Результат деятельности царя алексея михайловича

ЕГЭ. История. КРАТКО

Алексей Михайлович

 Результат деятельности царя алексея михайловича

 

 

 

Алексей Михайлович.(1645-1676) Тишайший.

Внутренняя политика

Внешняя политика

 

 

 

 



Но время его правления называют «бунташным веком».

1646-постепенное устранение от дел Боярской думы. Вместо неё- Ближняя дума ( узкий круг соратников

1658- Создан Приказ тайных дел(тайная полиция, суд, контроль за администрацией)

1648- Соляной бунт

1648-плавaние  Семёна Дежнёва. Открыли Берингов пролив и мыс Дежнёва


1649-Соборное уложение (юридическое закрепощение крестьян, отмена урочных лет, сыск беглых стал бессрочный).

1649- запрет английским купцам торговать беспошлинно.

 

1653- начало церковного раскола Никона.

Никон- с 1652- Московский патриарх.

1668-1676- Соловецкое восстание

1653-последний Земский собор.

1653- Торговый устав(единая пошлина- 5 процентов стоимости товара).

Таможенный устав( единая рублёвая пошлина).

1654- Денежная реформа ( вместо серебряных- медные деньги по той же цене- чтобы пополнить казну. Медные деньги обесценились.).

1662- Медный бунт в Москве и Коломенском( Расправился Хованский).

1666- восстание донских казаков под командованием Василия Уса

1666-1667-церковный собор.

1666- гражданская почта.

1667-1668- на Оке строительство первого русского корабля « Орёл» и нескольких небольших судов( голландцами)

1667— Новоторговый устав

1670-1671-Крестьянская война под руководством Степана Разина.

Сначала- «за зипунами»- за военной добычей в Крым, Турцию, Каспийские области.

1667- захватили Яицкий городок- стал опорным пунктом.

1668-1669-награбив добычу в Иране- вернулись на Дон- в Кагальницкое городище.Уже 7 тыс.

1670-поход против изменников царя- бояр, воевод, дворян, приказных- за доброго царя и волю.

Захватили Царицын, Астрахань, Самару, Симбирск. Лишь в октябре-войска разгромили основные силы Разин- на дон, схвачен, выдан. Казнь в Москве- в июне 1671

В1648- гетман Запорожской Сечи- Богдан Хмельницкий. Он — за союз с Россией. Но Россия пока не готова к единению.

1648-16540 национально-освободительная война украинского народа против Польши.

1649- Зборовский мир. Перемирие Хмельницкого с польским королем Яном Казимиром

1651— Белоцерковный мир— Хмельницкий вынужден подписать на тяжёлых условиях. По нему у него только одно воеводство- Киевское.

1652- война возобновилась.(Украины и Польши).

1654- Переяславская рада— воссоединение Украины с Россией

1654-1667- русско-польская война.

1653-взят Смоленск.

1660-поражение под Чудновом.

С 1661-переговоры.

Война- с переменным успехом.

1667-Андрусовское перемирие с Речью Посполитой на 13.5 лет.(Переговоры вёл Ордин-Нащокин) Россия+Смоленские и Черниговские земли. Признание присоединения к России Левобережной Украины .Киев к России на 2 года.

Война со Швецией 1656-1658

Швецией.(Валиссарское перемирие)

1661-Кардисский мир со Швецией (Россия вернула Швеции все завоёванные тер. в Ливонии).т.е. нет выхода к Балтийскому морю.

 

ЛИЧНОСТИ

Аввакум— церковный и политический деятель, отказался принять реформу Никона, в 1666 лишён сана, сослан, в 1682- казнён. Автор почти 100 литературных произведений. Главное — «Житие»- автобиографическая исповедь.

В.В.Бутурлин— военный деятель, дипломат. Привёл депутатов Переяславской  рады к присяге на верность России в 1654.Командовал войсками в помощь Б.Хмельницкому.

С.И.Дежнёв –землепроходец, в 1648 предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыл пролив между Азией и Америкой.

Иоасаф— Патриарх Московский и всея Руси после Никона – в с 1667. Продолжил деятельность по реформированию церкви, составил правила иконописания.

А.С.Матвеев – государственный деятель, дипломат, учитель и советник царя. Возглавлял внешнеполитическое ведомство.

Ф.П.Морозова— боярыня. Раскольница, сподвижница Аввакума, в 1673 арестована, уморена голодом.

Б.И.Морозов – Боярин, воспитатель Алексея Михайловича, фактический глава правительства в 1645-1648.Финансвая реформа привела к бунту в 1648, его отстранили от дел.


Никон ( 1605-1689) –церковный и политический деятель , Патриарх Московский и всея Руси в 1652-1666. Основал Патриаршую библиотеку, написал ряд церковных и публицистических книг. Проводил церковную реформу. В 1666 лишён  сана, сослан в Белозёрский Ферапонтов монастырь.

Н.И.Одоевский— боярин, воевода, дипломат, участник войны с Польшей в 1654-1667, руководил Уложенной комиссией, занимавшейся составлением Соборного уложения 1649.В конце 70-х- начале 80-х руководил внешней политикой.

А.Л.Ордин-Нащокин— государственный и военный деятель, воевал в войне с Польшей и Швецией. В 1658 подписал со Швецией Валиесарское перемирие. Участвовал в подписании Андрусовского перемирия с Польшей, за что был назначен во главе Посольского приказа в 1667 ( до 1671) Сторонник протекционизма.  Автор Новоторгового устава 1667.

Симеон Полоцкий— общественный деятель, учёный, писатель, поэт. С 1667- учитель Алексея Михайловича. В 1678- основал в Киеве типографию. Сторонник сильной царской власти. выступал за воспитание деловых и моральных качеств монарха с детства. Был за социальный мир и всеобщее благоденствие.

В.Д.Поярков— землепроходец, в 1643-1646 руководил экспедицией в бассейн Амура, первым из русских совершил плавание по Тихому океану.


С.Т.Разин – донской казак, предводитель крестьянской войны 1670-1671.

