Основные восточнославянские племена и места их расселения


Племена Места расселения на Восточно-Европейской равнине
Кривичи Вятичи Ильменские славяне Радимичи Древляне Дреговичи Поляне Уличи и тиверцы Северяне Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины Бассейн р. Ока Вокруг оз. Ильмень и по р. Волхов По р. Сожи По р. Припяти Между реками Припятью и Березиной По западному берегу р. Днепр Юго-запад Восточно-Европейской равнины По среднему течению р. Днепр и по р. Десна

 

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племен объединений восточных славян. В центре их повествования – земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». Историки полагают, что так4 звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне.

Долгое время в историографии существовали две точки зрения по вопросу о происхождении термина «Русь», связанные с ориентацией либо на внешнее (норманнское), либо автохтонное (славянское) его происхождение. В частности, в настоящее время зарубежные историки Р. Пайпс и Х. Дэвидсон придерживаются мнения, что легендарный Рюрик был из скандинавского племени «Русь, и это обусловило название его новых владений. Хотя надо отметить, что в Скандинавии пока такого племени не обнаружили.


Некоторые лингвисты отвергают версию происхождения «Руси» от «Росси», поскольку, как они доказывают, в историческом развитии русского языка не могло произойти инверсии буквы «о» на «у». Но археологические данные подтверждают существование в районе реки Рось славянской общности.

В исторической литературе часто можно встретить и версию, которой, в частности, придерживается академик Б. Рыбаков, о том, что Русь – это название одного из славянских племен. К сожалению, подтвердить или опровергнуть какую-либо из версий о происхождении названия «Русь» невозможно.

Важный фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами обычаями, культурой и т.п. В разное время соседние народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились по влиянием славян.

 

Соседями восточных славян (конец IX в.) были:

1) на западе:

— балтийские племена: литы, литва, ятвяги и др.;


— западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, венгры (Угры);

2) на северо-востоке:

— угрофинские племена: карелы, мордва, мари, мурома и др.;

3) на Нижней Волге:

— хазары;

4) на востоке:

— волжские болгары;

5) на юге в Причерноморье:

— печенеги и другие тюркские племена.

 

Расселяясь, восточные славяне вытесняли нарды или ассимилировали их. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни.

Сохранившиеся литературные памятники и археологические находки свидетельствуют о том, что славяне еще до своего расселения по Восточно-Европейской равнине занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия и осваивали новые. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия – перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, из огородных культур – репу, капусту, свеклу, морковь, и др., занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.


В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже – деревянный плуг с железным наконечником – лемехом.

В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне – лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей.

Промыслы играли в хозяйстве восточных славян второстепенную роль. Это были в основном охота, рыболовство и бортничество.

Ремесло еще не полностью отделилось от сельского хозяйства. Скорняками, ткачами и плотниками были те же хлеборобы, чередовавшие работу в поле с занятием промыслами и ремеслом. Однако гончары и кузнецы (видимо из-за огнеопасности своего труда) жили на некотором удалении от деревень и земледелием не занимались (схема 4).

 

Восточные славяне в древности

 

Общинное устройство   Занятия   Верования

 

Родовая община   Земледелие   Язычество

 

Соседская община   Охота   Культ предков

 

Рыболовство   Поклонение явлениям природы

 

Бортничество

Схема 4.

Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже – появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам.

Путем из «варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда и самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Они не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям.

Активную торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами и, конечно, греками (византийцами). В.О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, писал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину – десятину.

Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.

С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром, и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой – страной городов. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.


Появились первые княжества: Куябия (Куяба – вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде). Появление таких центров свидетельствовало о возникновении восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.

В VI в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род – группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, пастбищами и т.п., вместе трудились и поровну делили результате труда. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объединялись в союзы с вождями во главе.

В VII-IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.


Постепенно происходит замена родовой общины на соседскую, территориальную, члены которой уже не были кровными родственниками, а являлись просто соседями. Соседская община на юге называлась «мир», на севере – «вервь» (в Западной Европе – «марка»). В соседской общине сохранялась общинная собственность на пахотную землю, лесные и сенокосные угодья и т. п., но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли – «наделы». Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

В племенной среде VII – начала IX в. Выделялась «нарочитая чадь» — вожди, старейшины, знаменитые войны. В их руках концентрировалась власть и богатства. Многие из «нарочитой чади» стали жить отдельными укрепленными усадьбами. Зарождалась частная собственность.

Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.

Важнейшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.


Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника – князя, который, как правило, являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически не выгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину. Военно-дружинная знать объявляла себя собственниками земель или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом). Другим путем подчинения соседних общин было превращение старой родоплеменной знати в бояр – вотчинников и подчинение им общинников.

К VII – IX вв. во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – «нарочитые люди», «лучшие мужья».

Князья и дружинники богатели за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.

В VI – IX вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например за долги и т. п. Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.


Таким образом, у восточных славян происходил процесс дифференциации (расслоения) общества. Создавались предпосылки образования государства.

Обращаясь к соплеменникам, восточные славяне говорили: «отец», «мать», «дядя», «сын», «дочь», «внук», «свояк», «шурин» и т. д. Возможно, личные имена были привилегией вождей, старейшин и выдающихся воинов. Эти имена заимствованы у западных славян (Ярослав, Мстислав) и варягов (Игорь, Олег, Рюрик) или являлись кличками типа Соловей-разбойник.

С принятием в 988 г. христианства (уже во времена Киевской Руси) у славян стало два имени. «Настоящее» — данное при крещении (еврейские или греческие имена), и мирское – «от сглаза»: языческая кличка, скандинавское или западнославянское имя. Причем в жизни человека звали именно «ненастоящим» именем. И многие не понимали, что князь Владимир Красное Солнышко был на самом деле Василием, Ярослав Мудрый – Юрием (Григорием), а Всеволода Большое Гнездо звали Дмитрием.

У славян были свои языческие праздники, связанные с временами года и с земледельческими работами. В конце декабря колядовали – ходили по домам ряженные с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженных одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны – Масленица. В праздник Ивана Купалы проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых отмечали праздник урожая: пекли большой медовый каравай.


Большое внимание уделялось свадебным и погребальным обрядам. Славяне верили в бессмертие души и загробную жизнь, которая сложится счастливо, если живые правильно проводят усопшего в мир иной.

Согласно «Повести временных лет» радимичи, вятичи, северяне и кривичи умерших сжигали, пепел и остатки костей складывали в сосуд и ставили на столбах в маленьких срубах у дорог. Вятичи иногда зарывали срубы-гробы с сожженным прахом в землю. Во многих местах над могилами насыпали курганы, рядом с которыми проводили ристания – военные состязания в память умершего и поминальные пиры – тризны.

В IX в. Славяне начали хоронить умерших, не сжигая. Рядом с покойным клали пищу, орудия труда, оружие, украшения.

Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

Как и все народы, находившееся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца – Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии – Перун, богом ветра – Стрибог, богиня плодородия Мокошь. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признавали повелителем Вселенной одного бога – Перуна, бога грома, молний, войны.


В то время не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – капищах, богам приносились жертвоприношения – требы.

Славяне чтили духов: берегинь и русалок, живших в темных омутах рек и озер, хранителей домашнего очага домовых, леших, что кричали по-совиному в дубравах. Отголоском старинных верования является культ щуров (чуров) – предков. В минуту смертельной опасности славяне кричали: «Чур меня!», надеясь на помощь предка-пращура. Для щуров в специальные родительские дни топились бани и ставились еда и питье.

В целом религия восточных славян была политеистической (политеизм – многобожие).

Тема 3. ОБРАЗОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ
ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ДРЕВНЕГО ГОСУДАРСТВА.
ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ

1. Предпосылки образования древнерусского государства. «Норманнская теория».

Источник: helpiks.org

Карта расселения славянских племен

Вятичи — восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или с верховьев Днестра. Субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи дольше других славянских племен сохраняли языческие верования и сопротивлялись влиянию киевских князей. Непокорность и воинственность — визитная карточка племени вятичи.

Кривичи — племенной союз восточных славян 6-11 веков. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения — Тушемлинская культура. В этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских — эсты, ливы, латгалы — племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением. Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.

Словене ильменские — племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству «Повести временных лет», словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам — выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародино словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

вятичи, кривичи и словене ильменские сформировали, в дальнейшем, великороссов

Дулебы — племенной союз восточных славян. Населяли территории бассейна реки Буг и правых притоков Припяти. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне — восточнославянский союз племен, проживавший на территории по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. В русских летописях волыняне впервые упоминаются в 907 году. В 10 веке на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

Древляне — восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах.

Дреговичи — племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в 6-9 веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в 11 — 12 веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная — в водоразделе рек Друть и Березина, западная — в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.

Полочане — славянское племя, часть племенного союза кривичей, которые жили по берегам реки Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был город Полоцк.

Поляне — племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.

Радимичи — восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам в 8-9 веках. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения — прах хоронился в срубе — и схожие височные женские украшения (височные кольца) — семилучевые (у вятичей — семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра.

Северяне — восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 веках по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян — Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.

Тиверцы — восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи — восточнославянский союз племен, существовавший в 9 — 10 веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти.

Дополнительный материал

Исконный ареал русского генофонда

Материал создан: 15.07.2014


Источник: iamruss.ru

Происхождение славян. Расселение и занятия восточных славян.

В истории вопрос о происхождениии первоначальном расселении славян называется вопросом о «прародине» славян. Всегда ли жили славяне там, где живут сейчас?

Самый первый взгляд на эту проблему обосновал монах Киево-Печерского монастыря Нестор– летописец (12век), который поселил славян в верховьях Дуная в римской провинции Норик. Дунайской версии происхождения славян придерживались и такие видные российские историки 19 века, какС.М.Соловьев и В.О.Ключевский.

По мнению советского ученого академика Бориса Рыбакова праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы от Одера до Дне9пра. Эта полоса, протяженностью с севера на юг около 400 километров, а с запада на восток около 1,5 километров подпиралась на западе горами Европы Татрами и Судетами, на севере доходила до Балтийского моря. Восточная половина праславянской территории ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днепра и Ю. Буга и бассейном реки Рось.

Славяне принадлежат к индоевропейской семье народов, в которую также входят германские, кельтские, иранские греческие и индийские народы. В источниках под своим именем славяне появляются сравнительно поздно в 6 веке у готского историка Иордана в греческой транскрипции «склавены». Они известны также под именами венеты, анты, склавены. Причем он говорит также, что венеты, наиболее древнее название славян. Еще раньше о венетах писали античные авторы: Полибий (3 – 2 в. до н.э), Тит Ливий (1 в. н.э.), Птолемей (2 в. н.э.), Тацит (2 в. н.э.).

С конца 4 века славяне включились в мировой миграционный процесс, известный в истории под названием «великое переселение народов». Великое переселение народов началось с вторжения тюркоязычных народов – гуннов, пришедших из Центральной Азии в Причерноморские степи. Они разбили готов, которые ушли на Балканы и в Западную Европу. Задетые гуннами и другими тюркоязычными народами, славяне расселились по трем основным направлениям, которые предопределили постепенное разделение их на три основные ветви – южные, западные и восточные:

— на юг – на Балканскмй полуостров. Там впоследствии стали жить южные славяне. К ним относятся сербы, болгары, черногорцы, боснийцы, словенцы, хорваты;

— на восток и север – по Восточноевропейской равнине расселились восточные славяне – русские, украинцы и белорусы;
— на запад, на среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы переселились западные славяне – поляки, чехи и словаки.

В восточной Европе славяне встретились с финно-угорскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало на всех. Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине. В 6 веке они объединились в союзы племен. Племя – это объединение родов. В свою очередь племенной союз — формирование, в которое входят несколько племен, связанных не столько единством происхождения, а районом проживания, поскольку территориальные связи преобладали над родовыми.

На среднем течении Днепра и по реке Рось жили поляне;

— к северу от них – северяне;

— к северу- западу – древляне;

— на реке Припять – дреговичи (от «дрягва» — болото);

— на реке Сож – радимичи;

— на Ильмень – озере и реке Волхов – ильменские словене;

— в районе Смоленска и севернее – кривичи;

— на северо – востоке (район реки Оки) –вятичи;

-на юго – западе (Западная Украина) — уличи, тиверцы, белые хорваты, волыняне.

Соседями славян на севере были северные люди (норманны), которые жили по берегам Балтийского моря в Скандинавии. На Руси их звали варягами (вар – море). Скудные земли Скандинавии выталкивали большие отряды искателей добычи и славы. Во главе этих отрядов стояли викинги. Варяги были прекрасными мореходами и воинами и представляли большую опасность для Европы и восточных славян. Пик вооруженных набегов варягов на земли восточных славян был в 9 веке.

На юге в причерноморских степях кочевали тюркоязычные народы – до 1036 года печенеги, а после их разгрома Ярославом Мудрым их место заняли половцы. Эти кочевники часто нападали на близ лежащие славянские территории.

На Нижней Волге и Придонье в 7 веке образовалось сильное воинственное государствоХазарский каганат. Столицей этого государства был Итиль на нижней Волге. В основном хазарское население было масульманами, однако верхушка хазар приняла религию древних евреев иудаизм. Это государство жило за счет взимания торговых пошлин, поскольку контролировало нижнюю Волгу, и частых набегов на восточно-славянские земли. Поляне, северяне и радимичи одно время должны были выплачивать им дань.

Через Черное море располагались обширные и богатые владения Восточной Римской империи (Византии), куда часто с военными и торговыми походами ходили славяне.

На востоке соседями славянских народов были финно-угорские племена – меря, мурома, мордва, марийцы. В 7 веке на средней Волге и Каме было образовано государство Волжская Булгария. Оно долгое время представляло опасность для Руси.

На западе славяне соседствовали с поляками и венграми.

На складывание государства, занятия его жителей влияют такие факторы, как географическое положение, климатические и природные условия. Место расселения восточных славян – это Восточно-Европейская равнина. В отличие от Западной Европы она лишена больших гор. Равнинный рельеф способствовал тесному общению и сближению восточноевропейских племен, с одной стороны. С другой стороны, равнина и отсутствие естественных препятствий облегчало завоевательные походы соседей. Тем более, что Восточно-Европейская равнина лежала на соединении путей из Азии в Европу.

Климат был резко континентальный: на смену жаркому и короткому лету приходит долгая и снежная зима. Территория расселения восточных славян изобиловала лесами и реками.

Эти природные условия обусловили образ жизни и основные занятия славян.

Источник: studopedia.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.