Все про рюрика

Правление Рюрика и его братьев, первых князей Древней Руси, считается одним из самых загадочных явлений в истории, которое обросло легендами, догадками и спорами.

Был ли он варягом или он вместе с братьями родился на территории современной России – об этом ученые спорят до сих пор.

Ясно одно, именно с Рюрика началась династия великих древнерусских правителей.

  • Князь Рюрик – годы жизни и правления, краткая биография
  • Споры о происхождении Рюрика
  • Княжение Рюрика
  • Братья Рюрика
  • Приход Рюрика на Русь
  • Смерть основателя династии русских князей
  • Что сделал Рюрик для Руси
  • Кто правил после Рюрика
  • Внешняя и внутренняя политика Рюрика – основные данные в таблице

Князь Рюрик – годы жизни и правления, краткая биография

Дату рождения Рюрика относят к 817 году. Подробности жизни молодого человека до прихода на Русь практически неизвестны, можно лишь догадываться, кем был он и его братья, Синеус и Трувор.


Все про рюрика

Абсолютно ясно одно – в 862 славяне призвали варягов править в своих землях и защищать от набегов других племен, в том числе от викингов, которые опустошали земли Европы несколько веков подряд. Эта дата является началом будущей России.

Правил варяг до своей смерти в 879 году, после власть перешла к его другу и дружиннику Олегу, который также имел варяжское происхождение.

Споры о происхождении Рюрика

В данный момент существует множество теорий о происхождении и национальности первого князя, вплоть до полного отрицания его существоввания и его братьев.

Все про рюрика

По нормандской версии происхождения, первый князь был датским викингом Рёриком Ютландским, братом изгнанного короля, Харальда Клака из города Хедебю. В скандинавских летописях есть упоминания о том, что воин участвовал в походах против короля Хорика, а также совершал набеги вместе с другими викингами во Фризии, пытался покорить Ютландию.


По версии шведских ученых, Рёрик в 60-х годах IX века совершает набеги на территории славян и покоряет их. Примерно в эти годы пропадает вся информация о Рёрике, что говорит в пользу теории о скандинавском происхождении князя.

Существует теория, что первый русский князь имеет западнославянские корни и происходит из племени вагров. Он имеет новгородское происхождение по своей матери Умилы, отцом является неизвестный финский князь. После смерти отца финские земли перешли к его сыновьям – Рюрику, Синеусу и Трувору. Эта версия вызывает сомнения у многих историков, многие даже считают ее фальсификацией.

Бытует версия, что Рюрика не существовало на самом деле. Историки предполагают, что так назывался племенной род варягов Ререк. Так, одна из династий ободритов носила имя Ререк.

В последнее время современники приходят к мнению, что Рюрик являлся датским Рёриком Ютландским.

Княжение Рюрика

Согласно Новгородской летописи викинг сначала правил в Старой Ладоге, а после завоевал Древний Новгород. В летописных источниках мало сведений о правлении первого князя, тем не менее краткий исторический портрет составить можно.

Все про рюрика

Сам он правил только в Старой Ладоге и Новгороде, его братья в Изборске и Белоозере. Легендарные дружинник Рюрика, Аскольд и Дир, были отправлены в Киев.

Отмечается, что в 864 году произошло восстание против варягов. Его подняли новгородские бояре и торговцы, недовольные политикой викингов. Восстание было жестко подавлено.

Братья Рюрика


Синеус и Трувор, варяжские братья Рюрика, еще более таинственны, чем сам новгородский князь. По Никоновской летописи, это братья Рюрика, которые княжили вместе с братом: Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске.

Все про рюрика

Из летописных источников становится ясно, что братья скоропостижно умерли через 2 года после призвания. Их земли старший брат присоединил к своему княжеству под единую власть.

Некоторые историки считают, что братья вовсе не существовали. Они объясняют это неправильным переводом со старошведского языка. Синеус обозначает «свой род», переводом Трувора является «верная дружина». То есть, Рюрик пришел вместе с Синеусом – «своим родом» и Трувором – «верной дружиной».

Эта теория была популярна длительное время, пока филолог и скадинавист Мельникова полностью не опровергла эту теорию, доказав что Синеус и Трувор личные имена, часто встречающиеся в скандинавских рунах.

Приход Рюрика на Русь

Эпизод призвания варягов был описан в «Повести временных лет» XI века и вызывает полное доверие у историков. По нему славянские и финские племена: чудь, кривичи, словены, мери платили дань скандинавам – викингам, которые опустошали земли Европы повсеместно.


Все про рюрика

В IX веке племена дали отпор викингам и перестали им платить. Это событие породило междоусобицы и внутренние дрязги между племенами. Чтобы прекратить споры, племена договорились и решили пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варягов.

Смерть основателя династии русских князей

Князь умер в 879 году. По легенде он погиб во время битвы и был похоронен на северном берегу реки Луги. Вместе с телом захоронили коня, позолоченное седло и 40 бочонков серебра. Ученые до сих пор не могут найти точное место захоронения легендарного князя.

Все про рюрика

Одно из предполагаемых мест – это Шум-гора в Новгородской области.

Сакральный курган с причудливыми рунами и валунами является объектом национальной важности. Дата создания погребального кургана примерно VIII-X века.

