Самодержавие и церковь церковный раскол

Основные даты и события: ] 653-1655 п. — реформа патриарха Никона.

Исторические деятели: патриарх Никон; Алексей Михайлович; протопоп Аввакум.

Основные термины и понятия: самодержавие; церковный раскол. Работа с картой: показать основные центры старообрядчества. План ответа: 1) церковь после Смуты, патриарх Филарет; 2) па­триарх Никон, церковная реформа; 3) церковный раскол и его

последствия; 4) обострение противоречий между церковной и светской властью: причины, проявления, последствия; 5) Церковный собор 1666-1667 ГГ.; 6) старообрядчество, про­топоп Аввакум; 7) значение церковной реформы для развития светскоЙ и духовной власти.

Материал к ответу:Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть свящеН!iослужителей во главе с патриархом Иг­натием поддержала Лжедмитрия 1 (сам патриарх короновал его на царство). Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и церкви.


Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только раз­грабили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства оккупантами слу­жителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных ока­зался и фактический глава Русской Православной llеркви мит­рополит Филарет (Федор Никитич Романов). Но все это не сломило, а, напротив, укрепило духовные силы верующих.

После восьмилетнего пребывания в польском плену митропо­лит Филарет возвратился в 1619 г. в Москву. Участники Церков­ного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем резко возросли роль и значение церкви в жизни го­сударства. Филарет, по существу, был вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, Михаил никогда не принимал решений без согласия отца. Быва­ло и такое, что по сугубо государственным вопросам распоряже­ния отдавал сам патриарх. Главное, чего удалось добиться Фила­рету — укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были ре­шены ни при нем, ни при его преемниках — патриархах Иоаса­фе 1 и Иосифе. Среди них главным был вопрос обновления религиозной идеологии и церковных обрядов. Стремясь проти­водействовать активизировавшемуся в годы смутыI западному ВЛИЯНИЮ, церковь усилила в эти годы борьбу с иноверием.

В середине хуп в. стало ясно, что в русских церковных кни­гах, переписьmавшихся от руки, имеется много описок и иска­жений текста по сравнению с оригиналами. Немало сомнений вызывал обычай многоголосия во время церковной службы (когда священник, дьякон и сами верующие молились одновре­менно, порой используя разные молитвы), крещения двумя паль­цами и др. По этим вопросам мнения верующих разделились. Од­ни ( в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образ-


цам. Другие (к числу которых относился царь Алексей Михай­лович и его ближайшее окружение) считали, что следует обра­титься не к книгам столетней давности, а к самим греческим ис­точникам, с которых они в свое время переписьmались. После смерти патриарха Иосифа новым предстоятелем Русской Право­славной Церкви по предложению Алексея Михайловича был из­бран Никон — митрополит Новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653-1655 гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введе­но крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо зем­ных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654 г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым, во многом фанатичным. Получив необъятную власть над веру­ющими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной вла­сти и преможил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.


говорил: «как месяц имеет свет от солнца, так и царь имеет по­священие, помазание и венчание от архиерея,>. Однако царь не пожелал долго терпеть эти нравоучения патриарха. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, при­глашать Никона на государственные приемы. Это было серьез­ным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из про­поведей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиеруса­лимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церков­ный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православ­ных патриархов из других стран.

для суда над Никоном в 1666 Г. был созван Церковный со­бор, на который патриарха привезли под охраной. Царь заявил, что Никон «самовольно И без нашего царского величества пове­ления церковь оставил и от патриаршества отрекся,>, тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть в стране. При­сутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное за­точение в MOHacThlpb. Одновременно Собор 1666-1667 ГГ. под­держал церковную реформу и предал проклятию всех ее против­ников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 г. им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформа Никона и Собор 1666-1667 гг. положили начало расколу в Русской Православ­ной Церкви.


Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум (Аввакум Пет­ров) (1620-1682). С юных лет посвятив себя церкви, Аввакум был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время он входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддержи­вавшим их царем Алексеем Михайловичем. Реформы Никона Аввакум воспринял резко отрицательно, считая, что если и об­ращаться к первооснове веры, то только в русских источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, арестован и заключен в монастырь, а позже сослан в Сибирь. Однако везде он вел активную пропаганду старооб­рядческих идей. В 1664 г. Аввакум вернулся в Москву, где царь и симпатизировавшие ему люди тщетно убеждали раскольника смириться с церковной реформой. За отказ от смирения Авва­кум был предан церковному проклятию на Соборе 1666­1667 гг. и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в земляную тюрьму. Там он написал свое знаменитое «Житие» И десятки других работ. За непокорность и непримиримость Ав­вакум был при говорен к казни Церковным собором 1681-1682 годов. 11 апреля 1682 г. «неистовый протопоп» И его сподвиж­ники были заживо сожжены.

Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в поли­тической системе страны. Однако в условиях усиления самодер­жавия это привело к резкому конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для ее превращения в один из элементов самодержавия.

Источник: ronl.org


Самодержавие и церковь церковный раскол
Урок по истории России в 7 классе «Самодержавие и церковь. Церковный раскол»
Цели урока:

Образовательная – формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе.

Развивающая – умение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи.

Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, философские и исторические подходы к оценке старообрядчества

Основные понятия и термины:

Патриаршество;

реформы патриарха Никона;

раскол;

старообрядцы;
Оборудование:

картина В. Сурикова “Боярыня Морозова” (слайд) ;

репродукции икон на тему “Жития протопопа Аввакума”;
Ход урока.
План:
1.Положение церкви в России 17 века: предпосылки реформ.
2.Ревнители благочестия – патриарх Никон и протопоп Аввакум.


r />3.Реформа патриарха Никона и раскол церкви.
4. Споры церковной и государственной власти в 17 веке.
На слайде: картина Сурикова «Боярыня Морозова». Церковная музыка.
Учитель:
Взгляните на эту картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Не кажется ли вам, что автор ошибся с названием картины? Перед нами женщина, одетая в черное одеяние, закованная в цепи в сопровождении стражи. Разве в 17 веке бояре так одевались? Кто такие бояре? Как к ним относилась власть? Как вы думаете, что же произошло с этой женщиной? Почему именно так изобразил её художник? Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.
Выводится тема урока на экран.
Проблема: Почему раскол стал трагическим явлением в русской истории?
Учитель: Чтобы ответить на этот не простой вопрос, давайте вспомним:
События начала XVII века – Смутное время — стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей, уничтожали церковные книги.

Поэтому необходимость церковной реформы понимали наиболее образованные и благочестивые священники, и мирские правители. В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в котором выделялись священник Аввакум и архимандрит Никон.

-Что общего в судьбах этих людей? Почему же поссорились два друга?


-Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник?
Работа в парах с текстом документов.
-Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник?

-Взгляды протопопа Аввакума.

-Взгляды Никона
Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.
Таким образом, чисто грамматический вопрос перерос рамки технического перевода и вызвал раскол.
Раскол — отделение (1654 г.) от Русской Православной церкви части верующих (старообрядцев), не признавших церковных реформ (1653-1656 гг.) патриарха Никона.
Кого же называли раскольником?


Старообрядцы (раскольники)— последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу (1653-1656 гг.) патриарха Никона, сторонники старых порядков.
Социальные силы
Можно ли было избежать раскола? (Да) Какие качества нужно было вырабатывать людям того времени? Толерантность. Что такое толерантность?
— А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся, закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.
— Что нового мы сегодня узнали на уроке? Я попрошу вас выразить это в своих листках настроения и поставить себе оценку..
Рефлексия:

Продолжите предложение:

Я удивился…

Я научился …

Мне понравилось …

Я задумался …

Я понял…

Домашнее задание:

  1. Пар. 7. Ответить на вопросы 1-3 учебника; (на «3»)
  2. Используя дополнительные источники, определите название элементов патриаршей одежды. (на «4» и «5»).

Приложения

.
Высшее духовенство

В эпоху феодального строя московского государства церковь была крупным помещиком-феодалом и обладала значительным экономическим и политическим могуществом. Имея в своем распоряжении весьма крупные земельные богатства, обладая большими капиталами,— церковь, как говорит историк Ключевский, «держала в своих руках нити государства» и играла выдающуюся роль в общественной и политической жизни страны.


