Смута картинки

В истории русской смуты прошлых веков наипервейшую роль играл вопрос идентификации. Повстанцы повально выдавали себя за кого-то другого, царей, князей, наследников, и увлекали за собою возбуждённых в праведном гневе сторонников. Так было и во время великой смуты начала XVII века. Конечно, все со школьной скамьи помнят двух Лжедмитриев, но не все знают, что был ещё "промежуточный" Лжедмитрий, а после второго и третий, а так же Илейка Муромец, Лжецаревич Фёдор, Лжецаревич Август, Лжецаревич Лаврентий, Осиновик, Лжецаревичи Мартын, Клементий, Семен, Савелий, Василий, Ерошка, Гаврилка.

При этом не все они выдавали себя за чудом выжившего Димитрия, некоторые просто называли себя наследниками, которых в реальности не было вовсе. Каждый из этих персонажей по своему интересен, но даже на этом фоне особняком стоит легендарный Иван Болотников, который себя ни за кого не выдавал, однако в истории русской смуты сыграл одну из главнейших ролей.
С самого рождения младенец, наречённый Иваном, привлёк к себе внимание – он родился…с зубами.


о встречается крайне редко, и обычно заканчивалось для новорожденных печально — их считали порождением дьявола, и тут же умерщвляли. Ивану повезло, родители тайно, под покровом темноты, увезли ребёнка к дальним родственникам, жившим отшельниками в лесу, где мальчик рос среди зверей, подобно киплинговскому Маугли. Став старше, и поступив на службу к князю Телятевскому-Хрипуну, Иван не знал равных в кулачных боях, ловкости и отваге. У каждого князя имелись свои боевые холопы, и частенько княжеские споры заканчивались схваткой телохранителей. Иван Болотников легко справлялся с тремя и более противниками, в бою он был неистов — таких людей викинги называли берсерками. Они не знают страха и жалости к врагам, могут рубиться с яростью льва, а потом падают обессиленные с пеной на губах…
Много людей изрубил своим мечом Иван, слава о его отваге разнеслась по округе.

Евпатий_Коловрат.2009г.хл.,на_фан.,м.,52х50

И тут появилась она. Марфушка. Писаная красавица, сводившая с ума и бояр и холопов. Одна из стрел Амура не минула и Ивана, он без ума влюбился. Чувства были взаимными, молодые собирались обвенчаться.
Но, как это часто бывает… Ваня застал её, свою Марфушку с другим, закипела кровь берсерка.
Утром дворовые люди князя Телятевского с ужасом обнаружили два обезглавленных тела…


Иван Болотников подался в бега, он шёл на юг, к казакам. Туда массово убегали лихие люди со всей Московии, воры и душегубы, разбойники беглые крепостные. Казаки принимали всех, и любой злодей, влившись в их ряды, становился казаком.

Иван чувствовал себя как рыба в воде. Лихие разбойничьи налёты, грабежи. Молодой отважный, не знающий жалости Болотников быстро завоевал авторитет среди таких же оторв как он сам. Везде он был первым, много купцов погибли от его острой сабли.
Бесшабашная отвага его и подвела. Сцепились казаки с отрядом крымчаков , да силы были не равны. Стрелой уносили кони степных разбойников прочь, и только Болотников бился один с десятком татар. Истекая кровью, упал он на тела поверженных им же врагов, но и тут судьба пожалела его. Никогда ещё татары не встречали такого витязя, не стали его добивать. Связали кожаными ремнями и забрали с собой. Богатырское здоровье не подвело, раны зажили. И повезли Ивана на невольничий рынок.
Турки с удовольствием покупали рабов-московитов, обычно они отличались силой и выносливостью.
Так Иван попал в турецкое рабство на галеры. Прикованный цепью, он без устали махал тяжеленным веслом и ждал момента…

galerasklavoil

Шли долгие месяцы, и момент настал! На турецкие галеры напали венецианцы, завязался бой.


