Чем занимались восточные славяне

План урока:

Кто такие восточные славяне

Как появились первые славянские племена

Образование племенных союзов

Расселение славян по территории Восточной Европы

Занятия восточных славян: земледелие, скотоводство, ремесла

Религиозные верования славян

Языческие боги

 

 

Кто такие восточные славяне?

Происхождение и расселение восточных славян невозможно изучать, не зная ответа на вопрос о том, что это за племена, где жили и чем занимались? Это группа племен, образовавшаяся между II и IV вв. н.э. в междуречье Днестра и Днепра.Территория расселения славян изначально пролегала между реками Висла и Днепр, но к указанному периоду времени началось Великое переселение народов, результатом которого стало постепенное вытеснение славян с занимаемых ими земель и разделение их на:

  • западных;
  • южных;
  • восточных.

Ввиду отсутствия письменности, как таковой, о ранней истории существования и причинах расселения славян в Европе известно немного.

kartaslavТерритория расселения восточных славян (источник)

 

Как появились первые славянские племена?


Славяне, как этнос, сформировались ко второй половине I тысячелетия до н.э. Но предки их поселились в Европе задолго до этого, примерно во II тысячелетити до н.э. На формирование новой народности и расселение славян в древности оказали влияние ираноязычные племена, а также балты, фракийцы, кельты и германцы.

Ученые предполагают, что славянскую группу племен в древности также называли «венетами», «антами» или «склавенами». Эти названия применялись ко всем славянам или же к отдельным племенным союзам, выбравшим в качестве места расселения славян Восточную Европу.

Венеты — этническое имя всех славянских племен. Название «анты» имеет индоиранское происхождение и переводится, как «живущие на окраине». Самих себя славяне антами не называли. Так своих соседей именовали ираноязычные обитатели Северного Причерноморья. Первое упоминание о «склавенах» встречается в трудах Йордана и Прокопия Кесарийского.

Термином «склавены» славяне обозначали самих себя, это самоназвание.

Связи между существующими обозначениями славян и с территорией расселения восточных славян в данном случае нет.

rasselenie

 

Образование племенных союзов

На разделении по территориальному признаку процесс разобщения славянского этноса не закончился. Всего в начале IX века образовалось не менее 13 восточнославянских племен, условно поделенные на:


  1. Северных (ильменских). В эту группу вошли племена кривичей и словен.
  2. Центральных. К ним отнесли дреговичей, радимичей и вятичей.
  3. Западных. Сюда вошли волыняне, белые хорваты и бужане.
  4. Южных. Эта группа племен состояла из древлян, полян, дулебов, северян, уличей и тиверцев.

Все известные историкам племена подразделяются также по характеру политического устройства, этнографической и территориальной принадлежности, характеру украшений, типу захоронения и верованиям. Язык был общим, но присутствовали серьезные диалектические различия, из-за которых могли возникать трудности в общении.

Каждое племя имело свой «град» — столицу или центр. У полян это был Киев, у словен – Новгород, кривичи считали своим градом Смоленск, половчане – Полотск, а древляне Искоростень. Общим градом несколько позже стал Киев.

Племена славян в период расселения Восточной Европы постоянно соперничали за главенствующее положение на занимаемой ими территории, вели войны. Во время ведения боевых действий племя возглавлял князь. Ему подчинялась группа хорошо вооруженных людей, называющая себя дружиной. Все серьезные вопросы, касающиеся управления делами племени, ведало племенное или союзное вече.


Вече – общее собрание всех проживающих в племени взрослых людей, преимущественно мужчин – глав семейств. На вече решали, где и когда сеять хлеб, кому объявлять войну, каковы будут условия мира.

Изначально все славяне в период расселения Европы были равны, но обогащение отдельных членов племени за счет военных грабежей, привело к образованию родовой знати и возникновению неравенства. Постепенно участвовать в вече, стать дружинником или князем могли только самые родовитые и богатые.

При покорении одним племенем другого, побежденные должны были платить дань. Размер ее определялся победителями и выражался в предметах быта, еде, вооружении, ремесленных изделиях, любых вещах, представляющих ценность.

vecheНародное вече (источник)

 

Расселение славян по территории Восточной Европы

На территорию Восточной Европы славяне проникли не сразу. Произошло это в VI-VII в. н.э. Изначально расселение славян в 6 веке затронуло лишь земли у Днепра, где сейчас располагается территория Украины. Постепенно территория расселения древних славян расширилась и они заселили низовья Волги, долины Днестра и Южного Буга (Молдавия) и здесь остались. Из Померании на северо-восток переселилась еще одна группа славянских племен. Здесь она столкнулась с варягами и осела, образовав новый град – Великий Новгород.


Из исторических источников известно, что великое расселение славян завершилось примерно к VIII-IX веку. К этому времени каждое племя занимало отдельную территорию, за обладание которой велись постоянные войны. Если бы в те времена существовала политическая или географическая карта, то расселение славян карта показала бы следующим образом:

  • вятичи – земли у Оки;
  • кривичи – Днепр, Западная Двина;
  • ильменские словене – Ильменское озеро;
  • радимичи – река Сож;
  • древляне – пространство между рекой Днепр и Припятью;
  • дреговичи – земли между Припятью и Березиной;
  • поляне – запад Днепра;
  • волыняне – Западный Буг;
  • бужане– река Южный Буг;
  • белые хорваты – Днестр и Висла;
  • дулебы – на востоке от белых хорватов;
  • северяне – территория Черниговской, Брянской, Курской и Белгородской областей;
  • уличи и тиверцы – земли вокруг Днестра и Восточно-Европейской равнины.

proishozhdenie

 

Племена славян и места их расселения изучены достаточно хорошо.


