Посадское население 17 века в россии

Посадское население – это сословие, которое сформировалось примерно в XV-XVI вв. в средневековой Руси. Данным термином называлась категория людей, которая проживала в пригородах и занималась торговлей, промыслами и ремеслом. По своему юридическому статусу они формально оставались свободными, так как не были лично зависимыми, как, например, крепостные крестьяне, однако были вынуждены нести в пользу государства ряд повинностей. В данной работе будет дана краткая характеристика этого сословия, которое играло важную роль в социально-экономической жизни страны.

Формирование

Посадское население возникло вместе с развитием городов. Расцвет последних на Руси падает на XVII век – время формирования всероссийского рынка. Именно в этот период, по определению большинства историков, торговля и ремесло начинают играть видную роль в экономической жизни страны.

Товарный оборот принял более широкие масштабы, чем в период раздробленности, когда между отдельными удельными княжествами отсутствовали экономические связи. С ростом городом оформилось и посадское население. Когда города из охранных крепостей стали превращать в торгово-ремесленные в центы в их окрестностях стали селиться купцы, мещане, крестьяне, которые впоследствии объединялись в общину.

Управление


Она управлялась выборным земским старостой, кандидатура которого должна была быть одобрена большинством ее членов. Как правило, это был человек грамотный, активно участвующий в жизни посада. Он представлял интересы людей перед государством. Также посадское население избирало его помощника – человека, который ведал сбором налогов.

Несмотря на наличие права самоуправления, жители посадов были подконтрольны царскому воеводе, который представлял верховную власть. Особенностью управления пригородов было то, что их жители также были вынуждены участвовать в несении государственной службы, но это было не привилегией, а очередной повинностью, так как участие в сборах налогов, судебных разбирательствах отнимало у них время и отрывало от основных занятий, но никак не оплачивалось.

Слободы

Посадское население в 17 веке не было однородным. Часть жителей предпочитала селиться в так называемых белых слободах, которые были освобождены от государственных налогов. Неудивительно, что они были более богатыми и развитыми. Эти слободы находились под покровительством богатого привилегированного землевладельца, который обладал иммунитетным правом, что избавляло его владения от вмешательства государства. Напротив, черные слободы несли на себе всю тяжесть государственных повинностей. Поэтому посадское население в 17 веке, проживавшее на их территориях, часто жаловались в челобитных на то, что они должны были нести государственное тягло. В результате, власть предпринимала активные меры для того, чтобы ограничить переход людей в белые слободы.

Отношения с государством


Жизнь посадского населения определялась царскими указами. До середины XVII века она регламентировалась Судебником 1550 года, принятым еще во время правления Ивана Грозного. Также существовали многочисленные царские указы, касающиеся частных сторон жизни общества. В 1649 года они были сведены воедино в Соборном Уложении, созданном при Алексее Михайловиче.

Этот документ окончательно прикрепил жителей посада к их месту жительства. Одно из его положений гласило, что занятие торговлей и ремеслом является привилегий для городских жителей, но вместе с тем им вменялось в обязанность платить налоги в казну. Таким образом, жизнь посадского населения была строго регламентирована официальной властью, которая была заинтересована в регулярных налоговых поступлениях.

Занятия

Население пригородов занималось преимущественно ремеслом и торговлей. Большинство торговцев имело свои лавки, за держание которых вносили определенную сумму в казну. В городах проживали ремесленники самых разных специальностей – от искусных и гончарных мастеров до золотых дел мастеров. Однако следует отметить, что в посаде часто проживали крестьяне, которые вели сельское хозяйство, да и сами торговцы и ремесленники часто держали небольшие земельные участки. Жизнь посадского населения в 17 веке в целом протекала мирно.


Жители редко принимали непосредственное участие в восстаниях, которых было так много в указанном столетии. Впрочем, они не были пассивны и часто снабжали бунтовщиков деньгами и продуктами. В городах часто проводились ярмарки, которые собирали большое количество людей. Это говорит о том, что уровень развития торговли был достаточно высок.

Мужская одежда

Несмотря на то, что жизнь посадского населения в 17 веке была тесно связана с развитием городов, которые, как известно, всегда являлись проводником новых веяний, население жило по старым патриархальным традициям, которые не менялись на протяжении десятилетий и даже столетий. Это очень хорошо прослеживается по внешнему виду людей.

Посадское население по своему быту в принципе мало отличались от крестьян. В основе мужского костюма также лежали рубаха и порты. Однако поскольку торговцы имели больше средств, то они могли позволить себе некоторые дополнительные вещи.

Поверх рубах надевался зипун, который было принято расшивать узорами. Одежда посадского населения, тем не менее, отличалась простотой. Сверху зипуна надевали кафтан. Богатые люди украшали свои шубы тканями.

Женский костюм

В его основе лежала та же конструкция, что и у мужского костюма.


авным атрибутом была рубаха, которая опускалась ниже колен. Сверху девушки надевали сарафан. В зависимости от материального положения женщин они шили его из разных материй. Крестьянки делали себе одежду из простого грубого холста, те, кто был побогаче, использовали парчу или шелк. Спереди сарафан украшали красивой вышивкой. В холодное время года женщины носили душегреи, которые также держались на плечах на специальных петельках. Жены состоятельных торговцев обшивали ее дорогим тканями и каймой. В промежуточные сезоны женщины надевали летник – широкое закрытое платье с большими клинообразными рукавами. Основным головным убором оставался кокошник, который обшивался жемчугом. В зиму девушки носили меховые шапки.

Быт

Повседневная жизнь посадского населения была тесно связана с его деятельностью, которая определяла распорядок дня, особенности жилиц. Основу любого двора составляла изба, причем в XVII веке появились такие дома, которые выводили дым наружу через трубу. Главным местом торговли была лавка. Здесь купцы и простые торговцы держали свои товары.

Большое значение имели ярмарки. Они проводились регулярно и служили средоточием экономической жизни городов. Были ярмарки всероссийского значения (например, Макарьевская). К интересным фактам посадского быта можно отнести то обстоятельство, что вся его жизнь основывалась на правилах Домостроя – своде указаний по распорядку домашней жизни, который был составлен в XVI веке. Его автор предписывает следование старинным патриархальным традициям, которые обеспечивали крепость семьи и процветание хозяйства.

Жилища


Быт посадского населения, с одной стороны, мало чем отличался от крестьянского в том смысле, что большинство населения вело примерно тот же образ жизни, с той лишь разницей, что занимались не сельским хозяйством, а торговлей и ремеслом. Однако богатая и зажиточная верхушка по своему образу жизни была приближена к боярской знати. Тем не менее, основу жилья составляла изба – простая у обычных людей и выстроенная в подражание теремам – у людей состоятельных. Главной территориальной единицей считался двор, где помимо избы располагались многочисленные хозяйственные постройки – клети, кладовые, склады, где в сундуках хранились товары и предметы обихода.

Лавка, в которой посадские люди вели торговлю, была выставлена наружу – то есть в сторону улицы. Домашняя утварь, в принципе, была у всех слоев посадского населения одинакова. Однако зажиточные люди покупали более дорогую посуду, имели драгоценные украшения, могли позволить себе иностранные товары. Грамотные купцы имели книги, что свидетельствует о подъеме культуры.

Источник: fb.ru

  • Главная >>
  • Московская Русь — Россия >>
  • Два типа империй в период раннего Нового времени

В эпоху раннего Нового времени, когда в Западной Европе наметился переход к капиталистическому способу производства, а на Востоке и в России господствовал докапиталистический строй, условно называемый азиатским способом производства, собственно многокультурная и многоэтничная империя, а не национальное государство являла собой самый распространенный и привычный способ существования человеческих сообществ.


На рубеже XVII-XVIII вв. в мире насчитывалось немало империй и имперских государств, которые официально империями не назывались. Однако если мы применим к ним ряд ключевых и общепризнанных признаков империй, мы можем смело назвать их таковыми.

Перечислим эти признаки: наличие единого имперского центра в главе с монархом (необязательно императором) и лояльность ему, а не нации, или элите; наличие имперской идеологии (последняя может быть выражена в явной форме или скрытой; заключена в религиозную форму, или быть светской по содержанию); постоянное расширение территорий через войну и захваты; отсутствие унификации и однородности в управлении разнородными (в этнокультурном и религиозном плане) территориями; ассиметричность в правовом отношении отдельных территорий.

Последний признак обычно увязывают с традиционным делением на господствующую метрополию и эксплуатируемые колонии. Однако такое деление в классическом виде встречается в заморских империях европейских держав, а не в континентальных империях подобно Османской и Российской.

