Название племен образовывались от

Античные историки были уверены, что на территории Древней Руси живут воинственные племена и «люди с песьми головами». С тех прошло много времени, но многие загадки славянских племен не разгаданы до сих пор.

1. Северяне, живущие на юге

Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск. Название племени по мнению Льва Гумилева связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия Сибирь.

Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река». Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары.


Северяне были представителями средиземноморского типа людей: они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты. В Византию они везли хлеб и меха, обратно — золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами. Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

2. Вятичи и радимичи – родственники или разные племена?

Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей.

Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов».

Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем ven-t (влажный), или с праславянском vęt (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами. Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями.

По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск.


Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.

3. Кривичи – хорваты или «ляхи»?

Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок. Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей.

Согласно одной версии кривичи — это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой – выходцы с севера Польши.

Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь.

В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.

4. Словене-вандалы

Словены (ительменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу.

От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Еропе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов.


Словене то и дело воевали с варягами и соседями. Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией.

Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

5. Русы. Народ без территории

Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени – свои земли. Русов там нет. При всем при том, что именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов.

Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 года), где сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти».

Вторая говорит о том, что русы — отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позже славян.


Третья теория гласит, что русы – высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» — было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году. Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и в качестве названия отдельного племени: «Русь, чудь и словене», — так летописец перечислял народы, населявшие страну.

Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются. Например, норвежский исследователь Тур Хейердал считал, что варяги сами являются потомками славян.

Источник: russian7.ru

Источник: planet-today.ru

Вятичи, кривичи, поляне, дреговичи… Кем были наши предки до того, как стали русскими, украинцами и белорусами
Вятичи

Название вятичи, по всей вероятности, происходит от праславянского vęt- «большой», как и названия «венеды» и «вандалы». Согласно «Повести временных лет» вятичи произошли «от рода ляхов», то есть от западных славян. Расселение вятичей шло с территории Днепровского левобережья и даже с верховьев Днестра. В бассейне реки Ока они основали собственное «государство» – Вантит, которое упоминается в работах арабского историка Гардизи.Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырех раз.Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей.Известно, что племена вятичей очень долго придерживались языческой веры. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племен многоженство было в порядке вещей. В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.


Кривичи

Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен и жили на территории современной Белоруссии, а также в районах Подвинья и Поднепровья. Главными городами кривичей были Смоленск, Полоцк и Изборск.
 Название племенного союза происходит от имени языческого первосвященника криве-кривайтиса. Криве означало «изогнутый», что в равной степени могло указывать на преклонные годы жреца, так и на его ритуальный посох.Согласно легендам, когда верховный жрец больше не мог выполнять свои обязанности, он совершал самосожжение. Основной задачей криве-кривайтиса были жертвоприношения. Обычно в жертву приносили козлов, но порой животное могли заменить и человеком.Последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь. В летописях кривичи упоминаются вплоть до 1162 года. Впоследствии они смешались с другими племенами и стали предками современных литовцев, русских и белорусов.


Поляне

Поляне жили по Днепру и не имели отношения к Польше. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.Легенда может объяснить нам и происхождение полян. Известно, что славяне, жившие в лесисто-болотистых областях от Вислы до Карпаты «как споры» расселились по всей Европе. Щек мог стать олицетворением чехов, Хорив — хорватов, а Кий — киевлян, то есть полян.Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъему, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике. Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.

Белые хорваты

Про белых хорватов известно немного.


и пришли с верховий реки Висла и поселились на Дунае и вдоль реки Морава. Считается, что их родиной была Великая (Белая) Хорватия, которая располагалась на отрогах Карпатских гор. Отсюда Европу заселили красные, черные и белые хорваты. Первые отправились на юг, вторые — на запад, а третьи — на восток. Борьба с аварами, германцами и другими славянами заставила каждого искать свою дорогу.Согласно «Повести временных лет» белые хорваты участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году. Но также летописи свидетельствуют, что князь Владимир в 992 году «ходил на хорваты». Так свободное племя стало частью Киевской Руси.Считается, что белые хорваты являются предками карпатских русинов.

Древляне

Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.Князь древлян Мал тут же посватался к едва ставшей вдовой княгине Ольге. Та жестоко расправилась с его двумя его посольствами, а во время тризны по мужу устроила резню среди древлян.Княгиня окончательно подчинила племя в 946 году, когда сожгла их столицу Искоростень с помощью птиц, обитавших в городе. В историю эти события вошли как «четыре мести Ольги древлянам».Древляне могли быть потомками легендарных дулебов — племени от которого произошли все остальные славянские племена. И слово «древний» здесь ключевое. Интересно, что древляне являются наряду с полянами далекими предками современных украинцев.


