Вхождение украины в состав россии 1654

КАК ПРИНИМАЛИ УКРАИНУ

1 (11) октября 1653 г. в Московском Кремле собрался Земский собор, который принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. Земские соборы — центральное сословно-представительное учреждение России в середине XVI-XVII вв. В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т.е. кандидаты трех сословий. Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов. Земский собор 1653 г. был собран для принятия решения о включении Украины в состав Московского государства.

В XVII в. большая часть Украины входила в состав Речи Посполитой — объединенного польско-литовского государства. Официальным языком на территории Украины был польский, государственной религией — католичество. Увеличение феодальных повинностей, религиозные притеснения православных украинцев вызвали недовольство польским господством, которое в середине XVII в. переросло в освободительную войну украинского народа.

Начало войне положило восстание в Запорожской Сечи в январе 1648 г. Во главе восстания стоял Богдан Хмельницкий. Одержав ряд побед над польскими войсками, повстанцы взяли Киев. Заключив перемирие с Польшей, Хмельницкий в начале 1649 г. отправил своего представителя к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину под власть России. Отклонив эту просьбу из-за сложного внутреннего положения в стране и неподготовленности к войне с Польшей, правительство в то же время начало оказывать дипломатическую помощь, разрешило ввоз на Украину продовольствия и вооружения. Весной 1649 г. Польша возобновила военные действия против повстанцев, которые продолжались вплоть до 1653 г. В феврале 1651 г. русское правительство с целью оказать давление на Польшу впервые заявило на Земском соборе о готовности принять Украину в свое подданство. После длительного обмена посольствами и письмами между русским правительством и Хмельницким царь Алексей Михайлович в июне 1653 г. объявил о своем согласии на переход Украины в русское подданство.

1 (11) октября 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.8 (18) января 1654 г. в Переяславле Великом рада единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России и вступила в войну с Польшей за Украину. По итогам русско-польской войны 1654-1667 гг. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией (Андрусовское перемирие). Земский собор 1653 г. стал последним Земским собором, собранным в полном составе.

Президентская библиотека

 

ПОД ВЫСОКУЮ ГОСУДАРЕВУ РУКУ

Земский собор по украинскому вопросу состоялся в 1653 г. 1 октября на нем было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Но этому акту предшествовала длительная история.

В «Дворцовых разрядах» указано, что 19 марта этого года «государь указал во все городы послать к воеводам и к приказным людем государевы грамоты» с вызовом стольников, стряпчих, дворян московских, жильцов в Москву к 20 мая «со всею службою». Намечалось, что «на тот срок изволит их государь смотреть на Москве на конех». 2 мая это распоряжение было повторено, но помимо него воеводам ряда Замосковных и Украинных городов велено было «выслать изо всякаго города из выбору по два человека дворян, добрых и разумичных людей». Срок прибытия определен тот же — 20 мая. Видно, что готовились два мероприятия: царский смотр лиц, служивших по «московскому списку», и земский собор — оба они были связаны с борьбой за Украину. <…> Очевидно, было не одно, а несколько соборных заседаний. Хронологические пласты, выделенные в белгородском столбце (15 мая-4 июня, 21-24 мая, 25 мая-19 июня), являются ориентирами при датировке этих заседаний. Первоначально правительственный срок явки дворянам в Москву был назначен, как известно, на 20 мая. Между 20 и 25 мая, надо думать, и собрался впервые (далеко не в полном составе) земский собор, как об этом можно сейчас заключить на основании анализа данного источника. Но еще ранее, 15 мая, учитывая возможность дальнейших совещаний, правительство отсрочило дату прибытия в Москву провинциальным служилым людям до 5 июня. Возможно, что тогда состоялось второе совещание. Не исключено, что собор заседал и в третий раз где-то в начале третьей декады июня.  <…>

Однако есть источник, позволяющий определить точное время заседания собора в мае. Для суждения о майском соборе 1653 г. и его дате имеет значение документ, открытый А. И. Козаченко, — грамота (не датированная) Алексея Михайловича русским послам, отправленным в апреле в Польшу, — кн. Б. А. Репнину, окольничему Б. М. Хитрово и дьяку Алмазу Иванову. В ней читаем: «…да буди вам ведомо — был собор на седьмой недели в среду майя в (далее не ясно читаемые цифры числа дня. — Л. Ч.) день, и мы, великий государь, со отцем своим и богомольцем Никоном, патриархом московским и всеа Русии, на том соборе многое время разговор чинили и всех людей допрашивали — что принимать ли черкас. И о том всяких чинов и площадных людей все единодушно говорили, чтоб черкас принять. И мы, великий государь, за то, что оне хотят располительными и самохотными сердцы служить, милостивым своим словом похвалили. И они, слышя наши государьския милостивыя слова, наипаче обрадовались, да пос[лан…]. И мы отложили до вас, как вы с посольства придете…». Из приведенного текста видно, что в мае 1653 г. состоялся земский собор, на котором обсуждался вопрос о приеме Украины в русское подданство. Это уже подтверждает сделанное выше предварительное заключение о соборном заседании в первой половине 20-х чисел мая. Обсуждение было долгое, опросили людей «всех чинов». Приняли во внимание и мнение «площадных людей» (очевидно, не участников собора, а тех, кто был на площади пока шло заседание и как-то выразил свое к нему отношение). В результате было высказано единодушно положительное мнение о присоединении Украины к России. В грамоте выражено удовлетворение его добровольным характером со стороны украинцев, но указано, что окончательное решение вопроса о их присоединении и оформление этого акта отложены до возвращения посольства из Польши в Москву. <…>

Последнее, решающее заседание земского собора в 1653 г., когда было принято постановление о воссоединении Украины с Россией, состоялось 1 октября в Москве в Грановитой палате. До нас дошел акт этого собора. В нем три части: 1) царский указ о созыве собора; 2) доклад от правительства; 3) приговор бояр и думных людей и речи других сословных групп.

В качестве участников собора названы: царь, патриарх Никон, митрополит Крутицкий Селивестр, митрополит сербский Михаил, архимандриты, игумены, «со всем освященным собором», бояре, окольничие, думные дворяне, стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы, дворяне из городов, дети боярские, гости, торговые люди гостинной, суконной сотен, тяглые люди черных сотен и дворцовых слобод, стрельцы (стрелецкие головы). Фигурирует и стереотипная формула: «и всяких чинов люди». Это примерно тот же состав, что назван в «письме» от 25 мая, добавлены только жильцы, стрельцы и более детально сказано о «торговых людях». Заслуживает внимания, что в словах «дворяне и дети боярские выборные из городов» определение «выборные» зачеркнуто. Очевидно, к «выборным» служилым провинциальным людям на последнем этапе земского собора правительство уже не обращалось. Оно имело с ними дело в мае-июне, когда они были вызваны в Москву.

1 октября был праздничный день, и собор носил торжественный характер. Государь явился на него прямо из церкви с крестным ходом. На соборе было «чтено всем вслух» «письмо» (доклад в новой редакции) о «неправдах» польского короля и панов рад и о «челобитной государю в подданство» Богдана Хмельницкого и войска Запорожского.

После «прочтения» правительственного доклада последовало его обсуждение. <…> Сначала в соборном акте приводится мнение бояр, которое расценивается как «приговор» («и выслушав бояре приговорили», «и по тому по всему приговорили»). Затем следуют высказывания других «чинов», перечисленных в начале документа. Здесь говорится уже не о «приговоре», а о «допросе» («допрашиваны ж по чином, порознь»). Очевидно, представители каждого «чина» совещались между собой и затем объявляли свое мнение. Нет высказываний духовенства, хотя оно присутствовало на соборе. Может быть, оно просто подтвердило сказанное на соборе 1651 г.?  «Приговор» бояр был такой: «против польского короля война весть», а Богдана Хмельницкого с войском Запорожским «з городами их и з землями принять». И то и другое предложения вытекали непосредственно из правительственного доклада. Совпадает полностью и аргументация: умаление польской стороной государственного достоинства России, преследование православия, угроза перехода православного украинского населения «в подданство» к турецкому султану или к крымскому хану, так как нарушение польским королем присяги делало его подданных «вольными людьми». <…>

В «Дворцовых разрядах» известие о земском соборе 1 октября 1653 г. изложено под определенным углом зрения. Из двух разбиравшихся на нем тесно связанных вопросов — взаимоотношения России с Польшей и обращение Богдана Хмельницкого к русскому правительству о воссоединении Украины с Россией — выбран второй вопрос. Для русского правительства и для сословий Русского государства это было главное. Но прежде всего вопрос о воссоединении Украины с Россией был главным для широких народных масс, и русских и украинских. Они не принимали участия в земских соборах, не выносили решения о вхождении Украины в состав России. Однако объективно данное решение отвечало народным интересам, отвечало потребностям национального развития. Три крупных народных движения середины XVII в. — городские восстания в Москве и Пскове, освободительная борьба на Украине — породили несколько земских соборов. Они были близки по социальному составу. Но их историческое значение различно. Соборы 1648-1650 гг. были заняты укреплением внутренних, классовых основ феодального государства. И хотя при этом были проведены отдельные прогрессивные мероприятия, их основной комплекс был направлен на усиление крепостничества. Освободительная война на Украине и ее последующее воссоединение с Россией не привели и не могли привести к ликвидации феодального строя, и само воссоединение происходило в феодальных формах. Но решение октябрьского земского собора 1653 г. обеспечивало украинскому народу более благоприятный путь исторического развития. 

Л.В. Черепнин Земские соборы Русского государства в XVI — XVII вв. М., 1978

Источник: histrf.ru

Воссоединение Украины с Россией Содержание
Введение
Основная часть
1. Исторические предпосылки
2. Богдан Хмельницкий: восстание, письмо царю, Земский Собор 1953 года
3. Переяславская рада и Переяславский договор
4. Последствия воссоединения Украины с Россией
Заключение
Приложения
Список литературы

Введение
Воссоединение Украины с Россией, то есть, переход Войска Запорожского Речи Посполитой и части областей Малороссии, подконтрольных ему, в подданство русского Царя произошло в 1654 году. С прошением об переходе к царю Московского царства Алексею Михайловичу обратился гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. Законодательно переход был утвержден Земским собором в Москве. Основной причиной явилось стремление малороссийского населения Речи Посполитой избавиться от религиозного и социального угнетения со стороны католической шляхты.

Для Руси этот договор привело к войне с Речью Посполитой, которая закончилась в 1667 году.

Как и любое значимое историческое событие, воссоединение Украины с Россией, по-разному оценивалось и непосредственными участниками событий, и учёными-историками, и людьми, и нашими современниками.
Мы вряд ли можем объективно оценивать события того времени, но можем попытаться сформировать собственное отношение к ним.
Основная часть
1. Исторические предпосылки

Православное население Речи Посполитой подвергалось религиозному гнёту со стороны поляков-католиков. В результате постоянно вспыхивали восстания и мятежи. Поддержка Русского православного государства казалась естественной. Такова современная точка зрения. Но если рассматривать союз России и Украины, прежде всего, как военный, то тогда станут более понятными мотивы сторон. Ведь Россия обрекала себя на длительную войну, вступая в конфронтацию с Польшей. На протяжении долгого времени вспыхивали восстания, которые, однако не приносили желаемого результата. Гетманы пытались обрести для себя свободы и привилегии, однако длительные восстания показали, что гетманщина не способна обрести суверенитет и нуждается в сильном покровителе. Рассматривались два основных варианта: русский государь и турецкий султан. Впервые за помощью к русскому царю обратился гетман Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. Позже посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 году епископ Исаия Копинский, а в 1624 митрополит Иов Борецкий предложил русскому царю принять православное население Малой Руси в подданство русского государя. Но прошения оставались безответными. Ведь России надо было взвесить все ЗА и ПРОТИВ такого шака.

2. Богдан Хмельницкий: восстание, письмо царю, Земский Собор 1953 года
Решающим на пути к воссоединению Украины с Россией стало крупное восстание под руководством Богдана Хмельницкого. Оно вспыхнуло в 1648 году. Мещане, крестьяне, казаки стали его основными участниками. На протяжении нескольких лет бои велись с переменным успехом, то даря восставшим надежду, то вновь лишая её. И в 1653 году Гетман Богдан Хмельницкий пишет письмо царю Алексею Михайловичу (см. Приложение 1). Челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Русскому царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой была рассмотрена и 1 октября 1653 года решением Земского Собора было постановлено оказать поддержку и «…принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполигая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку…» (см. Прложение 2).
3. Переяславская рада и Переяславский договор
После решения Земского собора о принятии Войска Запорожского в российское подданство в Переяславе состоялось собрание представителей запорожского казачества и мещанства. И 8 января 1654 года была собрана Переславская Рада. Было принято всенародное решение об объединении территории Украины, находящейся под властью запорожских гетманов с Россией. Решение было подкреплено присягой. И теперь оставалось составить и заключить договор, в котором будут перечислены условия воссоединения. В Переславском договоре было 11 пунктов. После того, как Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович привезли мартовские тезисы в Москву договор, был расширен до 23 пунктов. Этот документ стал известен в истории как «Мартовские статьи», «Статьи Богдана Хмельницкого», «Переславские статьи». Документ был рассмотрен на Земском Соборе 27 марта 1654 года, и Украина была официально включена в состав Русского государства. С этого момента украинская администрация признавалась органом Русского государства и выполняла распоряжения царского правительства. Гетман сохранял свою власть, получил все атрибуты власти, положенные ставленнику царя, но был зависим от царя.

Переславский договор не только на бумаге, но и на деле оказался хорош. Россия оказала всестороннюю поддержку присоединённой Украине. Сохранились все права и привилегии гетмана, войскового писаря, полковников, судей, сотников, шляхты, казаков, зажиточных слоев городского населения, Москва оказывала финансовую поддержку гетманской казне. И это при том, что все доходы, полученные в Малороссии, оставались также в казне гетмана.

В кратчайшие сроки на территории освобождённой Украины было уничтожено господство Польши, и Левобережная Украина и Слобожанщина активно развивалась в экономическом плане. В то время, как на украинских землях, остававшихся под владычеством Польши, Молдавии и Венгрии местное население страдало от неимоверных условий работы и жизни. Это привело к тому, что население этой территории стремительно перебиралось на Левобережье. Очень скоро часть Украины, присоединённая к России превратились в развитый край. Здесь активно развивалось сельское хозяйство, ремесло, промыслы. Также быстро росла добыча железа, селитры, соли. Велась активная торговля с российскими купцами, что способствовало процветанию края.
4. Последствия воссоединения Украины с Россией
Россия, принявшая на Земском Соборе 1653 года решение о принятии Украины под своё покровительство, осознавала, что это не может не привести к нежелательным последствиям. Также это означало начало войны с Речью Посполитой.
С другой стороны, невозможно отрицать, что воссоединение Украины с Россией давало ряд преимуществ для России:
— для России открывался путь на юг вплоть до Чёрного моря и на запад
— союз России с Украиной ослаблял Польшу
— союз Украины с России с Украиной разрушал возможный союз Запорожской Сечи с Турцией.
— союз России и Украины усиливал государство вступлением под российские знамена трехсоттысячного казацкого войска (https://fb.ru/article/161127/prisoedinenie-ukrainyi-k-rossii-vossoedinenie-ukrainyi-s-rossiey-prichinyi).

Главным итогом объединения Украины с Россией стала тринадцатилетняя война, которая продлилась с 1654 по 1667 год. За это время состоялось несколько компаний:
— кампания 1654 года
— кампания 1655 года
— Русско-шведская война
— кампания 1658-1659 годов
— кампания 1660 года
— кампания 1661-1662 годов
— кампания 1663-1664 годов. Большой поход короля Яна Казимира
— кампания 1665-1666 годов.

Но результат тринадцатилетней войны можно назвать положительным для России, несмотря на то, что Украина зачастую нарушала свои обязательства перед Россией, что в ходе войны можно расценивать как предательство.

20 января 1667 года в деревне Андрусово близ Смоленска было подписано Андрусовское перемирие. Польша признала за Россией право на Левобережную Малороссию. России переходил Смоленск, земли, отошедшие Речи Посполитой в период Смутного времени (числе Дорогобуж, Белая, Невель, Красный, Велиж, Северская земля с Черниговом и Стародубом). Согласно договору Киев временно на два года переходил Москве. Запорожская Сечь переходила под совместное управление России и Польши.

Андрусовское перемирие устанавливалось на 13,5 лет, затем было продлено, а в 1686 году был заключен мирный договор — «Вечный мир». Согласно «Вечному миру» Россия закрепила за собой Киев с пригородами за 146 тысяч рублей в качестве компенсации. Речь Посполитая отказывалась от протектората над Запорожской Сечью. Также тринадцатилетняя война имела ряд военно-политических решений важных для России.
Заключение
Вне зависимости от субъективного отношения к Воссоединению Украины с Россией мы не можем отрицать, что это событие имело огромное значение как для России, так и для Украины.

Часть Украины, которая воссоединилась с Россией в 1654 году, стала центром притяжения для жителей западноукраинских земель, которые не хотели жить на территории, подвластной иноземным государствам. В результате воссоединения с Россией Украина была спасена от порабощения Польшей и Турцией. Страна значительно усилила позиции и смогла достичь высокого уровня экономического и культурного развития.

Воссоединение Украины с Россией имело большое международное значение. Позиции Российского государства укрепились.
Но Воссоединение с Россией усилило позиции крепостничества, что в итоге заставило обернуться часть населения на активную борьбу с самодержавием. Также активизировались те, кто считал, что присоединение к России негативно сказалось на позициях Украины. В итоге воссоединение Украины с Россией можно считать одним из факторов, который повлиял на падения самодержавия в России.

Приложения
Приложение 1. Письмо Богдана Хмельницкого

Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам велце милостивий пане и добродию.
Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули.
Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем.
[Тв]орець избавитель наш Исус Христос, ужаловавшис кривдубогих людей и кривавих слез сирот бидних, ласкою и милосердем своим святим оглянувшися на нас, подобно, пославши слово свое святое, ратовати нас рачил. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо.
А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо.
Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги.
Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким.
— Под стягом России: Сборник архивных документов. М., Русская книга, 1992.
Приложение 2. Решение Земского Собора от 1 октября 1653
<…>А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богтана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполигая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.
И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.
А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.
И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.
И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…
Приложение 3. Воссоединение Украины с Россией в лицах
Богдан Хмельницкий
Гетман Мазепа
Стефан Потоцкий
Иван Богдун
Данила Нечай
Максим Кривонос
Владислав Доминик
Заславский-Острожский
Xан Ислам Гирей
Ян Казимир II
Воевода Адам Кисель
Стефан Чернецкий
Князь Алексей Михайлович Романов
Филипп Орлик
Василий Борисович Шереметев
Матвей Васильевич Шереметьев
Иов Борецкий
Юрий Хмельницкий
Карл XII
Пётр I

Приложение 4. Воссоединение Украины с Россией: основные даты
1591-1593 гг. – восстание реестровых казаков против польской шляхты и первое обращение гетмана Криштофа Косинского за помощью к русскому царю.
1622, 1624 гг. – обращение епископа Исаия Копинского, а затем митрополита Иова Борецкого к царю принять православных Малой Руси в российское подданство.
1648 г. – Богдан Хмельницкий поднимает всеукраинское восстание против шляхты и 8 июня пишет первое письмо царю Алексею Михайловичу о помощи и союзе. Первые победы казачьего войска и подписание Зборовского мирного договора, предоставлявшего автономию Войску Запорожскому.
1651 г. – возобновление боевых действий, тяжелое поражение казаков под Берестечком.
1653 г. – новое обращение Богдана Хмельницкого к россиянам с просьбой помочь казачеству и прошение о принятии Левобережной Украины в подданство. 1 октября собрался Земский собор.
1654 г. – 8 января собралась Переяславская рада, всенародно постановившая объединиться с Россией. 27 марта Земский собор и царь удовлетворили большинство просьб, выдвинутых старшинами и гетманом, предусматривавших широкую автономию. Этот документ окончательно закрепил воссоединение Левобережной Украины с Россией.
Иллюстрация

Список литературы
1. Филатов Анатолий. Воссоединение Руси. Перезагрузка // Сайт Русское самодержавие. Прошлое и будущее монархии в России
2. Вернадский Г. В.Россия в средние века. /Люблинская уния 1569 г. //Тверь—М.: «Леан»; «Аграф», 1997. — ISBN 5-85929-016-6
3. Вернадский Г. В.Московское царство. (История России т.5) /Россия, Польша и казаки (1619—1642 гг.)// М.: Аграф, 2000.
4. Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией 1 октября 1653 г. // Российское законодательство X—XX вв.: в 9 т. — М.: «Юридическая литература», 1985. — Т. 3. Акты Земских соборов.
5. Козаченко А. И. Земский собор 1653 года // «Вопросы истории», 1957. — № 5.
6. Греков И., Королюк В., Миллер И. Воссоединение Украины с Россией в 1654 — М.: Госполитиздат, 1954. — Гл. IV. Воссоединение Украины с Россией.
7. Ченцова В. Г. Восточная церковь и Россия после Переяславской рады 1654—1658. Документы — М., 2004.
8. Таирова-Яковлева Т. Г. Иван Выговский // Единорогъ. Материалы по военной истории Восточной Европы эпохи Средних веков и Раннего Нового времени, вып.1 — М., 2009.
9. Бабулин И. Б. Поход Белгородского полка на Украину осенью 1658 г. // «Единорогъ». Материалы по военной истории Восточной Европы эпохи Средних веков и Раннего Нового времени, вып.1 — М., 2009.
10. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён: в 29-и т. — СПб., Изд.: Товарищество «Общественная польза», 1851—1879.; М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993—1998.; М., 2001.;
11. https://history-of-ukr.livejournal.com/1659.html
12. https://history-of-ukr.livejournal.com/2030.html
13. https://www.factruz.ru/history_mistery/ukraina-and-russia.htm
14. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Источник: www.primeschool.ru

Исчерпав мирные способы разрешения конфликта и укрепив армию, Россия пошла на решающий шаг: 1 октября 1653 г. Земский собор (последний в истории России) приговорил принять Украину в состав России и объявил войну Польше. 8 января 1654 г. на Раде в городе Переяславле при огромном стечении народа, в присутствии высших чинов нового правительства Украины Хмельницкий торжественно возвестил о переходе Украины в российское подданство.

Россия и Украина заключили договор. Украина сохраняла право на самоуправление и на сношения с государствами, дружественными России. Россия обязалась не разрушать вековые украинские порядки и обычаи. Высшей властью оставался на Украине гетман, которого избирала Рада. Число реестрового войска доводилось до 60 тыс. человек. Эти исключительно мягкие формы подданства способствовали объединению братских славянских православных народов, помогали в их освободи­тельной войне против Польши.

В конце февраля 1654 г. основные русские силы, возглавленные Алексеем Михайловичем, двинулись на Смоленск. Первый год войны принес России ошеломляющие победы. Были взяты Дорогобуж и Рославль, сдался без боя Полоцк, после длительной осады и яростных штурмов в августе 1654 г. пал Смоленск. В ходе кампании 1654 г. русские войска заняли значительную часть Белоруссии. После этого царь стал именовать себя государем Всея Великая и Малыя и Белыя России.

Последующие годы оказались периодом новых военных триумфов России. Армия Богдана Хмельницкого прорвалась ко Львову. Лишь наступление крымских татар, иступивших в союз с польским королем, заставило гетмана повернуть на защиту родных земель. В Белоруссии русские войска взяли Минск, ворвались в столицу Литвы Вильно, захватили города Ровно и Гродно.

Одновременно против Польши начала войну Швеция. Шведы захватили столицу Речи Посполитой Варшаву, король укрылся на западной границе. Казалось, что разгром Польши близок.

Но тут Россия решила возобновить борьбу за выход к Балтийскому морю, который принадлежал Швеции. Русские дипломаты заключили с Польшей перемирие, а русские войска повернули против Швеции.

Этот шаг был естественным, хотя, возможно, недостаточно подготовленным. На первых порах русским войскам сопутствовал успех. Пали шведские крепости на побережье Балтийского моря. Осада Риги не увенчалась успехом, что притормозило наступление.

Мир был заключен в 1661 г. в местечке Кардис (современная Эстония). Россия вернулась к условиям Столбовского мира, за что шведы обещали воздержаться от помощи Польше. Любопытно, что по приказу царя русские дипломаты настаивали на передаче России территории, где было удобно бы соорудить корабельные пристани. Это как раз был район, где впоследствии Петр I основал Петербург.

Измотанная двумя войнами, Россия не смогла развить на западном фронте прежние успехи. Новые гетманы Украины, в том числе сын Богдана Хмельницкого Юрий, метались между Польшей и Россией, сеяли смуту. На начавшихся по инициативе России мирных переговорах поляки настаивали на условиях Поляновского мира и передаче Смоленска Польше. Когда обе стороны убедились, что сил воевать больше нет, в местечке Андрусово в 1667 г. было подписано перемирие. Россия возвращала себе Смоленскую и Северскую земли, всю Левобережную Украину, во главе которой вставал гетман, присягнувший России. На правом берегу Днепра к России переходил Киев. По сравнению с результатами Смоленской войны это был фантастический успех.

Источник: histerl.ru

В 1654 г. произошло знаменательное событие русской истории – Россия вернула Левобережную Украину.

К ХIV в. на основе древнерусской народности вокруг Москвы сложились русские, к ХV – ХVI вв. на землях юго – западной Руси (Галиция, Киев, Подолье, Волынь) – украинцы, к ХVI – ХVII вв. на землях Черной Руси (бассейн реки Неман) – белорусы.

К началу ХVII в. Польша стала одним из крупнейших государств в Европе. Как великое государство Польша складывалась дважды. В 1385 г. между Польшей и Литвой была заключена Кревская уния (союз). Объединение между двумя государствами не было тесным. Польша и Литва были автономными и жили каждая по своим законам. Литва на ¾ состояла из земель бывшей Киевской Руси. Население древнерусских земель – белорусы и украинцы исповедывали православие и не притеснялись.

В 1569 г. под давлением Польши между двумя государствами была подписана Люблинская уния, которая предполагала более тесное объединение двух государств. На этот раз общим стал король, законы, армия. В Восточной Европе возникло новое сильное государство – Речь Посполитая – Польша «от моря до моря». На этот раз польское правительство насильно стало вводить польские порядки и законы на всей территории Речи Посполитой. Так, владеть землей в Речи Посполитой могла только польская шляхта. И польские короли стали раздавать земли белорусских и украинских крестьян полякам, а самих крестьян превращать в крепостных. Крепостное право в Польше сложилось на 100 лет раньше, чем в России и было самым суровым в Европе: польские дворяне имели право карать смертной казнью своих крестьян.

В 1587 г. польским королем стал Сигизмунд III Ваза – ярый поборник католичества и враг православия. Он стремился окатоличить православное население. Полностью искоренить православие в Речи Посполитой польскому королю не удалось. Но Сигизмунд III добился того, что в 1596 г. в Бресте киевский митрополит и несколько епископов западной украинской православной церкви подписали унию с римской католической церковью. По унии православные признавали главенство папы римского над собой (а не православного патриарха), переходили на католические догматы, но сохраняли православные обряды. Так, в Западной Украине возникло униатство.

В Речи Посполитой преимущественными правами обладали поляки, католики, униаты. Поэтому украинская знать стала переходить в униатство, перенимать польский язык, образ жизни поляков. В православии остались мелкие дворяне, крестьяне.

С этого времени начался национальный и религиозный гнет украинцев и белорусов в Речи Посполитой. Но Речь Посполитая цепко держалась за земли бывшей Киевской Руси. Отдав их, Польша превратилась бы в небольшое, заурядное государство.

От национального и религиозного гнета население бежало на окраины Речи Посполитой и России, в частности, к нижнему течению Днепра. Так появляются запорожские казаки и городок Запорожская Сечь. Первоначально запорожские казаки, как и казаки вообще, жили за счет набегов и грабежей на соседние территории – Речи Посполитой, России, Крымского ханства, Османской империи.

Речь Посполитая решила привлечь казаков для охраны своих территорий. Польское правительство стало составлять особые списки – реестры. Записанный в реестр казак считался на службе у польского короля и получал жалованье, вооружение. Во главе запорожского войска отныне стоял гетман (польск. – военачальник).

Запорожская Сечь стала той силой, которая возглавила борьбу украинского народа против польской правящей верхушки.

Притеснения поляков, униатов привели к тому, что в 20-е гг. Украину стали сотрясать восстания. В ряде мест происходило истребление украинцев поляками, поляков – украинцами. В 1648 г. во главе восстания стал гетман запорожского войска Богдан Хмельницкий. Весной 1648 г. войско Б. Хмельницкого выступило из Запорожской Сечи. Началась открытая вооруженная борьба запорожцев с поляками. В битве при Желтых Водах войско Б. Хмельницкого уничтожили передовые отряды польской армии. Вскоре близ Корсуня произошло генеральное сражение, в котором поляки потерпели сокрушительное поражение. Б. Хмельницкий развил успех и достиг Львова и Замостья. Только нехватка боеприпасов и провианта, а также эпидемия чумы остановили продвижение его войск, и он повернул назад. В декабре 1648 г. Б. Хмельницкий торжественно вошел в Киев. Тем временем, шляхта спешно начала собирать новые силы для нового похода на Украину. Летом 1649 г. под Зборовом (Прикарпатье) войска Б. Хмельницкого еще раз доказали свое превосходство над поляками. В том же году польское правительство вынуждено было заключить Зборовский мир.

В договоре Б. Хмельницкий признавался гетманом Украины. Под его власть отдавались три воеводства: Киевское, Черниговское, Брацлавское. Управление этими воеводствами могли осуществлять исключительно православные. Киевский митрополит получил право участвовать в заседаниях сейма Речи Посполитой. Гетману разрешалось иметь свое войско в 40 тыс. человек. Важным условием мирного соглашения стало то, что польские помещики могли возвратиться на свои земли. Это возмутило крестьян, которые изначально боролись за свое освобождение от польских землевладельцев. Все поняли, что Зборовский мир будет лишь коротким перемирием.

В 1650 г. началась новая волна недовольства православного населения. Вскоре возобновились военные действия. Летом 1651 г. под Берестечком (на р. Стырь на Волыни) превосходящие по численности войска поляков встретились с войском Б. Хмельницкого и выиграли битву. Карательные экспедиции поляков против местного населения вынудили Б. Хмельницкого заключить мир. По Белоцерковскому миру (1651) под властью гетмана осталось только Киевское воеводство. Численность его войск не могла превышать 20 тыс. человек. Возвращение поляков в свои некогда покинутые поместья проходило на фоне введения ужесточения порядков и притеснения крестьян. Это привело к оттоку местного населения к московскому порубежью в верховья Дона и Оскола и складыванию новой области, так называемой Слободской Украины (Харьков, Сумы, Изюм, Ахтырка и др.). На следующий год война возобновилась с новой силой. Весной 1652 г. Б. Хмельницкий наголову разбил польское войско, но чтобы окончательно освободиться от Речи Посполитой, сил не хватало.

Украина в середине XVII оказалась между тремя сильными государствами – Речью Посполитой, Россией, Османской империей. В то время условий для создания независимого украинского государства не было. На Украине не было своего развитого производства, она не могла противостоять внешней экспансии. Б. Хмельницкий и запорожские казаки понимали, что им не выжить в кольце столь сильных государств, что им нужен союзник в лице одного из трех этих государств. И казаки союзником решили выбрать православную Россию, но при условии, что она не будет командовать казаками. Просьбы о присоединении поступали с Украины в Москву с 20- х годов. Но Польша была для России очень сильным противником. Россия преодолевала последствия Смутного времени и открыто выступить на стороне запорожских казаков не могла.

В 1653 г. прибыли в Москву послы от Хмельницкого с известием, что украинцы обращаются к московскому царю с последней просьбой. На этот раз Алексей Михайлович медлить не стал. В 1654 г. собрался Земский собор, на котором долго и обстоятельно обсуждался вопрос о воссоединении с Украиной. Наконец, было принято решение взять Украину под свою защиту.

В свою очередь, В 1654 г. в г. Переяславле (совр. Киевская обл.) собралась рада (совет, сход). На ней присутствовали гетман, полковники, дворяне, крестьяне. Все присутствующие целовали крест на верность московскому государю.

Так, в 1654 г. Украина была принята в состав Российского государства. Украина была принята на правах самой широкой автономии. Россия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме тогдашних врагов России – Речи Посполитой и Османской империи. Гетман мог иметь свои войска до 60 тыс. чел. Но налоги должны были поступать в царскую казну.

Русско-польская война 1654 – 1667 гг. и русско-шведская война 1656 – 1658 гг.

Речь Посполитая не признавала решения Земского собора 1653 г. о вхождении Украины в состав России. Тогда в 1654 г. Россия начала очередную войну с Польшей, чтобы вернуть города и земли, отторгнутые в период Смуты в России в начале XVII в. и добиться признания присоединения к России Украины. Война ознаменовалась успехом русских и украинских войск. Русские войска заняли Смоленск, Белоруссию, Литву; Б. Хмельницкий – Люблин, ряд городов в Галиции и на Волыни.

Швеция прилагала все усилия, чтобы не допустить Россию к выходу в Балтийское море. Видя победы русских войск, в 1655 г. она объявила войну Польше. Шведские войска продвинулись вглубь польской территории и заняли Варшаву, Краков. Тогда Алексей Михайлович летом 1656 г. объявил Швеции войну (1656 – 1658). С Польшей в 1656 г. было подписано соглашение о прекращении боевых действий и продолжении переговоров через год. Часть русских войск двинулась в Ингерманландию (восточное побережье Финского залива), а главные силы двинулись от Полоцка к Риге. Русские войска захватили ряд крепостей на побережье Балтийского моря и осадили Ригу. Но шведы усилили свое присутствие в Прибалтике, и русские войска, не имея поддержки с моря, вынуждены были отступить. В декабре 1658 г. Россия была вынуждена заключить со Швецией Валиесарский договор, а в 1661 г. – Кардисский (близ Тарту) мирный договор. Все завоевания в войне со Швецией были утрачены. Проблема выхода к морю оставалась нерешенной.

Между тем Польша, получив мирную передышку и видя трудности России в войне со Швецией, отказалась признать воссоединение Украины с Россией. Война с Польшей продолжилась, и в 1658-1663 гг. шла с переменным успехом. Положение России осложнили измены гетманов И. Выговского, сменившего умершего Б. Хмельницкого, а затем Ю. Хмельницкого, сына Б. Хмельницкого. Но население Запорожья и Левобережной Украины не поддерживало антирусские действия. В 1662 г. Юрий Хмельницкий отказался от гетманства и постригся в монахи. Гетманом Украины стал атаман И. Брюховецкий. Он также добивался отделения Украины от России. На Правобережье был свой гетман П. Дорошенко, который был готов поддаться турецкому султану, чтобы избавиться и от России, и от Польши.

В 1664 г. русские войска смогли перехватить инициативу у поляков и начала их теснить в районе Глухова. Польская армия начала отступать, но война истощила обе стороны. В 1667 г. правительства обеих стран пошли на подписание Андрусовского (близ Смоленска) перемирия. России возвращались Смоленское и Черниговское воеводства, Северская земля. Речь Посполитая признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией. Правобережная Украина и Белоруссия остались за Речью Посполитой. Запорожская Сечь оставалась под совместным управлением России и Речи Посполитой.

Киев по Андрусовскому перемирию оставался на два года за Россией, но был удержан Россией по условиям «вечного мира» 1686 г.

Значение воссоединения Украины и России

Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств:

— освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации;

— способствовало укреплению российской государственности. Удалось вернуть смоленские и черниговские земли. Это давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада.

Источник: www.iarex.ru

Сразу оговоримся, что в XVI – XVII веках те земли нынешней Украины, которые не входили в состав Крымского ханства, именовались Малой Россией (Малороссией), а Украиной называли лишь восточную окраину этой последней.Этнос, ныне именующий себя украинским, тогда называл себя русским (отделяя себя при этом от жителей Великой России, которых он величал москалями, московцами, но не русскими); Русью же именовалась составная часть Великого княжества Литовского.

В XIV столетии бόльшая часть тогдашней Малой Руси вошла в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского, а меньшая – в состав Польши. В 1569 году оба этих государства по Люблинской унии объединились в одно – Речь Посполитую. Это была федерация, состоявшая из двух автономных частей – Короны Польской и Великого княжества Литовского; – малороссийские земли отныне оказались в составе уже не литовской, но польской части.

Православие как инакомыслие

Начальным звеном в цепи событий, закончившихся в середине XVII века вхождением части Малой России в состав Российского государства, стало оформление в октябре 1596 года Брестской унии православной церкви Речи Посполитой и католической церкви. Согласно условиям унии, православная церковь Речи Посполитой признавала своим главой папу римского и принимала католическое вероучение – а православную обрядность сохраняла лишь в той мере, в какой это не противоречило католическому вероучению. Иными словами, она переставала быть православной церковью и превращалась в греко-католическую (которую чаще называют униатской).

Утвердив решение Брестского церковного собора, король Сигизмунд III, фанатичный католик, фактически объявил православную церковь вне закона. Приходы и священнослужители, не желавшие признавать унию, подвергались всевозможным гонениям. На следующий год после смерти Сигизмунда, в 1633 году, восстания малороссийских казаков заставили легализовать православную церковь, но она продолжала испытывать притеснения со стороны католических властей Речи Посполитой и её господствующего сословия – католической шляхты.

Восстание и хитрый план Хмельницкого

Эти преследования православия привели в мае 1648 года к грандиозному восстанию малороссийского казачества во главе с сотником Богданом Хмельницким. Одержав ряд побед над польскими войсками, в августе 1649-го Хмельницкий вынудил короля Яна Казимира предоставить значительной части Малой России автономию и возглавил эту автономную территорию – назвавшись «гетманом всея Малыя России».

Однако затем король возобновил войну с Хмельницким и в сентябре 1651-го, разбив его под Берестечком, добился сокращения территории автономии. И, хотя в 1652 – 1653 годах Хмельницкий сумел одержать новые победы, стало ясно, что своими силами сохранение автономии и православия в Малой России казачество гарантировать не сможет. И что нужна поэтому поддержка со стороны сильного православного государства. А таковым тогда была только Россия.

Собственно, малороссийским казакам это было ясно еще в 1620-х годах: уже тогда они просили Москву принять их в подданство. С самого начала это было ясно и Хмельницкому: уже в 1649 году он дважды (в январе и в мае) направлял в Москву посольства для переговоров о вхождении Малой России в состав Российского государства. После Берестечка же Богдан заговорил об этом ещё активнее.

Хитрый план Романова

Для России принять в подданство малороссиян означало в очередной раз воевать с крупной восточноевропейской державой – Речью Посполитой. Поэтому она не пошла на удовлетворение просьб казаков в 1620-е годы – когда только-только выкарабкалась из Смуты – и не спешила удовлетворять эти просьбы на рубеже 1640-х и 1650-х: финансовое положение страны было очень сложным.

Тем не менее, уже в феврале 1651 года специально созванный Земский собор в принципе принял предложение Хмельницкого – хотя и оговорил, что в данный момент реализовать своё согласие не может. Реализовал его следующий Земский собор: 1 октября 1653 года он постановил принять часть Малой России, подвластную Богдану Хмельницкому, в российское подданство и объявить войну Речи Посполитой.

8 января 1654 года казачья рада (совет) в Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий) присягнула царю Алексею Михайловичу, а в марте Алексей утвердил условия, на которых часть Малой России входила в состав России.

Согласно этим условиям, Малая Россия получала в составе России автономию. Она должна была управляться выборным правительством во главе с гетманом, сохраняла своё административно-территориальное деление, своё городское право, свой суд и даже право внешних сношений.

Эти условия соблюдались до 1764 года – когда Екатерина II ликвидировала автономию Малороссии. А вскоре по трём разделам Речи Посполитой в состав Российской империи вошли значительные территории современной Украины (самые западные земли со Львовом по тем же соглашениям получила Австрийская империя, а воссоединение всей современной украинской территории наступило уже во времена СССР к 1945 году).

***

Для Малой России вхождение в состав России в XVII веке означало гарантию сохранения православной веры и более эффективную, чем польско-литовская, помощь в борьбе с набегами Крымского ханства.

Россия же получила достаточно богатые земли с новыми налогоплательщиками и новые воинские контингенты. Кроме того, малороссийские монахи, получившие в Речи Посполитой европейское образование, способствовали возрастанию в России интереса к культуре Запада и стремления перенять западноевропейские культурные достижения. Но вплоть до времён Петра Великого и Ивана Мазепы малороссийская элита создавала царской власти большие проблемы: и сам Богдан Хмельницкий, и его преемники неоднократно меняли политическую ориентацию, что оборачивалось многочисленными кризисами и военными конфликтами.

Источник: xexe.club

You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.