Почему произошел церковный раскол

  • Понятие о ереси и расколе свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Справочник по ересям, сектам и расколам С.В. Булгаков
  • Расколы и современность прот. Александр Федосеев
  • О границах Церкви прот. Георгий Флоровский
  • Святой Киприан и святой Августин о расколе прот. Георгий Флоровский
  • Греческий старостильный раскол в истории Поместных Православных Церквей ХХ века свящ. Александр Слесарев
  • О расколе и по поводу раскола еп. Виссарион (Нечаев)
  • Как ревновать о вере, не уклоняясь в раскол Андрей Рогозянский

 

Раско́л церко́вный (греч. σχίσματα (схисмата) – схизма) – нарушение внутрицерковного единства из-за различий, не связанных с искажением истинного учения о догматах и таинствах, но по обрядовым, каноническим или дисциплинарным мотивам. Основатели и последователи движения раскола именуются раскольниками.

Раскол следует отличать от других форм вероотступничества – ереси и самочинного сборища (парасинагога). Следуя св. Василию Великому, раскольниками древние святые отцы называли разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание.


По словам выдающегося комментатора канонического права Иоанном Зонара, раскольниками называются те, которые относительно веры и догматов здраво мыслят, но по некоторым причинам отдаляются и образуют свои отдельные собрания.

Согласно знатоку церковного права епископу Далматинско-Истринскому Никодиму (Милашу), расколы образуют те, кто «иначе мыслят о некоторых церковных предметах и вопросах, кои, однако, легко могут быть примирены». По мнению св. Игнантия Брянчанинова, расколом должно быть названо «нарушение полного единения со Святою Церковью, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах».

Сопоставляя раскол с ересью, св. Иоанн Златоуст утверждает, что «раскол есть не меньшее зло, чем ересь». Св. Киприан Карфагенский учит: «Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его». Епископ Оптат Милевитский (IV век) считал раскол одним из величайших зол, – большим, чем человекоубийство и идолопоклонство.

В сегодняшнем смысле слово раскол встречается впервые у св. Ипполита Римского. Он был в расколе с папой Каллистом (217-222), которого обвинял в ослаблении требований церковной дисциплины.


Основная причина расколов в Древней Церкви – последствия гонений: Декия (Новата и Фелициссима в Карфагене, Новатиана в Риме) и Диоклетиана (Ираклия в Риме, донатистов в африканской церкви, мелитианский в Александрии), а также спор о крещении еретиков. Серьезные разногласия вызывал вопрос о порядке принятия в Церковь «падших» – отрекшихся, отступивших и оступившихся во время гонений.

В Русской Православной Церкви имели место расколы старообрядческий (преодолён единоверческими общинами), обновленческий (преодолён) и карловацкий (преодолён 17 мая 2007 года). В настоящее время в состоянии раскола находится Православная Церковь на Украине.

Что произошло в 1054 году: раскол Вселенской Церкви надвое или откол одной её части, Римской Поместной Церкви?

В богословской исторической литературе нередко встречается утверждение, что в 1054 году произошёл раскол Единой Вселенской Христовой Церкви на Восточную и Западную. Это мнение нельзя назвать убедительным. Господь Иисус Христос создал одну единую Церковь и именно об одной, а не о двух и, тем более, не о нескольких Церквях Он свидетельствовал, что она просуществует до конца времён и врата адовы не одолеют её (Мф.16:18).

Более того, Мессия ясно дал понять, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит» (Мф.12:25). Это значит, что если бы Церковь и действительно разделилась сама в себе, то, по Его уверению, не устояла бы. Но она обязательно устоит (Мф.16:18). В пользу того, что Церквей Христовых не может быть две, три, тысяча три говорит и тот образ, согласно которому Церковь есть Тело Христово (Рим.12:5), а Тело у Спасителя одно.


Но почему мы вправе утверждать, что именно Римская церковь откололась в XI веке от Православной, а не наоборот? — В том, что это так, сомневаться не приходится. Подлинная Церковь Христова, по слову апостола, есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Стало быть, та Церковь из двух (Западная, Восточная), которая не устояла в истине, не сохранила её в неизменности, и откололась.

Какая же не устояла? — Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, какая именно Церковь, Православная или Католическая, хранит вероучение в том непреложном виде, в каком приняла от апостолов. Разумеется, это — Вселенская Православная Церковь.

Помимо того, что Римская церковь дерзнула исказить Символ веры, дополнив его ложной вставкой об исхождении Святого Духа «и от Сына», она исказила учение о Божьей Матери (имеем в виду догмат о непорочном зачатии Девы Марии); ввела в оборот новый догмат о главенстве и непогрешимости римского папы, назвав его наместником Христа на земле; истолковала в духе грубого юридизма учение об Искуплении человека и пр.

 

Источник: azbyka.ru

Предпосылки реформы

По заверениям многих историков, которые занимаются изучением 17 века, в России в это время сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране очень сильно отличались от общемировых , в том числе и от греческих обрядов, откуда и пришло христианство на Русь. Кроме того, часто говорится, что религиозные тексты, а также иконы, имели искажение. Поэтому в качестве основных причин церковного раскола в России можно выделить следующие явления:


  • Книги, которые вручную переписывались веками, имели опечатки и искажения.
  • Отличие от мировых религиозных обрядов. В частности, в России до 17 века все крестились двумя перстами, а в других странах — тремя.
  • Ведение церковных обрядов. Обряды велись по принципу «многоголосья», который выражался в том, что одновременно службу вели и священник, и дьяк, и певчие, и прихожане. В результате образовалась многоголосие, в котором тяжело было что-то разобрать.

Русский царь одним из первых указал на эти проблемы, предлагая принять меры для наведения порядка в религии.

Патриарх Никон

реформа патриарха Никона

Царь Алексей Романов, который хотел реформировать российскую церковь, решил назначить на пост Патриарха страны Никона. Именно этому человеку было поручено провести реформу в России. Выбор был, мягко говоря, довольно странным, поскольку новый патриарх не имел опыта в проведение таких мероприятий, а также не пользовался уважением среди других священников.


Патриарх Никон в миру был известен под именем Никита Минов. Он родился и вырос в простой семье крестьянина. С самых ранних лет он уделял большое внимание своему религиозному образованию, изучаем молитвы, рассказы и обряды. В 19 лет Никита стал священником в своем родном селе. В тридцатилетнем возрасте будущий патриарх перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Именно здесь он и познакомился с молодым российским царем Алексеем Романовым. Взгляды двух людей были достаточно схожими, что и определило дальнейшую судьбу Никиты Минова.

Патриарх Никон, как отмечают очень многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он буквально бредил идеей получение безграничной власти, которая была, например, патриарха Филарета. Пытаясь доказать свою значимость для государства и для русского царя, Никон всячески себя проявляет, в том числе и не только на религиозном поприще. Например, в 1650 году он активно участвует в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестокой расправы над всеми восставшими.

Властолюбивость, жестокость, грамотность — все это сочеталось в патриархию. Это были именно те качества, которые были нужны для проведения реформы российской церкви.

Реализация реформы

Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 — 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем:


  • Крещение тремя перстами вместо двух.
  • Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше.
  • Внесены изменения религиозные книги и иконы.
  • Введено понятие "православие".
  • Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо "Исус" писалось "Иисус".
  • Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом.
  • Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки.

Все это подробно описывается в церковном Катехизисе. Удивительно, но если рассматривать учебники истории России, особенно школьные учебники, реформа патриарха Никона сводится только к первому и второму пункту из вышеизложенных. В редких учебниках говорится в третьем пункте. Об остальном даже не упоминается. В результате складывается впечатление, что никакой кардинальный реформаторской деятельности русский патриарх не сделал, но это было не так… Реформы были кардинальными. Они перечеркивали все, что было до этого. Неслучайно эти реформы также называются церковным расколом российской церкви. Само слово "раскол" указывает на кардинальные изменения.

Давайте рассмотрим отдельные положения реформы более детально. Это позволит правильно понимать суть явлений тех дней.

Писания предопределили церковный раскол в России

Патриарх Никон, аргументируя свою реформу, говорил о том что церковный тексты в России имеют множество опечаток , которые следует устранить. Говорилось о том, что следует обратиться к греческим источникам, чтобы понять первоначальный смысл религии. На самом деле это было реализовано не совсем так…

В 10 веке, когда Россия приняла христианство, в Греции существовало 2 устава:


  • Студийский. Главный устав христианской церкви. Долгими годами он считался основным в греческой церкви, поэтому именно студийский устав пришел на Русь. 7 веков русская церковь во всех религиозных вопросах руководствовалась именно этим уставом.
  • Иерусалимский. Является более современным, направленным единение всех религий и общности их интересов. Устав, начиная с 12 века, становятся в Греции основным, также он становится основным и в других христианских странах.

церковный раскол

Показательным является и сам процесс переписывания российских текстов. Планировалось взять греческие источники и на их основе привести в соответствие религиозные писания. Для этого в 1653 году в Грецию был отправлен Арсений Суханов. Экспедиция продолжалась практически два года. Он прибыл в Москву 22 февраля 1655 года. С собой он привез целых 7 рукописей. Фактически тем самым произошло нарушение церковного собора 1653-55 годов. Большинство священников тогда высказались за идею поддержания реформы Никона только на том основании, что переписывание текстов должно было происходить исключительно из греческих рукописных источников.


Арсений Суханов привез только семь источников, тем самым сделав невозможным переписывание текстов на основе первоисточников. Следующий шаг патриарха Никона был настолько циничным, что пришел к массовым восстаниям. Московский патриарх заявил о том, что если рукописных источников нет, то переписывание русских текстов будет производиться по современным греческим и римским книгам. На тот момент все эти книги печатались в Париже (католическое государство).

Древняя религия

Очень долго реформы патриарха Никона оправдывались тем, что он сделал ортодоксальную церковь просвещенной. Как правило, за такими формулировками ничего не стоит, поскольку подавляющее большинство людей с трудом представляет, в чем принципиальная разница между ортодоксальными убеждениями и просвещенными. Действительно в чем разница? Для начала давайте разберемся с терминологией и определим смысл понятия «ортодоксальный».

Ортодокс (ортодоксальный) пришло из греческого языка и обозначает: ортос — правильный, доха — мнение. Получается что ортодоксальный человек, в истинном смысле этого слова, является человеком с правильным мнением.

Исторический справочник


переписывание древних текстов

Здесь под правильным мнением подразумевается не современный смысл (когда так называют людей делающих всё в угоду государству). Так называли людей, которые веками несли древнюю науку и древние знания. Ярким примером является иудейская школа. Все прекрасно знают, что сегодня есть евреи, а есть ортодоксальные евреи. Они верят в одно и тоже, у них общая религия, общие взгляды, убеждения. Разница в том, что ортодоксальные евреи донесли свою истинную веру в ее древнем, истинном значении. И это признают все.

С этой точки зрения гораздо проще оценивать действия патриарха Никона. Его попытки уничтожить ортодоксальную церковь, а именно это он и планировал делать и успешно делал, кроются в уничтожении древней религии. И по большому счёту это было сделано:

  • Были переписаны все древние религиозные тексты. Со старыми книгами не церемонились, их, как правило, уничтожали. Этот процесс на многие годы пережил самого патриарха. Например, показательными являются сибирские предания, в которых говорится, что при Петре 1 было сожжено огромное количество ортодоксальной литературы. После сожжение из костров было извлечено более 650 кг медных застежек!
  • Были переписаны иконы в соответствии с новыми религиозными требованиями и в соответствии с реформой.

  • Принципы религии изменены, порой даже без необходимого обоснования. Например, абсолютно непонятной является идея Никона, что Крестный ход должен идти против часовой стрелки, против движения солнца. Это вызвало большое недовольство, поскольку люди начали считать новую религию религией тьмы.
  • Замена понятий. Впервые появился термин «православие». До 17 века этот термин не использовался, а применялись такие понятия, как «правоверный», «истинная вера», «непорочная вера», «христианская вера», «божья вера». Различные термины, но только не «православие».

Поэтому можно говорить, что ортодоксальная религия является максимально приближенной к древним постулатам. Именно поэтому любые попытки кардинального изменения этих взглядов приводит к массовым негодованиям, а также к тому, что сегодня принято называть ересью. Именно ересью многие люди и называли реформы патриарха Никона в 17 веке. Именно поэтому и произошел раскол церкви, поскольку «ортодоксальные» священники и религиозные люди называли происходящее ересью, и видели, насколько принципиальное отличие между старой и новой религией.

Реакция народа на церковный раскол

Реакция на реформу Никона является крайне показательной, подчеркивая, что изменения были гораздо глубже, чем об этом принято говорить. Доподлинно известно, что после начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала свое недовольство, другие просто уходили из этой страны, не желая оставаться в этой ереси. Люди уходили в леса, в далекие поселение, в другие страны. Их отлавливали, возвращали назад, они опять уходили – а так множество раз. Показательной является реакция государства, которое фактически устроило инквизицию. Горели не только книги, но и люди. Никон, который отличался особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над восставшими. Тысячи людей погибло, выступая против реформаторских идей Московского патриархата.

сожжение Авакума

Реакция народа и государства на реформу является показательной. Можно говорить о том, что начались массовые волнения. А теперь ответьте на простой вопрос, возможны ли такие восстания и расправы в случае простых поверхностных изменений? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо перенести события тех дней на сегодняшнюю реальность. Давайте представим, что сегодня патриарх Московский скажет о том, что креститься теперь нужно, например, четырьмя пальцами, поклоны совершать кивком головы, а книги следует изменить в соответствии с древними писаниями. Как народ такое воспримет? Скорее всего, нейтрально, а при определенной пропаганде даже положительно.

Другая ситуация. Предположим, что московский патриарх сегодня обяжет всех креститься четырьмя перстами, применять кивки вместо поклонов, носить католический крест вместо православного, сдать все книги иконы, чтобы их можно было переписать и перерисовать, имя Бога теперь будет например «Иисуус», а крестный ход будет ходить например дугой. Подобный характер реформы непременно приведет к восстанию религиозных людей. Изменяется всё, перечеркивает вся вековая религиозная история. Именно это сделала реформа Никона. Поэтому и произошел церковный раскол в 17 веке, поскольку противоречия между старообрядцами и Никоном были неразрешимыми.

К чему привела реформа?

Оценивать реформу Никона следует с точки зрения реалий того дня. Безусловно, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего хотел царь — привидение российской церкви в соответствие с международной религией. А там были как плюсы, так и минусы:

  • Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.
  • Минусы. Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком.

Нельзя расценивать реформы Никона, как тотальное уничтожение всего (хотя именно этим большинство авторов и занимаются, включая принцип «все пропало»). С уверенностью можно говорить только о том, что московский патриарх внес существенные изменения в древнюю религию и лишил христиан существенной части их культурного и религиозного наследия.

Популярные статьи:


Список правителей России

Полтавская битва

Император Павел 1

Присоединение Украины

 

Последние добавления:

Источник: istoriarusi.ru

Важнейшее событие правления Алексея Михайловича — проведение церковной реформы и раскол РПЦ, о котором далее будет кратко рассказано. Предпосылками для проведения реформы стало развитие в XVII веке отношений с Украиной и бывшими византийскими православными. Поэтому потребовалась унификация церковных обрядов и книг.

Личность Никона

Возглавил реформу Никон, ставший в 1652 году патриархом. Выходец из крестьян, Никон (настоящее имя Никита Минов) быстро поднялся по служебной лестнице в церковной иерархии. Еще в молодости он был членом Кружка ревнителей древнего благочестия в Москве, состоявшего из церковной элиты. Вскоре после пострижения в монахи Никон стал игуменом в монастыре недалеко от Каргополя. Никон тесно общался с царем Алексеем Михайловичем, благодаря поддержке последнего Никон получил титул архимандрита московского Новоспасского монастыря, где покоились предки Романовых.

Целью Никона-патриарха было сделать из русской церкови — центр мирового православия, тем самым реализовав властолюбивые мечты.

Причины реформы

Реформа имела под собой объективные основания:
а) множественные ошибки в церковных книгах
б) многоголосие в церквях (шум, разговоры прихожан во время служб)
в) неподобающее поведение священнослужителей и монахов (разнузданный и распутный образ жизни)

Нововведения

В ходе реформы провели следующие преобразования:
1) вызвали из Киева греческих монахов, которые переписывали священные книги
2) под жесткий контроль взяли образование и поведение монахов
3) провели изменения в обрядах ( «Исус» заменено на «Иисус», двоеперстие на троеперстие, хождение по солнцу во время крестного хода заменено на хождение против солнца, земной поклон — на поясной поклон)

Раскол

Эти перемены не нашли отклика в народе. Произошел раскол на приверженцов старых порядков — старообрядцев, староверов или раскольников — во главе с протопопом Аввакумом и сторонников Никона — никониан. Староверов преследовали, сажали в тюрьмы, они скрывались на Поморском Севере, в Заволжье, Урале и Сибире, устраивали показательные самосожжения — «гари» и «заповещания» — умирали голодной смертью. Простой народ поддерживал их бунтами и восстаниями.

Раскол в РПЦ — одна из форм протеста народных масс против ухудшения положения, которое они связывали с реформой. Самой яркой формой протеста стало восстание монахов Соловецкого монастыря (1668-1676), которое было с трудом подавлено.

Протопопа Аввакума вместе с союзниками отправили в ссылку в Пустозерск, где они в течение 14 лет просидели в земляной тюрьме, после этого их сожгли зажживо. Главный враг — «Никон-Антихрист», добившись власти и потеряв всякое уважение перед царем, однажды нарочито покинул Москву, сказав, что не желает больше служить патриархом в столице, а будет патриархом Руси. Алексей Михайлович такое поведение не оценил. В 1666 церковным собором Никон был лишен статуса патриарха и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Вернулся Никон из ссылки только после кончины Алексея Михайловича и умер неподалеку от Ярославля, в один год с Аввакумом (1681).

Источник: www.istmira.com

В чаянии перемен

В середине XVII столетия русское православие переживало смутные времена. Повсеместно наблюдалось падение нравов, как духовенства, так и мирян, богословская мысль все чаще стала подвергаться влиянию еретических учений. Несогласованность и разночтение прокрались и в церковные службы. Назревала необходимость унификации богослужебных книг и уставов.

Тревога за духовное состояние русского общества царила в кружке «ревнителей благочестия», возглавляемом Стефаном Вонифатьевым – духовником царя Алексея Михайловича. Туда же входил митрополит Новгородский Никон, который в 1652 году был поставлен в патриархи. В чаянии перемен и упрочения власти церкви новый патриарх переходит к решительным действиям.

Никон предлагает восстановить утраченное согласие с греческой церковью, устранив в русской православной традиции все обрядовые различия. Для этого требовалось ни много ни мало переписать все русские богослужебные книги по греческим образцам. Церковным собором 1654 года никоновские нововведения были одобрены.

Мотивы устранения погрешностей в церковнославянских текстах хорошо выразил историк Николай Костомаров: «Буква богослужения приводит к спасению; следовательно, необходимо, чтобы эта буква была выражена как можно правильнее».

Ломая традиции

Вопреки ожиданиям церковная реформа не послужила единству в русском православии, напротив, она привела к еще большему брожению умов и резкому неприятию новшеств у различных слоев населения. Многие понимали, что «образцовые» греческие книги сами за долгие столетия накопили массу чуждых православию напластований.

Так, народ, издавна крестившийся двумя перстами, (что подтверждалось уставом Стоглавого собора) должен был перейти на принятое у греков троеперстное крещение, или вместо привычной «сугубой» (двукратной) аллилуйи распевать «трегубую» (троекратную). Чрезмерная поспешность нововведений отнюдь не способствовала пониманию их смысла у обывателя.

Немаловажную роль в столь бескомпромиссном обновлении православной Руси, по мнению ряда историков, сыграли греки, которые в условиях османского владычества были жизненно заинтересованы в укреплениях связей с Москвой. Интересно, что побывавший в Москве в 1649 году иерусалимский патриарх даже упрекнул иерархов Русской Церкви в отступлении от греческих обрядов.

По мнению историка Василия Ключевского, возникший в результате церковной реформы раскол произошел во многом по вине ревнителей старины, которые в силу узкого понимания христианской религии не смогли отличить содержательную сторону обряда от внешней.

Личность

Большинство историков главным виновником раскола все же называют патриарха Никона. Например, Сергей Соловьев усматривает в сложной личности Никона отпечаток его трудного детства, когда он испытывал постоянные притеснения от мачехи. Впоследствии Никон превратился в человека не только непримиримого к врагам, но и высокомерного к союзникам.

Обладая незаурядным умом, твердостью веры и лидерскими способностями, властолюбивый Никон заслужил симпатии царя и уважение бояр, что помогло ему завевать прочный авторитет. Многие поклонялись перед могущественным патриархом, прося его заступничества. Во время отъездов царя Никон фактически исполнял его обязанности и даже подписывался «великим государем».

Внимания заслуживает и точка зрения, согласно которой причины зарождения раскола кроются в столкновении личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума. Оба церковных деятеля отличались бескомпромиссностью и неразборчивостью средств в достижении целей. И для Никона, и для Аввакума богослужебный ритуал оказался превыше сути учения.

Нельзя обойти стороной и Алексея Михайловича, который поддержал церковные реформы не в последнюю очередь в угоду своим амбициям. Благодаря укреплению связей с Константинопольским патриархатом монарх мог войти в историю как объединитель православного мира, а в будущем возможно и как освободитель скованных османским игом греков.

Социальный контекст

Проблема раскола отнюдь не сводится к богословским спорам. Она имеет как религиозный, так и социально-политический контекст. Неслучайно, никоновские реформы сопровождались усилением самодержавной власти, которая привела к окончательному закрепощению крестьян. Именно раскольничья среда послужила убежищем для притесненных политикой царя и крепостническими порядками в стране.

Социальные стрессы, накопившиеся в разных слоях населения, привели к массовому неповиновению верховной власти. Протест принимал самые разные формы – от возмущений в высших сословиях (стрелецкие бунты, заговор боярина Хованского) до масштабных народных выступлений (восстание Степана Разина). Заметную роль в бунтующей людской массе играли раскольники, нападая на монастыри, грабя священнослужителей и захватывая церкви.

Несогласие с никоновскими реформами и гонения со стороны властей вызвали небывалый исход в среде старообрядчества. Люди покидали обжитые земли, отправляясь в Поволжье, за Урал, на Север и даже за рубеж. Однако самым страшным итогом раскола стала крайняя форма протеста – гари. Только в 1672 году в Палеостровском монастыре самосожжение совершили 2700 раскольников.

Примирение

Политика репрессий по отношению к староверам привела к неожиданным последствиям. Сторонники древнего благочестия продолжали на новых местах сохранять самобытность Руси, опираясь исключительно на собственные силы. Упорный труд и сплоченность позволили им создать общество взаимоуважения и процветания.

За сравнительно короткий период старообрядцы сформировали независимые от Москвы культурно-экономические центры. Они строили храмы, возводили заводы. Ко второй половине XVIII века практически вся частная промышленность Урала оказалась в их руках.

Экономические успехи старообрядчества вынудили власти сменить гнев на милость и отказаться от любых дискриминационных мер. Екатерина II своим манифестом призвала раскольников, обосновавшихся за рубежом вернуться в родные земли. И многие откликнулись на ее призыв, создавая по всей стране центры предпринимательства.

В 1905 году вышел долгожданный манифест о веротерпимости, подведший черту под многовековым противостоянием власти и старообрядчества.

Источник: cyrillitsa.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.