Название общины у восточных славян

Восточные славянские племена достаточно долго сохраняли у себя патриархальный быт. Народ разделялся на племена, отдельное племя состояло из родов. Родом называлось некоторое количество семей, объединенных родственными связями, владеющих общей собственностью и управляемых одним человекам – старшиной. Поэтому в славянских племенах понятие «старший» означает не только «старый», но и «мудрый», «уважаемый». Родовой старшина – мужчина средних лет или преклонного возраста — имел большую власть в роду. Для принятия более глобальных решений, например, обороны от внешнего врага, старшины собирались в вече и вырабатывали общую стратегию.

Распад родовой общины

Начиная с VII века племена стали расселяться, занимая при этом обширные территории. Этому процессу способствовали следующие факторы:

— появление частной собственности на орудия земледелия и продукты трудовой деятельности;

— владение собственными участками плодородной земли.

Связь родов терялась, на смену патриархальной родовой общине приходит новая форма социального устройства – соседская община. Теперь людей связывают не общие предки, а сопредельность занимаемых территорий и одинаковые методы ведения хозяйства.

Основные отличия соседской общины от родовой


Причиной ослабевания родственных связей стало постепенное отдаление родственных семей друг от друга. Основные отличия нового социального уклада состояли в следующем:

— в родовой общине все было общим — добыча, урожай, орудия труда. Соседская община ввела понятие частной собственности наряду с общественной;

— соседская община связывает людей обрабатываемыми землями, родовая — родством;

— в родовой общине старшим был старейшина, в соседской же решения принимал хозяин каждого дома – домовладыка.

Уклад соседской общины

Независимо от того, как называлась древнерусская соседская община в каждом отдельном случае, все они имели множество сходных административных и хозяйственных черт. Каждая отдельная семья обзаводилась собственным жилищем, имела свою пашню и покосы, отдельно рыбачила и отправлялась на охоту.

В собственности каждой семьи были луга и пашни, жилища, домашние животные, орудия труда. Леса, реки были общими, сохранялись также угодья, принадлежавшие всей общине.

Постепенно власть старейшин утрачивалась, зато усилилось значение мелких хозяйств. В случае необходимости люди не отправлялись за помощью к далеким родственникам. Домовладельцы всей округи сходились вместе и на вече решали важные вопросы. Глобальный интерес заставлял выбирать ответственного за решение проблемы – выборного старейшину.


Ученые не пришли к единому мнению относительно того, как называлась древнерусская соседская община. Скорее всего, в разных землях она именовалась по-разному. До наших времен дошли два названия славянской соседской общины – задруга и вервь.

Расслоение общества

Соседская община у восточных славян дала начало формированию социальных классов. Начинается расслоение на богатых и бедных, выделение правящей верхушки, которая укрепляла свою власть за счет военных трофеев, торговли, эксплуатации более бедных соседей (батрачество, а позднее – и рабство). Из самых обеспеченных и влиятельных домовладык начинает формироваться знать – чадь нарочитая, которая состояла из таких представителей соседской общины:

— старейшины – представляли собой административную власть;

— вожди (князья) – осуществляли полный контроль над материальными и человеческими ресурсами общины в период военного времени;

— волхвы – духовная власть, которая базировалась на соблюдении общинных обрядов и на поклонении языческим духам и богам.

Важнейшие вопросы решались по-прежнему на сходке старейшин, но постепенно право принимать решения перешло к вождям. Князья в соседской общине опирались на свою дружину, которая со временем приобрела черты профессионального военного отряда.

Прообраз государственности


Родоплеменная знать, успешные купцы и наиболее обеспеченные общинники становились знатью, господствующим классом. Земля стала ценностью, за котороую стоило сражаться. В ранней соседской общине более слабых землевладельцев прогоняли с нужных земельных наделов. В период зарождения государственности крестьяне оставались на земле, но при условии, что они будут платить налоги. Богатые землевладельцы эксплуатировали своих более бедных соседей и пользовались рабским трудом. Патриархальное рабство возникало за счет пленных, захваченных в военных набегах. За пленников из знатных родов требовали выкуп, бедные попадали в рабство. Позднее рабами богатых землевладельцев становились разорившиеся крестьяне.