Если исходить из расчета, что в среднем у митрополита XVII в. вотчин было втрое меньше, чем у патриарха, а у епископа — вдвое меньше, чем у митрополита, то ежегодные хозяйственные доходы (кроме епархиальных сборов) митрополита в XVII в. составят на наши деньги около 350000 руб., а епископа—около 175000 руб.; доходы игуменов крупных монастырей были, конечно, меньше, но все же очень значительные. Эти колоссальные по тогдашнему масштабу деньги лишь в очень незначительной части тратились на благотворительные дела — на устройство богаделен, больниц, на милостыни и кормежку нищих.

Поэтому, высшему духовенству была очень выгодна реформа Никона – от этого зависело их благополучие и богатство.

РАСКОЛ – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия


Посадские люди — сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Однако посадские люди белых слобод освобождались от повинностей.

Занимались торговлей и ремеслом. Некоторые богатели и стали применять наемный труд.

Посадские люди были против реформы Никона из-за враждебного отношения Никона к ликвидации «белых слобод», вмешательством церкви в торговлю и промышленность
Бе́лые слóбоды — территории в средневековом русском городе. Население белых слобод жило на территории белых земель, то есть на землях светских и духовных феодалов, и освобождалось от государственных повинностей и уплаты государственных налогов (тягла).
РАСКОЛ – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России.

Крестья́не — население, занятое в сельскохозяйственном производстве. Класс крестьян пережил период зависимых отношений к землевладельцу и прикрепления к земле.

Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе, регулирующая роль традиции во всех сферах жизни.

Составляли основную массу населения. Делились на владельческих и черносошных. Владельческие были в полной собственности у хозяина. Их имущество принадлежало феодалу. Работали на барщине, платили оброк. Обстановка крестьянской избы была довольно бедной. Посуда была деревянной и глиняной. Основой питания были зерновые культуры. У зажиточных крестьян имелись сады. Крестьянская семья как правило состояла из 10 человек.

Крестьяне – основная масса — им была невыгодна реформа Никона, так как с них стали взимать большие поборы. Скрывались от барских и монастырских поборов, произвола властей, искали в скитах не только старинные традиции, но и волю.

РАСКОЛ – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России.

Бояре — высший чин среди «служилых людей по Отечеству». Это звание давало право участвовать в заседаниях Боярской думы
По своему укладу дворы бояр и дворян были схожи с царским двором. Получили право на владение большими землями вместе с жившими на них крестьянами. Требовали полного закрепления крестьян на их земле. Им принадлежало столько же крестьян, сколько и царю.

Появилась мода на зеркала и часы из заграницы. Посуда была золотой и серебряной. Стали передвигаться на каретах. Проводили время на пирах и охоте, наблюдали за кулачными боями. Одежда оставалась традиционной. Стали покупать ткань за границей.. предметы мебели богато украшались росписями или узорами из камня

Обладали огромной властью и влиянием на царя.
Бояре и дворяне – боялись усиления царской самодержавной власти. Поэтому им невыгодна была реформа Никона, проводившаяся с позволения Алексея Михайловича.

РАСКОЛ – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России.

Царская свита — приближённые, сопровождающие, близкие, окружающие, составляющие свиту высокопоставленной особы (монарха, вельможи), добавляющие известного блеска имиджу этой особы, представляет весьма различные черты в зависимости от уровня культуры данного народа.
По своему укладу дворы были схожи с царским двором. Получили право на владение большими землями вместе с жившими на них крестьянами. Требовали полного закрепления крестьян на их земле. Им принадлежало столько же крестьян, сколько и царю.

Появилась мода на зеркала и часы из заграницы. Посуда была золотой и серебряной. Стали передвигаться на каретах. Проводили время на пирах и охоте, наблюдали за кулачными боями. Одежда оставалась традиционной. Стали покупать ткань за границей.. предметы мебели богато украшались росписями или узорами из камня

Обладали огромной властью и влиянием на царя.
Царская свита – им была очень выгодна реформа Никона – от этого зависело их благополучие и богатство.

РАСКОЛ – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России.

Патриарх Никон.

Необходимость церковной реформы понимали наиболее образованные и благочестивые священники, и мирские правители. В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в котором выделялись священник Аввакум и архимандрит Никон.

Первым шагом Никона на новом поприще стало исправление церковной обрядности. Реформа Никона была призвана всего лишь «очистить» церковную службу от накопившихся за несколько столетий искажений. Сам Никон не сомневался в том, что совершает богоугодное дело и способствует объединению церквей.

Затем были введены другие изменения: земные поклоны заменены поясными, вокруг алтаря раньше было принято «посолонь» — по солнцу, Никон распорядился ходить против солнца, возглас «аллилуйя» во время службы стал произноситься не дважды, а трижды. Был переделан чин проскомидии, вместо семи просвир — пять и так далее.

Никон в своей реформе опирался на высшее духовенство и царя со свитой, обеспечивая им огромные льготы. При этом увеличивались повинности крестьян и посадских людей, что конечно вызывало их недовольство.
Суть реформы Никона.

Вводилось:

1.Крестное знамение тремя перстами.

2.Троекратное пение «аллилуйя».

3.Движение против часовой стрелки (до середины XVII в. В церкви ходили «посолонь»- по Солнцу).

4.Написание имени Христа как Иисус.

5.Унификация текстов богослужебных книг по греческим образцам.

6.Написание икон по греческим образцам. Уничтожение старых икон.

9.Поясные поклоны вместо земных.

Противники реформы подали царю рукописное опровержение, в котором предписание патриарха было названо ересью. Они указывали, что проверку богослужебных книг проводят люди, подозреваемые в отступничестве от православия. Неронов обличал Никона в крестовой палате: «Доселе ты друг наш был — на нас восстал. Некоторых ты разорил и на их места поставил иных, и от них ничего доброго не слыхать. Других ты обвинил за то, что они людей мучат, а сам беспрестанно мучишь…».

Но старания противников Никона были напрасны, Алексей Михайлович доверял своему «собинному другу», как он называл патриарху, и выдал ему головой всех его врагов.

Протопоп Аввакум.

Как проповедник и церковный писатель Аввакума имел одну отличительную и неповторимую особенность. Он первым и единственным стал писать не по- книжному, а так как говорили на улицах и площадях, употребляя простонародные обороты и не пугаясь крепкого словца. Самые сложные догматические вопросы он толковал в упрощенной форме, а библейские предания излагал так, как будто все это происходило не в древней Палестине, а в современной ему Руси. Поэтому многое в написании церковных книг изменилось. В церковном и государственном устройстве протопоп Аввакум Петров предпочитал оставить «всё как есть». Поэтому крестьяне, посадские люди и бояре последовали за ним, желая сохранить свое имущественное положение.

Хотел сохранить:

1.Крестное знамение двумя перстами.

2.Двоекратное пение «аллилуйя».

3.Движение по Солнцу во время крестного хода.

4.Написание имени Христа как Исус.

5. Разночтения в богослужебных книгах.

6.Использование в иконописи некоторых канонов католической живописи.

7.Служение литургии на семи просфорах.

8.Произнесение в церкви определенных текстов проповедей.
В итоге, Аввакума взяли под стражу, и он уже был привезен в собор для совершения обряда лишения духовного сана, но царь Алексей Михайлович упросил патриарха помиловать протопопа. Вместо расстрижения Аввакум «за его многие безчинства» по указу Никона был сослан в Сибирь.

Началась одиннадцатилетняя сибирская ссылка церковного мятежника. Аввакума и его жену, еще не оправившуюся после родов сына, бросили в телегу и повезли в Тобольск

Семья протопопа несла все тяготы ссылки, от лишений умерли двое малых сыновей, остальным приходилось босыми ногами скитаться по острым каменьям, выпрашивать подаяния, а во время голода питаться вместе с отцом травой, кореньями, не брезговать падалью.

Источник: shikardos.ru

 

 дним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.

В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых,Михаил. Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан.

Это поставило царя и патриарха, уже в период присоединения Левобережной Украины, перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими.

Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на 5 просфорах и проч. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г.

Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги, по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Однако свое влияние на Алексея он слишком переоценил. Никон был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г., в котором участвовали патриархи Александрийский и Антиохийский, с Никона сняли клобук. И бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах.

Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками.

Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть.

 

 

Источник: infourok.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector