Алексей михайлович основные события

Алексей Михайлович Романов родился девятнадцатого марта 1629 года и уже в шестнадцать лет вступил на престол, после кончины своего отца царя Михаила. Этот правитель являлся сторонником морального совершенствования и благочестия, соблюдая ревностно посты и изучая духовную литературу. Фактическое управление государством на начальном этапе его правления осуществлял его опекун и воспитатель, боярин Морозов. Необходимо отметить, что в окружении правителя, которого в народе прозвали Тишайшим, были не только знатные люди. Также отдавалось должное и тем, кто обладал определённым складом ума и интеллектуальными способностями (например, Ордин-Нащокин и Морозов) .

Составленное в эпоху правления этого русского царя Соборное уложение от 1649 года позволяло заложить новую законодательную базу в Российском государстве. Продолжалась практика введения иностранных специалистов в русскую армию. Значение Земских соборов и Боярской думы постепенно сводилось к нулю. При этом набрала силу так называемая Ближняя дума, в круге которой были лишь приближённые Алексея. Самым заметным событием периода правления Алексея Михайловича Романова был раскол церкви. В противостоянии с патриархом Никоном был окончательно закреплён приоритет царской власти над церковной.


Вся внешняя политика Алексея Михайловича Романова была наполнена практически непрерывными военными действиями. Так, к примеру, границы русских территорий значительно расширялись за счёт территорий Восточной Сибири, а также Дальнего Востока. При этом, внутренняя политика этого правителя была полна массовыми публичными выступлениями из которых, конечно же, стоит выделить военные бунты Степана Разина, а также такие знаменитые бунты как Соляной бунт и Медный бунт.

Из письменных источников того времени нам известно, что Алексей Михайлович был женат два раза и имел шестнадцать детей (тринадцать от первой жены Марии Милославской и трёх от второй — Натальи Нарышкиной) . Впоследствии три его сына занимали верховный престол Русского государства.

Царь Алексей Михайлович Романов скончался одиннадцатого февраля 1676 года в возрасте сорока семи лет. Исследователи полагают, что в качестве причины ранней смерти правителя могла выступить его полнота. Ведь известно, что даже сами бояре считали его тучным человеком.

Источник: iotvet.com

1. Правление Михаила Федоровича Романова охватывает период 16131645 гг.Это один из сложных периодов в истории российского государства, сопряженный с восстановительными процессами. Российское общество оказалось не только политически расшатанным, но и охваченным социальными болезнями – разными формами социальной преступности вследствие парализованности государственной власти в предшествующий период.


Непосредственно этот период правления характеризуется как двоевластие:государственная власть в лице Михаила Федоровича и церковная власть в лице патриарха Филарета (его отца). Это единственный случай в истории государства российского, когда два властных института органично взаимодополняли друг друга, не вступая в противоречия.

Задачи на данном этапе правления состояли в следующем:

1. Восстановление центрального управления – вертикали политической власти – царь в опоре на возрождаемые Земские Соборы и сословно-представительную монархию при условии регулярного созыва Земских Соборов (с пресечением административных злоупотреблений и со стабилизацией государственной казны);

2. Восстановление (повсеместное) работы органов местного управления через введение института губных старост, органа осуществлявшего правоприменительную практику (направленный на борьбу с воровством);

3. Внешнеполитическая линия развивалась в русле стабилизации отношений со Швецией (Столбовский мирный договор с которой был подписан в 1617 г. – Швеция оставляла за собой южный берег Финского залива, т.е. те территории, которые Борисом Годуновым были возвращены Москве в 1595 г) и с Польшей (польская знать в своих интересах затягивала момент разрешения конфликта до 1618 г., когда было подписано перемирие).


Внутренняя политика была направлена на погашение очагов народных волнений под предводительством атамана И. Заруцкого, обосновавшего свой лагерь в Астрахани, и пытавшегося поднять на восстание казаков по Волге, Дону, Тереку (казненного в 1614 г.).

Весьма конфликтная обстановка во внешней политики, продолжавшаяся эскалация напряженности внутри страны – все это обусловило государственную власть предпринять жесткие меры по созданию боеспособного войска.

Эти задачи были направлены на магистральную идею правления – поднятие общего благосостояния государства.

Таким образом, правление М. Ф. Романова носило, в целом, восстановительный, стабилизационный характер, о чем свидетельствовали попытки вернуться к модели государственного устройства периода правления Ивана IV и «Избранной рады» (доопричный период), которая основывалась на принципах рациональности и конструктивности.

2. Правление Алексея Михайловича Романова – 1645 – 1676 гг. –в целом характеризуется как внутренне нестабильное, конфликтное, причем, деструктивное начало было внесено и самим царем, и его окружением. Алексей Михайлович получил прозвище говорящее «Тишайший»: провоцируя конфликтную ситуацию, он не вмешивался в дальнейший ход событий, еще более нагнетая обстановку, экстраполируя негативные процессы в обществе.


