Племена древних славян

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.


Племена древних славян

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.


Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Племена древних славян

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.


Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.


Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Племена древних славян

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян


Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.


Племена древних славян

Источник: histrf.ru

Восточно славянские племена

Бужане являются представителями восточнославянского племени, проживавшего на реке Буг. По мнению большинства исследователей, бужане — это другое наименование волынян. На территории, что была заселена бужанами и волынянами, обнаружили единую археологическую культуру. Как становится известно из «Повести временных лет», бужане, которые сидели по Бугу, впоследствии получили наименование волыняне. Как утверждает археолог В.В. Седов, часть дулебов, местом обитания которых стал бассейн Буга, называлась изначально бужанами, а затем уже волынянами. Возможно, бужане — это название половины племенного союза волынян. Волынянами названы представители восточнославянского союза племен, заселявшего территорию по двум берегам Западного Буга, а также землю что относится к истокам р. Припять. В качестве предков волынян, предположительно, выступали дулебы, их более ранним названием стало — бужане. Если же рассматривать иную точку зрения, то получается, что «волыняне» и «бужане» — это наименование двух различных племен, то есть племенных союзов.


онимным автором «Баварского Географа» насчитывается 70 городов у волынян, и 231 — у бужан. Арабский географ аль-Масуди, живший в 10 столетии, считает, что есть различия между волынянами и дулебами, возможно, его сведения нужно отнести к несколько раннему периоду. Волыняне в русских летописях впервые упоминаются в 907 г.: им довелось принимать участие в походе на Византию князя Олега в качестве «толковин» — переводчиков. 981 год стал период во время, которого киевскому князю Владимиру I Святославичу удалось подчинить Червенскую землю, где проживали волыняне. Волынский город Червень с тех пор стал называться Владимиром-Волынским. В 10 веке на землях волынян произошло образование Владимиро-Волынского княжества. Вятичи — это восточнославянский союз племен, местом обитания которого была территория размещения бассейна течений Оки и побережья р. Москва. В роли родоначальника вятичей выступал Вятко, происходивший «от ляхов» (поляков) и его брат Радим — родоначальник племени радимичей. Современным археологам не удается отыскать подтверждений того, что у вятичей западнославянское происхождение.

Примерно в 10 веке вятичами выплачивалась дань Хазарскому каганату. На протяжении длительного периода времени ими сохранялась независимость от князей Киева. Как союзники вятичи принимали участие в походе князя Олега киевского на Византию, который осуществлялся в 911 г.


тичам пришлось в 968 г. потерпеть поражение от князя киевского Святослава. 12 век стал периодом времени, когда Владимир Мономах участвовал в войне с князем вятичей Ходотой. Среди вятичей в это время насаждалось христианство. Они им удавалось в течение длительного периода времени сохранять языческие верования. «Повесть временных лет» предоставляет описание погребального обряда вятичей (сходный обряд исполняли радимичи). Когда кто-то умирал, по нем устраивалась тризна, а затем раскладывался большой костер, на которых возлагали умершего и сжигали, а затем собирали кости, и вкладывали в маленький сосуд. Впоследствии он ставился при дорогах на столпах. Этого обряда придерживались и весь 13 век, хотя сами «столпы» можно было встретить в некоторых российских местностях вплоть до начала 20 века. Пока не наступил 12 век, территория, на которой проживали вятичи, располагалась в Чернигове, Ростово — Суздали и Рязани.

Союзы славянских племен

Судя некоторым археологическим памятникам можно предположить, что могли существовать и другие восточнославянские племенные союзы. Разные типы курганов, выступающие в роли родовых погребений с сожжениями трупов, принадлежали, как утверждает большинство исследователей, разным союзам племен. Местом расположения так называемых «длинных курганов» — валообразных погребальных насыпей длиной в 50 м — стала южная территория, находящаяся на Чудском озере, в верховьях Двины, Волги и Днепра, а это была территория кривичей.


едположительно оставившие курганы принадлежали племенам (как славянским, так и летто-литовским), что входили в обширный союз, возглавляемый кривичами. Вероятнее всего, что сопки — высокие округлые курганы, распространенные по берегам рек Волхова и Меты принадлежат союзу племен, над которыми главенствовали словены. Вятичи могли быть владельцами крупных курганов VI—X вв., скрывающих в насыпях целый частокол, и ящик с урнами, в которых хранится прах покойников. С подобными курганами можно столкнуться в верховьях Дона, и на территории среднего течения Оки. Возможно, отыскать общие черты можно и в памятниках радимичей более позднего периода (живших на реке Сожу) и в наследии вятичей, что объясняется существованием союза племен радимичей и вятичей в древности, в который, вероятно могли входить северяне, что проживали на берегах Десны и Ворсклы. Позднее из Повести временных лет мы узнаём, что существует легенда о происхождении от двух братьев вятичей и радимичей.

На территории междуречья Днестра и Дуная, в VI —VII веках появляются славянские поселения, что принадлежали к племенному союзу, образованному тиверцами. Южное и юго-восточное продвижение, в причерноморские степи, славянскими племенами осуществлялось в непрестанной борьбе между ними и кочевниками. А сам процесс продвижения проходил с переменным успехом. В 10 веке славяне достигли побережья Азовского моря. В качестве основы Тмутараканского княжества, по всей вероятности, выступило славянское население, которое проникло в эти места гораздо раньше.


Названия славянских племен

Восточнославянские племена (древние славянские племена) представляли Бужане, Донские славяне, Волыняне, Червяне, Болоховцы, Радимичи, Вятичи, Северяне, Кривичи, Псковские кривичи. И еще это были — Полоцкие кривичи, Тверские кривичи, Словене, Смоленские кривичи. В их число входили и Белые хорваты, Уличи, Тиверцы, Волыняне, Поляне, Древляне и Дреговичи.

Жизнь славянских племен

Быт и хозяйство славян. В качестве основного занятия восточных славян выступало земледелие, подтверждением чего стали археологические раскопки, обнаружившие семена злаков. Славяне занимались выращиванием ржи, пшеницы, ячменя, проса. А также огородных культур — репы, капусты, свеклы, моркови, редьки, чеснока. Человеком в те времена отождествлялась жизнь с хлебом, пашней, отсюда происходит название зерновых культур, например, «жито», что сохранилось до наших дней. Земледельческие традиции этого региона подтверждаются заимствованием славянами квадрантала (26,26 л) — хлебной нормы по римским системам веса, на Руси называвшегося четвериком, и существовавшего в системе мер до 1924г.
Природно-климатические условия имели непосредственное влияние на основные земледельческие системы восточных славян. На территории северных таежных лесов (их остатком является Беловежская пуща), господствовала система земледелия подсечно-огневая. Деревья в первый год подрубали. Затем на второй год сжигали высохшие деревья и, как удобрение, используя золу, сеяли зерно. Участок три года давал высокий урожай для того времени, потом земля истощалась, соответственно нужно было переходить уже на новый участок. Основные орудия труда представлены были в виде топора, мотыги, сохи и заступа, которыми взрыхлялась почва. С помощью серпов собирали урожай, а молотили его цепами. Размалывание зерна осуществлялось при помощи каменных зернотерок и ручных жернов.

Верования славянских племен

Религия восточных славян отличалась сложностью, разнообразием, обладала детально разработанными обычаями; славяне как иные древние народы, были язычниками. Мир ими населялся богами и богинями. В их число входили главные и второстепенные, они могли быть всесильными и слабыми, шаловливыми, злыми и добрыми. Важнейшими богами считали славяне Перуна — бога грома, войны; Сварога — бога огня; Велеса — покровителя скотоводства; Мокошь — богиню, оберегавшую женскую часть хозяйства; Симаргла — бога подземного мира. И в особенности ими был почитаем бог солнца, назывался он по-разному у племен: Ярило, или Хорос, а это подтверждает отсутствие славянского устойчивого межплеменного единства.

Культура славянских племен

Совсем не полностью известна культура древних славянских племен, существовавшая перед образованием древнерусского государства. В качестве богатого источника по истории культуры выступает русский язык, который был очень близок в то время к иным языкам славян. Неисчерпаемая сокровищница мудрости славянского народа — фольклор. Не были сохранены произведения народной словесности, с достоверностью отнесенные к рассматриваемому времени в точности. Но в результате анализа архаических черт фольклорного творчества восточных славян и сопоставления его с южнославянским материалом становится понятно, что можно причислить его к весьма древним. Это уясняешь, ознакомившись также с целым рядом трудовых обрядовых песен, загадок, погребальных плачей, сказок, сумевших отразить сложный мир взаимоотношений сил природы и человека. К далекой древности причисляются многие юношеские игры, с помощью которых развивалась сила, ловкость и смелость.

