Церковная реформа екатерины 2

Секуляризационная реформа — реформа, проведённая в Российской Империи императрицей Екатериной II в 1764 году с целью изъятия церковных владений, упразднения части монастырей, а также определения содержания для епархий и некоторых обителей[1][2]. Манифест о секуляризации был подписан Императрицей 26 февраля 1764 года.

  • 1 Причины реформы
  • 2 Реформа
    • 2.1 Важнейшие положения Указа
  • 3 Список монастырей на 1764 год
    • 3.1 Штатные I класса
    • 3.2 Штатные II класса
    • 3.3 Штатные III класса
    • 3.4 Заштатные
    • 3.5 Упраздненные
  • 4 Последствия реформы
    • 4.1 Отрицательные
    • 4.2 Положительные
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

Причины реформы

Причины секуляризации в России были просты: огромное развитие беломестных (свободных от налога) церковных земель, тяжело отзывавшееся на народном и государственном хозяйстве, и вредное влияние этого развития на монастырские нравы. Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом еще до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном. Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населенную арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство — нищих богатство», и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а все остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.

Реформа

26 февраля 1764 года императрица Екатерина II издала указ о церковных владениях, заканчивающий многовековое противостояние Русской Православной Церкви и государства. Указ касался вопроса о церковных владениях.

Важнейшие положения Указа


  • Все имения Святейшего Синода, а также монастырей, приходов и епархиальных кафедр передавались государственной Коллегии экономии.
  • Все церковные учреждения отстранялись от управления имениями, а также монастырями, приходами и епархиальными кафедрами.
  • Крестьяне, проживающие в указанных имениях, перепоручались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем именовались «экономическими крестьянами». Надо заметить, что указанных крестьян, по ревизии 1760 года, составляло 910866 ревизских душ (то есть только мужчин).
  • Вместо барщины и оброков с 1 января 1764 года данные крестьяне обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада, который поступал в государственную казну непосредственно через Коллегию экономии.
  • Для содержания церковных учреждений (монастырей, приходов и епархиальных кафедр), ранее владевших землей, Коллегия экономии должна была выделять определенную сумму.
  • Епархии разделялись на три класса, их содержание назначалось в зависимости от наделённого класса.
  • Для монастырей, кроме подчинённых Киевскому митрополиту (поначалу), составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 монастырей, разделенных на 3 класса по уровню содержания[3].

По донесению Святейшего Синода от 1 января 1762 года, во всех епархиях Российской Империи на тот момент насчитывалось 954 монастыря, в которых находилось 11 153 монашествующих. После секуляризационной реформы Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся монастырей 226 отныне стали получать денежное содержание от государства. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования.


Через два года, 31 марта 1764 года, вышло следующее дополнительное распоряжение: монастыри за штатом (заштатные) должны быть также разделены на 3 класса:

  • 1 класс — 20 монастырей
  • 2 класс — 56
  • 3 класс — 85

Итого 161 монастырь с 1247 монашествующими. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на добровольные приношения, либо за счет расположенной около обителей земли, обрабатываемой монахами собственными силами. Таким образом в Великороссии оставалось всего 387 монастырей[3][4].

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии. В 1786 году аналогичная ситуация установилась в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году — в Курской, Екатеринославской, Харьковской и Воронежской губерниях[3].

Список монастырей на 1764 год

Штатные I класса

  • Троице-Сергиева Лавра (мужская)
  • Александровский Успенский монастырь (женский)
  • Валдайский Иверский монастырь (мужской)
  • Московский Вознесенский монастырь (женский)
  • Московский Новодевичий монастырь (женский)
  • Санкт-Петербургский Александро-Невский монастырь (мужской)
  • Суздальский Покровский монастырь (женский)

Штатные II класса

  • Воронежский Алексеево-Акатов монастырь (мужской)
  • Курский Знаменский Богородицкий монастырь (мужской)[5]
  • Псково-Печерский монастырь (мужской)

Штатные III класса

  • Белгородский Никольский монастырь (мужской)
  • Иркутский Вознесенский монастырь (мужской)
  • Московский Златоустовский монастырь (мужской)
  • Николо-Угрешский монастырь (мужской)
  • Тамбовский Вознесенский монастырь (женский)

Заштатные

Упраздненные

  • Арефинская Входоиерусалимская пустынь
  • Бежецкий Введенский монастырь
  • Возмищенский монастырь
  • Вязниковский Введенский монастырь
  • Дуниловский Успенский монастырь
  • Козельский Вознесенский монастырь
  • Кохминский Казанский монастырь

  • Крестогорская Тихонова пустынь
  • Лихвинский Афанасьевский монастырь
  • Лихотнин Успенский монастырь
  • Мамонтова пустынь
  • Маровская Крестовоздвиженская пустынь
  • Мещовский Афанасьевский Петропавловский монастырь
  • Мосальский Успенский монастырь
  • Московский Варсонофьевский монастырь
  • Муромский девичий монастырь
  • Нуромский Преображенский монастырь
  • Обнорский Воскресенский монастырь
  • Пешношский Никольский монастырь
  • Посолотинский монастырь
  • Рдейский монастырь
  • Соломенская пустынь
  • Сырьинская Успенская пустынь
  • Угличский Воскресенский монастырь
  • Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь
  • Усть-Сарапульский Спасский монастырь
  • Христофорова Богородицкая пустынь
  • Черноезерский монастырь
  • Шуйский Троицкий монастырь

Последствия реформы

Секуляризационная реформа 1764 года положила начало новой эпохе в истории Русской Православной Церкви. Данное разделение на штаты и классы определило финансовое положение монастырей. Появилось два абсолютно разных типа не только монастырей, но и монахов, что нивелировало значение монастырских Уставов.

Отрицательные

Определённое реформой финансовое содержание шатных монастырей было зачастую слишком мало, его не хватало на содержание и питание монастырской братии. Строения монастырей постепенно разрушались, а настоятели не решались сообщать об этом Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Чтобы избежать финансовых проблем, монастыри сокращали число монашествующих, предусмотренное им штатом, из-за чего стали безлюдеть и беднеть.

Положительные

В сложившихся условиях, без бремени забот о монастырской собственности, у монашествующих появился стимул для переустройства жизни на аскетических основах.

См. также

  • Екатерина II
  • Секуляризация (история)

Литература

  • Смолич, И. К., Русское монашество, 988—1917, «Глава XIII. Эпоха секуляризации (1701—1764). 3. Секуляризация 1764 г.

Источник: dic.academic.ru

Церковная реформа екатерины 2

Значение Общественной палаты
Автор: Ульянов А.Н.

В России в условиях авторитарного режима гражданское общество не создавалось. Фактически мы только недавно приступили к его строительству. Однако, его невозможно построить за короткий срок, если люди не привыкли к самостоятельности, ждали команду от государства. Общественная палата, созданная в 2005 году на основании закона «Об Общественной палата РФ» от 4 апреля 2005 года, является своеобразной связью между государством и зарождающимся гражданским обществом в России. Это орган, который находится на стыке между государством и обществом.

Продолжение…

 

Церковная реформа екатерины 2

Смертная казнь в США
Автор: В.А.Сергевнин

Введение смертной казни в Америке произошло под влиянием традиций и законов заимствованных британскими переселенцами у Старого Света. По мнению Л. Ранде первое достоверно зарегистрированное исполнение смертной казни в новых колониях было в отношении капитана Джорджа Кендала в городе Джеймстауне в Вирджинии в 1608 году (Ранда, 1997). Этот прецедент заложил основу закона о смертной казни в данном штате. Томас Джефферсон стал известен как первый реформатор смертной казни в США. Р. Бом, Л. Ранда и В. Шабас пришли к заключению, что он внес на рассмотрение законопроект о пересмотре законодательства Вирджинии о смертной казни. 

Продолжение…

 

Церковная реформа екатерины 2

Механизм судебной защиты
Автор: И. Н. Спицин

В условиях отказа от ограничений судебной подведомственности гражданских дел практически любой частноправовой спор (в широком его понимании) может быть передан заинтересованным лицом на разрешение в суд. Право на судебную защиту, гарантируемое, в числе прочих, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее по тексту — Конвенция), ст. 46 Конституции РФ, ст. 3 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ, понимается и истолковывается как национальными, так и международными судебными органами расширительно, в свете чего механизм судебной защиты прав становится универсальным.

Продолжение…

 

Церковная реформа екатерины 2

Система гражданской юрисдикции
Автор: А. Г. Плешанов

Начиная с 1991 г., наблюдается довольно динамичное развитие гражданской юрисдикции России, которая постепенно приобретает черты целостной и завершенной в функциональном отношении системы. Принципиальное значение, на наш взгляд, имеют два обстоятельства, а именно: развитие гражданской юрисдикции происходило и продолжает происходить по эволюционному пути; процесс эволюционирования системы гражданской юрисдикции, как ответ на общественную потребность в коренных изменениях, носит циклический характер. Полный цикл развития гражданской юрисдикции включает три этапа, различающихся по своей целевой направленности: первый этап – дифференциация; второй этап – интеграция; третий этап – консолидация.

Продолжение…

 

Церковная реформа екатерины 2

Смертная казнь в КНР
Автор: Раднаева А.Ю.

Несмотря на то, что одной из главных, общепризнанных ценностей XXI в. является неприкосновенность человеческой жизни, а смертная казнь выходит за рамки прав любого гуманного  человека  и  позиций  международных  организаций,  она  все  же  остается  широко распространенным видом наказания.


настоящее время ее актуальность также связана с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, отменяя при этом и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос допустимости и правомерности применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности. В чем заключается необходимость и целесообразность применения смертной казни? Допустима и правомерна ли она вообще?

Продолжение…

 

Церковная реформа екатерины 2

Защита авторских прав в КНР
Автор: Тараненко Е.М.

Ежегодно Российская Федерация (далее – РФ) и Китайская Народная Республика (далее – КНР) объявляются лидерами контрафакции в мире. Было отмечено, что из-за действий «пиратов» экономика европейских государств и США несет огромные убытки. Тем не менее, в Китае борьба с интеллектуальным «пиратством» ведется значительно активнее и успешнее, чем в России. Об этом свидетельствует также тот факт, что КНР является членом Всемирной торговой организации (далее – ВТО), а РФ еще нет, и один из основных вопросов, который наша страна должна решить для успешного вступления в ВТО – сокращение количества правонарушений, связанных с интеллектуальной собственностью. 

Продолжение…

 

Церковная реформа екатерины 2

Клиническое образование
Автор: И. Н. Лукьянова 

В статье рассматривается роль клинического обучения в юридическом образовании, которое должно включать в себя умение творчески применять правовые знания. Выдвигается тезис, согласно которому негосударственные вузы, обладающие значительной свободой и мобильностью в организации учебного процесса, могут и должны стать своеобразной лабораторией, в которой изобретаются и опробуются новые методы преподавания юридических (и не только) знаний и навыков. Обосновывается необходимость применения в клиническом обучении интерактивных приемов, излагается опыт их применения в юридической клинике АПИ и в преподавании академических дисциплин на примере курса гражданского процесса. Приводятся основные шаги по организации деятельности юридической клиники на примере АПИ. 

Продолжение…

 

Церковная реформа екатерины 2

Социальные функции боевых искусств
Авторы: В.П. Тупицын, Е.В. Тупицын

В наши дни физическая культура является обязательным элементом общечеловеческой культуры, объективной потребностью общественного развития, представляет собой своего рода мощную "индустрию" здоровья и воспитания, несущую в себе важные социальные функции.
В настоящее время идёт перестройка всей, в том числе и научной,  работы в области физической культуры. Не остаются в стороне и философия, и социология. В этой связи нередко высказывались сомнения в том, что нужно ли философам заниматься проблемами физической культуры и нуждается ли физическая культура в философских исследованиях. Сейчас общепризнано, что сомнения эти неправомерны.

Продолжение…

 

Церковная реформа екатерины 2

Влияние физических упражнений на здоровье
Автор: Т.Ю. Покровская, Э.В. Галимова, И.М. Галимов

В настоящее время заболеваниями желудочно-кишечного тракта, по статистическим данным, страдает почти половина населения Земного шара. 

Причины возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта достаточно многообразны. Это нарушение питания в широком смысле слова (несоблюдение режима, частое употребление блюд, раздражающих слизистую оболочку желудка) употребление алкоголя, курение,  длительный прием лекарств и т.д. И очень важно заметить, что состояние желудочно-кишечного тракта и состояние иммунной системы человека – звенья одной цепи.

Продолжение…

 

Церковная реформа екатерины 2

Развитие силовой подготовки
Автор: Л.А. Зеленин

Многолетней педагогический опыт и практика убедительно свидетельствуют, что мощным стимулом активизации всех жизненно важных функций и процессов, происходящих в организме, являются занятия с отягощением на тренажёрах. Применение тренажёров и специальных приспособлений всегда определяются целями и задачами каждого занимающегося на конкретном этапе тренировки. Целенаправленные с регулярными занятиями физических упражнений с отягощениями на тренажёрах способны значительно увеличить у молодёжи свою силу, исправить многие недостатки своего телосложения (сутулость, узкие плечи и грудь – расширить, тонкую шею и руки существенно укрепить и увеличить, избавиться от непомерно широкой талии и излишней полноты, некрасивую форму ног сделать красивой и др.). 

Продолжение…

 

Церковная реформа екатерины 2

Организация дистанционного образования
Автор: В. А. Должуков

Дистанционное образование сегодня является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие новых технологий в образовании неизбежно ведет к реорганизации существующих учебных процессов, возникновению новых форм обучения. Вместе с тем возникают и новые трудности при использовании новых технологий. Данная статья посвящена проблемам дистанционного образования.

Продолжение…

 

Церковная реформа екатерины 2

Создание информационного поля
Автор: В. А. Чибухашвили

Необходимость применения информационных технологий в обучении языку в современном динамично развивающемся социуме общепризнанна, обучение с использованием компьютеров становится неотъемлемой частью учебного процесса, неуклонно растет интерес ученых к этой области методики. Возможности, предоставляемые современными информационными технологиями, настолько широки и значимы для обучения языку, как родному, так и иностранному, что уже сложно представить себе одно без другого.

Продолжение…

 

Церковная реформа екатерины 2

Выпуск конкурентоспособной продукции

Источник: pravmisl.ru

(1763-1764гг.)

       
    Церковная реформа екатерины 2
 
 
Церковная реформа значительно облегчила положение крестьян, переводя их из разряда монастырских в государственные. Духовенство пополнило категорию чиновничества

 

 

 

После крестьянской войны 1773-1775гг. Екатерина II приняла меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. С этой целью в 1775г. было издано «Учреждения для управления губерний Российской империи».

 

 

Церковная реформа екатерины 2

 

 

Создавалась сильная власть на местах. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице, их власть была расширена. При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Используя теорию разделения властей, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Была создана разветвленная система судов гражданских, уголовных, сословных и т.д. Новая система управления территорией страны решала задачу укрепления власти дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых народных выступлений. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.

В 1782г. после принятия «Устава благочиния», во всех городах была создана централизованная система полицейского управления. В соответствии с этим «Уставом» коллегиальным органом полицейского управления в городах становилась управа благочиния, в которую входили полицмейстер, обер-комендант, городничий и некоторые другие должностные лица.

Система губернского управления

 

Общая администрация Финансовое управление Судебные учреждения
Губернское правление (Губернатор и его 2 советника)   Казенная палата   Палата уголовного суда Палата гражданского суда
  Губернский прокурор   Губернское казначейство Для дворян Для городского населения Для казенных крестьян
Верхний земский суд Губернский магистрат Верхняя расправа

 

Итак, Екатерине II, вставшей на путь модернизации экономики и социальной структуры общества, удалось сделать очень многое. Резко возросла экономическая и военно-политическая мощь России. За период ее правления в 2 раза выросла численность населения, более чем в 4 раза увеличилась сумма государственных доходов. Отличительной чертой экономического развития стало усиление конкурентных начал в промышленности и торговле, легализация частной собственности, увеличение числа фабрик и мануфактур с 500 до 2000. Отличительной особенностью социальной политики Екатерины II стало значительное расширение привилегий дворянства. Расширялись права и купеческого сословия. Никогда еще так бурно не развивалось образование, наука и культура.

Вместе с тем, в стране сохранялась многоукладность экономики, несмотря на появившиеся ростки капиталистических отношений, Россия в целом развивалась по крепостническому пути. Попытка Екатерины II радикально обновить социально-экономические отношения не нашла отклика среди дворян и других сословий.

 

4 Особенности внутренней и внешней политики Павла 1

 

Павел Петрович, сын императора Петра III и императрицы Екатерины II, вступил на престол 6 ноября 1796 г. Первым государственным актом чрезвычайной важности был указ об изменении порядка престолонаследования, установленного Петром 1 в 1722г. По новому указу, престол должен был переходить по праву «естественному», то есть от отца к старшему сыну.

Еще будучи цесаревичем, Павел 1 полагал, что для устранения причин народного недовольства следовало бы «снять с народа излишние налоги и пресечь наряды с земли». И поэтому уже в первые дни царствования он облегчил рекрутскую повинность. Указом от 10 ноября 1796 г. Был отменен набор, объявленный Екатериной П. В этом же году был принят указ о замене хлебного сбора 1794 г. «по причине неудобств в приеме» умеренной денежной податью. Вслед за этим была понижена цена на соль; прощение недоимок подушной подати на огромную сумму в 7 млн. рублей, что составляло 1/10 часть годового бюджета. Целая серия указов была направлена на устройство хлебных магазинов для голодных годов. Указом 21 марта 1800 г. удельным крестьянам было дано важное право – покупать земли у частных владельцев, с условием, чтобы купчая была совершена на имя департамента уделов. Специальным указом было подтверждено право казенных крестьян записываться в купечество и мещанство. В отношении помещичьих крестьян был издан указ, который запрещал продажу малороссийских крестьян без земли. 5 апреля 1797 г. был издан манифест, который стал первой попыткой законодательства встать между помещиком и крестьянином в отношении упорядочения труда. Этот манифест устанавливал норму барщины в размере трех дней. Дворянство враждебно встретило этот манифест.

Противоречива была политика Павла I по отношению к дворянству. При нем «золотой век» дворянства закончился. В 1800 г. были отменены «жалованные грамоты» дворянству и городам. Вновь была введена обязательная служба дворян, отменялись губернские дворянские собрания, а само дворянство ставилось под жесткий контроль администрации. Было запрещено выписывать иностранные газеты, выезжать за границу. За пять лет по политическим мотивам попало в опалу или было репрессировано 12 тыс. чиновников и военных. Но одновременно на помещиков Павел I смотрел как на даровых полицмейстеров. Он считал, что пока в России есть 100 тыс. этих полицмейстеров, спокойствие государству гарантировано. И он делает все, чтобы увеличить это число. За время своего правления Павел I раздал 550 тыс. душ и 5 млн. десятин земли.

Великая французская революция оказала значительное влияние на внутреннюю политику Павла I. В стране была введена строжайшая цензура, закрыты частные типографии, запрещен ввоз иностранных книг. Был запрещен свободный въезд иностранцев в Россию. Все учащиеся из России, учившиеся заграницей были вызваны в страну и запрещено молодежи выезжать с образовательными целями в чужие края, взамен этого было обещено открыть университет в Дерпте.

Павел I попытался реформировать армию и бороться со злоупотреблениями, но введение прусских порядков при многочисленных опалах и арестах, хаос управления порождали чувство страха, неуверенности у офицеров гвардии, высшего чиновничества.

Наиболее непредсказуемой была внешняя политика Павла I. Считая необходимым бороться с революцией во Франции, он вступает в антифранцузскую коалицию с Англией и Австрией. Однако после переворота во Франции, давшего власть Наполеону, Павел I переориентировал внешнюю политику России на союз с Францией. Было наложено эмбарго на все английские торговые суда, ввел резкие изменения в таможенном тарифе и в конце концов совершенно запретил и ввоз товаров в Россию не только из Англии, но и из Пруссии, так как последняя находилась в связи с Англией. Этими мерами Павел 1 произвел потрясения во всей русской торговле.

Постоянная недоверчивость и подозрительность Павла I достигли к 1801 г. крайней степени, распространившись даже на членов его семьи. Недовольство в обществе и окружении императора привело к заговору. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. заговорщики проникли в Михайловский замок, где жил император, и убили его. Официальное сообщение гласило, что император скончался от «апоплексического удара».

 

Основные термины:

 

Вотчинные мануфактуры – мануфактуры, создаваемые помещиками с использованием труда крепостных крестьян.

Воспитательные дома – учреждения для «приема и призрения подкидышей и бездомных детей», появились при Петре 1. При Екатерине 11 создана целая сеть таких домов, где жили и воспитывались дети, не имеющие родителей.

«Всякая всячина» — 1769-1770 гг., ежемесячный журнал. Он выходил при содействии и участии Екатерины 11. Печатал сатирические статьи, призывал «не целить на особ, но единственно на пороки».

Георгиевский трактат 24.07.1783 г. – договор о добровольном принятии Картли-Кахетинского (Восточная Грузия) под покровительство Российской Империи. Грузия, сохраняя внутреннее управление, отказывалась от самостоятельной внешней политики. Дворянство, духовенство и купечество Грузии уравнивалось в правах с русскими. Россия обязывалась защищать Грузию в случае войны.

Гатчина – дворец и парк под Петербургом, принадлежавший с 1783 г. будущему императору Павлу 1, который сформировал здесь военный отряд по образцу прусской армии.

«Капиталистые крестьяне» — крепостные крестьяне, которые открывали свои предприятия и использовали на них труд своих же односельчан.

Масонство – (от французского – «вольные каменщики») – тайные религиозные этнические организации. Заимствовали название организации (объединение в ложи) и традиции от средневековых братств ремесленников. В России распространилось с 1717 г. Целью своею ставило духовное совершенствование и просвещение людей с целью мирного объединения человечества в братском религиозном союзе.

Месячина – шестидневная барщина крепостных крестьян, прежде всего дворовых людей, лишенных земельных наделов, за плату3 натурой, выдававшуюся ежемесячно в виде продовольственного пайка и одежды.

Однодворцы – государственные крестьяне, возникшие из бывших служилых людей. За службу они получали землю от казны, как правило, без крестьян или с малым числом крестьян. Они жили с ними на одном дворе. Платили подушную подать наравне с крестьянами.

«Потемкинские деревни» — распространенный образ фальшивого, показного блеска, скрывающего неблагополучие в делах. Ведет начало от рассказа секретаря Саксонского посольства Гельбига о том, как Г.А. Потемкин вводил в заблуждение Екатерину 11 во время ее путешествия на юг весной 1787 г.

Ратгаузы – городское правление. Были учреждены в губернских городах вместо магистратов и дум. Ведали городскими доходами, гражданскими и уголовными судебными делами.

 

Вопросы для обсуждения:

1. В чем проявился просвещенный абсолютизм Екатерины II?

2. Как изменилось положение правящего класса – дворянства во второй половине ХVIII в.?

3. Совместима ли абсолютная власть и идеи Просвещения?

4. Павел 1: самодур или реформатор?

5. В чем проявился кризис феодальной системы хозяйства?

6. Какие указы Екатерины II свидетельствовали об усилении крепостного права в России

7. Что нового по сравнению с Петром I внесла Екатерина II в положение отечественных предпринимателей?

 

 

Проблемные задачи:

1. Слабее всего в «Наказе» Екатерины II разработан крестьянский вопрос. Почему? Ведь в то время большинство в России составляли крестьяне?

2. В Западной Европе секуляризация церковных земель стала наиболее мощным двигателем Реформации. В России же в 1764 г. были закрыты 569 из 954 монастырей, из 385 переживших секуляризацию монастырей лишь 161 получал деньги от государства. Эта мера не встретила какого-нибудь значительного сопротивления. Почему одни и те же мероприятия вызывали неодинаковые последствия в Европе и в России?

3. К 1800 г. в России было произведено чугуна, металла, военной техники больше, чем в любой другой стране мира. Россия не уступала по многим показателям Англии, которая второй век развивалась по капиталистическому пути. Получается, что преимущество явно за самодержавием и его надо умело использовать, как это делала, например, Екатерина II?

4. В большинстве учебников истории Павел I оценивается как сумасбродная личность и реакционер. А как же тогда объяснить освобождение Павлом из заключения Н.Новикова, А.Радищева, Т.Костюшко, смену многих высших должностных лиц из-за их причастности к коррупции и т.п.?

5. В чем суть церковной реформы Екатерины Великой? Почему считается, что она окончательно подчинила церковь государству? Аргументируйте свой ответ.

6. Что нового появилось в финансово-банковской сфере при Екатерине II? Подумайте, удалось ли императрице оздоровить российские финансы?

7. Время Екатерины II называют «золотым веком дворянства». Какие для этого есть основания?

8. Объясните, какие противоречия стремилась разрешить Екатерина II своим «Наказом»?

9. Что «просвещенного» и что «абсолютистского» было за время правления Екатерины II, какие элементы преобладали и почему?

10. В какой степени применимо к периоду царствования Екатерины II высказывание Н.М. Карамзина «История народа принадлежит царю»?

11. Почему время правления Екатерины II называют «золотым веком дворянства»?

12. Каковы отличительные черты российской модели просвещенного абсолютизма?

 

Дополнительная литература:

 

1. История государства Российского. Жизнеописания XVIII в. (Автор – составитель Е.М. Тепер и др.). М: Кн. Палата, 1996.

2. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. – М., 1997.

3. Каменский А.Б. Сословная политика Екатерины II // Вопросы истории, 1995, №3.

4. Керсновский А.А. История русской армии: в 4 т. М.:Голос,1999.

5. Любавский М.К. История царствования Екатерины. Учебное пособие. Спб., 2001.

6. Никитина С.К. История российского предпринимательства. М.: Экономика, 2001.

7. Путь к трону: История дворцового переворота 28 июня 1762 г. М., Слово, 1997.

8. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала ХХ в. М.:РОССПЭН,1997.

9. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины Второй: Просвещенный абсолютизм в России. – М., 1993.

10. Шепелев Л.Е. Чиновний мир России (XVIII-XX вв.) Спб.: Искусство, 1999.

11. Юхт А.И. Русские деньги от Петра Великого до Александра I. – М., 1994.

12. Эйдельман Н. Из потаенной истории России ХVIII – ХIХ веков. М.: «Высшая школа», 1993.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ VII

Документ 1.

Источник: megaobuchalka.ru

21-6-1_tb.jpg
Екатерина II избавила Церковь
от «мирских забот». 
Мари-Ани Колло.
Скульптурный портрет Екатерины II.
Государственный Эрмитаж.
Фото автора

Исполнилось 250 лет указу Екатерины II о секуляризации церковных имений. На протяжении веков погружаясь в хозяйственные заботы, Российская Православная Церковь отдалялась от своих истинных – духовных – целей. От гнета церковных феодалов страдали массы крестьянства. Поэтому великая правительница сыграла спасительную роль, подписав знаменитый указ о секуляризации.

Кошмары церковного 

феодализма

Уже вскоре после крещения Руси Церковь обзавелась обширной недвижимостью, служившей чаще личным нуждам духовенства, которое разоряло и разворовывало имущество. В церковных вотчинах царили бесхозяйственность, рутина и хищничество. Сутяжничество и захват чужого имущества были обычным делом. Честолюбие тоже играло свою роль. По словам дореволюционного историка Александра Доброклонского, предпочитали «держать на правеже крестьян в… усиленных платежах… чем отказаться от мечты дать блеск монастырской ризнице и величественность монастырским постройкам».

Испытания собственностью духовенство не выдержало. Огромные владения «вредно влияли» на его нравственность, формируя страсть к приобретению. Монастырские богатства резко противоречили уставу и сути монашеской жизни, со времен Сергия Радонежского на Руси предполагающей аскетизм. Задачи клира тоже сложно связать с владением землей. Еще публицист Иван Посошков констатировал при Петре I: «У нас сельские попы обременены земледельством, и того ради не пекутся о служении церковном…»

В церковных вотчинах царили произвол и неприкрытая жестокая эксплуатация. В Солотчинском монастыре близ Рязани применяли «все возможное», чтобы получить с крестьян больший доход: «на правеже морили их голодом и нещадно били… посылали для расправы в монастырь», суд в котором предполагал пытки. Выжимали из крестьян все, что можно, собирая с них больше оброка, чем платили казне государственные крестьяне. Зависимость от Церкви была тягостнее и принадлежности помещикам.

Сигналы о народных бедствиях шли из разных мест. Служители Новгородского Юрьева монастыря сообщили в Синод, что отягощенные поборами под страхом наказания плетьми и бесконечными «поставками работников», они «себя содержать не могут». И вот следствие: «Иные… видя себя вовсе в разорении, принуждены оставлять дома свои и… бежать».

Фактов страданий крестьян не перечесть. Их сажали на цепь, били плетьми и палками, терзали голодом и холодом. Случались изнасилования духовенством крестьянок из церковных вотчин.

«Слабости» духовенства, вся церковно-крепостническая система озлобляли народ. В 1690 году неизвестные напали на Новгородский Вознесенский «девичий» монастырь, произведя грабеж и убив игуменью Неонилу. Говоря о монастырских крестьянах в 1708 году, Тихвинский архимандрит признавал: «Мнози в них враждебной ненавистью болезнуют…»

Вспыхивали восстания и «буйства», принимая порой организованный характер. В 1718 году 80 человек напали на Мещовский Георгиевский монастырь близ Калуги, прорубив монастырские ворота. Выступления становились массовыми. Терпению народа приходил конец.

Ненависть к приходскому духовенству тоже росла. В 1749 году разыгралась трагедия в слободе Никитовке под Полтавой. Местного священника протащили по улице на цепи, избивая и проклиная, бросив его наконец в приказной избе.

К концу 1750-х годов волнения церковных крестьян приняли «угрожающие размеры». Дореволюционный историк Павел Верховской подчеркивал: «Крестьянские возмущения были повсеместны как против монастырей, так и против архиерейских домов».

Церковные феодалы, естественно, не были уверены в своей безопасности. Требовались предупредительные меры. Например, в резиденцию епископа под Казанью посылалось два караула.

В довершение ко всему церковное землевладение множило распри в обществе. Дворяне требовали секуляризации, давно уже мечтая о церковных землях. Ряд вотчин Новгородского Деревяницкого монастыря присвоил знаменитый сподвижник Петра Великого Александр Меншиков. Церковные земли привлекали не только дворян. При царе Михаиле Федоровиче помещичьи крестьяне захватили Климовскую пустошь Новгородского архиерейского дома.

Но за крепостничество стояли даже те, кого в Церкви считали лучшими представителями духовенства. В 1767 году архиепископ Гавриил (Петров) заявил: «Священному чину для послужения как мужеска, так и женска пола людей купить бы было свободно…» «Купить людей» – эти слова звучат особенно кощунственно в устах служителя Церкви.

Государыня побеждает

Уже в начале царствования Екатерины II вопрос о церковных имениях отнесли к важнейшим. При Петре III было объявлено об их секуляризации. Однако из тактических соображений монархиня поначалу разрешила их возврат прежним владельцам. При этом втайне шла напряженная подготовительная работа к секуляризации. Изучались опыт Петра I и возможности дальнейшей реализации его церковной реформы. Готовая учитывать разные взгляды, монархиня советовалась с известными сановниками.

Между тем возврат вотчин вызвал беспрецедентные восстания вотчинных крестьян, помнивших о церковно-помещичьем гнете. К тому же церковные помещики, догадываясь, что имения в конце концов заберут, выжимали из них что могли, идя на хищническую эксплуатацию. Но крестьяне сопротивлялись, отказываясь выполнять феодальные повинности. Духовенство отвечало «смирением» ослушников плетьми, что вызывало и вооруженное противодействие. Монархиня четко понимала происходящее: «Крестьяне, принадлежавшие духовному ведомству, часто терпели тиранические притеснения… почему… и взбунтовались». По ее представлениям, в волнениях участвовало свыше 100 тыс. человек.

Ненависть к духовенству «дошла до ярости», заявлял обер-прокурор Святейшего правительствующего Синода Иван Мелиссино. Далматовский монастырь в Зауралье два месяца осаждало до 700 крестьян. Понадобился целый полк, чтобы снять осаду. А мятеж крестьян Коломенского архиерейского дома имел своей целью убийство «духовных» тиранов.

Воинские команды посылались раз за разом. «Буйные» восстания обескураживали власть, принимая затяжной характер, как в вотчинах Боровского Пафнутьева, Новгородского Юрьева, Волоколамского Иосифова и других монастырей.

Требовались новые меры. Манифест 1763 года призвал Церковь содержать крестьян «в добром порядке», а тех, кто был под караулом «за ослушание», повелевалось отпустить.

Наконец, 29 ноября 1763 года учредили Комиссию о церковных имениях. Инициатором стал митрополит Димитрий (Сеченов), первенствующий синодал с реноме главного сподвижника монархини в деле секуляризации церковных имений.

С созданием Комиссии реформа, можно считать, пошла. В ней участвовали две стороны – государство и Церковь. Но все было под контролем императрицы. Комиссии требовалось описать имения, учредить штаты для архиерейских домов и монастырей, решить многие другие задачи, подчиняя государственному надзору и опеке хозяйственную жизнь Церкви. Подготовительная работа была масштабна. К 1764 году собралось свыше 1500 описаний церковных имений. Успехи давались нелегко. Случались нападения на офицеров-переписчиков, инспирированные церковными феодалами.

Часть того, чем ведала Церковь, переходило в сферу государственных и общественных отношений. Вектор исторического развития был ясен: Средневековье уступало Новому времени. Требовался баланс разносторонних интересов, включая интересы церковные. И власть приближала реформу настойчиво, постепенно, расчетливо. По словам профессора Казанской духовной академии Алексея Павлова, не только правительство, но и «общество дошло до сознания нравственных, народно-экономических и государственных невзгод… от… обогащения церквей и монастырей вотчинами».

21-6-2_t.jpg
Монастырские крепостные подвергались
жестокой эксплуатации.
Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». XVI век

Между тем готовили манифест о секуляризации, учитывая разные обстоятельства и данные, например число монашествующих в различных монастырях и суммы на их содержание. Наличная информация позволила сверстать разумные штаты и монастырей, и архиерейских домов. Представленные ей штаты императрица утвердила.

Едва ли не блистательная кампания

26 февраля 1764 года манифест был обнародован. Характер документа был публицистичный и концептуальный. Вначале отсылка к замыслам Петра I «на истинную пользу душеспасительную», которые теперь выполнялись. Духовенство теряло экономическую независимость и материальную базу для оппозиции государству.

Согласно манифесту, Церковь лишалась населенных имений, соляных промыслов, железных рудников и большей части прочей недвижимости. Реформа охватила территорию в 8,5 млн десятин – целую страну.

Львиная доля подвергшейся секуляризации земли отошла к бывшим церковным крестьянам. Причем полученные ими наделы были гораздо больше, чем у крестьян, освобожденных много позднее, в 1861 году. Получили почти все, что пахали, будучи в церковной неволе, отбывая церковно-помещичью барщину. В целом картина выглядит вполне благополучной. Не в пример Англии, где аналогичная секуляризация, проведенная при короле Генрихе VIII в 1530-е годы, обернулась передачей земель капиталистам и мелкопоместному дворянству, но отнюдь не крестьянам.

Реформа означала фактическую отмену крепостничества для 2 млн церковных крестьян. Кроме того, императрица «оказала Церкви и монастырям величайшую услугу, освободив их от рабовладения, уму непостижимыми судьбами привившегося к… монашеству…» (оценка современника). «Важнейшим итогом реформы стала ликвидация… могущественного и полунезависимого от государства слоя духовных феодалов», – подчеркивает современный исследователь Аркадий Комиссаренко. То было торжество государственных интересов, объемлющих, впрочем, и монашескую жизнь, духовное просвещение народа, призрение нищих  – все, что числилось важнейшим в новой церковной политике монархини.

Секуляризация снизила напряженность в обществе. Ведь раньше большинство церковных вотчин было свободно от податей и государственных повинностей, так что вся их тяжесть ложилась на другие сословия.

Казна получила большую выгоду. Переведенные на оброк в полтора рубля бывшие церковные крестьяне (теперь экономические, то есть принадлежащие государству) должны были приносить свыше 1,3 млн руб. в год, из которых около 520 тыс. руб. предполагалось тратить на церковные структуры по установленным штатам, на благотворительные и прочие цели. Остаток исчислялся примерно в 672 тыс. руб., из этой суммы предполагалось оплачивать духовно-просветительские программы.

Благодаря реформе нашлись деньги на духовные учебные заведения, церковную типографию и библиотеки. У богатых архиерейских домов их почему-то не было, и указ Петра I о содержании при них училищ выполнялся плохо. Убожество архиерейских и монастырских школ было известным. В школе ставропигиального Бизюкова монастыря в преддверии секуляризации училось всего четыре человека. Мало-помалу крепла привычка не учить и не учиться; исключения редки, разве что митрополит Димитрий (Туптало), который вел «неустанную борьбу» за просвещение.

Другое дело после секуляризации. Способнейших посылали на учебу за границу. В 1765 году свыше десятка семинаристов отправили в университеты Оксфорда, Кембриджа, Лейдена, Геттингена, где продолжали образование также лучшие выпускники Славяно-греко-латинской академии.

Согласно манифесту, каждый архиерейский дом обязывался иметь богадельню. Вопрос о благотворительности вошел в число важнейших.

Интересы духовенства тоже были учтены. Некоторые монастыри получили денежные субсидии. Штатные монастыри и архиерейские дома потеряли не все угодья, оставив за собой сады, скотные дворы, загородные дома, и «земли, для сена и пастьбы лошадей и скота довольные», как гласит манифест от 26 февраля. Имперская власть проявила гибкость, способность к компромиссу. 20 монастырей вернули себе землю. Многие монастыри далеко не бедствовали. Троице-Сергиева лавра уже при Екатерине II «явилась в… более благолепном виде, нежели при своем прежнем богатстве», до секуляризации.

Что до денег, назначенных по штатам архиерейским домам, то они были немалые. Содержание установили «благопристойное, но беззазорное и несоблазненное». Но это умеренная оценка. Штаты позволяли жить широко. Коломенский архиерейский дом имел в 1788 году 40 служителей, включая трех поваров, пивовара, трех лакеев и даже форейтора. В распоряжении церковных иерархов остались огромные средства. Стоимость одной лишь митры вятского епископа оценивали в баснословную сумму свыше 60 тыс. руб. Лишившись чего-то, иерарх мог рассчитывать на хорошую компенсацию. Помимо штатных сумм, были разовые выплаты.

Несогласные с секуляризацией утверждают, что ею подорвали благотворительность Церкви. Но до реформы она слишком не соответствовала церковным ресурсам. Историк Солотчинского монастыря свидетельствовал: «Редко-редко встречаются факты следующего рода: выдача хлеба Христа ради…» Но это не объяснишь скудостью. Одного хлеба в монастыре имелось порой столько, что «смело можно было давать в долг и изредка в милостыню».

И все же нельзя винить Церковь в полном отсутствии благотворительности. Упомянем митрополита Новгородского Иова, который содержал на вотчинные доходы три больницы, две странноприимницы, дом для «найденышков» и «подметных» младенцев.

Другой аргумент противников реформы – секуляризация нарушила волю жертвователей. Но львиная доля пожертвований сделана монархами. Причем их дары часто выпрашивали. Полные унижения просьбы поступали к царю регулярно. «Царь, государь, смилуйся, пожалей», – умолял Михаила Федоровича монах Иона (Кувшинов), прося денег «на чернецкое платье».

Итак, если секуляризацию церковных земель воспринимать как удар по Церкви, то Церковь скорее хозяйственная, чем духовная структура. И во имя блага 2 млн человек, освобожденных от церковной кабалы, «историк не будет скорбеть… что… монастырская трапеза стала… сообразнее с правилами иноческой жизни», что жизнь архиереев стала менее роскошной, как писал дореволюционный профессор Василий Семевский.

Возвращаясь к манифесту, отметим: не все предположенное им было выполнено. Война с Турцией, начавшаяся в 1768 году, заставила забыть о некоторых планах: деньги потребовались на другие нужды.

Есть поводы и для критики кампании. Уже при Екатерине II были случаи передачи экономических крестьян дворянству, так что те вновь становились крепостными. С манифестом от 26 февраля порядок сразу не установился. В марте 1764 года крестьяне Волоколамского Иосифова монастыря сообщили монархине о «лихоимственных… поборах до нескольких сот тысяч рублей», о «смертном убийстве больше 40 человек», о «мучении крестьян» и даже «насилии женского пола», обвинив руководство монастыря.

Замеченный русским историком и мыслителем Георгием Федотовым «холодок между иерархической Церковью и народной религиозностью» остался и после секуляризации. Тлея веками, праведный гнев народа обернулся при большевиках масштабным уничтожением духовенства.

Как бы то ни было, секуляризация церковных имений – одна из важнейших реформ, которая помогла массе россиян, оздоровила церковную жизнь, устраняя противоречия, подобные тем, что привели Западную Европу к Реформации. Реформа отдалила Церковь от лишних «земных» забот, возвращая ее к вопросам духовным.  

Источник: www.ng.ru

Основные направления реформ Екатерины Второй

Реформы Екатерины 2 затронули все аспекты внутренней политики. Она реформировала страну, создавая централизацию власти в Петербурге, а также воздействуя на социальную структуру страны для формирования элиты. Ниже приведена таблица, в которой рассмотрены основные направления реформаторской деятельности императрицы и некоторые результаты, к которым это привело.

Таблица: Реформы Екатерины 2 и их основное направление
Годы реализации Название реформы Суть и краткие результаты
1763 Восстановлен Сенат Систематизировалась судебная система России, а Сенат делился на 6 департаментов.
1763-1764 Секуляризация церковных земель Конфискация государством церковных и монастырских земель, а также крестьян, которые на этой земле трудились.
1764-1782 Структура местного управления на окраинах:
Ликвидирована автономия Украины и казачьих районов (Яик, Запорожье, Дон) — 1764.
Губернская реформа — 1775
Городовая реформа — 1782
Введение крепостного права на Украине — 1783
Устанавливалась система управления страной, которая делилась на губернии и подразделялась на уезды. Все регионы страны обладали примерно одинаковыми правами.
1785 Жалованная грамота городам.
Жалованная грамота дворянству
Окончательно сформировалась новая элита, на которую опиралась власть Императора.
1786 Школьная реформа Первая масштабная попытка введения начального образования для всех сословий.

Реорганизация Сената

Реформа реорганизации Сената Екатериной 2 была проведена 25 декабря 1763 года.  Основная идея этой реформы заключалась в создание системы судебного управления страной, где функции власти будут разделены между шестью департаментами:

  1. Решал важнейшие дела из области политики в Санкт-Петербурге.
  2. Решал судебные дела в Санкт-Петербурге.
  3. Осуществлял надзорные функции над образованием, искусством, медициной, транспортом и наукой.
  4. Контролировал военную отрасль России. Этот департамент отвечал как за сухопутные, так и за морские подразделения.
  5. Решал политические дела в Москве.
  6. Осуществление судебных функций в Москве.

Главой Сената и Первого департамента назначался генерал-прокурор. Он имел право лично докладывать императору. Остальные Департаменты возглавляли обер-прокуроры, которые отчитывались и докладывали главе Сената.

Судебная система России при Екатерине 2

Секуляризация

После смерти Петра 1 церковь начала восстанавливать свои привилегии и влияние. Да, церковь была удалена от управления страной, но она сохраняла свои земли, имущества и право владеть крепостными крестьянами. Последнее было ликвидировано в 1764 году, когда произошла Секуляризация церковных земель. Эта реформа предполагала:

  • Церкви и монастыри лишаются права на землю и на крепостных. В результате более 900 тыс крестьян перешли из статуса «церковных» в статус «государственные».
  • Церкви и монастыри сохраняли право на недвижимое имущество.

Тем самым был нанесен удар по независимости и самостоятельности церкви, ведь она лишилась основного источника своего дохода.

Система местного управления

Рассматривые реформы местного самоуправления Екатерины 2 важно отметить, что эти изменения создали основы бюрократии, значительно расширив штат чиновников. Реформа была издана в 1775 году и называлась «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Губернии в России появились еще при Петре 1. Петр Алексеевич разделил страну на 8 губерний. Екатерина 2 вместо 8 губерний ввела 50, которые делились еще и на уезды.

Система местного самоуправления России после 1775 года

Краткая суть этих реформ Екатерины 2:

  • Страна делилась на губернии (население 300-400 тыс человек), которые делились на уезды (население 20-30 тыс человек).
  • Во главе губернии стоял генерал-губернатор, который набирал штат помощников, вице-губернаторов. Также ему подчинялся полицмейстер.
  • Окончательно формирование судебной системы.
  • Местное управление передавалось в руки избранным сословиям, на которые власть планировала опираться.

Одновременно с созданием системы местного управления, Екатерина 2 ограничивала самостоятельность, автономность, отдельных районов страны. Например, в 1764 году автономии была лишена Украина и в том же году ликвидировалась система гетманства. Последним гетманом Украины был Разумовский. Это был шаг для того, чтобы в стране действовали единые законы и не был исключений. В том же 1764 году автономии были лишены другие казацкие земли — Дон, Яик и Запорожье.