Церковный раскол никон и аввакум

Реформы русской церкви в середине XVII в.

Царь Алексей Михайлович. Патриарх Никон

Самодержавие и церковь. Церковный раскол

 

1. Царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич. Пат­ри­арх Ни­кон

В пе­ри­од прав­ле­ния ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча Ти­шай­ше­го (1645 — 1676 гг.) про­изош­ло зна­чи­тель­ное уси­ле­ние цен­тра­ли­зо­ван­но­го Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­ва и ук­ре­п­ле­ние ав­то­ри­те­та вер­хов­ной вла­сти. Во мно­гом это свя­за­но с са­мим ха­рак­те­ром го­су­да­ря, ко­то­рый лич­но вни­кал во все важ­ные де­ла, был лю­бо­зна­тель­ным и про­све­щен­ным для сво­его вре­ме­ни че­ло­ве­ком. В от­ли­чие от не­ко­то­рых дру­гих рус­ских вен­це­нос­цев, Алек­сей Ми­хай­ло­вич ни­ко­гда не был бес­смыс­лен­но жес­то­ким, но при не­об­хо­ди­мо­сти умел про­явить си­лу во­ли и твер­дость ха­рак­те­ра. Бу­ду­чи ре­ли­ги­оз­ным че­ло­ве­ком, царь все­гда жи­во ин­те­ре­со­вал­ся бо­го­слов­ски­ми во­про­са­ми.


­лее все­го го­су­да­ря вол­но­ва­ла про­бле­ма об­ря­до­вых рас­хо­ж­де­ний ме­ж­ду рус­ским и гре­че­ским пра­во­сла­ви­ем. Он стре­мил­ся пре­одо­леть эти про­ти­во­ре­чия не толь­ко из дог­ма­ти­че­ских, но и из по­ли­ти­че­ских со­об­ра­же­ний. В прав­ле­ние Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча воз­ро­ди­лась док­три­на «Мо­ск­ва — тре­тий Рим», под­ра­зу­ме­вав­шая пра­во и да­же обя­зан­ность мо­с­ков­ско­го са­мо­держ­ца ока­зы­вать по­кро­ви­тель­ст­во всем пра­во­слав­ным на­ро­дам. Ко­неч­ной це­лью та­кой по­ли­ти­ки яв­ля­лось по­сте­пен­ное вклю­че­ние еди­но­вер­цев в со­став Рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва, что бы­ло не­воз­мож­но без уст­ра­не­ния об­ря­до­вых и дог­ма­ти­че­ских раз­но­чте­ний.

Всту­пив на пре­стол, Алек­сей Ми­хай­ло­вич со­брал во­круг се­бя груп­пу еди­но­мыш­лен­ни­ков — «рев­ни­те­лей древ­не­го бла­го­чес­тия». В этот кру­жок вхо­ди­ли цар­ский ду­хов­ник Сте­фан Во­ни­фать­ев, околь­ни­чий Ф.М. Рти­щев, ближ­ний боя­рин Б.И. Мо­ро­зов, про­то­по­пы Иван Не­ро­нов, Ав­ва­кум Пет­ров и др.

С 1646 г. к «рев­ни­те­лям» при­сое­ди­нил­ся ар­хи­ман­д­рит Но­во­спас­ско­го мо­на­сты­ря Ни­кон. Этот вы­даю­щий­ся че­ло­век (в ми­ру — Ни­ки­та Ми­нов) про­ис­хо­дил из про­стой кре­сть­ян­ской се­мьи. В юно­сти он при­нял по­стриг и мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по се­вер­ным мо­на­сты­рям. В 1643 г. Ни­кон стал игу­ме­ном Ко­жее­зер­ско­го мо­на­сты­ря, в 1646 г. прие­хал в Мо­ск­ву за «ми­ло­сты­ней» и был пред­став­лен ца­рю. Го­су­да­ря по­ра­зи­ла мо­гу­чая на­ту­ра про­вин­ци­аль­но­го под­виж­ни­ка, его ис­крен­няя за­бо­та о на­ро­де, ну­ж­ды ко­то­ро­го он пре­крас­но знал. Алек­сей Ми­хай­ло­вич ос­та­вил Ни­ко­на в Мо­ск­ве и при­бли­зил к се­бе.




Для реа­ли­за­ции про­ек­та цер­ков­ной ре­фор­мы, раз­ра­бо­тан­ной круж­ком «рев­ни­те­лей», бы­ло не­об­хо­ди­мо, что­бы пат­ри­ар­ший пре­стол за­ни­мал че­ло­век энер­гич­ный, во­ле­вой и це­ле­уст­рем­лен­ный. В ап­ре­ле 1652 г. умер пат­ри­арх Ио­сиф. Алек­сей Ми­хай­ло­вич и мно­гие его со­рат­ни­ки по­ла­га­ли, что луч­шей кан­ди­да­ту­рой на пост вер­хов­но­го ие­рар­ха яв­ля­ет­ся Нов­го­род­ский ми­тро­по­лит (с 1647 г.) Ни­кон. Из­бра­ние со­стоя­лось 25 ию­ля 1652 г. Всту­пая на пат­ри­ар­ший пре­стол, Ни­кон по­тре­бо­вал от на­ро­да пол­но­го до­ве­рия и под­чи­не­ния ему во всех цер­ков­ных де­лах. Царь и при­сут­ст­вую­щие клят­вен­но за­ве­ри­ли вла­ды­ку, что пол­но­стью по­ла­га­ют­ся на его ав­то­ри­тет и ни­ка­ких пре­пят­ст­вий ре­фор­мам чи­нить не бу­дут.

Но­вый пат­ри­арх с эн­ту­зи­аз­мом на­чал ук­ре­п­лять и обу­ст­раи­вать свою епар­хию. По­ми­мо соб­ст­вен­но ре­фор­ма­тор­ской дея­тель­но­сти, он стре­мил­ся к ус­та­нов­ле­нию тес­ных кон­так­тов с ук­ра­ин­ской и гре­че­ской пра­во­слав­ны­ми церк­вя­ми, лич­но эк­за­ме­но­вал кан­ди­да­тов на долж­но­сти свя­щен­ни­ков, кон­тро­ли­ро­вал ико­но­пись и кни­го­пе­ча­та­ние. Пат­ри­арх Ни­кон ос­но­вал три из­вест­ней­ших мо­на­сты­ря: Вос­кре­сен­ский (Но­вый Ие­ру­са­лим) на бе­ре­гу Ис­т­ры, Ивер­ский Бо­го­ро­диц­кий на Вал­дае и Кре­ст­ный на ост­ро­ве Кий.


До тех пор, по­ка Ни­ко­на под­дер­жи­вал Алек­сей Ми­хай­ло­вич, его по­ло­же­ние в рус­ской церк­ви бы­ло проч­ным. Но пат­ри­арх по­ся­гал на свет­скую власть, де­мон­ст­ри­руя пол­ную не­за­ви­си­мость от го­су­да­ря. Ни­кон за­шел так да­ле­ко, что при­сво­ил се­бе ти­тул «ве­ли­ко­го го­су­да­ря» и са­мо­стоя­тель­но при­ни­мал ре­ше­ния по по­ли­ти­че­ским де­лам, от­кры­то го­во­рил о пре­вос­ход­ст­ве «свя­щен­ст­ва» над «цар­ст­вом». Од­на­ко воз­му­жав­ший царь не на­ме­ре­вал­ся де­лить­ся вла­стью, к то­му же к кон­цу 1650-х гг. цер­ков­ные ре­фор­мы бы­ли уже за­вер­ше­ны. Сво­ей не­тер­пи­мо­стью, гру­бо­стью и же­ст­ко­стью, пе­ре­хо­дя­щей в жес­то­кость, Ни­кон от­толк­нул от се­бя прак­ти­че­ски всех сто­рон­ни­ков. В 1658 г. пат­ри­арх окон­ча­тель­но рас­со­рил­ся с го­су­да­рем и по­ки­нул Мо­ск­ву, од­на­ко царь не стал умо­лять его вер­нуть­ся. В 1660 г., а за­тем в 1666 — 1667 гг. Алек­сей Ми­хай­ло­вич со­зы­вал цер­ков­ные со­бо­ры (вто­рой — с уча­сти­ем все­лен­ских пат­ри­ар­хов), вы­сту­пив­шие в за­щи­ту цар­ской вла­сти. Ни­кон был ли­шен са­на и за­то­чен в Фе­ра­пон­то­ве мо­на­сты­ре. За­тем его пе­ре­ве­ли в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­скую оби­тель, где быв­ший пат­ри­арх умер в 1681 г.

Та­ким об­ра­зом, царь пре­одо­лел серь­ез­ное пре­пят­ст­вие на пу­ти к не­ог­ра­ни­чен­ной вла­сти. За­вер­шил­ся еще один этап под­чи­не­ния ду­хов­но­го ав­то­ри­те­та свет­ско­му, цер­ковь по­сте­пен­но вклю­ча­лась в ап­па­рат го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния.


2. Ре­фор­мы рус­ской церк­ви в се­ре­ди­не XVII в.

Для реа­ли­за­ции про­ек­та цер­ков­ной ре­фор­мы, раз­ра­бо­тан­ной круж­ком «рев­ни­те­лей», бы­ло не­об­хо­ди­мо, что­бы пат­ри­ар­ший пре­стол за­ни­мал че­ло­век энер­гич­ный, во­ле­вой и це­ле­уст­рем­лен­ный. В ап­ре­ле 1652 г. умер пат­ри­арх Ио­сиф. Царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич и мно­гие его со­рат­ни­ки по­ла­га­ли, что луч­шей кан­ди­да­ту­рой на пост вер­хов­но­го ие­рар­ха яв­ля­ет­ся Нов­го­род­ский ми­тро­по­лит Ни­кон. Из­бра­ние со­стоя­лось 25 ию­ля 1652 г. Всту­пая на пат­ри­ар­ший пре­стол, Ни­кон по­тре­бо­вал от на­ро­да пол­но­го до­ве­рия и под­чи­не­ния ему во всех цер­ков­ных де­лах. Царь и при­сут­ст­вую­щие клят­вен­но за­ве­ри­ли вла­ды­ку, что пол­но­стью по­ла­га­ют­ся на его ав­то­ри­тет и ни­ка­ких пре­пят­ст­вий ре­фор­мам чи­нить не бу­дут.

Пер­вые из­ме­не­ния в цер­ков­ном об­ря­де, на­прав­лен­ные на уст­ра­не­ние раз­ли­чий ме­ж­ду рус­ской и гре­че­ской тра­ди­ци­ей, про­изош­ли в мар­те 1653 г. Пат­ри­арх ра­зо­слал по всем церк­вам «па­мять», со­дер­жа­щую при­каз о за­ме­не в хра­мах зем­ных по­кло­нов по­яс­ны­ми, а двое­пер­ст­но­го кре­ст­но­го зна­ме­ния трое­пер­ст­ным.

Вес­ной 1654 г. был со­зван Цер­ков­ный со­бор, ко­то­рый одоб­рил сле­дую­щие но­во­вве­де­ния, пред­ло­жен­ные Ни­ко­ном:


1) Счи­тать ка­но­ни­че­ски­ми из­ме­не­ния, вне­сен­ные в рус­ские бо­го­слу­жеб­ные кни­ги «прав­щи­ка­ми» (Е. Сла­ви­нец­ким, А. Гре­ком и др.). К при­ме­ру, за­ме­нить имя «Исус» на «Ии­сус».

2) По­вто­рять при мо­лит­ве «Ал­ли­луйя» три­ж­ды, а не два­ж­ды, как рань­ше.

3) Хо­дить во вре­мя бо­го­слу­же­ния свя­щен­ник дол­жен про­тив ча­со­вой стрел­ки («про­ти­ву­со­лонь»), а не на­обо­рот, как бы­ло пре­ж­де.

4) За­пре­тить ико­ны, на­пи­сан­ные в за­пад­но­ев­ро­пей­ской на­ту­ра­ли­сти­че­ской ма­не­ре и по­чи­тать толь­ко те, ко­то­рые соз­да­ны по ви­зан­тий­ско­му ка­но­ну.

5) Обя­зать свя­щен­ни­ков чи­тать при­хо­жа­нам про­по­ве­ди соб­ст­вен­но­го со­чи­не­ния.

Для при­да­ния боль­ше­го ав­то­ри­те­та сво­им ука­зам гла­ва рус­ской церк­ви при­гла­шал в Мо­ск­ву все­лен­ских пат­ри­ар­хов (1653 г. — Афа­на­сий Кон­стан­ти­но­поль­ский, в 1654 г. — Ма­ка­рий Ан­ти­охий­ский).

Осу­ще­ст­в­ляя ре­фор­мы, Ни­кон ис­крен­не по­ла­гал, что при­во­дит рус­скую цер­ковь в со­от­вет­ст­вие с ис­тин­ны­ми ста­рин­ны­ми гре­че­ски­ми пра­ви­ла­ми, ос­во­бо­ж­дая при­ня­тый в Рос­сии об­ряд от оши­бок и ис­ка­же­ний. Од­на­ко де­ло об­стоя­ло ина­че. Имен­но кон­сер­ва­тив­ная рус­ская цер­ковь со­хра­ни­ла в не­при­кос­но­вен­но­сти древ­ние тра­ди­ции, а гре­че­ское пра­во­сла­вие силь­но из­ме­ни­лось под влия­ни­ем ла­тин­ской куль­ту­ры.


Ре­фор­ма­тор­ская дея­тель­ность пат­ри­ар­ха Ни­ко­на вы­зва­ла не­од­но­знач­ную ре­ак­цию в рус­ском об­ще­ст­ве. Часть ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян вос­при­ня­ли ее как по­ру­га­ние древ­не­го бла­го­чес­тия и на­ча­ли со­про­тив­ле­ние «ни­ко­ни­ан­ской ере­си».

3. Рас­кол рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви. Про­то­поп Ав­ва­кум Пет­ров

Ре­фор­ма­тор­ская дея­тель­ность пат­ри­ар­ха Ни­ко­на вы­зва­ла не­од­но­знач­ную ре­ак­цию в рус­ском об­ще­ст­ве. Часть ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян вос­при­ня­ли ее как по­ру­га­ние древ­не­го бла­го­чес­тия и на­ча­ли со­про­тив­ле­ние «ни­ко­ни­ан­ской ере­си». Про­изо­шел рас­кол Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви. Про­тив­ни­ков ре­ли­ги­оз­ных но­во­вве­де­ний власть на­зы­ва­ла «рас­коль­ни­ка­ми», а са­ми они го­во­ри­ли про се­бя «ста­ро­ве­ры» или «ста­ро­об­ряд­цы».

Ло­ги­ка сто­рон­ни­ков ста­рых об­ря­дов бы­ла про­ста. При­ня­тие ре­фор­мы, по их мне­нию, оз­на­ча­ло фак­ти­че­ский от­каз от ве­ры от­цов и де­дов. Вы­хо­ди­ло, что ми­тро­по­ли­ты Петр и Фи­липп, Сер­гий Ра­до­неж­ский, Ан­д­рей Руб­лев и др. ис­по­ве­до­ва­ли не­пра­виль­ное, «ущерб­ное» пра­во­сла­вие.

Как из­вест­но, цер­ков­ные пре­об­ра­зо­ва­ния бы­ли санк­цио­ни­ро­ва­ны (и да­же ини­ции­ро­ва­ны) го­су­дар­ст­вен­ной вла­стью. Ста­ро­ве­ры про­ти­во­пос­тав­ля­ли се­бя не толь­ко пат­ри­ар­ху, но и ца­рю. По­это­му ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер ста­ро­об­ряд­че­ст­ва с са­мо­го на­ча­ла до­пол­нял­ся со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ским под­тек­стом. Объ­ек­тив­но, цер­ков­ная ре­фор­ма ста­ла свое­об­раз­ной про­вер­кой на ло­яль­ность ре­жи­му. Не­слу­чай­но свет­ская власть по­сто­ян­но пре­сле­до­ва­ла рас­коль­ни­ков.


В рас­кол ухо­ди­ли лю­ди, при­над­ле­жав­шие ко всем сло­ям рус­ско­го об­ще­ст­ва. Ста­ро­бряд­че­ст­во по­ро­ди­ло це­лый сонм ге­ро­ев-му­че­ни­ков: боя­ры­ня Ф.П. Мо­ро­зо­ва, епи­ско­пы Кор­ни­лий Вы­гов­ский и Па­вел Ко­ло­мен­ский, про­то­по­пы Лог­гин, Да­ни­ил, Иван Не­ро­нов и др. Од­на­ко са­мым из­вест­ным ду­хов­ным ли­де­ром ста­ро­об­ряд­цев стал про­то­поп хра­ма в г. Юрь­ев­це-По­воль­ском Ав­ва­кум Пет­ро­вич Кон­д­рать­ев (Ав­ва­кум Пет­ров). При­ме­ча­тель­но, что Ав­ва­кум был од­ним из са­мых ак­тив­ных чле­нов круж­ка «рев­ни­те­лей древ­не­го бла­го­чес­тия». Он с са­мо­го на­ча­ла стал пла­мен­ным об­ли­чи­те­лем ни­ко­ни­ан­ских ре­форм. Уже в 1653 г. его со­сла­ли в То­больск, за­тем — в Дау­рию. В 1661 г. по хо­да­тай­ст­ву мо­с­ков­ских дру­зей и из-за лич­но­го рас­по­ло­же­ния ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча Ав­ва­ку­му раз­ре­ши­ли вер­нуть­ся в Мо­ск­ву. Но мя­теж­ный про­то­поп про­дол­жал борь­бу с «ни­ко­но­вой лжою». За это его, как и мно­гих рас­коль­ни­ков, от­пра­ви­ли в г. Пус­то­зерск.

В 1666 г. со­брал­ся Ве­ли­кий цер­ков­ный со­бор с уча­сти­ем все­лен­ских пат­ри­ар­хов, ко­то­рый осу­дил и про­клял ста­ро­ве­ров. Не­ко­то­рые (И. Не­ро­нов) ис­пу­га­лись и от­рек­лись, Ав­ва­кум же со­хра­нял свою ве­ру. В Пус­то­зер­ске про­то­по­па за­клю­чи­ли в зем­ля­ную тюрь­му, но и там он пи­сал че­ло­би­тия ца­рю и пись­ма со­рат­ни­кам. В ап­ре­ле 1682 г. Ав­ва­кум Пет­ров был со­жжен в сру­бе вме­сте с дру­ги­ми му­че­ни­ка­ми: Ла­за­рем, Фе­до­ром и Епи­фа­ни­ем.


Вер­ность ста­рой ве­ре про­яви­ли и мо­на­хи Со­ло­вец­кой оби­те­ли. С 1668 по 1676 гг. они вы­дер­жи­ва­ли оса­ду сво­его мо­на­сты­ря, не пус­кая к се­бе про­по­вед­ни­ков но­вых об­ря­дов, цар­ских чи­нов­ни­ков и вой­ска. Толь­ко пре­да­тель­ст­во ино­ка Фе­ок­ти­ста по­зво­ли­ло вое­во­де И. Ме­ще­ри­но­ву за­хва­тить оби­тель. Вся бра­тия бы­ла жес­то­ко каз­не­на.

Скры­ва­ясь от пре­сле­до­ва­ний со сто­ро­ны вла­стей, рас­коль­ни­ки ухо­ди­ли в ле­са — на се­вер, в Си­бирь, где ос­но­вы­ва­ли свои по­се­ле­ния, час­то на­зы­вае­мые ски­та­ми.

Источник: studopedia.su

Предпосылки реформы

По заверениям многих историков, которые занимаются изучением 17 века, в России в это время сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране очень сильно отличались от общемировых , в том числе и от греческих обрядов, откуда и пришло христианство на Русь. Кроме того, часто говорится, что религиозные тексты, а также иконы, имели искажение. Поэтому в качестве основных причин церковного раскола в России можно выделить следующие явления:

  • Книги, которые вручную переписывались веками, имели опечатки и искажения.
  • Отличие от мировых религиозных обрядов. В частности, в России до 17 века все крестились двумя перстами, а в других странах — тремя.
  • Ведение церковных обрядов. Обряды велись по принципу «многоголосья», который выражался в том, что одновременно службу вели и священник, и дьяк, и певчие, и прихожане. В результате образовалась многоголосие, в котором тяжело было что-то разобрать.

Русский царь одним из первых указал на эти проблемы, предлагая принять меры для наведения порядка в религии.

Патриарх Никон

реформа патриарха Никона

Царь Алексей Романов, который хотел реформировать российскую церковь, решил назначить на пост Патриарха страны Никона. Именно этому человеку было поручено провести реформу в России. Выбор был, мягко говоря, довольно странным, поскольку новый патриарх не имел опыта в проведение таких мероприятий, а также не пользовался уважением среди других священников.

Патриарх Никон в миру был известен под именем Никита Минов. Он родился и вырос в простой семье крестьянина. С самых ранних лет он уделял большое внимание своему религиозному образованию, изучаем молитвы, рассказы и обряды. В 19 лет Никита стал священником в своем родном селе. В тридцатилетнем возрасте будущий патриарх перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Именно здесь он и познакомился с молодым российским царем Алексеем Романовым. Взгляды двух людей были достаточно схожими, что и определило дальнейшую судьбу Никиты Минова.


Патриарх Никон, как отмечают очень многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он буквально бредил идеей получение безграничной власти, которая была, например, патриарха Филарета. Пытаясь доказать свою значимость для государства и для русского царя, Никон всячески себя проявляет, в том числе и не только на религиозном поприще. Например, в 1650 году он активно участвует в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестокой расправы над всеми восставшими.

Властолюбивость, жестокость, грамотность — все это сочеталось в патриархию. Это были именно те качества, которые были нужны для проведения реформы российской церкви.

Реализация реформы

Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 — 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем:

  • Крещение тремя перстами вместо двух.
  • Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше.
  • Внесены изменения религиозные книги и иконы.
  • Введено понятие "православие".
  • Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо "Исус" писалось "Иисус".
  • Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом.
  • Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки.

Все это подробно описывается в церковном Катехизисе. Удивительно, но если рассматривать учебники истории России, особенно школьные учебники, реформа патриарха Никона сводится только к первому и второму пункту из вышеизложенных. В редких учебниках говорится в третьем пункте. Об остальном даже не упоминается. В результате складывается впечатление, что никакой кардинальный реформаторской деятельности русский патриарх не сделал, но это было не так… Реформы были кардинальными. Они перечеркивали все, что было до этого. Неслучайно эти реформы также называются церковным расколом российской церкви. Само слово "раскол" указывает на кардинальные изменения.

Давайте рассмотрим отдельные положения реформы более детально. Это позволит правильно понимать суть явлений тех дней.

Писания предопределили церковный раскол в России

Патриарх Никон, аргументируя свою реформу, говорил о том что церковный тексты в России имеют множество опечаток , которые следует устранить. Говорилось о том, что следует обратиться к греческим источникам, чтобы понять первоначальный смысл религии. На самом деле это было реализовано не совсем так…

В 10 веке, когда Россия приняла христианство, в Греции существовало 2 устава:

  • Студийский. Главный устав христианской церкви. Долгими годами он считался основным в греческой церкви, поэтому именно студийский устав пришел на Русь. 7 веков русская церковь во всех религиозных вопросах руководствовалась именно этим уставом.
  • Иерусалимский. Является более современным, направленным единение всех религий и общности их интересов. Устав, начиная с 12 века, становятся в Греции основным, также он становится основным и в других христианских странах.

церковный раскол

Показательным является и сам процесс переписывания российских текстов. Планировалось взять греческие источники и на их основе привести в соответствие религиозные писания. Для этого в 1653 году в Грецию был отправлен Арсений Суханов. Экспедиция продолжалась практически два года. Он прибыл в Москву 22 февраля 1655 года. С собой он привез целых 7 рукописей. Фактически тем самым произошло нарушение церковного собора 1653-55 годов. Большинство священников тогда высказались за идею поддержания реформы Никона только на том основании, что переписывание текстов должно было происходить исключительно из греческих рукописных источников.

Арсений Суханов привез только семь источников, тем самым сделав невозможным переписывание текстов на основе первоисточников. Следующий шаг патриарха Никона был настолько циничным, что пришел к массовым восстаниям. Московский патриарх заявил о том, что если рукописных источников нет, то переписывание русских текстов будет производиться по современным греческим и римским книгам. На тот момент все эти книги печатались в Париже (католическое государство).

Древняя религия

Очень долго реформы патриарха Никона оправдывались тем, что он сделал ортодоксальную церковь просвещенной. Как правило, за такими формулировками ничего не стоит, поскольку подавляющее большинство людей с трудом представляет, в чем принципиальная разница между ортодоксальными убеждениями и просвещенными. Действительно в чем разница? Для начала давайте разберемся с терминологией и определим смысл понятия «ортодоксальный».

Ортодокс (ортодоксальный) пришло из греческого языка и обозначает: ортос — правильный, доха — мнение. Получается что ортодоксальный человек, в истинном смысле этого слова, является человеком с правильным мнением.

Исторический справочник

переписывание древних текстов

Здесь под правильным мнением подразумевается не современный смысл (когда так называют людей делающих всё в угоду государству). Так называли людей, которые веками несли древнюю науку и древние знания. Ярким примером является иудейская школа. Все прекрасно знают, что сегодня есть евреи, а есть ортодоксальные евреи. Они верят в одно и тоже, у них общая религия, общие взгляды, убеждения. Разница в том, что ортодоксальные евреи донесли свою истинную веру в ее древнем, истинном значении. И это признают все.

С этой точки зрения гораздо проще оценивать действия патриарха Никона. Его попытки уничтожить ортодоксальную церковь, а именно это он и планировал делать и успешно делал, кроются в уничтожении древней религии. И по большому счёту это было сделано:

  • Были переписаны все древние религиозные тексты. Со старыми книгами не церемонились, их, как правило, уничтожали. Этот процесс на многие годы пережил самого патриарха. Например, показательными являются сибирские предания, в которых говорится, что при Петре 1 было сожжено огромное количество ортодоксальной литературы. После сожжение из костров было извлечено более 650 кг медных застежек!
  • Были переписаны иконы в соответствии с новыми религиозными требованиями и в соответствии с реформой.
  • Принципы религии изменены, порой даже без необходимого обоснования. Например, абсолютно непонятной является идея Никона, что Крестный ход должен идти против часовой стрелки, против движения солнца. Это вызвало большое недовольство, поскольку люди начали считать новую религию религией тьмы.
  • Замена понятий. Впервые появился термин «православие». До 17 века этот термин не использовался, а применялись такие понятия, как «правоверный», «истинная вера», «непорочная вера», «христианская вера», «божья вера». Различные термины, но только не «православие».

Поэтому можно говорить, что ортодоксальная религия является максимально приближенной к древним постулатам. Именно поэтому любые попытки кардинального изменения этих взглядов приводит к массовым негодованиям, а также к тому, что сегодня принято называть ересью. Именно ересью многие люди и называли реформы патриарха Никона в 17 веке. Именно поэтому и произошел раскол церкви, поскольку «ортодоксальные» священники и религиозные люди называли происходящее ересью, и видели, насколько принципиальное отличие между старой и новой религией.

Реакция народа на церковный раскол

Реакция на реформу Никона является крайне показательной, подчеркивая, что изменения были гораздо глубже, чем об этом принято говорить. Доподлинно известно, что после начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала свое недовольство, другие просто уходили из этой страны, не желая оставаться в этой ереси. Люди уходили в леса, в далекие поселение, в другие страны. Их отлавливали, возвращали назад, они опять уходили – а так множество раз. Показательной является реакция государства, которое фактически устроило инквизицию. Горели не только книги, но и люди. Никон, который отличался особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над восставшими. Тысячи людей погибло, выступая против реформаторских идей Московского патриархата.

сожжение Авакума

Реакция народа и государства на реформу является показательной. Можно говорить о том, что начались массовые волнения. А теперь ответьте на простой вопрос, возможны ли такие восстания и расправы в случае простых поверхностных изменений? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо перенести события тех дней на сегодняшнюю реальность. Давайте представим, что сегодня патриарх Московский скажет о том, что креститься теперь нужно, например, четырьмя пальцами, поклоны совершать кивком головы, а книги следует изменить в соответствии с древними писаниями. Как народ такое воспримет? Скорее всего, нейтрально, а при определенной пропаганде даже положительно.

Другая ситуация. Предположим, что московский патриарх сегодня обяжет всех креститься четырьмя перстами, применять кивки вместо поклонов, носить католический крест вместо православного, сдать все книги иконы, чтобы их можно было переписать и перерисовать, имя Бога теперь будет например «Иисуус», а крестный ход будет ходить например дугой. Подобный характер реформы непременно приведет к восстанию религиозных людей. Изменяется всё, перечеркивает вся вековая религиозная история. Именно это сделала реформа Никона. Поэтому и произошел церковный раскол в 17 веке, поскольку противоречия между старообрядцами и Никоном были неразрешимыми.

К чему привела реформа?

Оценивать реформу Никона следует с точки зрения реалий того дня. Безусловно, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего хотел царь — привидение российской церкви в соответствие с международной религией. А там были как плюсы, так и минусы:

  • Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.
  • Минусы. Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком.

Нельзя расценивать реформы Никона, как тотальное уничтожение всего (хотя именно этим большинство авторов и занимаются, включая принцип «все пропало»). С уверенностью можно говорить только о том, что московский патриарх внес существенные изменения в древнюю религию и лишил христиан существенной части их культурного и религиозного наследия.

Популярные статьи:


Список правителей России

Полтавская битва

Император Павел 1

Присоединение Украины

 

Последние добавления:

Источник: istoriarusi.ru

Патриарх Никон

Никон и Аввакум. Всю работу возглавил Никон, в свое время крестьянин, потом священник Нижегородского уезда, монах Соловецкого монастыря, игумен Кожеозерского монастыря в Поморье. Фанатическая вера, большой ум, решительный характер, слава оратора, проповедника, впадавшего в состояние экстаза, вдохновения, к тому же — чудотворца, провидца и целителя сделали его имя известным, и не только в церковных кругах. На него обратил внимание Алексей Михайлович.

В 1646 г. Никон приехал в Москву. Состоялась его встреча с царем, после чего началось быстрое возвышение: он стал архимандритом Новоспасского монастыря, через два года — митрополитом Великого Новгорода, еще через четыре, после смерти Иосифа, — патриархом московским и всея Руси.

Алексей Михайлович, возложивший надежды на сильного духом и телом Никона, поручил ему проведение реформы в церкви, которая, как он не без оснований полагал, не всем придется по нраву. Никон быстро забыл своих друзей из кружка “ревнителей”, их, и свое в том числе, недоверие к ученым грекам и киевлянам . и перешел на грекофильские позиции. Новый патриарх в 1653 г. разослал память по всем церквам: отныне земные поклоны заменить поясными, а двоеперстие — троеперстием.

Тем временем ученые-богословы заново перевели с греческого богослужебные книги. От старых книг они отличались немногими уточнениями, исправлениями. Ничего существенного новые книги, которые по повелению Никона отпечатали и рассылали по церквам, не вносили, основы православия, догматы религии остались неприкосновенными. Вводились только уточнения, единообразие.

Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 год
Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 год

Проведение реформы началось, и Никон вложил в это свои недюженные способности, железную волю, фанатизм, нетерпимость к инакомыслящим. Но он столкнулся с противником, равным себе. Против него выступили бывшие соратники и друзья по кружку “ревнителей древлего благочестия”. Возглавил их протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона,— человек страстный и горячий, фанатичный и нетерпимый.

“Ревнители” пишут царю, возражая против реформы. Но их не слушают. Свои проповеди и призывы сохранить “древлее благочестие” они не прекращают, наоборот, усиливают их, обращают к широким слоям верующих столицы, а потом и других городов, уездов. Аввакум яростно спорит с Никоном, обличает во весь голос его сторонников. Не довольствуясь положением духовного владыки, он властно вмешивался в дела мирские: во время отлучек царя возглавлял все правительственные дела, указывал боярам, игнорировал и оскорблял их.

Своих оппонентов — Аввакума, Неронова, Федора и прочих — он отправил в ссылку или отдал “под начал” в монастыри.