рок всех перебили, освобождённые рабы голыми руками добивали своих недавних хозяев. Более других усердствовал здоровенный московит, ловким движением могучей руки, вырывавший кадыки у несчастных турок.
Такие люди были нужны венецианцам, они сразу приметили Ивана. Так, бывший боевой холоп князя Телятевского попал в сказочную средневековую Венецию. Там он проживал в немецком торговом подворье Фондако деи Тедески. Сегодня его должность называлась бы «начальник службы охраны», или «директор по безопасности» )

800px-Canaletto_(II)_013

800px-Fondaco_dei_Tedeschi_2012-05-13

Этот дом и сейчас смотрит фасадом на Гранд-канал и знаменитый мост Риальто. Удивительное всё таки дело – наводишь зеркальный Кэнон на видавший виды мост, и понимаешь, что вот именно по этому самому мосту 400 лет назад прогуливался удалой московит Иван Болотников…

италия 079

Это была блестящая карьера, варвар из далёкой Московии оказался очень способным малым. Прошло два года…
Ивана тянуло домой, он ловил любые весточки с Родины в пересказах заезжих купцов.


рассказывали они интереснейшие вещи. Оказывается в Московии великая смута поднялась, брат пошёл на брата, кровь лилась рекой.
Но, ведь это родная стихия Ивана, он принимает решение во что бы то ни стало попасть домой.
Морем, с немецкими купцами он попадает в Германию, потом берёт курс на Польшу.
Здесь он узнал об удивительных изменениях, происшедших в его отечестве во время его отсутствия. Когда он узнал, что его государь царь Димитрий ускользнул от московских убийц, пробрался в Польшу и теперь находится у воеводы Сандомирского, он представился ему. После того как тот, который выдавал себя за Димитрия, а это был так называемый промежуточный самозванец — дворянин Михаил Молчанов —один из убийц семьи царя Бориса Годунова, его npоэкзаменовал и порасспрашивал: кто он такой, откуда пришел, куда направляется, и увидел из его ответов, что он опытный воин, тогда спросил он его, не хочет ли он служить ему против соотечественников-убийц и клятвопреступников-злодеев. Когда Болотников ответил, что он готов биться за своего наследного государя, тогда Лжедмитрий сказал ему: "Я не имею пока возможности много дать, возьми 30 дукатов, саблю и шубу… и отправляйся с этим письмом в Путивль к князю Григорию Шаховскому5), который из моих сокровищ даст достаточно золота и назначит тебя воеводой и командующим над несколькими тысячами войск, с которым ты начнешь наступать вместо меня и с помощью божией попытаешь счастья против моих неверных подданных.

ажи там, что ты меня здесь в Польше… видел и говорил со мной и получил из моих рук это послание". С этим письмом и подобным известием Болотников кратчайшим путем прошел в Путивль и был принят здесь с большой радостью, так как возбужденные путивляне твердо поверили, что Димитрий (как им говорил князь Григорий) действительно бежал и жив и что они поэтому тем горячее будут бороться против изменников, и ради него, Дмитрия, не пожалеют своей крови и имущества, хотя это, конечно, не был истинный Димитрий, а снова поставленный от Польши самозванец.

47963

По пути следования к войску Болотникова присоединялись всё новые и новые полки, в его войско влились отряды воеводы Истомы Пашкова и князя Шаховского, они громили всех, кто попадался на их пути.
Москвичи уже готовы были подчиниться Болотникову, прося только показать им царевича Дмитрия, и даже начали с ним переговоры. Но Дмитрий так и не явился. Многие стали выражать сомнение в существовании Дмитрия и переходили на сторону Шуйского. В самом войске Болотникова произошел раскол: один лагерь составили дворяне и боярские дети, другой — холопы, казаки и прочий люд. У последних в предводителях был Иван Болотников, у первых — Истома Пашков и братья Ляпуновы. Между вождями возникли разногласия, в результате на сторону Шуйского перешли сначала Ляпуновы, а затем Истома Пашков.


4259

Шуйский захватывает в плен шесть тысяч казаков. Их зверски казнят в Москве. Исаак Масса описывает это действо:
Каждую ночь из острога выводили по сто человек казаков, и как на скотобойне огромной дубиной били по голове одного за другим. Тела убиенных, оставляя кровавый след, тащили к реке, и бросали в прорубь под лёд…

Болотников с верной ему гвардией сопротивлялся, ему активно помогали жители Коломны, принявшие его сторону. Но, силы были не равны.
И тут, в самый решающий момент на помощь Ивану пришёл … его бывший хозяин князь Телятевский с дружиной. Он обрушил мечи своего войска на войско Шуйского, Болотников был спасён. Одновременно в армию влилась дружина под водительством ещё одного самозванца – Илейки Муромского. Все они встали под знамёна Ивана Болотникова.

56eef2a8-f41f-4e48-9fe5-d065a8a440a5

Армия Болотникова занимает Тулу, но тут появляется талантлевейший полководец Скопин-Шуйский, который отсекает и наголову разбивает отряд князя Телятевского, а Иван Болотников оказывается запертым в тульском кремле.
Начинается многомесячная блокада. Заканчивается еда, не хватает воды. Осаждённые отказывются сдаваться, предпочитая смерть. Они сознательно выбирают каннибализм , отказываясь капитулировать. В пищу идут тела тех, кто от изнеможения теряет сознание, город представляет из себя страшное зрелище.
Скопин-Шуйский недоумевает – так долго выдержать осаду невозможно, это выше человеческих сил. И тогда он строит запруду и разлившееся речка Упа затапливает тульский кремль.


55f6a93d-bcff-46a0-a97b-bf53c02dcf10

Блокадники не имея капли питьевой воды и сил к сопротивлению сдаются на милость победителя.

Ивана Болотникова привозят лично к Василию Шуйскому.
Болотников рассказывает Царю историю всей своей жизни. И о трагичной любви, и о вольной казацкой жизни, и о турецком плене, и чудесном освобождении, о сказочной Венеции, и суровых германских замках. И конечно, о самозванце Димитрии, которому он поклялся служить…

Иван Болотников становится на колени перед царём, и говорит тому, что как верой и правдой служил тому, кому верил и присягал, так же готов служить и ему.

Bolotnikov

Старый князь Василий понимает, что такой человек, верный данному слову, прошедший через такие испытания его не предаст.
Но, его окружение понимает, что личность подобного масштаба со временем может стать на пути у многочисленных фаворитов Шуйского.
И втайне от царя, они ночью вламываются в острог, где содержится Иван, и выкалывают ему глаза. Связав руки, слепого, они везут к реке, где обезглавив тело, топят в реке.


8565a168-6dcf-4db1-91e0-a2f3d8c8b947

Так заканчивается жизнь баловня судьбы, советской историографией записанного в вожди крестьянского восстания, Ивана Исаевича Болотникова, одного из самых ярких персонажей российской смуты…

Источник: foto-history.livejournal.com

Рисунок — отсюда

См. также: Ливонская война в картина и рисунках
Смута в гравюрах и миниатюрах
Карты и схемы событий Смутного времени

«Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду на введение в России католицизма»
Художник — Неврев. Н.В. (1830-1904). Картина — отсюда

Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. Художник — К. Маковский.
Картина — отсюда

Битва у Добрыничей. Рисунок — отсюда

Смутное время на Руси. Убийство Лжедмитрия. 
Художник — К. Маковский 

Художник — Сергей Кириллов. Картина — отсюда

Архимандрит Троицкой лавры преподобный Дионисий вместе с келарем Амвросием Палицыным диктуют грамоту о собрании народного ополчения для освобождения Москвы от поляков. Событие 1611 года. Художник Виктор Васнецов. Картина — отсюда

Предсмертный подвиг кн. М.К. Волконского, сражающегося с ляхами
в Пафнутьевском монастыре в Боровске. Событие 1610 года. Художник — Василий Демидов
Картина — отсюда


Смута картинки

Представление С. Жолкевским пленного царя Василия Шуйского королю Сигизмунду III и Сенату. Художник — Ян Матейко. Событие 1610 г. Картина — отсюда

Оборона Смоленска от войск Сигизмунда. Художник — Борис Чориков
Рисунок — отсюда

«Стена. Оборона Смоленска». Картина Владимира Киреева.
Картина — отсюда

Штурм Смоленска 3 июня  1611 года. Художник — Юрий Каштанов
Рисунок — отсюда

Сдача Смоленска в 1611 г. Гравюра 19 века
Рисунок — отсюда

Московский народ в борьбе иностранными наймитами — рейтарами. Событие 1611 года
Рисунок из книги Лопатина «Москва». Рисунок — отсюда

Польская шляхта в русской деревне. Художник — Юрий Каштанов
Рисунок — отсюда

Смута картинки

Поляки в Москве. Обложка книги серии «Bellona» «Moskwa, 1612»
Рисунок — отсюда


Гусары с русскими пленными. Рисунок — отсюда

Воззвание Кузмы Минина к нижегородцам. Событие 1611 года
Художник — Константин Маковский.
Картина — отсюда

Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода. Событие 1611 года
Художник — Константин Маковский. Картина — отсюда

Воззвание Кузмы Минина к нижегородцам. Событие 1611 года
Художник — Алексей Кившенко. Картина — отсюда

Воззвание Минина к нижегородцам. Событие 1611 года
Художник — Михаил Песков. Картина — отсюда

Кузьма Минин. Художник — Илья Репин.
Картина — отсюда

Больной князь Пожарский принимает посланцев Москвы.
Художник — Вильгельма Котарбинский. Картина — отсюда

Народное движение в Смутное время. Художник — А. Апсит. 1918 г.
Картина — отсюда

Князь Пожарский в битве под Москвой. Событие 1612 года
Картина — отсюда

Минин и Пожарский у стен московского кремля. Событие 1612 года.
Художник — Юрий Каштанов.
Рисунок — отсюда

Минин и Пожарский въезжают в Москву. Событие 1612 года. Художник — Александр Смолин
Рисунок — отсюда

Освобождение Кремля от поляков. Художник — Елена Доведова
Рисунок — отсюда.

Изгнание поляков из Кремля. 1612 год. Художник — Эрнст Лисснер.
Картина — отсюда

Изгнание поляков из Москвы. Событие 1612 года. Художник — Михаил Горелик
Рисунок — отсюда

Иван Сусанин. Художник — Максим Фаюстов. 2002 г. Картина — отсюда

Подвиг Ивана Сусанина. Художник — А. Баранов. 

Источник: war16-17.blogspot.com

1. Григорий Мясоедов. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862

Смута картинки

Хоть многие историки с этим и не согласятся, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину все мы со школьных лет уверены, что Лжедмитрий – это именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать.

«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал, окаянный Гришка, к границе Литовской…»

Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. До того исторические события чаще изображали в романтическом ключе.

2. Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874

Смута картинки

В почтительном поклоне согнулся нунций Клаудио Рангони, представитель Папы Римского, над головой поднял шляпу король польский и великий князь литовский Сигизмунд III. А перед ним стоит, приложив руку к груди, Лжедмитрий I. Самозванца объявляют законным претендентом на русский престол.

Наигранность и неестественность происходящего – не только дань нередкой для исторической живописи театральности. Художник подчеркивает, насколько все участники происходящего понимают, что выполняют правила определенной игры.

Интересно, что в кабинете, где происходит действие, можно увидеть фигурки египетских сфинксов. В Европе они стали популярны спустя двести лет после Смутного времени, в XIX веке, после походов Наполеона в Египет.

3. Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862

Смута картинки

Династия Годуновых не сложилась – сын Бориса Годунова Федор правил всего лишь с апреля по июнь 1605 года, его даже не успели короновать. Источники говорят о нем как о добром и умном человеке. Его современник, князь Иван Катырев-Ростовский, пишет о Федоре так: «Пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало; о вере же и поучении книжном со усердием прилежаше».

Федора готовили к тому, чтобы он стал просвещенным государем, но долго править ему было не суждено. По приказу Лжедмитрия I Федора сначала арестовали, а потом задушили вместе с его матерью Марией. Молодой царь отчаянно сопротивлялся, поэтому потом, когда тела были выставлены на широкое обозрение, никого не обмануло официальное объявление о том, что Годуновы-де «сами отравились». Москвичи отчетливо видели следы от веревки, которой были задушены Федор и его мать.

4. Сергей Иванов. В Смутное время. 1908

Смута картинки

Второе название картины – «Лагерь самозванца». Здесь художник написал лагерь уже Лжедмитрия II, которого история запомнила под кличкой «Тушинский вор». Это был уже «самозванец в квадрате» – он выдавал себя не только за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, но и за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I. Новый самозванец в Стародубе начал формировать настоящую повстанческую армию. В нее собирались самые разные люди: казаки, татары, остатки такой же повстанческой армии Болотникова, польские мятежники. Окончательной резиденцией самозванца стало Тушино. В нем заседала своя Боярская Дума, был патриарх, чеканилась собственная монета.

5. Павел Рыженко. Смутное время. 2003

Смута картинки

Павел Рыженко говорит о полотне «Смутное время» так:

«В самом названии картины я заложил ответ. «Кругом трусость, измена и обман», – так сказал о своем времени святой Николай II. То же мы можем сказать и о своем времени, и еще многое добавить к словам императора-страстотерпца. Есть от чего прийти в уныние.

Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты, грех и его следствие – мор, голод и войны – обескровили тогда Родину. Но русские люди нашли выход – обратились к покаянию. И как ребенка прижал Господь к своей груди русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги. Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни».

6. Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913

Смута картинки

Боярские хоромы, дома служилых, церкви стоят вдоль мостовой, по которой мчатся два всадника: монах и воин. Кажется, что слышишь гулкий топот копыт в предутренней тишине, в воздух взметнулась стая птиц. Мастер точно передает тревожную обстановку начала смутного XVII века.

7. Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894

Смута картинки

Шестнадцать месяцев, с 1608 по 1610 год русский гарнизон, монахи, жители обороняли Троице-Сергиев монастырь от войск Лжедмитрия II. Огромное польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги и тушинских бунтовщиков совершенно не ожидало такого яростного сопротивления. Осажденные терпели лишения, началась цинга – но они раз за разом отбивали штурмующих.

Гарнизон монастыря придерживался тактики активной обороны. Не только сопротивлялись наступающим ордам – но и дерзкими вылазками отбивали у осаждавших скот и съестные припасы, громили укрепления. Многочисленная русская артиллерия нанесла значительный урон нападающим.

На картине – совместная оборона монастыря, монахи вместе с воинами дают отпор штурмующим.

8. Осада Троицкого монастыря. Явление преподобного Сергия и Никона врагам. Литография. XIX век

Смута картинки

Сказание об осаде монастыря повествует о многократных явлениях преподобного Сергия. Он являлся не только защитникам Лавры. По преданию, в одну из ночей он пришел во сне ко многим осаждающим и предрек им гибель. Некоторые из них, устрашенные этим явлением, оставили лагерь и ушли домой.

9. Василий Демидов. Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского. 1841

Смута картинки

Воевода из рода Волконских Михаил Константинович, прозванный Хромым, в конце XVI века служил в Сибири, был тобольским воеводой, основал город Березов. При Василии Шуйском он стал воеводой Боровска. Когда Лжедмитрий II направил войска на Москву, польские отряды под предводительством Яна Сапеги осадили Боровск, расположенный на пути к столице.

По преданию, после того как поляки взяли город, воевода заперся в церкви Свято-Пафнутьева монастыря. Когда враги ворвались и в церковь, он храбро отбивался и погиб со словами «Умру у гроба Пафнутия Чудотворца».

Художник написал картину в духе классицизма, потому герои картины одеты не так, как одевались люди, жившие в XVII веке.

10. Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896

Смута картинки

Картина огромная – 698 на 594 сантиметра. О ней писал Максим Горький:

«Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно. И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».

Фигура Минина, стоящего на бочке, – очень хороша; понятно, почему всё вокруг него так кипит: это его огонь зажег толпу. Всё более и ярче вырисовываются в ней отдельные фигуры – убогие, калеки, снимающие с себя крест, красавица боярыня, вынимающая из ушей серьги, кожемяка, сующий свою кису возбужденному Козьме, стрелец, свирепо взмахнувший над головой своей секирой. Очень оживляют толпу личики детей, выписанные кистью художника, должно быть, очень любящего их. Особенно хороша заспанная девчурка, в одной рубашонке, стоящая почти на первом плане об руку со своей сестрой; старуха, сидящая на земле, около кучи всякого скарба и открывающая бурак, не обращая ни на что внимания, тоже очень типична. Вдали сквозь толпу пробивается вершник, толпа течет из ворот кремля такой густой волной, над ней туча пыли, и выше всего старик кремль. Его серые хмурые стены очень хороши на фоне неба в легких, белых облаках. Левый угол картины открывает зеленый кусок Заволжья с церковью, утонувшей в купе деревьев.

Можно повторить, что в картине мало воздуха и солнца, но едва ли можно отрицать ее историческую и художественную правду. Толпа Маковского глубоко народна, – это именно весь нижегородский люд старого времени собрался отстаивать Москву и бескорыстно, горячо срывает с себя рубаху в жажде положить кости за родную землю».

11. Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882

Смута картинки

Нижний Новгород стал центром сопротивления интервентам. В 1611 году почти ежедневно на площадях и улицах собираются люди, обсуждают, как собрать войско и где взять на это деньги. На картине переломный момент. Посольство из духовенства, бояр и простого люда под предводительством Козьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить Второе народное ополчение. Именно это ополчение в ноябре 1612 года изгонит поляков из Кремля.

12. Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу. 2008

Смута картинки

Священномученик, второй Патриарх Московский и всея Руси Гермоген прославился многими своими делами. Известны его воззвания к русскому народу с призывами к борьбе против интервентов. Патриарх Гермоген благословил оба ополчения на освобождение Москвы от поляков. Когда в 1611 году ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, поляки бросили Патриарха в заточение. Тюремщики требовали, чтобы он призвал ополченцев отойти от города.

Ответ Патриарха был твердым: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».

17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, он умер от голода.

13. Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908

Смута картинки

Второе ополчение полностью окружило польские силы в центре Москвы. 1 ноября 1612 года (по новому стилю) Второе ополчение под командованием Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город. Дмитрий Пожарский вошел в него с Казанской иконой Божьей Матери. Через два дня польский гарнизон капитулировал, а 4 ноября – сдался.

14. Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855

Смута картинки

Подвиг Ивана Сусанина главным образом известен нам из устных народных сказаний, но есть и исторический источник – царская грамота от 30 ноября 1619 года.

Иван Сусанин был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, расположенного близ села Домнина Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Федорович. Поляки хотели убить молодого царя. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем «изрубили в мелкие куски».

Позже подвиг Сусанина был отражен во многих литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер – «Жизнь за Царя» авторства Михаила Глинки.

15. Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880

Смута картинки

За годы Смуты русская земля устала от безвластия. Но выбор нового царя был непростым делом – должно было сложиться слишком много условий и обстоятельств. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные «всей земли», из разных городов и земель.

21 февраля 1613 года Земский Собор избрал на царство Михаила Романова, представителя рода, наименее запятнавшего себя сотрудничеством с интервентами. Кроме того, молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти.


Источник: www.pravmir.ru

Начало здесь.

V_smutnoe_vremya

Смутным временем называли современники начало «бунташного» XVII века, когда ожесточенная борьба различных социальных сил (иногда ее называют гражданской войной), иностранная интервенция, голод и разруха поставили под угрозу существование Русского государства.

К концу XVI ве­ка Московское государство было обессилено и разорено страшным опричным террором, войной и их спутниками — голодом и мором. Массы людей бежали на окраины и даже за рубежи. Захват трона Борисом Годуновым лишь усилил рознь в верхах феодального класса. Мощное недовольство московскими порядками зрело и среди обнищавшего горо­дового, особенно пограничного дворянства.

Голодные годы начала нового века послужили толчком к общему взрыву. Первыми поднялись холопы под предво­дительством Хлопка. Потопленное в крови, их восстание стало лишь первым сражением Крестьянской войны. Лжедмитрий I, вторгшийся на Русь с помощью польско-литовской шляхты и первоначально терпевший поражения, получал все большую поддержку обездоленных и недовольных прави­тельством.

Со смертью Бориса рухнула держава Годуновых, и уже во главе перешедших на его сторону войск, признанный верхами и с надеждой смотревшими на него низами, Лжедмитрий I воссел на русском престоле. Затем трон удалось захва­тить боярскому ставленнику Василию Шуйскому, принявщему активное участие в организации московского восстания против самозванца и его приближенных — иноземцев.

Но на феодальное государство катилась уже новая, мощная волна Крестьянской войны. Войска повстанцев под предводительст­вом выдающегося народного вождя и полководца Ивана Исаевича Болотникова двинулись к Москве из южных городов, громя царские армии и принимая в свои ряды тысячи кресть­ян, холопов, посадских людей.

К Болотникову, выступавшему от имени самозванцев (Дмитрия, Петра), присоединились и дворянские ополчения. Но социальные задачи мелких феода­лов были несовместимы с целями Крестьянской войны. Пре­дав Болотникова в решительных сражениях близ Москвы, дворяне встали на сторону Шуйского.

В ожесточенной много­месячной борьбе крестьянская армия была разгромлена. На Москву уже шел новый Лжедмитрий. Во главе отрядов интер­вентов, части казаков, множества перешедших на его сторону дворян, отдельных отрядов крестьян и холопов он укрепил­ся под Москвой, в Тушине (за что и прозван Тушинским Вором). Шуйский, в свою очередь, призвал на Русь шведов.

Художник хорошо отразил пестрый состав войск одного из самозванцев: здесь и казаки, и отдельные крестьяне, и немецкий наемник, и кочевники в пестрых халатах и остро­верхих шапках. Вдали, справа, виден дворянский отряд. Но подлинными хозяевами чувствуют себя в лагере польский магнат и шляхта.

Интервенты сеяли смерть и разрушение. Видя неспособ­ность Шуйского изгнать неприятеля, «князь Федор Волкон­ский и с ним иные мелкие дворяне» заставили его принять монашество. Тогда боярское правительство пошло на прямую измену, присягнув королевичу Владиславу и впустив интер­вентов в Кремль.

Всенародная борьба с интервентами вско­лыхнула страну. Героически начатая Первым ополчением, она была завершена освобождением Москвы Вторым ополче­нием (1612) и избранием на царство Михаила Романова. Но народные антифеодальные движения продолжались еще десятилетия.

Автор аннотации: А.П. Богданов

Продолжение следует.

Источник: bugaeff.ru

Перейти вниз

Вернуться к началу


 

Вы не можете отвечать на сообщения

Источник: forum-svyatynya.ukrainianforum.net


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.