Кто ввел крепостное право в россии

Крепостное право в России

19 февраля 1861 года в России закончилось рабство: Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. «Медуза» попросила просветительский проект InLiberty, который считает тот день одной из семи ключевых дат в истории России, ответить на стыдные вопросы о крепостном праве.

Крепостное право — это рабовладение?

Да, как минимум для многих современников крепостного права. В знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев писал: «Земледельцы и доднесь между нами рабы; мы в них не познаем сограждан нам равных, забыли в них человека».

Было ли крепостное право похоже на американское рабовладение? Не совсем. Закон формально (но далеко не всегда на практике) защищал крепостных от чрезмерных поборов и насилия владельца. Крепостные, в отличие от рабов, которые находились в полной личной собственности владельца, содержали себя сами, отдавая часть своего дохода — деньгами или продуктами — владельцам земли, к которой были прикреплены.

Слово «рабство» со временем заменяют «крепостным состоянием», а затем — «крестьянским вопросом». Однако сути дела это не меняет — если человека можно купить или проиграть в карты, для описания его статуса не нужно искать сложных слов.

В основе крепостного права не было какого-то одного закона, оно складывалось постепенно и в итоге так глубоко укоренилось в сознании и повседневной жизни людей, что помыслить иное положение вещей для многих было очень сложно. В том числе поэтому его было так трудно отменить. Можно сказать, что крепостное право было следствием специфической ситуации с собственностью в России: вся земля принадлежала князю и раздавалась в качестве вознаграждения за военную или гражданскую службу. Крестьяне, жившие и работавшие на этой земле, закреплялись (именно отсюда происходит слово «крепостной») за ее хозяином. Окончательно крепостное право сложилось к середине XVII века — по Соборному уложению 1649 года владельцы земли получили право на бессрочный розыск беглых крестьян. Так у крестьян появились хозяева.

Практики продажи крестьян без земли Уложение еще не фиксирует, но у государства того времени не было ни необходимости, ни желания ей препятствовать. Уже в конце XVII века продажа, обмен или дарение людей стали обычным делом.

Сколько людей в России были крепостными? Крепостными были только подданные Российской империи или можно было себе купить африканских рабов?

К 1861 году в России 23 миллиона крепостных крестьян. Были и другие — «государственные», прикрепленные к земле, которая принадлежала казне, или «удельные», принадлежавшие императорской семье. По данным ревизии 1857 года, их было еще 29 миллионов человек, а всего в стране проживало немногим больше 60 миллионов. В некоторых губерниях крепостных было почти 70%, как в Смоленской и Тульской, в других их почти нет (в Сибири крепостных — около 4 тысяч человек).

Николай Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого»

Закон никак не регламентировал владение чернокожими рабами, хотя известно, что в аристократических семьях в XVIII веке было модно иметь чернокожих слуг. Однако поскольку юридически института «рабства» в империи не существовало, находились они на положении лично зависимых домашних слуг, то есть дворовых. Впрочем, некоторые выходцы из Африки имели и статус свободных людей. Все знают про прадеда Пушкина, «арапа» Петра I Абрама Петровича Ганнибала, который служил царю в качестве секретаря и камердинера, а затем дослужился и до одного из высших генеральских чинов.

Крепостного можно было бить — и ничего не будет? А разделять семьи? А насиловать?

Битье крепостных было скорее в порядке вещей. Закон формально запрещал жестокое обращение с крепостными, но правительство закрывало на это глаза.

Со времен Елизаветы Петровны дворяне получили право наказывать крепостных, ссылая их в Сибирь, и это была распространенная практика. В 1827–1846 годах помещики сослали в Сибирь почти четыре тысячи человек. Сосланные засчитывались за рекрутов, то есть помещик был волен «очищать» свои владения от тех, кто ему не нравился, и еще и ничего при этом не терять.

Телесные наказания крепостных (особенно порка) были широко распространенной практикой. Свод законов 1832–1845 годов смягчил возможные наказания крепостных — за помещиками оставили следующие: розги — до 40 ударов, палки — до 15 ударов, заключение в сельской тюрьме до 2 месяцев и в смирительном доме до 3 месяцев, отдача в арестантские роты на срок до 6 месяцев, а также в рекруты и удаление навсегда из имения с предоставлением в распоряжение местной государственной администрации.

Государство наказывало помещиков за злоупотребление властью и крестьян за неповиновение примерно в одинаковых масштабах — в 1834–1845 годах по всей России было осуждено 0,13% крестьян и 0,13% помещиков от общего числа тех и других в стране.

Перечислять разнообразные способы издевательств не хочется — достаточно сказать, что среди них — изнасилования, домашняя пыточная, домашний тир с непосредственным участием крепостных, травля собаками и так далее. Но особые зверства и садизм были скорее исключением. Здесь больших «успехов» добилась помещица Дарья Салтыкова, замучившая разными способами несколько десятков крепостных. Среди излюбленных средств наказаний были порка, обливание кипятком, горячие щипцы для завивки волос, вырывание волос, а также избиение провинившихся поленом.

Екатерина II решила сделать из следствия по делу Салтыковой пример. Следствие велось в отношении 138 возможных убитых и покалеченных крестьян, точно доказанными считались 38 смертей от руки Салтыковой. Приговор писала сама императрица — после публичного наказания у позорного столба Салтыкову поместили в монастырь, где она и умерла, проведя в заточении 33 года.

Крепостной мог быть богатым человеком? Как можно описать уровень жизни среднего крепостного крестьянина? Мог ли он сам себя выкупить и перестать быть крепостным?

История знает примеры разбогатевших крестьян. Одним из них был крепостной Николай Шипов, оставивший после себя мемуары (это большая редкость). Шипов обладал, судя по всему, немалым предпринимательским талантом: вместе с другими крестьянами из своей слободы Шипов перевелся на оброк и отправился в башкирские степи, чтобы покупать и перегонять оттуда стада овец. Это принесло ему такой доход, что он — вместе с другими крестьянами — предложил помещику выкупиться из зависимости. Барин отказался. Шипов вспоминал:

«Однажды помещик, и с супругою, приехал в нашу слободу. По обыкновению богатые крестьяне, одетые по-праздничному, явились к нему с поклоном и различными дарами; тут же были женщины и девицы, все разряженные и украшенные жемчугом. Барыня с любопытством все рассматривала и потом, обратясь к своему мужу, сказала: „У наших крестьян такие нарядные платья и украшения; должно быть, они очень богаты, и им ничего не стоит платить нам оброк“. Недолго думая, помещик тут же увеличил сумму оброка. Потом дошло до того, что на каждую ревизскую душу падало вместе с мирскими расходами свыше 110 руб. асс<игнациями> оброка».

Слобода, в которой жил Шипов, платила помещику 105 тысяч рублей ассигнациями в год. Это огромная сумма — по ценам начала XIX века, времени, о котором рассказывает Шипов, крепостного можно было купить за 200–400 рублей рублевыми ассигнациями (за 125 рублей Пущин в это время купил телегу, а Пушкин получил за «Евгения Онегина» 12 тысяч рублей гонорара).

В книге «Беседы о русской культуре» Юрий Лотман приводит эпизод из воспоминаний Николая Шипова и пишет:

«Интересно, однако, что помещик стремится не столько к своему обогащению, сколько к разорению крестьян. Их богатство его раздражает, и он готов идти на убытки ради своего властолюбия и самодурства. Позже, когда Шипов убежит и начнет свою „одиссею“ странствий по всей России, после каждого бегства с необычайной энергией и талантом вновь изыскивая способы развивать начинаемые с нуля предприятия, организовывая торговлю и ремесла в Одессе или в Кавказской армии, покупая и продавая товары то у калмыков, то в Константинополе, живя то без паспорта, то по поддельному паспорту, — барин будет буквально разоряться, рассылая по всем направлениям агентов и тратя огромные деньги из своих все более скудеющих ресурсов, лишь бы поймать и жестоко расправиться с мятежным беглецом».

С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупаться у помещиков сразу целыми деревнями и вместе с землей. За время царствования Александра I была заключена 161 сделка и освобождено около 47 тысяч человек мужского пола, или менее 0,5% всего крестьянского населения. За 39 лет, с 1816 по 1854 год, свободу получили 957 тысяч человек. Как пишет историк Борис Миронов, всего за первую половину XIX века коллективно и индивидуально от крепостного права освободились около 10% помещичьих крестьян. В 1842–1846 годах, в период новых скромных попыток законодательно облегчить жизнь крепостных, крестьяне получили право выкупаться на волю как при согласии помещика, так и без его согласия, правда лишь в том случае, если помещичье имение продавалось на аукционе.

Константин Маковский «Крестьянский обед в поле»

Почему часть общества считала, что крепостные — это в порядке вещей? Какие у этого могут быть аргументы? А были случаи, что крестьяне хотят оставаться крепостными?

На самом деле разговор о том, что крепостное право аморально и неэффективно, начинается довольно рано. Екатерина II разделяла мнение, что человек не может владеть человеком, при Александре I дискуссия принимает еще более очевидный оборот, а ко времени царствования Александра II в необходимости отмены крепостного права уже почти никто не сомневался, спорили в основном об условиях и сроках. Другое дело — что сто лет дискуссии о крепостничестве никак не приводили к ощутимым результатам. Аргументов тут было несколько: и пресловутая неготовность людей к свободе, и экономическая сложность процесса (неясно было, где крестьянам взять деньги на выкуп), и размер империи.

Попадались случаи совсем причудливой логики. В 1803 году Дмитрий Бутурлин, дипломат и вольтерьянец, пишет: «Есть что-то такое отеческое и нежное во взаимных отношениях барина и крепостного, в то время как отношения хозяина и нанятого слуги кажутся мне чисто корыстными. Свободный рынок — это обмен услуг на мои деньги, и, едва заплатив, я нахожу, что полностью освобожден от любых обязательств, поскольку выполнил все, что обещал. Мимолетная сделка, которая проходит, не оставляя по себе малейшего следа. Она не несет ни для одной из сторон ни воспоминаний о прошлом, ни надежды на будущее. Наш обычай велит признавать за детьми услуги, оказанные их отцами, — вот вам и прошлое. Обеспечивать существование старым слугам, которые не трудятся уже по возрасту, — вот и будущее. Все это куда человечнее и добрее, чем простой денежный рынок».

