Опричнина причины сущность методы последствия

Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность, последствия

Введение

Тема опричнины рассматривается многими историками уже давно, и до сих пор остается не совсем понятным и до конца не изученными причины возникновения «отдельного двора», его сущность и необходимость. Хотя о последствиях опричнины многие сходятся в едином мнении, что эта структура, просуществовав всего небольшой период времени, изменила сознание народа и повлияла на экономические и политические стороны нашего государства.

Прошло уже пятьсот с лишнем лет со дня правления Ивана Грозного и за это время его правление и его самого пытались проанализировать или по крайней мере описать, опираясь на более или менее точные данные летописей, иностранных источников, воспоминания современников. Рассматривали, находясь под влияниями современного строя, с позиции классовой борьбы, устройства государственной власти.

Опричнина — очень серьезная и болезненная для русских тема. Потому что она, хоть и просуществовала всего 6-7 лет, впрыснула в сознание народа своеобразный яд.


Любопытно, что после того, как Грозный казнил всю верхушку опричнины и практически разогнал ее, он под страхом смерти запретил употреблять это слово, и опричников стали называть дворовыми людьми. Что же произошло? Если вспомнить Фрейда, то произошло как бы вытеснение травмы — явление было вытеснено из народного сознания в подсознание. А раз оно не описано, не названо своим именем, значит, живо. И до сих пор работает.

Глава 1. Причины опричнины

1.1 Формирование царского характера и влияние детских впечатлений на последующие его действия

Став в младенческом возрасте царем, после смерти своего отца Ивана III, Иван IV до 13 лет находился под опекой своей матери Елены Глинской и ее родственников. За это время борьба между знаменитыми родами бояр Шуйскими и Глинскими, постоянно строившими друг другу козни, силой перехватывающие власть заложила первые семена мстительной злобы, которая в последующем вырастит в безграничную мстительность и свирепость. Будучи ребенком, Иван потерял мать в 5 лет. Ее отравили, а через семь дней были схвачены близкие к Иоанну люди и заключены в темницу. Кого уморили голодом, кого убили. Власть захватили Василий Шуйский и его брат Иван, которые правили шесть месяцев, считая себя уже царями, мстили врагам своим.


коре Василий умер, его место занял Иван Шуйский, который повелевал в думе как деспот, во дворце как хозяин и был слишком нахальным, сидел в присутствие Иоанна, клал ноги на кресло царя и прочее. Расхитил казну, грабил во всех областях. В 1540 году (Ивану IV исполнилось 7 лет) Иван Шуйский поставил нового митрополита Иоасафа, который просил Ивана IV вступиться за князя Ивана Бельского, преследуемого Шуйским. Иван IV вступился, Бельского освободили, сменили плохих наместников, в том числе и князя Андрея Шуйского, который правил в Пскове. Иван IV освободил двоюродного брата своего Владимира Андреевича и его мать.

Постоянные разногласия между боярами приводили к тому, что власть от одного рода переходила к другому насильственным путем, Иоанн, будучи ребенком, видел эти ночные перевороты. Напуганный, боясь своей смерти, никем не защищенный, он мыслил только о том, чтобы впоследствии отомстить за все свои страхи, за потерю близких, боярам.

В 1542 году Иван Шуйский опять захватил власть в Кремле, свергнул митрополита, возобновились насилия, но царь взрослел.

По мере взросления, потакая всем его желаниям, бояре Шуйские считали, что будущий царь запомнит их «благие дела», но сильно ошиблись, потому что царь, имея к 13 годам уже сложившийся характер, помнил только плохое, вынашивал месть и, в конечном счете, при первой возможности казнил Андрея Шуйского на устрашение другим боярам. Иван IV, созвав бояр, объявил им грозным тоном их вину и велел арестовать князя Андрея Шуйского. Его умертвили на улице, на радость народу [5].


По мнению Н.М. Карамзина, страх царя за свою жизнь в детстве и неограниченное ничем буйство пагубных мыслей и дел, жестокость по отношению к людям, животным, поддерживаемый боярами, постоянные параноидальные мысли об изменах, страх за свою безопасность, страх потери власти — все это способствовало в дальнейшем созданию «отряда телохранителей». Карамзин в своих заключениях по поводу характера царя основывался на мнениях современников и летописных источниках, поэтому заслуживает больше доверия в историческом плане, чем те историки, которые дают оценки на основании своих умозаключений. Главным источником описания самого царя Карамзин избрал личные письма Андрея Курбского, в свое время, находившегося в близком царском кругу. Из этих писем он взял и характеристику Ивана Грозного, где описывались порочные наклонности царя, заложенные еще в отрочестве: вместе со своими сверстниками он топтал встречных людей на коне, мучил животных и т.п. У него же Карамзин почерпнул сведения о том впечатлении, которое произвели на юношу Ивана пожар Москвы 1547 года, мятеж черни, направленный на убийство Глинских. Страх за свою безопасность с детских лет и до конца жизни преследовал царя.

Карамзин дал отрицательную характеристику царя, а в последующие столетия историки скорее оправдывали его правление и говорили о необходимости жестоких репрессий для государственной пользы. Все, что было сделано положительного за время царствования Ивана Грозного, приписывали лично царю, а все плохое — боярам.


По мнению Веселовского С.Б., историки, занимавшиеся изучением характера Ивана Грозного и причин опричнины, придерживались различных точек зрения, для чего собственно была сформирована эта структура. В его книге «Очерки об опричнине» дается подробный анализ мнений различных историков о царствовании Ивана IV и причинах опричнины. Одним из наиболее достоверных по стилю изложения, он считает Н.М. Карамзина, негативно отзывается об изложении этого периода в «Истории» С.М. Соловьева, отдавал должное работам В.О. Ключевского, его выводам и идеям, критикует концепцию С.Ф. Платонова [1].

