История восточных славян россия и украина шпаргалки

Первые свидетельства о славянах:

*Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов.

*В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

*Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат.

Территория восточных славян:

*Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.

*Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы-этап на пути складывания государственности восточных славян.


*Великий водный путь "из варяг в греки" возник в конце IX в.

Хозяйство славян:

*Основным занятием восточных славян было земледелие.

*С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество.

Община:

*К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни.

*Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер . И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок.

*С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Общественный строй:

*Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья племенной знати и бывшая родовая верхушка — "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях вечевых сходах.


*Особой военной организацией была дружина. Дружина делилась на старшую и младшую.

Причины образование Древнерусского государства:

*внутренние

*развитие производственных сил,которое привело к появлению соседской общины и возникновению классов

*рост числа городов, как первых самостоятельных организаций жителей

*возникновение военно-дружинной знати

*зарождение общих культурных традиций, связанные с языком,письменностью и некоторыми обрядами

*внешние

*необходимость созданиявооружённых сил для защиты городов и населения

*развитие постоянных целенаправленных торгово-экономических отношений между городами и государствами

Нормандская теория:

По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис.от хазар. В 859 г. новгородцы “изгнали варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Ррика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь).


2 билет. Социально-политический строй Киевской Руси IX – начала XII вв. Историческое значение принятия христианства для Древней Руси.

Объединение Новгорода и Киева:

*Результатом совместной деятельностии руководящих городов, дружин создались 2 крупных восточнославянских объединений Новгород(север), Киев(юг). 884-885гг.- образование Киевской Руси. Во главе государства стоял великий князь киевский, которому подчинялись подвластные племена,родственники и дружинники князя , создавали и закладывали первые юридические основы-суд.

Олег(879-912):

*организация первых военных походов Византию

*первый письменный договор

*882г-захватил Киев, убил Аскольда и Дира

*подчинил себе древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь(912-945гг):

* 944 г. был подтвержден договор с Византией

*При Игоре произошло первое народное возмущение — восстание древлян в 945 г.

*Убит древлянами при сборе дани в 945г.

Ольга(945-969гг)

* жестоко отомстила древлянам за убийство мужа.

*Ольга установила четкий порядок сбора дани (“полюдья”)путем введения: "уроков"-определения точных размеров дани

"погосты"-установление мест сбора дани

Святослав(964-972гг):


*присоединил земли вятичей

*покорил мордовские племена и подчинил их Киеву

*разбил и покорил Хазар(разбойники)

*отразил натиск печенегов

Владимир I:

*При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата, была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.

Принятие христианства:

*В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство.

*Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.

*Причины принятия христианства:

1) необходимость укрепления власти киевского князя

2) потребность государственного объединения на новой духовной основе.

3)оправдание социальногонеравенста

4) необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

*Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси:

*Христианство утверждало идею равенства людей перед Богом

*Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси


*Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры (каменное строение, рост грамотности)

*Идеологическое правление

*Укрепление авторитета князя

*Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

*Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви "десятину"

*Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным"

Ярослав Мудрый(1019-1054):

* Киевская Русь достигла наивысшего могущества

*укрепил позиции Прибалтики

*построил г.Юрьев

*закрыл границу для печенегов, укрепил южные границы

*создал первые гос. Школы

*построил монастыри

* в процессе укрепления и создания единого централизованного государства, управления им, он поделил Русь между своими сыновьями, что привело к феод.раздробленности

Владимир Мономах(113-1125):

*По инициативе Владимира Мономаха в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою".

*Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.


*При Мономахе укрепился международный авторитет Руси, была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. При Владимире Мономахе

*Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

Источник: megaobuchalka.ru

Название Билет 1 Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза восточных славян. Этно и геополитические факторы образования Древнерусского государства. Восточные славяне
Анкор Шпоры по истории Отечества.doc
Дата 20.02.2017
Размер 0.58 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Шпоры по истории Отечества.doc
Тип Документы
#2922
Категория История
страница 1 из 12

Билет №1

Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза восточных славян. Этно и геополитические факторы образования Древнерусского государства.

Восточные славяне. Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.

Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.


До 7 в. ни одного русского на земле не сущ. Первые письменные свидетельства о славянах появл. в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали др. племена и кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гунны сменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами.

Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования гос-ва у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Др. путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати гос-ву, кот. по отнош. к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел. на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.


Образование древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (известен с конца 5 в.). В конце 6-7 вв сущ., согласно византийским и арабским источникам, “держава волынян”, явл. союзницей Византии. Восточные источники позвол. предпол. существование накануне образования Древнерусского гос-ва трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Сущ. утверждение, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное полит. объединение “Русь”, вкл. в себя и часть северян. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формир. государственности.

Норманская теория. По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис. от хазар. В 859 г. новгородцы “игнавши варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Ррика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь).


Билет №2

Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.
Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осущ. упр-е страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполит. задачи, связ. с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.

Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” — свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам.