К середине XIX века к дискуссии императорского дома и либерального дворянства подключается даже охранка. С 1827 года созданная Николаем I политическая полиция готовит для императора ежегодный отчет о положении в стране. Если читать эти отчеты подряд, хорошо видно, с какой скоростью отношение к «крестьянскому вопросу» менялось в среде высшей российской бюрократии:

  1. 1827 год. Среди крестьян циркулирует несколько пророчеств и предсказаний: они ждут своего освободителя, как евреи своего Мессию, и дали ему имя Метелкина. Они говорят между собой: «Пугачев попугал господ, а Метелкин пометет их».
  2. 1839 год. Толки всегда одни и те же: царь хочет, да бояре противятся. Дело опасное, и скрывать эту опасность было бы преступлением. Простой народ ныне не тот, что был за 25 лет перед сим. <…> Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством…
  3. 1847 год. …Главным предметом рассуждений во всех обществах была непонятная уверенность, что Вашему Величеству непременно угодно дать полную свободу крепостным людям. Эта уверенность поселила во всех сословиях опасение, что от внезапного изменения существующего порядка вещей произойдут неповиновения, смуты и даже самое буйство между крестьянами.
  4. 1857 год. Дворяне беспоместные, писатели и люди разных сословий… все с восторгом прославляют мысль об уничтожении крепостного права. Они доказывают — и весьма справедливо, — что положение крепостного человека есть состояние неестественное, противное разуму и христианской вере, что человек в рабстве перестает быть человеком и делается вещью…

Сами крепостные относились к происходящему по-разному: 23 миллиона человек довольно сложно считать однородной группой. Среди крепостных были более или менее предприимчивые люди, более или менее готовые к радикальной смене в своей каждодневной жизни, более или менее знающие, что делать дальше; были те, кто любил своих господ и предпочитал продолжать службу.

Крестьянскую реформу называют «ущербной» и видят в этом одну из предпосылок революции. Что в ней было ущербного? Это вообще хорошая реформа или плохая?

Манифест и «Положение о крестьянах» даровали крепостным личную свободу, но являлись компромиссными (и потому половинчатыми) результатами почти четырехлетней работы над законопроектом губернских комитетов, специально учрежденного Главного комитета по крестьянскому делу и так называемых Редакционных комиссий (предполагалось, что комиссий будет две — общая и региональная, но на самом деле работа шла в одной комиссии, которой от первоначального замысла досталось множественное число в названии).

Реформа считалась для царской России почти безупречной: более-менее впервые в процесс были вовлечены совсем разные люди с разными идеологическими взглядами — Александру II было важно, чтобы инициатива реформы исходила не от него, а от дворян. Так она и началась: 30 марта 1856 года, выступая перед уездными и губернскими предводителями московского дворянства, Александр в первый раз пытается внушить им эту мысль: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Так начинается реформа — не вполне снизу, но настолько, насколько можно себе представить: роль инициаторов реформы берут на себя литовские дворяне, отчасти вдохновленные самим императором через виленского генерал-губернатора Владимира Назимова. 20 ноября 1857 года, в ответ на прошение дворян, император направляет Назимову рескрипт, разрешающий дворянству заняться разработкой проектов «об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», что предполагало создание в губерниях специальных комитетов во главе с дворянским предводителем.

Григорий Мясоедов «Чтение Положения 19 февраля 1861 года»

Законы 19 февраля 1861 года дали крестьянам основные гражданские права и освободили их от унизительной личной зависимости от помещиков. Но вот найти простое решение земельного вопроса реформаторам не удалось. Предполагалось, что крестьяне могут выкупить у помещика надел земли, получив на 49 лет от государства ссуду под 6% годовых. Но до перехода на выкуп бывшие крепостные считались «временнообязанными», то есть, по сути, «арендовали» землю у помещика и продолжали платить за нее плату в виде барщины или оброка. Переход к выкупу земли занял в целом более 20 лет — с 1883 года оставшиеся временнообязанные в основном переводились на выкуп принудительно.

Дополнительную пикантность ситуации придавало и то, что, освободившись по манифесту 1861 года от помещиков, крестьяне остались «зависимы» от крестьянской общины, которая регламентировала их хозяйственную деятельность, часто запрещала переезжать (из-за круговой поруки в платеже податей и выкупных платежей) и так далее.

Возможность получить землю в настоящую личную собственность и оставить ее в наследство своим детям пришлось ждать очень долго — до закона 14 июня 1910 года.

Была ли реформа «плохой» или «хорошей»? Наверное, можно себе представить какой-то более правильный процесс с более точным результатом, но очевидно одно: после 19 февраля людей уже нельзя продать и купить — и это ее главный итог. Говорят, что окончательно крестьяне освободились в 1974 году, когда им впервые дали паспорта, говорят, что реформа и ее неполноценность явились предпосылками революции 1917 года, — это все так, но где-то должно быть начало, и это начало — 19 февраля, когда в России наконец отменили рабство.

«Медуза» и InLiberty благодарят за консультацию Игоря Христофорова, профессора Высшей школы экономики и старшего исследователя Принстонского университета, и старшего научного сотрудника НИУ ВШЭ Елену Корчмину

Источник: scisne.net

Зарождение крепостничества на Руси

«Русская правда»

Историки склоняются к мысли, что зависимость крестьян от феодалов зародилась в правление Ярослава Мудрого, когда главным сводом законов была «Русская правда», чётко разграничившая общественные отношения между слоями населения.

Во время монголо-татарского ига феодальная зависимость несколько ослабла из-за раскола Руси. В XVI веке крестьяне обладали некоторой свободой, однако им запрещалось переходить с места на место до тех пор, пока не внесена плата за пользование земельным наделом. Права и обязанности крестьянина прописывались в договоре между ним и собственником земли.

Это интересно: внутренняя и внешняя политика Александра 1, её значение в истории.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

С правлением Ивана III положение крестьян резко ухудшилось, так как он на законодательном уровне стал ограничивать их права. Сначала крестьянам запретили переходить от одного феодала к другому кроме недели до и недели после Юрьева дня, затем разрешили покидать его только в определённые годы. Зачастую крестьянин становился неоплатным должником, продолжая брать взаймы у землевладельца хлеб, деньги, сельскохозяйственные орудия и попадая в кабалу к своему кредитору. Единственным выходом из такой ситуации было бегство.

Крепостной — значит прикреплённый

Существовал указ, по которому беглых крестьян, не внёсших платы за пользование земельным участком, надлежало разыскивать и возвращать на прежнее место жительства и работы. Сначала срок сыска беглых составлял пять лет, затем, с воцарением Романовых и приходом к власти царя Алексея Михайловича, увеличился до пятнадцати, а окончательно закрепило зависимость крестьян «Соборное уложение» 1649 года, предписывающее крестьянину оставаться на всю жизнь в том населённом пункте, к которому он был прикреплён по результатам переписи населения, то есть становился «крепок». Если крестьянин «в бегах» выдавал замуж дочь, найденную семью в полном составе возвращали к прежнему помещику.

Это интересно: что такое “аракчеевщина“, определение термина.

На рубеже XVII—XVIII вв. еков сделки купли-продажи крепостных между помещиками стали обыденностью. Крепостные утратили юридические и гражданские права и оказались в рабстве.

Души — живые и мёртвые

Больше всего ужесточилось крепостничество во времена Петра I и Екатерины I. I. Отношения между крестьянином и помещиком уже не строились на основании договора, они были закреплены правительственным актом. И холопы, и закупы перешли в категорию крепостных людей, или душ. Поместья стали передаваться по наследству вместе с душами. Они были бесправными — их позволялось женить, продавать, разлучать родителей с детьми, применять телесные наказания.

Интересно знать: Стояние на реке Угре при князе Иване III.

Попытки облегчить участь крепостных

Кто отменил крепостное право в России в 1861 г.Первая попытка ограничить и впоследствии отменить рабство была предпринята российским императором Павлом I в 1797 году.

В своём «Манифесте о трёхдневной барщине» государь ввёл юридические ограничения на использование труда крепостных: на благо царского двора и господ следовало работать три дня в неделю с обязательным воскресным выходным. Ещё три дня оставались крестьянам, чтобы работать на себя. В воскресенье предписывалось посещать православный храм.

Пользуясь неграмотностью и непросвещённостью крепостных, многие помещики игнорировали царский законодательный акт и заставляли крестьян трудиться неделями, зачастую лишая их выходного дня.

Крепостничество было распространено не на всей территории государства: его не было на Кавказе, в казачьих областях, ряде азиатских губерний, на Дальнем Востоке, Аляске и в Финляндии. Многие прогрессивные дворяне стали задумываться о его отмене. В просвещённой Европе рабства не существовало, Россия отставала от европейских стран по уровню социально-экономического развития, потому что отсутствие труда вольнонаёмных рабочих тормозило промышленный прогресс. Крепостнические хозяйства приходили в упадок, а среди самих крепостных крестьян нарастало недовольство, переходящее в бунты. Таковы были предпосылки отмены крепостного права.

Это интересно: Юрий Долгорукий – краткая биография правителя Руси.

В 1803 году Александр I издал «Указ о вольных хлебопашцах». Согласно указу, крестьянам позволялось за выкуп заключать с помещиком договор, в соответствии с которым можно было получить свободу и земельный участок в придачу. В случае если обязательства, данные крестьянином, не выполнялись, его могли принудительно вернуть барину. В то же время помещик мог отпустить крепостного и безвозмездно. Стали запрещать продавать крепостных на ярмарках, а позже при продаже крестьян не разрешалось разлучать семьи. Однако полностью отменить крепостничество Александру I удалось лишь в Прибалтике — остзейских губерниях Эстляндии, Лифляндии и Курляндии.

Крестьяне всё больше надеялись на то, что их зависимость временная, и переносили её с христианской стойкостью. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон Бонапарт надеялся с триумфом войти в Россию и увидеть встречавших его как освободителя крепостных крестьян, именно они дали ему мощный отпор, объединившись в ряды ополчения.

Упразднить крепостное право пытался и император Николай I, для чего по его указанию были созданы специальные комиссии, издан закон «Об обязанных крестьянах», в соответствии с которым у крестьян появлялась возможность быть освобождёнными помещиком, последний при этом должен был выделить участок земли. За пользование наделом крестьянин обязан был нести повинность в пользу землевладельца. Однако этот закон не был признан основной массой дворян, не желающих расставаться со своими рабами.

Нерешительность Николая I в этом вопросе историки объясняют тем, что после восстания декабристов он опасался подъёма народных масс, который, по его мнению, мог случиться, если предоставить им долгожданную свободу.

Ситуация всё больше усугублялась: экономическое положение России после войны с Наполеоном было шатким, труд крепостных был непроизводительным, а в голодные годы помещикам ещё и приходилось их содержать. Отмена крепостного права была уже не за горами.

Это интересно: первый созыв Генеральных штатов во Франции.