Г.Г.Ромадановкий- Боярин, воевода, участник Переяславской рады, возглавлял Чигиринские походы, участвовал в подавлении восстания Разина. Убит при подавлении Московского восстания 1682.

Ф.М.Ртищев— государственный и культурный деятель, ближайший советник царя, возглавляя приказы Большого дворца и Тайных дел.

Симон Ушаков –русский живописец, с 1664- иконописец Оружейной палаты Московского Кремля, руководил росписью Архангельского и Успенского соборов, Грановитой палаты, известное его произведение- «Спас Нерукотворный»

Е.П.Хабаров –русский землепроходец, в 1649-1653 совершил ряд экспедиций в Приамурье.

Богдан Хмельницкий – гетман Украины. 8 января 1654 года на Переяславской  раде объявил о присоединении Украины к России.

ТЕРМИНЫ

«Бунташный век» — так называется в история России 17 век- время различных народных выступлений.

Преяславская рада – собрание представителей запорожского казачества во главе с атаманом Богданом Хмельницким 8 января 1654 года в городе Переяславле ,  на котором было принято решение о воссоединении Украины(территории  Войска Запорожского)  с  Русским Царством..


Соборное уложение 1649 года – свод законов Русского Царства , принят Земским собором,  действовал почти 200 лет- до 1832 года.

Старообрядцы — противники реформ Никона.

Раскольники — официальное название старообрядчества в России.

Церковный раскол – отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковную реформу Никона в 1653-1656, цель которой – устранение  разночтений в церковных книгах, разницы в проведении обрядов, за образец были взяты греческие книги.

Ярмарка— торг, проводимый регулярно в определённое время  в установленном месте, в России – с 17 века. Макарьевская, Ирбитская и др.

 

Примечание

  • Данный материал очень удобно приклеить на карточки с двух сторон (внешняя и внутренняя политика, личности и темины), систематически вспоминать .

  • О деятелях культуры и религии в будущем будут отдельные материалы, поэтому в этой статье я о них просто напоминаю.

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

 

 

Источник: poznaemvmeste.ru


    4. Присоединение Украины. Война с Польшей, Швецией. Гражданская война под предводительством Степана Разина.

   Совершая военные реформы в середине XVII века, Алексей Михайлович принимает решение: России следует возвратить  западные и северо-западные земли, которые были отторгнуты в начале века Швецией и Речью Посполитой в результате Смуты. Второй важнейшей задачей правительства было укрепление южных границ страны, ведь по-прежнему существовала угроза нападения турок и крымских татар. Не исключал из плана важнейших дел царь и последующее освоение Дальнего Востока и Сибири – проект, начатый ещё во времена Иоанна Грозного.

   Национально-освободительная борьба Украины под предводительством Б.З. Хмельницкого (1595 – 1657), которая в итоге вылилась в освободительную войну (1648), явилась толчком для объявления войны Речи Посполитой. Формально это произошло 23 октября 1653 года, а непосредственно военные действия были начаты в 1654 году.

   До этого Украина пять лет боролась с Польшей за свою независимость с опорой на Запорожскую Сечь и призывая всё это время на помощь Россию. Решающий момент наступил 8 января 1654 года. В этот день на Переяславской Раде вопрос о присоединении к России был решён положительно. Таким образом, Россия могла начинать войну по причине того, что она была призвана к этому действию. Просьба Украины о помощи служила нравственным оправданием.


   Итак, в мае – июне 1654 года русская армия вместе с украинскими казаками пересекла границу Польши и начала освобождение ранее захваченных земель: новгород-северских и смоленских. Удалось взять значительное число городов, среди которых были Смоленск, Мстиславль, Могилёв, Витебск, Дорогобуж, Гомель, Новый Быхов, Полоцк, Чечерск и др.

   Зимой 1654 – 1655 гг. польские войска делают попытку вторгнуться на Украину, но совместная армия России и Украины (командуют дружиной В.П. Шереметев и Б.З. Хмельницкий) пресекают это действие. Крахом оборачиваются и осада польскими войсками Могилёва. В свою очередь русские войска начинают наступление и берут  Минск, Гродно, Каунас, Вильно. Летом 1665 года осуществлён выход к Брест-Литовску (командование ведётся русским князем К.Я. Черкасским и украинским полковником И.Н. Золотаренко).

  Другим важнейшим внешнеполитическим событием было вступление в войну Швеции. Армия шведов оккупировала значительную часть территории Речи Посполитой. Боярин А.Л. Ордин-Нащокин, выдвинутый царём Алексеем, допустил ошибку, предположив, что в теперешнем своём положении Речь Посполитая не представляет никакой опасности для России. Главным врагом он считал теперь Шведцию. В мае 1656 года начинается война со Швецией, а 23 октября того же года Россия заключает временное соглашение о прекращении военных действий с Речью Посполитой.


1655 году разгорается война между Польшей и Швецией. Русская армия принимает решение воспользоваться этой ситуацией и разворачивает наступление сразу в двух направлениях – рижском и ижорском. К маю 1658 году русская армия занимает целый ряд городов от Полоцка до Тарту. Но именно в этот момент получившая передышку польская армия находит в себе силы дать отпор и выгнать со своей территории шведских оккупантов. После этого поляки объявляют о своём отказе признать присоединение белорусских и украинских земель к России и начинают военные действия на востоке своей страны. Далее ситуация для российских войск ухудшается ещё более, поскольку украинский гетман И.Е. Выговской переходит на сторону врагов и, возглавив украинско-польско-татарское войско одерживает победу над войском князя А.Н. Трубецкого и преследует далее русские войска.

   Указанные обстоятельства вынуждают Россию заключить мир со Швецией. Это событие произошло 20 декабря 1658 года и вошло в историю под названием Валиесарское перемирие. Условия договора позволяли России оставить себе прибалтийские города.

   В августе 1659 года русские войска выходят из Киева и наносят Выговскому сокрушающий удар. Но и в дальнейшем Россия не была застрахована от измен со стороны украинских гетманов. Следующим изменником стал сын Б.З. Хмельницкого Ю.Б. Хмельницкий (1641 – 1685). Его предательство дало возможность полякам окружить русскую армию, действующую на Украине, и вынудить её капитулировать.


   Шведы, воспользовавшись этим, начинают требовать от России возвращения завоёванных ранее земель. 21июня 1661 года города, завоёванные русской армией, были возвращены Швеции (Кардисский «вечный мир»). Правительству под началом царя Алексея Михайловича разрешить Балтийский вопрос не удалось.

    В 1664 году русская армия вновь принялась теснить польские войска. Военные действия имели переменный успех, поскольку силы обеих враждующих сторон практически иссякли. Сложившаяся ситуация потребовала пойти на мирные переговоры, в результате чего Россия и Речь Посполитая подписали под Смоленском Андрусовское перемирие на тринадцать с половиной лет (30 января 1667 года). По условиям этого соглашения России отошли Левобережная Украина, черниговские и смоленские земли. На двухлетний период передавался России и Киев, который, впрочем, не был возвращён Речи Посполитой. Что же касается Запорожской Сечи, то она была поделена между Россией и Украиной, т.е., управлялась ими обоими. Важнейшим условием Андрусовского перемирия следует назвать общее противостояние татарской и турецкой угрозе. Так, вопрос западнорусских земель был наполовину решён.

    В 1672 году Турция начала наступление на Правобережную Украину. Нанеся удар Польше и захватив важнейшие объекты — Каменец и Подолию — Турция вынудила поляков заключить соглашение, по условиям которого они обязаны были платить дань турецкому султану. Таким образом, значительная часть Правобережной Украины оказалась под гнётом турецких феодалов. Так начался новый этап в украинском освободительном движении. В этой борьбе ярко проявил себя кошевой атаман Иван Сирко (1610 – 1680). В июне 1669 года им был организован поход казаков к северному побережью Чёрного моря. Результатом этого похода стало легендарное разрушение крепости Очаков, которая являлась опорным пунктом турецкой армии для нападения на Украину.

    В 1675 году правительство Алексея Михайловича отправило на подмогу Сирко войска, которые состояли из донских казаков и черкесов. Вместе с ними Сирко осуществил поход на Крым. Они благополучно перешли Сиваш и сумели подойти к Бахчисараю. Объединённое войско взяло город, освободив по пути множество невольников, после чего вернулись в Сечь. Турецкий султан требовал от Казаков покорности. Ответ казаков гениально отображен на картине И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Туркам так и не удалось завоевать Запорожскую Сечь, хотя они не раз предпринимали подобные попытки.

    На этом потрясения и испытания не прекращались. Одно из них — бунт Стеньки Разина, который начался в 1670 году и длился практически год. На юго-восточной окраине и особенно на Дону сошлось большое множество беглых крестьян, холопов и осадчих. Дон был выбран ими по той причине, что там они могли чувствовать себя относительно спокойно. Старые заветы действовали и поныне: Дон не выдаёт никого, даже преступника, и эти порядки выполняло даже Московское правительство. После Андрусовского перемирия, когда Западная Украина снова стала принадлежать Польше, оттуда тоже хлынул народ к Дону. Это были самые отчаянные люди – настоящая казацкая голь, нищие, лишённые каких-либо средств. У них не было иного выхода, как собираться в разбойничьи шайки и промышлять различными преступными способами. Ситуацию усугубляло и то, что беглецы зачастую были людьми семейными, и им нужно было кормить детей.

   В тот год хлеб на Дону не сеяли, а потому регион заволновался. Атмосфера накалялась, и не хватало только лидера – человека, который смог бы сплотить разрозненную массу и увлечь её за собой «заманчивой перспективой лёгкой добычи» [Шмурло; 325]. Таким лидером стал донской казак С.Т. Разин (1630 – 1671). Восставшие решили двинуться на Волгу, а оттуда – на Каспийское море. Беспощадно опустошив персидское побережье, банда Разина вернулась на Волгу с богатой добычей. Одарив астраханские власти щедрыми подарками, разинцы смогли беспрепятственно вернуться обратно на Дон. В Астрахани Разин и его ватага оказались больше на положении дорогих гостей, нежели банды мятежников. Сам атаман щедро наделял неимущих, сорил деньгами, золотом и серебром. Таким образом он легко завоевал авторитет у астраханской бедноты. Его казаки красовались перед горожанами в шёлковых и бархатных одеждах, хвастали драгоценными камнями и жемчугами и другими дарами Востока.

    Весть о Разине  и его более чем удачном набеге на Персию разлетелась по округе с невероятной быстротой. Со всех сторон к нему устремилась чернь, и очень скоро он сделался главой дружины в три тысячи человек. Со всеми он был весьма щедр, помогал голодным и бедным, давал приют. Н.И. Костомаров пишет: «Его называли батюшкой, считали чудодеем, верили в его ум, в силу и счастье» [Костомаров; 354].

    Во второй раз Разин повёл свою ватагу не на Персию, а на Россию, на русские земли. Его целью теперь был не только грабёж. Подобно своему предшественнику И.И. Болотникову (1565 – 1608), который ранее вёл своё войско для того, чтобы низвергнуть существующий строй, Разин также настроил своих нищих вояк на переворот, призывая истреблять дворян, воевод, приказных людей и всех, кто имеет какое-либо отношение к начальствующим должностям. Он заманивал голытьбу захватом чужого имущества, сменой царских порядков, идеей равенства и сумел буквально наэлектризовать толпу и сделаться героем.

   Итак, весной 1670 года Разин двинулся на Волгу и захватил два города: Царицын и Астрахань. Он сразу прославился неслыханными жестокостями. Далее он двинулся вверх по реке, овладел Самарой и Саратовом. Вскоре его войско значительно пополнилось казаками с Яика, различными инородцами (чувашами, мордвой, черемисами). С Волги восстание перекинулось вглубь страны, охватив Пензенский, Тамбовский, Нижегородский край. Его вспышки начинают возникать к северу от Волги, в Галицком уезде, везде вовлекая в мятеж крестьян и посадских. И всюду разинцы отмечали своё движение убийствами, пожарами, насилием и грабежами.

    Но при всём при этом в деле Разина не было прочности. Первая значительная неудача под Симбирском нанесла серьёзный урон делу легендарного атамана, и личность его лишилась прежней притягательности. Правительство, проявив неимоверные усилия, всё-таки подавило опасное движение мятежников. Разин был казнён на плахе в 1671 году. Смерть предводителя крупнейшего крестьянского восстания не смогла убить память о нём: Разин вырос в народного героя, о котором слагаются народные песни и сказания. Показательно, что из народной памяти выветрились все зверства Разина и его казаков, и в образцах народного творчества о нём поётся и говорится с сочувствием и сожалением. Но в этом есть своя логика. Ореол, сложившийся вокруг личности Степана Разина, свидетельствовал о серьёзном поражении всей государственной системы России, о глубочайшем разладе между низшими и высшими классами. Жестокость дружины Разина указывает на произвол и несправедливость правящих лиц, и это был вполне адекватный ответ со стороны народа на социальное неблагополучие.

   5. Последние годы правления Алексея Михайловича.

  В 1668 году начался бунт Соловецкого монастыря, длившийся до 1676 года. Монахи во главе с архимандритом Ильёй отказывались служить по новопечатным служебным книгам никоновской реформы. Царь довольно долго не принимал никаких действий против взбунтовавшейся братии, хотя его окружение было настроено по этому поводу самым непримиримым образом. И вот, наконец, 27 декабря 1667 года Алексей Михайлович издаёт указ о начале изоляции Соловецкого монастыря. Однако бунтовщики не спешили сдаваться, проявляя удивительную стойкость духа и героизм. В 1674 году на Соловки прибывает воевода И.А. Мещеринов. Его отряд в семьсот человек был хорошо вооружён. Вскоре его численность вырастает до тысячи стрельцов. 22 января 1676 года начинается жёсткое столкновение бунтовщиков и пришедшего на остров войска. В итоге монастырь оказывается полностью разгромленным. А 29 января этого же года умирает сам государь Алексей Михайлович. Но не только вынужденной осадой Соловецкого монастыря прославился последний этап его правления.

   22 января 1671года ранее овдовевший царь женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной (1651 – 1694). В этом браке было рождено двое детей, один из которых – Пётр I. Женитьба оказала сильное влияние на мировоззрение и вкусы Алексея Михайловича. Благодаря трансформации взглядов и перемене окружения государя в России появляется первый Русский театр. Среди новых лиц, появившихся в его свите, следует выделить лютеранского пастора Иоганна Грегори (1631 – 1675), который по благословению царя ставит с набранными для этого дела людьми пьесу собственного авторства на библейский сюжет. Театральное представление приводит в восторг Алексея Михайловича, а его новое увлечение даёт мощный толчок для дальнейшего развития театра в России.

   Импонирует царю и европейская музыка, и он разрешает ей доступ в российское государство. П.В. Седов пишет: «Играл в арганы немчин, и в сурну, и в трубы трубили, и в суренки играли, и по накрам, и по литаврам били ж во все» [Седов; 139]. Таким образом, благодаря Алексею Михайловичу в Россию впервые проникает орган.

   Тем не менее, увлечение иностранными «диковинами» не мешало царю оставаться русским человеком, остающимся верным православным принципам миропорядка. В эту область иностранные веяния не допускались.

   В то же время активно развиваются другие виды искусств: архитектура, живопись, литература (предполагается, что и сам Алексей Михайлович является автором нескольких книг, в частности, о соколиной охоте, страстным любителем которой он являлся).

   В последний этап правления государя появляется истинное архитектурное чудо – дворец в Коломенском, считающийся непревзойдённым шедевром и на сегодняшний день. Можно утверждать, что дворец в Коломенском – отличительный знак XVII века, подобно тому, как Храм Василия Блаженного стал символом века XVI. За возникновение Коломенского дворца потомки обязаны благодарить царицу Наталью Кирилловну, которая сделалась его хозяйкой. Немаловажным является тот факт, что дворец был полностью творением рук русских мастеров (архитекторов и живописцев), что опровергает, время от времени, возникающее мнение о том, что Россия в этот период была «культурно отсталой» страной.

   Государь живо интересовался иностранной прессой и даже сделал попытку наладить доставку в Россию газет из других государств. В результате этого интереса в 1665 году даже организовывается специальная почтовая линия – первая в России.

   Нельзя не отметить огромную роль Алексея Михайловича и в деле расширения границ российского государства, в освоении Сибири. Благодаря экспедициям Е.П. Хабарова (1603 – 1671) и других путешественников русское продвижение дошло до Тихого океана и окончательно там укрепилось.

   Царь Алексей Михайлович развил и обогатил дипломатические и торговые связи России с другими странами, сохраняя при этом национальное своеобразие и чистоту веры. Его роль в культурном прогрессе страны едва ли возможно переоценить.

   6. Заключение.

   Итак, царь Алексей Михайлович Романов правил Россией с 1645 по 1676 год. Его мировоззрение формировалось под влиянием идеи религиозно-нравственного совершенствования личности и общества, которые распространились после окончания Смуты. Первые годы правления не были самостоятельны: он практически в полной мере зависел от своего воспитателя и родственника боярина Б.И. Морозова. В более поздний период активно выдвигал перспективных деятелей, таких как Н.И.Одоевский, А.С. Матвеев, А.Л. Ордин-Нащекин. В период Московских восстаний государь приложил все усилия для того, чтобы спасти Морозова. Если говорить о внутренней политике, то следует отметить его непосредственное участие в составлении и утверждении Соборного уложения 1648 года. Им была поддержана линия, направленная на удовлетворение требований посадских людей и дворянства. Ставя во главу угла прочность государевой власти, возвёл в ранг самых тяжких преступлений любое покушение на жизнь и здоровье царя.

  В правление Алексея Михайловича произошло угасание деятельности Земских соборов и Боярской думы, активизация приказной бюрократии. Он привлекал на российскую службу иностранцев, благодаря его поддержке резко возросло значение полков иноземного строя. Государь содействовал укреплению крепостного права и подавил городские восстания середины XVII века и Крестьянскую войну 1670 – 1671 гг.

   При царе Алексее Михайловиче произошёл раскол русской православной церкви. Будучи сторонником патриарха Никона, царь разделял не только религиозные догматы, положенные в их основание, но преследовал и политические цели. Такие как: объединение церковных обрядов русской и греческой церквей, что было с его точки зрения необходимой предпосылкой для роста авторитета Российского государства среди славянских народов и в первую очередь среди тех, которые находились под властью Речи Посполитой.

   Государь вёл активную внешнюю политику, наиболее значительным успехом, которой стало объединение России и Украины (1654). Он принимал личное участие военных действиях (походы 1654 – 1656), в русско-польской войне 1654 – 1667, в результате которой были возвращены Смоленск, Северская земля с Черниговом и  Стародумом (Андрусовское перемирие 1667 г).

   Алексей Михайлович был неравнодушен ко всему новому, что отчётливо проявилось в сфере искусства, культуры и быта. Царю удалось расширить не только границы государства, но и дипломатические и торговые связи. Примечательны слова А.Н. Боханова, который назвал царя Алексея Михайловича «эпонимом эпохи», в котором причудливо соединилась верность традициям и открытость для всего нового.

   7.Список литературы.

1. Боханов А.Н. Царь Алексей Михайлович /А.Н. Боханов. – М.: Вече, 2012. – 368 с.

2. Гусев Г.А. Личность и мировоззрение царя Алексея Михайловича в отечественной историографии XIX-XX вв. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук /Г.А. Гусев. – М., 2005. – 232 с.

3. Захаревич А.В. История Отечества /А.В. Захаревич. – М.: ИТК «Дашков и К˚», 2005. – 755 с.

4. Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории» / В. О. Ключевский. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

5. Кожурин К.Я. Боярыня Морозова /К.Я. Кожурин. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 380 с.

6. Костомаров Н.И. Бунт Стеньки Разина / Н.И. Костомаров. – М .: Чарли, 1994. — 640 с.

7. Котошихин Г.К. О России, в царствование Алексея Михайловича/ Г.К. Котошихин. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. – 272 с.

8. Лобачёв С.В. Патриарх Никон /С.В. Лобачёв. – СПб.: Искусство, 2003. – 424 с.

9. Платонов С.Ф. Русская история/ С.Ф. Платонов. – М.: Эксмо, 2015. – 432 с.

10. Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории / С.Г. Пушкарёв. – Ставрополь: Кавказский край, 1993. – 416 с.

11. Триста лет царствования дома Романовых. Репринтное издание. – М.: Ассоциация «Информ-Эко», 1990. – 174 с.

12. Цечоев В.К., Асташин В.Е. Отечественная история. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2004. – 528 с.

13. Чистякова Е.В., Богданов А.П. «Да будет потомкам явлено…». Очерки о русских историках второй половины XVII века и их трудах. – М.: УДН, 1988. – 136 с.

14. Шмурло Е.Ф. История России 862 – 1917 гг. / Е.Ф. Шмурло. – М.: Аграф, 1997. – 736 с.

Источник: referatreferatovich.ru

Результат деятельности царя алексея михайловича

Династия Романовых – Алексей Михайлович

Алексей Михайлович Романов (Тишайший) (рожд. 17 (27) марта 1629 г. – смерть 29 января (8 февраля) 1676 г.) Государь, Царь и Великий Князь всея Руси 1645 — 1676 гг.

Детские годы

Алексей Михайлович родился в 1629 году, он был старшим сыном царя Михаила Федоровича и его жены Евдокии Лукьяновны Стрешневой.

С пятилетнего возраста молодой царевич Алексей под надзором Б.И. Морозова начал учиться грамоте по букварю, после приступил к чтению книг. В 7 лет стал обучаться письму, а в 9 – церковному пению. К 12-ти годам у мальчика составилась небольшая библиотека из книг, ему принадлежавших. Среди них упоминаются, между прочим, лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также «Космография».

В числе предметов «детской потехи» царевича встречаются музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, вместе с прежними образовательными средствами видны и нововведения, сделанные не без прямого влияния боярина Б.И. Морозова.

Вступление на престол

После смерти отца 16-ти летний Алексей Михайлович 17 июля 1645 г. стал вторым царем из династии Романовых. Со вступлением на престол он столкнулся лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших русскую жизнь XVII столетия. Слишком мало подготовленный к разрешению подобных дел, он поначалу подчинился влиянию бывшего своего дядьки Морозова. Однако в скором времени начал принимать и самостоятельные решения.

Алексей Михайлович, как видно из его собственных писем, и отзывам иностранцев и русских подданных, обладал замечательно мягким, добродушным характером; был, по словам подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, «гораздо тихим», за что и получил прозвище Тишайший.

Характер царя

Духовная атмосфера, среди которой жил государь, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нем религиозность. По понедельникам, средам и пятницам он во все посты ничего не пил и не ел, и вообще ревностно исполнял церковные обряды. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, развивавшее у Алексея Михайловича христианское смирение. «А мне, грешному, – пишет он, – здешняя честь, аки прах».

Царское добродушие и смирение временами, однако, сменялись на кратковременные вспышки гнева. Как-то раз царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», повелел боярам испробовать то же средство. Р.Стрешнев отказался. Алексей Михайлович собственноручно «смирил» старика, но после не знал, какими подарками его задобрить.

Вообще государь умел отзываться на чужое горе и радость. Замечательные в этом отношении его письма. Мало темных сторон возможно отметить в царском характере. У него была скорей созерцательная, пассивная, а не практическая, активная натура; стоял на перекрестке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своем мировоззрении, однако не предавался со страстной энергией ни тому, ни другому.

Женитьба

Надумав жениться, Алексей Михайлович в 1647 г. выбрал себе в жены дочь Рафа Всеволожского. Однако пришлось отказаться от своего выбора из-за интриг, в которые, возможно, был замешан Морозов. 1648 год – царь заключил брак с Марьей Ильинишной Милославской. В скором времени Морозов женился на сестре ее Анне. В результате, Б.И. Морозов и тесть его И.Д. Милославский приобрели первенствующее значение при царском дворе. От этого брака родились сыновья – будущие цари Федор Алексеевич и Иван V и дочь Софья.

Соляной бунт

Однако к этому времени, уже ясно обнаружились результаты плохого внутреннего управления Морозова. 1646 год, 7 февраля – по его инициативе царским указом и боярским приговором установили новую пошлину на соль. Она была выше рыночной цены соли – одного из главнейших предметов потребления всего населения – примерно в полтора раза и вызвала сильное недовольство народа. К этому прибавилось злоупотребления Милославского и слухи о пристрастии государя к иностранным обычаям. Все эти причины вызвали Соляной бунт в Москве 2–4 июня 1648 г. и беспорядки в других городах.

Новую пошлину на соль отменили в том же году. Морозов продолжал пользоваться царским расположением, однако уже не имел первенствующего значения в управлении державой. Алексей Михайлович возмужал и больше не нуждался в опеке. Он писал в 1661 году, что «слово его стало во дворце добре страшно».

Патриарх Никон

Но мягкой, общительной натуре царя был необходим советчик и друг. Таким «собинным», любимым другом стал владыка Никон. Будучи митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией он в марте 1650 г. усмирял мятежников, Никон овладел доверием царя, посвящен был 25 июля 1652 г. в патриархи и начал оказывать прямое влияние на дела государства.

1653 год, 1 октября – Земской Собор в Москве принял решение о принятии Украины в состав России. Как следствие этого была объявлена Россией 23 октября того же года войны Речи Посполитой, притеснявшей украинцев.

Во время войн 1654–1658 гг. Алексей Михайлович часто отсутствовал в столице, находился, следовательно, вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Вернувшись из военных походов, он начал тяготиться его влиянием. Враги Никона воспользовались охлаждением к нему царя и начали непочтительно относиться к патриарху. Горделивая душа архипастыря не смогла снести обиды. 1658 год, 10 июля – он отказался от своего сана и уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Царь, однако, не скоро решился покончить с этим делом. Только в 1666 г. на Церковном Соборе под председательством патриархов Александрийского и Антиохийского Никона лишили архиерейского сана и заточили в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Во время военных походов Алексей Михайлович Романов побывал в западных городах – Витебске, Полоцке, Могилеве, Ковно, Гродно, Вильно. Там познакомился с похожим на европейский образом жизни. Вернувшись в Москву государь сделал перемены в придворной обстановке. Внутри дворца появились обои (золотые кожи) и мебель на немецкий и польский образец. Постепенно изменялась жизнь и простых горожан.

Церковный раскол

После устранения Никона не уничтожены были главные его нововведения – исправление церковных книг и изменения некоторых религиозных обрядов (форма церковных поклонов, крещение тремя перстами, использование для богослужения икон только греческого письма). Многие из священников и монастыри не согласились принимать этих новшеств. Они начали называть себя старообрядцами, а официальная Русская Православная Церковь стала именовать их раскольниками. 1666 год, 13 мая – в Успенском соборе Московского Кремля был предан анафеме один из руководителей старообрядцев – протопоп Аввакум.

Внутренние беспорядки

Особо упорное сопротивление было оказано Соловецким монастырем; осажденный с 1668 г. правительственными войсками, он был взят воеводой Мещериновым 22 января 1676 г., мятежников повесили.

Тем временем на юге поднял бунт донской казак Степан Разин. Ограбив караван гостя Шорина в 1667 г., Разин двинулся на Яик, взял Яицкий городок, грабил персидские корабли, но в Астрахани принес повинную. В мае 1670 года он вновь отправился на Волгу, взял Царицын, Черный Яр, Астрахань, Саратов, Самару и поднял на восстание черемисов, чувашей, мордву, татар. Войско Разина под Симбирском разбил князь Ю. Барятинский. Разин бежал на Дон и, выданный там атаманом Корнилом Яковлевым, был казнен в Москве 27 мая 1671 г.

В скором времени после казни Разина началась война с Турцией из-за Малороссии. Война окончилась 20-ти летним миром только в 1681 году.

Результаты правления Алексея Михайловича

Из внутренних распоряжений при царе Алексее Михайловиче замечательно основание новых центральных учреждений (приказов): Тайных дел (не позже 1658 г.), Хлебный (не позднее 1663 г.), Рейтарский (с 1651 г.), Счетных дел, занятый проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм (с 1657 г.), Малороссийский (с 1649 г.), Литовский (в 1656–1667 гг.), Монастырский (в 1648–1677 гг.)

В финансовом отношении сделано также несколько преобразований. В 1646 году и последующих годах провели перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола. Указом от 30 апреля 1654 г. запрещалось взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп.

Из за нехватки денежных средств во множестве были выпущены медные деньги. С 1660-х годов медный рубль начал цениться в 20–25 раз дешевле серебряного. В результате чего наступившая страшная дороговизна вызвала народный мятеж 25 июля 1662 г., названный Медным бунтом. Мятеж был усмирен высылкою против восставшего народа стрелецкого войска.

Указом от 19 июня 1667 г. приказано было приступить к постройке судов в селе Дединове на Оке.

В области законодательства было составлено и издано Соборное Уложение – свод законов Российского государства (печаталось в первый раз 7–20 мая 1649 г.). Его дополняли в некоторых отношениях Новоторговый устав 1667 г., Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 г., Новоуказные статьи о поместьях 1676 г.

Во время правления Алексея Михайловича Романова продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Прославились в этом отношении: А.Булыгин, О.Степанов, Е.Хабаров и другие. Были основаны города Нерчинск (1658 г.), Иркутск (1659 г.), Селенгинск (1666 г.)

Последние годы правления. Смерть

В последние годы царствования Алексея Михайловича при царском дворе особо возвысился А.С. Матвеев. Спустя 2 года по смерти М.И. Милославской государь женился на родственнице Матвеева – Наталье Кирилловне Нарышкиной (22 января 1671 г.). От этого брака у Алексея Михайловича родился сын – будущий император Петр 1.

Умер царь Алексей Михайлович Романов 29 января 1676 г. и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

 

Результат деятельности царя алексея михайловича

 

Источник: shtorm777.ru

Первые мануфактуры

Самое важное новшество в промышленности XVII в. — появление мануфактуры. Что это такое? Во-первых, это крупное производство; во-вторых, мануфактуре свойственны разделение труда и ручной труд. Значительные по размерам предприятия, использовавшие ручной труд, на которых разделение труда находилось в зачаточном состоянии, называются простой кооперацией. Если в кооперации применялся наемный труд, то она называлась простой капиталистической кооперацией. Это, например, артели бурлаков, тянувших струги по берегам рек, а также соляные промыслы.

Мануфактурное производство в России имело свои особенности. Крупные предприятия возникали не на базе перерастания мелкого товарного производства в мануфактуру, а путем перенесения в Россию готовых форм из стран Западной Европы, где мануфактура существовала уже целое столетие. Далее, инициатором создания мануфактур было государство. Чтобы привлечь иностранных купцов к вложению капиталов в производство, государство предоставило им ряд существенных привилегий: основатель завода в течение десяти лет получал денежную ссуду, к заводам были приписаны дворцовые крестьяне, заготавливавшие руду и древесный уголь. В свою очередь, владелец предприятия обязывался отливать для нужд государства пушки и ядра. «Мирная» продукция типа гвоздей и сковородок поступала на внутренний рынок только после выполнения государственного заказа.

Возникновение всероссийского рынка

Важнейшим явлением российской истории XVII в. считается начало формирования общенационального рынка. В его возникновении и развитии решающее значение имели не мануфактуры, охватившие тогда лишь одну отрасль промышленности и выпускавшие малую долю товарной продукции, а мелкое товарное производство. Связи между регионами страны укрепляли ярмарки всероссийского значения. Например, на Макарьевскую ярмарку близ Нижнего Новгорода везли товары с бассейна Волги, а Свенская ярмарка под Брянском служила главным пунктом обмена между Украиной и центральными районами России.

Самым крупным торговым центром являлась Москва, где можно было найти любые товары промышленного и сельскохозяйственного производства, от зерна и скота до пушнины, от изделий крестьянских промыслов (полотно и сермяжное сукно) до разнообразного ассортимента импортных товаров из стран Западной Европы и Востока. Торговля на ярмарках производилась в известные дни и по указу царя Алексея Михайловича должна была прекращаться в субботу, как начнут в соборах звонить к вечерне. За три часа до вечера торговые ряды закрывались.

Внешняя торговля России почти полностью находилась в руках иностранных купцов. Русские купцы, слабо организованные и менее богатые, чем их западноевропейские собратья, не могли конкурировать с ними ни в России, ни на рынках тех стран, куда ввозились русские товары. К тому же русские купцы не располагали торговыми кораблями.

Морская торговля со странами Западной Европы осуществлялась через единственный порт — Архангельск, на долю которого приходилось 3/4 торгового оборота страны. На протяжении XVH в. значение Архангельска понемногу возрастало: в 1604 г. туда прибыло 24 корабля, а в конце века их число доходило до 70.

Западноевропейские товары доставлялись в Россию и по суше — через Новгород, Псков, Смоленск. Здесь торговыми партнерами были Швеция, Любек, Речь Посполитая. Структура внешнеторгового оборота отражала уровень экономического развития страны: в импорте из стран Западной Европы преобладали промышленные изделия, в русском экспорте преобладали сельскохозяйственное сырье и полуфабрикаты: пенька, полотно, пушнина, кожи, сало, поташ и др. Как видим, в этом отношении мало что изменилось за почти 400 лет.

Для того чтобы защитить русских торговых людей от конкуренции иностранных купцов, в 1667 г. был принят Новоторговый устав. Он создавал благоприятные условия для торговли внутри страны русским купцам и в то же время увеличивал размер поступлений в казну от сбора пошлин с купцов иноземных.

Соборное уложение

Так назывался свод законов Русского государства, который был принят Земским собором в 1649 г. и утвержден царем Алексеем Михайловичем. Источниками Соборного уложения стали царские указы прошлых лет, Судебники 1497 и 1550 гг., а также лучшие образцы иностранных законодательных сводов: Статут Великого княжества Литовского 1588 г., Кормчая книга (византийское право) и др.

Соборное уложение состояло из 25 глав и 967 статей и представляло собой универсальный кодекс феодального права, не имевший аналогов в предшествующем законодательстве. Он устанавливал нормы во всех сферах жизни общества: социальной, экономической, административной, семейной, духовной, военной и т. д. Одновременно Уложение определяло меры наказания за нарушение этих норм. Универсальность обеспечила ему долгую жизнь: хотя некоторые статьи Уложения и были отменены, но оно действовало в течение 183 лет.

Уложение ущемляло интересы Церкви, ликвидируя ее прежние привилегии и усиливая ее подчинение светской власти. В частности, запрещалось передавать вотчины в монастыри при пострижении в монахи и в епархии на помин души. Уложение таким образом перекрывало источники роста церковного и монастырского землевладения. Немудрено, что документ вызвал резкое осуждение патриарха Никона.

Специальные главы определяли сословную структуру общества. Так, крестьяне с их потомством навечно становились собственностью помещиков, дворцового ведомства и духовных владельцев, так как уходить от феодала им возбранялось, и вводился бессрочный сыск беглых крестьян. Посадское городское население навечно закреплялось за своими посадами.

Раскол в Русской Православной Церкви

Патриарх Никон, получивший свой сан в 1650 г., строил грандиозные планы. Во-первых, затеял церковную реформу; во-вторых, не только мечтал преобразовать Церковь, но и желал, чтобы она стала во главе государства. Как известно, в конце X в. Русь приняла крещение от Византии. За более чем шесть столетий русская православная традиция претерпела множество изменений и теперь сильно расходилась с греческими канонами. По мнению Никона, такое было недопустимо в государстве, где цари считали себя преемниками византийских василевсов (императоров), а Москву — Третьим Римом. Новый патриарх решил это исправить.

В 1653—1655 гг. Никон по указанию царя провел церковную реформу, в результате которой были изменены некоторые обряды, тексты богослужений и церковных книг. Изменялась символика, вместо земных поклонов ввели поясные, а креститься стали тремя пальцами вместо двух.

После реформы отношения между царем и патриархом испортились, поэтому своенравный Никон сложил с себя патриаршие обязанности и удалился в монастырь. В 1666 г. был созван Большой московский церковный собор, который осудил Никона, утвердил церковную реформу и предал проклятию ее противников — раскольников, или старообрядцев.

Денежная реформа Алексея Михайловича и ее последствия

Затянувшаяся русско-польская война требовала огромных расходов и, естественно, привела к серьезным финансовым проблемам. Чтобы выпутаться из них, правительство встало на путь строгого взыскания накопившихся за прошлые годы недоимок, введения чрезвычайного налога на купцов и промышленников (так называемая «пятая деньга»). Помимо этого, ввиду недостатка серебряной монеты в Москве возникла идея выпустить медные деньги в одинаковой цене с серебряными. В 1656 г. царь приказал чеканить медные полтинники, алтынники, грошевики и копейки такой же величины и формы, как серебряные, и с обозначением на них такого же номинала. Иными словами, медные монеты шли по цене серебряных.

Однако медные деньги купцы старались за товар не брать. Ну, и как полагается в «смутные времена», появилось большое количество фальшивых денег, или, как тогда говорили, воровских. Их тайно чеканили не только денежные мастера, но и разные серебреники, котельники, оловянщики и тому подобные мастеровые люди, имевшие возможность добыть или украсть чеканы.

Фальшивые деньги чеканили и бояре, причем в гораздо больших масштабах, чем простые люди. Подозревался, не без оснований, даже тесть царя Иван Милославский.

За фальшивомонетчиками следили сыщики, хватая преступников с поличным — с чеканами и воровскими деньгами. Под пытками фальшивомонетчики признавались и указывали своих сообщников. Их казнили страшной смертью: например, заливали горло растопленным металлом или отсекали руки и прибивали их на стены у денежных дворов. Но соблазн легко разбогатеть был слишком велик, а потому и эффект был незначителен. Тем более что богатые преступники иногда откупались от казни.

Такая «денежная реформа» вызвала катастрофическое падение курса медного рубля: в начале 1662 г. за рубль серебра платили 4 медных рубля, в середине того же года серебряный рубль стоил уже 9 рублей, а осенью — 15 медных рублей. От резкого обесценивания медных денег страдали прежде всего люди, получавшие денежное жалованье: солдаты и стрельцы, а также ремесленники и мелкие торговцы.

25 июля 1662 г. раздался набат, и возбужденная толпа посадских, солдат и стрельцов двинулась в Коломенское, где находился царь, с требованием выдачи бояр. В самой Москве восставшие громили дворы бояр и богатых купцов, причастных к денежной реформе.

Царь срочно вызвал в Коломенское верные стрелецкие полки, велев им «тех людей бити и рубити до смерти». Жертвами свирепой расправы стали многие сотни беззащитных людей, находившихся в Коломенском, часть из которых, преследуемая стрельцами, утонула в реке. Три стрелецких полка, оказавших столь важную услугу царю, стали своего рода гвардией и в последующие годы пользовались разнообразными царскими милостями.

Прошел почти год после бунта, прежде чем правительство решилось покончить со своей «медной реформой». Летом 1663 г. вышли царские указы о прекращении чеканки медных монет и закрытии устроенных для нее денежных дворов, вместо которых велено было возобновить старый двор в Москве для чеканки серебряных денег. Приказано было выдавать служилым людям жалованье серебром, все казенные сборы, пошлины, продажу вина и всю торговлю производить на серебро.

Итоги правления Алексея Михайловича

Алексей Михайлович умер 30 января 1676 г. Главным итогом его правления (более чем 30-летнего) было превращение сословно-представительной монархии в абсолютную: последний созыв Земского собора состоялся в 1653 г., упало значение Боярской думы. Царю нравилось самостоятельно ведать государственными делами, контролировать деятельность госучреждений через Приказ тайных дел. Алексей Михайлович сам читал челобитные и другие документы, писал или редактировал многие важные указы, первым из русских царей стал их собственноручно подписывать.

Важно и то, что царь заботился, чтобы его дети получили хорошее образование. Наследники знали один или два современных европейских языка, изучали риторику, философию, читали произведения античных авторов. Обязательными предметами были богословие и духовная музыка. Сыновья царя имели хорошую библиотеку, составленную из русских и иностранных книг. Своим потомкам самодержец передал в наследство сильное государство, признанное за рубежом. Один из них — Петр — продолжил дело отца, завершив формирование абсолютной монархии и создание огромной Российской империи.

 

 

Вопросы по теме

  1. Какие современные государственные органы управления соответствуют приказам?
  2. Что такое товар? А товарное производство? А мелкое товарное производство?
  3. Что такое Лобное место? Где оно находится? Как оно использовалось?
  4. Что такое Великий раскол христианской Церкви?

Ответы

  1. Министерства — центральные органы государственного управления, осуществляющие руководство определенной отраслью. Введены при Александре I в 1802 г. вместо коллегий. А коллегии, в свою очередь, были образованы Петром I вместо приказов.
  2. Товаром считается продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведенный для обмена. Предметы, произведенные для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются. Товарное производство — это такой вид организации производства, при котором все продукты создаются для продажи на рынок. В мелкотоварном производстве средства производства принадлежат самим производителям, и основано оно преимущественно на их собственном труде.
  3. Лобное место находится в Москве, расположено на Красной площади. Представляет собой круглое в основании каменное возвышение-трибуну, верх которого обнесен парапетом с коваными чугунными воротами. Лобное место служило главной трибуной города. Здесь оглашали важные государственные указы, отсюда обращались к народу русские цари.
  4. Так называют произошедшее в 1054 г. окончательное разделение христианской Церкви на Католическую — на Западе и Православную — на Востоке. Причин тому имелось множество. Это обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквями, имущественные споры, борьба Папы Римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (латынь — в западной Церкви и греческий — в восточной).

Источник: SiteKid.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.