Дреговичи

Название дреговичи произошло от балтского корня «дрегува» — болото. Дреговичи — одно из самых загадочных союзов славянских племен. Про них почти ничего не известно. В то время, когда киевские князья жгли соседние племена, дреговичи «вошли» в состав Руси без сопротивления.Судя по всему, дреговичи были очень старым племенем. На острове Пелопоннес в Греции жило племя с таким же названием, и вполне возможно, что в древности это было одно племя. Дреговичи расселились в IX-XII веке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.

Радимичи

Предки радимичей были не славянами, а их ближайшими родичами — балтами. Их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.К VIII-IX веку с запада приходят уже славянские племена, которые с ними сливаются. Возможно, летописи правы: эти немногочисленные «колонисты» пришли «от ляхов», то есть с верховьев Вислы, откуда расселялись многие племена славян.До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско.


отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках – они строили избы с курными печами.В 885 году киевский князь Олег утвердил над ними свою власть и обязал радимичей платить ему дань, которую прежде они платили Хазарам. В 907 году войско радимичей участвовало в походе Олега на Царьград. Вскоре после этого союз племен освободился от власти киевских князей, но уже в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Их войско было разбито, а земли окончательно присоединены к Киевской Руси. В последний раз радимичи упоминаются в летописи в 1164 году, но их .кровь до сих пор течет в современных белорусах

Словене

Словене (или ильменские словене) — самое северное восточнословянское племя. Словене жили в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи. Первые упоминания о словенах можно отнести к VIII веку.Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.

Северяне

Несмотря на название, северяне жили куда южнее словен. Местом обитания северян были бассейны рек Десны, Сейма, Северского Донца и Сулы. Происхождение самоназвания до сих пор неизвестно, некоторые историки предполагают скифско-сарматские корни у слова, которое может переводиться как «черный».Северяне отличались от прочих славян, у них были тонкие кости и узкий череп.


огие антропологи считают, что северяне относятся к ветви средиземноморской расы — понтийской.Племенное объединение северян существовало вплоть до визита князя Олега. Раньше северяне платили дань хазарам, а теперь стали платить Киеву. Всего за один век северяне смешались с другими племенами и перестали существовать.

Уличи

Уличи жили на землях легендарных антов. Они назывались множеством имен — «угличи», «улучи», «ульцы» и «лютичи». Изначально они заселяли «угол» между устьем Днепра и Буга, благодаря чему, возможно, получили одно из названий. Позднее кочевники вытеснили их, и племенам пришлось переселяться в западном направлении. Главным «стольным» городом уличей был Пересечень, находившийся в степной полосе.С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоевывать земли уличан по кусочку – племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.Даже обложенные данью, уличи постарались восстановить собственные земли после войны, но вскоре пришла новая беда – печенеги. Уличи были вынуждены бежать на север, где смешались с волынянами. В 970-х годах уличи упоминаются в летописях в последний раз.

Волыняне

Волыняне жили в конце X — начале XI веков в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. Археологи отмечают, что в основном волыняне занимались земледелием и ремеслами, но при этом известно, что племена владели более чем 70 крепостями.Волыняне участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году, правда, в качестве переводчиков. В отличие от многих других племен, захваченных к этому времени князем киевским, волыняне делали это добровольно.Волынян захватили лишь в 981 году, когда киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскую и Червенскую земли.

Татьяна Колючкина

Источник: xexe.club

Бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами.

Поляне были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли, и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое названиевятичи.

Этноним «ляхи» — это наименование жителей Польши, которым наградили их восточные славяне по имени какого-нибудь местного предводителя, которого звали Олегом.  Название народа по личному имени очень часто встречается в истории. У западных славян «олег» — это дух человека, живущий в легких.

19 век Александр Гильфердинг: «Северо-западные славяне, составлявшие ляшское племя, т. е. ветви польские и балтийские, сами себя никогда не называли ляхами. Видно, они не ощущали себя единым племенем. Ляхами звали их восточные соседи, литва и русские славяне, выражая этим словом местность, в какой они жили. Лях, без сомнения, значило житель низменности, луговой земли. Так, по-литовски Lenkas — лях, а lenke — луг, низменное место; польское (lag, lеka) луг, русское (в Архангельской губернии) ляга — лужа и др. относятся к этому же корню. Не имея племенного названия, ляхи обозначали себя лишь одним самым общим именем всего поколения, славянами, и затем знали только частные прозвища отдельных ветвей, взятые, как и у других славян, большей частью от местности…»

Саки-массагеты, булгары, балкары, болгарыи гунны, один и тот же народ.

Прокопий Кессарийский называл гуннов массагетами. А этноним гунны возник в Европе и означал «союз племен». Этот этноним имеет европейское происхождение. Можно привести аналогичный более поздний этноним – бургунды, означающий «союз городов», который, по-видимому, относился в большей мере к городам Ганзейского союза. Этноним массагеты имеет иранское происхождение и означает рыбаки или охотники на рыбу. Но если слово «рыба» перевести на тюркский язык, то он будет звучать как балык, а слово массагеты при переводе на тюркский будет звучать как балыкар или балкар. Историки болгарского народа помнят, что их предки жили на Северном Кавказе, а народ разделился на два племени, которые мигрировали на север вдоль реки Волги и на запад вдоль побережья Черного моря. Один народ стал называться булгары – северные рыбаки, так как булан – на их языке – северный олень, а другой — болгары – умные рыбаки, так как бояр (боир) –на их языке – умная голова. Известно, что высшим органом власти племенного союза являлась Хаса – общее собрание вождей племен, на котором решались организационные вопросы и выборы вождей — Хасанов –Хаканов- Каганов. Благодаря этому возникло государство Хазария и этноним хазар — тюркский аналог европейского слово гунн. В наследство от Хазарии остались названия городов Хасавюрт – город, где собиралась Хаса, Астрахань – еще Афанасий Никитин упоминал об этом городе как Хас-Тархан – освобожденный от налогов по решению Хасы, Казань – Хасань- место сбора Хасы.

Савиры,сабиры – народ, носящий меховые или соболиные шапки, так как сабур – тюркское название соболя. Сабирами называли хазар все тюркские племена. Близкими наследниками этнонима являются башкиры – «носящие волчьи головы или меховые волчьи шапки». Существует вероятность ошибочного появления этнонима савир из-за того, что его использовали вместо более характерного для этих мест этнонима – сувары. Так называли угро-финские племена все тюркоязычные народы со времен гуннов по наши дни. Сувары — народы живущие по берегам рек (тюркское «су»-река), что соответствует современному этнониму мордва. В состав сувар могли входить народы веси, меря, мещеры, муромы, марийцы, мордвы, удмурты и коми.

В эпоху гуннов и хазар они проживали значительно южнее, занимая территорию между Днепром и Уралом. В истории Геродота они могли упоминаться под фисагетами, массагетами, агрипеями. Основообразующим племенем было племя веси, что по фински значит вода. При этом часть веси жила в болотах и называлась суоми – болотная весь, часть жила по берегам озер и называлась меря, мари, основные племена жили по берегам рек и назывались мордва, вятичи, ватка, ватяки (удмурты), емь, кемь, коми. У некоторых племен приток реки назывались чер, шур, шер, ша, поэтому дочернии племена они называли притоками мери – мещера, еми –черемьсын-черемисы(угрофинское название марийцев). Племена чужие, говорящие на другом языке назывались чудь, чувесь-чуваш, т.е. протобулгары не являлись угрофинскими племенами, а являлись переселенцами, вытеснившими сувар на север.

Утигуры, оногуры – угро-финские племена как правило имеющие в своем названии числительные – семь( чувашское ути) племен, десять (тюркское он) племен.

Летописные дулебы. По всему славянскому миру, от сербской реки Дулибы до новгородской деревни Тулебли, от чешских Дудлебов до московского микрорайона Жулебино — всюду встречаемся с этим выразительным славянским самоназванием. В словаре Даля «дулебая баба» значит «глупая, некрасивая, грубая». Оказывается, как показал О.Н. Трубачев,дулебы— от герм. daud-laiba — дословно «имущество, наследство умершего», «выморочная земля». Но на угро-финских языках дулебы означает сопливые.

Черемисы– народ мари-эл, марийцы.

Славиюны, славины, славяне– народ дунайских болгар или полян.

До половцев-куманов на территорию Причерноморья переселились племена огузов – печенегов. Византийские источники называли их пачинаки. Анализируя греческое значение этого слова, можно привести известное русское слово, пришедшее из греческого – починок – новое поселение, поэтому пачинаки – новые, первые переселенцы.

Тюркологи связывают этот этноним с родоплеменным именем одного из огузких племен – беренче, однако, анализ образования европейских этнонимов показывает, что византийские авторы редко использовали чужие непонятные им этнонимы, а старались использовать собственные, указывающие на характерные особенности того или другого народа. Можно привести в качестве основы образования этнонима булгарское слово печен – сено. Действительно, основной особенностью существования этих кочевых племен, как и половцев были заготовки сена и соломы для питания скота в зимнее время либо его конфискация при набегах на население, ведущее оседлый образ жизни. Русские князья отлично знали зависимость набегов кочевников от наличия у них запасов кормов, поэтому регулярно проводили операции по сжиганию сена половцев и печенегов в пограничных районах. Кочевники вынуждены были уходить в южные районы и ослабевшие, слабо откормленные лошади не позволяли совершать набеги на южные районы Руси в зимнее время. Учитывая, что слово «полова» означало раньше солому, то вполне возможно использование двойного родственного этнонима по отношению к родственным племенам как сено — солома или печенеги – половцы. Остается выяснить откуда пришел этот этноним из Византии на Русь или из Руси на Византию. Скорее всего из Византии, т.е. первоначально он означал первых переселенцев, а затем учитывая фонетическое сходство пачинаков с печенегами мог означать и разбойников ворующих сено. Первыми с огузкими племенами столкнулись хазары-булгары. Учитывая тесные контакты народов Руси с хазарами – булгарами вполне допустима передача этнонима печенеги из Булгара на Русь.

Анализируя происхождение этнонимов, которые использовал Нестор можно остановиться на авторском варианте объяснения, но можно предположить, что этноним полянеидревлянеотносились к населению только, что переселившемуся предположительно полочан-полян, и коренному населению этих мест — древлян, более старому древнему населению этих мест. В языке того времени трудно подобрать более точное определение для коренного населения этих мест. Следует учесть, что переселенцы старались жить на чужой территории, строя города-остроги или крепости, чтобы защитить себя от коренного населения, которое всячески препятствовало переселенцам. Другим вариантом деления полян и древлян может быть деление по признаку проживания новых переселенцев в городах, которые имели греческое название «поль» и деревенскому проживанию коренного или ранее пришедшего населения древлян. В греческих источниках это деление оформилось в виде этнонимов славяне и анты – древние, старые, коренные, а как еще греки могли подчеркнуть разницу между двумя группами населения, проживающих на одной территории.

Угро – финское происхождение. Опять же покопавшись в словаре коми – пермяцкого языка, самого архаичного из всех существующих угро — финских языков, Николая Рогова, выпущенного 1869 году ( Низкий поклон ему за это.) можно найти значение слова вин – убийство, умервщление кровопусканием, так как оно связано со словом вир – кровь. В русском языке это нашло отражение в слове вина, обвинение. Ярослав Мудрый хорошо знал это слово, так как в его своде законов существовала плата за убийство — вира, т.е. плата за пролитие крови. Благодаря этому слову становиться понятно и такое международное слово как вино. В украинской мифологии осталось наследие этого слова в лице страшного Вия — кровопийца, кровепускатель. Исходя из этого, можно заключить, что основным занятием венетов на территории проживания угро — финнов были грабежи и убийства. И буквальный перевод слова викинг на угро- финский язык звучит как кровавые руки, т.е. головорезы, что вполне соответствовало их сущности в те времена. Становиться понятным и европейское значение слова склавин – раб, связанный, охраняемый убийца или убивающий мечом . В русском языке еще остался парный синоним меч- кладенец.

Наиболее прозрачным из всех является этноним дреговичи, для которого в русском языке можно при большом желании отыскать забытое слово дрягва –болото. Рассматривая этимологию этого слова, следует заключить, что оно имеет угро-финское происхождение и означает определенный вид болота, а именно болото поросшее мелким сосновым лесом, хотя в самом этнониме дрегов – может означать мелколесье, малолесье, так как «гов» — имеет значение нищий, бедный.

С точки зрения лингвистики близким по смыслу этнонимому дреговичи также является более поздний этноним голядь, по которому, вероятно, можно отследить возможную миграцию дреговичей в 15-16 веке.

Исходя из этого в 8-9 веке к славянскому населению уверенно можно отнести лишь полян,полочан, новгородцев и волынян. Следует отметить, что все славянские этнонимы были даны по названию городов, что подтверждает объяснение этнонима поляне из греческого «поль» -город.

По поводу полочан Нестор дает информацию «…иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане.»

Самым загадочным является этноним поляне. Где жили, чем занимались, какие города построили, непонятно. По Нестору — сидели сначала в поле. В каком поле. Потом начали сидеть по Днепру. В каком городе. Если в Киеве, то должны называться киевляне. Полочане, волыняне и новгородцы понятно где сидели, а где сидели поляне. Единственно, что известно, собирали дань с древлян и северян и отдавали князьям. Даже не примучивали древлян и северян. Этим занималась княжеская дружина. И еще они сочиняли былины о богатырях русских. Кроме Нестора и Владимира Мономаха о полянах, судя по источникам, никто не знал. Потом поляне пропали не оставив после себя ни городов, ни поселков, ни великих мужей.