хеологические раскопки показывают, что крупнейшими племенами того времени были ильменские словене и поляне. Ильменские словене вели активную торговлю с соседями, были хорошо известны народам, проживающим на берегах Балтийского моря. Именно они оказывали наиболее сильное сопротивление нападениям варягов (норманнов). Карта расселения восточных славян, принадлежавших к племени полян, показывает, что они не гнушались присоединять к своим землям все свободные территории, со временем значительно расширив свои владения. Место расселения восточные славяне, принадлежащие к племени полян, выбрали наиболее удачное. По территориям, занимаемым полянами проходил знаменитый торговый путь «Из варяг в греки».

Проживающие в бассейне реки Ока вятичи также занимались торговлей. О радимичах и дреговичах историкам известно из сохранившихся летописей их более развитых соседей. Проживающие на границе с владениями диких народов Литвы дреговичи много от них переняли, в том числе и некоторые особенности разговорной речи.

Уличи и тиверцы смешались с волынянами, до этого успев перенять привычки печенегов и половцев, чьи набеги причиняли им немало неудобств. Однородной массой восточные славяне в древности и при расселении не были. Расселение восточных славян кратко можно проследить по течению самых крупных рек в регионе. Если местность вокруг водоема подходила для занятия земледелием, то эту территорию обязательно занимало какое-то из племен.

 

Занятия восточных славян: земледелие, скотоводство, ремесла

Происхождение и расселение славян повлияло на род их деятельности. Славяне в большинстве своем вели оседлую жизнь, занимаясь земледелием и скотоводством, что оказало заметное влияние на область расселения восточных славян. Земледелие велось двумя способами:


  1. Подсечно-огневым. Вплоть до начала IX века при обработке земли пользовались подсечно-огневым методом. Суть его заключалась в вырубке или выжигании леса для освобождения земли под поле. Образовавшиеся пни выкорчевывались, землю вспахивали и засеивали. Поле использовалось для высадки культурных растений вплоть до момента, когда почва начинала истощаться. Плохой урожай становился сигналом для смены поля. Происходило это примерно спустя 5-6 лет. При этом старое поле забрасывалось и зарастало кустами и деревьями, а процесс выкорчевки леса для подготовки новой пахоты повторялся. Этот метод был чрезвычайно неудобным. На подготовку нового поля уходил не один месяц. Приходилось задействовать труд всей патриархальной семьи, обычно состоявшей не менее чем из 20-30 человек. Метод был опасен, так как распространяющийся при сжигании деревьев огонь не всегда можно было контролировать. По мере расселения славян в Восточной Европе и появления новых оружий труда этот метод земледелия переставал использоваться.
  2. Переложным. Этот метод земледелия простой и менее затратный. Обработанное и использованное под выращивание растений поле не забрасывалось после истощения почвы. Его не засеивали, давая земле отдохнуть, но роста сорняков и кустарников не допускали. Пока одно поле находилось под «паром» (не засеянным) второе вскапывали и засеивали. По мере истощения почвы поля меняли местами.

Происхождение и расселение славян в Европе, начиная с 9 века, изучено достаточно подробно. Найдены орудия труда, пути сбыта товаров. Известно, что для обработки земли пользовались деревянной сохой с железными наконечниками или ралом с железными лемехами. По мере развития земледелия появился плуг, в который запрягали лошадей или быков. Выращивали злаковые и овощи.

Скотоводством занимались в основном на равнинах и в степях. Выращивали коров, коз, свиней, овец и лошадей. Последних использовали в качестве тяговой силы, а также средства перемещения (верхом на лошадях ездили воины).

hozyaistvoКрестьянин вспахивает поле (источник)

 

Занятия ремеслом играли важную роль в жизни славян. Вне зависимости от племенной принадлежности, они делали оружие, орудия труда, посуду и украшения. Практически каждая женщина в племени умела прясть и ткать. Плотники, резчики по дереву и кости были в каждом доме. Мастера умело выделывали кожу, шили обувь, ковали мечи и доспехи. Украшения (серьги, браслеты, перстни, бусы) делали из кости или металла (серебро, золото, медь). Дреговичи умели делать бусы из металла с крупной зернью, пользовавшиеся большим спросом у соседей.

Посуда в большинстве своем была сделана из глины. Она обжигалась в горне, украшалась насечками, наколами и налепами. До X в. практиковалась ручная лепка, но с появлением гончарного круга процесс автоматизировался. Это привело к появлению настоящих мастеров своего дела, умевших придать своим изделиям необычную форму и размеры.


zanyatia

Охоте, рыболовству, собирательству и бортничеству (сбору меда из ульев диких пчел) также отводилось немало времени. Род деятельности по-прежнему был связан с половым и возрастным разделением. Так, женщины ткали и пряли, собирали ягоды, вели домашнее хозяйство.

Молодые мужчины осваивали гончарный круг, становились кузнецами, бортниками, охотниками, рыболовами. Свой вклад вносили и дети. Они собирали грибы и ягоды для заготовки на зиму.

Значительное место в жизни славян отводилось торговле с соседними племенами. Своих денег не было, потому использовали деньги, изготовленные в других странах. Практиковался и натуральный обмен ресурсами по принципу «ты — мне, а я – тебе».Расселение племен восточных славян и поспешное занятие ими ранее пустовавших земель, способствовало образованию новых взаимовыгодных торговых союзов.