Итак, в мировом пространстве раннего Нового времени мы наблюдаем китайскую империю Цинов, клонящиеся к упадку империи Великих Моголов и Ирана династии Сефевидов, Османскую и Российские империи (зарождение последней не следует привязывать к эпохи Петра, а значительно раньше). Затем идет целый список европейских империй преимущественно морских(исключение составляют Австрийская империя Габсбургов), а именно: Голландская, Французская, Британская, Португальская и Испанская империи.


В последнем списке Голландская империя, или вернее государство имперского типа будет сильно отличаться от всех империй классического типа, по отсутствию ряда признаков. Напомним, что Голландия в XVII-XVIII вв. была республикой, не монархией. Здесь также не было четкого единого имперского центра, сложно было бы и определить имперскую идеологию.

В конце концов, именно купцы и капиталисты, представляющие собой больше интересы частных корпораций, а не государства являлись здесь проводниками и агентами имперских захватов. Однако наличие крупных заморских колоний с дифференциацией их управления все говорит о том, что и Голландию можно назвать империей, правда очень специфичной и только по некоторым признакам.

При ближайшем рассмотрении империи раннего Нового времени делятся на континентальные расположенные преимущественно в Азии (исключение составляет австрийская империя Габсбургов, которая была континентальной) морские, или модерные, расположенные в Европе. Категория модерна к таким империям прилагается далеко не ради модного описания социальной действительности. Империи модерна от древних империй отличались наличием бесправных туземных колоний, уровнем развития капиталистического рынка, современных технологиях и национализме-чувстве, объединяющем всех подданных/граждан метрополии независимо от их имущественного неравенства.


Собственно европейские империи эпохи раннего модерна, постепенно изживали свою имперскость в европейском центре-метрополии и создавали колониальные империи за пределами Европы. Это объяснялось тем, что в Европе под сенью династического абсолютизма формировалась идея нации-государства, где все граждане имеют одинаковые права и обязанности.

Идея народного суверенитета и равных прав для граждан единой нации, безусловно, подрывали имперское разнообразие и сословную иерархичность европейских государств. К тому же необычная пестрота европейских народов сосредоточенных на небольшой территории европейского полуострова при относительной военной и экономической силе их правителей и этнонациональной сплоченности обществ, не давали возможность завоевывать здесь большие пространства для организации империй.

Оставался один путь, используя военное и организационное превосходство завоевывать территории за морями там организовывать империи. Причем в отличие от азиатских государств и России (исключение составляет завоевание Сибири), европейские страны при завоевании заморских территорий активно использовали деловитость и административную энергию частных лиц: авантюристов, коммерсантов, религиозных миссионеров и простых граждан, порой бежавших от нужды из метрополии в колонии. Не силой государств, а силой частных коммерческих компаний создавались обширные колониальные владения Голландии, Великобритании.


Другое дело, что крупнейших торговых компаний (Вест-Индская, Ост-Индская и др.) всегда поддерживало «родное» государство- деньгами, оружием, солдатами. Такая помощь оказывалась далеко не лишней, когда своим коммерсантам и их агентам в далеких колониях угрожали местные народы, и что еще часто бывало, другие европейские колонизаторы-соперники. К тому же при тесном государственно-частном партнерстве европейские колонисты постоянно перемещались с государственной службы на коммерческую, и обратно.

Такой альянс (частно-государственный) оказывался чрезвычайно эффективным и в завоевании новых территорий в защите своих колоний от захватчиков и соперников. Европейские государства, такие как Голландия и Англия которые в большей степени, чем другие (особенно Португалия и Испания) использовали торгово-государственное партнерство в проведении колонизаторской политики, достигали и больших результатов.

Но главным преимуществом европейских колониальных империй по сравнению с континентальными и традиционными империями Востока было в постоянном совершенствовании их государственного аппарата и управления, системы образования и военного дела, на основе рациональных знаний, а не веру в традицию и религиозные культы. Вот почему их и следует называть империями модерна (по Д. Бурбанк, Ф. Купер).


Европейские колониальные империи существенно отличались также от всех неевропейских империй (Османской, Российской, империи Великих Моголов и т.д.), четким делением на метрополию и колонии. По отношении к последним и проживающим там туземцам, европейские колонисты вели себя далеко не «по-джентельменски», исходя из расово-культурных представлений о своем цивилизационном превосходстве над более отсталыми и покоренными народами.

Отсюда с самого начала в колониях выстраивалась практика сегрегации: отдельного проживания европейских колонистов и местного, туземного населения. По отношению к последним, европейцы вели себя более нетерпимо, чем это делали русские, или османские чиновники и колонисты. Смешанные браки и вовсе не допускались между расово и культурно неполноценными обществами: европейцами и туземцами. Разный правовой статус и разные права и обязанности между европейцами в метрополии и туземцами в их колониях, являлось визитной карточкой всех европейских колониальных империй. Во многом это подкреплялось своеобразной просветительско-цивилизаторской идеологией западноевропейцев, с явным расистским «душком». При которой Европа считала себя «единственной Цивилизацией», во всем противостоящей «варварским» и «недоразвитым» народам обеих Америк, Африки и Азии.

Особняком от заморско-колониальных империй Запада стояла восточно-европейская полуконтинентальная империя австрийских Габсбургов, которая став великой державой после окончания войны за «Испанское наследство» (1714) претендовала на первые места в Европе, но при этом не имела заморских колоний. Еще с XVI в. австрийские Габсбурги бессменно стали занимать престол единственной тогда в Европе «Священной Римской империи» — государства многоэтнического, но предельно децентрализованного, где фигура императора была лишь символической, но лишенной реальной власти над практически самостоятельными государствами внутри ее. Сейчас бы такое государство назвали конфедерацией. Другое дело — обширная территория — непосредственно подчиняющая Габсбургам.

Своеобразие данного государства в отсутствии заморских колоний и морской торговли, по сравнению с Англией и Францией. А также в большой и пестрой мультикультурности европейских территорий, объединенных династическим единством Габсбургов. По словам белорусского историка Ярослава Шимова: «Габсбургам пришлось на протяжении очень долгого времени- с начала столетия вплоть до окончания Первой мировой войны- управлять конгломератом земель, населенных народами, принадлежащими к разным языковым группам- германской, романской, славянской, финно-угорской- и обладающими во многом несхожимыми культурами». Последнее делает империю Габсбургов очень похожей на империю Романовых.

В тоже время многосоставная Австрийская империя, в силу своей европейской традиции и культуры, урбанизации и просвещения, заметно отличалась от континентальных империй Востока и даже России. Особенно во время правления просвещенных монархов Марии Терезии (1740- 1780) и Иосифа II (1780-1790). Важным отличием империи Габсбургов от азиатских империй состояло в наличие территориально-культурной метрополии, своего рода «первого мира» — немецкой Австрии, чья элита (военная и административная) задавала доминирующий тон развитию всей империи и ее многочисленных провинций (Венгрии, Чехии, Трансильвании, Галиции и т.д.). Впрочем, немецкому элементу в империи активно оппонировала Венгрия, вернее ее дворянство, склонное к сепаратизму.

А вот полуимперская и полуконфедеративная Речь Посполитая, так и не смогла стать полноценной империей ни в XVII, ни в XVIII веках, хотя из своего многоэтничного и разностатусного правового положения населения (особенно касается малороссов и белорусов) была близка к тому. Главной причиной этого явилась слабость власти монарха- который выбирался на съезде (сейме) польской шляхтой и во всем зависел от них. Да и собственно это слабоцентрализованное государство воспринималось современниками как республика (Речь Посполитая — польск. Rzeczpospolita — республика), а не как монархия. В XVIII веке ее судьба оказалось печальной, из-за своей политической слабости, Речь Посполитая превратилась в пассивный объект внешней политики соседних держав и во второй половине века исчезла с карты мира: была поделена между Россией Австрией и Пруссией.

Совсем по-другому, происходило формирование империй в Азии, России, Африки и доколумбовой Америки (империя инков). Здесь государств было «всем» и все контролировало, включая и частную торговлю. Коммерсант и купец, в отличие от обуржузившейся Европы, здесь занимал низшую социальную иерархию по сравнению с чиновником, военным и выступало скорее «дойной коровой», для последних. Именно милитаристское государство, с его аппаратом чиновников и армией (как это было в маньчжурском Китае при Цинах, османских султанах, российских царях и императорах), а не знать, частные лица, выступали главным и даже порой единственным субъектом в создании империй завоевании новых территорий. Этому способствовал и то обстоятельство, что в отличие от маленькой, сверхвооруженной милитаристской Европы, в Евразии были огромные территории с проживающими народами и племенами которые не успели создать сильные государства и поэтому могли послужить легкой добычей для «народов- империостроителей».

Поэтому в таком типе империй ведущая роль принадлежала не купцам и торговле, а государственному аппарату и армии, иногда духовенству, которые при общей неразвитости коммуникаций на огромных территориях империи помогали осуществлять контроль центра над окраинами и провинциями.

В континентальных империях Востока сохранялся вековой традиционный уклад жизни, религиозные верования и духовенство узаконивали имперский порядок власти, при этом крайне негативно относились к любым заимствованиям с европейского Запада. Изоляционистскую политику проводила не только имперско-сегунская Япония (из-за моноэтнического состава нельзя ее назвать империей), но и во многом Цинский Китай, особенно при императоре Цяньлуне. Зато Российская империя, начиная с первого императора Петра Великого, наоборот, в активной политике европеизации всех сторон жизни видела залог своего могущества и процветания.

Неевропейский, точнее евроазиатский тип империй как уже говорилось, характеризовался огромной ролью чиновников и армии, но в отсутствие на завоеванных провинциях большой массы колонистов, в империях такого типа проявляли большую терпимость к покоренным народам, особенно к их религиозным верованиям, традициям. Покоренную туземную знать, которая принимала господство империи, активно интегрировали в общеимперскую знать. Хотя не всегда на равных. Ярким примером может служить маньчжуро-китайская империя Цинов, где завоеватели маньчжуры отвели более подчиненную роль китайскому населению, хотя и инкорпорировали китайскую элиту в государственный аппарат, но строго на вторых и третьих ролях.

Но даже подобная практика интеграции покоренных народов в империи Цин, а тем более в культурно более терпимых империях Османской и Российской, было немыслимым в европейских колониальных империях, где представители туземной знати всегда считались людьми «низшего сорта» и поэтому не могли быть допущены в общеимперскую знать. Последнее было зарезервировано исключительно за представителями белого населения метрополии.

В евроазиатских империях все был наоборот, главное считалось лояльность и преданность к имперскому центру и в этом случае за туземной знатью могли ставить все их привилегии и льготы и даже дать возможность служить в самой столице империи. Таких примеров в истории Российской, Османской, Персидской и Могольской империй было немало.

Геополитика также играла ведущую роль в подъеме, могуществе и упадке империй как западноевропейских, так и евроазиатских. Войны между империями велись непрерывно, заставляя одних с боями отступать и терять территории, других овладевать новыми территориями, их осваивать. В XVIII веке, особенно Португальская, но также Испанская и даже буржуазная Нидерландская империи пребывали в состоянии упадка или неуклонного падения своего влияния и могущества. Весь XVIII век вели масштабную (на всех континентах) ожесточенную геополитическую дуэль: Французская и Британская империи. С 1763 г. чаша весов все больше склонялась в пользу более буржуазной Англии, чем сословно-династической Франции.

Для Российской империи XVIII век был самым «славным веком», когда русские войска вышли к берегам Балтики и Черного моря, дважды стояли в центральной Европе (во время Северной и Семилетней войн) и неоднократно разгромили в войнах еще могущественную Османскую империю. Для Османской империи XVIII столетие стало началом длительного упадка, сопровождавшееся рядом проигранных войн России, постоянными мятежами провинций. И все равно, это была тогда еще могущественная империя.

Чего не скажешь о шиитской Персии, которая после смерти шаха Надира (1747), пребывала в состоянии глубокого политического упадка, в которой феодально-клановые междоусобицы в течении нескольких десятков лет сотрясали страну. А вот империя Великих Моголов в XVIII веке и вовсе развалилась на части, что облегчило завоевание всего многокультурного Индостана англичанами. Зато для Цинской империи Китая XVIII век стал веком имперского могущества и расцвета и покорения целого ряда территорий (Джунгарии, Тибета, Восточного Туркестана).

И, тем не менее начало XIX века все евроазиатские континентальные империи, за исключением в военном и бюрократическом отношении модернизированной империи Романовых, вошли в состоянии структурного кризиса. Этот кризис облегчал колониальную экспансию против них модерных европейских держав Англии и Франции, которые продолжали расширять свои заморские империи за счет африканских и азиатских территорий. Причем все возрастающее колониальное давление со стороны буржуазных империй Запада еще больше усугубила кризис власти континентальных и традиционных империй Востока.

Автор: Бакланов В.И.     Дата: 2013-12-10     Просмотров: 11985    

Твитнуть

Можно также почитать из рубрики: Московская Русь — Россия

Поделись с друзьями:

Добавить комментарии:

Источник: historick.ru

Дворяне и бояре

Население России 17 века «сверху» в основном концентрировалось среди бояр и дворянства. При этом, если еще в 16 веке основная власть элиты принадлежала боярам, а дворяне занимали второстепенные значения, то в 17 веке эти сословия начали меняться ролями. Постепенно боярство, как класс, ликвидировалось, и управление государством поэтапно переходило к дворянам.

Основа власти привилегированных сословий заключалась во владении крепостными. Дворяне и бояре долгое время настаивали, чтобы крепостных им передавали в пожизненное владение. Это было узаконено Соборным уложением 1649 года. Интересна статистика по владению крестьянскими хозяйствами различными слоями российской элиты 17 века:

  • 10% — принадлежали царю
  • 10% — принадлежало боярам
  • 20% — принадлежало церкви
  • 60% — принадлежало дворянам

Отсюда видно, что уже с середины века основную роль, в качестве основной верхушки общества, играли дворяне и духовенство.

Духовенство

В России 17 века проживало 2 вида духовных сословий:

  • Белое — порядка 110 тыс человек к концу века.
  • Черное (монахи) — порядка 10 тыс человек к концу века.

Выше уже отмечалось, что примерно 20% всех крестьянских хозяйств находились под контролем церкви. Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия — его нельзя было судить. Рассматривая духовенство России 17 века важно отметить, что у него было сильное расслоение: были простые служители, средний класс и руководители. Их положение, права и возможности сильно отличались. Например, архиереи по своему богатству и образу жизни мало уступали боярам и дворянам.

Крестьяне

Основу населения России в 17 века составляли крестьяне. На их долю приходилось порядка 90% всего населения. Все крестьянство делилось на 2 категории:

  • Крепостные (владельческие). Находились в прямой зависимости от привилегированных слоев населения(царя, бояр, дворян, духовенства).
  • Черносошные. Сохраняли частичную самостоятельность. Работали на земле, выделенной общиной, и не освобождались от налогов.

Крепостные крестьяне в 17 веке были полностью лишены прав. Их могли продать, даже если человек «вырывался» для этого из семьи. Крестьян могли продавать или дарить. В повседневной жизни они полностью зависели от феодалов, оплачивая 2 типа налогов: барщина и оброк. Барщина — работа на помещичьих землях. В некоторых случаях она составляла 5 дней в неделю. Оброк — налог в натуральной (продуктовой) или денежной форме.

Городское население

К концу 17 века городское население России составляло примерно 3% от общей численности. Всего в стране насчитывалось порядка 250 городов, в которых в среднем проживало около 500 человек. Крупнейший город — Москва (27 тыс дворов). Другие крупные города: Нижний Новгород, Ярославль, Псков, Кострома.

Красная площадь во второй половине 17 века - Васнецов

Города в основном состояли их посадского населения. Если в городе такого населения не было, то они служил исключительно в военных целях. Посадское население делилось на торговцев, ремесленников и простых рабочих. Однако, чаще всего население города делилось по богатству на:

  • Лучшие — богатые горожане. Указывалось полное имя с приставкой «сын». например, Иван Васильев сын Панкратова.
  • Средние — зажиточные горожане. Таких людей называли по собственному имени и имени отца. Например, Петр Васильев или Николай Федоров.
  • Молодшие — бедные горожане. Им давали уничижительное имя и прозвище. Например, Петька Портной или Николаша Хромой.

Горожане объединялись в общины, куда входили все слои населения. Общины были разнородными, поэтому часто возникали конфликты, Однако, как только речь заходила о внешней опасности — община выступала единым фронтом. Причина кроется в том, что благополучие и жизнь каждого горожанина зависела от целостности города и других его жителей. Поэтому «чужих» в город не пускали.

Популярные статьи:


Список правителей России

Полтавская битва

Император Павел 1

Присоединение Украины

 

Последние добавления:

Источник: istoriarusi.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.