Изменение формы общественного устройства повлекло за собой укрупнение и консолидацию соседских общин. Образовывались племена и племенные союзы. Центрами союзов были грады – хорошо укрепленные поселения. На заре возникновения государственного строя восточные славяне имели два крупных политических центра – Новгород и Киев.

Источник: www.syl.ru

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Занятия восточных славян


К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Название общины у восточных славян

Общественный строй и племенные союзы


Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.


VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Название общины у восточных славян

Набеги кочевников


Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.


В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Название общины у восточных славян

Источник: histrf.ru

Понятие соседской формы организации населения

Значение слова «соседская община» подразумевает группу из отдельных семей, живущих на определённой территории и ведущих на ней общее хозяйство. Такую форму называют крестьянской, сельской или территориальной.

Это интересно: когда отменили крепостное право в России?

Среди главных признаков соседской общины следует выделить:

  • общую территорию;
  • общее пользование землёй;
  • отдельные семейства;
  • подчинение общинным органам управления социальной группой.

Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие. Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности.

Это интересно: барщина – это что такое, примеры.

Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:

  • накапливала производственный опыт;
  • организовывала самоуправление;
  • регулировала землевладение;
  • сохраняла традиции и культы.

Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение. Люди теперь становились свободными.

Это интересно: Полтавская битва – кратко самое главное. Итоги боя.

Сравнение родовой и соседской общин

Какие бывают общиныСоседская и родовая общины являются двумя последовательными этапами в формировании общества. Преобразование формы из родовой в соседскую — это неизбежный и закономерный этап в существовании древних народов.


Одной из главных причин к переходу от одного типа организации общества к другому послужило изменение кочевого образа жизни на оседлый. Подсечно-огневое земледелие стало пашенным. Были усовершенствованы орудия труда, необходимые для обработки земель, а это привело к увеличению производительности труда. Появилось социальное расслоение и неравенство среди людей.

Постепенно распадались родовые отношения, которые сменились семейными. Общественная собственность оказалась на втором плане, а на первое место по значимости встала частная. Орудия труда, скот, жилье и отдельный участок принадлежали конкретному семейству. Реки, озёра и леса оставались принадлежать всей общине. Но каждая семья могла вести собственное дело, с помощью которого она зарабатывала средства на существование. Поэтому для развития крестьянской общины требовалось максимальное объединение людей, так как с приобретённой свободой человек утратил большую поддержку, которая оказывалась в родовой организации общества.

Это интересно: что такое “аракчеевщина“, определение термина.

Из таблицы сравнения родовой общины с сельской можно выделить главные их отличия друг от друга:

  • Что значит соседская общинаВ соседской общине складывались не просто социальные, а социально-экономические отношения.
  • При форме родовой организации между семьями должно было сохраняться кровное родство.
  • В период соседских отношений появилась частная собственность, т. е. каждая семья могла распоряжаться своей долей самостоятельно.
  • Отдельное семейство занималось исключительно своим участком, отведённым для него.
  • Во времена сельских поселений происходило формирование социальных слоёв.

Соседская форма общества имела больше преимуществ, чем родовая, поскольку она послужила мощным толчком к развитию частной собственности и складыванию экономических взаимоотношений.

Это интересно: указ об обязанных крестьянах в 1842 году.

Восточнославянская соседская община

Какие бывают общиныСоседские отношения у восточных славян сформировались в VII веке. Называли такую форму организации «вервью». Название восточнославянской сельской соседской общины упоминается в сборнике законов «Русская правда», который создал Ярослав Мудрый.

Вервь представляла собой древнюю общинную организацию, существовавшую в Киевской Руси и на территории современной Хорватии.

Соседская организация характеризовалась круговой порукой, т. е. за совершённый её участником проступок должна была отвечать вся вервь. При совершении убийства кем-то из общинной организации виру (штраф) князю должна была выплатить вся общинная группа.

Удобство такого социального строя состояло в том, что в нём не было социального неравенства, поскольку богатые должны были помогать бедным, если у тех был недостаток продуктов. Но, как показывает будущее, социальное расслоение было неизбежным.

В период своего развития верви уже не были сельскими организациями. Каждая из них представляла собой союз нескольких поселений, которые включали несколько посёлков. Ранний этап развития общинной организации ещё характеризовался кровным родством, но со временем это перестало играть главную роль в жизни общества.

