Они же викинги они же варяги кроссворд

Тысячу с лишним лет назад по всей Европе правили короли. Королевства у них были маленькие (Англия, Франция, Германия, Испания как государства тогда ещё не сложились). Но король имел право судить любого жителя, а знатные люди присягали ему на верность. Считалось, что вся земля в королевстве принадлежит королю, а остальным он только позволяет ею пользоваться. Все королевства исповедовали одну веру — католическую, во главе с папой римским.

Только обитатели Дании и Скандинавии — норманны («северные люди») на своей земле жили привольно, чтили, как в старину, своих древних богов. На общих съездах решали все вопросы, там же устанавливали законы и разбирали судебные дела.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Короли были и у норманнов — их называли конунгами. Они пользовались почётом, но большой властью не обладали. Когда конунг ездил по стране, норманны кормили не только его самого, но и его дружину, и лошадей. Других обязанностей перед конунгом у людей не было.


Кроме хозяйства норманны занимались торговлей и военными походами. В Европе их считали лучшими воинами, и оружие у них было самое лучшее. Год за годом норманнские дружины на своих длинных кораблях атаковали прибрежные города и поселения, грабили, жгли и убивали жителей. В Западной Европе участников этих разбойничьих походов стали называть викингами.

В 789 году дружина викингов, прикинувшихся купцами, подплыла на своих ладьях к британскому городу Дорсету. Когда тамошний правитель вышел к ним, его убили. С этого момента в течение двух веков норманны разоряли Британию и Ирландию. По мере сил местные жители сопротивлялись. Так, в середине IX века конунга по имени Торгсиль в Ирландии утопили в озере, а в королевстве Нортумбрия, на севере Англии, конунга Рагнара Лодброка бросили в яму со змеями.

И тем не менее норманны настолько прижились в Англии — обзавелись семьями, хозяйством, что на родину ездили лишь изредка.

Доставалось от норманнов и людям, жившим на территории Франции, Голландии, Германии. Чуть ли не ежегодно их земли подвергались разграблению. В 845 году датский конунг Рюрик разорил побережье Эльбы и совершил набег на Северную Францию,

другие викинги сожгли Гамбург. Много раз грабили и Париж.


к, в 911 году на него напал конунг Хрольв по прозвищу Пешеход (по преданию, он был такой длинный, что не мог ездить на лошади — ноги по земле волочились). После нескольких сражений язычник Хрольв согласился креститься, а король Карл Простак выдал за него свою дочь и выделил ему землю по берегам Нижней Сены, ставшую герцогством Нормандия. Под управлением хозяйственных норманнов оно вскоре стало самой богатой и населённой провинцией Французского королевства. В 1066 году нормандский герцог Вильгельм (он был пра-праправнуком Хрольва) разгромил англичан в битве при Гастингсе и, завоевав Англию, стал английским королём. После этой победы его прозвали Вильгельмом Завоевателем.

Шведы «паслись» в основном в окрестностях Балтийского моря. На северо-западе России они селились целыми семьями (археологи нашли здесь гораздо больше скандинавских предметов, чем в Западной Европе). Местные финны звали норманнских разбойников «руотьси» (финское слово со шведским корнем, означавшее гребцы), а славяне — «русь», «русы». Позже к ним прилипло имя «варяги» (от слова «варинг» — так называли норманнского дружинника на службе у какого-нибудь правителя).

Промышлявшая между озёрами Чудским, Ладожским, Ильмень, Онежским и верховьями Волги самая сильная (по-нынешнему — крутая) из варяжских дружин обложила данью не только местные славянские и финские племена — словен, кривичей, чудь, весь и мерю, — но и разбойничьи шайки. Другое «бандформирование» контролировало среднюю часть пути «из варяг в греки» — основного торгового маршрута между Балтийским и Чёрным морями.


Варяги-русь, захватывая славян, везли их на продажу к хазарам, кочевавшим у Каспийского и Чёрного морей. За долгие годы бродячей жизни в лесах русы сами стали похожи на хазар. Они делали себе хазарскую причёску (бритая голова с чубом, свисающим на лоб), а их вождь по примеру хазарского царя называл себя каганом.

Послы этого шведского кагана позже побывали в Византии, а оттуда отправились в Германию. И всюду они говорили, что их народ называется «рос». «Тщательно расследовав причину их прибытия, император узнал, что они принадлежат к народности шведской», — записал немецкий монах Пруденций. Пришельцев сочли норманнскими шпионами и отослали назад в Византию.

Около 862 года обитатели окрестностей озера Ильмень, сговорившись, отказались платить дань варяжской «мафии». От «крыши» они избавились, но тут же передрались между собой. Оказалось, вольная жизнь не такая уж лёгкая и весёлая.

Устав от постоянной войны, славяне, финны и русы решили пригласить князя со стороны, чтобы он их судил и защищал. Остановились на Рюрике. Тот ли это был Рюрик, который, как уже говорилось, совершил набег на Северную Францию, или другой, точно неизвестно. Так или иначе, но какой-то Рюрик с варяжской дружиной пришёл в Приильменье и неподалёку от Ладоги построил новый городок. Из него-то потом и вырос Новгород.

«И от тех варягов, — говорится в нашей летописи, — стала называться Русская земля и новгородцы, которые от рода варяжского, а раньше были словене». То есть, когда писалась летопись (в XII веке), новгородцы ещё помнили, что их предки — и местные словене, и пришлые — варяги-русь.


Когда Рюрик умер, его родич Олег подчинил себе южные славянские племена — полян, вятичей, радимичей, северян, плативших прежде дань хазарам. Так между Балтийским и Чёрным морями появилось Русское государство со столицей в Киеве.

Источник: www.nkj.ru

Сериал » Викинги » (Ирландия, Канада) на Первом канале демонстрируется за полночь, потому, наверное, что там натурально рубят головы и вообще слишком много брутального, такого, что в детское время показывать нельзя. Воинственные язычники, коварный правитель-ярл, бесстрашные герои, их прекрасные жёны-воительницы, кровавые схватки, поединки и битвы. Поражает операторская работа: величественная дикая природа, суровое море, которое в сериале называют океаном, отважные мореходы, живописные фьорды, ладьи-драккары под красными парусами…

Конец VIII века. Балтийские пассионарии решаются на экспансию, которая впоследствии и прославит их. Викинги рвутся на Запад, завоёвывают его богатства, обретая его веру, приобщаясь постепенно к христианской цивилизации. Очень интересное, даже захватывающе сериальное зрелище, прекрасно профинансированное, отменно поставленное и добротно разыгранное артистами, но[?] не наше. Коробит немного, когда наших предков (их, бедных, викингам надоело грабить, потому они и двинулись в другую сторону) называют в сериале не иначе как «ублюдками с востока».


А ведь к викингам относят и балтийских славян (венды, вагры, руяне…), селения которых располагались на территории нынешних Германии и Польши), и, возможно, именно их на Руси называли варягами. И их дружины призывали «володеть» — защищать славянские города от набегов викингов. Посмотрев сериал, невозможно представить, чтобы Гостомысл пригласил в Новгород не братьев-славян, а кровожадных норманнов, поклонявшихся другим богам, говоривших на другом языке и презиравших «ублюдков с востока». Тем более что викинги-скандинавы действительно двинулись на Запад, добрались до территории нынешних Великобритании и Франции, обосновались там, потом вышли в Средиземноморье и грабили богатые прибрежные города вплоть до Константинополя. Зачем им русские болота и дремучие леса?

И очень захотелось, чтобы подобный фильм, но только о русской старине, сняли отечественные кинематографисты. Как интересно было бы в сериале с неограниченным количеством серий подробно проследить историю рождения русского государства через судьбы Гостомысла, Рюрика и их потомков. И основание Киева – матери городов русских, и выход русичей к Чёрному морю, и походы на Царьград, тоже завоевательские, но завершившиеся крещением Руси…

На канале ТВ Центр демонстрировался познавательный сериал по карамзинской « Истории государства Российского », но анимационный. Канал РЕН показывал опровергающий норманнскую теорию происхождения Руси фильм Михаила Задорнова « Рюрик. Потерянная быль », но это документальный проект с элементами исторической реконструкции. Канал «Россия 1» демонстрировал глубокий исторический фильм архимандрита Тихона Шевкунова « Гибель империи. Византийский урок », но это тоже не игровой фильм…


То есть подступы к теме были. Настало время для её художественного воплощения, для создания высокобюджетного, игрового исторического сериала, который был бы неизмеримо более художественным, чем, скажем, показанный на прошедшей неделе аскетично мрачноватый «Раскол». Чтобы его можно было бы показывать детям, чтобы юные граждане России хотели его посмотреть, как их отцы и деды – «Илью Муромца» Александра Птушко, «Александра Невского» Сергея Эйзенштейна или «Андрея Рублёва» Андрея Тарковского. Чтобы можно было гордиться своей великой историей, своими героическими предками, а не навязанными, чужими.

А. К.

Следующая глава >

Источник: public.wikireading.ru

Время пришествия Рюрика с его родом в Новгород как раз совпадает со временем начала императором Карлом и его потомками знаменитого германского «Drang nach Osten». Остановить это нашествие удалось лишь Новгороду с Псковом и объединившемуся Российскому государству.

АРГУМЕНТЫ СТОРОННИКОВ НОРМАНСКОЙ ТЕОРИИ


Не странно ли, что на Руси слово «викинги» вообще не встречается? А в Скандинавии почти до XII века не встречается ни слово русь, ни варяги. Не было там таких племён и народов. Никаких следов. Хотя могли быть, ведь руссы и норманны были соседями, воевали-торговали, сватались.

Не существует или не найдено пока ни одного достоверного исторического источника, который бы отождествлял варягов и викингов. Впервые варяги как « væringjar»  (веринги) появляются в скандинавских сагах, записанных в XII веке, когда из русских летописей оно практически исчезает.

Да и то упоминаются в рассказах о том, как норманны отправились в Византию и вступили там в отряд этих « væringjar» . И эти факты лишь подчёркивают, что для норманнов варяги были явлением чужеродным.

Ни один европейский источник не пишет, что руссы – это норманны или шведы, что жили они в Скадинавии. Одно византийское упоминание о том, что их воины-руссы – это норманны может говорить лишь о том, что те северяне, прибыли с севера. Для греков все, кто находится далеко на севере – всё норманны.

На чём же основываются доводы норманистов? А, в общем-то, на мелочах, на которые не стоило бы и время тратить. Где-то в Скандинавии нашлось имя, созвучное имени Рюрика. Где-то – созвучное название с племенем руссов.

Однако некоторые их доводы всё-таки рассмотрим, потому что дело немецких историков Байера и Миллера живёт и процветает. Как живёт жажда поставить «на место» русский народ. Хотя, заметим, сам Байер, после того, как его сместили из академиков в адьюнкты и понизили оклад, поспешил отказаться от своей «русофобской» теории и предпочёл принять «роксоланскую». Хороший пример для патриотичного начальства!


Итак, рассмотрим основные доводы сторонников норманской теории.

Среди их аргументов — «Бертинские анналы», где в латинских источниках впервые упоминается нация русь-рос, (этот документ мы разбирали выше), где рядом со словом «рос» оказались «свеоны» — шведы. И хотя в самом тексте эти племена противопоставляются, норманисты почему-то считают наоборот. Может быть, невнимательно читают? Или видят то, что хотят видеть?

Ещё они ссылаются на странные имена русских послов, перечисленные в договорах Киева с Константинополем. Мол, они больше похожи на шведские, а не на славянские. Но договора заключались в начале десятого века (в 907 и 917 годах), когда многие руссы ещё не были крещены, и мы не знаем многих имён, которые носили наши дохристианские предки.

Впрочем, имена некоторых славянских лидеров встречаются в европейских документах VIII-IX веков, например, а «Анналах королевства франков». Например, Драговит, князь велетов и стодорян, в 789 году его резиденция находилась в Браниборе (позднее немецкий Бранденбург). Король ободритов Витцин (Вышан), убитый в 795 году.


Герцог ободритов Траско (Дражко), убитый в 809 году. Вождь славян — сорбов Милидох, убитый франками в бою в 796 году. Герцог ободритов Годелаиб, обманом захваченный в плен и повешенный франками в 808 году. В 823 году в хронике упоминаются «среди прочих варварских посольств <…> два брата, а именно короли вильцев, имевшие друг с другом спор о королевской власти. Имена их были Милегаст и Цеадраг».*

/* Все имена приведены из хроники «Анналы королевства франков»./

Итак, имена славян во франкской хронике: Драговит, Витцин (Вышан), Траско (Дражко), Милидох, Годелаиб, Милегаст, Цеадраг.

А вот некоторые имена киевских послов начала X века из мирных договоров руссов с Константинополем из «Повести временных лет»: Карл, Рулав, Фаслав, Велимид, Лидулфаст, Стемид… Одинаковых имён нет, но и разницы огромной не заметно.

И в тех и других почти нет известных нам славянских корней. Норманисты пытались находить такие же имена в Скандинавии, в Швеции. Не нашли, хотя что-то созвучное подобрать удалось и там. Так ведь столетиями наши народы были соседями, сватались, роднились, имена могли быть и похожи. Например, в документах мы встречаем датского короля Рорика и нашего русского князя Рюрика, которые суть совсем разные люди.

Важнейшим доказательством норманистов является труд византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (949 г.).


м он описывает «путь из варяг в греки» и приводит названия днепровских порогов на двух языках – на русском и славянском. Эти названия весьма разнятся. На этом основании базируется доказательство, что руссы – не славяне. Но и на шведском языке эти русские названия в большинстве своём ничего не означают.

К тому же мы не знаем, кто рассказывал императору об этих порогах и верно ли рассказывал. Нельзя отрицать различия в языках разных племён славян. Я, например, в последнее время совсем перестала понимать речь украинцев, хотя это самый родственный нам народ. Не исключено, что там были болгарские слова или каких-то иных славян, проживающих в регионах, соприкасающихся с днепровскими порогами…

Как ни странно, основной источник и для норманистов при обосновании их теории — уже упоминавшаяся русская «Повесть временных лет». Но лишь та часть записи, где говорится о приглашении Рюрика в Новгород. Приведу ещё раз эту фразу, чтобы никто не сомневался, что варяги-русь – это другой народ, а не шведы, не норманны:

«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. <…> И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене»*.

/* Повесть временных лет. ПСРЛ, т. 1 , стб. 19. Перевод Д. С. Лихачёва./

Ещё одним аргументом этой теории является ссылка на летопись, где говорится, что, мол, за князем Рюриком новгородцы «пошли за море». Но с того места, где расположен Новгород, Швеция – такое же «заморе», как и южный берег Балтики. Мало того, летопись часто описывает, как поссорившись с новгородцами, князь бежит к варягам или за варягами, чтобы призвать их на помощь. Например, к варягам «бегал» будущий креститель Руси князь Владимир.

Естественно, верхом на конях, а не на кораблях, ибо из Новгорода выбраться к морю не так-то просто. И если посмотреть на карту, мы увидим, что добраться до Швеции или Норвегии, где хозяйничали викинги, из Новгорода верхом, да и на суднах, было бы в те времена весьма проблематично. А подлинные варяги – они действительно находились относительно недалеко. Да и упоминания о кораблях в новгородских летописях того времени что-то не встречаются.

Что касается фразы «пошли за море», то так было принято в то время говорить, если путь можно было проделать не только по морю, но и пешком вдоль берега. «За морем» находились для киевлян Константинополь, хотя до него можно было добраться и по суше. «За морем» у русских нередко означало и просто – «далеко».

Когда, например, в 1390 году женился великий князь московский Василий I Дмитриевич на Софье — дочери великого князя Литовского Витовта, бежавшего от смуты с семьёй «к немцам», то невеста «приведена бысть на Москву из замориа».* Те «немцы» располагались на территории нынешней Латвии, как раз там, где прежде жили руссы-варяги и стояли русские крепости.

/* Симеоновская летопись, ПСРЛ, т. 18 стр. 140./

Упоминание немцев в летописи — ещё один довод сторонников норманской теории. Мол, в некоторых поздних источниках пишут, что Рюрик пришёл «из немец», а не от варягов. А что может писать летописец или переписчик летописи в XIV веке и позже о южном побережье Балтики, в том числе и о бывшей славянской Пруссии, если прошло уже более двухсот лет, как там обосновались немцы?

Как написать ему, чтобы было понятно, откуда пришёл Рюрик? Конечно «из немец»! Не от шведов же! И это ещё один веский довод несостоятельности норманской теории, ибо русские летописцы с самых древних времён прекрасно отличали немцев от шведов, англов и прочих народов.

Есть ещё ссылки на раскопки, мол, в раскопках часто встречаются скандинавские вещи, а в русском языке – скандинавские термины. Но в наших землях находят и византийские изделия! И восточные монеты. А в нашей речи – греческие, итальянские, немецкие тюркские, арабские и прочие слова. Это говорит лишь о том, что руссы-славяне торговали и общались со всеми соседями. Отсюда и чужие слова, оружие, деньги и украшения.

ПРЕДКИ РУССОВ-ВАРЯГОВ

Откуда же взялся столь сильный и многочисленный славянский народ – руссы, русь, русские, которые за исторически краткое время, из, казалось бы, небольшого племени, так разрослись и заселили необъятные пространства? И это несмотря на бесконечные истребительные войны, которые вели против них европейцы с запада и тюрки с востока!?

Частично мы уже ответили на этот вопрос, обратившись к русским и европейским документам. Но есть ещё один важный источник, который точнее любой летописи или грамоты. Этот источник – наши старинные соседи. Уж они-то знают о нас и нашем прошлом гораздо больше, чем мы думаем. Это относится и к соседям-народам.

Например, до того как франки-германцы завоевали в IX веке многочисленный и могучий когда-то народ саксов, те успели ещё до V века частично захватить и заселить юг Британии, ассимилировать англов. Таким образом, появились англосаксы, сохраняя, в веках имя пришельцев. А как, вы думаете, называют соседи немцев, завоевавших когда-то в VIII – IX веках Саксонию?

Эстонцы называют Германию «Saksamaa», а самих немцев — «sakslased». Финны называют эту страну «Saksa», а жителей — «saksalaiset». Будто и не прошло более тысячелетия, в течение которого эта страна называется Германией, «Deutschland», и будто там по-прежнему живут те древние саксы, а не германцы. Да и Пруссия в памяти народов просуществовала почти тысячу лет после того, как исчезли и сами древние пруссы и их славянский язык. Крепка память народная.

Так что же говорит эта крепкая соседская память о нас, руси, руссах? А вот что. Древнейшие наши соседи – финны называю русских «Venäläinen», а Русь, Россию — «Veneman», «Venäjä». Другие ближайшие соседи – эстонцы зовут нас «Venelane», а страну — «Vene», «Venemaa» (Русь, Россия). И даже корелы зовут нас «Veneä» (Русь).

Странно, не правда ли? Ведь у слов русс, русский, Россия и «венелане» или «вене» – ну ничего общего! Будь наши предки выходцами из Швеции или вообще из Нормандии, нам ближе были бы слова «суоми», «норми» или хотя бы «руси». Но нет же – все ближайшие древние соседи выводят наименование нашей страны и народа из одного корня — «вене»! Кто такой этот «вене», откуда взялся?

Отыскивая ответ этот вопрос, мы вынуждены признать, что термин «вене» ведёт нас к имени мощного и многочисленного славянского народа, проживавшего когда-то в Центральной Европе и на берегах южной Балтики – к венедам. Народа, который упоминали в своих трудах ещё древние историки: Геродот, Помпоний, Тацит, Птоломей и другие, размещая венедов-славян на огромных пространствах Центральной Европы и Прибалтики — от восточных берегов реки Вислы – до северных Карпат и низовьев Дуная.

В определении родства руссов-славян с венедами сходятся все концы – и места их проживания, и ссылки различных хроник, и размышления древних летописцев.

О венедах, которые есть славяне, упоминают не только византийские и восточные источники, но и средневековые европейские историки, называя их не только «венеды», но и венды, виниты, винулы и даже винды.

Вот как рассказывает об этом народе готский историк VI века Иордан в популярном и ныне труде «О происхождении и деяниях гетов» (551 г.):

«… У левого их склона [Альпы], спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами»*.

/* Иордан «О происхождении и деяниях гетов», ч. 34-35/

Далее Иордан подробно описывает места проживания венедов на огромном пространстве центральной Европы.

О том, что славяне и венеды – один народ сообщают все без исключения немецкие и прочие средневековые европейские источники.

Например, автор «Хроники Фредегарда» в 623 г. пишет: «некий человек по имени Само, франк родом из Санса, вместе с другими купцами отправился к тем славянам, которые известны как венды. Славяне уже подняли восстание против авар, называемых также гуннами и против их правителя-кагана. <…>

Признав его заслуги, венды сделали Само своим королем,<…>.

630 г. <…> В этом году славяне (или венды, как они себя называют) убили и ограбили большое число франкских купцов в королевстве Само, и так началась вражда между Дагобертом и Само, королем славян »*.

/* «Хроники Фредегарда» С сайта vostlit.info. Текст переведен по изданию: The fourth book of the Chronicle of Fredegar. Greenwood Press, 1981/

Спустя шесть веков, после продолжительных и кровопролитных войн с римлянами и германцами, венеды оттесняются на восток и к северу Европы. Но продолжают занимать почти всю южную Прибалтику к востоку от Эльбы. Даже в XII веке автор «Славянской хроники» XII века Гельмгольд фиксирует их, как жителей обширной страны на севере Европы:

«Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами, называются»* . Перечисляя многочисленные племена южной Прибалтики, рассказывая о занимаемых ими территориях и городах, Гельмгольд не забывает отмечать, что все они принадлежат к древнему народу винулов — венедов: «Таковы эти племена винулов, рассеянные по землям, областям и островам на море».**

/* Гельмольд из Босау «Славянская хроника», книга 1, гл.1. С сайта www.vostlit.info.

**Там же, книга 1, гл.2. С сайта www.vostlit.info./

Об этом же пишут и многие другие средневековые историки, локализуя места проживания венедов на юге Прибалтики, в её центральной и восточной части и единодушно называя их славянами. А это значит, что к венедам-славянам мы можем с уверенностью отнести не только руссов, но и пруссов, и многие прочие прибалтийские народы и племена, живущие в южной части Прибалтики.

О венедах существует обширная литература, начиная со средневековой, кончая новейшими исследованиями. О том, что коренными жителями южной Прибалтики были именно венеды, свидетельствуют и сами завоеватели этих земель – немцы, которые на протяжении многих веков вплоть до новейших времён называли славян венедами (Wenden, Winden). А если хотели отличить старые местные деревни на завоеванных землях от новых, немецких, называли их венедскими — «windich или wendich».

Почему европейцы замалчивают эту информацию? Что нам даёт знание о том, что кроме прочих народов руссы и пруссы тоже были венедами — славянами? Как минимум то, что претензии немцев на бывшую Прусскую землю, как на их «отчину» являются несостоятельными.

ГДЕ ЖИЛ РЮРИК?

В 844 году, в начале завоевания немцами вендских территорий, мы застаём одно из их племён – ободритов, проживающими на берегах реки Эльбы. Под этой датой сразу несколько разных франко-немецких летописцев в разных трудах помещают сообщения о завоевательных походах франкского короля Людовика «за Эльбу против вендов» и о гибели вендского короля (rex) Гостомысла.

Причём «Фульдские Анналы» называют его королём «ободритов которые замышляли измену, и подчинил их. Король этого народа Гостомысл погиб». «Анналы Ксантена» именуют его королём венедов, слегка исказив имя: «король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл». «Анналы Хильдесхайма» (Гильдесгейма) называют целью похода короля покорение славян: «<…> пришёл в землю славян, убил их короля Гестимула и подчинил себе остальных».

Несмотря на некоторые различия в написании имени погибшего короля Гостомысла, очевидно, что речь идёт об одном и том же вожде и его королевстве, которое три процитированных источника одновременно называют славянским, вендским и ободритским.

Тут наглядно прослеживается, как разделялся огромный народ венедов на разные части, – сначала выделив славян, потом более мелкие племена, сохраняя в памяти соседей все три своих племенных названия. Ободриты – союз славянских племён, проживавших в нижнем течении реки Эльбы (Лабы). Иногда их в связи с проживанием в районе реки Лабы называли ещё и полабами. Крупнейшим их городом был Рерик – на берегу Балтийского моря.

Почему я столь пристальное внимание уделяю именно ободритам? Потому что многие указатели на происхождение Рюрика ведут именно сюда, к берегам Эльбы, на запад современного Мекленбурга. Ведь имя погибшего ободритского короля Гостомысла очень редкое, и в источниках встречается лишь в двух случаях: в рассказах франкских авторов о его гибели в 844 году, и в русских летописях.

Напомню, в Иоакимовской летописи Рюрик был назван внуком некоего Гостомысла от его дочери Умилы. В Пискарёвском летописце – новгородским воеводой, который посоветовал новгородцам пригласить на княжение Рюрика, «дабы судил нас в правду». Похоже, что речь идёт об одной и той же личности. Русский летописец за давностью лет мог что-то перепутать в источнике, перенести деятельность короля Гостомысла с берегов реки Эльбы на Волхов. Но он запомнил главное – имя и род предка Рюрика, его совет внуку отправиться на родину матери Умилы.

Вендский — ободритский король Гостомысл погиб в 844 году, но его народ продолжал сражаться не только с франками, но и с норманнами. В 862 году, по сообщениям Фульденских анналов, ободриты восстали, и франкский король снова «повёл войско против ободритов и вынудил их герцога Табомысла, который поднял мятеж, подчиниться ему».

Это вендское восстание произошло как раз в том 862-м году, когда князь Рюрик со всем своим родом отправился на княжение к новгородцам. Мы видим, что правителя ободритов летописец называет уже не королём, а всего лишь герцогом, как лицо подчинённое и зависимое. Кем был герцог Табомысл Рюрику? Дядей? Отцом? Старшим братом? Этого мы уже не узнаем. Понятно лишь, что на родине, где в качестве вассала правил его родственник, из-за бесконечных захватнических войн соседей у Рюрика не было никаких перспектив на достойную жизнь.

Предположение о происхождении Рюрика и его русского племени с берегов Эльбы подтверждает исследование Мекленбургских генеалогических текстов, проведённое ещё в конце XVI века немецким учёным, нотариусом И. фон Хемницем. Город Мекленбург, как уже отмечалось, стоит на землях древних венедов-ободритов. Часть потомков вендской знати выжила в суровых сражениях и остались жить в своих владениях, принеся присягу франкскому королю и выплачивая ему дань.

Они даже образовали мекленбургскую герцогскую династию, которая просуществовала до самой революции 1917 года. Эти потомки венедов не только помнили о своих корнях, но и вели хроники, в первую очередь, семейные записи, которые рассказывали о предках. Их-то и изучал нотариус И. фон Хемниц. Он установил имена большинства ободритских правителей, начиная с седьмого века. И тоже нашёл в документах имя короля Гостомысла, а также имена князей Рюрика, его братьев Сивара и Трувора, а также их отца князя Годлиба.

Имя князя Годлиба действительно упоминается во многих хрониках, где рассказывается о нападении данов на укреплённую славянскую крепость Рерик в 808 году и казни князя:

« <…> король данов Годфрид переправился с войском против ободритов, <…> захватив силой несколько славянских замков, вернулся с большим уроном для своих войск. <…> герцога, Годелаиба, захваченного хитростью, повесил на виселице [и] сделал своими данниками две области ободритов».*

/* Анналы королевства франков. С сайта www.vostlit.info. Текст переведен по изданию: Annales regni Francorum inde ab a. 741 usque ad a. 829, qui dicuntur Annales Laurissenses maiores et Einhardi. MGH, SS. rer. Germ. Bd. 6. Hannover. 1895/

И хотя о Рюрике и его братьях европейские анналы не упоминают, а семейные генеалогии не считаются надёжным источником, у нас всё-таки есть все основания считать, что русские князья Гостомысл и Рюрик – не вымышленные лица. И что основатель правящей династии в России — Рюриковичей был славянином-венедом с южного побережья Балтики, а ещё точнее – с берегов Эльбы. И что новгородцы пригласили на княжение в Новгород своего сородича-славянина.

ДАТСКИЙ КОРОЛЬ РОРИК И РУССКИЙ КНЯЗЬ РЮРИК.

Мы не можем игнорировать ещё один аргумент, который приводят сторонники нормандской теории, будто во многих европейских хрониках князь Рюрик упоминается именно как датский конунг, либо король. Действительно, во многих анналах встречается похожее имя: Рорик. О датском короле (конунге) Рорике и его судьбе существует обширная литература.

Чаще он упоминается как разбойник, который организует нападения на франкские и славянские земли, грабит, сжигает города и селения, берёт в плен граждан. И этот образ совершенно не совпадает с образом славянского Рюрика, который, якобы, устанавливает порядок в новгородских землях, строит города.

Вот как рассказывает о нём «Хроникон о свершениях норманнов во Франкии»:

«Король норманнов Рорик направляет против Людовика в Германию по реке Эльбе шестьсот судов. Саксы, поспешившие им навстречу, когда свершилась битва, с помощью Господа нашего Иисуса Христа становятся победителями. Удалившись оттуда, они атакуют и захватывают некий город славян.

В тот же год, возвращаясь к морю по пройденному [ранее] руслу Сены норманны разграбляют, опустошают и сжигают дотла все местности, граничащие с морем».

/* Хроникон о свершениях норманнов во Франкии. Текст воспроизведен по изданию: "Chronicon de gestis normannorum in Francia" // Античная древность и средние века, Вып. 37. 2009. С сайта vostlit.info/

Король (конунг) Рорик чаше всего выступает как мореплаватель, передвигающийся по морю или рекам на судах. Новгородские летописи о судоходстве того времени молчат. О том, что Рорик и Рюрик – разные люди говорит и тот факт, что первый довольно часто упоминается в европейских источниках и после 862 года, когда русский Рюрик уже княжит в Новгороде. Например, в 873 году Рорик, «желчь христианства», поступает на службу к франкскому королю Людовику:

«Людовик, восточный король созвал во Франкфурте собрание <…>. Равным образом пришел к нему Рорик, желчь христианства, притом на [его] корабль были доставлены многочисленные заложники, и он стал подданным короля и поклялся верно служить ему»*.

/* Анналы Ксантена. Текст приводится по изданию: Историки эпохи Каролингов. М. РОССПЭН. 1999, стр. 158. (пер. А. И. Сидорова)./

Трудно себе представить, что поклявшись служить франкскому королю Людовику, конунг Рорик, бросив свои корабли, тут же подался на работу по совместительству в Великий Новгород.

Славянский Рюрик умер в 876 году. О датском Рорике, как об уже умершем, в 882 году сообщает «Хроникон о свершениях норманнов во Франкии*». Вероятно он умер незадолго до этой даты в преклонном возрасте (считается, что он родился около 810 года).

Исходя из всех фактов, маловероятно, чтобы датчанин Рорик правил одновременно в королевстве фризов – Ютланде – на самом северо-восточном краю Европы, и, в представлении народов того времени, на другом краю света – в Великом Новгороде. Да ещё и умудрился в старчестве родить и бросить в Новгороде своего малолетнего сына Игоря.

/* Хроникон о свершениях норманнов во Франкии (Chronicon de gestis normannorum in Francia) // Античная древность и средние века, Вып. 37. 2009, стр. 118. /

ВЫВОД

Нас не должно смущать, что историки разных времён указывают разные места жительства венедов-славян, в том числе и руссов. Очевидно, что полабские венеды – ободриты, руссы — первыми из прибалтийских славян попали под каток франко-германской машины. Сотни лет они либо уничтожались, либо ассимилировались или вытеснялись на восток.

И к XII веку историки застают венедов-руссов лишь на восточном побережье Балтики. Но та же франко-германская машина с точностью до года на многие века расписала все передвижения славян-венедов, в том числе и руссов, их имена, места проживания, дела и подвиги.

И во многом благодаря этому, мы можем знать о своих корнях и своих героях, отринув русофобские теории «просвещения» русского народа пришельцами – шведами или кем-то ещё.

Источник: ss69100.livejournal.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector