Время правления владимира святославича

Правление Князя Владимира Святославовича

Рождение и становление Князя Владимира

Дата рождения Князя Владимира неизвестна. По одним историческим источникам он родился в 960 году, а другие утверждают, что его рождение датируется 962 годом. Родился он в селе Бутятине. Будучи сыном Князя Святослава Игоревича и Малуши, он получил прозвище «робичич», что означает сын рабы. В детстве воспитанием Князя Владимира занимался его дядя, воевода Добрыня.
Князь Владимир, был самым младшим сыном Святослава. Кроме него у Святослава было еще двое сыновей Ярополк и Олег. Однако, бытует мнение, что Владимир был старше своего брата Олега и основывается это мнение тем, что именно он получил от своего отца правление над Новгородом в 970 году, когда отец уезжал на войну с Византией. В этот период Олег правил Древлянской землей. Через некоторое время между братьями завязалась междоусобная война, во время которой погиб Олег, а Владимир, скрылся. И тогда правление Русью легло на плечи Ярополка.


Разгром войск Ярополка

Скрываясь в Скандинавии, Князь Владимир не сидел без дела. Окруженный заботой своего наставника, он вынашивал план по захвату трона. Собрав войско, Владимир пошел войной на своего брата и выгнал его из Новгорода. Но эта война была началом коварного плана Владимира. По наставлению Добрыни, Владимир направился войной в Полоцк, который к тому времени перешел на сторону Киева. В Полоцке, Князь разгромил семью правителя Рогволода, предварительно изнасиловав Княжну Рогнеду на глазах ее семьи, а потом уничтожил всю семью, а ее взял в наложницы. А поступил он так потому, что Рогнеда отказалась выходить за него замуж, назвав его сыном рабы и тем самым оскорбив его достоинство.
После этого кровожадного похода, Князь Владимир направил свое войско на Киев, где скрывался Ярополк. Подкупив Ярополка тем, что он сможет поднять мятеж в Киеве, заставил бежать его в Родень. Именно в этом городе Ярополк был обманом заманен, якобы для ведения переговоров и убит. А жена Ярополка, стала наложницей Владимира.
Но наемное войско Владимира взбунтовалось и стало требовать дань за свою службу. Владимир сначала пообещал им выплатить эту дань, но позже передумал. А для того, чтоб войско не смогло поднять мятеж, Князь отослал значительную его часть в Константинополь, с депешей Императору Византийскому, разделить войско и отдельными отрядами направить на службу в разные концы страны. И лишь малую часть наемников, Владимир оставил в Киеве, чтобы те помогали ему в правлении городом.


Правление Владимира.

В исторических источниках и летописях сказано, что Князь Владимир принял княжество в Киеве 980 году, однако, по свидетельствам трудов монаха Иакова, это случилось в 978 году. И правил Князь Владимир тридцать с лишним лет.
Будучи язычником, Владимир приказал воздвигнуть капище, где были установлены идолы главных богов славянского язычества, что свидетельствует о неприязни Владимира, ко всему, что связано с его братом Ярополком. Известно, что Ярополк симпатизировал христианской вере. Есть мнение, что уже в это время в Киеве была церковь, которую воздвиг Ярополк.
После захвата города Корсунь, Владимир потребовал в жены Анну, сестру византийских императоров. Под страхом того, что Владимир пойдет войной на Константинополь, императоры согласились на его требования, но выдвинули условие, что князь перед свадьбой примет крещение для того, чтобы Анна вышла за единоверца. Владимир согласился на это условие и вместе со своим войском в присутствии священников пришедших вместе с Анной в Корсунь принял крещение, после чего в 988 году женился на Анне и вернулся в Киев, где приказал разрушить все идолы, ранее воздвигнутые по его же приказу. Судя по некоторым историческим источникам, Князь Владимир сначала принял крещение и только через несколько лет после этого потребовал в жены Анну.
По прохождении обряда крещения, Князь Владимир был назван Василием, в честь византийского императора Василия II.


Крещение Киевской Руси.

Возвращаясь из города Корсуни в Киев, Князь Владимир отказавшись от многоженства, пустил вперед себя гонцов, которые должны были донести до каждой из его жен (наложниц) весть о том, что Князь дарует им свободу. Этот шаг Владимира дает возможность каждой из его жен, выйти замуж за любого из дружинников, тем самым показав на то, как влияет христианство на человека. Получив это известие, старшая жена Владимира – Рогнеда, отказалась выйти замуж за кого-либо и избрала монашеский путь. Приняв монашеский постриг, она назвалась Анастасией и ушла служить в женский монастырь, который находился под Киевом.
Оказавшись в Киеве, Владимир крестил своих детей и с этих пор проповеди греческих и болгарских священников знающих славянский язык проводились по всему Киеву. Кроме этих священников, Слово Божье проповедовали священники из Корсуни и некоторые дружинники, которые, как и Рогнеда давно приняли христианство. Все эти проповеди должны были заполнить души ищущих, тем самым создавая такую обстановку, которая помогла без особого сопротивления совершить величайшее событие – Крещение Руси.
Киевляне приняли крещение спокойно. Однако, некоторые города и удаленные от Киева русские земли, упорно сопротивлялись крещению и долго еще оставались язычниками.
В 988 году, Русь стала частью митрополий Константинопольского патриархата. Повсеместно на Руси стали разрушать языческие капища и строить церкви.
Пока христианство наращивало географию своего распространения, в Новгороде восстали язычники. Это восстание сопровождалось убийством христиан и разрушением церквей. Однако, восстание язычников было подавлено Добрыней. Считается, что этот случай применения силы был единичным.


