Портреты царей династии романовых

В 1856 году в Лондоне открылась Национальная портретная галерея, вдохновившая Павла Сергеевича Третьякова на создание портретной галереи великих людей России внутри своей уже существующей коллекции русского изобразительного искусства. В 2013 г. в России отмечается 400-летие восхождения на трон династии Романовых, и по этому случаю в Государственном историческом музее организована выставка, на которой представлены портреты членов семьи Романовых с 17-го по 20-й век. Значение выставки «Романовы. Портрет династии», на мой взгляд, можно сравнить со значением коллекции портретов знаменитых людей П. С. Третьякова.

До посещения этой выставки я не задумывалась о возможности создания галереи портретов русских царей, и на сколько интересна могла бы быть такая галерея. Несмотря на то, что мало чего нераскрытого осталось в области изучения этих портретов, тем не менее интересно проследить эволюцию царского портрета на одной выставке. С 18-го века в России начинает развиваться особый тип портретного жанра — «парадный» или «репрепрезентативный» портрет. Данный портретный жанр характеризуется своей спецификой, этапы развития этого направления не совсем совпадают с этапами развития как русской, так и европейской школы изобразительного искусства. Существует зависимость смены художественных стилей от смены правления. Еще рано говорить о формировании национального характера русской школы изобразительного искусства.


До 18-го века в России мы можем говорить только о прикладном искусстве. Изображать людей было не принято. Изображали только лики святых, то есть доминировала икона.

Первыми изображениями, наиболее приближенными по своей величине и статусу к святым, были образы царей и наследников престола. Царь являлся наместником Бога на земле. Церемония венчания на царство проходила в храме и носила помимо светского глубокий сакральный смысл.

Среди первых попыток изобразить царей стоит отметить работу Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская. Древо Московского государства» (1668 г.), которая хранится в Государственной Третьяковской галерее. Работу можно отнести к иконе с чертами светского мировоззрения. С одной стороны, в центре мы видим привычный образ Богоматери. С другой, икона изобилует деталями из реального мира — стена и башни Кремля, конкретные исторические личности, среди них — фигура царя Алексея Михайловича, а напротив него — его жены Марии Ильиничны и детей Ивана и Софии, генеалогического древа, патриархов, царей и юродивых. Парящая фигура Иисуса, передающего ризу архангелам, символизирует божественную волю избрания наместника царя небесного на земле.


Портреты царей династии романовых

На примере данной работы сложно говорить о каком то портретном сходстве, так как фигуры мелкие, весьма условные. Но само появление исторической личности помимо святого лика на иконе — это уже большой прорыв. Еще на протяжении длительного времени художники будут неохотно отходить от принятого стиля, и изображения царей будут похожи на изображения ликов святых. Нужно учитывать, что первых художников можно скорее охарактеризовать как людей с глубоким внутренним миром, нежели художников в полном смысле слова, так как они не изучали анатомию, особенности передачи света и тени, двухмерного пространства, что отразилось и на их работах.

Это еще не портрет, но и к иконам подобные работы тоже сложно отнести. Появился своеобразный мостик от икон к портретам, и этим переходным жанром становится парсуна, т. е. когда живописные средства, свойственные иконе, применялись в создании первых примитивных светских портретов. Это видно на портрете Алексея Михайловича 1670 г., представленном на выставке.

Портреты царей династии романовых

На картине неизвестного художника фигуры царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича уже носят индивидуальные черты, но все же весьма условные. Попытка изобразить царей верхом на коне скорее относит нас к образу святого Георгия Победоносца, нежели полководца или военачальника.


Портреты царей династии романовых

Конный портрет Николая I и цесаревича Александра Николаевича 1843 г. — это уже совершенно светские портреты полководцев. Но к такой манере изображения придут еще не скоро.

Портреты царей династии романовых

Выставка портретов династии позволяет совершенно иначе взглянуть и на личности монархов. Но для этого нам придется раскрыть несколько слоев изображения, а также вглядываться в детали и сравнивать несколько работ между собой. Как правило, парадный портрет самодержца — это идеальный образ, образ, увиденный даже не всегда глазами художника, а тот образ, который был наиболее мил самой модели. Существовал жесткий регламент, которому художник обязан был следовать.

Регламент или особый иконографический тип был необходим на тот момент, так как следование этому регламенту позволяло сделать образ монарха узнаваемым. Для обеспечения портретами императора присутственных мест, изображение монарха тиражировалось. Для этих целей выбирался особенно понравившийся модели иконографический образ.

Портреты принцесс писались для отправки заграницу с целью поиска подходящих женихов. С изменением моды, платье модели могло переписываться, отличительные знаки, характеризующие эпоху, добавлялись и исчезали. Например, при очередном нововведении Павлом I в военный мундир, все детали тут же находили отображение в новых копиях портрета императора.


Так поступали не только с портретами. Например, Екатерина II готовилась к своей коронации весьма основательно и при заказе придворному ювелиру И. Позье новой короны велела: «проверить казенные вещи и приказала разломать все, что окажется не в современном вкусе, употребив на новую корону, которую она желает иметь к коронации».

На женских портретах заметно, как менялось место женщины в обществе в разные эпохи. Портрет первой жены Петра I Евдокии Федоровны и матери Петра I Натальи Кирилловны первой половины XVIII в., представленные на выставке, разительно отличаются от портрета второй жены Петра I Екатерины I. Женщине не разрешалось показывать волосы, поэтому первая жена и мать Петра I изображены в головных уборах. Одежда полностью закрывает тело, позы, хотя и умиротворенные, но скованные. Таковой и была жизнь женщины, в буквальном смысле заключенной в стенах терема, бесправная и уязвимая, находящаяся в полной зависимости от воли ее семьи, затем мужа и ближайшего окружения. Реформы Петра I, касающиеся светской жизни, моды, дали больше свободы женщине. Екатерина I изображена в платье с глубоким декольте, волосы собраны в локоны, украшенные жемчужной нитью.

Портрет матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной и портрет Екатерины I (XVIII в.)
Портреты царей династии романовых

Мужской образ также менялся на протяжении веков. Например, во время правления Петра I монарх предстает перед нами непременно в латах и доспехах, хотя рыцарских турниров в России никогда не было.


именно так виделся образ главы государства, таким он воспринимался. Во времена Александра I было принято представать в иностранном военном мундире на портретах, предназначенных для отсылки заграницу, дабы выказать уважение к этой стране и укрепить дружеские взаимоотношения. В то время, как в более поздний период — во время царствования Александра III и Николая II, напротив, уклон делался на национальный характер, что находило непосредственное отражение в портретах первых лиц.

Портреты царей династии романовых

Таким образом портрет монарха — это история в истории. Это не просто образ исторической фигуры, но и источник для исследователей.

Если внимательно рассматривать фрагментарную копию портрета Екатерины II А. Рослена 1776 г., сделанную неизвестным художником, внимание привлекает пряжка, скрепляющая горностаевую мантию на груди императрицы. Эта пряжка очень напоминает большую императорскую пряжку-аграф, хранящуюся в Алмазном фонде.

Портреты царей династии романовых

Портреты царей династии романовых

Портреты царей династии романовых

Описание пряжки из каталога, составленного в 1925 — 1926 г. г. под руководством А. С. Ферсмана при первой описи национализированных сокровищ Стр. 36 Выпуск 1.: «Пряжка-аграф, вернее целый пластрон из сплошного массивного серебра с 2 большими иголками для прикалывания и колечками для нашивки на платье.


щая компоновка рисунка из переплетающихся ветвей, поразительно умелое истолкование высоко неоднородного материала бриллиантов, гармоническое сочетание без порядка разбросанных белых и желтых бриллиантов — все это изобличает большого мастера ювелирного дела Елисаветинской эпохи; по мнению С. Н. Тройницкого, это мог быть знаменитый Позье. Размеры: общая длина — 25 см; ширина от 8 до 11 см. Бриллианты — старые камни самого различного качества и достоинств; наравне с первоклассными индийскими камнями много совершенно малоценных желтых или с пятнами камней Бразилии. Оправа массивная серебреная, бриллианты на туше в серебре. Работа около 1750 г.»

Необыкновенное ощущение возникает, когда хорошо знакомый предмет можно увидеть на его владельце. Это не сравнить с ощущениями, которые испытываешь, видя тот же самый предмет в витрине музея.

Или, посмотрим на портрет великого князя Александра Павловича неизвестного художника конца 1770-х г. г., повторившего иконографический тип Ж. Л. Вуаля.

Портреты царей династии романовых

В руках у младенца погремушка, которая также хранится в Алмазном фонде. Описание этой погремушки мы тоже найдем в описи Ферсмана: Золотая погремушка с ажурным рисунком в виде цветов и листиков с накладными украшениями также в виду цветов; бриллианты белые и желтые в серебре и высокопробном золоте. На одном конце кончик из слоновой кости, на другом — свисток и колесо для шнурка. Длина 17,7 см.; ширина шарика — 4,8 см. Оправа в стиле Людовика XV».

До того, как я увидела этот портрет, погремушка казалась мне лишь диковиной причудливой формы, непонятной и неправдоподобной безделушкой. В руках младенца она обрела свой смысл.


Портреты царей династии романовых

В портретах, как и в личной жизни русских монархов, можно запутаться. Образ придумывался, согласовывался с заказчиком, часто, как в случае с Екатериной II, голова бралась из иконографического образа одного художника, платье и детали — другого, потом все это переписывалось либо неизвестными художниками, либо известными, копии тиражировались и разлетались во все уголки России.