Источник: www.istmira.com

Славянские племена
Вятичи — союз восточно-славянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко.Однако, некоторые связывают по происхождению это название с морфемой "вен" и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).

В середине X века Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени.

С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.

Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей,общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Бужане (волыняне) — племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне —восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.

В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне — одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костейдомашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство;множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземногопроисхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монетдает повод заключать, что торговля была меновая.

Политическимцентром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень;в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий(Овруч)

Дреговичи — восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной.

Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».

Под именем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы (не дулёбы) — союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.

Кривичи— многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение),занимавшее в VI—X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.

Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.

Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию(путь из варяг в греки), кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк.

Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.

Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках(вплоть до конца XVII века). В латышский язык слово krievs вошло для обозначения русских вообще, а слово Krievija для обозначения России.

Юго-западная,полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современныхТверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами.
Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане — восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.

Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей.Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне (поли) — название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян, поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его.

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям,территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе — к южным поселениям дреговичей, наюго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.

Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».Поляне резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».

История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только сславянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке— прекратилась же во время усобиц удельных князей.

Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное; древляне,дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центромполянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты —Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород,Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

Земляполян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века,именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.

Радимичи — наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII векеони освоили бо́льшую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее— Севера) — племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено.Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене (ильменские славяне) — восточно-славянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородскойземли.

Тиверцы — восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси.
Потомки тиверцев стали частью украинского народа, а их западная часть подверглась румынизации.

Уличи — восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты — восточно-славянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени,жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранскогослова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном егозанятии — скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги) —полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII—XII вв. — союз вагров,полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) – главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии.
По одной из версий,Рюрик — славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне —западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В Xвеке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане (чешск. Zličane, польск. Zliczanie) — одно из древне-чешских племён.Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия).Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичами.

Лужичане, лужи́цкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды — коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы — областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.

Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.

Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы — название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.

Лужицкие сербы — одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. — в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) —союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.

Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике,Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.

Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междуусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне, помераны — западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания.

В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.

С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы,насчитывающие 300 тысяч человек.

Источник: slavyanskaya-kultura.ru

Племена древних славян
Славяне в высоком средневековье — около 800-950 годов   →  Увеличить .

Древние славяне — Основные понятия и термины .

Древние славяне — группа племен, принадлежавших к индоевропейской общности.

Славяне — группа европейских народов, объединенных близостью языков и общим происхождением, понятие только языковое, а не антропологическое, его основой был именно готский этносубтракт. В языковом отношении — это: лужичане, поляки, литвины-белорусы, чехи, словаки, македонцы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы, сербы, болгары, русины-украинцы и русифицированные финно-угры. Славянские языки принадлежат к индоевропейской языковой семьи.

Великое переселение народов — грандиозные этнические переселения, которые произошли в Европе в 4-6 вв., вызванное гуннской нашествием, приведшее к образованию варварских королевств — готов, вандалов, бургундов, франков, лангобардов и др.

Великое расселение славян произошло в Европе в 6-7 веке, с началом, когда славянские племена зарождаются в Полабье, затем в процессе миграции  разделение славян на этнические группы и формированию славянских народов — появляются в Подунавье, Балканах, на западе доходят до Эльбы и Балтийского побережья.

Византия, Византийская империя — государство, существовавшее в восточной части Римской империи от конца 4 до середины 15 в. Свое название получила от древней колонии на побережье Босфора — Византия, на месте которого император Константин в 330 г. основал столицу государства — Константинополь. Византия считалась преемницей Римской империи, поэтому византийцы называли себя римлянами — «ромеями». Официальным языком в 4-6 вв. был латинский, а затем греческая

Готы — общее название этнополитического объединения германских племен первой половины I тыс. н.э. Выходцы из Скандинавии, которые в начале нашей эры переселились в Прибалтику, а впоследствии продвинулись на юго-восток вплоть до побережья Черного и Азовского морей. Здесь создали племенной союз, так называемую Готскую государство, разгромленную гуннами в 5 в.

Гунны — тюркоязычный народ, прикочував в степи Украины с территории Монголии и Китая, заменив ираноязычных кочевников, и открыл эпоху Великого переселения народов, в процессе которого в значительной степени сформировалась современная этническая карта Европы.

Авары — большой союз кочевых племен тюркского происхождения. В 6 в. пришли из Азии через украинские земли на Дунай и создали там свое государство Аварский каганат

Венеды упоминаются в античных источниках I в.. К тому времени венеды занимали земли между Припятью на севере, Вислой на западе и Среднего Приднестровья на юге, без четкого определения восточных рубежей.

Анти етноплеминне объединения древних славян, которое занимало территорию между Днестром и Днепром. Археологическим эквивалентом антов является пеньковская культура. В 6 в. анти вместе с другими славянскими племенами принимали активное участие в колонизации Балканского полуострова, в войнах славян против Византии. Последнее письменное упоминание об антах датируется 602 г. в связи с походом аварского карательного отряда с целью их истребления. Однако археологические материалы свидетельствуют, что поселение антов и их потомков существовали и после того — в течение всего 7 ст. Вместе с другими раннесловянскими группами анти причастны к этногенеза восточных, западных и южных славян

склавины етноплеминне объединения древних славян, которое занимало территорию между Днестром и Дунаем. Археологическим эквивалентом склавинов является пражско-корчакского культуры.

1. Славянские памятники древних славян

  • Истоки славянства археологи видят еще в земледельческих племенах Лесостепи, что им приходилось защищаться от воинствующих киммерийцев
  • Но было бы неверным утверждать, будто чернолесской населения — славяне. Речь идет лишь о зарождении каких признаков духовной жизни, быта и хозяйства, присущих более поздние времена славянам
  • Век за веком — и в археологических культурах лесостепной части Украины таких признаков становится больше, что позволяет исследователям называть нашу землю прародиной славян
  • Несомненно, однако, что в условиях постоянной смены мест проживания разными народами, как это случалось обычно в старину, предки славян тоже путешествовали, овладевая значительные территории и проживая там вместе с другими народами.
  • Неудивительно, что многие ученые зарождения славян связывают с широкими территориями — от Одри к Днепру

Особенности памятников

  • Поселение древних славян располагались группами на близком расстоянии друг от друга на берегах рек.
  • По жилья в них правили полуземлянки или землянки с плетеными или сложенными из срубленных стволов стенами и очагом, а от 5 ст. н. н.э. — с каменной печью на полу.
  • Умерших одноплеменцив праславяне и славяне основном сжигали.
  • Керамические изделия лепили руками, без помощи гончарного круга, изредка украшая различными узорами.

    От начала 1-го тыс. н. е. количество славянских памятников неуклонно росла, однако археологам еще не удалось открыть археологическую культуру до 5 века, которая полностью принадлежала бы праславянским или славянским племенам

  • До 5 ст. славянские памятники входили в состав археологических культур наряду с памятниками других народов. Так, на рубеже эр их выделяют в двух культурах: зарубинецкой , которая охватывала территорию Украины и Беларуси, и пшеворской , распространенной на территории Польши.
  • В зарубинецкой культуре славянские памятники являются основными при наличии балтских и германских. В пшеворской они незначительны наряду с основными германско-кельтскими
  • В 3 ст. н. н.э. на территории Украины с участием славянских племен возникла Черняховская культура , которая охватила земли между Припятью и Десной на севере и Черным морем и Дунаем на юге. Наряду со славянами ее творили племена готов, скифо-сарматов, фракийцев и т.д.
  • Собственно славянские археологические культуры в лесостепной части Юго-Восточной Европы возникли в 5-6 вв. н. е .