Что сделал Рюрик для Руси

В источниках мало информации о Рюрике и годах его правления.

Можно выделить несколько главных достижений князя:


  1. Основание династии царей, с сопутствующими знаками власти, передаваемыми по наследству.
  2. Подавление восстания в Новгороде в 864 году. По повести временных лет Вадим «Храбрый» вместе с боярами и купцами подняли восстание, которое было успешно подавлено.
  3. Объединение племен, земель и городов в единое государство под властью одного человека.
  4. Защита от набегов других варягов. Из источников становится понятно, что во время правления Рюрика скандинавы не совершали набеги на славянские земли.

Возможно, князь сделал больше, но летописные источники крайне скупы на изложение.

Кто правил после Рюрика

После смерти князя в 879 году, стал править Олег, дружинник (может быть родственник) Рюрика в качестве регента при малолетнем сыне первого варяга, Игоре. Олег получил прозвище Вещий, что означает мудрый, предвидящий будущее.

Все про рюрика

Во время своей деятельности Вещий Олег завоевал Киев, сделав его столицей и объединив его с Новгородом и Ладогой. Собрав армию, совершил поход на Константинополь, где заключил очень выгодный для Руси договор о беспошлинной торговле. В качестве доказательства покорения города Вещий Олег прибил свой щит к воротам Константинополя.

Смерть князя не менее таинственна, чем призвание варягов на Русь в целом. По Повести временных лет, князь Олег умер от укуса змеи.

Внешняя и внутренняя политика Рюрика – основные данные в таблице

Итоги правления первого князя можно выделить в следующие направления:


Внутренняя политика Внешняя политика
Основание династии Рюриковичей, которая правила до последнего царя Фёдора в XVI веке. Защита государства от набегов викингов.
Создание артефактов власти, которые присутствовали у каждого последующего правителя. До самой своей смерти Рюрик планировал захватить город, он укреплял свои связи с соседними странами и племенами против Киева.
Объединение русских и финских земель под властью одного правителя

Личность Рюрика – это загадка истории, над которой бьются не только российские историки, но и скандинавские ученые. Великий варяг правил недолго, но оставил после себя ещё одного великого и мудрого правителя Вещего Олега, который не только завоевал Киев, но и укрепил власть Рюриковичей на всей территории Древней Руси.

Источник: 1001student.ru

1. Князь Рюрик пришёл из Скандинавии


Сторонники норманнского происхождения Рюрика традиционно считают, что первый князь Руси — это Рюрик Ютландский, происходящий из династии Скьёльдунгов, королей данов. Если это так, то Рюриковичи древностью не уступают самой старой европейской династии — Меровингам, которые были королями франков ещё в V веке.

Противники норманнской теории полагают: Рюрик происходил из рода князей одного из славянских народов Балтийского поморья, возможно, с Рюгена или из Старигарда (Ольденбурга).

Вопрос о происхождении Рюрика вызывает множество ожесточённых споров по сей день. В его биографии очень много белых пятен, что типично для той эпохи — скажем, и упомянутый Меровей — фигура легендарная. Несмотря на это, стоит признать, что норманнская версия лучше обоснована и данными письменных источников, и генетикой, и археологическими сведениями, и выводами лингвистов. Как бы то ни было, появившись на Руси, Рюриковичи очень быстро славянизировались. И такой важный этнический признак, как древнескандинавские имена — например, Игорь или Ольга, — исчезают уже в третьем поколении представителей династии.

Все про рюрика

Рюрик, Трувор и Синеус. Художник Илья Глазунов

2. Рюриковичи — единственная династия правителей Руси

Ещё во время правления Владимира Великого — правнука Рюрика — в Полоцке продолжала существовать собственная династия во главе с князем Рогволдом (вероятно, тоже имевшая норманнское происхождение). Рогволд в летописи упоминается как «пришедший из заморья», а его имя, судя по всему, славянская форма скандинавского «Рагнвальд».


Ну, а в начале XIV века князь Гедимин, правитель Литвы, начал завоевание западной Руси. И основал вторую династию, правившую на Руси. Уже в XV веке владения Гедиминовичей значительно превышали земли Рюриковичей. Лишь в XVI столетии великие князья Московские постепенно увеличили свои владения, став могущественнее великих князей Литовских.

3. Первый русский царь — Иван IV Грозный

Называть себя царём первым начал ещё дед Ивана Васильевича — Иван III Великий.

Все про рюрика

Иван III Великий

Однако венчаться на царство Иван III всё ещё не решался и предпочитал использовать этот титул в дипломатической переписке. А вот его сын Василий III в 1514 году уже официально назывался «императором рутенов» (так на средневековой латыни звали русских). Такой титул признал за русским государем император Священной Римской империи Максимилиан I, что ставило правителя России в равное с ним положение.

«Признал» — это, конечно, чересчур смелый тезис. Германские государи считали европейскими императорами только себя и старались строить обращение так, чтобы избежать такого титулования. Однако в 1514 году в Москву приезжает эмиссар императора Максимилиана, надеясь склонить русских к союзу против Польши. В документах, составленных в ходе этих переговоров, Василий III именуется по-немецки Kauzer und Herscher alter Reussen и по-русски — «Великий государь Василей, Божиею милостию Царь и Господарь всея Руси». Прецедент был создан.


