Рюрик фотографии

Сегодня мы с вами будем изучать старинные портреты Рюрика. Их немного, но они есть. Я их собрал в сети. Для начала просто посмотрим их все.

Рюрик фотографии

Рюрик фотографии

Рюрик фотографии

Рюрик фотографии

Рюрик фотографии

«Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов. 19 век.
Рюрик фотографии

Рюрик фотографии

А теперь давайте все это проанализируем. Так вот, все эти картины очень похожи между собой. На них изображен безбородый воин с усами (это очень важно).Кроме первой. Он одет в кольчугу. Причем на 2-5 картинках это один и тот же вид кольчуги , с горизонтальными нашивками поперек груди.Также общим, на именно этих портретах Рюрика, является щит за спиной . Причем форма у него такая специфичная, полумесяцем. На большей части картин на Рюрике один и тот же шлем с пером наверху .И наконец самое важное. Обратите внимание на оружие в руках Рюрика. На всех картинах  Рюрик в руке держит клевец.

Клеве́ц (укр. клевець, келевець, келеп) — холодное оружие, имеющее ударную часть в форме клюва, плоского, гранёного или круглого в сечении, который может быть разной длины, прямым или изогнутым книзу. Обычно скомбинирован с молотком. В оружейной терминологии его относят к боевым молотам, реже к боевым топорам.

Рюрик фотографии
Это очень специфичное оружие. Предназначено в основном только против  одного рода войск — рыцарей в тяжелых доспехах.Именно вот таким вот "клювом" удобно пробивать рыцарские доспехи в уязвимых местах.Причем это оружие первого удара. Оборонятся им практически невозможно. Насколько я понимаю вся фишка состоит в том, что бы с одного удара четко попасть рыцарю, например, в забрало или в сочленение доспехов.При удачном и сильном ударе рыцарь, как минимум, потеряет сознание от болевого шока.  Достать же клевец из раны будет практически невозможно. Он там просто застрянет. Это, в тоже время, один из недостатков оружия. Клевец- оружие одного удара.

Кстати доспехи на последнем портрете Рюрика один в один с доспехами  на портрете Петра Первого, нарисованном Готфридом Кнеллером во  время пребывания Петра в Англии.

Рюрик фотографии

Такое чувство, что в 18-19 веках, когда рисовали все эти портреты, у художников было, по крайней мере, какое то словесное описание Рюрика. Больно уже они похожи друг на друга.А тот же клевец можно увидеть только на портретах Рюрика и по сути больше нигде.Нет, за этими портретами стоит какая то традиция, которая позволяет надеяться, что портреты имели в своей основе  очень и очень реального человека.
Так кто же был этот человек по имени Рюрик ? А был он воином, точнее даже воинским начальником.Именно воинским.Политической власти у него не было. Я очень много изучал "Лицевой свод Ивана Грозного",так вот там есть строгое разделение.Все воины без бород. А вот князья и прочий люд как раз с бородами. Ну собственно вот, картинка , сами посмотрите.
Наверху, справа и слева. стоят мужчины в гражданской одежде и с бородами. Причем Мамай в царской короне.Это политическое руководство. А вот все воины как один без бороды и в кольчугах.Как и Рюрик на всех портретах.
Рюрик фотографии
Существовал ли он на самом деле ? Думаю да. Это был, скорее всего, лихой рубака, специалист по дракам с рыцарями,которого Новгород нанял для руководства своей дружины.Никакой особой политической властью он в принципе не обладал и обладать не мог.О чем говорит отсутствие бороды и его наряд.Политическое руководство того времени на всех портретах всегда в гражданской одежде и с бородами.Ну вот сами посмотрите.  Даже по мнению современных историков в Новгороде была вечевая демократия. Т.е. все решения принимались на общем собрании всего княжества.Князь, в этом случае, был простым нанятым работников. Не более того.
Был ли Рюрик предком будущих Русских царей? Не знаю. Вполне возможно.Не даром же о нем сохранилось столько сведений.Но совершенно точно, для своего времени, личностью он был заметной и знаменитой.
Когда он жил? Наверно в 15 веке.Раньше вряд ли.Если уж в России и в Европе в 17 веке средний город был меньше тысячи человек, то про 15 век и говорить нечего.Только тогда рыцари могли существовать. В 16 веке уже появилось огнестрельное оружие, пробивающее любые доспехи. А в 14 веке населения, скорее всего, было так мало, что вряд ли оно могло прокормить и снарядить рыцаря.
Откуда он пришел ? Из Пруссии. Как и Романовы. Когда то это были исконно славянские земли.Немцы тоже из Пруссии. И Варяги тоже оттуда.И все они были славянами. И это была официальная точка зрения дома Романовых. Но потом политическая ситуация изменилась и пришлось срочно придумывать Норманнскую теорию.История.к сожалению, всегда шла в русле конкретных политической ситуации.И корежили ее и корежили…….

Источник: well-p.livejournal.com

Согласно летописи XII века, называемой «Повесть временных лет», в 862 году племена чудь, словене, кривичи призвали княжить в Новгород варяга Рюрика с братьями. Эта дата считается началом отсчета государственности восточных славян. В историографии событие получило название «Призвание варягов». Славяне хотели с помощью Рюрика усмирить начавшиеся междоусобицы среди вождей местных племен. Рюрик пришел не только с двумя братьями, но и с вооруженными людьми своего племени русь. Сам он осел в Новгороде, брат Синеус — на Белоозере, а другой брат, Трувор,- в Изборске. От этих варягов началась Русская земля.

Но не все славянские князья безоговорочно приняли Рюриковичей. Внук славянского князя Гостомысла Вадим Храбрый и его дружина не хотели отдавать свою Новгородскую землю пришлым людям. Началась смута. Вадим хотел изгнать Рюрика и его людей. Однако спор за главенство решили выявить не сражением воинов, а поединком князей. Какой князь победит, тот и сильней, он и получит все, а побежденный…

В поединке против чужеземного пришельца Вадим Храбрый был убит. Его дружину перебили, а Рюрик стал единовластным князем- правителем в молодом Новгороде, который возник чуть севернее древнего поселения Словенск, отсюда его название «новый город».

Прежде всего, Рюрик решил защитить себя и граждан от прихода непрошеных гостей — велел возвести неприступную крепость. Скоро вокруг нее образовалась торговая площадь, куда съезжались на торговлю крестьяне из ближних и дальних селений, а также чужеземные купцы. Торговля шла бойко: на продажу и обмен предлагались выпечка, мед, рыба, птица, дикие звери, кованые инструменты, оружие, ткани, деревянные изделия. Жизнь налаживалась, горожане были довольны.  Вокруг Новгорода вскоре выросла деревянная стена, которая должна была ограждать его от вражеских набегов. Город богател, хорошел и стал известен далеко за пределами княжества.

Археологические раскопки, произведенные в 1901 году в окрестностях Новгорода, выявили место, вероятно первого поселения Рюрика, оно теперь так и называется Рюриково городище и находится в двух километрах от центра современного Великого Новгорода. Ученые обнаружили там остатки крепости, имевшей деревянную стену на валу, военного снаряжения и одежды варягов, берестяные грамоты, свинцовые княжеские печати, арабские, византийские и другие монеты, украшения и другие находки IX-XI веков…

Через два года после начала княжения умер Синеус, за ним вскоре его брат Трувор. Вся власть перешла в руки Рюрика. Но одному ему было не под силу справиться с новыми землями. Он стал раздавать их своим близким родственникам. Так одни варяги начали править в Полоцке, другие в Ростове, третьи в Белоозере. Пришлых варягов также называли находниками, коренное же население было: в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома. И над всеми властвовал Рюрик.

Его происхождение точно неизвестно. Все данные о нем достаточно условны, они получены из древнерусских летописей, которые начали составляться 200 лет спустя после его смерти. Основой для них служили устные рассказы, легенды, предания. Изложенные в них данные частично были заимствованы из византийских хроник. Определить, в какой степени они правдивы, уже невозможно.

В XVIII веке и в первой половине XIX века господствовала теория о скандинавском, или финском происхождении Рюрика, ведь варягами в то время называли наемников (викингов) из-за Балтийского моря.

А позднее появилась гипотеза о его западнославянских корнях. Якобы он был помором с севера, то есть был ближе к славянам . Свою теорию происхождения Рюрика предлагал и русский ученый Михаил Ломоносов. Он считал, что Рюрик с братьями и своими людьми пришел не с севера, а из прусских земель, что он больше немец, чем скандинав…

В 879 году во время охоты Рюрик простудился и умер. От него остался малолетний Игорь, которого стал опекать князь Олег — брат жены Рюрика. Правление Рюрика способствовало становлению Русского государства.

Источник: 100grm.ru

Рюрик

Рюрик

Рюрик. Умер ок. 879 года. Варяг, первый новгородский князь и родоначальник династии Рюриковичей на Руси. Рассматривается как основатель Древнерусского государства.

Существуют разные версии происхождения Рюрика. Некоторые исследователи отождествляют его с конунгом Рёриком (Hrørek, ум. до 882) из ютландского Хедебю (Дания) (норманская теория).

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит (Повесть временных лет: «В лѣто 6370 изгнаша Варѧгы за море и не даша имъ дани и почаша сами в собѣ володѣти»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде. Летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими.

По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик сверг словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века.

Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Генетические исследования

Мужская Y-хромосома ДНК не участвует в рекомбинации генов и передаётся почти без изменений от отца к сыну, поэтому группой учёных под руководством польского профессора Андрея Бажора было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человека, считающих себя потомками Рюрика. У обследованных были выявлены с разной частотой две гаплогруппы N1с1 и R1a1.

Среди исследованных потомков Владимира Мономаха гаплогруппа N1с1 обнаружена у 100 %. Также у 45 человек (24 %), принадлежащих к другой ветви Рюриковичей, была обнаружена гаплогруппа R1a1, и у оставшихся обследованных были обнаружены гаплогруппы: I(6 %), E(1,5 %), T(0,5 %).

В целом ДНК-исследование подтверждает «Норманскую версию» происхождения Рюрика и отвергает славянские. Гаплотипы Рюриковичей N1c1 относятся к т.н. скадинавской ветви (или кластеру) этой гаплогруппы. Согласно данным исследования ДНК Рюриковичей на Family Tree DNA, «скандинавские» гаплотипы N1c1 встречаются в основном в Финляндии, Швеции, Норвегии. Также, согласно базе, 12-маркерные гаплотипы 14-23-14-11-11-13-11-12-10-14-14-16, сходные с гаплотипами Рюриковичей N1c1, чаще всего встречается в районе Уппсалы, столицы древнего шведского королевства.

Волков В.Г., резюмируя эти исследования, указывает, что город Уппсала является административным центром современной провинции Уппланд, а район Рослаген (Roslagen, дословно «земля русов») относится к этой же провинции. Район Уппсалы наиболее вероятен как родовой центр ветви Рюриковичей. Старая Уппсала была первоначальной столицей династии Инглингов, откуда они были вытеснены потомками Радбарда, конунга Руси.

Приверженцы антинорманистской интерпретации предполагают, что Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом.

Призвание Рюрика

Согласно древнерусскому летописному своду XII века, «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь, был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало русской государственности, в историографии получило условное название Призвание варягов.

Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Летопись сообщает, как после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика: «И Пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полотске — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке.

В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVII века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород.

Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некоего Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи: «В лето 6372 (864). …оскорбишася Новгородци, глаголюще: «яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его». Того же лета уби Рюрик Вадима храбраго, и иных многих изби Новгородцев съветников его».

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя: «Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу».

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов.

В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее появилась гипотеза о его поморянском происхождении.

Наследники Рюрика

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.

Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун.

Есть версия, что Игорь Младший был от сына Рюрика, а Акун — от дочери.

Рюрик (документальный фильм)

Версии происхождения Рюрика

Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность.

Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь.

Норманская версия (Норманская теория):

Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии.

Этимология имени:

Древнескандинавское имя Hrœrekr является производным от форм старосканд. «*HróþiR» («слава») и «-ríkR» («знатный», толкуемое также как изменённое заимствование из латинского — rex: король, царь).

Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:

Hrodric — старо-германский язык;
Hrēðrīc и Hroðricus — старо-английский язык;
Rørik — восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки;
Hrœrekr — западный старо-норманский язык;
rorikR, ruRikr, hruRikR — из рунических надписей.

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rørik (Hrœrekr):

Hreðric — сын датского короля VI века в эпосе «Беовульф»;
Хрёрик Метатель Колец — датский конунг VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для трагедии Шекспира;
Rudereiks (Родерих) — король вестготов в Испании в 710−711 гг.;
Рёрик Ютландский — датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках;
Хрёрек, сын Хринга — норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне».

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo).

В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

Рорик из Дании (Рёрик Ютландский):

По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, племянник или брат изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году, после крещения вместе с сыном, племянником или братом и 400 подданными обоего пола, получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.

В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии.

В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его. Вся жизнь Харальда Клака прошла в борьбе за датский трон с сыновьями и племянниками Гудфреда.

В 855 год—857 годах Рорик с двоюродным братом Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.

По версии некоторых учёных, около 857—862 годов Рорик, отождествляемый с датским конунгом Хрёриком Метателем Колец, покорил славян-вендов. По Саксону Грамматику датский конунг Хрёрик Метатель Колец, разбивает флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принуждает напавших славян платить ему дань после опять же морского столкновения. Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец, деда знаменитого принца Гамлета, датируется исследователями VII веком.

В 863 году Рорик безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепиться во Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах.

В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.

В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.

Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Виринген. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Эйрик из Швеции:

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд …А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой».

Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргер Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.

Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Западнославянская версия (Антинорманизм):

Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком».

Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей.

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт: «…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов».

В Казанской истории автор пишет о новгородцах приведших себе князя из Пруссии, от варягов: «Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет».

Мекленбургские генеалогии:

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей.

В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

Согласно этой генеалогии, король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайб, или Годслав), погиб в 808 году при штурме города Рерика датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из синхронного источника, Анналов королевства франков.

Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708), основываясь на манускрипте Хемница, сообщает, что сыновья Годлиба, Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Ободриты, также именуемые ререгами:

С мекленбургскими генеалогиями согласуются гипотезы, сближающие имя Рюрика с названием сокола: польск. raróg, чеш. rarašek, словацк. raroh, укр. раріг. Подобное слово зафиксировано в средневековом письменном источнике применительно к ободритам. Адам Бременский отмечает: Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами. Там говорится о «сокольих далях» в контексте войны (X век) конунга Хакона с викингами, «как датчанами, так и вендами». Впоследствии, «Слово о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами, однако такой эпитет издавна применялся к людям благородного происхождения у различных народов.

Герб Рюриковичей некоторые исследователи (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов, А. Г. Кузьмин, В. И. Меркулов) трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины.

В подкрепление балтославянской этимологии приводятся археологические находки времён первых Рюриковичей с изображением сокола. Подобное изображение сокола (или ворона Одина) чеканилось и на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941). Однако сокол в скандинавских языках называется иначе.

Иоакимовская летопись:

Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов. Так Рюрик, согласно матрилинейной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика. Финское происхождение Рюрика может быть связано с одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.

Рюрик 2

Источник: stuki-druki.com

You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.