 

Религиозные верования славян

domovoi


Расселение племен славян едва ли отразилось на их верованиях. Восточные славяне были глубоко религиозны, но понятие о богах появилось у них не сразу. Язычеству или поклонению множеству богов предшествовало поклонение предкам и духам. Культ предков был тесным образом связан с родовым строем. Поэтому, отношение к ним было подобающим.

Для живущих в тесных рамках патриархальной семьи было важно чувствовать поддержку не только живых, но и умерших родственников. Душа умершего должна была охранять покой живых. Славяне верили в то, что душа скончавшегося старейшего члена семьи становится домашним духом. Так появилась вера в домовых. Домашнему духу приносили подношения (жертву) в виде пищи (молоко, хлеб, фрукты).

leshii

История расселения славян пестрит войнами, набегами и борьбой за власть, но память народа сохранила с той поры не только это, но и множество замечательных мифов и легенд.. Так, славяне верили, что в реке жили русалки и водяные, в лесах лешие и кикиморы, в поле обитал дух поля – полевик. Он появлялся в своих владениях ровно в полдень. Чтобы избежать с ним встречи славяне делали перерыв в работе и предпочитали на поле именно в это время не ходить. Духи в большинстве своем были враждебными, но никогда не трогали человека, принесшего им жертву. Отправляясь в лес, славяне оставляли еду для духа леса, рыбача, не забывали порадовать духа реки. (источники изображений: домовой и леший)

 

Языческие боги

Расселение древних восточных славян не могло обойтись без благословения богов. Поклонение богам занимало важное место в мировоззрении. Богов было несколько, но главными считались:


  • Перун – повелитель молнии, грозы и грома;
  • Ярило – бог земледелия, весеннего плодородия и плодовитости скота;
  • Стрибог – повелитель ветров;
  • Сварог и Хорс – оба являлись богами солнца, но Сварог занимал главенствующее положение;
  • Велес –иногда выступал в роли бога подземного мира, ему поклонялись скотоводы;
  • Мокошь – покровительница всех ремесел, которыми занимались женщины, в основном прядения (иногда ее почитали, как богиню плодородия).

Для почитания каждого бога были выделены дни недели. Расселившиеся на территории Восточной Европы славяне храмов не строили, но у каждого племени было свое святилище, где приносили жертвы богам, и стояла статуя бога – идол. Идолов делали из дерева, глины, камня и даже металла. Идолопоклонством официально занимались вплоть до принятия христианства, но даже после этого старые верования никуда не исчезли. Расселение славян в 9 веке продолжилось, и они по-прежнему верили в то, что их покой зависит от милости Перуна, Ярилы или Сварога.

kalishe
Место поклонения языческим богам (источник)

 

Источник: 100urokov.ru

восточные славянеВосточные славяне, их соседи, обычаи, хозяйственные занятия и религиозные верования

С чего начинается история нашей родины, нашего народа? Откуда пошла Русская земля? Эти вопросы интересовали еще древнерусских летописцев, но до сих пор остаются слабоизученными областями исторической науки ввиду малого количества источников.

Наши далекие предки – славяне. Они жили в центральной Европе. Греки их называли антами и венедами. Славяне представляли собой не единый народ, а совокупность многочисленных мелких племен, то объединявшихся, то враждующих друг с другом. В VI-VII вв. произошло выделение восточной ветви славян, их отделение от западных и южных.

Где жили восточные славяне? Они занимали обширную территорию Восточной Европы: от Ладожского и от Онежского озер на севере до устья рек Буг, Прут, Днепр на юге и от верховий Волги на востоке до Карпат на за- паде. На этой территории расселилось до 15 племенных союзов: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, кривичи, вятичи, полочане, тиверцы, северяне, ильменские словене, волыняне, белые хорваты и т.д.

Кто жил по соседству с восточными славянами? В Восточной Европе славяне встречались с балтийскими и с финно-угорскими племенами: меря, весь, чудь, мурома и другие. Славяне не завоевывали эти племена, А смешались с ними, ассимилировались. Соседями славян на востоке были хазары и мадьяры (венгры) из Волжской Булгарии, а на юге – кочевники-скотоводы: скифы, сарматы, печенеги, половцы, часто совершавшие захватнические набеги на славян.

Чем занимались восточные славяне? За счет чего они жили? Они занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой, ремеслом и бортничеством, т.е. сбором меда диких пчел. Основным занятием восточных славян было земледелие. В южных лесостепных районах оно было залежное. Участок целины осваивали и использовали несколько лет. Потом его забрасывали до восстановления плодородия, а через несколько лет снова обрабатывали. В северных лесных районах преобладала подсечная система земледелия. Деревья сначала подрубались, высушивались, а затем сжигались. Удобренная золой почва несколько лет давала хороший урожай. Потом обрабатывали новый участок.

Восточные славяне выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овес, просо, гречку. Рожь они называли «жито», что в переводе с древнерусского языка означает жизнь. У славян издавна была высокая культура обработки земли. С глубокой древности они знали серп и плуг. Занимались славяне и скотоводством. Они разводили коров, коз, овец, свиней. Особенно бурно развивалось коневодство. Конь был и кормильцем – пахарем, и вещим другом воинов, что отразилось в народных былинах (в частности об Илье Муромце и Микуле Селяниновиче) и в сказках (например, о Сивке-Бурке).

В многочисленных реках и озерах водилось огромное количество различных видов рыбы. Рыболовство было важным хозяйственным занятием. Собирая мед диких пчел, славяне использовали его как сладость и как сырье для приготовления хмельных напитков. Археологические раскопки свидетельствуют о наличии у славян с глубокой древности различных видов ремесла: ткацкого, гончарного, кузнечного, вышивального, изготовление из стекла, металла и т.д. В VII-VIII вв. у восточных славян происходит выделение ремесленников как социальной группы.

Следствием этого стало возникновение городов как центров ремесла, торговли и административного управления. К IX в. у славян существовало более 20 городов. Обычно они строились на торговых путях (Киев, Новгород, Ладога и т.д.), важнейшим из которых был путь «из варяг в греки» и из Европы в Азию через Каспийское море. Эти пути являлись и путями распространения культуры. Предметами ввоза у восточных славян были вино, шелк, пряности, предметы роскоши (золотые и серебряные украшения). Вывозили славяне мед, воск, зерно, меха, пеньку, оружие.

Каковы были нравы и обычаи восточных славян? Об этом нам рассказали византийские и арабские историки и путешественники. Восточные славяне изображались им как сильные, храбрые, мужественные люди, которые легко переносили голод, холод, северную непогоду, всякую нужду. Питались они грубой сырой пищей, были выносливы, терпеливы. Славяне поражали византийцев своей ловкостью и быстротой, когда взбирались на крутизну, спускались в расщелины, бросались в болота и глубокие реки. Они могли долго находиться под водой, дыша через камышиную соломинку. Главным достоинством мужчины считалась сила, крепость, выносливость. Славяне мало заботились о своей наружности: в пыли и в грязи они могли появиться на многолюдном собрании.

Восточные славяне были вольнолюбивыми. В случае угрозы нападения на них захватчиков, а также во время военных походов несколько племен объединялись в союз под властью одного князя, т.е. военачальника. В качестве оружия славяне использовали лук, стрелы, копья. Стрелы, отравленные сильнодействующими ядами, широко применяли скифы. Славяне заимствовали это у них.
Восточные славяне были отважными воинами. Помимо обычной храбрости они обладали особым искусством биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятеля внезапным нападением. За это греки жестоко расправлялись со славянами, но все пытки и истязания они переносили мужественно, без стонов и воплей.

Славяне не знали ни лукавства, ни злости, гуманно обращались с пленниками. Они брали людей в рабство на определенное время, по истечении которого человека освобождали. Освобожденный мог либо вернуться на Родину, либо жить среди славян как свободный земледелец.

Славяне отличались исключительным гостеприимством. Путешественников они встречали с радостью, пышно угощали их и давали продукты на дорогу. Разрешалось даже украсть пищу у соседа для гостя. Путнику помогали безопасно доехать до ближайшего населенного пункта.

Подобно другим народам славяне на ранних стадиях развития имели и жестокие обычаи. Долгое время у них существовала кровная месть, выраженная в пословице «око за око, зуб за зуб». В многочисленных семьях мать имела право умертвить новорожденную дочь, но не сына – будущего воина. Дети имели право умертвить старых и больных родителей, обременительных для семьи.

Что представляли собой религиозные верования восточных славян? Они были язычниками и поклонялись множеству духов, которые делились на злых и добрых. Злые духи-вампиры якобы нападали на людей, сосали их кровь и могли нанести ущерб всему живому. Злым духам приносились жертвы, иногда человеческие, чтобы задобрить их. Добрых духов заклинали, молили о помощи. Чтобы уберечь себя от злых духов, славяне носили на груди набор бронзовых амулетов – миниатюрных изображений зверей, птиц, рыб. Боевые ладьи украшались головами драконов. Священные рощи украшали вышитыми полотенцами.
Для восточных славян храмом была вся природа. Землею он клялся как богом, положив ком земли на голову. Уходя на чужбину, он брал с собой горсть родной земли. Возвращаясь, он низко кланялся земле, припадая к ней, как к матери. Каждый лес, ручей, колодец, каждое дерево представлялись нашим далеким предкам одушевленными, т.е. имеющими душу. Каждый дом находился под покровительством духа – домового, приглядывавшего за скотиной, хранящего огонь в очаге, а по ночам выходящего из-под печки полакомиться пищей.

Каждое живое существо, соприкасавшееся с человеком, было наделено особыми чертами. Петух, с изумительной точностью отмечавший часы и встречающий зарю своим пением, считался святой, вещей птицей. Бык, взрыхлявший землю, был олицетворением плодородия. Лесные звери представлялись врагами человека. Волками изображали колдунов. Заяц, перебежавший дорогу, предсказывал неудачу. В каждой реке жил водяной, в каждом лесу – леший. Десятками заговоров и магических обрядов пахарь- славянин пытался защититься от враждебных сил природы.

Обрядами была обставлена вся жизнь человека от рождения до смерти. Когда рождался ребенок, на него вешали амулеты. Мальчику в колыбель клали меч, чтобы он был храбрым воином. Умершему строили домовину, воспроизводившую жилье. В могилу клали пищу, орудия труда, оружие. Жен богатых людей убивали и хоронили в пышном подвенечном наряде. Труп сжигали на костре, а затем насыпали курган и водружали остатки оружия умершего. Родственники покойного ежегодно собирались на могиле, поминали его. Магические праздники у восточных славян были связаны с земледелием и сменой времен года. В декабре они встречали сурового бога зимы Коляду. Новый год был праздником заклинаний благополучия на весь год. Весной начинался радостный цикл праздников Солнца. На масленицу – в дни весеннего равновесия – пекли блины – символ Солнца, провожали соломенное чучело бога зимы и сжигали его за пределами села. К прилету птиц пекли жаворонков – булочки, изображавшие птиц.

Встреча лета проходила в русальную неделю. В эту неделю заключали браки, пели песни в честь Лады и Леля – покровителей любви. К летним праздникам относился день Купалы – 24 июня (7 июля по новому стилю).

Накануне праздника славяне обливались водой, прыгали через костры. Девушек бросали в реку, вымаливая у русалок и у Купалы дождя для урожая. К летним праздникам относился и день Перуна – бога грозы и грома. В жертву Перуну приносили быка. Праздник заключался в поедании мяса всей братией. Особенно радостными были осенние праздники урожая.

Каким был социальный строй у восточных славян в VI-VII в.? До VIв. они жили родовой общиной, где господствовала общественная собственность на средства производства, а собранный урожай делился на всех поровну. К IX в. родовая община распалась на семьи. На смену ей пришла соседская община – вервь. В ней сохранилась общественная собственность на землю, ле- са, поля, луга, водоемы, но пахотная земля делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала отдельно. Родовая община разрушилась в результате войн, освоения новых земель, включения в свой состав пленников-рабов. Расслоению общины способствовало развитие ремесла и торговли.
Высшим органом организации у восточных славян было вече – народное собрание. Оно обеспечивало полное равноправие всех членов племени за исключением женщин. Вече выбирало князя – военачальника. Когда войны были редкими, в них участвовало все мужское население. А когда они стали частыми, появились дружины и дружинники – профессиональные воины, которые не занимались земледелием, а занимались только военным делом. Дружины формировались из родоплеменной знати. Постепенно в руках князя стала сосредотачиваться вся власть. Князь и дружина стали эксплуатировать свободное земледельческое население, собирая с него дань, т.е. налог. Постепенно исчезло равноправие. Среди дружинников произошло разделение на отроков или молодь, недавно пришедших на службу, и на бояр – старослужащих воинов. Бояре имели вотчины – земельные наделы, передаваемые по наследству.
Итак, всеобщее вооружение народа, народное собрание, патриархаль- ное рабство и гостеприимство, накопление богатств в результате войн – все это свидетельствует о том, что восточные славяне в VII-VIIIвв. переживали период военной демократии или период разложения первобытного строя. К IX в. в их обществе появилось неравноправие, эксплуатация, т.е. созрели предпосылки для образования государства.

Образование древнерусского государства, его социально-политический строй

киевская русьЦентрами образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород. К IX в. на севере Восточной Европы сложилась своеобразная федерация – объединение племенных союзов с центром в Новгороде. В нее входили не только славяне, но меря, весь, чудь, мурома. Эта федерация пла- тила дань варягам – скандинавам. Другой союз восточных славян образовался с центром в Киеве. Он включал в себя полян, северян, радимичей и вятичей. Этот союз платил дань Хазарскому каганату. И скандинавы, и хазары стремились полностью подчинить себе славян, чтобы завладеть торговыми путями «из варяг а греки» и через Каспий а Азию.

Первая русская летопись – Повесть временных лет – сообщает нам, что в 859 г. члены северной федерации с центром в Новгороде изгнали варягов и отказались платить им дань. Но затем внутри федерации вспыхнула острая борьба за власть. Тогда группа славян отправилась к варягам и пригласила на княжеский престол в Новгороде Рюрика – одного из варяжских князей. Конечно, не все новгородцы были довольны приглашением варяга. Некоторые из них, как сообщает Никоновская летопись, подняли восстание под руководством Вадима Храброго. Тем не менее Рюрик утвердился на новгородском престоле.

После смерти Рюрика князем стал его сородич Олег. В 882 г. он совершил поход на Киев. Олег хитро выманил дружинников из города, убил их и захватил Киев. Он сумел объединить все восточнославянские земли Новго- рода до Киева. 882-й год принято считать годом образования древнерусского государства. Столицей его стал Киев, а государство получило название Киевской Руси.

Сведения Повести временных лет послужили основанием для создания так называемой норманской теории возникновения древнерусского государства (скандинавов славяне называли варягами, а европейцы – норманнами). Основоположниками этой теории явились приглашенные в XVIII в. из Гер- мании для работы в Петербургской Академии наук ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер. Опираясь исключительно на летопись, они утверждали, что восточные славяне были настолько дикие и отсталые, что оказались не способны к самостоятельному созданию государства: их государство было создано варягами. Сторонниками этой теории были русские ученые конца XIX- начала XX в.в. А.А. Шахматов, А.Е. Пресняков, а в наше время американский историк Р. Пайпс. Резким противником ее выступил М.В. Ломоно- сов. Он отрицал всякое участие варягов в процессе образования древнерусского государства. Так появилась антинорманистская теория.

Сегодня очевидна несостоятельность норманской теории. Она основана на тезисе о возможности «научить государству», «навязать государство». В действительности государство возникает только при наличии экономических, политических и социальных предпосылок, его нельзя навязать, принести извне. Не следует отрицать всякое участие варягов в образовании Киевской Руси. Славянские князья нередко приглашали варягов как опытных воинов для защиты границ и охраны торговых путей. Новгородцы пригласили Рюрика на княжие, чтобы он управлял ими, не нарушая славянских обычаев и защищая интересы славян.

Первые киевские князья – Рюрик, Олег, Игорь, Ольга – носили имена варяжского происхождения. Скандинавы дали правящую династию Киевской Руси, но сами они быстро растворились среди славянского населения. Сын Игоря и Ольги носил уже славянское имя – Святослав.