2. Письменные источники о славянах

  • Живя на удаленных от водоворота тогдашней европейской истории территориях и не имея собственной письменности, славяне довольно поздно попали на страницы книг.
  • Древнейшие свидетельства о них относят к началу новой эры. Они принадлежат римскому историкам 1-2 ст. Плиния Старшего, Тацита и географу Птолемею (2 в.)
  • Все трое называли славян венедами и рассказывали о них как об отдельном народе, который жил к востоку от Вислы, в окружении германцев, фракийцев, сарматов, балтов.
  • По мнению археологов, именно венедами соответствуют зарубинецкая и Черняховская археологические культуры в их славянской части.
  • Птолемей, между прочим, среди венедов называл также племена ставанив. В этом названии некоторые языковедов видит искаженную самоназвание «славяне».
  • целом показания римских историков — скупые на факты и достаточно противоречивы.
  • Подробнее рассказывают о славянах источники 6 ст. и последующих веков. Большое внимание им, в частности, уделил автор истории готов Иордан в книге «О происхождении и деяниях гетов» (другое название той книги — «гетики») 551 г. «Эти венеды происходят от одного корня и сегодня известны под тремя названиями: венедов, антов, склавинов … »- говорил Иордан о славянах

Названия «склавины» и «анти» о славян рядом с названием « ; венеды »случаются и в других источниках. Они подтверждают разделение древних славян на различные племенные объединения. Так, за Иорданом, венеды жили в бассейне Вислы, анти — в Поднепровье, склавины между Днестром и Дунаем

По мнению археологов, было еще одно племенное объединение славян, обитавшее в верхнем течении Днепра. И за отдаленности тех племен от римско-византийского мира их название, пусть и условная, не сохранилась.

О происхождении названий, которые употребляли в отношении славян древние историки-чужаки, украинские ученые придерживаются такого мнения: два из них — венеды и анти — есть иноязычными (первая — германского, вторая — иранского происхождения); третья, склавины, — видоизмененная самоназвание «славяне». Так, этноним «славяне» употребляется в источниках от 6 ст.

3. Общественная жизнь

  • Археологические находки не отрицают этих показаний, а наоборот — убеждают, что славяне с самого начала своей истории выступали как отдельные, хотя и родственные, большие или меньшие группы — объединения родов — племена, союзы племен.
  • Племена возглавляли избранные общиной вожди Вождей выбирали среди выходцев из богатейших семей.
  • Именно за вождями закреплялась верховная власть , в полномочия которой принадлежали перераспределение дополнительной продукции, которая производилась, организация обороны во время военных событий, снаряжение военных дружин и т.д. Впоследствии власти вождей стала наследственной.
  • Когда появлялась необходимость защищаться от сильного врага, славянские племена объединялись в крупные военные союзы . Примером такого союза может быть антское объединения

    От начала 1-го тыс. н. е. количество славянских памятников неуклонно росла, однако археологам еще не удалось открыть археологическую культуру до 5 века, которая полностью принадлежала бы праславянским или славянским племенам

  • О предгосударственной уровень общественных отношений у древних славян свидетельствует устройство ими своих поселений. Меньшие из поселений скапливались вокруг больших — своеобразных племенных центров.
  • Последние были и ремесленными центрами. Впоследствии такие крупные поселения превращались в укрепленные городища
  • Остатки великого славянского межплеменного центра археологи нашли, например, на Волыни — это Зимненское городище .
  • О достаточно сложные общественные отношения у славян, формирование у них племенной верхушки — элиты — свидетельствуют источники 6 ст.
  • Так, в одном из них подчеркивается, что у славян много вождей. Другой автор, упоминавшийся уже готский историк Иордан, рассказал о расправе готского короля над славянским главарем Божем, его сыновьями и 70 сторонниками-старейшинами.
  • Не противоречат рассказам древних историков и археологические находки кладов на славянских территориях, владели которыми по жизни, бесспорно, самые состоятельные и облеченные властью представители славянских племен.
  • Из таких памятников и Мартыновский клад , который, по предположениям ученых, принадлежал кому-то из антов вождей
  • Много свидетельств указывает на особую роль в жизни славян общих советов, на которых принимались важнейшие решения.

4. Хозяйство древних славян

  • Древние славяне жили со земледелия и оседлого скотоводства .
  • Они выращивали просо, ячмень, пшеницу, рожь, овес, лен и конопля, предпочитая ярым сортам.
  • Сеять озимые научились во второй половине 1 тыс.
  • Из животных разводили крупный и мелкий рогатый скот, овец, свиней, лошадей.
  • Живя среди лесов, в край озер и рек, славяне не пренебрегали тысячелетним охотничьим и рыболовным опытом.
  • Из ремесел особого развития достигли литейное дело и ковка .
  • Из кузнецов древние славяне особенно почитали мастеров-ювелиров.
  • Своеобразным у славян было производство глиняной посуды .
  • Долгое время, даже после того, как от других народов было заимствовано гончарный круг, керамика, особенно та, которая применялась для приготовления пищи, оставалась лепным .
  • Расцвет гончарного производства пришелся на наших землях на 3-4 ст. — На время черняховской культуры.
  • Во время Великого переселения народов гончарство упадок, поэтому гончарная посуда у славян уступил лепным до 10-11 вв.
  • Развитие торговли свидетельствуют многочисленные находки монет разных народов. Славяне охотно торговали с населением Подунавья, Центральной Европы и Прибалтики, а впоследствии — с жителями римских и византийских провинций и античных городов Северного Причерноморья.
  • В славянские земли в те времена попадали посуда, изделия из стекла, бронзы, серебра и золота, вина, масло.
  • Зато вывозились меха, мед, воск, шкуры, зерно.
  • В 6-7 вв. славянские племена Поднепровья контролировали торговый путь по Днепру, соединявший Балтийское и Черное моря.

5. Славяне во время Великого переселения народов

Расселение антов и склавинов происходило во времена, известных в истории как Великое переселение народов . Проникнуты им, славяне активно участвовали в военных событиях, приобретая опыт государственной жизни, его впоследствии воплотили в собственных государства.

Под властью готов и гуннов

  • В 3 ст. готы окончательно утвердились в причерноморских степях. Их государство объединила многие народы тех земель, в том числе и славян-антов.
  • Готское господства упало во время нашествия гуннов По их поддержки анти преодолели готов
  • В составе гуннского объединения славяне проторили себе пути в Подунавье и на Балканы, выступая то как союзники кочевников, то как их подчиненные.
  • Наибольшего могущества гунны достигли во времена Аттилы , и после смерти его в 453 г. быстро изнемогли.
  • Избавившись зависимости от гуннов, славяне мощным потоком двинулись на земле Византии. Так было положено начало Великое расселение славян

Военные походы славян против Византии. Переселение на Балканский полуостров

  • Первые самостоятельные походы славян на Византию состоялись конце 5 — начале 6 века
  • Почти ежегодно случались славянские военные экспедиции на Балканы за императора Юстиниана (527-565 гг.)
  • А после похода 550-551 гг. началось массовое переселение славян-антов на Балканы. Тогдашние источники свидетельствуют, что, прежде чем закладывать поселения, славяне совершали военные операции, при которых разрушали крепости.
  • конце 6 века постоянные славянские поселения случаются везде на Балканском полуострове.

    Итак, следствием военных походов против Византии произошло переселение славянских племен на земле Балканского полуострова.

  • конце 6 в. в отношения антов с Византией вмешались авары кочевой народ тюркского происхождения, образовавший свое государство каганат — в Среднем Подунавье.
  • Потребность противодействовать аварам побудила бывших соперников к объединению.
  • Года 601 анти вместе с Византией выступили против аваров, на стороне которых, однако, бились склавины.
  • следующем году авары совершили еще один поход против антов.
  • Тогдашние источники молчат о том, кто стал победителем. Однако имя антов от 602 г . больше не упоминалось.
  • Существует мнение, что мощный антский военный союз распался, а для славянских племен, входивших в его состав, начался новый этап их истории — жизнь на балканских землях, в окружении других народов, которое дало начало современным южнославянским народам.

Расселение славянских племен на Дунай

  • Археологические памятники свидетельствуют, что в переселенческому потоке на Дунай и Балканы участвовали не только анти, но и часть склавинского племен.
  • И когда анти овладели землями Балкан, поселяясь там довольно часто вместе с аварами и болгарами, склавины переселялись на берега Дуная, прокладывая себе путь по Дунаю вверх на запад.
  • Со временем они продвинулись вплоть до верховья Эльбы, смешались со славянскими племенами, продвигались туда с территории Польши, и в окружении германских племен дали начало современным западнославянских народов.

Автор-составитель  ©Czesław List

Назад    →   Historia Polski   Гiсторыя Беларусi   Історія України   История России   Расология

Источник: czeslaw-list.livejournal.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.