Опричники картинки

Несколько причин подтолк­нули царя Ивана IV к созданию этой небывалой политической си­стемы. Первая — резкое обострение противоречий с высшей знатью после издания указа о конфискации выморочных княжеских вотчин в 1562 г. (Прежде эти вотчины доставались родственникам умерше­го или уходили в монастырь «на помин души».) Вторая — тяжёлые поражения русской армии в Ливонской войне в 1564 г., бегство в Литву князя Андрея Курбского. Страх перед боярским заговором не давал царю покоя. И тогда он решил опередить врагов.

Опричнина имела две цели: подрыв экономического могущества круп­ной аристократии и физическое истребле­ние наиболее ярких её представителей.

Первая цель опричнины достигалась политикой переселений. Царь Иван Грозный тщательно продумал перечень обла­стей, включённых в опричнину. Помимо богатых торговых городов и районов соляных промыслов, здесь оказались уезды, в которых располагались родовые вотчины старой ростово-суздальской зна­ти — стержня московской боярской корпорации.


е эти вотчины немедленно были «отписаны на государя» и розданы в поместья опричникам. Их владельцы были в принудительном порядке вы­сланы в земщину. Там им велено было дать небольшие поместья где-нибудь на южных или восточных границах страны. Переселен­цам запрещалось брать с собой имущество и ценные вещи. Всё это становилось добычей новых хозяев — опричников. А недавние вла­дельцы златоверхих теремов в одночасье превращались в нищих.

Вторая цель опричнины — физическое уничтожение значительной части аристократии — достигалась при помощи террора. По при­казу царя опричники хватали неугодных, везли их в Александрову слободу (опричную столицу Ивана Грозного) и там после жестоких пыток убивали. Иногда казни совершались и в Москве, где рядом с Кремлём, на другом берегу реки Неглинки, вырос мрачный за­мок — «государев опричный двор». Царь Иван IV испытывал садистское наслаждение, глядя на муки несчастных, и лично принимал участие в пытках и казнях. Некоторые историки считают, что он ещё с юно­сти страдал серьёзными психическими отклонениями.

Падение Избранной рады

В 1560 г. отношения между царём и Избранной радой неожиданно испортились. Пово­дом для раздора послужили разногласия царя с Алексеем Адаше­вым в области внешней политики, а подлинной причиной — давно назревшее желание Ивана править самостоятельно. Он считал, что мирные методы борьбы с крупной аристократией недостаточны, что для полного контроля над правящим классом следует прибегнуть к мечу. Однако советники (люди, как пра­вило, религиозные и добродетельные) ме­шали царю дать волю своим низменным инстинктам, своей врождённой склонности к жестокости и произволу.


В итоге основные деятели Избранной рады — Адашев и Сильвестр — лиши­лись своих постов и отправились в ссыл­ку. Князь Курбский был послан воеводой в Ливонию. Престарелый митрополит Ма­карий уже не имел сил для политической борьбы. 31 декабря 1563 г. он скончался в возрасте 82 лет.

Боярская дума

Избавившись от своих советников, царь всё ещё не мог править единовласт­но. На его пути стояла Боярская дума с её традиционным авторитетом и глубокими связями во всех слоях общества. Все важ­нейшие решения государя принято было согласовывать с Боярской думой. Разогнав этот орган власти выс­шей аристократии, царь вполне мог получить тяжелейшую внутрен­нюю смуту. Единственный выход состоял в том, чтобы поставить аристократию на колени.

Начало опричнины


В 1564 г. Иван IV неожиданно выехал вместе с семьёй из Москвы и отпра­вился в Александровскую слободу (ныне город Александров в 100 км к се­веро-востоку от Москвы). Отсюда он направил в столицу боярам, духовен­ству и служилым людям грамоту, где обвинял их в изменах. Его послание было прочитано на Красной площади. Началось волнение в городе. Царя решили уговорить вернуться. Он согласился, но при условии, что «имеет право наказать всех, кого посчитает изменником». Для этих карательных целей и была создана опричнина с её хорошо вооружённым войском.

В 1565 г. Иван IV выделил себе особое владение — опричнину, а территория, не включённая в опричнину, называлась земщиной.

Вся страна делилась на две части: опричнину и земщину. В каждой было своё правительство, своя Боярская дума. Земщи­ной руководили бояре. В опричнине вся полнота власти переходила к царю.

В опричнину были взяты лучшие земли с наиболее развитым хозяйством. Когда опричники разоряли их, царь брал себе новые богатые земли. Опричнина име­ла свою казну, своё войско, своё управление. Это было «государство в государстве». Земщина оказалась беззащитной перед разбойными набегами опричников, которых поддерживал сам царь. Кроме того, она дол­жна была платить разорительный налог на содержание опричнины.

Опричники

Опричником называли того, кто состоял в рядах опричнины. В народе опричников называли «кромешниками» — черными силами царя.


Первоначально оприч­ное войско составляло одну тысячу человек, а к концу опричнины оно выросло до шести тысяч. Это были тщательно отобранные дворяне, не имевшие родствен­ных связей с земщиной, готовые выпол­нить любой приказ государя. Опричники одевались во все тёмное и носили особую форму — чёрные балахоны с широ­ким поясом. Ездили на вороных конях с чёрной сбруей. К седлу своих коней опрични­ки прикрепляли метлу, а на шею коня — собачью голову — знак их готовности выметать из государства любую измену и рубить «собачьи головы» изменников-бояр. Они имели право ворваться в любую усадьбу, на любой двор к подозреваемому в измене человеку из земщины, разорить его дом, выгнать его домочадцев (или даже убить). Никто не знал, против кого обратится очередной гнев царя.

После ликвидации Избранной рады цели внутренней политики Ивана IV в целом остаются теми же, что и прежде. Однако методы их достижения уже иные. Тщательно продуманные, последовательные реформы уходят в прошлое. Главным инструментом политической борьбы становится топор палача. Запуганная кровавыми расправами Боярская дума молчит, а быстро сменяющие друг друга правитель­ства служат послушным орудием в руках опьянённого безграничной властью и порой теряющего рассудок самодержца.

Опричнина разрушила нормальный порядок управления стра­ной. Повсюду воцарились страх и хаос. Никто — даже самые близ­кие подручные царя — не был уверен в завтрашнем дне. Получив вотчины высланных и опальных бояр, опричники относились к ним так, словно это были вражеские территории. За короткое время пре­жде процветавшие, многолюдные хозяйства превращались в пусто­ши. Крестьяне в ужасе разбегались кто куда. Запуганная репрессия­ми аристократия молчала.


Тяжела была судьба тех, кто пытался противостоять опричнине. Митрополит Макарий к этому времени уже умер, а новый — удалил­ся в монастырь. Вместо него митрополитом стал Филипп Колычев (1566-1568), который стремился остановить зверства опричников: один лишь он осмелился публично выступить против опричнины. За это мужественный иерарх был лишён сана, низложен, заточён в монастырь и вскоре удушен опричниками по царскому приказу.

Затем начались казни самих опричников, стоявших у её истоков. На смену им выдвигались «особо отличившиеся». Среди них исто­рия сохранила имя опричника Малюты Скуратова. Оно стало нари­цательным. Его употребляют и ныне в смысле жестокой и бессмы­сленной расправы с невинными.

Подозрительность и страх воцарились в стране. Гнев царя обра­щался не только против богатых боярских родов, но и против це­лых городов.

Походы Ивана Грозного

В конце 1569 г. царь обвинил в измене город Новгород и высту­пил в поход против него. Поход Ивана Грозного на Новгород в 1570 г. стал самой крупной массовой расправой времён опричнины.


Заподозрив новгород­цев в измене, царь учинил в городе страшный погром. Разгром города длился шесть недель. Мно­го служилых людей, горожан, священников и монахов были убиты или утоплены в реке Волхов. Имущество новгородцев, как и ценно­сти церкви, были разграблены. Окрестности города разорены.

Разгрому подверглись также города Тверь, Торжок и примыка­вшие к ним села и деревни. Уничтожались военные гарнизоны и жители в Нарве, Ивангороде и Пскове.

Голод и чума

Одновременно с опричниной центральные районы страны посе­тили два других бедствия: страшный трёх летний голод и эпидемия чумы в 1569-1571 гг. Ко всему этому добавились тяжкие повин­ности, возложенные на население в связи с бесконечной Ливонской войной. В итоге в 70-е гг. XVI в. происходит резкое сокращение на­селения московских земель. Значительная часть людей погибла от стихийных бедствий и опричного террора, а оставшиеся устремились на окраины страны, в непроходимые леса Русского Севера или в юж­ные степи. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Путешествующий по России англичанин Д. Флетчер отмечал: «Случается видеть многие деревни и города, совершенно пустые, народ весь разбежал­ся по другим местам… Так, по дороге к Москве, между Вологдою и Яросла­влем, встречаются до пятидесяти деревень по крайней мере совершенно оставленные, так что в них нет ни одного жителя».


Пока опричное войско расправлялось с городами и сёлами своей страны, к Москве подошёл крымский хан Гирей и сжёг её. Россий­ское государство было разорено дотла. Его население сократилось в несколько раз. Поля были заброшены. Города опустели.

В 1572 г. царь Иван Грозный отменил опричнину.

Историк В. О. Клю­чевский сказал, что введение опричнины «сделало Ивана IV предметом ужа­са и отвращения для современников и последующих поколений».

Власть

Было положено начало самодержавной власти в стране. Однако, поскольку власть укреплялась пу­тём террора, это способствовало утверждению дес­потизма и насилия. Ущемление интересов служилых людей привело к ослаблению единой монархической власти. В обществе произошёл раскол, который по­грузил страну «в трясину кровавого террора».

Знать

Крупных землевладельцев во времена опричнины насильственно выселя­ли из «родовых гнёзд» на малообжитые земли, где хозяйство надо было начинать устраивать почти «с нуля». Через несколько лет некоторых из них вер­нули назад, но они возвратились «к родному пепели­щу». Это подрывало родовые корни.


Население

Желание добиться покорности путём террора при­вело к гибели тысяч людей, знатных и незнатных, служилых, ремесленников, купцов, землепашцев. Все это отрицательно сказалось на развитии хозяйства Русского царства и жизни его народа.

Источник: WikiWhat.ru

«Майдан»

В воскресенье, 3 декабря 1564 года, царь Иван Васильевич, отстояв службу в Успенском соборе Кремля, простился с боярами и духовенством, забрал с собой семью и приближенных и уехал из Москвы в неизвестном направлении. С собой эксцентричный самодержец прихватил всю государственную казну.

Несколько недель о царе всея Великия, Малыя и Белыя Руси не было ни слуху ни духу. Он кочевал со своей свитой по всему Подмосковью, но нигде надолго не останавливался. Только в январе он засел в хорошо укрепленной Александровской слободе и оттуда прислал москвичам письмо. В нем царь жаловался на измены бояр и отрекался от престола. Бояр он подверг опале, а у простых москвичей попросил поддержки, объявив, что на них «гневу и опалы никоторыя нет».

Ошарашенная толпа выслушала письмо и заволновалась. У горожан и купцов накопилось много претензий к всемогущим боярам. К вечеру центр Москвы был заполнен народом. Начинался типичный «майдан». Выбранные народом делегаты прорвались в покои митрополита и объявили, что полностью поддерживают царя и готовы самолично поубивать всех бояр-изменников.

Народная поддержка позволила Ивану Грозному уже через месяц, 3 февраля 1565 года, объявить о создании опричнины. Его решение было встречено всеобщим ликованием. Но дальше началось нечто странное.

Европейский опыт


Собственно, ничего оригинального в решении царя не было. Иван IV, как и французский Людовик XI, английский Генрих VII, шведский Эрик XIV, всю жизнь сражался с удельными князьями и боярами за контроль над огромной раздробленной территорией. Это не была Россия в современном понимании. Это была разнополосица уделов, где московский царь имел свои строго ограниченные владения и вынужден был считаться с другими влиятельными землевладельцами.

Людовик XI сажал крупных феодалов в Бастилию и морил их там голодом. Генрих VII пытал своих феодалов в Тауэре. Эрик XIV казнил несколько сотен знатнейших аристократов Швеции. По пути коллег и пошел Иван Грозный, создавая опричнину.

Опричная система переводила большую часть русских земель в личное владение московского царя. Из этих владений он жаловал за службу своих опричников. Таким образом, бояре-землевладельцы лишались своих угодий и заодно реальной власти. А царь создавал преданную армию своих сторонников, которые должны были физически уничтожить самых могущественных бояр.

Для представителей захудалых дворянских родов и простолюдинов опричнина стала мощным социальным лифтом. Тысячи человек получили возможность вступить в личную гвардию царя и разжиться жалованьем и земельными угодьями. На «смотр» в опричники шли с тем же энтузиазмом, с каким сегодня идут на собеседование в «Гугл». Посадские жители — горожане и купечество — тоже поначалу поддерживали террор против обнаглевших бояр.

Террор


Обычно опричники наезжали «ко двору» боярина-изменника и громили все поместье. Мужчин убивали, женщин насиловали, хозяина тащили в пыточный подвал. Усадьбу конюшего Ивана Челяднина-Федорова царь разносил лично вместе со своими «кромешниками». Слуг боярина  посекли саблями. Оставшихся домочадцев загнали в сарай и там взорвали.

