Рюрик картинки

Согласно летописи XII века, называемой «Повесть временных лет», в 862 году племена чудь, словене, кривичи призвали княжить в Новгород варяга Рюрика с братьями. Эта дата считается началом отсчета государственности восточных славян. В историографии событие получило название «Призвание варягов». Славяне хотели с помощью Рюрика усмирить начавшиеся междоусобицы среди вождей местных племен. Рюрик пришел не только с двумя братьями, но и с вооруженными людьми своего племени русь. Сам он осел в Новгороде, брат Синеус — на Белоозере, а другой брат, Трувор,- в Изборске. От этих варягов началась Русская земля.

Но не все славянские князья безоговорочно приняли Рюриковичей. Внук славянского князя Гостомысла Вадим Храбрый и его дружина не хотели отдавать свою Новгородскую землю пришлым людям. Началась смута. Вадим хотел изгнать Рюрика и его людей. Однако спор за главенство решили выявить не сражением воинов, а поединком князей. Какой князь победит, тот и сильней, он и получит все, а побежденный…


В поединке против чужеземного пришельца Вадим Храбрый был убит. Его дружину перебили, а Рюрик стал единовластным князем- правителем в молодом Новгороде, который возник чуть севернее древнего поселения Словенск, отсюда его название «новый город».

Прежде всего, Рюрик решил защитить себя и граждан от прихода непрошеных гостей — велел возвести неприступную крепость. Скоро вокруг нее образовалась торговая площадь, куда съезжались на торговлю крестьяне из ближних и дальних селений, а также чужеземные купцы. Торговля шла бойко: на продажу и обмен предлагались выпечка, мед, рыба, птица, дикие звери, кованые инструменты, оружие, ткани, деревянные изделия. Жизнь налаживалась, горожане были довольны.  Вокруг Новгорода вскоре выросла деревянная стена, которая должна была ограждать его от вражеских набегов. Город богател, хорошел и стал известен далеко за пределами княжества.

Археологические раскопки, произведенные в 1901 году в окрестностях Новгорода, выявили место, вероятно первого поселения Рюрика, оно теперь так и называется Рюриково городище и находится в двух километрах от центра современного Великого Новгорода. Ученые обнаружили там остатки крепости, имевшей деревянную стену на валу, военного снаряжения и одежды варягов, берестяные грамоты, свинцовые княжеские печати, арабские, византийские и другие монеты, украшения и другие находки IX-XI веков…

Через два года после начала княжения умер Синеус, за ним вскоре его брат Трувор.


я власть перешла в руки Рюрика. Но одному ему было не под силу справиться с новыми землями. Он стал раздавать их своим близким родственникам. Так одни варяги начали править в Полоцке, другие в Ростове, третьи в Белоозере. Пришлых варягов также называли находниками, коренное же население было: в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома. И над всеми властвовал Рюрик.

Его происхождение точно неизвестно. Все данные о нем достаточно условны, они получены из древнерусских летописей, которые начали составляться 200 лет спустя после его смерти. Основой для них служили устные рассказы, легенды, предания. Изложенные в них данные частично были заимствованы из византийских хроник. Определить, в какой степени они правдивы, уже невозможно.

В XVIII веке и в первой половине XIX века господствовала теория о скандинавском, или финском происхождении Рюрика, ведь варягами в то время называли наемников (викингов) из-за Балтийского моря.

А позднее появилась гипотеза о его западнославянских корнях. Якобы он был помором с севера, то есть был ближе к славянам . Свою теорию происхождения Рюрика предлагал и русский ученый Михаил Ломоносов. Он считал, что Рюрик с братьями и своими людьми пришел не с севера, а из прусских земель, что он больше немец, чем скандинав…

В 879 году во время охоты Рюрик простудился и умер. От него остался малолетний Игорь, которого стал опекать князь Олег — брат жены Рюрика. Правление Рюрика способствовало становлению Русского государства.


Источник: 100grm.ru

Изображение Рюрика на медалях

Чудинов В.А. 

Поскольку я познакомился с рядом изображений Рюрика на камнях и на «Кресте Трувора», меня заинтересовало, как изображался Рюрик на памятных медалях. Поэтому я задал в поисковике запрос «Медали памяти Рюрика», и получил ряд ответов. Честно говоря, о том, что изображения Рюрика были зафиксированы на многих медалях, я не знал, поскольку ни одна статья или книга о Рюрике их не воспроизводила.