Владимир – Красное Солнышко

Креститель или Святой, так был прозван народом Князь Владимир, после Крещения Руси. Но есть еще одно прозвище, которым называли этого человека – Красное Солнышко. Есть несколько версий появления этого прозвища. По одной из них за духовный вклад и многочисленные заслуги перед государством, церковь признала Владимира равноапостольным святым, а народ, выражая свою любовь и уважение к князю, рассказывал различные былины и сказания, называя его Красным Солнышком, что означает (великий человек).
Вторая версия, в корне отличается от первой. Считается, что после того как Владимир одержал победу над печенегами, он устроил пир, который отличался от всех пиршеств тем, что на него был приглашен обычный люд, без бояр и старейшин. Бедные жители приходили во дворец и угощались с княжеского стола. Впоследствии такие пиршества проводились каждый год. Так, завоевавший уважение своего народа Князь Владимир получил прозвище – Красное Солнышко.

Последние годы князя Владимира.

Последние годы правления Князя Владимира, ознаменовались мятежом, который устроил Святополк, сын князя, за то, что тот собирался передать престол, любимому сыну Борису, за что и получил прозвище, Святополк Окаянный.


заговор был раскрыт, а Святополк указом Владимира был заточен в темницу. Другой же сын Князя Владимира, Ярослав, впоследствии получивший прозвище, Ярослав Мудрый, перестал платить дань Киеву и перечислять церковную десятину.
За это, Владимир собрал дружину и собрался войной пойти на сына, однако, из-за болезни он скончался 15 июля 1015 года. В это время Святополк находился в Киеве, и для того чтобы избежать кровопролитного захвата престола, приближенные князя, решили уведомить лишь Бориса, а от остальных скрыть весть о смерти Владимира.
Под покровом ночи, тело Князя Владимира, обернутое ковром, было тайно доставлено в Киевскую Десятинную церковь, где и было погребено.

Источник: www.istmira.com

  • Главная >>
  • >>
  • Русь в правление князя Владимира Святославовича (Крестителя).

Князь Владимир Святославович (Креститель) в отличие от своего блистательного отца — воина Святослава Игоревича не обладал его полководческими талантами и его масштабной, порой и авантюрной геополитикой, но именно он владел большим, чем его отец — редким и настоящим талантом государственного строителя. Вот почему его — Владимира, а не Святослава полюбила официальная историография и народный фольклор.


Приход к власти

Незадолго до своей гибели князь Святослав разделил свои владения между сыновьями. Старшему сыну- Ярополку, Святослав отдает главный город- Киев. Следующего по старшинству, Олега, делает древлянским князем. В Новгород он отправляет княжить своего младшего сына Владимира, который в отличие от других братьев имел далеко не высокородный княжеский статус, поскольку был по матери от рабыни Малуши (ключницы его бабки княгини- Ольги). Ярополк, таким образом, стал старшим и главенствующим князем Руси (972-980), которая в то время еще не была централизована под одним монархом- великим князем. При родовой системе владения всей Русской землей часто все решал меч. В 977 году вспыхнула междоусобная война между Ярополком и Олегом, в ходе которой Олег был убит, а древлянские земли были присоединены к Киеву.

На очереди стоял Новгород. Опасаясь неукротимого Ярополка, Владимир бежал из Новгорода, в Скандинавские земли. Русь на короткий срок был объединена под единоличной властью Ярополка. Но за два года Владимир не дремал, он пребывая на чужбине целых два года набрал сильную наемную варяжскую дружину- в основном из норманнов. С этой дружиной он изгнал из Новгорода киевских наместников, а затем в 980 г. разбил войска Ярополка. Ярополк был по его приказу убит (его беременная жена стала отныне женой Владимира), а сам князь Владимир отныне стал единолично править в Киеве и Русью, вплоть до 1015 года.

Владимир-язычник и сладострастник


Официальные русские летописи нам рисуют образ двух совершенно разных Владимиров: первого, целиком греховного язычника, второго Крестителя, затем и канонического «Святого», который стал идеальным правителем для страны: ее подлинным защитником и милостивым правителем. Владимир, до своего крещения во всех источниках того времени, как древнерусских летописях, так и зарубежных изображается как человек безжалостный и «побежденный женской похотью», как человек у которого были сотни наложниц (по одним данным 500 по другим 800!) в разных городах страны. К тому же сам Владимир не чурался грешить и с замужними женщинами своих подданных. Таким образом, в описаниях летописей и других источников нам представляют образ совсем не симпатичного князя-правителя. Самый некрасивый поступок князя в то время, что сообщают нам летописи, это насилие над Рогнедой.

Сначала Владимир сделал предложение дочери варяжского князя в Полоцке Рогволда- Рогнеде. После ее обидного для него отказа стать его женой, потому что он «сын рабыни»- Владимир жестоко мстит. Он с дружиной захватывает Полоцк, убивает отца и братьев Рогнеды, а ее саму насилует, сделав ее, таким образом, своей женой. Затем он продолжил свою жизнь развратника и прелюбодея, уже, будучи женатым на Рогнеде. По словам Николая Карамзина: «Всякая прелестная жена и девица страшились его любострастного взора: он призирал святость брачных союзов и невинности». Уязвленная таким поведением мужа, гордая Рогнеда попыталась его убить, но неудачно. Рассерженный князь велел убить княжну и лишь маленький сын- Изяслав, который оказался на руках матери спас Рогнеду. Но после этого случая, Рогнеду выслали в город Изяславль.


Владимир, в тоже время, будучи человеком необразованным, с самого начала обладал выдающимся государственным умом, был человеком целеустремленным и волевым. Он успешно продолжил политику своего отца- Святослава по расширению территорий и захвата выгодных торговых путей (подробнее в статье http://historick.ru/view_post.php?id=37&cat=7). Он в течении нескольких лет подавляет восстания разных племен против его власти и восстанавливает единство страны.

Владимир совершает два похода на вятичей и присоединяет их земли к Руси. Он успешно воюет с соседним западнославянским государствам- Польшей и с восточнославянским племенем белых хорватов. В результате чего были присоединены восточнославянские земли по обе стороны Карпат. Затем Владимир обкладывает данью литовское племя ятвягов. Его войска совершают победоносный поход против мусульманской Волжской Булгарии (985), а затем добивают ранее разгромленное Святославом Хазарский каганат; направляет для управления далекой Тьмутараканью своего сына Мстислава.

Но наиболее важной задачей Владимир видит необходимость сплотить рыхлое многоплеменное государство, путем новой религиозной реформы. Самым первым актом по пути религиозного объединения славян стала языческая реформа Владимира в 980 г., в Киеве, согласно «Повести временных лет». Из всех многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых и провозгласил на всей территории Руси: главный Перун (покровитель князя и дружины), еще Даждьбог, Хорс, Стрибог, Семаргл и Макошь. Но языческая реформа не удовлетворяла князя Владимира. Христианскими державами языческая Русь все равно воспринималась как варварское государство. Высокая культура не могла прорасти на племенной языческой почве. Продолжала сохраняться и племенная рознь.


Крещение Руси и роль Византии

В летописях подробно описан довольно обстоятельный выбор князем Владимиром веры для своей страны: из ислама, иудаизма, католицизма и православия. Причем все проходило с диспутами самого князя и его приближенных с представителями всех конфессий, а также посылкой в разные страны миссионеров. Как известно после долгих размышлений выбор был сделан в пользу византийского православного христианства. Вот, например, как в летописи описано восхищение увиденный русскими ходаками византийский православный храм Святой Софии: «Не знали- на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом». Однако вероятнее всего это возможно уже досочинено, позже. Чтобы популярнее объяснить тот «правильный выбор» в пользу православного христианства из Византии. Хотя выбор этот уже до 988 г. был во многом предопределен, как геополитически, так и цивилизационно.

Многоплеменной мир восточных славян в то время уже давно завороженно внимал и перенимал идущие из самой высокоразвитой по тем временам Византийской империи- технологические, политические и духовно-культурные образцы и нормы.


тя отношения с могущественной и гордой Византией складывались непростые. Византийские императоры смотрели на языческую Русь сверху вниз, все время, пытаясь ее подчинить, натравливая на нее соседей. Русские князья, начиная с Олега, затем Игоря и Святослава совершали, когда успешные, когда неуспешные походы против Византии, все время пытались отстоять свое геополитическое равенство с Империей. И тем не менее всегда тянулись к ней, даже через войну с ней. По словам Курбатова Г.Л., «русская военно-торговая верхушка буквально «пробивала» себе дорогу к Константинополю». И понятно почему. Ведь всегда стремятся подражать, и учится у самых сильных и процветающих государств.

Христианство на Русь в то время проникало двумя путями: византийским и моравско-болгарским. Из болгарских земель на Русь пришли первые пастыри — Кирилл и Мефодий, книги религиозного содержания, писцы и «мужи ученые». Но контакты с Византией были особо плотные и крайне восприимчивые. «Русские торговцы и военные дружины подолгу жили в Византии и Болгарии, на Крите, в Германии, Сирии, Египте, Моравии. Они были хорошо знакомы с исламом, иудаизмом, Римской, Александрийской, Византийскими церквями. Представители этих религий постоянно жили и в самой Руси в качестве наемников, ремесленников, купцов, толмачей, военнопленных» (цит. по Моисеевой Л. А.). Среди знати и дружины в Киеве было много христиан, но самой известной христианской была княгиня Ольга- бабка Владимира.

Русы, по словам дореволюционного историка Сергея Соловьева, «питали всегда благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни, которые так поражали их воображение; таковы бывают постоянные отношения народов необразованных к образованным». И действительно в Византийской империи было, на что любоваться приезжим из Руси. «Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в Константинополь, но также и любопытство посмотреть чудеса образованного мира; сколько дивных рассказов приносили к своим очагам бывальцы в Византии. Как следствие этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других разгоралось желание побывать там!» (там же).

Колоссальный материальный и религиозно-идейный успех величественной Византии лучше всего демонстрировал для русов в их желании приобщиться к такому успеху, чтобы стать самим сильным и процветающим государством мира (Подробнее о Византийской империи в моей статье: «Византийская империя как западно-восточный кентавр» http://historick.ru/view_post.php?id=68&cat=1). А иначе никак. Таковы были амбиции у русских князей, еще со времен Святослава и конечно Владимира и Ярослава. Русские князья, плотно контактируя с Византией, то воюя, то торгуя с ней, так или иначе, вошли в ее орбиту довольно сильного цивилизационного притяжения. По мнению отечественного историка Геннадия Литаврина, «Древняя Русь силой навязала себя Византии в качестве партнера в системе межгосударственных отношений, но одновременно она попала в сферу влияния высокой византийской цивилизации».

Итак, Владимир был уже готов принять монотеистическую религию, и именно от самой могущественной державы- Византии, воплотив тем самым ее идеал: один всемогущий бог на не небе, а в едином государстве один великий князь. Да, и международный аспекты такого принятия диктовали ему: весь хорошо известный ему европейский уже был христианским, а Русь до сих пор выглядела как своеобразная варварская окраина огромного христианского мира. И все –таки надо было еще принять так православное христианство, от Империи, чтобы не стать ее вассалом. И это у Владимира вполне получилось.

Владимир воспользовался удачным моментом, а именно поражением Византии в войне с Болгарией и началом внутренних мятежей. Владимир предложил византийскому императору Василию II (кстати, очень жестокому правителю) военную помощь для подавления мятежей и потребовал от него выдать ему в жены его сестру Анну, чего никогда не могла себе позволить спесивая императорская фамилия. Ведь это означал уравнять себя с варварами! Шеститысячная русско-варяжская дружина подавила внутренний мятеж во главе с полководцем Варду Фокой. Но Василий II и не подумал выполнять обещание Владимиру о женитьбе на Анне. И тогда Владимир сделал сильный ход в своей «партии — женитьбы». Он с войском, после семимесячной осады захватил в Крыму Корсунь (Херсонес). Эта уже была второе пребывание русских воинов в Крыму, начиная со Святослава.

После чего императору было предложено «обменять» невесту Анна на обратное возвращение к Константинополю Корсуня. В противном случае Владимир был готов идти прямо на Царьград-Константинополь. Воевать с русами, когда в империи еще не утихли мятежи, было не с руки. Император Василий II, в свою очередь поставил условие о крещении Владимира и тот согласился. Крещение Владимир принимал с дружиной в Корсуни- Херсонесе у византийских священников, туда же и прибыла царевна Анна. При крещении Владимир получил новое христианское имя Василий (вероятно в честь императора). Там же состоялось его бракосочетание с Анной, благодаря чему он породнился с самой первоклассной тогда державой.

Затем уже со своей женой, византийскими священниками он вернулся в Киев и уже там крестил всю Русь. Произошло это, скорее всего в 989 году, или даже в 990 г., а не в 988 г., как обычно указывается в летописи (Повести временных лет). Однако эти разночтения в источниках не критичны. Важна их суть. Символично были сброшены в реку все верховные языческие идолы во главе с Перуном. Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата.

Так страна по решительной воле князя расставалась со своей прошлой языческой историей, переходя в новое цивилизационное качество. При этом христианизация по свидетельствам многих авторитетных историков (например, Бахрушина С.В.) растянулась на многие десятилетия. Иногда даже вызывая и открытое сопротивление масс, возглавляемых оказавшимися не у дел языческими жрецами- волхвами. Язычество долго не сдавалось. В обществе веками сохранялось двоеверие, с соблюдением множества языческих обычаев.

Рождение русско-православной цивилизации

Крещение Руси знаменовали собой постепенное зарождение древнерусской христианской цивилизации вобравшей в себя множество племен восточноевропейской равнины (балты, финно-угры), но преимущественно из восточных славян. Крещение и принятие христианства самым положительным образом повлияло на характер самого князя Владимира, как свидетельствуют летописи. С того времени и вплоть до своей смерти в 1015 г., он прекратил блуд и стал придерживаться христианской морали «не убий»- даже в отношении разбойников и убийц, что было просто неслыханным делом для страны привыкшей к человеческим жертвоприношениям. Так появляется на свет официальной мифологии и историческим свидетельствам той эпохи- второй Владимир- во всем положительный князь, фигурировавший в былинах как «Красное Солнышко».

Александра Бахметьева в своей книге посвященной крещению Руси и принятию христианства описывает это так: «Великая перемена совершилась в князе. Он воистину обновился и вернулся в Киев новым человеком. Теперь все мысли его были обращены к тому, чтобы просветить Русь светом, озарившим его душу, а самому быть достойным великой милости, явленной ему Богом».

После принятия христианства поднялся и международный авторитет Руси. Установив свою гегемонию над огромным пространством Восточной Европы, Русь могла претендовать на первые места в христианском концерте европейских стран. Однако и экономически, культурно и религиозно после крещения Русь стала еще более привязана к самому богатому и процветающему государству того времени- Восточно-Римской, или Византийской империи. По словам исследователя А. Дугина, Русь, став частью православного мира, до определенной степени признала авторитет и «руководящую роль» Византийской империи. «И хотя русский великий князь не становится в полном смысле слова подчиненным византийского василевса, императора, предполагалось, что его превосходство он признает».

Принимая христианство, Владимир ставил Русскую Церковь в прямое подчинение Константинопольскому патриарху, поскольку патриархи присылали на Русь глав Русской Церкви-митрополитов. Так через религию и православную Церковь, Русь интегрировалась в восточно-христианскую (византийскую) цивилизацию, при этом сохраняя свою самостоятельность и своеобразие. Через византизм формировалась по словам русского религиозного философа Константина Леонтьева русская идентичность-«русскость».

С точки зрения русско-британского историка Дмитрия Оболенского Русь вошла в «византийское содружество наций», став одной из «духовных дочерей» Империи, но, не утратив при этом своего политического суверенитета (как болгары), став ей равноправным партнером. Причем русские князья не раз оказывали Константинополю военную поддержку. Что можно говорить даже и о неких союзных отношениях, хотя и далеко не бесконфликтных.

Наднациональный православный фундамент древнерусской общности оказался столь прочным, что он пережил и потерю независимости в период ордынского ига и распад ранее единой общности на три близкородственных народа: великороссов, малороссов и белорусов. Без православного христианства трудно себе представить успешным геополитический проект безудержного расширения в дальнейшем русского, а затем и шире российского этнокультурного пространства на огромной евразийской территории. Вадим Кожинов указывает, что именно Русь унаследовала евразийскую и идеократическую природу Византии.

В тоже время русская цивилизационная модель отличалась и от византийской модели и еще больше от западноевропейской. По словам философа Н. Козина, «Православие у нас сформировало другой тип цивилизационного бытия и развития, чем в Западной Европе, с иной ритмикой, приведшего к несовпадению самих периодов цивилизационного развития в Европе и России».

Принятие православия явилось огромным прогрессивным явлением на развитие всей русской культуры и духовности. По словам Сергея Аверинцева: «Только с принятием христианства русская культура через контакт с Византией преодолела ограниченность и приобрела универсальные измерения. Она соприкоснулась с теми библейскими и эллинистическими корнями, которые являются общими для европейской семьи культур (и до известной степени роднят ее с культурами исламского круга). Оно осознала себя самое и свое место в ряду, выходящим далеко за пределы житейской империи; она стала культурой в полном значении этого слова».

Действительно свет просвещения, включая и книжное знание на славянском языке, стало все больше проникать в Русь, создавая из ранее неграмотных и безжалостных язычников, приносивших богам человеческие жертвы более просвещенный и по-христиански гуманистический народ. На Русь были перенесены византийское каменное зодчество, иконопись. Христианство постепенно пронизывало всю нарождавшуюся русскую культуру, оплодотворяя ее.

Борьба с кочевниками и устройство державы

Особую опасность для русских земель представляли тогда кочевники-печенеги. Печенеги являлись союзом тюркских кочевых племён, сформированным еще в IX веке. Печенежская орда граничила с Русью, Византией, Болгарским царством и Хазарским каганатом. Эти государства стали систематически подвергаться печенежским набегам. Для Руси печенеги стали особенно опасны, после разгрома Хазарии, чьи владения захватили печенеги, затем вплотную приблизившись к русским границам.

Боевые действия начинались, как правило, молниеносным набегом печенегов на русские селения или города и столь же быстрым уходом. Основной задачей печенежских набегов был захват добычи (невольники, скот, имущество), и поэтому печенежская орда не угрожала независимости Руси, но, несмотря на это, она наносила огромный вред сельскому хозяйству, людским и материальным ресурсам Руси. Русских пленников затем печенеги продавали на невольничьих рынках Крыма и Византии. В то же время печенеги использовались русскими князьями в качестве наёмной силы в войнах, как против внешних врагов, так и во внутренней (междоусобной) войне.

Владимир, в отличие от своего отца Святослава перестал совершать далекие походы и много сделал для обеспечения безопасности страны от вторжения кочевников-печенегов. Чем и заслужил светлую память потомков- как настоящий защитник страны. Но наиболее важным он считал безопасность столицы. По летописи Владимир заявил: «Не добро, что мало городов около Киева», – и начал «ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне»; и эти крепости, которые он построил, укрепили ядро Древнерусского государства – киевское ядро. Это была огромная работа. Далее он укрепил южные границы и создал не менее 50 укрепленных центров – богатырских застав, как их называли в былинах. И тем самым оградил Киев – столицу Руси – от вторжений кочевников. Впрочем, они все равно прорывались и позже, но все же не так, как бывало до Владимира.

Владимир много сделал не только для обеспечения безопасности и расширения границ, но и укреплению центральной власти. Он установил новый порядок правления: направил своих сыновей(всего их по летописи 12 — хотя не доказано) в русские земли и города, тем самым кровными связями скрепил единство страны. Отныне киевский князь не собирал лично дань, а ему уже привозили из других городов и земель в Киев. Чтобы переплавить множество племен в единую общность, Владимир собирал лучших воинов из разных земель Руси в Киев и направлял их уже на охрану общих границ, в любое место. Так постепенно стирались племенные границы- а единственно важной оказывалась государственная граница (по Петрухину В.Я.).

Из всех Рюриковичей, Владимир первым начал также чеканку монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владим?ръ на стол?» (что означает Владимир на престоле).

В тоже время ни в период правления Владимира Святославовича, ни при Ярославе Мудром и позже, в период Древней Руси не сложилось единоличного княжеского самодержавия с его твердым монархическим принципом. Особенностью X — XI вв. на Руси было в том, что весь род Рюриковичей, а не один монарх этого рода, считал себя совладельцем всей земли Русской. Каждому из членов рода было дано право на свою долю в наследстве и на «стол» в отдельном княжестве, которые распределялись среди князей в соответствии с местом каждого из них на генеалогическом древе рода Рюрика, то есть «быть в отца место» — лествичная система (по старшинству).

По словам Василия Ключевского, все Рюриковичи воспринимали эту территорию как свою наследственную вотчину, либо по праву оружия, либо по праву договора с вечем и другими представителями отдельных княжеств и земель. Старшему «великому» киевскому князю подчинялись «младшие» князья на правах младших родственников на основе генеалогического старшинства из рода Рюриковичей.

Если умирал старший из братьев, его княжество переходило следующему по старшинству, и все остальные братья перемещались на одну иерархическую ступеньку вверх, получая более престижное княжение. Такая система позволяла сохранять государственное единство, но была чревата серьезной враждой, особенно в момент смерти великого князя Киевского, за престол которого разгоралась борьба между его братьями и сыновьями (по Вячеславу Никонову). Но уже со времени правления Святослава, а затем и Владимира политической традицией становится назначение сыновей великого князя руководителями отдельных земель страны- по старшинству в соответствии со значимостью того или иного региона- с правом самостоятельного сбора дани, в том числе для передачи в столицу.

Этот тип управления закрепляется Владимиром. Но этот принцип еще далеко не монархический, а родовой и удельный (по принципу старшинства в роду). Поскольку монархический принцип предполагает передачу всей территории государства одному наследнику престола- чаще всего старшему сыну. Вот почему при родовом принципе все определяло не воля покойного правящего князя (со времен князя Святослава она нарушалась всеми князьями), а общий результат закономерной и неизбежной войны за власть между всеми потенциальными преемниками столичного князя: как его братьями, так и сыновьями. Эта борьба продолжалась и после смерти Владимира и после смерти Ярослава Мудрого. Предвидел ли это Владимир? Вероятно. Но как всегда рассчитывал на то, что при жизни сумеет обеспечить твердый порядок престолонаследия.

Власть великого князя урезывалась не только родовыми отношениями внутри рода Рюриковичей, но ее- верховную власть ограничивала и старшая дружина князя (боярский совет), с которыми князь советовался по всем важнейшим вопросам государства, включая и принятие законов. Ограничивала власть киевского князя и городское вече с его «старейшины по всем градам».

