Современно ли поучение мономаха

11 век. До единения Руси еще далеко. Распри. Междоусобные войны. Интриги. У светлого князя Всеволода Ярославовича и греческой царевны Анны рождается сын. Наследник, по венам которого течет славная кровь. Он внук Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха. А значит ему в наследство – и престол, и мудрость, и слава.

Мудрый князь получился из этого подающего большие надежды отрока. Как-то пытались родные братья сбить его с пути праведного, да ничего у них не получилось. Решили они выступить против Ростиславичей и исконные их земли себе захватить. Да силенок маловато было. А потому и решили они воспользоваться дружинами Владимира Мономаха. Но он, выслушав послов, которых братья к нему с уговорами направили, велел их выгнать: «Слушать такие речи не стану. И говорить при мне не дозволю».

Братья от своего не отступились и угрожать Владимиру вздумали. Мол, ежели враги на него нападут, то помощи тебе не окажем. Защищайся сам, как можешь. Крепок был духом Мономах и честь свою берег как зеницу ока.


Братьям он, конечно, ничего доказать не смог – так и расстались врагами. Но именно в это труднейший момент своей жизни задумал князь Владимир, по прозванию Мономах, написать для своих потомков поучение. Зачем? А затем, чтобы никогда законов Божьих не нарушали, жили только по чести да по совести. А еще приложил князь к своему труду описание своей жизни, саморучно написанное. Побоялся, что переврут, да напридумывают Бог весть чего в его жизни. Пусть уж лучше из первых уст правду узнают.

«Поучения» Владимира Мономаха — это завещание князя не только его детям и внукам, но и тем, кто будет жить после него, то есть потомкам. Написанное в 11 веке, оно ничуть не устарело по своей сути. Разумеется, лексика звучит несколько непривычно для уха современного человека. А вот содержание звучит архисовременно, наверное, потому, что говорит о том, что принято считать вечными ценностями.

Вот, например, призыв не лениться. Думается, он не устареет никогда. Ничто так не развращает человека, как лень и привычка ничего не делать да жить за чужой счет. От нее, от этой напасти по имени «лень», рушатся судьбы, семьи, карьеры.

Далее следует совет учиться. «Не пренебрегайте знаниями», — звучит, как наказ наших родителей нам, и наш – детям. Ну куда в наше время без знаний и умений?! А пример какой замечательный приводит Мономах, говоря о своем отце, которого уважали соседние монархи за то, что он свободно говорил на пяти языках, не считая родного. Скорее всего, князь Всеволод не знал о существовании древнего изречения: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты и человек», но человеком слыл ученым, набожным и уважительным.


«Уважайте отца и мать своих, а также всех, кто старше вас», — учит Владимир Мономах. Что ж и это правило входит в обычаи и традиции всех стран мира. Этому учат дома, в школе, об этом снимают социальную рекламу. И любого, кто нарушает это незыблемое правило подвергают осуждению.

А вот со следующим поучением согласится не каждая женщина. Князь учит, создав семью, заботиться о детях, дать им ремесло в руки и всячески обучать их всему, что сам знаешь и умеешь. Кивнем в этом месте головой. Читаем дальше: также следует с уважением относиться к своей жене, всегда прислушиваться к ее советам, но (!) воли ей над собой не давать. «Негоже такое допускать», — пишет Мономах. Мужчинам – бальзам на сердце, а женщины… Ну что ж, им придется сделать вид, что именно этот пункт безнадежно устарел.

А эти пункты касаются тех, у кого в руках власть. Притеснять слуг своих нельзя, и позволять слугам причинять вред простым крестьянам тоже запрещается. Справедливость превыше всего! А на войне не стоит полагаться на воевод. Установив строгий порядок, нужно следить за тем, чтобы его выполняли. Неспокойные времена – ожидание нападения врагов – требуют особого внимания, и оружие из рук в такие дни выпускать не стоит. Сыновей своих в бой первыми посылать, а до того постоянно учить военным премудростям.


Согласитесь, мудрые советы, и, следуя им, легко соответствовать еще одному мудрому наставлению Владимира Мономаха: «Иметь в сердце своем прежде всего страх перед Господом». И помня об этом, всегда и всюду творить добро.

Вот теперь можно сделать вывод о том, не устарело ли «Поучение» Владимира Мономаха в наш продвинутый 21 век. Как видите, нет, и понять это может каждый школьник. Кстати, в школьной программе многих бывших союзных республик с «Поучением» детки знакомятся в 6 классе. Вовремя, не правда ли?

Источник: www.TopAuthor.ru

Краткая историческая справка

Родился мальчик в семье отца Всеволода, матери – дочки императора Византии Константина Мономаха,  имя которого унаследовал потомок. Его почитали за боевые заслуги с целью сплочения земли русской.

Представитель княжеского рода вырос в условиях нестабильной политической ситуации и внутренних междоусобных конфликтов, пережил военные распри с половцами, которые представляли серьезную опасность. Главное событие его правления Любечский съезд 6 русских княжеств по вопросу раздела территории и объединения армии.

По характеру князь был очень миролюбивым человеком, отказался от престола в пользу брата, что говорит об усмирении его гордыни. В тех условиях обычно происходили конфликты за трон, которые ослабляли государство. Желание других представителей княжеского рода власти подрывало устои государства и благосостояния Руси.

Главным для князя была вера в Бога, которая формировала правила поведения:

  • соблюдать обещания;
  • помогать бедным;
  • уважать старших;
  • придерживаться правильного образа жизни и молиться.

Он выступал против междоусобных войн и отрицательно относился к смертной казни, принимал участие больше в 82 походах и заключил десятки соглашений.

За время правления построил несколько церквей, возвел каменные стены вокруг Киева, проложил мост через реку Днепр. Написал напутствия духовного плана своим наследникам, оставил им нравоучения, приводя примеры личной жизни. Главная его заслуга в объединении земель и защита от набегов половцев.

О чем говорится в поучении Владимира Мономаха

Словарь Ефремова дает следующее толкование «поучение – это напутствие, наставление», такое же понятие в словаре Ушакова. Наставление – это своеобразный стиль литературы, в котором излагается пример поведения на личном опыте, изобличаются пороки и славятся добродетели.

Эта необычайная личность боролась за просвещение, была образованным и эрудированным человеком своего времени, о чем свидетельствует его текст изложенный как автобиография. Все произведение наполнено простыми мыслями и глубокой христианской мудростью, также в нем затрагиваются многие вопросы и даются ответы на них.

Особое внимание князь обращает на семейный образ жизни и скромность. Он считал, что в семье мужчина должен быть образцом подражания для всех, а отношения следует строить на доверии и почитании.  В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, не завидовать делающим беззаконие». Князь наставляет не увлекаться властью, потому что все люди равные перед Богом.

К чему призывал Владимир Мономах в поучении:


  • слушать старших с покорностью, а властелинам мира не обижать сирот и вдов, быть милостивым и справедливым;
  • помогать бедным;
  • не лениться и не поддаваться праздности, которая служит врагом хороших начинаний и призывает трудиться;
  • уважать пожилых людей, мать, отца;
  • не надеяться полностью на других людей, быть ответственным, не увлекаться вином и едой;
  • ложиться рано спасть и вставать ранним утром;
  • поить и кормить нищих людей, уважать гостей;
  • навещать больных, приветствовать людей.

Он говорил, что существует следующие добродетельности, которые побеждают лукавого: раскаяние, слезы и милостыня.

Мудрый руководитель обязан проявлять заботу о народе, быть справедливым и милосердным в одинаковой мере ко всем, независимо от различного положения.

Воинскую жизнь, наполненную рисками и проблемами, князь умело совмещал с образом христианина. Охота была обычным делом. В те время была масса диких животных, что значило охотиться – это защищаться от их нападения. Поэтому вторая часть носит стиль автобиографического плана. Он повествует, как два быка подняли его на рога, олень пытался затоптать ногами, медведь свалил с коня, но он остался живой благодаря Божьей добродетели. Он никогда не хвастался, а рассказывал об обычной жизни.

Князь Владимир:


  • великий государственный деятель, патриот, военный руководитель, отважный воин;
  • мудрый политический лидер, который был заинтересован в предотвращении междоусобных войн и объединении Руси;
  • великодушный, честный, миролюбивый, добрый человек.

Основные наставления Владимира Мономаха из поучения – это свод духовных норм, к которым должен соблюдать каждый человек, нравственный кодекс. Все его наставления сводятся к тому, что семья – главная опора любого государства.

10 советов из поучения Владимира Мономаха:

Не ленитесь, но за всем наблюдайте!

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Напоите и накормите просящего.

Убогих не забывайте и подавайте сироте.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..

Соблюдайте свое слово…

Гордости не имейте в сердце и в уме..

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

Не пропустите человека, не приветив его.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.


Пусть хранит Вас Господь!

Источник: ikona-i-molitva.info

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (79,9 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (861,7 кБ)

Загрузить презентацию (2,1 МБ)


Цели урока:

образовательные:

– систематизация и углубление знаний учащихся о жанрах древнерусской литературы; формирование представления о “Поучении” как древнерусском памятнике культуры; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения.

развивающие:

– развитие мышления, памяти; формирование коммуникативных навыков, навыков работы с компьютерными программами; совершенствование навыков сравнения, сопоставления информации, полученной самостоятельно из разных источников;

воспитательные:

– воспитание чувства ответственности за порученное дело, умения работать в группе; воспитание у учащихся нравственных качеств через образ Владимира Мономаха.


Предварительное домашнее задание: собрать сведения о жанрах ДРЛ. Подготовить проекты о жизни Владимира Мономаха, о содержании полного текста “Поучения” Владимира Мономаха; составить “Поучение” сверстникам.

Эпиграф к уроку: “Имеющий уши, да услышит…” (из “Евангелия” от Матфея).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята и гости. Мы продолжим сегодня своё знакомство с памятником ДРЛ – “Поучением” Владимира Мономаха. Запишите в тетрадях число, тему урока: “Значение “Поучения” Владимира Мономаха”.

В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова из “Евангелия” от Матфея: “Имеющий уши, да услышит”. Как вы его понимаете? Запишите его.

Исходя из темы урока и эпиграфа, поставьте учебную задачу на урок. (Выяснить, в чём заключается значение “Поучения” в наше время, чем оно интересно для нас.) Спасибо, верно.

Мне хотелось бы, ребята, чтобы сегодня на уроке вы продемонстрировали не только свои знания, но и показали бы, как можно их воплотить в реальные проекты и использовать не только на уроках, но и в жизни.

Домашнее задание будет связано с тем, о чём пойдёт речь на уроке. Запишите его: написать сочинение-миниатюру “Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?”


Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Поучение – один из жанров ДРЛ. Давайте вспомним, что это за жанр и какие ещё жанры существовали в ДРЛ.

Группа ребят получила задание провести опрос в интересной форме по теме “Жанры ДРЛ”. Приложение 1. Посмотрим, что у них получилось. (Задание классу). Прошу вас записать названия жанров, о которых пойдёт речь.

Учащиеся отгадывают кроссворд, по вертикали получается слово “поучение”. В тетрадях записываются названия жанров.

Обсуждение кроссворда. Примерные вопросы 1-й группе.

– Почему вы остановили свой выбор на этих жанрах?

– Какие ещё жанры существовали в ДРЛ?

Учитель. В чём, на ваш взгляд, состоит значение ДРЛ? Зачем её нужно знать и изучать?

– Скажите, ребята, чему вы научились, выполняя это задание?

Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились и опрос интересный провели, и узнали много о жанрах ДРЛ. Со своей задачей вы справились и заслуживаете отличных оценок.

3. Защита проектов учащихся.

  • Мы уже познакомились с фрагментом из “Поучения” Владимира Мономаха. А кто такой Владимир Мономах? Что вам удалось узнать о нём, о его жизни? (Презентация учащихся “Жизнь “благоверного, христолюбивого и великого князя всея Руси” Владимира Мономаха”.) Приложение 2

Задание классу: составьте план биографии В. Мономаха.


Обсуждение проекта. Примерные вопросы 2-й группе.

– Одной из задач, которые вы ставили, было выявить в личности В. Мономаха черты исторического деятеля. Какие черты вам показались важными?

– Как можно использовать вашу презентацию?

– К каким источникам вы обращались, работая над проектом?

– Вам было интересно работать над проектом?

Учитель. Вы хорошо поработали и заслуживаете самых высоких оценок. Спасибо.

Мы узнали много интересного о личности великого князя Владимира Мономаха. Сделаем перерыв: проведём физкультминутку.

  • Физкультминутка

Славный князь Мономах правил на Руси. (Повороты туловища.)
Кто не слышал о нём, послушай, уясни:
Был он честен, и смел, и исполнен сил (Махи руками.)
Русь святую собрать, избавить от войны.
От половецких племён он избавил Русь. (Наклоны туловища.)
Подружил всех князей и возглавил их.
Сыновьям Мономах дал такой наказ: (Вращения глазами.)
В дружбе жить, уважать старых и больных,
Не лениться, учиться, дружбой дорожить. (Вращения кистями рук.)
И тогда вспомнит Русь сыновей своих.

Учитель. Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым человеком, если создал “Поучение”, которое актуально и по сей день. Попробуем разобраться, в чём же заключается его актуальность.

Третья группа ребят подробно исследовала полный текст “Поучения”. Расскажите о проделанной работе.

  • Какова история создания, структура и содержание “Поучения”? (Презентация учащихся “Поучение” Владимира Мономаха как завещание потомкам”). Приложение 3

Задание классу: запишите структуру “Поучения”.

Обсуждение проекта. Примерные вопросы 3 группе.

– Не кажется ли вам, что “Поучение” устарело в наши дни?

– Как вы работали над проектом?

– Что было самым трудным?

Учитель. Спасибо, ребята. Вы довольно глубоко разобрались в структуре и содержании “Поучения”, проделали большую серьёзную работу и получаете отличные оценки.

  • Какие же советы “благоверного князя” Владимира Мономаха кажутся вам полезными и актуальными и в наше время? Что вы добавили бы к ним? (Проект учащихся. Буклет “Поучение добрым людям”.) Приложение 4

Обсуждение проекта. Примерные вопросы 4 группе.

Чем вы объясните выбор таких советов своим сверстникам?

– А почему вы не ограничились советами детям и сверстникам и обратились к взрослым?

– Почему вы выбрали форму буклета для реализации своего проекта?

Учитель. Чему вы научились, выполняя задание?

– Как можно практически использовать вашу работу?

Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали и честно заработали отличные оценки.

4. Заключительное слово учителя.

Выдающийся памятник ДРЛ – "Поучение" Владимира Мономаха– необходимо рассматривать в контексте исторической эпохи конца XI века. Конечно, политическая деятельность самого Владимира Мономаха отнюдь не всегда была безупречной в моральном отношении. В его деятельности были и случаи коварства, и нарушения обещаний, и жестокого обращения с населением захваченных городов. Все это так!

И при всем том Мономах умел признавать свои ошибки, умел, как в случае с Олегом, простить заклятому врагу. Его пример удивителен. И поучителен для нас. Вспомните эпиграф к уроку: “Имеющий ущи, да услышит…”. Надеюсь, вы сегодня не только услышали, но и поняли многое из того, что завещал нам, своим потомкам великий Владимир Мономах.

5. Итоги урока. Рефлексия.

А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам в будущем умения и навыки, полученные во время работы над проектами?

Готовясь самостоятельно к уроку, вы сумели добыть новые знания, осмыслили их и представили в виде кроссворда, презентаций, буклета. То есть вы показали, как можно использовать на практике свои знания.

Спасибо за плодотворный и интересный урок.

1.01.2012

Источник: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Исторический контекст.

Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) — киевский князь, вьщающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью — византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.

У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, в последующие годы княжил в Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киеве. Вся его жизнь была посвящена борьбе с врагами — отражению постоянных набегов половцев, укреплению государства Киевской Руси и сплочению русских князей. Сам Владимир Мономах писал, что он совершил 83 великих похода, но историки считают, что всех походов князя насчитывались сотни. Княжение Владимира Мономаха пришлось на время расцвета государства Киевская Русь, когда до татаро-монгольского нашествия оставалось еще столетие.

Разнообразная деятельность киевского князя показывает, каким развитым и просвещенным было первое русское государство. Владимир Мономах внес огромный вклад в объединение и поддержание единства Руси, он был вдохновителем и руководителем походов против половцев, организатором съездов русских князей в Любече и Долобе. Владимир Мономах издавал законы, облегчавшие положение бедных людей и делающие жизнь более справедливой.

Идейное содержание и жанровые особенности «Поучения». «Поучение Владимира Мономаха» — это первое в древнерусской литературе автобиографическое произведение, памятник религиозной и философско-политической литературы. «Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Это сложное произведение, состоящее из трех частей, написанных по разному поводу, поэтому датировать его непросто.

Ученые относят «Поучение» к 1117 году. Основная мысль «Поучения» — изображение идеала княжеского «поведения»: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не полагаться на тиунов (управляющих хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, должен во все вникать сам…

Композиция произведения.

Первая часть «Поучения» представляет собой молитву, источником которой были библейские и другие религиозные тексты: «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, также и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. «Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», — и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?

И земля на водах положена. Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом. Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля.

Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. «И благословен. Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!».

В тексте всего «Поучения» очень велико влияние христианской веры, принятой на Руси. Крещение Руси состоялось в 988 году: об этом рассказывается в «Повести временных лет». Вторая часть «Поучения» — это повествование Владимира Мономаха о своей деятельности: сжатое перечисление походов и основных событий жизни. Перечень непрерывно следующих походов показывает, насколько энергичным и настойчивым в достижении цели был Владимир Мономах.

За скупыми и, казалось бы, бесстрастными сообщениями о том или ином событии встает драматичная и суровая жизнь князя и воина: «А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с ко — 32 Нем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал.

Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои в юности повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился. Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуадайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным». Третья часть «Поучения» отражает переписку Владимира Моно- маха со своим двоюродным братом и давним противников Олегом Святославичем, с которым князь воевал за Чернигов. Велика вражда между князьями: Олег Святославич в союзе с половцами отнял в 1094 году у Владимира Мономаха Чернигов, в битве с ним погиб сын Мономаха — Изяслав: «О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою… Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня.

Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!» Однако Владимир Мономах подавляет в себе чувство мщения во имя Христовой любви и прекращения междоусобицы. «Не хочу я лиха, но добра хочу я братьям и Русской земле» — говорит в обращении к Олегу Святославичу Владимир Мономах.

«Поучение» Владимира Мономаха в оценке литературоведов. «Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием «Поучения», написаны в конце XI — начале XII в. «Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным…

У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики. Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу… Мономах был одним из создателей идеологии периода феодальной раздробленности — идеологии, обосновывающей и оправдывающей совершившееся и совершающееся дробление Руси между отдельными княжествами и вместе с тем безуспешно стремящейся устранить путем моральной проповеди бедственные последствия этого дробления.

В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.

Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево — Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью… Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную…

Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Моно — махом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчизны. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» — к детям и к «иным, кто его услышит». Под этими «иными» Мономах явно разумел всех русских князей.

Именно к князьям обращены «Поучение» и другие примыкающие к нему «списания». Он учит в своем «Поучении» князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д.

Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели — призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа… Князья находились между собой в отношениях вассального подчинения — среди них были и старшие, и младшие. Мономах учит соблюдать эти отношения: младшим уважать старших, а старшим покровительствовать младшим, опять-таки пользуясь церковной литературой.

При старых следует молчать, премудрых слушать, старейшим покоряться, с равными и меньшими любовь иметь и умерять «увлекающихся властью». Это выражение — «не уклоняться учить увлекающихся властью» («не стрекати учить легких власти»), самая идея того, что власть «увлекает», замечательны… Весь тон «Поучения» задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный — строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего «Поучения», когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он «в печали» взял Псалтирь, а затем собрал «словца си любая и складох по ряду и написах»…

Страстная политическая целенаправленность «Поучения» Владимира Мономаха, тесная связь его с политическими событиями его времени, последовательное проведение в нем единой политической идеи, правда замаскированной порой религиозной формой, делает его одним из самых значительнейших публицистических произведений на Руси…

«Поучение» — отнюдь не обычное рассуждение о необходимости соблюдать христианскую мораль и быть благоразумным в своем поведении, а темпераментный политический трактат, отстаивающий необходимость соблюдать новый принцип — «кождо да держит отчину свою». В этом трактате удивительно слиты этическая система и эстетическая, исповедь с элегическим тоном… Проблемы этической ответственности человека постоянно занимали в литературе самое важное место. Вспомним Радищева, Достоевского, Толстого, Леонида Андреева, Горького и многих других.

Это одна из специфических, национальных черт русской литературы. И проявлялась эта черта уже в первые века ее существования» (Д. С. Лихачев. Великое наследие)

Источник: info-shkola.ru

послания царя ивана грозного и князя андрея курбского – один из самых известных памятников , отразивший переломный характер своей эпохи. переписка началась после отъезда опасавшегося гонений курбского в литву, откуда в 1564 году он отправил монарху свое первое послание. в нем князь обрушился с жесткой критикой на несправедливую политику царя, обвинив того в неслыханных репрессиях против лучших людей страны. грозный ответил гневным трактатом, обвинив оппонента в преступлении не только против земной власти, но и против бога. впервые в российской бывший подданный решился написать государю. между ними завязалась полемика, длившаяся 15 лет.участники переписки ставили перед собой публицистические и обращались не только друг к другу, но и к образованным читателям в россии и за рубежом. царь и боярин касались обширного круга политических, культурных и религиозных тем − устройства государства, божьего суда, стиля. их полемика предвосхитила расцвет индивидуальной манеры в российской , на тот момент еще не знавшей самого понятия авторского стиля.

переписка царя ивана грозного и князя андрея михайловича курбского длилась с большими перерывами с 1564 по 1579 год. монарху и его бывшему подданному было о чем спорить. опасавшийся гонений боярин вместе со слугами и группой бежал из россии и перешел под знамена одного из главных противников москвы − короля польши и литвы сигизмунда ii августа. тем самым курбский поменял сторону в ключевом военном конфликте эпохи – ливонской войне. бывший воевода ивана iv ранее одержал целый ряд побед над войсками великого княжества литовского, теперь же ему предстояло сражаться против российских сил. беглый боярин чувствовал необходимость оправдаться. для этого курбский дерзнул написать тому, в ком видел причину побудивших его к бегству бед и опасений. впервые в российской бывший подданный обратился к правителю с личным письмом.  завязалась переписка, целью которой стало не только повлиять на адресата, но и отстоять свою точку зрения в глазах грамотной части российского и западного общества. не даром царь уже в заглавии адресует свое первое послание против нарушителей клятвы, «крестопреступников», во все российское государство, а курбский подчеркивает, что тексты, подобные письмам царя, стыдно посылать в другие страны − там есть немало людей, искушенных в риторике и философии. личные письма обратились в острые публицистические памфлеты.

Источник: yznay.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.