А меня, разумеется, в первую очередь заинтересовало, не было ли на медалях неявных надписей. Понятно, что если они имеются, их следует прочитать. Возможно, они дадут какую-то новую информацию.

rurikmedali1.jpg

Рис. 1. Медаль в память брачного союза с Эфандой, княжной урманской

Медаль в память брачного союза. Эта медаль изображена в статье из исторической серии «Княжение Рюрика» [1]. В ней объясняется: «Историческая серия. Медали, посвященные событиям ранней русской истории (княжение Рюрика). Задумана и исполнена при императрице Екатерина II. После её смерти в 1796 году работа была приостановлена. Всего выбито 94 медали. В журнале будут приведены медали всей серии. Текст — по исследованию С. Соколова «Сводный каталог русских медалей».


Таким образом, медали относятся к концу XVII-началу XIX вв. Дано крупное изображение медали, а к ней приводится такое описание: «Лицевая сторона. Поясное изображение Великого Князя вправо, в шлеме, с накинутой поверх одежды мантией, вооруженного щитом и чеканом. Надпись по окружности: ВЕЛИКIЙ КНЯЗЬ НОВГОРОДСКIЙ И ВАРЯГЪ РЮРИКЪ. Внизу под правой рукой: І. В.GASS. Медальер: Иоганн Бальтазар Гасс. Оборотная сторона. Внутренний вид княжеской палаты. Около курящегося треножника, взявшись за правые руки, стоят Рюрик и Ефанда. Справа трое мужей, а слева пять женщин. Надпись поверху: ДОБРОДЕТЕЛЬ И ЛЮБОВЬ. Под обрезом: БРАКЪ РЮРИКА СЪ ЕФАН= / ДОЮ КНЯЖНОЮ УР= / МАНСКОЮ. На обрезе: I. CASPAR I.EGER F:, над обрезом: 22. Медальер: Иоанн Каспар Егер. Смирнов № 84. № 87.а подобен № 87. Л.ст. Слева внизу; I. B. GASS., cправа; КОП. КУЧ. Медальер: Михаил Кучкин. Примечание  Смирнова: Медаль эта, вероятно, вследствие неправильно проставленного № 22 стала заключительной в серии медалей княжения Рюрика, истинное место её должно быть впереди № 85 (нумерация моя С.С.)».

Первое, что я заметил, так это необычный костюм Рюрика и нестандартное изображение его лица. Впрочем, костюм его напоминал одежду восточного князя: туника ниже колен, подпоясанная полоской широкой ткани, сапоги с диагонально вырезанным наверху голенищем, цепь с кулоном и сабля на цепи.


голове — небольшая мягкая шапка типа берета с маленьким хвостиком. Его невеста одета в пышное платье с завышенной талией, широкой юбкой в пол, верхняя часть платья имеет отложной воротник и короткие рукава. У невесты — длинные матерчатые перчатки. Ее голову украшает маленькая корона с крупными зубчиками. Прическа невесты гладкая, сзади видна то ли коса, то ли хвостик, доходящий до плеч. С правого уха свисает каплевидная сережка. Мне эта одежда напоминает по стилю костюмы XVIII века. Особенно, если ее сопоставить с видом мужчин и женщин на бронзовых зеркалах IX века.

rurikmedali2.jpg

Рис. 2. Невеста Рюрика Ася Воткина в подвенечном платье [3]

На рисунке 2 я показываю, как выглядело подвенечное платье невесты и ее украшения на этрусском зеркале из работы [3, рис. 3]. Мы тут видим, что платье у невесты облегающее, а не расклёшенное внизу, блуза глухая, без вырезов и воротника, широких рукавов нет, как нет и перчаток. Что касается украшений, то никакой короны у невесты нет, напротив, ее головной убор содержит жемчужные нити. Серёжки имеют вид трёх шариков; имеются бусы, облегающие шею. Кроме того, на руках надеты браслеты. Иначе говоря, ничего общего с платьем невесты на медали нет.

Хотелось бы узнать дату изготовления этрусского зеркала. Полагаю, что она на 1-2 года отстоит от даты самого бракосочетания.


д назад, когда я анализировал это зеркало из пятого тома многотомника по этрусским зеркалам Э. Герхарда, я не выявил датировку бракосочетания. Однако это можно сделать, рассмотрев фрагмент другого зеркала, на котором показан момент бракосочетания, зеркало на пластине 23 по Герхарду. На зеркале и жених, и невеста изображены с обнаженными торсами, что на медали XVIII века было бы воплотить по этическим соображениям невозможно.

rurikmedali3.jpg

Рис. 3. Фрагмент зеркала платины 23 и моё чтение датировки

Справа от плеча Аси Воткиной я читаю в обращенном цвете слова и цифры 3-5 ГОД. При этом цифра «3» размещена выше цифры «5», причем еще правее находится дефис в виде ниспадающей диагонали (диагональ указывает на большее значение цифры). А на фрагменте справа от причёски Аси Воткиной я читаю выражение 5-3 ГОД ЯРА. При этом теперь дефис имеет восходящую диагональ. Иначе говоря, и здесь восходящая часть дефиса указывает на ту цифру, которая больше. Я восхищен таким знаком пунктуации, который позволяет ставить две цифры в любом порядке; в наши дни мы должны ставить меньшее число левее дефиса, а большее — правее, иное недопустимо.

Переводя эту дату по Яру в привычное для нас летоисчисление, получаем даты 859-861 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Возникает вопрос, почему указаны две даты, а не одна. Полагаю, что в 859 году состоялось сватовство, а в 861 году — свадьба. Рюрику (806 года рождения) в 859 году было 53 года, в 865 — 55 лет, так что на зеркале он изображен лет на 20 моложе.


rurikmedali4.jpg

Рис. 4. Моё чтение надписей на части изображений медали

Моё чтение надписей. Вернёмся к изображениям на медали. Увеличив отдельные фрагменты и усилив их по контрасту, я приступаю к чтению. Его я начинаю с изображения лица Рюрика, обращенного в цвете. Меня удивило то, что здесь он изображен в свои 55 лет почти стариком. Объяснение этому я хотел бы найти позже в тексте выявленных надписей. На шапочке я читаю слова: ХАРАОН ЯРА, а на щеках на уровне носа (в прямом цвете) — слово МИМ. На глазах читается слово ЯРОВ, а на верхней кромке воротника — слово РЮРИК. Так что полная надпись будет: ХАРАОН ЯРА, ЯРОВ МИМ РЮРИК.

Затем, также в обращённом цвете, я читаю слова на изображении девушки. На уровне волос написаны слова: МИМА МАРЫ, тогда как ниже я читаю слова: МАСКА МАРЫ. Иначе говоря, перед нами — ИЗОБРАЖЕНИЕ УМЕРШЕЙ ЖЕНЩИНЫ. На зеркале на рис. 2 я прочитал, что эта дама была ЯРА КНЯГИНЕЙ, теперь я узнал, что она в то же время являлась МИМОЙ МАРЫ, а также, как гласит название медали, КНЯЖНОЙ УРЖУМСКОЙ ЭФАНДОЙ.  Википедия сообщает, что «Уржумский уезд располагался на юге Вятской губернии, граничил с Казанской губернией.


жумский уезд известен с допетровских времён. В 1708 году уезд был упразднён, а город Уржум отнесён к Казанской губернии. В 1719 году, при разделении губерний на провинции, образован
Уржумский дистрикт в составе Казанской провинции Казанской губернии. В 1727 году дистрикты были упразднены, и Уржумский дистрикт преобразован в Уржумский уезд». А имя Эфанды встречается в Википедии, поясняющей происхождение князя Игоря:  «Игорь (ок. 878-945) — великий князь Киевской Руси в 912-945 годах, согласно летописной традиции — сын Рюрика и Ефанды. Первый русский князь, известный по синхронным византийским (греч. ‘Ιγγωρ) и западным источникам».

Интересно, что когда я попытался в поисковике задать запрос «Эфанда княжна Уржумская», поисковик имя Эфанды исправил на Эванду. Это меня удивило и натолкнуло на мысль о том, что имя могло поначалу звучать как Иванда. Поскольку дизайнером медали выступал немец Иоганн Бальтазар Гасс, а суффикс -НД в немецком языке есть суффикс причастий, то имя ИВАНДА могло означать ИВАНОВА, ИМЕЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ИВАНУ. Скорее всего, имелось в виду выражение ИВАНОВА (НЕВЕСТА) КНЯЖНА УРЖУМСКАЯ.


Фамилии невесты Ивана Рюрика Аса ВОТКИНА напоминает название реки: реки ВОТКИ. Википедия пишет о ней: «Вотка (удм. Идӟи) — река в России, протекает по территории Якшур-Бодьинского, Шарканского и Воткинского районов Удмуртии. Впадает в реку Сива в 35 км от её устья. Длина реки составляет 66 км». — У меня возникло впечатление, что немецкий медальер что-то напутал, либо Удмуртию с Уржумом, либо фамилию ВОТКИНА с ВЯТСКИМ регионом. Связь фамилии ВОТКИНА с городом ВОТКИНСКОМ мне приходила в голову еще при написании статьи [3]. Однако, когда я прочитал в Википедии слова: «Воткинск основан в 1757 году как посёлок при строительстве Воткинского железоделательного завода. Но официальной датой основания города считается 1759 год, когда Воткинский завод начал работать. С 1759 года по 1796 год — посёлок при Воткинском заводе в Вятской провинции Казанской губернии, с 1796 года по 1917 год находился в Сарапульском уезде Вятской губернии», я решил, что тысячу лет назад такого названия не было. Хоты в Википедии булла приписка: «Первое поселение на территории города, так называемое «Воткинское городище», датируется III-V веками и относится к мазунинской археологической культуре». Следовательно, такое название могло существовать и позже.

О Воткинске. В статье [4], в частности, можно прочитать: «Городище являлось достаточно крупным поселением для своего времени, по данным исследований оно возникло в III -V вв.


э. Именно это время, как считают ученые, для прикамских племен было переломным и отмечено значительным сдвигами в хозяйстве и социальной организации. Добыча и обработка железа, которые в предшествующие периоды оставались еще весьма трудоемкими, были теперь настолько освоены, что железо стало основным материалом для изготовления орудий труда и оружия, вытеснив почти все остальные виды сырья. Это имело решающее значение для подъема производительности труда. Возрастает продуктивность земледелия и скотоводства, поэтому большое родовое хозяйство, которое вели до этого, начинает распадаться, семьи обособились, стали вести свое отдельное хозяйство. Люди, жившие здесь, умели выращивать овес, рожь, ячмень. Мужчины занимались охотой и рыбной ловлей. Древние обитатели этого места умели делать глиняную посуду, фрагменты которой в большом количестве находили здесь еще в 60-е годы ХХ века.

Исследование Городища началось еще в ХIХ веке. В Казани в 1878 году при университете было создано общество археологии, истории и этнографии, развернувшее энергичную деятельность и объединившее вокруг себя не только ученых, но и многих любителей и собирателей древних предметов. Представители этого общества и проводили исследования на территории, Сарапульского уезда Вятской губернии, к которой относился и Воткинский завод. В 1881 казанский археолог П.А.Пономарев провел раскопки на Воткинском городище, а затем в 1887-м годах это древнее поселение исследовал А.А.Спицын, который начинал свою научную работу, будучи учителем Вятской гимназии. В 1887 году он ведет свои раскопки, уже под эгидой Казанского университета.

В начале ХХ века изучал Городище врач-краевед Ф.В. Стрельцов, который делал замеры, собирал воспоминания старожилов об этом месте, впоследствии, по не точным данным, некоторые археологические находки, были переданы в Сарапульский Музей истории Среднего Прикамья, одним из организаторов создания которого был также Ф.В. Стрельцов. В 50-е годы ХХ века в Воткинск приезжали археологи из Пермского университета, которых интересовали находки литья, которые изображали диковинных зверей. Они представляют так называемый Пермский звериный стиль. В начале 60-х годов ХХ века, студентка Пермского университета, историк Тамара Алексеевна Дерюшева, впоследствии заведующая Воткинским краеведческим музеем (80е годы ХХ вв.), также занималась исследованием Городища. … Найденные на территории Воткинского городища фрагменты хозяйственной утвари и бытовых предметов ученые исследовали и пришли в целом к выводу, что это древнее поселение относится к периоду мазунинской культуры (III-V вв. н.э.), тем самым, подтвердив правильность выводов своих коллег-ученых ХIХ века. Но исследования должны быть непременно продолжены, потому что не все специалисты согласны с тем, что поселение можно отнести к мазунинской культуре, возможно, здесь есть и более древний пласт «жизни», который необходимо еще исследовать».

Источник: chudinov.ru

Нет никаких достоверных сведений о том, что Рюрик существовал на самом деле. Тем не менее появляются научные работы, посвященные его личности, а на юбилейных торжествах в честь исторических событий актеры исполняют роль легендарного князя. В департаменте медиа НИУ ВШЭ прошла конференция, организованная Лабораторией публичной истории, в рамках которой доктор исторических наук Адриан Селин рассказал о том, как менялся образ Рюрика в современном историческом дискурсе и почему он вытеснил образ Александра Невского.

Время от времени возникают споры о том, куда был призван Рюрик, один ли он пришел, с братьями или с дружиной. Этот вопрос не может быть досконально исследован, так как достоверно об этом ничего не известно, но часто повторяемая легенда становится основанием для разветвленных спекуляций. О Рюрике можно говорить только как о символической фигуре, равно как и об «основании российской государственности» в 862 году.

Потребительское использование летописных данных некоторыми историками, некритическое отношение части академического сообщества к спекулятивным «татищевским известиям», плохое знание некоторыми археологами специфики летописей как исторического источника — все эти факторы провоцируют серьезные публичные споры. Куда пришел Рюрик в 862 году: в Старую Ладогу или в Новгород?

В позднесоветской традиции для Рюрика не находилось места ни в научной интерпретации «Повести временных лет», ни в школьном нарративе. Тридцать лет назад «Советская историческая энциклопедия», а за ней и школьные тексты сообщали, что он был «легендарным основателем династии», а Олег при этом — «первым исторически достоверным русским князем» (здесь, конечно, помог Пушкин).

Отказ Рюрику в подлинности в позднесоветские времена, скорее всего, связан с его варяжским (германским) происхождением, в соответствии с негативными коннотациями середины XX века. Но в современном школьном историческом нарративе Рюрик — вполне достоверная историческая фигура. Как правило, внимание на его происхождении не акцентируется; в иных случаях скандинавскость Рюрика либо подвергается сомнению, либо оспаривается. Есть тексты, созданные академическими учеными для трансляции региональным элитам идеи о том, что Рюрик был «наполовину славянин, наполовину скандинав».

Мифотворчество на тему Рюрика оказывает непосредственное влияние на региональные элиты и празднование разнообразных юбилеев, которое является тем языком, на котором власти так или иначе готовы разговаривать с обществом в целом и с историческим экспертным сообществом в частности. Степень корректности, политичности и честности такого диалога зависит от обеих сторон, в большей степени — от экспертов. В нашем постмодерновом обществе археология играет роль поставщика сенсаций. Массовое появление историографического мусора — это только один из результатов этой тенденции. Человеку, не владеющему специальными знаниями и компетенциями в предметной области, очень сложно через такой мусор прорваться.

В 2006 году городская администрация Великого Новгорода предполагала принять в подарок памятник Рюрику. Протесты местной общественности остановили попытку появления нового Рюрика в городе. В то же время Рюрик в качестве genius loci (дух места — прим. «Ленты.ру») зафиксировался и латентно продолжал существовать в представлении бюрократии о прошлом управляемого ими города.

В 2012 году, накануне празднования так называемого 1150-летнего юбилея российской государственности, был отчеканен памятный значок с изображением Рюрика, воспроизведенным по памятнику «Тысячелетие России». Один из сценариев празднования юбилея в Новгороде предполагал (высокобюджетный проект был в итоге отвергнут), что в кульминационный момент князь спускался с парашютом в центральную часть Новгородского кремля, а изображать его, по замыслу сценаристов, должен был депутат Госдумы Николай Валуев.

В постсоветских театрализованных праздниках на территории Северо-Запада России есть и другие genii loci. Так, на праздновании 1060-летия и 1070-летия поселка Любытино в Новгородской области в 2006 и 2016 годах присутствовала княгиня Ольга, с прибытием которой связывают основание населенного пункта (спасибо представителям академической науки, организовавшим юбилей).

В празднике «принимал участие» и последний премьер-министр царской России Горемыкин, владевший здесь усадьбой. Если Ольга играет роль основательницы поселка, очень близкую Рюрику, то Горемыкин выступает в качестве доброго гения с некоторыми специфическими признаками: он пожилой сластолюбец и повеса.

В Старой Руссе, где Рюрик (почему-то с боярами) также присутствует на местных праздниках, близкая роль принадлежит Вере Комиссаржевской и Федору Достоевскому, который, по сценарию, воспел город (под всем известным именем Скотопригоньевск).

Если наблюдать провинциальные фестивали, Александра Невского Рюрик вытеснил полностью. Это произошло где-то между 2003-2005 годами. До этого в начале 90-х Борис Ельцин подписал указ об основании ежегодного праздника с федеральным финансированием «Венок славы Александра Невского» в пяти областях России. Там был Невский, рыцари с рогами, битвы…

Как только в Ленинградской области стало известно о подготовке указа президента о праздновании в 2003 году 1250-летия Старой Ладоги, древней столицы Руси — все, Александр Невский сменился Рюриком. Здесь, что интересно, реконструкторы, претендующие на высокий уровень подлинности и качества своих реконструкций, тут же заменили на праздниках актеров провинциальных театров.

В официозном дискурсе северо-западных областей России Рюрик занял свое место около 30 лет назад благодаря активности археологов, представителей академического сообщества.

Важное место памяти в Ленинградской области — Старая Ладога. Миф о Рюрике в Ладоге присутствует одновременно в публичной сфере и в академических трудах. В 1970-1980-х годах эта тема была мейнстримом для ленинградского археологического фольклора. В 1997 году связанные с Рюриком варяжские легенды, староладожский миф были застолблены в статье археолога Глеба Лебедева и позднее (и очень по-разному) воспроизведены в работах археологов Анатолия Кирпичникова и Дмитрия Мачинского.

В позднесоветской и постсоветской историографии родилась идея Рюрика, основателя Руси, которая «пошла из Ладоги». После привлечения внимания власти к этой легенде, после официального празднования 1250-летия Старой Ладоги (2003 год) на северо-западе России стали возникать новые объекты, связанные с Рюриком и пропагандирующие «возникновение Руси». В 2004 году в Приозерске был воздвигнут новый памятник (небольшой прямоугольный гранитный камень) с характерной надписью: «В 879 году умер Рюрик в Кореле». Это забавный текст, так как «Повесть временных лет» ничего не говорит о Кореле; текст же взят из источника XVIII века.

Образ Рюрика в публичной сфере представляет серьезный интерес. Его изображение в Радзивилловской летописи (первое из сохранившихся), ставшее известным в начале XVIII века, никакого резонанса не вызвало.

А вот другой образ Рюрика — из Царского титулярника 1672 года, где он изображен хорошо вооруженным, без бороды, но с усами (польское происхождение облика такого Рюрика не подлежит сомнению) в 1760-е годы был воспроизведен и отчеканен в Петербурге на медали в паре с князем Олегом. Этот же Рюрик в 2011 году попал на золотую монету, выпущенную Банком России.

В 1862 году плоскостное изображение Рюрика уже с бородой появляется на памятнике «Тысячелетие России» в Новгородском кремле. Группа Рюрика, впрочем, создавалась не Микешиным, а другим скульптором — Михайловым. Рюрик микешинского памятника создал определенный канон в разнообразных научных и научно-популярных изданиях XIX-XXI веков. Именно этот образ многократно воспроизводился.

С 2007 года идея соорудить новый памятник Олегу и Рюрику неоднократно инициировалась руководителем староладожской археологической экспедиции Анатолием Кирпичниковым. Наконец, один из губернаторов Ленинградской области согласился поставить новый памятник «древним и истинным создателям российского государства».

В октябре 2012 года правительство Ленинградской области объявило конкурс на создание памятника Рюрику и Олегу. В феврале 2013 года в Смольном открылась выставка, на которой было представлено 38 проектов монумента. Идеи памятника были самыми разными, но победил проект скульптора Олега Шорова. Рюрик, согласно Шорову, вновь стоит в паре с Олегом, причем Олег — воин с мечом и щитом, а Рюрик, так сказать, гражданский.

Пока сложно говорить о том, станет ли новый «гражданский» образ столь же каноническим, как облик 1862 года. Во время выставки Кирпичников попытался как-то скорректировать образ Рюрика. «Это князь или сельский староста?» — спросил он. Осенью 2013 года в Ладоге был воздвигнут камень, а в 2015 году появились и фигуры.

Появление парного Рюрику Олега в Старой Ладоге, несомненно, связано с «Олеговой могилой» — это современное название одного из больших курганов в северной части поселка. Олег-воин, присоединивший юг и среднее течение Днепра вкупе с Киевом (как подчеркивается в пресс-релизах в связи с установкой памятника), поставлен с Рюриком, гражданским миролюбивым основателем, избранным на «первых русских выборах»; в руках Рюрик держит рукопись. Страшно подумать, на каком языке и какими буквами эта рукопись создана. Вместе они символизируют нечто вроде созидательной агрессии.

Выбор места для нового монумента тоже имеет особую историю. Памятник поставлен на так называемой Варяжской улице, что вместе с идеей двух основателей добавляет монументу символического содержания. В местном нарративе, созданном и поддерживаемом музейным сообществом, эта улица часто именуется «улицей X века», а то и «древнейшей улицей на Руси». Разумеется, два сохранившихся здания конца XIX столетия и воспоминания о раскопках, действительно выявивших застройки эпохи викингов, не делают эту часть Старой Ладоги наиболее древней.

Выбор Рюрика в качестве нового символического основателя российского государства несколько странен, но легко объясним — прежде всего архаизирующим трендом в популярном историческом жанре. Советские «монстры истории» — академики Греков, Тихомиров и Рыбаков — справедливо именовали князя мифологическим персонажем. Новые ваятели образа Рюрика выдают свои спекуляции, апеллируя прямо к авторитету Карамзина или ссылаясь непосредственно на летописи, потребительски толкуя их данные.

Это происходит на фоне развивающегося в последнее десятилетие научного изучения Древней Руси. Использование такой архаизирующей историографии связано с тем, что некоторые представители академии взяли линию на успех трансляции представителям власти идеи автократии и автохтонности, сформулированной около двух столетий назад и определенной безразличием к публике, с общим направлением на создание сенсации. Думаю, что имя Рюрика последние полтора десятилетия создало новую точку, где сошлись интересы властей и некоторых высокопоставленных менеджеров современной академии.

Источник: lenta.ru

История восточных славян до Рюрика

Древняя русская летопись «Повесть временных лет», отвечающая на вопрос: «Откуда пошла земля русская», говорит, что до пришествия первого князя варяга Рюрика на территории будущей Руси жило множество разрозненных племен – кривичи, словене и другие. Все эти родо-племенные союзы имели общую культуру, язык и религию. Каждое из них пыталось объединить под своим началом остальные племена, но баланс сил и постоянные войны не выявляли победителя. Именно тогда вожди племен решили, что никому из них власть не достанется и было решено, что править всеми племенами будет приглашенный князь. В то время самыми грозными воинами, которые пользовались уважением среди славянских племен, с которыми имелись тесные торговые и культурные связи, были варяги – жители Скандинавии. Они легко служили как византийским императорам, так и шли в наемные дружины на западе, а также свободно могли принять местное верование, что и заставило славянского вождя Гостомысла и его спутников отправиться в Скандинавию и пригласить на правление племя русов и их конунга – Рюрика.

Князь Рюрик

Рис. 1. Князь Рюрик.

Биография первого русского князя

О биографии Рюрика нам известно очень мало. Дата и место его рождения неизвестны, а годы правления считаются 862-879. Рюрик явился на Русь не один. Его сопровождали два брата – Синеус и Трувор. Их дружины высадились в северо-восточной Руси и явились по приглашению в Новгород. Часто идут споры, в каком городе правил Рюрик. Есть мнение, что это Ладога – древняя столица северо-восточных славян. Однако, именно в Новгороде, приняв бразды правления, Рюрик и вошел в историю как первый русский князь.

Призвание варягов

Рис. 2. Призвание варягов.

Братьев своих он направил княжить в другие стратегически важные города. Сиенус принял власть в Белоозере, а в Изборске стал княжить Трувор.

Внутренняя политика князя была направлена на укрепление внешних границ государства, а также их расширению. За период своего княжения в состав Руси вошли Смоленск, Муром и Ростов. Рюриком осуществлялись попытки двинуться на юг, но дальше грабежей местных народов дела не дошло. Дружина Рюрика продвигалась до киевских земель. Со знаменитыми правителями Киева Аскольдом и Диром Рюрик подписывает мирный договор. И хотя Аскольд все равно пытался разграбить земли Рюрика, его дружина была разбита.

Рюриком началось подчинение финно-угорских племен. Он отвечал за сохранение и протекцию Балтийско-Волжского речного пути, проложив путь «Из варяг в хазары», наладив торговые отношения между Скандинавией и арабами, которые проходили через его земли.

Умер он в 879 году в городе Ладога, оставив после себя на земле маленького сына, будущего князя Игоря.

Князь Игорь

Рис. 3. Князь Игорь.

Рюрик положил начало Российской монархии. О его ближайших потомках узнаем из схемы родословной.

Источник: obrazovaka.ru

Рюрик — (?–879) – легендарный норманнский (варяжский) конунг (предводитель дружины), по преданию, призванный на Русь древними славянскими (новгородскими словенами) и угро-финскими племенами (кривичами, чудью и весью). Основатель династии Рюриковичей, правившей Русью, а в дальнейшем и Россией с конца 12 по конец 16 в. (последний представитель династии – царь Федор Иванович).

Существует множество версий происхождения Рюрика.

По одной из них он был представителем знатной датской семьи Скиольдунгов, владевшей в 837–850 городом Дореснадом во Фрисландии. В датских источниках его имя упоминается как «Рёрик». Со своей дружиной Рёрик совершал набеги в Германию, Францию Англию и Швецию вплоть до 860, когда был «призван из-за моря от немцев» (так сообщает летопись) и обосновался в «городе славян» – Ладоге, откуда и пришел в Новгород.

По другой версии предполагается, что Рюрик был сыном бодричского князя Годослава (ум. в 808) и Умилы, дочери Новгородского старейшины Гостомысла. По Ипатьевской летописи и по мнению В.О.Ключевского, Рюрик искони жил в Ладоге, откуда и был призван словенами в Новгород. В этом случае никакого «призвания варягов из-за моря» не получается, поскольку славянин Рюрик был в Ладоге предводителем наемной варяжской дружины. Приглашенный новгородскими старейшинами для прекращения внутригородских усобиц вместе с братьями Синеусом и Трувором, он женился в Новгороде на знатной новгородке Ефанде (Едвинде), от которой имел сына Игоря и двух дочерей. Братья Рюрика – Синеус и Трувор – явились в город вместе с ним, и после их смерти Рюрик присоединил к Новгороду вотчину Синеуса Белоозеро (населенную чудью и весью) и вотчину Трувора Изборск (город кривичей), после чего объявил Новгород столицей всей Русской земли в 864.

Некоторые исследователи ведут происхождение Рюрика от Пруса, брата императора Августа.

Существует и еще одна версия. Согласно ей, братья Рюрика Синеус и Трувор вообще не существовали, просто русские летописцы не поняли и исказили при переводе иностранный текст, повествовавший о приходе Рюрика на Русь со своим домом (сине-хус`ом) и верной дружиной (тру-вор`ом). Разделяющие эту точку зрения исследователи считают, что никакого приглашения от новгородских словен не было, а наоборот, конунг, правивший в Ладоге, воспользовался внутренними междоусобицами в городе и сам прибыл в Новгород.

Одна из летописей сообщает в связи с этим о восстании недовольных Рюриком в городе во главе с Вадимом Храбрым, которое было подавлено. Вадим по этой версии был убит, его сторонники бежали на юг, в Киев. Туда же, согласно этому летописному рассказу, ушли и дружинники Рюрика по имени Аскольд и Дир, сумевшие захватить власть в Киеве около 866. Согласно этой версии, первоначально возникло два государства: северная и южная Русь, и в обоих во главе стояли варяги.

Так или иначе, но управляя Новгородом, Рюрик распространил свое влияние на север и восток от города, присоединил к себе земли племен меря, весь, муром и тем расширил Новгородское княжество от Волхова до устья Оки. Умер он по одним данным в Новгороде, по другим – в Кореле (Кексгольм), по третьим сведениям – в походе, завещав управление новым государством и опекунство над сыном Игорем своему дальнему родственнику Олегу.

Тем не менее, превращение Рюрика из конунга в новгородского князя объективно способствовало прекращению усобиц в славянских землях и возрастанию централизаторской роли Новгорода. Легенда о призвании варягов сложилась, по-видимому, именно в Новгородско-Ладожской земле не ранее 11 в. Она была включена в Повесть временных лет в начале 12 в., а в 18 в. положила начало «норманнской теории» образования древнерусского государства.

•   Орлов Алексей Григорьевич Рюрик картинки
•   Шереметев Борис Петрович Рюрик картинки
•   Раевский Николай Николаевич Рюрик картинки
•   Румянцев-Задунайский Петр Александрович Рюрик картинки
•   Кульнев Яков Петрович Рюрик картинки

•   Рюрик Ивнев Рюрик картинки

Источник: www.BiografGuru.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.