Портрет Екатерины II Лампи и повтор иконографического образа Лампи Левицким.
Портреты царей династии романовых

Пример тиражирования образа: резцовая гравюра Н. И. Уткина (представлена на выставке), выполненная с оригинала В. Л. Боровиковского (Государственная Третьяковская галерея).
Портреты царей династии романовых

Выставка «Портрет Династии» знакомит нас не только с работами хорошо нам известных художников, таких как Левицкий, Рокотов, Боровиковский, но и с малоизвестными именами западноевропейских художников, которые по заказу императорского двора работали в России в XVIII — 1-й пол. XIX в. Западноевропейские художники приезжали из разных стран Европы и привносили традиции различных национальных школ. К ним относятся Жан Луи Вуаль, Иоганн Лампи (Старший), Луи Каравак, Стефано Торелли и др.


Случалось, что многочисленные копии с портретов приводили к обесцениванию художественности, но так было не всегда. Каждый художник вольно или невольно вкладывал в очередную копию что-то от своего опыта или неопытности. Иногда копию сложно отличить от оригинала, а иногда при потере оригинала, только копия и могла служить единственным доказательством существования утерянного оригинала.

В случае потери художественности исполнения портрет больше свидетельствовал о материальном мире, чем об авторской манере, которая исчезала под кистями многочисленных копиистов. В случае неудачных или заурядных копий, копий, созданных непрославленными художниками, имена последних даже не дошли до наших дней. На таких работах мы видим вместо имени автора «неизвестный художник», в других случаях, как в работах Левицкого, повторение иконографического образа было не только не хуже, но и весьма достойной художественной интерпретацией первоначального варианта.

Несмотря на то, что на выставке представлены картины несомненного высокого художественного исполнения, она не преследует цель показать художественные качества портретистов.

Художественное мастерство портретистов, сдерживаемое регламентами и традициями, тем не менее не могло не совершенствоваться. И так появились камерные портреты, где материальный мир постепенно вытесняется внутренним миром героя. Потрет великой княжны Марии Павловны (1806 — 1808 г. г.).


Портреты царей династии романовых

Появляется детально прописанный интерьер и пейзаж, который делает место написания портрета значимым. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны на фоне Камероновой галереи в Царскосельском парке.

Портреты царей династии романовых

Появление животных на портретах.

Портреты царей династии романовых

Портреты царей династии романовых

С изобретением фотографии нам открывается еще более интимный мир монарха. Уже не надо тратить время на написание портрета и позирование. Вся семья может быть запечатлена в любой момент. Интерьер или пейзаж уже не условные, не придуманные художником, а вполне конкретные и реальные.

Национальный характер появлялся на портретах время от времени, если была необходимость поднять национальный дух в обществе. Этот прием оставался актуальным на протяжении всех веков. К таким приемам прибегает Екатерина II, когда предстает на портрете Торелли С. в русском национальном костюме, «отражающий национальную линию в ее политике».

Портреты царей династии романовых

Или Александр III и Николай II на фоне традиционной дачи — социально-культурного феномена русской жизни.

Портреты царей династии романовых

Фотографии способны передать еще больше — интерьер кабинета, мельчайшие детали, но это уже совершенно другая эпоха.


Портреты царей династии романовых

Фотография — это еще и огромная иллюзия. Вот, например, я была удивлена, на сколько маленькая по размеру фотография Николая II и Алекс в маскарадных костюмах, один из которых и сегодня можно увидеть в коллекции Государственной Оружейной палаты. А ведь именно это изображение использовано для каталога и постеров к выставке.

Портреты царей династии романовых

От глаз тех, кто интересуется фотографией, не ускользнет оттиск Чарльза Бергамаско — фотографа русской и английской аристократии. Чарльз Бергамаско приехал в Санкт-Петербург в 1840-х гг. Свою карьеру он начал во французской труппе Санкт-Петербургского театра, увлекся дагерротипией, отправился обучаться фотографии в Париж, а по возвращении открыл собственную студию в Санкт-Петербурге. Впоследствии Чарльз обрел известность как в России, так и в Европе, стал обладателем наград. В 1877 году он посетил Великобританию, где был приглашен сделать несколько снимков королевы Виктории и членов ее семьи. И эти снимки сегодня хранятся в Национальной галерее в Лондоне. Несколько снимков членов семьи Романовых представлены на выставке.

Портреты царей династии романовых

Есть и любимые портреты выставки. Меня совершенно поразили своей выразительностью исторический портрет брата Петра I Ивана V первой половины XVIII в. и портрет супруги Александра I императрицы Елизаветы Алексеевны (1820-е гг. (?))

Совершенно Шекспировские образы.

Портреты царей династии романовых

Очевидно, что в рамках небольшой статьи невозможно охватить все портреты и охарактеризовать их особенности. И представленный материал не претендует на глубокое и всестороннее исследование предмета, а лишь ограничивается описанием и общей характеристикой выставки, которая, непременно, достойна внимания и неоднократного посещения.

Выставка проходит с 4 сентября 2013 – 30 января 2014 г. в соседнем здании Государственного исторического музея на площадке музея Отечественной войны 1812 года.

Источник: olgazhdan.com

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве

Про портрет сына, написанный Валентином Серовым, Александр III сказал: «Мишенька как живой». Художник сумел поймать краткий миг ускользающего детства: на картине мы видим Михаила взрослеющим, уже почти подростком. Он немного задумчив, но в его взгляде еще таится детская мечтательность. Одет цесаревич по моде конца XIX века — в белую матроску. Тысячи обычных мальчишек тоже носили их на рубеже веков.

Эта картина — этюд для группового портрета царской семьи. Живописцу отвели на работу лишь три сеанса, во время которых Михаил и его сестры Ксения и Ольга позировали ему. Остальное пришлось дописывать по памяти. Для Серова такой подход был непривычным: обычно он работал долго, несколько месяцев подряд, уделяя особое внимание деталям.

Групповой портрет впервые выставили в 1894 году в селе Борки Харьковской губернии. В честь спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе здесь возвели церковь и часовню. На торжествах по их освящению портрет семьи Александра III висел в отдельном павильоне, однако многие зрители принимали его за икону и останавливались, чтобы перекреститься.

Сегодня портрет Михаила Александровича хранится в Государственном Русском музее.


Портрет великого князя Павла Александровича

Шестой сын императора Александра II Павел Александрович служил генерал-адъютантом в лейб-гвардии Конного полка. На полотне великий князь изображен в парадном мундире. Денщик придерживает коня князя за уздцы. Серебристый цвет княжеского мундира, вороная масть коня и его светлые «чулочки» создают на полотне своеобразную игру вертикали и горизонтали, белого и черного. Переступающий с ноги на ногу взволнованный конь контрастирует с нарочитым спокойствием своего хозяина, позирующего художнику.

В центре композиции находится золотая сверкающая кираса (нагрудные латы) Павла Александровича. Критики отмечают мастерство Валентина Серова: художнику удалось выписать в отражении блестящих лат детали пейзажа.

Портрет Павла Александровича завоевал золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Сегодня он хранится в Третьяковской галерее.


Портрет Александра III

Александра III Валентин Серов писал несколько раз. Групповой портрет императорской семьи 1893 года стал единственным полотном, написанным при жизни монарха. Облик Александра III на картине 1899 года приходилось воссоздавать по памяти. Валентин Серов также опирался на снимки императорского фотографа Сергея Левицкого.

На картине Александр III выглядит одновременно величественным и добродушным. Он изображен на фоне дворца Фреденсборг в Копенгагене в мундире почетного полковника датской Королевской лейб-гвардии. Это звание присвоил императору король Кристиан IX в 1879 году. С тех пор во время визитов в Данию Александр III всегда носил офицерскую форму: треуголку с голубым и белым плюмажем и алый парадный мундир. На нем кроме российских высших наград можно увидеть и датские: голубую ленту, звезду ордена Слона, звезду и крест ордена Данеброг.

Художник несколько раз ездил в Данию, чтобы сделать натурные зарисовки. Один из сержантов позировал ему возле дворца вместо императора. Оригинал императорского портрета хранится в Копенгагене, в офицерском фонде Королевской лейб-гвардии.


Портрет императора Николая II

Домашний портрет Николая II, подарок Александре Федоровне, художник создал всего за две встречи с императором. Оригинальная версия картины не сохранилась: захватившие Зимний дворец революционеры распороли холст штыками. Однако Серов, едва закончив портрет в 1900 году, сразу же сделал его копию. Он беспокоился о судьбе картины, потому что она не очень нравилась императрице. Во время сеансов Александра Федоровна пристально наблюдала за художником и щедро раздавала советы, как «подправить» лицо Николая II на портрете. В конце концов Валентин Серов не выдержал, протянул императрице палитру с кистями и предложил ей самой закончить работу.

Портрет Николая II выглядит незавершенным: он написан широкими свободными мазками без тонких световых переходов, детали полотна не проработаны. Но исполнение картины отражает идею Валентина Серова. Художник хотел показать в первую очередь человека — уставшего на службе, пришедшего домой после работы. На полотне отсутствуют обычные атрибуты царских портретов — торжественные интерьеры, парадная одежда, высшие награды. Николай II изображен в тужурке лейб-гвардии Преображенского полка, которую он носил каждый день.

Полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.


Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени

Обычно портретные рисунки художники XIX века создавали как этюды к большим живописным полотнам. Но акварельные и карандашные работы Валентина Серова — это самостоятельные произведения искусства.

Портрет Александры Федоровны выполнен в трех цветах: черном, белом и красном. Художник построил композицию картины так, что зритель смотрит на изображение снизу вверх, из-за этого императрица кажется более величественной. Проходя мимо поданных, она отстраненно отвечает на их знаки внимания. Плавными линиями Валентин Серов прорисовал строгий и изысканный крой ее платья, воздушную накидку, сброшенную с плеч. Окружающих он, напротив, изобразил подчеркнуто прямыми и ломаными линиями, их лица практически не различимы, а фигуры — угловаты.

Про Александру Федоровну, иностранку по происхождению, часто говорили, что ее отношения с двором не сложились. Во время торжественных церемоний императрица вела себя сдержанно: ее стесняло общение с незнакомыми людьми. Однако официальные мероприятия были обязательной частью жизни двора. Об одном из них Николай II писал в своем дневнике: «В 2 часа в Зимнем начался дамский безмен — 550 дам! Моя дорогая Аликс выглядела замечательно красивою в русском платье». Безменом в те годы называли церемонию целования рук.

Рисунок с изображением императрицы Александры Федоровны можно увидеть в Государственном Русском музее.

Источник: www.culture.ru

Романовы в лицах и деяниях400-летие дома Романовых... (28 фото)
400 лет назад Россия выбрала себе царя. 21 февраля (3 марта по новому стилю) 1613 г. Земским собором был избран на царствование Михаил Фёдорович Романов — первый представитель династии, правившей Россией более трёх столетий. Это событие положило конец ужасам Смутного времени. Но чем оказалась для нашей страны сама эпоха Романовых?…

Корни рода

Род Романовых имеет древнее происхождение и пошел от московского боярина времен Ивана Калиты Андрея Кобылы. Сыновья Андрея Кобылы стали основателями многих боярских и дворянских родов, в том числе Шереметевых, Коновницыных, Колычевых, Ладыгиных, Яковлевых, Боборыкиных и др.
Романовы же пошли от сына Кобылы Федора Кошки. Его потомки сначала назывались Кошкиными, потом Кошкиными-Захарьиными, а затем Захарьиными.

Анастасия Романовна Захарьина была первой женой Ивана IV Грозного. Она одна умела усмирять нрав Ивана Грозного, и после того, как ее отравили и она умерла в возрасте 30 лет, Грозный сравнивал с Анастасией каждую следующую свою жену.

Брат Анастасии, боярин Никита Романович Захарьин стал называться Романовым по имени своего отца Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина.

Так вот, первый русский царь из рода Романовых Михаил Романов был сыном боярина Федора Никитича Романова и боярыни Ксении Ивановны Романовой.
400-летие дома Романовых... (28 фото)
Царь Михаил Федорович Романов (1596—1645) — первый русский царь из династии Романовых.

Воцарение Романовых: версии

Так как Романовы, благодаря браку Анастасии, были связаны родственными отношениями с династией Рюриковичей, во времена правления Бориса Годунова они подверглись опале. Отец и мать Михаила были насильно пострижены в монахи. Он сам и все его родные были сосланы в Сибирь, однако впоследствии были возвращены.

После окончания Смутного времени в 1613 году Земский собор избрал Михаила Федоровича новым государем. Тогда ему было всего 16 лет. Кроме него на престол претендовали польский королевич Владислав (будущий Владислав IV), шведский королевич Карл Филипп, а также представители многих знатных боярских родов.

В то же время Мстиславские и Куракины сотрудничали с поляками во время Смуты, Годуновы и Шуйские были родственниками недавно свергнутых правителей. Представитель рода Воротынских член «Семибоярщины» Иван Воротынский, по официальной версии, подал самоотвод.

По одной из версий, кандидатура Михаила Романова считалась компромиссной, кроме того, род Романовых не так запятнал себя в Смутное время, как другие знатные роды. Однако этой версии придерживаются не все историки – они считают, что кандидатура Михаила Романова была навязана Земскому собору, да и собор не представлял в то время все русские земли, а на ход заседаний оказали большое влияние казачьи войска.

Тем не менее, Михаил Романов был избран на царство и стал Михаилом I Федоровичем. Он прожил 49 лет, за годы его правления (1613 – 1645) царю удалось добиться преодоления последствий Смутного времени, восстановить централизованную власть в стране. Были присоединены новые территории на востоке, а также заключен мир с Польшей, в результате которого польский король перестал претендовать на русский престол.

Цифры и факты

Большинство русских царей и императоров из династии Романовых прожили достаточно короткую жизнь. Больше 50 лет прожили только Петр I, Елизавета I Петровна, Николай I и Николай II, а больше 60 лет — Екатерина II и Александр II. До 70 лет не дожил никто
400-летие дома Романовых... (28 фото)
Петр I Великий.

Екатерина II прожила самую долгую жизнь и скончалась в возрасте 67 лет. При этом она по рождению не принадлежала к династии Романовых, а была немкой. Меньше всех прожил Петр II – он умер в 14 лет.

Прямая линия наследования престола у Романовых пресеклась еще в XVIII веке, все российские императоры начиная с Петра III принадлежали к Гольштейн-Готторп-Романовской династии. Гольштейн-Готторпы были немецкой герцогской династией и в определенный момент истории породнились с Романовыми.

Дольше всех (34 года) страной правила Екатерина II 34 года. Меньше всех правил Петр III – 6 месяцев.

Иван VI (Иоанн Антонович) был младенцем на престоле. Он стал императором, когда ему было всего 2 месяца и 5 дней, вместо него правили его регенты.

Больше всего самозванцев выдавали себя за Петра III. После того, как он был свергнут, он умер при невыясненных обстоятельствах. Самым известным самозванцем считается Емельян Пугачев, который возглавил в 1773—1775 годах крестьянскую войну.

Из всех правителей больше всего либеральных реформ проводил Александр II, и в то же время на него было совершено больше всего покушений. После серии неудачных покушений террористам все-таки удалось убить царя – он погиб от взрыва бомбы, которую народовольцы бросили ему в ноги на набережной Екатерининского канала в Петербурге.

Расстрелянный большевиками последний император Николай II, а также его жена и дети были причислены Русской православной церковью к лику святых как страстотерпцы.

Династия Романовых в лицах
400-летие дома Романовых... (28 фото)
Михаил I Федорович
Первый русский царь из династии Романовых
Годы жизни: 1596 – 1645 (49 лет)
Годы правления: 1613 – 1645

Достижения и государственные инициативы:
преодоление последствий Смутного времени; восстановление централизованной
власти в стране; присоединение новых территорий на востоке; мир с Польшей, в
результате которого польский король перестал претендовать на русский престол.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Алексей I Михайлович
Сын Федора Михайловича. За отсутствие больших потрясений в стране в годы его
правления был назван Тишайшим
Годы жизни: 1629 – 1676 (46 лет)
Годы правления: 1645 – 1676
Достижения и государственные инициативы:
военная реформа; новый свод законов – Соборное уложение 1649 года; церковная
реформа патриарха Никона, которая вызвала раскол церкви.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Федор III Алексеевич
Сын Алексея Михайловича. Имел слабое здоровье, отчего рано умер
Годы жизни: 1661 – 1682 (20 лет)
Годы правления: 1676 – 1682

Достижения и государственные инициативы:
перепись населения страны 1678 года; отмена местничества — распределения
служебных мест с учетом происхождения и служебного положения предков; введение
подворного обложения прямыми налогами; борьба с раскольниками.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Софья Алексеевна
Регент над Иваном V и Петром I, которые оба признавались царями. После
смещения постриглась в монахини
Годы жизни: 1657 – 1704 (46 лет)
Годы правления: 1682 – 1689

Достижения и государственные инициативы:
подписание «Вечного мира» с Польшей, по которому Киев признавался частью
Русского царства; — борьба с раскольниками.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Иван V
Сын Алексея Михайловича и старший брат Петра I. Имел слабое здоровье и не
интересовался государственными делами
Годы жизни: 1666 – 1696 (29 лет)
Годы правления: 1682 – 1696 (соправитель Петр I)

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Петр I
Последний русский царь и первый император Российской империи (с 1721 года).
Один из самых известных правителей России, коренным образом изменивший
историческую судьбу страны
Годы жизни: 1672 – 1725 (52 года)
Годы правления: 1682 – 1725

Достижения и государственные инициативы:
масштабные реформы по коренному переустройству государства и общественного
уклада; создание Российской империи; создание Сената – высшего органа
государственной власти, подчинявшегося императору; победа в Северной войне со
Швецией; создание военного флота и регулярной армии; строительство
Санкт-Петербурга и перенос столицы в Петербург из Москвы; распространение
образования, создание светских школ; издание первой в России газеты;
присоединение к России новых территорий.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Екатерина I
Жена Петра I. Принимала мало участия в государственных делах
Годы жизни: 1684 – 1727 (43 года)
Годы правления: 1725 – 1727

Достижения и государственные инициативы:
создание Верховного Тайного Совета, с помощью которого приближенные
императрицы фактически управляли государством; открытие Академии наук, создание
которой было задумано при Петре I.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Петр II
Внук Петра I, последний прямой потомок дома Романовых по мужской линии. В
государственных делах в силу юного возраста участия не принимал и предавался
развлечениям, вместо него правили его приближенные
Годы жизни: 1715 — 1730 (14 лет)
Годы правления: 1727 — 1730

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Анна Иоановна
Дочь Ивана V. В годы ее правления процветал фаворитизм.
Годы жизни: 1693 — 1740 (47 лет)
Годы правления: 1730 – 1740

Достижения и государственные инициативы:
роспуск Верховного тайного совета и создание кабинета министров; учреждение
Канцелярии тайных розыскных дел; преобразования в армии: ограничение службы для
дворян 25 годами, создание новых гвардейских полков, учреждение Шляхетского кадетского корпуса.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Иван VI (Иоанн Антонович)
Правнук Ивана V. Был императором во младенчестве при регентстве фаворита Анны
Иоановны Эрнста Бирона и своей матери Анны Леопольдовны, был свергнут, свое
детство и остаток жизни провел в тюрьмах
Годы жизни: 1740 — 1764 (23 года)
Годы правления: 1740 – 1741

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Елизавета I Петровна
Дочь Петра I, последняя наследница престола из династии Романовых по
прямой женской линии.
Годы жизни: 1709 — 1761 (52 года)
Годы правления: 1741 – 1761

Достижения и государственные инициативы:
упразднение кабинета министров и восстановление роли Сената; реформа
налогообложения, уничтожение внутренних таможенных пошлин и сборов; расширение прав дворянства; создание первых русских банков; присоединение новых территорий в Средней Азии к России.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Петр III
Внук Петра I и сын его старшей дочери Анны Петровны. Из-за непопулярных мер
во внешней политике и в армии потерял поддержку правящих кругов и вскоре после
восшествия на престол был свергнут собственной женой Екатериной, которая также
приходилась ему троюродной сестрой
Годы жизни: 1728 — 1762 (34 года)
Годы правления: 1761 – 1762

Достижения и государственные инициативы:
упразднение Тайной канцелярии; начало секуляризации церковных земель; издание «Манифеста о вольности дворянства», расширявшего привилегии этого класса; прекращение преследования старообрядцев.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Екатерина II
София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, дочь
прусского-генерала-фельдмаршала и жена Петра III. Свергла своего мужа через 6
месяцев после того, как он взошел на престол
Годы жизни: 1729 — 1796 (67 лет)
Годы правления: 1762 – 1796

Достижения и государственные инициативы:
губернская реформа, которая определила территориальное устройство страны до
революции 1917 года; максимальное закрепощение крестьянства и ухудшение его
положения; дальнейшее расширение привилегий дворян («Жалованная грамота
дворянству»); присоединение к России новых земель – Крыма, Причерноморья,
части Речи Посполитой; введение бумажных денег – ассигнаций; развитие
образования и науки, в том числе создание Российской академии; возобновление
гонений на старообрядцев; секуляризация церковных земель.
400-летие дома Романовых... (28 фото)
Павел I
Сын Петра III и Екатерины II. Был убит офицерами в результате заговора, о чем
широкой общественности не было известно до начала ХХ века
Годы жизни: 1754 — 1801 (46 лет)
Годы правления: 1796 – 1801

Достижения и государственные инициативы:
улучшение положение крестьянства; создание Государственного казначейства;
отмена части привилегий дворянства, дарованных Екатериной II военная
реформа.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Александр I
Сын Павла I и любимый внук Екатерины II. Именно в годы его правления Россия
победила в Отечественной войне 1812 года с Наполеоном
Годы жизни: 1777 – 1825 (47 лет)
Годы правления: 1801 – 1825

Достижения и государственные инициативы:
восстановления действия «Жалованной грамоты дворянству»; учреждение
министерств вместо коллегий; «Указ о вольных хлебопашцах», благодаря которому
помещики получили право освобождать крестьян; создание военных поселений для
комплектования армии; присоединение новых территорий, в том числе Грузии,
Финляндии, Польши и др.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Николай I
Брат Александра I. Взошел на престол после отречения второго своего старшего
брата Константина, тогда же произошло восстание декабристов
Годы жизни: 1796 – 1855 (58 лет)
Годы правления: 1825 – 1855

Достижения и государственные инициативы:
подавление восстания декабристов; усиление цензуры; создание Третьего
отделения канцелярии для политического сыска; война на Кавказе; улучшение
положения крестьян – их было запрещено ссылать на каторгу и продавать поодиночке
и без земли; присоединение к России устья Дуная, черноморского побережья Кавказа
и Закавказья; неудачная Крымская война.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Александр II
Сын Николая I, активно проводил политические реформы и был убит в результате
теракта народовольцев
Годы жизни: 1818 – 1881 (62 года)
Годы правления: 1855 – 1881

Достижения и государственные инициативы:
отмена крепостного права в 1861 году; земская реформа — вопросами управления
на местах стали заниматься земства; создание единой системы судов; создание
городских дум в городах; военная реформа и появление новых видов вооружений; присоединение к империи Средней Азии, Северного Кавказа, Дальнего Востока; продажа Аляски США.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Александр III
Сын Александра II. После убийства своего отца свел на нет многие его
либеральные реформы
Годы жизни: 1845 – 1894 (49 лет)
Годы правления: 1881 – 1894

Достижения и государственные инициативы:
сворачивание многих реформ в области местного самоуправления, судебной
системы, образования; усиление надзора за крестьянами; бурный рост
промышленности; ограничение фабричной работы малолетних и ночного труда
подростков и женщин.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Николай II
Последний русский император, сын Александра III. На время его правление
пришлись все три русские революции, после революции 1917 года отрекся от
престола и был убит большевиками в Екатеринбурге вместе со своей семьей
Годы жизни: 1868 – 1918 (50 лет)
Годы правления: 1894 – 1917

Достижения и государственные инициативы:
всеобщая перепись населения 1897 года; денежная реформа, установившая золотой
стандарт рубля; неудачная русско-японская война; ограничение рабочего времени на
предприятиях; издание Манифеста 17 октября 1905 года, дарующего всему населению
страны основные гражданские права и свободы; создание Государственной думы;
вступление в Первую мировую войну.

Факты и мифы
400-летие дома Романовых... (28 фото)
Самой страшной тайной Романовых была «русская железная маска» — несостоявшийся русский император Иван Антонович. По завещанию бездет­ной Анны Иоанновны (умерла в 1740 г.) её наследником должен был стать сын её племянницы. В годовалом возрасте мальчик был свергнут с престола дочерью Петра I Елизаветой. Иван провёл всю жизнь в заточении и был убит охраной в 1764 г. при попытке освобождения заговорщиками.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Княжна Тараканова — самозванка, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Находясь в Европе, заявила о претензиях на престол в 1774 г. Была похищена по приказу Екатерины II и привезена в Россию. На следствии не признала вины и не раскрыла своего происхождения. Умерла в заключении в Петропавловской крепости.
400-летие дома Романовых... (28 фото)
Строго говоря, прямая ветвь рода Романовых пресеклась после смерти Елизаветы Петровны в 1761 г. С тех пор династию правильнее называть Гольштейн-Готторп-Романовской. Славянской крови в её представителях практически не было, что не мешало некоторым из них быть глубоко русскими людьми.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
Самый подделываемый «бренд» в истории Романовых — свергнутый в 1762 г. император Пётр III. Известно более 40 самозванцев, прикрывавшихся его именем. Самый известный лже-Пётр — Емельян Пугачёв.

400-летие дома Романовых... (28 фото)
По легенде, Александр I не умер в 1825 г. в Таганроге, а инсценировал свою смерть и ещё полвека прожил в Сибири под именем старца Фёдора Кузьмича. Правда это или нет, неизвестно.

Кстати…

После революции 1917 года Российский Император­ский Дом лишился политической власти, но сохранил роль исто­рической институции.

«Статус нынешнего Российского Императорского Дома признаётся всеми современными монаршими Домами. Его глава — Государыня Великая княгиня Мария Владимировна (1953 г. р.), праправнучка императора Александра II.

Её дед Кирилл был двоюродным братом Николая II и возглавил династию после гибели царя, его сына Алексея и родного брата Михаила, — рассказал Кирилл Немирович-Данченко, советник Канцелярии Е.И.В. по взаимодейст­вию с общественными организациями и органами государственной власти РФ. — Второй член Дома — наследник Цесаревич и Великий князь Георгий Михайлович (1981 г. р.), её сын.

Все остальные потомки членов династии в соответствии с династическими законами правами на престол не обладают и к Императорскому Дому не принадлежат (главенство Марии Владимировны оспаривает Николай Романов, сын князя императорской крови Романа Петровича. Он является президентом организации «Объединение рода Романовых». — Ред.). Общее количест­во человек, в чьих жилах течёт кровь Романовых, во всём мире больше 100. Тех, кто по праву носит эту фамилию, — около 15.
400-летие дома Романовых... (28 фото)
Великая княгиня Мария Владимировна и Великий князь Георгий Михайлович

Мария Владимировна проживает в Испании. С 2003 г. на родине династию представляет Канцелярия Российского Императорского Дома, целью деятельности которой является содействие интеграции Дома в общественную жизнь России. Мария Владимировна неоднократно приезжала в Россию, с 1992 г. знакома лично с Владимиром Путиным. После его избрания на пост президента имели место краткие встречи, но какой-либо подробной беседы пока не было.

Великая княгиня и её сын являются гражданами Российской Федерации, декларируют свою полную лояльность Конституции и существующей власти, твёрдо выступают против реституции и верят, что развитие сотрудничества Император­ского Дома с современным государством имеет перспективу».

: softmixer.com

Источник: pressa.tv


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.