И хотя историки имеют разные точки зрения на возникновения самой опричнины, Опричного двора, но по поводу характера царя они приходят к общему заключению — неустойчивая психика с перепадами настроений, склонность к жестокости и к беспредельным преувеличениям — не могли не сказаться на руководстве государством. Советские историки обеляли психологический портрет царя, приписывая ему не свойственные черты, скорее от не знания первоисточников и руководствуясь генеральной линией партии во взглядах на эту эпоху.

1.2 Шесть «эпох» опричнины


Первая эпоха опричнины, как считает Н.М. Карамзин, была еще до самого существования этой структуры, когда даже названия «опричник» не было в обиходе, и никто не догадывался, что вскоре будет создана такая сила, которая повергнет народ и всех приближенных царя в ужас. Иван казнил и пытал, начиная с 13 лет. Особенно жесток он стал после смерти своей первой супруги Анастасии Романовой-Юрьевой.

В начале зимы 1564 года царь оставляет город на месяц без власти [5]. Царь отбывает в Александровскую слободу (наследие Василия III − его отца, позже перешло к матери Елене Глинской) примерно 111 км к северо-востоку от Москвы.

Оставшись без царя, столица пришла в ужас, всем казалось, что лучше пусть будет тиран, чем вообще «без пастыря». Все требовали выполнить условия царя, казнить, кого царь велит, пусть поступает по своей воле, а перечить никто не будет, только бы вернулся обратно в столицу. Приехали посланники к царю, молили долго, плакали, просили простить их. Царь долго говорил речь, обвинил боярство в «своеволии, нерадении, строптивости», в намерении «извести царя, супругу его и сыновей», поэтому он решил, наконец, взять власть в свои руки и поставить условия, которые оглашает гораздо позже, заставляя ждать всех довольно долго. Когда царь вышел к народу, для оглашения своих условий, его не могли узнать, до того он изменился внешне, преисполненный злобой и свирепостью, он уже терял человеческий образ. Он сообщил следующие условия:


учредить особенных его телохранителей — опричников. Для них он создал устав;

выгнал из этих городов тамошних бояр и роздал их имущество своим новым телохранителям;

в Москве взял улицы со слободами, выгнал оттуда всех бояр, которые не были записаны в опричники;

назначил собственных слуг своих: дворецкого, казначея, поваров и т.д.;

приказал строить новый дворец, и оградить его крепостной стеной.

Дворец и телохранители царя стали называться опричниною, а все остальное − земщиною. Таким образом, царь оградил себя от России и создал государство в государстве, да еще потребовал с бояр деньги за все издержки, связанные с отъездом в Александровскую слободу. Никто не противоречил. Тем самым, народ способствовал неограниченной власти царя, в его угоду сделали все, и Иван IV этим воспользовался [5].

Начались казни мнимых изменников, казнили семьями, рубили головы, сажали на кол, постригали в монастырь, отбирали имущество и всеми семействами ссылали в Казань и Сибирь. С других брали письменную клятву, что они не предадут и не сбегут из России.

После расправы с боярами, царь занялся образованием новой дружины, вместе с ним отбирали Алексей Басманов, Малюта Скуратов и князь Афанасий Вяземский. Отбирали молодых людей, распутных и готовых на все, из низких родов, причем низость происхождения вменялась им в достоинство. Вместо тысячи телохранителей царь набрал шесть тысяч, взял с них присягу не водиться с земскими, не знать ни отца, ни матери, и подчиняться только царю. За это им были даны земли, дома, отобранные у казненных и сосланных дворян, которые с женами и детьми пешком шли в отдаленные земли.


«Новые дворяне», в один миг ставшие из нищих богатыми, вели роскошную жизнь, похваляясь друг перед другом роскошью, залезая в долги, разоряя крестьян и деревни. Но дальше стало еще хуже.

Опричники всегда были правы в судах, их не могли ни в чем обвинить, сам царь заступался за них. Они могли подложить кому то вещи, а потом обвинить его в воровстве, могли схватить человека на улице и обвинить его в вымышленной обиде, разоряли купцов, крали девиц, бесчестили, а потом могли и убить. Земские люди должны были за все это платить либо деньгами, либо телесным наказанием, не могли пожаловаться. Народ стал ненавидеть опричников, и чем больше он их ненавидел, тем больше их любил царь. Царь дал им собачьи головы и метлы, которые они привязывали к седлам, тем самым говоря, что они грызут царских изменников и метут Россию от недостойных.

Иван IV не любил Москву и большую часть времени проводил в слободе Александровской, там же опричники имели свою улицу. Царь, несмотря на всю свою свирепость, жажду пыток, оставался набожным и непрестанно замаливал грехи свои, успокаивал душу.


хотел сделать свой дворец монастырем. Для этого отобрал триста злейших опричников, одел их в черные рясы и сочинил для них устав. В четыре утра они должны были вставать, идти на колокольню молиться. Кто не приходил, того сажали в тюрьму на восемь дней. Служба шла до шести или семи часов, в восемь часов начиналась новая, в десять завтракали. Ели и пили досыта, после обеда царь ехал в темницу кого-нибудь пытать, возвращался «с видом сердечного удовольствия», был весел, шутил. В восемь вечера снова шли на вечернюю службу, в десять царь ложился спать, в спальне трое слепых рассказывали сказки. Спал царь недолго, в полночь вставал и снова начинал молиться. Самые жестокие приказы царь давал во время Заутренни или Обедни [5].

В конце 1565 года умирает митрополит Афанасий и в 1566 году царь призывает игумена Филиппа, который жил на Соловецком острове отшельником и создал там монастырь, чтобы сделать его митрополитом. Филипп ставит условие царю, что он согласится, если царь отменит опричнину. Царь сдержал гнев. Служители церковные уговаривали Филиппа стать митрополитом без всяких условий, и он согласился. В народе появилась слабая надежда на будущее. Первые месяцы после избрания митрополита опричники затихли, уменьшились на них жалобы, царь был благосклонен к Филиппу. Но мысль, что бояре внушили Филиппу избавиться от опричников, была отправной точкой для следующей волны новых убийств.


В 1567 году, подставив иноземными грамотами ряд бояр и своего конюшенного Федорова, прослужившего ему девятнадцать лет, царь обвинил последнего в измене, надел на него царскую одежду и венец, посадил на трон, а потом ударил в сердце ножом, опричники дорезали его и скормили собакам, убили его жену, а затем стали казнить всех «мнимых заговорщиков» семьями. Опричники бегали по городу, убивали людей на улицах и площадях по десять-двадцать человек в день, трупы никто не смел хоронить. Все молчали, боялись выходить из домов. Люди приходили к митрополиту, плакали, просили защитить их от царя.

В 1568 году опальным стал и сам митрополит Филипп, который осмелился сказать правду царю. Его обвинили в тяжких преступлениях, в волшебстве и посадили, при этом царь истребил весь знатный род Колычевых, из которого происходил Филипп. Это событие стало началом третьей волны казней и убийств.

На место Филиппа заступил Кирилл слабодушный и безмолвный. С его умолчания царь мог уже губить не только отдельных людей, семьи, но и целые города. В г. Торжке опричники затеяли драку с жителями, и царь объявил всех бунтовщиками и заставил мучить и топить в реке. То же было с г. Коломной.

В 1569 скончалась вторая супруга царя Мария. Через десять дней после ее смерти царь стал измышлять новые казни, распустив слух, что Мария была отравлена. Началась четвертая ужаснейшая эпоха мученичества (1569−1572гг). В этот период царь убил своего брата князя Андрея Владимировича с семьей, всю его прислугу, престарелую мать утопили в реке. Народ видел гнусное братоубийство, сожалел о Владимире, но Иоанна это не волновало и он направил свою свирепость на Новгород.


В 1569 году он силою вывез из Пскова 500 семейств, из Новгорода 150 в Москву. Воспользовавшись доносом, в котором Новгород обвинялся в предательстве, что якобы хотел присоединиться к Литве, царь в декабре 1569 года выступил со своими опричниками и сыном царевичем Иваном против Новгорода. По пути грабили города, убивали мирных жителей, не щадили ни женщин, ни детей. Царь послал Малюту Скуратова убить митрополита Филиппа, который сидел в Отроча — монастыре под Тверью. Были ограблены города Клин, Тверь, убивали своих людей, пленников, заключенных в тюрьмах. Были ограблены и разорены города Медный, Торжок, Вышний Волочек, все места до озера Ильменя. Поскольку этот поход должен был быть тайным, то убивали всех, кто встречался на дороге, чтоб никто не узнал, что делает царь и его опричнина.

В январе 1570 года опричники вошли в Новгород, опечатали церкви, монастыри, связали иноков и священников, всенародно били и секли, разграбили богатых граждан, приезжих купцов, мужчин вывезли, жен и детей стерегли в домах. Царь судил Новгород по поддельному доносу и приговорил к казни. Каждый день ему предоставляли по пятьсот до тысячи новгородцев. Их били, мучили, жгли, топили в реке Волхов целыми семьями. Кто всплывал, добивали. И так продолжалось шесть недель [5]. После этого царь собрал оставшихся, пощадил их и с награбленным отправился к Пскову, чтобы сделать то же самое, что и с Новгородом. Псков, уже зная о том, что произошло с Новгородцами, пошел на хитрость. Когда царь с опричниками вступил в город, перед каждым домом стоял накрытый стол, мужчины, женщины, дети держали хлеб, соль, стояли на коленях. Видя покорность граждан, Иоанн остыл, а после встретился со старцем Салосом Николя, который подарил ему кусок сырого мяса и стал обличать царя в кровопийстве и святотатстве. Царь устрашился, выехал из города, опричники грабили предместья, но священнослужителей после этого не трогали.

Вернувшись в Москву, царь пять месяцев проводил следствие и готовил массовые казни пленных новгородцев. Вместе с ними Иван IV убрал своих приближенных: канцлера Ивана Висковатого, казначея Никиту Фунникова, боярина Семена Яковлева, а вместе с ними Алексея Басманова с сыном Федором, Афанасия Вяземского. Опричники ужаснулись, поняли, что малейшего подозрения, одного слова, одной мысли достаточно для их смерти. Что если царь не пожалел самых доверенных опричников, то остальным не на что надеяться. 25 июля 1570 г. царь казнил вышеописанных изменников в течение четырех часов в количестве двухсот человек. Среди казненных не было князя Вяземского и Алексея Басманова. Первый скончался от пыток, а второго по велению царя убил его сын Федор, который был казнен вместе с другими на площади.

Три дня царь отдыхал, а потом снова начались казни. Малюта Скуратов был палачом, рассекал топорами тела, 80 дворянских жен были утоплены в реке. Не было ни для кого безопасности. Царь казнил воевод, Петра Оболенского-Серебрянного, думного советника Захария Очин-Плещеева, богатого сановника Хабарова-Добрынского, воеводу Кирик- Тыркова, воеводу нарвского Михайло Лыкова и прочих достойных людей. Тем самым обезглавив войска, которые при огромной численности лишились командования и, по сути, превратились в толпу вооруженных людей.

Царь, вырезая целые семейства, часто преследовал и всех других родственников мнимого преступника. Жестокости, которые изобретал царь со своими опричниками, уже не могли удивлять людей, привыкших за это время ко всему и терпеливо сносивших все ужасы, поскольку народ был уверен, что наказан за грехи свои царем-тираном и должен сносить все это безропотно, чтобы иметь в царствии небесном счастливую жизнь [5]. Конечно, не все так безропотно склоняли свои головы, часть бояр бежала в Литву и Польшу от ужасов опричнины.

В том же году к радости подданных царь уничтожает опричнину, которая семь лет просуществовала в государстве. Этому способствовало много событий: победа над Крымским ханом Девлет-Гиреем, перемирие с Литвой, Польшей и Швецией, конец болезням и голоду, предложение Литвы на царствие. Все перечисленное благоприятно отразилось на характере царя. Исчезает разделение опричнины и земщины, страна опять становится Россией, и опричники становятся обыкновенными царедворцами. В связи с этим царь, совершая правосудие, казнит или устраняет многих опричников из дворца, но оставляет при себе Малюту Скуратова, а следующим после него идет Борис Годунов [4].

По мнению Андрея Курбского, опричнина в своем виде не внесла никаких изменений в политику царя, только лишь увеличило количество жертв, а сами казни, их безрассудность и жестокость нисколько не изменились, поскольку были созданы еще до опричнины царем и продолжены после ее уничтожения. По словам Н.М. Карамзина настроение царя было всегда лучше после серии пыток и казней, так что до конца жизни он практически ежедневно кого-нибудь мучил и убивал.

Глава 2. Последствия опричнины

2.1 Общественно-политический кризис в России после смерти царя

По мнению некоторых историков, главная цель опричнины — уничтожить остатки феодальной раздробленности, подорвать основы боярско-княжеской независимости — не была достигнута. Общий результат опричнины В.О. Ключевский формулирует так: «Современники поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовляла действительную» [1].

Жертвами репрессий за всё время царствия Ивана IV стало, по оценке Р. Скрынникова, проанализировавшего поминальные списки (синодики), около 4,5 тысяч человек, однако другие историки, такие как В.Б. Кобрин, считают эту цифру крайне заниженной.

Как отмечает В. Кобрин, «писцовые книги, составленные впервые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие». До 90 % земли лежало «в пустее». Многие помещики разорились настолько, что бросили свои поместья, откуда разбежались все крестьяне, и «волочились меж двор».

Книги полны записями такого рода: «…опритчиные на правежи замучили, дети с голоду примерли», «опритчина живот пограбели, а скотину засекли, а сам умер, дети безвесно збежали», «опричиныи замучили, живот пограбели, дом сожгли». Экономические и демографические результаты опричнины резюмировал псковский летописец, записавший: «Царь учиниша опричнину… И от того бысть запустение велие Русской земли».

Непосредственным результатом запустения был «глад и мор», так как разгром подрывал основы шаткого хозяйства даже уцелевших, лишал его ресурсов. Бегство крестьян, в свою очередь, привело к необходимости насильно удерживать их на местах — отсюда введение «заповедных лет», плавно переросшее в учреждение крепостного права.

В плане идеологическом опричнина привела к падению морального авторитета и легитимности царской власти; из защитника и законодателя царь и олицетворяемое им государство превратились в грабителя и насильника. Выстраиваемая десятилетиями система государственного управления сменилась примитивной военной диктатурой. Попирание Иваном Грозным православных норм и ценностей и репрессии в отношении церкви лишили смысла самопринятый догмат «Москва — третий Рим» и привели к ослаблению нравственных ориентиров в обществе.

Опричнина показала свою полную военную неэффективность, проявившуюся во время нашествия Девлет-Гирея и признанную самим царём. Поскольку в свое Иван Грозный казнил всех воевод, имевших богатый опыт ведения сражений, побеждавших, и поставил на их места опричников, заслуживших их лестью и интригами. Тем самым, войска, которые имелись в огромном количестве в России, были обезглавлены, лишены руководства и превратились в «стадо баранов».

Хотя сразу после смерти царя невозможно было догадаться о таких тяжелых последствиях. На престол взошел его сын Федор. Везде в литературе его описывают «слаб умом и телом» и скорее он мог стать послушником в монастыре, чем править государством. Фактически государством через некоторое время стал править Борис Годунов − один из опричников Ивана Грозного. Ему удалось в течение короткого времени расправиться со своими врагами, но эти расправы не были такими жестокими как при Иване Грозном. Понимая, что государство находится в тяжелом положении, народ запуган, Борис попытался по возможности исправить ситуацию. При всех положительных оценках Бориса Годунова, при всех его удачных действиях во время правления Федора, бояре не любили его за его жадность к деньгам, любовь к роскоши и к пирам, то есть всему тому, что он перенес из времен опричнины, и что было его сутью. И когда Годунов становится уже единоличным правителем, к тому времени кризис в стране настолько усугубился, что, несмотря на все попытки Годунова привести страну к стабильности, продолжаются бунты, мятежи, появление самозванцев.

Итак, разорение и террор опричных лет (1565-1572гг.) стали одними из главных причин того глубокого кризиса, который переживала Россия в конце XVI века.

опричина царь россия

2.2 Повторение опричнины в истории России

Повторение многих событий истории бывает довольно часто. Как по спирали происходит развитие тех или иных процессов. Для России повторение тех или иных событий связано еще с устойчивым менталитетом, переписыванием событий в истории для каждого правящего класса и не умением делать выводы из уроков истории.

В советское время руководство страны практически повторяло многие действия Ивана Грозного, конечно, были уже не дыба и колья, а другие более «современные» виды пыток. Тем не менее, все окружение Сталина было достаточно похоже на Опричный двор царя Ивана. Они обладали особыми привилегиями, устойчивой нервной системой и полной безжалостностью. Ни самоубийство брата, ни ссылка жены, ни арест сына не могли нарушить их олимпийского спокойствия или поколебать готовность служить вождю.

Работа без отдыха, ночные бдения, переменчивый нрав хозяина, низвержение с олимпа, страх ареста говорит о полном отсутствии совести, чести, сострадания к чужим несчастьям и чувства собственного достоинства.