В свое время А.Шлецер на почве того, что в первом пересчете восточнославянских племен Лаврентьевская летопись не упоминает кривичей, посчитал невозможным относить последних к славянам и признавал их за латышей. П.Шафарик опроверг эту мысль. Он заметил, что латыши называли всех восточных славян «кревами», это значит кривичами, которые были их непосредственными соседями.

Говоря о северянах, мы имеем ввиду всего лишь одно конкретное племя, про которое написано в ПВЛ следующее: «А друзии же сѣдоша на Деснѣ, и по Семи, и по Сулѣ и наркошася сѣверо. И тако разидеся словенескъ языкъ, тѣмьже и прозвася словеньская грамота». Это отрывок из известного рассказа Нестора о расселении славян, изгнанных с Дуная волохами. Вроде всё просто и понятно. Но это не совсем так. В частности у Нестора нет ясности в причинах появления этнонима «северяне». Северяне, поселившиеся на Десне, Суле и Сейме отмечены ПВЛ, как славянский народ. Истории также известны савиры (сабиры, сабары), народ хоть и европеоидной внешности, но говорящий на тюркском языке. Булгарские летописи сообщают нам о сербийцах (сэбэрцах, сюрбийцах) племенах финно-угорского и гуннского происхождения. Приведу два примера. Гази-Барадж пишет о времени правления балтавара Масгута (конец 6 века):«Будучи по природе добрым, он выкупил у сабаров сто хонских биев и большое количество их людей и присоединил их к булгарам под именем сюрбийцев …». Здесь: Сула — Дунай; Джалда — Крым. Почему тогда Нестор называет это племя славянским? Второй отрывок рассказывает о скитаниях Булюмара, который был вынужден в середине 4 века мигрировать на запад. В западной Сибири он столкнулся с башкортами:«Царь принужден был уйти к башкортам, которые приютили хонов и палучили от них название «сэбэрцы» («союзники»). Башкорты, которых тюрки называли угырами, были своевольны…».

Мы уже касались истории происхождения термина «северяне». Он неразрывно связан с савроматами, племенами индоарийского происхождения. Савроматы, согласно Геродоту, говорили  на языке скифов. А это значит, что данный народ был индоарийским и близким к праславянам.

Мурома́— финно-угорское племя, которое с середины 1 тысячелетия нашей эры жило в бассейне Оки.

Упоминается в Повести временных лет как неславянское и живущее у впадения Оки в Волгу. Было родственно мордве и происходило от племён городецкой и отчасти мощинской культур.

Племя занималось сельским хозяйством, охотой, ремёслами. К XII веку было ассимилировано восточными славянами на начальном этапе формирования русского этноса.

Название «мурома» скорее всего переводится как «возвышенное место у воды», что вполне соответствует местоположению города Мурома.

В зависимости от положения черемисских поселений относительно Волги в литературе издавна установилось деление нагорныхилуговых.До известной степени это деление основывается на том, как обозначают отдельные группы племени сами Ч.: название «горный» соответствует черемисскому «Курук-Марэ», которое обозначает у «луговых» одновременно и горных черемисов, и чуваш; «луговые» Ч. у горных называются лесными, ельниковыми — «Кожла-Мар», от слова кожла = еловый лес.

Существует мнение, что волыняне и бужанебыли одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания.

Древлянежили в густых лесах, получив свое имя от слова «древо» — дерево.

ВОЛЫНЯ́НЕ— один из племенных союзов вост. славян 2-й пол. 1 тыс. н. э. Другое назв. — бужане. В «Повести Временных лет» при перечислении глав племен сказано: «…бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем стали называться волынянами», и далее — «Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне…». Отсюда считается, что та ч. дулебов, к-рая обитала в бассейне Буга, первонач. наз. бужанами, а позднее — волынянами. Судя по тому, что этноним «бужане» упомянут в зап.-европ. хронике 873, назв. «В.» появилось позже. Этимология этнонимов «бужане» и «В», прозрачна: бужане — от гидронима Буг, В. — от назв. города Велынь (Волынь).

Широкую известность получило мнение, согласно которому название Пермьпроисходит от коми слова «парма» — возвышенная местность, поросшая елью. Но в таком случае земля пермяков именовалась бы скорее Парма Великая, а не Пермь Великая.

По предположению географа Н. И. Шишкина, слово «Пермь» восходит к названиям двух древних племен, пер и емь, которые некогда населяли эту землю. Но такое толкование не получило признания специалистов.

По другой гипотезе, происхождение слова связано с именем героя коми-пермяцкого эпоса Перы — богатыря. В некоторых финно-угорских языках «пери» означает дух (удмуртское «пери» — злой дух, мордовское «пери» — дух ветров). Возможно, камские коми назывались пермяками потому, что им покровительствовал в древности всесильный дух — бог Пера. Однако слово «Пермь» гораздо старше, чем предание о Пере.

Наиболее убедительной является версия, что слово «Пермь» родилось не на исконной земле пермяков. Оно пришло в Прикамье с северо-запада и встречается в разных вариантах: в коми-пермяцком — Перем, в коми-зырянском — Перым, в коми-язьвинском наречии — Перим. Оно появлялось в разных местах, вслед за продвижением русских на восток, то в обозначении территории, то, как этноним. А понятие «земля за чем-либо», «волоком» в прибалтийско-финских языках обозначается словосочетанием «Pera maa», в вепском языке — «пера ма». Это название и пришло в русский язык как Перемь, Пермь.

Название племени произошло от имени реки. Печераили Печора. Древнего финского племени, обитавшего, по летописи, «между Перемью и Самоядью», т. е. на севере от Перми, по р. Печоре.

Русское название емьможет быть измененным финским названием Хяме. Это остается неясным, поскольку средневековые источники использовали названия далеко проживающих племён непоследовательно, зачастую вводящим в заблуждение. На востоке от Онежского озера по течению реки Емтца (фин.Jemtsajoki) находился в средние века погост Емь, и в принципе не исключено, что некоторые военные походы против ями были направлена туда. Некоторые детали описанных военных походов всё-таки указывают на то, что ямь проживали западнее.

Впервые ямьупоминает Повесть временых лет в 1042, когда новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого совершил поход против ями. Если это действительно указывает на территорию нынешней Финляндии, а не на ямь с реки Емтца, то речь идёт о самом первом письменном упоминании, касающемся истории Финляндии. Повесть временых лет не упоминает среди союзников князя новгородцев, но в более ранней Первой новгородской летописи можно найти подтверждение того. Также Повесть временых лет сообщает о том, что ямь платила дань русам.

Мнения исследователей относительно происхождения этнонима «литва» расходятся. Высказывается, в частности, предположение о его связи с названием реки Литава (Lietava, приток реки Вилия (лит. Нярис)).

Литвалитъва») упоминается в «Повести временных лет», где этим словом в разных местах называется и племя, и страна — территория Литовского государства. В западноевропейских письменных источниках название «литва» (Lituae) впервые встречается в Кведлинбургских анналах в записи за 1009 год.

Согласно словарю Фасмера, русское название «литва» восходит к древнерусскому «литъва». По мнению автора, это слово было заимствовано из литовского «Lietuva» («Литва»).

Есть несколько этнонимов в Прибалтике, которые совпадают с этнонимами античного Средиземноморья. Часть Латвии встарь называли Курземе, что буквально означает земля куров (от народа курши /кори/корсь); более известное название – Курляндия; с эти этнонимом перекликаются индийские куру, восточносибирское племя кури/курыкане, проживавшие возле Байкала, самодийский народ кураки, проживающий в Таймырской тундре. Есть ещё один вариант: Курши , К- уршам , около РУШЕЙ (руссов). То есть названия как первого племя, так и второго указывают на то, что данные племена жили «по соседству» с народом в имени которого отчетливо читается слог RU.

Нарова. Самоназвание и дало имя реке Нарве и одноименному городу.

Скифы.

Василий Абаев, вслед за Юрием Марром, возводил этноним skutaк*skul-ta, где*skul(*skol) он считал «каким-то важным термином доиранского населения юга России». Но К. Т. Витчак и С. В. Кулланда бъясняют скифское самоназвание так: др.-греч.Σκόλοτοι<*skula-ta<*skuδa-ta<*skuda-ta(то есть «лучники», с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причем форма*skuδa-taбытовала в VII веке до н. э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и др.-греч.Σκύϑαι). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов — оттого и ассир.AšgūzaiилиIšgūzai. К V веку до н. э. — времени визита в Ольвию Геродота, уже произошел переход>*l.

Античные схолии к «Илиаде» упоминают следующую этимологию: :

Ибо лаконцы носят длинные волосы, а от них все эллинство … скифыже первые стали стричься, почему и называются «оскифленными(греч.απεσκυθισμενοι)».

Этноним угрыявляется транскрипцией словаungorи переводится с тюркских языков в значении «десять племён».

Происхождение этнонима хорваты, в основном, объясняют примерно так. Агеева прямо пишет, что «происхождение этнонимахорваты,по-видимому, иранское. В «Этимологическом словаре славянских языков» (1981,вып.8,стр.151) говорится о «полном этимологическом тождестве» названийхарватыи сарматы, которые возводятся к иранскому прилагательному *sarma(n)t/ *harva(n)t– «женский, изобилующий женщинами».

     Известный археолог и этнограф Мария Гимбутас в своей книге «Славяне»[2,стр.71] упоминает точку зрения К.Мощиньского и предполагает, что «в ираноязычной среде сарматов славянское «serv»могло превратиться в  «ksarv» и, если добавить к нему суффикс  /at ,то получитсяслово, очень близкое кHrvat, как называется современный «хорват».

Уличи.

Древность первого варианта обосновывалась более ясной этимологией “от угла”, а также упоминанием ее в летописном фрагменте, описывающем переселение уличей с Нижнего Днепра в Днестровско-Бужскую область. Критики этой точки зрения исходили из того, что эпизод 940 г. помещен, в основном, только в позднейших летописях, которые во вводной части, когда упоминаются уличи, не содержат названия “угличи”. Ранние Лаврентьевская и Ипатьевская летописи ни во вводной части, ни в датированной этого варианта не содержат вообще. Первоначальность первого варианта получила признание у небольшого числа исследователей (Татищев 1963: 31-41, 210; Карамзин 1989: I, 267; Надеждин 1844: 243-253; Брун 1879: 101-106; Веселовский 1900: 20). В послереволюционной историографии она фактически не высказывалась. Единственная попытка заново ее доказать была предпринята О.Н.Трубачевым. При этом исследователь привлекал старое основание — наличие Днепровского “угла”, от которого и могло произойти, по его мнению, это название (Трубачев 1961: 187). То, что форма “угличи” произошла от “угла”, собственно, никто никогда и не оспаривал. Другое дело, первоначальная ли она. Исследование Г.А.Хабургаева, подвергнувшего критике точку зрения О.Н.Трубачева, подтвердило тезис, звучавший и в прошлой историографии, о том, что название “угличи” является позднейшей этимологизацией летописцев, пытающихся осмыслить “непонятное” этническое наименование в плане “народной этимологии” (Хабургаев 1979: 198-199).

Тиверцы.

Вероятно, производное от названия реки *Тивръ, которое могло бы восходить к ир. соответствию др.-инд. tivras «быстрый, резкий», Tivra – название реки (Фасмер).

Источник: StudFiles.net

Вятичи, кривичи, поляне, дреговичи… Кем были наши предки до того, как стали русскими, украинцами и белорусами
Вятичи

Название вятичи, по всей вероятности, происходит от праславянского vęt- «большой», как и названия «венеды» и «вандалы». Согласно «Повести временных лет» вятичи произошли «от рода ляхов», то есть от западных славян. Расселение вятичей шло с территории Днепровского левобережья и даже с верховьев Днестра. В бассейне реки Ока они основали собственное «государство» – Вантит, которое упоминается в работах арабского историка Гардизи.Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырех раз.Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей.Известно, что племена вятичей очень долго придерживались языческой веры. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племен многоженство было в порядке вещей. В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.

Кривичи

Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен и жили на территории современной Белоруссии, а также в районах Подвинья и Поднепровья. Главными городами кривичей были Смоленск, Полоцк и Изборск.
 Название племенного союза происходит от имени языческого первосвященника криве-кривайтиса. Криве означало «изогнутый», что в равной степени могло указывать на преклонные годы жреца, так и на его ритуальный посох.Согласно легендам, когда верховный жрец больше не мог выполнять свои обязанности, он совершал самосожжение. Основной задачей криве-кривайтиса были жертвоприношения. Обычно в жертву приносили козлов, но порой животное могли заменить и человеком.Последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь. В летописях кривичи упоминаются вплоть до 1162 года. Впоследствии они смешались с другими племенами и стали предками современных литовцев, русских и белорусов.

Поляне

Поляне жили по Днепру и не имели отношения к Польше. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.Легенда может объяснить нам и происхождение полян. Известно, что славяне, жившие в лесисто-болотистых областях от Вислы до Карпаты «как споры» расселились по всей Европе. Щек мог стать олицетворением чехов, Хорив — хорватов, а Кий — киевлян, то есть полян.Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъему, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике. Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.

Белые хорваты

Про белых хорватов известно немного. Они пришли с верховий реки Висла и поселились на Дунае и вдоль реки Морава. Считается, что их родиной была Великая (Белая) Хорватия, которая располагалась на отрогах Карпатских гор. Отсюда Европу заселили красные, черные и белые хорваты. Первые отправились на юг, вторые — на запад, а третьи — на восток. Борьба с аварами, германцами и другими славянами заставила каждого искать свою дорогу.Согласно «Повести временных лет» белые хорваты участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году. Но также летописи свидетельствуют, что князь Владимир в 992 году «ходил на хорваты». Так свободное племя стало частью Киевской Руси.Считается, что белые хорваты являются предками карпатских русинов.

Древляне

Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.Князь древлян Мал тут же посватался к едва ставшей вдовой княгине Ольге. Та жестоко расправилась с его двумя его посольствами, а во время тризны по мужу устроила резню среди древлян.Княгиня окончательно подчинила племя в 946 году, когда сожгла их столицу Искоростень с помощью птиц, обитавших в городе. В историю эти события вошли как «четыре мести Ольги древлянам».Древляне могли быть потомками легендарных дулебов — племени от которого произошли все остальные славянские племена. И слово «древний» здесь ключевое. Интересно, что древляне являются наряду с полянами далекими предками современных украинцев.

Дреговичи

Название дреговичи произошло от балтского корня «дрегува» — болото. Дреговичи — одно из самых загадочных союзов славянских племен. Про них почти ничего не известно. В то время, когда киевские князья жгли соседние племена, дреговичи «вошли» в состав Руси без сопротивления.Судя по всему, дреговичи были очень старым племенем. На острове Пелопоннес в Греции жило племя с таким же названием, и вполне возможно, что в древности это было одно племя. Дреговичи расселились в IX-XII веке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.

Радимичи

Предки радимичей были не славянами, а их ближайшими родичами — балтами. Их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.К VIII-IX веку с запада приходят уже славянские племена, которые с ними сливаются. Возможно, летописи правы: эти немногочисленные «колонисты» пришли «от ляхов», то есть с верховьев Вислы, откуда расселялись многие племена славян.До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско. В отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках – они строили избы с курными печами.В 885 году киевский князь Олег утвердил над ними свою власть и обязал радимичей платить ему дань, которую прежде они платили Хазарам. В 907 году войско радимичей участвовало в походе Олега на Царьград. Вскоре после этого союз племен освободился от власти киевских князей, но уже в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Их войско было разбито, а земли окончательно присоединены к Киевской Руси. В последний раз радимичи упоминаются в летописи в 1164 году, но их .кровь до сих пор течет в современных белорусах

Словене

Словене (или ильменские словене) — самое северное восточнословянское племя. Словене жили в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи. Первые упоминания о словенах можно отнести к VIII веку.Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.

Северяне

Несмотря на название, северяне жили куда южнее словен. Местом обитания северян были бассейны рек Десны, Сейма, Северского Донца и Сулы. Происхождение самоназвания до сих пор неизвестно, некоторые историки предполагают скифско-сарматские корни у слова, которое может переводиться как «черный».Северяне отличались от прочих славян, у них были тонкие кости и узкий череп. Многие антропологи считают, что северяне относятся к ветви средиземноморской расы — понтийской.Племенное объединение северян существовало вплоть до визита князя Олега. Раньше северяне платили дань хазарам, а теперь стали платить Киеву. Всего за один век северяне смешались с другими племенами и перестали существовать.

Уличи

Уличи жили на землях легендарных антов. Они назывались множеством имен — «угличи», «улучи», «ульцы» и «лютичи». Изначально они заселяли «угол» между устьем Днепра и Буга, благодаря чему, возможно, получили одно из названий. Позднее кочевники вытеснили их, и племенам пришлось переселяться в западном направлении. Главным «стольным» городом уличей был Пересечень, находившийся в степной полосе.С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоевывать земли уличан по кусочку – племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.Даже обложенные данью, уличи постарались восстановить собственные земли после войны, но вскоре пришла новая беда – печенеги. Уличи были вынуждены бежать на север, где смешались с волынянами. В 970-х годах уличи упоминаются в летописях в последний раз.

Волыняне

Волыняне жили в конце X — начале XI веков в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. Археологи отмечают, что в основном волыняне занимались земледелием и ремеслами, но при этом известно, что племена владели более чем 70 крепостями.Волыняне участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году, правда, в качестве переводчиков. В отличие от многих других племен, захваченных к этому времени князем киевским, волыняне делали это добровольно.Волынян захватили лишь в 981 году, когда киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскую и Червенскую земли.

Татьяна Колючкина

Источник: xexe.club


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.