Весной 1654 г. созвали церковный собор, и он по требованию Никона одобрил принятые им меры.

Затем последовали другие: слово “аллилуйя” по его велению стали произносить не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не по солнцу (“посолонь”), а против солнца. Внес он изменения в церковную и монашескую одежду.

В 1656 г. на очередном соборе всех сторонников старых русских обрядов отлучили от церкви. Споры “ревнителей древлего благочестия” и никониан касались обрядовой, внешней стороны церковной жизни, не затрагивая сути православия. Сторону “ревнителей” принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. В Москве происходили волнения противников реформ Никона. Одно время “ревнители” надеялись, что их поддержит Алексей Михайлович. Он поначалу стоял в стороне от церковной реформы. Но сочувствовал ей, поддерживал патриарха, и Аввакум в нем разочаровался, перестал считать “благочестивейшим и православнейшим” царем.

Источник: hiztory.ru

В 21 столетии в России не осталось ни одного социального института, которого бы не коснулись те или иные преобразования, за исключением самого консервативного из них – Русской Православной Церкви. Споры и дискуссии о реформировании церковной жизни ведутся давно. Вопросы о замене текстов с церковнославянского на русский язык, переходе на новоюлианский календарь, принятии устава для мирян широко обсуждаются в светских и православных средствах массовых информаций.

Однако необходимо вспомнить, хотя бы кратко о церковном расколе 17 века, когда Православная Церковь подверглась реформированию, результатом которого стал раскол русского народа, а его последствия не преодолены по сей день.

Причины проведения церковной реформы в 17 веке

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие.

вербное воскресенье

В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и этому было несколько объяснений:

  • Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
  • В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.
  • Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Так при каком царе церковный раскол русского народа произошел? При государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы. Он был деятельным правителем, старательно вникавшем во все вопросы, касающиеся России. Считая себя истинно православным, не мало внимания уделял и церковным делам.

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.

По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло. Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.

Кратко о реформах патриарха Никона и церковном расколе

Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами. Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой.

Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:

  • замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;
  • написание «Иисус» вместо «Исус»;
  • сокращение числа просфор для литургии;
  • во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;
  • движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;
  • в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

Что такое церковный раскол и каковы его причины?

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.

Следует заметить, что негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация. Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь.

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.

Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:

  • способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
  • резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;
  • низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;
  • недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;
  • отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.

Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства. Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари».

В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Действительно старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.

Значение церковного раскола

  • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
  • Как итог церковного раскола — прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
  • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
  • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
  • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований. Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению. Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

Источник: perstni.com

За века существования на Руси церковная служба сильно «отошла» от своего образца – греческого богослужения. Благочестивый царь Алексей, мечтавший сделать Москву центром православия, поддержал старания своего друга, патриарха Никона, исправить по греческим образцам церковные книги и ритуал службы.

Никон был личностью необыкновенной. Выходец из народа, мордвин по национальности, он быстро стал известен среди паствы и даже в Кремле благодаря своему уму, красноречию, честолюбию и невероятной энергии. Никон сумел понравиться приехавшему в Россию иерусалимскому патриарху греку Паисию, с которым он вел долгие беседы. Паисий писал царю Алексею Михайловичу о нем: «Полюбилась мне беседа его, и он есть муж благоговейный, и досуж, и верный царства вашего». Возможно, что именно тогда, в беседах с ученым греком, укорявшим русского священника за отступления от греческого канона, и созрела идея церковной реформы. Никон познакомился с царем, вступил с ним в переписку, со временем стал необходимым Алексею Михайловичу. Добрый и искренний царь Алексей всей душой привязался к Никону, видя в нем «собинного» (особенного) друга, наставника и истинного духовного отца. Последующие события показали, что Никон в этой дружбе был не так бескорыстен, как царь.

Снедаемый гордыней, Никон мечтал стать вселенским патриархом, сравняться в могуществе с патриархом Филаретом при царе Михаиле. Давно задуманную реформу церкви Никон хотел использовать для усиления своей власти. Избранный Священным собором в патриархи, он тут же публично отказался от патриаршества. Тем самым Никон шантажировал царя, считавшего его другом, – вынудил Алексея Михайловича встать перед Никоном на колени и умолять все-таки принять отринутый патриарший посох. Никон согласился, но потребовал от царя послушания и одобрения на переустройство церкви. И началось…

Властный и горячий, патриарх Никон круто взялся за реформу, которая сводилась формально к «восстановлению» якобы забытых византийских принципов и ритуалов. Креститься теперь следовало не двумя перстами, а тремя; богослужебные книги следовало переписать заново. Пошел слух, будто Никон рубит иконы «старого письма». Новизна навязанных патриархом перемен поражала и страшила многих. Людям того времени, привыкшим к церковным обрядам своих предков, казалось, что вводится какая-то новая, «нерусская» вера, утрачивается святость «намоленных» старинных книг, икон. Никоновские реформы виделись им знаком грядущей катастрофы, преддверием появления Антихриста.

В качестве самого ярого противника Никона выступил протопоп Аввакум Петров. Поначалу он был близок к кругу Никона, но потом их пути резко разошлись. Аввакум, обладая ярким даром проповедника и писателя, страстно и убедительно громил нововведения «никонианской ереси». За это его обвинили «в расколе» церкви, многократно ссылали, «извергли» из чина священника. Но Аввакум, настоящий фанатик, стоял на своем. Не сломленный ни пытками, ни многолетним сидением в земляной яме, он тайно рассылал по всей стране послания – «грамотки», в которых обличал никониан, ругал «бедного безумного царишку», как называл он Алексея Михайловича.

Проповеди Аввакума и его сторонников против никониан и «неправедной» власти находили отклик как в народе, так и среди знати. Боярыня Морозова, обиженная царем Алексеем Михайловичем, объявила себя ученицей протопопа Аввакума. Она бросила дом, семью, публично поносила «никониан». Художник В. Суриков изобразил на своей знаменитой картине тот момент, когда окруженную толпой Морозову везут в темницу, а она призывает народ не отказываться от двоеперстия, от святой веры предков. Ее пытали, заточили в подземную тюрьму, где она, вместе со своей сестрой княгиней Урусовой, погибла от голода, умоляя своих жестоких стражей бросить ей в яму хотя бы маленький сухарик.

Начиная церковную реформу, Никон даже не представлял себе, какое несчастье она принесет стране. Общество утратило покой.

Люди одной веры, одних духовных корней вдруг действительно раскололись на два непримиримых лагеря заклятых врагов. Никонианская церковь обрушила на сторонников старой веры всю мощь тогдашнего государства. Старообрядцев, гордившихся своей преданностью вере отцов и дедов, власти называли «раскольниками», преследовали, унижали, убивали. Старообрядцы уходили в леса, основывали там свои «скиты», в которых при угрозе ареста сжигали себя вместе с семьями. Всякое сопротивление официальной церкви расценивалось как государственное преступление и жестоко каралось. Бесчисленны примеры самоотверженности, верности, смирения, которые показывали в те страшные годы старообрядцы.

Шесть лет оборонялись от правительственных войск монахи Соловецкого монастыря, не принявшие новых книг и обрядов. Захватив обитель, царские воеводы казнили лютыми казнями более 500 ее защитников. Правительственная «охота» на старообрядцев продолжалась более 100 лет, пока Екатерина II не прекратила это самоистребление русского народа. Но было уже поздно. Раскол, поразивший некогда единую нацию, оказался крайне вредным для ее духовного благополучия и существования в будущем.

Начатая Никоном церковная реформа взбудоражила всех православных. Оказалось, что те, с кем дружил ранее Никон, в частности Иван Неронов, Аввакум Петров, стали его врагами. Никон без сожаления отправлял их в ссылку, подвергал жестоким преследованиям. Более того, в 1656 г. патриарх добился, чтобы Священный собор отлучил от церкви всех защитников старых обрядов. Это было страшное наказание для православного верующего человека. Но вскоре дала трещину, а потом и раскололась дружба Никона и царя. Гордыня Никона, его страстное желание повелевать царем стали нетерпимы для Алексея Михайловича.

10 июля 1658 г. боярин князь Юрий Ромодановский объявил патриарху царский гнев за самовольное присвоение им титула «Великого государя», уравнивавшего его с самодержцем. Никон в раздражении заявил: «От сего времени не буду вам патриарх». И уехал в свой любимый Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Он думал, что мягкий Алексей Михайлович погневается, посердится, а потом «заскучает за своим собинным другом» и позовет его обратно в Москву. Но шло время, а царь не ехал и писем бывшему другу не слал. Тогда в 1659 г. Никон сам написал царю письмо.

В нем он опять пытался шантажировать царя, играя на его человеколюбии и искренней вере. При этом он писал, что останется патриархом до тех пор, пока его не лишат чина вселенские патриархи. Долго тянулась ссора двух бывших друзей. Но Алексей Михайлович, как ни тяжело ему было, решил пройти этот путь до конца. «Тишайший» царь умел быть и твердым, и жестоким. В 1666 г. Священный собор с участием антиохийского и александрийского патриархов низложил Никона и отправил его под конвоем в Ферапонтов монастырь.

Вступив на престол после смерти отца, царя Алексея, в 1676 г., новый государь Федор Алексеевич посетил Новый Иерусалим. Он восхитился творением Никона и решил достроить монастырь, предоставив его Никону под резиденцию. За опальным патриархом послали в Ферапонтов монастырь. Он, несмотря на болезнь, быстро собрался и поехал в столицу, но 17 августа 1681 г. умер в дороге. Известно, что Федор собирался назначить четырех патриархов (в Новгороде, Казани, Крутицах и Ростове), а Никона сделать русским папой. Со смертью Никона от этого замысла отказались.

А в это время протопоп Аввакум со своими сподвижниками уже давно сидел в Пустозерске, в подземной тюрьме. Пока был жив царь Алексей, протопоп писал ему гневные письма: «Ты ведь Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не уничижай его и в церкви, и в дому, и в пословицах… Перестань-ко ты нас мучить тово! Возьми еретиков тех, погубивших душу свою, и пережги их, скверных собак, латынников и жидов, а нас распусти, природных своих. Право, будет хорошо». Но уже не слушал его царь Алексей. Не стал слушать челобитные Аввакума и царь Федор. Тем временем сторонники старообрядцев все смелели. Дело дошло до того, что «грамотки» и послания Аввакума разбрасывали по Москве даже в присутствии царя. Власть же не без оснований опасалась Аввакума. Он и его энергичные сподвижники, движимые пламенной верой, окруженные ореолом мучеников и страстотерпцев за «истинную веру», все больше раскачивали здание господствующей церкви.

Созванный в 1681—1682 гг. церковный собор приговорил Аввакума и ряд видных старообрядцев к сожжению. 14 апреля 1682 г. Аввакума и его соузников по подземной тюрьме «за великие на царский дом хулы» сожгли заживо в срубе, наполненном дровами и горючим материалом.

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.