Его правление отмечено созданием основного документа в 1648/1649 гг. – «Соборного уложения» – нового свода законов государства российского, отражавшего изменения в социальной организации российского общества, произошедшие после Великой смуты. «Соборное уложение» свидетельствовало об окончательном прикреплении крестьян к помещикам и усилении абсолютизма.

Кроме этого, если в начале своего правления Алексей Михайлович придерживался практики созыва Земских соборов, то после присоединения Левобережной Украины в 1654 г. Земские соборы прекратили свое существование, что также подтверждало ключевую идею правления – абсолютизацию власти.

Особенностями правления эпохи Алексея Михайловича были многочисленные бунты, в частности:

в 1648 г. возник соляной бунт, спровоцированный деятельностью боярина Б. И. Морозова по повышению налога на соль;

в 1662 г. произошел медный бунт. В целях пополнения государственной казны боярином Ртищевым был разработан проект металлических ассигнаций – чеканки медной монеты, являвшейся эквивалентом серебряного рубля. Однако из-за отсутствия должного контроля над этой финансовой операцией получили распространение фальшивые монеты;

1667 – 1670-е гг. отмечены крестьянскими волнениями под предводительством Степана Разина, апогеем которых были 1669 – 1671 гг., территориально охватившие Волгу и Дон;


в 1652 – 1660-е гг. произошел церковный раскол (1652 – 1653 гг.) и последовавшие за ним старообрядческие бунты (1660-е гг.), вызванный деятельностью патриарха Никона по внесению правок в церковные обряды, ритуалы, тексты. С позиции истинно верующих людей недопустимы вольная интерпретация сакральных текстов, внесение правок в церковные каноны. Печатное слово в духовном религиозном понимании не должно быть подвержено изменениям времени в силу того, что оно несет этическую нагрузку и обращено к христианским ценностям – веры, любви, добра. В знак протеста против политики официальной церкви последователи традиций православной христианской веры и русской православной церкви обрекали себя на самосожжение. Так возникло старообрядчество (движение духовного протеста), идеологами которого выступали представители самых разных слоев общества – игумен Досифей, пророк Аввакум, боярыня Софья Морозова и ее сестра Евдокия Урусова, глава стрелецкого войска Андрей Хованский и его сын Иван и др.;

и, наконец, по «лестничному порядку» престолонаследия московский престол перешел от Алексея Михайловича к его сыну – Федору (1676 – 1682 гг.), а затем к Софье (1682 – 1689 гг.), что усилило борьбу между Милославскими (окружением от первого брака Алексея Михайловича) и Нарышкиными (окружением от второго брака царя, в котором был рожден Петр) за обладание престолом, а также спровоцировало стрелецкие бунты.

Конструктивными мерами в правлении Алексея Михайловича было выстраивание торговых отношений в контексте политики протекционизма – поддержки отечественного товаропроизводителя.


этой целью принимались соответствующие документы – «Торговый устав» 1653 г., фиксировавший единую торговую пошлину; «Новоторговый устав» 1667 г., запрещающий для иностранцев розничную торговлю, устанавливающий пошлину золотом и серебром до 22% от стоимости товара. Постепенно возобновлялись торгово-рыночные отношения, укреплялись связи между мелкими местными рынками, увеличивалось количество городских и сельских торгов, получили развитие ярмарки – Свенская ярмарка (около Брянска), Лебедянская ярмарка (в Липецкой области), Ирбитская ярмарка (в Свердловской области). Все это способствовало формированию всероссийского рынка.

Кроме этого, получило дальнейшее развитие мануфактурное производство – крупные предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике (в кожевенной, канатно-прядильной отраслях, а также по производству солеварения, винокурения, металлообработки и др.).

Таким образом, весь ХVII в. вошел в историю государства российского как «бунташный век», бунты которого усиливались и ожесточались во второй половине столетия.

Методические ориентиры в раскрытии темы: особенности правления Михаила Романова; усиление абсолютизма при Алексее Михайловиче: Соборное уложение 1649 г.; юридическое оформление крепостного права; медный и соляной бунты; крестьянское восстание под предводительством Степана Разина; церковная реформа патриарха Никона.


Литература:

1. Ключевский В. О. Избранные лекции «Курса русской истории» / В. О. Ключевский. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

2. Соловьев С. М. Сочинения: В 18 кн. / С. М. Соловьев. – М. : Голос, 1993. – Кн. 3. – Т. 5, 6.

3. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. – СПб. : Кристалл, 2000. – 839 с.

4. История России с древнейших времен до конца XX века: Учеб. пособие для вузов /М. М. Горинов, А. А. Горский, А. А. Данилов и др. – М. : Дрофа, 2000. – 655 с.

5. История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник / Н. И. Павленко, И. Л. Андреева, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров. – 2-е изд., испр. – М. : Высш. шк., 2000. – 559 с.

6. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. пособие для вузов / А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров. – М. : АСТ, 2000. – 575 с.

7. Скрынников Р. Т. Крест и корона. Церковь и государство на Руси. XI-XVII вв. / Р. Т. Скрынников. – СПб. : Искусство, 2002. – 462 с.

8. Трехсотлетие Дома Романовых 1613 – 1913. – Репринт. изд. – 1913. – М., 1991.

9. История России. Учебник / под ред. А. С. Орлова, Н. А. Георгиева. – М. : Проспект, 2002. – 544 с.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1.Особенности восстановительного периода в правлении Михаила Федоровича Романова;

2. Причины бунтов в правлении Алексея Михайловича.


Источник: studopedia.ru

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ — второй царь из династии Романовых, сын Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны (Стрешневой).

Получил традиционное воспитание и образование, не был чужд литературного творчества. На формирование мировоззрения Алексея Михайловича повлияли идеи религиозно-нравственного совершенствования личности и общества, особой ответственности московского государя за судьбы вселенского православия (смотрите в статье "Москва — третий Рим"). Эти идеи привели к появлению проектов церковной реформы. Наибольшую активность проявляли религиозные деятели, тяготевшие к Кружку ревнителей древнего благочестия, во главе которого стоял царский духовник, протопоп Кремлевского Благовещенского собора Стефан Вонифатьев.

Вступив на престол в 1645 году, Алексей Михайлович не вмешивался в управление государством, передав бразды правления своему воспитателю боярину Б.И. Морозову. Тот, стремясь упрочить свое положение, устроил в 1647 году свадьбу Алексея Михайловича на дочери своего сторонника И.Д. Милославского Марии Ильиничне. Спустя 3 недели Б.И. Морозов женился на сестре царицы, Анне Милославской.

Возведение засечных черт и новых городов на юге Московского государства в последние годы правления Михаила Федоровича серьезно подорвало финансы. Правительство Б.И. Морозова увеличило долю прямых поступлений (соляной налог), а также урезало жалованье различным категориям служилых и приказных людей. Положение отягчалось масштабным мздоимством и беззаконием. Всеобщее недовольство привело к городским восстаниям (самое сильное — так называемый соляной бунт в Москве в июне 1648 года). Размах и направленность движения заставили Алексея Михайловича вмешаться в ход событий. Он «вымолил» Б.И. Морозова у восставших, обещая навсегда удалить его от дел.


После этого вмешательство Алексея Михайловича в управление страной резко возросло. При его непосредственном участии началась работа над кодексом законов в Уложенной комиссии боярина Н.И. Одоевского, а затем на Земском Соборе 16481649 годов. Соборное уложение 1649 года нормативно закрепило основные требования служилого и посадского сословий, упрочило социальную базу самодержавия. Начинает работать Тайный приказ, который соединил функции личной канцелярии царя и ведомства, контролирующего деятельность центральных и местных органов управления, а также реализовывал проекты, в которых был лично заинтересован Алексей Михайлович. Деятельность Алексея Михайловича рассматривается большинством историков как становление абсолютной монархии.

При Алексее Михайловиче произошел раскол Русской правосласной церкви. Поддержав реформы патриарха Никона, царь, помимо всего прочего, преследовал политические цели. Алексей Михайлович видел миссию единственного православного царства, во главе которого он стоял, в освобождении всех православных от иноверческого гнета и объединил их вокруг престола Романовых.


енно в таком ключе осознавалась им борьба за Украину. Реформа Никона имела также важный культурологический смысл, открывая возможность для восприятия достижений и технологий западноевропейской культуры, в необходимости использования которой все больше убеждался Алексей Михайлович. Во второй половине XVII века объем заимствований приобретает широкий размах. Увеличивается использование иноземных специалистов. Формируются «полки нового строя», приближенные к требованиям регулярной армии. Пробудился интерес элиты к западноевропейской культуре, хотя «старина» еще заметно преобладает над «новизной».

Конфликт на почве разных толкований смысла «симфонии» светской и церковной властей и теократических притязаний патриарха привел к столкновению царя с Никоном. Свою лепту в обострение отношений внесло боярство, убедившее Алексея Михайловича в том, что Никон затмил государя и «умалил» его царский титул. В 1658 году последовал разрыв. Никон объявил об уходе с патриаршего престола. Последовал длительный период «сиротства» Русской Православной Церкви. Церковный собор 1666-1667 годов, на котором присутствовали два вселенских патриарха, осудил Никона и лишил его сана. Дело Никона усилило зависимость церкви от самодержавия, предопределив церковную реформу Петра I.

