Народническое движение

                                            Народническое движение во второй половине XIX века.

                                                                   Сеченева О.Ю., Суворов В.В.

                                    ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

                                                  Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Во второй половине XIX века в русской разночинной среде получили распространение идеи народничества. Теория общинного социализма, разработанная А. Герценом и Г. Чернышевским, легла в основу этой идеологии.


  Идеи народничества основывались на выводах о том, что в России строительство социалистического общество должно проходить, минуя чуждый для нее капитализм, ячейкой социализма является крестьянская община, а руководящей силой крестьянства является партия профессиональных революционеров.

Наиболее активным периодом в движении было десятилетие 70-х гг., когда шли идейные споры о готовности народа перейти к новому строю. Их итогами явилось оформление трех течений в народничестве: бунтарского, пропагандистского, заговорщического. В 1874 году  началось «хождение в народ» Поселяясь в деревнях, народники стремились помочь обездоленным крестьянам, создавая школы, мастерские, лечебницы. Одни шли поднимать народ на бунт, другие – пропагандировать социалистические идеалы. Это движение скоро прекратилось главным образом из-за того, что народ оказался невосприимчивым к пропаганде народников.

После этой неудачи наиболее активные круги народников создают революционную организацию «Земля и воля». В 1879 г. произошел раскол организации. Группа, отрицательно относившаяся к политическому террору, образовала организацию «Черный передел». Члены организации пытались продолжать пропаганду социализма, но были разгромлены правительством и эмигрировали. Сторонники террора образовали группу «Народная воля».   1 марта 1881 г. ими был убит Александр II. После этого «Народная воля» была разгромлена, участники покушения казнены.


Обобщая вышеизложенные доводы, можно прийти к следующим выводам. Начало революционного движения совпадает с началом эпохи либеральных реформ Александра II вследствие недовольства результатами проведенных им реформ. Надежды народников на то, что Россия перейдет к социализму, минуя капитализм, был ошибочным. В целом народничество было господствующим направлением русской общественной жизни во второй половине XIX века.

Список литературы

1.      О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А Рогожкин – История. Россия и мир.

2.      Арсланов Р.А.. Мосейкина М.Н. Общественное движение 60-90-х гг. XIX в. // http://www.ckct.org.ru/study/history/lek/lek34.shtml (дата обращения — 22.11.2015)

                            

Источник: medconfer.com

1. Идеология народничества.Основоположниками народничест­ва былиЛ. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, в 1850-х годах разработав­шие его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, были радикальными демократами, но стремились избежать на­силия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными элементами народничества являлись:


отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развития в России;

стремление создать социалистическое общество как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллекти­визме;

— убеждение, что лишь в справедливом обществе существуют ус­ловия, обеспечивающие всестороннее развитие личности;

идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму;

представление о русском крестьянине как человеке будущего, «социалисте по природе»;

— критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание (до конца 1870-х годов) значе­ния политической борьбы за свободы и права личности.

2. Основные теоретические направленияреволюционного на­родничества. В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы — социализм и признавав­шие необходимость революции для достижения этой цели. Свои идей­ные особенности имело каждое из них.

• Ведущим теоретиком пропагандистского направления рево­люционного народничества выступил П. Л. Лавров. По его убеждению:

— интеллигенция смогла умственно развиться, так как была осво­бождена от физического труда, который выполнял забитый и необразо­ванный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг;


— народ, крестьянство не готовы к социальной революции. Поэто­му главная задача интеллигенции—длительная пропаганда идеи соци­ализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к измене­ниям форм собственности и власти» а не к установлению гуманных со­циалистических отношений;

— внесение социалистического сознания в массы должно обеспе­чить социалистический характер грядущей революции, свести кмини-муму ее неизбежные насильственные формы;

для пропаганды и организации народных сил надо создать пар­тию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее разви­тых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма;

— после победы народа необходимо сохранение «государствен­ного элемента», роль которого будет уменьшаться по мере утвержде­ния социалистических отношений;



— социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.

• Ведущий теоретик бунтарского (анархистского) направления революционного народничества М. А. Бакунин считал, что:

— главная существующая несправедливость — социальное нера-1 венство, а основным носителем игарантом несправедливости являете ся государство;


— поэтому цель борьбы — не только ликвидация существующего^ государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское госу-1 дарство — худшая форма государства, в котором пролетарии перерож-1 даются, и его создавать нельзя;

основное средство борьбыреволюционный бунт народа.] Крестьянство постоянно готово к бунту, поэтому нужна не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация — призыв к бунту;

— после революционной ликвидации государственности и нера-| венства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний J России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские ] Соединенные Штаты Европы и всего мира.

• Главный теоретик заговорщического (бланкистского) направ­ления П. Н. Ткачев полагал, что:

крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельно му построению социалистического общества, поэтому

нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыв’ к бунту;

самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Оно «висит в воздухе», поэтому интеллигенция дол­жна создать законспирированную партию, котораязахватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества;

— для достижения поставленной цели необходимо использовать все средства, включая противозаконные и, с точки зрения общества, аморальные.


3. Народнические организации и их деятельность,

Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850 — начале 1860-хгодов: студенческий кружок в Харьковском уни­верситете (1856—1858), затем кружок пропагандистов в Москве вогла-ве с П. Э Аргиропуло и П. Г. Заичневским (1861).

«Земля и воля» (18611864) явилась первой крупной организа­цией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководи­телями стали А.А. Слепцов, Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н.Обручев, В. С. Курочкин, И. И. Утин. Главной целью организации считалось со­здание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г., после за­вершения подписания уставных грамот

Своеобразными центрами полулегальной деятельности «Земли и воли» стали книжный магазин Н. А. Серно-Соловьевича и Шахматный клуб в Петербурге.

В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских вос­станий организация самороспустилась.

«Ишутинцы». В1863—1866гт.действовалареволюционная ор­ганизация, .возглавляемая Н. А. Ишутиным («ишутинцы»). В 1866 г. член организации Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Организация была разгромлена.

«Народная расправа» была создана в конце 60-х годов револю­ционным фанатиком С Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо эти­ку революционной борьбы, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления.


«Большое общество пропаганды» («чайковцы») существовало в 1869—1874 тт. Его возглавляли М.А Натансон, Н.В Чайковский, С. Л. Перовская, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин. Общество зани­малось изучением социалистической литературы.

В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массовой ак­ции — «хождения в народ», когда сотни студентов, гимназистов, мо­лодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды социализма среди крестьян. Но в итоге крестьян не удалось поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистиче­ском духе.

«Земля и воля» (18761879). Организацией руководили МА. Натансон, А.Д.Михайлов, Г.В.Плеханов, Л. А. Тихомиров, Стре­мясь поднять народ на революцию, они считали необходимым:

агитацию словом и делом, а также

акции по дезорганизации государства (т. е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее «вредных» представи­телей власти).

Землевольцы перешли от «летучей» агитации к «оседлой» пропа­ганде, т. е. стали создавать поселения народников в деревне. Но новое «хождение в народ» также не дало результатов и в 1879 г. партия раско­лолась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социали­стические идеалы («деревенщиков»), объединившихся во главе с -Г. В. Плехановым в партию «Черный передел», и сторонников полити­ческой борьбы и достижения политической свободы, как необходимо­го условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора («политиков»), образовавших «Народную волю».


Партию «Народная воля» (18791882) возглавлял Исполни­тельный комитет, в который входили А.И. Желябов, А.Д.Михайлов, С Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов идр.

Народовольцы ставили своей целью:

— революционный захват власти;

— созыв Учредительного собрания;

— утверждение политических свобод;

— построение, в перспективе, общинного социализма. Основным средством достижения цели признавался политический

переворот с помощью армии и при поддержке народа.

Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный тер­рор, который постепенно вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попы­ток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н.Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г. 1 марта 1881г. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, организация была разгромлена по­лицией.

«Черный передел» (18791882). Его руководители — Г. В. Пле­ханов, П. Б. Лксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич—целью своей деятель­ности считали подготовку крестьянской революции при помощи про­паганды в деревне.


В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмигра­ции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» — пер­вую русскую социал-демократическую организацию.

Источник: studopedia.su

1.1. Идеология народничества. Идейными основоположниками народничества были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, в 1850-х — начале 60-х гг. разработавшие его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существовавший крепостнический и самодержавный строй, были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными элементами народничества являлись: — отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развития в России; — стремление создать социалистическое общество как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме; — убеждение, что лишь в справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности; — идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму; — представление о русском крестьянине-общиннике как человеке будущего, «социалисте по природе»; — критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание (до конца 1870-х гг.) значения политической борьбы за свободы и права личности.

2. Основные теоретические направления революционного народничества складывались и развивались в условиях пореформенной России. Они были призваны осмыслить перемены, произошедшие в стране, дать революционерам идейную платформу для их практической деятельности. Сохраняя приверженность социалистической цели, они существенно расходились в методах ее достижения. • Ведущим теоретиком «пропагандистского» направления революционного народничества выступил П. Л. Лавров, который в своих работах («Исторические письма», «Программа “Вперед”, «Социальная революция и задачи нравственности» и др.) определил следующее: — движущей силой истории являются критически мыслящие личности, т. е. интеллигенция, овладевшая всем богатством культурных знаний; — интеллигенция смогла появиться и умственно развиться, так как была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг; — крестьянство не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции — длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений; — внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы; — для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма; — после победы народа необходимо сохранение «государственного элемента», роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений; — социалистическое общество может развиваться только при условии свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива, т е. обеспечении солидарности в общественных формах. • Ведущий теоретик «бунтарского (анархистского)» направления революционного народничестваМ. А. Бакунин в работе «Государственность и анархия» доказывал, что: — главная существующая несправедливость — социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство; — поэтому цель борьбы — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство — худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя; — основное средство борьбы — революционный бунт народа. Крестьянин, будучи «коммунистом по инстинкту», готов к бунту и созданию на базе общины справедливого общества; поэтому нужна не длительная пропаганда, а агитация в целях осуществления немедленного восстания; — после революционной ликвидации государственности и неравенства народ сам организуется в федерации общин уездов, губерний России, славянского мира. В результате будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира. • Главный теоретик «заговорщического» направления (бланкизма) П. Н. Ткачев полагал, что: — крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества, поэтому — нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации и призыве к бунту; — самодержавие не имеет опоры ни в одном сословии русского общества. Оно «висит в воздухе», поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть, установит свою диктатуру и будет руководить социалистическим переустройством общества; — для достижения поставленной цели необходимо использовать все методы, включая противозаконные и аморальные, с точки зрения общества того времени. 1.3. Народнические организации и их деятельность. • Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850 — начале 1860-х гг.: студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858), затем кружок пропагандистов в Москве во главе с П. Э. Аргиропуло и П. Г. Заичневским (1861). • «Земля и воля» (1861-1864) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А. А. Слепцов, Н. А. Серно-Соло- вьевич, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г., после завершения подписания уставных грамот. Для этого использовалась легальная и нелегальная пропаганда, издавались прокламации. Петербургский кружок поддерживал тесные связи с редакцией герце- новского «Колокола». Во второй половине 1863 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия ожидавшихся крестьянских восстаний организация самороспустилась. • «Ишутинцы». В середине 60-х гг. народническое движение было представлено рядом кружков, наиболее известным из которых стал кружок, возглавляемый Н. А. Ишутиным («ишутинцы»). Студенты Московского университета, взяв за образец деятельность героев романа Чернышевского «Что делать?», стали создавать артельные мастерские. Однако, не имея ни навыков, ни знания рыночных отношений, они не смогли доказать преимущество коллективного труда перед индивидуальным. Поэтому они решили перейти к активной политической деятельности. Внутри кружка возникло объединение с символическим названием «Ад», в который входил Д. В. Каракозов, совершивший в 1866 г. неудачное покушение на Александра II. По приговору суда он был повешен, а остальные члены кружка сосланы на каторгу и в ссылку. • «Народная расправа» была создана в конце 60-х гг. революционным фанатиком С. Г. Нечаевым. Нечаев был мастером мистификации, отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. В написанном им за границей «Катехизисе революционера» со всей откровенностью говорилось, что «революционер — человек обреченный. У него нет своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанности… ни даже имени… Нравственно для него то, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все то, что помешает ему». Ради «интересов» революционного дела он пошел на организацию коллективного уголовного преступления — убийство отказавшегося ему подчиняться студента И. И. Иванова. После раскрытия преступления Нечаев бежал в Швейцарию, но был выдан русским властям как уголовный преступник. Используя материалы следствия по делу нечаев- цев, Ф. М. Достоевский написал роман «Бесы». • «Большое общество пропаганды» («чайковцы») (1869-1874). В него входили М. А. Натансон, Н. В. Чайковский, С. Л. Перовская, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин и др., которые начали с самообразования, а пришли к изучению социалистической литературы. Испытав на себе негативное влияние дела Нечаева, боясь повторения диктатуры «руководителя», члены общества боролись с «генеральством» и не допускали создания сплоченной организации. Желание помочь народу подтолкнуло чайковцев к участию в 1874 г. в уникальной в мировой истории массовой акции — «хождение в народ». Свыше 3 тыс. пропагандистов (в основном студентов и гимназистов) отправились в деревню, кто для агитации немедленного восстания, кто для пропаганды социализма среди крестьян, а кто — для ознакомления с их жизнью. Но революционеров встретило непонимание со стороны крестьян, которые настороженно отнеслись к идеям социализма и враждебно — к призывам свергнуть царя. Полиция провела массовые аресты, подтолкнув тем самым революционеров к поиску новых форм борьбы. • «Земля и воля» (1876-1879). Посчитав, что одной из причин неудачи «хождения в народ» стало отсутствие какой-либо организации, уцелевшие от арестов народники создали в 1876 г. партию, которая с 1878 г. начала именоваться «Земля и воля». Во главе организации, насчитывавшей до 200 человек, в разные периоды стояли М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская и др. Землевольцы, полагая, что ошибка их предшественников заключалась в непродолжительном пребывании среди крестьян, перешли от «летучей» агитации к «оседлой» пропаганде — стали создавать поселения народников в деревне. Кроме того, они заявили о себе политической демонстрацией 6 декабря 1876 г. у Казанского собора в Петербурге. Землевольцы при активном участии наиболее политизированных и сознательных рабочих создали в Петербурге «Северный союз русских рабочих» (1878 г.). Первой же рабочей организацией в России стал «Южнороссийский союз рабочих», созданный в 1875 г. народником Е. О. Заславским в Одессе. Стремясь поднять народ на революцию, землевольцы считали необходимым проводить: — организаторскую деятельность с целью передачи всей земли крестьянам на правах общинного владения, введения мирского самоуправления, демократических свобод; — акции по дезорганизации государства (привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство провокаторов и наиболее «вредных» представителей власти). Однако новое «хождение в народ» также не дало результатов и в 1879 г. партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы («деревенщиков»), объединившихся во главе с Г. В. Плехановым в партию «Черныйпередел», и сторонников политической борьбы и «достижения политической свободы» как необходимого условия для социалистической пропаганды — «политиков», образовавших «Народную волю». • Партию «Народная воля» (1879-1882) возглавлял Исполнительный комитет, в который входили А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов и др. Народовольцы, пришедшие под влиянием логики революционной борьбы к идеям русского бланкизма, ставили своей целью: — свержение монархии и революционный захват власти; — созыв Учредительного собрания и передача власти избранникам народа; — утверждение политических свобод; — построение, в перспективе, общинного социализма. Основным средством достижения цели признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа. Для дезорганизации власти народовольцы решили использовать и индивидуальный террор, который воспринимался ими и как средство революционной пропаганды, как фактор, способный подтолкнуть народные массы к восстанию. Однако постепенно террор вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Народовольцы повели настоящую «охоту на царя». Предприняв несколько попыток (взрыв царского поезда под Москвой в ноябре 1879 г., взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г., подготовленный С. Н. Халтуриным), они добились своей цели. 1 марта 1881 г. Александр II был убит группой «метальщиков бомб», руководимой С. Л. Перовской. Но смерть императора не привела к ожидаемой народовольцами революции или массовым выступлениям народа. Более того, она вызвала поворот власти к реакции, обострила кризис народнического движения. Сама партия была разгромлена полицией. • «Черный передел» (1879-1882). Его руководители — Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич — продолжали отстаивать народнические цели общинного социализма. Главной задачей своей деятельности они считали подготовку крестьянской революции при помощи пропаганды в деревне. В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопере- дельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» — первую русскую социал-демократическую организацию. 1.4. Реформаторское (легальное) народничество. • Основные представители. В 80—90-х гг. в результате острого организационного и идейного кризиса революционного народничества широкое распространение в интеллигентской среде получили идеи реформаторского народничества (В. П. Воронцов, И. И. Каблиц, Н. К. Михайловский и др.). • Важнейшие положения. Теоретики легального народничества: — осуждая капитализм, пытались обосновать преимущество мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах; — доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством. Они считали, что марксизм в крестьянской России не применим, а попытки его утверждения вызовут установление диктатуры меньшинства над большинством населения; — считали идеалом общественного устройства гармоничное сочетание свободы личности и общинной солидарности, обеспечивающее, по их мнению, необходимые условия для всестороннего развития человека. В итоге они выступали как против реакции, так и против революции, осуждали насильственные методы преобразований. В годы контрреформ получила широкое распространение либерально-народническая теория и практика «малых дел», призывавшая интеллигенцию, в первую очередь, честно выполнять свои профессиональные обязанности во благо народа. 1.

Источник: texts.news

Истоки народничества

Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

– Россия должна идти по своему пути.

– Капитализм чужд развитию России.

– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

– Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Цели народничества

Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.

Основные направления движения народничества

Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.

Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.

Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.

Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.

Народническое движение

Деятельность народников

В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.

Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.

4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.

К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.

В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.

Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.

Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.

Значение народничества

Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».

Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.

Источник: histrf.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.