские одежды, ее голову украшает княжеский венец. В правой руке святая княгиня Ольга Владимир держит крест — символ веры, как нравственной основы государства, или свиток.

Святые князья. Деталь походной церкви «Небесная сень». В данном клейме представлены (сверху вниз, слева направо): князья Довмонт, Всеволод, Ольга, Борис, Владимир, Глеб. Тверская областная картинная галерея. 1588–1590 гг.Святые князья. Деталь походной церкви «Небесная сень». В данном клейме представлены (сверху вниз, слева направо): князья Довмонт, Всеволод, Ольга, Борис, Владимир, Глеб. Тверская областная картинная галерея. 1588–1590 гг.

Святая равноапостольная Ольга. Фреска. Московский Кремль (Архангельский собор). XVII векСвятая равноапостольная Ольга. Фреска. Московский Кремль (Архангельский собор). XVII век Святая равноапостольная Ольга. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 11 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу СтрогановуСвятая равноапостольная Ольга. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 11 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову

Месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи. Русь. Конец XV векаМесть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи. Русь. Конец XV века

Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Русь, XV векКрещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Русь, XV век

Храмы во имя святой равноапостольной княгини Ольги

На северо-западе Руси существовал погост Ольгин Крест. Именно сюда, как гласят летописные источники, для сбора податей приходила в 947 году княгиня Ольга. В память о своем удивительном спасении при переправе через порожистую и незамерзающую Нарову, княгиня Ольга поставила деревянный, а потом и каменный крест. В урочище Ольгин Крест находились местные чтимые святыни — храм во имя святителя Николы, построенный в ХV веке, каменный крест, установленный, по преданию, в Х веке княгиней Ольгой. Позднее крест был вделан в стену церкви святителя Николы. В 1887 году храм был дополнен приделом во имя святой княгини Ольги. Никольский храм был взорван в 1944 году отступавшими немецкими войсками.

Урочище Ольгин крест с церковью во имя святителя НиколыУрочище Ольгин крест с церковью во имя святителя Николы

В Киеве на Трехсвятительской улице (ул. Жертв Революции) до 30-х гг. XX в. находилась церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Она была построена в начале 80-х гг. XII века князем Святославом Всеволодовичем на княжеском дворе и освящена в 1183 г. У церкви был придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

Трехсвятительский храм с приделом во имя святой равноапостольной княгини Ольги в КиевеТрехсвятительский храм с приделом во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Киеве

В церкви Успения с парома (с Пароменья) в Пскове освящен придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Церковь поставлена на месте более ранней, построенной в 1444 году.  С 1938 года церковь не действовала, в 1994 году в ней возобновлено богослужение.

Церковь Успения с приделом во имя святой равноапостольной княгини Ольги в ПсковеЦерковь Успения с приделом во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Пскове

Во имя святой равноапостольной княгини Ольги освящен единоверческий храм в Ульяновске. Церковь была построена в 1196 году.

Церковь во имя святой равноапостольной княгини Ольги в УльяновскеЦерковь во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Ульяновске

В г. Ульяновске находится единоверческий храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви.

Единоверческий храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги в г. Ульяновске (РПЦ)Единоверческий храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги в г. Ульяновске (РПЦ)

Народная память о святой равноапостольной княгине Ольге

В Пскове существует Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине. Памятники святой поставлены в Киеве и Коростени, а также фигуры Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. В честь святой княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря и поселок городского типа в Приморском крае. В честь святой Ольги названы улицы в Киеве и Львове. Также во имя святой Ольги учреждены ордена: Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги  (учрежден императором Николаем II в 1915 году); «Орден княгини Ольги» (государственная награда Украины с 1997 года); Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ).

Памятник княгине Ольге и Владимиру в Пскове. Скульптор Вячеслав КлыковПамятник княгине Ольге и Владимиру в Пскове. Скульптор Вячеслав Клыков

Святая княгиня Ольга на Памятнике «1000-летие России» в Великом НовгородеСвятая княгиня Ольга на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Памятник княгине Ольге, святому Апостолу Андрею Первозванному и равноапостольным Кириллу и Мефодию в КиевеПамятник княгине Ольге, святому Апостолу Андрею Первозванному и равноапостольным Кириллу и Мефодию в Киеве

Залив святой ОльгиЗалив святой Ольги

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Картины

К образу святой княгини Ольги и ее житию обращались многие живописцы в своих произведениях, среди них В.К. Сазонов (1789–1870 гг.), Б.А. Чориков (1802–1866 гг.), В.И. Суриков (1848–1916 гг.), Н.А. Бруни (1856–1935 гг.), Н.К. Рерих (1874–1947 гг.), М.В. Нестеров (1862–1942,  гг.) и другие.

В.К. Сазонов. Первая встреча князя Игоря с ОльгойВ.К. Сазонов. Первая встреча князя Игоря с Ольгой

В.И. Суриков. Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. Эскиз, 1915 годВ.И. Суриков. Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. Эскиз, 1915 год

Ф.А. Бруни. Мщение Ольги против идолов древлянских. Гравюра, 1839 годФ.А. Бруни. Мщение Ольги против идолов древлянских. Гравюра, 1839 год

М.В. Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга, 1927 годМ.В. Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга, 1927 год

Н. К. Рерих. Святая Ольга. Эскиз к мозаике, 1915 годН. К. Рерих. Святая Ольга. Эскиз к мозаике, 1915 год

Образ святой равноапостольной княгини Ольги в искусстве

Святой равноапостольной княгине Ольге посвящены многие литературные произведения, это «Княгиня Ольга» (А.И. Антонов), «Ольга, королева русов» (Б. Васильев), «Аз Бога ведаю!» (С.Т. Алексеев), «Великата княгиня Елена-Олга» (М. Апостолов) и другие. В кинематографе известны такие произведения, как «Легенда о княгине Ольге» (режиссер Юрий Ильенко), «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (режиссер Булат Мансуров) и другие.

Источник: ruvera.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.