Культура россии при петре 1

4. Культура и искусство России эпохи Петра I

1.  Общая характеристика петровских преобразований.

2.  Развитие системы образования и научных знаний.

3.  Становление светского искусства. Развитие архитектуры.

4.  Становление портрета в живописи.

5.  Возникновение первых театров.

Основная литература:

1.  Время Петровских реформ. — Л., 1989.

2.  Петр Великий и его время. — М., 1989.

3.  , , С. История русской культуры. – М., 1990.

4.  Петр Великий. — М., 1990.

Дополнительная литература:

1.  Окно в Европу // Наше наследие. – 1989. — № 4. – С. 27-36.

2.  Портрет в русской живописи. – М., 2006.

3.  В., Русское искусство Петровской эпохи: Альбом. – Л., 1990.

4.  Петровская эпоха в российской истории и культуре // Преподавание истории в школе. – 1999. — № 6. – С. 65-79.


5.  Коваленская Н. История русского искусства XVIII в. – М., 1962.

6.  И. Очерки русской культуры XVIII в.– М., 1987.

7.  И. Пётр Великий и его преобразования // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. — № 3.

8.  Русское искусство XVIII в.: материалы и исследования / Под ред. . – М., 1973.

9.  «Комедийная храмина» на Красной площади: К истории первого публичного театра в России // Театр. – 1981. – № 11. – С. 106–116.

10.  Государственный герб России // http://www. rf. *****/

11.  Флаг России // http://ru. wikipedia. org/wiki

1. Преобразования России в первой четверти ХVIII в. связаны с именем Петра I (1682/1689/). В годы правления Петра I в государственную геральдику России вошла новая эмблема — цепь ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1698 г., стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный был объявлен покровителем России.

В 1699 г., будучи в Голландии, Пётр I решил, что русские корабли должны иметь свой собственный флаг. Взяв за основу голландский триколор, который представлял собой три горизонтальные полосы оранжевого, белого и синего цветов, он создал свой флаг. В качестве цветов Пётр I выбрал цвета герба Москвы: белый — цвет лошади Святого Георгия; синий — цвет его плаща; красный — цвет фона герба Москвы.


аги, по которым отличают национальную принадлежность, прежде всего, появляются в связи с развитием флота. Флаг позволял отличить одно государство от соседнего. Он изначально не должен был нести какую-то идеологическую и политическую нагрузку. При Петре полосатый бело-сине-красный флаг стал сначала использоваться для всех кораблей — и гражданских, и военных. Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. Введя Андреевский флаг для военных судов, Петр оставил трёхцветный для торговых кораблей.

Уже с 1710 г. (на десятилетие раньше, чем Петр I был провозглашен императором) – в Российском гербе над орлом стали изображать императорские короны.

Петровские реформы затронули практически все сферы общества — хозяйство, административный аппарат, армию, флот, художественную культуру. В итоге была осуществлена европеизация всех областей жизни.

В 1714 г. был издан «Указ о единонаследии», по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. В 1722 г. была утверждена «Табель о рангах», которая разделила военную и гражданскую службы. Все должности подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. В гг. была проведена подушная перепись мужского населения. Единицей налогообложения вместо крестьянского двора стала «душа мужского пола». Тогда же было положено начало паспортной системы в России – был принят указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без письменного разрешения.


Многочисленные перестройки, проводимые Петром I в области управления государством, привели к созданию централизованной системы органов управления. В 1708 г. страну разделили на губернии, во главе которых стали губернаторы. В 1711 г. вместо Боярской Думы был учрежден Сенат. В гг. были учреждены 12 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления страной. В 1721 г. указом Сената Петр I был провозглашен «императором всероссийским».

В результате реформ Петра I церковь была подчинена государству. Уже в 1700 г. был упразднен патриарший разряд. В 1721 г. церковь получила свой высший орган – Святейший Синод. Петр I полностью подчинил церковь своей власти. Духовенство превратилось в сословие, имеющее свои обязанности и задачи, как дворянство и посадские. Важным шагом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковно-славянского шрифта новым гражданским. В новом алфавите упрощалось начертание букв. Светские книги стали печатать по-новому.

Важным в преобразовательной деятельности Петра явилось создание в России периодической печати. Петр I приказал печатать существовавшие ранее рукописные «Куранты», и распространять их в народе. Потом «Куранты» стали называться «Ведомостями», ставшими первой официальной газетой России со 2 января 1703 года.


Само новое ХVIII столетие Россия встретила необычно. Взамен старого летоисчисления «от сотворения мира» с января 1700 г. был принят юлианский календарь «от рождества Христова».

Видную роль в развитии общественно-политической мысли первой четверти XVIII в. сыграл ближайший сподвижник Прокопович (). Блестящий оратор, выдающийся писатель-публицист и поэт, он был одним из главных идеологов реформ. В своих произведениях, многие из которых были прочитаны в качестве проповедей, он давал оценку наиболее значительным событиям эпохи, соответствующую представлениям самого Петра.

2. В эпоху Петра I возникла сеть организованных за казённый счёт общеобразовательных и специальных учебных заведений. В цифирных школах воспитанники овладевали навыками чтения, письма и счёта. В целом, в провинции начальное образование осуществлялось в трёх типах школ: епархиальных, готовящих священнослужителей; цифирных – для подготовки местных мелких чиновников; гарнизонных – для обучения солдатских детей. В первой четверти ХVIII в. получает распространение практика обучения молодых людей за границей (в основном обучение «навигации» – корабельному и морскому делу). Обучение за границей – пенсионерство – приняло широкий характер. В России создаётся своя система профессиональных светских школ.


рвая из них – школа «математических и навигацких наук» открылась в Москве в 1701 г. в палатах Сухаревой башни. Вскоре по типу навигацкой школы появилось ещё несколько профессиональных школ – медицинская (1706), инженерная, артиллерийская (1712). Это были профессиональные казенные школы высшего чина, в задачу которых входила подготовка техников-специалистов. Успешно шло обучение в горнозаводских школах, основанных по инициативе на Урале в 1721 году. В этих школах детей «нижних чинов и работных людей» учили читать и писать (выучившихся писать не отдавали в матросы и солдаты), затем арифметике, геометрии и «прочим горным делам».

Таким образом, в России возникает школа как государственное учреждение. Петровская школа создавалась в первую очередь как профессиональная, техническая, ставившая своей целью подготовку кадров в тех областях, которые были нужны государству на данном этапе – инженеров, артиллеристов, мореходов, офицеров. Задачи общего образования и воспитания не ставились. Общеобразовательные знания давались лишь в той мере, в какой они были необходимы для технической, профессиональной выучки. Существовали отдельные школы, подчинявшиеся разным ведомствам. Не было единого руководящего центра, единых программ.

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывающий населению предъявлять «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов». В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание раритетов которой послужило основой для коллекции будущих музеев.


В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, картографии, гидрографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых. Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Петр I подписал указ об отправке первой Камчатской экспедиции под командованием В. Беринга и А. Чирикова. Эта экспедиция, открывшая пролив между Азией и Америкой, продолжалась с 1725 по 1730 год. В гг. появилась возможность издать первый русский атлас империи.

Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. В стране возникают первые научно-технические лаборатории. Появляется целый ряд технических изобретений и новшеств. Известным механиком Петровского времени был А. Нартов – изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.

Закономерным итогом Петровских преобразований в сфере науки и просвещения явилось открытие Петербургской академии наук. В 1724 г. император издал указ об учреждении «Академии, или социетета художеств и наук». Официальное же открытие состоялось уже после смерти Петра – в 1725 году. Академия наук была государственным учреждением и содержалась на государственные средства. Ее члены состояли на службе и должны были обеспечивать все виды научно-технического обслуживания государства.


главе академии стоял президент, назначаемый императором. В АН имелись три класса, каждый из которых подразделялся на кафедры. I класс — математика, астрономия с географией и навигацией, механика; II класс — физика, анатомия, химия, ботаника; III класс — красноречие и древности, история древняя и новая, юриспруденция. Первых академиков называли также профессорами. Им в качестве помощников и, возможно, преемников давалось по 1-2 студента, называемых адъюнктами. В Академии были объединены научно-исследовательские и педагогические учреждения, что диктовалось необходимостью решения двуединой задачи – подготовки собственных научных кадров и развития науки.

3. Государственная деятельность Петра I и его реформы были связаны с серьёзными изменениями и в идейной жизни русского общества того времени. В области художественной культуры это выразилось, прежде всего, в том, что ведущим стало искусство, не связанное непосредственно с религией и церковью, как это было до сих пор.

Русская архитектура первых десятилетий ХVIII в. – это, прежде всего, архитектура строящегося Петербурга. 16 мая 1703 г. в устье реки Невы началось строительство Петропавловской крепости. Так было положено начало Петербургу. Первые годы в истории Петербурга тесно связаны с историей Адмиралтейской верфи.

С 1710 г., когда была обеспечена безопасность Петербурга, Пётр I издал несколько указов о переселении в новый город «на вечное жильё» из Москвы и других городов ремесленников, купцов и дворян. Трезини () разработал по указу Петра типовые проекты домов для «именитых», зажиточных и «подлых» людей.


Первоначально центр города находился на Троицкой площади, расположенной у ворот Петропавловской крепости. На площади возвышались 2-х этажные здания таможни и Сената с коллегиями. Затем шли дома сподвижников Петра I. Великолепием отличался дом Меншикова, где устраивались торжественные приёмы. В настоящее время дом Меншикова, прозванный «Посольским дворцом», является филиалом Государственного Эрмитажа.

В 1715 г. была проложена лесная дорога – «Невская перспектива», соединившая центр города с лаврой, воздвигнутой в честь Александра Невского, который считался прообразом Петра — победителя шведов.

Строительством Петербурга занималась «Канцелярия от строений». Петербург стал первым русским городом, строившимся по определённому плану. От застройщиков требовали, чтобы дома выводились «по красной линии» фасадом на улицу, а не во двор. Застройщики должны были мостить улицу перед своим участком. В 1714 г. указом «О каменном строении» Пётр запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Несколько позже, в том же году, предписано было приходящим в Петербург судам непременно привозить с собой определённое количество камней. Таким образом, обеспечивалось строительство города. Скоро основными материалами петербургских построек стали кирпич и штукатурка (вокруг Петербурга возник целый ряд кирпичных заводов). Штукатурка дала возможность красить стены. Большое распространение получила раскраска в два цвета, например, оранжевый для стен и белый для пилястров и украшений.


Доминантой города стал Собор Петропавловской крепости, который был заложен 8 РёСЋРЅСЏ 1712 года. Главное внимание архитектора Д. Трезини и самого Петра было сосредоточено на колокольне, которая была достроена в 1723 году. Общее строительство собора закончилось в 1733 году. Главный храм города стал и царской усыпальницей. В 1725 г. Пётр I нашёл здесь последний покой.

Ближайшим помощником Трезини являлся (). В те же годы развернулась деятельность молодого (около 1700-?), одного из пенсионеров, учившегося в Голландии. Позже в гг. под его руководством была построена башня Адмиралтейства. Адмиралтейская башня наряду с Петропавловской определила архитектурный центр Петербурга. В 1716 г. в Петербург прибыл видный французский архитектор Ж. Леблон (), чтобы возглавить строительство Петергофского дворца и его садово-паркового комплекса. (Позднее дворец был коренным образом перестроен ). Благодаря русским и иностранным архитекторам создавался архитектурный ансамбль города и его окрестностей. В 1712 г. С.-Петербург фактически стал новой столицей России.

4. В петровскую эпоху происходит становление искусства портрета. Закономерным явлением в переходе от средневековья к новому времени было развитие парсуны. Парсуна (от фр. персона – личность) – изображение реальных лиц в манере иконописи.


Произведения (около ) – это уже настоящие портреты. Художник происходил из духовной среды, начал своё художественное образование в живописной мастерской Оружейной палаты, был в числе первых пенсионеров, обучавшихся в Италии (). По возвращении получил звание придворного живописца – гофмалера. Портретам Никитина присущи реализм, интерес к внутреннему миру человека. К числу наиболее талантливых его работ относятся портреты: канцлера , «Напольный гетман». После смерти Пера I подвергся опале и получил разрешение вернуться из сибирской ссылки только в 1741 г., по дороге в Петербург художник скончался.

Принципы искусства нового времени нашли выражение в творчестве (около ). Его портреты лиричны, в них проявляются изящество, мягкость форм. Матвеев также учился за границей: в Голландии, Фландрии. По возвращении на родину, в Петербург, Матвеев включается в работу по оформлению главного собора города – Петропавловского. С 1730 г. и до самой смерти Андрей Матвеев – глава «живописной команды» Канцелярии от строений. Наиболее известно его произведение – «Автопортрет с женой». Первым из русских художников Матвеев создал поэтический образ дружественного и любовного союза. Живописи Матвеева свойственна лирическая нежность, утончённость колористических сочетаний.

«Обмирщение», которого добивался Пётр в русской жизни, произошло в искусстве первой половины ХVIII в. в значительной степени благодаря усилиям Н. Никитина и А. Матвеева.

5. Пётр I требовал беспрекословного подчинения нормам новой жизни, царским указам и нововведениям. Заставляя подчиняться, царь стремился в то же время пропагандировать свои политические и культурные идеи. Средством массовой пропаганды мог стать театр. Он должен был воспевать деяния Петра, мощь России. В 1702 г. в Москве открылся государственный публичный театр, где играла немецкая труппа. В труппе также играли русские актёры, которые проходили обучение при этом же театре. Руководители театра не знали русской жизни, интересов русского общества и не могли выполнить важную миссию, возложенную Петром на театр. В 1706 г. театр прекратил своё существование.

Одно из ведущих мест в русской культуре первой четверти ХVIII в. занимают школьные театры Славяно-греко-латинской академии, Хирургической школы. Успех спектаклей школьного театра во многом зависел от их близости народному театру, доступности широким слоям зрителей. Одним из самых значительных произведений этого времени стала пьеса Ф. Прокоповича «трагикомедия» «Владимир». Основу сюжета пьесы составляет борьба киевского князя с языческими жрецами, которые препятствуют крещению Руси. В петровское время пьеса звучала как современное политическое произведение.

В тесном родстве с народным театром развивался театр «охочих комедиантов», заложивший основы будущего русского профессионального театра. Репертуар этого театра состоял из шутовских (пародийных) комедий и интермедий – маленьких бытовых сатирических спектаклей, в которых обычно принимали участие 2-3 персонажа. Содержание интермедий обычно было лишено религиозной морали. Их сюжет всегда связан с жизнью.

Эпоха Петра Алексеевича – одна из самых сложных и неоднозначных в истории Р РѕСЃСЃРёРё. Преобразования, которые произошли во всех сферах жизни, осуществлялись посредством жесточайшей эксплуатации населения. Превратив страну в одну из сильнейших держав мира, Пётр I вместе с тем нарушил традиционный ход развития культуры, лишив тем самым, на наш взгляд, русскую культуру национального своеобразия. Государственная деятельность Петра I и его реформы были связаны с серьёзными изменениями в идейной жизни русского общества того времени. В области художественной культуры это выразилось, прежде всего, в том, что ведущим стало искусство, не связанное непосредственно с религией и церковью.

Источник: pandia.ru

Насколько массовыми были изменения

Откроем любой учебник по истории и там будет написано, что при Петре 1 Россия ликвидировала отсталость, переняв европейский образ жизни, перестали носить бороды, стали одевать европейские одежды, пить кофе, курить табак, учить иностранные языки, читать книги, приглашать ученых и так далее. Все это ложь, и никакой массовости и систематичности эти культурные изменения не носили.

О культуре петровской эпохи нужно понимать 2 вещи:

  • Петр 1 никогда ничего не позволял или разрешал. Он приказывал и заставлял. Поэтому когда говорят, что он позволит читать, учиться или пить кофе, нужно понимать, что Петр 1 заставлял читать, учиться и пить кофе. Разница между понятиями гигантская. Заставил это тоже самое, что солдат с палкой в школе, который бил детей и “вбивал” в них знания (именно по такому принципу работали петровские школы).
  • Как писал историк Ключевский — несмотря на все преобразования петровской эпохи, население России как было тягловым, так и осталось. Нам говорят, что Петр полностью изменил культуру страны, а один из виднейших историков нашей Родины пишет, что с точки зрения народа и общества мало, что изменилось.

Ключевский своей фразой подвел итог происходящему, но на мой взгляд гораздо более красноречиво о событиях той эпохи высказался Александр Сергеевич Пушкин.

Народ, упорным постоянством удержал бороду и русский кафтан. Народ был искренне удовлетворен своей победой и уже равнодушно смотрел на немецкий образ жизни своих обритых бояр.

А.С. Пушкин

Реформы Петра 1 в области культуры затронули в лучшем случае 2% населения — дворянство. Остальных 98% нововведения практически не касались. В результате Петр нанес удар по русскому обществу — он навсегда разделил дворян и всех остальных. Если раньше русское общество было единым, но с разными сословиями, то теперь это было 2 разных общества: с разными традициями, обычаями, культурой и так далее.

Новый календарь

При Петре в России был введен европейский календарь. Ввели его 1 января 1700 году (1 января 7208 года по церковному календарю). До этого действовал календарь, где летоисчисление велось от Сотворения мира, а не от рождества Христова, а новый год начинался 1 сентября. После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год. Царь велел украшать дома елками, палить из ружей, зажигать свечи и устраивать различные потехи. В результате же государство и церковь все больше отдалялись друг от друга. Теперь у государства был один календарь,  у церкви другой.

Первый Новый год отмечали так. На красной площади Москвы было установлено 200 пушек и было велено палить из них 6 дней подряд. Впервые на празднике применялись фейерверки. Каждому жителю домов было приказано украшать дома и ворота сосновыми и еловыми ветками. Всем владельцам огнестрельного оружия было приказано палить в воздух. Обратите внимание — всем было приказано.

Введение новой азбуки и шрифтов

На момент прихода Петра к власти в России действовала азбука, созданная Кириллом и Мефодием. Она считалась азбукой церковной, и ее же шрифты использовались во всех писаниях. Само начертание букв осуществлялось на греческий манер и было весьма затруднительно для чтения.

В 1708 году в России вводится новая гражданская азбука или проще говоря утверждались новые типографские шрифты. Для культуры при Петре 1 это был серьезный шаг. Раньше все книги издавались исключительно церковными шрифтами, которые были очень массивными, и читать которые было крайне тяжело.

Это преобразование петровской эпохи кажется незначительным, но это была одна из немногих реформ, благодаря которой культура в России при Петре 1 действительно начала движение в положительном русле.

При Петре Великом не только бояре и боярыни, но и буквы русские сбросили с себя широкие шубы, нарядившись в летние одежды.

Михаил Ломоносов

Одновременно вводились в обиход арабские цифры. Ранее все цифры обозначались буквами.

В результате этих преобразований читать и писать при Петре 1 стало действительно намного проще. С другой стороны мы вновь видим, что реформы Петра 1 в культуре постоянно создают разделение: государство отдельно, церковь отдельно.

Говоря о создание русской азбуки петровской эпохи, многие историки забывают уточнить, что изменения коснулись не только внешнего вида букв и цифр, но и их содержания:

  • Петр 1 ввел в русской алфавит букву «Э».Говорят, что буква уже использовалась и поэтому петр ее просто «узаконил». Но использоваться эта буква стала именно в петровскую эпоху, когда в русском языке стали использовать сотни иностранных слов, где буква Э важна.
  • Петр изъял из алфавита букву «ижица», в 1710 году эту букву вернули и просуществовала она до распада Российской Империи в в 1917 году.
  • Алфавит изымал дублетные буквы (это 2 буквы, использующиеся для обозначения 1 звука). Это были такие буквы как «ДЗ», «ШТ» и «ЕЯ». Последняя была заменена  классической сегодня буквой Я, начертание которой разработал лично Петр.

Бритье бород

Бритье бород это одно из нововведений, которые принесла культура при Петре 1. Указом от 1698 было приказано всем брить бороды. Опять же, откроем любой учебник по истории и там будет написано, что бороды брили все, будут рассказаны истории как нерадивым горожанам выдергивали бород по волосинке, как сжигали бороды прямо на лице и так далее. Такое, конечно, имело место быть, но это были исключительные случаи. В действительности же указ 1698 года с одной стороны запрещал бороды, а с другой стороны предусматривал покупку права не брить бороды:

  • Купцы платили по 100 рублей в год
  • Бояре платили по 60 рублей в год
  • Прочие горожане платили по 30 рублей в год.
  • Крестьяне платили по 1 копейке за въезд и выезд из города.

После выплаты «налога на бороду» человек получал специальный медный знак, который носился под бородой, и к этому человеку уже никаких вопросов не было. Обращаю внимание на крестьян — пока они жили в деревнях, они могли носить бороды вообще без проблем. Проблемы возникали только при пересечении солдатского КПП на въезде (выезде) в город. Но опять же выплатой 1 копейки они получали право ехать дальше с бородой.

Архитектура эпохи

Архитектура эпохи Петра 1 лучше всего понимается в Петербурге. Сам император называл этот город на западный манер «Парадиз», то есть «рай». Во многом развитие, в том числе и архитектурное, этого города отразилось на других городах. Так, указом от 1714 года Петр запретил в России каменное строительство везде, кроме Петербурга. Весь камень со всей страны надлежало переправлять в этот город, где велись масштабные стройки. Впервые город строился четко по плану, а его архитектором был итальянец Трезини. Применяемый им стиль сегодня принято называть русским барокко.

Трезини разработал для города 2 типа домов:

  • Для людей «именитых» предлагались двухэтажные каменные здания.
  • Для людей «подлых» предлагались здания одноэтажные.

Архитектурными изысками отличались только административные здания и дворцы людей петровского окружения. Сам царь к роскоши был равнодушным. Для понимания этого достаточно просто посмотреть на фотографию Летнего дворца Петр 1 в Летнем саду Петербурга (простое двухэтажное здание) и на дворец Меншикова на Васильевском острове (настоящий дворец).

Дворцы Петра 1 и Меншикова в Петербурге

Что касается архитектуры за пределами Петербурга, то можно выделить московскую церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Она была построена по проекту архитектора Зарудного.

московская церковь Архангела Гавриила

Популярные статьи:


Список правителей России

Культура россии при петре 1

Северная война


Культура россии при петре 1

Формирование личности Петра


Культура россии при петре 1

Потешные полки


Культура россии при петре 1

Флот Петра — создание и наследие


Культура россии при петре 1

Полтавская битва


 

Последние добавления:

Источник: istoriarusi.ru

Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый быть». Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта. Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700–1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга.

К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили. По воспоминаниям современников (камер-юнкера Ф. В. Берхгольца), поначалу присутствовавшие чувствовали себя достаточно неуютно и скованно, но постепенно и ассамблеи и новое европейское платье вошли в обиход дворянства и уже ко II четверти XVIII в. стали восприниматься вполне естественно. Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению».

Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности – служить была добавлена еще одна – учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. – Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины – со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе (т. е. получать специальность моряка), нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. Как ни странно, при общей секулярционной политике в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.

С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст: «а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии не был».

Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого, которую М. В. Ломоносов назвал в числе книг, ставших для него «вратами учености».

Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие европейские знаменитости Бернулли, Эйлер. При академии были открыты гимназия и академический университет.

В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции. Открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым гражданским. Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости», пришедшая на смену «Курантам», изготавливавшимся в единственном экземпляре для Алексея Михайловича и его приближенных.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев. Иван Никитьевич Никитин (1690–1742) родился в семье московского священника. С ранней юности он проявил способности к рисованию. Петр, узнав о его способностях, велел брать уроки живописи и рисунка, а для завершения образования отправил его на стажировку в Италию. Вернувшись, И. Н. Никитин был пожалован званием «гофмалера» (придворного художника). Работ, принадлежавших кисти Никитина, сохранилось немного. Наиболее известная из них – портрет канцлера графа Г. И. Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля.

Андрей Матвеевич Матвеев (1701–1739) учился в Амстердаме и антверпенской Академии художеств. Крупные работы Матвеева (росписи церквей, Сенатского зала Двенадцати коллегий и др.) не сохранились. Из нескольких известных теперь портретов наиболее выразителен автопортрет с женой, в котором замечательно переданы внутренняя близость обоих персонажей, их дружелюбие, внимание и нежность друг к другу. Лирическая одухотворенность работ Матвеева отличает его от нередко суровых и несколько аскетичных работ Никитина. А. М. Матвеев был учителем таких известных живописцев середины века, как И. Я. Вишняков и А. Г. Антропов. В I половине XVIII в. в России работало много иностранных художников. Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства. Среди них наибольшей известностью пользуются И. Г. ТаннауэрЛ. Каравакк.

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей – таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей ЗубовыАлексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли (1675 – 1744) – выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи – бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга – первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж. — Б. ЛеблонП. М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 – 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода – дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. — М. Фонтана и Г. Шедель).

Источник: videouroki.net

Великое посольство

Реформы культуры и быта при Петре 1 положительно отобразились на будущем страны. Что поспособствовало началу изменений? В 1697 году Россией была предпринята дипломатическая миссия в страны Европы. В ее состав входили дипломаты и волонтеры, которые ехали с целью узнать новые технологии в строительстве. Среди их числа ехал и сам царь, несмотря на то что он оставался инкогнито под псевдонимом «Петр Михайлов». Из-за своей неординарной внешности (Петр I был более двух метров ростом, а руки и ноги у него были непропорционально длинными) был в скором времени разоблачен. Также в кампании принимали участие лекари, небольшой отряд охранников и солдат, слуги. Посольство даже сопровождали личные повара и шуты.

Истинные причины посольства

Официальной задачей дипломатической миссии была своего рода «разведка» планов правителей других стран, а также сближение с потенциальными союзниками против Османской империи. Петр I хотел обрести как можно больше друзей среди европейцев, чтобы вместе с ним бок о бок вести бои с Турцией, посягавшей в то время на территорию России. Однако эта стратегическая цель была не единственной. Царь хотел посмотреть на быт и жизнь людей в зарубежных странах. Он хотел перенять у них технологии и знания, чтобы потом внедрить эти новшества в своем государстве. Действительно, культура и быт при Петре 1 претерпели много изменений. Об этом далее.

Чему учился Петр Михайлов

Сравнивая иностранцев со своими соотечественниками, Петр видел большой разрыв между ними. Помимо явного отставания в военно-технических областях, можно было увидеть огромную разницу в культурном и образовательном уровне людей. Волонтеры «великого посольства» были определены в специальные места, где они обучались строительному и мореплавательному делу. Сам Петр был и плотником, и моряком. Он ходил на лекции по анатомии. Там он познакомился с лучшими докторами. Даже увидел в одном из кабинетов препарированный труп ребенка и удивился, какой живой и превосходный вид был у мертвеца. Как повествуют биографии, Петр даже поцеловал мертвую улыбку.

Культура России при Петре 1 претерпела кардинальные изменения благодаря тому, что царь посещал множество придворных домов, светских балов, где видел общение элиты друг с другом. Ему хотелось бы, чтобы и его подчиненные не боялись высказывать свои мысли, как это делали приближенные английского короля. В этом царь и видел отличие своей страны от зарубежных. Дипломатическая миссия Петра приехала, чтобы набираться учености, но мало кто из них придавал должное внимание обычаям, нравам и правилам, которые царили в том обществе. После проживания в арендованных домах, они оставляли за собой разруху, за что потом им предъявлялись огромные даже по меркам того времени счета. Но царь подмечал и запоминал все, и эти недостатки ему хотелось искоренить.

Первые реформы

По прибытии в Москву Петр сразу же стал издавать указ об изменении существующих порядков по всей стране. Естественно, в первую очередь реформы коснулись военной сферы. Подвергались изменениям финансовая и судебная системы. До области просвещения вскоре дошел свой черед.

Образование специалистов

Культура в эпоху Петра 1 вышла на совершенно новый уровень. Уже через два года после окончания «Великого посольства» по всей территории государства начали открывать военные школы. Ведь для того чтобы вывести Россию на передовые позиции, необходимо было подготовить настоящих специалистов. В 1701 году в столице государства была открыта Навигацкая школа. Здесь учеников обучали математике, навигации, геометрии, а также знанию небесных тел. Несколько месяцев спустя был образована Артиллерийская школа. Для лекарей открыли Медицинскую школу в 1707 году, а для инженеров только в 1712 году.

Грамота для граждан

Как только в России стали появляться первые выпускники-специалисты, которые занимались строительством флота и военной техники, Петр I начал образовывать школы в губерниях. Здесь обучались дети простых жителей. В цифирные школы также поступали выпускники специальных Навигационных школ. Здесь также преподавали азы арифметики и грамматики. За все правление царя, к 1725 году, в России было построено уже 42 цифирные школы. В них обучались 2 тысячи школяров.

Дети солдат учились в отдельных заведениях – в гарнизонных учреждениях. При заводах также образовывались мастерские, куда набирали детей-подмастерьев. Им передавали все основы мастерства. Для обучения духовенства были построены епархиальные училища. В качестве единственного учебного заведения в Москве работала только Славяно-Греко-Латинская академия, которая была образована еще в 1687 году. Также для священников была образована Киевская духовная академия.

Заграничное обучение

Появилась тенденция посылать дворянских детей за границу, чтобы там они выучились какому-нибудь мастерству. Отправляли в другие страны даже взрослых людей. Среди них были, например, именитые графы Д. М. Голицын и П. А. Толстой. Петр Андреевич начал свое позднее обучение, когда ему исполнилось 52 года. К этому моменту него уже были взрослые внуки, но это не отпугнуло ученика.

Таких людей называли волонтерами. Их присылали в основном группами в такие страны, как Голландия, Франция и Англия. Основными направлениями образования были: медицина, навигация, искусство (живопись и скульптура), инженерное мастерство.

К 1725 году число обученных за рубежом россиян приблизилось к тысяче. Однако не все из них добросовестно относились к своим поездкам. Зачастую они лишь тратили казенные деньги. Возвращаясь на Родину, они не могли показать никаких навыков. Участь таких недорослей была предрешена – их отправляли в рядовые или определяли матросами на корабли.

Академия наук

Отправляясь за рубеж, русские дипломаты и послы получали распоряжение – завербовать хотя бы двух иностранцев — мастеров какого-либо дела. Таким образом, в России увеличивалось количество ученых людей. К 1725 году их набралось столько, что оказалось возможным открыть первую в стране Академию наук. Здесь обучались студенты различным серьезным наукам. Продолжить свое образование и полностью изучить свои отрасли они могли в Европе, куда отправлялись по приказу Петра I. Финансировалось это заведение исключительно на деньги страны. Государственный бюджет также распределялся на поездки студентов за рубеж. Такое явление было достаточно редким.

Открытие типографий

Для лучшего и скорого процесса обучения были напечатаны новые книги. Для этого в столице отстроили новые типографии. Некоторые из них выполняли специальные функции. Например, в Петербургской типографии печатались только официальные указы, распоряжения власти и Петра I. Также были открыты: Сенатская типография, при Александро-Невской лавре, при Морской академии и Академии наук. Начали появляться первые независимые частные учреждения: типография Василия Киприянова.

Книжные нововведения

Раньше существующие книги были трудны для понимания не только из-за большой безграмотности в стране, но и из-за сложности алфавита и шрифта. В 1708 году своим указом царь постановил упрощения языка книг. Старославянство на письме уступало место разговорной речи. До современности дошли книги и газеты, которые свидетельствовали о популяризации иностранных слов. Зачастую их использовали совершенно неоправданно в публикациях и в различных сочинениях.

Обновились и школьные учебники. Началась публикация авторских книг по арифметике, письму. Помимо теоретических знаний в них можно было найти множество практических советов: как измерить расстояние между деревьями, рассчитать высоту колодца и многое другое.

Публицистика

Петр I в области культуры провел много реформ. Он является родоначальников публицистики в России. Именно Петр 1 образовал первую в государстве газету «Ведомости» в 1708 году. Сам царь являлся автором многих ее заметок. Многие публикации проходили его редактуру. Первые издания были рукописными, поэтому количество экземпляров было очень ограничено. Однако с развитием технологий увеличился и тираж «Ведомостей». В основном на страницах газеты печатались факты о военном положении, объяснение реформ царя, с целью создать симпатию и доброе отношение народа к нововведениям. С помощью публицистического издания Петр I создавал выгодные ему и власти посылы, успокаивающие недовольства дворян и крестьян. Также газета занималась просветительской деятельностью: она делилась результатами различных экспедиций или научных исследований, давали хозяйственно-бытовые полезные советы. Также располагала информацией о старых и новых праздниках.

Популярность при Петре набирали отпечатанные календари. Помимо перечисления дат и месяцев, в них содержалась еще и другая интересная информация. Покупатели могли узнать, прочитав календарь, когда будет восход и заход солнца, заметки и догадки о погодных условиях, а также приближение празднеств.

Художественная литература

Преобразования Петра 1 в области культуры коснулись и художественной литературы. Появились новые литературные направления и течения. Теперь авторы в своих художественных произведениях поднимали новые проблемы. Стало интересно поднимать проблемы, которые бы не соприкасались со старомосковским сознанием и реалиями. Примером тому служили повести об обычных солдатах, моряках, которые выполняли свой долг, а также старанием и упорным трудом продвигались по карьерной лестнице.

Также для воспитания недорослей и прививания им правил поведения в обществе или в семье, переводились зарубежные книги. Одной из таких была «Юности честное зерцало».

Культурная оппозиция

По мере роста грамотности начала возникать и оппозиция. Ведь многие указы и реформы Петра 1 в культуре совершенно меняли устоявшийся быт дворян. По всей стране «гуляли» подметные тетради. Авторов у этих произведений, естественно, не было, ведь в них содержалась критика внутренней и внешней политики Петра. Анонимы обычно оставляли их в людных местах, чтобы как можно больше человек могли ознакомиться их содержанием и узнать «истинные» факты о «непотребном поведении» правителя. Историки считают, что в основном эти публицистические листки писались выходцами из старообрядческой сферы.

Строительство Северной столицы

Петр I заложил и построил новый город. Своим указом от 1703 года он объявил о строительстве крепости и одноименного города – Санкт-Петербург. Постройкой занимались тысячи мастеров, половина из которых погибла во время тяжелых годов упорной работы. Уже к 1712 году приближенные царя переехали со своими дворами и семьями в новый город, который стал военной и культурной столицей Российской империи на несколько веков.

Проект всего города был изначально разработан и спланирован. Улицы должны были проходить строго параллельно друг другу и пересекаться под углом 90°. Артерий Санкт-Петербурга стали называть Невский проспект. В городе начали появляться монументальные сооружения, которые славились своей архитектурой. Многие здание выполнялись в стиле барокко, украшались золотом, резным орнаментом. Все силы были брошены на то, чтобы новый город своей красотой превзошел в сотни раз старую столицу России. Ведь всем историкам известна искренняя нелюбовь царя к Москве.

Появление живописи

Список преобразований в культуре при Петре 1 был бы не полным без такого значимого, как появление живописи. Если еще XVII столетие России не знало живописного искусства, то с приходом Петра возникает действительно истинно русская живопись. На слуху стали появляться портретисты, мастера гравюры. Среди любимых сюжетов были бои и баталии, морские сражения и, конечно же, красивый город Петербург. Художественная культура при Петре 1 процветала. Известные художники – А. Матвеев, И. Никитин, Зубовы, А. Ростовцев занимались росписью художественных книг, составлением географических карт для школьных учебников. Многие живописцы приехали из Европы и, уже открывая свои мастерские, обучали русских художественным приемам. Их вклад в российское искусство нельзя недооценивать.

Театральная жизнь

Реформы Петра 1 в сфере культуры коснулись и театральной жизни. После «Великого посольства» в Москве возникает театр. В России тогда еще не было актеров, поэтому персонажей во всех спектаклях и постановках играли европейцы. Драматическое искусство также не было развито, поэтому переводчики переводили зарубежные пьесы, которые потом оказывались на сцене театров. Однако театр не был популярен среди народа. Даже сам царь в скором времени потерял свой интерес к театральному мастерству. Ему хотелось всегда быть активным героям, а не пассивным зрителем, как происходило в зрительском зале. Однако в Москве имели успех непрофессиональные, любительские выступления, подготовленные учениками академий.

Ассамблеи

Очередным новшеством для общества было введение ассамблей – предвестников будущих светских балов. На этих мероприятиях дворяне находили для себя множество развлечений. Здесь собирались только знатные люди. Простому люду быть закрыт путь на такие вечера. Сезоном проведения ассамблей считалась зима. В основном они устраивались и князей или графов, однако не редки случаи, когда ее хозяином мог стать сам Петр I.

На таком событии необходимо было представить богатый вкусный стол, большое помещение для танцев. Обустраивались специальные уголки для игр в шахматы. Поощрялось курение табака и трубок.

Появление ассамблей кардинально изменило жизнь русских женщин. Впервые для них открывалась дверь в общество. Одиночеству и затворничеству пришел конец, теперь им дали возможность показать себя. Излюбленным занятием становятся танцы. Женщины обязательно посещали такие мероприятия в богатом убранстве. Если на первых ассамблеях костюмы дам были смешны и неуклюжи, то с течением времени они оттачивали свой вкус и появлялись уже в интересных нарядах, которые привлекали всеобщее внимание. И каждая старалась перещеголять другую даму. Чувствовался конкурентный дух.

Новая мода

Реформы культуры и быта Петра 1 коснулись и внешнего вида дворян и бояр. Царь испытывал острую неприязнь к длинным платьям в пол и к широким рукавам. Поэтому на одном из шуточных пиров он пришел в бешенство и бросился с ножницами на окружающих людей и стал отрезать им рукава. Через несколько месяцев на главных столбах уже были повешены листы, говорившее о том, что теперь запрещалось носить русские платья. Дворянам надлежит надевать венгерские кафтаны. Чтобы этот указ не был сорван разгневанной публикой, к столбам приставили охрану.

Также истории известно другое происшествие с ножницами. По приезде в Москву в 1698 году царь при встрече со своими боярами лично отрезал каждому из них бороду. Стрижка не постигла только представителей белого духовенства. Брадобритие было встречено негативно в России, так как она была долгие годы своеобразным символом зажиточности и порядочности. Поэтому впоследствии она становится образом ушедшей старины и протеста против нововведений.

Не только благородное сословие подчинилось этой реформы Петра 1 в культуре. Это решение коснулось всех жителей государства. Те, кто не желал расставаться с волосами, могли заплатить налог за ношение бороды. Однако цена его была настолько высокой, что даже не все знатные князи могли позволить себе отдавать ежегодно круглую сумму. Те «счастливчики», которые осмеливались платно оставлять свои бороды, носили на груди специально отлитый бородовой знак. С одной стороны на бляхе были изображены усы, а на другой красовалась надпись: «Деньги взяты».

Летоисчисление

Очередной реформой Петра 1 в области культуры, повлиявшей на всю истории России, является новое летоисчисление. Царь объявил в своем указе, что счисление лет нужно производить по-другому. Новолетие должно было начаться с 1 января. А года отсчитывались от Рождества Христова. Таким образом, в стране закрепился новый праздник, который в современном мире считается одним из самых любимых среди жителей России.

Отмечая Новый год, Петр также ввел традицию запускать фейерверки и устраивать народные гуляния. Городские жители должны были украшать свой дом хвойными ветками, а также при возможности салютовать в честь наступления Нового года.

Таким образом, благодаря реформам культуры и быта, Петр I не только завоевал уважение к стране среди европейских государств, но и поднял культурный уровень России. Его нововведения, встреченные поначалу негативно, дожили до сегодняшних времен. Без реформ Петра 1 в области культуры история государства и современная жизнь в нем были бы совершенно другими.

Источник: www.syl.ru

Нет нужды долго говорить о том, что Петр сделал решительный шаг в сторону европеизации русской культуры. Его время было временем учебы и заимствований. Не удивительно, что ключевую роль в русской культуре первой четверти XVIII века играли иностранцы. То, что нужно было Петру, русские пока не умели произвести. К тому же приглашение иностранных архитекторов и художников было скорее нормой при дворах Европы, чем исключением.

47z-o0Xhwgs

Образование и наукаКультура россии при петре 1» class=»alignleft» />Править

У историков нет надежных данных об уровне образования в петровскую эпоху, но можно не сомневаться, что уровень грамотности был низок. Достаточно сказать, что в конце XVIII века он составлял около 6,5%. Даже среди привилегированных сословий попадались неграмотные люди, а большинство дворян умело лишь читать, писать и считать.

Несмотря на это, петровская эпоха дала значительный толчок образованию. Петр ввел упрощенный и приближенный к европейскому гражданский шрифт для печати и всячески стимулировал издания книг, особенно учебной литературы. В 1703 году начала выходить первая газета «Ведомости», которая освещала, прежде всего, международные дела. Преобразования в печатном деле были по истине революционными. В допетровское время было отпечатано около 500 наименований книг. Почти все они были религиозного содержания и почти все были отпечатаны на Московском Печатном дворе. По европейским меркам эта были ничтожные масштабы. Петр основал несколько новых типографий и бумажных мельниц. Только за время его царствования было отпечатано 1 300 наименований книг. Из них всего 308 наименований были религиозного содержания.

Петру важно было ввести русских в мир науки, причем его интересовало только то, что имело практическую применимость. Математика нужна была Петру, чтобы обучать артиллеристов и моряков. Геометрия — для них же, а также землемеров, геодезистов и картографов. Требовалось начинать с азов, поэтому значительную часть из 1 300 наименований книг, отпечатанных при Петре, составляет учебная литература.

1650-1655

Глобус Блау. 1650-е. Использовался в Школе математических и навигацких наук.

Математика имела ключевое значение почти для всех военных и гражданских специальностей, которые нужны были Петру. Поэтому в январе 1701 года в Сухаревой башне в Москве была открыта Школа математических и навигацких наук, которую возглавил 25-летний шотландец Генри Фарварсон. Для школы ее преподавателем Леонтием Магницким (тверским крестьянином по рождению) была подготовлена книга «Арифметика». Характерно, что в нее вошло только то из арифметики, что требовалось знать морякам. Книга была написана довольно громоздким языком, с использованием церковнославянского, а славянские и арабские цифры давались вперемежку. Шрифт же был еще дореформенный. Потом Фарварсон постарался упростить язык, перевести все в арабские цифры и на новый гражданский шрифт. «Арифметика» Магницкого скоро была дополнена учебником по геометрии, который перевел с немецкого Яков Брюс.

Брюс сыграл одну из ключевых ролей в деле образования. Одна из самых знаменитых его работ — «Книга мироззрения или мнение о небесных глобусах и их украшениях». Это был перевод голландского труда. Интересно, что мастер, который печатал перевод Брюса, был поражен содержанием книги, особенно сообщением о том, что Солнце, а не Земля является центром Вселенной. По этим и некоторым политическим причинам тираж книги был очень маленьким, и эта книга быстро стала большой редкостью. Сейчас известно всего пять копий.

Потом была переведена книга Бернара де Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», которая была одной из лучших книг, популяризирующих тогдашний научный взгляд на мир. Появились и переводы учебников по географии и картографии. Все эти книги способствовали изменению представлений о мире в сознании наиболее образованных русских людей. Любопытно, что в переводах и первых русских работах по географии всячески подчеркивалось, что Россия является частью европейского континента. Еще в начале XVIII века восточная граница Европы была расплывчата и ассоциировалась, главным образом, с Крымом, Доном и Москвой как городом, лежавшим на границе между Европой и Азией. С подачи историка Василия Татищева русские географы стали проводить мысль о том, что границей между Европой и Азией являются Уральские горы. Россия должна была стать частью Европы как в культурном, так и в чисто географическом смысле.

Петр не придавал истории и другим гуманитарным наукам такого же значения, как математике и географии. Он считал историю, прежде всего, политическим инструментом. Наиболее влиятельным историком в начале XVIII века был немец Самуэль Пуфендорф, чьи сочинения были опубликованы в России в 1718 году. Русским издателям пришлось объяснять читателю, что означают такие понятия как «монархия», «аристократия», «демократия» и т. п. Пуфендорф отзывался весьма пренебрежительно о «Московии» и составил довольно поверхностную историю этой страны. Немецкий историк говорил об отсталости русской земли и о рабском состоянии ее народа, но Петр велел оставить в книге все как есть в назидание. Впрочем, важно, что Пуфендорф давал чисто светский взгляд на происхождение народов и государств. Видимо, Петр проектировал его книгу как некий контекст, в который будет вписана история России. Пуфендорф оказал большое влияние на первого русского историка Василия Татищева, а равно и на все поколение историков XVIII века.

Таким образом, Петр и его сотрудники открыли русским мир науки. Переводы зарубежных научных трудов вызывали множество вопросов и проблем. Необходимо было с нуля разработать научный язык, подобрать термины, которые прежде просто не существовали. У многих переводчиков было что-то вроде внутренней преграды. Перевести научный текст, написанный на латыни или немецком, на «общенародный диалект российский» казалось чем-то немыслимым, но Петр настаивал, чтобы именно так и поступали. В этом тоже ярко проявилась его роль.

Архитектура и скульптураКультура россии при петре 1» class=»alignleft» />Править

968590 1

Петропавловский собор.

В начале XVIII века в искусстве продолжает господствовать стиль барокко. Этот стиль поощрялся в Западной Европе католической церковью с начала XVII века и должен был служить антитезой простоте и сдержанности протестантских храмов. Барокко был вычурным, экстравагантным стилем, с обилием деталей и орнамента. Для архитектуры барокко характерен простой объем зданий, который пышно украшался позолотой, пилястрами и характерными барочными картушами. Впрочем, в Голландии и германских государствах вскоре развилось свое протестантское барокко. Именно на него ориентировался Петр. В этом стиле стали строить здания новой столицы — Санкт-Петербурга.

Петра привлекала возможность построить город с чистого листа. Петербург с его прямыми улицами, четкой планировкой и предписанием определенного фасада для определенных категорий горожан должен был стать образцом для остальной России. Большинство строителей Петербурга были приглашенными европейскими архитекторами из разных стран, что предопределило причудливую смесь итальянского, немецкого и голландского в облике столицы. Для строительства Петропавловской крепости Петр пригласил итальянского архитектора Доменико Трезини. Главным украшением крепости был Петропавловский собор с острым высоким шпилем. Церковь представляла в плане базилику, то есть вытянутый к алтарю храм без четкого центра. Это было не свойственно православным храмам.

В 1710 году этот же архитектор выстроил для Петра Летний дворец недалеко от Петербурга. Царь задумывал свою новую загородную резиденцию Петергоф как аналог Версаля. Французский архитектор Жан-Батист Леблон разбил для него регулярные сады, устроил фонтаны, украшенные скульптурой. У Трезини, Леблона и других мастеров стали учиться русские ученики, которые в 1720-е годы начали получать первые самостоятельные заказы.

В Италии были заказаны статуи для петербургского Летнего сада, которые аллегорически изображали Истину, Милосердие и т. п. Обнаженные женские фигуры, в которых сочеталось эротическое и интеллектуальное, стали посланницами нового, невиданного в православной стране искусства скульптуры.

Петр сосредотачивал все свои архитектурные усилия в Петербурге, так что другие города оставались практически не затронуты новыми веяниями. В Москве продолжались традиции зодчества XVII века, а в 1714 году в Кижах была закончена знаменитая деревянная церковь Преображения. В целом, русские города, не говоря уже о деревнях, сохранили свой допетровский облик и характер жизни.

ИскусствоКультура россии при петре 1» class=»alignleft» />Править

Как и многие другие новшества, изобразительное искусство интересовало Петра лишь с практической точки зрения. Оно нужно было преобразователю, чтобы прославлять русскую армию, флот, их создателя и его двор.

Видом изобразительного искусства, наиболее соответствующим поставленной задаче, была гравюра. То есть вырезанное на поверхности (обычно на деревянной доске) изображение, которое потом отпечатывалось на бумаге. Поскольку гравюра позволяла тиражировать нужное изображение практически бесчисленное количество раз, именно гравюра пережила настоящий расцвет в петровскую эпоху. Производством гравюр руководили голландцы Адриан Шхонебек и Питер Пикарт. С ними работали русские мастера, в том числе Иван и Алексей Зубовы.

Портрет Анны и Елизаветы

Каравак Л. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717

Два главных живописца при дворе Петра были Луи Каравак и Готфрид Даннауэр. Оба написали портреты Петра при Полтаве. Помимо этого, Каравак внес в русское искусство тему эротизма, написав в 1717 году двойной откровенный портрет дочерей Петра Анны и Елизаветы. Разумеется, невозможно себе представить, чтобы кто-нибудь в России до Петра решился изображать обнаженных женщин для помещения на стены комнат. Однако обнаженные фигуры Афродит, Диан, аллегорических фигур и т. п. вскоре стали привычными.

Как и архитекторы, иностранные живописцы брали на обучение русских, главным образом, бывших иконописцев. Один из них, Иван Никитин был отправлен Петром в Италию учиться живописи. К сожалению, известно всего две работы подписанные Никитиным, остальные ему приписываются с той или иной степенью вероятности.

Театр и инструментальная музыка оставались развлечениями доступными только узкому кругу лиц вокруг Петра. Представления и концерты устраивались при дворе или в доме наиболее видных вельмож, например, Меншикова. Литература петровской эпохи также не богата достижениями, что, вероятно, объясняется необычайным динамизмом жизни и сильной занятостью как потенциальных писателей, так и потенциальных читателей. Наиболее значительным автором начала XVIII века был Феофан Прокопович, епископ, видный член Синода и сторонник петровских реформ, в том числе и церковных. Стихи, речи и другие произведения Феофана были посвящены, главным образом, прославлению Петра I и доказательствам первенства светской власти над духовной.

АссамблеиКультура россии при петре 1» class=»alignleft» />Править

Петровские реформы предполагали не только европеизировать русскую культуру и ввести русских людей в мир европейской науки, но и переделать быт русской знати на европейский манер.

Ad971e7f305e348a1b0a87c55dbf32d1

В 1717 году появилась книга «Юности честное зерцало», учебник этикета, выполненный по французским образцам, снабженный изрядным количеством русских поговорок. «Зерцало» должно было научить молодых людей быть придворными и галантными кавалерами: «Младый шляхтич, или дворянин, ежели в обучении своем совершен, а наипаче в языках, конной езде, танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может… прямым придворным человеком быть». Примечательно, что был раздел и для девушек. Всего было отпечатано 2 478 копий, причем, судя по всему, 1 859 копий было продано. Это говорит о том, что русские дворяне понимали необходимость учиться светским манерам.

В следующем после издания «Зерцала» 1718 году Главная полицеймейстерская канцелярия предписала устраивать в Петербурге ассамблеи. Пояснялось, что ассамблеи это собрание, предназначенное для увеселений и для ведения дел. Предписывалось, во сколько следует начинать и заканчивать ассамблеи. Полиция следила за соблюдением приказа веселиться по-европейски. Разрешалось непринужденно разговаривать, играть в карты или в шахматы, умеренно выпивать и танцевать. Впервые мужчины должны были проводить досуг в обществе дам, отдавая им должное почтение. Таким образом, ассамблеи выводили знатную русскую женщину из теремного затворничества. Не далек уже был «век женщин и их нежного господства над манерами и обычаями», как выразились братья Гонкур.

Источник: mireahistory.wikia.org


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.