Русский императорский титул, по некоторым данным, упоминался и в следующей грамоте — уже императора Карла V, — написанной в 1525 году. Ну, а Иван IV, официально короновавшись царём, использовал более привычную русским славянскую форму императорского титула.

4. Со смертью царя Фёдора Ивановича прервалась династия Рюриковичей, правившая в России с 862 года

Действительно, не оставивший детей царь Фёдор был последним представителем рода князей Московских, происходящих от Даниила — младшего сына Александра Невского.

Но кроме Московских князей в России было немало других Рюриковичей.

Первое место среди них занимали князья Шуйские — прямые потомки Андрея Суздальского, младшего брата Александра Невского.

После того, как Иван Грозный приказал убить князя Владимира Старицкого — внука великого князя Московского Ивана III, — именно Шуйские считались самыми законными претендентами на престол в случае пресечения правящей династии. Так что когда в 1606 году царём выбрали Василия IV Шуйского, Рюриковичи вновь вернулись к правлению. И только после свержения Шуйского в 1610 году история дома Рюрика на российском троне завершилась.

5. Царевича Дмитрия Углицкого убили по приказу Бориса Годунова


Историк Р. Скрынников, много занимавшийся эпохой Ивана Грозного и Смутного времени, тщательно изучил следственное дело об убийстве царевича Дмитрия.

Все про рюрика

«Царевич Дмитрий», художник С. Блинков

На основе документов исследователь пришёл к выводу: Дмитрий страдал эпилепсией и действительно стал жертвой несчастного случая. Царевич ударил себя ножом во время одного из приступов болезни.

В настоящее время это самая вероятная гипотеза, подтверждённая наибольшим числом фактов. Так что ни Борис Годунов, ни его сторонники не виновны в гибели царевича.

Существует также версия о спасении Дмитрия. Но она крайне маловероятна. Лжедмитрий, захвативший власть в Москве, искренне считал себя настоящим Дмитрием. Но известные нам сведения скорее подтверждают, нежели опровергают версию Годунова: самозванец — это Григорий Отрепьев, которому внушили идею о его высоком происхождении.

Окончательно решить эту загадку могло бы генетическое исследование останков Дмитрия Углицкого, но оно до сих пор не проводилось.

6. Рюриковичи — русские

Уже в XXI веке было проведено генетическое исследование потомков нескольких княжеских фамилий, относящихся к династии Рюриковичей. Экспертиза показала, что княжеские фамилии, происходящие из числа прямых потомков Владимира Мономаха, являются носителями гаплогруппы N1a1. Это значит, что их корни уходят куда-то в земли южного побережья Балтийского моря или Скандинавии.

У другой ветви Рюриковичей, происходящих от Черниговского князя Олега Святославича, обнаружилась гаплогруппа R1a1. Она свойственна большинству восточнославянских народов. Так что часть Рюриковичей за прошлые столетия потеряла генетическую связь с предками.

Все про рюрика

Художник М. Посевкин

Причина проста — кто-то из князей этой ветви оказался сыном славянина, который и передал своим потомкам типичную для восточных славян гаплогруппу.

7. Трезубец — это древний герб Рюриковичей

Это одновременно и так, и не так.

Фигура, появившаяся на монетах и печатях Владимира Великого и Ярослава Мудрого, — это не герб (они в то время ещё только зарождались и совсем не использовались на Руси). Это скорее княжеское клеймо.

Кроме того, на знаке Рюриковичей изображён вовсе не трезубец, а падающий на добычу сокол — что убедительно доказал историк О. Рапов. Он же предположил, что сокол был древним тотемом рода Рюриковичей — ещё с языческих времён.

Несмотря на то, что история правления Рюриковичей завершилась в начале XVII века, самая древняя династия Европы существует и в наши дни. В России и за рубежом живёт немало представителей старинных княжеских родов, чьи предки правили на Руси несколько веков назад.

Источник

Источник: lovedreams.net

Рюрик

Рюрик

Рюрик. Умер ок. 879 года. Варяг, первый новгородский князь и родоначальник династии Рюриковичей на Руси. Рассматривается как основатель Древнерусского государства.

Существуют разные версии происхождения Рюрика. Некоторые исследователи отождествляют его с конунгом Рёриком (Hrørek, ум. до 882) из ютландского Хедебю (Дания) (норманская теория).

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит (Повесть временных лет: «В лѣто 6370 изгнаша Варѧгы за море и не даша имъ дани и почаша сами в собѣ володѣти»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде. Летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими.

По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик сверг словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века.

Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Генетические исследования

Мужская Y-хромосома ДНК не участвует в рекомбинации генов и передаётся почти без изменений от отца к сыну, поэтому группой учёных под руководством польского профессора Андрея Бажора было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человека, считающих себя потомками Рюрика. У обследованных были выявлены с разной частотой две гаплогруппы N1с1 и R1a1.

Среди исследованных потомков Владимира Мономаха гаплогруппа N1с1 обнаружена у 100 %. Также у 45 человек (24 %), принадлежащих к другой ветви Рюриковичей, была обнаружена гаплогруппа R1a1, и у оставшихся обследованных были обнаружены гаплогруппы: I(6 %), E(1,5 %), T(0,5 %).

В целом ДНК-исследование подтверждает «Норманскую версию» происхождения Рюрика и отвергает славянские. Гаплотипы Рюриковичей N1c1 относятся к т.н. скадинавской ветви (или кластеру) этой гаплогруппы. Согласно данным исследования ДНК Рюриковичей на Family Tree DNA, «скандинавские» гаплотипы N1c1 встречаются в основном в Финляндии, Швеции, Норвегии. Также, согласно базе, 12-маркерные гаплотипы 14-23-14-11-11-13-11-12-10-14-14-16, сходные с гаплотипами Рюриковичей N1c1, чаще всего встречается в районе Уппсалы, столицы древнего шведского королевства.

Волков В.Г., резюмируя эти исследования, указывает, что город Уппсала является административным центром современной провинции Уппланд, а район Рослаген (Roslagen, дословно «земля русов») относится к этой же провинции. Район Уппсалы наиболее вероятен как родовой центр ветви Рюриковичей. Старая Уппсала была первоначальной столицей династии Инглингов, откуда они были вытеснены потомками Радбарда, конунга Руси.

Приверженцы антинорманистской интерпретации предполагают, что Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом.

Призвание Рюрика

Согласно древнерусскому летописному своду XII века, «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь, был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало русской государственности, в историографии получило условное название Призвание варягов.

Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Летопись сообщает, как после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика: «И Пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полотске — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке.

В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVII века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород.

Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некоего Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи: «В лето 6372 (864). …оскорбишася Новгородци, глаголюще: «яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его». Того же лета уби Рюрик Вадима храбраго, и иных многих изби Новгородцев съветников его».

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя: «Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу».

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов.

В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее появилась гипотеза о его поморянском происхождении.

Наследники Рюрика

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.

Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун.

Есть версия, что Игорь Младший был от сына Рюрика, а Акун — от дочери.

Рюрик (документальный фильм)

Версии происхождения Рюрика

Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность.

Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь.

Норманская версия (Норманская теория):

Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии.

Этимология имени:

Древнескандинавское имя Hrœrekr является производным от форм старосканд. «*HróþiR» («слава») и «-ríkR» («знатный», толкуемое также как изменённое заимствование из латинского — rex: король, царь).

Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:

Hrodric — старо-германский язык;
Hrēðrīc и Hroðricus — старо-английский язык;
Rørik — восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки;
Hrœrekr — западный старо-норманский язык;
rorikR, ruRikr, hruRikR — из рунических надписей.

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rørik (Hrœrekr):

Hreðric — сын датского короля VI века в эпосе «Беовульф»;
Хрёрик Метатель Колец — датский конунг VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для трагедии Шекспира;
Rudereiks (Родерих) — король вестготов в Испании в 710−711 гг.;
Рёрик Ютландский — датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках;
Хрёрек, сын Хринга — норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне».

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo).

В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

Рорик из Дании (Рёрик Ютландский):

По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, племянник или брат изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году, после крещения вместе с сыном, племянником или братом и 400 подданными обоего пола, получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.

В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии.

В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его. Вся жизнь Харальда Клака прошла в борьбе за датский трон с сыновьями и племянниками Гудфреда.

В 855 год—857 годах Рорик с двоюродным братом Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.

По версии некоторых учёных, около 857—862 годов Рорик, отождествляемый с датским конунгом Хрёриком Метателем Колец, покорил славян-вендов. По Саксону Грамматику датский конунг Хрёрик Метатель Колец, разбивает флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принуждает напавших славян платить ему дань после опять же морского столкновения. Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец, деда знаменитого принца Гамлета, датируется исследователями VII веком.

В 863 году Рорик безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепиться во Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах.

В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.

В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.

Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Виринген. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Эйрик из Швеции:

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд …А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой».

Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргер Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.

Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Западнославянская версия (Антинорманизм):

Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком».

Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей.

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт: «…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов».

В Казанской истории автор пишет о новгородцах приведших себе князя из Пруссии, от варягов: «Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет».

Мекленбургские генеалогии:

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей.

В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

Согласно этой генеалогии, король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайб, или Годслав), погиб в 808 году при штурме города Рерика датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из синхронного источника, Анналов королевства франков.

Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708), основываясь на манускрипте Хемница, сообщает, что сыновья Годлиба, Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Ободриты, также именуемые ререгами:

С мекленбургскими генеалогиями согласуются гипотезы, сближающие имя Рюрика с названием сокола: польск. raróg, чеш. rarašek, словацк. raroh, укр. раріг. Подобное слово зафиксировано в средневековом письменном источнике применительно к ободритам. Адам Бременский отмечает: Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами. Там говорится о «сокольих далях» в контексте войны (X век) конунга Хакона с викингами, «как датчанами, так и вендами». Впоследствии, «Слово о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами, однако такой эпитет издавна применялся к людям благородного происхождения у различных народов.

Герб Рюриковичей некоторые исследователи (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов, А. Г. Кузьмин, В. И. Меркулов) трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины.

В подкрепление балтославянской этимологии приводятся археологические находки времён первых Рюриковичей с изображением сокола. Подобное изображение сокола (или ворона Одина) чеканилось и на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941). Однако сокол в скандинавских языках называется иначе.

Иоакимовская летопись:

Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов. Так Рюрик, согласно матрилинейной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика. Финское происхождение Рюрика может быть связано с одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.

Рюрик 2

Источник: stuki-druki.com

Происхождение Рюрика до сих пор вызывает множество споров среди тех, кто считает его реальной исторической личностью. Приверженцы норманнской теории утверждают, что Рюрик и его дружина были викингами – скандинавами. Норманисты ищут доказательства своей теории в этимологии имени князя, связывая его с латинским словом rex «король». Известно, что имя Рюрик и сегодня используется в Швеции, Финляндии и некоторых других странах. Сторонники западнославянской версии связывают биографию Рюрика со славянским племенем ободритов, иначе называвшихся «ререгами» (соколами). Призвание Рюрика, согласно «Повести временных лет», произошло в 862 г. Племена весь, чудь, ильменские словене и кривичи, не сумев договориться о том, кто же будет править и не желая усобицы призвали к себе на княжение Рюрика. Он пришел в Новгород с братьями Синеусом и Трувором. Существует версия о том, что правление Рюрика началось не в Новгороде, а в Старой Ладоге. В соответствии с этой теорией Новгород был построен князем только через 2 года. Такие археологические находки, как Рюриково Городище, способны подтвердить эту теорию.

Согласно летописной версии братья Рюрика стали княжить в славянских землях. Синеус получил Белоозеро, а Трувор Изборск в землях кривичей. Но правили они не долго. Через 2 года, после их смерти, Рюрик стал единоличным правителем. Стоит отметить, что некоторые историки придерживаются версии о том, что братьев у Рюрика не было. Они переводят слово «трувор» как «верная дружина», а «синеус» как «свой род». Сведений о политике Рюрика немного. Летописи довольно скупо сообщают о том, что он стремился укреплять границы своих владений, строил города, а так же, подавил мятеж Вадима Храброго в Новгороде. Из этого можно заключить, что приход Рюрика на Русь повлек за собой укрепление государственности и централизацию власти. Смерть Рюрика датируется примерно 879 г. Власть унаследовал сын Рюрика (предположительно от норвежской княжны), Игорь, позже ставший киевским князем. Существуют  сведения о том, что у Рюрика были и другие дети.

О приходе Рюрика на Русь учебник за 6й класс А.А. Преображенского, Б.А Рыбакова (рекомендован Министерством образования Р.Ф.) сообщает следующее: Славяне построили на севере для защиты от варягов Новый город – Новгород у озера Ильмень. Один из варяжских князей, Рюрик, во второй половине IX в. стал княжить в Новгороде. Через несколько веков все русские князья стали считать Рюрика родоначальником своей династии.

Если вдуматься в написанное в учебнике, то получается, что Рюрик был завезён на Русь, как бык производитель, потому что уже через некоторое время все русские князья стали считать его родоначальником.

В русской истории осталось много, о чём не хотели говорить власть имущие. Особенно это касается древней истории Руси, до Рюрика.

«До прихода варягов славяне жили так, как живут звери и птицы» писал академик Шлетцер А.Л. немец, историк на русской службе времён Екатерины II. А основоположник норманнской теории происхождения Русского государства Байер Г.З. (1694-1738), даже не зная русского языка, сумел создать на основе русской летописи «Повести временных лет», о призвании на Русь князей – варягов Рюрика, Синеуса, Трувора в 862 году, свою антирусскую версию истории.

С тех пор и идёт, что до прихода варягов, Русь была отсталой страной неспособной к самостоятельному государственному строительству, а норманны силой принесли «западные ценности», колонизировали Русь, главенствовали в развитии, влияли на её экономику, культуру и т.д., и что даже само название Русь было завезено варягами.

Против этой версии выступал ещё Ломоносов, но голос его тонул в «большом» немецком хоре знатоков русской истории. И сегодня Запад придерживается этой унизительной для русских теории. В современных российских школах в учебниках за 6й класс в большей или меньшей степени преподаётся всё та же немецкая теория, с которой боролся Ломоносов, в лучшем случае замалчивается.

Не отсюда ли идёт то самоуничижение русских, метание между Западом и Востоком, невозможность найти истинного пути, потому что до сих пор скрыты от народа основополагающие исторические истины? Народ не знающий свою историю, не имеет будущего.

Давайте попробуем вместе разобраться в том, что было на самом деле.

В Повести временных лет (ПВЛ) написано: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да поидете княжить и володеть нами», говорили посланцы новгородцев русам-варягам. Перевод был сделан такой: «а порядка в ней нет», имея ввиду то, что русские имеют хронический беспорядок, с которым сами справиться не в состоянии. На основании этих слов во многом и строилась норманнская теория.

Если предположить, что это было именно так, то встаёт вопрос, а за чем именно к варягам-немцам надо обращаться? Ведь буквально рядом находилась немецкая империя Карла, занимавшая пол-Европы, а за Киевскими землями была Византия. Это были две влиятельные державы, которые бы наверняка прислали бы своего ставленника на Русские земли богатые пушниной, рудами и т.д. попользоваться на дармовщинку.