Допрашивать и пытать изменников могли месяцами. Казни оформлялись как чудовищные спектакли. Жертв четвертовали, подвешивали за ноги, сажали на кол, обливали кипятком. Главной задачей было сделать смерть как можно более медленной, зрелищной и мучительной.

Акции устрашения шли в комплекте с психологическим террором. Иван Грозный тщательно проработал форму одежды опричников и придумал для них модные аксессуары. Одевались опричники обычно в черное. Иногда косплеили монахов: во время служб, на которых царь играл роль игумна, они носили монашеское облачение. Выезжая на свои акции, они приторачивали к седлу песьи головы, к поясу привязывали небольшие метлы. Головы символизировали их собачье рвение. Метлы — чистку государства.

Постепенно опричнина стала государством в государстве. На опричных землях царь строил крепости и замки. Даже в Москве он переехал из ненавистного Кремля в Опричный двор — каменный дворец, спешно выстроенный на Неглинной. Но этого ему показалось мало. Постоянно опасаясь бунтов и заговоров, Иван решил создать опричную столицу в Вологде. Там появились каменная крепость, огромный собор и триста новых пушек. В Вологде царь планировал укрываться от врагов. А пока он жил с опричниками в Александровской слободе, где превратил опричнину в пародию на монашеский орден.

Другая его идея была — убежать от бояр в Лондон. В сентябре 1567 года царь дал тайную аудиенцию английскому послу Дженкинсону. Он просил у королевы Елизаветы убежища в Англии «для сбережения себя и своей семьи».

Бояре почувствовали, что царь дает слабину, и действительно организовали масштабный заговор. Они решили посадить на трон двоюродного брата Ивана Васильевича — князя Владимира Старицкого. Разделываясь с заговорщиками, Иван Грозный устроил множество впечатляющих расправ.

Митрополита Филиппа, поддерживавшего заговор, опричники выгнали из церкви прямо во время службы, избили метлами, усадили в сани и отправили в ссылку, где он вскоре умер. Конюшего Ивана Федорова царь велел привести в тронный зал, одеть в царские одежды и усадить на трон. Иван Васильевич поклонился Федорову в ноги и сказал: «Ты хотел занять мое место, вот, ныне ты великий князь». После этого он ударил «великого князя» кинжалом. Присутствовавшие опричники бросились на несчастного и добили его прямо на троне.

Чуть позднее царь приказал отравить князя Владимира Старицкого, его мать, жену и девятилетнюю дочь. Были убиты и его слуги.

Разгром

В 1569 году шведский король Эрик XIV, опасаясь заговора своих приближенных, попросил русских послов увезти его в Москву. Но спасти его не успели. Шведские герцоги убили своего короля. 

Эта смерть перепугала Ивана Грозного и усилила его паранойю. Решив, по некоторым данным, что Псков и Новгород собираются перейти на сторону Литвы, он выслал несколько сотен знатных семей из Пскова и устроил страшный зимний поход на Новгород. 

В январе 1570 года его опричники запытали и убили несколько сотен человек, подозревавшихся в связях с ливонцами. Обвиняемых бросали в реку Волхов и заталкивали под лед. Младенцев привязывали к матерям и вместе топили их в ледяной воде. В дополнение опричники разграбили 27 монастырей и знаменитый новгородский торг.

Летом царь решил повторить новгородский погром уже в Москве. В ходе своих «розысков» он открыл измену внутри самой опричнины. Пошли доносы, пытки, убийства. Опричнина начала пожирать сама себя. Были казнены ее лидеры. В это время страну накрыли чума, голод, бесконечные военные поражения. В 1571 году Москва была сожжена крымским ханом Девлетом-Гиреем. На следующий год Иван Грозный распустил опричнину. Она не достигла ни одной из заявленных целей.

Опричники

«Прескверными паразитами и маньяками» называл опричников князь Андрей Курбский. Хотя и среди них были по-настоящему яркие люди. Они недаром вошли в фольклор, романы и фильмы. Имя Малюты Скуратова вообще стало нарицательным. «Не так страшен царь, как его Малюта», — говорили в народе.

Самый худородный из опричников, провинциальный дворянин Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский прославился своей невероятной жестокостью. Он лично громил поместья бояр-изменников, самостоятельно их пытал и собственноручно публично казнил. В 1569 году он возглавил опричное сыскное ведомство. В 1570-м руководил массовыми убийствами в Новгороде. В это же время он чрезвычайно удачно пристраивал замуж своих дочерей и родственниц. Через Марфу Собакину, которую Иван Грозный взял в жены, ему удалось породниться с самим царем. Из трех его дочерей одна в будущем стала царицей, другая — наследницей престола.

Основателем и идейным лидером опричнины был замечательный военачальник и толковый политик Алексей Басманов. Блестяще воевавший под Казанью, он рано столкнулся с эгоизмом и местничеством бояр, которые рады были в любой момент продать, предать и переметнуться на сторону врага. Именно ему пришла в голову идея личной гвардии царя, устроенной наподобие монашеского ордена.

Одним из первых Басманов предложил в опричнину своего сына Федора. Красавец Федор Басманов получил при опричном дворе должность кравчего и сделал довольно двусмысленную карьеру. Про него упорно говорили, что он был любовником царя. Так это или нет, но сюжет этот зажил своей жизнью.

Благодаря Федору Басманову русская литература и искусство не остались в стороне от гей-темы. Сначала его сочно описал Алексей Константинович Толстой в романе «Князь Серебряный». «Наиболее удавшееся ему изображение женоподобного Федьки Басманова, резкое до содомской наглости», — хвалил Толстого критик Аполлон Григорьев. 

В 1942 году гений советского кино Сергей Эйзенштейн пригласил на роль Федора в своем «Иване Грозном» Михаила Кузнецова, и пляски доморощенного гей-опричника в женском платье стали классикой мирового кинематографа.

Когда Иван Грозный начал разгром опричнины, он предложил Федору Басманову спасти свою жизнь, убив родного отца. Царский фаворит не колебался. Создатель опричнины Алексей Басманов был зарезан собственным сыном. Одновременно был убит и другой его сын, Петр Басманов. Но Федора это не спасло. Его отправили в ссылку, где он вскоре и умер при невыясненных обстоятельствах.

Источник: www.ridus.ru

Из прижизненных изображений Ивана Грозного известны, кажется, всего два: фреска «Иван Грозный с боярами» в росписи Собора Успения Божией Матери на территории Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря и чеканный портрет на серебряной новгородской копейке. Так что живописцы последних пяти столетий, писавшие царя, опирались только на свое воображение. И всякие легенды, ходившие о царе. В том числе, самые неправдоподобные.

Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

Опричники картинки

Судя по всему, самый древний и похожий из сохранившихся портретов царя. Все остальное — «воображаемые» портреты, написанные намного позднее. Ну что поделать — не было на Руси хорошей портретной живописи. Изображение похоже на икону — такие портреты называются «парсуной», от слова «персона». Сходство добавляет греческая кровь царя, ведь его бабушка была Палеолог, от нее он и унаследовал большие темные глаза и нос той самой формы, которую часто можно встретить на иконах.

Картине повезло дойти до наших дней, потому что хранилась она не в России. В 1677 году царь Федор III Алексеевич преподнес ее в качестве подарка датскому королю. Так парсуна попала в Национальный дворец Дании, где прекрасно себя чувствует. Впрочем, некоторые учёные вполне правдоподобно доказывают, что эта парсуна — подделка конца 19 века на основе иконы с изображением лысоватого апостола Павла.

Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

Опричники картинки

На вопрос, сколько всего было жен у Ивана Грозного, есть четкий ответ. Четыре. Потому что православная церковь разрешает венчаться только трижды. Но поскольку третья супруга царя умерла чуть ли не наутро после свадьбы, его «по блату» обвенчали и в четвертый раз, так как он клялся, что пальцем не успел к ней притронуться. Все остальные «жены» — чистой воды наложницы и фаворитки. Кстати, и Мария Нагая, мать Дмитрия Угличского. Так что права Лжедмитрия на престол были уже совсем сомнительными, даже если б он был подлинным.

На этой картине изображена шестая «жена», Василиса, вдова Мелентьева. По легенде, чтобы получить красавицу, царь приказал ее мужа зарезать. Закончилось все тоже плохо — через два года идиллии Иван застал Василису с любовником. То ли ее после этого заточили в монастырь, то ли похоронили заживо — точной информации нет, одни байки. Художник выбрал счастливый момент — Иван еще влюблен, еще не обманут и любуется на спящую красавицу. Но и это все фальсификация! Скорей всего, все сообщения об этой женщине сочинили "историки" 19 века: не было никакой Василисы и не закапывал ее царь заживо. Просто любили вокруг его фигуры черный пиар разводить.

Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

Опричники картинки

Старый уже царь, сидя в сокровищнице, хвастается перед английским посланником своими богатствами. Иван Грозный хотел от Англии не только выгодной торговли: он к Королеве-Девственнице сватался, как и прочие европейские монархи. Елизавета Тюдор, однако, отказала. Наверно и потому, что брачные привычки потенциального жениха уж слишком напоминали обычаи ее собственного отца Генриха VIII.

Горсей был не только послом и купцом, но и шпионом своей королевы. Русским царям он тоже помогал, чем мог, — например, уже после смерти Ивана Грозного привез для жены Федора IИоанновича из Англии профессиональную акушерку. Впрочем, бояре заграничной медицины — колдовства какой-то «еретической дохторицы» — не одобрили, и несчастную женщину арестовали в Вологде. Царица так и не смогла благополучно разродиться — внуков у Ивана Грозного не появилось. У Горсея в итоге все было хорошо — он вернулся в Лондон, получил рыцарский титул и стал членом Парламента.

Обратите внимание на роскошный натюрморт из сокровищ в левом нижнем углу картины, рядом с шутом, — Литовченко проводил часы в Оружейной палате, зарисовывая с натуры русское золото.

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885 годы

Опричники картинки

Иван Грозный прижимает к себе тело сына, которого убил в припадке гнева. Говорили, что они поссорились из-за невестки, которую царь застал в неподобающем наряде. Царевичу пришлось встать на защиту жены — за что он заработал удар посохом по голове. Репин запечатлел момент, когда царь в ужасе понимает, что натворил.

В Российской империи изображать монарха в момент преступления было нельзя. Цензура полотно выставлять запретила. Однако ненадолго, и после разрешения публика в Третьяковскую галерею повалила валом. Картина очень эффектная, а в эпоху до возникновения кинематографа она вообще шокировала. В 1913 году один сумасшедший иконописец даже изрезал ее ножом. Пришлось восстанавливать. Третьяков пригласил Репина написать заново изрезанные лица. Но стиль Репина за двадцать лет сильно изменился. Тайком, чтобы художник не обиделся, смыли его поновление и нарисовали лица заново, по фотографии. Кстати, для Грозного позировал художник Мясоедов, а для царевича — художник Менк.

Кстати, смешно говорить, но никаких доказательство того, что царь действительно убил своего сына — нет. Весь этот слух пошел от одного злобного иностранца. И крепко укоренился.

Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

Опричники картинки

Пожалуй, самое парадное и величественное изображение этого царя в русской живописи XIX века. Это связано с настроением Васнецова в то время, когда он писал картину. Художник, «влюбленный» в допетровскую Россию, как раз только переехал в Москву и был ошеломлен волшебной стариной столицы, сохранившимися теремками, церквушками. Он плакал от радости и обнимался со своими спутниками, гуляя по Москве.

Поэтому и Иван Грозный у него не такой уж и страшный, а скорее даже великолепный. Настоящий властитель великого государства. Рассмотрите блистающее во мраке золото его облачения: сначала Васнецов хотел одеть его в белый наряд с васильками (сохранился даже этюд), но потом выбрал нечто более торжественное. Лестница, на которой стоит царь, похожа на узкий переход внутри Храма Василия Блаженного, построенного Грозным. Однако это просто собирательный образ, вымышленный интерьер московского терема.

Николай Неврев. «Опричники», 1904 год

Опричники картинки

Очень любил царь Иван всякие шуточки, розыгрыши и переодевания. Правда, маскарады всегда у него выходили какие-то мрачноватые. Вот и на этой картине — история с печальным концом. На троне в шапке Мономаха и серебряной парче сидит совсем не Иоанн Васильевич, а боярин Иван Петрович Федоров-Челяднин. А сам царь склоняется перед ним в поклоне.

Дело в том, что подозрительный Иван услышал о престарелом князе нехорошее. Будто тот собирается занять его престол. Вот и посадили несчастного Федорова на трон, дали ему скипетр и державу. Иван склонился перед ним, а потом со словами «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!» ударил его ножом и убил. (На картине он еще прячет нож за спиной). Можно даже не уточнять, что об этой истории известно лишь из сочинений одного иностранца, изданного злобными поляками.

Михаил Клодт. «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

Опричники картинки

У автора знаменитых коней на Аничковом мосту был сын Михаил Клодт. Один из организаторов общества передвижников и автор характерных для них работ, живописующих убогий надломленный быт бедных слоев общества. Написал он и несколько полотен на исторические сюжеты, в том числе и на этот — достаточно непривычный.

Однако легенда о том, что к царю Ивану являлись души его жертв, действительно существовала. Уж насколько она старинная, не ясно. Но совесть царя точно мучила. Есть даже доказательство — т. н. «Синодик опальных», который царь под конец жизни разослал по церквям и монастырям. В него включено множество имен убитых людей, за которых царь просил молиться. Одних новгородских дворян указано несколько сотен человек.

Клавдий Лебедев. «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

Опричники картинки

Почти все русские цари и великие князья были монахами. Иногда, правда, в течение минут десяти. Такой был обычай: чувствуя приближение смерти — не только исповедоваться и причаститься, но и принять постриг. Некоторые, правда, не успевали — если смерть была внезапной. Иван Грозный, однако, готовился к этой мысли заранее. Он был человек религиозный, боялся Бога, страдал от мук совести. И однажды, будучи далеко на севере, в Кирилло-Белозерском монастыре, рухнул перед игуменом на колени, умоляя свершить обряд.

Но в итоге ничего из этого не вышло. Царь остался царем. И умер он внезапно, играя в шахматы. Говорят, от удара — а может, и отравили его.

Источник: shakko-kitsune.livejournal.com

image001
Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Суть русской Опричнины — в выделении части земель в царстве исключительно для нужд царского двора, его служащих — дворян и войска (вооружённых сил). Изначально численность опричников — «опричной тысячи» — составляла одна тысяча дворян и детей боярских.

Тысяча лучших слуг

Известно, что в 1550 году Иван Грозный раздал подмосковные поместья тысяче «лучших слуг», среди которых оказались и худородные дворяне, и родовитые князья.
От новых подмосковных помещиков требовалось немного: всегда быть «под рукой» и в нужный момент исполнить поручение государя. Именно такие люди пригодятся Ивану Грозному, когда он решит ввести опричнину: надежные, проверенные, готовые отдать «долг».

Правда, результаты реформы «тысячи лучших слуг» оказались эффективнее, нежели опричнина, — в октябре 1552 года была наконец-то взята Казань. После неудач – сожжения Москвы, и потери всего, что было завоевано в ходе успешного этапа Ливонской войны, в 1572 году опричнина была отменена.

Открытый вопрос

Чем руководствовался Иван Грозный, когда принимал решение о введении опричнины? Широко известно мнение о его желании отомстить, а также о «сумасшествии» царя. Несмотря на то, что вопрос о невменяемости Грозного до сих пор не решен однозначно, следует ли без колебаний признавать, что им руководили только помешательство и желание отомстить?

tivan972
Возможно, он желал утвердить свой новый титул и церемонию венчания на царство, которая была проведена в 1547 году и признавалась далеко не всеми? А может царь стремился победить детские страхи? Или хотел создать новую опору для себя – дворянство, которое к тому же перестало бы заявлять претензии на престол, сосредоточенный в итоге в руках одной династии? Вопрос остается открытым.

Системный подход

Ошибочно определять опричнину исключительно как формирование специальных карательных отрядов. «Черные мстители» действительно исполняли повеление государя: нещадно истребляли изменников.

Сам Иван Грозный говорил, что всегда боролся с изменниками, и не важно, в чьем лице: боярина, дворянина или обычного повара. Когда бояре и духовенство приехало к Ивану Грозному в Александровскую слободу с просьбами вернуться, государь объявил о своем желании: разделить земли на земщину и опричнину.

В первых — дозволялось править боярам, себе же царь оставлял опричнину, в которой только он мог решать, как править, кого казнить, а кого миловать.

64f976a4c21ca9e683bc8481f16111fa
Грозный желал освободиться от сложившейся системы управления и мешавших ему феодальных связей. В опричнину вошли лучшие земли и более 20 крупных городов, в том числе Москва, Вязьма, Суздаль, Вологда и Великий Устюг.

Таким образом, была сформирована система,  которая положила начало истинного самодержавия на Руси. В последующей истории снова и снова самодержцы прибегали к «опричным методам управления».

Опришнина

Интересно, что термином «опришнина» в юридических документах эпохи Грозного именовалась «вдовья доля» — та часть имущества, которую получала женщина, потерявшая супруга. Таким образом, используя термин в новом значении, Грозный в очередной раз занимался уничижением, сравнивая себя с осиротевшей вдовой.

Так уже случалось не раз: например, в начале своего послания в Кирилло-Белозерский монастырь он именует себя не иначе как «грешный» или «пес смердящий».

Государь вообще обладал своеобразным чувством юмора и любил «поиграть» со словами и терминами. Например, во время казни некоего Овцына он мог рядом с приговоренным повесить овцу.

Кромешники

Опричниками становились люди проверенные, доказавшие свою верность, зачастую очень неглупые. К концу опричнины общий корпус войска достигал по разным оценкам 7 тысяч человек.

image117
С легкой руки любившего каламбуры князя Курского опричников иногда называли кромешниками — от слова «опричь» в значении «кроме», «особенный». Они действительно были «особенными» – обладали практически неограниченной властью и решительным характером. В черных кафтанах, на вороных конях, украшенных черной сбруей – вид у царских «слуг» был устрашающим.

Неизменным атрибутом опричников были метла и песья голова, которыми «декорировалось» седло. Символы давали понять, что любой государев изменник будет по-собачьи «выгрызен» и «выметен» поганой метлой. Впрочем, собачьи головы могли напоминать и об ужасной казни, к которой нередко прибегали: осужденного зашивали в медвежью шкуру и травили собаками.

Реки крови

Во время репрессий в одном только Новгороде было уничтожено по разным оценкам от 3 до 10 тысяч человек. Если учесть, что население города составляло в то время 30 тысяч человек, был убит как минимум каждый десятый.

Avilov-M_I_-Oprichniki-v-Novgorode
Авилов М.И. Опричники в Новгороде
После жестокой расправы с главой Боярской думы Иваном Федоровым, царь лично ездил с опричниками и уничтожал имущество изменника. Сегодня это связывают не столько с кровожадностью государя, сколько с его особым отношением к так называемому «нечистому имуществу», которое было неугодно Богу и не могло быть принято, например, монастырем.

Видимо, предчувствуя скорую расправу Федоров отписал часть земель Кирилло-Белозерскому монастырю, часть – в московскую обитель. Интересно, что Иван Грозный «подтвердил» дар, при этом, правда, вторую часть забрал себе в казну.

Казнить нельзя, помиловать

Действия опричников поражали, но не столько своей кровожадностью, к которой по большому счету русский народ был привычен, а масштабностью и зачастую бессмысленностью.
Конечно, казни и грабежи были. Могли убить не только изменника, но и членов его семьи и прислугу, однако, массово истреблять крестьян ни один здравомыслящий опричник не стал бы.
Дело в том, что во времена Ивана Грозного ощущался острый дефицит рабочих рук. Возможно, потому-то и был русский суд «самым гуманным» в мире: за «мелкие» нарушения чаще следовало позорящее наказание, например, публичная порка. Кому же будет нужен работник, которому отрубили руку?

poseshenie_stroitelstva
Подобным образом обстояло дело и с опричниной. Вотчины, которые получали государевы слуги, были ценны не землей, а дворами с крестьянами. У многих земли было предостаточно, только вот работать на ней было практически некому. Поэтому опричники старались не упустить  возможности «поживиться» рабочей силой: иногда уговорами, иногда насильно вывозили крестьян изменника в свою вотчину.

Слишком практичные даже заставляли мужиков разбирать избы и перевозить их на новое место жительства.

VIA

Источник: p-i-f.livejournal.com

ОПРИЧНИК (Россия 1570) фото

Скульптор КАФТЫРЕВ Николай

Опричники картинки

Художник СКОБЦОВА Ольга

Опричники картинки

Опричники картинки

Опри?чник — человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми».

Опричники картинки

По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Признаком службы опричника были собачья голова и метла, символизировавшие решимость «выгрызть и вымести измену». Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от «земских» людей. Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский. Исключительно дворянский состав опричнины (как титулованной, так и нетитулованной) и принесение личной присяги главе конгрегации позволяет говорить об опричнине как об орденском образовании — военно-монашеском или военно-политическом Ордене Опричников.

Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Распространено мнение, что опричники имели особые знаки отличия, к их сёдлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачья голова — чтобы вынюхивать и выгрызать измену [по Карамзину]. Тем не менее наличие собачьей головы упоминают не все современники, а «метла» таковой могла и не являться. Так, Штаден пишет: «опричные должны были носить черные кафтаны и шапки и у колчана, куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали опричников».[1]

Древнерусское слово «опричь» (наречие и предлог), согласно словарю Даля, означает: «Вне, окроме, снаружи, за пределами чего». Отсюда «опричный» — «отдельный, выделенный, особый»

Источник: vilingstore.net


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.