Реформы княгини ольги таблица

Введение

Княгиня Ольга, в крещении Елена (ум. 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после  гибели мужа, князя Игоря Рюриковича. Первая по времени жизни канонизированная церковью святая на Руси.

От природы эта женщина  обладала острым умом, неудержимой  энергией, широтой взглядов и твёрдой  волей. Первая княгиня-христианка хорошо осознавала значение новой веры, понимала необходимость реформ, стремилась достичь  процветания своего государства.

Первое упоминание в летописи о княгине Ольге связано с  тем, как она отомстила за мужа. Но куда важнее то, что последовало  после мести. Княгиня вошла в  русскую историю как первая христианка на киевском престоле.

После легендарных князей Рюрика и Олега киевским князем стал Игорь, или Игорь Старый, как называют его в летописи. А еще через  полтора века, — хотя этот срок для  той эпохи чрезвычайно мал, — Киев превратился в третий по значению и богатству город в Европе; больше и богаче его были только Константинополь, который насчитывал миллион с лишним жителей, и Кордова. Современники иностранцы, побывавшие в Киеве в 1117 году, писали, что  в "городе более 400 церквей, 8 торговых площадей и необычайно скопление народа".


Хорошо известно, что в  тот период процветали и другие города Руси, например, Новгород. Были и десятки  других известный и богатых городов.

Так чьими же усилиями появилась  на карте мира Киевская Русь? Вот  тут, пожалуй, самое время сказать  о созидательной деятельности русских  князей. Известно, что бездарный  правитель способен развалить самую  сильную страну, но создать ничего не может. Власть — это не абстрактное  начало, которое всегда было и есть, а конкретные люди, которые либо знают, что нужно делать во имя  процветания собственного народа, или  не знают этого.

Правила преуспевания и сейчас, и тысячу лет назад одни и те же: правь по совести и по закону, соблюдай принятые обязательства, заботься, чтобы народ твой был защищен, спокойно занимался ремеслами и  взращивал хлеб, обеспечь своим купцам выгодные условия торговли. Это созидательное  начало в русской истории было связанно не с Игорем Старым, а с  его женой, Ольгой.

 

 

Варяги

Будущая вершительница судеб  Руси родилась в конце IX в. на Псковщине. Подробности ее юности известны лишь из преданий да реконструкций историков. Вероятнее всего отец Ольги был влиятельным варягом, дружина которого (с тем же успехом можно применить и более современные термины «группировка», а то и «банда») контролировала переправы через Волхов.


Кто же такие — эти варяги? По этому поводу историки пока не договорились. Спорят, как физики о структуре  атома. Летопись сообщает о «призвании варягов» в Новгород в 862 году. После  смуты горожане во главе с Гостомыслом (возможен буквальный перевод этого  «имени» как «сторонник пришельцев») призвали варяжского вождя Рюрика. Но еще некоторое время князю  пришлось отбиваться от противников  во главе с Вадимом.

Из этого рядового события, которое запомнилось только благодаря  тому, что потомки Рюрика сумели подчинить своей власти всю Русь, выводилась «нормандская теория». Дескать, славяне сами не смогли организовать государство, и поэтому они позвали  людей из–за рубежа. Если следовать  этой логике, то большинство народов  Европы не смогло самостоятельно организовать государство. Приглашение чужих  вождей на царство — дело для  того времени обычное. Да и не в  этом суть. Призвание варягов практически  ничего не изменило в жизни Нового Города. Князья были там и прежде. Часто — именно варяги. Рюрика потому и пригласили, что его предки когда–то правили в этой земле. Возможно, летописец выдумал этот факт, чтобы «удлинить» родословную Рюрика, но и о местном вожде Вадиме — противнике Рюрика, он также упоминает (С. Соловьев считает, что «Вадим» («Водим»), может обозначать «проводник», «передовой», то есть попросту «вождь»). Рюрик не был первым главою народа в этих местах.


Но о государстве как до Рюрика, так и после него, говорить рано. Князей–вождей и окружавших их вооруженных людей называть «правящей элитой» или «классом» еще рано — уж больно этот слой неустойчив. Сегодня одна ватага защищает группу племен (племенной союз) от соседей и устраивает набеги на ближние и дальние земли. Завтра она терпит поражение, не может предложить землякам богатого пира и даже просто безопасности. Престиж дружины падает, и ее сменяет другая группа «профессиональных военных».

Сведения об этих дружинах–бандах  остались в былинах, возникновение  которых исследователи относят  к этому времени: «А пойдем–ка ты с моей дружинушкой во чисто поле. Меня тридцать молодцев как один» — агитирует былинный Вольга (Ольга, Олег) крестьянина Микулу. Крестьянский мир еще сильнее варяжского — в былине Вольга проигрывает Микуле в силе и уходит по своим делам. На Руси уже складываются мощные племенные союзы, в результате роста населения и развития общей культурной традиции возникают протогородские центры (этот процесс аналогичен греческому синойкисму — слиянию нескольких общин в одну). Сильная община вольна приглашать и прогонять дружины и их вождей, которые вступают в сложные отношения с местной элитой — жрецами и старейшинами. Когда времена изменятся, эта история останется в крестьянском сознании воспоминанием о «золотом веке» равноправия с хлопцами «дружиношки хороброй».


Особенность Рюрика на этом фоне заключалась лишь в том, что  его династия смогла удержаться, но в 60–е гг. IX века в ней не было еще  ничего особенного. В Киеве в это  время правили другие варяги —  Аскольд и Дир. Летопись, склонная преувеличивать роль Рюрика, называет их его дружинниками, которые ушли на юг, захватили Киев и затем совершили грандиозный набег на Константинополь. Но, как показал еще русский историк А.Карташев, более точная и подробная византийская хроника фиксирует нашествие варягов и славян в 860 году, то есть до появления Рюрика на Руси[7]. Получается, что Аскольд и Дир правили Киевом до «призвания варягов на Русь». А из этого следует, что варяги были обычным явлением на Руси и прежде. По стране бродили многочисленные дружины, иногда бравшие власть в славянских городах. Нередко они нападали на византийские города и веси, возвращались с богатой добычей и веселили пирами своих «подданных».

Этнически варягов обычно считают скандинавами, связывая их с викингами. Варягов–скандинавов  летопись упоминает и позднее. Имена  их (включая имя Ольги–Хельги) в  значительной части германоязычные. Но если варяги бродили по Руси уже  давно, не устраивая бесчинств, которыми славялись викинги, вряд ли можно с уверенностью сказать, что в их дружинах были только скандинавы. Скорее всего это были авантюристы и искатели приключений самых разных языков — и скандинавы, и германоязычные племена, оставшиеся со времен готов, и славяне. Такая пестрота объясняет загадку, которая беспокоила сторонников норманнской версии — уж слишком быстро варяги ассимилировались славянами. Но они изначально были отчасти славяне, давно жили среди славян. Так что о национальности Ольги ее германско–скандинавское имя говорит мало — так ее звали друзья отца, принадлежавшего видимо к варяжской среде.


 

Возникновение империи

Было ли «призвание варягов» судьбоносным моментом в истории  Руси? Сказанное выше показывает, что  нет. Образование варяжских дружин на Руси — длительный и неизбежных процесс. И вместе с другими причинами он неизбежно вел к образованию государственности именно в XI–X вв. Уплотнение населения на относительно ограниченном пространстве, увеличение излишков продуктов, позволявших содержать элиту, необходимость в военной силе для борьбы с соседями, столкновения между родами и самими дружинами, кои размножались слишком интенсивно — все это не давало истории Руси выбора. Восточное славянство вступило в полосу социального кризиса, из которого был только один выход — государственный «порядок». Новгородскую землю охватывает «рать велика и усобица», столкновения «хлопцев» (читай — дружинников) и населения, горит Ладога — первая столица Рюрика.[8] Рано или поздно этот кризис должен был завершиться победой какой–либо партии. Ею стала группировка, поддержавшая Рюрика.

В 882 г. воевода скончавшегося  три года назад Рюрика Олег, которого летопись называет князем (ибо князем становятся еще не по наследству, а  по способностям) захватил Киев, убив престарелых  Аскольда и Дира.


здесь мы сталкиваемся с первой альтернативой в истории Руси, которая будет встречаться на нашем пути еще не раз. Новгородская дружина, упрочившая свое положение на севере Руси, могла и не ходить на Киев. Ей могло бы хватить даней с фино–угорских племен на востоке, покорением которых новгородцы действительно займутся позднее. И тогда в Новгороде формировалась бы самостоятельная государственная структура. На территории Руси образовалось бы два центра притяжения — Киевский и Новгородский. Неустойчивость сферы влияния варяжских дружин позволяет считать такой сценарий реальным. Но он меняет очень немногое. Новгород вскоре превратится в торговый город. Торговля его проходит через Киев. Отсюда — заинтересованность Новгородцев в решении киевских дел, постоянное их вмешательство в борьбу киевских князей. В то же время новгородская община слишком удалена от центра восточно–славянских земель, чтобы из Новгорода можно было удерживать их в это время, когда вся «администрация» держится на князе и его дружине. Новгород был «обречен» на то, чтобы стать частью Киевской Руси — очень влиятельной, автономной, но все же подчиненной. Не случайно неоднократные «завоевания» новогородцами Киева (в 882, 980, 1018 гг.) ничего не меняют в отношениях «двух столиц». Для того, чтобы положение переменилось, было необходимо превращение Новогорода в духовный центр страны, а этот шанс был упущен уже во время крещения Руси, центром которой неизбежно стал Киев, тесно связанный с Византией. В начале XII г. Новогород приобрел относительную независимость. Альтернатива IX в. стала реальностью, неизбежной в условиях перехода к раздробленности. Дороги исторических альтернатив разошлись недалеко и слились снова в один путь. Таким образом значение выбора Олега было невелико.


После захвата Киева «новгородец» Олег «забывает» о своей прежней  «столице». Из Киева объезжает он все окружающие племена (а это  немалое по тем временам расстояние). И с каждым из них договаривается о том, что он будет защищать их, а они будут платить ему дань. Недовольных Олег «примучивает», назначая своих наместников. Казалось бы, в это время возникло и русское государство. Олег заменяет случайный характер передачи власти династическим — его преемником объявлен сын Рюрика Игорь. Возможно, женитьба Игоря на Ольге была призвана породнить его с влиятельной северной варяжской группировкой, которой не могло нравиться перемещение центра власти на далекий юг. Несмотря на то, что Ольга не была единственной женой Игоря (тогда было принято многоженство), принц выделял ее «мудрости ее ради», а также вероятно благодаря родственным связям. Это позволяет считать Ольгу влиятельной фигурой уже до смерти Игоря. В последующих событиях от ее выбора зависело немало.

Но все же говорить о  государстве рановато. Дань — еще  не налог, ее размер в это время  видимо определялся по мере надобности, чтобы содержать постоянную дружину  для обороны от соседей и предотвращения междоусобий.


иход Олега был даже выгоден — племена получали одну общую дружину, которую содержали  «в складчину». Важным дополнительным доходом для дружины остается грабеж соседей и торговля частью дани. После похода на Византию (возможно, не столь успешного, как утверждает русская летопись — византийские хроники не фиксируют осаду своей  столицы) Олег заключил в 911 г. выгодный для Руси торговый договор.

 

После смерти Олега в 912 г. Игорь становится князем, а Ольга  — княгиней. Реальной власти у нее  в это время, разумеется, не было и быть не могло. Но очень быстро княгиня становится правительницей многочисленных земельных владений, важнейшим из которых был Вышгород. Частной собственности на землю тогда не было, и принадлежность Ольге городов и весей означало, что она была их правительницей от лица князя, должна была заниматься реальной «административной» работой. Так приобретался опыт, столь пригодившийся княгине позднее.

И вот судьба приподнесла неожиданный сюрприз. Один неосторожный шаг политика и в давние времена мог вызвать губительную цепочку событий. Аппетиты правящей элиты — прежде всего дружинников — росли. В 941 г. князь Игорь решил снова прибегнуть к «внешнему источнику» доходов, пошел на Константинополь, но потерпел поражение. Новый договор с Византией, заключенный в 944 г., не оставлял надежд на увеличение расходов за счет богатого соседа. У Игоря с этого момента появилась нехватка в средствах, и он решил увеличить дани. В 945 году Игорь пришел к племени древлян с большой дружиной, брал дань для нее. Дружнинники чинили древлянам насилия. А затем князь вернулся уже с малой дружиной, чтобы взять дань снова, но уже не делить ее на всех. Древляне справедливо сочли, что это противоречит традиции, внезапно напали на отряд Игоря и убили князя.


 

Революция и Реформа

Убив князя и перебив  его приближенных, древляне нарушили равновесие на Руси. Страна лишилась связующего звена. Древляне поспешили возместить потерю — они предложили Ольге, раз  уж так вышло, выйти замуж за местного древлянского князя (видимо — племенного предводителя) Мала. Не исключено, что возможность избавиться от опеки киевлян могла приглянуться Ольге. Е.Холмогоров даже считает, что Ольге угрожала гибель на погребальном костре мужа (хотя никаких свидетельств, что дружинники выбрали для этого страшного обряда именно Ольгу, нет).

Так или иначе, но переговоры начались. Само прибытие послов, которое  летопись рассматривает как хитрость Ольги, показывает, что предложение  серьезно рассматривалось. В противном  случае кара древлянам последовала  бы быстро. Восстание древлян грозило  перерасти в серьезный передел  власти. В случае, если бы Ольга переехать в город древлян Искоростень, конфигурация Руси заметно изменилась бы. История страны стояла перед первой в своей истории развилкой.


Если бы древлянскому князю Малу удалось бы переманить на свою сторону Ольгу и часть киевской дружины, а затем подавить неизбежный бунт киевлян, то столица Руси могла переместиться к западу — в Искоростень. Это означало бы изменение конфигурации страны, затруднило бы культурные связи с Византией и усилило бы контакты с католической цивилизацией. Возможно, это привело бы к отпадению группы восточно–славянских племен, в том числе Новгорода, который в будущем стал бы центром консолидации Северо–восточной Руси.

Но киевлянам и возглавлявшим  их дружинникам Игоря такая перспектива  не улыбалась. Они напали на послов и уничтожили их. Летопись утверждает, что это произошло даже дважды. При низком уровне передачи новостей это вполне могло произойти на самом деле — второе посольство (которое сожгли в бане) не знало  об участи первого (которое закопали в лодьях). По мнению ряда историков, столь сложная месть Ольги древлянам — описание сложного языческого ритуала[12]. Даже если это так, события имели и вполне конкретный социальный смысл — утверждение власти киевско–вышгородской правящей корпорации над региональными элитами других племен и поселений.

Ольга сочла за лучшее присоединиться к киевлянам. Ее войско осадило и  сожгло Искоростень. Киевляне (и не только дружинники, но и горожане, которым перепадала значительная часть дани, как справедливо на наш взгляд интерпретирует летопись отечественный историк И.Фроянов) сражались здесь за свое право оставаться правящей группировкой на Руси, не платить дань, а собирать ее. Они отстаивали свой статус так же упорно, как афиняне свое место в греческом морском союзе, а римляне — в Италии. Так в Европе создавались древние государства. Так совершались первые революции — всплески социальной борьбы, устанавливающие принципы социального устройства на следующую эпоху. Разгром региональной элиты древлян положил начало вытеснению родовых кланов отпрысками рода рюриковичей. В подвластные земли отправляются князья–наместники из Киева. Там они опираются не только на местную элиту, но и на своих выдвиженцев. Наиболее удачливые представители тех и других станут потом костяком боярства.

Источник: myunivercity.ru

  • Годы жизни: около 890 г. – 11 июля 969 г.
  • Отец и мать: неизвестны, предположительно не имели знатного происхождения.
  • Супруг: Игорь Рюрикович.
  • Дети: Святослав Игоревич.


Княгиня Ольга (≈890 – 11 июля 969 гг.) – правительница Киевской Руси. Правила после смерти ее мужа Игоря Рюриковича с 945 г. по 966 г. Ольга была первой из русских правителей, кто приняла христианство. При крещении ее нарекли Еленой.

К сожалению, происхождение Ольги доподлинно неизвестно. Все еще историки не пришли к единому мнению на этот счет. Согласно «Повести временных лет» она была неблагородного происхождения – крестьянкой из Пскова.

Согласно мнению Пискаревского летописца и типографской летописи (XV в.) Ольга была дочерью Вещего Олега. Он правил Киевской Русью и был опекуном Игоря, а затем он же поженил Игоря и Ольгу.

Норманисты считали, что Ольга варяжского происхождения. В соответствии с Иоакимовской летописью Ольга знатного происхождения из рода Гостомыслова.

Историки из Болгарии полагают, что Ольга имеет болгарские корни. Существуют и другие теории.

Существует также предание о знакомстве Игоря и Ольге. Молодой князь поехал охотиться в Псковскую область. Там он захотел перебраться через реку. Игорь увидел лодку, в которой плыла Ольга, одетая в мужскую одежду, он попросил девушку переправить его на другой берег. Игорь стал приставать к Ольге, но в ответ получил отказ.

Когда Игорь решил жениться, в Киев съехались самые красивые девушки. Но князю ни одна не приглянулась. Тогда он вспомнил об Ольге – его случайной знакомой. Игорь послал за ней Вещего Олега. И Ольга стала женой князя Игоря.

Ольга имела во владении Вышгород, Ольжичи, село Будутино и т.д. Кроме того у нее была своя дружина, свой посол. Ольга, пока ее муж был в походах, занималась внутренней политикой.

Княжна подарила своему мужу сына Святослава.

В 945 году древляне убили Игоря. Святославу было всего три года, поэтому правительницей Киевской Руси становится княгиня Ольга.

Месть княгини Ольги за смерть мужа

Первая месть. Древляне боялись мести Ольги, поэтому они прислали к ней свататься князя Мала. Он вместе с 20 древлянами приплыли на ладье.  Ольга ответила на их предложение согласием. Затем она приказала выкопать большую яму, в которую бросили ладью древлян, затем туда же отправили и сватов. Ольга приказала их закопать заживо.

Вторая месть. Ольга отправила гонца с требованием прислать ей лучших людей из древлян, чтобы она могла «с великою честью пойти» за их князя. Древляне повиновались и прислали ей лучших мужей. Ольга приказала растопить им баню, и пока древляне мылись, все двери заперли и подожгли баню.

Третья месть. Ольга направилась к древлянам, чтобы устроить тризну своему покойному мужу. Она приехала, поплакалась на могиле мужа, а потом устроила пир. Напоив древлян, Ольга велела отрубить им головы. По данным в тот день погибло около пяти тысяч древлян.

Четвертая месть. В 946 году Ольга надумала захватить Искоростень – столицу древлян. Осада затягивалась, и княгиня решила пойти на хитрость. Она отправила в город послов для заключения мира. Древляне должны были заплатить дань в размере трех голубей и воробьев. Конечно же, древлян обрадовала такая новость, они прислали дань. Ночью Ольга приказала привязать к птицам трут и отпустить их. Птицы полетели в свои гнезда, находившиеся в Искоростени. В городе начался пожар. Жители бежали из города, а там их уже поджидала дружина Ольги. Так княгиня захватила город. Часть древлян была убита, часть стала рабами, а также Ольга приказала им платить большую дань.

Княгиня Ольга: внутренняя политика

Ольга была официальным правителем до совершеннолетия Святослава. Хотя и после она была фактической правительницей, т.к. ее сын постоянно был в военных походах.

Ольга во время своего правления установила дань на землю. Княгиня установила систему «погостов». Погосты – это места сбора дани. Также Ольга установила «полюдья» (подати Киеву) и «оброки, уставы». Все земли были поделены на части, во главе каждой был назначен тиун (княжеский администратор). Шла централизация власти и ослабление власти племен.

При Ольге были построены первые каменные здания – терем Ольги и городской дворец. Также княгиня занималась благоустройством псковских, новгородских и других принадлежавших Киеву земель. Также во время ее правления воздвигались храмы Благовещения Богородицы, святителя Николая и Святой Софии, Святой Живоначальной Троицы.

Княгиня Ольга: внешняя политика

При Ольге не было крупных походов. Княгиня решила поднять престиж Киевской Руси в мире. Но она не стала завоевывать его силой, а решила поступить дипломатично.

Крещение Ольги

Ольга была первой правительницей, принявшей православие. В 955 году княгиня приняла крещение в Византии, а Император Византии стал ее крестным отцом. Но при Ольге христианство не прижилось на Руси.

Ольга пыталась приобщить Святослава к христианству. Но он отказался, т.к. боялся потерять уважение своей дружины.

11 июля 969 года Ольга умерла. Место ее погребения неизвестно. Во время правления Владимира в 1547 году ее причислили к лику святых, а ее мощи перенесли в Десятинную церковь.

Ольга почитается как покровительница новообращенных христиан и вдов.

Источник: all-russia-history.ru

Кто такая княгиня Ольга?

Согласно древним летописям, девушка имела крестьянское происхождение. Благодаря своим положительным качествам, а также необыкновенной мудрости, еще юным подростком она была примечена великим князем Игорем и выбрана им в жены. Так сложилось, что довольно продолжительный период у княжеской пары не было детей. Этот факт поспособствовал тому, что Ольга стала молиться христианскому богу, и через короткое время у супругов появился наследник. Таким образом, Ольга среди языческого народа первая приняла христианство и стала помогать его распространению на Руси. В некотором смысле сам факт решения Ольги принять христианскую веру свидетельствовал о ее разумности и тонком интеллекте. Несмотря на это, муж и сын Ольги остались верными своим языческим богам, которые помогали им в сражениях. Тем не менее действия Ольги оказали немаловажное влияние на ее внука – князя Владимира, который произвел крещение Руси. Им же была выбрана христианская религия в качестве государственной.

Вступление на престол

Княгиня Ольга рано стала вдовой: во время сбора дани Игорь был жестоко убит разгневанными древлянами. Так как наследник был еще мал, княгиня сама вступила на престол.

Первое, что она сделала – расправилась с древлянами, казнившими ее мужа, резко подавив их восстание. После этого начался период, в течение которого реализовывались реформы княгини Ольги. В течение этого времени произошли структурные изменения в системе правления. Главной задачей Ольги стало предотвращение в будущем инцидентов, подобных тому, который повлек гибель ее мужа.

Нововведения и преобразования

Какие реформы провела княгиня Ольга? В первую очередь она занялась вопросом сбора дани, установив упорядоченную систему налогообложения. Княгиня Ольга провела реформу, целью которой стало ослабление племенной власти путем укрепления своего влияния. Это событие описано в «Повести временных лет» Нестором: «И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги». Реформы княгини Ольги начались в 946 году.

Налоговая реформа

Важным этапом было установление так называемых «уроков». Княгиней Ольгой были зафиксированы четко определенные размеры дани, которые следовало платить в определенные сроки. В отличие от «полюдья», это стало более цивилизованной формой налогообложения, поскольку дань собиралась лишь один раз в год в натуральной форме: продукты, меха, а также различного рода изделия.

Значение погостов

На этом реформы княгини Ольги не закончились. Важным нововведением стало установление погостов. Они представляли из себя небольшие центры княжеской власти. Отныне каждый административный округ обзавелся своим погостом и становищем, где производился сбор дани. Погосты также использовались для торговли. Таким образом, административные реформы княгини Ольги способствовали созданию территориальных подразделений, находившихся под властью наместника князя и способных дать отпор любому недовольному политикой и указами княгини. Позже, к XII веку, погосты превратились в центры управления округой.

До правления Ольги сбор дани осуществлялся в форме полюдья – ежегодного зимнего объезда владений представителями власти, во время которого с одного двора налог мог был быть собран дважды. Безусловно, данный факт вызывал недовольство и возмущения плательщиков. Однако с введением погостов люди, приносившие дань, получали особую княжескую печать, что уберегало их от повторного сбора налога. Эту реформу Ольга тщательно приводила в действие, постепенно оттачивая ее механизм. В процессе реализации новой системы большинство местных князей потеряли свою власть, а независимость автономных племен была резко урезана. Проведенная Ольгой работа не получила огласку и восторженных отзывов, однако имела огромное значение в развитии государственности.

Источник: fb.ru

Итак, для начала надо было преодолевать психологический и моральный сопротивление в обществе. Для достижения такой цели Ольге необходимо было прибегнуть к решительным мерам. В первую очередь, «зцентрализуваты власть и тем поднять престиж и значение киевского князя в глазах вассалов и подданных». Во-вторых, осуществить административную, экономическую и финансовую реформы.
Конечно, в то время, когда не было еще и понятия о законодательную систему, указы княгини, конечно, создавались спонтанно, учитывая быстроизменяющихся ситуацию как в обществе в целом, так и в окружении Ольги частности. И все же ее действия не были лишены масштабного мышления и здравого смысла, ведь княгини удалось заложить основы будущей экономической и финансовой системы Киевской Руси, которые усугублялись в княжение святого Владимира, Ярослава Мудрого.
Государство без управляемой и целенаправленной административно-финансовой системы не утвердилась бы как самостоятельная и самодостаточная. Видимо, подобные мысли мудрой, дальновидной женщины способствовали воплощению новых идей в практику управления государством. Именно по этому поводу выдающийся историк С. Соловьев заметил, что «хозяйственная распорядительность Ольги не могла не поразить новорожденного общества».
Учитывая горький опыт своего мужа, Ольга начала с составления и нормирования дани и повинностей. Бессистемности, беспорядку, избыточности и неопределенности размеров налогов был положен конец. Анархию, существовавшей в отношениях между плательщиками и государственными собирателями, заменены на фиксированные ставки, очередность и цикличность хозяйствования. «Княгиня же время следила за тем, чтобы подчиненные не лишались средств к существованию и поэтому могли платить дань». Составление фискальной сферы обеспечивало княжескую «скотницю» постоянными поступлениями и не провоцировало уклонения от налогов и «тенизации доходов». «Сейчас население знает, когда, сколько и чего требовать от него» мужи »
Параллельно с революционизации налогообложения Ольга направляла в демократическое русло судебную и административную системы. Таким образом, княжеская власть утверждалась и укреплялась на землях восточных славян, объединенных под юрисдикцией древнекиевского государства. Уплата в казну определенного процента собственных доходов, то есть налогов, стала обязательной для населения.
Система принятых Ольгой совокупных мер должна быстрые положительные результаты. Улучшилось взимание дани и отбывания повинностей — они стали своевременными, бесперебойно. Дань древляне платили немалую. Состояла она из трех частей. Первые две поступали в Киев, третья — непосредственно в Вышгород — собственной княжеской вотчины.
И Ольга не удовлетворяли такие доходы. Она искала новых источников пополнения казны. Ольга была человеком своей эпохи, когда над мирной дипломатией превалировала военная доктрина, суть которой — покорение новых территорий.

Источник: allr.genskov.ru

Правление  Княгини Ольги (кратко)

После мести древлянам за убийство своего мужа киевского князя Игоря его жена княгиня Ольга взяла правление Киевской Русью на себя, так как Святослав её сын был ещё мал. Однако, большинство историков считает, что и после фактического вступления на престол Святослава, мудрая княгиня оставалась правительницей славянской земли. Связано это с тем, что большую часть времени её сын посвящал именно военным походам, оставляя правление государством на мать.

Княгиня Ольга
Княгиня Ольга

Преобразования княгини Ольги

Древние летописи говорят нам о неустанных хождениях Ольги по русским землям для построения хозяйственной и политической жизни Киевской Руси. В псковских и новгородских землях княгиней была установлена так называемая система «погостов» – центров обмена и торговли, в которых регулярно происходил процесс сбора подати. Позже по погостам начали строить и храмы.

В период правления Ольги Русь укреплялась и росла. Возводились новые города, которые окружали высокие каменные и дубовые оборонительные стены. Резиденция самой княгини была в Вышгороде, являющийся первыми каменными постройками Киева (загородный терем и дворец Ольги), в окружении верной дружины. Княгиня внимательно следила за тем, как благоустраивались земли, которые были собраны в Русь Олегом и Игорем.

Реформаторская деятельность княгини Ольги

Кроме того, прославилась Ольга и значительной реформаторской деятельностью. Основной её негласной реформой историки считают мягкое отношение и распространение христианской веры. На славянской земле именно при Ольге появились храмы Святой Софии и Николая, а также храм в Витебске (Благовещения Богородицы). Согласно преданию, на речке Пскове, родине Ольги, княгиней был возведён город Псков. В той же земле был воздвигнут и храм Живоначальной святой Троицы.

Княгиня Ольга пыталась приобщить к христианской вере и своего сына Святослава. Однако, тот лишь гневался на мать, оставаясь язычником до конца жизни. При этом, Святослав не запрещал на Руси христианство и разрешал креститься тем, кто этого хочет.

Согласно летописям, именно Святослав после кончины Игоря стал править государством Киевская Русь. Но дата единоличного правления его довольно условна именно по причине того, что большую часть правления осуществляла именно его мать.

В 968 году Киевская Русь впервые подверглась нападению печенегов, когда Святослав был в походе. Вместе со своими внуками великая княгиня Ольга заперлась в Киеве и держала осаду. Скоро вернувшийся из Болгарии Святослав снял осаду и снова попытался отправиться в путь, но был остановлен больной матерью, которая уговорила его подождать до её смерти. Спустя три дня 11 июля 969 года Ольга скончалась.

Ольга (945-962)

                                 Подавление восстания древлян
                                    Введение уроков и погостов
                              Развитие дипломатической службы
                              Принятие христианства в Византии

Видео-лекция: краткая история правления княгини Ольги

Источник: fox-calculator.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.