Смерть Владимира

Могущество русской державы при Владимире отмечалось многими источниками. Например, арабские источники свидетельствуют о «русах» в правлении Владимира на рубеже X – начала XI вв., так: «…У них независимый царь, и называется их царь Буладмир (Владимир — В.Б.)… Они – люди сильнейшие и очень могучие; они отправляются пешими в далекие страны для набега, плавают также на судах по Хазарскому (Каспийскому – В. Б.) морю… и плавают к Константинополю по Понтийскому (Черному – В. Б.) морю… Их храбрость и мужество известны, ибо один из них равен некоторому числу людей из другого народа…» (Цит. по Заходер Б.Н.). Красноречивое свидетельство. Русь знают далеко за ее пределами. Великие князья, начиная с Владимира, успешно проводят династическую политику, высоко поднимая международный авторитет Руси.

Доживал Владимир в Киеве, во всеобщей любви и почете (как свидетельствует официальная летописная хроника), щедро устраивая пиры для всех киевлян по воскресениям. Идиллия правителя и народа. Но вдруг, неожиданно все испортил демарш его сына Ярослава (сын Рогнеды) в 1014 г., княжившего в Новгороде. Тот отказался привозить в Киев дань. Фактически это означало открытый мятеж. До этого заговор против князя Владимира устроил его старший сын (усыновленный Владимиром), а по факту племянник Святополк- сын убитого Владимиром Ярополка. Святополк был арестован и пребывал в тюрьме.

Причина острого недовольства Ярославом и Святополком крылась в решении князя Владимира, сделать своим преемником более молодого сына Бориса, в обход старших сыновей. Зато поступок Ярослава Владимировича (будущего Ярослава Мудрого) привел к началу открытой войны между Владимиром и Ярославом. Князь собирал войско к походу против мятежного Новгорода с Ярославом, но в разгар военных приготовлений скоропостижно умер. Это произошло в июле (по ряду источников 15 июля) 1015 году. Князя Владимира похоронили в Десятинной церкви в Киеве, а освободившийся из тюрьмы Святополк (самый старший в роду после Владимира) занимает киевский престол. Но это лишь вызвало яростную и масштабную войну между наследниками Владимира. Но того уже нет в живых. Он ушел в вечность. Уже с XIV века он стихийно признан святым на западе Руси, и лишь в 1888 г. официально канонизирован Русской Православной Церковью.

В отличие от своих энергичных преемников, наделенный государственной мудростью Владимир, еще больше скрепил государство, успешно проведя в нем церковно-религиозную реформу. Однако и он в укреплении государства во многом еще полагался на силу, а не на сложившийся правопорядок и бюрократию. Впрочем, подобного в то время везде было крайне мало в мире. Русь в его время лишь делала первые шаги по пути к Цивилизации. Но эти шаги были размашистые и в ускоренном темпе.

Автор: Вячеслав Бакланов     Дата: 2018-01-23     Просмотров: 2073    

Твитнуть

Можно также почитать из рубрики:

Информация по запросу не может быть извлечена в таблице нет записей.

Источник: historick.ru

Происхождение и воспитание

Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги. Владимир — сын рабы («робичич» по словам Рогнеды), но сын в обычаях язычников законный, так как понятия восточных славян о браке были прежними. Многожёнство оставалось в обычае, социальное происхождение определялось по отцу и династические права не ущемлялись, о чём свидетельствует и чётко выраженное княжеское имя.

Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная Ольга отослала Малушу.

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.

Княжение в Новгороде

По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.

Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провел детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов.

Приход на киевский престол

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, когда удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми, а Владимир при этом известии бежал к королю Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.

Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родня, запугав мятёжом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир воцарился на киевском престоле в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена видимо при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.

Языческое правление

Великий князь Владимир избирает религию. И. Эггинк, 1822

Новый князь киевский (величался также древним титулом каган) принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве пантеон с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), ввёл, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам.

Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.

Повесть временных лет так передает образ жизни Владимира до крещения:

«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.»

Летописец не указывает, остались ли наложницы у Владимира после крещения. Православные авторы указывают, что князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жен. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Крещение

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам»: «Иде?те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись».

Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 об.

Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя Буладмира, желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках. Так историк аль-Марвази (начало XII в.) сообщает:

«Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее. Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырех человек из приближенных их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир — подобно тому, как царь тюрков называется хакан […] И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их. И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама. И обратились они в ислам.»

Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев. Согласно монаху Иакову, более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока, который одержал несколько побед.

«… и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положениии. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей.»

По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъю Антиохийскому, но отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой. О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:

«Тогда весь народ Рузов [русов], бывший там [в Армении, ок. 1000 г.] поднялся на бой; их было 6 000 человек — пеших, вооружённых копьями и щитами, — которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа.»

Детали хронологии — на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне — были утеряны в Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси. Подробнее см. статьи:

Руины Херсонеса и собор Св. Владимира

  • Анна Византийская
  • Поход на Корсунь в 988 году

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в ок. 1000 г. прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжега), позднее окончивший жизнь в темнице. При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому недолговечная.

Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова.

Вместе с православными миссионерами на Русь рано проникали сторонники различных византийских ересей, в частности, богомильства. Из найденного в 2000 году Новгородского кодекса следует, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в богомильской (или околобогомильской) церкви святого Александра-армянина, в таком отдалённом уголке Руси, как Суздаль.

Военные походы

  • В 981 году (по другой версии, исходящей из более ранней даты вокняжения Владимира и политической обстановки в Польше — 979) Владимир воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля.
  • В 981—982 Владимир совершил поход на вятичей, который закончился обложением данью.
  • В 983 Владимир покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике.
  • В 984 Владимир совершил поход на радимичей, чьи земли лежали между Киевом и Новгородскими землями. Покорение радимичей объединило северные и южные регионы Руси.
  • В 985 Владимир воевал с «болгарами». Некоторые исследователи идентифицируют их с дунайскими болгарами, однако по «Памяти и похвале» противником Владимира были «серебряные», то есть волжские булгары. В том же 985 он обложил данью Хазарию.
  • В 988 году Владимир предположительно покорил земли Таманского полуострова и посадил своего сына Мстислава (Храброго) на княжение в Тмутаракани.
  • Владимир идёт в поход на вятичей. Миниатюра из Радзивилловской летописи

  • В 988—989 осада Корсуня в Крыму. О причинах и последствиях наиболее известного похода князя Владимира изложено в разделе «Крещение» и статье Поход на Корсунь в 988 году. По ПВЛ город сдался после длительной осады, когда русские перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. Затем византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Владимира, после чего он вернул город Византии и по возвращении в Киев приступил к крещению народа.
  • В 991 году поход в днестровские земли против белых хорватов.
  • В 992 успешная война с Польшей за Червенскую русь.
  • В 994—997 Владимир повторил поход против волжско-камских булгар и двинулся на Северный Кавказ.

Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 состоялась битва у Василево, в 997 нападение на Киев, в 1001, в 1013 состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу киевской Руси, а также сплошная стена (частокол) на земляной насыпи, называемый Змиевы валы. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.

В 1006—1007 гг. через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно Кверфуртский, направляясь к печенегам для проповеди евангелия. Он остановился погостить у князя Владимира, которого в письме к императору Генриху II называет сеньором руссов (лат. senior Ruzorum). Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдет душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью. Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной (лат. cum exercitu) до границ своей земли, «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей». Бруно говорил видимо про Змиевы валы, длина которых лишь в Киевской области составляет 800 километров.

Законодательство и чеканка монеты

Златник Владимира. Лицевая сторона с портретом князя.

Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом».

Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.

Владимиру приписывается «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями.

По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия; см. ниже.

Владимир начал также чеканку монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись:

Сребреник великого Киевского князя Владимира. Одесский музей нумизматики

«Владимиръ на стол» (Владимир на престоле); есть варианты с погрудным изображением (см. рисунок) и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении. Судя по неполногласной форме слов (не Володимиръ, а Владимиръ; не золото, а злато), монетные мастера были болгарами. Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Только на них сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами.

По монетам известен и княжеский знак Владимира — знаменитый трезубец, принятый в XX в. Украиной в качестве государственного герба. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

Культурно-социальная политика

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно:

«Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых.»

Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие.

Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото

Семья и дети

Картина А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» на сюжет летописного рассказа о Рогнеде. 1770

Владимир был до крещения известен как «великий распутник» (лат. fornicator maximus, по словам немецкого хрониста Титмара Мерзебургского), имевший несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове. Помимо этого он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с уже упоминавшейся Рогнедой, с «чехиней» (на союз с Чехией он, по некоторым данным, опирался в борьбе с Ярополком, союзником германского императора) и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар — неизвестно; по одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб были детьми от неё). Кроме того, Владимир сделал наложницей вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался «от двух отцов»; Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира — узурпатором.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в 1018 году.

Дети (всего 12 или 13 сыновей и не менее 10 дочерей):

От «чехини» (по Татищеву — варяжки Оловы):

  • Вышеслав, князь новгородский, старший сын Владимира. Умер до смерти отца.

От гречанки (по Татищеву Юлии), вдовы Ярополка Святославича (жена с ок. 978):

  • Святополк Окаянный, князь туровский, затем киевский. Возможно был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном.

От Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода (жена с ок. 977):

  • Изяслав, князь полоцкий. Летопись содержит красочный рассказ о том, как маленький Изяслав вступился за мать, покусившуюся на жизнь Владимира, и был отправлен с ней на удел в Полоцк. Умер также при жизни отца, молодым, в 1001 году. Родоначальник полоцкой ветви Рюриковичей.
  • Мстислав; если он упоминается в некоторых версиях списка сыновей Владимира не по ошибке (имя Мстислава повторено дважды, см. ниже), то, скорее всего, умер в младенчестве.
  • Ярослав Мудрый, князь ростовский, после смерти Вышеслава — новгородский, после победы над Святополком — киевский.
  • Всеволод, иногда отождествляется с «Виссивальдом, конунгом из Гардарики», погибшим в Швеции в 993 году.
  • Предслава, сделана наложницей польским князем Болеславом I Храбрым.
  • Премислава (ум. , по некоторым источникам с 1000 г. жена венгерского принца Владислава (Ласло) Лысого (ум. 1029).
  • Мстислава, в 1018 г. среди других дочерей Владимира была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым.

От Адельи (по поздним, не вполне надёжным данным):

  • Мстислав Тмутараканский, князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер в 1036 , не оставив наследников.
  • Станислав, князь смоленский (сведения об уделе Станислава не вполне надёжны).
  • Судислав, князь псковский, в 1024 — 1059 в заточении, умер в 1063, пережив всех братьев.

От Мальфриды (по поздним данным):

  • Святослав, (ум. 1015), князь древлянский.

От «болгарыни»:

  • Борис, князь ростовский.
  • Глеб, князь муромский.

Неизвестно, от какой жены:

  • Позвизд, судя по языческому имени родился до крещения Владимира.
  • Добронега-Мария (ум. 1087) (скорее всего она была дочерью от второго христианского брака) — женой короля Польши, Казимира I Восстановителя.

Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени. Всего дочерей Владимира на 1018 г. было в живых не менее девяти, как мы знаем из хроники Титмара. Точная судьба всех их неизвестна.

Польский историк Анджей Поппэ выдвинул весьма правдоподобную гипотезу, что жена новгородского посадника Остромира Феофана была дочерью Владимира I Святославича и Анны Византийской. Кроме того, возможно, дочерью Владимира была жена маркграфа Северной марки Бернхарда II Младшего фон Хальдеслебена (ум. 1044).

Последние годы

В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015.

Похоронен в Десятинной церкви в Киеве; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году. В 1632—36 гг. в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая однако явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.). Место погребения было заново раскопано Н. Е. Ефимовым в 1826, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века.

Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны.

Церковное почитание

Точных данных о начале церковного почитания (и формальной канонизации, если такая была) князя Владимира нет. Возможно, Владимир первоначально поминался вместе со своими сыновьями, святыми Борисом и Глебом. По косвенным данным, уже в первые годы после его смерти возникла агиографическая традиция, уподоблявшая князя апостолу Павлу, причём житийные рассказы об обращении Владимира (чудесным образом ослепшего и исцелившегося по молитвам христиан) встречаются и в западноевропейских памятниках этого времени. Уже в «Похвале кагану Владимиру» митрополит Иларион именует князя «блаженным» («О блаженый и треблаженый княже Володимеръ, благовърне, и христолюбиве, и страннолюбче, мъзда твоа многа предъ Богомъ!»), хотя историки церкви признают его слова скорее пожеланием канонизации нежели свершившимся фактом.

Согласно сербским Прологам XIV века, восходящим к древнерусским оригиналам середины XII века, официальное признание Владимира святым к середине XII века ещё не состоялось. Русские летописи также умалчивают о канонизации Владимира Крестителя.

Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память св. Владимира под 15 июля. Ряд исследователей выдвигал гипотезу, что начало почитания могло быть связано с победой новгородцев в Невской битве (1240 г.), которая произошла 15 июля, но во многих древних списках жития Александра Невского (ум. 1263) в перечне святых дня Невской битвы как раз отсутствует имя Владимира. Вероятно, канонизация могла состояться во 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом времени датируется Пролог с вставкой из проложного жития святого Владимира.

В 1635 митрополит Киевский Петр Могила обрёл мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков.

Внимание к дню памяти св. Владимира было привлечено церковно-общественными торжествами по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888. Указом Святейшего Синода 1888, «для запечатления навсегда в благоговейной памяти православных чад русской Церкви имени Просветителя русского народа», день памяти св. Владимира определено отнести к праздникам, имеющим в Уставе знак креста в полукруге — «имже бдение совершается»; до того полагалась полиелейная служба. Тогда же строятся в России Князь-Владимирские храмы, наиболее замечательный из которых — Владимирский собор в Киеве.

В русской эмиграции, церковное почитание князя, в условиях начавшейся в 1929 году в СССР тотальной ликвидации организованной церковности, приобрело определённое политическое звучание; 18/31 декабря 1929 года Архиерейский Синод (Русская Зарубежная Церковь), по докладу митрополита Антония (Храповицкого), постановил «установить день Св. Равноапостольного Князя Владимира, Просветителя Руси, (15 июля ст. ст.) общим русским церковно-национальным праздником и просить архипастырей и пастырей Русской Православной Зарубежной Церкви в этот день особенно отметить значение русской православной культуры и в церковной и государственной жизни русского государства. <…>»

Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (схизмы 1054), он почитается и католиками.

Русская Церковь совершает его память в день его преставления — 15 июля по Юлианскому календарю. В тот же день, 28 июля по Григорианскому календарю, празднуют её римокатолики; св. Владимир считается покровителем украинских и российских католиков.

24 июня 2008 года, на Архиерейском Соборе РПЦ, Патриарх Алексий II в своём докладе сказал, в частности: «Сегодня в общецерковном календаре день 15/28 июля, когда мы чтим память равноапостольного князя Владимира, „идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго“ (величание святому), даже не выделен красным цветом и рассматривается как „средний“ праздник. А ведь Крещение Руси, совершённое святым князем, духовным вождём нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней всё лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой. Полагаю, что день великого князя Владимира надо и отмечать как великий праздник.»

Былинный образ

В былинах известен под именем Владимира Красно Солнышко, «ласкового князя Владимира», к его временам относится время подвигов трёх богатырей. Эпический образ князя Владимира в былинах — обобщённый, в нём «совмещены» также некоторые более поздние правители, но есть и ряд черт исторического Владимира Святославича.

Города, памятники, ордена

  • Владимир основал в 990 году и назвал в честь себя город Владимир, ныне областной центр Российской Федерации.
  • В X веке имя Владимира приобрёл город Владимир-Волынский, ныне в Волынской области Украины.
  • В 1782 году императрица Екатерина II учредила Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира в 4 степенях.
  • В 1853 году князю Владимиру был поставлен памятник в Киеве. Первоначально идея, родившаяся в окружении киевского генерал-губернатора Дмитрия Бибикова, воздвигнуть памятник князю Владимиру на пустой высокой горе над новым центром города — Крещатиком, вызвала возражения Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова).
  • В 1957 году Русская православная церковь учредила орден Святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях.

Князь Владимир на деньгах

Князь Владимир I изображен на трёх различных видах купюр Украины достоинством в 1 гривну (1995—2007) и двух монетах.

Князь Владимир в филателии

Князь Владимир I изображен на почтовых марках и конвертах.

Князь Владимир в беллетристике

В 1999 году вышел исторический роман Михаила Казовского «Дочка императрицы» о крещении Руси. Образ князя Владимира нарисован автором живо, ярко, хотя во многом и не бесспорно.

Князь Владимир в кинематографе

В 2006 году по мотивам жизнеописания св. Владимира был снят полнометражный мультфильм «Князь Владимир».

В 1993 году году режиссёр Юрий Томошевский снял полнометражный художественный фильм «Владимир Святой».

Небесное покровительство

С 2002 года Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России. Его образ освящён в Главной иконе внутренних войск, которая хранится в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Начинание по обретению внутренними войсками МВД России особо почитаемой иконы и святых покровителей воинских коллективов благословлено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II

Источник: ruler-russia.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.