Причины стояния на реке угре

Причины стояния на реке угре

В 1476 году княжество Москвы отказалось платить дань татарам. Хан Ахмат, на тот период правитель Орды, весной 1480 г орда выступила в поход. Но монгольское войско было остановлено ратью русских в области устья Угры, все переходы через которую были закрыты. Продолжавшиеся на протяжении нескольких дней татарские попытки захватить переправу потерпели неудачу. После чего армия Ахмата отошли до Лузы, приняв решение дождаться помощи от князя литовско-польского Казимира 4. Так было начато Великое стояние на реке Угре. Переговоры Ахмата с Иваном 3 оказались безуспешными и, в итоге, князь отступил к Боровску, что предоставляло ему возможность дать бой в более удобных условиях, если татарское войско форсирует реку. Но, на активные действия не решалась ни единая из сторон. Хан Ахмат решил отступать, когда узнал, что литовский правитель не будет ему помогать, а в его тылу находится войско русских.


Главным итогом стояния на реке Угре является то, что Московское княжество получило независимость. Также необходимо заметить, что после этого события произошел завершающий этап падения монголо-татарского ига. На территории устья Донца, в 1481 году (6 января), в зимний период, хан Ахмат погиб в результате боевого столкновения с воинами, принадлежащими сибирскому хану Ирбака. Впоследствии начавшейся борьбы за власть Орда была разделена на более мелкие, независимые друг от друга, ханства. Русские боролись с данными осколками Орды до 18 века. На побережье реки Угри был открыт памятник в честь 500-летия Стояния.

Из орды поступали плохие вести. Там активно велась подготовка к новому и большому походу на территорию Руси. Хан Ахмат договорился с литовско-польским королём Казимиром о совместном наступлении на Русь. Внутри Российского государства также все было не столь гладко. Братья Ивана III князья Борис Волоцкий и Андрей Большой вышли из повиновения, объединившись против царя, решились на открытый мятеж. Иван III пытался договориться с братьями, но переговоры потерпели неудачу. Братьям были недовольны тем, что влияние Москвы исходило на их собственные удельные владения. Царь же стремился объединиться, чтобы сделать государство мощным и сильным. Ведь возвращение на старую удельную систему представляло собой опасность для Руси.

Ахмат имел желание восстановить на Руси ордынское господство, и начал поход в 1480 году. В тот период русский посол подписал договор с крымским ханом Менгли-Гиреем.


случае наступления Ахмата на территорию русских земель, крымский хан обязан нанести удар в тыл, или наступить на Литву, чтобы разбавить силы короля. Полки русских разместились на побережье реки Оки, создав барьер к Москве. Иван III принял поход 23 июня. На протяжении двух месяцев Ахмат пытался найти слабые места у русских, но вынужден был отводить свою армию к литовской границе. Спустя некотрое время Ахмат со своими войсками начали активное отступление с этой территории.

Источник: www.istmira.com

«ТВОЙ И МОЙ ВРАГ, ЗЛОДЕЙ РУСИ ЛЕЖИТ В МОГИЛЕ»

Одной из главных национальных задач Руси являлась стремление покончить с ордынской зависимостью. Необходимость освобождения была основной предпосылкой объединения русских территорий. Только встав на путь противостояния Орде во времена княжения Дмитрия Донского, Москва приобрела статус национального центра собирания русских земель.

Москва сумела по-новому построить отношения с ордынцами. К концу XV  века Золотой Орды как единой державы уже не  существовало. На месте Золотой Орды возникли автономные ханства — Крымское, Астраханское, Ногайское, Казанское, Сибирское и Большая Орда. Только Ахмат, хан Большой Орды, занимавшей значительную область Среднего Поволжья, стремился воссоздать былое единство Золотой Орды. Он желал получать с Руси, как с вассала Орды, дань, давать ярлыки русским князьям. Другие ханы во времена Ивана III не предъявляли подобных требований к Московской Руси. Напротив они рассматривали московского князя, как союзника в борьбе с претензиями Ахмата на золотоордынский трон и власть.


Хан Большой Орды Ахмат, который считал себя наследником золото-ордынских царей, в 1470-х гг. стал требовать от Ивана III дани и поездки в Орду за ярлыком. Это было очень некстати для Ивана III. Он находился в трениях со своими младшими братьями — удельными московскими князьями Андреем Галицким и Борисом Волоцким. (Они были недовольными тем, что великий князь не поделился с ними дмитровским уделом их брата Юрия, умершего бездетным в 1472 г.) Иван III пошел на компромисс с братьями, а к Axмату в 1476 г. отправил посольство. Мы не имеем сведений — возило ли оно хану дань. Очевидно, дело ограничилось дарами, потому что вскоре хан Ахмат вновь требовал «ордынского выхода» и личной явки московского князя в Большую Орду.

По преданию, которое Н.М. Карамзин поместил в свою «Историю государства Российского», Иван III растоптал ханскую басму (грамоту) и велел передать Ахмату, что если тот не оставит его в покое, с ханом произойдет то же, что с его басмой. Современные историки считают эпизод с басмой не более чем легендой. Такое поведение не соответствует ни характеру Ивана III — как политика, ни его действиям летом-осенью 1480 г.

В июне 1480 г. Ахмат выступил в поход со 100-тысячным войском. Он собирался напасть на Ивана Московского еще ранее, но крымский хан, друг Москвы и враг Большой Орды, атаковал Ахмата и расстроил его планы. Союзником Ахмата в походе 1480 г. был польский король и великий князь литовский Казимир IV, но он не оказал хану помощи, так как в Литве началась междоусобица, и крымцы принялись опустошать литовские владения.


Ахмат подошел к притоку Оки Угре, протекавшей в рязанской земле у южных русских рубежей. Русское войско во главе с Иваном III и Иваном Младым заняло оборону. Весь август и сентябрь прошел в незначительных схватках. Русские, вооруженные пушками, огнестрельными пищалями и самострелами (арбалетами), наносили татарской коннице существенный урон. Видя это, княжич Иван Молодой, а также многие воеводы рассчитывали на успех и желали биться с татарами. А вот великий князь сомневался. В его ближайшем окружении находились люди, которые советовали Ивану III помириться с ханом.

Тем временем Москва готовилась к нашествию. Построенный по приказу Ивана III новый кирпичный кремль мог вынести осаду. Однако осторожный Иван III велел своей второй жене — великой княгине Софьи укрыться на севере в Белоозере. С Софьей покинула столицу  и московская казна. Москвичей смутило это. Когда московский князь Иван Васильевич приехал в столицу, горожане встретили его с возмущением, думая, что он не желает их защищать. Духовенство послало Ивану III два письма. В своих посланиях отцы русской православной церкви призывали великого князя решительно бороться с ордынцами. Иван III по-прежнему сомневался. Он решил провести в Москве большой совет и вызвал сына-соправителя. Однако Иван Молодой на повеление отца оставить Угру и приехать в Москву ответил отказом. Пришлось московскому правителю вернуться к Угре.


В октябре ордынцы дважды пытались перейти Угру, но оба раза были отбиты. Иван III, все еще не веря в победу, пошел на переговоры с Ахматом. Ахмат поставил унизительные условия: он пожалует князя, если тот будет просить мира у стремени ханского коня. В итоге переговоры сорвались. Ахмат еще постоял у Угры, а 11 ноября 1480 г. увел свои войска в поволжские степи. Вскоре Ахмат погиб: его спящим зарезал соперник — сибирский хан Ивак. Ивак же прислал в Москву гонца сказать: «Твой и мой враг, злодей Руси лежит в могиле». Большая Орда начала распадаться, расхищенная соседними ханствами. Так длившееся 240 лет иго пало. Русь стала окончательно независимой.

 

«БОГ ДА СОХРАНИТ ТВОЕ ЦАРСТВО И ДАСТ ТЕБЕ ПОБЕДУ»

Тогда услышали в Москве о походе Ахмата, который шел медленно, ожидая вестей от Казимира. Иоанн все предвидел: как скоро Золотая Орда двинулась, Менгли-Гирей, верный его союзник, по условию с ним напал на Литовскую Подолию и тем отвлек Казимира от содействия с Ахматом. Зная же, что сей последний оставил в своих Улусах только жен, детей и старцев, Иоанн велел Крымскому Царевичу Нордоулату и Воеводе Звенигородскому, Князю Василью Ноздреватому, с небольшим отрядом сесть на суда и плыть туда Волгою, чтобы разгромить беззащитную Орду или по крайней мере устрашить Хана.


сква в несколько дней наполнилась ратниками. Передовое войско уже стояло на берегу Оки. Сын Великого Князя, младой Иоанн, выступил со всеми полками из столицы в Серпухов 8 июня [1480 г.]; а дядя его, Андрей Меньший, из своего Удела. Сам Государь еще оставался в Москве недель шесть; наконец, сведав о приближении Ахмата к Дону, 23 июля отправился в Коломну, поручив хранение столицы дяде своему, Михаилу Андреевичу Верейскому, и Боярину Князю Ивану Юрьевичу, Духовенству, купцам и народу. Кроме Митрополита, находился там Архиепископ Ростовский, Вассиан, старец ревностный ко славе отечества. Супруга Иоаннова выехала с двором своим в Дмитров, откуда на судах удалилась к пределам Белаозера; а мать его, Инокиня Марфа, вняв убеждениям Духовенства, к утешению народа осталась в Москве.

Великий Князь принял сам начальство над войском, прекрасным и многочисленным, которое стояло на берегах Оки реки, готовое к битве. Вся Россия с надеждою и страхом ожидала следствий. Иоанн был в положении Димитрия Донского, шедшего сразиться с Мамаем: имел полки лучше устроенные, Воевод опытнейших, более славы и величия; но зрелостию лет, природным хладнокровием, осторожностию располагаемый не верить слепому счастию, которое иногда бывает сильнее доблести в битвах, он не мог спокойно думать, что один час решит судьбу России; что все его великодушные замыслы, все успехи медленные, постепенные, могут кончиться гибелию нашего войска, развалинами Москвы, новою тягчайшею неволею нашего отечества, и единственно от нетерпения: ибо Золотая Орда ныне или завтра долженствовала исчезнуть по ее собственным, внутренним причинам разрушения.


митрий победил Мамая, чтобы видеть пепел Москвы и платить дань Тохтамышу: гордый Витовт, презирая остатки Капчакского Ханства, хотел одним ударом сокрушить их и погубил рать свою на берегах Ворсклы. Иоанн имел славолюбие не воина, но Государя; а слава последнего состоит в целости Государства, не в личном мужестве: целость, сохраненная осмотрительною уклончивостию, славнее гордой отважности, которая подвергает народ бедствию. Сии мысли казались благоразумием Великому Князю и некоторым из Бояр, так что он желал, если можно, удалить решительную битву. Ахмат, слыша, что берега Оки к Рязанским пределам везде заняты Иоанновым войском, пошел от Дона мимо Мценска, Одоева и Любутска к Угре, в надежде соединиться там с Королевскими полками или вступить в Россию с той стороны, откуда его не ожидали. Великий Князь, дав повеление сыну и брату идти к Калуге и стать на левом берегу Угры, сам приехал в Москву, где жители посадов перебиралися в Кремль с своим драгоценнейшим имением и, видя Иоанна, вообразили, что он бежит от Хана. Многие кричали в ужасе: «Государь выдает нас Татарам! Отягощал землю налогами и не платил дани ординской! Разгневил Царя и не стоит за отечество!» Сие неудовольствие народное, по словам одного Летописца, столь огорчило Великого Князя, что он не въехал в Кремль, но остановился в Красном селе, объявив, что прибыл в Москву для совета с материю, Духовенством и Боярами.

aquo;Иди же смело на врага!» — сказали ему единодушно все духовные и мирские сановники. Архиепископ Вассиан, седой, ветхий старец, в великодушном порыве ревностной любви к отечеству воскликнул: «Смертным ли бояться смерти? Рок неизбежен. Я стар и слаб; но не убоюся меча Татарского, не отвращу лица моего от его блеска». — Иоанн желал видеть сына и велел ему быть в столицу с Даниилом Холмским: сей пылкий юноша не поехал, ответствуя родителю: «Ждем татар»; а Холмскому: «Лучше мне умереть здесь, нежели удалиться от войска». Великий Князь уступил общему мнению и дал слово крепко противоборствовать Хану. В сие время он помирился с братьями, коих Послы находились в Москве; обещал жить с ними дружно, наделить их новыми волостями, требуя единственно, чтобы они спешили к нему с своею воинскою дружиною для спасения отечества. Мать, Митрополит, Архиепископ Вассиан, добрые советники, а всего более опасность России, к чести обеих сторон, прекратили вражду единокровных. — Иоанн взял меры для защиты городов; отрядил Дмитровцев в Переславль, Москвитян в Дмитров; велел сжечь посады вокруг столицы и 3 Октября, приняв благословение от Митрополита, поехал к войску. Никто ревностнее Духовенства не ходатайствовал тогда за свободу отечества и за необходимость утвердить оную мечом. Первосвятитель Геронтий, знаменуя Государя крестом, с умилением сказал: «Бог да сохранит твое Царство и даст тебе победу, якоже древле Давиду и Константину! Мужайся и крепися, о сын духовный! как истинный воин Христов. Добрый пастырь полагает душу свою за овцы: ты не наемник! Избави врученное тебе Богом словесное стадо от грядущего ныне зверя. Господь нам поборник!» Все Духовные примолвили: Аминь! буди тако! и молили Великого Князя не слушать мнимых друзей мира, коварных или малодушных.


Н.М. Карамзин. История государства российского

 

«МНОГО ДОРОГ БУДЕТ НА РУСЬ»

Ахмат, не пускаемый за Угру полками московскими, все лето хвалился: «Даст бог зиму на вас: когда все реки станут, то много дорог будет на Русь». Опасаясь исполнения этой угрозы, Иоанн, как только стала Угра 26 октября, велел сыну, брату Андрею Меньшому и воеводам со всеми полками отступить к себе на Кременец, чтоб биться соединенными силами; этот приказ нагнал ужас на ратных людей, которые бросились бежать к Кременцу, думая, что татары перешли уже чрез реку и гонятся за ними; но Иоанн не довольствовался отступлением к Кременцу: он дал приказ отступить еще от Кременца к Боровску, обещая дать битву татарам в окрестностях этого города. Летописцы опять говорят, что он продолжал слушаться злых людей, сребролюбцев, богатых и тучных предателей христианских, потаковников бусурманских. Но Ахмат не думал пользоваться отступлением русских войск; простоявши на Угре до 11 ноября, он пошел назад чрез литовские волости, Серенскую и Мценскую, опустошая земли союзника своего Казимира, который, будучи занят домашними делами и отвлечен набегом крымского хана на Подолию, опять не исполнил своего обещания.


ин из сыновей Ахматовых вошел было в московские волости, но был прогнан вестью о близости великого князя, хотя за ним в погоню пошли только братья великокняжеские. О причинах отступления Ахматова в летописях говорится разно: говорится, что когда русские начали отступать от Угры, то неприятель, подумав, что они уступают ему берег и хотят биться, в страхе побежал в противную сторону. Но положим, что татары подумали, будто русские отступают для завлечения их в битву; все же они отступали, а не нападали; следовательно, татарам не для чего было бежать; потом великий князь дал приказание своим войскам отступить от Угры, когда эта река стала, она стала 26 октября; положим, что между установлением ее и приказанием великого князя протекло несколько дней, но все же не пятнадцать, ибо хан пошел от Угры только 11 ноября; следовательно, если мы даже и допустим, что татары побежали, видя отступление русских, то должны будем допустить, что они потом остановились и, подождав еще до 11 ноября, тогда уже выступили окончательно в обратный поход. Другие летописцы говорят правдоподобнее, что с Дмитриева дня (26 октября) стала зима и реки все стали, начались лютые морозы, так что нельзя было смотреть; татары были наги, босы, ободрались; тогда Ахмат испугался и побежал прочь 11 ноября. В некоторых летописях находим известие, что Ахмат бежал, испугавшись примирения великого князя с братьями. Все эти причины можно принять вместе: Казимир не приходил на помощь, лютые морозы мешают даже смотреть, и в такое-то время года надобно идти вперед, на север, с нагим и босым войском и прежде всего выдержать битву с многочисленным врагом, с которым после Мамая татары не осмеливались вступать в открытые битвы; наконец, обстоятельство, главным образом побудившее Ахмата напасть на Иоанна, именно усобица последнего с братьями, теперь более не существовало.

С.М. Соловьев. История России с древнейших времен

Источник: histrf.ru

Сам факт победы русского оружия в Великом стоянии на реке Угре и та форма, в которой эта великая победа была реализована русскими военачальниками и политическим руководством великого княжества Московского, произвели на современников события потрясающее впечатление. Согласно [1]:

«И князь великий отступи со всею силою в поля к Боровску, как мощно бы стати противу безбожнаго царя Ахмета, и всемилостивый челов-Ьколюбець богъ милуя род христьянскии, и нападе на нь страх велик,а полон отпусти за многи дни к Орд-Ь, а сам побеже, гоним божиим пгЬвом»

А вот автор Симеоновской летописи [2] значительно более эмоционален (рисунок 1). Разорение татарами земель Литовского княжества он считает справедливой Божьей карой за союз против Руси двух вероломных хищников: хана Ахмата и короля Казимира IV.

Причины стояния на реке угре

Рисунок 1 – ПСРЛ. Т. 18. Симеоновская летопись. Продолжение Софийской первой летописи. – СПб.: Типография М. А. Александрова, 1913.

Фрагмент страницы 268

Летописец [3] полностью солидарен с автором [2]. Победу на Угре он называет простым и емким словом «чюдо» (рисунок 2).

В принципе любая победа в битвах со смелым, умелым и поэтому опасным противником у тех, кто проливал свою собственную кровь на поле боя, воспринимается как Божий промысел, удача, чудо.

 Причины стояния на реке угре

Рисунок 2 – ПСРЛ. Т. 12. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1901.

Фрагмент страницы 202

Вот и согласно [4] после Куликовской битвы великий князь Дмитрий Иванович, вошедший в русскую историю под гордым прозвищем Донской:

«… воздел руки к небесам и сказал: «Велик ты, Господи, и чудны дела твои, и не хватит слов, чтобы восхвалить чудеса твои! О пречистая Богомати! Кто может достойно тебя восхвалить и великие и неизреченные чудеса твои воспеть! О блаженный Петр, заступник наш могучий! Чем воздам я тебе за все, что ты дал нам!»

Но только согласно [4] из четырех сот тысяч русских воинов, пришедших на поле Куликово, в живых осталось едва сорок тысяч.

ДЛЯ СПРАВКИ. О цифрах русских потерь, абсолютных и относительных, с летописцем можно поспорить (например, литовские войска и войска Рязанского княжества – союзники разгромленного Мамая, которые не успели во время подойти к полю битвы, на московское войско напасть так и не решились). То есть русское войско великого князя Дмитрия Ивановича после сражения продолжало сохранять боеспособность. Но русским людям Куликовская победа, несомненно, далась очень большой кровью.

А победа на Угре для русских была светлая – то есть бескровная. Значит, не плакали овдовевшие женщины, осиротевшие дети, убитые горем родители павших воинов.

Но если на войну против темника Мамая, узурпировавшего власть в Золотой Орде, в конце XIV века поднялось практически все русское общество за редким исключением, то в ходе стояния на Угре единства в русском правящем классе явно не наблюдалось, даже в самом великом княжестве Московском [5].

ДЛЯ СПРАВКИ. Великий князь Рязанский Олег Иванович ухитрился записаться в сторонники Мамая, за что Рязанская земля была последовательно разорена и войсками законного ордынского хана Тохтамыша и войсками Дмитрия Донского [6].

Практически в каждой русской летописи, повествующей о том драматическом времени, рассказывается, что в ближайшем окружении великого князя было много «сребролюбцевъ богатыхъ и брюхатыхъ и предстателей хрестьянскыхъ, а норовниковъ бесерменскихъ, иже глаголють (Ивану III – В.Г.): «Побѣжди и не можеши с ними битися» [7]. В переводе на современный русский язык это будет звучать так: «сребролюбцев, богатых и брюхатых, предателей христианских и угодников басурманских, которые говорят (Ивану III – В.Г.): «Беги, не можешь с ними стать на бой» [8].

Некоторых из «богатых и брюхатых, предателей христианских» летописцы называют поименно. Они были в самом ближайшем окружении великого князя Ивана III, например, его  любимцы боярин Ощера и Григорий Мамон [9].

Только благодаря активной патриотической позиции и деятельности таких представителей Русской православной церкви, как митрополит Московский Геронтий (1473 – 1489 года) [10] и архиепископ Ростовский Вассиан раскол в русском обществе удалось преодолеть. Митрополит также приложил немало усилий для примирения Ивана III с его родными мятежными братьями Андреем Васильевичем Большим и Борисом Васильевичем [11].

Миниатюра из Лицевого летописного свода с изображением митрополита Геронтия и икона с образом святителя представлены согласно рисунку 3.

Причины стояния на реке угре

                                 а

Причины стояния на реке угре

          б

 

а – митрополит Геронтий благословляет великого князя Ивана III в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век; б – образ святого Геронтия, митрополита Московского. Икона конца XVII – начала XVIII века

Рисунок 3 – Митрополит Геронтий

В течение почти двух с половиной столетий предки и предшественники великого князя Московского Ивана III Васильевича, начиная с Александра Невского, вели постоянную упорную борьбу за объединение русских земель. Ни о какой тупой алчности московских князей и случайности , как главных факторов, действовавших в великом и благородном  деле объединения русских земель, даже речи быть не может. У вменяемых людей такие «мысли» мистера Р. Пайпса [12]  вообще не подлежат обсуждению.

Эту созидательную державную деятельность московских князей поддерживало активное большинство патриотически настроенного русского духовенства.

Итак, главной объективной причиной победы Руси над Ордой было создание мощного православного Русского государства.

ДЛЯ СПРАВКИ. Помимо православного Русского государства – великого княжества Московского, было еще и другое Русское государство, называемое великим княжеством Литовским (от литовцев в этом княжестве в конце XV века осталась только правящая династия, по крови, фактически, русская, но католического вероисповедания).

Созданные в течение столетий поколениями русских людей объективные условия для победы над Ордой были блестяще реализованы в ходе военной кампании 1480 года. Иван III убийством ордынских послов, вероятно, сознательно спровоцировал неминуемое военное столкновение с Ахматом, ханом Большой Орды. Но вот конкретный момент для нашествия на Русь выбирал Ахмат-хан. И момент был выбран ханом расчетливо и поэтому разумно.

Напомним, что в начале 1480 года на Псковскую землю напал Ливонский орден (немцы традиционно были слишком самоуверенны и нетерпеливы), а мятеж великокняжеских братьев подрывал самые основы русского единства и державности.

ДЛЯ СПРАВКИ. На русских землях отряды мятежных братьев князей Андрея и Бориса вели себя все же лучше татар и ливонских рыцарей [13]. Хоть и грабили беспощадно, и в плен брали, но не убивали (рисунок 4). Вот такими борцами «за землю, за волю, за лучшую долю» были родные братья Ивана III. И других, как принято говорить в наше время «беспредельщиков», но с более низким общественным положением, в те славные времена на Руси хватало. И вразумить их добрым пасторским словом было крайне тяжело, но митрополиту Геронтию все-таки удалось усовестить мятежников, прекратить грабежи русских земель и привлечь полки великокняжеских братьев к защите Отечества от супостата (торг [9] в этом случае явно был уместен).

Причины стояния на реке угре

Рисунок 4 – Псковские летописи. Выпуск второй. Под редакцией А.Н. Насонова – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1955. Фрагмент страницы 60.

Союз Большой Орды с великим княжеством Литовским и Польским королевством в 1480 году был уже заключен. Это был договор суверенных монархов. А крымский хан был всего лишь вассалом османов. Как поведет себя непрочно сидевший на престоле Менгли-Гирей в предстоящей войне – это зависело только от воли турецкого султана [14].

Ивану III и его соратникам предстояло грамотно спланировать и провести военную кампанию против Большой Орды. План войны включал проведение сразу трех операций, которые и были успешно осуществлены.

Оборонительная операция имела место на переправах через реку Угру. В ходе этой операции русские войска показали более высокую боевую подготовку («Наши стрѣлами и пещальми многихъ побиша, а ихъ стрѣлы межю нашихъ падаху и никого же уязвляху». [7]) и были лучше вооружены (имели полевую артиллерию), чем ордынцы.

Десантная операция была проведена в глубоких ордынских тылах и нанесла огромный экономический ущерб Большой Орде, а истребление ордынского населения деморализовало войска Ахмат-хана на Угре. Именно десантная операция обеспечила бескровную – светлую – победу русских войск в оборонительных боях.

Специальная операция имела чисто политическое значение. В ходе этой операции был уничтожен Ахмат-хан. Он был последним правителем из рода Чингисхана, который имел право претендовать на титул и должность русского царя. Только после его гибели, по каким-то не совсем понятным для современных исследователей законам наследования власти в Орде, летописец [15] смог заявить:

«Так и кончили свое существование ордынские цари, и таковым Божиим промыслом погибло царство и власть Золотой Орды».

Великое княжество Московское стало независимым государством де-факто и де-юре. Поэтому, вероятно, именно дату гибели Ахмат-хана – 6 (15) января 1481 года – целесообразно считать датой окончания Великого стояния на реке Угре.

Субъективной причиной русской победы на Угре был значительно более высокий уровень способности профессионально решать задачи государственного и военного строительства, показанный политическим и военным руководством Московского княжества. Великий князь Иван III и его соратники в крайне неблагоприятных условиях вновь реально начавшегося феодального раскола страны и нависшей над Русью смертельно опасной внешней угрозы сумели одержать сокрушительную победу над врагом. К этой победе Московское княжество долго и тщательно готовилось [16, 17, 18].

За полтысячелетия до описываемых событий в ходе десантной операции был уничтожен Хазарский каганат [19], являвшийся опаснейшим врагом молодой русской державы [20]. Каганат располагался именно на тех землях, на которых в 1480 году десант, посланный Иваном III, громил и жег ордынские города и селения. Московское правительство неплохо знало историю своей Родины и понимало где, когда и как можно малой кровью нанести смертельный удар противнику.

В 965 году речной десант, возглавляемый князем Святославом, разгромил наголову Хазарию [21]. Почти через полтысячелетия речной десант, посланный великим князем Московским на берега Средней и Нижней Волги, под командованием служилого татарского царя Нур-Девлета и воеводы князя Василия Гвоздева-Ноздроватого, громил глубокие тылы Большой Орды. История повторилась, почти буквально – кроваво и судьбоносно. Русь навсегда освободилась от ордынского ига.

И вновь, как не раз и до этого, от исхода десантной операции, от действий русского десанта зависела дальнейшая судьба Руси.

После светлой победы на Угре Московское княжество стало самым мощным в военном отношении государством Восточной Европы.

ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Великое княжество Московское стало единственной суверенной православной державой в XV веке. В дальнейшем происходила смена названия государства (с 1547 [22] по 1721 года – Русское (Российское) царство, с 1721 по 1917 год – Российская империя [23], на изменениях названия Русского государства в XX веке останавливаться не будем), отражающая различные этапы его исторического развития.

Но суверенное Русское государство в качестве великой державы (практически, более шестисот лет) продолжает активно участвовать в региональной и мировой политики в XXI веке и развиваться дальше.

Только великое княжество Московское имеет в современной исторической науке право называться Русью. Именно Русью, а не лукавым термином Московская Русь. Даже под Ордой, по большому счету, национальных интересов Руси, исторически тесно связанных с православной верой, правящий класс Московского княжества не предавал. А термин Литовская Русь – от врага рода человеческого. В наше время это что-то вроде Французской Германии (Эльзас и Лотарингия) или Израильской Сирии (так называемые Голанские высоты). Оккупированные земли уже не Германия и не Сирия.

Главным итогом стояния на Угре явилось то, что законы геополитики (именно абсолютно объективные законы геополитики, а не природная алчность и свирепость московских правителей, о которой «авторитетно» рассуждает патологический русофоб Р. Пайпс [12], не совсем дружащий с элементарной логикой [24]) потребовали решения задач по дальнейшему объединению русских земель. Для этого у политического и военного руководства суверенного Русского государства имелась политическая воля, серьезный и успешный опыт выстраивания межгосударственных отношений, базирующийся на национальном, а также византийском опыте (события, имевшие место до и непосредственно в ходе стояния на Угре – яркая тому иллюстрация) внешнеполитических отношений и проведения специальных операций.

Для объединения русских земель у Московского княжества имелся и инструмент – хорошо вооруженная и обученная армия [25], обладавшая опытом ведения крупномасштабных военных кампаний, в том числе и опытом проведения уникальных десантных операций.

Библиографический список

  1. ПСРЛ. Т. 37. Устюжские и вологодские летописи XVI – XVIII веков [Текст] – Л.: Издательство «Наука», 1982. – 228 с.
  2. ПСРЛ. Т. 18. Симеоновская летопись. Продолжение Софийской пер-вой летописи [Текст] – СПб.: Типография М. А. Александрова, 1913. – 316 с.
  3. ПСРЛ. Т. 12. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью [Текст] – СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1901. – 267 с.
  4. Повесть о Куликовской битве. Текст и миниатюры Лицевого свода XVI века [Текст] – М.: Аврора, 1984. – 303 с.
  5. Гумелёв В.Ю. Рождение русского царства. Перед сражением на Угре // История и археология. – Декабрь 2013. – № 8 [Электронный ресурс]. URL:http://history.snauka.ru/2013/12/821 (дата обращения: 20.12.2013).
  6. Гумелёв, В.Ю. Русский десант. Русь между молотом и наковальней. Ушкуйничество: монография / В.Ю. Гумелёв, Е.Н. Хрыканов, А.В. Пархоменко, В.Б. Бандурка. – Рязань: РВВДКУ, 2013. – 214 с.
  7. ПСРЛ. Т. 24. Летопись по Типографскому списку. [Электронный ре-сурс] – URL:  (дата обращения: 21.01.2014).
  8. Повесть о стоянии на Угре. Подготовка текста Е.И. Ванеевой, перевод и комментарии Я.С. Лурье. [Электронный ресурс] – URL: (дата обращения: 21.01.2014).
  9. Материалы русской истории. Н.М. Карамзин. История государства Российского. [Электронный ресурс] – URL: (дата обращения: 22.01.2014).
  10. Древо. Открытая православная энциклопедия. Геронтий Московский. [Электронный ресурс] – URL:  (дата обращения: 22.01.2014).
  11. Православная энциклопедия. Геронтий. [Электронный ресурс] – URL:  (дата обращения: 21.01.2014).
  12. Ричард Пайпс. Россия при старом режиме. [Электронный ресурс] – URL:  (дата обращения: 21.01.2014).
  13. Псковские летописи. Выпуск второй. Под редакцией А.Н. Насонова [Текст] – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1955. – 365 с.
  14. Алексеев, Ю.Г. Государь всея Руси [Текст] / Ю.Г. Алексеев. – Новосибирск: Издательство «Наука», 1991.– 240 с.
  15. Казанская история. Подготовка текста и перевод Т.Ф. Волковой, комментарии Т.Ф. Волковой и И.А. Лобаковой. [Электронный ресурс] – URL: (дата обращения: 14.01.2014).
  16. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Русский десант. Войны Руси против татарских ханств в XV веке // История и археология. – Сентябрь 2013. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2013/09/797 (дата обращения: 11.01.2014).
  17. Гумелёв В.Ю. Рождение русского царства. Перед сражением на Угре // История и археология. – Декабрь 2013. – № 8 [Электронный ресурс]. URL:http://history.snauka.ru/2013/12/821 (дата обращения: 20.12.2013).
  18. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Вооружение ордынцев и способы ведения войны во второй половине XV века // История и археология. – Ноябрь 2013. – № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2013/11/818 (дата обращения: 18.11.2013).
  19. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Русский десант. Гибель страны «стрелков из лука». // Гуманитарные научные исследования. – Июнь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3143 (дата обращения: 21.01.2014).
  20. Кожинов, В.В. От Византии до Орды: история Руси и русского слова [Текст] / В.В. Кожинов. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. – 560 с.
  21. Гумелёв, В.Ю. Русский десант. Рождение державы: монография [Текст] / В.Ю. Гумелёв, В.Б. Бандурка, Т.Н. Лебедев, Е.Н. Хрыканов. – Рязань: РВВДКУ, 2013. – 157 с.
  22. Перевезенцев, С.В. Смысл русской истории [Текст] / С.В. Переве-зенцев. – М.: Вече, 2004. – 491 с.
  23. БСЭ. Российская империя. [Электронный ресурс]. URL:  (дата обращения: 23.01.2014).
  24. Гумелёв В.Ю. Про иго монголо-татарское // Политика, государство и право. – Март 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. URL:http://politika.snauka.ru/2013/03/694 (дата обращения: 21.01.2014).
  25. Сайт «Восточная литература». Сообщение о России, продиктованное в 1486 г. в канцелярии Сфорца московским послом Георгием Перкамотой. Заметка, содержащая сведения о делах и властителе России. [Электронный ресурс] – URL: 

 

Источник: history.snauka.ru

Стояние на реке Угре В 1476 году Иван III перестал платить Орде ежегодный денежный «выход», который собирался с русских земель еще со времен Батыя. Хан Золотой Орды Ахмат был занят войной с Крымом и не мог предпринять решительных мер по «усмирению» Москвы, выжидая благоприятный момент. Он наступил для него к 1480 году. Во-первых, польско-литовский король Казимир пообещал ему военную помощь; во-вторых, в самом Московском великом княжестве создалась сложная внутренняя обстановка: боясь усиления власти Ивана III, против него выступили его братья Борис и Андрей Большой. Когда в начале 1480 года на западные границы Русского государства напал Ливонский орден, Ахмат двинул свои войска на Москву. Осенью в поход выступили основные силы. Зная, что полки Ивана III стоят на Оке, в Серпухове, Тарусе, Коломне, татаро-монголы пошли на Угру, в обход, намереваясь соединиться с войсками Казимира и напасть на Москву с запада.Причины стояния на реке угре3 октября московский великий князь после продолжительных распрей договорился, наконец, со своими братьями Борисом и Андреем Большим о совместных действиях против татар. Крымский хан Менгли-Гирей, имея договор с Иваном III, в свою очередь напал на подольские земли и таким образом вьнудил Казимира вступить с ним в войну. В результате Казимир уже не мог прийти на помощь Ахмату.Причины стояния на реке угреВ первой Софийской летописи по этому поводу говорится, что Ахмат, стоя у Воротынска, не смог дождаться помощи и тогда 8 октября подошел к Угре, остановился на ее правом берегу напротив устья Вори. На левом берегу были скрытно расставлены полки Ивана III под водительством его сына Ивана Молодого и брата Андрея Меньшого. Сам великий князь основал свою ставку в городе Кременце, где сосредоточил главные силы, чтобы прикрывать центральные районы от возможного нападения Литвы и золотоордынцев.Причины стояния на реке угреАхмат сделал попытку переправиться через Угру у Опакова и Дмитровца. Авангард татарских войск встретила русская рать. Особенно большое сражение развернулось в устье Вори. До последнего дыхания бился каждый русский воин. Но татары все прибывали и прибывали. К концу дня они заняли левый берег.Причины стояния на реке угреНа другой день с рассветом татарские конники вновь бросились вперед, чтобы расчистить главным силам путь в пойму Вори. По лесам и долам раздавался их боевой клич. И вдруг словно из-под земли появились русские полки. Началась кровавая сеча. Мужественно сражались русские воины, много было побито врагов, но татары наседали как саранча.Причины стояния на реке угреЧетыре дня шла битва за переправы на Угре; Русские использовали легкие пушки (полковой наряд), пищали и самопалы. «Огнестрельное оружие того времени не отличалось скорострельностью и меткостью, но огонь и грохот выстрелов наводили панику на ордынскую конницу и часто обращали ее в бегство до рукопашной схватки».Причины стояния на реке угреМежду тем наступили холода. Золотоордынцы мерзли, не имея зимней одежды; не хватало также продовольствия и фуража. А вся округа давно была разграблена. Среди мурз начались раздоры.Причины стояния на реке угре20 октября братья Ивана III прибыли во главе своих полков в Кременец. К реке Угре подходили дружины и ополчения из отдаленных городов Московского великого княжества.Причины стояния на реке угре26 октября Угра покрылась льдом. Ахмат мог теперь легко перейти ее, но не рискнул. 11 ноября, так и не дождавшись помощи Казимира, он начал отступление.Причины стояния на реке угреТем не менее правитель Золотой Орды свое бегство считал временной неудачей. Он направил в Москву «ярлык» с требованием уплатить дань, угрожая новым нашествием. Свою угрозу ему не пришлось осуществить. С ним расправились его же приближенные нагайские мурзы: они убили Ахмата.Причины стояния на реке угреЗолотая Орда не смогла восстановить прежнее могущество. 1480 год стал годом ликвидации татаро-монгольского ига, тяготевшего над Русью 240 лет.

Стояние на реке Угре

1476 год в истории Руси ознаменовался тем, что княжество Московское отказалось выплачивать ордынцам дань. Непокорность не могла остаться безнаказанной и хан Ахмат, собрав войско, выступил в поход весной 1480 г. Однако, дойти татарам удалось только до устья Угры, где русские рати смогли остановить врагов.

Все существующие броды были перекрыты, в результате чего несколько дней татары потратили на совершенно безуспешные попытки форсировать реку. Затем, решив подождать помощи от войск Казимира 4, князя польско-литовского, Ахмат отошел до Лузы. Эти события положили начало противостоянию, известному, как стояние на реке Угре.

Переговоры с Ахматом Ивана 3 не оказались результативными. Иван 3 отступил к Боровску, где его рати заняли более выгодную для битвы позицию для сражения. Ожидавший помощи Ахмат понял вскоре, что не получит обещанного Казимиром 4 войска. В то же время, ему донесли о появлении в тылу татар мощного войска русских. Эти обстоятельства привели к принятию решения об отступлении. Необходимо отметить, что к активным действиям в ходе Великого стояния ни одна из сторон так и не прибегла.

Великое стояние на реке Угре имело огромное значение. Оно ознаменовало окончательное избавление от татаро-монгольского ига, обретение не только формальной, но и фактической независимости от Орды Московского княжества.

Ахмат был убит в 1491 г. Это случилось на зимовке в устье Донца во время боя с воинами хана Ирбака. Результатом гибели хана Ахмата стала жесточайшая борьба за власть в Орде и ее последующий распад. Стояние на Угре имело на столько важное значение, что в честь 500-летия этого события на берегу реки был воздвигнут памятный монумент.

В 1476 г. Московское княжество отказалось платить дань татарам. Бывший в то время правителем Орды хан Ахмат выступил в поход весной 1480 г. Но войско монголов было остановлено русской ратью в районе устья Угры, все броды через которую были перекрыты. Продолжавшиеся в течение нескольких дней попытки татар захватить переправу оказались безуспешными. После этого войска Ахмата отступили до Лузы, решив дождаться помощи от князя Польско-Литовского Казимира 4. Так началось Великое стояние на реке Угре.

Переговоры Ивана 3 с Ахматом оказались безуспешными и, в результате, князь отвел свои отряды к Боровску, что позволяло ему дать сражение в более выгодных условиях в том случае, если татары форсируют реку. Однако на активные действия не решилась ни одна из сторон. Хан Ахмат не получив обещанной литовским правителем помощи и узнав о том, что в его тылу находится русское войско принял решение об отступлении.

Стояние на реке Угре ознаменовало обретение не только формальной, но и фактической независимости Московского княжества, окончательное падение монголо-татарского ига. В устье Донца, 6 января 1481 г., во время зимовки, хан Ахмат был убит в ходе боевого столкновения с воинами сибирского хана Ирбака. В результате начавшейся после этого борьбы за власть, Орда распалась на более мелкие самостоятельные ханства. Русское государство боролось с этими осколками Орды вплоть до 18 века. В честь 500-летия Стояния на реке Угре на ее берегу был открыт посвященный событию памятник.

Источник: StudFiles.net

История стояния на Угре. Кратко

  • 1472 — очередной набег татар на Русь. Войско ордынского хана Ахмата дошло до Оки, но переправиться не смогло, встретив сопротивление русских.
  • 1476 — Великий князь Московский Иван III отказался в уплате дани Орде.
  • 1480 — Великий князь Московский Иван III провозгласил независимость Руси от Золотой Орды.
  • 1480 — Псковская республика подверглась нападению немецких рыцарей Ливонского ордена, мужественное поведение псковичей исключило для Московского княжества войну на два фронта
  • 1480 — Против власти Ивана III подняли восстание его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением его власти.
  • 1480, июнь — Ордынский хан Ахмат отправил к Оке разведывательные отряды
  • 1480, 23 июня князь Иван III прибыл в Коломну, туда же начали стягиваться русские полки и привезена заступница Руси чудотворная Владимирская икона Божией Матери.
  • 1480, 30 сентября — Иван III вернулся в Москву. чтобы держать совет с боярами, на котором получил поддержку решительных действий.
  • 1480, начало октября — Братья Иван III Борис Волоцкий и Андрей Большой прекратили мятеж, отправили послов к Ивану с покаянием, получили прощение и указ двигаться о своими силами к Оке.
  • 1480, 8 октября — Попытка татар переправиться через Угру не удалась. Ахмат отступил от берега Угры на две версты.
  • 1480, октябрь — Русские полки заняли позиции на противоположном берегу этой реки. Началось «Великое стояние на Угре».
  • 1480, октябрь — дипломатические переговоры русских и татар, ни к чему не приведшие.
  • 1480, 20 октября — Иван III получил послание архиепископа Ростовского Вассиана с требованием решительных действий
  • 1480, октябрь — Иван III отправил отряд звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета в собственно ордынские земли, оставленные без войск, для совершения диверсий
  • 1480, 28 октября — Русские войска отошли от берега реки Угры вглубь территории Руси, чтобы заставить хана форсировать Угру и дать ему решительное сражение.
  • 1480, начало ноября — Хан Ахмат отвел свои полки от Угры. Его конница была обессилена отсутствием провианта, из Орды приходили тревожные вести о действиях князя Василия Ноздреватого
  • 1480, 11 ноября — Хан Ахмат повернул свою армию обратно в степь.
  • 1481, 6 января — Хан Ахмат был убит в результате заговора. В Орде началась смута, завершившаяся в начале ХVI века распадом государства

Что такое Киевская Русь

Источник: ChtoOznachaet.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.