Тоталитарная система создавала дефицит всего, в том числе лидеров. Когда умерла политическая конкуренция, появились шансы у армии молодых, но весьма малоодаренных карьеристов. Советские опричники стали верной опорой режима, потому что в душе понимали, что в иной ситуации, в конкуренции с более одаренными людьми не могли бы сделать такую завидную карьеру.

Революция открыла дорогу к высшему образованию, что прекрасно. Но по существу учить эту молодежь было некому. Специальные знания молодые люди получали, а общей культуры не хватало и их преподавателям. Люди назначались на самые высокие посты, оставаясь малограмотными. В учетной карточке члена оргбюро ЦК и наркома пищевой промышленности Семена Семеновича Лобова в графе «Образование» было написано: «Не учился, но пишет и читает». Это не мешало его успешной карьере.

В результате армия не очень грамотных бескультурных чиновников десятилетиями принимала ключевые решения и определяла политический и экономический курс страны. Более всего они сопротивлялись дискуссиям, реальной критике, вообще любому вольнодумству. Больше всего их устраивала роль исполнителей, неукоснительно проводящих в жизнь линию вождя.

Высшие должности занимали люди, которые своим восхождением были обязаны не собственным заслугам, а воле вождя. Они боготворили его. Попав у Сталина в фавор, на время они получали частицу его безграничной власти. Понимали, что без него лишатся своих хлебных мест: придут к власти другие люди и найдут себе более толковых и способных помощников. Поэтому партийные аппаратчики горой стояли за Сталина.

Молодые члены партии стремительно продвигались по карьерной лестнице. Принцип «кто был ничем, тот станет всем» реализовывался на практике: выходцы из низов становились большими начальниками.

Сталин не доверял старому поколению и не считал его годным для работы, а чиновники нового поколения были всем обязаны Сталину и энергично желали доказать ему свою пригодность. В годы большого террора сменилось девять десятых секретарей обкомов, крайкомов и ЦК национальных республик. Выдвинулись молодые работники, которые недавно вступили в партию. Прежние ограничения, требовавшие солидного партстажа для выдвижения на крупную должность, были сняты. Молодые люди, не получившие образования, совершали головокружительные карьеры, и они поддерживали репрессии, освобождавшие им дорогу наверх.

«Победил новый антропологический тип,- писал философ Николай Бердяев — Появился молодой человек во френче, гладко выбритый, военного типа, очень энергичный, дельный, одержимый волей к власти и проталкивающийся в первые ряды жизни. Это он стремительно мчится в автомобиле, сокрушая все и вся на пути своем, он заседает на ответственных советских местах, он расстреливает и он наживается… В России, в русском народе что-то до неузнаваемости изменилось, изменилось выражение русского лица. Таких лиц прежде не было в России» [7].

Даже не было нужды приказывать убивать — от добровольцев отбоя не было. Тоталитарное государство не только уничтожало, но и развращало.

Страна еще в 30-е годы поделилась на тех, кто сидел, и на тех, кто сажал. Через тюрьмы и лагеря прошли миллионы политических заключенных. Но и миллионы участвовали в репрессиях! На несколько заключенных — конвоир, на несколько десятков — уже подразделение охраны, а еще надзиратели, лагерное начальство, оперативно-чекистская часть, центральный аппарат главного управления лагерей — ГУЛАГа.

Страшноватая практика работы чекистов при Сталине строилась на вахтовом методе. Формировалась бригада, которая выполняла свою часть работы. На это время члены бригады получали все — материальные блага, звания, должности, ордена, почет, славу, право общения с вождем. Ценные вещи, конфискованные у арестованных, передавались в спецмагазины, где продавались сотрудникам наркомата внутренних дел. Когда команда свою задачу выполняла, ее уничтожали. На Лубянку приходили новые люди. Наступала очередь следующей бригады, уже ей доставались все блага.

Можно до бесконечности расписывать все ужасы сталинского периода, это уже отдельная тема. Но вывод следует один: страх потери власти руководителя, его подозрительности, в конце концов, сформировали такой уклад государственного правления, который мало, чем отличался от царского, несмотря на идеи большевизма.

По мнению Владимира Сорокина, который написал книгу «День опричника» уже в наше время: «Опричнина — очень серьезная и болезненная для русских тема. Потому что она, хоть и просуществовала всего 6-7 лет, впрыснула в сознание народа своеобразный яд. Человек, приближенный к власти, — любой человек, даже самый маленький и ничтожный, — может стать оккупантом в собственной стране. И вести себя по отношению к населению, как оккупант…Этот яд и формирует, на самом деле, вертикаль власти. Пока это не будет описано, вскрыто, названо своим именем и обсуждено, система будет работать.

Если на Западе каждый человек может сказать: «государство — это я», то мы говорим: «государство — это они». Западному человеку это трудно себе представить, а ведь речь — о наследии опричнины.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

) формирование характера царя, его детские страхи, его склонность к жестокости, непосредственно повлияли на большую часть правления Ивана Грозного, в том числе и на создание опричного двора;

) несмотря на мнения многих историков, которые считают, что опричники были созданы в качестве телохранителей царя, мы считаем, что царь разделил знать на две враждующие и соперничающие государственные структуры, которые должны были доносами и клеветой уничтожить друг друга;

) создав опричнину и освободившись от советов думских бояр, получив абсолютную власть, Иван Грозный показал себя плохим политиком, довел страну до запустения и, в конце концов, проиграл войну со шведами;

) последствия правление Ивана Грозного неизбежно должны были привести к обнищанию народа, к экономическому спаду. Постоянный страх, в котором находились абсолютно все жители государства, привел к тому, что безмолвие народа порождало еще большее насилие, породило доносчиков, нарушило нравственные и православные условия, которые так и остались одной из черт российского народа и в последующем только усугублялись с каждым новым правлением;

) несомненно, времена опричнины и в 20 веке повторились в режиме советского правления, и, видимо, это не последний раз, когда периодически к власти приходят люди, лишенные нравственных устоев, малограмотные, готовые за определенные блага совершать какие угодно поступки.

Список использованной литературы

1.Веселовский, С.Б. Исследования по истории опричнины / С.Б. Веселовский. — М.: АН СССР, 1963.

.Володихин, Д.М. Опричнина и «псы государевы» / Д.М. Володихин. — М.: Вече, 2010.

.Зимин, А.А. Опричнина Ивана Грозного / А.А. Зимин. — М.: Мысль, 1964.

.Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М.Карамзин. — Т.9−12−Калуга: Золотая аллея, 1993.−592 с.

.Курукин, И.В. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного / И.В. Курукин, А.А. Булычев. — М.: Молодая гвардия, 2010.

.Млечин, Л. Человек во френче, или советская опричнина. / Л. Млечин — М.: Дилетант, 2012, №1

.Скрынников, Р.Г. Опричный террор / Р.Г. Скрынников. — Л.: ЛГУ, 1969.

.Скрынников, Р.Г. Россия после опричнины / Р.Г. Скрынников. — Л.: ЛГУ, 1975.

.Скрынников, Р.Г. Трагедия Новгорода / Р.Г. Скрынников. — СПб.: Изд-во им. Сабашниковых, 1994.

.Скрынников, Р.Г. Царство террора / Р.Г. Скрынников. — СПб.: Наука, 1992.

Источник: www.BiblioFond.ru

Реформы в целом носили компромиссный характер.

Реформы РПЦ

Процесс централизации власти не мог не затронуть православную церковь. Церковь нуждалась в более жесткой централизации. В 1551г.был созван церковный собор. Он был созван по инициативе Ивана 4. Главный вопрос — вопрос о церковно-монастырском землевладении. В результате победило иосифлянскоебольшинство. Решения были объединены в книгу, состоящую из 100 глав. Соборполучил названиеСТОГЛАВЫЙ.

  1. Было признано незыблемым право духовенства на владение недвижимой собственностью.
  2. Монастырское землевладение несколько сократилось, так как были аннулированы княжеско-боярские пожалования монастырям, которые были сделаны после мерти Василия 3 (с 1533г.).
  3. монастырям запрещалось без согласия царя покупать земли, заниматься ростовщичесвтом, а п
  4. отомкам удельных князей запрещалось передавать монастырям «на помин души».
  5. Духовные феодалы немогли впредь основывать новые белые слободы и дворы. Должны были принимать участие в сборе полоняничных денег.
  6. Кроме этого, были унифицированы церковные обряды.
  7. Составлен общерусский список святых.
  8. Принят ряд мер по укрепления нравственности духовенства: запрещено пить вино в церкви и монастыре.

 

Итоги: в результате реформ в стране

1.была завершена перестройка центральных органов власти,

2.возникла единая приказная система,

3.расширились функции служилой приказной бюрократии,

4.сложилось широкое местное самоуправление,

5.для служилых людей открылись перспективы военной карьеры,

«Учреждение, которое всегда казалось странным как тем, кто срадал от него, так и тем, кто его исследовал» В.О. Ключевский.

В чем цель опричнины?

Эта проблема трудна для решения. Князь Андрей Курбский назвал эту ситуацию подаром лютности.

Опричнина (1565-72гг.) вызывает споры у историков. В чем цель опричнины? Могут ли эти чели оправдывать столь жесткое средства? Или же О.была направлена на укреплении власти И4? Или способствовала централизации?

И4 внезапно уезжает в александровскую слободу. Он выговорил право казнить изменников по собственному усмотрению. Опричнина включала в себя 2 аспекта: политику репрессий и деление государства (территории, управления, приказов) на опричнину и земщину. О. — государев удел. Земщина — остальная часть земли, номинально управляемая Думой.

 

По мнению С.Ф. Платонова,Грозный вел борьбу с боярством, как главного тормоза на пути к централизации. В борьбе с боярством он опирался на дворян, служилых людей.

 

Советские историки Зимин, Кобрини д.приходят к новому выводу. Зимин в книге «О.ИГ» показывает, что переселение не было таким массовым, как казалось Платонову. В О.в основном вошли земли, заселенные рядовыми служилыми людьми, а не земли княжеского удела. Выселению подлежало прежде всего боярство, находившееся в оппозиции. Кобрин считает, что представление о том, что боярство — постоянная аристократическая оппозиция, было неверным. Во главе политики, направленной на централизацию, стояли царь и БД (формирование по принципу местничества, формула: государь приказал, бояре — постановили). Экономически русское боярство не было заинтересовано в сепаратизме, т.к. Сепаратизм угрожал из землевладениям.



Вывод: О.не была антибоярской. Состав О. был не менее аристократичным, нежели состав З. На фоне существования в старине сословно-представительных учреждений (ЗС, местное самоуправление: земские избы) — опора для царя. З.в период О. Несла тяжелое налоговое бремя, защищалась от врагов и вторжений, выполняла свой долг, роптала, приспосабливалась, но царю не изменила. Тем самым, она подтвердила целесообразность деяний И4,направленных на централизацию.

Последствия О.были трагичны для страны: экономический кризис. О. способствовала становления крепостного права (указы 80х годов 16в). 1581г.- заповедные лета (запрет ухода от госполина даже в ЮД). 1597 — урочные лета (срок сыскат беглах крестьян). Начало смуты в стране. Начинается путь от царизма к самодердавия.

 

 

Источник: studopedia.su

Причины появления опричнины.

Опричнина причины сущность методы последствия

Причины опричнины до сих пор точно не названы, возможно, это было просто желание царя укрепить власть. Введение опричнины ознаменовалось созданием опричного войска в 1000 человек, которые были поставлены выполнять царские указы, позже их количество увеличилось.

Опричнина как особенность политики государства стала для страны огромным потрясением. Реализуя крайние меры по конфискации имущества феодалов и земель в государственную пользу, опричнина была направлена на централизацию власти и национализацию доходов.

Цели опричнины

Явление было направлено на устранение феодальной раздробленности княжеств и целью его было подорвать независимость боярского сословия. Введенная в 1565 году опричнина стала желанием Ивана IV, уставшего от измен бояр, казнить неверных дворян по своей воле.

Последствия введения опричнины

Опричнина Ивана 4 практически полностью ликвидировала собственников, которые могли бы стать основой гражданского общества в стране. После её проведения народ стал ещё более зависимым от существующей власти и в стране установился абсолютный деспотизм монарха, но в более привилегированном положении оказалось русское дворянство.

Установление опричнины ухудшило положение дел в России, в частности, в экономике. Некоторые деревни были разорены, прекратилась обработка пахотных земель. Разорение дворян повлекло за собой то, что русское воинство, основу которого они составляли, ослабело и это стало причиной проигрыша войны с Ливонией.

Последствия опричнины были таковы, что никто независимо от сословия и положения не мог чувствовать себя в безопасности. Кроме того, в 1572 году войско царя не смогло отразить наступление крымского войска татар на столицу, и Иван Грозный принял решение отменить сложившуюся систему репрессий и наказаний, но по сути она существовала до самой смерти государя.

Источник: infoogle.ru

Реферат

по теме: «Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия».

Содержание

I. Введение.

II. Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность и ее последствия.

1 Введение опричнины. Цели и причины введения опричнины.

2 Отмена опричнины. Последствия введения опричнины

III. Заключение.

  1. Введение

История всегда вызывала огромный интерес общества с ее загадками и тайнами. До сих пор многие вопросы русской и зарубежной истории малоизученны или подвергаются резкой критики. А история царствования Иоанна Грозного (1533-1584), является одной из самых важных эпох, содержащих в себе важные моменты становления Государства Российского.

Выбранная мною тема контрольной работы – «Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность и последствия», описывает период в истории России, интересный как исторический урок, как назидание последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотической личности, стоящей на вершине диктатуры. В этой работе вы получите ответы на вопросы. Что же такое опричнина? Каковы её причины, сущность, место и значение в истории нашего государства?

На мой взгляд, одними из самых интересных литературных источников, где более полно и точно представлены основные моменты, сущность и значение политики опричнины Ивана Грозного, являются книги Скрынникова Р. Г. «Иван Грозный» и Соловьева С. М. «История России», которые я использую для полного раскрытия представленной темы.

В этой работе я остановлюсь и на биографии Ивана Васильевича, чтобы узнать и понять, как формировалась его личность, каковы были предпосылки становления самого грозного в истории Российского Отечества царя, а также на причинах, которые привели к введению политики опричнины Иваном Грозным в 1565-1572 гг..

II. Основная часть.

Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность и ее последствия

В нашей истории царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину XVI столетия (1533-1584 гг.), есть одна из самых важных и сложных эпох. Важность ее состоит в том, что в этот период произошло расширение русской территории (1552- Казань, 1556- Астрахань), в крупных и знаменательных событиях и изменениях, происходивших во внутренней жизни и политики. Много было совершено за этот полувековой период правления хорошего, славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого, жестокого и отвратительного. Много голов полетело в его правления. Понятно, что при таких противоположных качествах, характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся загадочным и до конца не совсем понятным. Уяснить и определить его было важной задачей отечественной истории, а это было возможно только при разнообразном изучении всех сторон жизнедеятельности царя Ивана Грозного, которые не могли не повлиять на политику государства.

  1. Введение опричнины. Цели и причины введения опричнины

Иван Грозный терпеть не мог измены и предательства, карал их, как мог. Иоанн IV получал право подвергать изменников опале, как ему вздумается, как хочется. Вся территория страны была разделена на земщину и опричнину. Ему был выделен особый удел из государственной территории, существовавший как бы отдельно (опричь) от всех остальных областей. В нем были свои приказы, царский двор, свое войско, в его пределах власть безраздельно принадлежала царю. Глава опричников – Малюта Скуратов. Опричная резиденция царя помещалась в замке, который был выстроен в центре Москвы.

Цель учреждения опричнины была такова: для продолжения Ливонской войны необходимо было любой ценой выжать из страны силы и средства, а также подавить любое сопротивление бояр, помещиков, мешавших этому. Опричные порядки представляли собой систему чрезвычайных мер военного времени. Однако, за время существования опричнины, на западном фронте русские войска не добились каких-либо военных успехов.

В 1566 году был созван Земский собор, на котором была подана челобитная и земские деятели настаивали на отмене опричнины. Летом 1568 года произошло выступление московских посадских людей, направленных против опричнины. Время постоянного раскрытия заговоров и ведения следственных дел – такова была эпоха существования опричнины. Трудно определить, какие из заговоров были лишь видением мнительности царя и его страха перед собственными подданными, а какие были настоящими и требовали немедленного вмешательства и пресечения.

Период опричнины (1565-1572 гг.), в течение которого русское общество подвергалось кровавым казням, насилию, бесчинству, сожжению целых деревень, домов является тяжкой карой. Без всяких массовых репрессий умели и управляли дед и отец Иоанна IV , управлять державой по заветам своих предков. А их внук и сын в качестве боевого топора, обрушившегося на головы виновных и невинных порой без суда и следствия, использовал опричные порядки. Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. Бывало, что и нив чем неповинных людей. В 1567 году царь собственноручно заколол ножом боярина Федорова — одного из богатейших и уважаемого в народе человека, которого он считал виновным в заговоре, вызвав его во дворец, облачив его в царские одежды. По делу, боярина Федорова было уничтожено 370 человек. По приказу царя Ивана Грозного в 1569 году принял яд его двоюродный брат, князь Старицкий, являющийся вторым по знатности в России после самого царя, а вместе с ним была отравлена его жена и дочь, то есть были убиты его семья и слуги. Где же справедливость? Где правда? В 1570 году были зверски казнены 116 человек «опальных» человек. Села и деревни, принадлежавших «опальным», подлежали сожжению. Но самой жуткой и кровавой историей опричнины стал разгром Новгорода. Иван IV нагрянул с опричным войском в город и творил расправу целых полтора месяца. Мертвые тела людей и животных сбрасывались в реку Волхов. По подсчетам историков — число казненных в Новгороде составляют 2000-3000 человек. Именно за эти злодеяния народ и общество дали Ивану IV название — Грозный. За рубежом его называли Иваном Ужасным.

2. Отмена опричнины. Последствия введения опричнины

В итоге всех предпринятых устрашающих мер Ивана Грозного, военная система страны так и не упрочилась, а только расшаталась. Лучшие военачальники были казнены, родовитые бояре и дворяне тоже. Другие были запуганы и, опасаясь потерпеть неудачу, чтобы не быть за это казненными, боялись вступить с неприятелем в бой. Опричное войско оказалась практически малобоеспособным, чтобы вести боевые действия. Южные рубежи государства оказались оголенными. Бесконечная война поглотила массу сил и средств. Так в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, разгромив опричное войско, сжег весь огромный московский посад. Во время пожара погибли многие тысяч москвичей.

В 1572 году все-таки, перед лицом неудачной опричной политики, не сразу сумев понять и разглядеть это, Иван IV вынужден был отменить опричнину.

Царь Иван IV обладал всей полнотой власти в Московском государстве в течение почти 50 лет. Он нередко добивался успеха в решении, стоявших перед ним масштабных задач, но затем терял плоды первоначальных побед. Он во всем, стараясь добиться большего, положительного, по его мнению, для государства ему вверенного, не желая хоть в чем-либо себя ограничить, своевольничал, допускал непростительные просчеты и ошибки. Он был настоящим деспотом, тираном. Цена, допущенных им ошибок, — человеческие жизни. В результате он окончил свои дни как проигравшийся картежник. Поставив на карту все свое состояние, слепо веровавший в свою удачу, и к концу игры распрощавшийся с большей частью своего состояния. Великолепным примером является судьба самого Ивана Васильевича. Он стремился более к личной славе и могуществу, нежели к пользе государства, доставшемуся ему по праву рождения.

В результате, положительное значение правление царя Ивана Грозного в истории нашего государства далеко не так велико, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь очень многое чего задумывал, но меньше сделал. Возможно, московское государства и без Ивана Грозного устроилось бы так же, как оно строилось до него и после него. Важнейшие политические вопросы были бы разрешены иначе, без тех потрясений, которые имели место быть.

Царь Иван IV не был таким великим государственным деятелем. Зачастую направление его политической мысли, при его нервной возбужденности лишало его практического такта, холодного ума и расчета, политического глазомера, чутья действительности. Он незаметно для себя самого окончил тем, что поколебал самое основание порядка, заложенного его предками. Царь Иван IV жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом.

Но важно отметить, тем не менее, добрая слава Ивана IV пережила его худую славу в народной памяти. Худая молва и кривотолки умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими. Имя Иоанна Грозного блистало на Судебнике, принятом в 1550 году и напоминало приобретение трех царств монгольских. Доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя, чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы и забыл названия мучителя – Иван Грозный, данное ему современниками.

  1. Заключение

Эпоха Ивана Грозного имеет огромное историческое значение. Политика царя и её последствия оказали большое влияние на ход отечественной истории. Царствование Ивана IV, содержит в себе важные моменты становления Российского государства — расширение территорий, подконтрольных Москве, изменения вековых укладов внутренней жизни и, наконец, опричнина – одно из самых кровавых и величайших по историческому значению деяний царя Ивана Грозного. Именно опричнина притягивает к себе взгляды многих историков.

Это и делает тему опричной политики, проводимой Иваном Грозным, и её последствий актуальной и по сей день. Споры о значении опричнины, и о ее влиянии на политическое развитие России далеки от своего завершения. Таким образом, царь Иоанн своим характером и деятельностью произвел на современников двойственное впечатление. Они никак не умели согласить смелых и обдуманных его начинаний в первую половину царствования с несообразными предприятиями и жестокостями, которые были допущены в период времени опричнины. Существуют, как крайне отрицательные оценки правления Ивана Грозного, так и более нейтральные.

Я, как и многие другие, не могу, да и не имею право дать однозначную оценку эпохи правления Ивана Грозного. Моет быть, это была борьба нового государственного порядка, установленного отцом и дедом царя, с удельными преданиями, хранителями которых были бояре, а Иван Грозный стал не столько тираном своих врагов, сколько жертвой борьбы с ними.

Но что, опричный террор и его последствия представляю огромную историческую ценность, которая должна служить назиданием последующим поколениям, этого отрицать нельзя. И знать на будущее, к чему могут привести столь радикальные методы, которые применил в свое время Иван Грозный просто необходимо каждому, кто изучает историю и живет в нашем государстве.

Как известно, Сталин, продумывая свою политику, брал себе в пример именно Ивана Грозного. Во время Великой Отечественной войны много раз демонстрировали фильмы об Иване Грозном. К каким последствиям привела политика Сталина, какие жертвы были принесены, мы все отлично знаем.

Опричнина имеет огромную актуальность в наше время. Идея о том, что все проблемы в России от олигархов привлекает многих своей простотой. Но если провести аналогию между олигархами и боярами времени Ивана Грозного, можно предположить, к каким последствиям это может привести. Поэтому прежде всего, нужно взвешивать и думать о том, что ты, как правитель вверенного тебе государства проводишь в стране, к каким это последствиям может привести.

Источник: multiurok.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.