Правление ярослава мудрого 1019 1054

 

Правление ярослава мудрого 1019 1054

Княжение Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.)

Ярослав Мудрый  правил 35 лет (1019—1054 гг.). Годы его правления стали временем политического расцвета Киевской Руси, начало которому было положено при Владимире Святом. В1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды, и с тех пор они перестали являть собой сколько-нибудь заметную угрозу русским землям. В память об этой великой победе на месте решающего сражения был построен храм, получивший имя собора Святой Софии. Воздвигая в Киеве храм, подобный крупнейшему храму православного мира — собору Святой Софии в Константинополе, Ярослав, таким образом, ставил свой стольный град вровень с гордой столицей Византии. На фресках (красочных настенных росписях по сырой штукатурке) константинопольской Софии есть изображение семьи императора Юстиниана — величайшего из константинопольских государей, в киевской же Софии до наших дней сохранился фресковый портрет семьи Ярослава. Вслед за Киевом Софийские соборы появились в Полоцке и Новгороде. Для новгородцев Святая София стала главной святыней их вольнолюбивого города.


Киев времён Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. Парадный въезд в город украшали великолепные Золотые ворота. В самом Киеве, по свидетельству немецкого хрониста начала XI в. Дитмара из Мерзебурга, имелось 400 церквей, 8 рынков и пребывало несметное множество народа. Немецкий автор второй половины XI в. Адам Бременский называл Киев соперником Константинополя — крупнейшего города христианской Европы. Чтобы подчеркнуть могущество Руси, её равенство с Византией, Ярослав сам, без согласования с константинопольским патриархом, назначил для Руси главу церкви — митрополита. Им стал русский церковный деятель Илларион Берестов, тогда как прежде митрополиты присылались из Византии.

В правление Ярослава выдающихся успехов достигло на Руси просвещение. Ещё Владимир основал в Киеве училище, которое должно было готовить для Русской земли образованных священнослужителей. Теперь же его преемник создал училище в Новгороде, где постигали науки около 300 юношей. При Ярославе в Киеве началось русское летописание, около1050 г. первая летопись появляется и в Новгороде. Перу сподвижника великого князя, митрополита Иллариона, принадлежит  «Слово о законе и Благодати»  — первый памятник русской богословской, философской и исторической мысли.


Успехи просвещения на Руси во многом стали возможны благодаря личным достоинствам её правителя. Ярослав был твёрдым христианином, сторонником «книжного почитания». Сам он много читал, и нередко ночь заставала его за книгой. Собрав в Киеве писцов и переводчиков с греческого, он поручил им перевод книг, привезённых на Русь из Византии. Это были богословские и исторические сочинения византийских и античных авторов. Так Русь приобщалась к великой культуре античного мира и Византии.

При Ярославе успешно развивались отношения Руси со странами Европы. В те времена престиж державы во многом определялся династическими связями. С правящим в Киеве родом Рюриковичей мечтали породниться могущественнейшие монархи христианского мира. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха. Дочери Ярослава — Анна, Анастасия и Елизавета — вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Любопытно, что во время коронации во Франции Анна Ярославна пожелала давать королевскую присягу не на латинской, а на привезённой из Киева славянской Библии. Библия эта так и осталась в Реймском соборе, где до1825 г. включительно короновались французские монархи; и, как это ни поразительно, последующие поколения французских королей присягали на Библии, прибывшей во Францию из Руси.


Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава, который по справедливости вошёл в русскую историю под именем Мудрого, было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда», или же «Правда Ярослава». Позднее преемники Ярослава дополняли его новыми статьями. «Русская Правда» включала статьи законов как гражданских, так и уголовных. Она устанавливала судопроизводство, определяла наказания за те или иные проступки или преступления. Из неё можно почерпнуть сведения о социальном устройстве, нравах, обычаях русского общества того времени.  По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. В отличие от сводов законов других стран тогдашнего христианского мира «Русская Правда» не знала применения пыток и телесных наказаний, хотя казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. В основном приговаривали к денежным штрафам, размеры которых зависели от тяжести проступка и от того, кем был пострадавший. Ограничена была кровная месть, распространённая в обществе тех столетий. По меткой оценке Н.М. Карамзина, «Правда Ярослава» утверждала личную безопасность и права на собственность каждого из подданных князя.

Предчувствуя близость кончины и, желая предотвратить возможную борьбу за власть между своими сыновьями, старый князь ещё при жизни постарался распорядиться державным наследием. Старший сын Изяслав должен был княжить в Киеве, и братьям вменялось чтить его как главу рода. Святослав Ярославич получил в княжение Чернигов, Всеволод — Переяславль, Игорь — Владимир-Волынский, Вячеслав — Смоленск. В Полоцке оставался княжить внучатый племянник Ярослава Всеслав Брячиславич. По завету отца братья сообща должны были беречь единую Русскую землю..


В1054 г., прожив более 70 лет, великий князь Руси Ярослав Мудрый скончался.

Литература:

А.С. Орлов, А.Ю. Полунов,  Т.Л. Шестова, Ю.А. Щетинов. Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. М, МГУ, 2 издание. 2009 год.

Правление ярослава мудрого 1019 1054

Источник: teacher-history.ru

С именем Ярослава связан расцвет Древнерусского государства. Именно при нем оно достигло наибольшего могущества, превратившись во влиятельную силу на Западе и Востоке. Достаточно убедительно доказывают это династические связи, которые были установлены Ярославом с европейскими и византийским дворами.

В средневековье династические браки были неотъемлемой частью дипломатии. В них каждая из сторон искала политическую выгоду. Понятно, что породниться со слабой правящей династией охотников находилось мало. Престиж династических связей оказывался в прямой зависимости от могущества государства. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа. Его сыновья взяли в жены дочерей польского короля Мешко II (Изяслав), византийского императора Константина Мономаха (Всеволод) и немецкого графа (Святослав). Дочери Ярослава стали королевами Венгрии (Анастасия), Норвегии и Дании (Елизавета), Франции (Анна).


За время своего княжения (1019— 1054) Ярославу пришлось вести многочисленные войны. Он ходил походами в Прибалтику, на чудь, где основал к западу от Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту), в польские и литовские земли. Князю удалось покончить с угрозой, исходящей от печенегов. Разбитые дружинами Ярослава, теснимые другими кочевыми народами из южнорусских степей, печенеги частично ушли на Балканский полуостров, частично смешались с мелкими тюркскими племенами и признали свою зависимость от Киева..

При Ярославе окончательно сложился политический строй Древней Руси. По форме правления Древнерусское государство можно отнести к феодальной монархии, по типу — к феодальному государству. Высшая власть принадлежала киевскому князю.

Раннефеодальные государства никогда не отличались прочностью. Экономическая обособленность земель, весь уклад их жизни порождали силы центростремительные, диктующие свои условия местным правителям. Сам Ярослав, будучи новгородским князем, выступил против власти Киева, руководствуясь совсем иной, чем в зрелые годы, политической логикой. Поэтому ясно, что важным условием прочности раннефеодального государства становится личность князя, его умение навязывать свою волю, ставить и достигать цели, побеждать, а не проигрывать. Именно таким государственным деятелем и был Ярослав.


Летописцы позже назвали его Мудрым. Несомненно, это был дальновидный политик, умевший при необходимости ждать или, напротив, действовать решительно и энергично. Князь высоко ценил власть, ради которой преступал даже нормы благочестивого поведения. Возможно, в этом один из истоков истовой религиозности Ярослава, стремившегося искупить свои прегрешения. Достигнув власти, Ярослав показал себя неутомимым строителем Руси и поборником православия, при котором, по словам летописца, «вера христианская начала плодитися и расширятися».

Немало сил положил Ярослав для украшения и возвышения Киева. При нем был воздвигнут грандиозный Софийский собор (1037), Золотые ворота. Киев стали рассматривать как соперника Константинополя, и в этом был свой смысл: князь ни в чем не желал уступать православной Византии и ее императорам-властителям — ни в полноте власти, ни в благочестии. В этой связи вовсе не случайным выглядит избрание на митрополичий престол по воле Ярослава писателя-монаха Илариона. Киевский князь поступил так, как поступали византийские императоры: он не испрашивал согласия у константинопольского патриарха и возвел угодного и послушного ему Илариона самовластно — своею волею.

Высок был авторитет князя за пределами Руси и среди подданных. Потому не случайно его первым на Руси назвали царем. Символика этого титула многозначительна: в благочестии своем Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти — с византийскими цезарями.


23)

Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

Происхождение.Древнерусский правовой сборник сохранился только в списках (копиях) XIII — XV веков и более позднего времени. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния.

Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права: Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота 1467 года, московский Судебник 1497 года, литовский Устав Казимира IV — 1468 года, Литовский статут 1588 года.

Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты Русской Правды разделяются на две основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков) и «Пространная» (более 100 списков). В качестве отдельной редакции выделяется «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции»


«Краткая Правда» состоит из следующих правовых текстов:

«Правда Ярослава», от 1016 или 1036 г. (ст. 1-17);

«Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), от 1072 г. (ст. 18-41);

Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);

Урок мостникам (регулировал оплату труда мостников (строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов), 1020-е или 1030-е гг. (ст 43).

«Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19 — ст. 43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания.

Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»)."Пространная правда" состояла из двух частей — Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб.


а значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей- 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству.

«Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве после присоединения территории "Пермь Великая" По Тихомирову она как раз там и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте.

Источник: cyberpedia.su

Борьба за престол

С 1010 г. Ярослав княжит в Новгородской земле. Новгород являлся вторым после Киева городом, то есть Ярослав непосредственно подчинялся лишь своему отцу Владимиру Святославовичу.

В 1014 г. Ярослав восстал против отца, отказавшись выплачивать дань Киеву. Владимир начал собирать войско для похода на мятежного сына, а Ярослав призвал варяжскую дружину, чтобы воевать с отцом. Но вскоре Владимир Святой умер, и кровавую междоусобицу удалось ненадолго отвратить.

В 1015 г. разразилась междоусобная война между сыновьями Владимира Святого – Святополком Окаянным и Ярославом Мудрым. По официальной версии, Святополк предательски убил двух своих братьев Бориса и Глеба, которые являются первыми русскими святыми.


В 1016 г. Святополк и Ярослав сошлись у местечка Любеч. Ярослав привел варягов и новгородцев, а Святополк – свою дружину и печенегов. Оба войска стояли напротив друг друга 3 месяца и все не решались перейти реку. Но, в конце концов, реку перешло войско Ярослава, смяло дружины Святополка и победило. Таким образом, Ярослав стал великим киевским князем. Но Святополк не собирался сдаваться.

В 1017 г. Святополк совместно с печенежскими войсками осаждает Киев. Осада успеха не принесла, и Святополк был вынужден бежать в Польшу к своему тестю, польскому королю Болеславу Храброму. В 1018 г. Ярослав был разгромлен в битве при Буге. Святополк Окаянный занял киевский престол. Разгневанные жители Киева подняли восстание против поляков Болеслава и выгнали их из города. За помощь в занятии престола Болеслав получил от Святополка Червенские города.

Борьба за престол

Бежавший в Новгород Ярослав собрал новое войско в 1019 г. для борьбы с братом. Узнав о размере войска Ярослава Владимировича, Святополк спешно покинул Киев, бежал к печенегам и сдал престол без боя.

В 1019 г. Святополк собрал новую дружину и схлестнулся в решающем сражении междоусобной войны у реки Альты. В жестоком и кровопролитном сражении Святополк потерпел поражение, бежал из Руси в Польшу и умер по дороге. Таким образом, с 1019 г. начинается киевское княжение Ярослава Владимировича.

Киевское княжение

Победив Святополка, Ярослав все еще не был единственным правителем единой Руси. Его главным конкурентом был его брат Мстислав. В битве при Листвене (1024 г.) войско Ярослава потерпело поражение, и между ним и Мстиславом был заключен договор, согласно которому Ярослав княжит по правой стороне Днепра, а Мстислав – по левой. Этот договор соблюдался обеими сторонами до смерти Мстислава в 1036 г. Только в этот год Ярослав становится единоличным правителем Киевской Руси.

Стоит отметить следующие события во внешней политике Ярослава Мудрого: присоединение Червенских городов, полный и окончательный разгром печенегов в 1036 г. (Причерноморская степь стала безопасной территорией), поход на литовские племена, основание сильной крепости Ярославль, основание г. Юрьева (Дерпт), что укрепило положение Руси в Прибалтике, проведение последней войны с Византией (1043 г.), которая закончилась полной неудачей. Ярослав вел последовательную внешнюю политику, которая позволила существенно укрепить Древнерусское государство.

Киевское княжение

«Русская правда»

Ярослав Мудрый был первым правителем Руси, создавшим письменный свод основных законов, получивший название «Русская правда». У неё есть три редакции – Краткая, Пространная и Сокращенная. Ярослав является автором первых 17 статей «Краткой правды». Основные источники первого русского законодательства — это обычное (право, основанное на обычае) и византийское право. «Русская правда» содержит нормы процессуального, торгового, уголовного и наследственного права. Правда Ярослава в своей первой статье разрешает кровную месть: «Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого». Однако в Правде Ярослава уже заметны тенденции к замене кровной мести выплатой штрафа (так называемая «вира»).

«Русская правда»

Просветительская деятельность Ярослава Мудрого. Расцвет культуры Киевской Руси

Прозвище «Мудрый» Ярослав Владимирович получил по следующим причинам: он был очень образованным человеком своего времени, имел богатую библиотеку, а самое главное – он покровительствовал культуре и искусству. При Ярославе Мудром был создан еще один крупный храм – Киево-Печерская лавра.

Самое главное культурное достижение эпохи Ярослава – строительство величественного Софийского собора в Киеве. Софийский собор, выполненный в крестово-купольном стиле, был построен в 1037 г. по случаю победы над печенегами. Этот великолепный храм входит во всемирное наследие ЮНЕСКО.

При Ярославе активно открывались школы при церквях, монахи составляли летописи и переписывали книги. Было осуществлено избрание первого русского митрополита Иллариона, являющегося автором «Слова о законе и благодати», которое является философско-религиозной проповедью.

Просветительская деятельность Ярослава Мудрого. Расцвет культуры Киевской Руси

Династические браки и отношения с иностранными государствами

В течение правления Ярослава Владимировича было заключено множество династических браков с крупными и влиятельными государствами того времени: Польша, Германия, Венгрия, Византия, Норвегия и Франция. Заключение многочисленных династических браков свидетельствует о том, что Русь в правление Ярослава считалась сильным и могущественным государством.

Изяслав Ярославич был женат на дочери короля Польши, Всеволод Ярославич был женат на византийской царевне. От этого брака был рожден великий князь Владимир Мономах, достойный продолжатель дела своего деда.

Игорь Ярославич был женат на германской принцессе. Дочь Ярослава Елизавета была замужем за королем Норвегии Харольдом, дочь Анастасия стала женой короля Венгрии.

Но больше всего известно об Анне Ярославне, которая была женой короля Франции.

Посредством заключения множества династических браков Ярослав добился существенного усиления положения Древнерусского государства на политической арене.

Лествичный порядок престолонаследия. Удельная система княжения

К середине X века династия Рюриковичей существенно увеличилась. Количество молодых князей росло, и им нужно было выделять земли под управление. Земли, которыми владели князья, назывались «уделами». Ярослав был прекрасно осведомлен о последствиях междоусобных войн: еще его отец Владимир Святославович завоевал киевский престол в жестокой борьбе с Ярополком Святославичем, да и сам Ярослав заполучил престол в результате междоусобной войны со Святополком Окаянным, а единоличным правителем Руси он смог себя назвать лишь после смерти Мстислава Удалого в 1036 г.

Ярослав прекрасно понимал, что после его смерти сыновья начнут вести войну за абсолютную власть. Свое завещание Ярослав составил так: в Киеве и Новгороде был посажен Изяслав, в Чернигове – Святослав, в Переяславле – Всеволод, во Владимире – Игорь, в Смоленске – Вячеслав.

Ярослав завещал своим сыновьям жить в мире, не нарушать границы своих княжеств и не погружать Русь в страшную пучину междоусобиц. К сожалению, практически сразу же после смерти Ярослава Мудрого начался раздор между его сыновьями. Эта длительная междоусобица привела к окончательному оформлению феодальной раздробленности. Она фактически была закреплена на Любечском съезде князей, где было провозглашено следующее: «Каждый да держит отчину свою». Исходя из этого принципа, каждый князь обосновывался в определенной земле и становился там единоличным правителем. После смерти Ярослава начался распад Древнерусского государства, которое было вновь ненадолго объединено Владимиром Всеволодовичем Мономахом и его сыном Мстиславом Великим. После кончины этих великих князей на Руси окончательно утвердилась раздробленность.

Лествичный порядок престолонаследия. Удельная система княжения

Лествичная же система престолонаследия представляла собой специфический порядок восхождения на престол, существовавший в Киевской Руси и введенный Ярославом Мудрым. Согласно этому порядку, наследовал старший брат, следом – младшие братья, затем – сыновья старших братьев, потом – сыновья младших братьев и так далее. В этой системе была следующая особенность: если один из братьев умер, так и не успев получить княжения, то все его сыновья и последующие потомки лишались всех прав на княжение. Таких князей называли «изгоями». Понятно, что князья-изгои тоже желали получить собственную землю для завоевания власти и увеличения доходов. Желание собственного удела подвигло князей на междоусобную борьбу. Яркий пример такого князя – Олег Гориславич, описанный еще в «Слово о полку Игореве», который привел половцев (кочевников-степняков, пришедших в Причерноморье вместо половцев в 1054 г.) с собой для завоевания княжества. Действия Олега привели к тому, что Русь погрязла в еще больших междоусобицах.

Лествичная система не была эффективным способом для успешного осуществления престолонаследия. Она была запутанной, порядок старшинства часто нарушался. Эта система приводила к дроблению единой Руси на княжества, а затем княжества дробились на еще меньшие удельные княжества. Чем больше было князей, тем больше было княжеств. Все это ослабляло Русь в политическом смысле, что и стало главнейшей причиной монгольского завоевания.

Источник: vseonauke.com

Он стремился расширить границы Руси. Колонизация русскими северных, северо-восточных и северо-западных земель. Основал: Юрьев — у эстов, за Чудским озером, Ярославль — на Верхней Волге (оба города названы в честь Ярослава, чье христианское имя было Юрий).

В 30-е гг. XI в. Ярослав с братом Мстиславом отвоевал Червенские города, захваченные Польшей в правление Святополка в Киеве. Были также присоединены владения ятвягов, и это литовское племя постепенно слилось с западнорусским населением.

На юге по реке Роси Ярослав создал новый оборонительный рубеж, построив городки, в которых он поселил пленников, захваченных в войну с Польшей.

Укрепление южных границ. Теснимые половцами печенеги устремились в русское Поднепровье и в 1037 г. были разбиты под стенами Киева. На месте битвы через год поднялся собор Святой Софии. Печенеги частью ушли в Венгрию, где король пожаловал им землю, частью смешались с половцами, частью поселились на русском юге среди верных Руси степняков, став своеобразной пограничной стражей.

Причерноморские степи постепенно заселили половцы. (К началу XIII в. половцы захватят древние земли уличей и тиверцов, лишив Русь непосредственного выхода к Черному морю, обратят в Дикое поле юг Переяславских рубежей, завладеют Тмутараканью.) До 1060-х гг. кипчаки не особенно тревожили русские владения.

Сложный характер имели отношения Руси с Византией. В 1040-е гг. они обострились. Старший сын Ярослава Владимир ходил даже в поход на Византию в 1043 г. (сожгли корабли греческим огнём). Потом сын Ярослава – Владимир – женился на дочери Константина Мономаха.

По русским городам возводили храмы и монастыри. В подражание Константинопольской Святой Софии Софийскими соборами украсились Киев, Новгород, Полоцк. Церкви был дан устав. Церковь могла судить верующих за нарушение норм морали в семейной жизни.

В 1051 г. князь добился назначения киевским митрополитом русского по происхождению — Иллариона («Слово о законе и благодати»). Это было сделано без ведома константинопольского патриарха – Русь желала продемонстрировать свою автономию от Константинополя в церковных делах.

Открывались школы (для мальчиков), мастерские по переписыванию книг, расширение площади Киева. В городах сажал сыновей и наместников. Великий князь Ярослав, как и его предшественники, не был самодержцем. Его власть ограничивалась не только советом («думой») с боярами («княжескими мужами»), дружиной вообще, представителями духовенства, но и элементами сохранившегося народного собрания — вече.

Ярослав Мудрый «Уставом» 1016 г. начал кодификацию (запись) нового права, его сыновья в 1072 г. составили «Правду Ярославичей», которая потом дополнилась законами Владимира Мономаха и других поздних князей. Все эти законы вместе и составили древнерусский кодекс «Русскую Правду».

Ярославичи

1073 – 1097 – междоусобные войны. Святослав (до 1076), Всеволод (1078 – 1093) vsИзяслав + Олег Святославич. Олег Святославич vsВладимир Всеволодович Мономах.

Святослав и Всеволод прогнали Изяслава с престола. Святослав сел в Киеве, Всеволод в Чернигове. По смерти Святослава в 1076 г., Всеволод, занявший было столицу, уступил ее вернувшемуся из-за границы в 1077 г. Изяславу. В битве на Нежатиной ниве погиб великий князь киевский Изяслав, остальные во главе с Олегом Святославичем, вынуждены были бежать. Всеволод вступил в Киев (1078 г.), где и правил до своей смерти в 1093 г.

Позже киевским князем стал Святополк Изяславич. Междоусобицы продолжались. Например, Владимир Всеволодович Мономах пытался удержать взятый им не в очередь Чернигов, но в конце концов уступил его законному наследнику Олегу Святославичу.

1097 – Любечский съезд. Междоусобицы не прекратились (сразу после Любечского съезда Давыд Волынский при помощи Святополка Киевского захватил и ослепил князя Васильку Теребовльского). Междоусобицы усугублялись участием в них иноземных войск — польских, венгерских, половецких. (Кипчаков, к примеру, водил на Русь Олег Черниговский, за что и был назван автором поэмы XII в. «Слово о полку Игореве» Гориславичем.)

Параллельно со всем этим ещё набеги половцев. в 1068 г. половцы уже разгромили на р. Альте объединенные дружины Ярославичей (было восстание против Изяслава, но он всё разрулил). В 1069—1094 гг. «Повесть временных лет» упоминает 46 половецких нападений.

В 1093 г. после смерти Всеволода княживший в Киеве его племянник туровский князь Святополк Изяславич решил дать кипчакам сражение. Напрасно опытный воевода Владимир Всеволодович Мономах убеждал Святополка и киевлян, что сил для победы над половцами нет. Битва на притоке Днепра Стугне кончилась жестоким поражением.

В 1095 г. Владимир Мономах уничтожил войска ханов Итларя и Кытана. В 1096 г. им были разбиты силы хана Тугоркана, погиб и сам Тугоркан. О победе над Тугорканом (ТугаринымЗмеевичем) народ сложил былину.В 1103, 1107 и 1111 гг. войска под командованием Владимира Мономаха совершили победоносные походы в половецкую степь против ханов Шарукана, Боняка, Урусоба и Сугра. Теперь половцы были вынуждены оборонять свои кочевья, а не совершать набеги на Русь.

Источник: megaobuchalka.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.