Вервь облагалась общей воинской повинностью. Каждое семейство обладало приусадебной землёй со всеми домашними постройками, орудиями труда, различным инвентарём, скотом, участками для земледелия. Как и у любой соседской организации, в общественных владениях у верви находились лесные территории, угодья, озёра, реки и места промысла.

Особенности древнерусской соседской общины

Что входит в соседскую общинуИз летописи известно, что древнерусскую общину называли «мир». Она являлась низшим звеном социальной организации Древней Руси. Иногда происходило объединение миров в племена, которые в периоды военной угрозы собирались в союзы. Племена часто воевали между собой. Войны привели к появлению дружины — профессиональных конных воинов. Дружинами руководили князья, каждый из которых владел отдельным миром. Каждая дружина представляла собой личную охрану её предводителя.

Князья имели авторитет и военную силу, поэтому они часто отбирали остаточные продукты у простых общинников. Такие деяния подтолкнули к формированию государства, которым стала Киевская Русь.

Земли превратились в вотчины. Крестьяне, или общинники, пользовавшиеся такой землёй, были обязаны платить дань своим князьям. Вотчинные земли передавались по наследству по мужской линии. Крестьян, живших в сельских соседских организациях, звали «чёрными крестьянами», а их территории — «чёрными». Народное собрание, в котором участвовали только совершеннолетние мужчины, решало все вопросы в крестьянских поселениях. В такой социальной организации форма управления представляла собой военную демократию.

В России соседские отношения просуществовали до самого XX века, в котором они и были ликвидированы. С увеличением значимости частной собственности и появлением избыточной продукции произошло разделение общества на классы, а общинные земли перешли в частные владения. В Европе происходили те же изменения. Но соседские формы организации населения существуют и сегодня, например, в племенах Океании.

Источник: obrazovanie.guru

Русская община, еще сто лет назад господствовавшая на селе — очень древний институт. Его корни уходят в глубь времен. Она сформировалась еще до возникновения Древнерусского государства. И для того, чтобы понять суть русской цивилизации, необходимо тщательно проследить развитие общины.

Название общины у восточных славянДревнерусская община

     

     Основной формой социальной организации наших предков – славяно-русов – была община. В сельской местности она именовалась «вервью», по названию веревки, при помощи которой определялись размеры земельных участков. Вервь состояла из нескольких поселков, в свою очередь, включавших в себя около десятка семей. Эти поселки обычно располагались по берегам рек, а расстояния между вервями достигало 30-100 км.

     Славянская земельная община была территориальной. Для славяно-руса главной была принадлежность к местности, а не к роду. Историки давно уже обратили внимание на то, что названия многих племенных союзов восточных славян в основе своей имеют характеристику местности. Так поляне получили свое имя оттого, что проживали в полях, древляне – в дремучих лесах, посреди деревьев. Дреговичи обитали в местах, обильных болотами – «дрягвами». А северяне выделялись своим географическим положением относительно других славянских племен. Впрочем, некоторые славянские племена назывались по имени мифических прародителей: вятичи – от Вятко, радимичи – от Радимира. Это показывает, что среди части славян преобладала кровнородственная община.

     Некоторые историки (А. Г. Кузьмин и др.) выдвигают предположение, согласно которому следует различать славян и русов. Последние, по их мнению, были неславянским народом, который отличался доминированием кровнородственной общины. Русы, в конечно итоге, оказались ассимилированы славянами, но успели укрепить среди них аристократическое начало. В подтверждение своей версии указанные историки приводят старые доводы норманистов, которые обращали внимание на данные арабских авторов. Последние, в большинстве своем, разделяли славян и русов. Между тем, для подобных категоричных оценок нет достаточных оснований. Русы могли быть славянским племенем с сильно развитым кровнородственным началом. Эта их специфика сразу бросалась в глаза иностранцам, ошибочно принимавшим русов за неславянский народ.

     Преобладание территориального принципа препятствовало чрезмерному укреплению позиций богатых и знатных родов. Даже в X в. повышение производительности труда и уровня жизни (а оно было значительным!) не вело к существенному усилению материального неравенства в общине. Об этом свидетельствуют данные археологии. Это наложило довольно сильный отпечаток на общественную психологию всего русского народа, который всегда крайне неприязненно относился к стяжателям и стяжательству. Прочность общинных институтов была обусловлена не только ее структурой. Тяжелые климатические условия, в которых находились обитатели Русской равнины, заставляли их крепче держаться за общину, которая помогала своим членам. Какой-либо неурожай или какое-либо стихийное бедствие не могли превратить крестьянина в паупера, ибо о нем проявлял заботу весь коллектив. Крепость общинных устоев сохранялась на всем протяжении истории общины и задерживала развитие капиталистических отношений на селе.

