Подчинение киева накануне нашествия батыя

Что произошло на Руси в 1237 годуНашествие татаро-монголов на Русь началось в 1237 году, когда конница Батыя вторглась на территорию Рязанских земель. В результате этого нападения Русь оказалась под гнётом двухвекового ига. Эта трактовка изложена в большинстве учебников истории, но в действительности взаимоотношения между Русью и Ордой складывались намного сложнее. В статье иго Золотой Орды будет рассмотрено не только в привычной трактовке, но и с учётом её спорных моментов.

  • Начало монголо-татарского вторжения
  • Хронология событий до 1238 года
  • Взятие Рязани – 1237 год
  • Битва у Коломны, взятие Москвы и Владимира – 1238 год
  • Как закончилось первое нашествие
  • Нашествие 1239 – 1242 годов
  • Последствия нашествия на Русь
  • Как кочевники покорили полмира?
  • Объяснения историков
  • Парадокс с Козельском
  • Кочевники зимой не воюют
  • Сколько лошадей было у Батыя?
  • Какова была численность кочевников?

Начало монголо-татарского вторжения

Впервые дружины Руси и монгольские орды начали сражаться в конце мая 1223 года на реке Калке. Русское войско возглавлял князь киевский Мстислав, а Ордой командовали Джэбэ-нойон и Субэдэй-багатур. Войско Мстислава было не просто разбито, а практически уничтожено полностью.

В 1236 году татары начали очередное нашествие на половцев. В этом походе они одержали множество побед и к концу 1237 вплотную приблизились к землям Рязанского княжества.

Монгольское завоевание Руси, происходившее с 1237 по 1242 год, делится на два этапа:

  1. 1237 – 1238 – нашествие на северные и восточные территории Руси.
  2. 1239 – 1242 – поход на южные территории, приведший к дальнейшему игу.

Хронология событий до 1238 года

Ордынской конницей командовал хан Батый (Бату-хан), внук знаменитого Чингисхана, в подчинении которого находилось около 150 тысяч воинов. Вместе с Батыем в нашествии участвовал Субэдэй-багатур, который бился с русичами ранее. Вторжение началось зимой 1237 года, его точная дата неизвестна. Некоторые историки утверждают, что нападение произошло поздней осенью этого же года. Конница Батыя на большой скорости передвигалась по территории Руси и завоёвывала города один за другим.

Хронология похода Батыя на Русь выглядит следующим образом:

  • Рязань была повержена в декабре 1237 года после шестидневной осады.
  • Перед завоеванием Москвы Владимирский князь Юрий Всеволодович пытался остановить Орду под Коломной, но потерпел поражение.
  • Москва завоёвана в январе 1238 года, осада продолжалась четыре дня.
  • Владимир. После восьмидневной осады он был завоёван в феврале 1238 года.

Это интересно! Краткая биография Александра Невского

Взятие Рязани – 1237 год

Взятие РязаниВ конце осени 1237 года войско численностью около 150 тысяч под предводительством хана Батыя вторглось на территорию Рязанского княжества. Прибыв к князю Юрию Игоревичу, послы потребовали от него дань – десятую часть того, чем он владеет. Они получили отказ, а рязанцы начали готовиться к обороне. Юрий обратился за поддержкой к Владимирскому князю Юрию Всеволодовичу, но помощи не получил.

В это же время Батый разгромил авангард рязанской дружины и в середине декабря 1237 года осадил столицу княжества. Первые атаки были отбиты, но после применения захватчиками стенобитных орудий, крепость, продержавшаяся 9 дней, была разбита. Ордынцы ворвались в город, устроив в нём массовую резню.

Несмотря на то, что и князь, и практически все жители крепости были убиты, сопротивление рязанцев не остановилось. Боярин Евпатий Коловрат собрал войско численностью около 1700 человек и отправился в погоню за армией Батыя. Догнав её, воины Коловрата разбили арьергард кочевников, но впоследствии и сами пали в неравной битве.

Битва у Коломны, взятие Москвы и Владимира – 1238 год

Походы Батыя на РусьПосле падения Рязани татары напали на Коломну, город, который в то время являлся важным стратегическим центром. Здесь находился авангард войск князя Владимирского, которыми командовал Всеволод. Вступив в неравную битву с войсками Батыя, русские потерпели сокрушительное поражение. Большая их часть погибла, а Всеволод Юрьевич с уцелевшей дружиной отступил во Владимир.

До Москвы Батый дошёл в третьей декаде 1237 года. В это время защитить Москву было некому, так как основа русского войска была уничтожена под Коломной. В начале 1238 года ордынцы ворвались в город, полностью разорили его и убили всех от мала до велика. В плен был взят князь Владимир. После разгрома Москвы войска захватчиков отправились в поход на Владимир.

В начале февраля 1238 года войско кочевников подошло к стенам Владимира. Ордынцы атаковали его с трёх сторон. Разрушив стены, используя стенобитные приспособления, они ворвались в город. Большинство жителей было убито, в том числе и князь Всеволод. А именитых горожан заперли в храме Богородицы и сожгли. Владимир разграбили и уничтожили.

Как закончилось первое нашествие

После завоевания Владимира практически вся территория северных и восточных земель оказалась во власти хана Батыя. Он брал города один вслед за другим: Дмитров, Суздаль, Тверь, Переславль, Юрьев. В марте 1238 года был взят Торжок, что открыло татаро-монголам путь на Новгород. Но хан Батый решил не идти туда, а направил войско на штурм Козельска.

Осада города шла семь недель и завершилась лишь тогда, когда Батый предложил сдаться защитникам Козельска в обмен на сохранение им жизни. Они приняли условия татаро-монголов и сдались. Хан Батый своего слова не выполнил и дал приказание всех убить, что и было сделано. Так закончилось первое нашествие татаро-монголов на земли Руси.

Нашествие 1239 – 1242 годов

Нашествие монгольского игаСпустя полтора года, в 1239, начинается новый поход войск под командованием Батыя на Русь. В этот год главные события разворачиваются в Чернигове и Переяславе. Батый не так стремительно наступал, как в 1237 году, из-за того, что он вёл активные боевые действия против половцев на Крымских землях.

Осенью 1240 года Батый приводит войско прямо к Киеву. Древняя столица Руси была не в состоянии долго держать сопротивление, и в начале декабря 1240 года город пал под натиском Орды. От него ничего не осталось, Киев фактически был «стёрт с лица земли». Историки говорят об особо жестоких зверствах, творимых захватчиками. Тот Киев, который сохранился на сегодняшний день, совершенно не имеет ничего похожего с городом, уничтоженным Ордой.

После уничтожения Киева татарские войска разделились на две армии, одна направилась на Галич, а другая – на Владимир-Волынский. После захвата этих городов татаро-монголы отправились в европейский поход.

Последствия нашествия на Русь

Все историки дают однозначную характеристику последствиям нашествия татаро-монголов:

  • Страна была поделена и находилась в полной зависимости от Золотой Орды.
  • Русь каждый год выплачивала дань ханству (людьми, серебром, золотом и пушниной).
  • Государство прекратило своё развитие из-за тяжелейшего положения.

Последствия нашествия монголо-татарского игаПеречень можно продолжать и далее, но общая картина происходящего и так понятна.

Вкратце именно так представляется период ордынского ига на Руси в официальной исторической трактовке, встречающейся в учебниках. Дальше будут рассмотрены доводы, которые приводит Л. Н. Гумилёв, историк-этнолог и востоковед. А также будет затронут ряд важнейших вопросов, дающих понимание того, насколько более сложными были отношения между Русью и Ордой, чем принято считать.

Как кочевники покорили полмира?

Учёными часто ставится вопрос о том, каким образом кочевой народ, который всего несколько десятилетий назад жил племенным строем, смог создать огромную империю и покорить практически полмира. Какие цели преследовала Орда в походе на Русь? Историки утверждают, целью нашествия было разграбление земель и подчинение Руси, а также говорится, что татаро-монголы этого достигли.

Но в действительности это не совсем так, потому что на Руси было три очень богатых города:

  • Киев – один из самых крупных европейских городов, столица древней Руси, захваченная и разрушенная Ордой.
  • Новгород – самый крупный торговый город и, на тот период, самый богатый. От нашествия татаро-монголов он вообще никак не пострадал.
  • Смоленск – как и Новгород являлся торговым городом, а по богатству сравнивался с Киевом. Он также не пострадал от ордынцев.

Выходит, что два из трёх самых крупных городов древней Руси никак не пострадали от Золотой Орды.

Объяснения историков

История РусиЕсли рассматривать версию историков – разорять и грабить, как главную цель похода Орды на Русь, то логическое объяснение отсутствует. Батый захватывает Торжок, на осаду которого уходит две недели. Это бедный город, основной его задачей являлась охрана и защита Новгорода. После взятия Торжка Батый идёт не на Новгород, а на Козельск. Для чего нужно тратить время и силы на осаду ненужного города, вместо того, чтобы просто идти на Козельск?

Историки дают два объяснения:

  1. Большие потери при захвате Торжка не позволили Батыю пойти на Новгород.
  2. Двинуться на Новгород помешали весенние паводки.

Первая версия кажется логичной лишь на первый взгляд. Если монголы понесли большие потери, то целесообразным было покинуть Русь для восполнения войска. Но Батый идёт осаждать Козельск. Там несёт колоссальные потери и стремительно покидает земли Руси. Вторую версию также трудно принять, так как в Средние века, по данным климатологов, в северных районах Руси было ещё холодней, чем сейчас.

Парадокс с Козельском

1237-1240 года, события на РусиНеобъяснимая и парадоксальная ситуация сложилась и со Смоленском. Как описывалось выше, хан Батый после завоевания Торжка направляется осаждать Козельск, который по своей сути являлся простой крепостью, бедным и маленьким городком. Ордынцы пытались захватить его семь недель, понеся при этом многотысячные потери. Стратегической и коммерческой выгоды от захвата Козельска не было абсолютно никакой. Для чего такие жертвы?

Всего сутки передвижения на лошадях и можно было оказаться у стен Смоленска, одного из самых богатых городов древней Руси, но Батый по какой-то причине не идёт в эту сторону. Странно, что все вышеизложенные логичные вопросы игнорируются историками.

Кочевники зимой не воюют

Существует ещё один интересный факт, на который ортодоксальная история просто не обращает внимания, поскольку не может его объяснить. И одно, и другое татаро-монгольские нашествия на Древнюю Русь были совершены зимой либо поздней осенью. Не будем забывать, что войско хана Батыя состояло из кочевников, а они, как известно, начинали свои военные походы только весной и старались закончить битву до наступления зимы.

Связано это с тем, что кочевники передвигались на лошадях, которым каждый день нужен корм. Каким образом было возможно прокормить десятки тысяч монгольских лошадей в условиях заснеженной зимней Руси? Многие историки называют этот факт малозначительным, но нельзя отрицать того, что успех длительного похода напрямую зависит от снабжения войск.

Сколько лошадей было у Батыя?

Историки говорят, что армия кочевников составляла от 50 до 400 тысяч конницы. Какое обеспечение должно было быть у такой армии?

Насколько известно, отправляясь в военный поход, каждый воин брал с собой трех лошадей:

  • ездовую, на которой постоянно передвигался всадник во время похода;
  • вьючную, на которой транспортировалось оружие, амуниция и вещи воина;
  • боевую, которая шла без какой-либо нагрузки, чтобы в любое время лошадь со свежими силами могла вступить в сражение.

Получается, что 300 тысяч всадников – это 900 тысяч лошадей. Плюс лошади, занятые в перевозке таранных и других орудий, провизии. Получается более одного миллиона. Каким образом снежной зимой, во время малого ледникового периода, возможно прокормить такой табун?

Какова была численность кочевников?

Как развивались события на РусиОб этом имеются противоречивые сведения. Говорится о 15, 30, 200 и 400 тысячах человек. Если брать малую численность, то таким количеством трудно завоевать княжество, дружина которого включает 30 – 50 тысяч человек. Тем более, что русские сопротивлялись отчаянно, и погибало много кочевников. Если говорить о больших цифрах, то встаёт вопрос об обеспечении провиантом.

Таким образом, судя по всему, дело происходило иначе. Основным документом, по которому изучалось нашествие, является Лаврентьевская летопись. Но и она не без изъяна, что и было признано официальной историей. Три страницы летописи, описывающих начало нашествия, были изменены, а, значит, они неоригинальны.

В этой статье были рассмотрены противоречивые факты, а выводы предлагается сделать самостоятельно.

Источник: obrazovanie.guru

Первые 50 — 70 лет после опустошительных походов татаро-монгол на территории юго-западной Руси — это малоизученная страница отечественной истории.

Что же представлял собой Киев после 1240 года? Серьезные исследования начались только в начале XIX века. Археологические раскопки сочетались с изучением старинных рукописей, картографических материалов, записей иностранцев, которые в различные времена посетили Киев. Однако отсутствие необходимой информации привело к противоречивым выводам. Большая часть исследователей склонялась к мнению об определенном запустении в течение XIII — XVII веков Верхнего города Киева — резиденции Великих князей киевских. В значительной степени их выводы базировались на письменных свидетельствах иностранных путешественников XVI — XVII вв., которые совпадают между собой в общих чертах.

Так в начале XVI в. австриец Герберштейн под впечатлением от увиденного записал: «Великолепие и настоящее королевское величие этого города подтверждается самими руинами и полуразрушенными памятниками. Еще и до сих пор на ближайших горах заметны следы опустошенных церквей и монастырей… » Ему вторит посланник императора Эрих Лясота (1596 г.): «Там, где стоят руины, где когда-то находился город, теперь или почти нет зданий, или их очень мало, нынешний город построен внизу… »

Не внес заметных изменений в положение вещей и XVII в., в 30 — 40 годах которого французский инженер Гийом де Боплан констатировал: «От старинных храмов до сих пор сохранились только два — на память о прошедших временах — Софийский и Михайловский. От других остались только развалины, из которых самые интересные — полуразрушенные стены храма Св. Василия высотой от шести до пяти футов, усеянные греческими надписями».

Только пять древних церквей обозначены на плане Верхнего города монаха Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского (1638 г.), остальные «лежат большими могилами, кажется, навеки похоронены». Приведенные выше другие описания руин древнего Киева дополнялись изображением величественных, несколько напоминающие руины древнеримских сооружений Верхнего города, выполненных в 1651 г. голландским живописцем Вестерфельдом. Понятно, что его работы не отличаются фотографической документальностью: возможно, чтобы придать руинам более романтический вид, художник рядом с введением жанровых сцен, несколько изменил их отдельные детали, но в целом рисунки довольно точно передают характерные стилистические черты каменных древнерусских храмов, что подтверждено позднейшими исследованиями.

Бесспорно, подобного уровня разрушений Киев не знал за свою многовековую историю, хотя во время внутренних войн 1169 и 1203 гг. по свидетельствам летописцев также горели и храмы, и боярские хоромы, и клети простолюдинов, грабилось церковное имущество, увозились в плен его жители. Но последствия татарского погрома 1240 года стали катастрофическими как для Киева, так и для Киевской земли, главным образом из-за подрыва потенциала народа к быстрому возрождению своей земли, поскольку львиная доля труда значительно поредевшего населения шла не на восстановление разрушенных городов, сожженных сел, а присваивалась Золотой Ордой. Однако относить те руины, которые изображены на рисунках Вестерфельда или описаны современниками в XVI — XVIII вв., только к 1240 г. также неправомерно. Ведь Киев пережил опустошительные татарские погромы в 1416 и 1482 гг.

Если после 1416 года киевские правители, в частности князья Олелько Владимирович и Семен Олелькович, довольно быстро отстроили город, то в конце XV в. для древней столицы наступил период затяжного кризиса, связанного с непрерывными татарскими набегами на Киевскую землю, а также экспансией на Украину шляхетской Польши, которые стали препятствием для ликвидации последствий последнего погрома. Как и после 1240 года, поврежденные каменные сооружения разрушались под натиском времени и климатических факторов. Руины, которые застали иностранцы, в значительной степени могут быть связаны с этим погромом.

Сторонники иного взгляда на последствия для Киева Батыевого погрома, который возник в противовес предыдущему, и в котором также, наверное, есть зерно истины, утверждали о преувеличении ущерба, нанесенного столице Руси, ссылаясь при этом на чрезмерную эмоциональность летописцев при описаниях падения Киева и других городов Руси. Что же касается конкретных разрушений, указывали они, то в древних документах указано только о разрушении Десятинной церкви. Подобные утверждения части историков прошлого века перекликаются со взглядами, изложенными русским историком Л. М. Гумилевым в книге «Древняя Русь и Великая степь» и др. Перед читателем этих фундаментальных трудов развертывается широкая панорама жизни кочевой степи во всей ее многогранности, меняются друг за другом эпохи и народы, которые их представляли, развиваются непростые, противоречивые взаимоотношения Древней Руси и Степи.

В 1243 году Батый возвратился после более-менее удачных походов в Центрально-Восточную Европу и основал около современной Астрахани новую столицу Золотой Орды — Сарай (в перев. с тюркского — «дворец»). До 60-х годов XIII века, уже во времена преемников Батыя, ханов Берке и Менгу-Тимура (Батый умер в 1255 г.), Золотая Орда наконец избавилась от обременительного верховенства каракорумского хана, который находился слишком далеко — в Монголии. А до этого ее правители отдавали значительную часть дани великому хану.

Интересно, что татаро-монголы уже в 1246 году сделали первую перепись населения Южной Руси (понятия «Украина», «украинский» в контексте XIII — XVI вв. весьма условны, тогдашнее же население украинских земель осознавало себя исключительно как «русское».). Эту перепись населения зафиксировал синодик любецкого Антониевого монастыря. А по свидетельствам францисканского монаха Плано Карпини, татаро-монголы требовали, чтобы покоренные народы «давали им десятую долю всего — как людей, так и имущества». Источники подтверждают, что сбор дани сопровождался и массовой депортацией русских людей на восток.

Нельзя сказать, что местных князей обошла эта тяжкая чаша. Многие из них нашли смерть в Сарае, куда ездили на поклон к хану, чтобы получить «ярлыки» (разрешение) на княжество. Так Михаил Всеволодович Черниговский в 1245 году прибыл в ставку Батыя. Последний, безусловно, с целью захвата земель черниговского князя, решил подвергнуть Михаила и его спутника боярина Федора «испытанию верой». Отказ Михаила и Федора поступиться своими религиозными принципами («тєбє кланяємося и честь приносим, а закону отцов твоих и твоему не кланяємся») привел к тому, что Батый приказал подвергнуть князя и боярина страшным пыткам. Михаил Всеволодович был канонизирован православной церковью как страстотерпец за веру.

Как пишет Михаил Грушевский, «боярам, высшим духовным и всяким богатым людям, которые привыкли жить под особой опекой и защитой князей и дружин, под татарской властью становилось очень неприветливо, когда пал княжеско-дружинный строй. И они переходили (с Поднепровья — С. М., В.Г. ) туда, где далее держался княжеский строй — на север, или в западные украинские земли… Люди же не поднимались в своих интересах выше проблем ежедневного проживания: не было кому заказывать книг, икон, риз…»

Еще при Батые в Южной Руси была создана фискальная система — административная баскакская организация. Отряды во главе с баскаками собирали дань и фактически осуществляли политический надзор за подчиненными татаро-монголам территориями. К тому же система баскакства предусматривала и создание укрепленных поселений, своеобразных военных центров татаро- монголов, которые были форпостами власти кочевников в Южной Руси. Среди таких местечек ордынцев был и современный поселок Батыево на Киевщине.

При Батые еще сформировались и улусные структуры его государства. Так Поднепровье было разделено между Куремсой и Мауци — воеводами, которые прошли школу походов Батыя. Францисканский монах Плано Карпини описывает трагическую картину упадка бывшей столицы Древней Руси, Киева: город «теперь сведен почти на нет и там едва насчитывается 200 домов».

Археологические исследования Киева показывают устрашающую картину татаро- монгольского погрома 1240 года. Так в одной лишь братской могиле уже в XX веке найдены останки около двух тысяч киевлян. Эта катастрофа значительно замедлила течение исторического процесса в регионе.

Даже академик Михаил Грушевский, отстаивавший точку зрения по данному вопросу своего учителя Владимира Антоновича о мифичности полного опустошения Приднепровья после нашествия хана Батыя, заметил: Приднепровье, которое «в перших віках історичного життя українських земель було огнищем політичного, економічного, культурного життя для цілої Східної Європи… стало глибоким перелогом, на якому буйно віджила дівича природа, не чуючи над собою важкої руки чоловіка…»

Окончание читайте на следующей странице «Украина Incognita»

Источник: day.kyiv.ua

Правда о том, как монголы брали древний Киев

Сегодня в Украине, России и некоторых странах зарубежья договорились и дописались до того, что монголо-татары были хозяевами Киевской Руси всегда и население древнего Киева чуть ли не в десна целовало «царя» Батыя как своего высшего благодетеля, который умело и мудро управлял таким недостойным быдлом, как славяне. Еще говорят и пишут, что никакого штурма столицы Киевской Руси в 1240 г. не было, и что Киев никто не разрушал. Тогда встает вопрос: неужели киевляне сами массово, десятками тысяч человек, убили друг друга и сложили себя многометровым слоем штабелями во рвы возле крепостной стены, с ее внешней стороны, да еще присыпали землей? Высшая степень абсурда — полагать, что те потоки грязи, которые льются на героических защитников древнего Киева, являются наивностью. Подумайте, кому выгодно и удобно очернять героическое прошлое наших святых пращуров, кому выгодно и удобно замалчивать правду о том, как погибал в одиночку древний святой Киев. А что же было на самом деле?

Подчинение киева накануне нашествия батыя
Батый. Средневековая миниатюра

Приняв в конце 1237 г. на куралтае решение о походе на русских, Батый двинул в пределы Руси 140-тысячную армию. Пройдя с огнем и мечом по Северо-Восточным землям Руси, разорив Рязань, Пронск, Белгород, Ижеславец, Коломну, Москву, Владимир, Суздаль, Ростов, Углич, Ярославль, Юрьев Польский, Переяславль, Тверь, Торжок, Кострому, Козельск и другие города, монголо-татары весной 1239 г. начали наступление на Южную Русь. Первым на пути продвижения Батыевой орды был Переяславль, имевший многовековой опыт борьбы с кочевниками. На этот раз южнорусской твердыне не удалось отстоять свою неприкосновенность. Город был взят монголами, сожжен и разрушен. «И взят град Переяславль копьем, — писал летописец, — изби всех, и церковь архангела Михаила скруши, и сосуды церковныя бесчисленныя златыя и драгого каменья взят, и епископа преподобного Семеона убиша».

В 1239 г. монголо-татары во главе с Менгу-ханом, двоюродным братом Батыя, подошли к Киеву. От города их отделял лишь Днепр. Красота и величие столицы Руси произвели огромное впечатление на монголов. «Меньгу-канови же пришедшу сглядать града Кыева, … видив град, удивися красоте его и величеству его: присла послы свои к Михаилу и ко гражаном, хотя их прельстити». К этому времени киевляне уже хорошо знали, чего стоят обещания монголов, и, убив их послов, на предложение о сдаче города ответили отказом. Менгу-хан не решился на штурм Киева и повернул обратно. Михаил Всеволодович, вместо того чтобы возглавить борьбу киевлян с монголами, бежал в Венгрию. Некоторые исследователи считали, что он отправился туда за помощью, но летописная фраза: «Михаил бежа по сыну своем перед Татары в Угры» — не дает для этого никаких оснований. Больше того, когда Данило Романович в ответ на обещание Михаила никогда не враждовать с галицким князем решил вернуть ему Киев, тот не захотел этим воспользоваться: «Михаил же, за страх Татарьскый, не сме ити Кыеву». После ухода Михаила Всеволодовича Киев занял князь смоленский Ростислав Мстиславич, однако вскоре его изгнал оттуда Данило Романович и посадил в нем опытного воеводу Дмитрия.

Осенью 1240 г. к Киеву подошел Батый «в силе тяжьце, многом множьством силы своей». Город был окружен и осажден: «и окружи град, и остолпи сила татарьская, и бысть град во обдержаньи велице». Киевский летописец — современник, а может быть и свидетель этих событий, чрезвычайно образно описал появление огромного войска у стен Киева. «И бе Батый у города и отроци его обседяху град, и не бе слышати от гласа скрипания телег его, множества ревения вельблуд его, и рьжапия от гласа стад конь его». Во время одной из вылазок киевлянам удалось захватить языка, некоего Товрула, который сообщил, что под Киевом собрались все силы Батыя, участвовавшие в походе на Русь. Случай беспрецедентный в завоевательской практике монголов.

Подчинение киева накануне нашествия батыя
Батый любуется на Днепр

Главный удар Батый приказал нанести с юга, в районе Лядских ворот. «Постави же Баты порокы городу, подле врат Лядьскых, ту бо бяху пришли дебри; пороком же бес престани бьющим день и нощь, выбиша стены». Монголо-татарам удалось захватить участок вала, но сопротивление киевлян было настолько решительным («и возидоша горожаны на избитые стены и ту бяше видити лом копеины и щет скепание, стрелы омрачиша свет побеженым»), что Батый вынужден был дать войску передышку. «И седоша того дне и нощи»,— замечает летописец.

На следующий день бой разгорелся с новой силой. Киевляне успели укрепиться на линии валов «города Владимира». Они отстаивали каждую улицу, каждый дом, но силы были слишком неравные. Прорвав укрепления в районе Софийских ворот (от чего они и получили название Батыевых), монголы окружили последних защитников Киева в Десятинной церкви. Количество людей, собравшихся в Десятинной церкви, летописец характеризует тем, что от их веса обвалились хоры и стены: «Людем же, узбегшим на церковь и на комары церковныя, и с товары своими, от тягости повалишася с ними стены церковныя». Можно предполагать, что церковь обрушилась все же не по этой причине, а от ударов монгольских «пороков».

О продолжительности осады Киева, а также о точной дате его падения в письменных источниках сохранились различные сведения. Ипатьевская летопись, наиболее полно и содержательно рассказывающая об этом событии, вообще не приводит точных дат, Лаврентиевская сообщает, что Киев был взят монголами на Николин день, т. е. 6 декабря 1240 г. В Псковской 3-й летописи дается другая дата постигшей Киев катастрофы — 19 ноября, но зато указывается продолжительность осады — 10 недель и 4 дня. «Того же лета приидеша татарове к Киеву сентября 5, и стояша под Киевом 10 недель и 4 дни, и едва взяша и ноября в 19, в понедельник». Рашид ад-Дин сообщает, что татары овладели великим русским городом Макерфааном, под которым исследователи разумеют Киев, в девять дней, а Плано Карпини говорит о том, что татары взяли столицу Руссии после долгой осады.

Подчинение киева накануне нашествия батыя
Татаро-монгольское войско. Современная реконструкция

Трудно сказать, в каком из источников содержатся наиболее достоверные данные. Однако, если вспомнить, что небольшой городок Суздальской земли Козельск смог задержать у своих стен монгольскую орду на семь недель, то сообщения о большой продолжительности осады Киева, бывшим первоклассной крепостью, не должны казаться сомнительными.

Овладев городом, монголо-татары подвергли его страшному разорению. «Того же лета взяша Кыев татарове и святую Софью разграбиша, и монастыри все, и иконы и кресты, и вся узорочье церковные взяша, а люди от мала и до велика вся убыша мечем». Плано Карпини, проезжавший через Киев в ставку Батыя в 1246 г., писал, что монголы «произвели великое избиение в стране Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавших на поле, ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что, едва существует там 200 домов, а людей там держат они в самом тяжелом рабстве».

Не менее ужасные картины разгрома Киева монголо-татарами открываются и во время археологических раскопок. Уже в конце XIX — начале XX вв. в различных частях города были обнаружены братские могилы его героических защитников. Одна из них, вмещавшая около 2 тысяч скелетов, находилась на Подоле, в районе Дорогожичей. Как считает М. К. Каргер, в этой огромной братской могиле можно видеть результат расправы татар с горожанами после взятия города.

В 1892 г. во время земляных работ в усадьбе № 1 по ул. Большой Житомирской строители наткнулись на еще одну братскую могилу. Наблюдавший за этими работами И. А. Хойновский отмечал, что человеческие скелеты лежали сплошным полуметровым пластом на протяжении 14 м. Продолжение этой могилы было выявлено Д. В. Милеевым на углу ул. Владимирской и Трехсвятительской (теперь Десятинной). Согласно И. А. Хойновскому, огромное количество скелетов, заполнявших ров, оказалось здесь потому, «что монголы, избив киевлян в последний час борьбы, снесли их тела в этот ров и присыпали землей».

Третью братскую могилу раскопал В. В. Хвойка к востоку от развалин Десятинной церкви, рядом с остатками княжеского дворца над Андреевским спуском. В ней, по словам исследователя, было обнаружено огромное количество человеческих скелетов обоих полов и разных возрастов, начиная с младенческого. Некоторые черепа были рассечены и разломаны. Над этой грудой скелетов на небольшом расстоянии от поверхности земли лежал скелет татарина, череп которого был рассечен боевым топором.

Братские могилы — наиболее яркие, но далеко не единственные свидетельства страшной катастрофы, постигшей Киев в 1240 г. К их числу относятся также сожженные дома и мастерские, разрушенные дворцы и храмы, богатейшие клады золотых и серебряных украшений, обнаруживаемые археологами в различных районах города. Нередко под толстым слоем пожарища, в домах и возле них, покоятся человеческие скелеты. Они обнаружены М. К. Каргером в «городе Владимира» и на территории Михайловского монастыря, а также Киевской экспедицией на протяжении последних лет на Старокиевской горе и возле фуникулера.

Особенно наглядно трагическую судьбу Киева и его жителей показывает исследованный С. Р. Килиевич дом, расположенный неподалеку от фундаментов древней Трехсвятительской церкви. На его полу, среди завала обожженной глины и угля, находилось десять скелетов — мужских, женских и детских. Следы травм па черепах, а также на других костях свидетельствуют о насильственной смерти, постигшей эту древнекиевскую семью. Археологический материал, обнаруженный тут же, не оставляет сомнения в том, что случилось это в декабрьские дни 1240 г.

Подчинение киева накануне нашествия батыя
Штурм Киева войсками Батыя

Своеобразным памятником трагической борьбы киевлян с врагом является и глубокий, до 5 м, тайник, открытый под развалинами Десятинной церкви. В нем были обнаружены кости от четырех человеческих скелетов. На дне стояли два заступа, которыми люди, находившиеся в церкви, видимо, пытались прорыть себе ход под землей в сторону Днепра. Как считает М. К. Каргер, исследовавший этот тайник, трагическая картина гибели в нем людей представляет одну из наиболее ярких иллюстраций к летописному рассказу о последних часах обороны древнего Киева.

Приведенные материалы, а их можно и увеличить, с документальной точностью подтверждают красочный рассказ Суздальской летописи о монголо-татарском нашествии на Киев. Только люди, не знакомые с этими археологическими свидетельствами или намеренно игнорирующие их, могут усматривать в письменных известиях о зверствах Батыевой орды преувеличения очевидцев. Не спасают положение и ссылки на то, что и после монгольского разгрома в Киеве продолжали действовать Софийский, Михайловский Златоверхий, Выдубецкий и Печерский храмы, а Плано Карпини видел в нем в 1246 г. уже около 200 дворов. Речь идет ведь не о заштатном древнерусском городке, а об огромном средневековом центре. Конечно, монголы не смели его окончательно с лица земли. Из более чем 40 монументальных сооружений Киева уцелело (да и то в сильно поврежденном виде) только 5–6* из более чем 8 тысяч дворов — 200 (и те, видимо, были отстроены между 1240–1246 гг.), а из 50-тысячного населения осталось не более 2 тыс. В ряде районов древнего Киева, в частности центральном, жизнь возродилась только спустя несколько веков. Прекратило существование блестящее киевское ремесло, на высокой ноте оборвалась «песня» древнекиевских зодчих и художников, литераторов и летописцев; Киев оказался отброшенным в своем развитии на несколько веков назад.

После 1240 г. сведения о Киеве становятся скупыми и немногочисленными. Однако отдельные свидетельства южных и северных летописей, записи иноземных путешественников, данные исторических документов все же дают возможность в определенной степени представить город того периода.

Подчинение киева накануне нашествия батыя
Татаро-монголы собирают дань с Руси

Жизнь в Киеве начала возрождаться после того, как монголо-татары оставили Приднепровье и пошли на запад. Уцелевшие жители восстанавливали город. Не прошло и года после разгрома Киева, как возвращается князь Михаил, тот самый, который бежал от монгольских орд. Поселился он не в центре, где стояли в развалинах княжеские дворцы, а «живяше под Киевом на острове». Княжеский дворец под Киевом на острове не раз упоминается в летописи и, вероятно, остался неповрежденным и после 1240 г.

Несмотря на тяжелые времена, Киев продолжал оставаться религиозным центром Руси. После гибели митрополита Иосифа духовенство избрало главою Кирилла, который управлял православной церковью русских земель до 1280 г. Резиденцией митрополита была София Киевская. Летописные статьи 1274, 1286, 1289 гг. свидетельствуют о том, что митрополит киевский назначал епископов во Владимир, Росток и другие русские юрода.

В конце XIII в. киевский митрополит, «не терпя татарского насилия», переезжает во Владимир-на-Клязьме, а в 1328 г. — в Москву. Однако Киев еще долго продолжает считаться второй резиденцией главы церкви. Не случайно митрополиты, проживавшие во Владимире, а потом в Москве, носили титул «митрополита Киевского и всея Руси». Сохранение за русской митрополией названия «киевской» давало возможность ей распространять духовную власть на русское население и земли, когда-то входившие в состав Киевской Руси.

Для Среднего Приднепровья Киев продолжал оставаться главным экономическим и культурным центром. Население Киевщины, Черниговщины и Волыни по традиции называло его стольным градом русских земель.

Золотоордынский хан понимал значение Киева и пытался влиять на него через своих ставленников — киевских князей. В 1243 г. он отдал Киевское княжество владимиро-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу, который посадил в Киеве наместника — воеводу Дмитрия Ейковича. После смерти Ярослава Всеволодовича хан в 1249 г. передал Киевское княжество князю Александру Невскому, который также держал здесь наместника до 1263 г. С 1263 и до 1271 г. киевским князем был брат Александра Невского Ярослав Ярославич. Среди других киевских князей второй половины XIII в. известны Иван-Владимир и Андрей Вруцкий. В последней четверти XIII ст. золотоордынские ханы назначали в Киев своих наместников — богатых местных феодалов.

В этот период монголо-татары часто нападали на города и села, забирали имущество и скот, убивали или брали в плен людей и продавали их в рабство, что вынуждало население южных волостей Киевщины и Переяславщины бросать свои жилища и бежать на Полесье или северо-восточные русские земли. Это, естественно, приводило к торможению экономической и политической жизни Придпепровья.

________________________________________________________________________
*О том, в каком состоянии находился, например, Успенский собор Печерского монастыря, свидетельствует надгробие Киевского князя Симеона Олельковича (ум. в 1471 г.): «Посетитель! Каким образом ты видишь это великое здание? Каким образом ты осматриваешь это художественно воздвигнутое сооружение? Двести тридцать три года тому назад здесь были одни только обломки камней, именно в то время, когда церкви через Батыя лишены были своей красоты. Оно воздвигнуто было иждивением князя Симеона в честь бога и пречистой его матери». (Сборник материалов для исторической топографии Киева. Киев, 1874, отд. II, с. 28).

Материал взят из книги П.П.Толочко. Древний Киев. — Киев: Наукова думка, 1976. — С. 195–204.

Источник: mikhael-mark.livejournal.com

6.12.1240 (19.12). – Разорение Киева Батыем

Археологические раскопки показывают, что поселения на территории вокруг Киева существовали в глубокой древности (трипольская культура, черняховская культура на рубеже II—III веков и др.). Результаты некоторых археологических раскопок можно интерпретировать таким образом, что уже в VI—VII веках поселения на правом берегу Днепра могут считаться городскими. Эта концепция легла в основу празднования в 1982 г. 1500-летия Киева. Часть историков и археологов считает, что образование Киева как города проходило в VIII—X веках.

Великое будущее Киева предрек апостол Андрей Первозванный. Преподобный Нестор Летописец писал: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и… проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к словенам, где нынче стоит Новгород» («Повесть временных лет», ХII в.).

По одному из преданий, название города происходит от имени Кия – самого старшего из трех братьев, которые, согласно легенде, считаются основателями Киева. Эта легенда дошла до нашего времени в летописи XII века «Повесть временных лет»:

«И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а между тем Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он приходил. Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшийся в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались…».

Согласно различным источникам, в конце IX века в Киеве княжили  Аскольд и Дир, бывшие либо дружинниками Рюрика, либо потомками Кия; при них был заключен мирный договор с Византией и произошло Первое крещение Руси: из Царьграда на Русь прибыл первый епископ. В 882 г. в Киеве стал править родственник Рюрика, новгородский князь Олег, который перенес туда свою резиденцию, сказав: «сє буди мати градом русьским». С этого времени Киев стал столицей Руси, причем понятие «Киевская Русь» тогда не существовало, оно было введено историками лишь в XIX веке для удобства классификации исторических периодов Русского государства.

На Руси владение Киевским великокняжеским столом принадлежало старшему в роде и обеспечивало верховную власть над удельными князьями. Киев оставался реальным политическим центром Киевской Руси, по крайней мере до смерти Владимiра Мономаха и его сына Мстислава Великого (в 1132 г.). В период раздробленности Киев формально продолжал считаться старшим столом Руси и служил постоянным объектом борьбы между сильными князьями.

В 1237 г. орда Батыя (внука Чингиз-хана) напала на Русь. Начав с разгрома Рязанского княжества, татары разгромили основные силы Владимиро-Суздальской земли, разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси, включая Москву и Владимiр. Повсюду они сеяли смерть и разорение. Легкой победы добиться нигде не удалось – все русские города приходилось брать штурмом и превосходящей живой силой.

Затем дикая орда хлынула в южные и западные земли Руси. Разграбив Переславль, затем Чернигов, в декабре 1240 г. Батый подошел к Киеву. В то время Киев был одним из крупнейших и красивейших городов Европы – столицей одного из самых сильных европейских государств. Киев насчитывал 50 тысяч жителей, в то время как в Лондоне, например, жило 20 тысяч человек. Большинство европейских столиц достигли численности в 50 тысяч жителей только через 200-300 лет. Это время считается расцветом города Киева, несмотря на то, что сама Киевская Русь переживала уже не лучшие времена: Киев стал ареной борьбы за великокняжеский престол между русскими князьями-родственниками..

Батый хотел взять неразрушенным такой красивый город. В Киев отправился посол с предложением сдаться – добровольно открыть ворота. Обычно, если горожане выполняли требование хана, город не подвергался серьезным разрушениям, а только грабился и облагался данью. Но киевляне отказались впускать в свой город чужеземные войска и решили биться насмерть.

Татаро-монголы нашли слабое место в системе укреплений – Лядские ворота. Начался штурм русской столицы стенобитными орудиями. Но, даже прорвавшись в город, ордынцам не сразу удалось захватить Киев – город имел не одну полосу укреплений. Битва шла день и ночь, численное превосходство татар давало им возможность непрерывного штурма. На защиту города, охваченного пламенем, вышли все его жители, и стар и млад. Как пишет летопись «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Сопротивление киевлян было настолько отчаянным, что хан был вынужден дать своим войскам передышку и вновь использовать осадные орудия. Через провалы в стенах бесчисленные орды хлынули на улицы, неся с собой разграбление и разрушение. 6 декабря на Николин день Киев пал. Последние защитники столицы Руси укрылись в Десятинной церкви, которая была полностью разрушена, а люди убиты.

Разъяренные отпором татаро-монголы перебили почти всё мирное население Киева. В археологических раскопках встречаются как единичные костяки, так и огромные братские могилы, насчитывающие не одну тысячу скелетов. Из пятидесятитысячного населения в городе осталось не более 2 тысяч жителей. Дикари-язычники разрушили Успенский, Софиевский собор, Троицкую надвратную церковь (сейчас главный вход в Лавру), церковь Спаса на Берестове, Ирининскую церковь и практически все киевские ворота. Киев как столица Руси перестал существовать. Поэтому центр Русского государства переместился в менее пострадавшую северную часть Киевской Руси – Владимiро-Суздальское княжество.

Батыево нашествие нанесло чудовищный удар по культурному и государственному развитию русского народа. Археологи обнаружили пепелища многих городов, о которых сегодня мы не знаем ничего. Киевская Русь в лице ее древнего центра погибла, но ее гибель была столь же героической, как и славное существование. О твердыню Киева разбилось азиатское наступление на Европу и на северорусские земли, и этот подвиг самопожертвования не должны забывать и на Западе.

А для Руси татарское иго стало научением истине от обратного. Эта попущенная Богом катастрофа заставила русский народ осознать ее причину («по грехам нашим»), увидеть бренность земных ценностей и сплотиться в жертвенном общенациональном служении ценностям Царства Небесного. Так в этом испытании Русь созрела духовно и окрепла материально не только для освобождения от ига, но и для выполнения своего призвания стать удерживающим Третьим Римом.

Источник: rusidea.org

You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.