Особенности социально-полит. строя. Все общ-во делилось по отн-ю к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Осн. масса сельского населения, завис. от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выдел. наиб. приближенные – бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.

Билет №3
Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.
Как повествуют летописец, христианство было распр. на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. Рассказы о крещении отд. групп населения Руси (во времена Аскольда и Дира, Корилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показ., что христианство постеп. входило в жизнь древнерусского общ-ва. Летопись говорит, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями присылали в Киев законников склонять Владимира (Вл.) к принятию своей веры, и что князь охотно выслушивал их учение. Вл. собрал бояр и высказал им все предложения проповедников. Бояре же сказали, что если он действ. хочет выбрать лучшую веру ему следует отправить своих мудрейших людей в разные земли, дабы они испытали каждую из вер. Нас же больше интер. мотивировка Вл. крестится по греческому обряду. Важно, что кроме догматов, в любой религии сущ. обычаи, традиционно передаваемые из покол. в покол. Такие обычаи для новообращенных порой значат больше, чем священные книги, особ. если эти книги написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама – Коран – написана на арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман, н-р не пить вино, не есть свинину, просты, но для славян были неприемлемы. И вот почему. По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот показательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было еще одно обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров не допускал “буйства во хмелю”. Конечно, и арабы, приняв ислам, не перестали пить вино, но делали это в узком кругу родных и друзей, в публичные места являлись трезвыми. У них не было ритуалов пиров и соответствующих им стереотипов поведения. В итоге мусульманским муллам Владимир отказал известными словами: “Руси есть веселие пити…”

Сложнее причины отказа Вл. немцам-католикам. Его слова не ясны: “Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого”. В середине 10 в. на русь прибыл епископ Адальберт с миссией крещения княгини Ольги и киявлян. Адальберт потерпел неудачу, но “не по своей нерадивости”. Изв., что в середине века на святой престол иногда восходили очень грешные папы. В 955 г. на папский престол воссел 16-тилетний юноша, нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. Если бы папа был только охотником, игроком, волокитой и пьяницей, то это было бы еще полбеды. Но римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь Сатаны. Конечно же вести о таких “подвигах” достигали Руси. Хронологическое совпадение бесчинств в Риме и изгнания Адальберта из Киева Случайность быть не может. Языческая Русь принимает христианство в виде православия.

Крещение Вл. и его приближенных было совершено в Херсонесе – центре византийских владений в Крыму. Ему предш. участие киевской дружины в борьбе визант. императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Вл. осадил Херсонес и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Вл., крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распр-е христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утв. медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальн. развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеч. жизни утв. идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в завис. от честного исп-я ими своих обязанностей на земле.

“Божий слуга” — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутри гос. делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территор. единство Киевской Руси. Изначально церковь была госуд-ной, она поддерж. князя, а князь – ее. Главным принципом было – бойтесь Бога, почитайте князя и будете первыми слугами Бога.

Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов. теперь равной др. христ. странам, связи с кот. значительно расширились. Наконец, оно сыграло большую роль в разв. русской к-ры, испытавшей на себе влияние византийской. Правосл. церковь строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи.
Билет № 4
Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в ХП-ХШвз, Основные политические центры и пути их развития.
В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. К середине 12в. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств. Феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях развития феодального способа производства, которая стала закономерным этапом развития Древней Руси. Титулов великого князя в 12в. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы. В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале 12в., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами и половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство.


Билет 5

Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в ХШв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Влияние монгольского фактора на русские земли.

Нашествие Батыя жестоко разорило Русь. Пострадало очень крестьянство, горожане; ремесленное производство пришло в упадок, исчезли целые специальности, на полвека замерло каменное строительство. Но самый тяжелый урон был нанесен феодалам: князьям и дружинникам. Именно они, профессиональные войны, первые гибли на поле боя. Состав дружин сменился едва ли не полностью. На смену погибшим пришли совсем иные люди – выходцы из непривилегированных слоев общества. Они привыкли быть не соратниками, а покорными слугами. Так монгольское вторжение резко усилило процесс превращения князя из “первого среди равных” в полновластного господина.

После нашествия Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Монголы ограничились взиманием дани (“выхода”). Власть осталась в руках русских князей, подчиненных теперь воле ордынского хана. Они получали “ярлык” (т.е. подтверждение своих прав) на великое княжение. Ханы стремились превратить князей-вассалов в “служебников”, но князья всячески сопротивлялись.

Итак, основные аспекты влияния тотаро-монгольского ига:

  1. Отставание от западноевропейских стран прогрессирует.
  2. Монголы не жили на подчиненных территориях, а обкладывали ее данью; ни культура русского народа, ни менталитет не изменился.
  3. Усиление преклонения перед властью (1480г. – когда иго заканчивалось, русское самодержавие считало себя преемником власти тотаро-монгольских ханов).
  4. Способствовало развитию тенденций к объединению.
  5. В русский язык много татарских слов вошло.
  6. Эффективная финансово-адм. система, налоговая система, которой не было даже в Зап. Европе.
  7. Все финансовые термины – татарского происхождения (казна, таможня, кабала – долговое рабство, кабак, деньги, дороги, драги, пути, копейка, алтын).
  8. Военные организации многое перенимают от ига.
  9. Дипломатический стиль (переписка, оформление док-ции).

Билет 6
Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в ХГУ-ХУ вв.

Возвышение Москвы. Тенденции:

  • перенесение центра политической жизни в Северо-Восточную Русь;
  • превращение княж. уделов в княж. вотчины (по наследству);
  • установление вассальской зависимости от золотой орды; ослабление Руси, падение ее международного престижа;
  • усиление церкви, ее роли в обществе;
  • нарастание боярского сепаратизма.

В 14 в. на Руси продолж. дробление. Князья беднели, уделы их стан. меньше, они замыкались в своих вотчинах, а с игом в таком виде не совладать, и сущ. угроза потери нац. незав-ти. До сер. 14 в. сост-е было именно такое. С сер. 14 в. отдельные земли Вл.-Сузд. княж. начинают объединяться. В 14-15 вв. отдельные княж. ликвидируются, и начин. процесс создания единого русского гос-ва. Особенно при Иване III и IV. И в Твери и в Москве условия для объединения земель были одинаковы: геогр. положение, пересечение торговых путей, природа (леса), нет набегов. Почему же Москва?

Первым моск. князем стал сын А. Невского Даниил. Ему удалось значит. расширить Моск. княжество. Сын его, Юрий Даниилович, и тверской князь повели борьбу за ханский ярлык на великое княжение. Сначала великим ханом стан. Михаил, тверской князь, но затем Юрий, женившись на сестре хана, получает ярлык. Вместе с татарами идет на Тверь и побеждает.

С 1325 г. – Иван Данилович Калита стан. Моск. князем. Он был очень хитрый и жестокий. Присоединял земли любой ценой. Получ. от хана ярлык на великое княжение после разгрома Тверского восстания в 1327 г. По поручению хана проводится экзекуция над Тверью, Новгородом, Рязанью. Завоеванные княж. он обкладывает данью. Переносит из Владимира в Москву резиденции и великого князя, и метрополию. Пол-ку Калиты продолжили его сыновья. В 1340-1353 гг. в Москве правил Симеон Гордый. Ему удалось временно примириться с Тверью. Но у Москвы появ. новый соперник – Великое княжество Литовское. Литовские князья возгл. антиордынскую борьбу. Но в 1353 г. случилась страшная чума, кот. погубила Симеона и его сыновей. Второй сын Калиты – Иван Красный – правил недолго, и престол достался Дмитрию Донскому.

Княжение Д. Донского. Итогом борьбы Москвы с Тверью стала докончальная грамота (договор), подписанная 1 сентября 1375 г. Согласно ей Михаил Тверской признал себя “братом молодшим”, т.е. вассалом моск. князя. Он не мог претендовать на великое Владимирское княж., вести самост. военные действия. Т.о. наметился историч. переворот – превращение самост. князей в удельных, а их княжеств – в уделы Московской Руси. Докончальная грамота имела антиордынский характер. Перелом наступил, когда 8 сентября 1380 г. русские одержали победу над Мамаем на Куликовом поле. Но в 1382 г. На Москву напали войска Тохтамыша. Он нанес огромный урон московскому княж. Москве опять пришлось платить дань, но завис-ть от Орды стала значительно слабее.

В 1386 г. в орбиту московского влияния вошло Рязанское княж. В 1392 г. б. присоед. к Москве Нижегородское княж. Одновр. в руки Москвы перешли Муром, Городец, Таруса. Немногие князья Северо-Востока, сохранившие самост-ть, вынуждены б. повиноваться моск. князю Василию Дмитриевичу. После смерти Василия престол отошел его сыну – Василию II (Василий Темный). Во время его правления законч. т.н. феодальная война за княж. престол. В стране восстан. единовластие, но какой ценой? Заметно усилилась власть Орды. Москва становится столицей Северо-Востока Руси.

Источник: topuch.ru

(VI – начало XVII в.)

 

Курс лекций

 

Минск

БГУ

 

Рецензенты:

 

доктор исторических наук, профессор В.А. Федосик

кандидат исторических наук, доцент П.О. Лойко

 

Данный курс лекций ставит своей целью осветить историю восточных славян с древнейших времен до начала XVII века. Он представляет собой сжатое проблемно-хронологическое изложение истории этого периода. В нём нашли своё отражение основные события политической истории восточных славян.

Это издание предназначено исторического факультета высших учебных заведений и для всех интересующихся историей восточных славян.

Введение:

Курс лекций рассматривает период истории восточных славян с VI в. до начала XVII в. Он не претендует на всестороннее и исчерпывающее изложение данного исторического периода, а представляет собой сжатое раскрытие основных тем на основе анализа событий и явлений этой эпохи. В курсе лекций даётся характеристика различным историческим подходам и оценкам, которые нередко противоречат друг другу, но одновременно дополняют и обогащают друг друга. Ряд вопросов истории восточных славян является дискуссионным и проблемным, например происхождение восточных славян, образование государства, монгольское нашествие и его влияние, причины возвышения Москвы в XIV веке, образование Российского государства, “смутное” время конца XVI – начала XVII в. и т.д. Нельзя однозначно оценивать роль и значение таких исторических личностей как Рюрик, князь Олег, Александр Ярославович Невский, Иван IV, Борис Годунов, Лжедмитрий. Исследователи по-разному трактуют события и факты, нередко они носят субъективный характер или подвержены конъюнктуре. Поэтому не следует удивляться разночтениям, которые встречаются в исторической литературе, а нужно вырабатывать свой подход и своё мнение в оценке тех или иных событий и исторических личностей. Это является не только возможным, но и необходимым. Лекционный курс не ставит своей целью дать исчерпывающее и всестороннее изложение материала по всем темам данного исторического периода. Часть тем будет рассмотрена в ходе лекционных и семинарских занятий.

В настоящее время значительно повышена роль и значение самостоятельной работы студентов, Что предполагает выработку умения думать, анализировать и систематизировать информацию, содержащуюся в исторических источниках и исследованиях.

Приложение курса лекций состоит из хронологической таблицы, списка основных понятий, терминов и определений этого исторического периода, а также различных схем и таблиц, призванных помочь студентам в усвоении исторического материала.



 

Тема 1:ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI-IX

 

План:

 

1. Происхождение славян

2. Расселение славянских племён

3. Восточные славяне перед созданием государства

Славяне – это крупнейшая в Европе группа по происхождению народов. Они исконные жители Европы. Исследования языковедов, археологов, этнографов, историков и других ученых свидетельствуют о том, что предки славянских народов известны с середины II тысячелетия до н.э. В VI-VII в.н.э. славянские племена, вероятно, разделились на три ветви: венеды, склавины и анты. На основе венедов в дальнешем сформировались западные славяне (поляки, чехи, словаки). Склавины – это южные славяне (болгары, сербы, хорваты, словенцы), а племена антов составили восточных славян (украинцы, белорусы, русские).

В начале н.э. появляются и первые многочисленные письменные известия о славянах. Под названием «венеды» славян вспоминают Плиний и Тацит. Византийские историки называли славян антами и склавинами. В VI в. славяне появляются в письменных источниках под своим именем. Византийские источники не подчеркивают существенных различий между славянскими племенами: «… их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются славянами и антами» (Иордан. О происхождении и деяниях готов). У византийских историков можно найти известия о политическом и общественном устройстве славян: « Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим правам, по своей любви к свободе, их никаким образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но ограничивая (плен) определенным временем, предлагают (пленникам) на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных и друзей» (Маврикий. Стратегикон.) «Эти племена, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим», – писал византийский писатель и историк Прокопий Кесарийский в VI в. в книге «История войн Юстиниана».

В начале VII в. название «анты» не встречается на страницах византийских источников. Вероятно, они в VII в. переместились в Приднепровье. Прародиной же восточных славян ряд авторов и источников считает реку Дунай, откуда они переместились на реку Днепр. Процесс формирования восточного славянства был очень сложным. В нем принимали участие не только славянские племена, но и население соседних территорий – финны, угры, тюрки, балты. Процесс заселения славянами Восточной Европы не проходил одновременно и в одном направлении, а восточнославянская общность не создалась сразу. Этот процесс занял определенное время, и в нем приняло участие множество племен. Восточные славяне жили на огромной территории: от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья реки Дуная, Днепра и верховьев рек Волги и Оки. О расселении восточных славян свидетельствует летописный свод «Повесть временных лет», составленный в начале XII в. монахом Нестором в Киеве. Летописец называет 13 восточнославянских племен и даже пробует очертить их территорию проживания: «Так же и те славяне пришли и поселились по Днепру и назвались поляне, а другие древляне, поскольку обитают в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и прозвались дреговичами…» Далее летопись говорит о полочанах, кривичах, радимичах, вятичах и других племенах. Относительно восточных славян под условным названием племя нужно понимать племенно-территориальное образование, так как никаких кровнородственных связей у них не существовало. Славяне селились в труднодоступных местах, на высоких берегах рек, озер, на болотах. В основном в местах с плодородными почвами. Жили они в наземных столбовых домах или полуземлянках, где устраивались каменные или глинобитные очаги и печи. В полуземлянках обитали в холодное время года, а в наземных постройках – летом.

У восточных славян было развито земледение (подсечное и пашенное), охота, рыболовство, бортничество, домашнее скотоводство, ремесла и обмен. В своем развитии племена юга обгоняли племена севера, чему способствовали благоприятные природные условия и более плодородная земля. На юге земледелие было пашенным, а на севере, в лесной полосе, – в основном подсечное или огневое. Подсечное земледелие было самым тяжелым. Выбрав участок леса, подрубали деревья, и год они засыхали. Потом, свалив сухие стволы, участок выжигали. Выкорчевывали несгоревшие остатки пней, разравнивали землю, взрыхляли ее сохой. Сеяли прямо в золу, разбрасывая семена руками. В первые 2-3 года урожай был высок, удобренная золой земля родила щедро. Но потом она истощалась, и приходилось искать навый участок. Такая система земледелия содействовала сохранению общинной собственности и первобытнообщинному строю. На севере и на юге выращивали пшеницу, ячмень, овес, просо и другие культуры.

Высокого уровня развития достигли ремёсла. Металлообработкой, кузнечным и гончарным ремеслом, которые уже отделились от земледелия, занимались в каждом большом поселении. Возникают ремесленные центры – поселки, где основными жителяли были ремесленники. Сюда приходили крестьяне, чтобы купить или обменять свои продукты на изделия ремесленников. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трёх холмах на реке Днепр свои городища. Потом они объединились в один город, который назвали Киевом в честь Кия. Постепенно такие центры становятся и центрами внутренней торговли, а некоторые из них и внешней. О развитии торговли можно судить на основании археологических находок. Находки предметов и монет неславянского происхождения свидетельствуют о том, что торговля шла с Востоком, Византией, Западной Европой и Скандинавией. Обменивали меха, мед, воск на различные украшения, дорогую посуду, оружие. Развитию торговли способствовала развитая система рек, по которым перевозили товары. Основные пути шли по рекам Волхову, Днепру, Двине. Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь «из варяг в греки». Этот путь шёл с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро, далее по рекам в Черное море. Таким образом, у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них – с Византией. Путём «из варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами. Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе со славянами. Они не только торговали, но часто грабили и воевали с Византией и славянскими князьями.

Другой международный речной путь «из варяг в персы» шёл на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспийское море. Этот торговый путь служил сообщением с волжскими болгарами, Хазарским каганатом, Средней Азией и арабским миром.

Активную торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами, греками (византийцами). В.О. Ключевский, Ссылаясь на арабские источники, писал, что славянские купцы возят товары из отдалённых мест страны к Чёрному морю в греческие города, где византийский император берёт с них торговую пошлину – десятину. С расширением торговли возникла своя денежная система. А на смену меховой единицы постепенно пришли арабские, европейские и византийские монеты.

Значительную роль в жизни восточных славян играли религиозные верования. Религия, в основе которой лежит обожествление сил природы и вера во многих богов, называется языческой. Важнейшими божествами у славян были Перун, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Велес, Мокошь (смотрите приложение – основные языческие боги). Социальные отношения регулировались традициями.

Характерной особенностью культуры славян этого времени был своеобразный погребальный ритуал: умерших сородичей сжигали, а кучки сгоревших костей накрывали большими колоколовидными сосудами. Позднее погребальный ритуал становится более простым: сожженные кости умерших обычно ссыпали в яму, которую затем закапывали, а над могилой ставили для обознечения простой камень.

С принятием в 988 г. христианства (уже во времена Киевской Руси) у славян стало два имени. «Настоящее», то есть данное при крещении, и мирское, языческое. Причём в жизни человека звали, как правило, этим языческим, «ненастоящим» именем. И многие не помнили, что княгиня Ольга была на самом деле Еленой, Владимир I – Василием, Ярослав Мудрый – Юрием, а Всеволод Большое гнездо – Дмитрием.

Развитие и применение орудий труда из железа привело славян к переходу от родовой общины к соседской, или территориальной. Появилась частная собственность, то есть собственность отдельных семей на скот, орудия и результаты своего труда. В общем пользовании общины оставались земля, леса, луга, реки, озера.

Важнейшие вопросы славяне решали на народных собраниях вечевых сходах. С усилением власти племенных вождей, которых стали называть князьями, значение вече уменьшалось (хотя вече оставалось в княжествах и землях до XIII-ХV вв.). При переходе к феодальному обществу возникла особая военная организация – дружина для сбора дани (полюдья) с покоренных земель и совершения небегов на соседей. Князь раздавал земли своим дружинникам, что привело к появлению и укреплению частной собственности на землю.

 

 

Источники:

1. Геродот. История. Л., 1972.

2. Ибн Хардадбех. Книга путей и стран. Баку, 1986.

3. Иордан. О происхождении и деяниях готов. М., 1960.

4. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989.

5. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М., 1978.

6. Повесть временных лет. Издание второе, исправленное и дополненное (Подготовка текста, перевод, статьи и комментарий Д.С. Лихачёва). СПб., 1999.

7. Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1960.

 

Исследования:

 

1. Алексеев С.В. Древние верования восточных славян. М., 1996.

2. Алексеев С.В. История славян в VI – VIII веках. т. I. Начало славянской истории V – первая половина VI века. М., 2002

3. Бибиков М.В. Византийские историки по истории древней Руси и Кавказа. СПб. 1999.

4. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь. М., 1996.

5. Данилевский И.Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов // Отечественная история) 1993. №1.

6. Ивакин Г.Ю. Священный дуб языческих славян//Советская этнография. 1979. №2.

7. Кобычев В.П. В поисках прародины славян. М., 1973. с.77-96.

8. Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства. Л., 1968. с.190.

9. Новосельщев А.П. Арабский географ Ибн-Хордадбех о Восточной Европе// Исследования по истории и историографии феодализма. М., 1982. с.120-127.

10. Позняк С.В. История Украины.(IX – первая половина XVII в.): курс лекций. Мн.: БГУ, 2002.

11. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

12. Свердлов М.Б. Общественный строй славян в VI -начале VIIвв.//Советское славяноведение. 1977. №3.

13. Седов В.В. Анты//Проблемы советской археологии. М., 1978.

14. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1978.

15. Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 1982.

16. Седов В.В. Славяне. М., 2002.

17. Семененко В.И., Радченко Л.А. История Украины с древнейших времён до наших дней. Харьков. 1999.

18. Скрынников Р.Г. История Российская. IX – XVII вв. М., 1997.

19. Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян: VI – X вв. СПб., 1996.

20. Язычество восточных славян: Сборник научных трудов. Л., 1990.

 

 

Приложение: Основные языческие боги:

Перун,или Сварог– главный бог, бог гразы, огня, покровитель князя и его дружины.

Хорс (Хорос), или Ярило – бог Солнца.

 

Велес – «скотий» бог, покровитель скотоводства.

 

Стрибог – бог ветра, вихрей и бурь.

 

Симаргл, или Семаргл –священная собака, бог подземного мира.

 

Сварог – бог неба или небесного огня (возможно, он и Перун – один бог).

 

Даждьбог – сын Сварога, бог огня.

 

Мокошь, или Макошь – женское божество, богиня плодородия, прядения и ткачества.

 

Источник: studopedia.su

(VI – начало XVII в.)

 

Курс лекций

 

Минск

БГУ

 

Рецензенты:

 

доктор исторических наук, профессор В.А. Федосик

кандидат исторических наук, доцент П.О. Лойко

 

Данный курс лекций ставит своей целью осветить историю восточных славян с древнейших времен до начала XVII века. Он представляет собой сжатое проблемно-хронологическое изложение истории этого периода. В нём нашли своё отражение основные события политической истории восточных славян.

Это издание предназначено исторического факультета высших учебных заведений и для всех интересующихся историей восточных славян.

Введение:

Курс лекций рассматривает период истории восточных славян с VI в. до начала XVII в. Он не претендует на всестороннее и исчерпывающее изложение данного исторического периода, а представляет собой сжатое раскрытие основных тем на основе анализа событий и явлений этой эпохи. В курсе лекций даётся характеристика различным историческим подходам и оценкам, которые нередко противоречат друг другу, но одновременно дополняют и обогащают друг друга. Ряд вопросов истории восточных славян является дискуссионным и проблемным, например происхождение восточных славян, образование государства, монгольское нашествие и его влияние, причины возвышения Москвы в XIV веке, образование Российского государства, “смутное” время конца XVI – начала XVII в. и т.д. Нельзя однозначно оценивать роль и значение таких исторических личностей как Рюрик, князь Олег, Александр Ярославович Невский, Иван IV, Борис Годунов, Лжедмитрий. Исследователи по-разному трактуют события и факты, нередко они носят субъективный характер или подвержены конъюнктуре. Поэтому не следует удивляться разночтениям, которые встречаются в исторической литературе, а нужно вырабатывать свой подход и своё мнение в оценке тех или иных событий и исторических личностей. Это является не только возможным, но и необходимым. Лекционный курс не ставит своей целью дать исчерпывающее и всестороннее изложение материала по всем темам данного исторического периода. Часть тем будет рассмотрена в ходе лекционных и семинарских занятий.

В настоящее время значительно повышена роль и значение самостоятельной работы студентов, Что предполагает выработку умения думать, анализировать и систематизировать информацию, содержащуюся в исторических источниках и исследованиях.

Приложение курса лекций состоит из хронологической таблицы, списка основных понятий, терминов и определений этого исторического периода, а также различных схем и таблиц, призванных помочь студентам в усвоении исторического материала.



 

Тема 1:ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI-IX

 

План:

 

1. Происхождение славян

2. Расселение славянских племён

3. Восточные славяне перед созданием государства

Славяне – это крупнейшая в Европе группа по происхождению народов. Они исконные жители Европы. Исследования языковедов, археологов, этнографов, историков и других ученых свидетельствуют о том, что предки славянских народов известны с середины II тысячелетия до н.э. В VI-VII в.н.э. славянские племена, вероятно, разделились на три ветви: венеды, склавины и анты. На основе венедов в дальнешем сформировались западные славяне (поляки, чехи, словаки). Склавины – это южные славяне (болгары, сербы, хорваты, словенцы), а племена антов составили восточных славян (украинцы, белорусы, русские).

В начале н.э. появляются и первые многочисленные письменные известия о славянах. Под названием «венеды» славян вспоминают Плиний и Тацит. Византийские историки называли славян антами и склавинами. В VI в. славяне появляются в письменных источниках под своим именем. Византийские источники не подчеркивают существенных различий между славянскими племенами: «… их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются славянами и антами» (Иордан. О происхождении и деяниях готов). У византийских историков можно найти известия о политическом и общественном устройстве славян: « Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим правам, по своей любви к свободе, их никаким образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но ограничивая (плен) определенным временем, предлагают (пленникам) на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных и друзей» (Маврикий. Стратегикон.) «Эти племена, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим», – писал византийский писатель и историк Прокопий Кесарийский в VI в. в книге «История войн Юстиниана».

В начале VII в. название «анты» не встречается на страницах византийских источников. Вероятно, они в VII в. переместились в Приднепровье. Прародиной же восточных славян ряд авторов и источников считает реку Дунай, откуда они переместились на реку Днепр. Процесс формирования восточного славянства был очень сложным. В нем принимали участие не только славянские племена, но и население соседних территорий – финны, угры, тюрки, балты. Процесс заселения славянами Восточной Европы не проходил одновременно и в одном направлении, а восточнославянская общность не создалась сразу. Этот процесс занял определенное время, и в нем приняло участие множество племен. Восточные славяне жили на огромной территории: от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья реки Дуная, Днепра и верховьев рек Волги и Оки. О расселении восточных славян свидетельствует летописный свод «Повесть временных лет», составленный в начале XII в. монахом Нестором в Киеве. Летописец называет 13 восточнославянских племен и даже пробует очертить их территорию проживания: «Так же и те славяне пришли и поселились по Днепру и назвались поляне, а другие древляне, поскольку обитают в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и прозвались дреговичами…» Далее летопись говорит о полочанах, кривичах, радимичах, вятичах и других племенах. Относительно восточных славян под условным названием племя нужно понимать племенно-территориальное образование, так как никаких кровнородственных связей у них не существовало. Славяне селились в труднодоступных местах, на высоких берегах рек, озер, на болотах. В основном в местах с плодородными почвами. Жили они в наземных столбовых домах или полуземлянках, где устраивались каменные или глинобитные очаги и печи. В полуземлянках обитали в холодное время года, а в наземных постройках – летом.

У восточных славян было развито земледение (подсечное и пашенное), охота, рыболовство, бортничество, домашнее скотоводство, ремесла и обмен. В своем развитии племена юга обгоняли племена севера, чему способствовали благоприятные природные условия и более плодородная земля. На юге земледелие было пашенным, а на севере, в лесной полосе, – в основном подсечное или огневое. Подсечное земледелие было самым тяжелым. Выбрав участок леса, подрубали деревья, и год они засыхали. Потом, свалив сухие стволы, участок выжигали. Выкорчевывали несгоревшие остатки пней, разравнивали землю, взрыхляли ее сохой. Сеяли прямо в золу, разбрасывая семена руками. В первые 2-3 года урожай был высок, удобренная золой земля родила щедро. Но потом она истощалась, и приходилось искать навый участок. Такая система земледелия содействовала сохранению общинной собственности и первобытнообщинному строю. На севере и на юге выращивали пшеницу, ячмень, овес, просо и другие культуры.

Высокого уровня развития достигли ремёсла. Металлообработкой, кузнечным и гончарным ремеслом, которые уже отделились от земледелия, занимались в каждом большом поселении. Возникают ремесленные центры – поселки, где основными жителяли были ремесленники. Сюда приходили крестьяне, чтобы купить или обменять свои продукты на изделия ремесленников. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трёх холмах на реке Днепр свои городища. Потом они объединились в один город, который назвали Киевом в честь Кия. Постепенно такие центры становятся и центрами внутренней торговли, а некоторые из них и внешней. О развитии торговли можно судить на основании археологических находок. Находки предметов и монет неславянского происхождения свидетельствуют о том, что торговля шла с Востоком, Византией, Западной Европой и Скандинавией. Обменивали меха, мед, воск на различные украшения, дорогую посуду, оружие. Развитию торговли способствовала развитая система рек, по которым перевозили товары. Основные пути шли по рекам Волхову, Днепру, Двине. Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь «из варяг в греки». Этот путь шёл с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро, далее по рекам в Черное море. Таким образом, у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них – с Византией. Путём «из варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами. Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе со славянами. Они не только торговали, но часто грабили и воевали с Византией и славянскими князьями.

Другой международный речной путь «из варяг в персы» шёл на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспийское море. Этот торговый путь служил сообщением с волжскими болгарами, Хазарским каганатом, Средней Азией и арабским миром.

Активную торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами, греками (византийцами). В.О. Ключевский, Ссылаясь на арабские источники, писал, что славянские купцы возят товары из отдалённых мест страны к Чёрному морю в греческие города, где византийский император берёт с них торговую пошлину – десятину. С расширением торговли возникла своя денежная система. А на смену меховой единицы постепенно пришли арабские, европейские и византийские монеты.

Значительную роль в жизни восточных славян играли религиозные верования. Религия, в основе которой лежит обожествление сил природы и вера во многих богов, называется языческой. Важнейшими божествами у славян были Перун, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Велес, Мокошь (смотрите приложение – основные языческие боги). Социальные отношения регулировались традициями.

Характерной особенностью культуры славян этого времени был своеобразный погребальный ритуал: умерших сородичей сжигали, а кучки сгоревших костей накрывали большими колоколовидными сосудами. Позднее погребальный ритуал становится более простым: сожженные кости умерших обычно ссыпали в яму, которую затем закапывали, а над могилой ставили для обознечения простой камень.

С принятием в 988 г. христианства (уже во времена Киевской Руси) у славян стало два имени. «Настоящее», то есть данное при крещении, и мирское, языческое. Причём в жизни человека звали, как правило, этим языческим, «ненастоящим» именем. И многие не помнили, что княгиня Ольга была на самом деле Еленой, Владимир I – Василием, Ярослав Мудрый – Юрием, а Всеволод Большое гнездо – Дмитрием.

Развитие и применение орудий труда из железа привело славян к переходу от родовой общины к соседской, или территориальной. Появилась частная собственность, то есть собственность отдельных семей на скот, орудия и результаты своего труда. В общем пользовании общины оставались земля, леса, луга, реки, озера.

Важнейшие вопросы славяне решали на народных собраниях вечевых сходах. С усилением власти племенных вождей, которых стали называть князьями, значение вече уменьшалось (хотя вече оставалось в княжествах и землях до XIII-ХV вв.). При переходе к феодальному обществу возникла особая военная организация – дружина для сбора дани (полюдья) с покоренных земель и совершения небегов на соседей. Князь раздавал земли своим дружинникам, что привело к появлению и укреплению частной собственности на землю.

 

 

Источники:

1. Геродот. История. Л., 1972.

2. Ибн Хардадбех. Книга путей и стран. Баку, 1986.

3. Иордан. О происхождении и деяниях готов. М., 1960.

4. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989.

5. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М., 1978.

6. Повесть временных лет. Издание второе, исправленное и дополненное (Подготовка текста, перевод, статьи и комментарий Д.С. Лихачёва). СПб., 1999.

7. Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1960.

 

Исследования:

 

1. Алексеев С.В. Древние верования восточных славян. М., 1996.

2. Алексеев С.В. История славян в VI – VIII веках. т. I. Начало славянской истории V – первая половина VI века. М., 2002

3. Бибиков М.В. Византийские историки по истории древней Руси и Кавказа. СПб. 1999.

4. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь. М., 1996.

5. Данилевский И.Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов // Отечественная история) 1993. №1.

6. Ивакин Г.Ю. Священный дуб языческих славян//Советская этнография. 1979. №2.

7. Кобычев В.П. В поисках прародины славян. М., 1973. с.77-96.

8. Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства. Л., 1968. с.190.

9. Новосельщев А.П. Арабский географ Ибн-Хордадбех о Восточной Европе// Исследования по истории и историографии феодализма. М., 1982. с.120-127.

10. Позняк С.В. История Украины.(IX – первая половина XVII в.): курс лекций. Мн.: БГУ, 2002.

11. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

12. Свердлов М.Б. Общественный строй славян в VI -начале VIIвв.//Советское славяноведение. 1977. №3.

13. Седов В.В. Анты//Проблемы советской археологии. М., 1978.

14. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1978.

15. Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 1982.

16. Седов В.В. Славяне. М., 2002.

17. Семененко В.И., Радченко Л.А. История Украины с древнейших времён до наших дней. Харьков. 1999.

18. Скрынников Р.Г. История Российская. IX – XVII вв. М., 1997.

19. Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян: VI – X вв. СПб., 1996.

20. Язычество восточных славян: Сборник научных трудов. Л., 1990.

 

 

Приложение: Основные языческие боги:

Перун,или Сварог– главный бог, бог гразы, огня, покровитель князя и его дружины.

Хорс (Хорос), или Ярило – бог Солнца.

 

Велес – «скотий» бог, покровитель скотоводства.

 

Стрибог – бог ветра, вихрей и бурь.

 

Симаргл, или Семаргл –священная собака, бог подземного мира.

 

Сварог – бог неба или небесного огня (возможно, он и Перун – один бог).

 

Даждьбог – сын Сварога, бог огня.

 

Мокошь, или Макошь – женское божество, богиня плодородия, прядения и ткачества.

 

Источник: studopedia.su


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.