Как появилось название Русь? В повести временных лет сказано по этому поводу, что приглашенные в Новгород Рюриковичи были варягами из племени Русь, а потому их владение стало называться Русью. Но уже в Новгородской летописи содержится противопоставление Руси варягами. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях сказано, что не варяги были Русью. Сегодня большинство ученых считают, что слово «Русь» не скандинавского происхождения. Русью называлась область в районе среднего Приднепровья, близь реки Рось. Слово «Русь» было широко распространено в Европе, в том числе и в Восточной. По мнению Л.Н. Гумилева, Русью называли одно из южно-германских племен. Другие историки считают, что Русь – это название одного из балтийских племен, живших рядом с восточными славянами. Этот спор вряд ли удастся разрешить из-за крайне узкого круга источников.

Первым делом Олега в Киеве было расширение владений, Объединение восточных славян под своей властью. Согласно Повести временных лет Олег присоединял по одному племени ежегодно: в 883г. захватил древлян, в 884г. – северян, в 885г. – радимичей. Даты, возможно не точные, но сущность события передана летописцем правильно: Киевская Русь представляла собой насильственное объединение разноязычных племен. Покоренные племена платили дань (налог). Ежегодно в ноябре киевский князь со своими дружинниками отправлялся в полюдье, т.е. на сбор дани в земли древлян, дреговичей, кривичей и т.д. Кормясь там в течение всей зимы, они в апреле возвращались по Днепру в Киев. Собранная дань (мед, мех, воск) шли на продажу в Византию и в другие страны.
Олег неоднократно и успешно воевал с Византией, заключил с ней выгодный для Руси договор. Русь признавалась равноправным союзником Византии. Преемником Олега на киевском престоле стал Игорь, сын Рюрика (912-945). При нем были совершены два больших похода на Византию, а также в Закавказье. Игорь стремился укрепить свою власть над покоренными народами, подавляя восстания древлян, уличей и других племен.

Игорь погиб при своеобразных обстоятельствах. О них подробно сообщает Повесть временных лет. Дружинники Игоря пожаловались на то, что они бедны и предложили ему повторно собрать дань с древлян. Игорь согласился и тем самым нарушил договор (ряд) о сборе дани. Древляне этого нарушения не захотели терпеть. Они напали на князя, перебили его дружину. Сам Игорь был привязан к двум склоненным деревьям и разорван на части.

Вдова Игоря княгиня Ольга жестоко отомстила убийцам. Истребив сначала послов древлян (одних закопали живыми в землю, других сожгли в бане), она предприняла поход на столицу древлян Искоростень и сожгла ее дотла. Ольга отменила полюдье и заменила его систематической уплатой дани в строго определенном размере. Отныне налоги собирались специальными чиновниками в административных центрах в строго назначенные сроки.

Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972) много времени провел в походах. Это был воин-спартанец, не желавший ничем отличаться от своих дружинников. Во время походов он спал на траве, подложив седло под голову, ел конину. Святослав продолжил захватническую политику своих предков. Его устремления были направлены в степь на восток, где господствовали хазары, взимая дань со славян-вятичей. В течение двух лет Святослав не только освободил вятичей от хазарской дани, но и разгромил Хазарский каганат. Святослав покорил ясов (предков осетин) и касогов (предков адыгейцев). На их территории образовалось Тмутараканское княжество. Византия использовала Святослава для борьбы с дунайскими булгарами. Разгромив булгар, Святослав захотел сам поселиться на Дунае. Это не понравилось грекам, и они натравили на него печенегов. В 972г. печенеги подстерегли Святослава у днепровских порогов и убили. Из черепа Святослава предводитель сделал себе чашу и пил из нее на пирах.

Каким был социальный строй Киевской Руси? В ней шел процесс формирования феодальных отношений. Основной феодального строя является полная собственность феодала на землю и неполная на крестьянина-производителя. Как появилась феодальная собственность? Князья либо осваивали свободные земли, либо захватывали их у ранее свободных земледельцев-смердов, а самих смердов обращали в зависимых работников. Вслед за княжеским появилось боярское и поместное землевладение. Бояре – долго и хорошо служившие дружинники – получали землю от князя в дар с правом передачи ее по наследству. Такое землевладение называлось вотчиной. Отроки, молодь – недолго служившие дружинники – тоже получали землю за службу, но без права наследования. Такое землевладение называлось поместьем. Итак, класс феодалов формировался прежде всего из князей, бояр, отроков, а позже и из церковнослужителей.

Постепенно формировались различные группы зависимых людей. Появились закупы – это люди, получившие купу у землевладельца, т.е. ссуду, помощь в виде семян, скота, участка земли, орудий труда и т.д. Купу нужно было вернуть или отработать с процентами. Другую группу зависимых людей составляли рядовичи-люди, заключившие договор (ряд) с землевладельцем и обязанные выполнять различные работы согласно этому договору. Третью группу несвободных людей составляли изгои – это изгнанные из общины люди. Они били изгнаны либо за преступление, либо по еще какой- либо причине. Изгоем мог стать и свободный человек, если он покидал об- щину после наводнения или пожара. Основную массу сельского населения Киевской Руси составляли свободные общинники-смерды, платившие налог князю.

В Киевской Руси наряду с формирующимися феодальными отноше- ниями существовало патриархальное рабство, не игравшее заметной роли в экономике. Рабы назывались холопами или челядью. Рабами в первую очередь становились пленники. Попадали в рабство и за неуплату долгов. Рабом мог стать свободный человек, если он поступал на службу к господину без специального договора или женился на рабыне, не оговорив своей свободы. Обычно холопы использовались в качестве домашней прислуги. Рабство в Киевской Руси было широко распространено, оно существовало в виде уклада.

Каким был политический строй Киевской Руси? Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе него стоял Великий Киевский князь. Великий Киевский князь пользовался большой властью: руководил войском, организовывал охрану границ, оборону страны, возглавлял все военные походы. Он руководил всей системой управления страной и судопроизводством.

Отдельными регионами страны или отдельными племенами руководили и управляли родственники великого киевского князя – удельные князья или посадники. В управлении страной великому киевскому князю помогала боярская дума – орган власти феодалов. В нее входили бояре, удельные князья, церковнослужители. Удельные князья имели свои дружины и боярские думы. Существовало в киевской Руси и вече, но его роль заметно падала.

Власть киевского князя передавалась родственникам по старшинству (брату, сыну). Родовой принцип наследования часто нарушался, что очень запутывало ситуацию. Постепенно все шире стал применяться принцип отчинности, т.е. передачи престола от отца к сыну. Но и это не способствовало укреплению великокняжеской власти. Созданная путем завоеваний разно- язычных племен, Киевская Русь не могла стать крепким единым государством. В XI в. она распалась на несколько самостоятельных княжеств.

Итак, в IX в. у восточных славян и проживавших с ними финно- угорских и балтийских племен образовалось государство – Киевская Русь. Оно представляло собой раннефеодальную монархию с многоукладной экономикой.

Принятие христианства и его значение.

Становление и укрепление древнерусского государства, борьба вели- кокняжеской власти с племенной разобщенностью, формирование феодальных отношений – все это порождало необходимость принятия новой идеологии, которая бы освятила бы происходящие на Руси процессы феодализации и способствовала бы укреплению власти великого киевского князя. Язычество не способствовало этому, поэтому его надо было заменить новой религией.

В 988г. Киевская Русь по инициативе князя Владимира приняла от Ви- зантии христианство в форме православия. Это было событие большой исторической важности. Князь Владимир еще в 980 г. пытался провести религиозную реформу с целью укрепления своей власти. Сущность ее заключалась в том, что бог Перун провозглашался единым верховным общегосударственным богом Руси. Но эта реформа не дала желаемых результатов, поэтому через несколько лет перед Владимиром встал вопрос: какую религию принять в качестве государственной – ислам, православие, католицизм или иудаизм.

В Повести временных лет приводится интересная легенда о введении христианства на Руси. Якобы князь Владимир разослал своих послов в разные страны, чтобы они ознакомились с различными религиозными идеями, обрядами, ритуалами и выбрали самую лучшую религию. Послы выполнили это задание. Возвратившись, они с восторгом рассказали о посещении византийской православной церкви. В Константинополе (ныне Стамбул) их повели в величественный Софийский собор, расписанный иконами, фресками, мозаикой. В нем под соответствующую музыку была проведена праздничная церковная служба. Послы выразили свое восхищение от нее следующими словами: «Мы и не знали на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой» (Древнерусская литература. М., 1993. С.48).

Но это легенда, а достоверно то, что одной из причин принятия христианства было развитие и укрепление отношений Киевской Руси с Византией. Князь Владимир захотел жениться на сестре византийского императора Анне, а ему поставили условие – принять христианство.

Принятие христианства – не единовременный акт. Оно началось задолго до 988г. Христианство приняла княгиня Ольга и многие дружинники побывавшие в Византии. Но в целом потребовалось не одно столетие, чтобы христианство прочно утвердилось на Руси. Люди с трудом принимали новую веру, сохраняли старые обряды и обычаи, продолжали отмечать языческие праздники, которые позже слились и смешались с христианскими: Коляда с Рождеством Христовым, масленица со Сретеньем, день Купалы и день Иоанна Крестителя и т.д. Особенно долго сохранялось язычество в северовосточной части Руси.

Какое значение имело принятие христианства?

1. Оно способствовало сплочению всех разноязычных восточнославян- ских племен в единую древнерусскую народность на основе единой веры.

2. Оно способствовало укреплению великокняжеской власти, утверждая ее божественное происхождение. Христианство стало на долгие века государственной религией и общественным мировоззрением.

3. Оно способствовало развитию феодальных отношений. Православная церковь освящала феодальные отношения (да убоится раб господина своего), защищала феодальные законы и порядки. Она скоро превратилась в крупного землевладельца и эксплуататора крестьян.

4. Принятие христианства привело к значительному смягчению царивших в древней Руси нравов. Православная церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов во время похорон богатых людей, а также боролась против работорговли. Христианство принесло в мораль и нравы древнерусского общества большой потенциал общечеловеческих ценностей (не убий, не укради, возлюби ближнего своего как самого себя). Православная церковь способствовала укреплению семейных связей, запрещала многоженство, опекала сирот, нищих, инвалидов. По распоряжению Владимира пищу для глубоких стариков, больных людей развозили по домам.

5. Принятие христианства дало мощный импульс к развитию культуры.

Начался перевод на древнерусский язык Священного писания (Библии) и другой богословской литературы. Началось строительство каменных зданий – храмов, монастырей. Монастыри в средневековье были не только религиозными, но и культурными центрами. Киевская Русь постепенно становилась государством высокой культуры.

6. С крещением Руси качественно изменилось ее международное положение. Вчерашняя языческая держава теперь на равных вошла в число европейских христианских государств, встала вровень со всем цивилизованным миром. Окрепли и расширились международные связи Руси.

Итак, наши далекие предки – восточные славяне – вплоть до IX в. жили родовым строем, занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. В IX в. у них образовалось государство – Киевская Русь – представлявшее собой раннефеодальную монархию. Государственной религией Киев- ской Руси стало в 988 г. христианство. В X-XII вв. Русь находилась примерно на одном уровне с европейскими странами.


Источник: bookaa.ru

Другие занятия восточных славян

С земледелием было тесно связано скотоводческое занятие. Славяне разводили мелкий рогатый скот и свиней. В качестве рабочего скота в лесной полосе использовали лошадей, на юге — волов. Помимо этого славяне занимались рыболовством, охотой, бортничеством (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных ареалах. Выращивались также технические культуры (конопля, лен).

Чем занимались восточные славяне

Рисунок 2.

Рыболовство и охота были повсеместно распространены. Другим весомым показателем подъема производительных сил у восточных славян было становление ремесла. В некоторых славянских поселениях обнаружены $10$-ки домниц, где выплавлялось железо . Раскопки демонстрируют, что в славянских жилищах изготавливали посуду, промышляли прядением, выделывали кожи и меха. Бесспорно, часть сделанного продукта шла на обмен.

Источник: spravochnick.ru

Хозяйство восточных славян и чем занимались наши далекие предки

Обычно славянские поселения селились в тех местах, где была возможность заниматься земледелием. Излюбленными местами для ведения основного вида деятельности и быта они выбирали берега рек. На полях этот народ возделывал разнообразные злаковые культуры, растил лен и разводили множество овощных культур.

А те народы, что проживали на территориях, покрытых лесами, земледелием можно было заниматься только способом, который назывался подсечно-огневым. При таком варианте распахивания и предварительной обработке плодородного слоя земли в первый год приходилось вырубать лес, затем ждать пока он хорошо высохнет, а потом надо было все пни выкорчевать и все, что невозможно было использовать в качестве дров, сжигали до пепла. Золу тщательно собирали, так как это было хорошим удобрением. Во время посевных работ, проводимых обычно на следующий сезон, после расчистки территории от зеленых насаждений, ее перемешивали с землей. Такой участок можно было засаживать не менее 3-5 лет, а затем общины вынуждены были сворачивать свою стоянку и искать новые незаселенные земли и снова расчищать их от растительности. Естественно, такой способ земледелия требовал больших площадей и поэтому славяне селились небольшими группами.

Социальные отношения и развитие земледелия

Отношения между людьми менялись по мере развития возделывания плодородных земель. Из-за ведения подсечного возделывания почвы, для которого требовался коллективный труд и частая смена места проживания, началось зарождение распада родовых поселений. В те века семьи были очень большими и в основном это были близкие родственники. Мужской состав занимался трудоемкими видами земледелия, а женщины вели общее подсобное хозяйство. Так было до того момента, пока родовое общее хозяйство стали разделять на небольшие частные участки, переходившие в руки отдельных семей или семейным парам. Теперь в собственности общины могли только находиться земельные наделы, но и они делились между всеми проживающими на этой территории. Естественно образование собственности, сосредоточенной в частных руках, неизбежно приводило к появлению разного сословия людей. Кто-то становился богаче, а кто-то беднее.
Жилье в основном состояло из деревянных изб, окруженными частоколом или как его называли в то время тыном. И вот такие укрепительные районы, обнесенными высокими деревянными остроконечными кольями назывались городищами.

Быт и виды деятельности славян, проживающих на теплых южных равнинах

Хозяйство восточных славян, живущих на южных землях, в корне отличалось от возделывания пашен северных сородичей, благодаря теплому климату и большой порции осадков. Самым передовым способом ведения земляных работ в этих местах был перелог. При этом варианте земляные угодья засевали на протяжении нескольких лет подряд, а когда ресурсы плодородной почвы истощались, переходили на новые необжитые места. Для облегчения тяжелого сельского труда применяли плуг (соха), а вот жителям северных районов это орудие было не известно.

Но не только распахиванием земель и выращиванием сельскохозяйственных культур занимались восточные славяне. Наряду с основным видом жизнедеятельности, у них неплохо получалось разводить домашних животных. Этот факт стал известен при проведении раскопок на местах поселения этой народности, где археологам удалось найти кости лошадей, коров, свиней, овец, а также останки птичьих скелетов. Коней использовали для тяжелых посевных работ, а их мясо, после того как животное отживало свой срок, употребляли в пищу.

Территория Восточной Европы в средние века была покрыта густыми лесами, в коих в изобилии водились разные звери. Реки, как и лесные насаждения, были на большей части этого региона. В них водилось разновидностей рыб. Поэтому предприимчивые жители этих мест часто охотились на крупного и среднего зверя и занимались рыболовством. Оружием охотника служили копья и стрелы, а вот рыболовы брали с собой сети, неводы и крюки. В ходу у людей, кто занимался промыслом рыбы, были специальные плетеные приспособления.

Также исторические факты свидетельствуют о том, что хозяйство восточных славян дополнялось видом деятельности с названием бортничество — сбор меда из ульев диких пчел. Наши предки дупло в дереве называли бортью, и именно это название легло в основу вида деятельности. Кстати, и мед и воск в те времена хорошо продавались и имели неплохую стоимость.

Где жили наши предки, и как происходило разделение этого народа

Бескрайние степные равнины между Днепром и Одером заселялись изначально далекими предками славян. Позже, часть этих поселенцев отошла к югу — на Балканы и оставила в этих местах лишь небольшую группу южных сородичей (территория Болгарии и Югославии). Остальное население в результате миграции на северо-западные земли составило группу западных народностей. Их состав в большей степени представлен поляками, чехами и словаками. Оставшаяся небольшая третья часть выдвинулась на северо-восточные территории, и ее население составили русские, белорусы и украинцы.

Так, постепенно год за годом в средние века восточные славяне расселялись по земле и обустраивали свой быт и, усовершенствуя виды родового ведения хозяйства, разделялись на разные общинные строи. Причем многие из них жили не в изоляции, а в тесном контакте с соседями.

Источник: www.istmira.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.