Податное население

Податны́е сосло́вия (также податные состояния) — в России XV — первой половины XIX веков группы населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности.

Податные сословия были ограничены в свободе передвижения. Юридическая неравноправность податного сословия в основном была ликвидирована во второй половине XIX века.

В допетровские времена группы населения платящие подать, назывались «тяглыми» (например, тяглые крестьяне) или «чёрными» (например, жители чёрных слобод или крестьяне на чёрных землях). Для освобождённых от государственной подати использовался эпитет «белые» (например, белые слободы).

Всё население было разделено на податное и неподатное при Петре I. Термин «чёрные» остался в употреблении для обозначения всех податных сословий.

После отмены подушной подати термин не был исключён из Свода законов Российской империи, так как с разделением всех подданных империи на лиц податного и неподатного состояния были связаны другие различия в правах.


к, лица неподатного состояния пользовались свободой передвижения и получая бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; а лица податного состояния (крестьяне, мещане, посадские, ремесленники (сословие) и цеховые) могли получать лишь срочные паспорта. Лица податного состояния подлежали дисциплинарной власти сословных обществ, которые могли порочных своих членов предоставлять в распоряжение правительства, что приводило к ссылке в Сибирь. Проживая в селениях, лица податного состояния подлежали административной власти земских начальников. Лица податного состояния могли быть подвергнуты телесному наказанию, в то время как для для лиц, не подлежащих телесным наказаниям по правам состояния, арестантские отделения заменялись ссылкой. Только на лиц податного состояния распространялась личная повинность принудительных работ в интересах общества в некоторых чрезвычайных случаях (при лесных пожарах, в случае аварии или снежного заноса на железной дороге) и другие натуральные повинности.

К податным сословиям принадлежала вся масса сельских обывателей, под разными наименованиями, а также, до 1863 года, мещане, цеховые и рабочие в городах. Они подлежали внесению в ревизию. При производстве ревизии в ревизские сказки вносились все лица податного состояния мужского пола. Этим фактом внесения в ревизию они уже были «положены в оклад», как выражался устав о податях. «Положение в оклад» могло происходить и в промежуток между двумя ревизиями и совершалось или по собственному желанию, или по закону. По собственному желанию причислялись к податному состоянию лица, которым предоставлялось право поступать на службу или избрать род жизни (дети чиновников, духовенства и т. п.). По закону причислялись:


По статье 417 устава о податях незаконнорождённые, несмотря на звание матери, а также подкидыши и не помнящие родства до совершеннолетия, причислялись, для одного лишь счёта, к податному состоянию без согласия обществ. Остальные лица могли быть причислены только с согласия обществ, потому что последние были связаны круговой порукой в уплате подушной подати.

По десятой ревизии, всего освобождено от платежа подати было 3 072 328 человека, или около 10,5 % от общего числа жителей Европейской России.

Источник: www.dir.md

История

В допетровские времена группы населения платящие подать, назывались «тяглыми» (например, тяглые крестьяне) или «чёрными» (например, жители чёрных слобод или крестьяне на чёрных землях). Для освобождённых от государственной подати использовался эпитет «белые» (например, белые слободы).

Всё население было разделено на податное и неподатное при Петре I. Термин «чёрные» остался в употреблении для обозначения всех податных сословий.

После отмены подушной подати термин не был исключён из Свода законов Российской империи, так как с разделением всех подданных империи на лиц податного и неподатного состояния были связаны другие различия в правах.


к, лица неподатного состояния пользовались свободой передвижения и получая бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; а лица податного состояния (крестьяне, мещане, посадские, ремесленники (сословие) и цеховые) могли получать лишь срочные паспорта. Лица податного состояния подлежали дисциплинарной власти сословных обществ, которые могли порочных своих членов предоставлять в распоряжение правительства, что приводило к ссылке в Сибирь. Проживая в селениях, лица податного состояния подлежали административной власти земских начальников. Лица податного состояния могли быть подвергнуты телесному наказанию, в то время как для для лиц, не подлежащих телесным наказаниям по правам состояния, арестантские отделения заменялись ссылкой. Только на лиц податного состояния распространялась личная повинность принудительных работ в интересах общества в некоторых чрезвычайных случаях (при лесных пожарах, в случае аварии или снежного заноса на железной дороге) и другие натуральные повинности.

Податные сословия

К податным сословиям принадлежала вся масса сельских обывателей, под разными наименованиями, а также, до 1863 года, мещане, цеховые и рабочие в городах. Они подлежали внесению в ревизию. При производстве ревизии в ревизские сказки вносились все лица податного состояния мужского пола. Этим фактом внесения в ревизию они уже были «положены в оклад», как выражался устав о податях.


оложение в оклад» могло происходить и в промежуток между двумя ревизиями и совершалось или по собственному желанию, или по закону. По собственному желанию причислялись к податному состоянию лица, которым предоставлялось право поступать на службу или избрать род жизни (дети чиновников, духовенства и т. п.). По закону причислялись: пропущенные по ревизии и возвратившиеся из бегов; лица, которым была предоставлена льгота, по истечении этой льготы; лица, возвращавшиеся в податное состояние (например, монахи, оставившие свой сан). По статье 417 устава о податях незаконнорожденные, несмотря на звание матери, а также подкидыши и не помнящие родства до совершеннолетия, причислялись, для одного лишь счета, к податному состоянию без согласия обществ. Остальные лица могли быть причислены только с согласия обществ, потому что последние были связаны круговой порукой в уплате подушной подати.

Неподатные сословия

Свободны от податей были:

  • потомственные и личные дворяне. Освобождение их мотивировалось их обязательной службой, но при отмене её в 1762 году свобода от податей была сохранена и подтверждена жалованной грамотой дворянству в 1785 году;
  • духовенство, причём освобождение распространялось только на лиц, занимавших штатные места, и на их детей; остальные должны были поступить на службу или записаться в подушный оклад. Производились так называемые «разборы духовенства» с целью выделить из духовного звания лиц, подлежавших подушной подати; последний из таких разборов был при Николае I. Освобождено было не только православное духовенство, но и духовенство других христианских исповеданий, а также исламской и ламаистской веры;

  • мурзы и князья татарского происхождения;
  • лица, состоявшие на государственной службе;
  • придворные служители;
  • медики;
  • маклеры;
  • лица, получившие учёные степени;
  • обельные вотчинники в Олонецкой губернии;
  • коробовские белопашцы в Костромской губернии;
  • купцы;
  • почётные граждане.

По десятой ревизии, всего освобождено от платежа подати было 3 072 328 человека, или около 10½% от общего числа жителей Европейской России.

См. также

  • Подушная подать
  • Чёрные земли

Источник: dic.academic.ru

Содержание

  • 1 История
  • 2 Податные сословия
  • 3 Неподатные сословия
  • 4 См. также
  • 5 Литература

История

В допетровские времена группы населения платящие подать, назывались «тяглыми» (например, тяглые крестьяне) или «чёрными» (например, жители чёрных слобод или крестьяне на чёрных землях). Для освобождённых от государственной подати использовался эпитет «белые» (например, белые слободы).

Всё население было разделено на податное и неподатное при Петре I. Термин «чёрные» остался в употреблении для обозначения всех податных сословий.


После отмены подушной подати термин не был исключён из Свода законов Российской империи, так как с разделением всех подданных империи на лиц податного и неподатного состояния были связаны другие различия в правах. Так, лица неподатного состояния пользовались свободой передвижения и получая бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; а лица податного состояния (крестьяне, мещане, посадские, ремесленники (сословие) и цеховые) могли получать лишь срочные паспорта. Лица податного состояния подлежали дисциплинарной власти сословных обществ, которые могли порочных своих членов предоставлять в распоряжение правительства, что приводило к ссылке в Сибирь. Проживая в селениях, лица податного состояния подлежали административной власти земских начальников. Лица податного состояния могли быть подвергнуты телесному наказанию, в то время как для для лиц, не подлежащих телесным наказаниям по правам состояния, арестантские отделения заменялись ссылкой. Только на лиц податного состояния распространялась личная повинность принудительных работ в интересах общества в некоторых чрезвычайных случаях (при лесных пожарах, в случае аварии или снежного заноса на железной дороге) и другие натуральные повинности.

Податные сословия

К податным сословиям принадлежала вся масса сельских обывателей, под разными наименованиями, а также, до 1863 года, мещане, цеховые и рабочие в городах. Они подлежали внесению в ревизию. При производстве ревизии в ревизские сказки вносились все лица податного состояния мужского пола.


им фактом внесения в ревизию они уже были «положены в оклад», как выражался устав о податях. «Положение в оклад» могло происходить и в промежуток между двумя ревизиями и совершалось или по собственному желанию, или по закону. По собственному желанию причислялись к податному состоянию лица, которым предоставлялось право поступать на службу или избрать род жизни (дети чиновников, духовенства и т. п.). По закону причислялись: пропущенные по ревизии и возвратившиеся из бегов; лица, которым была предоставлена льгота, по истечении этой льготы; лица, возвращавшиеся в податное состояние (например, монахи, оставившие свой сан). По статье 417 устава о податях незаконнорожденные, несмотря на звание матери, а также подкидыши и не помнящие родства до совершеннолетия, причислялись, для одного лишь счета, к податному состоянию без согласия обществ. Остальные лица могли быть причислены только с согласия обществ, потому что последние были связаны круговой порукой в уплате подушной подати.

Неподатные сословия

Свободны от податей были:

  • потомственные и личные дворяне. Освобождение их мотивировалось их обязательной службой, но при отмене её в 1762 году свобода от податей была сохранена и подтверждена жалованной грамотой дворянству в 1785 году;
  • духовенство, причём освобождение распространялось только на лиц, занимавших штатные места, и на их детей; остальные должны были поступить на службу или записаться в подушный оклад. Производились так называемые «разборы духовенства» с целью выделить из духовного звания лиц, подлежавших подушной подати; последний из таких разборов был при Николае I. Освобождено было не только православное духовенство, но и духовенство других христианских исповеданий, а также исламской и ламаистской веры;

  • мурзы и князья татарского происхождения;
  • лица, состоявшие на государственной службе, в том числе казаки и состоявшие на казачьей службе (башкиры, калмыки, буряты и т. п.)
  • придворные служители;
  • медики;
  • маклеры;
  • лица, получившие учёные степени;
  • обельные вотчинники в Олонецкой губернии;
  • коробовские белопашцы в Костромской губернии;
  • купцы;
  • почётные граждане.

По десятой ревизии, всего освобождено от платежа подати было 3 072 328 человека, или около 10,5 % от общего числа жителей Европейской России.

См. также

  • Подушный оклад
  • Чёрные земли

Литература

  • Подушная подать в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Податные состояния // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

податные сословия в, податные сословия древней, податные сословия европы, податные сословия это


Податные сословия Информацию О

Податные сословия



Источник: www.turkaramamotoru.com

Понятие

Сословие – это группа людей, члены которой отличаются правовым статусом. Как правило, он закреплен законодательно. Сословия встречаются только в докапиталистических государствах. Отличие сословий от классов в том, что это правовой статус, который передается по наследству. Человек не может перейти из одного в другое. Государство четко следит за этим посредством правовых норм, так как в сохранении юридического положения оно чувствует себя в безопасности. Именно поэтому сословный строй встречается только в сословно-представительной монархии в феодальных государствах, и распадается при появлении капитализма.

Монарх (император, царь, султан и т. д.) стоит во главе государства только потому, что он происходит из знатного рода. От его личных качеств и умений ничего не зависит. Поэтому переход от одного сословия в другой всегда воспринимался крайне негативно: в этом все видели угрозу существующей системе. Элита пыталась сохранить свое положение везде и во все времена. Переход от сословной системы к классовой всегда сопровождался социальными взрывами, гражданскими войнами, революциями.

Виды сословий в России

Целостность Российского государства и авторитет монархической власти зависел от сохранения сословного строя. В целом их можно разделить на две большие группы: податные сословия и привилегированные. Первых еще называли «черные», вторых – «белые». Например, «белая слобода» – деревня, освобожденная от налогов; «черносошенные крестьяне» – крестьяне, платившие налог, и т. д.

Преобразование Петра Великого


Само понятие «податные сословия» появляется только при Петре Первом. До этого всех, кто должен был платить налоги, называли «тяглыми». Петр Первый впервые применил в России налоговую систему, которая существует и сегодня: он ввел подушную подать. До него никто не переписывал население. Элиты даже понятия не имели, сколько людей находится в государстве. Налог устанавливался на слободу, деревню, село и т. д. Такая система была крайне неэффекивна и несправедлива. Петр всех уравнял в правах в рамках своих сословий. Теперь каждый должен был платить одинаковую подать, которую установит государство.

Перед началом реформы была проведена ревизия – перепись населения. Документы со списками получили название «ревизские сказки». Термин «сказки» лучше всего подходит к этому документу, так как проверить достоверность информации не представлялось возможным. К слову сказать, и в наше время после переписи населения обнаруживаются различные «покемоны», «телепузики», «джедаи» и прочие национальности, которые не существуют в классификациях.

Податные сословия России

К податным сословиям принадлежала вся масса сельских обывателей, мещане, цеховые рабочие. К ним могли приписать лиц, которые пропустили ревизию и не вошли в «ревизские сказки», а также беглецов. Также к податным приравнивали:

  • подкидышей;
  • людей, не помнящих своего родства;
  • незаконнорожденных детей, несмотря на правовой статус матери.

Каждое из сословий делилось на разряды и группы. Например, при Петре Первом купцов начали делить на гильдии. В первую входили «знатные купцы, которые имеют большие торги», а также аптекари, лекари, доктора. Их невозможно было выделить в отдельное сословие из купеческого, так как правовой статус определялся рождением, а не родом занятий. Ко второй гильдии купцов относились мелкие мастера, мелкие торговцы, а также «все подлые люди, обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные». Купцы не платили подушную подать. Государство брало с них плату за «вход» в гильдию. Эта система напоминает современное лицензирование: платишь деньги – получаешь право заниматься определенной деятельностью.

Источники не зря называют некоторых купцов «подлыми людьми». Образовалась лазейка в законе: некоторые из них не занимались торговлей, что и раздражало государство. С них нельзя было ни взимать подушную подать, ни перевести по законам феодально-сословного строя в другое сословие.

Круговая порука

Общество зорко следило за тем, чтобы люди не могли обмануть государство во время ревизских сказок. Подушная подать вовсе не означала того, что каждый житель обязан прибыть в фискальный орган и заплатить за себя. Для выстраивания такой системы нужны огромные средства и уйма времени. Государство делало проще: оно заносило людей в списки «ревизских сказок», начисляло основной налог с податных сословий в зависимости от количества податного населения и выставляло счет всему обществу. Это называлось круговой порукой. Если кто-либо решит обмануть государство – за него платили другие жители. Такая система напоминает современную оплату коммунальных услуг по общедомовым счетчиками в многоквартирных домах: общий долг делится на всех жителей.

Податные сословия 19 века: кризис сословного строя

Сословный строй себя изживает в период развития капитализма. Яркий пример кризиса описал А. П. Чехов в «Вишневом саду». Бывшие крестьяне и купцы имели огромные финансовые состояния, однако были ограничены в правах, в то время как полунищие дворяне имели правовые привилегии перед ними. В России кризис наиболее остро проявляется с середины XIX до начала XX веков. Однако вплоть до 1918 года в стране действует Свод законов Российской империи, который сохраняет сословный строй.

15 мая 1883 года император Александр Третий отменяет манифестом подушную подать. Россия – единственное европейское государство, которое освободило своих граждан от личных налогов. Поэтому абсолютно неверно было говорить, что «царский режим» выдавливал из несчастных подданных «все соки» перед революциями XX века.

Источник: fb.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector