Ярополк святославич краткая биография

– великий князь Киевский (945-980). Отец его, Святослав, занятый своими делами в Болгарии, не жил на Руси, поручив воспитание детей и управление государством матери своей, Ольге, вследствие чего Русь часто страдала от нападений соседних кочевников.
Так, в 968 году Я. с братьями едва не погиб от печенегов, осадивших Киев: там вскоре начался голод, “изнемогаху же людье гладом и водою”. Ольга с внуками спаслась только благодаря ловкости и хитрости одного киевлянина.
Вызванный этими событиями на Русь, Святослав прогнал печенегов от Киева и пробыл там до смерти Ольги (в 970 году), а затем уехал обратно в Болгарию, разделив Русскую землю между своими сыновьями, причем Я. получил Киев, Олег – землю Древлянскую, а Владимир, по просьбе новгородцев, – Новгород.
По смерти Святослава в 973 году Я. остался старшим в роду и великим князем киевским.
Его княжение было ознаменовано междоусобной войной с братом Олегом.
Причиной этой войны послужило убийство Олегом на охоте Люта, сына Свинельда, советника Я. и ближайшего дружинника.
С тех пор Свинельд вооружал Я. против брата. В 977 году по его совету Я. пошел войной на Олега, победил его и захватил волость его. Олег погиб, спасаясь от брата в город Овруч, во рву, окружавшем этот город. По словам летописца, когда труп его был найден и принесен покои княжеские, “приде Ярополк над ним плакася” и упрекал Свинельда.
Третий Святославович, Владимир, узнав про убийство Олега, “убоявся” и бежал за море; тогда Я. послал в Новгород своих посадников и стал один княжить на Руси. Через 3 года Владимир возвратился в Новгород, выгнал оттуда посадников Я. и с большим войском, состоявшим из варягов, новгородцев, чуди и кривичей, тронулся в Киев. По пути он покорил полоцкого князя Рогвольда, дочь которого, Рогнеда, была невестой Я. Убив ее отца и двух братьев, Владимир силой женился на ней. Из Полоцка он двинулся с большим войском на Я.; тот не был в состоянии сопротивляться ему и заперся в Киеве. Путем подкупа и разных обещаний Владимиру удалось привлечь на свою сторону воеводу Блуда, главного советника Я. Так как в Киеве убить князя было нельзя, потому что этого не допустили бы граждане, Блуд уговорил Я. бежать оттуда, уверив, что здесь оставаться ему опасно.
Я. затворился в Родне, при устье реки Роси. Владимир вошел в Киев, занял его и осадил Родно. Здесь скоро начался голод, откуда долго еще сохранилась пословица: “беда, аки в Родне”. Блуд, уверив Я., что бороться ему с Владимиром невозможно, убедил его пойти помириться с ним. Я., несмотря на предостережения одного из своей дружины, по имени Варяжко, согласился на это, но был предательски убит двумя варягами при входе на княжий двор. Варяжко бежал к печенегам и долго мстил за смерть своего князя, делая с ними набеги на Киев. Эти известия о смерти Я. взяты из начальных киевских летописей, которые, таким образом, главной причиной гибели Я. считают недостаток войска у него и измену Блуда. По Иоакимовой же летописи, приведенной у Татищева, главной причиной поражения Я. является нелюбовь к нему язычников.
Иоаким так характеризует Я.: “Бе муж кроткий и милостивый ко всем, любяше христианы, и аще сам не крестися народа ради, то никому не претяше”. Добрыня, дядя Владимира, зная, что Ярополк “нелюбим есть у людей, зане христианам даде волю велику”, убедил воевод его предаться Владимиру, что ими и было сделано в битве при реке Друче, в трех днях пути от Смоленска, где Я. был сражен “не силою, ни храбростью, но предательством воевод”. О внешних сношениях Руси, бывших при Я., историк Соловьев приводит следующие известия: о победе Ярополка над печенегами и вступлении печенежского князя Илдая на службу к Я., давшему ему города и волости; о заключении мира с греками на условиях отцовских и дедовских и о приходе послов папских.
По некоторым летописным известиям, Ярослав в 1044 году крестил кости Я. и Олега и похоронил их при церкви Св. Богородицы.
Карамзин, “История Государства Российского”, кн. І, стр. 108, 117-122; прим. 393, 418, 419, 422, 425, 448; кн. II, стр. 23; прим. 12, 53. – Соловьев, “История России с древнейших времен”, кн. І, стр. 144, 150, 152, прим. 2, 153, 154, 156-162. – Полное Собрание Русских Летописей, т. І, стр. 27-29, 31-33, 67; т. II, стр. 245, 246, 248, 249, 268; т. III, стр. 2; т. IV, стр. 174, 175; т. V, стр. 2, 106- 108, 110-112, 138; т. VII, стр. 28, 222, 231, 287, 289, 291-293, 331, 332. – Татищев, “История Российская с древнейших времен”, книга І, часть 1, глава 4-я. “О истории Иоакима, епископа Новгородского”; стр. 37-38. – М. М. Щербатов, “История Российская от древнейших времен”, т. I, стр. 334-340. – Погодин, “Ярополк и Владимир” (“Москвитянин”, 1848 г., № 2, стр. 103-106). – Военный энциклопедический лексикон, 1858 год, т. XIV, стр. 511. – А. В. Экземплярский, “Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.”, т. I, стр. 303, 308. – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 82, стр. 816. М. З. {Половцов} Ярополк I Святославич – князь, сын Святослава Игоревича, брат Владимира св. (945 – 980). Отправившись в поход на дунайских болгар, Святослав посадил Я. в Киеве. Вскоре после смерти Святослава (972) начались междоусобия между его сыновьями.
По словам летописца, брат Я., Олег древлянский, на охоте убил Люта, сына воеводы Свенельда, главного советника Ярополка;
Я., мстя за это убийство по настоянию Свенельда, начал войну против брата и разбил Олега, при чем последний был убит. Затем Я. послал своих посадников в Новгород, откуда бежал за море испуганный гибелью Олега, Владимир.
Я. стал единовластно княжить на Руси. В 980 г. Владимир возвратился с наемным варяжским войском и пошел на Ярополка, дорогой овладев г. Полоцком за то, что дочь полоцкого князя Рогволода, Рогнеда, предпочла ему Я., силой женился на Рогнеде; затем, при содействии изменника боярина Блуда, главного советника Я. по смерти Свенельда, Владимир овладел Киевом.
Я. послушался коварного совета Блуда, бежал из Киева и затворился в г. Родне, при устье реки Роси. Осажденный Владимиром, мучимый голодом (откуда надолго сохранилась пословица: “беда как на Родне”), Я. вступил в переговоры.
Доверяя мирным предложениям брата и совету изменника Блуда, он пошел в ставку Владимира, но у входа в нее был предательски убит двумя варягами, спрятанными в засаде (980). {Брокгауз}

Источник: biographiya.com

Ярополк Святославич: биография

Ярополк Святославич – великий князь Киевский, старший сын князя Святослава Игоревича. Принадлежит роду Рюриковичей. Правил Ярополк Древнерусским государством недолго – всего 8 лет – с 972 по 980 годы. Это время ознаменовано кровопролитными междоусобными войнами. Став убийцей собственного брата Олега, сам Ярополк пал от рук сводного брата Владимира.

Детство и юность

Точная дата рождения Ярополка неизвестна, но историки предполагают, что это был 945 год. Бытует мнение, что все-таки он родился на 10 лет позже – в 955. В замешательство приводит тот момент, что в 945 году его отцу Святославу Игоревичу было всего 3 года. Но немало летописей было уничтожено, поэтому о точности дат сложно говорить.

Ярополк Святославич
Ярополк Святославич

Отец Ярополка – князь Святослав Игоревич – был великим полководцем, его мало интересовала семейная жизнь. Потому и жену ему выбрала его мать – княжна Ольга. По некоторым данным, это была дочь киевского боярина. Но историк Василий Татищев утверждает, что супругой Святослава стала угорская княжна Предслава. У них родилось двое сыновей – Ярополк и Олег.

Святослав Игоревич в военных походах привык добиваться своих целей любой ценой. Супружескую верность он не стремился сохранять. Поэтому из походов князь привез не одну жену-пленницу. Брат Ярополка Владимир был ему сводным – родила его рабыня княжны Ольги – ключница Малуша.

Впервые имя Ярополка Святославича появилось в «Повести временных лет» в 968 году. Там описывался момент нападения печенегов на Киев. Якобы тогда княгиня Ольга заперлась в городе с тремя внуками.

Князь Святослав Игоревич
Князь Святослав Игоревич

В 970 году их отец вновь отправился в военный поход, а правление Киевом доверил старшему сыну Ярополку. Через 2 года стало известно, что великий князь киевский Святослав пал в бою с печенегами, и Ярополк стал полноправным правителем Древнерусского государства. Брату Олегу достались Древлянские земли, а Владимиру – Новгородские.

Константин Богданов писал, что все три брата воспитывались порознь, у каждого были свои наставники, они никогда не были близки. С каждым годом недоверие друг к другу только росло.

Правление

Предположительно, на начало правления Ярополку было 27 лет. Вокруг него было предостаточно советников. Но с детства его главным наставником был воевода Свенельд. В «Повести временных лет» описывается инцидент, из-за которого и началась междоусобная война между братьями.

Портрет Ярополка Святославича
Портрет Ярополка Святославича

Сын Свинельда охотился в лесах Олега, и молодой князь Древлянский убил его, случайно или умышленно – об этом история умалчивает. Свинельд, мечтая отомстить за жизнь сына, убеждает Ярополка отправиться с войском на Олега. Но есть мнение, что этот отрывок в «Повесть» был вставлен намного позже основного текста и является исключительно легендой.

Так или иначе, в 977 году Ярополк пошел с войной на брата. Преимущество было за Ярополком, и Олегу пришлось бежать. При отступлении в столицу своих земель Олег упал в ров и был раздавлен телами людей и лошадей. Ярополк не хотел смерти брата и крайне опечалился его трагической кончиной. Земли Олега перешли во владение Ярополка.

Князь Ярополк Святославич
Князь Ярополк Святославич

Когда о случившемся узнал Владимир, он ушел из Новгорода в варяжские земли. В его отсутствие Ярополк посадил в Новгород своего человека. Но вскоре Владимир вернулся, да не один, а с войском. Он быстро убрал ставленника из новгородских земель и отправился на Киев. Разумеется, целью Владимира была не просто месть за смерть брата, но и желание встать во главе Киевской Руси.

По своему характеру Ярополк был милостивым, он вел мягкую внутреннюю политику, например, князь дал волю христианам. Плюс ко всему, он взял в жены гречанку-христианку. Как раз по этим причинам в некоторых летописях отмечают нелюбовь народа к князю. Ведь основная масса людей была язычниками.

Земли Ярополка Святославича
Земли Ярополка Святославича

Ярополк был первым, кто начал чеканить в Киевской Руси собственные монеты. Они напоминали арабские дирхемы, позже их прозвали «псевдодирхемы Ярополка». Но в любом случае для Древнерусского государства это было большим шагом вперед.

Неплохо справлялся Ярополк Святославич и с внешней политикой. Ему удалось наладить отношения с германским императором Оттоном II. В 973 году он отправил послов в Германию, и даже есть версия, что князь был помолвлен с родственницей Оттона – Кунигундой. Его союз с Германией был тщательно им продуман – создавался он для противостояния Польше и Чехии. Не забыл он кровопролитных войн отца с Византией, поэтому Ярополк заключил новый мирный договор.

Личная жизнь

В «Повести временных лет» говорится, что женился Ярополк на бывшей греческой монахине. Ее захватил в плен отец Ярополка. Его ничуть не смутил монашеский статус женщины, он «расстриг» ее и взял в жены. Но, согласно Переяславско-Суздальской летописи, жена Ярополка постриглась в монахини только после смерти Ярополка, а «расстриг» ее Владимир, соблазнившись на ее красоту.

Александр Устюгов в роли Ярополка в фильме «Викинг»
Александр Устюгов в роли Ярополка в фильме «Викинг»

Ее имя было утрачено. Но после выхода на экраны фильма «Викинг» ей стали приписывать имя Ирина.

После убийства Ярополка Владимир сделал женщину собственной наложницей. По некоторым данным, на тот момент она была беременна, родила сына Святополка. Но этот вопрос вызывает большие дискуссии. Некоторые летописцы считают, что все же отцом Святополка был Владимир. По крайней мере, князь Владимир Святославич назвал его своим законным сыном. И в истории он остался как Святополк Владимирович. Позже стали говорить, что сын гречанки рожден от «двоих отцов».

Княжна Рогнеда Рогволодовна
Княжна Рогнеда Рогволодовна

Также есть информация, что во время брака Ярополка с Ириной к нему засватали Рогнеду Полоцкую. Вывод приходит сам собой – в то время многоженство было законно. Об этом сообщает и Николай Карамзин. К слову, когда Владимир шел на Киев, он захватил и Полоцк. Зная о сватовстве Рогнеды к Ярополку, он насильно взял девушку в жены, изнасиловав ее на глазах родителей, а после убил их и ее братьев.

Смерть

В завоевании столицы Владимиру Святославичу помог предатель в окружении Ярополка – воевода Блуд. По договоренности с Владимиром он убедил князя покинуть Киев и укрыться в городе Родне. Осада была столь мучительной, что в городе начался голод, и Ярополк решился на переговоры с братом.

Тем более что Блуд уверял князя, что ему ничего не грозит и Владимир не планирует брату причинять зла. Разумеется, в окружении Ярополка были люди, убеждающие его в обратном, но он поверил в слова Блуда и отправился на встречу к Владимиру, где сразу же был убит.

Смерть Ярополка Святославича
Смерть Ярополка Святославича

Два варяга вонзили ему острые мечи под пазухи. Предположительно, это случилось 11 июня 978 года. Так Владимир отомстил за смерть Олега и стал Великим князем киевским.

В 1044 году Ярослав Мудрый вырыл останки своих дядьев – Ярополка и Олега – и покрестил их кости. После этого перезахоронил их рядом с Владимиром. Правда, по христианским канонам подобные действия запрещены.

Память

  • 1870 – Хмыров М. Д. «Ярополк I Святославич»
  • 2004 – «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко», в роли Ярополка Александр Филиппенко
  • 2006 – мультфильм «Князь Владимир»
  • 2007 – «История Государства Российского», серия 11
  • 2013 – Богданов К. «Викинги и Русь. Завоеватели или союзники?»
  • 2016 – «Викинг», в роли Ярополка Александр Устюгов

Источник: 24smi.org

Ярополк Святославич – биография (жизнеописание)

Ярополк Святославич – правитель Древнерусского государства. Принял власть в Киевской Руси после смерти от рук печенегов во время балканской кампании своего отца, князя Святослава в 972 г. В ходе междоусобной войны сыновей Святослава в 975–978 гг. Ярополк способствовал гибели своего брата Олега Древлянского, а затем сам был убит по приказу младшего брата Владимира. В период его правления упрочились международные связи Руси, он был активным проводником христианства. Ярополка часто называют предтечей святого Владимира, крестившего Русь в 988 г. Хотя, согласно летописям, Ярополк княжил на Руси всего 8 лет, многие стороны его жизни и деятельности во главе государства вызывают немалые споры исследователей.

Между ними любовь, а на Руси тишина

Дата рождения Ярополка не указана в источниках, однако ясно, что взошел он на престол, а потом и погиб, в молодом возрасте. Первое упоминание Ярополка в Повести временных лет приурочено к 968 г., когда печенеги осадили Киев. Летописец сообщил, что княгиня Ольга укрылась со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром, ожидая возвращения с Дуная Святослава.

Уже после смерти Ольги Святослав в 970 г. вновь собрался на Дунай и «посадил» своих сыновей в главных центрах Руси – Олега у древлян, Владимира в Новгороде, а в стольном Киеве старшего сына – Ярополка. После смерти Святослава в 972 г. власть над Киевом уже не только де-факто, но и официально перешла к Ярополку. Если верить известиям Иокимовской летописи, то в первое время между братьями «была любовь», а в Руси – «тишина».

Лютова охота и «случайная» смерть Олега Древлянского

В 975 г. некий Лют, сын всесильного Свенельда, бывшего воеводой еще при Игоре Старом и Святославе, в пылу охоты оказался в Древлянской земле. На свою беду он попался на глаза древлянскому князю Олегу. Тот не потерпел, чтобы кто-то охотился в его угодьях, и приказал убить Люта. После этого Свенельд, стремясь отомстить за убитого сына, стал натравливать Ярополка на Олега и уговаривал захватить «волость его».

Видимо, уговоры подействовали, поскольку в 977 г., согласно летописям, Ярополк совершил поход в землю древлян и в битве с войском Олега одержал победу. Во время бегства воинства Олега в Овруч – столицу древлян, из-за возникшей давки его случайно столкнули в городской ров, и он погиб под тяжестью падающих сверху людей и лошадей. Летописец красочно описывает горе Ярополка, оплакивавшего смерть брата, но сообщает, что Ярополк, погоревав, утвердил свою власть в Древлянской земле.

Узнав о смерти Олега Древлянского, Владимир испугался, покинул Новгород и «бежал за море». А Ярополк назначил своих ставленников посадниками в Новгороде и уже один владел всей Русской землей.

Интриги Блуда и гибель Ярополка

Согласно летописному рассказу в 980 г. Владимир вернулся с варяжской дружиной в Новгород, прогнал людей Ярополка, а ему самому послал предупреждение, что пойдет на него походом. Повесть временных лет рассказывает, что Ярополк «затворился» в Киеве, ожидая нападения Владимира. Но новгородский князь вступил в сговор с воеводой Блудом, имевшим на Ярополка огромное влияние. Понимая, что Ярополк в Киеве пользуется любовью горожан и здесь его будет сложно устранить, Блуд выманил киевского князя из города, сообщив ему о якобы готовящейся киевлянами измене.

Ярополк с войском «затворился» в небольшом городе Родне неподалеку от Киева, а Владимир овладел Киевом и в свою очередь осадил Ярополка уже в Родне. И вновь начались козни коварного Блуда. Он уговорил Ярополка пойти лично к Владимиру и попросить мира. Как только киевский князь вошел в резиденцию Владимира, двое варягов закололи его.

Любопытно, что в целом ряде летописей – Никоновской, Иоакимовской и др., подчеркивались смелость и полководческий талант Ярополка. Узнав о возвращении на Русь Владимира, киевский князь вознамерился собрать большое войско и самому выступить навстречу Владимиру. И только увещевания предателя Блуда помешали Ярополку проявить инициативу. Изменник его уверял, что не пойдет Владимир против старшего брата, как синица не может напасть на орла. «Не утруждай воинства своего», – советовал Блуд.

О том, что исход схватки между братьями решили не боевые действия, а предательство, свидетельствует Иоакимовская летопись. Согласно ее сведениям, войска Владимира победили полки Ярополковы в битве на реке Дручи, недалеко от Смоленска, но победили не силою и храбростью, а предательством воевод Ярополка.

Убив Ярополка, князь Владимир стал жить «в прелюбодействе» с женой своего покойного брата – некоей гречанкой. По летописи известно, что перед браком с Ярополком она была монахиней. Ее привел Святослав и выдал за Ярополка из-за «красоты лица ее». Летописец свидетельствует, что в момент гибели Ярополка, прекрасная гречанка была уже от него беременна. Родившегося ребенка назвали Святополком. Впоследствии Святополк печально и совершенно несправедливо войдет в русскую историю как Окаянный – убийца своих братьев Бориса и Глеба. Владимир хоть и относился к нему как к своему сыну, тем не менее, не любил его. Как пишет летописец, по причине, что он был «от двух отцов – от Ярополка и от Владимира».

Случай с прекрасной гречанкой был не первый случай «дележа» женщин между братьями. Еще до похода на Киев Владимир послал сватов к полоцкому князю Рогволоду, он хотел жениться на его дочери Рогнеде. Последняя сказала отцу, что хочет выйти за Ярополка. Рогнеду уже собирались вести в Киев к Ярополку, когда Владимир совершил поход на Полоцк. Владимир убил Рогволода, братьев Рогнеды и взял силой в жены.

Летописи относят смерть Ярополка и вокняжение Владимира в Киеве к 980 г. Однако в сочинении XI в. – «Памяти и похвале» князю Владимиру эти события датируются 11 июня 978 г. А. А. Шахматов возводил эту дату к реконструируемому им Древнейшему летописному своду и считал, что она была утрачена и потому не появилась в дошедших до нас русских летописях. В настоящее время большинство исследователей склоняются именно к дате 978 г., как времени гибели Ярополка.

Братняя война на Руси и международный фактор

Исследователи уже давно пришли к выводу, что описанный случай на охоте, был выдуман летописцем, чтобы объяснить случайную смерть Олега в ходе похода на него Ярополка. Как пишет А. В. Назаренко, Ярополк был зачинателем братоубийства, хотя летописец старается смягчить его вину, делая упор на подстрекательства Свенельда. В любом случае, даже если имело место убийство Люта, оно послужило поводом для развязывания Ярополком борьбы за единовластие на Руси.

Раздел Руси в 970 г. между Святославичами закрепился через два года после внезапно смерти Святослава. Многие известные исследователи, как дореволюционные, так и современные – В. О. Ключевский, А. Е. Пресняков, А. В. Назаренко, считали, что никакой существенной политической зависимости младших сыновей Святослава – Олега Древлянского и Владимира Новгородского – от своего старшего брата Ярополка Киевского не было. Сидящий в стольном Киеве Ярополк решил стать единоличным правителем Руси.

В борьбу братьев вмешался и международный фактор. В Никоновской и др. летописях сообщается о дипломатической активности Руси во времена Ярополка, сообщается о том, что приходили к нему послы от византийского императора и римского папы. Согласно известиям саксонского анналиста XI в. Ламперта Херсфельдского, на имперском съезде в Кведлинбурге (Германия) на Пасху 973 г. присутствовали и русские послы.

Ярополк умело использовал противоречия между сильными державами. Во время смуты после смерти князя Игоря Старого в 945 г. Русь утратила так называемые Червенские города в верхнем течении Западного Буга, которые имели очень важное торгово-экономическое значение. Они перешли к Древнечешскому государству. Ярополк вступил в союз с Германским императором Оттоном II против чешского короля Болеслава II. Но как заметил А. В. Назаренко, и братья киевского князя вступили в крупную международную политическую игру. Новгородский князь Владимир в это время женился на «чехине». Олег Древлянский поддержал Владимира, вступил в контакты с Чехией. Поэтому Ярополк первым делом и атаковал Овруч, а Владимир еще до бегства за море захватил Полоцк, поддерживающий Киев. Вовсе не случайно Рогнеда, согласно летописям, «хотела» выйти замуж за Ярополка.

Вообще матримониальные действия имели большее значение в политической деятельности того времени. Ярополк собирался воспользоваться (или воспользовался) инструментом династического брака для достижения своих целей. Генеалогическое предание известного швабского рода Вельфов свидетельствует о том, девушка из это рода (близкая родственница германских императоров) была выдана замуж за «короля Руси», имя которого не сообщается. Ранее историки видели в последнем Владимира, но сегодня убедительны доказательства, что это был Ярополк. Брак киевского князя скреплял античешский союз с германским императором.

От любящего христиан до католического государя Руси

Женитьба Ярополка на кровной родственнице германских императоров само собой предполагала его крещение. Вопрос, был ли христианином Ярополк, давно волнует ученых. Покровительство Ярополка христианам отмечено всеми летописями. Правда, они подчеркивают, что он любил христиан, но сам «не крестился народа ради». По западным же источникам – немецким и итальянским, немецкий миссийный епископ (скорее всего, это был Бруно Кверфуртский) крестил Русь и лично Ярополка. В некоторых источниках образ Ярополка гиперболизировался до «католического государя Руси». Присутствие в Киеве немецких миссионеров в период 975–978 гг. подтверждается многими исследователями.

В спорах историков, крестился ли Ярополк, все более уверено звучат аргументы, что это действительно произошло. Не случайно, – пишет А. В. Назаренко, что именно на волне языческой реакции Владимир пришел к власти. По его мнению, крещальное имя Ярополка было Петр. И именно поэтому еще в домонгольское время на месте крещения киевлян в Киеве была известна церковь св. Петра – святого покровителя Ярополка.

Неканонический поступок Ярослава Мудрого

С возможным крещением Ярополка связано очень важное событие, о котором скупо извещает под 1044 г. Повесть временных лет. Автор сообщает о том, что при Ярославе Мудром выкопали из могил останки двух князей – Ярополка и Олега и окрестили их, затем перезахоронили в Десятинной церкви Богородицы.

Что же заставило Ярослава совершить неканонические действия. Ведь он прямо нарушил церковные каноны – одно из правил Карфагенского собора 397 г. о запрещении посмертного крещения. Большинство ученых усматривает за действиями великого киевского князя не столько религиозные цели, сколько политические. В. Я. Петрухин полагает, что такой акцией Ярослав хотел подчеркнуть незыблемость родового характера княжеской власти на Руси. Единственное, что могло сохранить порядок и целостность Русской земли – это братняя любовь и подчинение старшему брату, киевскому князю. Такой завет по летописи и оставил своим сыновьям Ярослав. Ярослав «объединил» в усыпальнице Десятинной церкви распадающийся княжеский род – инициаторов и жертв первой усобицы.

Однако такое символическое объединение уже после смерти всех братьев Святославичей – Ярополка, Олега и Владимира (последний был там сразу погребен) в единой усыпальнице не спасло, как мы знаем, Русь от братоубийственных войн. История Ярополка стала прелюдией к последующей истории усобиц на Руси.

Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала BankGorodov.RU

Источник: www.BankGorodov.ru

Еще при своей жизни великий князь Святослав Игоревич, не любивший заниматься государственными делами, разделил Русскую землю на уделы и раздал их своим сыновьям. Ярополк, как старший сын, получил Киев, а после смерти отца в 972 г. и звание великого князя; Олег стал княжить на древлянской земле, а Владимир – в Новгороде.

Недолго ладили братья. Через 3 года правления Ярополка возникла угроза единству Руси с древлянской стороны.

Как то раз на охоте князь Олег убил Люта, сына Свенельда, главного советника Ярополка. Разгневанный Свенельд подбил князя пойти войной на Олега и отобрать у него волость, он советовал киевскому князю собрать русские земли под одной властью. Ярополк послушался и начал войну с древлянами, которые уже наметили курс отделения от Киева. Ярополком была взята древлянская столица Овруч. В этой схватке (977 г.) князь Олег погиб, упав с моста в ров. Князь Ярополк не хотел смерти Олега и очень горевал по нему.

Вскоре весть о гибели Олега дошла до Новгорода. Древнерусский обычай требовал от Владимира отомстить за смерть брата. Он вместе с дядей, воеводой Добрыней отправился к варягам, чтобы собрать войско, а Ярополк в это время присоединил Новгород к своим владениям и посадил там наместника.

Но Владимир скоро вернулся с ратью и снова занял свой удел, а затем двинулся на Киев. Князь Владимир вступил в переговоры, которые от имени Ярополка вел воевода Блуд. Он сговорился с Владимиром и убедил Ярополка покинуть город, сказав, что его положение в Киеве непрочно, дружина относится к нему с недоверием.

Послушав Блуда, Ярополк покинул столицу и перебрался в город Родня, а Владимир занял Киев и осадил Родню. В Родне начался голод. Отсюда пошла по Руси поговорка: «Беда, как в Родне».

И опять рядом с Ярополком оказался Блуд со своими советами. Он рекомендовал Ярополку заключить мир с Владимиром. Слуга Ярополка Варяжко предупреждал его о заговоре и советовал бежать к печенегам, чтобы собрать там войско и отвоевать престол.

Но Ярополк по совету Блуда сдался на милость брата. По приказу Владимира два варяжских воина пронзили его мечами, когда тот шел к нему мириться.

У Ярополка осталась беременная супруга, бывшая греческая монахиня, которую привез ему отец Святослав из Византийского похода. Князь Владимир взял ее себе в жены.

Ярополк во время своего княжения имел дипломатические отношения с германским императором Оттоном II. В генеалогии немецкой королевской семьи есть запись, что родственник императора, граф Куно (будущий швабский герцог Конрад) в конце 970-х годов выдал свою дочь замуж за «короля ругов». Вероятнее всего «королем Руси» являлся Ярополк, который одновременно со вступлением в брак (в то время на Руси было распространено многоженство) собирался принять и крещение.

Любовь к христианству Ярополку привила его бабка великая княгиня Ольга. И даже есть такие сведения в Никоновской летописи, что Ярополк принимал у себя послов от папы римского. Был ли крещен князь Ярополк Святославович при жизни неизвестно, но в 1044 г. его племянник, Ярослав Мудрый, раскопал могилы Ярополка и Олега, крестил их останки (несмотря на то, что такое деяние запрещено православными канонами) и перезахоронил рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве.

Источник: historykratko.com

You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.