Откуда пришли рюриковичи

Пожалуй, это самая загадочная личность в истории Древней Руси.

Никто не знает, откуда он взялся, как жил и где умер. Зато, если верить «Повести временных лет», именно этот варяг стал основателем Русского государства, и именно от него пошла династия, правившая нашей землей вплоть до конца XVI века. Так давайте разберемся, кем же был Рюрик и чем прославился помимо того, что стал родоначальником великих князей.

Первые русские

Кстати, до прихода Рюрика русские на Руси не жили. Каково вам такое заявление? А ведь это действительно так.

Понятие «русский», как и название самой земли – Русь, появилось именно благодаря призванию в IX веке варягов. Вот как это описывает «Повесть временных лет»: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.


иходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля…» Так что до того момента славянские и финно-угорские народы хоть и были объединены в единое государство, каждый назывался по-своему: словене, древляне, кривичи, вятичи, чудь, мерея, мурома, пермь, весь и другие. Потом же все эти племена стали обозначать единым словом – русские.

Ну а о том, кто такие русы, среди историков до сих пор не умолкают споры.

Скандинавский конунг…

Как мы уже писали, одна из легенд рассказывает о том, что Рюрик, Синеус и Трувор – внуки князя Гостомысла от дочери Умилы, который пригласил их принять его власть. Но даже это не объясняет, откуда прибыли братья. Ведь Умила могла быть женой как славянского князя, так и скандинавского конунга. В Иоакимовской летописи указано, что Рюрик – сын варяжского князя из Финляндии, женой которого и была дочь Гостомысла. Но, как мы уже говорили в предыдущей статье, историки оспаривают подлинность этого текста.

Единственное, что мы узнаем от Нестора – автора «Повести временных лет», что русы пришли из-за моря. Это послужило поводом предположить, что они – викинги, явившиеся из Скандинавии.

Подобную версию одними из первых в XVIII веке развили немецкие ученые при Российской академии наук Готлиб Зигфрид Байер, Герард Фридрих Миллер и Фридрих Генрих Штрубе де Пирмонт. Свои доводы сторонники норманнской теории подкрепляют тем, что большинство имен у призванных на княжение русов имеет явное древнегерманское происхождение: Рюрик, Трувор, Аскольд, Дир. Даже Олег, Ольга и Игорь образованы от скандинавских Хельг, Хельга и Ингвар. Версию немцев подтвердили и археологи.


При раскопках в Старой Ладоге, а также на месте основанного русами Рюрикова Городища обнаружено множество предметов, принадлежавших викингам: элементы военной амуниции, железные гривны (нашейные украшения) с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями, серебряная фигурка валькирии. Все это датировано IX-X веками. К тому же многие знатные воины того времени оказались погребены в курганах, а подобные похоронные обряды также были свойственны именно викингам. Среди возможных прототипов легендарного князя Рюрика историки называют датского викинга Рорика Ютландского из династии Скьельдунгов и шведского конунга Эйрика Эмундарсона.

…или славянский князь?

В том же XVIII веке норманистам возразил Михаил Ломоносов, утверждая, что русы пришли из славянских земель.

Он считал их пруссами, жившими на восточно-южных берегах Варяжского (Балтийского) моря. В этом случае русы тоже могли явиться «из-за моря». Есть также версия, что призванные варяги прибыли от полабских славян – ободритов. Кстати, крупнейший город у них назывался Рерик и располагался на побережье Балтийского моря.


Славянскую версию происхождения варягов-русов еще за пару столетий до Ломоносова высказал австрийский историк, советник посла в Московской Руси барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он писал: «Русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». В принципе, это довольно логично, ведь, как описывает все та же «Повесть временных лет», накануне призвания Рюрика словене, кривичи, весь и чудь изгнали чужеземцев из своих земель «и не дали им дани».

Разве после этого племена стали бы вновь приглашать к себе только что выдворенных захватчиков?

Что же до скандинавских имен у воинов Рюрика, то из-за соседства с германцами у проживающих на побережье Балтики славян запросто могло войти в моду называть своих детей иноземными именами. То же касается найденных археологами скандинавских предметов. Во-первых, в Балтийском море уже в то время шла активная торговля, во-вторых, различные элементы быта и культуры часто заимствуются соседствующими народами, а в-третьих, викинги нередко нанимались к различным правителям в качестве дружинников.

Они вполне могли состоять на службе и у Рюрика.

Вадим против Рюрика

В «Повести временных лет» сказано, что Рюрик с братьями пришел княжить в 862 году, после чего сам сел в Новгороде, а Синеус и Трувор обосновались в Белоозере и Изборске.


спустя два года оба брата умерли, и вся власть досталась одному Рюрику. О том, чем он после этого занимался, в «Повести» практически ничего не говорится, но говорится в приведенной дворянином Василием Татищевым Иоакимовской летописи. Там сказано, что «Рюрик по смерти братьев обладал всею землею, не имея ни с кем войны. В четвертое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю». Где князь жил до этого, летопись не уточняет. Зато есть на то указание в Ипатьевской летописи: «…И срубиша город Ладогу». Как было упомянуто выше, археологические раскопки в Старой Ладоге подтвердили присутствие там варягов в IX веке. Выходит, что Рюрик с дружиной сначала обосновался в Старой Ладоге, и лишь несколько лет спустя переселился в Новогород – на Ильмень. Там князь устроился в словенской крепости, ныне известной как Рюриково городище. Есть версия, что именно в том месте раньше располагался Великий Новгород. Ведь современный город был основан позже, и его центр находится двумя километрами севернее Рюрикова городища.

В Никоновской летописи есть упоминания о том, что не все новгородцы оказались довольны правлением варягов. Рюрик требовал с горожан все больше дани, и это привело к конфликту с местной знатью. Во главе бунтовщиков стал Вадим Храбрый. Но варяги одержали верх и перебили повстанцев. Однако Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, утверждал, что Вадим, как и Рюрик, был одним из внуков Гостомысла и заявил законные права на престол, за что и пострадал. Есть и еще одна версия: российский историк Игорь Фроянов предположил, что Вадим Храбрый мог быть местным князем, которого сверг Рюрик, попросту захватив власть. А некоторые историки вообще считают, что никакого конфликта у варягов в Новгороде не было, а история с Вадимом заимствована из более позднего периода – жития Ярослава Мудрого.


На дне или в кургане?

О личной жизни князя Рюрика древние тексты мало что рассказывают. Известно лишь, что у него была любимая жена Ефанда – дочь князя урманского, которая родила Рюрику наследника – сына Игоря. Есть также версия, что у князя имелись другие жены и дети, но о них сведений практически не сохранилось. Разве что в русско-византийском договоре 944 года значатся племянники Игоря Рюриковича – Игорь и Акун.

Не сказано в древних текстах ничего и о том, как окончилась жизнь великого варяга. В «Повести временных лет» названа лишь дата его смерти – 879 год, а также упоминается, что Рюрик передал престол своему родичу Олегу, так как Игорь был еще слишком мал. В Иоакимовской летописи говорится, что перед смертью «великий Рюрик был очень болен и начал изнемогать». Неизвестно нам и место захоронения князя. В устных преданиях сохранилась легенда о том, что Рюрика в обложенном золотыми пластинами саркофаге опустили на дно озера Ладога, предположительно возле Тайничной башни Ладожского форта. Но исследования дна озера результатов не дали. Есть также версия, что князь покоится в крепости Корела, которая находится на территории Приозерска. Еще по одной легенде, Рюрик сложил голову в бою у реки Луга в местечке, известном как Передольский погост (Новгородская область).


Это похоже на правду, так как именно там возвышается самый большой курган средневековой Европы – Шум-гора. Подобный могли создать лишь над останками очень знатного человека. Раскопки этого захоронения пока не проводились.

Так, быть может, именно в недрах Шумгоры скрываются ответы, способные пролить свет на личность легендарного князя, от которого пошла Русская земля?

Источник: tainy.info

Источник: www.narodsobor.ru

В этом году исполняется 1150 лет с того года, в который согласно летописи Рюрик с братьями пришёл княжить к восточным славянам из-за моря, после чего и образовалось государство Русь. А позже – Россия.

Посмотрим, что написано об этом событии в Лаврентьевской летописи, которую начинал писать монах Нестор в Киево-Печёрской Лавре в начале 12 века и которая всеми без исключения учёными признана подлинной: «… и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля…»


Наверняка Нестор, сделав такую запись, был уверен, что всё объяснил потомкам. Но он ошибся. Загадок в его записи даже для учёных потомков оказалось больше, чем отгадок.

Во-первых, кто такие варяги? Может, во времена Нестора точно знали, кто они… А нынче что только ни предполагают по этому поводу.

Более двухсот лет среди учёных-историков существуют две непримиримые «партии» с двумя точками зрения на это важнейшее событие. Первая утверждает, что Рюрик и его братья были скандинавами, причём неизвестного рода-племени: то ли князья, то ли просто воины-захватчики, которых пригласили как защитников славян-землепашцев от ворогов, а они, разбойники, пришли, захватили власть, превратили славян в своих невольников.

Вторая «партия» с такой теорией категорически не соглашается. Считает, что Рюрик и его братья были рода славянского, княжеского, поскольку не могли славяне пригласить на княжение тех, кого издревле ненавидели.

Первая теория, так называемая норманнская, появилась ещё при Екатерине II. Разработали и обосновали её с немецкой тщательностью учёные, академики-немцы, приглашённые в Россию императрицей.


Необходимо также подчеркнуть, что все русские цари после Екатерины по крови тоже были немцами. Естественно, что норманнская теория не просто прижилась более чем на сто лет, а пришлась очень даже по душе российской царской власти.

Вторую «партию» учёных, которые не принимали норманнскую теорию, норманисты обозвали «позорным» словом «славянофилы». Обвинили в том, что утверждения последних ни на чём не основываются, кроме как на ложном чувстве патриотизма. Хотя среди антинорманистов были такие уважаемые учёные мужи, как Ломоносов, Татищев, Шишков и другие. Этот спор на время прекратила советская власть, которая вообще клеймила позором всех царей, независимо от рода и племени.

Этот юбилейный год очень выгодный для того, чтобы вынырнуть из Кривды в Правду. Да-да! Я буду это ещё много раз повторять: мы живём в Кривде! Наша история не утеряна – она сознательно обрезана и украдена. Кто не чтит прошлого, тот плюёт в будущее! А потому надо бы помочь будущему, восстановив прошлое.

К сожалению, до сих пор в официальной истории побеждает норманнская теория. Она же «кодирует» молодежь и в школьных учебниках. Мы с моими помощниками на одном из интернетовских форумов провели опрос молодёжи не под моим именем: «Кем, по-вашему, был Рюрик по национальности?»

Большинство ответило… шведом! Чуть меньшее число опрошенных назвали его норвегом /причём даже не норвежцем/. Трое ответили – финн. Двое – немец. Только один почему-то считал, что Рюрик англичанин. Сорок процентов ответов – «Я точно не знаю, да и какое это имеет значение».


Чтобы вынырнуть из Кривды, сегодня нашей историей должны заниматься не остепенённые академики, руководимые политиками, а… следователи!  Одной из первых такого следователя весьма логичных мыслей была бы, наверняка, следующая: чтобы точно понять, кем были первые князья на Руси, надо понять, кем они не могли быть!

Имя «Рюрик» у восточных славян, к которым он пришёл княжить, не встречалось. Но это имя, оказывается, любили… славяне западные! Более того, у такого славянского народа, как бодричи (их ещё называли ободритами, поскольку они жили на земле по реке Одер/Одра), оно означало «сокол». Кстати, немаловажно, вот что: сокол был любимой славянской птицей, птицей-символом.

Оказывается, сокол уникален тем, что никогда не нападает на врага исподтишка или сзади. Это самая отважная птица. Птица-витязь! Не питается падалью – ниже его соколиного достоинства. Если жертва упала на землю, сокол её не добивает. Благороднейший девиз – «Не бей лежачего»! А у скандинавов любимой птицей, которой они поклонялись, был ворон.

Вот карта того времени, смотрите: на территории сегодняшней Германии все города… славянские! Обратите внимание на город называется? Рарог. Что означало «сокол».


Откуда пришли рюриковичи

В этом городе жили князья племени ободритов-бодричей. Гербом города был пикирующий сокол Рарог. И своих сыновей князья нередко называли в его честь Рарогами. Иноземцы произносили это имя по-разному: Рарог, Рурог, Рюрик…

Откуда пришли рюриковичи

А теперь взглянем ещё на одну карту того же времени. Читайте, как назывались земли восточных славян. Страна Гардариков! То есть городов. Города уже стояли!

Откуда пришли рюриковичи

Русь-Гардарика на основании саг и других источников, относящихся к IX-X векам

Изборск, Словенск, Городище, Ладога… Более 20 городов! А теперь переносим взгляд на Скандинавию. У будущих шведов лишь один город, и тот в эмбриональном состоянии.

Самым могущественным было в Скандинавии в то время племя свеев. В будущем оно и даст имя стране Швеции. Но в будущем! А тогда Швеции не было. Разрозненные княжества, в которых каждый вождь-авторитет. Всё мужское население Скандинавии тогда жило разбоем. Грабили европейские монастыри, особенно христианские – в них было много богатств и золота. Этих северных разбойников называли норманнами, викингами.

Если посмотреть фотографии археологических находок в первой столице древней Руси – Ладоге. Видите реконструированные терема? А какие одежды? Светлые, красивые… Каждый узор значил что-то особенное, ведическое. Узорами у славян передавались знания. Женский крестьянский костюм умели читать, как учебник истории или букварь. Славянские меха ценились даже в Византии. Найдено множество монет из самых разнообразных стран, в том числе из арабских. Значит, шла бойкая торговля по всей Европе. Ведь славяне, как скандинавы, не ходили грабить и не приводили невольников.

Кузнечные мастерские, вышивка бисером, гончарное искусство, зодчество, резные украшения на избах… Бельё, рушники, волшебные прялки… Быстроходные ладьи! Наконец, самое главное – высочайшая культура земледелия. Из античных летописей мы узнаём о том, как с севера «варвары» (так называли греки всех негреков, то есть и наших славянских предков) завозили зерно в рабовладельческие страны.

Разве могли эти люди-труженики, не признававшие рабства, позвать на княжение деревенских бандитов-гребцов, которые гребли только к себе? И не были ни на что способны, кроме как на грабёж. К тому же славяне всегда выбирали в князья именитых, родовитых, ценили того, чей род пращуров уважали за дела предков. А тут какие-то шведы без роду, без племени… без мамы, без папы… Не говоря уже о дедушках и бабушках.

В хрониках, летописях, анналах средневековых летописцев есть сказания о бесконечных распрях, войнах и вражде славян со скандинавами. Скандинавы были злейшими врагами славян!

Скандинавы не менее ненавидели славян. Частенько наведывались к ним, чтобы обобрать до ниточки, увести в плен славянских красавиц. Два совершенно противоположных народа. Согласно славянским верованиям убить человека – грех! У викингов-норманнов мальчик, в десять лет отрезавший самостоятельно голову рабу, считался подающим надежды.  Это нереально, чтобы вдруг ни с того ни с сего славяне поголовно изменили своё отношение к супостатам-злыдням и позвали их княжить.

Согласно норманнской теории слово «Русь» от Рослагена якобы произошло. Рослаген – местечко в южной Скандинавии на берегу Балтийского моря, небольшой ошмёток земли, откуда якобы пришли варяги-рус, которые якобы были шведами, потому и добавляли к слову «варяги» словечко «рус» – мол, с Рослагена, не ошибитесь. В качестве косвенного доказательства приводят то, что финны называют шведов «руотси», то есть руссами! Ну и соответствующие выводы: руссы – это шведы! Я всегда понимал, что такого быть не могло.

В летописях, хрониках, анналах и другие работы средневековых, а также античных летописцев и хроникёров встречаются слова «рос», «рус», «рас», «руны», «роги», «руги», «руяны»… Причём за несколько столетий до образования Руси и до рождества Христова! Множество речушек, посёлков, полянок, местечек в самых разнообразных уголках Европы называются словами, в которые вошли эти корни. Немало слов с теми же корнями «рус»/»рос» расшифровывают ныне в надписях на древних камнях, стелах… А вот записи арабских летописцев. В них ещё до наступления новой, христианской эпохи, арабы называли славянских купцов с севера… руссами! А на берегу Балтийского моря уже в начале новой эры существовали страны под названием Боруссия, Пруссия (Поморская Руссия). Причём, ещё раз подчёркиваю: Швеции в то время не было.

Откуда пришли рюриковичи

Кстати, в той же Лаврентьевской летописи, которую все историки считают достоверной, есть такая строчка: «…языки славянские и русские – суть одно и то же…» Ну, хорошо, мне всегда было понятно, что Рослаген от слова «рус», а не «рус» от Рослагена. Но ведь нужны доказательства.

Когда впервые в европейских, а также шведских летописях упоминается Рослаген? Искать, между прочим, долго не пришлось. Мне сразу попалась на глаза научная работа шведского учёного-историка Лидии Грот. Оказывается, эта русская женщина, живущая в Швеции, с сегодняшней скандинавской тщательностью уже всю работу провела. Её вывод ошеломляющий – Рослаген впервые упоминается в летописях в 13 веке! В 13, понимаете?! А Рюрик с братьями пришёл на Русь в 9! То есть, согласно норманнской теории из не существовавшего в то время места. Кстати, в тех летописях, в которых упоминается впервые Рослаген, также написано, что поначалу образовавшееся шведское королевство даже не собирало с населения Рослагена налоги. То есть, считало его население не своим, держало за чужаков.

Но…в летописях могли о Рослагене написать значительно позже, а до этого его просто не замечали. Хотя тоже нелогично, раз эта земля выдала таких ярых мужей, которые сумели организовать государство, ставшее на многие столетия непобедимым.

И тут Лидия Грот приводит доказательство: в 9 веке всё то, что позже, в 13, было названо землей Рослаген, находилось под водой.(1)

Если внимательно перечитать Лаврентьевскую летопись, на которую они все ссылаются, то обращает внимание следующая очень точная, сделанная Нестором, запись:«…Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти…»

Здесь же ясно написано, что были варяги-русь, а были шведы и другие. То есть А не равно Б. Как же можно было всё так перевернуть?

Почему же так искажена наша история? Видите ли, при Екатерине II в Российскую академию наук пришли… немцы! Запомните три фамилии: Шлёцер, Миллер и Байер. Вот они – три вируса российской истории-новодела, три основных источника– создания общепринятой «кривды».