Алексей Михайлович вел активную внешнюю политику, направленную на преодоление последствий Смуты. Наиболее крупным успехом стало возвращение Смоленска и вхождение в состав Русского государства Правобережной Украины в результате русско-польской войны 1654-1667 годов. Алексей Михайлович принял личное участие в походах 1654-1655 годов, оставив записки и письма родным об этих кампаниях. В 1656-1658 годах были предприняты попытки вернуть земли, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру, и оттеснить шведов от завоеваний в Великом княжестве Литовском. Внешняя политика Алексея Михайловича в 1650-1660 годах чередовалась успехами и поражениями. Последние были вызваны переоценкой собственных сил, в результате чего главный противник — Речь Посполитая — получила возможность для восстановления сил и перехода в наступление. Неустойчивым оставалось положение на Украине, осложнявшееся постоянными политическими колебаниями казачества и старшины, изменами гетманов и ошибками московских властей и воевод на местах. С середины 1660-х вектор внешней политики Алексея Михайловича стал меняться. На первый план стала выходить борьба с Турцией, которая перенесла свои основные внешнеполитические усилия в Восточную Европу. Алексей Михайлович выступил с идеей создания союза христианских государств, призванного пресечь агрессию Османской империи. По сути, военные действия на южных рубежах России не прекращались с начала 1670-х годов. Однако генеральное столкновение — русско-украинско-турецкая война — пришлась на время правления преемника Алексея Михайловича царя Федора Алексеевича. В целом внешнюю политику Алексея Михайловича можно признать успешной.

Современники называли правление Алексея Михайловича «бунташным». Связано это обстоятельство не только с возрастанием уровня феодальной ренты, ростом государственных налогов и завершением закрепощения, но и сословной стратификацией различных групп населения. Среди крупнейших выступлений — восстание Степана Разина 1670-1671 годов, Медный бунт 1662 года, Соловецкое восстание 1668-1676 годов. Алексей Михайлович не только жестоко подавлял антиправительственные выступления, но и как в событиях Медного бунта, оказывался невольным их участником. При этом Алексей Михайлович проявлял себя как человек, не лишенный самообладания.

Склонный к самоанализу Алексей Михайлович разработал целую «систему» самодержавной идеологии. Формулируя основные принципы государственной деятельности, он требовал от подданных строгого выполнения своих обязанностей, определенных «чином», беспрекословной «службы» своему государю. Представляя царскую власть как богоустановленную и предназначенную для того, чтобы править и судить «в правду, всем равно», считал монарха единственным источником не только права, но и «всякой милости» и справедливости. Называл себя государем «святой Руси», последнего оплота вселенского православия.

Человек глубоко верующий, Алексей Михайлович ревностно выполнял религиозные обряды. Современники отмечали ровный нрав царя, склонность к созерцательности, мягкохарактерность, иногда вспыльчивость. Эти черты, в частности, обусловили учреждение Тайного приказа, с помощью которого царь осуществлял единоличное управление приказами и местными учреждениями, оставаясь как бы вне приказной системы. Однако благодушие Алексея Михайловича кончалось там, где затрагивались его представления о роли государя и его власти. Во время Московского восстания 1662 года он приказал «бити и рубити до смерти» повстанцев. Широко распространенная в массовом историческом сознании характеристика Алексея Михайловича как «тишайшего» царя неточна. На самом деле «Тишайший» — титулярный элемент, который не закрепился в официальном титуле.

Сильное воздействие на Алексея Михайловича оказали польско-украинско-белорусские культурные традиции, посредством которых шло своеобразное восприятие европейской культуры в целом. Интерес к новому выразился у Алексея Михайловича в сфере культуры и быта (первые «комедийные действа»; сады и «огороды» в селах Коломенское и Измайлово под Москвой).

Литературное наследие Алексея Михайловича разнообразно. Особое место в нем занимает послание митрополиту Никону на Соловки в связи со смертью патриарха Иосифа. Исследователи древнерусской культуры, отмечая безусловный литературный дар Алексея Михайловича, подчеркивают редкую для XVII столетия степень «самовыявления» автора в послании. Бесспорно участие Алексея Михайловича в составлении «Урядника сокольничего пути» и новой редакции Сказания об Успении Богородицы, появившейся, по-видимому, в связи с кончиной царицы Марии Ильиничны. Не менее интересно эпистолярное наследие второго Романова, раскрывающего его и как глубоко верующего, рефлектирующего, житейски мудрого человека, и как государя, который неустанно заботился о своем соответствии высоте царского сана.

От первого брака Алексея Михайловича с М.И. Милославской родились сыновья — будущие цари Федор Алексеевич и Иван V, дочь Софья Алексеевна и др.; от второго брака с Н.К. Нарышкиной — царь Петр I.

Источник: w.histrf.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.