Но, всё получилось, наоборот, у русских в ближайшие столетия были постоянные военные столкновения с немцами, вспомните Александра Невского. А чего бы им вдруг с ними воевать, пошли бы сразу под их крышу, да и всё?

Варяги по норманнской версии это скандинавы, в то время были не на высоте своего развития. Вот некоторые факты: Скандинавия изначально бедная страна, была вынуждена зарабатывать своей кровью, служа военными наёмниками в более богатых и развитых странах. Русь они называли «гардарики» — страна городов, у самих в то время насчитывалось всего 7 городов.

Всё достижения цивилизации к ним приходили со столетним опозданием по сравнению с Русью, а именно: свод судебных законов «Русская правда», гончарный круг, чеканка монеты, христианство, которое тогда считалось признаком цивилизации и то у них укрепилось на сто лет позже, чем на Руси. Т.е. если перевести то положение на сегодняшний день, это было бы равносильно тому, что сейчас Россия обратилась бы с такой же просьбой к Албании. А вот наши предки, почему-то обратились именно к варягам?

Вернёмся к ПВЛ: «наряд» не обозначает слова порядок, власть. Согласно словарю Даля В.И.: Наряд, повестка, повещение, приказание о посылке людей в работу от гл. наряжать. Более того, в некоторых списках летописей вместо слов «а наряда в ней нет» написано «а нарядника в ней нет». Почему новгородцы обратились за нарядником именно к варягам можно понять, ознакомившись с данными новгородских летописей.

В Новгороде до призвания Рюрика с братьями на Русь существовала династия князей, насчитывающая 9 поколений. Прадед Рюрика, новгородский князь Буривой вёл тяжёлые войны, в том числе с варягами, в одном из сражений его войско было разбито, и он был вынужден скрываться на окраинах владений.

Варяги воспользовались этим и обложили Новгород данью. Новгородцы не стали долго терпеть варяжское иго и позвали сына Буривоя, Гостомысла на княжение. Он возглавил восстание и победил варягов «овы изби, овы изгна, и дань варягам отрече».

У Гостомысла было 4 сына и 3 дочери. Все сыновья погибли или умерли, не оставив наследников по мужской линии. Дочери были отданы замуж за заморских князей. Гостомысл остался без наследника. Незадолго до смерти ему приснился сон (в древности сновидениям придавали большое значение, в них видели повеление богов), что из чрева средней дочери Умилы выросло чудесное дерево, плодами которого питались люди его страны. О сне — предсказании сообщили народу, который остался этим доволен, ибо сын старшей дочери Гостомысла народу был почему-то неугоден.

Рюрик был сыном Умилы дочери Гостомысла и князя Годлава (Годслава) западнославянского племени ободритов (об Одре, т.е. живущие на реке Одре). По-славянски Рюрик (Рорик, Ререг, Ререг, Рарог) означает сокол. Есть подтверждение об этих событиях и на Западе. Француз Мармье (X. Marmier) издал в 1840г. в Париже книгу «Письма о севере», где им в Мекленбурге (бывшая столица ободритов Микулин бор) записана легенда о призвании на Русь трёх сыновей князя славян ободритов Годлава. Теперь стало ясным, почему выбор пал на «варягов-братьев», и почему им говорили во множественном числе «да поидите»: все трое были законные наследники умершего князя, решение было принято по завещанию покойного Гостомысла.

Новгородские летописи полностью ответили на все вопросы: кто, почему и откуда, но ПВЛ об этих событиях не говорит, хотя большая часть ПВЛ переписана с Ипатьевской летописи, за исключением родственных связей Рюрика, почему?

А причина достаточно проста, как и в последующие века и при других режимах летописец выполнял политический заказ правящей династии. Он писал историю Киевской Руси.

Если рассказать правду, то получится, что северная династия изначальная, и столица её всегда находилась в Новгороде. Новгород всегда претендовал на свою самостоятельность, лишь Иван Грозный в 16 веке большой кровью превратил его в обычный областной центр. Да и сам летописец проговаривается, что ему известно гораздо больше, чем он сказал, т.е. он сокращал переписываемый им более древний текст.

Например, в Никоновской летописи о призвании варягов пишут: «И по сем собравшеся реша о себе: поищем межь себе, да кто-бы в нас князь был и владел нами; поищем и уставим такового или от нас, или от Казар, или от Полян, или от Дунайчев, или от Воряг. И бысть о сем молва велика: овеем сего, овеем другого хотящем; таже совещавшася послаша к в варяги».

Согласно этому тексту новгородцы не просто послали к варягам, а выбирали наилучший вариант, и начали искать меж себя, но по видимому внутренние противоречия к тому моменту достигли пика и стали искать нейтрального кандидата, который устроил бы все местные группы влияния. Почему названы Хазары, Поляне, Дунайцы, Варяги, а не Византия, Рим или другие авторитетные державы того времени?

Поляне: другое название Русь, оно перешло к ним, с остатками русских уничтоженного гуннами государства Русколань, называемых в иностранных источниках роксоланы (самоназвание Русь).

Слово «рус» означает русый, светлый. На санскрите (язык древних ариев, на нём написана Ригведа и другие ведические книги ариев) корень ruksh-/ ruc-/ произносится, как рущь или русь и тоже обозначает светлый, ясный.

Как и у словен в Новгороде, у Полян была ведическая, древнейшая на земле из существующих религий, принесённая с древней Арийской прародины Арктиды, вера.

Они жили по законам, установленным их предками на протяжении тысячелетий. А поскольку после смерти Гостомысла, княжеский род прервался, и нельзя было призвать прямого наследника, который мог править по закону русской «прави», то новгородцы какое-то время жили по законам древней демократии, решая необходимые вопросы на народном вече, согласно русских понятий. Такая традиция с поправками на христианство, у них будет существовать на протяжении столетий – Новгородская республика.

Причём как указывают летописи, в это время из-за моря приходили варяги, узнав, что Гостомысл умер, чтобы воспользоваться удобным случаем и возобновить получение дани, но посланцев прогнали.

Дунайцы: родственные славянские племена, живущие по тем же мировосприятием и законам.

Хазары: Хазарский каганат, основные религии – иудаизм, христианство, мусульманство, русский ведизм. Отношение религий друг к другу достаточно терпимое, суды представлены судьями каждой из конфессий, часть славян занимала высокие государственные посты, и пользовались влиянием в стране.

Посылая к хазарам, новгородцы, так же, как у Полян хотели пригласить уважаемого человека, который знает законы русской «прави». Варяги: Самсон Грамматик прямо говорит, что шайки, нападавшие на Англию, т.е. варягов, состояли из данов и славян.

Варяги это не национальность, а профессия. «И идоша за море к Варягам к Руси. Сице бо ся зваху тьи Варязи Русь. Яко се друзии звуться Свие (шведы), друзи же Урмане (норвежцы), Англяне, друзии Готе (готландцы), тако и си.

Из этого видно, что часть варягов была русского происхождения, а другие составляющие были: шведы, норвежцы, готландцы, англы, т.е. народы, населяющие побережья Балтийского моря. Славянские поселения в те времена были гораздо западнее, чем сейчас, доходили до Дании, были поселения и на побережье Англии. Поэтому наши предки и шли звать от Руси к Руси.

И последние: за всё время правления Рюриковичей, никто и никогда на Западе не объявлял права, на русский престол, ссылаясь на родство с Рюриком. А ведь свято место пусто не бывает, и бедных родственников хватало всегда. Было это потому, что в IX в. племя ободритов перестало существовать, частично уничтожено, частично онемечено.

 А.А. Асеев

Источник: xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

Рюрик в летописях

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению племён чудь, словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицы, охватившие проживающие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом и народом русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться дискуссионной.

Летопись сообщает о том, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:

«…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть вскоре после прихода на княжение в Новгород простиралась уже на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи:

«В лето 6372 … оскорбишася Новгородци, глаголюще: „яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его“. Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его.»

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи «ПВЛ», Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя:

«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладала теория о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. Норманизм), позднее развилась гипотеза о его западнославянском (поморском) происхождении.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь или русы (см. статью Русь).

Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

Норманнская (скандинавская) теория

Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, викингами-варягами, происходящими из Скандинавии.

Этимология имени

Древнескандинавское имя Hrorekr является производным от форм старосканд. «*HrooiR» («слава») и «-rikR» («знатный», также толкование как изменённое заимствование из латинского — rex, правитель). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:

  • Hrodric — старо-германский язык
  • Hreric и Hroiricus — старо-английский язык
  • Rorik — восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки
  • Hrirekr — западный старо-норманский язык
  • rorikR, ruRikr, hruRikR — из рунических надписей

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rorik (Hrrekr):

  • Hreiric — сын датского короля V века в эпосе «Беовульф»
  • Рорик — датский король VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для пьесы Шекспира
  • Rudereiks (Рудерих) — король вестготов в Испании в 710-711 гг.
  • Рёрик Ютландский — датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках
  • Хрёрек, сын Хринга — норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне»

Согласно общепринятым утверждениям филологов-германистов общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

Рорик из Дании

Король Рорик VII века, дед принца Гамлета.

По одной из версий Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде. Первый раз имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.

В 855 году Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) ещё раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.

Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рорика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rustringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Эйрик из Швеции

«Заморские гости» Рерих Н. К.

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд […] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргера Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.

Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Рорик из Гаутланда

Согласно шведской «Саге о Рорике и его потомках», изданной только в пересказе Д. М. Михайловича, конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов, который владел новгородскими землями:

  • У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом… Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Конунг Альдейгьюборга был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины. И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море… Тогда им пришлось вспомнить о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком… Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику: «Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга»

Пересказ саги на русском опубликован в популярном издании РАЕН и не используется в академических исследованиях, также не известны научные публикации по этой саге на английском. Проблема возникает при идентификации города Альдегьюборг. Д. М. Михайлович отождествляет его с Ладогой, другие авторы указывают на то, что это название является калькой со Старграда, города вагров на Балтийском побережье.

Данные генетических исследований

Результаты исследования ДНК потомков рода Рюриковичей, принадлежащих ветви Мономашичей, были опубликованы и собраны в Интернет-проекте. Предположительно потомки Рюрика из русских княжеских родов имеют разный генотип, указывающий на разных предков по мужской линии. Сам генетический набор исследуемых лиц относится к распространённому в Восточной Европе (гаплогруппа R1a) и в северной Европе (гаплогруппа N1c1a). Так как принято мнение о происхождении Рюрика из Скандинавии, то авторы проекта отобрали результат с гаплогруппой N1c1a и по имеющимся результатам генетических исследований (в SNP-маркерах) европейских жителей сделали вывод о происхождении корней Рюрика в Руслагене, к северу от Стокгольма. В научных изданиях результаты поиска корней Рюрика не опубликованы. Аналогичная гаплогруппа выявлена теми же исследователями преимущественно у лиц, происходящих из Финляндии (90 %), но обнаружена также у уроженцев Швеции(10 %). Сравнение с гаплотипами жителей Северо-Западной России не проводилось.

Маркером этноса является определённая пропорция гаплогрупп, так как обычно народы имеют несколько гаплогрупп среди популяции, часто с преобладающей гаплогруппой. Гаплогруппу N1c (прежнее обозначение: N3) имеют примерно 16 % жителей центральных областей России (см. Генофонд славян), наиболее распространена она среди потомков финно-угорских племён и часто встречается, наряду с R1a, на севере России. Скандинавским маркером, который в популярной литературе называют иногда гаплогруппой викингов, является гаплогруппа I1a. Среди потомков Рюрика данная гаплогруппа не обнаружена.

Западно-славянская версия

Альтернативой «норманской теории» является версия о происхождении Рюрика из среды поморских западных славян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

Варяги из вагров или пруссов

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским народом вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские походы вендов на соседей.

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из прусских земель, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:

…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»

В Казанской истории автор пишет о новгородцах приведших себе князя из Пруссии, от варягов:

«Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет.»

Мекленбургские генеалогии

«Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов. 19 век.

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыплённое мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

По немецкой версии король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайв, или Годслав), погиб в 808 году при штурме Рерика датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что является возможным, но достаточно сомнительным. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Вендский сокол

Славянское племя бодричи, или ободриты, также назывались ререгами. Адам Бременский свидетельствует.

  • Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. Предположение обосновывалось ссылкой на скандинавские саги, где якобы скальд Гутхорм Синдри называет славян-вендов соколами. Цитируемое место относится к саге о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной» Снорри Стурлусона. Гутхорм Синдри там говорит о «сокольих далях» в контексте войны во 2-й половине X века конунга Хакона с викингами — «как датчанами, так и вендами». В скандинавских сагах венды (поморские славяне) стали заниматься морским разбоем с X века, в более ранние времена источники фиксируют только их сухопутные походы. Впоследствии автор «Слова о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами, однако такой эпитет с древних времён применялся к людям благородного происхождения.

Герб Рюриковичей некоторыми исследователями (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов) трактуется как схематическое изображение пикирующего сокола, хотя другие видели в нём изображение скипетра и даже вил. Современным стилизованным вариантом этого изображения является герб Украины. Подтверждением версии о происхождении имени «Рюрик» от западнославянского обозначения сокола могут служить найденные археологами предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола. Однако в таком случае герб Рюриковичей возможно указывает на датское (или смешанное датско-венедское) происхождение Рюрика, так как похожее изображение сокола (или ворона Одина) отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941 гг.). Сокол в скандинавских языках не назывался словом близким к имени «Рюрик», поэтому имя могло быть заимствованным.

Герб Старой Ладоги — сокол, падающий вниз (герб Рюрика)

Мужское имя Рюрик до сих пор встречается у таких западнославянских народов, как поляки, чехи и словаки. Переход формы «ререг»/«рарог» в «рерик» характерен для славянских наречий бодричей. В древанском зафиксировано woatrik вместо «отрок» и rik вместо «рог».

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика быля Ефанда, дочь «урманского» (норвежского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.

Скандинавское происхождение Рюрика косвенно подтверждается одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть шведов в современном финском языке. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собирающих дань с местного населения, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне, а иные готы [готландцы].» Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Смоленск и на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (древнерусское собирательное название северо-западных финноязычных племён) стоит на первом месте после варягов и перед словенами.

Рюрик в историографии

Рюрик (Миниатюра из

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житие Св. князя Владимира», написанного предположительно около 1070 года монахом Иаковом: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рориком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность исторического существования Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — иностранных властителей. В историографии XIX?XX вв. (особенно советского времени) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иностранном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы доказывающая, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов-руси, набег которых был только что отражен (ПВЛ: «В лето 6370 изгнаша Варягы за море и не даша имъ дани и почаша сами в соба володати»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело таким образом, что новгородцы сами пригласили варяжскую власть для того, чтобы править ими. По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки предполагают, что Синеус и Трувор, в летописи обозначенные как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Б. А. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были по замыслу летописца стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Наследники

Неизвестно сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.

Кроме Игоря у Рюрика возможно есть и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун.

Источник: ruler-russia.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.