Общественный строй славян назывался

Общественный строй славян.

Соседская община

Уровень развития производительных сил того времени  требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками. Таким образом, родовую общину сменила соседская, в основе кото­рой лежали не родственные, а хозяйственные связи.


Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати — лучших мужей.

 В борьбе с варягами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит вглубь веков. Как и у многих других народов это сотенная система, когда каждое племя выставляло сотню воинов во главе с «сотским», а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность «тысяцкого». Одним из военных руководителей был и князь. Слово «князь» – общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Сведения о племенных вождях ‑ князьях сообщают нам иностранцы. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами, скорее всего, и были летописные «племена» полян, древлян, дреговичей и т.д.


главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз (И. Я. Фроянов). Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках, державших «княженье в полях». Такие княжения были и у других восточнославянских союзов племен. Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан – о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Племенной князь мог избираться на время, в период военных действий. Его власть не велика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять, войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья отправляли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники – старцы градские (летописи употребляют термины «старейшины» и «старцы градские» как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине Х в., переломное время княжения Владимира, они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы‑советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию – общения населения с князем. Старцы градские – племенная знать, которая занималась гражданскими делами.


В военных делах князю помогала дружина, особая организация профессиональных воинов. Она также зарождается еще в недрах первобытнообщинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и также, как и князь исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Еще одним важнейшим элементом социально‑ политической структуры было вече. Племенные веча – народные собрания – возникают в глубокой древности. О них писал еще Прокопий Кессарийский, повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших свидетельств о вече свидетельствует, о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX‑XI столетий, но со временем, по мере распада родоплеменных связей, оно активизировалось. Эту триаду – князь, совет старейшин и народное собрание – можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.

Таким образом, В VI—VIII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (кня­зьями).


ремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбо­ра дани объяснялась интересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников. Наряду с этим шел процесс формирования нового господствующего сосло­вия — крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине. Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась от­носительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.

Все это создавало объективные условия для формирования Древнерусского государства.

 

 

Источник: teacher-history.ru

Видеоурок: Восточные славяне. Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Лекция: Занятия, общественный строй, верования восточных славян

  

Общественный строй славян называлсяЗанятия восточных славян

Общественный строй славян назывался

Время после потрясений Великого переселения народов характеризуется качественным скачком в развитии славянского общества.


явился новый хозяйственный уклад, основанный на земледелии, хотя большая часть территории, занимаемой славянами не слишком подходила для сельского хозяйства. Основным занятием восточных славян было земледелие. Хлеб являлся не только основной пищей, но и большой частью культуры. Даже в названии зерна, славяне отразили это как основу своей жизни — «жито». Широко был распространен посев ржи. Древляне, жившие на территории густых лесов, были вынуждены прибегнуть к «подсечно-огневому» способу земледелия. Они вырубали деревья, оставшиеся пни поджигали, когда пень выгорал, его золой удобряли почву. Такой метод позволял собирать хороший урожай лишь пару лет. Полянам и прочим племенам жившим на равнинах было несколько проще. Они использовали «перелог», переходя с места на место, «перекладываясь» по мере оскудения плодородия. Но это могло быть возможно только на юге, где было достаточное количество земли.

Земля делилась на наделы (личные земли крестьян, которые передавались по наследству) и земли общего пользования. На последних находились выгоны для скота, сенокосы, вода и леса, которыми вся община пользовалась одинаково.

Славяне хорошо разбирались и в скотоводстве, выращивали крупный рогатый скот, пасли стада овец, занимались разведением лошадей, коз, свиней. Немаловажным для их жизни были сбор меда и речное рыболовство. Отдельно стоит отметить и охоту. Охота приносила не только продовольствие в виде мяса диких животных, шкуры использовались для верхней одежды, а шкурки небольших пушных животных служили в качестве валюты в обмене внутри или между общинами. Также они занимались ремеслом. Настоящим научным открытием стала добыча железной руды и выплавка железа, которое использовалось для изготовления орудий труда и оружия.


Также следует отметить, что у славян развивалась торговля, основным экспортируемым товаром был мех, кроме него торговали медом, воском.

Общественный строй славян назывался

Изначально, когда славяне только поселились на территории Восточно-Европейской равнины, общественный строй представлял множество родовых общин. То есть, каждая община состояла из людей, которые были в кровном родстве между собой. Во главе такой семьи стоял родовой владыка, обладавший практически безграничными полномочиями. Но расселение крестьянских семей, осваивавших новые земли по огромной территории привело к тому, что на смену родовому строю пришел соседский. Славяне называли его вервь. Те, кто входил в вервь имели одинаковые права на лес, сенокосы и реки, но каждый член верви имел и свой земельный надел. Родового владыку, заменил старейшина, который избирался членами верви на специальных собраниях — Вече


Общественный строй славян называлсяВерования восточных славян

Общественный строй славян назывался

Восточнославянские племена были язычниками, у них не было единой религии. Они верили в пантеон богов, схожий с древнегреческим. У одного племени самым почитаемым был Ярило (бог солнца), у другого Перун (бог грома и молний), у третьего Стрибог (бог ветров), у четвертого Велес (бог скотоводства), у пятого Мокошь (бог земледелия).  

Также славяне верили и в загробную жизнь, считая, что умершие превращаются в духов и защищают дом, а также своих потомков. В отличие от других языческих верований, славяне не обустраивали храмы для богов, а поклонялись им на природе, где устанавливали идолов. Эти места назывались капищами. В жертву приносился скот, а иногда и люди. 

Верование славян не имело отдельной касты жрецов или священников. Людей, которые, как они считали, обладали магической силой, они называли — волхвы (кудесники). Славяне прибегали при необходимости к их помощи, но не почитали их, как в других верованиях.

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: cknow.ru

Хозяйство славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно‑огневая. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона‑суковатка и заступ, серп, зернотерки и ручные жернова. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог, здесь применяли соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. С земледелием было тесно связано скотоводство. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Община. Общественный строй восточных славян

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда и коллективной деятельности, поэтому большое значение в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Все ее владения делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.


Основу социальной организации восточных славян в начале I тысячелетия составлял род, живший родовой общиной. Существование рода базировалось на принципах «первобытной демократии» («первобытного коммунизма»). Род возглавлял старейшина — наиболее опытный член рода, как правило, из пожилых мужчин.

Характерные черты первобытного рода:

— происхождение членов рода от общего мифического прародителя, которого они считали тотемом, охраняющим род;

— наличие территории, которую члены рода считали своей и защищали от чужаков;

— совместное владение и пользование членов рода землей, скотом и совместное ведение хозяйства;

— переход имущества умершего члена рода другим членам рода;

— обязанность членов рода оказывать друг другу помощь и защиту, содействие при мщении за обиду или ущерб, нанесенные чужаками;

— наличие у рода своих имен, пользоваться которыми могли только члены рода;

— запрет на брак внутри рода;

— наличие у рода своего места погребения и родовых святынь (особо оберегались, их осквернение считалось тягчайшим преступлением), своих религиозных церемоний и празднеств;


— право рода принимать в члены рода посторонних.

В эпоху неолита началось складывание племен. Высшим органом власти восточнославянского племени было вече. Для управления повседневными делами на вече избирался вождь племени — князь.

Распад родоплеменного строя у восточных славян приходится на вторую половину I тысячелетия.

Причины распада родоплеменного строя у восточных славян:

— развитие производительных сил (в первую очередь совершенствование металлических орудий труда);

— появление имущественного неравенства;

— расселение восточнославянских племен по Восточно‑Европейской равнине;

— военные походы.

Признаки распада родоплеменного строя у восточных славян:

— возникновение имущественного неравенства (сосредоточение богатств в руках родоплеменной верхушки);

— вооруженные столкновения между племенами с целью захвата добычи;

— обращение пленных в рабов;

— превращение родовой общины в территориальную (соседскую);

— появление больших патриархальных семей;

— попытки родоплеменной знати передавать свою власть по наследству.

Восточные славяне миновали рабовладельческий строй. Однако отдельные элементы рабства были представлены у восточных славян холопством, которое являлось временным состоянием несвободы (по истечении определенного срока холоп получал свободу и мог на выбор стать полноправным членом общины или вернуться на свою родину) и разновидностью домашнего рабства.

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка — бояре («нарочитые люди», «лучшие мужи»). Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах. Существовало ополчение. Особой военной организацией была дружина: старшая, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшая, жившая при князе и обслуживавшая его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались «полюдье». Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр‑вотчинников превращалась родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов. Возникновение древнейших укрепленных поселений (городищ) связано с эпохой патриархата и с переходом населения к скотоводческо‑земледельческому хозяйству.

Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу, он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по р. Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по р. Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев Днепра. Наиболее развитые земли славянского мира, Новгород и Киев, контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В. О. Ключевским утверждать, что путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».

Славянское язычество

Славянское язычество за время своего существования проходит ряд ступеней:

1) непосредственное поклонение природе и стихиям (анимизм — от лат. anima — «душа»);

2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления;

3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.

Анимистические культы. Наиболее ранними у славян являются культы огня, воды и земли. Воде и огню приписывались очищающие и охранные функции, земле — функции животворящие и охранные. Славяне почитали огонь небесный (молния, солнце) и огонь земной (домашний очаг, сакральный костер). Это проявлялось в почитании солнца и солнечных богов — Ярило (Яровит), Сварог, Хорс, Дажьбог (Даждьбог).

Тотемизм. Славяне поклонялись и животным. Следы этого культа можно обнаружить в позднем орнаменте на предметах быта, в росписях на стенах христианских (особенно древнерусских) соборов, в книжных заставках, в фольклоре, особенно в волшебных сказках и сказках о животных, в изображении некоторых славянских богов, в святочных вечерах.

В период энеолита складывается и расцветает культ Рода и Рожаниц, порожденный верой в души мертвых, а также культом предков. Почитание Рода и Рожаниц возникло, вероятно, в связи с усилением родовой организации.

Политеизм: в VIII-X вв. происходит возвышение культа Перуна и оформление других антропоморфных богов. Каждый из богов пантеона был главным богом одного из восточнославянских племен: Перун — полян, Хорс — древлян, Даждьбог — северян, Стрибог — новгородских словен, Симаргл — дреговичей, Мокошь — кривичей. Сложившийся пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени, свидетельствует об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.

Итоги общественного развития восточных славян ко второй половине I тысячелетия

— Распад родоплеменного строя.

— Складывание племенных союзов.

— Переход ряда племен к военной демократии, первым элементам государственности.

— Отставание восточнославянских племен в своем общественном развитии от западноевропейских народов.

Факторы, негативно повлиявшие на развитие восточнославянского общества:

— отсутствие античного наследия и слабая связь с центрами мировых цивилизаций, стоявших на более высокой ступени развития;

— удаленность от морей и международных торговых путей;

— соседство со степью и частые вторжения кочевников;

— отсутствие рудных полезных ископаемых;

— наличие больших площадей свободных земель;

— сравнительно однообразные природно‑климатические условия и равнинный характер местности.

Концепции происхождения и прародины славян

  1. Миграционная: «дунайская» (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский) и «прибалтийская» (М. В. Ломоносов, А. Г. Кузьмин).
  2. Автохтонная (Б. А. Рыбаков).

Концепции трактовки происхождения термина «Русь»

  1. Отечественная

1.1. Днепрово‑Киевская (М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков — от названия реки Рось, впадавшей в Днепр южнее Киева).

1.2. Южнобалтийская (М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. Н. Сахаров — от названия реки Неман — Руса).

1.3. Азово‑Причерноморская (Г. А. Вернадский, А. Г. Кузьмин — от аланских кланов — русхахам — Причерноморская Русия).

  1. Зарубежная

2.1. Скандинавская (норманнская) (А. Л. Шлецер, Г. Ф. Миллер — от финского ruotsi — Швеция; от древнеисландского rohts — гребцы, мореходы).

2.2. Южногерманская (А. В. Назаренко — от древненемецкого ruzzia — заимствовано из славянских языков).

Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Источник: istorikonline.ru

По данным письменных источников, особенно по З-й книге «Готской войны» Прокопия Кесарийского и по «Стратегикону» Маврикия, можно реконструировать общественный строй славян VI-VIII веков.


Славяне расселялись в лесах или около рек, болот и озер, вообще же – в местах труднодоступных. Возникновение особенно крупных поселков в таких местах было невозможно, поскольку примитивная эксплуатация природных богатств требовала значительного простора для каждого хозяйства.

Общины

Славяне жили в хижинах, разбросанных далеко друг от друга. Наиболее распространенным типом жилища была полуземлянка с печкой-ка­менкой в одном из углов.

общественный строй славян в VI-VIII веках, жилище славян

Один двор занимала семья, состоящая из главы семьи, двух-трех взрослых сыновей и их семей. Эта единица представляла собой семейную общину, объединенную общим имуществом, хозяйством и трудом. Несколько семей, занимавших определенную территорию, образовывали общину. Ряд соседских общин составляли племя. Каждое племя занимало особый округ, у всех южных и западных славян носивший название «жупы».

Повсеместно существовали советы старейшин, которые частично решали дела сами, а частично готовили их для рассмотрения народным собранием.

Прокопий Кесарийский указывает: «Народ этот не управляется одним человеком, но исстари живет в народовластии. Поэтому все, что для них полезно или вредно, они обсуждают сообща».

Ко всем общественным делам славяне относились как к своим собственным. Но этот демократизм отнюдь не исключал рабства. Рабов захватывали во время военных походов, чтобы получить за них выкуп или просто их продать. Но если это не удавалось, то через некоторое время рабы отпускались на волю, поскольку уровень развития хозяйства не позволял использовать их как рабочую силу.

Так, в «Стратегиконе» от­мечено: «Находящихся славян в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограничен­ного времени, но по истечении определенного срока предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться у хозяев на положении свободных и друзей».

Земледелие

Основу хозяйства славянских племен VI-VIII веков составляло земледелие. Но в зависимости от природных условий предпочтение отдавалось различным видам хозяйствования. Поскольку значительную часть территории расселения западных славян составляли леса, то земледелие было или подсечным, или связанным с выкорчевкой леса.

В речных и озерных местах значительная роль отводилась рыбной ловле, в лесных – охоте и бортничеству. В горных районах южной части Европы особое внимание уделялось скотоводству. К концу VI века земледелие у славян достигло больших успехов. В «Стратегиконе» отмечено, что у славян было обилие скота и «произведений земли, особенно пшеницы и проса». Археологические данные показывают, что земля обрабатывалась быками, запряженными в плуги с железными наконечниками. Широко использовалась соха.

Хлеб убирали серпами, зерно хранили в специальных ямах. Археологи обнаружили большое число зерноте­рок и ручных мельниц для размола зерна.

Ремесло и торговля

Развито было у древних славян и ремесленное производство. Они изготовляли предметы быта из глины, дерева, кости, рога. Им было знакомо текстильное производство. Высоким уровнем отличалась обработка металла, из которого производились орудия земледелия и оружие. Славяне умели делать и украшения из цветных металлов. Те племена, которые жили на берегу моря и вообще на водных путях, умели строить лодки-однодревки, служившими для дальних путешествий.

Славяне вели торговлю с неславянскими народами: продавали рабов-военнопленных, покупали оружие, украшения, драгоценные металлы. Для расчетов использовалась монета иностранного происхождения, но незначительное число найденных при раскопках монет свидетельствует о том, что деньги использовались нерегулярно.

Воинственность

общественный строй славян в VI-VIII веках, славянские воины

Славяне VI века обладали всеми типичными достоинствами и недостатками. Византийские писатели признавали их храбрость, свободолюбие, честность, демократический инстинкт, гостеприимство, указывали на существование у них рабства. Но на войне они были жестоки. Личная храбрость в сочетании со свирепостью заменяли славянам то, чего им не хватало в военном искусстве и в вооружении при столкновениях с Восточно-Римской империей.

Прокопий Кесарийский рисует и физический тип славян: они были высокорослы и необычайно сильны, в бой шли пешими, держа в руках щит и дротики. Некоторые воины, по его словам, не имели ни рубахи, ни плаща и вступали в бой «в одних портах».

Славяне были очень воинственны. Жажда добычи неудержимо влекла их в богатые и культурно развитые страны.

С начала VI века славяне начинают нападать на Восточно-Римскую (Византийскую) империю с целью грабежа и захвата пленных. Первое вторжение славян в пределы Восточно-Римской империи относится к концу правления императора Анастасия, то есть к 510-м годам.

В течение 39-летнего правления Юстиниана I, как сообщает Прокопий, славяне почти ежегодно страшно опустошали балканские провинции Византии. Их набеги гибельно отражались на положении византийских провинций, лишая их населения и превращая в пустыню. Юстиниан соорудил многочисленные укрепления на дунайской границе.

Но уже Иоанн Эфесский в середине VI века, находясь, в предместье Константинополя, был свидетелем нападения славян и наблюдал за их наступлением на Византию, что и описал в своей «Церковной истории».

Во второй половине VI века славяне переходят к массовому переселению на Балканский полуостров. К середине VII века славяне покрыли своими поселениями почти весь Балканский полуостров, который уже почти не контролировался византийской администрацией.

Первые государственные образования

Непрерывные столкновения славянских племен с Восточно­-Римской империей усиливали их военную организацию. Из племенных старейшин, из вождей военных дружин вырастала военно-феодальная верхушка, а захват земель и богатств, грабеж целых областей способствовали дифференциации общества и разложению первобытно-общинного строя у славян. Славяне создают сначала племенные объединения, а затем у них возникают и первые государственные образования. Однако этот процесс происходил не везде одинаково, да и не одновременно, что объясняется рядом факторов:

  • географическими условиями обитания
  • уровнем развития производительных сил
  • влиянием наследия тех цивилизаций, которые славяне вытесняли

Раньше всех государственные славянские образования появились на территории бывших византийских провинций, позднее – в Центральной Европе. А на Севере Европы полабско-балтийские славяне вообще не создали государственных образований.

 

История южных и западных славян: 1 том. Под ред. Г.Ф. Матвеева и З.С Ненашевой. М.: Изд-во МГУ, 2001 г.

 

Источник: proslavyan.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.