Введение петром 1 нового летоисчисления


 

       На следующее утро после оглашения в Москве на Красной  площади  указа

Петра I о реформе календаря, то есть 20 (30) декабря 7208 года от сотво-

рения мира был выпущен второй царский указ — (О праздновании Новаго  го-

да"( (Там же. — ј 1736).

   Новолетие во многих христианских государствах мира наступило уже  че-

рез день после появления последнего царского волеизъявления. В России же

оно должно было отмечаться с опозданием на декаду.

   В указе ещё раз и пространнее подтверждалось прежнее реформен-ное де-

яние. В качестве его обоснования  выдвигался  более  широкий  аргу-мент:


(Великий Государь указал сказать: известно  Ему  Великому  Госу-дарю  не

только что во многих Европейских Христианских странах, но  и  в  народах

Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем сог-

ласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и са-мые Его  Вели-

каго Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера  наша  пра-

вославная принята, все те народы согласно лета свои  счис-ляют  от  Рож-

дества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 чис-ла, а  не  от

создания мира(.

   При этом подчёркивалось, что счёт лет от сотворения мира  у  них  уп-

разднён по причине существования широкой палитры  мнений  в  определении

величины последней эры, о чём здесь уже  говорилось  ранее:  (за  многую

разнь и считание в тех летах(.

   (И ныне, — говорилось в указе далее, — от Рождества Христова дохо-дит

1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год  купно  и

новый столетный век: и для добраго и полезнаго дела, указал Великий  Го-

сударь впредь лета счислять в Приказах и во всех делах и  крепостях  пи-

сать с нынешняго Генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года(.

   В документе с безусловной очевидностью просматривается весьма  приме-


чательная для нашего времени хронологическая погрешность: в нём  предпо-

лагается и утверждается, будто 1 января 1700 года является не только на-

чалом нового года, но и началом (н о в а г о с т о л е т н о г о в  е  к

а(.

   "Здесь допущена существенная ошибка, — констатировал примени-тельно к

случаю, в частности, С. И. Селешников, тогда член  Комиссии  по  истории

астрономии Астрономического совета Академии наук СССР и член  Советского

национального объединения историков естествознания и тех-ники,  в  книге

"История календаря и хронология" (М.: "Наука", 1970. — С. 158),  —  1700

год является последним годом XVII века, а не первым  годом  XVIII  века.

Новый век наступил 1 января 1701 года".

   Подобная ошибка как следствие очевидной завороженности двумя и  более

нулями, скажем так, вполне естественна для обыденного человеческого соз-

нания. Таковое, предположительно, можно откорректировать, по всей  веро-

ятности, лишь только перенесением сроков погашения всех и всяческих  на-

логовых и прочих финансовых недоимок, — приведём пример для нашего  вре-

мени, — с последнего года двадцатого века и второго тысячелетия на  пер-


вый год двадцать первого века и, конечно же, третьего  тысячелетия.  При

таком повороте событий все благоразумные  (не  разбой-ники!)  налогопла-

тельщики, — а таковых, в смысле предпочтения отсрочки платежей,  полага-

ем, будет безусловное большинство, — станут адресоваться, несомненно,  к

2001 году. И даже самым решительным образом будут требовать установления

именно этой даты в судебном порядке! А пока суть да дело  —  будут  идти

бесконечные вялотекущие либерально-заумные дискуссии, которые,  впрочем,

уже начались …

   В этот процесс оказалась втянутой даже ни в  чём  не  повинная  ажур-

но-железная Эйфелева башня, на которой радужно сияет световое  элект-ро-

табло: (До 2000 года осталось…(! Скоро вступит в дело и её деревян-ная

соперница на противоположном берегу Сены.  Презентация  её  в  каче-стве

кульминации торжеств в ознаменование н а с т у п л е н и я третьего  ты-

сячелетия  намечена  к  проведению  где-то  в  2000-м   году   ("Коммер-

сант-daily", ј 32 (1435) от 25 февраля 1998 года).

   Ещё раз можно напомнить и о броском световом табло в  центре  Москвы,

на Тверской, напротив "Известий", и о мелькающих телезаставках, и о руб-


рике в "Московских новостях": (Рубеж веков: до 2000  года  …  недель(,

под которой публикуются, так сказать, зарубежные прогнозы, то есть прог-

но-зы на новый век и новое тысячелетие, со стороны  российских  академи-

ческих учёных и т. д. и т. п.

   Но вернёмся в  начало  1700  года.  Петровским  указом  сугубое,  как

оши-бочно полагалось, событие предписывалось отметить с особой  торжест-

вен-ностью.

   (В знак того добраго начинания и новаго столетнаго века(  (царст-вую-

щий град Москва( должен был быть и был  надлежащим  образом  приук-рашен

(от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых( и оснащён  (огненными

потехами( и припасами (из дров или хворосту или соломы(.

   (После должнаго благодарения к Богу и молебнаго пения в церк-ви и ко-

му случится и в дому своем(, по сигналу с Красной площади всю-ду  должны

были быть учинены (трожды( стрельба (из небольших пуше-чек, буде у  кого

есть, или из несколько мушкетов или инаго мелкаго ружья( и запуск  (нес-

колько ракетов, сколько у кого случится(.

   Царским указом особо предписывалось: "(И пред  Бурмистрскою  Ра-тушею

стрельбе и таким огням и украшению по их рассмотрению быть же"(.

   В канун Нового года Петр I сам зажёг на Красной площади первую  раке-


ту, дав тем сигнал к открытию праздника. Улицы осветились  иллюминацией,

начался колокольный звон, открылась пушечная и ружейная стрель-ба,  раз-

дались звуки труб и литавр. В тёмное зимнее небо взлетали  разно-цветные

ракеты, а по "(по улицам большим, где пространство есть"(, горе-ли  огни

— костры и "(на столбиках"( уставленные "(худые"( смоляные бочки.

   Перед дворцом был устроен грандиозный фейерверк со множеством  потеш-

ный огней и пушечным громом.

   Царь и горожане "(в знак веселия(" поздравляли друг друга  "(с  Новым

годом и с т о л е т н ы м в е к о м(".

   Сам Петр I "с приятною ласкою" принимал поздравления. Потом он устро-

ил во дворце пышное угощение с музыкой и пением для знатных  особ.  Пос-

ледние были с женами и дочерьми "в немецком уборе". А для на-рода  перед

дворцом и у трёх триумфальных ворот были расставлены "раз-личныя ествы и

чаны с вином и пивом". Гуляния продолжались всю ночь.

   "Закончилось это новое торжество вечерним столом во дворце и балом, а

потом целым рядом пиршеств и балов, которые до 7 января устраивали у се-

бя знатные особы и на которых  обязательно  должны  были  присутствовать


"жены и девицы господские". "И можно ска-зать, — заключает Голиков,  из-

вестный жизнеописатель Петра I, — что с новым годом новое ввелось и  об-

ращение" (Праздничные службы и церков-ные торжества в старой  Москве.  —

Составление: Григорий Георгиевский. — Репринт. — М.: Международный изда-

тельский центр православной литературы, 1995. — С. 232).

   И целую неделю затем, согласно царскому указу, дома стояли  укра-шен-

ными, а с наступлением ночи зажигались огни.

   С этого времени в нашей стране и установился ежегодный обычай 1 янва-

ря торжественно праздновать начало Нового года с украшением до-мов  веч-

ной зеленью.

   Биограф Петра I даёт весьма  любопытное  объяснение  устроению  царём

торжественных  и  шумных  праздничных  мероприятий,  проведение  которых

пред-писывалось царским указом при встрече Нового года. По  его  словам,

"ведая умо-начертание своего народа, относившего всякую перемену обрядов

на счёт, так сказать, веры, каковою казалась им и сия: то  чтобы  на  то

время занять народные мысли каким другим предметом,  рассудил  премудрый

государь установленный им новый 1700 год начать с великим  торжеством  и


представить очам народа такие зрелища, каких он не видывал и которые  бы

сильны были отвлечь его от всяких других развратных толкований".

   Правда, сам царь в  разговоре  с  прусским  министром  бароном  Марде

Фель-дом иначе объяснял побуждения, которыми руководствовался  при  уст-

ройстве блестящих новогодних празднеств и фейерверков. Он говорил: "Чрез

увесели-тельные огни я могу приучить своих подданных к военному  пламени

и их в оном упражнять, поелику я приметил из опыта, что тем менее  стра-

шимся военного пламени, чем более привыкнем обходиться с увеселительными

огнями".

   Небезынтересно отметить и следующее. Едва закончились столь пышные  и

затяжные празднества и народ пришел в себя после шумных  новогодних  за-

тей, как на Москве "поднялся довольно значительный ропот",  связанный  с

недо-вольством изменениями в устоявшемся счислении лет. "Весьма  многие,

не только из простого народа, но и из тогдашней московской знати,  удив-

ля-лись: "Как мог государь переменить солнечное течение?"  Многие,  "ве-

руя, что Бог сотворил свет в сентябре месяце, остались при своём  старом

лето-счислении. Император потом и сам позволял делать такое отступление.

"В присутственных однако же местах во всём государстве  начали  от  сего

числа (1 января 1700 года)  писать  новый  год"  (Праздничные  службы  и

цер-ковные торжества в старой Москве. — С. 231-233).


Источник: www.bibliotekar.ru

Летоисчисление велось в России, как и во многих странах, от сотворения мира. Поэтому год начинался с 1 марта — время начала сельскохозяйственных работ. И так продолжалось до 1492 года, когда, по византийским традициям, начало года перенесли на 1 сентября, но летоисчисление все еще продолжали вести от сотворения мира. 19 декабря 1699 года по старому стилю Петр I издал указ, согласно которому в России год стали начинать 1 января. Так, с 1 января 1700 года в соответствии с реформой «… предписывалось день после 31 декабря 7208 года «от сотворения мира» считать 1 января 1700 года от «Рождества Христова» , т. е. было введено летоисчисление от Рождества Христова. 20 января 1700 года Петр I издал еще один указ: «0 праздновании нового года и в знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым Годом…» . Согласно документу еловыми и сосновыми ветками украшались улицы и дома, в городах устраивались фейерверки.. . Интересно отметить, что до 1918 года в России жили по юлианскому календарю. Затем декретом правительства от 24 января 1918 года был введен действующий и сегодня западноевропейский — григорианский — календарь.


зница между так называемым «новым» и «старым» стилями составляет 13 дней. Поэтому и сегодня люди часто отмечают 1 января Новый год, а 13 января, уже более скромно — старый Новый год. А вот Рождество в России — 7 января, потому что церковная Россия все еще продолжает жить по юлианскому календарю. 11 апреля Депутаты Госдумы в пятницу отклонили законопроект, предлагающий вернуть в России летоисчисление по Юлианскому календарю. депутаты предложили ввести в действие с 1 января 2008 года на территории России летосчисление по Юлианскому календарю, установив при этом, что в переходный период с 31 декабря 2007 года по Григорианскому календарю в течение 13 дней летоисчисление осуществляется по Юлианскому и Григорианскому календарям одновременно. Как отметил первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Александр Москалец, из приведенных авторами аргументов за осуществление перехода на иное летоисчисление выделяются те, которые основаны на религиозных предпочтениях. "Статья 14 Конституции РФ провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом", — напомнил депутат. Он добавил, что принятие законопроекта может повлечь неоднозначность толкования и применения его положений при исчислении сроков, затрагивающих права и свободы граждан, исполнения гражданско-правовых, финансовых и иных обязательств, а также сроков, предусмотренных процессуальным законодательством.

34;За столь короткий период в 13 дней федеративное государство РФ с населением более чем 140 миллионов человек и числом зарегистрированных религиозных организаций более чем 22 тысячи не сможет осуществить переход на другое летоисчисление без каких-либо негативных последствий", — сказал Москалец. Календарная реформа, заменившая Юлианский стиль на Григорианский, была предпринята в 16 веке при папе Римском Григории Тринадцатом, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным. Летоисчисление от Рождества Христова было введено на Руси Указом Петра I от 15 декабря 1699 (7207) года. До этого летоисчисление велось от Сотворения мира, и к этому времени уже насчитывалось 5508 лет.

Источник: touch.otvet.mail.ru

В России[править код]

В Древней Руси (до реформ императора Петра I) использовался не Юлианский календарь как принято считать, а именно Византийский календарь (совпадающий по схеме счисления с Юлианским календарём, но отсчёт лет в котором идёт от сотворения мира и началом года является 1 сентября).

На Руси Византийский календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона».

Император Пётр I только частично реформировал использовавшийся в России Византийский календарь, введя всего два элемента заимствованные из западноевропейского — Григорианского календаря:

  • Началом Нового года считать 1 января;
  • И летосчисление вести от Рождества Христова.

В России Византийский календарь часто путают с Юлианским календарём и обычно называют старым стилем. —ZBoris 00:24, 28 декабря 2011 (UTC)

Принципиальное отличие любого календаря — совокупность приёмов, обеспечивающих точность календаря — приближение продолжительности календарного года к продолжительности тропического года — 365, 2522 дня. В солнечных календарях это достигается включением дополнительно к 365 дням дополнительных (високосных) дней. В юлианском календаре високосный год вставляется каждый 4-й год (точность календаря 365,25 дня). В григорианском календаре високосных годов 97 за 400 лет (точность календаря 365,2425 дня).
Другой особенностью календарей является понятие эры — начальной точки отсчёта количества лет и точки начала года. Юлианский календарь использовал начала года 1 января и эру от основания Рима — 753 год до н. э. Впоследствии эра была заменена на начало правления императора Диоклетиана — 284 год н. э. В 525 году Дионисий Малый предложил новую эру — рождество Иисуса Христа — 1 год н. э., но лишь со времен папы римского Евгения IV (1431 г.) эра от «рождества Христова» использовалась в документах папской канцелярии регулярно. В ряде стран применялись и другие эры, особенно от сотворения мира.
Из этого следует, что византийский календарь — частный случай юлианского календаря, совпадающий с ним по способу включения високосных годов, но отличающийся эрой — с 1 марта 5508 года до н. э., а затем с 1 сентября 5509 года до н. э. Пётр I своей календарной реформой изменил эру используемого календаря — эра 1 сентября 5509 года до н. э. была заменена на эру 1 января 1 года н. э. Но календарь остался прежним — юлианским. Таким образом, с 988 года по настоящее время РПЦ пользуется юлианским календарём с эрой 1 января 1 года н. э. Старообрядчество использует юлианский календарь с эрой 1 сентября 5509 года до н. э.
Конечно, было бы лучше для однозначности понимания использовать понятие «Византийский календарь», чем «Юлианский календарь с византийской эрой», но пока для этого нет достаточно большого количества АИ. Kalendar 18:37, 28 декабря 2011 (UTC)
Позвольте небольшое замечание — юлианский календарь не использовал эру от основания Рима. Конкретная эра никогда не была частью юлианского календаря. В древнем Риме вообще не было официальной нумерации годов, года обозначались по консулам. Эра от основания города была введена в широкое использование уже средневековыми историками, в самом Риме она использовалась крайне редко, и никогда — официально. Соответственно, она никогда не была сменена эрой от начала правления Диоклетиана — эра Диоклетиана тоже была неофициальной, и использовалась исключительно астрологами, астрономами и составителями пасхальных таблиц. Так что в Западной Европе юлианский календарь долгие столетия (и даже тысячелетия) вообще существовал без всякой эры, в каждой стране годы обозначались по своему (в основном — по правителям), и Новый год чуть ли не каждый город считал отсчитывал по своей системе. Эра Дионисия (от рождества Христова, или наша эра) впервые официально использовалась в Англии до норманского нашествия, но ближе к новому времени стала наиболее употребляемой во всей Европе. Кстати, и до Евгения IV эта эра использовалась в папских документах достаточно регулярно, боюсь, Климшин, из книги которого взялось утверждение, не совсем понял суть реформы делопроизводства в папской канцелярии в 1431 г.
Вернемся к раннему средневековью. В отличие от Запада, в Восточной Европе и Ближнем Востоке получили широкое распространение различные эры от сотворения мира. Их, наверное, может набраться несколько дюжин, но самая распространенная из них — Византийская эра, которая была принята РПЦ и стала официальным летоисчислением на Руси вплоть до реформы Петра I.
Таким образом, летоисчисление не является частью юлианского календаря. По всей Европе от Ирландии и до Византии использовался один и тот же юлианский календарь (т.е., например, 14 сентября везде было 14 сентября, и Пасха везде начиналась в один день, и високосный день был тот же), но каждое государство использовали свой способ считать года и свое исчисление лет. —Mgar 21:18, 29 декабря 2011 (UTC)

Источник: ru.wikipedia.org

Юлианский календарь, Пётр I перенес начало года на 1 январяСовременный календарь берет начало от древнеримского

Современный календарь берет начало от древнеримского юлианского календаря, который был введен с 1 января 45 года до нашей эры в результате реформы, осуществленной в 46 году до нашей эры Юлием Цезарем.

В 7 веке по Рождеству Христову дата 1 марта 5508 года до Рождества Христова была официально принята в качестве точки отсчета (сотворение Адама Господом Богом) для календаря православной византийской эры «от Сотворения мира».

С момента Крещения Руси Великим князем Киевским Владимиром Святым в 988 году и в течение почти 500 лет началом года на Руси, как и в Византии, считалось 1 марта.

В 1492 году, по инициативе Великого князя Московского Ивана III, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет.

1 сентября 7208 года в России отпраздновали очередной Новый год. А 19 декабря 7208 года был подписан и обнародован именной указ Петра I, по которому вводилось новое начало года – от 1 января, и новая эра – летосчисление от Рождества Христова.

Царь предписал вместо 1 января 7209 года «oт Сотворения мира» считать 1 января 1700 года «от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Год 1699-й, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца – с сентября по декабрь.

Точность Юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается один дополнительный день. К середине 20 века практически все страны мира пользовались григорианским календарем. В России он был введен после Октябрьской революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток.

Год в григорианском счислении длиннее тропического на 26 секунд, и разность в сутки накапливается в течение 3323 лет. Разница между старым и новым стилями составляет для 18 века 11 суток, для 19 века – 12 суток и для 20 века – 13 суток. Дни недели в обоих календарях совпадают, и поэтому при переходе от одного из них к другому день недели сохраняется.

Исправленный календарь получил название «нового стиля», а за старым юлианским укрепилось название «старый стиль». Русская Православная церковь, сохраняя традиции, живет по юлианскому календарю.

Источник: russouz.ru

Православный календарь – «икона времени»

Введение петром 1 нового летоисчисленияКалендарь – это система измерения времени. Но что такое время?

«Я знаю, что такое время, когда не спрашивают об этом, а когда спрашивают, то чем больше думаю, тем более недоумеваю и теряюсь» (Блж. Августин). Нашему земному восприятию доступна лишь текущая сторона времени, «настоящее», тогда как для Бога в Его Царствии Небесном время имеет еще непостижимое для нас целостное измерение «вечности», охватывая единым смыслом прошлое, настоящее и будущее.

«Хранительницей тайны времени выступает Церковь. Она показывает нам источник времени. Его начало – это само міроздание… Церковь учит нас, что время – это условие становления личности, условие самоопределения человека как богоподобного существа… В Церкви освящается само время… Богослужения – цикличны. Круг – символ вечности… Церковный календарь должен передавать дух воцерковленного времени. Поэтому он должен обладать строгой ритмикой, четкими периодами и цикличностью…» (архимандрит Рафаил (Карелин). «Мистика земного времени»).

Книга Бытия указывает одновременно три ориентира для измерения времени – солнце, луну и звезды: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов… И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт. 1:14-16).

Однако на практике составить календарь, абсолютно точный по этим чисто физическим параметрам, оказалось невозможно даже на основе современной науки. Например, если заглянуть в астрономический учебник (К.У. Аллен. Астрофизические величины. М., 1977. С. 35), – может возникнуть вопрос: относительно чего и как можно наиболее точно измерять продолжительность года?

В астрономии для этого существует несколько понятий. Самым точным можно считать сидерический год (годовой цикл перемещения земли относительно неподвижных звёзд) продолжительностью 365,25636556 суток. Время изменения прямого восхождения среднего Солнца, измеренного относительно неподвижной эклиптики, равно 365,2551897 суток. Аномалистический год (время между последовательными прохождениями через перигелий) 365,25964134 суток. Тропический год (от одного весеннего равноденствия до другого) составляет 365,242199 средних солнечных суток – он как наиболее наглядный, разумеется, наиболее удобен на практике. (Подобные различные понятия и цифры существуют и для измерения продолжительности месяца.)

Наибольшая же практическая сложность составления календарей заключается в том, что продолжительность суток (оборот Земли вокруг оси), лунного месяца (оборот Луны вокруг Земли) и года (оборот Земли вокруг Солнца) в любом случае не имеют точной соизмеримости друг с другом в виде целых чисел. Попытки найти наиболее гармоничное согласование между собою суток, месяца и года дали в истории несколько типов календарей в зависимости от того, какой параметр положен в основу.

История создания лунно-солнечного календаря

Таким образом, все календари разделяются на 1) лунные, 2) солнечные, 3) солнечно-лунные. Ниже приведем описание их из статьи протоиерея Бориса Молчанова, которая в свою очередь основана на работе «Церковное времясчисление» астронома Пулковской обсерватории А. Предтеченского (издана в 1941 г. Русской Духовной Миссией в Пекине, указанные ниже цитаты с указанием страниц взяты из его книги).

1. Лунный календарь

«Мысль воспользоваться для этого луной была самая естественная и рациональная, пока человечество не научилось производить сложных астрономических наблюдений. Определить продолжительность промежутка времени, протекающего между двумя полнолуниями, несравненно легче, чем узнать — через сколько дней солнце возвращается вновь к точке того же равноденствия или «стояния» (с. 22). Поэтому лунный календарь во всех древних восточных странах — в Палестине, в Сирии, в Египте — еще задолго до Рождества Христова был уже во всеобщем употреблении. К началу же IV века до Р.X., после открытия 19-летнего лунного цикла, сделанного греческим астрономом Метоном, он был уже в таком совершенном виде, что сохранился без всяких изменений до настоящего времени [в мусульманских странах]. Греки за всё время своего исторического существования держались лунного года… Евреи держатся его и до сих пор. Лунный календарь, как календарь библейский, по которому жил, пострадал за нас и воскрес Сам Господь наш Иисус Христос, с самого начала христианства вошёл в состав и христианского церковного календаря.

Продолжительность лунного месяца тогда определялась с большою точностью. В нашем церковном календаре она записана так: «каждая луна имеет 29 дней, и полдня, и полчаса, и пятую часть часа«, то есть 29 дней и 12,7 час. или 29,52 суток. Теперь длина лунного месяца с астрономическою точностью принимается равной 29,530588 суток. Такое астрономическое уточнение никакого значения для лунного календаря не имеет, т.к. в случае учёта не только дней, но и часов с их тысячными долями пришлось бы начинать каждый новый месяц в разные часы суток. «Поэтому весьма естественно стали считать месяцы попеременно в 29 и в 30 дней. Очевидно такие обоснованные лунные месяцы были гораздо лучше и рациональнее наших солнечных, отличающихся большим разнообразием — в 31, 30, 29 и 28 дней, причем следующих друг за другом совершенно произвольно» (с. 23).

Началом лунного года является новолуние первого весеннего месяца, соответствующего в солнечном году месяцу марту. Так как это новолуние может быть в один из дней от 1 до 29 марта, то и начало лунного года редко совпадает с началом солнечного мартовского года. Первый весенний месяц лунного года у евреев называется нисаном.

Лунный год имеет 12 месяцев — нечётных по 30 дней, чётных по 29 и равняется 354 дням. Будучи меньше солнечного на 11 дней (365 — 354), он не может начинаться сразу вслед за окончанием предыдущего. Поэтому всегда к началу солнечного года (1-го марта) от лунного года остаётся хвостик неполной 13-й луны, которая в счёт данного лунного года не входит.

2. Солнечный календарь

а) Сотический год [Сотис — Сириус]

Египетские ученые жрецы-астрономы наряду с лунными годами стали употреблять и другой способ времясчисления. Уже в глубокой древности они знали продолжительность времени между двумя последовательными разливами Нила, между двумя возвращениями солнца к весеннему равноденствию, которую исчисляли немного более 365 суток. «Узнав впоследствии, что год равняется 365 суткам с 6 часами, они не заботились вводить наших високосных годов для исправления счёта, а продолжали отсчитывать (солнечные) годы по 365 дней… Таким образом через каждые 4 года весеннее равноденствие у них случалось днём позже. Одним днём позже перед появлением солнца восходил и ослепительно яркий Сириус, возвещавший начало половодья Нила… Благодаря такому возраставшему опаздыванию египетского сотического года, самый знаменательный день, в который впервые в году появлялся на небе Сириус, день, в который с математическою точностью начиналось правильное разлитие Нила, падал на разные числа разных месяцев и возвращался к исходному дню лишь через 365 четырехлетий или через 1461 год. Но в этом промежутке времени истинных солнечных годов заключалось только 1460. Поэтому отбросив один лишне насчитанный год, египтяне начинали свой счет снова и тем исправляли сделанную погрешность» (стр. 24).

б) Юлианский год

Когда римляне завоевали Египет, они познакомились и с новым для себя египетским времясчислением. Юлий Цезарь решил ввести его и у себя, но только в более точном счете, чтобы связать солнечный год с европейским положением солнца, с европейскими весной, летом и т. д. «Год, принятый Юлием Цезарем, по совету александрийского астронома Созигена равнялся 365 суткам и 6 часам. Применить его решили таким образом, что три года считали по 365 дней, а на четвертый прибавляли скопившийся из остатков один день (6 час. х 4 = 24 часа или 1 сутки) и считали год в 366 дней так же, как это делаем и мы до настоящего времени» (с. 25).

Такое юлианское времясчисление приняли и древние египтяне, начав новый календарь с «Актийской эры», то есть с того времени, когда произошла у них битва с римлянами при Актиуме, лишившая их политической самостоятельности. «Это событие, битва при Актиуме, произошло в последних числах августа (считая по нашему календарю — 29 августа). И не это ли обстоятельство, в числе других причин, подало повод (нашему церковному календарю) к исчислению времени римскими индиктами или годами, начинающимися с сентября? Если бы это предположение оказалось справедливым, то наш церковный календарь заключал бы в себе, следы всех изменений в летосчислении… употреблявшихся со времени возникновения цивилизации» (с. 25).

3. Согласование лунного календаря с солнечным

а) Лунный год в отношении к сотическому году

Не надо было обладать особенною наблюдательностью, чтобы заметить, что от одной весны до другой, от одного разлития Нила до другого заключается больше 12, но меньше 13 лун, т. е. лунных месяцев. Чтобы уравнять счет лунных (меньших) годов со счетом солнечных (больших) годов, [египтяне] решили первые два лунных года считать по 12 месяцев, третий лунный год — в 13 месяцев, четвертый и пятый годы опять по 12 месяцев, шестой же год — в 13 месяцев. По 13 месяцев надо было считать: 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы. И когда мы подсчитаем сумму дней в таком 19-летнем лунном периоде и сумму дней, содержащихся в 19 годах солнечного египетского календаря, тогда мы увидим, что эти суммы равны. Такое равенство дней приводило начало лунного года и начало солнечного года к исходному порядку, когда первый месяц лунного года и первый месяц солнечного года начинались в эпоху весеннего равноденствия. Такой способ согласования лунного календаря с солнечным путем вставки в некоторые лунные годы 13-й луны и открытие 19-летнего лунного цикла были сделаны греческим астрономом Метоном за четыре столетия до христианской эры…

б) Лунный год в отношении к юлианскому году

Согласование лунного исчисления с египетским солнечным годом благодаря Метону совершилось легко. В 19-летних периодах лунных и солнечных содержалось одинаковое число дней — 6935. «Приспособление же лунного календаря к Юлианскому оказалось труднее, ибо в 19-летнем периоде юлианских годов было не 6935, а 6939 суток и 18 часов… Значит, относительно истинного счёта времени лунный год через 19 лет уходил вперёд на 4 дня, а юлианский год в тот же период подавался назад больше, чем на 4 дня, почти на 5 дней, так что если в какой-нибудь год 1 Нисана (первый месяц лунного года) совпадало с 1 марта (первый месяц солнечного юлианского года), то через 19 лет 1 Нисана начиналось шестью часами раньше наступления 1 марта. Однако, легко видеть, что такое опаздывание начала лунного года относительно начала юлианского совершалось не непрерывно, а имело сравнительно очень небольшой период. В самом деле, в четыре 19-летия, то есть в 76 лунных лет насчитается 27740 дней, а в 76 юлианских годах будет на 19 дней больше (благодаря прибавке одного дня в каждый четвертый високосный год), т. е. 27759 дней.

Стало быть, через 76 лет лунный счет уходил вперёд на 19 дней (то есть весеннее равноденствие случалось по этому счёту 19 днями позднее), но юлианский календарь прибавкою за это же время 19 дней возвращал это равноденствие на столько же дней назад . Поэтому через 76 лет начало лунного года в точности совпадет с началом юлианского, так что вычисляемые по этому циклу лунные фазы будут приходиться на те же числа и месяцы юлианские, как это было 76 лет тому назад. В 76 сотических лет истекает в точности 76 лет лунных и 76 юлианских, так что последние года, начавшись вместе, через 76 лет и окончатся вместе, и как один, так и другой 77-й год начнутся не только в один и тот же день, но и в тот же самый час… Результат счисления лунных годов совместно с юлианскими выходит точно такой же, как если бы к лунному циклу по истечении его мы придавали 4 дня, или еще лучше придавали 19 дней по истечении 76 лет. Поэтому при сравнении лунных годов с солнечными юлианскими в Метоновом цикле високосных годов принимать в расчет не нужно, а считать все 19 лет простыми по 365 дней» (с. 26-27).
 (Протоиерей Борис Молчанов. К познанию нашего церковного календаря)

Юлианский календарь

Итак, Юлианский календарь стал завершенной картиной гармонизации лунного и солнечного календарей. Он был объявлен государственным календарем Римской империи Юлием Цезарем в 46 г. до Р.Х. Римляне начинали год первым месяцем после самой долгой ночи (зимнего солнцестояния), то есть январем. Правда, в Юлианском календаре год оказался на 0,0078 суток длиннее тропического года. Эта разность за 128,5 лет достигает целых суток.

Заметим, однако, что составитель Юлианского календаря Созиген знал более точные астрономические цифры. Уже греческий астроном Гиппарх, живший столетием раньше, составил астрономические таблицы, где звездный и солнечный год были вычислены с точностью вплоть до секунд. И в Вавилонских таблицах точность обезпечивалась в пределах 2 секунд. Математически удивительно точен был и календарь индейцев Майя в центральной Америке… Созиген не мог не знать таблицы Гиппарха, – отмечает архм. Рафаил, – но его целью было создать не «линейку» для измерения времени, а способ его гармонизации, положив в основу календаря цикличность и ритм, – это для Созигена было важнее всего. Мы видим здесь более высокую культуру мышления, восприятие времени не только как протяженности, но как гармонии и ритма. То есть созданный Созигеном календарь творчески упорядочивает время, а не скрупулезно и сложно подлаживается под природные арифметические показатели движения объектов Вселенной.

Вот гармоничные циклы Юлианского календаря: четырехлетний цикл, который заключает три простых и один високосный год; 28-летний цикл, когда совпадают число месяца и дни недели; великий Индиктион – 532-летний период, в котором повторяются все особенности предыдущих циклов (он получается в результате перемножения круга Солнца в 28 лет и круга Луны в 19 лет).

Православный церковный календарь

Введение петром 1 нового летоисчисления Юлианский календарь был введен в Римской империи (по сути вселенской, охватывавшей центральные народы человечества) накануне воплощения Христа – в чем уже можно видеть его промыслительное значение. В христианскую эпоху этот календарь приобрел новое важное значение: I Вселенский Собор (Никейский в 325 г. по Р.Х.) принял его в основание христианского времясчисления от Сотворения міра, а за начало года – создание Адама в пятницу 1 марта. Главной целью Собора по установлению христианского календаря было – составить раз навсегда общие для всех правила определения дня Пасхи (с учетом 19-летнего круга Луны, когда совпадают числа месяца и ее фазы). Было решено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого (мартовского) полнолуния – даже в том случае, если последнее случится в воскресение, – но не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта и чтобы праздник всегда был после иудейской пасхи. В последнем случае, для соблюдения этого условия, Пасху переносили на месяц позже. Пасхальный цикл, міротворный круг, индиктион составляет 532 года, то есть каждые 532 года повторяется одинаковый вариант празднования Пасхи в году.

Причем столь сложное постановление не было произвольной прихотью древних епископов. Они исходили из того, что Господу было угодно исправить человека после его грехопадения в тот же самый день, когда человек был первоначально создан Богом, – а это, по древнему преданию, произошло во время равноденствия и полнолуния, которые продолжались все шесть дней творения міра, показывая его совершенство созданному на шестой день человеку, перед седьмым днем отдыха. Поэтому Христос также пострадал во время иудейской пасхи, которая «свела воедино ко времени страдания Христа все сроки: она предварена была равноденствием, падала на 14-й день Луны, и дни тогда были, соответствующие нашим пятнице, субботе и воскресенью… Так Единородный Сын Божий все те времена, в которые пал сотворенный человек, старался свести воедино для исправления его и устроить обновление природы, для чего необходимо было соединение времен… Потому-то мы и соблюдаем все определенные времена, чтобы показать подражание тому таинственному смыслу», – писал св. Иоанн Златоуст («Слово седьмое о Пасхе»).

А поскольку события смерти и воскресения Христа произошли после иудейской пасхи, то они и должны хронологически следовать за ней; кроме того, от иудейской пасхи было принято «отвращаться по возможности на дальнейшее расстояние» как от праздника, приобретшего богоборный смысл.

Таким образом, календарь, по которому идет жизнь Православной Церкви – представляет собой Божественное одухотворение дохристианского юлианского календаря в его природно-космической гармонии небесных светил. («Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света». – Пс. 148:3.)

«На некоторых древних иконах Распятия Сына Божия можно видеть изображение солнца и луны, говорящие о том, что в церковном прославлении событий нашего спасения должны участвовать и солнечный, и лунный календарь при непременном их взаимном согласовании. В нашем церковном календаре, всецело отвечающем нашему богослужебному уставу, одновременно и участвуют и солнечный, и лунный счет. В одних церковных книгах содержатся богослужения, совершаемые по солнечному календарю, например, в месячной и праздничной минеях, в других – совершаемые по лунному календарю (в постной и цветной триоди и в октоихе). Главнейший наш праздник – Воскресение Христово – а также все праздники и дни, тесно связанные с ним своим содержанием и зависящие от него по времени (великий пост с подготовительными неделями, Вознесение Господне, Пятидесятница, начало Петрова поста и его продолжительность, весь счет недель по Пятидесятнице) совершаются по лунному календарю. Так как начало лунного года (1 Нисана) редко совпадало с началом солнечного юлианского года (1 марта), то праздник христианской Пасхи приходился на разные числа юлианских месяцев марта и апреля. Вычисление времени Пасхи по лунному и по солнечному счету стало сложной наукой, называемой Пасхалией. В этой области точного и неразрывного согласования лунного с юлианским мы имеем непревзойденный труд александрийских астрономов (конца III века), который наша Церковь бережно хранит и который печатается в некоторых богослужебных книгах для постоянного руководства нашего в виде «зрячей пасхалии»…

Изучив нашу пасхалию, мы невольно проникаемся удивлением перед гениальной работой александрийских учёных, достигших в своей пасхалии нерушимой связи лунного календаря с солнечным юлианским. Александрийские астрономы в III веке прекрасно знали отставание юлианского календаря от солнца. Но, несмотря на это, они юлианский календарь не отвергли и мудро воспользовались его ошибкой для прочного согласования его с годом лунным, лежащим в основе нашей пасхалии. И если Юлианский календарь отстаёт от истинного солнечного времени, то вместе с ним отстаёт и лунный. «Лунный год навсегда оказывается связанным с юлианским, и никакого векового отступления его от юлианского быть не может. Неточность юлианского года принадлежит равным образом и лунному, и если с течением веков равноденствие отступает в юлианском годе назад, то оно отступает равным же образом и в лунном году» (с. 27). Разница между лунным и нашим Юлианским календарём, по вычислению А. Предтеченского, не превышает полтора часа по истечении тысячелетия. Мы сами видим, как все пасхальные полнолуния, вычисленные на тысячелетия вперёд в нашей пасхалии, точно приходятся на все указанные даты Юлианского календаря, и совсем не совпадают с григорианским календарём.

Нерушимая связь лунного календаря с Юлианским особенно наглядно выступает в следующих постоянных периодических явлениях. Мы знаем, что лунный цикл равен 19 годам, а солнечный 28 годам. Разложим эти числа на первоначальных множителей. 19 = 1 х 19; 28 = 4 х 7. Что у нас получится, когда мы их перемножим?
19 х 4 = 76, т.е. тот период в 76 лет, по истечении которого начало лунного года в точности совпадает с началом юлианского (1-го нисана приходится 1-го марта). Таким образом, все, вычисленные но циклу лунные фазы, снова приходятся на те же числа и месяцы Юлианского календаря, как это было 76 лет тому назад.

Теперь, если мы помножим 76 х 7, то получим 532, т.е. тот период (называемый «альфой», т.к. по-гречески а = 1, л = 30, ф = 500, и а = 1, в сумме дают 532, или «великим индиктионом» в 532 года), но истечении которого Пасха снова приходится на те же самые дни и месяцы, в которые она праздновалась с самого начала и во всё продолжение великого индиктиона. Ввиду такой прочной связи лунного года с юлианским, о каком-либо изменении Юлианского календаря не может быть и речи, ибо в противном случае неизбежны нарушение всей стройной системы нашей пасхалии и внесение великой путаницы во все пасхальные вычисления» (протоиерей Борис Молчанов).

Так Юлианский календарь был освящен Церковью и стал церковным календарем и основой православного устава. То есть, утвержденный Вселенскими Соборами, он стал неотделимой частью Священного предания, которое Соборы запретили изменять под угрозой 7-го правила Апостолов: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, Святой День Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина».

Григорианский календарь в сравнении с православным

Итак, тропический год (от одного весеннего равноденствия до другого) составляет 365,242199 средних солнечных суток. В Юлианском календаре год принят за 365,25 суток, то есть на 0,0078 суток длиннее тропического года. Эта разность за 128,5 лет достигает целых суток. По этой причине весеннее равноденствие, бывшее во время Никейского Собора в 325 г. 21 марта, сдвинулось к 1582 г. на 11 марта.

Чтобы исправить это, папа Григорий ХIII постановил исключить в 1582 г. из календаря 10 дней (после четверга 4 октября приказал считать пятницу 15-м октября). А на будущее повелел исключать в каждые 400 лет по 3 дня, то есть исключить из числа високосных те вековые годы (с двумя нулями на конце), число сотен которых не делится без остатка на 4. Таким образом, в 400 годах будут високосными не 100, а только 97. (Заметим, что, будучи точнее юлианского, средняя продолжительность григорианского года в 365,2425 суток тоже не совпадает с тропическим годом, что приводит к ошибке в одни сутки за 3280 лет.) Однако этот календарь, претендующий на бóльшую точность и названный по имени папы григорианским, стал прежде всего продуктом европейской гордыни рационального ума и папского стремления к первенству:

«В то время европейская астрономия не обладала в этой области новыми знаниями, принципиально отличающимися от тех, которыми обладала античная древность и средневековый мусульманский мір… Причиной, побудившей произвести реформу календаря, было не поступательное развитие науки, как хотят объяснить это сторонники григорианского календаря, а изменение самого мышления человека (так называемого Нового времени). Теургическое восприятие міра сменилось плоским рационализмом. Наука отделила себя от философии, поэтому потеряла такие представления и идеи, как первопричина и конечная цель, и рационалистическая наука упорно стремится объяснить само міроздание и жизнь на земле серией случайностей. Ватикан был не центром науки, а центром религиозного рационализма, который подготовила схоластика и практицизм, стремящийся земными средствами создать Царство Божие на земле…» (архм. Рафаил).

В результате реформы вместо той простоты и ясности, которыми отличались правила Никейского Собора, григорианский календарь внес множество затруднений.

«Благодаря такой примитивности календарной реформы, первыми нарушителями её стали сами гг. реформаторы итальянские астрономы, которых сразу же встретили разные практические затруднения. Как они могли продолжать вести журнал своих астрономических наблюдений, в котором они должны были отмечать не только дни, но часы и минуты, сделав в нём пропуск 10 суток? Как они могли делать свои вычисления, после того как они своей реформой прервали всякую связь с прежним календарем? Единственным выходом из этого положения могло быть возвращение к отвергнутому Юлианскому календарю и постоянное пользование им при всех вычислениях с простой заменой результатов своих вычислений, получаемых в числах юлианского календаря новыми цифрами григорианского календаря. Но стоило ли из за этого производить реформу самого календаря?

Самым же решительным противником римской реформы оказался лунный календарь, который ни в какую связь с новым солнечным календарем вступить не мог. Поэтому итальянские реформаторы были вынуждены изменить и его, и всю нашу пасхалию. Прекраснейший труд александрийских ученых был искажен. Их гениально простая и точная система была заменена новой системой, и громоздкой, и не достигающей поставленной цели. Согласованность лунного года с солнечным была нарушена. «Был изменён порядок счисления лунных кругов, были изменены основания, стали поправлять движение луны введением ускорения на одни сутки в 310 лет, и кончили тем, что привели свою Пасху в некоторые годы к совпадению с пасхой еврейской, то есть к тому, что именно и было осуждено Никейским (I Вселенским) Собором… Если бы самонадеянные составители нового календаря, Алоизни Лилио с товарищами, потрудились изучить современный им еврейский календарь, то они не ввели бы несчастного лунного уравнения» (с. 16)» (протоиерей Борис Молчанов с цитированием А. Предтеченского).

Итак, григорианский календарь утратил всю внутреннюю красоту и гармоничную цикличность Юлианского календаря: поскольку в григорианском календаре уже не совпадает число простых и високосных годов в каждом столетии, то оказались разрушены 28-летний и 532-летний циклы. Исказился и духовный смысл праздника Пасхи, чем нарушилось 7-е Апостольское правило.

Тем не менее указ папы о введении нового календаря был сразу безоговорочно принят в католических странах в силу церковной дисциплины (под угрозой отлучения). В протестантских странах никаких препятствий духовного рода для принятия нового «научного» стиля тоже не было. В 1700 г. новый календарь был введен в Германии, Швейцарии, Дании и Голландии, в 1752 г. в Англии, в 1753 г. в Швеции.

Можно предположить, что переход неправославного, апостасийного «христианского» міра на иной календарь был и промыслительным, ибо обезпечивал некоторую изоляцию русской православной жизни от западной, затруднял внедрение в Россию общего апостасийного ритма. Тем самым отпадавшие от истинной Церкви переходили на духовно неистинное, антиканоничное времясчисление.

Неправославные люди накануне революции видели в православном календаре лишь «мракобесие» и неудобство в сношениях с иностранным мiром (разница в 13 дней; хотя и некоторые мусульманские страны, и Япония, и государство «Израиль» живут по своим календарям и неудобств от этого не испытывают). Православный же народ и сегодня тем более был бы рад, если бы между Россией и Новым міровым порядком восстановилась эта важная преграда в летосчислении, которая подчеркивает нашу принадлежность к разным мiрам: апостасийный мiр живет по своему рациональному арифмометру; удерживающий же мiр живет по богодухновенным канонам – и не случайно ежегодное чудо схождения Благодатного Огня совершается в Иерусалиме на Пасху по православному календарю!

На аргумент же «большей астрономической точности» григорианского календаря и того, что юлианский календарь из-за отставания от тропического года через тысячу лет станет вообще «непригоден»,  архиепископ Иннокентий Пекинский отвечал в 1920 г. таким увещеванием: «Что нам до того, что будет через тысячу лет, если Спаситель заповедал нам не заботиться о завтрашнем дне? Сомнительно даже, что и Земля-то наша просуществует столько времени. Куда же нужны будут их реформированные календари, когда, по обетованию Спасителя, и времени больше не будет».

Итак, в православной России церковное летосчисление, перенятое из Византии, велось согласно Юлианскому календарю. Менялось с течением времени лишь начало года и начальная точка отсчета календаря. До 7000 г. от Сотворения мiра (по введенному Петром календарю – до 1492 г.) церковное летосчисление велось от Сотворения міра с 1 марта,  – со дня создания Адама. С 7000 г. начало года перенесли на 1 сентября, как было в Византии (в память Императора Константина Великого и победы христианства). Этим подчеркивалось, что Русь считает себя преемницей Византии, что тогда имело огромное значение для самосознания русского государства как Третьего Рима. В 1700 г. Петр I, сохраняя Юлианский календарь, ввел принятое на Западе официальное начало года с 1 января (после зимнего солнцестояния) и летосчисление от Рождества Христова (отличающееся от прежнего, от Сотворения міра, на 5508 лет – оставляем сейчас в стороне фактическую правильность этой цифры), однако Церковь сохранила свой годичный цикл богослужений с сентября. Церковный год и сейчас начинается 1 сентября (церковное новолетие) и оканчивается 31 августа. (Возможно, поэтому и учебный год у нас до сих пор начинается 1 сентября.) Недельный круг начинается воскресеньем и заканчивается субботой. Дневной круг начинается с вечера и заканчивается в конце дня.

Из всего вышесказанного ясно, что Юлианский календарь дорог нам, православным, не только потому, что представляет собой национальную традицию. Традиции бывают разные, от иных не грех и отказаться ради Истины. Юлианский календарь дорог тем, что слит воедино с уставом богослужения, он вошел в неизменяемое литургическое предание Церкви как сверхвременного явления. «Совершая богослужение по чину, которое ведет начало от лет древних и соблюдается во всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви… При таком отношении… пребудет неизменным великое и спасительное единение основ и преданий церковных», – так в 1921 г. обосновывал св. Патриарх Тихон свой отказ перейти на григорианский стиль.

Даже в советское время ученый А.Н. Зелинский смог издать работу, в которой пришел к выводу: «Если вспомнить древнее пифагорейское воззрение, что «все есть число», то средневековый [православный] календарь предстанет перед нами как особым образом организованное число, раскрывающее «божественную геометрию» Вселенной, которое не только упорядочивает время міра, но и освящает его. В контексте этой мысли календарь становитcя особой космотворческой силой, высветляющей их Хаоса Космос или, если говорить языком естественных наук, уменьшающий энтропию в поле человеческого сознания». Православный календарь – «одно из высочайших достижений человеческого гения» («Конструктивные принципы древнерусского календаря». М., «Наука», 1978).

Не случайно все антихристианские силы в своем «преобразовании міра» стремились исказить и отменить юлианский календарь. Так, во время Французской революции (1793 г.) были изменены названия и продолжительность месяцев (каждый по 30 дней) и семидневные недели были заменены декадами с довеском в 5 дней в конце года. Октябрьский переворот 1917 г. в России привел сначала к введению григорианского календаря, затем большевики попытались отменить и семидневную неделю. Часть православного міра, в связи с экуменическими тенденциями Константинопольского патриархата (под влиянием масонства), в 1920-е гг. перешла на новый стиль, «чтобы отмечать все праздники вместе с католиками и протестантами». В демократических странах уже давно (еще с образования масонами Лиги Наций) предлагается ввести «Всемірный календарь», еще более унифицирующий нынешний григорианский; этим занимается специальная комиссия ООН.

Стремление от сложного состояния міра к упрощенному, примитивному, в физике называется энтропией. В животном міре – вырождением. В человеческом духовном міре – апостасией, которая должна закончиться гибелью земного міра. Надеемся, что наш календарь «Святая Русь» содержит достаточно полезного материала для русского человека, чтобы задуматься над этим процессом и сделать верные выводы для своей личной и общественной жизни в столь ответственное время.

Именно русская история воплотила в себе не просто цепь хаотичных событий, побед, поражений, смен правителей, – но и более, чем у какого-либо народа, выявляет духовный смысл истории как борьбы сил добра и зла за следование человечества Божию замыслу о міре. Таким осознали смысл истории уже первые русские духовные вожди и летописцы. Их традицию мы постарались продолжить в нашем календаре-альманахе.

Введение петром 1 нового летоисчисленияПрп. Нестор – первый русский историк. Он положил начало воистину христианскому летописанию, в основе которого не восхваление своего народа (как то мы почти всегда видим у других), а правдивая оценка его поведения по отношению к Божию замыслу, с обличением всех уклонений от него и грехов, которые и становятся причиной наших катастроф.

Перевод исторических дат

В заключение сделаем важное примечание.

В советских справочных изданиях за основу взят григорианский стиль, поэтому даты старого стиля прошлых веков имеют перевод в новый с тою разницею в днях, какая имелась на время самого события. Например, А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 г. по старому стилю, что в ХVIII веке соответствовало 6-му июня по новому стилю. Эта дата 6 июня праздновалась как «день рождения Пушкина» и в ХХ веке, хотя теперь она, из-за прибавления одного дня в столетие, уже в церковном смысле соответствует 24-му мая по старому стилю, а не 26-му (8 июня н.ст.). Тем самым при датировке новым стилем получается отрыв каждого исторического события от его церковно-духовного значения по юлианскому календарю. А ведь раньше русские люди и имя получали по имени того святого, в день памяти которого они увидели свет либо были крещены.

Это относится и к важным историческим событиям. Например, Куликовская битва произошла в день Рождества Пресвятой Богородицы (а это было важно для духа русских воинов) – 8 сентября по старому стилю, что соответствует 21 сентября по новому. В советское же время с 1923 г. для определения этой даты по новому стилю стали прибавлять столько дней, на сколько новый стиль — которого тогда еще не было! — отличался от юлианского в момент исторического события, – получилось 16 сентября, что ныне соответствует 3 сентября в юлианском календаре и другому церковному значению. Новый пример подобной малограмотности дан постановлением Государственной Думы от 23.5.2003, почему-то решившим отмечать Куликовскую битву 8 сентября по новому стилю, что соответствует 26 августа по юлианскому календарю и опять-таки совсем другому церковному празднику.

Поэтому юлианский календарь должен лежать в основе празднования всех исторических памятных дат, чтобы не отрывать их от церковно-духовного значения соответствующего дня, определяемого только по юлианскому календарю. В нашем календаре-альманахе в основу перевода исторических дат на новый стиль положено это правило.

М.Н.

Источник: rusidea.org


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.