Полтавский бой краткое содержание

Александр Сергеевич Пушкин
Поэма «Полтава» в стихах краткое содержание

«Полтава» один из самых противоречивых перлов русской литературы Золотого века. Поэма, написанная Александром Сергеевичем в 1828 году, не была принята критиками 19 века и по сей день вызывает разногласия филологов и историков относительно взглядов гения литературы на личности Петра Великого и Мазепы.

Краткий пересказ сюжета поэмы А.С. Пушкина «Полтава»

Действия повествования разворачиваются на фоне русско-шведской войны, во время битвы под Полтавой. К Марии, дочери уважаемого Кочубея, сватается Мазепа. Гетман не устраивает родителей, как жених, так как стар и является крёстным отцом девушки. Но Мария, полюбив Мазепу, бежит с ним из отчего дома. Обозлившись, Кочубей сочиняет на ненавистного жениха подлый донос царю, но тот оставляет его без внимания. О кляузе становится известно гетману, он жестоко мстит, добившись казни отца своей молодой жены. Мария понимает, что Мазепа не испытывает к ней былой любви, она покидает его. Спустя время Мазепа встречает свою суженую и с горечью понимает, что она не перенесла казни отца и лишилась рассудка.

Сражение

 

Главные персонажи поэмы «Полтава»


  • Иван Степанович Мазепа — центральный персонаж произведения, украинский гетман. Мазепа сватался к дочери Кочубея, но получил отказ. Крепкий, но мрачный старик, в которого влюбилась юная Мария.
  • Василий Леонтьевич Кочубей — отец Марии, бывший соратник Мазепы. Кочубей в качестве мести за уведённую под венец без его согласия дочь выбирает подлый донос, который обернётся для него необратимым возмездием — казнью.
  • Мария Кочубей — юная красавица, влюбленная в гетмана, дочь Кочубея. Мария, следуя своим чувствам, бежит из родительского дома, чтобы быть рядом со своим избранником. Ослеплённая чувствами девушка не догадывается о грядущей казни отца. А когда, наконец, понимает, что её любовник приговорил Кочубея к смерти — сходит с ума.
  • Пётр Великий — поэтизированный образ российского императора. Пушкин идеализирует исторический персонаж, подчёркивает его величие и силу.

Второстепенные персонажи поэмы «Полтава»


  • Карл XII — шведский король.
  • Любовь Кочубей — супруга Кочубея.
  • Полковник Искра — соратник и помощник Кочубея, предавший доверие Мазепы.

Краткий пересказ поэмы А.С.Пушкина «Полтава» по главам (песням)

Сюжетную линию повествования автор разделил на три части, назвав их песнями. Поэма начинается с небольшого обращения-посвящения автора. Действия произведения переносят читателя в город Полтава.

Песнь 1

Петр 1

Далеко расходится молва о богатстве украинского генерального судьи Кочубея. Много всего имеет этот славный человек за душой — деньги, меха, скакунов, но никакие свои сокровища не бережёт и не ценит он так сильно, как свою гордость — красавицу дочь. Очереди женихов выстраиваются за рукой Марии, но из них никто не может очаровать разборчивую девушку.

Единственный кто смог растопить лёд сердца юной Марии украинский гетман Мазепа, несмотря на приличную разницу в годах. Мазепа отправил сватов в дом Кочубея, но родители девицы категорически отказали бравому жениху, бывшему к тому же крёстным отцом их дочери. Мария, воспылав чувствами к мужественному Мазепе, бежит из родительского дома к своему избраннику.


В это время неспокойно на Украине. В разгаре Северная война и многие требуют от Мазепы союза с Карлом XII и освобождения страны от влияния Российской Империи и Петра Великого. Мазепа и сам подумывает об измене российскому императору. Когда слухи об этом доходят до Кочубея, который не мог простить гетману честь дочери, он придумывает план мести Мазепе. Совместно с казаком Искрой обозлённый отец сочиняет донос на Мазепу Петру Великому. Доставить кляузу взялся молодой казак, влюблённый в Марию и расстроенный её выбором.

Но Пётр, прочитав донос Кочубея, показал его содержание Мазепе. Гетман возмутился предательству своих соратников Кочубея и Искры. Он заключил обоих под стражу, чтобы вершить над доносчиками суд.

донос

Песнь 2

Мария об аресте отца ничего не знала, но не могла не заметить, что её любимый переменился к ней. Во время откровенной беседы, Мазепа сознался жене в готовящемся мятеже, и она поддержала его взгляды. Но, когда гетман спросил любимую, кого она предпочтёт, если выбор станет между ним и её отцом, девушка долго сомневается в ответе. В конце концов, Мария признаётся, что муж ей дороже родного отца. Мазепа просит любимую запомнить этот момент.

Тем временем, Кочубея пытают и готовят к казни. Любовь, мать Марии, пробирается к ней в последний день жизни Кочубея и умоляет её бежать к Мазепе, чтобы остановить казнь. Услышав страшную весть от матери, девушка теряет сознание.

Приговорённых казнили. В сумерках к телам Кочубея и Искры пробрались две тени — убитые горем мать и дочь. Когда Мазепа вернулся домой, он не застал любимой женщины — куда она исчезла никто не смог ответить.


Мария

Песнь 3

Войско Карла и Мазепы объединились на украинской земле, вызвав праведный гнев Петра. Русские и шведы схлестнулись в битве под Полтавой. В ночь перед сражением Мазепу мучают дурные предчувствия, а поутру закипит страшный бой. Победа одержана русскими во главе с Петром Великим.

Карл и Мазепа бегут с поля сражения мимо дома Кочубея. У гетмана сжимается сердце, ему совестно за содеянное. Он останавливается на ночлег в этих местах и под покровом тьмы к нему является исхудавшая и потерявшая рассудок Мария. Измученная женщина рассказывает, что видела вместо головы отца волчью, а после убегает, заливаясь дурным смехом прочь. Утром беглецы уходят.

Спустя столетие мало кто помнит Мазепу или Карла, а доблесть и блестящее правление Петра бессмертны.

Заключение и выводы по произведению

«Полтава» одно из сложнейших творений пера Александра Сергеевича Пушкина с точки зрения стилистики, жанра и языка написания.


тексте перекликаются эпос и лирика, романтика и исторический контекст. Гений литературы поднимает серьёзные вопросы, задумываясь о судьбе страны в отношениях с Европой. Он выделяет проблемы взаимоотношений братских народностей, подчёркивает важную роль истинных патриотических чувств и гнусность предательства. Поэтично и трогательно великий прозаик и поэт рисует своему читателю страшную картину войны и её последствий, как на уровне государств, так и в судьбе отдельной личности.

Кратко история создания поэмы «Полтава»

Пушкин писал «Полтаву» целый год, обращался к разным историческим источникам, разыскивая описание Полтавской битвы. Читая поэму, сложно не ощутить её особенную поэтичность и сказочность. Такого эффекта автор добился, окунувшись в изучение легенд молдаван и фольклора украинцев.

Сначала свою работу Александр Сергеевич назвал «Мазепа», но изменил наименование из-за уже существовавшей поэмы Байрона с таким же названием. Предположительно, «Полтава» посвящена Марии Волконской, генеральской дочке, заслужившей уважение из-за своего решения отправиться в ссылку вслед за супругом-декабристом.

Источник: book-briefly.ru

Пушкин «Полтава», песнь 1 – краткое содержание

Богат и славен был малороссийский генеральный судья Василий Кочубей. Много имел он табунов, мехов, денег, но самым большим своим сокровищем считал дочь Марию, которой не было равной по красоте во всём Полтавском крае.

Толпы женихов искали руки Марии, но всем она отказывала. Наконец заслал сватов сам украинский гетман Мазепа, годами уже старик, но славный воин. Кочубей и его жена горячо воспротивились браку дочери со старцем, к тому же Мазепа был и крёстным отцом Марии. От волнений Мария впала в грусть, два дня не ела и не пила, а в ночь на третий – тайком сбежала от родителей к Мазепе, который, несмотря на седины, привлёк её мужественным обликом и громкой боевой славой.


В те годы шла Северная война. Шведский король Карл XII вступил с армией в Россию. На Украине началось мятежное брожение. Многие требовали, чтобы Мазепа соединился с Карлом, восстал против царя Петра I и силой оружия освободил украинцев от российской власти. Мазепа стал склоняться на эти призывы, ибо давно под маской верности Москве лелеял изменнические замыслы.

Гетман Иван Мазепа

 

Слухи о шатости гетмана дошли до Кочубея, и он решил воспользоваться этим для мести Мазепе за обольщение и позор своей дочери. Вместе с казачьим полковником Искрой Кочубей составил донос на гетмана Петру I. Отвёз его в Москву зашитым в шапку один простой казак, страстно любивший Марию и ненавидевший её соблазнителя.

Но царь Пётр, получив донос, не поверил ему. Считая Мазепу твёрдым сторонником России, он сам показал ему полученную бумагу и объявил, что признаёт её клеветой. Бесчестный Мазепа деланно возмущался «предательством» близких друзей – Кочубея и Искры. Он схватил их, чтобы казнить, но скрывал арест отца от Марии.

 

Пушкин «Полтава», песнь 2 – краткое содержание


Мария, однако, заметила перемену в отношении мужа к ней. Она укоряла, что он стал с нею молчалив и холоден. В бурном, откровенном разговоре с Марией Мазепа открыл ей, что готовит мятеж против царя. Честолюбивая Мария восхитилась смелостью супруга и говорила, что корона независимого, неподвластного России монарха станет лучшим украшением его седин. Мазепа настойчиво вопрошал Марию, кто ей дороже: он, её муж, – или отец? Не понимая, к чему клонит гетман, Мария долго отказывалась выбрать одного из двоих, но потом всё же сказала, что любит Мазепу больше отца. Гетман велел ей не забывать этих слов.

Между тем, Кочубей и Искра были осуждён на смерть. В ночь перед казнью корыстолюбивый помощник Мазепы, писарь Орлик, подверг Кочубея жестокой пытке, добиваясь, где он спрятал свои сокровища.

В день казни Кочубея его жена тайком пробралась в дом гетмана и заклинала свою дочь бежать к Мазепе, чтобы спасти отца. Узнав от матери, что отец приговорён к казни, Мария упала в обморок.

Неподалёку от замка Мазепы уже воздвигли эшафот. Утром к стоявшему с топором перед толпой народа палачу привезли Кочубея и Искру. Подъехал и Мазепа в окружении телохранителей. Обоим приговорённым отсекли головы, и палач окровавленными руками показывал их людской толпе.

Вечером к месту, где грузили на телегу два дубовых гроба, тихо, как тени, проскользнули Мария с матерью…


Вернувшись домой, Мазепа не застал там жены. В страшном волнении он разослал во все стороны казаков искать исчезнувшую, но все они вернулись ни с чем. Куда делась Мария, никто не знал.

 

Источник: rushist.com

В 1828 г. Пушкин пишет поэму «Полтава». Он рассказывает в ней о подвиге народа, защищавшего свое отечество в битве под Полтавой в 1709 году.

Идейным содержанием «Полтавского боя» является прославление военного могущества и героизма русского народа. Анализ картины боя, образ русского войска, образы Петра и Карла, их противопоставление, наблюдения над выразительностью поэтического языка, звучанием стиха дают возможность оценить высокое мастерство Пушкина-художника, говорить о Пушкине-патриоте, о его любви к родине, о чувстве национальной гордости поэта.

Пушкин горячо любил родину и внимательно изучал историю родного народа. Его глубоко трогали и волновали славные героические события истории народа. Он говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Его интересовали и образы вождей народного движения Степана Тимофеевича Разина и Емельяна Ивановича Пугачева, и Пётр 1, замечательный государственный деятель.

Приступая к анализу Полтавской битвы, следует указать на историческую основу поэмы. В конце XVI века Швеция захватила исконные русские земли на побережье Финского залива. Она отрезала Русское Государство от выхода в Балтийское море, необходимого для экономического и культурного развития страны. Началась длительная война со
Швецией. Вторгшись в пределы России, шведы полагали, что им придется иметь дело только с русской армией, но на защиту родной страны поднялся весь народ, против захватчиков началась народная война.


Весной 1709 года шведский король Карл XII подошел к Полтаве хотел взять её штурмом. Он был талантливым полководцем, а шведская армия считалась тогда лучшей армией в Европе. Король был уверен том, что Полтава будет быстро взята. Но небольшой гарнизон и вооружившиеся жители города отбили яростные атаки шведов и сумели продержаться до подхода главных русских сил под командованием Петра.

Царь решил дать под Полтавой генеральное сражение с целью уничтожения шведской армии. Перед началом битвы войскам прочли приказ Петра. «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу отечества Итак не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру вручённое, за род свой, за Отечество… »

27 июня 1709 года около трёх часов утра битва началась. Шведы начали сражение стремительной атакой на расположение русских. Однако все их усилия сломить сопротивление русских полков были напрасны. Отбив атаки шведов, русские войска перешли в решительно наступление.

Под мощным напором русского войска армия шведов дрогнула и обратил ась в паническое бегство. Русские солдаты показали Полтавской битве исключительную силу в наступлении. Пётр руководи боем и появлялся в самых опасных местах. Его шляпа и седло были прострелены пулями. Разгром шведов под Полтавой был полный.


Значение Полтавской битвы для России было огромно. Победа на полях под Полтавой завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление Русского государства.

Таким образом, для своей поэмы Пушкин избрал одно из замечательных событий в истории родины, героем которого был народ — её защитник.

Разбор отрывка «Полтавский бой» следует начать с анализа того как рисует Пушкин начало боя. Читаем первые строки:

Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки …

Итак, описание боя начинается с точного указания времени и местности, где он произошёл. Вместе с тем, образ «горит Восток зарёй новой» — аллегория, это выражение имеет другой, скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.

В описании самого боя отмечается несколько этапов. Первый этап наступление шведов, русские теснят их. Следует разъяснить смысл отдельных образных выражений. Почему шведы «сыны любимые победы?»

Шведская армия была сильной, победоносной. Почему поле битв роковое? Исход битвы решает судьбу народов. В выражении «бог браней», то есть войн, Пушкин имеет в виду Марса, бога войны древних римлян. Чем же достигает поэт живости, яркости в описании боя?

Перечитываем текст: со слов «Грохочут пушки» до слов: «И бога браней благодатью / Наш каждый шаг запечатлён » Все изображено в движении, в действии: грохочут пушки, катятся ядра, свищут пули, рассыпались стрелки, рвутся шведы, конница летит и т.д.

Пушкин подчеркивает здесь стремительность боевого удара. Говоря о далеком прошлом, поэт употребляет глаголы настоящего времени, тем самым как бы приближая к нам события; мы живее, ярче представляем их.

Наличие большого количества коротких предложений также дает возможность передать быстроту, силу действий. Следует понаблюдать, как в связи с содержанием у поэта меняется самое звучание стиха: волнуясь, конница летит: Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею. И тяжкой твердостью своею. Ее стремление крепит.

Так, топот ног множества людей хорошо передаётся рядом слов, начинающихся на букву «т» (тяжкой твёрдостью), а также имеющих «т» в окончании («крепит»).

Рассмотрим, как изображен у поэта сам Петр. Его образ производит впечатление красоты, силы, величия. Обратим внимание на описание внешности царя, его «звучный глас» (отметим старинную неполно-гласную форму слова «глас»). «Его глаза сияют. Лик его (отметим архаизм «лик» вместо «лицо») ужасен» (то есть грозен, страшен для врага).
«Движенья быстры. Он прекрасен / Он весь, как Божия гроза».

Смысл сравнения Петра с «Божьей грозой» состоит в том, что Петр так же прекрасен и грозен, как величественное явление природы — гроза, буря.

О чем говорят слова Петра, обращённые к войскам: «За дело, с богом!»? Для Петра война со шведами — это общее, народное справедливое дело. Вот почему «его глаза сияют», он верит в победу, в то, что правое дело должно победить.

Мощь, величие Петра поэт перелает языковыми средствами. Рисуя его образ, Пушкин употребляет необычные, старинные формы слов, как бы подчеркивая этим, что Пётр — герой, человек необыкновенный.

В звучании самого стиха, в форме предложений используются короткие предложения. В ряде случаев предложение не укладывается, как обычно, в одну стихотворную строчку, а заканчивается в середине следующей строки. Такое построение стиха, сжатость предложений создают впечатление энергии, силы, быстроты движений, напряжённости действия.

Проанализируем картину передышки в бою. Какой замечательный образ битвы дает поэт («Как пахарь, битва отдыхает»). В чем смысл этого образа, почему битва сравнивается с отдыхающим пахарем?

Эта битва в понимании поэта — дело народное, дело трудное и тяжелое. Но необходимое и благородное. Образ этот навеян народной поэзией. Как замечателен и выразителен эпитет при описании образа пушек! («На холмах пушки, присмирев, прервали свой голодный рев»).

Пушки уподоблены диким голодным зверям. Как дикий голодный зверь пожирает свою добычу, так выстрелы из пушек уносят много человеческих жизней. И вновь поэт рисует образ Петра: и в бою и в момент краткой передышки он с войсками, со своим народом. С чем сравнивается здесь Пётр?

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой…

Пётр не один, он появляется в окружении своих «товарищей, сынов», их много, они «за ним вослед неслись толпой».

Замечательна характеристика Меншикова, в нескольких словах поэт рассказал обо всей его жизни. Он был «безродный», незнатного происхождения, но благодаря Петру, умевшему разбираться в людях и оценившему острый ум Меншикова, он быстро возвысился, стал вельможей, ближайшим другом и советником царя, «полудержавным властелином».

Далее следим, как рисует поэт появление полководцев перед своими войсками, как изображает появление Карла на поле боя. Образ Карла во всём противоположен образу Петра.

 

И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.

Делаем вывод, что Петр у Пушкина сознает свою силу и правду, он вместе со своим народом. Карл — слабый, уже не верящий в свои силы и победу. Пушкин возвеличивает Петра как такого исторического деятеля, которому дороги интересы государства, и осуждает Карла, который воюет лишь для себя, для своей славы, а интересы государства для него ничто.

Сравним, как звучит стих, когда Пушкин говорит о Петре и когда он говорит о Карле. Налицо различное построение предложений: краткие предложения, создающие впечатление энергии, быстроты, силы, напряжённости действий, событий и длинная, медлительно развивающаяся фраза.

Новая картина — бой в разгаре. Победа. Что поражает в этом описании боя, как рисует поэт необычайную напряжённость, героизм борьбы? Выделим наиболее яркие картины схватки:

Изображая ожесточённый рукопашный бой, Пушкин вновь использует обилие глаголов, показывая напряжённость борьбы. Все дано в движении, в стремительности действий. Словами поэт рисует звуки боя (звукопись):

Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

В этих строках отражается любовь поэта к родине, радость и гордость, что победа осталась за русскими. Восклицательные предложения передают силу чувства поэта, его восторг, восхищение.

Наконец поэт вновь возвращается к образу Петра, мудрого государственного деятеля, который умеет учиться у своих врагов.

Пирует Пёцз. и горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.

Источник: info-shkola.ru

 

 

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ

Весной 1708 г. Карл XII вторгся в пределы России. С ним было 24 тыс. пехоты и 20 тыс. конницы. Это были отборные, прекрасно знавшие свое дело воины. В Европе о них ходили легенды как о непобедимых солдатах. Шведский король вначале намеревался идти на Москву через Смоленск, но это направление было прикрыто сильной армией, возглавляемой Борисом Шереметевым. Карл XII свернул на юг, пошел на Украину.  Он состоял в тайной переписке с украинским гетманом Иваном Мазепой. Многие в казачьей старшине были недовольны положением Украины в составе России. Они считали, что вольности старшины и малороссийских шляхтичей урезаны. Сказывались и тяготы Северной войны. 20 тыс. запорожцев сражались в «Ливонском краю». Украинский гетман Иван Мазепа мечтал об Украине, вассальной Швеции. Карлу XII Мазепа обещал квартиры для армии, продовольствие, фураж (корм для лошадей), военную поддержку 30-тысячного запорожского войска. 

О планах Мазепы сообщали Петру I, но царь верил гетману и казнил доносчиков: генерального судью Кочубея и полтавского полковника Искру. В момент шведского вторжения положение для России складывалось неблагоприятно. На Дону и за Волгой был двойной мятеж: бунтовали казаки Булавина и башкиры. С севера из Прибалтики на помощь Карлу XII спешил генерал Левенгаупт с 16-тысячным войском и 8 тыс. подвод, которые везли 3-месячный запас продовольствия для шведской армии, пушки и порох. Из Финляндии двигался другой шведский полководец Любенер с 14-тысячным отрядом. Ему было предписано овладеть Петербургом и Новгородом.

Но все случилось не по сценарию Карла. Донских казаков подавили. Любенера отбросили обратно в Финляндию. С Мазепой на сторону шведов перешли 3 тыс. казаков, потом подошли еще 8 тыс. запорожцев, но их боеспособность оставляла желать лучшего. Продовольственные склады в Батурине, созданные Мазепой для Карла XII, захватила русская армия. Планы втянуть в войну с Россией Турцию и крымских татар успеха не имели.

28 сентября 1708 г. «летучий отряд» русской армии под командованием Петра I атаковал корпус Левенгаупта. Шведские части растянулись по дороге у деревни Лесной. Дело происходило на территория Белоруссии, то есть во владениях Речи Посполитой. Появление здесь русских застало шведов врасплох. Левенгаупт, однако, сумел не потерять командование своими частями. Шведы собрались и дали сражение. Оно было выиграно русскими. Все подводы с продовольствием, артиллерией и боеприпасами оказались трофеем русской армии. Впоследствии Петр называл битву при Лесной «матерью Полтавской виктории». Далее и шведские и российские войска двинулись в направлении Полтавы. В марте 1709 г. к Карлу XII пришла новая подмога из Запорожской Сечи: отряд в 8 тыс. всадников с кошевым атаманом Горденком во главе. Александр Меншиков, узнав о том, двинул свои полки за днепровские пороги. 14 мая 1709 г. они взяли Запорожскую Сечь. Почти все ее защитники пали мертвыми, Сечь была уничтожена.

Карл XII осадил тем временем Полтаву. Ее защищал отряд полковника Келина в 4 200 человек да 2 600 вооруженных горожан. Шведы пытались штурмовать город, но безуспешно. На выручку Полтавы поспешил Меншиков. Через месяц подошел Шереметев, потом и сам Петр. У села Крутой берег, что на противоположном Полтаве берегу реки Воркслы, собрались главные силы российской армии, насчитывавшие 42 тыс. регулярных и 5 тыс. нерегулярных войск.

Генеральное сражение, во многом решавшее судьбу всей Северной войны, состоялось 27 июня 1709 г. Командование российскими войсками было поручено трем военачальникам: конница отдавалась Меншикову, пехота — Шереметеву, артиллерия — Брюсу. Общее руководство осуществлял сам Петр I. Русские думали действовать от обороны, поэтому построили земляные укрепления — редуты. На редутах разместили пушки, которые обстреливали лес, где стоял Карл. Русская армия выстроилась в две линии: в середине каждой пехота, по бокам конница. У Карла XII осталось чуть более 28 тыс. человек. Карл вытянул пехоту в одну линию, всадников поставил с флангов, а сзади оставил небольшие резервные отряды.

Полтавское сражение началось с выступлением шведской армии к русским редутам. После упорного двухчасового боя шведам удалось овладеть лишь 2 передовыми редутами и они начали перегруппировку влево. При этом 6 правофланговых шведских батальонов и несколько эскадронов оторвались от главных сил и отошли в лес севернее Полтавы, где были разгромлены двинувшейся за ними конницей А.Д. Меншикова и сдались. Остальная часть русской конницы под командованием генерала Р.Х. Боура по приказу Петра I стала отходить к лагерю. Шведы прорвались между редутами, но попали под артиллерийский и ружейный фланговый огонь из лагеря и в беспорядке отошли в Будищенский лес. Около 6 часов Петр I вывел армию из лагеря и построил ее в две линии. В 9 часов завязался рукопашный бой, а русская конница начала охватывать фланги противника. Шведы начали отступление, превратившееся к 11 часам в беспорядочное бегство. Русская конница преследовала их до Переволочны, где остатки шведской армии сдались в плен. В результате Полтавской битвы армия короля Карла XII была настолько обескровлена, что уже не могла вести активных наступательных действий. Сам он с Мазепой сумел бежать и скрылся на территории Османской империи в Бендерах. Военное могущество Швеции было подорвано, и в Северной войне произошел перелом в пользу России.

Сражение шло 2 часа. Шведы бились как всегда храбро, но и российские солдаты были уже не теми, что под Нарвой в 1700 г. Российские пушки своим огнем косили ряды неприятеля. Карлу нечего было противопоставить нашей артиллерии. На огонь 102 русских пушек могли отвечать только 39 небольших походных шведских пушек.

Шведский и русский монархи непосредственно участвовали и битве. Петр вел свои войска в атаку, шведские пули прострелили седло царя и шляпу. Карл, раненный в ногу еще до Полтавского боя, велел носить себя в носилках перед шведскими рядами. В самый решающий момент сражения русское ядро попало в повозку Карла, и король был выброшен на землю. Его солдаты подумали, что Карл убит. В этот момент они уже дрогнули и бежали. Карл XII повелел поднять себя на скрещенных копьях и взывал к войску: «Шведы! Шведы!» Но никто уже не слушал своего короля.  На поле битвы лежали свыше 8 тыс. убитых шведов, 3 тыс. сдались в плен, остальные с Карлом XII и Мазепой отступали к Переволочне. 9-тысячный конный отряд Меншикова преследовал их. Боевой дух неприятеля был подорван. У Переволочны 16 250 шведских солдат вместе с генералом Левенгауптом сдались Александру Меншикову. Трофеями Меншикова оказались все оружие, 400 тыс. рублей шведской казны и 4 300 рублей мазепинской. Таким образом, значительная часть награбленного Карлом XII за 9 лет побед в Польше, Курляндии и Саксонии, попала к русским. Шведская армия на Украине перестала существовать. Карл XII и Мазепа укрылись в турецких пределах в молдавском городе Бендеры. Мазепа так и кончил свои дни в Турции. Карл XII вернулся в Швецию и продолжил борьбу с Россией. Петр же после битвы пировал в палатках со своим офицерством и с пленным шведским генералитетом. За столом царь пил за здоровье шведов и называл их своими учителями. Позже пышно отпраздновали Полтавскую победу в Москве — с парадом войск и салютом.

 

ПРИКАЗ ПЕТРА I ПЕРЕД ПОЛТАВСКОЙ БИТВОЙ

Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.

Великие речи

 

А.С. ПУШКИН. «ПОЛТАВА»

Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает,
Кой-где гарцуют казаки.
Равняясь, строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев,
Прервали свой голодный рев.
И се — равнину оглашая,
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.

Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 16 томах

 

ИЗ РЕЛЯЦИИ О ПОЛТАВСКОМ СРАЖЕНИИ

«И тако милостью всевышнего, совершенная виктория, которой подобной мало слыхано и видано, с легким трудом против гордого неприятеля чрез его царского величества славное оружие и персональной храброй и мудрой привод одержана. Ибо его величество  в том воистину свою храбрость, мудрое великодушие и воинское искусство, не опасаясь никакого страха своей царской особе, в высшем градусе показал, и притом шляпа на нем пулею пробита. Под его светлостью князем  Меншиковым, который також мужество свое притом довольно показал, три лошади ранены. При сем же сие ведати надлежит, что из нашей пехоты токмо одна линия, в которой с десять тысяч обреталось, с неприятелем в бою была, а другая до того не дошла; ибо неприятели будучи от нашей первой линии опровергнуты, побежали и тако побиты <…> Получено известие от посланных для погребения мертвых по баталии, что они на боевом месте и круг оного сочли и погребли шведских мертвых тел 8519 человек, кроме тех, которые в погоне по лесам в разных местах побиты».

 

«ПРОШУ ВАС ПОЖАЛОВАТЬ В МОЙ ШАТЕР»

Накануне Полтавского сражения король Карл XII, обещая своим офицерам и солдатам скорую победу, позвал на роскошный обед в шатер русского царя. «Он приготовил много кушаний; идите же туда, куда ведет вас слава». Петр I действительно устроил пир для победителей, куда пригласил пленных шведских генералов. Российский монарх при этом не без иронии произнес: «Вчера брат мой король Карл звал вас отобедать в моем шатре, но сегодня не пришел и слова не сдержал, хотя я его очень ожидал. Но когда Его Величество не изволил явиться, тогда я прошу вас пожаловать в мой шатер».

 

ОРДЕН ДЛЯ ПРЕДАТЕЛЯ

После Полтавы Петр I направил в Москву следующее повеление: «По получении сего сделайте тотчас  монету серебряную весом в десять фунтов, а на ней велите  вырезать Иуду, на осине повесившегося,  и внизу тридесят серебряников лежащих и  при них мешочек, а назади надпись сего: «Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится». И к той монете, сделать цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте немедленно». Это был орден Иуды, сделанный специально для предателя гетмана Мазепы.

Тесты по истории Отечества

 

ПАРАД ПОБЕДЫ

Мероприятие вышло замечательное. О порядке проведения парада можно судить по гравюрам П. Пикара и А. Зубова.

От Серпуховских ворот летели победные звуки двадцати четырех трубачей и шести литаврщиков, возглавлявших колонну. Открывал шествие лейб-гвардии Семеновский полк в конном строю, во главе которого следовал князь М.М. Голицын. Семеновцы ехали с развернутыми знаменами и обнаженными палашами.

Следом везли трофеи, взятые под Лесной, за ними русские солдаты снова теперь уже по снегу волокли 295 знамен и штандартов, захваченных при Лесной, под Полтавой и Переволочной. (между прочим, на Параде Победы 24 июня 1945 г. к подножью мавзолея В.И.Ленина бросили 200 фашистских знамен и штандартов). Подобное таскание вражеских трофейных знамен по земле и воде (если дело было в порту), становилось в петровскую эпоху своеобразной традиционной частью победных мероприятий. Дальше шли шведские пленные. 21 декабря по русской столице провели огромное количество военнопленных — 22085 шведов, финнов, немцев и других, взятых за 9 лет войны.

Сначала пешими вели пленных унтер-офицеров «курляндского корпуса». После побед при Лесной и Полтаве шведов не считали грозным противником и в издевку пропустили за ними 19 запряженных северными оленями и лошадьми саней «самоедского короля» полусумасшедшего француза Вымени с ненцами, одетыми в оленьи шкуры. За ними на лошадях везли захваченные под Полтавой носилки шведского короля. Их некоторое время хранили в Оружейной палате, пока пожар 1737 года не уничтожил их…

После шведом следовала гренадерская рота Преображенского полка, опять шведские офицеров и трофеи, взятые уже под Полтавой. Далее пешком вели Левенгаупта вместе с Реншельдом и канцлером К.Пипером.

Вслед за генералами на лошади ехал сам полковник Преображенского полка Петр Великий в мундире, разорванном осколками шведских ядер, в седле, простреленном шведской пулей, в пробитой ею же треуголке. Он ехал на том же коне, на котором в трудные минуты Полтавской баталии вел в атаку второй батальон новгородцев. За царем ехал теперь уже генерал-фельдмаршал Александр Меншиков. Им вслед двигались преображенцы и начинался огромный обоз.

На 54 открытых повозках везли шведскую полковую музыку в сопровождении 120 шведских музыкантов.. Среди трофеев были серебряные жалованные литавры шведского Лейб-Регимента. «Изустным» повелением царя Петра Алексеевича в знак отличия в Полтавском сражении и с явным традиционным смыслом полководческого клейнода предводителя, они были пожалованы генерал-фельдмаршала, светлейшего князя А.Д. Меншикова Генеральному или Лейб-шквадрону — предку Конной Гвардии, став прецедентом, когда трофей превращался в боевую награду. Пленных вели по городским улицам через все 8 триумфальных ворот, возведенных «на стыд и позор шведам».

На всех церквах трезвонили колокола, народ орал, выкрикивал ругательства и вообще, был «такой грохот и шум, что люди вряд ли слышали друг друга на улицах» — записал капрал Эрик Ларссон Смепуст. Впрочем, всех участников шествия угощали и пивом и водкой. Шведские генералы, как и после Полтавской битвы, были позваны на пир в дом Меншикова. Московский Парад Победы, организованный Петром Великим, был одним из самых пышных за время его царствования. И проводился он не только в назидание своим и чужим современникам, но и потомкам. Рождалась традиция, которую надобно хранить.

«Полтавский парад» в Москве

Тест «Полтавская битва»

Тест «Полтавская битва»

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: histrf.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector