Царевич дмитрий углич

Царевич Дмитрий Углич

На фото: «Иконописный портрет» царевича Димитрия, выполненный в 1899 году знаменитым живописателем Святой Руси М. В. Нестеровым.

Среди людей, оставивших след в истории Углича, выделяется фигура Царевича Дмитрия, который в силу своего возраста не успел ничего сделать ни для города, ни для его жителей. Он лишь погиб в нем — при загадочных обстоятельствах.

Это произошло больше четырехсот лет назад. 15/28 мая 1591 года землю княжеского двора в Угличе обагрила кровь восьмилетнего отрока, сына Ивана Грозного от его седьмой (пятой венчанной) жены Марии Нагой, царевича Дмитрия. Это событие можно назвать начальной точкой эпохи безвременья. Впрочем, подобные утверждения, касающиеся истории, всегда двусмысленны. В истории действует множество причин, они запутываются в клубок, который очень трудно распутать. «Россию вздернул на дыбы», — было сказано о Петре. То же самое вполне можно сказать и об Иване Грозном. Жестокое насилие, учиненное им над страной, рано или поздно должно было отозваться трагедией. Оно и отозвалось — скорее рано, чем поздно. А повод — это уже дело десятое.

Отец и братья Дмитрия


Царевич дмитрий углич

Еще за десять лет до угличских событий по поводу престолонаследия, казалось, нечего было беспокоиться. У Ивана Грозного было два сына, вот-вот должен был родиться третий. Наиболее подходящим для трона, по мнению многих историков, был как раз старший — Иван. Но во время одной из ссор Грозный так избил его, что тот после этого умер (см. знаменитую картину Ильи Репина). Таким образом, в 1584 году на трон сел средний сын — Федор. В характере Федора начисто отсутствовали качества, необходимые для царского служения. С детства он был тих, богомолен и больше обращал свои очи горе, нежели на грешную землю. В исторической литературе его принято называть полуидиотом, но это, конечно, не так. Просто он родился для монастыря, а вынужден был управлять огромной и неспокойной, неустроенной державой.

Иногда, впрочем, на него находили приступы бешенства (отцовская кровь все-таки сказывалась) — говорят, бывало, он побивал палкой своего шурина Бориса Годунова, но это были редчайшие случаи. Вообще же, при Федоре именно Борис Годунов управлял страной — этот факт не вызывает сомнений. Но вот хотел ли Борис сесть после Федора на трон, — это еще вопрос.

Кто убил царевича Дмитрия?


Годунов в этой истории играет чуть ли не центральную роль. Стараниями многочисленных исследователей по поводу Годунова сложился определенный стереотип. Дескать, был он честолюбив и властолюбив (тут не обходится дело без лукавых упоминаний о невысоком его происхождении), вот и убил царевича Дмитрия, подослав к нему убийцу. Более того, в свое время бродили слухи о том, что и Федор умер не своей смертью, а от годуновского яда. А уж о «мальчиках кровавых в глазах», мучивших царя Бориса Годунова, знает каждый школьник.

Город Углич был отдан царевичу Димитрию в удел как младшему сыну царя. Уделы всегда были головной болью для московских государей, в них часто росла смута (в этом смысле понятны опасения государственника Бориса Годунова, приславшего наблюдать за малолетним царевичем своего единомышленника Михаила Битяговского).

Но резонов губить царевича у Годунова было не так уж много. У царя Федора в то время еще мог родиться наследник. Ведь произвела же на свет его жена Ирина (сестра Годунова) дочь!

Кажется, Борис тогда и вообще не помышлял о троне. Изнемогшая в экспериментах Ивана Грозного страна стояла на краю бунта, тут хватило бы и малой искры, — неужели бы в таком положении Годунов решился на убийство Дмитрия? Да и то сказать — в ситуации «безвластия» Годунов в ряду претендентов на престол стоял бы на последнем месте, были более подходящие по родовитости Шуйские, Романовы, Мстиславские.


Смерть царевича Дмитрия в Угличе — падучая болезнь или нападение?

Так что же случилось 15 мая? В полдень с четырьмя сверстниками Дмитрий вышел поиграть во дворик. Приглядывали за ним «мамка» Волохова (мать одного из предполагаемых убийц) и еще две няньки. Прошло совсем немного времени, и со двора раздался страшный крик. Сбежавшая вниз Мария Нагая обнаружила своего сына царевича Дмитрия мертвым — с раной на шее.

Две версии смерти царевича Дмитрия

Первая версия гибели царевича Дмитрия:

Первая версия утверждает, что царевича убил сын Михаила Битяговского с клевретами по наущению Бориса Годунова. Они подошли к Дмитрию:

«О, у тебя новое ожерелье, покажи», — сказал один из них.
«Да нет, старое», — ответил Дмитрий, доверчиво подставляя злоумышленникам горло.

И в ту же секунду горло было перерезано ножом.

Когда страшная история огласилась, ударили в набат. Разгневанный народ побил каменьями убийц царевича Дмитрия. Трупы их сбросили в ров.


Вторая версия смерти царевича Дмитрия:

Вторая, официальная, версия убийства царевича Дмитрия трактует события совершенно иначе. Эта версия получила хождение в материалах следствия, стремительно проведенного будущим царем Василием Шуйским (кстати, всегдашним противником Бориса Годунова). По ней с царевичем Дмитрием, игравшим со сверстниками ножиком, случился припадок падучей болезни, которой он был подвержен. Припадок оказался столь силен, что мамка и няньки не сразу решились приблизиться к нему. Его било об землю, и нечаянным образом ребенок напоролся горлом на нож. (Здесь, правда, возникает вопрос: как в руках у мальчика-эпилептика оказался ножик? Неужели мать «благословила» столь опасные в его положении игры?)

Вот тут и появилась обеспамятевшая от горя Мария Нагая. Она кричала, что ее сына извел по приказу Годунова Битяговский. Битяговский меж тем метался по двору, тщась пресечь смуту. Он пытался прорваться на колокольню, откуда уже раздавался набатный звон, но двери были наглухо заперты. Появился и Михаил Нагой, присоединившийся к крику своей сестры. Угличская чернь не замедлила собраться. Начались самочинные расправы.

Смерть царевича Дмитрия и начало Смутного времени на Руси

Дело о гибели царевича Дмитрия стало запутываться уже спустя несколько лет. Василий Шуйский дважды опровергал результаты собственного следствия. Присягая Лжедмитрию-Отрепьеву, он говорил, что Дмитрий был спасен. Во второй раз, сам сделавшись царем, он в спешном порядке приказал привезти останки царевича в Москву и положил их в Архангельском соборе (примечательно, что документы фиксируют многие исцеления от них — и как раз вследствие этого, а вовсе не по указке царя Василия, Церковь прославила Димитрия как страстотерпца).


Более того, «ложные показания» давала и мать Дмитрия, к тому времени инокиня Марфа. Когда Москву захватил Отрепьев, она «признала» в нем своего сына, лобызала и обнимала его на глазах у всех. А когда в Москву принесли мощи убитого царевича Дмитрия, она покаялась и вернулась к своей первоначальной версии убийства.

А Лжедмитрии между тем приходили один за другим. Смутное время в России в самом разгаре. И непосредственный исток этого трагического карнавала обнаружим именно в дне 15 мая 1591 года. В обсуждении событий того дня историки до сих пор не пришли к согласию и вряд ли придут когда-нибудь. Тем более не рискнем утверждать что-нибудь наверняка и мы. Абсолютных утверждений не будет, но это и не столь важно.

Важно другое. Эта история необыкновенно поучительна, только нужно пережить ее как бы в личном опыте, опыте живого участия. Как поучительна и вся тогдашняя русская смута. Ужасная, кровавая, жестокая смута, столь живописно изображенная Авраамием Палицыным в своем «Сказании». Это «Сказание» и сегодня трудно и больно читать — ушедшая эпоха кричит в нем нечеловеческим голосом. Страна все-таки опамятовалась, смогла собрать силы, стала медленно выздоравливать. Эхо всего этого внимательные люди отчетливо услышат сегодня. Но это уже другая история.


Источник: posmotrim.by

ДИМИТРИЙ царевич (19.10.1582, Москва — 15.5.1591, Углич) — сын царя Ивана IV и Марии Нагой, последний угличский удельный князь. Святой.

Царевич Дмитрий Иванович был рожден от седьмого или шестого (церковного) брака Ивана Грозного, являлся последним сыном царя, женившегося на Марии Федоровне Нагой в 1580, за четыре года до своей смерти. Историки считают, что Углич отвел в удел Дмитрию сам Иван IV в завещании, которое до нас не дошло.

После смерти царя в 1584 царевич, его мать, вдовствующая царица, их родственники Нагие были отправлены из Москвы по приговору Думы в Углич, на удел, еще до коронации Федора Ивановича. Город Углич, согласно местным источникам, встретил полуторагодовалого Дмитрия с ликованием и надеждами. Исторические свидетельства, рассказы современников рисуют непростой нрав царевича, подчас развлекавшегося весьма своеобразно: он лепил из снега фигуры, называл их именами московских здравствующих воевод, бояр и отсекал им головы. Сказывались, видимо, непрестанные разговоры в опальном семействе Нагих, винивших в своих бедах приближенных царя Федора и особенно царского шурина Бориса Годунова.


Наблюдательный англичанин Флетчер, посланец к царскому двору, незадолго до трагических событий, приведших к смерти Дмитрия, доносил в Англию, что жизнь царевича в опасности. 15 мая 1591 года в удельном городе Угличе раздался набатный звон: на княжеском дворе бился в предсмертных судорогах восьмилетний Дмитрий, фактически — наследник престола. Молва тут же сочла, что царевича убили и что убийцы его — присланные из Москвы дьяки-чиновники Битяговские, Никита Качалов и Осип Волохов. Разъяренная толпа угличан сразу же расправилась с заподозренными.

Между тем, в Углич приехала столичная комиссия и началось следствие под руководством боярина В. И. Шуйского. Оно пришло к выводу, что царевич погиб в результате припадка падучей болезни, «поколовшись» ножичком, которым играл в момент, когда начался припадок. Эта версия случившегося стала официальным объяснением смерти Дмитрия-царевича.

Народная версия об убийстве и официальная версия о «самозаклании», то есть самоубийстве случайном, неожиданно получили развитие через несколько лет, в царствование Бориса Годунова, но уже в жизни: объявился самозванец, называвший себя именем Дмитрия. Ему удалось ненадолго стать русским царем, но в мае 1606 года «царь Дмитрий» был убит в ходе восстания в Москве. В годы царствования его преемника (а им стал Василий Шуйский) составляются несколько публицистических произведений, в них укрепляется версия об убийстве в Угличе царевича Дмитрия людьми Б. Годунова. Царь Василий Шуйский организовал перенесение мощей царевича Дмитрия из Углича в Москву 3 июня 1606 года. Он признавал мощи страдальца святыми, нетленными и чудотворными.


В честь своего святого покровителя угличане уже в XVII веке воздвигли две церкви: Царевича Димитрия-на-крови и Царевича Димитрия-на-поле. Культ царевича и его история отразились и запечатлелись также в письменных литературных памятниках и устном творчестве.

Источник: yarwiki.ru

Царевич дмитрий углич

Царевич Дмитрий. Картина М. В. Нестерова, 1899 год

Святой благоверный царевич Димитрий — сын царя Иоанна IV Васильевича Грозного и его седьмой жены царицы Марии Феодоровны Нагой. Он явился последним представителем московской линии дома Рюриковичей. По обычаю того времени, царевичу было дано два имени: Уар, по имени св. Уара, в день его рождения (21 октября) и Димитрий (26 октября) — по дню его крещения. 


После смерти царя Ивана Грозного взошел на престол его старший сын —  христолюбивый царь Фёдор Иванович. Однако фактическим правителем Русского государства был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов. Добрый Феодор Иоаннович был полностью погружен в духовную жизнь, и Борис делал все, что хотел; иностранные дворы присылали Годунову дары наравне с царем. Между тем Борису известно было, что все в государстве, начиная с царя Феодора, признают Димитрия наследником престола и имя его поминают в церквях. Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага своего, желая избавиться от законного наследника русского трона. 

Борис Годунов

Борис Годунов

Для этого Борис решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью — вдовствующей царицей Марией Феодоровной и ее родственниками царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич.

Древний Углич был в то время «велик и многонароден». По свидетельству угличских летописей, он имел 150 церквей, в том числе три собора, двенадцать монастырей. Всех жителей было сорок тысяч. На правом берегу Волги возвышался Кремль, обнесенный крепкой стеною с башнями, где предстояло жить будущему царю. Судьба, однако, распорядилась иначе. 


Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов пытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича (ссылаясь на то, что православная церковь считает законными только три последовательных брака), и,  запретив поминать его имя во время богослужений.  

Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал жестокий нрав и суровость Иоанна Грозного. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия с помощью Василисы Волоховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалась успехом: смертоносное зелье не навредило ему.  

Тогда,  решившись на явное преступление, Борис стал искать убийц. И нашел в лице дьяка Михаила Битяговского, его сына Данилы и племянника — Никиты Качалова. Подкупили также мамку царевича Василису Волохову и сына ее Осипа.

Убийство царевича Дмитрия. Гравюра. Начало 1870-х годов

Убийство царевича Дмитрия. Гравюра. Начало 1870-х годов

Утром 15 мая 1591 г. мамка повела царевича гулять. Кормилица, движимая каким-то смутным предчувствием, не хотела его пускать. Но мамка решительно взяла за руку и вывела царевича на крыльцо. Там уже ждали его убийцы. Осип Волохов взял его за руку и спросил: «Сие у тебя новое ожерелье, государь?» Тот тихим голосом отвечал: «Сие есть старое ожерелье». Волохов ударил его ножом в шею, но гортани не захватил. Кормилица, видя гибель государя, упала на него, стала кричать. Данилко Волохов бросил нож, побежал прочь, а сообщники, Данилко Битяговский и Микитка Качалов, избили кормилицу до полусмерти. Царевича зарезали, словно агнца непорочного и сбросили с крыльца. 

При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма, запершись на колокольне, ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь восьмилетнего отрока Димитрия, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. 

Сергей Блинков. Царевич Дмитрий

Сергей Блинков.  Царевич Дмитрий

Об убиении царевича было донесено в Москву, и сам царь хотел отправиться в Углич для расследования, но Годунов под разными предлогами удерживал его. Борис Годунов послал в Углич своих людей во главе с князем В. И. Шуйским для судебного разбирательства и сумел убедить царя в том, будто его младший брат, играя "в тычку", был захвачен припадком падучей (эпилепсией) и во время него сам случайно наткнулся на нож.  

Такой результат следствия привел к суровому наказанию Нагих и угличан, как виновных в мятеже и самоуправстве. Царица-мать, обвиненная в недостатке надзора за царевичем, была сослана в отдаленный скудный монастырь святого Николая на Восхе, по ту сторону Белого озера, и пострижена в иночество с именем Марфы. Братья ее были сосланы по разным местам в заточение; жители Углича были кто казнены, кто сосланы на поселение в Пелым, а многим урезывали языки. Впоследствии колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным в только что присоединённую к Российскому государству Сибирь. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич. В настоящее время он висит в церкви царевича Димитрия «На крови».  

Вокруг могилы царевича и поставленной над ней часовней возникло детское кладбище. 

Царевич Димитрии. Илья Глазунов (1967)

Царевич Димитрии. Илья Глазунов (1967)

Однако пятнадцать лет спустя после убийства царевича, уже будучи царем, Шуйский перед всей Россией свидетельствовал, что «царевич Димитрий Иоаннович, по зависти Бориса Годунова, яко овча незлобливо, заклася». Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», ввиду появления самозванца, объявившего себя истинным царевичем Димитрием. В Углич была направлена специальная комиссия под руководством митрополита Ростовского Филарета. Когда открыли гроб царевича, по собору распространилось «необычайное благовоние», и тогда нашли, что «в левой руке царевич держал полотенце, шитое золотом, а в другой — орехи», в таком виде его и постигла смерть. 3 июля 1606 г. он был причислен к лику святых. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля — фамильной великокняжеской и царской усыпальнице, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его". 

Царевич дмитрий углич Царевич дмитрий углич

Рака царевича Димитрия Угличского в Архангельском Соборе Кремля

Сразу после смерти царя Федора Иоанновича появились слухи о том, что царевич Дмитрий жив. Во время царствования Бориса Годунова эти слухи усилились, а к концу его царствования в 1604 году о якобы живом царевиче заговорили все. Передавали друг другу, что в Угличе якобы зарезали не того ребенка, а настоящий царевич Дмитрий идет сейчас войском из Литвы, чтобы занять причитающийся ему по праву царский престол. Началось Смутное время. Имя царевича Дмитрия, ставшее символом «правого», «законного» царя, приняли несколько самозванцев, один из которых царствовал в Москве. 

В 1603 году в Польше явился Лжедмитрий I (небогатый и незнатный галицкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев, который постригся в монахи в одном из русских монастырей и в монашестве принял имя Григорий), выдававший себя за чудесно спасшегося Дмитрия. В июне 1605 года Лжедмитрий вступил на престол и на протяжении года официально царствовал как «царь Дмитрий Иванович»; неказистый наружностью, он был отнюдь не глупым человеком, имел живой ум, умел хорошо говорить и в Боярской думе легко разрешал самые трудные вопросы; вдовствующая царица Мария Нагая признала его своим сыном, но, как только его 17 (27) мая 1606 года убили, отказалась от него и заявила, что её сын несомненно погиб в Угличе. 

1606 году явился Лжедмитрий II (Тушинский вор), а в 1608 году во Пскове — Лжедмитрий III (Псковский вор, Сидорка). 

С прекращением Смутного времени правительство Михаила Фёдоровича Романова вернулось к официальной версии правительства Василия Шуйского: Дмитрий погиб в 1591 году от руки наёмников Годунова. Она же была признана как официальная и Русской Православной Церковью. Эта версия была описана в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Ее же придерживался в свое время и А.С. Пушкин. В своей драме «Борис Годунов» он заставил царя Бориса мучиться от раскаяния за совершенное преступление. И вот 13 лет кряду царю снится убитое по его приказу дитя, а юродивый бросает ему в лицо жуткие слова: «… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича…». 

Святитель Димитрий Ростовский составил житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами.  

Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениаминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место — в Архангельский собор. 

Святые мощи царевича Димитрия в Архангельском соборе Кремля

Святые мощи царевича Димитрия в Архангельском соборе Кремля

С XVIII века образ царевича Димитрия помещён на гербе Углича, а с 1999 и на флаге города. Также была построена «Церковь Димитрия на Крови», воздвигнутая на месте его убиения. 

Церковь царевича Дмитрия на Крови. Углич

Церковь царевича Дмитрия на Крови. Углич

В 1997 году учреждён Орден святого благоверного царевича Димитрия. Им награждаются лица, внёсшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников. Орден представляет собой крест с лучами из чистого серебра с позолотой, посреди которого в медальоне находится образ царевича Димитрия с надписью «За дела милосердия». Ежегодно в Угличе 28 мая проводится православный праздник День Царевича Димитрия. 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «День царевича Димитрия» приобрел в 2011 году статус Всероссийского православного детского праздника. 

Царевич дмитрий углич

Тропарь, глас 4:  
Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, богомудре мучениче, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе: яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси. И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице, молися о державе сродников твоих богоугодней быти и сыновом Российским спастися. 

Кондак, глас 8:  
Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие, яко бо доброрасленный грезн (виноградная лоза), прозябл еси и Христу красен плод принесл еси себе; темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно, страдальчески обагренное кровию. Благородне святе Димитрие, соблюдай отечество твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

В 1606 году Василий Шуйский, расследовавший дело об убийстве царевича Дмитрия, занял трон после убийства первого самозванца — Лжедмитрия I. Он поменял свое мнение относительно Углицкой трагедии, прямо заявив, что Дмитрий был убит по приказу Бориса Годунова. Эта версия оставалась официальной при династии Романовых. Из склепа в Угличе был извлечен гроб с телом царевича. Мощи его были обнаружены нетленными и помещены в Архангельском соборе в специальную раку около могилы Ивана Грозного. У раки тут же начали происходить многочисленные чудесные исцеления больных, и в том же году Дмитрий был причислен к лику святых. Почитание Дмитрия как святого сохраняется по сей день.

В спасение Дмитрия верили (или хотя бы допускали эту возможность) крупный специалист по генеалогии и истории письменности Сергей Шереметев, профессор Петербургского университета Константин Бестужев-Рюмин, видный историк Иван Беляев. Книгу, специально посвященную обоснованию этой версии, выпустил известный журналист Алексей Суворин.

Авторы, считавшие, что в 1605-1606 годах на русском престоле сидел подлинный Дмитрий, обращали внимание на то, что молодой царь вел себя поразительно уверенно для авантюриста-самозванца. Он, похоже, верил в свое царственное происхождение.

Сторонники же самозванства Лжедмитрия подчеркивают, что, по данным следственного дела, царевич Дмитрий страдал эпилепсией. У Лжедмитрия же в течение длительного срока (от появления в Польше в 1601 году до смерти в 1606-м) не наблюдалось никаких симптомов этой болезни. Эпилепсию не удается излечивать и современной медицине. Однако даже без всякого лечения у больных эпилепсией могут наступать временные улучшения, тянущиеся иной раз годами и не сопровождающиеся припадками. Таким образом, отсутствие эпилептических припадков не противоречит возможности тождества Лжедмитрия и Дмитрия.

Сторонники версии о том, что в Угличе был убит не царевич, а посторонний мальчик, обращают внимание на то, с какой легкостью мать царевича инокиня Марфа признала сына в Лжедмитрии. Кстати, еще до прихода самозванца в Москву, вызванная Годуновым, она по слухам, заявила, что верные люди сообщили ей о спасении сына. Известно также, что Лжедмитрий, объявляя князю Адаму Вишневецкому о своем царском происхождении, предъявил в качестве доказательства драгоценный крест, усыпанный бриллиантами. По этому же кресту мать якобы узнала в нем своего сына.

До нас дошли и те грамоты самозванца, в которых он объявлял русским людям о своем спасении. В наиболее четкой форме эти объяснения сохранились в дневнике жены самозванца — Марины Мнишек. «При царевиче был доктор, — пишет Марина, — родом итальянец. Сведав о злом умысле, он… нашел мальчика, похожего на Дмитрия, и велел ему быть безотлучно при царевиче, даже спать на одной постели. Когда же мальчик засыпал, осторожный доктор переносил Дмитрия на другую постель. В результате был убит другой мальчик, а не Дмитрий, доктор же вывез Дмитрия из Углича и бежал с ним к Ледовитому океану». Однако русские источники не знают ни о каком враче-иностранце, жившем в Угличе.

Важные соображения в пользу самозванства Лжедмитрия приводит немецкий ландскнехт Конрад Буссов. Неподалеку от Углича Буссов и немецкий купец Бернд Хопер разговорились с бывшим сторожем угличского дворца. Сторож сказал о Лжедмитрии: «Он был разумным государем, но сыном Грозного не был, ибо тот действительно убит 17 лет тому назад и давно истлел. Я видел его, лежащего мертвым на месте для игр».

Все эти обстоятельства полностью разрушают легенду о тождестве Лжедмитрия и царевича Дмитрия. Остаются две версии: закололся сам и убит по наущению Бориса Годунова. Обе версии имеют сейчас сторонников в исторической науке.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: ria.ru

Наверное, к одним из самых трогательных страниц русской истории принадлежит жизнь царевича Дмитрия.

Царевич Дмитрий был рожден от последнего брака царя Иоанна Васильевича Грозного с Марией Нагой и являлся наследником российского престола. Дмитрий был последним представителем царствовавшего в России дома, происходившего непосредственного от Рюрика и от святого Владимира. Брат Дмитрия, Федор Иоаннович, страдал слабоумием, и к тому же его здоровье оставляло желать лучшего.

После смерти Иоанна Грозного престол унаследовал Федор Иоаннович, но вся Россия знала, что долго его царствование не продлится и править будет Дмитрий. В то время самым близким к царю человеком был Борис Годунов, имевший выдающиеся способности И огромное честолюбие и мечтавший только о том, как бы занять российский престол.

Безвольный и слабоумный царь Федор предоставил Борису бразды правления государством, соглашаясь со всеми его решениями. Согласился он и с тем, что пятилетний царевич Дмитрий был сослан вместе с матерью и ее братьями, Нагими, в Углич.

Народ же, в отличие от царя Федора, возмущался таким отношением к единственному наследнику престола. Чтобы люди забыли о царевиче, Борис распоря- дился во время церковной службы не упоминать Дмитрия ввиду того, что он был рожден от седьмой жены Грозного.

Царевич Дмитрий, красивый ребенок, в отличие от своего брата, унаследовал прекрасные умственные способности отца. Подрастая, мальчик стал понемногу понимать свое странное положение и интересоваться, почему он не живет в Москве с братом.

И, конечно же, ребенок есть ребенок: в своих играх царевич Дмитрий наивно, по-детски, ругал Бориса Годунова. Такие реплики во время игр были на руку приверженцам Бориса, которые прибавляли к словам мальчика свои выдумки и тем самым сеяли смуту между братьями — царем и царевичем. Те же «заботливые» приверженцы распускали в народе слухи, что молодой царевич Дмитрий пошел характером в своего отца, что он жестокий, злой, приходит в экстаз от вида крови и мучает животных для собственного удовольствия. К счастью, эти сказки о царевиче не имели успеха в народе: все прекрасно знали, что мальчик был очень добрый и застенчивый.

Видя, что ему не удается настроить народ против царевича, Борис решил действовать другим путем. Он послал в Углич своих людей, которым велел подсыпать Дмитрию в пищу яд. Может, в последний момент дрогнула рука отравителей, а может, Бог, хранящий праведников, не хотел принимать тайно эту чистую душу, желая, чтобы всему миру была явлена неповинная кровь.

Но Борис Годунов не мог успокоиться: ведь он не достиг того, что хотел. Теперь он хорошо заплатил своим людям, чтобы они убили царевича Дмитрия. Борис Годунов послал в Углич Михаила Битяговского с сыном Данилой и племянником Никитой Качаловым под предлогом охраны царевича.

Материнское сердце Марии Феодоровны подсказывало, что ее сыну Дмитрию грозит опасность, и она держала восьмилетнего царевича под своим постоянным наблюдением. Но не знала Мария Нагая, что Во- лохов, сын мамки, был уже подкуплен Битяговским и только ждал удобного случая, чтобы расправиться с невинным ребенком. Сама мамка, Василиса Волохова, тоже участвовала в сговоре с убийцами.

Когда царица находилась в своих покоях, Василиса повела гулять Дмитрия во двор. Кормилица мальчика Ирина Тучкова тоже вышла с царевичем, но осталась стоять на нижнем крыльце, не упуская Дмитрия из виду.

К играющему царевичу подошел Волохов, взял его за руку и спросил: «Государь, видно у тебя новое ожерелье?» «Это старое ожерелье», — тихо ответил Дмитрий, и в этот момент сын мамки полоснул его ножом по шее, но рана была не смертельной. Царевич упал на землю, подбежала кормилица и, прикрыв мальчика своим телом, начала,кричать. Волохов бросил нож и устремился прочь, но подоспели другие убийцы — Битя- говский и Никита Качалов, которые стали бить кормилицу. Когда она потеряла сознание, убийцы схватили раненого Дмитрия и, нанеся ему смертельный удар, обратились в бегство.

На пропитанной кровью земле лежал смертельно раненный царевич Дмитрий, а над ним голосила его несчастная мать…

Весть о страшном убийстве разнеслась по всему городу, и отовсюду ко дворцу бежал народ… Один пономарь, запершись на колокольне, начал бить в колокол… Михаилу Битяговскому и его помощникам не удалось покинуть город незамеченными, их поймали и убили. Тела убийц были брошены в яму на съедение собакам. В тот же день к царю Федору поскакали гонцы с печальной вестью, что его младший брат жестоко убит приставленными к нему для охраны людьми. Но всеведущий Борис Годунов перехватил в Москве гонцов и велел переписать грамоту. Теперь в ней было написано, что царевич, одержимый падучей, в припадке смертельно ранил себя по недосмотру Нагих.

Началось следствие по угличскому делу. Нагие были перевезены в Москву, их пытали, но даже пытками не добились того, чтобы они признали самоубийство Дмитрия; всех братьев Нагих разослали по разным городам и заточили в темницы. Царицу Марию насильно постригли в монахини с именем Марфа.

Но Борису Годунову этого показалось мало, он решил, что весь Углич должен ответить за свою любовь и сочувствие к царевичу и Нагим. Около 200 человек ответили за это головой, многих заточили в темницы или отправили в ссылку. Углич опустел… Даже набатный колокол Спасского собора был «сослан» в Сибирь вместе с людьми, вставшими на ноги в тот страшный день по его звону, и долго висел в Тобольске в храме Всемилостивого Спаса. Правда, по прошествии многих лет колокол был возвращен в Углич. А тела убийц царевича были вынесены из ямы и преданы земле.

Казалось бы, основных свидетелей убийства уничтожили, посадили в темницы и сослали в Сибирь. Но разве можно было заглушить народную молву о погибшем царевиче, и глухой ропот, тщетно подавляемый, возрастал все больше и больше. Никто не верил угличскому следствию и Борису Годунову.

А у гроба царевича стали происходить чудеса. Борис с помощью угроз пытался подавить слух о знамениях, исходящих от гроба мученика, могила Дмитрия считалась опальной.

Когда Борис Годунов был свергнут с престола самозванцем Лжедмитрием, то священники не смели служить панихиды над могилой настоящего царевича Дмитрия. Падение же самозванца ознаменовало настоящее паломничество к могиле мученика.

Желая окончательно вырвать из памяти народа Лжедмитрия, свергнувший самозванца с престола царь

Василий Иоаннович Шуйский принял решение перенести гроб царевича Дмитрия в Москву. В Углич были снаряжены послы для того, чтобы перенести в Москву мощи царевича.

Узнав о приезде московских послов, угличане потеряли покой. Они считали несправедливым то, что мощи будут; перенесены в Москву, ведь именно жители Углича больше всех любили Дмитрия и весь город пострадал от репрессий после убийства царевича.

Царевич Дмитрий

Скорбь угличан смягчилась при виде царевича: Дмитрий покоился в земле уже 15 лет, но, когда вскрыли гроб, царевич предстал перед удивленными взглядами угличан и послов таким, как будто он только что заснул. Тлению не подверглось ни тело, ни одежда царевича. В левой руке Дмитрий сжимал расшитый золотом платочек, с которым вышел во двор в день убийства; правая рука царевича была сжата в кулачок, в котором находились орешки, которые дала ему кормилица на крыльце за несколько минут до его смерти…

С великим торжеством возвращался царевич Дмитрий в Москву, за 18 лет до того вышедший из нее опальным.

В Москве весь народ с царем Василием и патриархом Гермоге- ном с крестами и иконами вышел навстречу процессии.

Мощи царевича Дмитрия были положены в Архангельском соборе: гроб поставили посреди собора на том месте, где стоял гроб Бориса Годунова, который теперь вынесли из собора.

От святых мощей царевича, по словам летописца, «изливались реки милосердия» и происходили чудесные исцеления больных.

В той же летописи написано: «Если Бог допустил страшное убийство Дмитрия, то не потому ли, что душа царевича созрела к святости, а печальная его кончина должна была прославить его добродетели и навсегда запечатлеть его образ в сердце православного народа?»

Источник: bookucheba.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.