Как называлась община земледельцев у восточных славян

Славянская община

Славянская община       ОБЩИНА — надсемейное объединение людей, самоуправляющийся хозяйственный и социально-бытовой коллектив; характерна для доиндустриальной стадии развития человеческого общества.
      Наиболее древним типом общины была кровнородственная община, сложившаяся еще у первобытных народов.
      Кровнородственная община долгое время существовала у германцев, иранцев, финноугров и некоторых других народов. Ее наличие археологи определяют по существованию "больших домов", площадью до 300 кв.м. В каждом из таких домов жила одна патронимия (раter — "отец"; группа близких родственников по отцовской линии). Кровнородственные связи у этих народов продолжали играть большую роль и при переходе к соседской общине.


е члены патронимии возводили себя к хорошо памятному предку. Иногда имена предков помнились на протяжении десяти-двенадцати поколениЙ. Чужеземцев в такую общину принимали лишь на "правах" раба, поскольку он не происходил от этого предка. В племени, состоящем из общин-патронимий, существовала строгая иерархия родов — от правящих до совсем незнатных. Выходец из незнатного рода не мог стать во главе племени.
      Со временем кровнородственная община превратилась в соседскую (территориальную). У земледельческих племен территориальная община вытесняет кровнородственную раньше, чем у скотоводческих. Земледелец имел больше возможностей прокормить себя, свою жену и детей без постоянной помощи рода.
      У славян соседская община возникла очень рано. Об этом свидетельствуют находки археологами "малых домов", в которых могла проживать только одна семья. В состав славянской общины достаточно легко вливались чужеземцы. Рабы, захваченные в войнах, со временем имели возможность или уйти, или стать полноправными членами общины. Община выбирала старейшин. Земля принадлежала общине, а не отдельной семье. Характерной особенностью славянской общины были переделы земли.
      Славянские города служили центрами племен и местом убежища крестьян-общинников от внешней опасности. Жители города и сельской округи делились на десятки, сотни, тысячи. Возможно, существовал и совет старейшин — "старцы градские", руководившие народным собранием — вечем.
      Развитие соседской или крестьянской общины у славян связано с постепенным разложением родо-племенных отношений и формированием Древнерусского государства.


Как называлась община земледельцев у восточных славян

      Природа и сущность древнерусской общины, которая именовалась вервью, до сих пор остается недостаточно изученной. Вероятно, на ранней стадии она объединяла несколько близлежащих поселений, в каждом из которых жило несколько (иногда несколько десятков) семей. В общинном владении находились пастбища, луговые и лесные угодья, места охоты и рыбной ловли, а также скот. Община обеспечивала устойчивость отношений внутри племени или союза племен. Более того, в течение длительного времени общинная организация тормозила процессы имущественного расслоения и выделения из среды свободных общинников более зажиточных семей.
      Свободные общинники ("люди", по терминологии Русской Правды) оставались основным населением Руси и в первые века после образования Древнерусского государства. По мере обложения общинников княжеской данью (позднее — податями) община утрачивала владельческие права на землю, что вело к образованию и расширению вотчинного землевладения и постепенному закрепощению крестьянства.


br />      На всем протяжении истории Древнерусского государства и Московской Руси, вплоть до сер. XVII в. община в определенной степени гарантировала входившим в нее крестьянам минимум прав в их взаимоотношениях с землевладельцами и государственной властью в обмен на выполнение общинниками определенной суммы обязанностей. Отношения внутри общины регулировались круговой порукой, зафиксированной еще в Русской Правде и сохранявшей свое значение на протяжении нескольких столетий. Земская реформа сер. XVI в. повысила роль общинного самоуправления, особенно в районах с преобладанием черносошного населения. Однако по мере юридического оформления крепостного права община все более подпадала под контроль государственных органов.
      Тем не менее община сохраняла важную роль в организации хозяйственно-поземельных отношений в деревне, в частности, — в определении принципов пользования общинными угодьями — лесами, реками, лугами и др., в периодическом переделе земли, находящейся в наследственном владении крестьянских хозяйств, в распределении между ними налогов и податей. Эти функции община в той или иной степени сохраняла вплоть до нач. XX в.

авторы статьи Е. Галкина, С. Перевезенцев, В. Карев

Как называлась община земледельцев у восточных славян

Год создания сайта «Русская история»


Источник: www.ruistor.ru

Подобно всем народам, предки восточных славян прошли через первобытнообщинный строй, продолжающийся длительное время (IV тыс. до н.э.-VIII в. н.э.). Это было связано с действием следующих факторов:           зависимость первобытнl.


1080;зобилии воды и нехватки тепла, что требовало дополнительных ресурсов;           зоны рискового земледелия также повышали затраты труда даже для простого воспроизвод.

;пространения традиционного образа жизни на новых территориях и простых средств спасения от набегов, обусловила физическую разобщенность и сохранение экстенсивн.

#1073;работки камня и металла, к тому же пожары легко уничтожали результаты труда. В середине I тыс. н.э. у восточных славян произошел переход к соседской общине. В VI-VIII в. его осуществили южные племена, образовавшие особые объединения – вервь.

1054;бразование соседской общины – мира у северных племен происходило в VII-IX вв. Уровень хозяйства отдельных восточнославянских племен был различен и характеризовался как сохранением элеме&#.

1089;котоводческие культуры). Эволюция земледелия от мотыжного (приусадебного) к пашенному (полевому), обусловленная применением металлических орудий труда, способствовала обработке большей площади и увеличению производительности труда.

1055;ри этом сохраняются региональные отличия в системах земледелия. В лесостепной зоне существует переложная (залежная) система земледелия. В лесной зоне применялась подсечная (огневая) система. Обе они способствовали проведению активной земельной колонизации. Восточные славяне занимались и оседлым скотоводством. Однако этот вид деятельности носил ограниченный характер, поэтому обеспеченность органическими удобрениями была минимальной, а урожайность – низкой.В VI-VIII вв. ремесло у славян начинает отделяться от земледелия. Появляются грады и погосты – центры небольших округов и прообразы будущих городов. Создаются условия для развития регулярного обмена не только между племенами, но и на границах территории, заселенной восточными славянами. Первоначально функции денег выполняют скот, меха, янтарь, иностранные ( римские, арабские и византийские) монеты.Развитие материального производства привело к складыванию у восточных славян предпосылок классового строя. Распад родовых семей и появление соседской общины способствовали свободе выхода и принятию новых членов в общину. Это делало возможным существование элементов патриархального рабовладения. Сильнее оно было выражено у славянских племен, живущих на юге, то есть на границах с греческими городами-государствами.Рабство носило временный характер. Римские историки пишут о возможности выкупа и возвращения на родину или оставаться свободным у славян. Основные источники рабства – плен и судопроизводство (долг, самопродажа, рождение от раба). У славян отсутствовал такой массовый источник, как покупка рабов. Вместе с тем рабы были не столько рабочей силой, сколько экспортным товаром.Распространению рабства препятствовали община и неблагоприятные природно-климатические и географические условия. Низкая производительность труда при экстенсивном типе экономического роста, сезонный характер сельскохозяйственного производства, а также обилие неосвоенных территорий, создающее возможности для побега, означали нецелесообразность большой концентрации рабов. Социальное неравенство, возникающее в общине, приобретало характер феодального классового общества, которое в то время утверждалось у многих народов Европы и Азии.

Источник: i-otvet.ru

Славянская община

Славянская община       ОБЩИНА — надсемейное объединение людей, самоуправляющийся хозяйственный и социально-бытовой коллектив; характерна для доиндустриальной стадии развития человеческого общества.
      Наиболее древним типом общины была кровнородственная община, сложившаяся еще у первобытных народов.
      Кровнородственная община долгое время существовала у германцев, иранцев, финноугров и некоторых других народов. Ее наличие археологи определяют по существованию "больших домов", площадью до 300 кв.м. В каждом из таких домов жила одна патронимия (раter — "отец"; группа близких родственников по отцовской линии). Кровнородственные связи у этих народов продолжали играть большую роль и при переходе к соседской общине. Все члены патронимии возводили себя к хорошо памятному предку. Иногда имена предков помнились на протяжении десяти-двенадцати поколениЙ. Чужеземцев в такую общину принимали лишь на "правах" раба, поскольку он не происходил от этого предка. В племени, состоящем из общин-патронимий, существовала строгая иерархия родов — от правящих до совсем незнатных. Выходец из незнатного рода не мог стать во главе племени.
      Со временем кровнородственная община превратилась в соседскую (территориальную). У земледельческих племен территориальная община вытесняет кровнородственную раньше, чем у скотоводческих. Земледелец имел больше возможностей прокормить себя, свою жену и детей без постоянной помощи рода.
      У славян соседская община возникла очень рано. Об этом свидетельствуют находки археологами "малых домов", в которых могла проживать только одна семья. В состав славянской общины достаточно легко вливались чужеземцы. Рабы, захваченные в войнах, со временем имели возможность или уйти, или стать полноправными членами общины. Община выбирала старейшин. Земля принадлежала общине, а не отдельной семье. Характерной особенностью славянской общины были переделы земли.
      Славянские города служили центрами племен и местом убежища крестьян-общинников от внешней опасности. Жители города и сельской округи делились на десятки, сотни, тысячи. Возможно, существовал и совет старейшин — "старцы градские", руководившие народным собранием — вечем.
      Развитие соседской или крестьянской общины у славян связано с постепенным разложением родо-племенных отношений и формированием Древнерусского государства.

Как называлась община земледельцев у восточных славян

      Природа и сущность древнерусской общины, которая именовалась вервью, до сих пор остается недостаточно изученной. Вероятно, на ранней стадии она объединяла несколько близлежащих поселений, в каждом из которых жило несколько (иногда несколько десятков) семей. В общинном владении находились пастбища, луговые и лесные угодья, места охоты и рыбной ловли, а также скот. Община обеспечивала устойчивость отношений внутри племени или союза племен. Более того, в течение длительного времени общинная организация тормозила процессы имущественного расслоения и выделения из среды свободных общинников более зажиточных семей.
      Свободные общинники ("люди", по терминологии Русской Правды) оставались основным населением Руси и в первые века после образования Древнерусского государства. По мере обложения общинников княжеской данью (позднее — податями) община утрачивала владельческие права на землю, что вело к образованию и расширению вотчинного землевладения и постепенному закрепощению крестьянства.
      На всем протяжении истории Древнерусского государства и Московской Руси, вплоть до сер. XVII в. община в определенной степени гарантировала входившим в нее крестьянам минимум прав в их взаимоотношениях с землевладельцами и государственной властью в обмен на выполнение общинниками определенной суммы обязанностей. Отношения внутри общины регулировались круговой порукой, зафиксированной еще в Русской Правде и сохранявшей свое значение на протяжении нескольких столетий. Земская реформа сер. XVI в. повысила роль общинного самоуправления, особенно в районах с преобладанием черносошного населения. Однако по мере юридического оформления крепостного права община все более подпадала под контроль государственных органов.
      Тем не менее община сохраняла важную роль в организации хозяйственно-поземельных отношений в деревне, в частности, — в определении принципов пользования общинными угодьями — лесами, реками, лугами и др., в периодическом переделе земли, находящейся в наследственном владении крестьянских хозяйств, в распределении между ними налогов и податей. Эти функции община в той или иной степени сохраняла вплоть до нач. XX в.

авторы статьи Е. Галкина, С. Перевезенцев, В. Карев

Как называлась община земледельцев у восточных славян

Год создания сайта «Русская история»

Источник: www.ruistor.ru

КНЯЗЬЯ СОБЫТИЯ

А) Олег

Б) Игорь

В) Святослав 1) восстание древлян 

2) разгром Хазарского каганата

3) введение уроков и погостов

4) объединение Киева и Новгорода под властью одного князя

№14. Запишите понятие, о котором идёт речь.

«Историческое произведение древнерусской литературы, в котором повествование велось по годам».

№15. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) заключение первого русско-византийского договора

2) Любечский съезд князей

3) разгром Хазарского каганата

4) окончательный разгром печенегов

№16. Сравните характеристики Древнерусского государства и русских земель в период раздробленности. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) наличие единого политического центра всех русских земель

2) принадлежность жителей к единой древнерусской народности

3) стремление князей сохранить политическое единство страны 

4) развитие ремесла и торговли

№17. Укажите категории зависимого населения Древнерусского государства, к которым относились люди, соглашавшиеся работать на определённых условиях, но зависимое положение которых не распространялось на членов их семей и не передавалось по наследству. Найдите в приведённом списке две категории и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) бояре 2) ремесленники 3) рядовичи 4) купцы 5) закупы

№18. До конца X в. основной религией восточных славян было язычество. Оно предполагало поклонение божествам, связанным с силами природы. Крупнейшим событием в истории Древнерусского государства в X в. стало принятие Русью христианства. 

1. Укажите не менее двух последствий принятия христианства.

2. Назовите три основные причины принятия Русью христианства.

№19. «Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства – это соединение разрозненных племён чрез появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племён, положено начало сосредоточению и всех остальных племён, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племён, чтоб посредством их сосредоточивать и другие, соединённые впервые силы начинают действовать».

1. В чём автор видит значение призвания первых князей? Укажите не менее двух положений.

2. Под каким названием вошло в историю легендарное событие, описанное в отрывке? Укажите год, когда оно произошло. Кто, согласно описанной в отрывке версии, явился родоначальником первой княжеской династии?

№20. Из сочинения историка.

«После переселения на _____________ равнину у восточных славян сохранялся первое время родовой строй. Связанные кровным родством, члены рода подчинялись старейшинам, которые имели большую власть. В особо важных случаях вопросы, имевшие большое значение для жизни всего племени, родовые старейшины решали, собираясь на совете.

В процессе освоения восточными славянами огромных территорий от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге, постепенно ослабевала связь между родами. С течением же времени начинают распадаться и сами роды, из которых выделяются самостоятельные семьи. Вместо коллективного хозяйства, результатами которого пользовался весь род, у каждой семьи появляется своё особое индивидуальное хозяйство. Выделение семьи как отдельного хозяйствующего субъекта предопределило постепенное прекращение существования коллективной родовой собственности и замену её собственностью семейной.

Хозяйства, разбросанные на больших расстояниях, объединялись в случае необходимости решения общих вопросов или для совместных дел уже не на основе кровнородственных связей, а по территориальному принципу (с соседями), вне зависимости от того, являлись они родственниками или просто проживали на одной территории. Так как родовладыка не мог управлять сразу всеми хозяйствами семей, входивших ранее в его род, ведь теперь они были разбросаны на больших расстояниях, его власть переставала действовать, и усиливалась роль отца каждого отдельного семейства. Важнейшие вопросы решались теперь на народном собрании, куда входили отцы семейств, проживавших по соседству на определённой территории. Таким образом, у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община».

1. Укажите пропущенное в тексте название равнины, с освоением которой связаны изменения в жизни восточных славян, описанные в отрывке. Как называлось у восточных славян народное собрание, о котором идёт речь в последнем абзаце отрывка?

2. Найдите в последнем абзаце и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в предшествующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение указанного положения.

Конец формы

Начало формы

Конец формы

 

Начало формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Источник: li.i-docx.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.