Кстати, я этих немцев понимаю. Они искренне переврали историю России, потому что, во-первых, их самих учили по германским учебникам, главным делом которых было стереть даже воспоминания о том, что на территории Германии раньше жили славяне. И не дай Бог, чтобы кто-то вспомнил, что эти «неучи», будущие русские, построили даже их будущую столицу Берлин.

Вообще поразительно, что с 1724 года, как была основана Российская академия наук, за 117 лет из 34 академиков всего трое были русскими: Я. Ярцов, Н. Устрялов и М. Ломоносов. Последний, кстати, был признан во всей Европе! Но, несмотря на это, вскоре после того, как Российскую академию приватизировали немцы, его мягко, с уважением ушли на пенсию. Я думаю, именно поэтому сей достойный муж преждевременно ушёл из жизни.

Почему же сегодня, ответьте мне, русские люди верят трём неизвестным гастарбайтерам, а не общепризнанному европейскому учёному?

Кстати, именно в то время пропали, бесследно исчезли многие летописи, написанные северными монахами, в частности Ипатьевская летопись, Иоакимовская и другие, в которых гораздо подробнее описывается призвание варягов. Слава Богу, что Татищев успел одну из этих летописей переписать.

Очень вероятно, что сокрытие истории является главной причиной пропажи библиотеки Ивана Грозного. Ибо его уникальная библиотека пропала в то же время. Судя по всему, и в ней слишком много отражалось таких моментов, о которых славянам не следовало знать, с точки зрения немецких, извините за грубоватое словцо, «спел-чекеров».

(1)- http://pereformat.ru/2011/08/proisxozhdenie-rusi/

Оригинал взят у Откуда пришли рюриковичиzelenyislon в РЮРИК (наша потерянная быль)

Источник: avdy-san.livejournal.com

Бурные споры вызывают не только неоднозначные события российской истории ХХ века. Древнейшие эпохи также становятся предметом дискуссий между исследователями и многочисленными любителями старины, которые нередко черпают свои знания в Интернете. Существует множество версий о происхождении Рюрика, о том, какой была Русь до него.

А что думают по этому поводу специалисты? Наш сегодняшний собеседник – кандидат исторических наук доцент Института истории Санкт-Петербургского госуниверситета Надежда МИЛЮТЕНКО.

– Надежда Ильинична, недавно в Старой Ладоге, которую сегодня принято называть первым стольным градом Древней Руси, открыли памятник Рюрику и Вещему Олегу. Действительно ли с Рюрика началась русская государственность, как это провозглашается сегодня?

– На мой взгляд, формулировка «Рюрик – основатель русской государственности» довольно наивна. Государство формируется естественным образом – подобно тому, как растет человек. Прежде всего, должен случиться определенный перелом в самосознании конкретной общности людей, должен быть пройден определенный путь развития.

К моменту прихода Рюрика уже существовало то, что сегодня называют «протогосударственное образование». Первое упоминание о Руси относится к 839 году – то есть за 23 года до прихода Рюрика. В «Бертинских анналах», составленных при дворе императора франков Людовика Благочестивого, сына Карла Великого, говорится о приходе послов «народа, который называют Рос»…

То есть Русь как государство уже находилось в стадии формирования. Впрочем, подобная ситуация была и в Скандинавии. Тогда только начался процесс сложения Датского королевства, Норвегии и Швеции. И хотя миссионерские епископства основывались там начиная с IX века, христианство они окончательно приняли только в начале XI века, то есть позже Руси. И у нас, и там в какой-то момент во главе государства встала династия. Спустя два века, к середине XI столетия, русское государство уже стояло на уровне всех североевропейских государств… Если сравнивать соседей, то все становится на свои места. 

– Исследователи до сих пор спорят о происхождении Рюрика.

– Славянам, призвавшим Рюрика, было совершенно безразлично, кем он был по происхождению. Подобное отношение было характерно не только для Руси, но и для всей Северной Европы. Ни у кого из ее правителей не было внятного генеалогического древа. К примеру, замечательный историк XI века Адам Бременский, старший современник нашего Нестора, сообщал со слов датского короля Свена, что родоначальник династии Кнютлингов, правителей Дании, пришел из Норвегии, и более никаких сведений у него нет. Он специально отмечал, что происхождение датских королей неизвестно. И это в конце XI века!

Так же и у нас: неизвестно, откуда пришел Рюрик. У него ведь даже нет отчества. На самом деле его имя «вытянуто» из отчества князя Игоря, который, согласно летописям, был Рюриковичем, то есть сыном Рюрика. Ни у славян, ни у скандинавов человек не мог быть без отчества. Оно обязательно указывалось. Однако мы не знаем, чьим сыном был Рюрик. Но, судя по количеству и качеству скандинавских находок VIII – X веков в Старой Ладоге и на Городище под Новгородом, его самого можно скорее отнести к скандинавам. Материалы этих раскопок опубликованы в работах петербургских археологов Анатолия Николаевича Кирпичникова и Евгения Николаевича Носова. 

– Есть версия, что он был выходцем из славян, живших на южном побережье Балтийского моря.

– Там вообще была скандинаво-славянская мешанина. Сошлюсь опять на Адама Бременского. Он ведь был хронистом Бременского епископства, описывавшим в XI веке земли Гамбургского и Магдебургского архиепископств, и явно мог отличить славянские языки от германских.

Город Йомсборг на побережье он назвал городом славян, хотя упомянул, что там были представители всех народов, обитавших на побережье Балтийского моря. А по скандинавским сагам нам известно, что там жили викинги, и их этническая принадлежность не указывалась. Кто они: славяне, скандинавы, финно-угры? Это никого не волновало. Важно то, что они, викинги, были воинами и с ними было сложно договориться.

Если Рюрик был оттуда, то понять, кто он – славянин, скандинав или финно-угр, – не мог ни один человек. Одно можно точно сказать – Рюрик был воином. Если бы он не был таковым, кому бы он понадобился на Руси? Для чего? Его ведь нанимали на службу вместе с его дружиной. Так говорится в летописях. Он пришел, чтобы стать военным предводителем, охранять территорию, куда его пригласили. В летописи честно написано: его наняла община. Было собрание племен – словене, меря и русь. В Новгороде еще и в XII веке нанимали князей – это было совершенно нормальным делом.

Повторю, для тогдашних людей было совершенно не важно, кем этнически был Рюрик. Это стало важно нам теперь. А в прежние времена главным была принадлежность к знатному правящему роду. Судите сами: в российскую элиту впоследствии совершенно спокойно инкорпорировалась католическая польская знать, после взятия Крыма – татарская знать. В Крыму ханские ярлыки были основанием для выдачи дворянских грамот. Я уже не говорю про немецких по происхождению прибалтийских баронов!.. И вера сохранялась: никто не требовал переходить из ислама, католичества или лютеранства в православие… 

– Сегодня от людей, которые начитались исторических (а может, псевдоисторических?) трудов, нередко можно услышать утверждения: мол, вся наша история искажена. Немалую вину за это возлагают на Карамзина, проводившего мысль, что до прихода Рюрика Русь была варварской…

– Карамзин, конечно, был человеком своего времени. «Историю государства Российского» он закончил писать в 1826 году, когда европейская археология фактически делала только свои первые шаги. Если говорить честно, Карамзин не знал и средневековой русской культуры IX – XIV веков. Просто потому, что она к тому времени еще не была открыта исследователями. Все храмы были под перестройками XV – XVI веков, живопись либо замазана, либо под побелкой, иконы покрыты поновлениями. Открытия были сделаны начиная с середины XIX века. Самые яркие – в ХХ веке.

По исследованию письменных источников Карамзин, конечно, сделал очень многое. Но беда в том, что, кроме них, ему ничто иное не было доступно. То, что он знал, было в основном переделками XVI века. Единственное, что было открыто, – это «Слово о полку Игореве».

Поэтому, конечно, представления Карамзина о средневековой русской культуре – и христианской, и дохристианской – были весьма условны. Впрочем, подобные представления были вообще характерны для той части Европы, которая оказалась под турками, как мы – под татарами…

Однако дело не только в уровне знаний Карамзина. Есть еще несколько обстоятельств. Он был продолжателем традиции Просвещения XVIII века, которая с нескрываемым презрением смотрела на Средние века. К христианской культуре ее приверженцы в целом относились негативно – это был первый порыв атеизма. Считали, что она темная, что она уничтожила великую античную культуру, хотя это, мягко говоря, преувеличение. Отношение к Средневековью изменилось после Великой французской революции, когда эпоха Просвещения показала свою оборотную сторону. Когда выяснилось, что революция – это вовсе не такой прогресс, как считалось. И тогда начинается романтизм, интерес к Средневековью, появляются средневековые романы.

Напомню и еще об одном факторе – внешнеполитическом. В конце XVIII века Россия, которая считала себя защитницей славянских народов, находившихся под владычеством Османской империи, ломает ей хребет, начинает отнимать у нее территории. Возникает прямая угроза, что русские войска пойдут на Константинополь. Франция – верная союзница Османской империи с XVI века – делает все, чтобы отнять у нас отвоеванные территории. А чтобы создать негативный фон, наши недоброжелатели запустили теорию, что, мол, Россия – наследница темной Византии, которая уничтожала античную культуру. Отголоски этого мы видим по сей день…

Бытовала в Европе и другая теория в пользу Османской империи, что у славян своей государственности быть не должно, что они не способны к самоуправлению. Приводились лингвистические соответствия: раз слово «князь» действительно производится от общегерманского Konung, то государственность славянам принесли… германцы. 

– А как вы оцениваете тезис о том, что Европа была прародиной славян, свидетельством чему – к примеру, многочисленные сохранившиеся до сих пор славянские названия в Германии.

– Знаете, в свое время нацисты в своей антинаучной теории о происхождении избранной арийской расы умудрились из индоевропейской общности выкинуть славян. Однако и теория «Европа – прародина славян» ничуть не лучше, поскольку она выбрасывает за борт всех германцев. Мало того что это совершенно антинаучно, но самое печальное, что на этом мусоре вырастают такие сорняки, с которыми потом будет очень сложно бороться. Например, теории, основанные на национальном и расовом превосходстве, когда объявляется, что наш народ – это подлинный потомок индоевропейцев, а все остальные «примазались».

Что же касается славянских названий, действительно очень распространенных на территории Германии, то зона расселения славян – это никакая не тайна. Об этом можно прочитать во всех учебниках истории. Но их мало кто читает: скучно и неинтересно. А потом собственное незнание мы объявляем «белыми пятнами» в истории…

Так вот, все северное побережье Балтийского моря в IV – V веках нашей эры было занято славянами. И пространство, где жили славяне, простиралось до Дуная. Сейчас это территория северной Германии (там одновременно были и скандинавы), часть Польши, которую ей передали после Второй мировой войны.

Славяне оттуда никуда не уходили. Учебники честно говорят, что они были подчинены Священной Римской империи. Начался процесс насильственной христианизации, сопровождавшийся требованием отказа от своего языка и культуры. Как бы сказали сегодня, потерей собственной идентичности. Славянское население отчаянно сопротивлялось.

Онемечивание прежних славянских земель началось в XII веке, а закончилось только в XVIII. Но целый пласт славянских названий, иногда в измененном виде, уцелел до нашего времени. Наиболее известные – Бранденбург (Бранибор), Мекленбург (Велеград), Ратцебург (Ратибор). В федеральной земле Бранденбург и сейчас остается прежнее славянское население, говорящее на диалектах сербо-лужицкого языка.

Более того, самое интересное – немало представителей германской знати имеют славянские окончания фамилий. Кроме того, они прекрасно помнили о своих славянских предках. 

– В исторических публикациях нередко говорится о венедах. Будто бы так древние авторы называли некий протославянский народ, занимавший обширную территорию Восточной и Центральной Европы.

– Венедами называли славян в Средневековье. Если взять скандинавские саги, то там всех балтийских славян, которые, кстати, были очень воинственными, называют исключительно «вендами». Но проблема состоит в том, что топоним «Вендель», «винд» и подобные им находится на территории Скандинавии, где никаких славян точно не было. Например, предшествующий эпохе викингов период назван по первому археологическому памятнику, найденному на земле современного шведского прихода Вендель. Я принимаю ту точку зрения, что венды – это внешнее название славян. Самоназвание у них было «словене», что буквально означало «слывущий», то есть «мы» в отличие от «чужих».

Проблема прародины славян действительно очень интересна. Откуда пришли славяне, до сих пор неизвестно. Конечно, хочется узнать. Но эта задача не решается путем приписывания себе в качестве предков каких-то народов. 

— Мне представляется, что в последнее время во всем мире идет мифологизация сознания. Создается мифологическая история — с предками, с древностью. В средневековье пытались выводить свой род от сыновей Ноя. Сейчас происходит нечто подобное. 

Источник: www.slavtradition.com

По мотивам записи http://mzadornov.livejournal.com/61751.html РЮРИК (наша потерянная быль).
Провела экспресс раследование.
«… и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля…»

1. За море из Новгорода- это за Балтийское.
Откуда пришли рюриковичи
Достаточно четко сказано: "за море". Никаких упоминаний про то, что поиск происходил по сложной пересеченной местности, что ходили за горы, что ходили в разные места- НЕТ. Логично, что поиск идет среди прибрежных народов. Для людей, отправленных на поиск, было важно относительно быстро посмотреть максимальное количество вариантов. Для этого важна скорость передвижения, а по воде она сильно быстрее.
Тут есть момент, который надо отметить. Мы сейчас говорим о географии. Название морей и территорий менялось со временем, но сами моря и территории оставались на месте. Те, сказано- за одно море, не за три моря и горы…

2. Погуляв там куда приплыли- они познакомились со шведами (Швеция), норманами (Германия), англами (Англия), голанцами (Голландия). Понятно, что плавали не первый раз. И перечисление народов живущих "там куда приплыли" может быть использована, как географическая привязка. Между Англией, Голандией, Германией и Швецией у нас находится не попавшая в перечисление Дания.
Все перечисленные народы имеют примерно одну размерность, они примерно одинаково были развиты на тот исторический момент, и имели одинаковые (примерно) степени влияния. Дания мало того, что имела такую же размерность, но и была очень активна, развита и вооруженна на тот момент (ссылку на историю Дании, см ниже).
Получаем уравнение Швеция+Германия+Англия+Голландия+Русь= Швеция+Германия+Англия+Голландия+Дания
В левой части- по описанию Нестера, в правой — по исторической географии.
Предположение, что под Русью в данном случае имеется в виду малоизвестно и не попавшее в летописи племя, вызывает вопросы…
В перечисление нет Дании, а не заметить ее на тот момент невозможно, по историческим справкам, они лидеры военного дела.
Если рассматривали малые племена, то в перечисление должны быть еще несколько малых племен, рассмотренных, но не выбранных.
Да на фиг, посланникам идти знакомится с малыми племенами? Они ищут эффективных воевод- управленцев.
Про логику перечисления: Допустим Вы описываете собственную дачу. Вы пишите: три яблони, две грушши, четыре сливы. Вы перечисли большие плодоносящие деревья. Вы не перечесляете поросль. Если вы посчитали важным указать- слива дала отростоки, то вы их помянете несколько.
Я это к тому, что в той местности, на тот момент, однозначно было некторое количество малых племен. И если Нестор взялся их включать в перечисление, на равне с народами, то должен был помянуть не только выбранных Русь, но и остальные элементы выборки.

3. Историю Дании смотрим в Вике http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Дании
Рюрик датирован примерно 879 годом.
В период 950-985 король Дании Харальд I Синезубый, включил в королевство всю Ютландию, острова Датского архипелага и Сконе (юг Скандинавии).
Откуда пришли рюриковичи

Что это значит, кроме всего прочего? Это значит, что в районе 900 года в Дании активно формировалось военное дело. 
Те, дело было так: Посланники плавали вдоль берега, регулярно высаживались, и собирали информацию. Их интересовало, кто наиболее успешен в воинском деле, в вопросах организации племен, в эффективности управления. Воевали и делали набеги тогда все. Судя по дальнейшему развитию событий- на Данию вполне могли указать, как на более перспективную и успешную, в заданном вопросе.

4 Те варяги назывались русью и взяли с собой всю русь
Сказано, "называли себя". Имеет смысл посмотреть, что значат слова, созвучные "русь". 
Если посмотреть в Датском словаре корень rus (словаря древне Датского я не найду). Смотрим современный Датский словарь. http://www.slovar.dk/tdansk/rus/
Получаем:
ruskinds замшевый
russer русский, русская
rustef: ruster, rustede, rustet
I)
ржаветь
II)
вооружать
ruste sig вооружаться
rustfri нержавеющий
rustning(-en)f: rustningen, rustninger, rustningerne вооружение, подготовка к войне
Больше слов с сочетанием букв rus в словаре нет.
Замшу откидываем, времена не те, и явная Д на конце.
Русские- ну, понятно.
Остается тема войны, вооружения и нержавеющего металла. Они называли себя Русью, хорошо ложиться на они называли себя "вооружающимися" .
Это объясняет, с моей точки зрения, почему не упомянута Дания в перечеслении. Посланники имели дело с вооруженными группами людей. Какие то группы представлялись как норманы, какие то как англы. Эти представились, как вороуживщиеся, на своем языке. Те посланникам было все равно, к какому народу принадлежат попавшиеся на глаза рыбатские деревни, рыбаки у них свои были. Их интересовал вопрос, "Кто у вас тут держит границы, разруливает распри, организовывает дружины?".
Это же хорошо объясняет "взял всю русь с собой", те всю воороуженную дружину.

5 Ну, я было ощутила себя умной. Сначала слазив в Гугол и словари по привычке…
Потом, пройдя по предыдущем выводам по Рюрику,  http://ru.wikipedia.org/wiki/�����#.D0.A0.D0.BE.D1.80.D0.B8.D0.BA_.D0.B8.D0.B7_.D0.94.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B8 обнаружила, что версия Дании уже есть.
Его ассоциируют с Рёриком Ютландским http://ru.wikipedia.org/wiki/Рёрик_Ютландский

Вот интересно, там в аргументах фигурирует хронологические летописи, где  Рёрикик пропадает, а Рюрик появляется. И схожесть культурно архиалогических слоев в Дании и на Руси (район Ладоги), на период времени после прихода Рюрика.

Моих, выше перечисленных аргументов, там не поминают.

Значит Рёрикик пропадает, а Рюрик появляется будет пятым аргументом.

 6 И шестым, не моим уже аргументом, будет схожесть культурных слоев. По данным археологов. Ну, логично, что группа вооруженных граждан в процессе разбора конфликтов и установления дисциплины и своего управления, насадила еще и свою культуру.

Из Вики:

Источник: balio.livejournal.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector