Причины возникновения христианства кратко

Христианство возникло в 1-ом веке на территории восточной части Римской империи в Палестине. На рубеже нашей эры в Иудее родился от Девы Марии давно уже предсказанный библейскими пророками Мессия-спаситель, Сын Божий Иисус, который, совершая многочисленные чудеса, доказал, что он ниспослан с неба на землю во имя спасения рода человеческого. За выступления против официального иудаизма Иисус был распят на кресте в Иерусалиме. Своей мученической смертью он искупил грехи человеческие.

Три основные ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм.

В центре христианства находится образ Богочеловека – Иисуса Христа. По словам Иисуса «царствие Божие внутри нас», то есть это внутренний мир человека, который он сам в себе должен открыть и развить. Для любящего нет ничего внешнего, весь мир внутри него. Социальный кризис, имевший место в малоазиатских провинциях Римской империи, начавшийся в эпоху античного мира способствовал быстрому распространению христианства в этом регионе.


Антагонизм как между рабами и свободными, римскими гражданами и поданными провинций и так и между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками, а также отсутствие общего идеала и общепринятой морали создавали невообразимый хаос в империи. Христианство стало религией, которую могли принять все слои общества, все народности. Христианство возникло на базе иудаизма, выйдя за рамки него, даже во многом противореча ему. Оно провозглашает равенство всех людей как грешников. Христиане создают Новый Завет. В христианстве идея лучшего будущего слилась с идеей нового, преображенного человека, человека которым должен стать христианин по примеру Иисуса Христа. Благодаря этой идее и Евангелиям в 18-19 веках в Западной Европе появляется идеология прогресса. Иисус утверждает равенство людей перед возможностью достижения божественной высоты, напоминает о вторичности Законов, призывает к свободе, таким образом, пренебрегая обрядами, установленными Моисеем.

Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа! В центре христианства не учение, а Личность Христа. Один из догматов христианства – Троица, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в качестве трех ипостасей: Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой-Дух. Термин появился в конце 2-ого века, учение о Троице развито в 3-ем веке и вызвало острую дискуссию в христианской церкви. Догмат о Троице закреплен на 1-м (325 г.) и 2-м (382 г.) Вселенских соборах.

В 4-ом веке христианство стало государственной религией Римской империи и постепенно распространилось по всему миру.

Источник: hron.com.ua

Возникновение


У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Возникновение и распространение христианства

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.


В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы — волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.


В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Причины возникновение христианства

Гонения на Иисуса

Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей – Иуда.


Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом – синедрионом – и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни – распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» — воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история – возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Время возникновение христианства

Тайны истории


Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

История возникновение христианства

Предпосылки возникновения новой религии


Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время


Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Сплав философии и религии

Немалую роль оказала на возникновение христианства философия — скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.

Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

Проблема датировки


Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Возникновение христианства на Руси


Возникновение христианства на Руси

Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

  • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
  • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
  • по Дунаю.

Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес – греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники – христиане.

Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.

Третий путь – придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

Вывод

Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.

Источник: www.syl.ru

Христианство (от греч. слова cristos – помазанник, «Мессия») – вторая по времени возникновения мировая религия. Зарождение христианства приходится на середину I в. н.э. Первоначально христианство было сектой в иудаизме, следовательно, появляется в еврейской среде. Местом возникновения христианства одни исследователи считают территории Восточного Средиземноморья вне Палестины, другие – Палестину. Традиционная церковная версия связывает происхождение христианства только с Палестиной, т.к. здесь проходила жизнь Иисуса Христа. Однако, многое свидетельствует о том, что христианство возникло среди евреев, проживавших в диаспоре, возможно в Малой Азии или в Египте. Так, например, в древнейшим документе христианства «Апокалипсисе», датируемом 68 г. н.э. перечислены христианские общины семи греческих городов Малой Азии. Это может служить свидетельством того, что первые христианские общины сформировались именно здесь и именно отсюда христианство начинает проникать в другие области Римской империи.

Условия возникновения христианства. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. К I в. н.э. мощь Римской империи была подорвана, последняя находилась в стадии разложения и распада. Разные страны и народы, входившие в состав империи, стояли на различных уровнях социально-экономического и культурного развития, обострялись противоречия и внутри самого римского общества. Кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность, чувство апатии и бесперспективности. Распад старых традиционных связей приводил к возникновению ощущений неустойчивости общества. Авторитет античных богов падал, большое распространение получают колдовство, магия, вера в предсказания. Наряду с упадком собственных верований, распространялось почитание различных чужеземных богов. Место античных божеств в верованиях жителей империи стали занимать древневосточные умирающие и воскрешающие божества. Для эволюции религиозных представлений того времени характерно формирование монотеизма. Функции отдельных богов переплетались, старые официальные боги подвергались забвению, а их место занимали монотеистические культы ранее маловлиятельных богов.

Таким образом, к началу I в. н.э. в Римской империи существовали довольно сложные религиозные отношения между носителями различных верований. С одной стороны, шел процесс разложения традиционных религий. С другой, – процесс стихийного взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных и племенных верований (в первую очередь – проникновение ближневосточных представлений и образов в сознание и религиозную жизнь античного общества).



В этих условиях в восточной части Римской империи начинает формироваться христианство как синтез иудаизма, эллинистической философии, восточных религиозных верований и некоторых других элементов культурной жизни Римской империи. Вместе с тем, многие идеи христианского вероучения, обрядности и культа изначально имели самостоятельное значение.

Наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция с четко выраженным монотеизмом. Своими корнями христианство восходит, в первую очередь, к учениям иудейских религиозных сект (саддукеи, фарисеи, ессеи). Самое значительное влияние на христианство оказала секта ессеев (эссенов), возникшая во II в. до н.э. и просуществовавшая до I в. н.э. Многие идеи ессеев, такие как представление о дуализме мира, вера в конец этого мира, проповедь мессианства, учение о наличии свободной воли человека, выбирающего свой путь спасения и некоторые другие, а также модель организации общины были в дальнейшем восприняты ранними христианами. Однако между христианством и ессейским учением были весьма существенные различия, самым главным из которых являлись вера христиан в уже свершившийся приход мессии – Иисуса, отсутствие замкнутости первых христианских общин. Открытость христианской проповеди миру была одним из основных принципов новой религии.

Помимо иудаизма, заметную роль в становлении и развитии христианства сыграли некоторые идеи эллинистической философии. Особенно значительное влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм (в первую очередь, учение Филона Александрийского), философско-этические взгляды стоиков. С неоплатонизмом христианство сближает учение Плотина о едином, недоступном чувственному восприятию и рассудку, сверхприродном начале как источнике бытия. Единое – это Абсолют, который ни от чего не зависит, но все прочее существование зависит от него. Единое не творит, а излучает из себя все прочее бытие.

Иудео-эллинистический философ-неоплатонист Филон Александрийский в своем творчестве соединяет понятие Логоса в библейской (слово Божье) и в эллинистической (внутренний Закон, направляющий движение Космоса) традициях. Логос у Филона – это священное слово, позволяющее созерцать сущее. Высшим Логосом является сын Божий, который выступает посредником между Богом и материальным миром. Кроме того, в сочинениях Филона можно найти ряд моментов особенно близких христианству – учение о грешности человеческой природы; идея о существовании Бога за границами созданного им мира; представление о том, что Бог не доступен чувственному познанию, но его можно созерцать в божественном экстазе и др.

Одним из важнейших источников христианской идеологии стал стоицизм. В частности, проповедь Луция Аннея Сенеки о равенстве людей перед Роком, любви к ближнему, его учение о загробном блаженстве. Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия. Близка ранним христианам оказалась идея стоиков о том, что во власти человека быть добродетельным, освободиться от страстей, не боятся несчастий и смерти.

Отдельные моменты ранними христианами были переняты из языческих верований. В частности: учение о смерти и воскрешении Бога, День рождения Иисуса Христа – день зимнего солнцестояния, почитание Божьей матери, идея о рождении Бога девственницей, культ Креста, почитание божественной Троицы, ритуальные трапезы и т.п.

Вместе с тем, в христианстве проявляются и новые черты, делающие языческие верования более слабыми, по сравнению с христианством:

1. Христианство не признавало национальных и этнических различий в области веры – его проповедь была направлена ко всем племенам и народам. Язычество имело же преимущественно национальный характер;

2. Приоритет духовного, а не ритуального очищения в христианстве. Для язычества свойственна земная направленность;

3. Христианство полностью отказалось от жертвоприношений, а в начальный период своего существования и от обрядности;

4. Отказ от социальных и сословных перегородок в христианском вероучении.

Особенности раннехристианского христианского вероучения.Становление христианского вероучения и культа продолжалось на протяжении нескольких веков. Раннехристианские общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств и икон. У них не было догматики и культа позднейшего христианства. Первоначальной основой раннего христианства была вера в искупительную жертву мессии Христа, который, придя в мир, пострадал за грехи людей, был распят и воскрес. Он вернется в мир для того, чтобы установить Царствие Божье на Земле. Им обещано спасение всем, кто уверовал в него. Таким образом, основными идеями раннехристианского вероучения являются:

1. Идея греховности всего человеческого рода, унаследовавшего первородный грех от своих прародителей Адама и Евы;

2. Идея спасения каждого человека и искупления вины всех людей перед Богом через веру;

3. Этот путь своими страданиями и добровольной жертвой открыл человечеству Сын Божий – Иисус Христос;

4. Идея Страшного Суда, который мыслился ранними христианами как наказание язычников, всех, кто не уверовал в новое Откровение.

Ядро раннехристианской этики составляла проповедь терпения, покорности, непротивления злу насилием, прощение обид, личного духовного совершенствования. Основы раннехристианской этики требовали от верующего отказа от норм греховного мира и соединения в вере в Христа. В основе мировоззрения ранних христиан лежало неприятие окружающей действительности, отречение от земного мира, где правит зло. Христиане противопоставляли этому миру аскетизм, самопожертвование, любовь к ближнему. Христианская проповедь была обращена к любому человеку, страдающему, несчастному, обещая спасение через веру. Именно страждущим, по мнению первых христиан, должна была открыться Божья благодать. Христианство не могло спасти мир от старания и поэтому последнее своеобразным образом обожествлялось.

Христиане воспринимали себя временными странниками на земле. И в то же время индивид находится в центре христианского вероучения: он несет ответственность не только за свои личные действии, но и за мировую несправедливость. Человек обладает свободной волей, т.е. возможностью выбрать путь, который привел бы его к спасению.

Личность Иисуса Христа(Иисус – сокращ. форма от еврейск. имени Егошуа – «Бог-спаситель; Христос – греч. форма от еврейск. «мошиах» – помазанник, царь).Христианство не могло возникнуть без людей, которые выполняли миссию формирования и пропаганды его учения. Поэтому сколько существует христианство, столько существуют и споры о личности его основателя. В науке сложились две школы, отражающие противоположные взгляды на личность Иисуса Христа – мифологическая и историческая.

Представители первой из них считают, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе как исторической личности. Евангелия, написанные веком позднее, не могут служить подлинными историческими источниками. Причем, в Евангелиях содержаться противоречия и ошибки. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, свершенных Христом, о его проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождение христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий, разночтений, неточностей. Поэтому Христос трактуется в рамках мифологической школы как отголосок античных и восточных мифов. Главным козырем мифологической школы долгое время было отсутствие беспристрастных письменных свидетельств о жизни Иисуса Христа.

Вторая – историческая – школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, подтверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длительного времени содержащийся в «Древностях» Иосифа Флавия фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интерполяцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст «Древностей», выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все основания полагать, что Флавием описан один из известных ему проповедников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему. В последние годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей исторической школы.

Формирование канона Нового Завета.Термин «Новый завет» возник в качестве противопоставления христианских книг своду священных книг иудеев, принятому христианами в качестве Ветхого (т.е. старого) завета. В Новый завет включены четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), «Деяния апостолов», 21 послание (в .т.ч 14 приписываемых апостолу Павлу) и «Откровение Иоанна». Тематику евангелий составляют жизнь, чудеса и учение Иисуса Христа. «Деяния апостолов» являются рассказом о проповеди христианства среди язычников и иудеев апостолами Петром и Павлом. Приписываемые различным апостолам послания посвящены вопросам вероучения, организации и быта раннехристианских общин. «Откровение Иоанна» повествует о сумбурных «видениях» и пророчествах евангелиста Иоанна относительно грядущего «конца света» и «Страшного суда». За исключением Евангелий и посланий Павла произведения Нового завета и по жанру, и по содержанию слабо связаны друг с другом.

Согласно церковному учению, все включенные в Новый завет писания, составлены либо апостолами, либо их ближайшими учениками (т.е. датируются не позже второй половины I в.) и являются боговдохновенными, т.е. написанными по откровению свыше. Ученые же полагают, что составление вошедших в Новый завет писаний длилось со второй половины I в. в течение как минимум века. Тексты, вошедшие в Новый завет, являются лишь частью обширной христианской литературы I–II вв.

Составление канона Нового завета должно было предотвратить разрастание ересей, а также проложить путь к примирению между церковью и языческой императорской властью. Благодаря начавшемуся с конца II в. процессу установления канона Нового завета был значительно ограничен процесс дальнейшего христианского мифотворчества и определены основы вероучения. Окончательно канон был утвержден Лаодикийским собором 364 г. Однако редактирование текстов отдельных произведений продолжалось и позже. Отбор происходил в борьбе между отдельными общинами и был результатом компромисса между наиболее влиятельными течениями в раннем христианстве.

Распространение христианства. Становление епископальной церкви.Первоначально христианские общины были малочисленными, состоявшими преимущественно из рабов и бедноты. Вплоть до II в. эти общины не имели единого вероучения, их объединяла лишь вера в скорое пришествие спасителя. Христиане не имели четко разработанной догматики и клира. Свои объединения они называли «экклесией» (от греч. «собрание»), а себя – братьями и сестрами. На собрания ранних христиан произносились проповеди и пророчества о скором конце мира и Страшном суде, читались послания. Проповеди произносились в частных домах, под открытым небом, везде, где собирались верующие. Труд считался обязанностью христиан. Деятельность общины осуществлялась за счет добровольных взносов. Большинство христианских общин были очень бедны.

Для организационно-хозяйственной деятельности община выбирала старейшину – пресвитера, а апостолы вводили его в должность (обряд рукоположения). Помощниками пресвитера назначались дьяконы (от греч. «служитель»), среди которых были и женщины. Во II в. из старейшин-пресвитеров выделились высшие должностные лица – епископы. Они могли рукополагать остальных пресвитеров и дьяконов. Выдвижению епископов способствовал приток к христианам людей зажиточных и образованных. Вскоре епископы начинают полностью руководить жизнью христианских общин: они совершали обряд причащения, представляли свою общину в отношении с другими христианскими общинами, могли накладывать наказание на провинившихся.

В III в. во времена гонений на христианство, церковь берет на себя и функцию прощения, т.е. отпущения грехов. Это еще больше отделило клир от основной массы верующих и сделало его положение привилегированным. Кроме того, епископы проводили отбор священных книг. Женщины постепенно были отстранены от церковных должностей, даже низших. Совместные трапезы перестали практиковаться. Складывается порядок богослужения, во время которого клирики читали отрывки из священных писаний. Для собраний христиан стали использоваться особые помещения, где проходили богослужения и обряды. Их называли «кирикаон» (от греч. «дом господний»). В это же время происходит и разрыв с иудейскими традициями. Вместо обрезания вводится водное крещение, празднование субботы переносится на воскресение.

Во II–III вв. христианство распространяется среди людей состоятельных, в том числе и принадлежавшим к самым верхам. Образованная элита создает христианскую философию и теологию, далеко не всегда понятную большинству верующих. В это время христианство распространяется не только в разных социальных слоях, но и в разных провинциях империи. Следует отметить, что на западе империи (за исключением Рима) распространение христианства шло значительно более медленными темпами, чем на востоке.

В III в. особое положение среди епископов той или иной провинции стал занимать епископ общины из главного ее города. Он считался главенствующим над другими епископами и мог созывать поместные соборы. Ведущие епископы стали называться митрополитами. С начала III в. появляются епископы областей – архиепископы. Параллельно увеличивается количество низших церковных чинов – появляются помощники дьяконов, чтецы, разнообразные служки. Церковь превращается в иерархическую многоступенчатую организацию. Однако единства в ней еще не было. С конца II в. претендовать на главенствующую роль в христианстве стали епископы Рима. Однако эти претензии встречали решительный отпор со стороны провинциального клира. В ходе подобных конфликтов руководители общин стали обращаться за помощью к римским властям и даже к императорам. В IV–V вв. завершился процесс становления организации христианской церкви, а сама церковь становится господствующей.

Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств и связанных с ними обрядов. К концу V в. окончательно сложилось таинство крещения, евхаристии (причащения), во время которого верующий как бы соединяется с Христом. Затем в течение нескольких веков было введено миропомазание (для укрепления жизненной силой Святого Духа, человеку даются силы для новой жизни), елеосвящение (призывается благодать божья, исцеляющая телесные и духовные страдания), брак, покаяние, священство. Кроме развития вероучительных догматов и культовой практики, в период с IV по VIII вв. происходило укрепление христианской церкви: появляется централизация и строгое выполнение предписаний высших должностных лиц церкви.

Официальное признание христианства. Путь, пройденный христианством от непонимания до объявления его государственной религией был очень сложным. Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной римским властям. Враждебное отношение к христианам со стороны римских императоров было вызвано тем, что христиане ставили церковь выше государства и, признавая императора как земного правителя, отказывались почитать его как Бога.

В III в. были осуществлены первые серьезные гонения на христиан. Хотя многие приверженцы христианства в результате отказались от своей веры, в целом гонения не ослабили, а даже укрепили христианскую церковь. Со временем, с вхождением в христианские общины представителей высших социальных групп, христианство из силы, которая противостоит императорам, превратилась в фактор политической и социальной стабильности. Глубокий социально-экономический кризис, который в середине III в. поставил Римскую державу на край гибели, создал новые обстоятельства, благоприятные для распространения христианства.

В этих условиях императорская власть ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой идеологией. Нужна была новая религия, понятная и доступная всем народам империи. Былые гонения христианства в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Легализация христианства была осуществлена римским императором Галерием в 311 г. Он издает эдикт, по которому христиане получили право исповедовать свою веру. Миланский эдикт» 313 г. императоров-союзников Константина и Лициния подтвердил и развил постановление Галерия. Христиане получили право открыто отправлять свой культ, церковные организации могли теперь владеть любым имуществом, конфискованное имущество возвращалось христианам. Однако некоторые исследователи ставят под сомнение подлинность этого документа. Эдиктом 324 г. императора Константина было положено превращение христианства в государственную религию. Язычество, в отличие от христианства, объявлялось «неистинной религией».

Однако в течение IV в. христианство еще соседствовало с традиционными культами. Последняя попытка вернуть язычеству его права была сделана при императоре Юлиане-Отступнике (360–363 гг.). Смерть Юлиана положила конец политике реставрации язычества. Последующие императоры уже без исключения поддерживали христианство. Окончательную победу христианство одерживает в конце IV в., когда император Феодосий запретил всякое, публичное и частное, отправление языческих культов. Языческие храмы были разрушены, а их имущество конфисковано, земельные владения передавались христианским церквам. Одновременно происходит процесс превращения бедной апостольской церкви в богатую епископскую. В руках церкви скапливаются огромные богатства. И к началу V в. церковь становится крупнейшим землевладельцем, причем растет богатство не только церковной организации, но и ее руководителей.

В IV в. как своеобразная реакция на участие церкви в мирских делах распространяется монашеское движение. Кроме многочисленных отшельников появляются совестные жилища аскетов – киновии, которые явились зародышами монастырей. Основателем первого монастыря считается Зиновий, бывший солдат римской армии, создавший монастырь на острове на Ниле. Монастыри быстро распространились, особенно на востоке империи. Их благосостояние росло главным образом за счет дарений. В V в. решением Халкидонского собора монастыри стали частью церковной организации.

Источник: studopedia.su


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.