Государь-освободитель

«Уничтожить сверху»

Государь Александр 1Со вступлением на престол в 1855 Александра I. I. , сына Николая I, произошли значительные перемены. Новый государь, отличавшийся политической дальновидностью и гибкостью, сразу стал говорить о необходимости решить крестьянский вопрос и провести реформы: «Лучше уничтожать крепостное право сверху, чем оно начнёт уничтожаться снизу».

Понимая необходимость поступательного движения России, развития в государстве капиталистической системы, формирования рынка труда наёмных рабочих и в то же время сохранения устойчивого положения самодержавного строя, Александр I. I. в январе 1857 года создал Секретный комитет, переименованный позже в Главный комитет по крестьянским делам, который начал подготовку к постепенному освобождению крепостных.

Причины:

  • кризис крепостнической системы;
  • проигранная Крымская война, после которой особенно усилились народные волнения;
  • необходимость становления буржуазии как нового класса.

Причины отмены крепостного праваЗначимую роль играла моральная сторона вопроса: многие дворяне, имеющие передовые взгляды, были возмущены пережитком прошлого — узаконенным рабством в европейском государстве.

В стране шло широкое обсуждение планируемой крестьянской реформы, главной идеей которой было предоставить крестьянам личную свободу.

Земля по-прежнему должна была оставаться во владении помещиков, но они обязаны были предоставлять её в пользование бывшим крепостным за отбывание барщины или уплату оброка, пока те не смогут её окончательно выкупить. Аграрное хозяйство страны должны были составлять крупные помещичьи и мелкие крестьянские хозяйства.

В каком году отменили крепостное право

В каком году было отменено крепостное правоГод отмены крепостного права — 1861. Именно в этом году, 19 февраля, в Прощёное воскресенье, в шестую годовщину восшествия на престол Александра I. I. , был подписан документ «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» — Манифест об отмене крепостного права.

Главные положения документа:

  • Главные положения манифеста об отмене крепостного правакрепостные получали полную юридическую независимость, наделялись правами и назывались «свободными сельскими обывателями»;
  • все имущество крестьян, включая дома, сельскохозяйственные постройки, становилось их собственностью;
  • земля оставалась в собственности дворян, но они должны были предоставлять её в аренду крестьянам;
  • за пользование наделом крестьянин обязан был уплатить как помещику, так и в государственную казну;
  • размер земельного надела и сумма оплаты устанавливались уставной грамотой, которую составляли на каждое имение и проверяли независимые посредники;
  • крестьянин мог полностью выкупить землю у помещика, взяв на это средства «в долг» у государства на 49 лет под 6 процентов годовых (до этого момента он считался «временно обязанным»);
  • вводилось крестьянское общественное управление в виде сельского и волостного судов.

Провозглашение Манифеста перед народом

Александр II лично провозгласил Манифест перед народом в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. Государя стали называть Освободителем. Вчерашним крепостным, освободившимся от опеки помещика, крестьянская реформа 1861 года позволяла переезжать на новое место жительства, вступать в брак по собственной воле, учиться, устраиваться на работу и даже переходить в мещанское и купеческое сословия. С этого момента, считают учёные, у крестьян появились фамилии.

Последствия реформы

Провозглашение Манифеста перед народомОднако восторг, с которым был встречен манифест, быстро угас. Крестьяне ожидали полного освобождения и были разочарованы тем, что приходилось носить ярлык «временно обязанных», требуя выделить им земельные наделы.

Чувствуя себя обманутыми, люди стали устраивать бунты, для подавления которых царём были направлены войска. В течение полугода вспыхнуло более тысячи восстаний в разных уголках страны.

Земельные участки, выделяемые крестьянам, были недостаточно большими, чтобы прокормиться и получать с них доход. В среднем на одно хозяйство приходилось по три десятины земли, а для его рентабельности требовалось пять-шесть.

Помещики, лишённые бесплатной рабочей силы, были вынуждены механизировать сельскохозяйственное производство, однако не все были к этому готовы и многие попросту разорились.

Были освобождены и так называемые дворовые люди, не имевшие имущества и не наделявшиеся землёй. Их было в то время около 6 процентов от общего числа крепостных. Такие люди оказались практически на улице, без средств к существованию. Кто-то уходил в города и устраивался на работу, а кто-то становился на путь преступлений, промышляя разбоем и грабежом, занимаясь терроризмом. Известно, что через два десятилетия после провозглашения Манифеста народовольцы из числа потомков бывших крепостных убили государя-освободителя Александра I. I. .

Но в целом реформа 1861 года имела огромное историческое значение:

  1. Стали развиваться рыночные отношения, характерные для капиталистического государства.
  2. Сформировались новые социальные слои населения — буржуазия и пролетариат.
  3. Россия пошла по пути преобразования в буржуазную монархию, чему способствовало принятие правительством других важных реформ, в том числе Конституции.
  4. Стали стремительно строиться заводы и фабрики, промышленные предприятия, чтобы прекратить недовольство людей и их рабочими местами. В связи с этим наметился рост промышленного производства, что поставило Россию в один ряд с ведущими мировыми державами.

Источник: obrazovanie.guru

Крепостное право – суть терминологии

Крепостное право — это (кратко) форма зависимости крестьян, при которой они прикреплены к земле и подчинены административной и судейской власти помещика (далее по тексту КК – крепостной крестьянин).

Что такое крепостное право, определение расширенное — совокупность юридических норм, свойственных феодальным государствам, при которых крестьянское сословие оказывается в полной и неоспоримой зависимости, включая следующие признаки, соответствующие понятию крепостное право:

  1. КК запрещено покидать «свой» надел.
  2. Нарушение первого пункта влечет пожизненный сыск.
  3. Дети, внуки, племянники и прочие потомки и родственники КК получают тот же статус согласно правилам преемственности.
  4. Невозможность приобретения недвижимости или надела КК.
  5. В редких случаях феодалам позволялось приобретать людей без земли.

Когда началось крепостное право на Руси?

Единого мнения о том, когда появилось крепостное право на Руси, среди историков и исследователей нет до сих пор. Одни считают, что эта система правоотношений начала закладываться со времени становления древнерусского государства (XI век), другие утверждают, что начало крепостного права на Руси было положено лишь после возвышения Москвы, которое произошло в XV веке.

Этапы складывания крепостного права

Первые несколько веков существования Руси, действительно, можно назвать периодом, когда закладывались предпосылки для развития крепостного права. Во-первых, на огромной территории не хватало рабочих рук – мужчины гибли в войнах, целые деревни вымирали от инфекций, а голод и нищета становились лишь дополнительными факторами, приводившими к опустошению земель.

Во-вторых, высшие сословия должны были отдавать часть своих доходов в пользу казны, если работников не хватало, значит, и доходы падали. Все это требовало привлечения новых жителей, а их не было.

Так, кратко выглядит предыстория.

Кто ввел крепостное право в россии

Разберем этапы складывания крепостного права в России более подробно.

Документальное закрепление происходило в несколько этапов:

  • Судебник княжеский 1497 года. Согласно этому документу в России вводился Юрьев день – 26 ноября. Если КК пожелает покинуть помещика и перейти к другому, сделать это можно только один раз в году. В этом же документе оговаривался размер подати, который КК обязан был платить барину, пожилого — своеобразных «откупных» при уходе от хозяина, и барщины (вознаграждение за работу на хозяина);
  • 1581 год, установление «Заповедных лет» или Указ царя Федора Иоанновича об отмене права выхода. Этот этап закрепления крепостного права на Руси вызывает самое большое количество споров. Противники утверждают, что текст документа найден не был, а сами КК к этому времени уже превратились практически в рабов. Сторонники противоположной теории более лояльны, считая, что до отмены права перехода наблюдалась определенная текучесть среди простого люда, ее можно отследить по записям в монастырских книгах. Как только Указ был введен, переходов больше не наблюдалось;
  • 24 ноября 1597 года. Каждый господин получил право разыскивать своих КК в течение пяти лет после совершенного последними побега;
  • 9 марта 1607 года. Устанавливается обязательный пятнадцатилетний сыск КК;
  • Соборное Уложение 1649 года. Наиболее близким к истине ответом на вопрос: кто ввел крепостное право? — можно считать – царь Алексей Михайлович. Именно он утвердил документ, согласно которому КК полностью теряли право покидать своего хозяина, прикреплялись к земле, а принадлежность к тому или иному помещику передавалась по наследству.

Чем крепостное право отличается от рабства?

Несмотря на то что КК практически утратили какие-либо права, их роль в жизни государства была весьма значительна (111 глав Соборного Уложения 1649 года было посвящено именно крестьянам).

Помещики должны были отвечать за своих КК во всех случаях, кроме совершения подчиненными разбоев, убийств и прочих злодеяний. В этих случаях их судили согласно действующему законодательству.

Кроме того, с высочайшего позволения хозяина КК могли иметь семьи, жениться/выходить замуж, заводить детей.
Отличительной чертой крепостного права является отсутствие законодательных прав на жизнь КК (сплошь и рядом это нарушалось). Кроме того, если помещик приобретал КК, он обязан был предоставить ему участок земли и предметы, которыми он бы смог ее возделывать.

Рабы законодательно принадлежали только человеку, купившему их. Раб для хозяина был идентичен вещи.
Еще одно отличие крепостного права от рабства – в голодные годы помещик должен был кормить своих КК, дабы они не погибли, а убивать крестьян было строжайше запрещено законом.

Кто ввел крепостное право в россии

Крепостное право как исторический феномен

Несмотря на то что явление, затронувшее миллионы людей, имело множество исторических предпосылок, большая часть специалистов склоняется к тому, что помещики выживали и богатели на рабском труде простого люда, практически не имевшего никаких прав. КК убивали, судили без следствия, заставляли голодать, били и пр. И большая часть подобных беззаконий оставалась безнаказанной.

Более лояльные к крепостному праву, как к историческому явлению, ученые утверждают, что такой уклад был единственно возможным, и планомерное закрепощение происходило в целях спасения не только государства, но и самих крестьян, как сословия.

В завершение приведем несколько интересных фактов о крепостном праве:

  • однозначного ответа на вопрос: кто ввел крепостное право на Руси? – не существует;
  • исследователи, в том числе и иностранные, утверждают, что русский крестьянин XVII—XVIII века жил намного лучше и зажиточнее, чем простой люд во Франции, Германии, Польше и других европейских странах того же периода;
  • несмотря на расхожее мнение о том, что все крестьяне страны были крепостными, это было далеко не так. Например, в 1796 году крепостными были лишь 53% крестьянского сословия, а в 1857 году – лишь 23%;
  • до 1767 года КК могли жаловаться на помещика непосредственно царю (из-за огромного потока писем Екатерина вторая отменила это право, доверив разбор челобитных своим дворянам).

После того как в 1861 году была проведена реформа, отменяющая крепостное право, каждый бывший КК получил почти по пять десятин на душу мужского пола, или по 14,4 десятин на двор (одна десятина составляла примерно 1,1 гектара). Уточним, что прожиточный минимум, позволяющий выжить одной семье, на тот период составлял десять-одиннадцать десятин.

Таким образом, крепостное право, начало и окончание в России которого документально связано с 1649 и 1861 годами, соответственно, просуществовало как явление, закрепленное на бумаге, более двух веков. Реальная продолжительность тяжкого бремени народа была более долгой.

Источник: perstni.com

 

В РФ воспроизведено для страны колонеально-ресурсное государство с выращенным за время «перестройки» «сословным обществом», в котором власть перераспределяет оставленное после разграбления «богатство» согласно номенклатурной иерархии.

 krepostnoe-pravo_barin.jpg

Скандал в благородном семействе, разразившийся по поводу невинной колонки Марии Байбаковой «Увольнять прислугу надо быстро и при свидетелях», не стоит и выеденного за барским завтраком яйца. Статья была написана с лучшими намерениями, советы в ней толковые, а большинство читающих эти строки так или иначе сталкивались с проблемой выстраивания правильных отношений с домработницей, няней, водителем, даже если и не могут позволить себе садовника, гувернера и того самого пресловутого батлера.

Да и ныне, проезжая по Москве, я то и дело вижу рекламу элитного жилого комплекса «Баррин-хаус» (где под англизированным Barrin скрывается, конечно, русский барин с мечтой о сотне-другой крепостных): «Стажировался в Версале. Ваш садовник». «Стажировалась в Оксфорде. Ваша гувернантка». В современной российской культуре эти снобистские призывы смотрятся совершенно нормально, как и реклама филиппинских горничных на щитах вдоль Рублево-Успенского шоссе.

Так что волна ханжеской критики, обрушившаяся на девушку, бьет совершенно мимо цели: профессионалы в мегаполисах так или иначе содержат прислугу. Как бы ни воротили нос от этого слова люди, воспитанные в культуре коммунистического эгалитаризма и кухарок-депутатов, прислуга стала частью современной российской городской культуры в условиях гибкого рынка труда, притока мигрантов и резкого социального расслоения.

Точно таким же ханжеством представляются нападки просвещенной общественности на добрейшего Валерия Зорькина, который в своей недавней статье, посвященной реформам Александра Второго, высказался положительно о крепостном праве:

«При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации. Не случайно же крестьяне, по свидетельству историков, говорили своим бывшим господам после реформы: «Мы были ваши, а вы — наши».  Валерий Дмитриевич здесь почти буквально цитирует Некрасова:

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила:

Одним концом по барину,

Другим по мужику.


И в самом деле, отмена крепостного права многим виделась на Руси катастрофой. Вспомним «Вишневый сад»:

Фирс. Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.

Гаев. Перед каким несчастьем?

Фирс. Перед волей.

Сегодня критическая оценка крепостничества, унаследованная от советской «свободолюбивой» историографии и ленинской оценки крепостного права как «обратной стороны самодержавия», понемногу сходит на нет. Это только в США из соображений политкорректности практически табуирована тема экономической эффективности рабовладения на американском Юге, а в России – полная свобода мнений. Уже много лет об органичности крепостного права пишет петербургский историк Борис Миронов:

«Крепостничество… являлось органичной и необходимой составляющей российской действительности… Оно являлось оборотной стороной широты русской натуры… результатом слабого развития индивидуализма»  (Социальная история России периода империи (XVIII — начало ХХ вв.) Т.1, Спб., 2003 г., с.413).

mihalkov_putin.jpg

А на просторах интернета шутки о благотворности крепостничества давно стали общим местом, от бородатого анекдота «пора о людях подумать» («правильно, Владимир Владимирович, для начала душ по 500 на каждого») до приписываемой главному русского барину, Никите Сергеевичу Михалкову, идеи снять фильм о крепостном праве, «в котором заключена мудрость народа и патриотизм».  А недавно по сети разошлась пародийная обложка женского журнала «Крепостная».

В самом деле, крепостное право играло ключевую роль  в экономике, политике и культуре на протяжении всей российской истории, а не только в его официальных временных рамках, между Соборным Уложением 1649 года и Манифестом 1861-го. По сути, закрепощены были не только крестьяне, но все сословия, включая дворян, о чем проницательно писал маркиз де Кюстин в 1839 году. Как там было у псевдо-Хармса, когда Пушкин у царя просился за границу? «Не пущу. Вот вернется Тютчев, вернется Гоголь, тогда поедешь». 

Сегодня крепостное право в России может показаться неоархаической антиутопией в духе Владимира Сорокина, но оно во многом сохранилось.

Рабочие в Пикалево или фермеры Кущевки — чем не крепостные? Жители любого региона нашей, по Симону Кордонскому, «поместной федерации», всецело находящиеся во власти местной феодальной элиты — губернатора, чиновников и силовиков, вершащих судьбы региона на барской охоте с вертолета или в бане, — могут ли они распоряжаться собственной жизнью? Да и сами миллионы силовиков (включая их административный и обслуживающий персонал, от секретарей до уборщиц), находящиеся под подпиской о невыезде, чьи загранпаспорта лежат в сейфе у секретчика и которые после Крыма окончательно потеряли свободу выезда за рубеж, являются ли свободными гражданами? Как и сотни тысяч чиновников, которым корпоративный кодекс сегодня предписывает отказ от зарубежной недвижимости и счетов?

За последние десять лет в путинской России была полностью воспроизведено традиционное для нашей страны сырьевое ресурсное государство с приданным ему сословным обществом, в котором власть перераспределяет ресурсы согласно номенклатурной иерархии. В этом обществе миллионы людей — от зэков и спецпоселенцев до жителей ЗАТО и моногородов, от военнослужащих до чиновников — живут фактически в крепостном состоянии, ограниченные в политических и гражданских правах (например, ездить за границу или свободно голосовать на выборах) и зависящие от барской (государственной или корпоративной) «раздачи».

Одновременно в этом обществе четко выделилось сословие власти.

По Кордонскому, это около 7 млн человек: государственные и гражданские служащие, военнослужащие и правоохранители, судьи и прокуроры, депутаты всех уровней и руководящие работники госкорпораций. Это сословие по преимуществу обладает особым юридическим статусом, не прописанным в Конституции, но закрепленным большим количеством подзаконных актов, ведомственных инструкций и правоприменительных практик: особые права проезда по дорогам, фактический иммунитет от судебного преследования (или очевидные преференции при рассмотрении судебных дел), различные бюджетные подачки и бонусы. Чем ближе к вершине этой касты, тем больше набор эксклюзивных прав, вплоть до особого права на собственность, гарантированного госбюджетом («закон Ротенбергов»), и иммунитета от медийного расследования (иски Игоря Сечина к СМИ).

Особые права, стиль жизни и поместья этого «нового дворянства» (как в свое время удачно назвал элиту ФСБ Николай Патрушев), с их регулярными парками, конюшнями и шубохранилищами, по сути своей являются совершенно феодальными. В своем нашумевшем докладе 2012 года про «Политбюро 2.0» политолог Евгений Минченко писал о том, что целью правящей элиты является «обеспечение передачи обретенной в 1990-2000-х годах собственности по наследству». И то ли в шутку, то ли всерьез инсайдеры тогда рассказывали, что глава ФСО генерал Евгений Муров искренне недоумевал, почему он не может передать свой пост по наследству сыну Андрею.

Возможно, это не за горами. Как замечает историк Иван Курилла, «быстро отслоившаяся «элита», кажется, всерьез рассматривает варианты законодательного закрепления социального неравенства, сложившегося за пару десятилетий».  Путинскому сословному обществу требуется легализация. Можно начать с оформления особых прав наследования для людей государственной номенклатуры, их юридического иммунитета и права на ношение оружия. А там и до юридически закрепленных вотчин недалеко, а оттуда и до крепостных. В нынешнем карнавале воскресшей архаики это предположение не кажется таким уж диким наряду с восстановлением монархии, империи или государственной религии. Можно даже предположить, что немалая часть населения с энтузиазмом примет новые крепостные порядки при надлежащим оформлении гарантий со стороны рабовладельца (гарантии работы, дохода, жилья, надлежащего обращения), что обеспечит преемственность с многовековой историей российского патернализма, обеспечив русскому миру долгожданную гармонию: наверху Отец небесный, на земле Царь-батюшка, а в повседневной жизни – барин. И 150 лет без  крепостного права покажутся страшным сном, в котором были голод, бунты, терроризм, революции и война, и будущее снова станет ясным и простым. И благодарные батлеры, горничные и кухарки поклонятся в пояс и снова скажут господам: мы — ваши, а вы — наши

Сергей Медведев


 

krepostnoe-pravo-1.jpg

Никита Михалков рассказал журналистам о своих творческих планах.

По словам режиссера, он планирует снять исторический фильм о крепостном праве, на что из бюджета уже выделено триста миллионов рублей.

«Большевики сделали вещь страшную; они стерли из памяти народа наше культурное наследие, воспоминания о всем том хорошем и светлом, что было в русском народе, включая память о крепостном праве. Восстановить историческую правду — наша задача», — сообщил режиссер.

Михалков напомнил о выдающейся духовности русских крестьян, особо подчеркнув любовь русского человека к «твердой руке»:

«С подачи большевиков сейчас в России думают, что крепостное право было чем-то вроде североамериканского рабства. Но это были отнюдь не отношения раба и хозяина, а сыновей и отца. Многие крестьяне не хотели никакой «свободы». Да, иногда помещик порол крестьянина; так и отец же порет свое непослушное чадо».

Режиссер поведал также об истинной сути крепостного права и его значении для народа:

«Ведь что такое было крепостное право? Крепостное право — это патриотизм, закрепленный на бумаге. Человек был связан со своей землей-матушкой не только чувством долга, но и документально. Крепостное право — это мудрость народа, это четыреста лет нашей истории. И теперь, когда мне предлагают вычеркнуть эти четыреста лет из нашей истории вычеркнуть, я говорю «Братцы, так вы что же думаете, наши предки дураками были?».

 

mihalkav.jpg

«Я очень рад, что Путин сейчас возрождает нашу историческую память, — сказал режиссер. Закон о прописке — это именно то, чего не хватает нашему народу, который оторван от корней, от земли».

Вывод: случай у Михалкова тяжелый, лечению не поддается, язык не отмывается…

Чё ж у них там с головами-то творится, а? Источник.


 

 

 

Источник: old.artyushenkooleg.ru

You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.