     Более того, община позволяла сдерживать аппетиты многих феодалов, стремившихся ограничить личную свободу и экономическую самостоятельность крестьян. В Европе, где преобладала кровнородственная община, сам коллектив общинников был расколот. По мере развития капитализма община подвергалась разложению, в результате чего она и не могла противостоять экспансии феодалов. Но на Руси богатые землевладельцы сталкивались с солидарной позицией общины. Поэтому у нас до XIV в. практически не было распространено барщинное хозяйство. Крестьян не заставляли трудиться в вотчинах феодалов, ограничиваясь более приемлемой для них продуктовой рентой.

     Становлению такого, «облегченного» феодализма способствовала княжеская власть. В Европе феодалы преимущественно скупали общинные земли, получая большую свободу рук в отношении к самим общинникам. На Руси же земли главным образом раздавались – дружинникам, за службу на князя. В результате владельцы вновь приобретенных земель становились более зависимыми от воли князя. А он предпочитал не особенно потакать аппетитам своих вассалов, осознавая угрозу того, что они могут сосредоточиться на стяжании – в ущерб государственной службе. Русские князья не терпели феодального произвола. Созданный ими свод юридических норм «Русская правда» строго регламентирует отношения между общиной и боярским хозяйством. Это, конечно же, было на руку, в первую очередь, слабым, а не сильным. Поэтому еще в те древние времена простой народ привык видеть в государях защитников перед лицом знати, точнее тех ее представителей, которые злоупотребляли своими привилегиями.

     При этом не следует закрывать глаза на то, что некоторые категории крестьян не обладали личной свободой. Речь идет смердах и холопах. Первые были несвободными или полусвободными княжескими данниками. Они сидели на земле и несли повинности в пользу князя. Смерды противопоставлялись свободным общинникам – «людинам». За убийство людина полагалось 40 гривен штрафа, тогда как убивший смерда карался 5 гривнами. Еще меньше прав имели холопы, ничем не отличавшиеся от рабов. Холоп, который ударит свободного, мог быть безвозмездно им убит – даже в том случае, если хозяин холопа уплатит компенсацию. Но и смерды, и холопы, находились вне общины, которая была объединением свободных людей даже в том случае, когда ее земли переходили к феодалу.

     Сельские общины подчинялись общинам городским. Но и среди последних также существовала своя иерархия. Общины крупных городов подчиняли себе более мелкие города или пригороды. Вокруг них объединялись обширные территории, именуемые «волостями». Характерно связь этого слова со словом «власть». Именно волость – гигантская община – и была верховной властью, осуществляемой посредством народных – вечевых собраний. А в период своего единства (IX-XI вв.) восточнославянские земли управлялись крупной волостью – «Русской землей», включавшей в себя Киев, Чернигов и Перяславль. Преобладал здесь Киев. Поэтому словосочетание «Русская земля» имела тогда двойное значение – это было имя отдельной волости и, одновременно, всех восточных славян. И. Я. Фроянов и многие другие выдающие русские историки обращают внимание на то, что в летописях большая часть всех важных решений (в том числе, и кадровых) осуществлялись «киянами» (киевлянами), «полочанами» и жителями других земель. Вече назначали и смещали князей, представителей администрации (десятских, сотских, тысяцких), распоряжались финансовыми ресурсами, решали вопросы войны и мира. Тем не менее, их нельзя считать аналогами современных парламентов. На вече высказывались разные точки зрения, но решения принимались консенсусом. Наряду с массой делегатов от разных общин на вечевом собрании важная роль принадлежала аристократам из Боярской думы, а также духовенству.

     По сути дела в Древней Руси власть еще не отделилась от общества. Поэтому власть осуществляла сама общественная организация, то есть община. Княжеская власть в указанный период была, пользуясь современным определением, исполнительной властью. Она постоянно усиливалась, что отражало усложнение социальной структуры общества. А это усложнение вызывало необходимость в некоем единовластном арбитре, который смог бы осуществлять баланс сил и интересов.

     

     

     

Источник: xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.